«Я, обвиняемый, священник Павел Адельгейм…. Адельгейм павел анатольевич

Павла Адейльгейма задержан. Об этом корреспонденту «Правмира» сообщили по телефону в пресс-службе УВД в Псковской области.

«Сегодня в Пскове, около 20.00 часов в Красногорском проезде у храма Константина и Елены был обнаружен труп православного священника с ножевыми ранениями. Сотрудники патрульно-постовой службы при отработке территории района задержали мужчину, который подозревается в совершении этого преступления. На месте работает следственно-оперативная группа полиции», - заявил сотрудник пресс-службы.

Персональные данные убитого священника, сославшись на должностную инструкцию, собеседник не назвал.

«По некоторым предварительным данным можно считать, что это он (о. Павел Адельгейм – Корр.). Но пока это еще уточняется», - сказал он.

О том, что Пскове ударом ножа в своем доме убит известный священник сообщил в своем блоге депутат Псковского областного Собрания Лев Шлосберг.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молится об упокоении убитого в Пскове священнослужителя Павла Адельгейма, сообщил агентству РИА Новости глава патриаршей пресс-службы диакон Александр Волков. По всей вероятности протоиерей Павел стал жертвой исполнения пастырского долга. Тело священника было обнаружено в понедельник в его доме в центре города.

“Святейший патриарх Кирилл скорбит о трагической смерти отца Павла Адельгейма и молится об упокоении его души”, - сказал диакон Александр Волков.

По его словам, священнослужитель “стал, как можно судить по имеющейся сейчас информации, жертвой исполнения пастырского долга как готовности прийти на помощь любому человеку”.

Лев Шлосберг сообщил корреспонденту “Правмира” по телефону подробности трагедии:

“Некий человек 1986 года рождения по фамилии Челинцев из Москвы, душевнобольной, жил у отца Павла в течение трех дней по просьбе некой женщины из Москвы, то ли родственницы, то ли знакомой. Наверное, они рассчитывали, что слово священника его излечит. Сегодня, когда они сидели на кухне и разговаривали, он набросился на отца Павла с ножом и убил его ударом ножа в живот. После чего дважды ударил ножом сам себя. Сейчас он находится в больнице, в реанимации, под охраной полиции, ему делают операцию”.

«Отец Павел - чрезвычайно высокодуховный человек. Невозможно говорить о нем сегодня в прошедшем времени. Это человек, на взгляды, позицию, веру которого ориентировались тысячи и тысячи людей во всем мире. Масштаб утраты сейчас не все могут осознать, но многие уже говорят о том, что это утрата того же масштаба, как и уход отца Александра Меня, убийство. С той лишь разницей, что здесь дом был полон людей, все свидетели, нет никаких неясностей, кроме одного: что именно произошло и в чем были мотивы этого помутнения рассудка. Не знаю, будет ли когда-либо известно, поскольку человек больной», - сказал депутат.

По словам Льва Шлосберга, весь православный Псков переживает сейчас глубокое горе.

«Люди созваниваются друг с другом, все в глубоком шоке, люди плачут. Для Пскова ушел пастырь, кому верили люди», - сказал депутат.

1 августа 2013 года отцу Павлу исполнилось 75 лет. Отец Павел Адельгейм 2 года (1970-72) отбыл в лагерях за “клевету на советский строй”, потерял в лагере ногу.

СПРАВКА

Павел Адельгейм родился в 1938 году. Он происходил из семьи русских немцев. Его дед был расстрелян в Киеве в 1938 году, отец в 1942 г. После ареста матери жил в детдоме, затем на поселении в Казахстане.

Сознательно я вошёл в церковную жизнь в Караганде. Когда отца арестовали, мать со мной на руках пошла в НКВД, добиваться правды. Её арестовали, а меня отправили в детский дом. Это был мой первый срок в детском доме. Когда мать освободили, мне было лет пять. Года через два ее опять посадили, а меня отправили в детский дом на второй срок. В детском доме я пошел в первый класс. Мать осудили и отправили по этапу в Казахстан. В казахстанской ссылке мы с ней прожили до смерти Сталина. Мать работала табельщицей огромного гаража в поселке Ак-тау Карагандинской обл. Я учился в школе. Однажды поехал в Караганду и “случайно” нашел православную общину отца Севастьяна в Большой Михаиловке. С тех пор я бывал там регулярно. После смерти Сталина мы переехали в Караганду, маму взяли в драмтеатр, в Михаиловку мы ездили вместе. Там был молитвенный дом, но служить в нем не разрешали власти. Поэтому приходилось служить по ночам в частных домах. Эти богослужения организовал о. Севастиан, келейник старца Нектария из Оптиной пустыни. Церковная община всегда имеет стержень, вокруг которого формируется её духовная жизнь. Таким стержнем в Б. Михаиловке был о. Севастьян.

Остались впечатления от ночных богослужений, чтения страстных Евангелий, общих трапез. Служили мы тайно в разных домах на переносном антиминсе. Богослужения продолжались всю ночь. В 21 час начинали Всенощную, потом Литургию. В пять часов утра все заканчивалось, и я шёл спать. Все расходились. Отец Севастьян пил чай, и шел в другой дом служить обедницу, а потом начинались требы. Их разрешали служить в молитвенном доме.

Приход был большой. Число прихожан совпадало с числом жителей. По составу это были раскулаченные переселенцы. По соседству располагались немецкие поселения со строгой планировкой улиц, чистотой, порядком, палисадниками возле каждого дома. Иногда вдвоём с батюшкой мы путешествовали на Мелькомбинат, где жили многие из прихожан. Мы выходили утром, пока было прохладно. Батюшка шел лёгкой походкой в сапогах и подряснике. Мелькомбинат находился километрах в трёх от Б. Михаиловки. Это был большой посёлок с крепкими крестьянскими хозяйствами. На бесплодном песчанике всё росло и цвело, как в Земле Обетованной. Крестьяне сами копали колодцы, придумывали технику. Семьи были многодетные, по восемь – десять человек. В семьях сохранялся патриархальный уклад.

Одной из первых серьёзных книг для меня было “Введение в философию” Челпанова. Мне понравился “Отечник”, и я перечитал все патерики. Однажды власти разрешили послужить в молитвенном доме Великую Пятницу, Субботу и Пасху к радости всего прихода. В книге об отце Севастьяне есть фотография, где я запечатлён на общем снимке с ним. Отец Севастьян был невысокого роста, худенький, седые и редкие, но длинные волосы и седая борода. Собор 1988 г. его прославил одним из первых среди новомучеников. Батюшка пробудил мой интерес к церковной жизни. Моё решение служить Церкви созрело в тринадцать лет. Это действительно был замечательный Пастырь, и общение с ним привело меня в храм навсегда. С тех пор моё сознание нашло точку опоры в Промысле Божием. Тайна Промысла открывалась мне в жизненных обстоятельствах. С тех пор Промысел Божий строит мою судьбу, а я только принимаю её с благодарностью Богу.

В 1954 году он становится послушником Киево-Печерской Лавры, затем поступает в Киевскую духовную академию. В 1956 году был исключен из семинарии будущим лжепатриархом Филаретом (Денисенко) по политическим мотивам.

Из Лавры я поступил в Киевскую семинарию, когда мне исполнилось 18 лет. Семинарская жизнь была следующим светлым и радостным периодом моей жизни.

У нас были замечательные педагоги. Ректор протоиерей Николай Концевич и инспектор протоиерей Константин Карчевский. Незабываемые люди. Мне нравилось учиться, учился я отлично.

Много времени проводил за чтением. Изобилие книг, о которых можно было только мечтать в те годы. Нам давались темы по всем дисциплинам, и нужно было написать несколько сочинений в течение года. За каждую пятёрку по сочинению платили пять руб. Это были деньги, дополнявшие стипендию, тоже пять руб.

Потом сменили Ректора и инспектора, на третий год снова поменяли, и пришёл игумен Филарет (Михаил Денисенко). Ему тогда было тридцать лет. Инспектором назначили священника В. Муратова (позднее он снял с себя сан и работал на каком-то заводе). У меня был круг близких друзей. Нас было пятеро, и Муратов называл нас “благочестивыми негодяями”. Было несколько эпизодов, которые приписывали мне, хотя я о них узнал спустя несколько лет после ухода из семинарии. Участвовал я в двух эпизодах.

Первый, с крестиками. Лёня Свистун предложил сделать всем семинаристам значки из бронзы, завинчивающиеся на чёрном семинарском френче. Ребятам понравились желтые полированные крестики на черном фоне. Нашли токаря, который вытачивал их по 5 руб., собрали деньги. Семинарское начальство с удивлением увидело значки на всех семинаристах и начало борьбу со значками, применяя физическую силу для их изъятия.

Второй эпизод связан с празднованием Первого мая. В 1959 году оно пришлось на Великую Пятницу, день сугубого поста. Филарет назначил торжественное собрание, во втором отделении хор с патриотическими песнями. Леня Свистун предложил мне пойти к ректору с протестом. Мы пошли, и Филарет произнёс воспитательную речь о любви к советской власти: “я сын шахтера, стал архимандритом и ректором. При какой другой власти это могло бы случиться? Под чьим небом вы живёте? Чей хлеб едите? По чьей земле ходите? Вы неблагодарные, вас советская власть учит…” и т.д. Это была последняя капля. Инициативу разговора, видимо, приписали мне. Леня был социально близким, сын рабочего, отец погиб на войне, а моего отца расстреляли как “врага народа”.

Конечно, я был на торжественном собрании 1 мая, слушал речь Филарета о солидарности трудящихся, пел с хором “Коммунистической партии хвала”, кстати, красивое музыкальное произведение и другие песни. Протест был п оследней каплей, и Филарет перед экзаменами заставил меня написать заявление об отчислении из Киевской семинарии “по собственному желанию”.

Затем Павла рукополагают в диаконы, а в 1964 году во священники. В 1970 году был осуждён на 3 года лагерей по обвинению за «клевету на советский строй». В 1971 году, в связи с волнениями в ИТУ посёлка Кызыл-Тепа, потерял правую ногу.

С 1976 года - клирик Псковской епархии. До 22 февраля 2008 года был настоятелем храма святых Жен Мироносиц города Пскова. Освобождён от должности указом архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия (Саввина), но с сохранением права службы.

Скоро пять лет как не стало знаменитого псковского священника Павла Адельгейма . В этом году ему могло бы исполниться 80. И нельзя сказать, что дело его живёт.

Зимой 2003 года он сел за руль своей старенькой «Волги» и отправился на службу. Ехал медленно, потому что гололёд - и поэтому прожил ещё десять лет. Тогда в ГИБДД ему официально подтвердили, что рулевое управление машины развинчено человеческой рукой, но дело возбуждать отказались. Произошло это вскоре после публикации скандальной книги Адельгейма «Догмат о Церкви в канонах и практике», в которой он пытался осмыслить гонения, обрушившихся на него в последние годы.

История эта деликатная и глубоко личная: в 1970 году отец Павел сел на три года за самиздат - Библия, Ахматова и т.д. Он не сомневался, что к его посадке имеет отношение молодой священник Троице-Сергиевой лавры о. Евсевий (Саввин). В ходе бунта на зоне Адельгейм потерял правую ногу. А в 1993-м Евсевия назначили архиепископом в Псковскую епархию, где Адельгейм служил с 1976 года.

Кто-то из верующих замашет руками: мол, не может православный священник сдать единоверца гонителям, да ещё и в связи с распространением Священного Писания. Для этого же надо быть полным атеистом. Может, сам Адельгейм наблатыкался на зоне возводить на честных людей поклёп? Тем более он сын репрессированных: отец Анатолий Адельгейм, поэт и артист, - расстрелян, мать Татьяна Пылаева сидела в лагере. Оба, правда, реабилитированы в 1962-м.

Однако вся жизнь отца Павла словно противостояла агрессии, мести и насилию. Он с одной ногой восстанавливал храм Жён-Мироносиц после переезда из него склада «Росбакалеи». В 1992-м открыл при храме православную школу регентов, на следующий год - приют для сирот-инвалидов в деревне Писковичи. А эти проекты мало похожи на церковную лавку, где влёт расходятся свечки, ладанки и журнал «Фома» - тут нужны постоянные вложения сил и средств. Адельгейм даже умудрился окружить словом Господним пациентов психиатрической больницы в Богданово, куда уж точно зажиточным паломникам вход заказан. Старик жил в небогатом деревянном доме, ездил на своей «Волге», бандитов на деньги не разводил.

Сказать, что он пользовался любовью и уважением людей - значит, ничего не сказать. Однажды я явился к нему в храм Жён-Мироносиц без приглашения, но он полагал, что любой человек достоин беседы - пригласил домой. В XXI веке я видел прохожих псковичей, в пояс кланяющихся «Волге» Адельгейма. И вспоминал задохнувшуюся в пробках Москву во время Архиерейского собора и что говорили по этому поводу добрые москвичи. Мы пили чай в доме отца Павла, а вокруг кухни мелькали трое-четверо детей странного вида. Священник объяснил: это воспитанники его недавно закрытой школы регентов. Они не совсем психически здоровы, их не в каждый приют возьмут. Кого смог, он пристроил, оставшихся забрал в свой дом.

Казалось бы, отец Павел должен быть гордостью РПЦ. Но школу регентов закрыли как раз по инициативе епархии. Также владыка Евсевий отобрал у него и приют Писковичи, и церковь в психиатрической больнице, а ещё - изгнал из настоятелей храма Жён-Мироносиц.

В храме у него появился начальник - годящийся ему во внуки священник Сергей Иванов, про которого в СМИ писали, будто он брат криминального авторитета. Спустя несколько дней после его назначения бесследно исчезло дорогостоящее булыжное мощение перед храмом. А Иванов при поддержке епархии изменил приходской устав и начал чистку совета прихода: на место обычных верующих пришли люди епархии. Вертикаль РПЦ в те годы выстраивалась по всей стране: епископам надоела полуфеодальная независимость настоятелей, и они стали наращивать власть по примеру светских властей.

Адельгейм рассказывал, что большинство священников не понимали, почему он не хочет публично повиниться перед Евсевием. Ведь всего-то и надо было подписать обращение, уже составленное к этому случаю: «Я, проклятая гадина и мразь, оскорбил Вашу святыню, Высокопреосвященнейший Владыка! За совершённую подлость мне не место в человеческом обществе. Мне место в выгребной яме…» Власть архиерея ничем не ограничена, он может выгнать любого священника каждую минуту: недавно батюшки не имели даже трудового договора, а пенсия, если и будет, - минимальная. Поэтому мероприятия с участием епископа пронизаны покорностью, словно обкомовские собрания.

Каждый год в Прощёное воскресенье Адельгейм сообщал в письме Евсевию, что прощает его по-христиански, но ответного жеста в ответ не получил. В интервью отец Павел с грустью констатировал:

Самое страшное, что из церкви ушла любовь, а вместо любви вся эта бюрократическая начинка пришла. Патриарх - он по духу своему чиновник, и он этот бюрократизм в церкви насаждает. Выстраивает вертикаль власти. Он думает, что этим создаст мощную организацию, которая на него будет работать. Но мне кажется, что он глубоко заблуждается, и итогом всего этого будут похороны РПЦ.

Отец Павел Адельгейм оценивал процессы, происходящие в церкви, всё жёстче, а за месяц до смерти сказал:

К сожалению, церковная жизнь в России гаснет. И сколько бы в Патриархии ни говорили про золотые купола, к сожалению, золотые купола выражают только силу церковной власти и рост церковного бюджета за счёт государственных доходов, не больше. А духовная жизнь разрушается и уничтожается… В этой церкви не остаётся места для Христа: имя Его всё реже и реже главами церкви упоминается. …Теперь православие и христианство совсем не одно и то же. Потому что под словом «православие» больше понимается национальная идеология, а вовсе не христианская вера.

Мы уже давно привыкли, что политики, призывающие нас покупать отечественное, предпочитают «лексусы», а детей учат в Швейцарии. Что за речами о многодетных семьях - бесплодие авторов, а ревнители усыновления не рвутся взять в собственный пентхауз сироту. Так и за проповедями любви и сострадания может жить готовность выселить больных детей на улицу, чтобы насолить критику.

К отцу Павлу приезжали целые автобусы паломников с Урала и Поволжья, и даже с Чукотки была группа. Хотя он даже священником формально не являлся - так, старичок при храме. В августе 2013 года он пустил в дом 27-летнего душевно больного москвича, который во время разговора о евангелисте Луке ударил священника ножом. Владыка Евсевий на похороны Адельгейма не приехал и не сделал ожидаемых от христианина заявлений: мол, ругались мы с покойным, конечно, но я его уважал, прощаю и т.д. Епархия вообще постаралась об отступнике забыть, но не позволили его преемники.

Прошло три года, и у нового настоятеля храма Жён-Мироносиц протоиерея Сергия (Иванова) изъяли крупную партию наркотиков и пистолет с глушителем. На суде батюшка получил 3,3 года условно, в приговоре отмечено, что священник является наркозависимым. На следствии Сергей Иванов утверждал, что сумку с 20 граммами метамфетамина он нашёл у подъезда. То ли ангел протрубил ему в ухо «возьми и положи в холодильник», то ли по какой другой причине, но батюшка не стал зарекаться от сумы. На этом щедроты 2016 года по отношению к Иванову не исчерпались: он нашёл у подъезда ещё один знак свыше – в сумке покоились пистолет Марголина, с глушителем и 65 патронами. Вместо полиции святой отец отнёс ствол в квартиру, где проживал с женой и несовершеннолетним ребёнком, и хранил в шкафу.

Процесс над Ивановым проходил в закрытом режиме, а подсудимый утверждал, что претерпевает за веру - дескать, возобновились гонения на церковь. Не оставил подчинённого и епископ Евсевий, призвав паству не верить, будто у «почтенного отца Сергия» изъяли наркотики и ствол, как написано в «грязных статьях», ибо «сатана действует через людей». Однако «в грязных статьях» есть свидетельства прихожан храма о том, что «почтенный отец» зело потел во время служб и вообще выглядел неважно, несмотря на молодой возраст. Даже при наличии судимости Иванов продолжал служить в храме святых Жён-Мироносиц и преподавать в воскресной школе, которую посещали полсотни детей. Правда, собравшийся перед Рождеством архиерейский совет запретил Иванову вставать на амвон в течение ближайших трёх лет, но «в случае достойного поведения» отлучение могут сократить на год - то есть по всем правилам УДО.

Многострадальный храм Жён-Мироносиц принял 31-летний отец Александр (Николаев), который был вторым священником при Сергии, а карьеру начинал иподьяконом у владыки Евсевия. И первым делом решил реформировать воскресную школу при храме, созданную Адельгеймом в 2010 году.

По субботам в ней занимались пением взрослые ребята, малыши, дети из приютов Пскова и Неёлово. Кроме того, учились готовить еду, занимались в творческой мастерской рисованием, расписывали стулья, делали витражи на стекла. Как сообщалось в псковских СМИ, формально школу содержала церковь: директор Юлия Ермолаева получала от её щедрот зарплату в 2 тысячи рублей (то есть бак бензина в месяц) и искала деньги на всё остальное. По словам вдовы о. Павла Веры Адельгейм, еду для детей готовили родители и бабушки воспитанников. Но новый настоятель сдал в аренду пищеблок коллеге для просфорни - это ж всё-таки деньги. И запретил посещать школу детям из приютов, а заодно и группе старших подростков.

…Со стороны может показаться, что вся это история - полный мрак. Что какие-то бесы и упыри отплясывают на костях нежного душой праведного старика, и без того настрадавшегося в жизни, что рушат своими рогами и копытами всё, им созданное. Но не нужно забывать - для верующего человека всё ценное создаётся в мире духа. А там отец Павел Адельгейм задал ориентиры, недосягаемые для любых гонителей.

Павел Адельгейм (1 августа 1938 года, Ростов-на-Дону – 5 августа 2013 года, Псков) – выдающийся священник Русской православной церкви, мученик за веру, автор многочисленных статей по церковной тематике, автор книг «Своими глазами» и «Догмат о церкви в канонах и практике», вызвавшей широкий резонанс в церкви. Отец Павел Адельгейм был духовным учеником старца , Серафима (Суторихина) и других исповедников веры. Всю свою жизнь отец Павел посвятил Богу и Церкви.

Был членом Преображенского братства, преподавал и входил в попечительский совет Свято-Филаретовского института.

Отец Павел Адельгейм входил в псковское отделение общества «Мемориал» и много делал для восстановления исторической правды в обществе. Являясь сыном «врагов народа», сам провел три года в лагерях по обвинению «за клевету на советский строй». В 1971 году, находясь в заключении, в результате покушения потерял ногу.

Отец Павел был блестящим проповедником. С апреля 2009 года вел свой блог, который до сих пор является свидетельством о жизни церкви.

Семья. Детство. Караганда. 1938-1956 гг.

Отец Павел Адельгейм много лет был другом Преображенского братства, регулярно принимал братских паломников. Он становится членом Попечительского совета института в 2006 году, с 2008 года преподает в Свято-Филаретовском институте курсы «Каноника и экклезиология», «Проблемы каноники и экклезиологии», «Введение в канонику», «Конфессиональное право». Священник Павел Адельгейм участвовал в конференциях и встречах, проводимых силами ПСМБ.

В 2010 году братчики помогли протоиерею Павлу Адельгейму опубликовать и издать книгу «Своими глазами».

В 2013 году отец Павел Адельгейм становится членом Преображенского братства.

В память об отце Павле Адельгейме Преображенское братство подготовило выставку «Свидетель: священник Павел Адельгейм», которая прошла во многих городах России.

Убит протоиерей Павел Адельгейм

Вечером 5 августа 2013 года в Пскове был убит протоиерей Павел Адельгейм. Тело священнослужителя с ножевыми ранениями было обнаружено в его доме в Красногорском проезде рядом с храмом Константина и Елены в понедельник около 20.00. Подозреваемый задержан.

Следственный комитет России возбудил уголовное дело по факту убийства священника. Предположительно отец Павел был убит психически нездоровым человеком, который был знаком с покойным. В момент задержания подозреваемый «причинил себе ножевые ранения и был госпитализирован», говорится в сообщении ведомства.

По словам руководителя пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси диакона Александра Волкова, протоиерей Павел Адельгейм «стал, как можно судить по имеющейся сейчас информации, жертвой исполнения пастырского долга как готовности прийти на помощь любому человеку».

«Святейший Патриарх Кирилл скорбит о трагической смерти отца Павла Адельгейма и молится об упокоении его души», — сообщил отец Александр.
1 августа 2013 года протоиерею Павлу Адельгейму исполнилось 75 лет.
Патриархия.ru

Убийство отца Павла Адельгейма: хроника трагедии

Ольга ШАТОВА

Псков потрясён убийством: погиб не просто невинный человек, а всеми уважаемый священник Павел Адельгейм. Да и нож оказался в руках не простого злодея, а страдающего и к тому же религиозного молодого человека. Помрачение нашло на выпускника ВГИКа, который попытался покончить и с собой тоже - едва осознал содеянное.

Трагедия произошла в понедельник вечером, 5 августа, примерно в 19.30, - в доме священника Павла Адельгейма. По свидетельству близких, он читал своему молодому московскому гостю Сергею Пчелинцеву о святом Луке Войно-Ясенецком, как вдруг парень обезумел, схватил нож и нанес священнику несколько ударов, один из которых стал смертельным.

Безумие

Позже, когда полицейские стали проверять, как быстро приехала «скорая» (наверное, в таких случаях родственникам всегда кажется, что «скорая» едет по вызову слишком медленно), то, во-первых, посчитали, что медики прибыли на место трагедии уже через семь минут, а во-вторых, что для Павла Адельгейма помощь вызывали восемь раз. И ещё шесть раз её вызвали для подозреваемого в убийстве, который, по утверждению очевидцев, выбежал во двор и стал метаться там с криками: «Что я наделал?». А когда за ним приехали полицейские - два раза ударил себя ножом в грудь.

Сейчас Сергей Пчелинцев находится в реанимации. В ночь с 5 на 6 августа ему сделали операцию на поврежденном лёгком. Медики до сих пор оценивают его состояние как тяжёлое. Пока никто не знает, когда полицейские, которые дежурят возле его палаты, смогут его допросить.

Он жил в доме Павла Адельгейма три дня. Родные священника сразу поняли, что с парнем что-то не так.

Сергей страдал от сильных головных болей. Говорят, что в юности он занимался борьбой и повредил шейный отдел позвоночника. По свидетельству его матери, ситуация ухудшилась после того, как он снял фильм про маньяков-убийц. Молодой человек и сам признавался, что работа над этим фильмом произвела разрушительное действие на его психику. Он пробовал искать утешения в религии и, наконец, сбежал от родных в Псков. Кто-то из знакомых посоветовал ему обратиться за помощью к отцу Павлу Адельгейму, который в своё время служил при психиатрической больнице и имел опыт общения со «сложными» пациентами.

Вдова священника Вера Михайловна рассказывает, что в один из дней в Псков приехал отец Сергея Пчелинцева, который хотел забрать сына домой. Молодой человек очень испугался и на коленях просил отца не отправлять его в «психушку».

Почему, оставшись потом наедине с Павлом Адельгеймом, он вдруг кинется на кухню, где супруга священника резала кабачки, за ножом - никто не знает. Уже через считанные минуты после того, как священник был зарезан, в сети появились первые сообщения об этой трагедии. И Интернет взорвался.

Псков - город маленький. Многие были лично знакомы с погибшим священником, у кого-то он венчал знакомых, у кого-то крестил детей… Псковичи поистине ужаснулись случившемуся. Что-то невообразимое произошло со статусами в социальных сетях и комментариями на форумах под информационными сообщениями: они стали похожими на молитвы.

Глава Пскова Иван Цецерский написал наутро после случившегося в ФБ: «Страшное еще в том, что это убийца - душевно больной человек жил в нашем городе и мог убить любого человека. Отец Павел очень добрый и отзывчивый человек, поэтому он помогал нуждающемуся в душевной поддержке, а в итоге - случилась непоправимая трагедия. Вечная память дорогому отцу Павлу!»

Со святыми упокой

Вечная память человеку действительно неординарному. И всю его жизнь гонимому - властями как светскими, так и церковными.

Биография Павла Адельгейма свидетельствует о том, что он был личностью вне системы, и поэтому сызмальства терпел лишения. Его отец был расстрелян, мать арестована, несколько лет он рос в детдоме, а потом вместе с мамой уехал в ссылку в Казахстан. В 18 лет он поступил в Киевскую духовную семинарию, но вскоре был исключён оттуда по политическим причинам. В 1964 году Павел Адельгейм закончил Московскую духовную академию, а уже через год его самого арестовали за распространение религиозного самиздата и приговорили к трём годам лагерей за «клевету на советский строй». Во время лагерных волнений он потерял ногу и вернулся на свободу инвалидом.

В Псковской епархии он с 1976 года. Это его заслугами при церкви Жён-мироносиц была открыта православная школа регентов, а при храме Святого апостола Матфея в деревне Писковичи под Псковом - приют для сирот-инвалидов.

В 2008 году архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий отстраняет Павла Адельгейма от должности настоятеля храма Жён-мироносиц, позволив ему, однако, служить в храме. Это произошло из-за того, что Адельгейм раскритиковал принятое Архиерейским собором новое «Положение о церковном суде» и тем, самым, по мнению архиерея, выказал неуважение высшим чинам Русской православной церкви. Тогда же появляется на свет скандальный протокол приходского собрания храма Жён-мироносиц, на котором протоиерея Павла Адельгейма и некоторых других прихожан церкви будто бы исключили из членов собрания.

Священник не смирился и стал судиться с Псковской епархией. Многие просвещённые псковичи встали на его сторону, ценя блестящий ум Павла Адельгейма и его обострённое чувство справедливости. В конце концов, патриарх Кирилл признал вышеупомянутый протокол подложным и посоветовал Евсевию с Адельгеймом проявить евангельское всепрощение и забыть распри. Но примирения, судя по всему, так и не произошло.
По крайней мере, протодиакон Андрей Кураев в «Живом журнале» высказался на гибель псковского священника Павла Адельгейма предельно жёстко: «Сатана душил его через псковского митрополита (да-да, страсти и капризы могут быть и у архиерея). А минувшей ночью перешел к более решительным действиям». Кураев также назвал Адельгейма «последним свободным священником Московской Патриархии»: «Кто из священников, да еще семейных и штатных, теперь сможет неанонимно и публично сказать «владыка, вы неправы!?»

Павла Адельгейма похоронят 8 августа на Мироносицком кладбище в Пскове - рядом с храмом, в котором он служил до последних дней своей жизни. 1 августа ему исполнилось 75 лет. Родители Сергея Пчелинцева уже вызваны в Псков для дачи показаний. Следователи также с минуты на минуту ждут разрешения врачей на допрос пока ещё «подозреваемого» в убийстве. Дело передано в отдел по расследованию особо важных дел Следственного управления СКР по Псковской области. К расследованию привлечены следователи-криминалисты аппарата управления.

Тем временем в храме Жён-мироносиц готовятся к прощанию с Павлом Адельгеймом. Ожидается, что сегодня после двух часов дня тело священника привезут из морга в храм. Завтра утром после Божественной литургии начнётся чин отпевания.
http://www.pskov.aif.ru/crime/article/38949


В Пскове состоялось отпевание и погребение протоиерея Павла Адельгейма

8 августа 2013 года в Пскове состоялось отпевание протоиерея Павла Адельгейма, убитого 5 августа.

Проститься с отцом Павлом собрались несколько сот человек: духовенство, прихожане и духовные чада.
Отпевали священника на улице перед храмом святых Жен-мироносиц на Мироносицком кладбище, так как небольшая церковь не смогла вместить всех собравшихся.
Было зачитано соболезнование митрополита Псковского и Великолукского Евсевия.

Слово Митрополита Псковского и Великолукского Евсевия на отпевании протоиерея Павла Адельгейма

Как сильный гром ударил с высоты, так известие о кончине, трагическом убийстве протоиерея отца Павла ударило и пронизало все наше существо. Смерть человека всегда вызывает тяжелое чувство у родных и близких. А смерть священника, да еще убийство его, приводит в ужас всех тех, кто знал своего духовного отца. Протоиерея отца Павла знали многие люди не только в нашем городе, но и за его пределами, и даже в других странах. Его священническое слово слушали сотни людей. Жизнь его была многогранна. Не по простой дороге он шел, но со священническим крестом отец Павел никогда не расставался. Его внезапная кончина как трагедия переживается всеми нами, но жизнь и смерть человека в руке Божией. Будем об этом помнить и на всякий час просить Господа, да сохранит Он нас от внезапной смерти, а почившему протоиерею да дарует Свою милость и да вселит его с праведными в Своих небесных обителях. Вечная память протоиерею отцу Павлу.

ЕВСЕВИЙ, МИТРОПОЛИТ ПСКОВСКИЙ И ВЕЛИКОЛУКСКИЙ

Заупокойное богослужение возглавил благочинный Псковского округа протоиерей Георгий Быков.
Погребен отец Павел у стен храма свв. Жен-мироносиц, в котором служил долгие годы.
Патриархия.ru

Тернист был его путь. В Пскове простились с протоиереем Павлом Адельгеймом
Ольга ШАТОВА

В Пскове, на кладбище возле храма Жён-мироносиц, похоронили священника Павла Адельгейма, который трагически погиб в понедельник, 5 августа.

На похороны собралось столько народу, что на территории кладбища яблоку негде было упасть. В их числе были замечены глава Пскова Иван Цецерский, заместитель губернатора Псковской области Виктор Остренко, именитые псковские архитекторы, художники, театральные деятели. Прямую трансляцию с похорон вёл известный телеведущий Павел Лобков.


Митрополит Псковский и Великолукский Евсевий ограничился тем, что заочно обратился к своей пастве с лаконичным посланием на гибель Павла Адельгейма, которое было зачитано после отпевания. Многие отметили, что во время чтения этого послания навес над гробом вдруг заколыхало ветром - так что полиэтиленовую плёнку чуть было не сорвало.


После этого с проникновенной двадцатипятиминутной речью выступил благочинный Всеволожского района Ленинградской области протоиерей Роман Гуцу, который когда-то служил вместе с Павлом Адельгеймом и волею судьбы возглавил Псковское духовное училище после того, как опального священника отстранили от должности ректора.

Он вспомнил весь духовный путь Павла Адельгейма, рассказал много интересных подробностей его земной жизни и встреч с христианскими праведниками, а также горько вопросил, к кому же теперь обращаться за поддержкой тысяче людей, которых духовно окормлял их безвременно ушедший пастырь.

Роман Гуцу отметил, с каким мужеством Павел Адельгейм нёс свой священнический крест. Он усмотрел промысел Божий даже в том, что почти всё построенное или созданное Павлом Адельгеймом от него потом отнимали. По словам Романа Гуцу, тем самым отца Павла освобождали от хозяйственных забот, потому что управлять могут многие, но редко кому удаётся утешать людей и спасать души, как это делал погибший батюшка. Оратор подчеркнул, что Павла Адельгейма притесняли всю его жизнь, и сравнил его тернистый жизненный путь с путём Христа на Голгофу.


Страшно себе вообразить, сказал Роман Гуцу, в каких тяжёлых прегрешениях исповедался ему его молодой убийца, что после этого он предпочёл зарезать Павла Адельгейма - лишь бы не оставлять в живых невольного свидетеля своих низких деяний.

Роман Гуцу также сказал, что Павел Адельгейм не случайно служил последние годы своей жизни в храме Жён-мироносиц, потому что он тоже помазывал страждущих «спасительным елеем слова Божия». «Вечная и блаженная память тебе, отец Павел! Помолись за нас перед престолом Божьим!» - сказал Роман Гуцу в завершение своей надгробной речи.


Павел Адельгейм был похоронен у стены южного придела храма Жён-мироносиц. Многие псковичи рыдали, когда его гроб несли к могиле, но после похорон и на поминальной трапезе они уже улыбались друг другу и обнимались, радуясь, что их батюшка предстал перед Богом истинным праведником. Даже вдова Павла Адельгейма матушка Вера принимала соболезнования со светлой улыбкой.

При этом прихожане рассказывали друг другу, каким чудесным человеком был погибший, вспоминали свои с ним беседы.
Говорили, что он всех людей принимал как посланных ему Богом, и даже своего убийцу, поэтому ему, мол, и была ниспослана такая истинно христианская мученическая смерть, ставшая логическим окончанием его тернистого земного пути.

Напомним, что Павел Адельгейм был убит 5 августа 2013 года в собственном доме. Молодой человек, подозреваемый в убийстве, в настоящее время находится в больнице. После случившегося он пытался покончить собой. Медики оценивают его состояние как тяжелое. По факту убийства возбуждено уголовное дело.
http://www.pskov.aif.ru/society/article/38975

Он был не вашего рода. О жизни и смерти отца Павла Адельгейма

5 августа был убит протоиерей Павел Адельгейм. О погибшем священнике говорит Игорь Петровский , пресс-секретарь Ростовской митрополии.

Вечером 5 августа 2013 года, сотни смс-сообщений и телефонных звонков по всей России сообщали эту новость: «В Пскове убит священник Павел Адельгейм».

У отца Павла был какой-то недюжий талант доносить до сложного контингента верующих — «новой интеллигенции», — то, что другим священникам донести не всегда удавалось. И дело было не в правильно подобранных словах, мудрых изречениях, ярких примерах. Тут отец Павел был из разряда простецов: говорил несложно, по-пастырски нарочито. Скорее всего, большую роль играла биография отца Павла, которая сформировала его как священника, духовника, человека. Для многих он был человеком особенным, символом, этаким «Сахаровым в рясе»: к отцу Павлу тянулись не потому, что он говорил как-то особенно, но потому, что за ним стоял опыт лагерей и гонений. И действительно, люди, выросшие на Солженицыне и Шаламове, привыкшие доверять «письмам сидельцев» больше, чем официальным сводкам, искренне тянущиеся к Церкви, но при этом страдающие хроническим диссидентством, ехали к нему со всех концов страны. Он был «кувшином для журавля и блюдцем для лисицы». Порою только из его уст они готовы были принять то, что слышали уже не раз от «местных» батюшек.

Не только «мятущаяся интеллигенция», но и поколения молодых священников и верующих приезжали к отцу Павлу. Ведь что-то по-чегеваровски романтическое, что-то подлинно геройское было в этой личности. А еще в нем было целое небо добра. И какого добра?! Пройти через лагерный ад и говорить, что «от лагеря остались очень светлые воспоминания», отбывать наказание не в бараке с интеллигенцией, репрессированной по 58-ой, а с отпетыми уголовниками, устроившими, в конце концов, «несчастный случай», в результате которого направленный на отца Павла агрегат отрезает ему ногу, — и утверждать при этом, что «никогда в своей жизни не встречал подонков и нелюдей, это просто были несчастные люди», — многие ли так смогут?

Еще одного «сидельца», тоже отца Павла, как-то спросили:

Батюшка, а отчего Вы такой мягкий со всеми?

Много мяли в жизни, милочка, вот и мягкий, — был ответ старца.

В личности отца Павла Адельгейма многим виделась ностальгия, которая столь свойственна XX веку, по герою, прошедшему лагерь и пытки, но не сломавшемуся. Такими героями были архимандрит Павел (Груздев), архимандрит Иоанн (Крестьянкин), архимандрит Кирилл (Начис), протоиерей Николай Гурьянов и десятки других священников, которых лагерь не озлобил, как героя «Колымских рассказов», а напротив, научил любить и быть предельно настоящим.

Конечно, кто-то припомнит отцу Павлу критику в адрес высшего руководства РПЦ, кто-то помянет его многолетний конфликт с правящим архиереем. Сразу после известия о его кончине, телеканал «Дождь» не преминул показать "нужное" интервью. Некоторые новостные сайты достали из нафталина все прошлогодние антицерковные байки, снабдив ими новостные сообщения об убийстве отца Павла. На сто процентов уверен, что еще долго эту трагедию будут использовать, чтоб в очередной раз пнуть Патриарха, Церковь, верующих. И вместо доброго слова о добром священнике, придется нам еще долго слушать и читать про «последнего из могикан», храбро выступившего против «кровавой патриархии». Но так хочется сказать: господа, окститесь! Он не вашего рода. Не спешите записывать отца Павла в болотный ряд, возносить его имя на радужные флаги. Вам никогда не понять ту верность Русской Православной Церкви, в сочетании с её критикой, которая была свойственна отцу Павлу. И никогда не понять, почему даже те, кто критиковал самого отца Павла за его назойливое «сутяжничество», с интересом и вниманием прислушивались к его старческому голосу, несогласного с некоторыми моментами современной церковной жизни.

Просто он один из немногих, кто по жизни своей имел право на это стариковское бескомпромиссное «ворчание»: когда расстреляли отца, когда посадили мать, когда в хрущевские гонения не побоялся поступить в семинарию, кода в брежневские 70-е сел в лагерь, когда вышел и снова служил...

Да, он был в чем-то неудобен для церковного начальства, но никогда не покидал пределы Церкви, он был популярен в народе, но никого не призывал к бунтарству, он открыто писал о своем особом мнении, но никогда не строчил кляузы. Отец Павел был верным и Христу и Церкви, и именно ему, больше чем кому-либо из подобных «системных критиков», хочется все простить и у него самого попросить прощения: за то, что нам, кому досталась эта вера не так уж и сложно, не хватило терпения, чуткости и культуры принять его, такого неформатного, но такого доброго, истинного и верного. Наследие отца Павла — предмет церковной дискуссии, а не антицерковных журнальных пересудов.

Вечная память тебе, отче Павле, в вечность к Богу на страстотерпцев Российских Бориса и Глеба перешедшего!

Неоконченное интерьвью с жестоко убитым в собственном доме 75-летним священником Павлом Адельгеймом. О положении в Русской православной церкви и его духовном пути.
Мы познакомились с отцом Павлом в сентябре прошлого года на конференции «Реформация: судьба Русской Церкви в XXI веке». Она была организована общественным движением «Россия для всех». Выступить приглашали разных священнослужителей. Не побоялся прийти только отец Павел Адельгейм. Я слышала о нем как о замечательном, мудром, деятельном батюшке, но главным образом — страстном критике «вертикали власти», выстроенной патриархом Кириллом в Церкви. Говорили, что отец Павел уже много лет борется против церковной реформы, которая сделала абсолютно бесправными рядовых священников, сократила до минимума роль мирян в приходской жизни и сосредоточила всю власть над приходами в руках иерархов.

В перерыве между докладами на конференции я старалась поговорить с отцом Павлом о самом главном, о том, что год назад волновало многих: что происходит с РПЦ. Мы, как мне тогда казалось, разговор только начали и договорились, что обязательно его продолжим. Отец Павел приглашал в Псков. Я обещала приехать. Как это часто бывает — не успела...

Антисоветчик

Вы, наверное, единственный священник в современной РПЦ, который сидел в тюрьме как антисоветчик. За что вас арестовали?

— Меня рукоположили в 1959 году. А посадили через десять лет, в 1969-м. Я, правда, не получил даже начального зэковского образования, просидел всего три года по обычной статье для того времени: брежневская статья 190-прим («хранение и распространение клеветнических материалов, порочащих советский конституционный строй»).

Что у вас нашли?

— У меня нашли довольно много стихов поэтов Серебряного века: Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама, Волошина. Самое смешное, что суд решил, что все эти произведения писал я сам, а приписывал их известным поэтам.

Где вы отбывали срок?
— Я служил в Бухаре, а когда меня арестовали, следствие вел ташкентский КГБ, и в течение года я сидел во внутренней тюрьме. Потом меня отправили в лагерь на территории моего же прихода — лагерь был расположен в пустыне Кызылкум.

Как же вы потом оказались в Псковской епархии?

— В лагере после несчастного случая я потерял ногу и потом, выйдя на свободу, вернулся в свою Ташкентскую епархию. Мне дали приход в Средней Азии в Фергане. Потом у меня произошли некоторые столкновения с местным уполномоченным по делам религии и местным куратором от КГБ, и меня перевели в Красноводск. Там мне было трудно служить из-за очередных козней со стороны местного КГБ, и я решил уехать в Россию. Так получилось, что в силу инвалидности мне пришлось перебраться в Псков. Правда, и там сначала было много трудностей, меня гоняли с одного прихода в другой, все время «сажали» на голову настоятелю, но потом, наконец, дали приход в поселке рядом с Псковом. И там у меня началась бурная деятельность и жизнь интересная — по созиданию храма и параллельно по созиданию общины. В конце 80-х и социальная работа появилась, а потом и в городе мы получили храм, он лежал в руинах. Это был первый храм в Псковской области, отданный верующим. Наш храм Жен-Мироносиц.

Зависть

Тот, где вы сейчас служите?

— Да. Я был там настоятелем с 1988 года, а в 2008-м правящий архиерей [ митрополит Евсевий] меня сместил с поста настоятеля. До этого архиерей выгнал меня из всех других храмов, где я служил. Еще я строил храм в областной психиатрической больнице за свой счет. Архиерей нам не помогал, но когда храм был закончен, он сказал мне: «Пошел вон отсюда!»

Почему он вас прогнал? Забрал этот храм себе?

— Да нет, храм этот ему не нужен. Этот человек — он не злодей. Он живет только своими амбициями. С ним можно по-человечески иногда разговаривать. Но в то же время это человек, который в течение десяти лет со мной разговаривал ласково, но изгонял меня отовсюду.

За что он вас так невзлюбил? Не потому ли, что завидовал вашей силе, вашему авторитету, который вы приобрели у верующих?

— Какая сила? Что священник может против архиерея?

Почему вас изгоняют, как только вы отстроите храм, развернете социальную деятельность, обустроите приход?

— Я думаю, что у него ко мне есть какая-то странная зависть. Все, что я в последние годы делаю, даже тогда, когда мы уже совсем перестали общаться, он начинает повторять. Так как я отмечал свое 70-летие, например, он повторяет то же самое. Он на год меня моложе. И он повторяет, но у него получается пародия. У меня это получается непроизвольно благодаря тому, что меня окружают умные люди, которые знают, как и что правильно сделать. А его окружают необразованные и неумные люди, которые дают ему неудачные советы.

Раскол

Если отвлечься от вашего конфликта с архиереем и вернуться к проблемам РПЦ: есть ли сегодня раскол в Церкви или это выдумки журналистов?

— Существует два совершенно разных взгляда на Церковь и церковную жизнь. Раскол в этом смысле существует: непримиримость позиций по пониманию церковной жизни, которая пока не оформлена в раскол. Но если появится лидер, который захочет за собой повести людей, то раскол станет реальностью.

Что вы имеете в виду?

— Есть достаточно много священников, которые хотят духовного возрождения Церкви. Ведь весь вопрос в чем: у нас говорят о возрождении Церкви, а на самом деле речь идет о разложении Церкви. И очень много священников, священников молодых, которые тоже ищут возрождения Церкви, но не Кирилловского [ патриарх Кирилл ] , а возрождения христианства, не возрождения того искаженного образа православия, которое сейчас создается, а возрождения христианского духа. То есть они хотят восстановить богослужение так, как оно должно быть, а кроме богослужения есть еще и духовная жизнь христианина, которая проходит и в общении, и в образовании, и в социальной работе. В нашей Церкви сейчас патриархия декларирует и катехизацию, и миссионерство, а на самом деле ничего не делается, лишь создается масса комиссий. И при патриархии, и при епархии. Я не знаю, что делается при патриархии, но я знаю, что делается в нашей епархии: у нас существует 15 комиссий — по связям с общественностью, по здравоохранению и прочее и прочее. Каждую из этих комиссий возглавляет какой-нибудь священник, который понятия не имеет о том, чем должна заниматься эта комиссия. Он просто ничего по этому поводу не делает. Но если требуются отчеты, то ему эти отчеты присылают, и в каждом отчете он ставит галочки. На самом деле это липа. Обыкновенная советская показуха.

Свечной ящик

А чем занимаются те священники, которые думают не так, как вы и ваши единомышленники?

— Они занимаются тем же самым, что и в светском обществе: думают, где добыть деньги. Всех волнуют деньги, деньги, деньги. Сейчас свечной ящик является центральным местом в храме, вокруг которого кипят все страсти. А алтарь как-то на отшибе и, в принципе, никому не нужен.

Деньги этим священникам нужны для себя или на восстановление церкви?

— Конечно, для себя. Они все эти деньги как-то пилят между собой, как за пределами церкви, так и в церкви. Что касается наших церковных властей, то создается впечатление, что они создают не Церковь Христову, а какую-то финансово-политическую империю, то есть на первом месте стоят вопросы не духовной жизни, не духовного просвещения народа, а имущества, капиталов, политики.
Почему?

— Существуют три типа руководителей. Есть те, кто готов поступиться личными интересами ради той организации, которую они создают. Это редкие руководители, жертвенные люди. Есть такие, которые руководствуются одновременно и личными интересами, и государственными. Это опять-таки не так часто встречается, поскольку эти интересы не всегда совпадают. Есть, наконец, руководители, которые руководствуются личными интересами и которые используют структуру, которой они руководят, чтобы удовлетворить свои личные амбиции, свой карьерный рост.

Промысел Божий

Как вы оцениваете роль патриарха Кирилла в жизни Церкви?

— Я думаю, что патриарх Кирилл — источник церковного зла. При патриархе Алексии Кирилл имел очень большой вес, но все-таки Алексий его сдерживал, придавливал немножко. Все документы, все новые уставы, изданные Церковью, все это — дело Кирилла.

Он существует в союзе с властью или ведет свою собственную игру?

— Конечно, он пребывает в симфонии с властью, но у него есть и личная заинтересованность. Он сделал блестящую карьеру, получил огромные средства, и он, конечно, строит свое личное благополучие и личный престиж. Его амбиции очень велики. Но в гражданском обществе он — жупел. Конечно, он принадлежит к какому-то определенному клану в Кремле, который его поддерживает.

А с точки зрения Церкви он полезен или вреден?

— Бог выбирал себе очень разных пророков, иногда требовал от них таких вещей, которые нам кажутся даже не нравственными. Вот, например, Pussy Riot — плохо они поступили или хорошо? В плане чисто человеческом, я думаю, что плясать в не очень приличной одежде на солее — нехорошо, но я боюсь их за это осудить, потому что иногда промысел Божий действует не совсем так, как мы привыкли это правильно понимать.

А как вы оцениваете реакцию Церкви на саму акцию Pussy Riot?

— Ужасная, конечно, реакция, нехристианская реакция. Просто обыкновенная месть. Желание отомстить за то, что Церковь обидели.

Сейчас некоторые прихожане РПЦ говорят о том, что готовы в знак протеста уйти из Церкви. Как вы на это смотрите?

— Я пришел в эту Церковь. Я пришел после того, как в нее уже вошли люди, достойные самого высокого уважения, которые, несомненно, являются вождями духовной жизни. Я был рукоположен владыкой Ермогеном [ провел восемь лет в сталинских лагерях, служил в Ташкенте] , который был рукоположен патриархом Тихоном. Так что у меня такие прямые корни. Изменялся не я, мои взгляды, которые были от начала, такими и остались. Но вокруг меня вся эта среда начала очень сильно меняться. Появились люди с совсем другими взглядами, и мы с ними друг друга уже не понимаем. Патриарх Кирилл — представитель совершенно новой духовной позиции в Церкви.

Вы один из немногих служащих священников, кто заступился за Pussy Riot. Вы не боитесь, что вас отправят за штат?

— Я могу этого ожидать, но я этого не боюсь. Отправят и отправят. И умереть когда-то надо будет. Что ж мне теперь — смерти бояться?..


Записывайтесь в наше сообщество:
Подписывайтесь в

 

Возможно, будет полезно почитать: