Определение о процессуальном правопреемстве в арбитражном процессе. Процессуальное правопреемство в арбитражном процессе
Государственная стратегия стимулирования экономического роста в развитых странах на разных этапах имели свою специфику и брала на вооружение различные концепции.
Сложившаяся в США после «великой депрессии» 1929-1933 гг. система государственного регулирования была ориентирована преимущественно на управление факторами спроса или совокупным спросом главным образом денежно-кредитными инструментами. Так, стимулирование расширения капиталовложений происходило на основе низких процентных ставок, ограничение – путем их повышения.
В 90-х гг. в США была провозглашена новая экономическая политика, суть которой заключалась в переходе от экономики стимулирования совокупного спроса к экономике предложения на основе стимулирования инвестиций в перспективные инновационные технологии.
Сторонники экономики предложения сделали упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. Наметились три направления воздействия государства на экономический рост
:
- стимулирование НТП и развитие научных исследований;
- увеличение расходов на образование, подготовку и переподготовку квалифицированных кадров в государственном масштабе;
- глубокая перестройка налоговой системы.
Главной целью этой политики стали высокиу темпы роста производства, решение социальных проблем: занятости, безработицы, бедности, повышения уровня доходов.
Следует отметить, что в социально-ориентированной рыночной экономике наблюдается значительное увеличение государственных расходов на социальное обеспечение, здравоохранение, образование, что в немалой степени связано с возрастающей ролью «человеческого капитала», творческой, новаторской деятельностью человека как важнейшего фактора экономического роста и накопления национального богатства. Это характерно не только для развитых стран, но и для развивающихся стран.
Другое направление государственной политики, стимулирующее экономический рост, - поддержание конкурентоспособности и оптимальной структуры производства путем законодательного регулирования налоговых и иных преференций, прямого или косвенного субсидирования отдельных отраслей и регионов из государственного бюджета. Особенно это касается транспортной и коммуникационной инфраструктуры. Большое значение придается государственной поддержке фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок.
- Под экономическим ростом понимается долговременное устойчивое увеличение масштабов экономики, то есть процесс поступательного возрастания ВНП, ВВП или НД - как абсолютно, так и на душу населения. Он выражается непосредственно в количественном увеличении ВВП и его составляющих. Соответственно, для измерения экономического роста используются показатели абсолютного прироста или темпов прироста реального объема выпуска в целом или на душу населения.
- В открытой экономике в условиях свободного движения капитала инвестиции не обязательно должны быть равны сбережениям, потому что страна может занимать или ссужать деньги на мировом рынке под мировую ставку процента и таким образом иметь дефицитный счет текущих операций. Единственное, что имеет значение при осуществлении внутренних инвестиций, - будет ли доход, обеспечиваемый инвестиционным проектом, достаточным для выплаты процентов о долгу, соответствующих по величине мировой ставке процента.
- Путем повышения количества предлагаемых услуг труда является рост производительности труда рабочих посредством увеличения человеческого капитала.
- Увеличение позитивного внешнего эффекта человеческого капитала на 10% приводит к увеличению выпуска на 4%. Вывод состоит в том, что образование, профессиональная подготовка и другие виды деятельности, увеличивающие человеческий капитал, должны субсидироваться государством.
- В социально-ориентированной рыночной экономике наблюдается значительное увеличение государственных расходов на социальное обеспечение, здравоохранение, образование, что в немалой степени связано с возрастающей ролью «человеческого капитала», творческой, новаторской деятельностью человека как важнейшего фактора экономического роста и накопления национального богатства.
Для оценки такого сложного и многогранного процесса как экономический прогресс одного показателя, пусть даже самого совершенного, недостаточно. Нужна система измерителей для его разных сторон. Для характеристик использования живого труда применяется показатель производительности труда. Он рассчитывается отношением стоимости произведенного продукта к среднегодовой численности занятых работников, т.е. к затратам живого труда. Своеобразным барометром эффективности хозяйствования является норма прибыли.
Показатель фондоотдачи характеризует уровень эффективности использования основных производственных фондов и определяется делением стоимости продукта на сумму фондов. Обратной величиной является фондоемкость продукции.
Материалоемкость и энергоемкость продукции характеризуют уровень затрат материалов или электроэнергии на выработку единицы продукции.
Факторами повышения эффективности производства являются:
- Ускорение научно-технического прогресса.
- Структурная перестройка народного хозяйства.
- Совершенствование хозяйственного механизма.
- Повышение социальной активности населения.
Теория экономического равновесия и эффективности роста
Обеспечение сбалансированности и пропорциональности в развитии экономических процессов является центральной проблемой общественного воспроизводства. Равновесие в хозяйственной деятельности предполагает поддержание следующих условий воспроизводства:
- все индивиды должны найти на рынке предметы потребления в соответствии с покупательной способностью;
- все предприниматели в состоянии найти на рынке необходимые им производственные ресурсы;
- весь продукт прошлого года должен быть реализован.
Теоретически равновесие означает полное соответствие между производством и потреблением, предложением и спросом, производственными затратами и результатами, движением материально-вещественных и финансовых потоков. Это общая закономерность развития природы и общества. Различия существуют лишь в механизме достижения такого равновесия. Однако, даже при идеальной свободной конкуренции или идеальном планировании достижение полной сбалансированности во всех звеньях системы хозяйствования невозможно. Это всего лишь тенденция, внутренняя направленность в развитии экономических процессов.
В реальной экономике наблюдаются различные нарушения этих требований в результате воздействия побочных эффектов. Экономику выводят из состояния сбалансированности циклические и структурные кризисы, инфляция, безработица, взлеты и падения цен и др. Не существует и таких явлений как чистая или совершенная конкуренция, чистый рынок.
Многолетний опыт плановых увязок всех взаимосвязанных звеньев экономической системы также не обеспечивал полного равновесия. Системы подвижны и в их развитии постоянно возникают новые "побочные эффекты". К полному экономическому равновесию общество стремится через обеспечение частной, локальной пропорциональности. Общее согласование экономических процессов всегда относительно, отклонения неизбежны. Поэтому для выпрямления возникающих отклонений необходимы запасы всех видов ресурсов.
Научно-технический прогресс всегда вносит диспропорции в развитие экономической системы. И, именно, это положение заставило в свое время правительства и крупные фирмы прийти к разработкам целевых программ и к стратегическому планированию хозяйственной деятельности.
Каждый этап поступательного движения имеет свои пределы темпов роста. Они никогда не должны претендовать на то, чтобы стать единственным критерием эффективности роста. Эффективно развивающаяся экономика не та, которая лишена диспропорций, а та которая мобильно перестраивается на их устранение. Способность экономики динамично перестраиваться с наименьшими потерями на более высокий уровень сбалансированности одно из главных проявлений эффективного развития общества.
Экономический рост – это количественное и качественное совершенствование общественного продукта за определенный период времени.
Экономический рост означает, что на каждом данном отрезке времени в какой-то степени облегчается решение проблемы ограниченности ресурсов и становится возможным удовлетворение более широкого круга потребностей человека .
Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста.
Ученые пропагандируют государственное регулирование экономики – индустриальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста.
Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низкопроизводительных отраслей.
Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс.
Макроэкономическая стратегия стимулирования экономического роста в разных странах и регионах мирового сообщества на различных этапах ее развития имела свою специфику, при этом использовались различные теоретические концепции при умелом сочетании рекомендаций неоклассического и посткейнсиан-ского направлений.
Сложившаяся после «великой депрессии» 1929 - 1933 гг. система государственного регулирования в США была ориентирована преимущественно на управление факторами совокупного спроса. Стимулирование капиталовложений происходило на основе низких процентных ставок, а через общественные работы регулировалась занятость населения. Однако в послевоенный период страны Западной Европы и Япония, развивавшиеся более высокими темпами, существенно потеснили экономические позиции США. Так, в середине XX в. доля США в ВВП капиталистического мира составляла 47 %, в промышленном производстве - 51, во внешнеторговом обороте - 16,5%. США опережают своих конкурентов на ключевых направлениях научно технического прогресса, определяющих перспективы развития экономики, в частности в производстве средств автоматизации, электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и информационных систем, лазерной техники и полупроводников, атомной энергетике и авиакосмической промышленности. Ускоренное развитие этих отраслей привело к глубоким качественным изменениям современных производительных сил США.
Изменилась структура экономики (появились новые отрасли), произошли перевороты в научных концепциях, технике и технологии. Вместе с тем в 70-е гг. (1969 - 1971 и 1974 - 1975) страна пережила два тяжелых промышленных кризиса, которые сопровождались ростом цен, резкими диспропорциями в топливно-энергетическом балансе страны, расстройством внешнеторговых и валютно-финансовых операций и общим кризисом государственных методов регулирования экономического роста. К 80-м гг. снизились темпы прироста ВНП до 2,8 %. Общее замедление темпов экономического роста было обусловлено прежде всего вялостью инвестиционных процессов в сфере материального производства. Валовые частные инвестиции увеличились за 10 лет в среднем только на 27 %. Однако замедление темпов экономического развития было связано не только с вялостью инвестиционных процессов, но и с сокращением прироста потребительских и государственных расходов, что обусловило значительную недогруженность производственных мощностей, а значит, и низкие темпы прироста промышленного производства.
Четырехкратный рост цен на нефть на мировом рынке также создал экономические проблемы в стране и поставил перед США задачу структурной перестройки топливно-энергетического комплекса. Решить ее предполагалось путем увеличения добычи угля и перевода промышленных и коммунальных предприятий на использование угля вместо нефти и газа, ускоренного производства жидкого горючего из угля и сланцев, развития атомной, солнечной и геотермальной энергетики. Большое значение придается рациональной структуре использования энергии, ужесточению стандартов ее потребления и стимулированию экономного расходования. В этой ситуации назрела необходимость новых теоретических и практических подходов к государственному регулированию экономического роста с учетом факторов совокупного предложения.
С приходом к политической власти неоконсерваторов во главе с Р. Рейганом были реализованы новые модели экономического роста. Суть их заключалась в
переходе от экономики стимулирования совокупного спроса к экономике совокупного предложения на основе стимулирования инвестиций в машины, оборудование и перспективные технологии. Сторонники «концепции предложения» (А. Леффер, П.Роберте, Дж. Ва-ницки и др.) ориентируют на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы, которые сводятся к трем основным направлениям воздействия государства на экономический рост:
стимулирование НТП и развитие наукоемких отраслей;
увеличение государственных расходов на образование, подготовку и переподготовку квалифицированных кадров в масштабе страны;
перестройку налоговой системы путем повсеместного уменьшения предельных налоговых ставок как для отдельных индивидов, так и для деловых предприятий. Уменьшение налогов в 1981 г. сократило, во-первых, предельные налоговые ставки с конкретного индивида с 70 до 50 %, во-вторых, снижение налогообложения усилило инвестиционные мотивы в деловых сферах. Налоговая реформа 1986 г. в США вызвала дальнейшее уменьшение предельных налоговых ставок, но сопровождалась она повышением налогообложения прироста и увеличения рыночной стоимости капитала, что не способствовало развитию инвестиционных процессов. Предполагалось, что сокращение"налоговых ставок должно способствовать личной заинтересованности каждого к высокопроизводительному труду, а также поощрять процессы сбережения и инвестирования. Дальнейшее повышение роста естественного уровня реального объема производства требовало реформирования структуры управления, системы социального обеспечения и использования достижений НТП.
Такая экономическая концепция вошла в противоречие не только с кейнсианской моделью, ориентировавшейся на активизацию факторов совокупного спроса, но и с монетаристской. Основные претензии к сторонникам монетаристского подхода состояли в следующем: по мнению авторов изложенной экономической программы, медленный рост количества денег, находя-
щихся в обращении (на уровне 3 % в год), ограничивал возможности экономического роста. Отрицая жесткий 3% ный контроль за увеличением денежной массы, они слишком большое внимание уделяли уровню цен как промежуточной цели денежно-кредитной политики. Снижение уровня цен на основные товары широкого потребления в начале 80-х гг. утвердило многих сторонников «концепции предложения» во мнении, что проводимая в тот период денежно-кредитная политика характеризовалась рядом искусственных ограничений. Однако главными целями макроэкономического регулирования экономического роста современных теории США являются высокие темпы роста производства, решение социальных проблем, проблем занятости, безработицы, инфляции, бедности и повышения благосостояния населения, которые успешно решаются с помощью привлечения иностранных инвес тиций и экспорта капитала в другие страны с целью более эффективного их приложения и использования.
Государственное регулирование экономического роста Японии осуществлялось с учетом активизации факторов совокупного предложения, характерной особенностью которого является значительное превышение уровня роста производительности труда над уровнем заработной платы. Совокупный спрос государство сдерживает путем незначительного ежегодного увеличения ассигнований на общественные работы и снижения учетной ставки центрального банка (банка Японии).
Кризисы, охватившие многие развитые капиталистические страны, в разные годы усугубляли положение Японии, так как она в значительно большей степени, чем другие страны, зависела от внешних рынков, где она реализовала большую половину своей промышленной продукции. Повышение цен на энергоресурсы на мировых рынках вызвало бурные ин фляционные процессы, усугубленные спекулятивными операциями международных нефтяных и других монополий. Это привело к совершенно необычному явлению для кризисного периода: в условиях низкого спроса наблюдалось резкое повышение оптовых и розничных цен.
Кризис повлиял и на инвестиционную активность частных предприятий: резко сократились расходы на приобретение машин и оборудования. Даже в период оживления прирост инвестиций осуществлялся медленно, что тормозило развитие экономики. Это было связано прежде всего с относительным перенасыщением основного капитала, ослаблением спроса и ухудшением финансового положения фирм. Многие отрасли материального производства (сталелитейная, судостроительная, химическая, нефтехимическая и др.) резко сократили свои капиталовложения, а государство не могло им компенсировать такое сокращение.
Сложившаяся экономическая ситуация вызвала повышение уровня безработицы, который увеличивался даже в условиях оживления и подъема экономики.
Япония относится к числу стран с высокой концен трацией и централизацией производства и капитала. В результате послевоенных преобразований прежние японские «дзайбацу» были распущены, но они вновь возродились, превратившись в мощные финансово-монополистические группы, такие как «Мицубиси», «Ми цуи», «Сумитомо» и др.
Процессы концентрации и централизации собственного капитала, а также привлечение иностранных инвестиций дали возможность Японии реализовать крупные инвестиционные проекты в промышленности и уже в 80-е гг. выйти на передовые позиции в мире по производству теле- и радиотехники, автомобилей, в электронике, тяжелом машиностроении и др.
Япония участвует в инвестиционных проектах по созданию различных комплексов по добыче и переработке руд черных и цветных металлов, выпуску товаров химической и нефтехимической промышленности и производству товаров электронной промышленности на Ближнем Востоке, в Юго Восточной Азии, Латинской Америке, Китае и других странах мирового сообщества.
Характерной особенностью стран Западной Европы является то, что в послевоенный период их экономика развивалась высокими темпами, особенно в 50-е гг.
Высокие темпы экономического роста большинства западноевропейских стран были достигнуты благодаря их ориентации на факторы совокупного предложения. В частности, примерно до середины 50-х гг. важную роль играл такой фактор, как массовое обновление основного капитала. Это относится прежде всего к тем странам, которые наиболее тяжело пострадали от войны. Необходимо отметить, что обновление основного капитала происходило в условиях бурного развития НТР. Кроме того, в 50-е гг. в этих странах была весьма высокой норма накопления, превышавшая, как правило, 20 %. Исключение составляла лишь Англия.
Обилие квалифицированной, относительно дешевой рабочей силы и совокупный спрос населения на товары длительного пользования бытового назначения (автомобили, телевизоры и т.д.) способствовали поддержанию высоких темпов экономического роста.
Как уже отмечалось, обеспечение устойчивого экономического роста, полной занятости и стабильности цен выступает важнейшими задачами правительства. Хозяйственная практика свидетельствует о том, что непосредственно рыночный механизм не в состоянии обеспечить устойчивую динамику экономического роста, не говоря уже о переходе к его новому качеству. Поэтому решение задачи обеспечения положительной динамики хозяйственного развития всегда будет сферой высокой активности государства. Исходя из того, что в целом экономический рост желателен, естественно возникает вопрос, какие меры государственного регулирования способны наилучшим образом стимулировать этот процесс? Различные теории экономического роста дают неодинаковые рекомендации по этому поводу.
Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокупных расходов, который не обеспечивает необходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента (политику "дешевых денег") как средство стимулирования капиталовложений. При необходимости финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления, с тем, чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции.
В противоположность кейнсианцам, сторонники "экономики предложения" делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. Под воздействием этих факторов кривая совокупного предложения сдвигается вправо. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и- капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы, идущие на выплаты по процентам, это приведет к ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл, этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, в частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействуя на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники "экономики предложения" отдают предпочтение долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей.
К числу важнейших направлений деятельности государства по стимулированию экономического роста можно отнести следующие.
Во-первых, для ускоренного хозяйственного развития любому государству необходимо наращивать потенциал факторов возможности экономического роста или факторов со стороны совокупного предложения. С помощью комплекса социальных, экономических и других мер государство способствует росту предложения труда. Целенаправленная деятельность соответствующих государственных структур по количественно-качественному совершенствованию рабочей силы способствует росту производительности труда. Причем инвестиции в конкретного работника порождают положительные внешние эффекты: растет производительность труда не только данного индивидуума, но и других людей. На рост производительности труда влияют также научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Финансируется же фундаментальная наука государством.
Во-вторых, государство обеспечивает устойчивую динамику экономического роста путем антициклического регулирования или политики краткосрочной стабилизации. Экономика, как известно, не застрахована от периодических спадов и подъемов производства. Государство помогает рыночной системе как преодолевать спад хозяйственной активности, так и сдерживать его чрезмерный рост, причем главными способами антициклического регулирования в данном случае являются денежно-кредитная и налогово-бюджетная политика.
Осуществляя денежную политику, государство быстро и эффективно воздействует на совокупный спрос путем сжатия либо расширения денежной массы в обращении. В случае недостаточной эффективности денежно-кредитных регуляторов государство увеличивает свои бюджетные расходы, выходя порой за пределы доходной части бюджета. Создаваемый таким образом добавочный спрос также стимулирует производство и продажи, то есть обеспечивает экономический рост.
Решая задачи хозяйственной стабилизации, государство проводит гибкую налоговую политику. При спаде производства оно уменьшает налоги, стимулируя тем самым население к увеличению объема покупок, а фирмы - к росту производства и продаж. В условиях бурного экономического роста, напротив, налоговые ставки возрастают, сдерживая увеличение объемов производства. Здесь реализует себя известная недискреционная налогово-бюджетная политика, или "встроенный стабилизатор", в форме прогрессивного налогообложения.
В-третьих, положительный тренд хозяйственного развития достигается также проведением государством прогрессивной структурной экономической политики. С помощью широкого спектра денежно-кредитных и налогово-бюджетных регуляторов государство стимулирует бизнес расширять производство качественно новых товаров и услуг, осваивать перспективные сферы экономики, внедрять безотходные технологии и т.д. В этих и других целях используется конкурсное распределение государственных заказов, финансирование конверсионных программ; причем государство может само выступать как инвестор, создавая предприятия госсектора в определенных отраслях национального хозяйства, формируя тем самым требуемую структуру экономики и обеспечивая новое качество экономического роста. Кроме того, если фирмы инвестируют свои ресурсы туда, куда их зовет государство, то для них создаются льготный налоговый и кредитный режимы.
В-четвертых, чтобы не сужалась финансовая основа экономического роста, государству необходимо постоянно обеспечивать баланс инвестиционного спроса и предложения сбережений. Последние могут сократиться вследствие целого ряданеобдуманных решений государства, в первую очередь в сфере налоговой политики: рост налоговых ставок приводит в основном к сокращению той части дохода, которая предназначалась для финансирования инвестиций. Уровень сбережений снижается и вследствие инфляционных ожиданий. Инфляция, с одной стороны, способствует росту потребительских расходов при одновременном уменьшении сберегаемой части дохода; с другой - приводит к росту процентных ставок, что делает кредит недоступным для предпринимателей. Но даже при наличии требуемого объема сбережений последним не всегда удается "прорваться" в инвестиционный сектор экономики. Этому нередко мешает само государство, размещая свои долговые обязательства на денежном рынке и вытесняя тем самым оттуда частных инвесторов. Таким образом, для обеспечения экономического роста следует создать благоприятные макроэкономические условия, совершенствовать налоговую систему, научиться эффективно управлять государственным долгом, осуществлять научно обоснованную структурную и социальную политику.
Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низкопроизводительных, отраслей. Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образование также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда,
При всей многочисленности и сложности возможных методов стимулирования экономического, роста большинство экономистов едины в том, что увеличение темпов экономического роста является весьма непростой задачей. В рамках той модели роста, которая выбрана для России, обеспечить полную занятость, регулировать капиталоемкость и склонность к сбережениям будет весьма непросто.
Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста и следует рассмотреть, какие меры государственного регулирования наилучшим образом могут стимулировать этот процесс.
- 1. Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокупных расходов, которые не обеспечивают необходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента (политику “дешевых денег”) как средство стимулирования капиталовложений. При необходимости финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления, с тем, чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции.
- 2. В противоположность кейнсианцам, сторонники “экономики предложения” делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы, идущие на выплаты по процентам, это приведет к ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, в частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействия на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники “экономики предложения” отдают предпочтение долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей.
- 3. Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низко производительных отраслей. Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образование также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда.
При всей многочисленности и сложности возможных методов стимулирования экономического роста большинство экономистов едины в том, что увеличение темпов экономического роста является весьма непростой задачей -- капиталоемкость и склонность к сбережениям нелегко поддаются мерам регулирования.
Динамика экономического роста в отечественной экономике
По итогам 2000 года практически по всем основным макроэкономическим параметрам отмечается положительная динамика: прирост ВВП составил 7,6% к уровню 1999 года, инвестиций в основной капитал -- 17,7%, валовой продукции промышленности -- 9,0%. Фактические темпы роста реального сектора экономики значительно превысили уровень планируемых показателей, положенных в основу бюджета на 2000 год. Повышение активности отечественного бизнеса, обусловленное девальвацией рубля, позволяло рассчитывать, при прочих равных условиях, на рост ВВП в 2000 году в пределах 104-105%. Однако, дополнительный импульс роста отечественной экономики в 2000 году дало динамичное расширение внешнего спроса.
Особенностью экономического подъема российской экономики в 2000 году является одновременный рост и внутреннего, и внешнего спроса. С одной стороны, почти двукратное сжатие импорта по сравнению с докризисным уровнем обеспечило пространство для интенсивного расширения отечественного производства и роста доходов производителей товаров и услуг. А с другой стороны, при благоприятной конъюнктуре для российских экспортеров рост доходов в экономике от экспорта существенно повлиял на изменение структуры и динамики конечного потребления. Стоимость российского экспорта за год выросла на 38,9%, а прибыль основных отраслей экономики -- в 1,6 раз. С ростом доходов экономики доля валового сбережения повысилось до 36,2% ВВП против 30,2% в 1999 году. Это обеспечило достижение устойчивого профицита бюджета и выполнения обязательств по своевременному финансированию бюджетных расходов и обслуживанию государственного долга без внеплановых заимствований на внутреннем и внешних финансовых рынках.
Рост доходов экономики в секторе внешней торговли оказал существенное влияние на пропорции конечного потребления в ВВП. Следует подчеркнуть, что в условиях повышения рентабельности производства и роста доходов от экспорта впервые за годы реформ с 1999 года в структуре конечного спроса проявились тенденции к повышению доли накопления. С повышением уровня деловой активности в российской экономике рост инвестиционного спроса обеспечил почти 7% прироста физического объема ВВП в 2000 году.
Экономический рост 1999-2000 годов поддержанный активизацией процессов накопления протекал на фоне сдержанной политики изменения расходов на конечное потребление. В 1999 году реальные доходы населения снизились на 14,2% по сравнению с предыдущим годом и составляли 72,2% от уровня 1997 года. В 2000 году сформировался благоприятный социальный фон осуществления реформ. Созданный потенциал роста производства, за счет активной инвестиционной деятельности, а также рост доходов бизнеса позволил решить накопленные социальные проблемы. Одной из основных являлось погашение задолженности по заработной плате и пенсиям. По состоянию на 1 января 2001 году задолженность по заработной плате из-за недофинансирования бюджетов всех уровней составила 4,9 млрд. руб. против 10,2 млрд. руб. на соответствующую дату 2000 года, просроченная задолженность из-за отсутствия средств предприятий снизилась за год на 6,8 млрд. руб. Кроме того, в 2000 году полностью погашена задолженность по пенсиям.
При достаточно регулярной тенденции к росту заработной платы и пенсий реальные доходы населения увеличились за год на 9,1%. Если в 1999 году низкий уровень доходов населения выступал фактором, ограничивающим темпы роста производства товаров и услуг, то в 2000 году почти 2/5 прироста ВВП связано с ростом конечного потребления. Однако даже при таких высоких темпах роста не преодолено снижение уровня жизни, обусловленное кризисом 1998 года. По сравнению с 1997 годом, характеризующимся достаточно высокими социальными показателями, реальные доходы населения составляют 93,6%, реальная заработная плата - 95,6% и реальный размер назначенных пенсий -- 77,6%. Сохранение низкого уровня доходов населения выступает фактором, ограничивающим рост внутреннего спроса.
Анализируя устойчивость состояния российской экономики, следует подчеркнуть, что соотношение внешних факторов, влиявших на рост производства в 1999 и 2000 годах, было вместе с тем различно. Если в 1999 году важнейшим фактором подъема производства была девальвация рубля, инициировавшая процессы импортозамещения, то в 2000 году - это рост мировых цен на энергоносители и цветные металлы. Эффект девальвации постепенно снижается, а к концу 2000 года заметно ослабилось воздействие и второй группы факторов. В результате внутригодовая динамика макроэкономических индикаторов указывала на постепенное торможение роста экономики. В IV квартале 2000 года зафиксирована отрицательная помесячная динамика индикатора выпуска продукции и услуг базовых отраслей экономики. К концу 2000 года наметилось замедление динамики промышленного производства при определенном ускорении инфляции, темпы которой еще более ускорились в январе и феврале 2001 года.
В 2000 году вновь восстановились опережающие темпы роста физического объема импорта, по сравнению с динамикой экспорта и ВВП. Если замедление темпов физического объема экспорта к концу 2000 года можно объяснять конъюнктурными факторами мировых рынков сырья, то интенсивный рост импорта на протяжении года связан с чисто внутренними проблемами. Анализ развития сектора торговли позволяет констатировать, что при существенной девальвации национальной валюты российская экономика не смогла создать новых товарных ниш для отечественной продукции ни мировом, ни на внутреннем рынках. Расширение внутреннего спроса, инициированное экспортно-ориентированными отраслями экономики, опиралось на инерционное развитие, прежде всего, довольно узкого сегмента отраслей инвестиционного комплекса.
Одной из причин низкой конкурентоспособности отечественной продукции является то обстоятельство, что экономический рост в 1999-2000 годах основном ориентировался на повышение степени использования и вовлечения в производство резервных производственных мощностей. Отсутствие существенных сдвигов во вводе новых производственных мощностей по существу не позволило активизировать импортозамещение и изменить товарную структуру экспортных потоков. В структуре товарных ресурсов потребительского рынка и рынка материально-технической продукции с начала 2000 года наблюдается усиление тенденции к повышению доли импорта. Кроме того, росту импорта в 2000 году способствовало и реальное укрепление рубля. В результате по данным Минэкономразвития РФ чистый экспорт в 2000 году составил 98,9% от уровня предыдущего года. Для российской экономики это очень тревожный сигнал, поскольку сокращение чистого экспорта, как правило, ведет, к замедлению экономического роста темпов.
Расчет на дальнейшую эксплуатацию благоприятных внешних факторов не может гарантировать поддержания устойчивых темпов роста, необходимо существенное повышение эффективности производства, ускорение структурных реформ.
Возможно, будет полезно почитать:
- Аббатство - это католический монастырь ;
- Самые распространенные расклады ;
- Быт и обычаи Обычаи и нравы 19 века ;
- К чему снятся жабы и лягушки: мужчине, девушке, женщине, беременной – толкования разных сонников ;
- Основные характеристики марса ;
- Должностная инструкция транспортного экспедитора ;
- Татаро-монгольское иго или история о том, как ложь стала правдой ;
- Журавль толкование сонника ;