Социальный механизм действия права социальных правовых исследований. Социальные и психологические механизмы действия права

Социальный механизм действия права - это та це¬почка взаимодействия социальных факторов, с помощью которой содержание конкретной правовой нормы вопло¬щается в соответствующем этому содержанию правовом поведении людей. Когда говорят о социальном или ином (юридическом, психологическом) механизме действия права, важно иметь в виду, что мы имеем дело не с поня¬тием, а с образным выражением. Право само не действу¬ет, действуют люди - в соответствии с правом или нару¬шая его.

Очевидно, что прежде чем действовать в соответствии с законом, человек должен его знать. Поэтому исходным пунктом действия правовой нормы является доведение ее до всеобщего сведения путем официального опубликова¬ния, а отправным моментом для изучения механизма действия права является проблема познания и знания права. О значении этой проблемы говорит уже тот факт, что к числу основных правовых принципов относится презумпция знания права, которая звучит так: «Никто не вправе ссылаться на незнание закона» или «Незнание закона не освобождает от ответственности». В соответст¬вии с презумпцией знания права правоохранительные органы в своей деятельности исходят из того, что после официального опубликования закона граждане его зна¬ют. Между тем очевидно, что это слишком сильное допу¬щение.

В настоящее время правовое регулирование осуществ¬ляется в условиях очевидного несоответствия между пре¬зумпцией знания права и тем объемом правовых знаний, который требуется человеку для того, чтобы правильно ориентироваться в современном мире. Усложнение пра¬вового регулирования, детализация законодательства, увеличение числа нормативно-правовых актов, возрас¬тающее количество норм процедурного характера, в ко¬торых слабо прослеживается связь с общими принципа¬ми права, и т. п. - все это приводит к тому, что право¬вое чувство индивида (лежащее, как мы уже отмечали, в основе его правовой социализации) нередко оказывается не в состоянии компенсировать отсутствие конкретных правовых знаний. Л просветительская работа в области распространения правовых знаний (даже при самом вы¬соком уровне ее организации) не способна з современных условиях восполнить дефицит правовой информации у населения.

В этой связи иногда высказываются предложения о целесообразности как-то ограничить пределы действия презумпции знания действующего права. Однако очевид¬но, что даже незначительное ослабление данной презумп¬ции привело бы к существенной утрате правом своих ре¬гулятивных возможностей. Нужно искать иное решение проблемы, связанное прежде всего с совершенствованием правотворческой деятельности. В поисках такого реше¬ния наука должна ориентировать правотворчество на максимальное использование познавательного потенциа¬ла тех чувственных и рациональных элементов массового сознания, которые задействуются им в процессе позна¬ния права.

Мы уже говорили о том, что особенностью познания права является высокая доля в процессе познания чувст¬венной составляющей, в основе которой лежит чувство справедливости. И если законодателю удастся достаточно адекватно и доступно для населения выразить домини¬рующие в обществе представления о справедливости, о правомерном и неправомерном в человеческих отношени¬ях, о вине и ответственности, о соотношении между пра¬вонарушением и наказанием и т. д., то субъекты права в своей массе смогут в принципе верно ориентироваться в правовом пространстве, руководствуясь своим правовым чувством и правовыми представлениями.

Речь, по существу, идет о том, чтобы, не нанося ущер¬ба целям и задачам правовой регуляции, в максимально

возможной и доступной форме сократить все более увели¬чивающийся разрыв между законодательством и массо¬вым правосознанием членов общества, между их реаль¬ным знанием действующего права и презумпцией его знания. Здесь мы имеем дело с одним из важных аспек¬тов социальной обусловленности права, его соответствия правопониманию населения.

Важную ориентирующую роль в процессе поиска вы¬хода из противоречия между презумпцией знания права и невозможностью усвоить огромный правовой материал может сыграть и рациональная составляющая познания права. Эта проблема, в частности, обсуждалась на прохо¬дившем в 1984 г. советско-французском симпозиуме по проблеме знания права. Выступивший на нем Ж. Карбо¬нье высказал мысль о том, что правовое сознание инди¬вида может как бы восстановить логику законодателя и таким образом понять суть правовых требований в каж¬дом конкретном случае. Здесь по существу очерчен меха¬низм познания права, основанный на том, что сознание субъекта может уловить единство логики нормативного акта и логики своего поведения. С учетом такого подхода можно сказать, что возможность познания права во мно¬гом зависит от того, насколько точно в правовой норме отражена, смоделирована логика будущего поведения.

Специфика социологического подхода к познанию права заключается в его конечной ориентированности на установление взаимосвязи между знанием и поведением. Проблема знания права интересует социолога прежде всего в той мере, в какой информация об этом знании по¬зволяет ему исследовать и прогнозировать юридически значимое (правомерное или противоправное) поведение носителей этого знания.

Хорошо известно, что сам по себе уровень правовой ин¬формированности человека еще не является показателем его непременной ориентации на правомерное поведение (так, нередко преступники гораздо лучше знают Уголов¬ный кодекс, чем законопослушные граждане). Воздейст¬вие права на поведение человека зависит от сложившегося у него отношения к праву, от сформировавшейся в про

в про¬цессе его социализации готовности к правомерному или противоправному поведению.

В основе отношения человека к праву лежат его цен¬ное гные ориентации. Чем полнее право соответствует принятым в обществе социальным ценностям, тем выше престиж права в обществе и тем эффективнее осуществ¬ляется правовое регулирование. В такой ситуации само право расценивается людьми в качестве одной из важ¬нейших социальных ценностей и правомерное поведение становится внутренней потребностью большинства чле¬нов общества.

Центральное место в структуре особенно значимых для правотворчества ценностно-нормативных ориентации общества занимает, как мы уже отмечали, та или иная.;дея справедливости. При этом законодателю, стремяще¬муся создавать законы в соответствии с господствующи¬ми в обществе представлениями о справедливости, нет нужды заниматься философскими рассуждениями о сущ¬ности справедливости, о добре и зле и т. д. Его задача за¬ключается в том, чтобы в каждом конкретном случае правового регулирования найти и сформулировать надле¬жащую форму (норму) конкретизации принципа право¬вого равенства, а следовательно, и общесправедливого для адресатов права способа согласования всех социаль¬ных интересов в сфере регуляции соответствующей пра¬вовой нормы.

Если такое согласование будет найдено, то механизм реализации закона в силу его социальной обусловленно¬сти и адекватности значительно упростится: опыт пока¬зывает, что закон, основанный на справедливом учете и согласовании различных социальных интересов и тем са¬мым способствующий равно справедливому для всех сво¬бодному развитию общественных отношений (т. е. право¬вой закон), обладает большой внутренней потенцией к самореализации. В отличие от этого неправовой закон (а с позиций социологии права - это социально необос¬нованный, неоправданный, антисоциальный закон, за¬кон, нацеленный на защиту одних интересов в ущерб

другим) для своей реализации нуждается в жестких, ре¬прессивных механизмах.

Разумеется, было бы неверным думать, что у правово¬го закона, т. е. закона, основанного на правообразующем интересе, нет проблем с реализацией. Ведь реализация закона зависит не только от его социального содержания, но и от тех характеристик закона, которые относятся к его правовой форме, а также от эффективности право¬применительной деятельности и т. д.

Кроме того, признание закона и готовность следовать его предписаниям на уровне больших социальных групп отнюдь не исключает возможности нарушений закона на индивидуальном уровне, т. е. в действиях конкретных индивидов. Для понимания механизма реализации зако¬на на индивидуальном уровне необходимо знать, как ра¬ботает психологический механизм действия права.

Под психологическим механизмом действия права по¬нимают механизм воздействия на мотивы поведения лю¬дей. К мотивам относится все, что побуждает деятель¬ность человека, - «потребности и интересы, влечения и эмоции, установки и идеалы» . Юристы обычно выделя¬ют два вида мотивов, воздействующих на значимое с точ¬ки зрения права поведение: 1) сдерживающие мотивы (формируются путем установления запретов) и 2) побуди¬тельные мотивы (формируются путем введения обязанно¬стей и дозволений). Эти способы правового воздействия на мотивацию поведения, сочетаясь и дополняя друг дру¬га, образуют режим правового регулирования в той или иной сфере общественных отношений.

1 Психологический словарь. М., 1983. С. 198.

Соотношение способов правового воздействия на моти¬вацию зависит прежде всего от особенностей сферы регу¬лируемых правом отношений. Так, в сфере отношений, регулируемых уголовным и административным правом, преобладают сдерживающие мотивы, а в области отноше¬ний, подпадающих под гражданско-правовую регуля¬цию, преимущественное значение имеют побудительные мотивы. При этом соотношение различных способов пра

вовой мотивации исторически изменчиво, оно зависит от г..оптической обстановки, состояния правовой культуры общества, от особенностей национальной традиции, пра¬вовой психологии и т. д. Для общества в целом это соот¬ношение является важной характеристикой состояния и; иоеобразия правового режима на данный исторический отрезок времени.

Согласно разработанной психологами теории деятель¬ности, механизм мотивации поведения заключается в.глуализации тех или иных потребностей на фоне созна¬тельного или бессознательного подавления побудительно¬го потенциала других потребностей. Актуализация какой-то потребности (выступающей в данном случае в качестве мотива) побуждает индивида к анализу и оценке тех фак¬торов социальной и природной среды, которые должны быть учтены им в процессе выбора варианта поведения, продиктованного этой потребностью. К числу таких фак¬торов относятся и правовые нормы, регулирующие сферу отношений, в которые должен вступить индивид для реа¬лизации своей потребности.

Эти правовые нормы могут содержать требования, препятствующие удовлетворению искомой потребности. В таком случае содержащийся в норме правовой мотив вступает в конфликт с мотивом, связанным с удовлетво¬рением потребности. В пользу какого из мотивов сделает человек свой поведенческий выбор - во многом зависит от сформировавшихся у него ранее (в процессе его право¬вой социализации) установок на тот или иной тип юри¬дически значимого (правомерного или противоправного) поведения. Ведь в большинстве случаев своего соприкос¬новения с правом, с правовыми дозволениями и запрета¬ми человек действует не под влиянием спонтанно воз¬никшего правового мотива, а в соответствии со сложив¬шимися у него установками на определенный вариант юридически значимого поведения.

Понятие установки является одной из ключевых кате¬горий современной психологии. Функция установки в психологическом механизме поведения заключается в Формировании поведенческих готовностей (т. е. готовно

стей к определенному варианту поведения), сложивших¬ся на основе прошлого опыта. Применительно к рассмат¬риваемой нами ситуации, связанной с выбором индиви¬дом того или иного варианта юридически значимого поведения, представляет интерес особая разновидность установок - так называемые социальные установки. Со¬циальная установка означает ориентацию индивида как члена определенного сообщества (социальной группы и общества в целом) на те или иные ценности, предписы¬вающие ему принятые в соответствующей среде способы поведения.

Социальные установки личности могут быть диффе¬ренцированы на политические, правовые, идеологиче¬ские, нравственные, религиозные и т. д. Правовая уста¬новка личности - это сформировавшаяся в результате правовой социализации человека его поведенческая го¬товность (предрасположенность) к значимому с точки зрения права - правомерному или противоправному - варианту поведения.

Правовую установку личности следует отличать от правовой установки законодателя (государства), выра¬женной в норме действующего права. Правовые установ¬ки государства, будучи усвоенными личностью, стано¬вятся ядром личностных правовых установок. Таким об¬разом правовая идеология государства стыкуется с правовой психологией личности, правовые установки го¬сударства из области идеологических ориентиров перехо¬дят в плоскость правовой психологии индивида и реали¬зуются в его поведении. Если же такой стыковки не происходит (т. е. правовые установки государства не ста¬новятся частью правовой психологии индивида), то чело¬век в своем стремлении к удовлетворению тех или иных потребностей вступает на путь неправомерного поведе¬ния.

1 См.: Щербакова Н. В. Правовая установка и социальная активность личности. М., 1986. С. 19.

Наличие у человека устойчивых установок на право¬мерное поведение удерживает его от нарушения права

.■АА> в тех случаях, когда соответствующее неправо: поведение могло бы способствовать удовлетворе: ,.._-ьма актуальных для него потребностей. Однако сл -меть в виду, что установки на правомерное поведе своей природе и по степени свой социальной значг ш неоднородны. В зависимости от основного MOTI отделяющего правомерный характер поведения.■■оадико-социологических исследованиях выделяю дующие виды правовых установок: 1) принципш;,ло (человек соблюдает требования права потому, отделяет их, понимает ценность права и правопоря, 5,>я общества); 2) прагматические (человек считает, выгоднее соблюдать правовые требования); 3) к кормные (привычка следовать общепринятым требова г;; и 4) вынужденные (основанные на страхе накс.ня).

Очевидно, что наиболее устойчивый характер име Финципиальные установки на правомерное поведение именно на формирование таких личностных устано: голжны быть нацелены усилия общества и государе к> созданию и эффективному действию социального: ханизма реализации норм права.


Понятие «механизм» в области правовых явлений можно использовать и широко, применительно к правовому воздействию в целом.
С рассматриваемых позиций заслуживает внимания группа вопросов о социальном механизме действия права. В.П. Казимирчук (автор этой идеи) относит к такого рода вопросам следующие: доведение правовых норм и предписаний до всеобщего сведения; направление поведения субъектов путем постановки в правовых актах социально полезнойцели; формирование правом социально полезных образцов поведения; социально-правовой контроль.
Первоначально, при обосновании идеи социального механизма действия права, стало складываться впечатление, что данный ракурс при освещении правовой действительности является ключевым, доминирующим, имеющим первенствующее значение по сравнению со всеми ранее разработанными подходами к правовому регулированию.В последующем, при более подробном анализе, выяснилось, что проблематика социального механизма действия права имеет важное, но строго определенное значение, которое нет оснований преувеличивать. Тем более нет оснований подменять данным подходом все многообразие органичных для юридической науки подходов и характеристик.
Суть дела в том, что указанная выше проблематика касается правового воздействия в целом, причем во многих случаях неспецифических для права сторон или сторон, относящихся к психологическому механизму. Как отметил Л.С. Явич, «концепция правового регулирования, разработанная в советской общей теории права, отличается от болеепоздней идеи социального действия права только тем, что предполагает изучение не любого влияния права, а изучение его специфически-юридического воздействия, связанного с наделением субъектов юридическими правами и обязанностями».В рамках идеи социального действия права концентрация внимания на доведении норм до всеобщего сведения, на постановке в правовых актах социально полезной цели и др. свидетельствует о том, что соответствующие вопросы затрагивают в основном область правосознания, социально-психологические аспекты функционирования права. К тому же если при характеристике всех этих вопросов и уместно употребление понятия «механизм», то, пожалуй, только в условном смысле, так как перед нами - не целостное системное образование, рассматриваемое в действии, а скорее лишь стороны функционирования права, подчас не связанные или отдаленно связанные между собой.
В то же время важно подчеркнуть существенное методологическое и теоретико-прикладное значение изучения социального механизма действия права. В той мере, в какой подобное изучение соответствует профилю, месту и роли конкретно-социологических исследований в правоведении (I.2.5.), оно способно обогатить целостное, единое содержание общей теории права, а также содействовать формированию (появлению) собственной проблематики, относящейся к социологии права. Важно, однако, с необходимой строгостью определить круг вопросов, который касается социального механизма действия права, отграничив его от вопросов психологического механизма (последние в отличие от собственной социологической проблематики затрагивают не взаимодействие людей, их коллективов, а мотивы поведения личности). Имеет существенное значение выделение в качестве наиболее широких сторон социального механизма действия права таких, как социальная среда функционирования права, с одной стороны, а с другой - социальные последствия действия юридических норм, а также более частных характеристик, в том числе правовая информация, правовая установка и ориентация субъектов.

Социальный механизм действия права -- это та цепочка взаимодействия социальных факторов, с помощью которой содержание конкретной правовой нормы воплощается в соответствующем этому содержанию правовой поведении людей. Когда говорят о социальном или ином (юридическом, психологическом) механизме действия права, важно иметь в виду, что мы имеем дело не с понятием, а с образным выражением. Право само не действует, действуют люди -- в соответствии с правом или нарушая очевидно, что прежде чем действовать в соответствии законом, человек должен его знать. Поэтому исходным фактом действия правовой нормы является доведение ее до всеобщего сведения путем официального опубликования, а отправным моментом для изучения механизма действия права является проблема познания и знания права. О значении этой проблемы говорит уже тот факт, что к числу основных правовых принципов относится презумпция знания права, которая звучит так: "Никто не вправе ссылаться на незнание закона" или "Незнание закона не освобождает от ответственности". В соответствии с презумпцией знания права правоохранительные органы в своей деятельности исходят из того, что после официального опубликования закона граждане его знают. Между тем очевидно, что это слишком сильное допущение. В настоящее время правовое регулирование осуществляется в условиях очевидного несоответствия между презумпцией знания права и тем объемом правовых знаний, который требуется человеку для того, чтобы правильно ориентироваться в современном мире. Усложнение правового регулирования, детализация законодательства, увеличение числа нормативно-правовых актов, возрастающее количество норм процедурного характера, в которых слабо прослеживается связь с общими принципами права, и т.п. -- все это приводит к тому, что правовое чувство индивида (лежащее, как мы уже отмечали, в основе его правовой социализации) нередко оказывается не в состоянии компенсировать отсутствие конкретных правовых знаний. А просветительская работа в области распространения правовых знаний (даже при самом высоком уровне ее организации) не способна в современных условиях восполнить дефицит правовой информации у населения.

В этой связи иногда высказываются предложения о целесообразности как-то ограничить пределы действия презумпции знания действующего права. Однако очевидно, что даже незначительное ослабление данной презумпции привело бы к существенной утрате правом своих регулятивных возможностей. Нужно искать иное решение проблемы, связанное прежде всего с совершенствованием правотворческой деятельности. В поисках такого решения наука должна ориентировать правотворчество на максимальное использование познавательного потенциала тех чувственных и рациональных элементов массового сознания, которые задействуются им в процессе познания права.

Мы уже говорили о том, что особенностью познания права является высокая доля в процессе познания чувственной составляющей, в основе которой лежит чувство справедливости. И если законодателю удастся достаточно адекватно и доступно для населения выразить доминирующие в обществе представления о справедливости, о правомерном и неправомерном в человеческих отношениях, о вине и ответственности, о соотношении между правонарушением и наказанием и т.д., то субъекты права в своей массе смогут в принципе верно ориентироваться в правовом пространстве, руководствуясь своим правовым чувством и правовыми представлениями.

Речь по существу идет о том, чтобы, не нанося ущерба целям и задачам правовой регуляции, в максимально возможной и доступной форме сократить все более увеличивающийся разрыв между законодательством и массовым правосознанием членов общества, между их реальным знанием действующего права и презумпцией его знания. Здесь мы имеем дело с одним из важных аспектов социальной обусловленности права, его соответствия правопониманию населения.

Важную ориентирующую роль в процессе поиска выхода из противоречия между презумпцией знания права и невозможностью усвоить огромный правовой материал может сыграть и рациональная составляющая познания права. Эта проблема, в частности, обсуждалась на проходившем в 1984 г. советско-французском симпозиуме по проблеме знания права. Выступивший на нем Ж. Карбонье высказал мысль о том, что правовое сознание индивида может как бы восстановить логику законодателя и таким образом понять суть правовых требований в каждом конкретном случае. Здесь по существу очерчен механизм познания права, основанный на том, что сознание субъекта может уловить единство логики нормативного акта и логики своего поведения. С учетом такого подхода можно сказать, что возможность познания права во многом зависит от того, насколько точно в правовой норме отражена, смоделирована логика будущего поведения. Специфика социологического подхода к познанию права заключается в его конечной ориентированности на усиление взаимосвязи между знанием и поведением. Проблема знания права интересует социолога прежде всего в той мере, в какой информация об этом знании позволяет ему исследовать и прогнозировать юридически значимое (правомерное или противоправное) поведение носителей этого знания. Хорошо известно, что сам по себе уровень правовой информированности человека еще не является показателем его непременной ориентации на правомерное поведение (так, нередко преступники гораздо лучше знают Уголовный кодекс, чем законопослушные граждане). Воздействие права на поведение человека зависит от сложившегося у него отношения к праву, от сформировавшейся в процессе его социализации готовности к правомерному или противоправному поведению. В основе отношения человека к праву лежат его ценные ориентации. Чем полнее право соответствует принятым в обществе социальным ценностям, тем выше престиж права в обществе и тем эффективнее осуществляется правовое регулирование. В такой ситуации само право оценивается людьми в качестве одной из важнейших социальных ценностей и правомерное поведение становится внутренней потребностью большинства членов общества. Центральное место в структуре особенно значимых для правотворчества ценностно-нормативных ориентации общества занимает, как мы уже отмечали, та или иная идея справедливости. При этом законодателю, стремящемуся создавать законы в соответствии с господствующими и обществе представлениями о справедливости, нет нужды заниматься философскими рассуждениями о сущности справедливости, о добре и зле и т.д. Его задача заключается в том, чтобы в каждом конкретном случае правового регулирования найти и сформулировать надлежащую форму (норму) конкретизации принципа правового равенства, а следовательно, и общесправедливого для адресатов права способа согласования всех социальных интересов в сфере регуляции соответствующей правовое нормы.

Если такое согласование будет найдено, то механизм реализации закона в силу его социальной обусловленности и адекватности значительно упростится: опыт показывает что закон, основанный на справедливом учете и согласовании различных социальных интересов и тем самым способствующий равно справедливому для всех свободному развитию общественных отношений (т.е. правовой закон), обладает большой внутренней потенцией к самореализации. В отличие от этого неправовой закон (а с позиций социологии права -- это социально необоснованный, неоправданный, антисоциальный закон, закон, нацеленный на защиту одних интересов в ущерб другим) для своей реализации нуждается в жестких, репрессивных механизмах.

Разумеется, было бы неверным думать, что у правового закона, т.е. закона, основанного на правообразующем интересе, нет проблем с реализацией. Ведь реализация закона зависит не только от его социального содержании но и от тех характеристик закона, которые относятся к его правовой форме, а также от эффективности правоприменительной деятельности и т.д.

Кроме того, признание закона и готовность следовать его предписаниям на уровне больших социальных групп отнюдь не исключает возможности нарушений закона Я индивидуальном уровне, т.е. в действиях конкретных индивидов. Для понимания механизма реализации закона на индивидуальном уровне необходимо знать, как работает психологический механизм действия права.

Под психологическим механизмом действия и раин понимают механизм воздействия на мотивы поведении людей. К мотивам относится все, что побуждает деятельность человека -- "потребности и интересы, влечения и эмоции, установки и идеалы". Юристы обычно выделяют два вида мотивов, воздействующих на значимое с точки зрения права поведение: 1) сдерживающие мотивы (формируются путем установления запретов) и 2) побудительные мотивы (формируются путем введения обязанностей и дозволений). Эти способы правового воздействия на мотивацию поведения, сочетаясь и дополняя друг друга, образуя режим правового регулирования в той или иной сфере общественных отношений. Соотношение способов правового воздействия на мотивацию зависит прежде всего от особенностей сферы регулируемых правом отношений. Так, в сфере отношений, регулируемых уголовным и административным правом, предают сдерживающие мотивы, а в области отношений, подпадающих под гражданско-правовую регуляцию, преимущественное значение имеют побудительные мотивы. При этом соотношение различных способов правовой мотивации исторически изменчиво, оно зависит от политической обстановки, состояния правовой культуры общества, от особенностей национальной традиции, правовой психологии и т.д. Для общества в целом это соотношение является важной характеристикой состояния и своеобразия правового режима на данный исторический отрезок времени. Согласно разработанной психологами теории деятельности, механизм мотивации поведения заключается в актуализации тех или иных потребностей на фоне сознательного или бессознательного подавления побудительного потенциала других потребностей. Актуализация какой-то потребности (выступающей в данном случае в качестве мотива) побуждает индивида к анализу и оценке тех факторов социальной и природной среды, которые должны быть учтены им в процессе выбора варианта поведения, прорванного этой потребностью. К числу таких факторов относятся и правовые нормы, регулирующие сферу отношений, в которые должен вступить индивид для реализации и своей потребности.

Эти правовые нормы могут содержать требования, препятствующие удовлетворению искомой потребности.

В таком случае содержащийся в норме правовой мотив вступает в конфликт с мотивом, связанным с удовлетворением потребности. В пользу какого из мотивов сделает человек свой поведенческий выбор -- во многом зависит от сформировавшихся у него ранее (в процессе его правовой социализации) установок на тот или иной тип юридически значимого (правомерного или противоправного) поведения. Ведь в большинстве случаев своего соприкосновения с правом, с правовыми дозволениями и запретами человек действует не под влиянием спонтанно возникшего правового мотива, а в соответствии со сложившимися у него установками на определенный вариант юридически значимого поведения.

Понятие установки является одной из ключевых категорий современной психологии. Функция установки в психологическом механизме поведения заключается в формировании поведенческих готовностей (т.е. готовностей к определенному варианту поведения), сложившихся на основе прошлого опыта. Применительно к рассматриваемой нами ситуации, связанной с выбором индивидом того или иного варианта юридически значимого поведения, представляет интерес особая разновидность установок -- так называемые социальные установки. Социальная установка означает ориентацию индивида как члена определенной го сообщества (социальной группы и общества в целом) на те или иные ценности, предписывающие ему принятые и соответствующей среде способы поведения.

Социальные установки личности могут быть дифференцированы на политические, правовые, идеологические нравственные, религиозные и т.д. Правовая установка личности -- это сформировавшаяся в результате правовой социализации человека его поведенческая готовность (предрасположенность) к значимому с точки зрения права -- правомерному или противоправному -- варианту поведения.

Правовую установку личности следует отличать от правовой установки законодателя (государства), выраженной в норме действующего права. Правовые установки государства, будучи усвоенными личностью, становятся ядром личностных правовых установок. Таким образом правовая идеология государства стыкуется с правовой психологией личности, правовые установки государства из области идеологических ориентиров переходят в плоскость правовой психологии индивида и реализуются в его поведении. Если же такой стыковки не происходит (т.е. правовые установки государства не становятся частью правовой психологии индивида), то человек в своем стремлении к удовлетворению тех или иных потребностей вступает на путь неправомерного поведения.

Наличие у человека устойчивых установок на правомерное поведение удерживает его от нарушения права е в тех случаях, когда соответствующее неправомерное поведение могло бы способствовать удовлетворению весьма актуальных для него потребностей. Однако следует иметь в виду, что установки на правомерное поведение своей природе и по степени свой социальной значимости неоднородны. В зависимости от основного мотива, определяющего правомерный характер поведения, в юридико-социологических исследованиях выделяются следующие виды правовых установок: 1) принципиальные (человек соблюдает требования права потому, что разделяет, понимает ценность права и правопорядка для общества); 2) прагматические (человек считает, что ему выгодно соблюдать правовые требования); 3) конформные (привычка следовать общепринятым требованиям) и 4) вынужденные (основанные на страхе наказания).

Очевидно, что наиболее устойчивый характер имеют принципиальные установки на правомерное поведение, и именно на формирование таких личностных установок должны быть нацелены усилия общества и государства по зданию и эффективному действию социального механизма реализации норм права.

Социальный механизм действия права состоит из норм права, иных правовых явлений и воздействующих на них позитивно или негативно социальных факторов. Социальный механизм действия права – это та цепочка взаимодействия социальных факторов, с помощью которой конкретное содержание правовой нормы воплощается в соответствующее ей содержание правового поведения людей.

Социальный механизм правового регулирования основывается на более широкой нормативной базе, чем механизм правового регулирования и помимо правовых норм включает в себя всю систему социальных норм. Так, в механизме социального регулирования права существенное значение имеют такие социальные нормы как нормы морали, обычаи, традиции, деловые обыкновения, корпоративные и религиозные нормы. Одновременно мораль, обычаи и традиции составляют конкуренцию правовым нормам. Даже в современном обществе распространены такие случаи, когда какие-либо граждане руководствуются не норами права, а нормами морали и традициями.

Субъектами социального механизма правового регулирования выступают:

1) Лица, которые действующим законодательством признаются участниками правоотношений и выступают субъектами юридического механизма правового регулирования, а именно, это граждане, юридические лица, государственные органы, их должностные лица, органы МСУ, народ страны и т.д.

2) Политические партии, общественные и религиозные объединения, которые создаются с целью удовлетворения интересов граждан;

4) Преступные организации и общества, которые создаются с целью посягательства на права и свободы отдельны граждан;

Прежде чем действовать в соответствии с законом человек должен его знать, поэтому исходным пунктом действия правовой нормы является доведение данной нормы до всеобщего сведения путем официального опубликования, а отправным пунктом изучения права является проблема его знания и познания.

В настоящее время правовое регулирование осуществляется в условиях очевидного несоответствия между обязанностью знания права и тем объемом правовых знаний, который требуется человеку для того, чтобы правильно ориентироваться в современном мире.

Признание закона и готовность отдельных социальных групп следовать данному закону совсем не исключает возможности нарушать данный закон отдельными лицами, входящими в данную группу. Для того, чтобы понять механизм реализации права на уровне конкретного индивида необходимо знать как работает психологический механизм действия права.



Под психологическим механизмом действия права понимают механизм воздействия на мотивы поведения людей. К мотивам относят все то, что побуждает деятельность людей – это потребности, интересы, эмоции, влечение и т.д.

Обычно выделяют 2 вида мотивов, которые воздействуют на поведение людей с точки зрения права:

1) Сдерживающие мотивы – они формируются путем установления запретов

2) Побудительные мотивы – формируются путем введения обязанностей и дозволений.

Они образуют режим правового регулирования в той или ной сфере общественных отношений.

Социология правосознания

В своем развитии сознание прошло несколько этапов:

1) Психика, но пока не сознание животных

2) Стадное сознание

3) Сознание разумного человека

4) Сознание человека родового общества

5) Самосознание

Различают несколько форм сознания:

1) Индивидуальное

2) Групповое. Проявляется в общественном настроении, панике и т.д.

3) Общественное правосознание. Оно проявляется в таких формах сознания ка религиозное, нравственное, правовое, политическое и т.д.

Правовое сознание как форма общественного сознания не изолировано от других форм. Существует в единстве и взаимодействии с ними.

Правосознание – это совокупность представлений о праве различных социальных групп, а также отдельных индивидов, которые по-своему понимают сущность права, свои и чужие права и обязанности.

Правосознание – это объективно существующий набор взаимосвязанных идей и эмоций, выражающих отношение общества, группы, индивидов к праву в целом, а также отдельным законам и отдельным характеристикам правовой системы.

Т.о., правосознание –это совокупность знаний, представлений и оценок индивидов и групп по поводу права, его применения и выражения.

Правосознание формируется под влиянием исторического опыта общества, а также собственного опыта отдельных индивидов и групп.



Правосознание имеет структуру, состоящую из 2 уровней:

1) Обыденное правосознание. Присуще большинству людей. Зачастую это неверное представление, отягощенное предрассудками.

2) Теоретическое правосознание. Представляет собой научное знание о праве, о его сущности, о законности, правопорядке, юридической ответственности и правовом государстве. На этом уровне правосознание представляет собой целостную систему знаний. Такое правосознание присуще специалистам в данной области.

Больше всего в вопросах права осведомлены представители т.н. «высших слоев общества» - чиновники, предприниматели. Они обладают достаточными знаниями в силу того, что достаточно часто сталкиваются с правовыми вопросами в своей профессиональной деятельности и обладают высоким уровнем образования.

Правосознание существует в следующих формах:

1) Индивидуальное правосознание. Это совокупность индивидуальных знаний, оценок, чувств, эмоций, которые присущи отдельному индивиду. Оно уникально и неповторимо.

2) Общественное правосознание. Это совокупность правовых представлений, взглядов, теорий, принципов, которые разделяются либо обществом в целом, либо отдельными социальными слоями. Общественное правосознание складывается из различных индивидуальных правосознаний.

3) Правосознание в границах всего общества, которое касается вопросов интересующих всех членов общества.

Правосознание тесно связано с политическим сознанием, которое оказывает влияние на борьбу за власть. Политическое сознание формируется как часть сознания, когда возникает политика как сфера общественной жизни.

Политическое сознание отражает политические отношения в обществе. Профессиональное правосознание или правосознание юриста включает те же структурные элементы, что и правосознание любых индивидов, хотя в то же время специфика решаемых ими профессиональных задач, соответствующие права и обязанности накладывают на профессиональное правосознание свой отпечаток. Особенности такого правосознания закладываются в период обучения, когда происходит первичная подготовка.

1) Система теоретических правовых взглядов, выраженных в юридических принципах, нормах, категориях

2) Убежденность социальной полезности права, его ценности как меры свободы и справедливости

3) Умение и навыки правильного применения права.

4) Убежденность в необходимости соблюдать законность при исполнении служебных обязанностей.

Для формирования правовой культуры юриста важное значение имеет правовое мышление, т.е. процесс отражения и последующей оценки социальной действительности с позиции действующего или желаемого права, связанный с реализацией правовых норм, правотворчеством и правоприменением.

Общественное мнение

Общественное мнение – это способ формирования и проявления массового сознания, выражающий отношение людей к общественно значимым событиям и фактам, к деятельности общественных организаций, а также групп и отдельных людей.

Общественное мнение в демократическом обществе является одним из элементов принятия решений на всех уровнях управления, а также выражением политической воли народа.

Общественное мнение – это совокупность отношений определенной группы людей к событиям и явлениям общественной жизни. Считается, что общественное мнение появилось еще в античные времена.

Общественное мнение существует также и в тоталитарных государствах. Однако оно имеет некоторую специфику, потому что является в корне несвободным, потому что подвергается систематическому воздействию со стороны идеологизированных органов власти, а также общественных организаций. Поэтому в тоталитарных государствах общественное мнение – это своего рода послушное орудие власти.

Общественное мнение как единое целое существует благодаря такому явлению как СМИ. Благодаря им каждый человек может сформировать свое собственное мнение по поводу отдельных явлений и процессов общественной жизни, а также найти себя единомышленников, с которыми он будет чувствовать себя солидарным.

Особенностью общественного мнения является то, что оно держится на внутреннем убеждении людей. Оно существует без принуждения и поэтому является приемлемым для каждого отдельного человека. Ведущим элементом общественного мнения являются оценки, которые опираются на чувства и эмоции.

Чем больше в обществе людей, которые обладают собственными взглядами и активной жизненной позицией, тем сильнее и эффективнее общественное мнение.

Измерить общественное мнение можно следующими параметрами:

1) Направленность общественного мнения – это преобладающая оценка того или иного социального явления.

2) Интенсивность, т.е. показатель твердости, неуклонности и определенности выражения общественного мнения

3) Степень интеграции, т.е. показатель единства общественного мнения.

Функции общественного мнения:

1) Оценочная функция, т.е. общественное мнение выражает отношение к тем или иным явлениям общественной жизни.

2) Познавательная. Благодаря данной функции общественное мнение выступает как способ познания

3) Адаптационная. Данная функция связана с социализацией, с осознанием определенных правил и норм.

4) Функция культуронаследия. Через общественное мнение осуществляется передача определенных культурных норм и ценностей.

5) Целеполагающая. Сводится к тому, что посредством общественного мнения могут ставиться определенные цели и задачи государственного управления

6) Консультативная. Органы власти консультируются с общественным мнением о принятии каких-либо решений.

7) Управленческая. Общественное мнение оказывает определенное воздействие на отдельные субъекты и процессы.

Наиболее общим образом механизм правового регулирования (в последующем – МПР) может быть определен как взятая в единстве система правовых средств, при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения.

Понятие МПР производно от понятия правового регулирования. Этим прежде всего определяются место и значение понятия МПР в марксистско-ленинской общей теории права. Как и понятие правового регулирования, оно в рамках правоведения представляет собой методологическую категорию, конкретизированно выражающую требования материалистической диалектики по отношению к явлениям правовой действительности. В соответствии с этим понятие МПР обеспечивает такое четко философски сориентированное видение правовых явлений, которое дает возможность провести в общей

Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т., Т. 2. - М.: «Юридическая литература», 1982. С.9

теории права специально-юридический анализ философского уровня (1.17.1).

Понятие МПР позволяет:

– не только собрать вместе явления правовой действительности – нормы, правоотношения, юридические акты и др. и обрисовать их как целостность (это достигается также и при помощи понягия "правовая система"), но и представить их в "работающем", системно-динамическом виде, что характеризует результативность правового регулирования, его способность гарантировать с правовой стороны достижение поставленных законодателем целей;

– высветить в связи с этим специфические функции, которые выполняют те или иные юридические явления в правовой системе, показать их связь между собой и взаимодействие.

Вместе с тем понятие МПР, хотя и производно от понятия правового регулирования, имеет самостоятельное высокозначимое место в категориальном аппарате марксистско-ленинской общей теории права. Оно призвано отразить анатомию правовой действительности с ее динамической стороны и, следовательно, обрисовать саму субстанцию права, т.е. элементы правовой системы, через которые осуществляется правовое регулирование.

Это обстоятельство в высшей степени важно при рассмотрении тех вопросов теории права, которые относятся в основном к догме права и технике юриспруденции и по своему содержанию являются общими для отраслевых.юридических наук. Поскольку за исходные при таком рассмотрении взяты положения о МПР, постольку здесь, при освещении специальных проблем теории права, обеспечивается последовательное проведение метода материалистической диалектики. Таким путем общетеоретическая трактовка вопросов догмы права и техники юриспруденции может быть поднята на философский (общесоциологический) уровень и интегрирована в единое содержание общей теории.

2. Различные подходы, или аспекты.

Приведенные определение и краткая характеристика МПР нацелены в основном на инструментальную, специально-юридическую его интерпретацию, при которой внимание сосредоточивается на средствах юридического воздействия,

образующих в своей последовательной связи единую цепь правовых явлений.

Вместе с тем понятие МПР является достаточно емким и многогранным, допускающим и другие подходы к освещению средств правового воздействия. Эти подходы, позволяющие в ряде случаев использовать научный потенциал иных наук – психологии, общей социологии и др.,-направлены на то, чтобы раскрыть те или иные, подчас весьма существенные, стороны процесса правового регулирования, свойственные ему механизмы.

Важно лишь, чтобы престижность соответствующего понятийного аппарата в терминологии не привела к неоправданному их использованию, а отсюда обесценению этой проблемы, утрате ею необходимой определенности: к такой ее постановке, при которой всякая последовательная связь между правовыми явлениями служила бы основанием для конструирования понятия механизма , к тому же подчас связанного со стремлением представить его чуть ли не единственно оправданным в научном отношении. Ведь при всей емкости и многогранности понятия МПР оно во всех случаях призвано показать системно-динамический срез правовой действительности, анатомию юридического воздействия.

Среди подходов к МНР, имеющих конструктивное значение, следует выделить три: инструментальный , т.е. специально-юридический механизм, психологический и социальный механизмы действия права.

Можно предположить, что сам факт наличия обособленных друг от друга подходов к проблеме МПР – свидетельство еще недостаточно высокого состояния ее разработки. В этом плане, по-видимому, наиболее теоретически значимых и практически важных выводов можно

Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т., Т. 2. - М.: «Юридическая литература», 1982. С. 11

ожидать от исследований, в которых удастся соединить указанные выше подходы. Уже сейчас видна органическая связь между особым построением глубинных элементов правовой системы, которая характеризует специально-юридические функции права и выражается в соотношении дозволений, запретов и обязываний, с психологическим механизмом, мотивами поведения людей, а отсюда с теми социальными явлениями, которые можно отнести к социальному механизму действия права (правовыми установками, ориентациями участников общественных отношений и др.). В связи с этим появляется ряд новых социально-политических, юридических и психологических моментов в освещении элементов МПР – юридических норм, правоотношений и др. Некоторые из изложенных далее соображений призваны отразить такого рода соединение подходов, или аспектов, к проблеме МПР.

3. Инструментальный, специально-юридический аспект МПР.

Этот аспект охватывает весь комплекс средств, весь юридический инструментарий, который "работает" в процессе правового регулирования.

Наряду с выделением в МПР юридических норм, правоотношений и других аналогичных средств воздействия в нем может быть выделен и более глубокий слой – то, что условно может быть названо функциональным МПР (функциональным в том смысле, что перед нами правовые явления, в которых непосредственно выражаются специально-юридические функции права).

На этой стороне МПР следует остановить внимание читателя. Можно предположить, что здесь раскрываются исходные юридические начала и "пружины" правового регулирования, а главное, юридический инструментарий непосредственно связывается через функции права с объективно обусловленными требованиями экономического базиса данного классового общества.

Известные наметки подхода к МПР с данной стороны сделаны В.М. Горшеневым. По его мнению, МПР слагается из двух основных полярных элементов: во-первых, это – способы воздействия, дозволения и запреты (активная сторона), во-вторых, это – способы реализации, которые проявляются в фактическом поведении людей, в совершении действий или в воздержании от действий (результативная сторона); между указанными "чистыми" способами расположены, как полага-

Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т., Т. 2. - М.: «Юридическая литература», 1982. С. 12

Правда, пытаясь совместить в одном ряду разнопо-рядковый юридический инструментарий, В.М. Горшенев упускает из виду нормы права, акты реализации и др. Неоправданно отрицает он и существование такого способа правового регулирования, как позитивные обязывание (автор отождествляет его с "предписанием") .

Но если сосредоточить анализ на дозволениях и запретах и держать в поле зрения третий способ правового регулирования – обязывание, то, надо полагать, может быть найден конструктивный путь освещения МПР с данной стороны.

Дозволения и запреты, а также обязывания – наиболее глубокий слой МПР. Превращаясь в процессе правового регулирования в реализацию права, они как бы проникают во все звенья МПР – юридические нормы, правоотношения, акты реализации, во многом предопределяя их черты и особенности.

Это один из ключевых моментов. В сочетании способов регулирования проявляются особенности специально-юридических функций права – регулятивной динамической и регулятивной статической. Обязывание, с одной стороны, дозволения и запреты – с другой, выступают проводниками особых специально-юридических функций: обязывание – динамической, дозволения и запреты – статической (1.12.4). Хотя в обоих случаях правовое регулирование предполагает активную деятельность людей, их коллективов, но в социальном и юридическом отношениях принципиально важно, что в первом случае (динамическая функция) на лицо возлагаются обязанности к активному действию, а во втором (статическая функция) – к воздержанию от определенных действий. Именно это и обусловливает специфику юридического инструментария на каждом из указанных участков правового регулирования, специфику столь су-

Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т., Т. 2. - М.: «Юридическая литература», 1982. С. 13

щественную, что перед нами разные, подчас несопоставимые пласты правовой материи.

Отмеченная специфика тем более существенна, что обязывание, с одной стороны, и рассматриваемые в единстве дозволения и запреты – с другой, обладают различным, во многом неоднозначным потенциалом воздействия на социальную жизнь. Внешней силой, имеющей, так сказать, "навязывающий" характер, отличается способ позитивного обязывания, выражающий динамическую функцию. Но эта потенциальная мощь правового регулирования имеет и теневую сторону (существует довольно широкий простор для волюнтаризма, для "навязывания" участникам общественных отношений обязанностей, не соответствующих социальным потребностям).

По-иному характеризуются взятые в единстве дозволения и запреты, выражающие статическую функцию права. Правовое регулирование обладает здесь куда меньшей потенциальной мощью внешнего "навязывания". Его регулирующая сила состоит главным образом в том, чтобы при помощи субъективных прав дать простор для действия всей системы социальных регуляторов – экономических, духовных и др. И тогда, когда дозволения и запреты находятся в органическом единстве с этой общей системой социальных регуляторов, конечный эффект правового регулирования нередко более значителен, чем при обязывании, в большей мере согласуется с объективными потребностями жизни данного классового общества. Вместе с тем – и это обстоятельство нужно особо оттенить – взятые в единстве дозволения и запреты органичны для права, полностью отвечают его природе, важнейшим, определяющим сторонам его социальной ценности. Именно в данном случае классовая сущность права раскрывается через нормативно-организованную социальную свободу, право в качестве нормативной системы противостоит произволу, своеволию, субъективизму, а его социальная ценность отчетливо проявляется как упорядоченная социальная активность.

Понятно, что все эти черты и особенности, плюсы и минусы способов правового регулирования, их сочетаний весьма по-разному выражаются в зависимости от классовой сущности, исторического типа права. В условиях социалистического и коммунистического строи-

Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т., Т. 2. - М.: «Юридическая литература», 1982. С. 14

тельства правовые формы призваны обеспечить значительные преобразования в экономике, во всех сферах жизни общества и потому в социалистическом праве, базирующемся на подлинно научном, марксистско-ленинском мировоззрении, намного возросло значение и стало более органичным для правовой сферы регулирование при помощи позитивного обязывания, которое вместе с системой дозволений и запретов способствует развертыванию социальной активности трудящихся. Да и самое соотношение дозволений и запретов, выраженное в двух типах регулирования – общедозволительном и разрешительном, приобрело при социализме такой характер, который обеспечивает большие возможности для социальной активности на основе высокой организованности общественных отношений (1.17.6).

4. Психологический аспект МПР.

МПР в рассматриваемом аспекте характеризует происходящие в результате правового регулирования формирование и действие мотивов поведения людей-участников общественных отношений.

Перед нами, в сущности, своего рода проекция способов правового регулирования на психологическую сферу личности. Даже при самом общем освещении психологического механизма можно отчетливо проследить, как по-разному "работают" в сфере психики людей, с одной стороны, позитивное обязывание, а с другой – дозволения и запреты.

Позитивное обязывание, опосредствующее динамическую функцию, направлено на то, чтобы сформировать побудительные мотивы, поведения и обеспечить (в конечном счете преимущественно принудительными мерами) их действие. Разумеется, в социалистическом обществе такое обеспечиваемое правом формирование и действие побудительных мотивов поведения согласуется, как правило, с формированием и действием аналогичных мотивов под влиянием экономических, политических, духовно-нравственных факторов и потому органически вплетается в закономерные социальные процессы.

И все же взятый в чистом виде данный способ правового регулирования предназначен для того, чтобы даже независимо от влияния иных факторов добиться при помощи многообразного комплекса юридических средств нужного эффекта.

Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т., Т. 2. - М.: «Юридическая литература», 1982. С. 15

С сугубо юридической стороны возложение обязанностей к активному поведению представляет собой мощную "навязывающую" силу и поэтому наиболее надежное средство, направленное на достижение намеченного социального эффекта. Однако оценка этого способа правового регулирования и меры его надежности неоднозначна.

Учитывая известную ценность данного способа правового регулирования, ярко проявляющегося в условиях революции и необходимости проведения глубоких социальных преобразований, следует принять во внимание и то, что он сам по себе не сориентирован на собственную социальную активность участников общественных отношений. Здесь, следовательно, не получает развития социально ценное в психической жизни людей, достигаемое при помощи юридического регулирования, – развертывание потенциальных возможностей человека, основанных на собственной инициативе, сознательном выборе цели и средств ее достижения. К тому же надо иметь в виду, что положительный психологический эффект обязывания (выработка привычки к дисциплине, организованности) связан с известными издержками, величина которых возрастает в той степени, в какой обязывание не согласовывается с действием иных факторов, влияющих на поведение людей, – экономических, политических, духовно-нравственных. Ведь психологическая основа побудительного мотива в данном случае состоит в том, чтобы избежать неблагоприятных последствий: страх, боязнь и т.д. – явления, не способствующие развитию наиболее ценных психических качеств личности. Да и с точки зрения надежности позитивное юридическое обязывание имеет слабые стороны. Если отсутствует нужная согласованность с действием иных факторов и тем более если позитивное обязывание носит волюнтаристский, субъективистский характер, то даже при неизбежном в данном случае непомерном нарастании государственно-принудительных обеспечительных мер намеченный социальный эффект достигается не всегда, не полностью, порой лишь по формальным показателям, а главное дорогой ценой – с большими потерями, издержками, увеличением негативных явлений в социальной жизни.

Иной характер имеет психологический МПР в плоскости дозволений и запретов.

Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т., Т. 2. - М.: «Юридическая литература», 1982. С. 16

Если подходить к рассматриваемой проблеме с сугубо юридической стороны, то на первый взгляд может сложиться впечатление, что здесь основное, чего можно достигнуть при помощи юридических средств, – это формирование при помощи запретов сдерживающих мотивов поведения участников общественных отношений и обеспечение их действия.

Между тем правовое регулирование, осуществляемое при помощи дозволений и запретов, – решающий канал воздействия права на общественную жизнь, прямо согласующийся с его особенностями и ценностью и- что не менее важно – способствующий развитию побудительных мотивов поведения, причем таких, которые вытекают из материальных и иных определяющих процессов в жизни общества и соответствуют наиболее ценным психическим качествам личности.

Прежде всего юридический запрет, хотя имеет в основном сдерживающий характер, может оказывать немалое воздействие на поведение людей: ставить преграду возникновению тех или других видов поведения, ориентировать на возникновение иных видов поведения и т.д. Такое воздействие во многих случаях органично для социальной жизни, ибо юридический запрет со всем сопровождающим его довольно жестким юридическим инструментарием нередко лишь подкрепляет уже существующий моральный запрет и потому (как это характерно для социалистического общества) в большинстве своем вообще не может рассматриваться в качестве "навязываемого" участникам общественных отношений.

Самое же существенное заключается в том, что юридическое регулирование, осуществляемое при помощи дозволений, призвано дать простор материальным, духовным и иным внеправовым стимулам. Оно, следовательно, органически вплетаясь в экономические и другие основополагающие социальные процессы и тем самым обеспечивая закономерное, естественное функционирование всего социального организма, направлено на то; чтобы развивались наиболее важные духовные, психические качества личности, связанные с самостоятельной, инициативной деятельностью участников общественных отношений, с их социальной активностью, творческим отношением к делу. Тем более, что в ряде случаев (правда, в прямой зависимости от социального строя, от содержания правового регулирования и его

Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т., Т. 2. - М.: «Юридическая литература», 1982. С. 17

соотношения с моралью) само предоставление тем или иным лицам в порядке дозволения субъективных прав ориентирует людей на желательный, одобряемый обществом и государством образ поведения и, стало быть, в какой-то мере может способствовать формированию социально оправданных побудительных мотивов такого поведения.

Практика социалистического и коммунистического строительства в странах социализма свидетельствует о том, что при всей важности способа позитивного обязывания (он, в частности, сохраняет существенное значение в области народнохозяйственного планирования), определяющей тенденцией в развитии правового регулирования является все более широкое использование взятых в единстве, в органическом сочетании дозволений и запретов. Происходит это потому, что в полном согласии с общими закономерностями развития системы социального стимулирования в социалистическом обществе указанные способы правового регулирования обеспечивают широкое проявление всего позитивного потенциала материальных, моральных и иных духовных стимулов, вытекающих из социалистических общественных отношений .

Существен и такой момент. Если теоретически возможно охарактеризовать особенности психологического МПР в зависимости от способов правового регулирования, взятых в "чистом виде", то в реальных жизнен-

Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т., Т. 2. - М.: «Юридическая литература», 1982. С. 18

ных отношениях, в самой ткани права они действуют в сочетаниях, в различных комбинациях. Специфику этих сочетаний, комбинаций в психологическом ракурсе можно уже проследить в основных типах правового регулирования – общедозволительном и разрешительном (каждый из которых отличается немалыми особенностями именно со стороны психологического аспекта МПР) . Еще более наглядно она проявляется в отраслевых методах правового регулирования – в одновременном использовании как дозволений и запретов, так и позитивного обязывания для решения тех или иных социальных задач.

Например, комбинированные приемы регулирования с весьма сложным сочетанием позитивных обязываний, дозволений и запретов применяются для опосредования отношений в области социалистического хозяйства. Здесь нередко возложение строгой обязанности совершить те или иные действия (выполнить плановые задания по производству продукции, по повышению ее качества и т.д.) соединяется с предоставлением в общедозволительном порядке субъективных прав, открывающих простор для действия материальных и духовных стимулов (дополнительное вознаграждение, премии, нематериальное поощрение). Достижение же предусмотренных в плане и юридических нормах результатов является основанием для возникновения новой группы прав и обязанностей, связанных с назначением поощрений, их выдачей и т.д. Любопытно при этом, что побудительные мотивы к исполнению основной обязанности формируются не столько под влиянием возможности применения государственно-принудительных средств, сколько в результате действия материальных и духовных стимулов, которое обеспечивается в свою очередь целой системой позитивных обязываний, дозволений и запретов.

В советской юридической литературе наряду с тем, что продолжаются исследования стимулирующего действия государственно-принудительных средств воздействия, уделяется возрастающее внимание поощрениям – материальным и духовным стимулам, занимающим все больший удельный вес среди факторов, которые влияют

Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т., Т. 2. - М.: «Юридическая литература», 1982. С. 19

на формирование побудительных мотивов поведения тружеников в социалистическом обществе.

Думается, однако, что разработка правовых вопросов поощрения не должна ограничиваться выделением соответствующих юридических норм (и тем более локализацией данной проблемы на попытке конструирования в качестве особой разновидности поощрительных норм). Дело в том, что общественные отношения, связанные с поощрением, опосредствуются разными юридическими средствами, отличающимися специфическим воздействием на поведение людей, в том числе и с психологической стороны.

В рассматриваемой области общественных отношений следует различать:

а) закрепляемые в правовом порядке показатели, за добросовестное и качественное исполнение которых предусматриваются меры поощрения (поощрение устанавливается за достижение показателей, и это само собой приводит к исполнению обязанностей, регламентированных теми или иными, нормами);

б) право лица, в соответствии с которым известные, одобряемые обществом и государством действия, соответствующие установленным показателям, могут служить основанием для поощрения ;

в) право компетентного органа назначать поощрительную меру в случае наступления предусмотренных результатов;

г) юридическая обязанность компетентного органа при наличии всех необходимых оснований реально осуществить поощрительную меру – выдать награду, выплатить сумму премии и т.д.

Знаменательно, что в каждом из указанных случаев те или иные способы правового регулирования и соответствующий им юридический инструментарий (нормы) достигают известного эффекта в социальной жизни, по-разному воздействуя на психические процессы.

По отношению к юридической обязанности, связанной с установленными показателями ("а"), внеправовой стимул – мера поощрения – выступает как обеспечительный фактор, который не только действует наряду с государственно-принудительными мерами и конкурирует с ними, но и имеет в социалистическом обществе доминирующее значение. В рамках данных отношений можно наблюдать ослабление роли правовых средств (позитивного обязывания) в формировании побудительных мотивов поведения. Нужный эффект достигается, так сказать, прямым путем, минуя механизм юридической обязанности.

То дозволение, которое выражено в праве участников общественных отношений избирать "поощряемый вариант" поведения

("б"), нацелено на то, чтобы развивать социальную активность, творческие, инициативные начала в поведении участников общественных отношений и, следовательно, в известной степени способствовать формированию и действию побудительных мотивов в деятельности людей.

Иное значение имеет право компетентного органа назначить поощрительную меру ("в"); оно дает возможность принимать компетентное решение с учетом разнообразных условий социальной жизни, конкретных жизненных обстоятельств.

И наконец, права и обязанности, опосредствующие выдачу и получение поощрения ("г"), призваны оказать дисциплинирующее влияние на человеческие поступки, придать строгий, обеспеченный характер существующим здесь взаимоотношениям.

5. Социальный механизм действия права.

Понятие "механизм" в области правовых явлений можно использовать и широко, применительно к правовому воздействию в целом.

С рассматриваемых позиций заслуживает внимания группа вопросов о социальном механизме действия права. В.П. Казимирчук (автор этой идеи) относит к такого рода вопросам следующие: доведение правовых норм и предписаний до всеобщего сведения; направление поведения субъектов путем постановки в правовых актах социально полезной цели; формирование правом социально полезных образцов поведения; социально-правовой контроль .

Первоначально, при обосновании идеи социального механизма действия права, стало складываться впечатление, что данный ракурс при освещении правовой действительности является ключевым, доминирующим, имеющим первенствующее значение по сравнению со всеми ранее разработанными подходами к правовому регулированию . В последующем, при более подробном анализе, выяснилось, что проблематика социального механизма действия права имеет важное, но строго определенное значение, которое нет оснований преувеличивать. Тем более нет оснований подменять данным подходом все многообразие органичных для юридической науки подходов и характеристик.

Суть дела в том, что указанная выше проблематика касается правового воздействия в целом, причем

Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т., Т. 2. - М.: «Юридическая литература», 1982. С. 21

во многих случаях неспецифических для права сторон или сторон, относящихся к психологическому механизму. Как отметил Л.С. Явич, "концепция правового регулирования, разработанная в советской общей теории права, отличается от более поздней идеи социального действия права только тем, что предполагает изучение не любого влияния права, а изучение его специфически-юридического воздействия, связанного с наделением субъектов юридическими правами и обязанностями" . В рамках идеи социального действия права концентрация внимания на доведении норм до всеобщего сведения, на постановке в правовых актах социально полезной цели и др. свидетельствует о том, что соответствующие вопросы затрагивают в основном область правосознания, социально-психологические аспекты функционирования права. К тому же если при характеристике всех этих вопросов и уместно употребление понятия "механизм", то, пожалуй, только в условном смысле, так как перед нами – не целостное системное образование, рассматриваемое в действии, а скорее лишь стороны функционирования права, подчас не связанные или отдаленно связанные между собой.

В то же время важно подчеркнуть существенное методологическое и теоретико-прикладное значение изучения социального механизма действия права. В той мере, в какой подобное изучение соответствует профилю, месту и роли конкретно-социологических исследований в правоведении (1.2.5.), оно способно обогатить целостное, единое содержание общей теории права, а также содействовать формированию (появлению) собственной проблематики, относящейся к социологии права. Важно, однако, с необходимой строгостью определить круг вопросов, который касается социального механизма действия права, отграничив его от вопросов психологического механизма (последние в отличие от собственной социологической проблематики затрагивают не взаимодействие людей, их коллективов, а мотивы поведения личности). Имеет существенное значение выделение в качестве наиболее широких

Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т., Т. 2. - М.: «Юридическая литература», 1982. С.22

сторон социального механизма действия права таких, как социальная среда функционирования права, с одной стороны, а с другой – социальные последствия действия юридических норм, а также более частных характеристик, в том числе правовая информация, правовая установка и ориентация субъектов.

6. Основной аспект.

При всем различии в возможных подходах к МПР и вытекающем отсюда разнообразии аспектов проблемы следует постоянно держать в поле зрения тот из них, который соответствует профилю правоведения как теоретико-прикладной области специальных общественных знаний.

Это – инструментальная, специально-юридическая характеристика МПР, при которой в единстве рассматривается вся система правовых средств, призванная обеспечить результативное правовое воздействие на общественные отношения.

Как бы ни была важна сама по себе философская (общесоциологическая) сторона изучения тех или иных сторон правовой действительности, логика проводимых в правоведении исследований в соответствии с его теоретико-прикладным профилем неизбежно ориентирует эти исследования на проблемы прикладного, практически значимого характера. Последние же наряду с вопросами правовой политики, направлениями правотворчества и другими социально-политическими вопросами охватывают юридическую практику, т.е. практику, относящуюся к деятельности судебных и иных юридических органов. А это и есть не что иное, как вопросы догмы права и техники юриспруденции, т.е. конкретных средств юридического воздействия, – все то, что в общетеоретическом плане как раз и представлено в обобщенном виде в МПР, рассматриваемом в инструментальном ракурсе.

Отсюда следует вывод, что в правоведении как теоретико-прикладной области знаний инструментальная,

Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т., Т. 2. - М.: «Юридическая литература», 1982. С. 23

специально-юридическая характеристика МПР является центральной. Освещение всех иных проблем МПР так или иначе, но всегда органически должно опираться на особенности специфически правовых средств юридического воздействия. В частности, все более углубляющееся исследование социального механизма действия права, по-видимому, окажется эффективным в той мере, в какой будут взяты на вооружение общетеоретические разработки, посвященные сложному и многогранному юридическому инструментарию, который призван обеспечить результативное правовое воздействие на общественные отношения.

Можно предположить, что понятие МПР (при инструментальной его интерпретации) наряду с понятием права представляет собой своего рода активный центр единого, целостного содержания общей теории права. Конкретизировано воплощая требования материалистической диалектики в правоведении, эта категория способна объединить весь разноплановый общетеоретический материал и, в частности, – что особенно важно – интегрировать в единое, целостное содержание общей теории права также обобщенные научные данные по вопросам догмы права и техники юриспруденции.



 

Возможно, будет полезно почитать: