Российские сословия XIX века. Российские сословия XIX века Права и обязанности крестьян в средние века

13. Права и обязанности крестьян после реформы 1861 г. (КРАТКО)

Наиболее тяжкие сословные ограничения были ликвидированы. По Общему положению, крестьяне стали иметь «права свободных сельских обывателей, как личные, так и по имуществу».

Крестьяне получили право:

Вступать в брак без разрешения помещика,

Заключать сделки, принимать обязательства,

Обращаться в суд,

Быть свидетелями и поручителями.

В Общем положении были закреплены такие права крестьян, как право:

Открывать и содержать фабрики и другие промышленные предприятия,

Свободно заниматься ремеслом, торговлей.

Следует отметить, что это положение давало возможность выделившейся верхушке крестьянства – кулачеству принимать участи в развитии капиталистических отношений в России.

Общее положение наделяло крестьян довольно полной правоспособностью: крестьяне имели право:

Приобретать в собственность движимое и недвижимое имущество, могли отчуждать его, передавать по наследству и т.д.

Следует подчеркнуть, что права «свободных сельских обывателей» крестьяне получили не сразу и не в полной мере.

В течение первых двух лет после отмены крепостного права крестьяне еще оставались в значительной зависимости от своих прежних владельцев, продолжая отбывать в пользу помещика прежние повинности.

Помещики сразу же со дня обнародования Положений теряли права продажи крестьян, отдачи их в услужение или на другие работы и право переселения крестьян и отдачи их в исправительные учреждения.

Временно обязанные крестьяне

После подписания уставной грамоты и получения вслед за этим земельного надела между помещиком крестьянами возникали обязательные поземельные отношения. Помещики сохраняли право собственности на всю прежнюю землю. Крестьяне же за полученные по реформе в использование земельные наделы отбывали барщинную или оброчную повинность. Эти крестьяне назывались временно обязанными и, по сути, оставались зависимы от помещика. Только после заключения выкупной сделки или выкупа земли (а это они могли сделать только с разрешения помещика) они переходили в разряд крестьян собственников и переставали отбывать феодальную повинность.

По отношению к временно обязанным крестьянам помещик имел и другие права. Так, гл. 6 Общего положения сохраняла за помещиками права вотчинной полиции: право надзора «за охранением общественного порядка и общественной безопасности».

Кроме того, помещик получал право контроля, надзора за органами крестьянского самоуправления, учрежденными по реформе сельскими и волостными сходами. Помещик имел право требовать смены сельских старост и других лиц сельской администрации; сельский староста обязан был безотлагательно выполнять требования помещика по целому ряду вопросов; помещик имел право требовать отмены мирского приговора и созыва сельского схода и т.д.

Крестьяне-собственники

После выкупа земельных наделов (либо после заключения выкупной сделки) крестьяне переходили в разряд крестьян-собственников. Сроки перехода крестьян на выкуп не были определены Положениями и зависимы от воли крестьян перевод из состояния временно обязанных затянулся на многие годы и десятилетия. В 1870 году количество временно обязанных крестьян составляло 32,54 %.

В 1881 году царское правительство задало закон об обязательном переводе крестьян на выкуп и о прекращении временно обязанного состояния с 1 января 1883 года.

В течение первых 9 лет после объявления реформы крестьяне-собственники не имели права продавать свои земельные наделы, уставные грамоты заключались не с отдельными, а с сельским обществом – миром. Мир отвечал круговой порукой за все платежи, подати и повинности, отбываемых крестьянами.

Крестьянин не имел права свободно уйти из сельского общества. Глава 5 Общего положения дает подробный перечень многочисленных условий выхода из мира.

Реформа 1861 года затронула всех крестьян. В отношении дворовых крестьян было издано специальное положение, по которому они освобождались без земли и без выкупа. Однако и в отношении дворовых крестьян принцип постепенности освобождения от крепостной зависимости был сохранен.

Положение о дворовых крестьянах устанавливало, что названные крестьяне должны были в течении двух лет работать на помещика и только после этого они могли получить освобождение без земли и без выкупа.

Были приняты специальные дополнительные правила об устройстве крестьян без земли в случае, если этой земли у них мало. Они также имели право крестьян такими земельными наделами, размеры которых были меньше душевой нормы.

Специальные дополнительные правила были установлены в отношении посессионных и крепостных рабочих. На них также распространялось Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, однако имелись некоторые особенности.

Крепостные и посессионные рабочие, как правило, не наделялись землей. Крепостные рабочие получали усадьбу и полевой надел только в том случае, если они пользовались ими до реформы. Такие же права были и у мастеровых и посессионных рабочих. Почти одновременно с помещичьими крестьянами были освобождены от крепостной зависимости удельные и государственные крестьяне. Удельные крестьяне были освобождены в 1863 году с наделом несколько большим, чем надел помещичьих крестьян, однако у них отрезали часть земли. Удельные крестьяне были переведены на выкуп сразу. Государственные крестьяне также были освобождены от крепостной зависимости с земельными наделом, причем государственным крестьянам, как правило, сохранялся тот земельный надел, которым они пользовались ранее.

По специальному указу 1863 года для крестьян западных губерний Украины и Белоруссии прекращалось состояние временно обязанных. Они были переведены в разряд крестьян-собственников, земельные нормы для них были увеличены.

В 1863 году в связи с вспыхнувшим в Польше восстанием царское правительство вынуждено было провести в Польше аграрную реформу на лучших для крестьян условиях, нежели в русских губерниях.

В 1864 году царское правительство издало именной указ об устройстве крестьян Царства Польского. Согласно Указу крестьяне получили в собственность землю без выкупа, за ними были сохранены те земельные наделы, которыми они пользовались ранее. Крестьяне освобождались от повинностей, которые они несли в пользу помещика. Однако вместо выкупного платежа на плечи польского крестьянства тяжелым бременем лег так называемый поземельный налог, большой по размеру и очень тяжелый для польского крестьянства.

ИЛИ (что больно):

19 февраля 1861 г. Александр II утвердил Положения об отмене крепостного права и издал в связи с этим Манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Кроме Манифеста, были изданы: Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости; Положение об устройстве дворовых людей; Положение о выкупе; Положение о губернских и уездных по крестьянским делам учреждениях; четыре местных положения о поземельном устройстве крестьян в различных губерниях России; Правила о порядке приведения в действие Положений о крестьянах.

Особые Дополнительные правила были приняты в отношении устройства крестьян мелкопоместных владельцев, посессионных крестьян и крепостных рабочих. В 1863 г. было утверждено Положение о крестьянах, водворенных на землях имений государевых, дворцовых и удельных. В связи с реформой в отношении государственных крестьян в 1866 г. бьш принят закон "О поземельном устройстве государственных крестьян в 36 губерниях".

Путем издания ряда специальных актов было проведено освобождение крестьян от крепостной зависимости в национальных районах страны. Подготовка крестьянской реформы, начавшаяся в 1857 г., полностью была в руках дворянства, что, естественно, отразилось в ее документах.

Правовое положение крестьян . Наиболее тяжкие сословные ограничения были ликвидированы. По Общему положению, крестьяне стали иметь "права свободных сельских обывателей, как личные, так и по имуществу" (ст. 2). Крестьяне получили право вступать в брак без разрешения помещика, заключать сделки, принимать обязательства, обращаться в суд, быть свидетелями и поручителями (ст. 21-24). В Общем положении были закреплены такие права крестьян, как право открывать и содержать фабрики и другие промышленные предприятия, свободно заниматься ремеслом и торговлей. Следует отметить, что это положение давало возможность выделившейся верхушке крестьянства - кулачеству принимать участие в развитии капиталистических отношений в России.

Общее положение наделяло крестьян довольно полной право способностью: крестьяне имели право приобретать в собственность движимое и недвижимое имущество, могли отчуждать его, передавать по наследству и т. д.

Следует подчеркнуть, что права "свободных сельских обывателей" крестьяне получили не сразу и не в полной мере. В течение первых двух лет после отмены крепостного права крестьяне еще оставались в значительной зависимости от своих прежних владельцев, продолжая отбывать в пользу помещика прежние повинности.

Помещики сразу же со дня обнародования Положений теряли право продажи крестьян, отдачи их в услужение или на другие работы и право " Общее положение (ст. 7) устанавливало двухлетний срок для составления так называемых уставных грамот-документов, определявших поземельные отношения между помещиками и крестьянами, переселения крестьян и отдачи их в исправительные учреждения (с этого же документа).

Временнообязанные крестьяне. После подписания уставной грамоты и получения вслед за этим земельного надела между помещиком и крестьянами возникали обязательные поземельные отношения. Помещик сохранял право собственности на всю прежнюю землю. Крестьяне же за полученные по реформе в пользование земельные наделы отбывали барщинную или оброчную повинность. Эти крестьяне назывались временнообязанными (ст. 15 Общего положения) и, по сути, оставались зависимыми от помещика. Только после заключения выкупной сделки или выкупа земли (а это они могли сделать только с разрешения помещика) они переходили в разряд крестьян-собственников и переставали отбывать феодальные повинности.

По отношению к временно обязанным крестьянам помещик имел идругие права. Так, гл. VI Общего положения сохраняла за помещикамиправа вотчинной полиции: право надзора "за охранением общественногопорядка и общественной безопасности".

Кроме того, помещик получал право контроля, надзора за органамикрестьянского самоуправления, учрежденными по реформе сельскимистаростами и волостными старшинами, сельскими и волостными сходами. Помещик имел право требовать смены сельских старост и другихлиц сельской администрации; сельский староста обязан был безотлагательно выполнять требования помещика по целому ряду вопросов; помещик имел право требовать отмены мирского приговора и созывасельского схода и т. д.Крестьяне-собственники. После выкупа земельных наделов (либопосле заключения выкупной сделки) крестьяне переходили в разрядкрестьян-собственников. Сроки перевода крестьян на выкуп не былиопределены Положениями и зависели от воли помещика. Поэтому длямногих помещичьих крестьян перевод из состояния временнообязанныхзатянулся на многие годы и десятилетия. В 1870 г. количество временнообязанных крестьян составляло 32,54%.

В 1881 г. царское правительство издало закон об обязательном переводе крестьян на выкуп и о прекращении временнообязанного состояния с 1 января 1883 г.В течение первых 9 лет после объявления реформы крестьянесобственники не имели права продавать свои земельные наделы.

Уставные грамоты заключались не с отдельными крестьянами, а ссельским обществом - миром1. Мир отвечал круговой порукой за всеплатежи, подати и повинности, отбываемые крестьянами.Крестьянин не имел права свободно уйти из сельского общества.

Глава V Общего положения дает подробный перечень многочисленныхусловий выхода из мира.Органы крестьянского управления. Согласно Положениям, в селахдля бывших помещичьих крестьян создавались органы крестьянскогосамоуправления. Все крестьяне-домохозяева сельского общества составляли сельский сход - низшее звено системы органов крестьянскогоуправления.

Сельский сход избирал сельского старосту и других должностныхлиц. Кроме того, ведению сельского схода подлежали вопросы о порядке и своевременности отбывания различного рода повинностей, увольнения членов общества и приеме в него, о пользовании землей, взыскании недоимок и др.

Сельские органы подчинялись волостному управлению, земской полиции и органам администрации.

Несколько сел объединялись в волость, где создавались волостнойсход во главе с волостным старшиной, волостиое управление и сословный крестьянский волостной суд.

Волостной сход решал хозяйственные и финансовые вопросы, ведалраскладкой сборов и повинностей.

Создание сословного крестьянского суда ярко свидетельствует о сохранении значительных элементов феодального строя. Волостной судимел право разбирать имущественные споры между крестьянами (до 100руб.) и судить крестьян за мелкие преступления, совершенные в отношении крестьян же.

В качестве наказания волостной суд мог приговаривать к общественным работам на срок до 6 дней, аресту до 7 дней, штрафу до 3руб. и телесным наказаниям до 20 ударов розгами.

Согласно Положениям для реализации крестьянской реформы и дляконтроля над органами сельского управления были созданы специальные учреждения, ведавшие крестьянскими вопросами: мировые посредники, уездные мировые съезды из мировых посредников и губернскиеприсутствия по крестьянским делам.

Мировые посредники назначались из наиболее родовитых и богатыхпомещиков данной местности. Они намечались уездным дворянскимсобранием, представлялись губернатором и утверждались Сенатом.

Мировым посредникам поручалось наблюдение за органами крестьянского управления. Так, органы сельского и волостного самоуправления обязаны были беспрекословно исполнять все требования мировыхпосредников. Волостной старшина в своей должности утверждался мировым посредником.

Порядок наделения крестьян землей. Согласно реформе помещикисохраняли право собственности на всю землю, однако они были обязаныпредоставить крестьянам так называемую усадебную "оседлость", т.е.землю для дома с приусадебным участком, которую крестьяне имелиправо выкупить, а также полевой надел, выкуп которого мог быть осуществлен лишь с согласия помещика.

Наделение крестьян землей производилось по ревизским душам.Женщины землей не наделялись. Крестьяне были обязаны взять предоставленный им надел. Только по истечении 9 лет крестьяне имели правоот него отказаться.

Местные положения устанавливали размеры душевых наделов в зависимости от конкретных условий, имевшихся в различных губерниях.Обычно определялись максимальный (высший) и минимальный (низший) размеры душевого надела.

Установленные положениями нормы душевых наделов были, какправило, меньше того количества земли, которым крестьяне пользовались до реформы. Помещики имели право "отрезать" часть земли открестьянского дореформенного надела, если этот надел был выше нормы.

Помещик имел также право уменьшить надел до 1/4 высшего надела,если крестьянин соглашался принять его без выкупа (так называемый"дарственный" надел). Этот надел получил у крестьян название"кошачьего" - настолько он был мал. Однако многие крестьяне вынуждены были воспользоваться этим положением реформы.

На 1 января 1881 г. число крестьян, получивших "дарственный" надел, достигло 461 тыс.В результате помещики "отрезали" у крестьян 20% прежних крестьянских наделов.Далее, помещики имели право переносить крестьянские наделы надругие места и широко пользовались этим правом для того, чтобы лучшие земли оставить за собой, а крестьянам дать менее удобные, малопригодные для обработки земли.

Кроме того, помещики имели право требовать обмена невыкупленных крестьянами наделов, если там обнаруживались полезные ископаемые или если эта земля оказывалась им нужной для каких-либо хозяйственных целей (гл. 2 Местного положения для великороссийских, новороссийских и белорусских губерний). Лес, как правило, крестьяне пореформе не получали.

формы крестьянского землевладения.

Царское правительство, готовя крестьянскую реформу, решило сохранить общинное землепользование.

Община была сохранена во всех губерниях, где она существовала дореформы. Причем выход из общины был чрезвычайно затруднен, почтиневозможен. Таким образом, пребывание в общине носило фактическипринудительный характер. Земля находилась в пользовании, а затем всобственности всего крестьянского общества и периодически делиласьмежду крестьянскими дворами.

Сохранение общины давало возможность царскому правительству ипомещикам взимать с крестьян государственные подати и обеспечиватьотбывание повинностей в пользу помещика. Община отвечала за каждого своего члена круговой порукой, привязывала крестьян к земле. Следует подчеркнуть, что крестьяне получили, по сути, нищенские земельные наделы, владея которыми нельзя было прокормиться. К тому жекрестьянин фактически не мог распоряжаться своим наделом. В результате помещики сохранили в своих деревнях дешевую рабочую силу.

Крестьяне вынуждены были брать землю в аренду на кабальных условиях.Сохранение общины явилось, безусловно, феодально-крепостническим пережитком, тормозившим развитие капиталистических отношений в России.

Кроме общинного землевладения, реформа установила (для тех губерний, где и до реформы не было общины) подворно-участковый наследственный принцип владения землей. Этот принцип больше отвечалинтересам капиталистического развития, так как давал крестьянинубольшую возможность распоряжаться земельными наделами.Выкуп земельных наделов. Земельные наделы давались крестьянамза выкуп. Крестьянин имел право выкупить свою усадьбу. Выкупить жеполевой надел он мог только с согласия помещика или даже по одностороннему его требованию. Вопрос о размере выкупа, об организациивыкупной операции решался в специальном положении о выкупе. Сумма выкупа определялась путем капитализации годового оброка. Оброк,который помещик получал от своего крестьянина, принимался за постоянный доход, составлявший 6% капитала.

Крестьянин не мог в большинстве случаев заплатить выкуп. Поэтомуцарское правительство, учитывая стремление помещиков получить деньги сразу, решило выплатить им всю выкупную сумму. С этой цельюбыла организована так называемая выкупная операция, направленная,как это утверждало царское правительство, "на содействие крестьянам вприобретении земли в собственность".

В чем заключалась эта выкупная операция?

Помещику причиталось 75% (если крестьяне получали неполный надел) или 80% (если надел был полный) выкупной суммы из государственной казны деньгами или ценными бумагами. Остальные 20-25% крестьянин должен был внести помещику сам. Сумму, полученную помещиком из царской казны, крестьянин должен был погашать в течение49 лет по 6% ежегодно.

Таким образом, выкупная операция, с одной стороны, удовлетворялаинтересы помещиков, ибо помещики сразу получали все причитавшиесяим деньги и могли эти деньги пустить в оборот. С другой стороны, государственная казна также имела выгоду, ибо получала большие проценты.

С помощью выкупной операции крестьяне заплатили за землю в несколько раз больше, чем она стоила на рынке в это время. Рыночнаястоимость всей выкупленной крестьянами земли составила 543 млн.руб., а крестьяне заплатили за наделы свыше 2 млрд. золотом.Выкупные платежи тяжким бременем лежали на плечах крестьянства в течение почти полувека. Крестьяне в ряде случаев не могливовремя выплатить государству причитающиеся проценты за ссуду.

Вместе с долгом росла и зависимость крестьян от помещика.Таким образом, в результате реформы помещики не только сохранили за собой огромные поместья и дешевую рабочую силу, но и обеспечили на долгое время доход, который они получали от крепостных крестьян до реформы.

Условия освобождения других категорий крестьян от крепостнойзависимости. Реформа 1861 г. затронула всех крестьян. В отношениидворовых, крестьян было издано специальное положение, по которомуони освобождались без земли и без выкупа. Однако и в отношении дворовых крестьян принцип постепенности освобождения от крепостнойзависимости был сохранен.Положение о дворовых крестьянах устанавливало, что названныекрестьяне должны были в течение двух лет работать на помещика итолько после этого они могли получить освобождение без земли и безвыкупа.

Были приняты специальные дополнительные правила об устройствекрестьян мелкопоместных помещиков, по которым последние имелиправо освобождать крестьян без земли в случае, если этой земли у нихбыло мало. Они также имели право наделять крестьян такими земельными наделами, размеры которых были меньше душевой нормы.

Специальные дополнительные правила были установлены в отношении посессионных и крепостных рабочих. На них также распространялось Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, однако имелись и некоторые особенности.Крепостные и посессионные рабочие, как правило, не наделялисьземлей. Крепостные рабочие получали усадьбу и полевой надел тольков том случае, если они пользовались ими до реформы. Такие же правабыли и у мастеровых и посессионных рабочих.

Почти одновременно с помещичьими крестьянами были освобождены от крепостной зависимости удельные и государственные крестьяне.Удельные крестьяне были освобождены в 1863 г. с наделом несколькобольшим, чем надел помещичьих крестьян, однако и у них отрезаличасть земли. Удельные крестьяне были переведены на выкуп сразу. Государственные крестьяне также были освобождены от крепостной зависимости с земельным наделом, причем государственным крестьянам,как правило, сохранялся тот земельный надел, которым они пользовались ранее.

По специальному Указу 1863 г. для крестьян западных губерний Украины и Белоруссии прекращалось состояние временнообязанных. Онибыли переведены в разряд крестьян-собственников, земельные наделыдля них были увеличены.

В 1863 г. в связи с вспыхнувшим в Польше восстанием царское правительство вынуждено было провести и в Польше аграрную реформу налучших для крестьян условиях, нежели в русских губерниях.В 1864 г. царское правительство издало именной Указ об устройствекрестьян Царства Польского. Согласно Указу, крестьяне получили всобственность землю без выкупа, за ними были сохранены те земельныенаделы, которыми они пользовались ранее. Крестьяне освобождались отповинностей, которые, они несли в пользу помещика. Однако вместовыкупного платежа на плечи польского крестьянства тяжелым бременемлег так называемый поземельный налог, большой по размеру и оченьтяжелый для польского крестьянина.

Реформа, проведенная царизмом, не могла полностью ликвидироватьпрежнюю систему общественно-экономических отношений, что способствовало неизбежно сохранению феодально-крепостнических пережитков в деревне.

Крестьяне в период реформы испытывали на себе давление как

помещичьего гнета, сохранившегося в результате реформы, так и гнета растущей буржуазии и кулачества. Широкое развитие в после реформенной России получили так называемые "отработки" и издольщина.

Однако, несмотря на все издержки, крестьянская реформа имелаогромное значение для развития капитализма в России: промышленность получила свободные наемные руки; в сельском хозяйстве устанавливались капиталистические отношения (в результате ликвидациисословного права дворян на землю последняя стала продаваться); быстрее стал развиваться внутренний рынок. В России строятся новые фабрики и заводы, развиваются рыночные отношения, увеличивается числопредпринимателей и рабочих, формируются новые классы.

Крестьяне - класс мелких производителей, держателей земельных участков, передаваемых феодалами.

Крестьянин не являлся собственником обрабатываемой земли, хотя условия, на которых ему передавалась земля, могли включать в себя даже право наследственного держания. Экономическая зависимость от феодала реализовывалась в виде ренты (отработочной, продуктовой или денежной), т.е. работы или платежей в пользу феодала. Однако на земле, отданной ему в держание, крестьянин вел самостоятельное мелкое хозяйство, имея в собственности дом, скот, и, что особенно важно, орудия труда. Положение крестьянина, таким образом, принципиально отличалось от положения как раба, так и наемного рабочего при капитализме. Крестьянство ‑ основная масса населения Европы, числен-но преобладавшая даже в конце средневеко-вья, когда получили значительное развитие города. Аграрная природа феодального обще-ства наложила неизгладимый отпечаток не только на его материальную жизнь, но и на культуру.

Возникновение крестьянства

В марксистской историографии было при-нято квалифицировать аграрное население раннесредневековой Европы как «общинни-ков». Эта характеристика, которая опирается на теорию об изначальности общинного строя деревни, сложившуюся в XIX в., опровер-гается опытом современной медиевистики. Деревенская община, связанная с принуди-тельным севооборотом, чересполосицей, выпасом по жнивью, коллективным распо-ряжением угодьями и иными аграрными рас-порядками, существовавшая в Европе во второй половине средних веков, не была наследием германской древности, как полагали эти историки. Современной ар-хеологией доказано, что у германцев в пос-леднем столетии до н. э. и в первые столетия н. э. доминирующим типом поселения были обособленные хутора или постепенно вырос-шие из них поселки, состоявшие всего лишь из нескольких дворов; следов деревень в пря-мом смысле этого слова не обнаружено. Де-ревенская община начала складываться в процессе внутренней колонизации ранее неосвоенных земель, и истоки ее относятся к X—XI вв.

В раннее средневековье преобладающим типом аг-рарных поселений опять-таки были обособ-ленные хутора или небольшие группы дворов. Если об-щинные аграрные распорядки и существо-вали в раннее средневековье, то они имели второстепенное, периферийное значение. Жители одной местности периодически со-бирались на судебные сходки, на которых решались споры и подвергались наказанию преступники. Самоорганизация населения диктовалась прежде всего заботами о соблю-дении права и обычаев.

Положение коренным образом измени-лось после того, как в период демографичес-кого подъема стали раскорчевывать и расчи-щать новые земельные массивы, на которых и были основаны деревни. Значительное их число возникло под властью светских господ-рыцарей, которые стремились сконцентриро-вать сельское население вокруг своих замков и укреплений и которые были заинтересова-ны в выработке новых аграрных порядков, предполагавших общинную организацию.

Таким образом, формирование сельской общины, создание поселений деревенского типа, их распространение на новые террито-рии послужили основой для превращения мелких земледельцев и скотоводов в кресть-янство в собственном смысле слова. Этот процесс был тесно связан с укреплением фе-одальных отношений. Нетрудно видеть, что оформление общины явилось составной ча-стью генезиса корпоративной структуры об-щества, присущей феодализму (возникнове-ние городов-коммун и цехового строя, спло-чение групп людей в «братства», fraternitates, своего рода союзы взаимопомощи, основа-ние духовно-рыцарских орденов, зарожде-ние университетов; объединялись даже пре-ступники и др. маргиналы).

Важнейшей социально-религиозной фор-мой объединения крестьянства, как и других верующих, был церковный приход. Индивид, не являвшийся в начале сред-них веков частицей корпорации, был в боль-шой мере предоставлен самому себе и мог опираться преимущественно лишь на соро-дичей и семью или искать защиты у могуще-ственного покровителя. Изменения в струк-туре родовых и семейно-брачных отноше-ний, происходившие под воздействием цер-кви, вели к перестройке имущественных прав, к их относительной индивидуализации.

Права и обязанности крестьян

Понятие «крестьянство», как оно сложи-лось в Восточной Европе при переходе к Но-вому времени, неправомерно переносить на крестьянство средневекового Запада. В особенности ошибочно квалифицировать последних как «крепостных». Крепостной человек в России ХVIII-ХІХ вв. был во всех отношениях бесправен, поставлен вне официального общества и рассматривался исключительно в качестве объекта эксплуатации и имущественных сде-лок. Между тем крестьяне на Западе, при всех огра-ничениях их юридических и материальных прав, сколь существенными подчас эти огра-ничения ни были, не являлись ни холопами, ни рабами, хотя не раз юристами предпри-нимались попытки приравнять К. к рабам.

Французский серв или английский вил-лан, выполнявшие повинности в пользу се-ньора и признававшие его власть, не могли быть лишены земельного надела и хозяйства; они не могли подвергаться произвольной эк-сплуатации сверх того, что было установлено обычаем поместья. Не господский произвол, но обычай — система неписаных и освящен-ных стариною норм, в соблюдении которых были заинтересованы и крестьяне, и их господа, регулировал отношения обеих сторон. Запад-ноевропейский крестьянин был ограничен в своих правах и подчас находился в чрезвычайно приниженном положении, но не был беспра-вен. Его зависимость от господина могла рас-цениваться как несвобода (что резко отлича-ло его статус от статуса горожанина, не гово-ря уже о привилегированном положении се-ньоров), но эта несвобода не имела ничего общего с бесправием раба или крепостного.

Соглас-но учению о тройственной социальной орга-низации, получившему признание начиная с XI в., laboratores («трудящиеся») или aratores («пахари») были столь же неотъемлемой опо-рой монархии, как и oratores («молящиеся», т.е. духовенство и монашеспіво) и bellatores («воины», т.е. рыцарство). Разумеется, крестьяне представляли собой низший разряд в этой триаде, но их жизненная необходимость для функционирования социального целого была неоспорима.

Деревенская община, когда она, наконец, сложилась, представляла собой в известном смысле самоуправляющийся коллектив, ре-шавший свои внутренние дела. Средневековая деревня представляла со-бой замкнутый и во многом самодовлеющий мирок со специфическими для его обитате-лей способами восприятия действительнос-ти, системой поведения и культурными (фольклорными) традициями.

Крестьянские восстания

Средневековое крестьянство, образовы-вавшее экономический фундамент общества, в своей массе было зависимым. Но формы и степени этой зависимости широко варьиро-вались. В ряде регионов Европы долго сохра-нялись традиции свободы, унаследованные от варварской эпохи, и сельское население, по-ставленное перед угрозой подчинения част-ным господам и государственной власти, упорно ему сопротивлялось. Однако эти выс-тупления обычно были составной частью бо-лее сложных политических конфликтов (восстание Стеллинга в Саксонии в разгар борьбы за власть между преемниками Карла Великого (40-е гг. IX в); движение «березовоногих» в Норвегии в пос-ледней четверти XII в. в период борьбы за престол).

От традиций дофеодальной свободы нужно отличать новые тенденции, которые проявились во второй половине средних ве-ков и были связаны с формированием мелко-го товарного производства и с ростом кресть-янского самосознания. Во время восстания Уота Тайлера (Англия, 1381 г.) крестьянские вожаки ставили риторический вопрос: «Ког-да Адам пахал, а Ева пряла, где был дворя-нин?». Игнорируя различия между религией и социальной практикой, крестьяне обосновывали свои требования об освобождении отличной зависимости ссылками на священные тексты. Крестьяне были убеждены в том, что их труд делает их свободными.

Обострившиеся во второй период средних веков социальные противоре-чия порождали, особенно в условиях полити-ческих кризисов и войны, серию крестьянс-ких восстаний, которые, как правило, были обречены на неудачу. Наи-более мощное и широкое из этих восстаний ‑ Крестьянская война в Германии 1525 г., про-исшедшая в условиях начавшейся Реформа-ции. Чуть ли не един-ственным в истории средневековой Европы успешным выступлением крестьян за свое освобож-дение было восстание в Каталонии во второй половине XV в.; их успеху способствовал ан-тагонизм между королевской властью и дво-рянством. «Дурные обычаи», символизиро-вавшие приниженную зависимость крестьян от гос-под, были отменены.

Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990

История крестьянства в Ев-ропе. Эпоха феодализма. Т. 1—3. М., 1985‑1986

Шпренгер Я., Инсисторис Г. Молот ведьм

Второе городское право Страсбурга

Саллическая правда

Словарь средневековой культуры

Петр Абеляр. История моих бедствий

Анна Комнина. Алексиада

Византийская Книга Эпарха

ВИЗАНТИЯ (БРЭ. т. 5). Большая Российская энциклопедия. Том 5.

Массария Кафы 1374 г.

Первое городское право Страсбурга

Песнь о Нибелунгах

Песнь о Ролланде

Bauer // Reallexikon der Germanischen Altertumskunde. 2 Aufl. Bd.2. В., N.Y., 1976

Der Bauer im Wandel der Zeit. Bonn, 1986

Cherubini G. Le paysan et le travail des champs // L"homme médiéval. P., 1987

Duby G. Guerriers et paysans. VII e - XII e siècle. Premier essor de ľéconomie européenne. P. 1973

Duby G . L"économie rurale et la vie des campagnes dans l"Occident médiéval. P., 1975

Le Roy Ladurie E. Montaillou, village occitan de 1294 à l324. P., 1975

Martini F. Das Bauerntum im deutschen Schrifttum. Heidelberg, 1944

Rösener W. Bauern im Mittelalter. München, 1985

Thirsk J. The Common Fields // Past and Present, N 29, 1964

История отечественного государства и права: Шпаргалка Автор неизвестен

28. ЛИЧНЫЕ И ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ КРЕСТЬЯН, ВЫШЕДШИХ ИЗ КРЕПОСТНОЙ ЗАВИСИМОСТИ. ВРЕМЕННООБЯЗАННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ И КРЕСТЬЯНЕ-СОБСТВЕННИКИ

Несмотря на то что крестьянин, вышедший из крепостной зависимости, провозглашался собственником переданной ему земли, право распоряжения ею сильно ограничивалось властью сельской общины которые существовали в большинстве регионов страны. Кроме того, крестьянину запрещалось распоряжаться землей в течение 9 дней (это было сделано во избежание массового ухода освобожденных крестьян в города).

Освобожденные от крепостной зависимости крестьяне получали статус «свободных сельских обывателей», приобретали гражданскую дееспособность. Им разрешалось заключать договоры, с тем ограничением, что переданные им земли они не могли использовать в качестве обеспечения взятых ими на себя обязательств. Крестьянам также предоставлялось право свободно заниматься торговлей, открывать заводы и фабрики, вступать в гильдии и иные профессиональные корпорации, по своей воле вступать в брак. Крестьяне получали равные с другими сословиями процессуальные права.

Однако крестьяне во многом еще оставались ущемленными в правах. В частности, им запрещалось обязываться векселями; при поступлении на государственную службу или в учебное заведение крестьянин был обязан представить «увольнительную» выданную сельским обществом (общиной). Эти ограничения были отменены лишь под воздействием Первой русской революции 1905–1907 гг., в соответствии с Указом от 5 октября 1906 г. «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и других лиц бывших податных состояний»

Крестьяне за отводимые им земельные наделы должны были отбывать рабочую повинность или выплачивать деньги помещику, т. е. находились на положении так называемых временнообязанных. По заключении договоров («уставных грамот») зависимость крестьян от помещика окончательно ликвидировалась, а казна уплачивала помещикам (процентными бумагами) стоимость их земель, отошедших под крестьянские наделы. После этого крестьяне должны были в течение 49 лет погасить свой долг государству ежегодными взносами «выкупных платежей» «Выкупные платежи» и все подати крестьяне платили сообща, всем «миром». Каждый крестьянин был «приписан» к своей общине, и без согласия «мира» не мог из него выйти.

Под влиянием Первой русской революции 3 ноября 1905 г. (через 44 года после освобождения крестьян) был опубликован царский Манифест «Об улучшении благосостояния и облегчении положения крестьянского населения». В соответствии с ним с 1 января 1906 г. невыплаченные выкупные платежи уменьшались наполовину, а с 1 января 1907 г. и вовсе отменялись.

Из книги Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости автора Романов Александр Николаевич

Из книги Повседневная жизнь Европы в 1000 году автора Поньон Эдмон

Крестьяне Если владелец замка оглянется вокруг, то увидит земли, которые возделывают его крестьяне. Часть этих земель - правда, не всегда - принадлежит непосредственно ему. Конечно, это не означает, что он обрабатывает их своими руками; эти руки созданы лишь для того,

Из книги Россия в средние века автора Вернадский Георгий Владимирович

8. Крестьяне Так же, как и формирование дворянства, становление крестьянского класса в Великом княжестве Литовском было сложным к длительным процессом. Исторически, в его основе лежало многообразие различных групп сельского населения, занимающегося не только обработкой

Из книги Советские партизаны. Легенда и действительность. 1941–1944 автора Армстронг Джон

1. Крестьяне Подавляющее большинство крестьян на оккупированной территории объединяло одно желание – добиться отмены колхозной системы. Лишь немногие крестьяне были убежденными коммунистами, их отношение к политической системе и форме правления характеризовалось

Из книги Оккупация. Правда и мифы автора Соколов Борис Вадимович

Партизаны против крестьян. Крестьяне против партизан Приток пополнения в отряды порой ограничивался не только нехваткой оружия, но и действиями самих партизан, иной раз не слишком хорошо обращавшихся с местными жителями.Случаи мародерства со стороны партизан

Из книги Повседневная жизнь этрусков автора Эргон Жак

Крестьяне Совершенно другими, но, без сомнения, столь же многочисленными, были деревенские рабы (familia rustica). Не стоит верить на слово рассказу Плутарха о впечатлениях Тиберия Гракха, который в 137 году до н. э. проезжал через Этрурию, направляясь воевать в Испанию, к Нуманцию:

Из книги Закат и падение Римской империи автора Гиббон Эдвард

ГЛАВА XLIV Очерк римской юриспруденции.- Законы царей.- Двенадцать таблиц децемвиров.- Законы, утверждавшиеся народом.- Декреты сената.- Эдикты должностных лиц и императоров.- Авторитет юристов.- Кодекс, Пандекты, Новеллы и Институции Юстиниана.- I. Личные

автора Монтескье Шарль Луи

ГЛАВА XV Не следует подчинять принципам государственного права то, что находится в зависимости от принципов гражданского права Подобно тому как люди отказались от естественной независимости, чтобы жить под политическими законами, они отказались и от естественной

Из книги Избранные произведения о духе законов автора Монтескье Шарль Луи

ГЛАВА X О крепостной зависимости В законе бургундов сказано, что, поселившись в Галлии, народ этот получил две трети земель и одну треть крепостных. Крепостная зависимость, следовательно, существовала в этой части Галлии прежде переселения бургундов.Законы бургундов в

Из книги Василий III автора Филюшкин Александр Ильич

Крестьяне Сельских жителей с XV века все чаще именуют просто: «крестьяне», то есть «христиане». Это были просто «люди», «христианские люди», та паства из простолюдинов, о которой для ее идентификации можно сказать только то, что она поклоняется Христу. Увы, русское

Из книги История Беларуси автора Довнар-Запольский Митрофан Викторович

§ 10. КРЕСТЬЯНЕ Многочисленный крестьянский класс составился из разнородных элементов. Низшим элементом, вошедшим в его состав, были рабы, челядь невольная. Рабство было исконным явлением на Руси. Однако оно не имеет большого распространения в изучаемое время. Статутовое

Из книги Отпадение Малороссии от Польши. Том 1 [вычитано, современная орфография] автора Кулиш Пантелеймон Александрович

Глава II. Польские мещане и польская шляхта. - Земледелие и городская промышленность. - Польско-русские крестьяне. - Столкновение европейского хозяйства с азиатским. - Малорусские крестьяне в новых колониях. - Соперничества между мещанами и шляхтою. - Колонизация

Из книги Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков автора Тарас Анатолий Ефимович

Крестьяне Крестьяне составляли основную часть населения страны. По роду занятий крестьяне делились на тягловых (которые отбывали «панщину»), осадных (они платили оброк), огородников (беднейшая часть крестьян, отбывавших панщину раз в неделю) и слуг (занятых в хозяйстве

Из книги Россия: народ и империя, 1552–1917 автора Хоскинг Джеффри

Крестьяне С отречением царя у крестьян появились возможности, о которых столетиями приходилось лишь мечтать: сбросить с шеи ярмо власти и вести свои дела самостоятельно, себе во благо. Когда известие о Февральской революции достигло сельской местности, во многих

Из книги Хронология российской истории автора Конт Франсис

Освобождение крестьян от крепостной зависимости 1) Крепостные и государственные крестьяне в 1858 (данные о крестьянском населении обоего пола согласно 10-й «Душевой ревизии») Общее население империи: ок. 74 млн. 500 тыс. жителей. 2) Уменьшение крестьянских норм наделов при

Из книги Масонство, культура и русская история. Историко-критические очерки автора Острецов Виктор Митрофанович

До XVIII века сословного строя в России не было. Общество многократно делилось и меняло состав социальных групп в зависимости от разных ситуаций. Петр I и его последователи подогнали российское общество к средневековым западноевропейским образцам и к XIX веку сформировали в стране сословный строй. Ситуация была закреплена в IX томе «Свода законов Российской империи». В 4-й статье все «природные обыватели России» делились на четыре основных сословия:

  1. Дворянство – высшее привилегированное главенствующее сословие.
  2. Христианское духовенство – привилегированное сословие служителей церкви.
  3. Городское население включало в себя привилегированных Почетных граждан, купцов 1-й и отчасти 2-й гильдии, а также податных купцов 3-й гильдии и мещан.
  4. Сельское население составляли крестьяне разных форм зависимости и привилегированное казачество.

Из этих сословий и инородческих групп к концу века сформировалось несколько категорий, условно составивших сословную структуру российского общества.

Сословия в XIX веке: их права, привилегии и обязанности

Название сословия

Внутрисословные группы

Права и привилегии

Обязанности

Дворянство

Потомственные и личные.

  • владение населенными землями;
  • освобождение от налогов;
  • земских повинностей (до второй половины XIX в.);
  • освобождение от обязательной службы и телесных наказаний;
  • сословное самоуправление;
  • поступление на государственную службу и на получение образования в привилегированных учебных заведениях.

Личные дворяне не могли передавать свое достоинство по наследству.

Особых обязанностей для дворянского сословия Российское законодательство не предусматривало.

Духовенство

Белое (приходское) и черное (монашество).

Белое и Черное духовенство освобождалось от рекрутчины и телесных наказаний. Служители церкви имели право получить хорошее образование.

Представители Черного духовенства обязаны были посвятить свою жизнь церкви, отказавшись от семейных отношений и любых связей с внешним миром. Представители Белого духовенства обязаны были проповедовать слово Божие.

Почетные граждане

Потомственные и личные.

Пользовались свободой от рекрутской повинности, подушного налога и телесного наказания. Имели право участвовать в выборах на общественные должности, кроме права поступления на государственную службу.

Титул почетного гражданина не сопровождался особыми обязанностями.

Купечество

Первой, второй и третьей гильдии

  • Купцы 1-й гильдии имели крупный внутренний и внешний торговый оборот. Были освобождены от многих налогов, рекрутской повинности и телесных наказаний.
  • Купцы 2-й гильдии – были заняты ведением крупной внутренней торговли.
  • Купцы 3-й гильдии вели городскую и уездную торговлю.

Купечество имело права сословного самоуправления и имели доступ к приличному образованию.

Купцы 2-й и 3-й гильдий обязаны были нести рекрутскую, земские и налоговые повинности.

Казачество

Казаки имели право владеть землей, освобождались от выплаты податей.

Казаки обязаны были нести военную службу (срочную и в запасе) с собственным снаряжением.

Мещанство

Ремесленники, мастеровые и мелкие торговцы.

Мещане занимались городскими промыслами и уездной торговлей. Имели права сословного самоуправления и ограниченный доступ к образованию.

Мещане платили все существующие тогда подати, несли рекрутскую повинность, были основой для военной армии. К тому же, мещане не владели землей, обладали урезанными правами и широкими обязанностями.

Крестьянство

Государственные и крепостные до 1861 года (помещичьи, посессионные и удельные) 1861 года.

Государственные крестьяне имели право общинного владения землей и сословного самоуправления.

Крепостные прав не имели вообще.

После 1861 года крестьянское сословие унифицировалось, получив минимум гражданских и имущественных прав.

Крепостные крестьяне должны были отрабатывать барщину, платить оброк и нести другие повинности в пользу владельцев. Все крестьянство, до 1861 года и после несли рекрутскую повинность и большую часть тягла в пользу государства.

Инородцы

Восточные и евреи.

Инородцы имели ряд промысловых и административных прав на отведенных им территориях, а также гарантии государства от частных утеснений.

Обязанности инородцев различались в зависимости от разряда. Подати вносили в широком диапазоне, от ясака, до общепринятых налогов.

К XIX веку большинство европейских стран отказалось от четкого разделения сословий, но в Российской империи эта традиция продолжала существовать до середины века. Отмена крепостного права повлияла на улучшение положения крестьян, но не ослабила межсословных противоречий. Крестьянство, задавленное выкупными платежами, не могло, в массе своей, вырваться из тяжелой нужды. Привилегированные классы еще долго сохраняли свое доминирующее положение в Российском обществе.



 

Возможно, будет полезно почитать: