Уполномоченный по делам детей. Деятельность уполномоченного по правам ребенка в россии

В сентябре 2016 года пост уполномоченного при Президенте по правам ребёнка заняла Анна Кузнецова, заменив предыдущего омбудсмена Павла Астахова, уволенного по собственному желанию.

Краткая биография : Кузнецова Анна Юрьевна 03.01.1982г.р., уроженка г. Пенза, государственный и общественный деятель. В 2003 году получила диплом педагога-психолога. В 2008 году вместе с супругом Алексеем Кузнецовым учредила «Благовест» — организацию, инициировавшую проведение общественных программ направленных на защиту детей и семейных ценностей, сокращение числа абортов. В 2011 основала фонд помощи малоимущим семьям «Покров», на средства которого был открыт приют для женщин. Кузнецова курировала множество проектов, оказывавших помощь детям-сиротам, брошенным и малоимущим. С ее подачи была открыта линия поддержки для беременных, оказавшихся в сложной ситуации, запущены вебинары на эту тему. Верующая, мать 6х детей.

Как можно написать Кузнецовой Анне

— должность, введенная в России относительно недавно. Кто такой этот уполномоченный, в чем состоит его роль в системе органов власти и кто может к нему обратиться?

Права ребенка в РФ: общие и особенные

Каждый ребенок в России, будучи ее гражданином, уже обладает общими правами, предусмотренными Конституцией РФ и Декларацией прав ребенка. В силу несовершеннолетнего возраста не все из них он может осуществить, однако базовые права (право на жизнь, например) защищаются в той же мере, что и у взрослого.

При этом законодательство предусматривает и ряд особых прав, которыми могут пользоваться только дети, которые подлежат особой защите — в том числе и со стороны .

Особые права несовершеннолетних детей в России

Применительно к детям в нашей стране особо закреплены следующие права:

Не знаете свои права?


Помимо этих прав, закрепленных в семейном законодательстве, ребенок вправе рассчитывать на учебу, лечение, защиту от неравенства и т. п.

Защита прав ребенка в России

Поскольку права существуют, они должны защищаться. Применительно к детям их защитой занимаются сами родители, органы опеки, суды, прокуратура и т. д. И существенным элементом этой системы являются уполномоченный по правам ребенка на федеральном уровне и его коллеги, действующие в регионах России.

Деятельность Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка

Уполномоченный по правам ребенка назначается лично президентом России и обладает неприкосновенностью: пока он не отрешен от должности, он не может привлекаться к правовой ответственности, не может быть арестован или обыскан.

Задачами уполномоченного по правам ребенка являются:

  1. Контроль за соблюдением норм Конституции РФ, международных актов и российского законодательства в области, касающейся несовершеннолетних.
  2. Дача рекомендаций властным органам по поводу устранения возможного ущемления интересов детей.
  3. Обобщение имеющейся практики (при необходимости — с привлечением отдельных специалистов или научных учреждений на договорной основе).

Для выполнения своих обязанностей он вправе запрашивать и получать практически любую информацию, посещать организации и предприятия, знакомиться с их деятельностью, требовать от должностных лиц объяснений. Характерно, что даже в случае введения на территории режима чрезвычайного положения деятельность уполномоченного не прекращается.

Уполномоченный по правам ребенка не подменяет собой судей, опеку и другие органы, однако при необходимости он может обратиться с заявлением в суд, выступить с законодательной инициативой и т. п.

Другие уполномоченные по правам ребенка в РФ

Помимо уполномоченного по правам ребенка при президенте страны в России существуют и другие аналогичные должности. Они вводятся на основании местных законов и имеют аналогичные полномочия — но не на федеральном, а лишь на местном уровне.

В современном мире достаточно часто дети становятся жертвами социальных явлений, несправедливости, неразумного поведения взрослых, насилия и жестокости. Таким проблемам уделяется особое внимание не только в России, но и во всем мире. В международной практике сформирован независимый дополнительный механизм, с помощью которого обеспечивается приоритетная и целенаправленная защита всех детей в целом и каждого несовершеннолетнего в отдельности.

Формирование институтов детства

В РФ проблемы детства имеют приоритетное значение в государственной политике. После ратификации международной Конвенции, страна приняла на себя ряд обязательств. Они касаются обеспечения достойных условий для жизни и развития детей. Формирование специализированной системы защиты интересов несовершеннолетних, включая дальнейшее совершенствование деятельности участковых уполномоченных полиции, сотрудников ОДН, омбудсмена и прочих институтов стало одной из ключевых задач в программе демографической политики государства. Концепция проработана на период до 2025 года.

Как началась деятельность Уполномоченного по правам ребенка в России?

Учреждение должности "детского омбудсмена" произошло в 2009 году по Указу Президента. На нее был назначен Деятельность уполномоченного по правам ребенка в РФ осуществляется в соответствии с ФЗ, международными документами. обладает рядом возможностей, реализуя которые, он исполняет свои обязанности. Освобождение от должности, равно как и назначение на нее, осуществляется президентом.

Юридические возможности

Уполномоченный вправе:


Указанные возможности, по сути, взяты из закона, регламентирующего деятельность уполномоченного по правам человека. Однако детский омбудсмен не наделен таким широким кругом возможностей. В частности, он не может знакомиться с судебными материалами, приговорами, решениями, определениями, в том числе по отказам в возбуждении судопроизводства. Однако в содержался немаловажный пункт. Региональным властям предписывалось определить порядок, в соответствии с которым будет осуществляться деятельность Уполномоченного по правам ребенка в каждом субъекте.

Отчет

Детский омбудсмен информирует общественность и госорганы о своей работе. В своих отчетах и заключениях он разъясняет положение дел в рамках соблюдения интересов несовершеннолетних в стране. Деятельность уполномоченного по правам ребенка в РФ осуществляется в тесном взаимодействии с госвластью на высшем уровне и на местах, СМИ и омбудсменами и специальными комиссиями в регионах. Подготовка докладов о проделанной работе, специальных отчетов и обнародование их перед общественностью позволяет должностному лицу изложить собственную позицию, выразить свое мнение о сложившейся ситуации в сфере защиты интересов детей и в целом по всей стране, и отдельно в конкретных жизненных сферах. Деятельность уполномоченного по правам ребенка выступает в качестве мощного инструмента, воздействующего на мнение общества.

Специфика

Основная деятельность уполномоченного по правам ребенка связана с рассмотрением жалоб, поступающих от граждан по вопросам работы государственных, местных структур, госслужащих и иных должностных лиц. Омбудсмен оказывает юридическую консультативную помощь лицам, которые хотят воспользоваться конституционной возможностью обратиться в международные институты (в Гаагский суд, Комитет ООН и прочие). Должностное лицо рассматривает жалобы не только от граждан страны, но и от иностранных лиц, а также не имеющих гражданства.

Компетенция

Несовершеннолетний, чьи интересы были нарушены, может обратиться к Уполномоченному региона или должностному лицу федерального уровня. Если он направил жалобу сначала омбудсмену субъекта, это не является основанием для отказа в рассмотрении заявления по подобной проблеме на высшем уровне. В компетенцию Уполномоченного входит принятие жалоб от лиц, пребывающих в учреждениях принудительного содержания (колониях и пр.). В свою очередь, администрация таких заведений обязана направлять омбудсмену обращения от таких граждан. При этом законодательство устанавливает четкий срок для этого. Жалоба должна быть передана в течение суток после поступления руководству учреждения. Администрация не вправе вскрывать данные письма или подвергать их просмотру иными способами.

Решения по жалобам

Омбудсмен может по своему усмотрению принять соответствующий акт о начале производства по обращению или отказе в нем. Законодательство наделяет должностное лицо следующими возможностями:

  1. Принять обращение к рассмотрению в случае, если заявитель ранее обжаловал работу госорганов, местных структур, служащих в административном либо судебном порядке, однако принятым решением остался недоволен. Разбирательство по обращению уполномоченный вправе начать, если оно поступило не позже года с момента нарушения интересов или с даты, когда заявителю стало известно об этом.
  2. Должностное лицо может не принимать жалобу, разъяснив автору, куда ему необходимо написать в первую очередь.
  3. В ряде случаев Уполномоченный вправе самостоятельно перенаправить заявление в соответствующий орган для разрешения проблемы.
  4. Омбудсмен может отказать в принятии обращения к рассмотрению.

О своем решении уполномоченный обязан сообщить автору в десятидневный срок. При принятии жалобы омбудсмен уведомляет об этом соответствующий государственный или местный институт власти, должностное лицо, чья работа обжалуется.

Проверки

Деятельность уполномоченного по правам ребенка включает в себя контроль работы любых госорганов, структур в системе территориальной власти, учреждений, предприятий вне зависимости от их формы собственности и правового статуса, общественные объединения, воинские части. Никто не может препятствовать исполнению омбудсменом своих обязанностей. Проверке подвергаются и должностные лица. В частности, омбудсмен может контролировать деятельность участковых уполномоченных полиции, специалистов ОДН. Проверочные мероприятия он может осуществлять как самостоятельно, так и вместе со специализированными компетентными структурами, госслужащими иными должностными лицами. При необходимости омбудсмен поручает выполнение экспертиз. На основании результатов исследований он подготавливает заключения по вопросам, которые поставлены в жалобе. При этом следует отметить, что омбудсмен не выступает как уполномоченный федеральный орган аудиторской деятельности. Он осуществляет проверку работы учреждений и предприятий, непосредственно затрагивающих интересы несовершеннолетних.

Работа в регионах

Для создания эффективной модели института с 1998 года Минтруд, совместно с некоторыми субъектами, начал реализовывать пилотный проект, предполагавший введение должности Уполномоченного на местах. Программа внедрялась при поддержке ЮНИСЕФ. На начальной стадии было учреждено пять постов. К 1 февраля 2003 года в 12 регионах работали детские омбудсмены. В частности, осуществлялась деятельность Уполномоченного по правам ребенка в:

  1. Москве.
  2. Санкт-Петербурге.
  3. Чеченской республике.
  4. Северной Осетии-Алании.
  5. Новгородской, Смоленской, Ивановской, Калужской, Волгоградской, Самарской, Кемеровской областях.
  6. Красноярском и Краснодарском краях.

На третьем этапе были введены должности на муниципальном уровне. В частности, омбудсмены начали работать в Арзамасском р-не Нижегородской обл., в г. Волжском Волгоградской обл., в г. Екатеринбурге. В пяти регионах должность была введена соответствующим законом субъекта. Так, была учреждена деятельность Уполномоченного по правам ребенка в Кемеровской области, Самарской обл., Краснодарском кр. и пр. Из 15-ти омбудсменов трое ведут работу на общественных началах.

Назначение

Порядок учреждения должностей, а также региональных омбудсменов различен. В большинстве случаев они относятся к системе исполнительной власти. Назначение должностных лиц осуществляется по распоряжению глав администраций субъектов. В тех регионах, где соответствующее решение принято в течение последних двух лет, утверждение поста проводится представительным органом либо с его согласия. В этом случае омбудсмены наделяются парламентским статусом. Благодаря этому они получают большую независимость от исполнительных структур, что, в свою очередь, повышает результативность их работы. Деятельность уполномоченного по правам ребенка в Красноярском крае, Санкт-Петербурге, Самарской обл. и ряде других регионов осуществляется в системе специально созданного аппарата.

Новые посты

В течение последних 5 лет должности омбудсменов были учреждены практически во всех регионах страны. Так, в 2011 году началась деятельность уполномоченного по правам ребенка в Воронежской области. Соответствующий пост был учрежден указом губернатора региона. В нормативном акте определена сфера компетенции омбудсмена, его обязанности и задачи. Деятельность уполномоченного по правам ребенка в Воронежской области предполагает беспрепятственное посещение региональных структур, возможность запрашивать и получать необходимые материалы, документы и сведения от соответствующих органов власти, а также прочие возможности, предусмотренные указами президента и губернатора. Должностное лицо также отчитывается по проделанной работе, выступает с докладами, направляет свои рекомендательные заключения в региональные структуры власти и госслужащим. С 2014 года осуществляется деятельность уполномоченного по правам ребенка в Новосибирске. Этот пост учрежден в соответствии с Законом № 410-оз. Нормативный акт определяет порядок работы омбудсмена, его задачи, обязанности. К основным функциям должностного лица следует отнести:

  • Содействие восстановлению ущемленных интересов несовершеннолетних на территории региона.
  • Обеспечение защиты свобод и прав детей в области.
  • Содействие развитию законодательной базы в сфере охраны интересов несовершеннолетних.

Деятельность уполномоченного по правам ребенка в Новосибирске предполагает также участие в работе по правовому просвещению, межрегиональном сотрудничестве.

Актуальность вопроса

В течение первых нескольких лет работы омбудсменов стало ясно, что достаточно остро стоит проблема не только ненадлежащего исполнения компетентными госструктурами и учреждениями своих обязанностей, но и нарушения ими охраняемых законом интересов несовершеннолетних. К сожалению, организация деятельности участковых уполномоченных полиции не охватывает всего спектра вопросов, касающихся института детства. Сотрудники правоохранительных структур исполняют широкий круг обязанностей. Однако их работа затрагивает в малой степени. Основной их задачей выступает обеспечение правопорядка. Организация деятельности участкового уполномоченного предполагает взаимодействие с различными структурами, в том числе, специализирующимися непосредственно на работе с несовершеннолетними (ОДН). Однако, как показала практика, этого крайне недостаточно. В этой связи утверждение на территории каждого субъекта должности уполномоченного по правам детей выступает как целесообразный шаг на пути к формированию качественно новой системы юридической защиты. В своей работе омбудсмен дополняет существующие в регионе формы и методы обеспечения сохранности интересов несовершеннолетних.

Задачи

В функции уполномоченных по правам детей в регионах входит:

  1. Обеспечение законных интересов и гарантий, свобод несовершеннолетних, дополнение и развитие действующих средств и форм защиты во взаимодействии с государственными и территориальными структурами соответствующей компетенции.
  2. Анализ положения дел в сфере охраны прав ребенка.
  3. Всемерное содействие в восстановлении ущемленных интересов несовершеннолетних.

Полномочия

Кроме указанных выше юридических возможностей, омбудсмен может:

  • Обращаться в суд, компетентные структуры с просьбой возбудить дисциплинарное/административное производство в отношении лиц, виновных в нарушении интересов несовершеннолетних.
  • Подготавливать предложения о внесении дополнений, изменений в действующие нормативные акты, регулирующие вопросы, касающиеся сферы защиты прав ребенка.

Преимущества института

Опыт работы аппарата уполномоченного по правам несовершеннолетних показывает, что эта структура стала важнейшим звеном в системе обеспечения интересов ребенка. Этот институт занимает в настоящее время особую позицию. Он не заменяет действующие учреждения, такие как, например, органы попечительства и опеки, ОДН, подразделения социальной защиты и прочие. Вместе с этим институт реализует свои обязанности в тесном контакте с указанными структурами. В отличие от работающих сегодня организаций, в чью компетенцию входит обеспечение охраны интересов несовершеннолетних, аппарат уполномоченного:


Отличие от прокуратуры

В деятельность уполномоченного входит узкий круг вопросов. Он касается непосредственно обеспечения защиты интересов несовершеннолетних. Прокуратура, в свою очередь, наделена полномочиями, охватывающими различные направления жизни общества и государства. В частности, она осуществляет надзор за исполнением требований закона, координирует работу правоохранительных структур и так далее. Как показывает практика, несовершеннолетний не может рассчитывать на восстановление своих интересов при обращении в прокуратуру. При этом уполномоченный является наиболее доступным институтом для ребенка в случае нарушения его прав. Должностное лицо в силу своей компетенции и обязанностей может глубже и эффективнее заняться возникшей проблемой, своевременно выявить факты ущемления законных интересов несовершеннолетнего, оперативно отреагировать и оказать квалифицированную помощь.

Эти органы также занимаются обеспечением защиты детей. Однако их работа преимущественно направлена на решение вопросов, касающихся несовершеннолетних, оставшихся сиротами, находящихся в специализированных учреждениях, попавшими в трудную жизненную ситуацию. Деятельность уполномоченного включает в себя защиту прав ребенка в рамках взаимоотношений со всеми общественными институтами.

КДН

Комиссии по делам несовершеннолетних специализируются на профилактике беспризорности и безнадзорности, а также прочими, связанными с ней вопросами. В сущности, КДН занимается "проблемными" несовершеннолетними. В состав комиссий входят представители исполнительных структур. Уполномоченный занимается более широким спектром проблем. Он работает на постоянной основе и лично разбирается в ситуациях.

Эффективность региональных представительств

Уполномоченный в субъекте имеет полное представление о положении дел в пределах конкретной территории. Он лично принимает участие в разрешении той или иной ситуации по месту проживания несовершеннолетнего. Назначаемое либо избираемое лицо на такую должность имеет общественный авторитет. Сама процедура передачи полномочий предполагает, что человек обладает, кроме необходимых профессиональных качеств, соответствующими личными особенностями. Это особенно ярко проявляется в случаях, когда уполномоченные назначаются по решению законодательного органа или с его согласия.



 

Возможно, будет полезно почитать: