Право государственной собственности. Кто управляет федеральной собственностью в РФ? Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом К государственной собственности относится имущество

Управление госимуществом осуществляется госучреждениями и различными предприятиями. Конституция признает равными и одинаково защищает все виды собственности, включая государственную.

По разным оценкам, доля госсобственности в экономике страны в последние годы варьируется в пределах 50%. Согласно данным РБК, в перечне 500 самых крупных российских экономических игроков присутствует 15 совместных предприятий и 89 госкомпаний. Доля последних в совокупной выручке составила около 43% (по информации «Эксперт РА» — 51%). Благодаря широкой практике отзыва лицензий у коммерческих банков, осуществляемой регулятором, наибольшая доля госсектора сложилась в банковской сфере.

Кроме того, государственная собственность доминирует в тех отраслях хозяйства, которые обладают приоритетным общеэкономическим значением. К ним относится:

  • непроизводственная сфера (образовательные и медицинские учреждения, предприятия ЖКХ);
  • транспортная инфраструктура (железные дороги, автомагистрали, портовые сооружения);
  • атомная, военная и аэрокосмическая отрасли;
  • новейшие наукоемкие производства.

Виды госсобственности в современной России

Действующее законодательство относит к государственной собственности следующие объекты:

  • Оборонного назначения (предприятия, учреждения, организации и НИИ, выполняющие разработку, испытание и ликвидацию оружия, военной техники и другого имущества.
  • Автодороги федерального значения и компании, занимающиеся их обслуживанием.
  • Составляющие фундамент богатства российского государства — особо охраняемые природные зоны, ресурсы континентального шельфа; ценности, обладающие историческим и художественным значением; памятники природного наследия).
  • Относящиеся к сферам, занимающимся обеспечением нормального функционирования народного хозяйства страны и его отдельных отраслей.
  • Созданные для поддержания полноценной работы государственных структур и реализации важнейших общенациональных задач (Госказна, золотой запас, валютный и алмазный фонды, имущество ВС РФ и другое).

Состав имущества, которое принадлежит федеральному центру или субъектам РФ определяется действующим законодательством.

Система управления госсобственностью

Управление госсобственностью — целенаправленная деятельность органов государства, связанная с установлением конкретных правил и условий реализации правомочий собственника имущества. Основную роль в этой деятельности играют федеральные структуры исполнительной власти (министерства, госкомитеты, федеральные службы, Управделами президента и иные ведомства).

Госпредприятия по организационно-правовой форме являются унитарными — они не являются собственниками имущества, а владеют и пользуются им на ограниченных условиях без права распоряжения. При этом имущество ни в какой форме не подлежит разделу.

Для управления используется системный подход, предполагающий одновременное выполнение следующих функций:

  • Планирование — формализация целевых установок, выбор актуальных средств их реализации, а также определение последовательности действий.
  • Организация — формирование механизма взаимодействия между госструктурами, участвующими в управленческом процессе, а также выбор необходимых ресурсов.
  • Распоряжение — дифференциация прав и обязанностей в каждом из управленческих звеньев, включая уровень федерации и регионов.
  • Руководство — стимулирование отдельных звеньев к взаимосвязанной деятельности для достижения общих целей.
  • Контроль — обеспечение соответствия реализуемых задач конечным целям.

Государственная собственность состоит из всего имущества, которое на праве собственности принадлежит Российской Федерации и ее отдельным субъектам.

Государственная собственность обладает рядом особенностей. такой собственности выступает само государство, а управление имуществом сосредоточено в ведении органов госуправления и специально уполномоченных юридических, а также физических лиц.

Государственное образование полномочия собственника может осуществлять посредством издания правовых актов. Так, РФ имеет право собственности на любое имущество, включая изъятое из оборота, а субъекты РФ - на любое имущество, кроме такого, которое относится к исключительной собственности Российской Федерации.

Государственная собственность может приобретаться только способами, характерными исключительно для государства (реквизиция, национализация, принудительное изъятие имущества на возмездной основе, конфискация, налоги и пр.). Госсобственности присуще такое основание прекращения существования этого права как приватизация (отчуждение имущества из муниципальной и государственной собственности в частную собственность юрлиц и граждан в соответствии с положениями законодательства).

Государственная собственность состоит из двух частей. Первой является распределенное государственное имущество, под которым нужно понимать собственность государства, закрепленную за унитарными госпредприятиями и учреждениями на правфх либо хозяйственного ведения. В этом случае имущества по распоряжению, пользованию и владению являются частично ограниченными. Ко второй относится нераспределенное государственное имущество, называемое казной.

Особое положение госсобственности обусловлено самой ее природой, определяющей существование государства. Необходимые для государственных расходов средства приобретаются различными способами. Два основных сводятся к следующему: выделение госимущества из народного достояния, требование от граждан выделения части их имущества государству.

Имущество государства состоит из разных видов доходной собственности: поземельной, промышленной и т.д.

Законодательство называет объектами федеральной государственной собственности объекты, которые являются достоянием государства; объекты оборонной производственной сферы; объекты, которые необходимы для обеспечения деятельности федеральных органов власти и решения общегосударственных задач; объекты, от которых зависит обеспечение жизнедеятельности народного хозяйства; другие объекты стратегической важности (фармацевтические, медико-биологические, спиртопроизводящие предприятия).

По закону ряд объектов, относящиеся к федеральной собственности, может передаваться в собственность отдельных субъектов Российской Федерации. К ним относятся крупные хозяйства, учреждения здравоохранения, учреждения народного образования, предприятия энергетического и атомного машиностроения, научно-исследовательские организации, предприятия радиовещания и телевидения и др.

Защита государственной собственности в политике страны является одним из важнейших факторов обеспечения ее экономической самостоятельности и независимости. Система собственностью нацелена на создание мощных экономических стимулов для рациональной организации использования и дальнейшего воспроизводства госсобственности. На сегодняшний день в России имеется проблема отсутствия ответственности за эффективность организации и контроля за использованием, преобразованием и воспроизводством госсобственности.

В настоящее время многоуровневый характер государственной собственности и круг ее субъектов определены в гражданском, а в известной мере и в конституционном законодательстве.

Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации ст. 214 Гражданского Кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 17.07.2009 № 145-ФЗ)// Российская газета - от 20.07.2009 г. .

Таким образом, государственная собственность подразделяется на:

Федеральную собственность, т.е. собственность, принадлежащую Российской Федерации;

И собственность, принадлежащую субъектам Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам.

Круг объектов, составляющих исключительную государственную собственность, определен законодательно. Конституция РФ в ст. 71 определяет, что в ведении Российской Федерации находятся:

Федеральная государственная собственность и управление ею.

В Приложении № 1 к Постановлению ВС от 27.12. 91 № 3020 - 1 (в ред. от 24.12.1993 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» определен круг объектов, относящихся к исключительной собственности Российской Федерации. Все эти объекты сгруппированы следующим образом:

Объекты, составляющие основу национального богатства страны:

1. Ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны Российской Федерации.

2. Охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение).

3. Объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.

Объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач:

1. Государственная казна Российской Федерации.

2. Имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации.

3. Предприятия и объекты геологической, картографо-геодезической, гидрометеорологической службы, контроля за состоянием и охраны окружающей природной среды и природных ресурсов.

4. Предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической и ветеринарной службы, службы защиты растений и др.

Объекты оборонного производства

1. Все предприятия, производящие системы и элементы вооружения, взрывчатые и отравляющие вещества.

2. Защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления.

Объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие

1. Предприятия добывающей промышленности,

2. Федеральные автомобильные дороги общего пользования и обслуживающие их организации и др.

Данный перечень объектов исключительной государственной собственности не является исчерпывающим. Он может дополняться, конкретизироваться, из него могут исключаться те или иные объекты.

Федеральным Законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»(с изменениями и дополнениями) определен круг имущества, которое может находится в собственности субъекта РФ, а именно:

В собственности субъекта Российской Федерации может находиться:

Имущество, необходимое для осуществления полномочий, указанных в статьях 26.2, 26.3, 26.3-1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» - это полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации; полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения и др.:

Имущество, необходимое для осуществления полномочий, указанных в пунктах 7 и 8 статьи 26.3 Федерального закона, в случаях, установленных федеральными законами - это, например, полномочия по организации и осуществлению региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности; полномочия по созданию и обеспечению охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения; ведения Красной книги субъекта Российской Федерации;

Имущество, необходимое для обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, работников государственных унитарных предприятий субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации;

Имущество, необходимое для осуществления полномочий, право осуществления которых предоставлено органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами п.1. ст. 26.11 Федерального Закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 18 июля 2009 г. № 175-ФЗ) // Собрание Законодательства Российской Федерации от 18 октября 1999 г. № 42 ст. 5005..

Детализирует вышеуказанные положения п. 2 ст. 26.11 Закона, где содержится конкретный перечень имущества (категории и виды), которое может находиться в региональной собственности для реализации полномочий по предметам ведения, осуществляемых органами государственной власти субъекта РФ за счет средств регионального бюджета.

Федеральный Закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закрепляет, что находящееся в собственности субъекта РФ имущество, наряду со средствами регионального бюджета и территориальных государственных внебюджетных фондов, а также имущественными правами, представляет собой экономическую основу деятельности органов государственной власти субъекта РФ. С этих позиций публичная собственность является материальным, имущественным обеспечением функций государства. Именно такой вывод ранее был сделан Конституционным Судом РФ относительно правового режима бюджетных средств различных уровней, а недавно распространен и на всю сферу государственного имущества Винницкий А.В. Публичная собственность в Российской Федерации // Юрист, 2006, № 5. С. 22. .

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 Гражданского Кодекса РФ ст. 214 Гражданского Кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 17.07.2009 № 145-ФЗ)// Российская газета - от 20.07.2009 г. , а именно: «В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, также юридические лица и граждане».

Важно подчеркнуть, что субъектами права государственной собственности выступают именно соответствующие государственные (публично-правовые) образования в целом, то есть Российская Федерация и входящие в ее состав республики, края, области и т. д., но не их органы власти или управления. Последние выступают в имущественном обороте от имени определенного государственного образования и в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные конкретные правомочия публичного собственника.

Таким образом, управление государственной собственностью и реализация правомочий собственника осуществляются через систему государственных органов юридическими и физическими лицами, которые можно объединить в две группы.

К первой группе относятся органы государственной власти, наделенные общей или специальной правоспособностью. В рамках компетенции, установленной нормативными актами, определяющими их правовой статус, органы государственной власти от имени Российской Федерации либо субъектов РФ осуществляют правомочия собственника.

Вторую группу составляют государственные органы, а также юридические лица и граждане, которые выполняют возложенные на них функции в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ по их специальному поручению и от их имени.

Систему государственных органов, осуществляющих правомочия собственников государственного имущества соответственно от имени Российской Федерации, субъектов РФ в пределах предоставленных им правомочий, определяемых в законодательном порядке, возглавляют высшие органы государственной власти (Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, президенты, правительства и законодательные органы субъектов РФ).

Среди государственных органов, осуществляющих правомочия собственника, важное место принадлежит Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом, Федеральному казначейству, Счетной Палате.

Правовой статус государственной собственности регламентируется статьёй 214 ГК РФ. Она указывает на то, что в государственная собственность подразделяется на федеральную и относящуюся к субъектам Российской Федерации. При этом закон указывает, что земля и другие природные ресурсы, которые не принадлежат частным лицам или муниципальным образованиям, автоматически попадают в разряд госсобственности. Бюджетные средства, которые не являются закреплёнными за предприятиями или учреждениями, относятся к государственной казне. Муниципальное имущество и нематериальные активы к государственной собственности не относятся и являются автономным видом собственности, что закреплено в статье 130 Конституции РФ.

Детализация государственной собственности

Всё то, что относится к государственной собственности можно разделить на несколько основных видов — это:

  • природные ресурсы и объекты исторического и культурного наследия;
  • объекты, необходимые для осуществления функционирования государственных органов власти. К ним относится казна, гражданские предприятия, научные учреждения, военная техника, предприятия оборонного производства;
  • отраслевые объекты, необходимые для поддержания хозяйственной деятельности;
  • транспортные артерии федерального значения.

Для того чтобы какие-то объекты перешли из государственной собственности в частную необходимо провести их приватизацию, а для обратного процесса, связанного с переходом частной собственности в государственную, необходимо провести национализацию. В России этот процесс регламентируется статьёй 235 Гражданского кодекса, которая указывает на федеральный закон от 31.12.2014 № 499-ФЗ, детализирующий этот процесс. Однако государство имеет право расширить свою собственность посредством обычного выкупа, что не относится к национализации и проводится на базе договоров купли-продажи.

Важные аспекты государственной собственности

В России законодательным образом закреплено равенство всех участников гражданских отношений. Для государства в этом плане никаких исключений не делается. Об этом говорит статья 2 ГК РФ. При этом рассматриваются лишь экономические вопросы, а политическая составляющая исключается. Государственная собственность обосабливает имущество от частного владения и делает его принадлежащим всему народу. Однако процесс реформирования и разделения прав и обязанностей различных субъектов продолжается.

Характерно, что государственные предприятия отвечают только по своим кредитным обязательствам. Их активы не могут рассматриваться в качестве способа покрытия общего государственного долга.

Управление государственной собственностью

Наличие государственной собственности непременно порождает проблему эффективного управления. В настоящий период основным инструментом его осуществления является государственная корпорация. Деятельность части таких организаций регулируется законом «О некоммерческих организациях», однако его применение невозможно по отношению к ряду корпораций, к примеру, госкорпорация «Росатом» действует на основании отдельного закона, призванного осуществлять нормативно-правового регулирование использования атомной энергии.

При этом вопрос о том, к какой области права относится создание, и деятельность государственных корпораций остаётся дискуссионным. Кто-то считает их юридическими лицами публичного права, а кто-то заявляет об уникальности правого статуса таких структур.

Процессы регулирования вопросов управления госсобственностью и инвестирования в различные проекты, имеющие федеральное значение, постоянно меняются. Общий дефицит бюджета, образовавшийся в последние годы, приводит к тому, что от ряда начинаний, особенно связанных с долгосрочными вложениями, приходится отказываться. Однако основные правовые нормы, определяющие понятие государственной собственности и казны в последние десять лет не имели каких-то серьёзных изменений.

Государственная собственность - это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации или ее субъектам. Объектами права государственной собственности являются: -

ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны Российской Федерации; -

культурные и исторические ценности общегосударственного значения; -

средства государственного бюджета; -

государственные банки; -

золотой запас; -

алмазный и валютный фонды и др.

К объектам исключительной собственности государства относятся также предприятия, не подлежащие приватизации, - предприятия военно-промышленного комплекса, атомной энергетики и т. д. Но исключительный характер собственности государства на эти объекты должен быть прямо указан в законе.

Государство осуществляет свое право собственности тремя способами:

закрепляет имущество за государственными унитарными и казенными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; 2)

владеет пакетами акций в акционерных обществах, т. е. частных коммерческих организациях; 3)

нераспределенную часть имущества и средства бюджета, т.е. казну, использует посредством исполнительно-распорядительной деятельности, закона о бюджете, постановлений правительства и т.д.

Особыми объектами права государственной собственности (как федеральной, так и субъектов Российской Федерации) являются пакеты акций акционерных обществ. Акционерные общества с участием государственного капитала являются частными коммерческими организациями - юридическими лицами. Все имущество акционерных обществ является частной собственностью, и государство как акционер участвует в управлении обществом и получает дивиденды. Но оно не является собственником имущества акционерного общества, потому что это имущество - не общая собственность акционеров, а собственность акционерного общества как самостоятельного юридического лица.

Еще по теме Государственная собственность:

  1. 2. Конституционно признанные формы собственности на землю в Российской Федерации
  2. 10.1. Конституционные формы собственности на землю в Российской Федерации
  3. И.В. Бакаева кандидат юридических наук, доцент Ростовского государственного университета СОБСТВЕННОСТЬ И ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ


 

Возможно, будет полезно почитать: