Общие положения. Общие положения Российская правовая система и предпринимательское право

Важнейшим вопросом в правоведении является определение места отдельных отраслей права в системе российского права. Научные дискуссии о предмете и самостоятельности отрасли права приводят к диаметрально противоположным выводам в научном сообществе посредством различного толкования одних и тех же правовых категорий.

Для установления истины следует исходить из того, что правовая система государства включает в себя систему права, правовую культуру (идеологию), правореализацию, а также иные внешние и внутренние формы выражения правовой действительности. Система права представляет собой внутреннее строение права, включающее в себя отрасли, подотрасли, институты и нормы права.

Историческое деление системы права на частное и публичное было актуально для Древнего Рима в эпоху становления и развития права в целом. Образовывались две суперотрасли, или сферы регулирования. В основу деления было заложено существо отношений: где был интерес частных лиц на основе равенства, отношения регулировались частным правом ; отношения подчинения, где присутствовал интерес государства, - публичным правом.

Следует отличать частное и гражданское право, последнее из которых является видовым по отношению к родовой отрасли - частному праву. Касательно современного состояния российского права деление системы права на частное и публичное право является методологическим для разграничения норм права и построения системы права. Как справедливо отмечает В. К. Мамутов, деление права на частное и публичное относится к делению норм права, а не отраслей права, поскольку они (нормы) сочетаются вместе .

Для каждого суверенного государства системообразующим и фундаментальным является конституционное право. Бесспорным является деление системы права на материальные и процессуальные отрасли права, где предпринимательское право выступает отраслью материального права (рис. 2.1).

Рис. 2.1.

В условиях развития общественных отношений, научно-технического прогресса и многоукладное™ экономики существующие механизмы правового регулирования предпринимательства в смешанной экономике России нс вписываются в рамки простых правовых догм. В связи с чем в правоведении необходимо было определить более «эффективный» и актуальный критерий разграничения отраслей в системе права.

Учитывая данные обстоятельства, В. К. Райхером была предложена теория комплексности отраслей права, поскольку выделение «химически чистых» отраслей права было утопией. Впоследствии данный тезис не раз повторит в своих работах К). К. Толстой: «Система права многомерна и рукотворна, в нее могут входить отрасли права самого различного уровня. Если взять за отправное деление права на публичное и частное в его современном понимании, то все остальные отрасли права, в том числе и гражданское право, в той или иной мере носят комплексный характер. Все дело - в мере этой комплексности. В меньшей степени она присуща гражданскому праву, хотя и в нем есть нормы, которые с равным основанием могут быть отнесены как к гражданскому праву, так и к другим отраслям права (например, государственному или процессуальному), в большей степени, например, предпринимательскому или коммерческому праву, характерной чертой которого является переплетение публичных и частноправовых начал» 1 . Подтверждением справедливости данного термина служат формирование и развитие отраслей спортивного , военного , космического и иных «новых» отраслей права.

Несмотря на рациональное зерно теории комплексности отраслей права, такой подход «стирает» или, скажем, размывает грани (рамки) обособленности многих отраслей права, что позволяет усомниться в существовании какой-либо системы отраслей права. Право будет представлять некую бессистемную совокупность норм права, что очевидно не соответствует действительности.

Именно решая проблемы определения системы права или упорядочения норм права в отрасль права, ряд авторов приходят к выводу о многомерности (полимерности) системы права.

В отечественном правоведении систему национального права предлагали делить на отрасли по предмету регулирования - по содержанию общественных отношений (Л. В. Дозорцев, В. К. Райхер) , по характеру регулируемых отношений (В. В. Лаптев) , по предмету и методу (С. С. Алексеев, И. В. Павлов, К). К. Толстой, В. Ф. Яковлев) , по адресату регулирования

(В. С. Тадевосян) 1 . Предлагается использовать наиболее удачный критерий классификации отраслей права по предмету и характеру регулируемых отношений, позволяющий без труда определить особенности отрасли, в том числе предпринимательского права.

Полагаем необходимым дать краткий обзор четырех основных научных подходов, согласно которым предпринимательское право - это:

  • 1) самостоятельная отрасль российского права;
  • 2) комплексная отрасль права;
  • 3) нормативный массив законодательства;
  • 4) не отрасль права.

1. Выделение отрасли предпринимательского (торгового) права в самостоятельную встречается в работах дореволюционных правоведов. Правда, тогда речь шла о торговом праве как об отрасли законодательства. М. М. Сперанский, возглавивший работу по кодификации российского законодательства, определил нормы о торговле в Своде законов Российской империи в т. XI «Устав кредитный. Устав о векселях. Устав торговый. Устав судопроизводства торгового. Устав консульский. Устав о промышленности», тем самым уже в середине XIX в. выделилась особая отрасль законодательства - торговое право.

В 50-60-х гг. XX в. одним из ярких представителей ученых, развивающих идею самостоятельности отрасли хозяйственного (предпринимательского) права, выступил В. В. Лаптев, который научно обоснованно полагал, что системы права делятся на отрасли по критерию предмета и характера регулируемых общественных отношений . Предметом хозяйственного права признавались общественные отношения в области производства, обмена и распределения, включая отношения по руководству и осуществлению хозяйственной деятельности (впоследствии обозначаемой предпринимательской деятельностью) .

В 70-80-х гг. XX в. И. Е. Красько определял хозяйственное право как основную отрасль права, регулирующую экономические отношения в государственном секторе народного хозяйства, а хозяйственное законодательство - как объективно существующую форму бытия отрасли хозяйственного права, результат закрепления фактических структурно-функциональных связей, обусловленных «материальным» содержанием указанной отрасли. По мнению И. Е. Красько, система хозяйственного законодательства должна соответствовать системе хозяйственного права в целях исключения «взаимопроникновения разноотраслевых норм» .

Сильным аргументом в поддержку тезиса о самостоятельности отрасли предпринимательского права стало закрепление ее в Номенклатуре специальностей научных работников. Постановлением Государственного комитета по координации научно-исследовательских работ СССР от 20.04.1963 № 20 в Номенклатуру научных специальностей за № 719 введено «хозяйственное право», а затем постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике от 28.07.1972 № 385 специализации присвоен № 12.00.04. Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике от 25.05.1977 № 231 «О номенклатуре специальностей научных работников» утверждена специальность № 12.00.04 - «хозяйственное право ; арбитражный процесс». Приказом Министерства науки и технической политики России от 28.02.1995 № 24 специальность 12.00.04 стала обозначаться «предпринимательское право ; арбитражный процесс». С изданием приказа Миннауки России от 25.01.2000 № 17/4 «предпринимательское право» вошло в специальность 12.00.03 - «гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право». В настоящее время «предпринимательское право» входит в специальность 40.00.00 «Юриспруденция» согласно приказу Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования».

В. К. Андреев, оценивая современное состояние системы российского права, отмечает тот факт, что сами цивилисты в Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации провозглашают необходимость сочетания частных и публичных элементов в гражданском праве, что при таких обстоятельствах утрачивает значение деления права на частное и публичное, а также метод правового регулирования не стал неотъемлемым элементом отрасли права 1 .

Позиция о самостоятельности отрасли предпринимательского права является предпочтительной, поскольку именно данные нормы права регулируют уникальные по своей природе общественные отношения - предпринимательско-правовые отношения.

2. Анализируя природу хозяйственных отношений, не подпадающих под сферу «влияния» гражданского, административного и иных отраслей права, ряд ученых, в том числе цивилистов, пришли к выводу о комплексности отрасли предпринимательского права.

Как ранее было отмечено, впервые мнение о комплексности отраслей права можно встретить у В. К. Райхера, предложившего делить отрасли права на основные и комплексные. Эту мысль в своей интерпретации продолжил С. С. Алексеев, рассматривая хозяйственное право как комплексную отрасль права . При этом он исходил из деления отраслей права на профилирующие, специальные и комплексные. Хозяйственное право соединило в себе разнородные институты профилирующих и специальных отраслей права 1 .

Данная позиция не убедительна тем, что по сути каждую отрасль права можно отнести к профилирующей (охватывает определенный круг общественных отношений), специальной (характеризует специфику регулируемых отношений) и комплексной (использует различные методы правового регулирования).

Ю. К. Толстой при рассмотрении вопроса о системе права утверждает о разнородности предмета хозяйственного права - общественных отношений (управленческих и товарно-денежных имущественных отношений), признавая хозяйственное право комплексной отраслью права, состоящей из норм основных отраслей права. По его мнению, начало плановости экономики и имущественной самостоятельности, хотя и воздействуют друг на друга, находятся в разных плоскостях и «являются отражением действия двух различных экономических законов: закона планомерного развития народного хозяйства и подчинения ему закона стоимости» .

Видится, что данная трактовка предмета хозяйственного права не всегда соответствовала реально складывающимся отношениям в народном хозяйстве, в частности при заключении хозяйственных договоров, а также во внутрихозяйственных отношениях, которые не «вписывались» в концепцию гражданского права.

В начале XXI в. В. В. Лаптев, анализируя реальное состояние экономики России, ставит акцент на неспособность традиционных цивилисгических подходов урегулировать экономику . К аналогичному выводу приходит и Ю. К. Толстой, анализируя Концепцию развития гражданского законодательства Российской Федерации: «Сейчас основная задача состоит в том, чтобы найти оптимальный баланс в соотношении публично-правового и частноправового регулирования» . При таком положении Ю. К. Толстой придерживается комплексного подхода к нормам правового регулирования экономики и отходит от частных (цивилистических) догм. Наглядно подчеркивается уникальная сущность норм права, регулирующих экономические отношения.

Идею комплексности предпринимательского права разделяют Е. П. Губин , О. М. Олейник и ряд других ученых .

3. Оценивая объективную картину существования массива норм, регулирующих хозяйственную деятельность, ряд ученых, в частности О. А. Красавчиков, придерживаются теории нормативного массива , согласно которой хозяйственное право приобретает черты отрасли права через призму системы норм и институтов советского права, регулирующих народное хозяйство. Хозяйственное право рассматривалось как отрасль законодательства. Анализируя массив некодифицированных норм, регулирующих экономику страны, О. А. Красавчиковым аргументировалась идея принятия Хозяйственного кодекса СССР, который усовершенствует практику применения законодательства, повысит уровень работы государственных органов, юридических служб и договорных отделов предприятий 1 .

Е. А. Суханов, разделяя идею комплексности предпринимательского права, охватывающей как частноправовые, так и публично-правовые правила и конструкции, признает предпринимательское право обособленным законодательным массивом норм о правовом регулировании предпринимательской деятельности . Предполагается регулировать предпринимательские отношения административным и гражданским правом.

Будучи сторонником цивилистических взглядов, С. Э. Жилинский полагал, что выделение самостоятельной отрасли может осуществляться по критерию предмета и метода, а предпринимательское право не регулирует качественно новых отношений. Однако в целях практической целесообразности предпринимательское право рассматривалось как отрасль законодательства или, иначе говоря, как право предпринимательской деятельности . Вместе с этим такая последовательность непонятна, поскольку конституционное, административное и гражданское право регулируют совсем иной предмет и характер общественных отношений, не входящих в «подлинный» предмет предпринимательского права. Более того, С. Э. Жилинский, отрицая существование отрасли права, совершенно четко выделяет особенность предпринимательско-правовых отношений от других общественных отношений - это участие в них предпринимателя с целью получения прибыли .

Практически все правоведы признают существование отрасли хозяйственного (предпринимательского) законодательства - системы источников права, регулирующих предпринимательскую деятельность. В связи с этим полагаем необходимым обратить внимание на то неизбежное обстоятельство, что любая отрасль права исторически в процессе своего становления начинала формироваться в качестве отрасли законодательства, регулирующей однородный круг общественных отношений, и что рано или поздно отрасль законодательства оформлялась в самостоятельную уникальную отрасль права. Например, гражданское право выделилось из норм частного права, а затем из него сформировались ныне самостоятельные отрасли наследственного, семейного и трудового права; аналогично, административное и финансовое право из публичного права и т.д.

4. Идеи о самостоятельности отрасли предпринимательского (хозяйственного) права были резко восприняты критично рядом цивилистов, среди которых О. Н. Садиков, Р. О. Халфина, О. С. Иоффе, А. Л. Маковский и др. Во-первых, не стоит забывать, что в 50-60-х гг. XX в. имела место быть боязнь «громких» научных высказываний (в связи с признанием концепции хозяйственного права «вредительской» для советского государства, удачно описанной В. С. Мартемьяновым в статье «Юридическая трагедия» *), а во-вторых, ряд правоведов научно отрицали самостоятельность отрасли хозяйственного права, полагая ее вторичность по отношению к гражданскому праву.

Позиция 50-х гг. XX в. о том, что предметом советского гражданского права являются «имущественные отношения в сфере товарно-денежного обращения, строящиеся па началах эквивалентности, и отношения собственности в их связи с товарно-денежным обращением как предпосылка и результат последнего» (Д. М. Генкин) , стала активно «подгоняться» и толковаться цивилистами как тезис «об отсутствии отрасли хозяйственного права» и всеобщего регулятора всех отношений (гражданских, хозяйственных) гражданским правом.

Одним из аргументов для непризнания хозяйственного права самостоятельной отраслью права является широта толкования понятия «хозяйственная деятельность». Так, Р. О. Халфина доказывала, что хозяйственная деятельность - это настолько широкая и многообразная область, что выделение хозяйственного законодательства невозможно, поскольку пришлось бы включить в него большую часть норм права . Такая позиция позволяла сделать вывод о межотраслевой природе предпринимательского (хозяйственного) права.

Рассуждая о некорректности отнесения хозяйственного права к самостоятельной отрасли советского права, противники хозяйственно-правовой концепции (С. Н. Братусь, О. С. Иоффе, О. Н. Садиков и др.) все же приходят к выводу о наличии хозяйственного законодательства, под которым следует понимать отрасль хозяйственного (хозяйственно-административного) законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность социалистических организаций, которая выражается в отношениях этих организаций друг с другом, с планирующими органами и с гражданами . Более того, С. С. Алексеевым, С. Н. Братусем и В. Ф. Яковлевым неоднократно предлагалось разработать проект Основ хозяйственного законодательства .

При внимательном изучении подхода противников хозяйственной школы видно, что они спорят, по сути, об отличительном признаке хозяйственного права, неоднородности предмета и методах хозяйственного права, не оспаривая при этом сам предмет - хозяйственную деятельность, и в итоге приходят к выводу о наличии системы законодательства либо комплексности хозяйственного права 1 .

По мнению О. Н. Садикова: «Основным предметом гражданского права, определяющим его природу, назначение и правовые особенности, являются имущественные отношения рынка, которые в законодательстве и литературе именуются также экономическими, предпринимательскими и хозяйственными» . Таким образом, в научной борьбе за непризнание самостоятельности отрасли предпринимательского права цивилисты забывают об историческом истинном предмете гражданского права - частноправовых отношениях (имущественных и личных неимущественных).

В работах о частном праве, к которому цивилисты (Д. А. Медведев,

А. Л. Маковский, Е. А. Суханов, В. Ф. Яковлев и др.) относят предпринимательское (хозяйственное) право, рассматривая его как часть гражданского права, в частности в работе «Кодификация российского частного права», почему-то не находят место особому разделу о кодификации норм предпринимательского права. Уделяется внимание гражданскому, жилищному, семейному, трудовому и земельному праву . Наводит на мысль, что системы норм о предпринимательстве нет вообще (что вряд ли) либо цивилисты отделяют нормы предпринимательского права от частного ввиду особой правовой природы, т.е. противореча самим себе.

И все же, отрицая самостоятельность отрасли, цивилисты четко выделяют предмет хозяйственного законодательства - хозяйственную деятельность организаций, выражающуюся в отношениях между организациями, планирующим органом (государственными органами) и гражданами (О. С. Иоффе) . Странно получается, есть предмет, но отрасли нет!

Вторым аргументом для непризнания самостоятельности отрасли хозяйственного права выступает позиция цивилистов о разграничении системы отраслей права по критерию предмета и отраслевого метода регулирования. Так, В. Ф. Яковлев считает, что отраслевой метод свойствен лишь гражданскому праву . Однако из предмета гражданского права явно «выпадают» отношения по регулированию экономической деятельности.

Некоторые ученые-хозяйсгвенники также пошли по пути выделения отраслевого (ключевого) метода хозяйственного права, который заключается в равном подчинении всех субъектов общественному хозяйственному порядку (Г. Л. Знаменский) 1 .

Позиция об отраслевых методах правового регулирования неоднозначна, поскольку общественные отношения регулируются множеством универсальных для различных отраслей методов правового регулирования.

По нашему мнению, предмет и характер регулируемых отношений обусловливают существование и самостоятельность отрасли права, в то время как методы правового регулирования не являются определяющим критерием и могут быть использованы при регулировании различных видов общественных отношений (предпринимательских, гражданских, административных, земельных, трудовых и т.д.) .

Видится, что утверждение о необходимости выделения «химически чистых» отраслей права и правоотношений утратило смысл на современном этапе, поскольку отрасли права возникают с учетом потребностей общества и экономики в целом вне зависимости от научного подхода.

В настоящее время выпускаются профильные журналы отрасли предпринимательского права, среди которых «Предпринимательское право» и «Конкурентное право» (Издательская группа «Юрист»), «Коммерческое право» (Издательский книготорговый дом «Зерцало-М»), «Бизнес, менеджмент и право» (Институт права и предпринимательства Уральского государственного юридического университета), «Торговое дело. Торговое право» (Издательство Российского государственного торгово-экономического университета) и многие другие. Наблюдается, что интерес к дискуссии о непризнании отрасли предпринимательского права угасает.

Подводя итог научным дискуссиям, мы приходим к выводу о единстве системы российского права, где отраслевое деление системы права носит глубокий методологический характер. Не следует отходить от реального состояния смешанной экономики и современного рынка, сочетающего в себе элементы государственного регулирования и частной инициативы. Объективной реальностью стало существование самостоятельной отрасли предпринимательского права.

  • Хозяйственное право / под ред. В. К. Мамутова. Киев: Юринком Интер, 2002. С. 37.
  • Толстой Ю. К. Проблемы разграничения полномочий Российской Федерации и еесубъектов в сфере законодательной деятельности // Журнал российского права. 2005. № 12.С. 66-69.
  • Дозорцев А. В. О предмете советского гражданского права и системе Гражданскогокодекса СССР // Советское государство и право. 1954. № 7. С. 107 ; Райхер В. К. Общественно-исторические типы страхования / отв. ред. М. М. Агарков. М. ; Л. : Изд-во АНСССР, 1947. С. 189-190.
  • Лаптев В. В. Предмет и система хозяйственного права. М.: Юрид. лит., 1969. С. 21-23.
  • Алексеев С. С. О предмете советского гражданского права и методе гражданского правового регулирования // Советское государство и право. 1955. № 2. С. 114-118 ; Павлов И. В.О системе советского социалистического права // Советское государство и право. 1958.№ 11 ; Толстой Ю. К. Теоретические проблемы кодификации гражданского законодательства // Вестник Ленинградского университета. 1961. № 17. С. 108 ; Яковлев В. Ф. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений. Свердловск, 1972. С. 7, 9.
  • Тадевосян В. С. Некоторые вопросы системы советского права // Советское государствои право. 1956. № 8. С. 99-108.

В системе права Российской Федерации предпринимательское право формируется из норм различных отраслей права: конституционного (государственного) гражданского, трудового, финансового, административного, уголовного, налогового и др. Нормы предпринимательского права устанавливают правила хозяйственной деятельности субъекта предпринимательства.

Рассмотрим, как соотносятся между собой предпринимательское право и основные отрасли права в сфере предпринимательства:

1) базовой отраслью права является конституционное право, ибо на его основе формируются другие отрасли права, в том числе и предпринимательское.

Основой правового регулирования является Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., - базовый закон государства, представляющий собой юридическую базу всего действующего законодательства. Конституция РФ гарантирует единство экономического пространства страны, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Признаются и защищаются равным образом частная, государственная и муниципальная формы собственности. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Конституцией установлены свободы экономической деятельности, закреплен механизм рыночных отношений. Гарантированы создание и функционирование единого общероссийского рынка, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств по всей территории России, поддержка и развитие добросовестной конкуренции, недопущение экономической деятельности, направленной на создание монополии и ограничения конкуренции.

Единственной денежной единицей, обращающейся на территории Российской Федерации, объявлен рубль. Государство в лице Банка России обязано защищать российскую валюту и обеспечивать ее устойчивость. Россия впервые провозглашена социальным государством, политика которого, в том числе в области экономики и предпринимательства, служит созданию условий для свободного развития человека, личности и всего общества в целом;

2) следующей по значимости отраслью права, взаимодействующей с предпринимательским правом, является гражданское право, представляющее собой систему правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, базирующиеся на автономии и имущественной самостоятельности участников таких отношений, методом юридического равенства сторон. Имущественные отношения, являющиеся предметом гражданского права, могут выражать: принадлежность имущества определенным лицам (вещные правоотношения); управление имуществом организаций (корпоративные правоотношения); переход имущества от одних лиц к другим (обязательственные правоотношения). Неимущественные отношения, связанные с имущественными, представляют категорию исключительных прав (авторских, патентных и т.п.).

Предпринимательские имущественные отношения служат важным элементом предмета гражданского права. Гражданский кодекс, другие законы и иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права, не только дают легальное определение предпринимательской деятельности, но и регламентируют особенности источников ее гражданско-правового регулирования, их участия в обязательствах.

Особенность гражданского права заключается в том, что оно упорядочивает отношения между равноправными и независимыми субъектами, вступающими в отношения друг с другом по собственной воле.

Гражданское право - это регулятор рыночных отношений. Вместе с другими отраслями права оно способно в полной мере воздействовать на предпринимательский сектор экономики. Нормы, регулирующие предпринимательство, т.е. деятельность по систематическому получению прибыли, органично слиты с гражданским правом.

Наряду с вышеуказанными отраслями права предпринимательскую деятельность регулируют нормы финансового, налогового, трудового, земельного, уголовного законодательства, нормы которых охватываются понятием публичного права.

Но наибольшим по объему регулятором отношений в сфере предпринимательства является все же административное право.

Административное право регулирует общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления: порядок создания, реорганизации и ликвидации исполнительных органов всех уровней, их перечень, цели и задачи, компетенцию, структуру, порядок функционирования. Оно оказывает определенное регулирующее воздействие и на негосударственные организации. Например, обязательная государственная регистрация.

Нормы административного права определяют правовой статус общественных объединений, органов местного самоуправления и иных негосударственных формирований в сфере административных правоотношений.

Административное право характеризуется наличием отношения «власть – подчинение» и регулирует отношения неравноправных субъектов.

Предпринимательство и предпринимательская деятельность? Признаки предпринимательской деятельности? Экономическая, хозяйственная, коммерческая деятельность? Предпринимательские отношения? Предпринимательское право: наука, законодательство, учебная дисциплина? Принципы и методы регулирования? Сочетание частных и публичных начал? Экономическая среда и правовое регулирование? Рынок, оборот, производство, потребитель

Понятие и признаки предпринимательской деятельности. Предпринимательское право

Предпринимательство есть тип экономической активности, направленной на получение личной прибыли на условиях, сформированных обществом. В результате использования индивидуализированных средств и приемов развития, надежно обеспеченное материальными и иными стимулами, предпринимательство характеризуется склонностью к инновациям (внедрению новшеств), устойчиво к внешним факторам воздействия при общей неопределенности итога работы, способно результатами своей деятельности нейтрализовать основные противоречия социально- экономического развития общества в целом. Это краткое определение предпринимательства может дополняться указанием на ряд его специфических особенностей. Например, известно, что удачное предпринимательство во многом является следствием не только строго логичных и научно обоснованных последовательных действий, но и результатом интуитивного принятия решений, провиденческого «озарения» бизнесмена. Еще Аристотель назвал предпринимательство и умение вести хозяйство искусством 1 . Именно поэтому характеристика предпринимательства должна включать в себя и момент творчества, готовности к поиску, принятию неординарных решений. Предприниматель исходно активен, на что указывает и происхождение слова («предпринять» - приступать к чему-либо, действовать).

Наконец, всегда неизбежен временной разрыв между началом бизнеса и получаемыми результатами, что обусловливает неопределенность последствий всякого предпринимательства. Менеджер, управленец фирмы, антрепренер также принимают решения, имеющие предпринимательский характер, но такие лица по общему правилу действуют в довольно стабильных условиях, получают постоянную заработную плату и приравнять их к предпринимателю, ведущему собственное дело, нельзя. Следовательно, всякое предпринимательство существенно отличается от планово-организованной деятельности, где отсутствует элемент случайности.

Центральной фигурой предпринимательства, конечно же, является сам предприниматель. Предприниматель - это человек, «взявшийся за свой счет и в свою пользу произвести какой-нибудь продукт» . Близки к этому определению и высказывания других известных исследователей экономических процессов (А. Смита, Д. Риккардо, Р. Кантильона, А.Д.П. Тейлора, Й. Шумпетера, Ф. Хайека), которые отмечали аналогичные черты предпринимателя: готовность рисковать, опора на собственные силы, стремление к личному обогащению, склонность к эксперименту, осознание значения своих усилий для процветания общества в целом. Последнее обстоятельство резко отделяет всякий индивидуальный труд от работы, носящей характер предпринимательства. И на самом деле, трудно представить себе иной род занятий, в котором бы так органично сочетались личные мотивы и социальный эффект. В современной экономике стремление предпринимателя к личной наживе должно быть организовано таким образом, чтобы привести к пользе всех (в результате сбора налогов, общей стабильности ситуации). Как отмечал известный предприниматель Казуо Ина- мори, «в условиях свободного рынка прибыль - это награда, которую общество вручает тем, кто служит его интересам» . Именно поэтому невозможно и необоснованно противопоставлять предпринимателя и государство , поскольку в действительности условия существования и успех каждого взаимопредопределены.

Предпринимательство как социально-экономическое явление, безусловно, шире понятия «предпринимательская деятельность», поскольку включает в себя не только экономические или юридические аспекты. В частности, для значительного числа предпринимателей ведение собственного бизнеса оказывается и средством реализации личности, творческого потенциала. Поэтому как многогранное и сложное явление предпринимательство неодинаково оценивается с точки зрения различных отраслей знаний. Например, с позиций науки менеджмента (управления) особый интерес вызывает система целеполагания, принятия решений и иерархия субъектов, принимающих решения. С точки зрения налогообложения наиболее важно обеспечить точный учет налогооблагаемой базы предпринимателя и сбор налогов. Феномен предпринимательства любопытен и с точки зрения психологии.

Что же касается предпринимательского права, то оно изучает правовые основы предпринимательства, правовой статус предпринимателя и формы его внутренней и внешней организации, особенности как договорных, так и внедоговорных взаимоотношений предпринимателей, систему разрешений на ведение производства, иные их правоотношения в связи с предпринимательской деятельностью.

Закон определяет предпринимательскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК).

Из данного определения следует выделить следующие признаки предпринимательской деятельности:

  • самостоятельность;
  • связь с риском;
  • направленность на получение прибыли;
  • систематичность (стабильность);
  • легитимность.

Рассмотрим подробнее содержание этих признаков.

Самостоятельность предпринимательской деятельности означает, что предприниматель принимает решения и действует сам (от собственного имени), под личную ответственность и за счет собственных ресурсов, а в организационном и имущественном плане отделен как от государства, так и от других лиц, в том числе иных предпринимателей. Государство лишь устанавливает общие правила работы и не имеет права вмешиваться в деятельность предпринимателя.

Обособлена деятельность предпринимателя также в организационном и имущественном плане, что закрепляется в определенной организационно-правовой форме ведения бизнеса (если принято решение о создании юридического лица) или регистрации гражданина как предпринимателя без образования юридического лица. Свое имущество, даже если оно привлечено со стороны, предприниматель учитывает на отдельном балансе (обособленно), самостоятельно обеспечивая его использование и сохранность.

Следует учитывать, что понятие самостоятельности предпринимателя включает в себя и личную ответственность за принятые решения и совершенные действия.

Риск предпринимательской деятельности заключается в постоянной угрозе недостижения ожидаемого положительного результата (неполучении прибыли). Устаревшее наименование риска - «страх» («работает за свой страх»).

Применительно к характеру и источнику угрозы можно говорить также о видах риска (риск неисполнения обязательства, риск расторжения договора, риск банкротства и т.п.), так и возможных масштабах последствий наступления случая, с которым связан риск. Предприниматели, создавшие хозяйственное общество, лично не отвечают по обязательствам данного юридического лица, однако они несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов (п. 1 ст. 87 ГК). Общей для всякой предпринимательской деятельности является лишь угроза неполучения прибыли в ожидаемом объеме.

Именно поэтому для предпринимателя особую ценность представляют способы «снятия», устранения или снижения риска. В практике управления предпринимательской деятельностью развиваются такие направления, как «управление финансовыми рисками», «риск-менеджмент», «управление техническими рисками» и т.п. Все более популярным становится страхование различных рисков, встречающихся в предпринимательской деятельности (прежде всего - риска повреждения или гибели имущества), а ст. 933 ГК специально предусматривает страхование предпринимательского риска как такового.

Надо заметить, что законодатель лишь предполагает, что всякая деятельность предпринимателя сопряжена с риском и не возлагает на него обязанности доказывать это обстоятельство для сохранения соответствующего статуса.

Риском является сама возможность нежелательного развития событий, а не конкретное событие или иной факт, вызывающий негативные последствия. Поэтому при риске потери, убытки ожидаемы, но их может и не быть.

Риск - явление объективное, существует не зависимо от его осознания действующим лицом. Хотя были попытки придать ему субъективный смысл и, в частности, рассматривать как возможное основание имущественной ответственности. В отличие от других лиц, вступающих в отношения экономического оборота, предприниматель несет повышенную ответственность (п. 3 ст. 401 ГК): он отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых на себя обязательств не только за вину, но и во всех остальных случаях, если только неисполнение не явилось результатом действия непреодолимой силы. Это обстоятельство побудило ряд ученых (например, В.А. Ойгензихта) считать предпринимателя отвечающим не на началах вины, а «на началах риска»: ведь он понимает высокую вероятность неисполнения обязательств, но все-таки вступает в соответствующие правоотношения. Данная позиция не получила широкой поддержки, хотя она объясняет, почему предприниматели фактически отвечают не зависимо от вины.

Получение прибыли как цель предпринимательской деятельности. Основным стимулом деятельности предпринимателя является его личное обогащение, как бы одиозно это ни звучало. Хрематистика (жажда наживы как таковая) всегда была осуждаема, но в случае с предпринимательством дело обстоит совершенно иначе - экономическая среда предпринимателя организована таким образом, чтобы его усилия были направлены на решение не только личных задач, но общего (социального) блага.

Под прибылью в экономической науке понимается разница между полученным доходом и расходами, необходимыми для получения данного дохода; в настоящее время это определение получило и законодательное закрепление (ст. 247 НК).

Систематичность предпринимательской деятельности проявляется в публичном объявлении предпринимателя (при регистрации) действовать по определенным правилам и готовности им подчиниться. Следовательно, с понятием «систематичность» следует связывать не столько непрерывность совершения действий, сколько стабильность намерений предпринимателя. Закон вовсе не требует от предпринимателя безостановочно выпускать продукцию, совершать сделки, оказывать услуги. Не регламентируется ни сама возможность перерывов, ни их количество и длительность, если только подобные задержки технологического цикла на ряде производств не приводят к угрозе жизни и безопасности людей. Поэтому, например, запрещено прекращать подачу электроэнергии гражданам-потребителям, а в тех случаях, когда допускается прекращение подачи электроэнергии, требуется предварительное извещение и совершение иных процедур.

Иногда понятие систематичности используется и применительно к получению прибыли. Но совершенно ясно, что такое условие выдвигать для предпринимателя нельзя, поскольку сама непрогнозируемость рыночной конъюнктуры исключает безусловную стабильность дохода. Не требует этого и закон, допускающий по общему правилу уплату налогов и обязательных сборов не от планируемой величины, а от факта их получения.

Легитимность предпринимательской деятельности имеет два взаимосвязанных аспекта.

Во-первых, такая деятельность всегда правомерна (законна) и поддерживается государством.

Во-вторых, она должна осуществляться на заранее согласованных (определенных) условиях и в определенной (легитимной) форме.

Следовательно, деятельность по систематическому извлечению прибыли без легитимации, т.е. без регистрации в установленном порядке и в недозволенной форме, не рассматривается законодателем как предпринимательская и на нее не распространяются соответствующие правовые нормы. В этом смысле выражение «незаконная предпринимательская деятельность» достаточно условно.

Непосредственно с предпринимательской деятельностью связаны такие виды деятельности, как экономическая, хозяйственная, коммерческая. До настоящего времени соотношение этих понятий является спорным. В одних случаях связь между ними усматривается в последовательном сужении объема действий, относимых к каждому из указанных видов деятельности. В таком понимании экономическая деятельность предстает как максимально широкая по объему, включающая в себя все действия, имеющие экономическое значение, хозяйственная деятельность - уже по составу действий, но включает в себя всякую предпринимательскую деятельность. А коммерческая деятельность оказывается лишь разновидностью предпринимательской .

К коммерческой деятельности в отечественной литературе традиционно относят не всякую деятельность по извлечению прибыли, а лишь не имеющую тесную связь с производством. Примером может быть торговля товарами, которые произведены не самим продавцом («перепродажа»), систематическая деятельность по сдаче в наем помещений и т.п.

Вероятно, следует исходить из довольно тесной связи названных видов деятельности, но не смешивать их. Так, надо согласиться с тем, что выделение экономической деятельности как особого вида человеческой деятельности имеет и правовой смысл (см. ст. 34 Конституции).

Но понятие «экономическая деятельность» не находится в одном логическом ряду с понятием «хозяйственная деятельность». И на самом деле: хозяйствование - явление многогранное, не сводимое к получению выгоды. Например, починка крыши, конечно же, акт хозяйствования, но можно ли здесь говорить о намерении получить прибыль? Другой характерный пример - работа на дачном (садовом) участке для миллионов российских граждан давно уже утратила экономический смысл, но вовсе не прекращается.

О предмете предпринимательского права. Из определения предпринимательской деятельности понятно, что предпринимательские отношения включают в себя отношения по созданию соответствующей организации, ее регистрации (регистрации предпринимателя без образования юридического лица), обеспечению работы соответствующего производства, обязательства из совершенных сделок, взаимоотношения с государственными и местными органами власти и управления, отношения по получению лицензий, разрешений и т.д. Поэтому предмет предпринимательского права как отрасли права образуют отношения различного типа, что и позволяет говорить о его комплексности, объединяемой фигурой предпринимателя и направленностью деятельности.

Отношения предпринимателя разнохарактерны, их природа неоднородна. Те из них, которые являются эквивалентно-возмездными, основанными на действии закона стоимости, равенства, автономии воли и самостоятельности их участников (п. 1 ст. 2 ГК), являются гражданско-правовыми и регулируются преимущественно нормами гражданского права. Здесь также важно традиционное деление таких отношений на вещные и обязательственные (абсолютные и относительные) . Отношения же, основанные на властно-волевых решениях, построенные на началах субординации, имеют административно-правовую природу и обычно включаются в состав административного права (по выдаче разрешений, лицензированию, осуществлению государственного контроля за производством и т.п.).

Особо надо сказать об отношениях организационного характера. В правоведении давно уже было замечено, что в хозяйственной деятельности возникают не только типичные отношения координационного («горизонтального») типа или субординационного («вертикального») типа, но также и такие связи, которые предназначены лишь для создания отношений в будущем, либо имеют целью упорядочение имеющихся отношений, либо направлены на контроль, информирование участников (выделение организационных отношений связано прежде всего с работами О.А. Красавчикова). В число таких организационных отношений, являющихся самостоятельными, было предложено включать отношения из договоров по организации будущей работы (например, договоры на организацию перевозок), отношения по определению органов управления хозяйственным обществом (например, при выборе членов совета директоров и генерального директора, ревизионной комиссии), отношения по уведомлению о каких-либо фактах (например, о непригодности предоставленных заказчиком материалов для производства работ). Значение этих правоотношений применительно к основным правовым связям неодинаково, в одних случаях они лишь выступают их предпосылкой, в других - составляют их элемент, в-третьих - достаточно самостоятельны и независимы от других отношений. Поэтому не представляется возможным утверждать, что подобные правоотношения непременно составляют особую часть предмета только гражданского права. Аналогичные организационные связи возникают и в процессе, например, лицензирования предпринимательской деятельности (при предоставлении информации о производстве, при последующем мониторинге и контроле и т.п.). Судя по всему, это особый тип отношений, который всегда сопровождает человеческую деятельность.

В составе предпринимательских отношений следует учитывать и отношения «предприниматель - потребитель». Например, Единообразный торговый кодекс США, изначально ориентированный на регулирование отношений коммерсантов, включает в себя нормы различного характера, в том числе и для регулирования отношений с участием потребителей. После изменений Германского гражданского уложения в 2002 г. в его составе появились новые термины, отдельные статьи, позволяющие говорить о формировании концепции потребительского договора .

Наконец, известное единство данных отношений определяется фигурой самого предпринимателя; его интересы, задачи, способы осуществления деятельности выступают объединяющим моментом для всех этих правоотношений. Это обстоятельство позволяет говорить о предпринимательских правоотношениях в широком и узком смысле. Например, бюджетно-финансовые отношения с участием предпринимателей, трудовые отношения (где предприниматель обычно выступает как работодатель), налоговые отношения и ряд других, где одним из участников является предприниматель, составляют предмет других отраслей права и в рамках предпринимательского права как учебной дисциплины обычно не изучаются.

Предпринимательское право как отрасль права и отрасль законодательства. Деление права на отрасли права основано на характере отношений, составляющих предмет соответствующей отрасли . Предпринимательское право является комплексной отраслью права в связи с тем, что включает в себя не только имущественные эквивалентно-возмездные отношения предпринимателей, но и те, которые существенно отличаются от обычных имущественных связей. Часть таких отношений изучается в рамках других учебных дисциплин (например, отношения по лицензированию - в административном праве, организационно-правовые формы юридических лиц - в гражданском праве). В этом нет ничего удивительного или уничижительного для предпринимательского права, поскольку комплексность регулирования присуща по существу любым отраслям права.

Надо заметить, что предпринимательское право регулирует также отношения, которые не относятся ни к какой другой отрасли права. Так, с точки зрения гражданского права холдинги и финансово-промышленные группы не представляют собой особого субъекта права (не имеют прав юридического лица), однако очевидна значимость этих формирований для национальной экономики.

Деление на отрасли права по критерию единства отношений традиционно и удобно, позволяет юристам одинаково понимать предмет общения. Не мешает этому и так называемый дуализм гражданско-правового регулирования, т.е. помещение в текст ГК норм для регулирования отношений с участием и предпринимателей, и граждан-потребителей. Полагаем, определенное единство отношений с участием этих субъектов предопределено единством экономического акта: если, например, для предпринимателя продажа произведенного продукта прежде всего является получением прибыли, то для потребителя в этом акте существенна возможность удовлетворения своих интересов (потребностей).

Иное дело - деление права на отрасли законодательства. Такое деление основано не на характере отношений, а направленности действия соответствующих актов, т.е. первичной единицей здесь является сам акт (какие бы нормы он ни включал). Поэтому вполне уместно говорить о предпринимательском праве как о самостоятельной отрасли законодательства.

Предпринимательское право как наука. Наука есть система знаний и область деятельности, связанные с выяснением соответствующих закономерностей. Правовая наука, в том числе наука предпринимательского права, исследует общественные отношения и нормы, вырабатывает рекомендации по оптимизации правового регулирования, оценивает складывающуюся практику правоприменения, формирует системные теоретические знания.

Здесь следует сказать о таких понятиях, как правовые доктрины и догмы. Под доктриной (доктринальным учением) понимаются системы взглядов отдельных ученых (их групп) относительно понимания соответствующего правового явления, правовой категории. Доктрина всегда выражает, хотя и аргументированное, но субъективное (индивидуальное) научное мнение по известному вопросу.

От доктрины следует отличать догму (догмат) права, в том числе догму предпринимательского права. Под догмой, иногда называемой системой, традиционно понимается позитивное учение об основах соответствующей отрасли знаний, выраженное в принципах, универсальных дефинициях и излагаемое по определенной методике. По существу, студенты в рамках высшего вузовского образования изучают именно догму (а не отрасль права или законодательства и, конечно же, не науку).

Предпринимательское право в дореволюционный период развивалось преимущественно как торговое право. Традиционно отношения коммерческого характера, отношения с участием посредников, связующих производителя и потребителя, в российском правоведении именовались торговыми, а совокупность соответствующих норм - торговым правом . П.П. Цитович выступал за признание торгового права самостоятельным разделом правовой науки и отмечал, что «торговое право есть специальное гражданское право» .

С появлением предпринимательских промыслов (производств), не исчерпывающихся актами торговли, стали накапливаться и специальные нормы о предпринимательстве как таковом (о регистрации, о банкротстве, об особой ответственности предпринимателей, о конкуренции), существенно возросла (преимущественно за рубежом) роль предпринимательства в жизни общества, и это привело к формированию в рамках правоведения самостоятельной науки предпринимательского права, охватывающей различные аспекты правового регулирования бизнеса {«бизнес-право»).

В России в советский период предпринимательское право длительное время находилось под влиянием хозяйственно-правовой концепции в связи с тем, что частноправовое регулирование и сфера частного права рассматривались как явления временные - в связи с ожидаемой полной победой социализма, устранением индивидуальных начал в экономике страны (см. ниже о хозяйственном праве).

С начала 90-х гг. прошлого века, когда происходило формирование нового социально-экономического строя, наука предпринимательского права получила иное концептуальное оформление. Отчасти это связано с тем, что государство признало значение предпринимательства как такового и его влияние на политическую и экономическую жизнь. Это нашло отражение и в действующей Номенклатуре научных специальностей: в состав научной специальности 12.00.03 помимо гражданского права, семейного права, международного частного права включено и предпринимательское право.

Предпринимательское право как учебная дисциплина. О предпринимательском праве можно говорить и как об учебной дисциплине. Федеральный образовательный стандарт по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (бакалавриат) предусматривает «Предпринимательское право» в качестве обязательного компонента профессионального цикла учебных дисциплин. На магистерском уровне дисциплины, связанные с предпринимательским (коммерческим) правом, реализуются в рамках специальных дисциплин соответствующих магистерских программ.

О хозяйственном праве. Оценка предпринимательского права как самостоятельной отрасли законодательства, значение и определенное единство предпринимательской деятельности ставят вопрос о целесообразности и юридико-технической возможности единого ее регулирования. В разные времена по этому поводу высказывались различные идеи: от разработки и принятия единого Хозяйственного (Предпринимательского) кодекса до простого уточнения содержания имеющихся нормативных актов .

В советский период была сформирована новая социально- политическая доктрина развития общества, что неизбежно отразилось и на представлениях ученых о задачах и методах правового регулирования отношений в сфере экономики. Под влиянием идеи устранения частноправовых начал в производственном процессе и имущественном обороте, появилась концепция единства хозяйственных отношений, включающих в себя как отношения по планированию, распределению имущественных благ, так и отношения по их отчуждению, приобретению. Значительным аргументом единства данных отношений в тот период было установление фактической монополии государства на землю, средства производства, введение плановых начал экономики, концентрация полномочий по принятию решений о перемещении имущественных ценностей в руках почти исключительно государственных органов и т.п. Участие граждан в производственном процессе, в обороте было сведено к минимуму, определяемому прежде всего потребительским назначением соответствующего имущества. Эта часть хозяйственной жизни (частный сектор) должна была со временем отмереть, а социалистический сектор народного хозяйства должен был существенно развиваться (П.И. Стучка). Предполагалось (А.Г. Гойхбарг, В.М. Гордон, Л.Я. Гинцбург и др.), что правовое регулирование всех хозяйственных отношений должно быть адекватным, т.е. также единым. Именно поэтому предлагалось создание Хозяйственного кодекса как основного нормативного правового акта, регулирующего всю массу имущественных отношений предпринимателей.

Варианты этой идеи получили продолжение и в дальнейшем в работах А.Г. Быкова, В.В. Лаптева, В.К. Мамутова, Б.И. Путинского и ряда других правоведов .

На самом же деле создать такой кодекс, который бы регулировал лишь отношения предпринимателей и не вступал в противоречие с нормами ГК, КоАП или же не дублировал их, технически невозможно. Этот факт не мешает продолжать совершенствование законодательства о предпринимательской деятельности в других формах и другими способами.

Если в советский период попытки выделить хозяйственные отношения в качестве самостоятельных опирались преимущественно на политические мотивы и плановую основу хозяйствования, то в настоящее время обращается внимание на существенное развитие торговли и промышленности, на тот факт, что современная цивилизация вступила в эпоху особой миссии бизнеса. Предпринимательство становится силой, обеспечивающей не только личное обогащение отдельного лица (предпринимателя), но и общий прогресс, например: в результате деятельности предпринимателя появляются новые рабочие места, предпринимательство в рамках благотворительности активно содействует культурному, духовному, научному развитию и т.п.

О корпоративном праве. Широкое развитие акционерной формы объединения капитала, появление обществ с ограниченной ответственностью и других организаций, основанных на сложных внутренних взаимоотношениях, привело к появлению значительного по объему соответствующего законодательства, подзаконных актов, потребовало проведения научных исследований и поиска ответов на многие практические вопросы. Отношения, возникающие как при создании акционерных обществ, так и в процессе их функционирования, довольно специфичны и не однородны. С одной стороны, они генетически зависимы от отношений собственности, так как возникают из предоставления собственником своего имущества для оплаты акций, а с другой - после вклада (оплаты акций) отношения собственности не сохраняются, у акционера появляется лишь право на получение дивидендов и право на участие в управлении делами общества. При этом требования акционера о выплате дивидендов оцениваются как обязательственные (п. 2 ст. 48, ст. 67 ГК), хотя и это положение можно оспаривать в связи с тем, что до момента принятия решения общим собранием акционеров никакого обязательства не существует.

Наконец, помимо названных отношений имеются отношения между органами управления (например, между генеральным директором и советом директоров), органами управления и обществом в целом, акционером и обществом по поводу участия в управлении и т.п. Вся сумма этих отношений, связанных с участием в общих делах созданной организации, получила название корпоративных отношений - от слова «корпорация» (от лат. corpus ), которое указывает на единство и собственное «лицо» соответствующей организации, а не на простой союз разных лиц.

В юридической литературе не одинаково оценивается возможность включения корпоративных отношений в состав гражданского либо предпринимательского права . Концепция развития гражданского законодательства значительную часть данных отношений считает необходимым включить непосредственно в ГК, что нашло отражение и в Проекте ГК (проект находится на стадии редакционной подготовки, но публично представлен, см., например: http://arbitr.ru). В целом этот подход разумен, поскольку как явление частноправового регулирования корпоративные отношения во многом регулируются нормами гражданского права. Вместе с тем корпорации - субъекты предпринимательской деятельности и уже в силу этого должны изучаться и наукой предпринимательского права. Наконец, возможно, что по мере формирования и систематизации собственного нормативного массива данная сфера отношений окажется способной притязать на самостоятельность.

О внутрихозяйственном (внутрифирменном) праве. Отдельным компонентом предпринимательского права часто называют внутрихозяйственные отношения, направленные на организацию внутренних связей, оптимизацию управленческого процесса. Разновидностью таких отношений являются и те из них, которые внешне напоминают отношения в обычной рыночной экономике. Так, в целях обеспечения экономности хозяйствования между отдельными подразделениями, а также между подразделениями и организацией в целом на основе внутренних заданий могут складываться определенные связи (например, администрация может выдавать заказ цеху). Такие отношения по общему правилу не являются правовыми, работники подразделений остаются просто работниками (рабочими, служащими), так как с организацией их связывают только трудовые отношения, а сами внутрифирменные подразделения не имеют ни статуса юридического лица, ни статуса иного субъекта права; они существуют лишь учетно. Эти отношения по общему правилу регулируются лишь локальными актами соответствующей организации, содержащиеся в них правила нормами права не являются.

Эти аспекты изучаются в рамках курса «Гражданское право»; см., например:Гражданское право. Т. 1: Учебник // Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого.М., 2004. С. 87.

  • Подробнее см.: Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. М., 2005. С. 17-65.
  • О проблемах корпоративного права см., например: Корпоративное право: учебныйкурс / Под ред. И.С. Шиткиной. М., 2011; Пахомова Н.Н. Цивилистическая теориякорпоративных отношений. Екатеринбург, 2005; Функ Я.И., Михальченко В.А.,Хвалей В.В. Акционерное общество: история и теория (Диалектика свободы).Минск, 1999.
  • Н.Н. Надежин,

    кандидат юридических наук, доцент, Белгородский юридический институт МВД России

    МЕСТО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ И ТЕНДЕНЦИИ ЕГО РАЗВИТИЯ THE PLACE OF BUSINESS LAW IN THE LEGAL SYSTEM OF RUSSIA AND TENDENCIES OF ITS DEVELOPMENT

    На сегодняшний день в правовом регулировании имущественных правоотношений сложилась в определенной мере парадоксальная ситуация. Теоретически обосновано, и это подтверждается положениями действующего законодательства, существование нескольких отраслей права, имею -щих, на первый взгляд, один предмет правового регулирования и схожие методы. А именно: граж-данского, предпринимательского, коммерческого и хозяйственного. Такое положение не согласовывается с основами теории права о том, что каждая отрасль права обладает самостоятельным предметом правового регулирования и соответствующими методами. Рассмотрим эту ситуацию более пристально.

    Nowadays, the reformation of civil and business law is given much attention in connection with the development of market relations. The matter of differentiation between the subject and methods of civil and business law is important and actual. The article shows common and distinctive features in adjustment of civil and business legal relations, bases the point of view that the branch of business law is independent one, and deals with the peculiarities of its legal adjustment.

    Еще в советский период по поводу единства и дифференциации правового регулирования имущественных отношений основные споры велись между представителями хозяйственно -правовой и цивилистической концепций. Суть первой заключалась в регулировании единой отраслью хозяйственного права отношений по осуществлению хозяйственной деятельности (отношений по горизонтали между юридически равноправными товаропроизводителями) и отношений по руководству этой деятельностью (отношений по вертикали между органами государственной власти и управления и товаропроизводителями). Сторонники цивилистического подхода отстаивали точку зрения, согласно кото -рой хозяйственные отношения не могут регули -роваться единой самостоятельной отраслью права, а регулируются разными отраслями права. Имущественные отношения равноправных това-ропроизводителей, субъектов товарно-денежных отношений регулируются гражданским правом; организационные отношения по руководству хозяйственной деятельностью - административным и тесно связанными с ним налоговым, финансовым, таможенным правом и др.

    Разграничение отраслей права, обоснование их самостоятельности - немаловажный вопрос для правовой науки и преподавания права. Но это проблема больше внутриправовая, важная для самих ученых-юристов. Для общества в це -лом главными являются полнота, всесторонность

    и эффективность правового регулирования общественных о тношений.

    Небезынтересными представляются сооб-ражения относительно структуры системы права и свойств частей этой структуры, выска -занные Ю.К. Толстым: « Система права суще -ствует не в одном, в самых различных измере -ниях. Иными словами, система права много -мерна или, что то же самое, полимерна. В сис -теме права существуют не только первичные, но также вторичные, третичные и прочие пра -вовые образования» [ 1].

    В зарубежных странах подобным спорам не придается сколь-нибудь существенного значения.

    Отрасли системы права, выделенные по предмету и методу правового регулирования, составляющие главный элемент российской правовой системы, подразделяются на три основные группы:

    1) профилирующие, базовые отрасли, охватывающие главные правовые режимы; из них нужно выделить и поставить над всей системой отраслей действительно базовую отрасль всей системы - конституционное право; затем три материальные отрасли - гражданское, административное, уголовное право; соответствующие им три процессуальные отрасли - гражданское процессуальное, адм инистративно -процессу альное, уголовно -про -цессуальное право;

    2) специальные отрасли, где правовые режимы модифицированы, приспособлены к особым сфе-

    рам жизни общества: трудовое право, земельное право, право социального обеспечения, семейное право, уголовно-исполнительное право;

    3) комплексные отрасли, для которых характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей: торговое право, право прокурорского надзора, морское право. В настоящее время формируются своеобразные сферы комплексного характера, юриди-чески опосредующие новые «слои социально -сти» (экологическое право, информационное

    право, предпринимательское право) и, более то -го, нарастает тенденция их перерастания в основные отрасли .

    Обратим внимание на существенное замечание о нарастании тенденции перерастания ком -плексных отраслей права в основные отрасли. Представляется, что эта тенденция в наибольшей мере присуща предпринимательскому праву.

    С этих позиций не утрачивают актуально -сти сделанные еще в послевоенные годы выво -ды В.К. Райхера о том, что комплексные отрасли права должны соответствовать трем ус -ловиям: « Во-первых, необходимо, чтобы сово -купность правовых норм была адекватна опре -деленному, специфическому кругу обществен -ных отношений, т.е. имела бы в этом смысле единый и самостоятельный предмет регулиро -вания, следовательно, и предметное единство. Во -вторых, регулируемый такой совокупно -стью норм специфический круг отношений должен обладать достаточно крупной общественной значимостью. В-третьих, образующий такую совокупность нормативно-правовой ма-териал должен обладать достаточно обширным объемом .

    Комплексный интегрированный характер предпринимательского права предполагает вы -деление и анализ основных составляющих предметного единства данной отрасли, а именно предпринимательских отношений. Предприни-мательские отношения имеют сложное содержание и структуру.

    Первая группа таких отношений - это отношения, связанные с организацией предпри-нимательской деятельности. Они основываются на конституционном праве граждан на занятие предпринимательской деятельностью (ст. 34

    Конституции РФ); его развитии в ст. 18 ГК РФ, которая определяет содержание правоспособно -сти граждан, включающей: право заниматься предпринимательской и любой иной не запре -щенной законом деятельностью, создавать юридические лица самостоятельно или совме-стно с другими гражданами и юридическими лицами, совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; в ст. 23 ГК РФ, регламентирующей предпринима -тельскую деятельность граждан и устанавли-вающей государственную регистрацию граждан

    в качестве индивидуальных предпринимателей в ст. 51 ГК РФ, устанавливающей государственную регистрацию юридических лиц, регла-ментирующей вопросы лицензирования отдель -ных видов предпринимательской деятельности, а также целый комплекс организационно -имущественных отношений, связанных с созда -нием юридических лиц - субъектов предпри -нимательства, и др. Все эти отношения тесно взаимосвязаны между собой предметным един -ством - они являются предпринимательскими. Но по своему юридическому режиму, методу правового регулирования, если исходить из традиционных в правовой науке взглядов, это разноотраслевые отношения [ 4].

    Во вторую группу входят отношения, свя-занные с самой предпринимательской деятель -ностью, т.е. непосредственно предприниматель -ская деятельность, та деятельность, где достига -ется одна из главных целей предпринимательства - получение прибыли. Речь идет о пользова -нии имуществом, продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг. Здесь доминирующее положение занимает гражданско-правовое регули-рование предпринимательских отношений. Взаимоотношения между предпринимателями как товаропроизводителями, юридически равны -ми субъектами товарно-денежных отношений иначе как гражданско-правовыми (частноправовыми) методами в рыночной экономике регули -роваться не могут. Хотя и здесь можно наблюдать ряд случаев государственного (публичноправового) воздействия на частноправовые отношения - например, государственное регули -рование цен на продукцию и услуги естествен -ных монополий и др.

    Гражданским правом регулируется только часть, хотя и существенная, отношений, возни -кающих в связи с предпринимательской деятель -ностью. Не менее значительная их часть регули -руется публично-правовыми методами. Это отношения по государственному регулированию предпринимательства. Данная третья группа отношений, также составляющая предмет предпринимательского права, тесно связана с первой и второй, но если там инициативной стороной организации предпринимательской деятельности являются главным образом гражданин-предприниматель, иные субъекты предпринимательства, то здесь государство от имени общества устанавливает правила предпринимательства и последствия их нарушения, защищая публич -ные (социальные, финансовые, бюджетные, эко -логические и др.) и частные интересы.

    Четвертая группа предпринимательских отношений - это внутрихозяйственные, внутри -корпоративные отношения, возникающие в процессе предпринимательской деятельности крупных и сложных предпринимательских структур. Взаимоотношения между относительно обособ-

    ленными структурными подразделениями регулируются локальными норматирными актами, составляющими значительную часть предприни -мательского законодательства.

    Становление и развитие рыночных отношений в нашей стране ставит на повестку дня рассмотрение и исследование правовых аспектов и категорий рыночной экономики. В числе по -следних наиболее важными и принципиальными являются такие до сих пор рассматривавшиеся с чисто экономических позиций категории, как рынок, виды рынков, спрос и предложение (конъюнктура рынка), стоимость, потребитель -ная стоимость, себестоимость, прибыль, доход, цена, аудит и др. Очевидно, что сегодня это не только экономические категории, но во многом и юридические.

    Главная задача государства заключается в создании (путем принятия соответствующих правовых актов) условий, обеспечивающих максимальную экономическую свободу предпринимательской деятельности, подразуме -вающую, естественно, и полную экономиче-скую, правовую и иную ответственность за результаты такой деятельности. Образно вы -ражаясь, государство должно установить « пра -вила игры» на рынке в более широком пла -не, правила осуществления предприниматель -ской деятельности.

    Однако эта свобода не является абстрактной, не испытывающей на себе никакого воздействия стихийной анархии человеческой деятельности в сфере экономики. Рынок функционирует совершенно свободно, но в рамках, твердо установ -ленных государством. Как подчеркивает

    В.А. Дозорцев, «отказ от административно-ко-мандной системы не означает отрицания государственного воздействия на рыночные отношения, в частности экономические, но не только экономическими методами. От элементов прямого административного воздействия тоже полно -стью отказаться не удастся. Расчет на «стериль -ное» применение гражданского права оказывается... несостоятельным» .

    Вместе с тем, являясь уникальным изобретением человечества, рынок сам в состоянии регу -лировать многие, но не все отношения товарного производства, вытекающие из действия объективных экономических законов. В этом плане задача законодателя заключается в том, чтобы не вмешиваться в те отношения, которые саморегулируются рынком. Хотя надо признать бесспорным тот факт, что внерыночное регулирование хозяйства имеет место в любой системе. Но чем меньше скован производитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

    «...В современных промышленно развитых странах не встречается ни чисто командных экономик, где все, от производства до распре -деления, управляется государством, ни чисто

    рыночных, где государство вообще не вмеши-вается в процессы производства и распределе-ния. Современная рыночная экономика - это смешанная экономика, в которой производство развивается под воздействием собственных ры -ночных сил, направляющих предприниматель -скую активность производителей, а государство регулирует этот процесс, устанавливая право -вую структуру бизнеса и контролируя ее соблюдение, осуществляет различные социальные и политические программы» .

    Государство, познавая объективные экономические законы, характер и результаты (по -следствия) их действия, устанавливает на зако -нодательном (юридическом) уровне:

    1) правовые требования к предпринимателям и иным участникам предпринимательских отно -шений;

    2) основные правила предпринимательской деятельности;

    3) предусматривает правовую ответствен -ность за несоблюдение установленных правил.

    Существенно важным является создание (или, скорее всего, возрождение) соответствую -щего социально-психологического настроя в обществе на неизбежность, необходимость рыночных отношений, ибо, как показал весь период развития общества, основанного на частной собственности, альтернативы рынку нет.

    Особо следует сказать о функциях, выполняемых рынком в экономике индустриально раз -витых стран. В нашей правовой литературе этот вопрос до сих пор не получил, к сожалению, сколько-нибудь удовлетворительного освещения. Анализируя практику рыночных отношений, исследования экономистов, можно выделить следующие функции рынка:

    1) признание общественного характера труда и продукта (опосредствованного, получившего реализацию на рынке), что выражается в опреде -лении рыночной цены;

    2) сбалансирование экономики страны, регулятора производства и экономических пропорций (становление нормальных пропорций между отраслями), что достигается на основе информации, поступающей с рынка;

    3) отказ от директивного (в прежнем понимании) планирования и замена его анализом динамики развития спроса и предложения, с тен -денцией покупательских предпочтений;

    4) удовлетворение потребностей потребителя.

    Исходя из этого, следует заключить, что в

    целом предпринимательские отношения едины, несмотря на регулирование их нормами различных отраслей права. Они занимают самостоятельную нишу, что обусловлено индивидуаль-ным предметом, методом и целями правового регулирования.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Толстой Ю.К. О преподавании гражданского права на современном этапе / Ю.К. Толстой // Преподавание гражданского права в современных условиях. - СПб., 1999. - С. 43.

    2. Алексеев С. С. Право. Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования /

    С. С. Алексеев. - М., 1999. - С. 45 - 46 и др.

    3. Райхер В.К. Общественно-исторические типы страхования / В.К. Райхер. - М.-Л., 1947. - С. 189 - 190.

    4. Предпринимательское право Российской Федерации / отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. - М.: Юристъ, 2004. - С. 43.

    5. Халфина Р.О. Современный рынок: правила игры / Р.О. Халфина. - М., 1993.

    6. Дозорцев В.А. Тенденции развития российского гражданского права при переходе к рыночной экономике / В.А. Дозорцев // Тезисы докладов на международной научнопрактической конференции «Гражданское законодательство Российской Федерации: состояние, проблемы, перспективы». - М., 1993. - С. 6.

    7. Львов Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса / Ю.А. Львов. - СПб., 1992. - С. 12.

    Представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества.

    Предметом предпринимательского права являются общественные отношения , урегулированнные нормами предпринимательского права.

    Методы правового регулирования

    Метод — это способ воздействия на общественные отношения.

    В предпринимательском праве закреплены два возможных способа воздействия:

    • гражданско-правовой (основан на равенстве сторон, на экономических инструменатх регулирования)
    • административно-правовой (исходит из нервного положения сторон — из отношений власти и подчинения)
    Используются следующие методы:
    • Метод автономных решений — метод согласования . При таком методе субъект предпринимательского права самостоятельно решает тот или иной вопрос, а при вступлении в правовые отношения он делает это по согласованию с другими его участниками.
    • В процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности применяется метод обязательных предписаний . При таком методе одна сторона правового отношения дает другой предписание, обязательное для выполнения.
    • Метод рекомендаций . При его применении одна сторона правового отношения даёт рекомендацию о порядке ведения предпринимательской деятельности.
    • Метод запретов . Используется, когда устанавливаются запреты на недопущение определенных действий хозяйствующими субъектами.

    Основы предпринимательской деятельности

    В любой экономической системе производство товаров и услуг осуществляется множеством предприятий. Однако только в рыночной экономике предприятие (фирма) выступает как самостоятельно независимо действующий субъект.

    Предпринимательская деятельность может быть определена как деятельность особого рода по соединению и организации факторов производства (ресурсов) для производства материальных благ или услуг в целях реализации собственных интересов предпринимателя.

    Предпринимательская деятельность — это инициативная, самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение и осуществляемая от своего имени или от имени .

    Из понятия "предпринимательская деятельность" вытекают следующие особенности:

    • самостоятельная деятельность дееспособных граждан;
    • инициативная деятельность, направленная на реализацию своих способностей;
    • рисковой характер предпринимательства;
    • продолжительный процесс, направленный на систематическое извлечение прибыли;
    • законная деятельность, осуществляемая как физическими, так и юридическими лицами, с целью производства товаров, их реализацией другим субъектам рынка, выполнения работ и оказания услуг.

    Субъекты предпринимательской деятельности:

    • граждане РФ;
    • граждане иностранных государств;
    • объединение граждан (коллективные предприниматели). Статус предпринимателя приобретается после государственной регистрации юридического или физического лица. Без регистрации предпринимательская деятельность осуществляться не может.

    Предпринимательская деятельность может осуществляться с образованием или . осуществляется гражданином — индивидуальным предпринимателем, прошедшим государственную регистрацию.

    Цели и интересы конкретного предпринимателя могут быть самыми разными:
    • самореализация,
    • получение высоких и постоянных доходов,
    • завоевание рынка,
    • выживание в долгосрочном периоде и т.д.

    Однако в микроэкономике принято полагать основным мотивом предпринимательской деятельности получение максимальной прибыли (подобно тому, как при анализе потребительского поведения мы исходили из стремления последнего к максимизации удовлетворения (полезности) от потребления доступных ему благ).

    Среди наиболее серьезных аргументов в пользу максимизации прибыли как основной цели бизнеса можно выделить следующие:
    • Прибыль является универсальным показателем результативности бизнеса и лишь очень немногие фирмы могут позволить себе роскошь предпринимать действия, ведущие к снижению прибыли. В большинстве случаев влияние других целей на поведение фирмы относительно невелико.
    • Жесткая конкурентная борьба, при которой выживают лишь наиболее эффективные предприятия, также заставляет фирмы стремиться к максимизации своих прибылей.
    • Допущение о максимизации прибыли позволяет успешно объяснять и прогнозировать поведение отдельных фирм, а также динамику используемых ими цен и объемов производства.

    Выбор формы организации предпринимательской деятельности

    Организационно-правовая форма

    Организационно-правовая форма юридического лица — это совокупность конкретных признаков, объективно выделяющихся в системе общих признаков юридического лица и существенно отличающих данную группу от всех остальных.

    По организационно правовой форме каждый класс юридических лиц подразделяется на группы.

    Коммерческие организации могут создаваться исключительно в формах: , хозяйственных обществ, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

    Некоммерческие организации могут создаваться в формах: потребительских кооперативов; общественных и религиозных объединений; учреждений, финансируемых собственником; благотворительных фондов и в других законодательно разрешенных формах.

    Принципы предпринимательского права

    Предпринимательская деятельность Российского государства осуществляется в соответствии с принципами закрепленными Конституцией РФ и статьей 1 Гражданского кодекса РФ.

    Вместе с тем правовое регулирование предпринимательских отношений строится на основе других принципов, а именно:
    • свобода предпринимательской деятельности
    • юридическое равенство различных форм собственности
    • свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности
    • законность в предпрнимательской деятельности.
    • государственное регулирование пд.

    Статья 1. ГК РФ Основные начала гражданского законодательства

    1. Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора , недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
    2. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора .
      Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
    3. Товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации.
      Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

    Предпринимательское право как учебная дисциплина

    Изучение предпринимательского права как учебной дисциплины состоит в обучении основам правового механизма регулирования предпринимательской деятельности как комплекса имущественных отношений: ее субъектами, объектами, основаниям возникновения, осуществлению прав; договорным обязательствам в предпринимательской деятельности; защите прав и др., а также в выработке навыков применения законодательства при решении правовых вопросов, возникающих в деятельности предпринимателей.

    Предпринимательское право как учебная дисциплина отражает основные аспекты правового регулирования как предпринимательской деятельности, так и деятельности предпринимателей.

    Понятие законодательства о предпринимательской деятельности

    Законодательство о предпринимательской деятельности — это юридические акты различных государственных органов, в которых содержатся правовые нормы регулирования предпринимательской деятельности. В зависимости от юридической силы актов, содержащих правовые нормы, источники предпринимательского права подразделяются на четыре большие группы: законы, акты федеральных органов государственного управления, акты государственных органов исполнительной власти, акты исполнительных органов субъектов РФ.

    Виды актов, содержащих нормы предпринимательского права

    Закон — нормативный акт, принимаемый представительным органом государственной власти Российской Федерации или ее субъектов. По действующему законодательству различают федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации.

    Федеральный конституционный закон — нормативный акт, принимаемый Федеральным собранием с соблюдением установленной Конституцией процедуры, вносящий изменения и дополнения в Конституцию РФ, а также закон, принятие которого специально предусмотрено в РФ.

    Федеральный закон — нормативный акт, принимаемый Федеральным собранием по всем остальным вопросам, которые должны регулироваться законами. Федеральный закон не может противоречить конституционным законам.

    Закон субъектов Российской Федерации — нормативный акт, принимаемый высшим представительным органом субъекта Федерации.

    К актам федеральных органов государственного управления относятся указы президента и постановления правительства.

    Акты федеральных органов исполнительной власти — нормативные акты, принимаемые министерствами и ведомствами и обязательные к применению предприятиями и гражданами. Министерства и ведомства, иные органы и учреждения вправе издавать нормативные акты в пределах и случаях, предусмотренных федеральными законами, указами президента и постановлениями правительства Российской Федерации.

    Нормативными актами являются также акты законодательных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации.

    Большое значение имеют постановления Президиума (Пленума) и письма Высшего арбитражного суда Российской Федерации, комментирующие и разъясняющие применение нормативных актов. Постановления и решения судебных органов получили название «судебная практика».

    Нормативно-правовые акты более низкого уровня применяются при условии, что его нормы не противоречат актам более высокого уровня и последние не содержат в себе норм, регулирующих данные гражданско-правовые общественные отношения.

    Обычаи делового оборота применяются в области предпринимательской деятельности. Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области (предпринимательской деятельности) правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Не подлежат применению лишь такие обычаи делового оборота, которые противоречат обязательным для предпринимателей положениям законодательства или договору.

    Наряду с внутренними законами и иными правовыми актами источниками предпринимательского права служат общепризнанные принципы и нормы международного права, такие, как, например, свобода торговли и др., а также международные договоры РФ, являющиеся составной частью правовой системы России. Международные договоры применяются к отношениям, регулируемым гражданским законодательством, непосредственно, кроме случаев, когда для их применения требуется издание российского акта. Если международным договором РФ установлены другие правила, чем предусмотренные гражданским законодательством, то применяются правила международного договора.



     

    Возможно, будет полезно почитать: