Иерусалимская икона божьей матери о чем. Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Иерусалимской»

какие чудеса творит самый старинный и известный образ Богородицы

Празднование в честь «Иерусалимской» иконы Божией Матери отмечается 25 октября. Именно эта икона, написанная святым Евангелистом Лукой через 15 лет после , изображает прижизненный лик Богородицы.

«Иерусалимская» икона в храме Успения Пресвятой Богородицы на Святой Земле. Фото azbyka.ru

История «Иерусалимской» иконы Богоматери

Долгое время образ, который должен был оберегать и защищать иерусалимскую общину, хранился в храме Воскресения Христова. В V веке икона была перенесена в константинопольский собор Богоматери и, по свидетельствам очевидцев, спасла город от захвата скифами. Жители Константинополя молились у святыни, и город смог выстоять.

К иконе приезжают с надеждой на . Молитва у лика Богородицы, в первую очередь, помогает излечить паралич и болезни глаз, в том числе и слепоту.

Кроме этого нередко у «Иерусалимской» иконе Божией Матери можно встретить тех, кто находится в сложной жизненной ситуации, или в унынии. Но приходит она на помощь только верующим, кто искренне молится и живет с Богом в сердце.

По преданию, первый список Иерусалимской иконы Божьей Матери принадлежал кисти евангелиста Луки, одного из самых образованных людей эпохи первых христиан. Помимо знания многих языков, он также был врачом, его же считают и самым первым иконописцем в истории христианства. Образ был написан в пятнадцатый год по вознесении Господа нашего Иисуса Христа на небо в Гефсимании, вблизи того места, где происходило библейское событие, которое мы сегодня знаем как моление о Чаше (Мф. 26; 36–46, Мк. 14; 32–42, Лк. 22; 39–46). К тому времени в Иерусалиме сформировалась христианская община, и этот образ, восходящий по типологии к образу Одигитрии-Путеводительницы предназначался для нее. Он был помещен в храм Воскресения Христова, и, также по преданию, именно от этого образа святая Мария Египетская услышала голос, который призвал ее прекратить неправедную жизнь и целиком предаться служению Богу.

В 463 году царь Лев I Великий Макелла перенес икону в Константинополь, в храм Богородицы Пигии 1 , но название Иерусалимская, по месту написания образа и его первоначального нахождения, закрепилось за ним навсегда.

Название же Пигия было дано в связи с преданием об обретении Львом чудотворной иконы. В древние времена близ Золотых ворот Константинополя была священная роща, носившая имя Богородицы, там бил источник, воды которого почитались как чудодейственные. Со временем роща разрослась, а источник затерялся в густых зарослях и почти высох. Лев, который тогда был еще простым воином, прогуливаясь в роще, увидел изнемогшего от жажды и усталости слепого путника, потерявшего дорогу. Лев усадил его в тени и пошел поискать место, где можно было набрать воды, чтобы напоить слепца и дать ему умыться. В поисках он услышал голос, который и направил его к источнику. Молодой воин удивился, но повиновался. Когда он нашел источник, скрытый в глухом кустарнике, и наклонился за водой, то снова услышал голос, повелевший водой напоить путника, а на глаза его положить тину из источника. При этом ему также было предречено, что он станет императором, а когда это случится, он должен очистить источник от тины и прочей грязи и возвести над ним храм в честь Богоматери, которой и была посвящена роща.

Лев вернулся с водой и сделал все, как было велено. Когда он помазал тиной глаза путника, тот в мгновение ока прозрел и, счастливый, двинулся далее в Константинополь, прославляя вслух имя Божьей Матери. Когда воин стал императором, он выполнил данное Богоматери слово – устроил для вод источника каменный колодец, а над ним возвел храм Пигий, куда и была принесена им Иерусалимская икона Божьей Матери.

Через столетие с лишним, когда при императоре Ираклии скифские кочевники предприняли попытку завоевания Константинополя, после всеобщей молитвы горожан перед Иерусалимской иконой Божьей Матери город избавился от нападения врага. В честь этого чудесного избавления образ был перенесен во Влахернскую константинопольскую церковь – один из самых значительных византийских храмов. Здесь образ пребывал три века, вплоть до периода царствования императора Льва VI Философа, иначе Мудрого.

В период его пребывания на троне в 988 году Иерусалимская икона Божьей Матери была перенесена в Корсунь (Херсон или Херсонес) – один из важнейших греческих форпостов греков в Крыму. После взятия Корсуни в том же году великим князем Владимиром Святославичем и его крещения, в котором он получил святое имя Василий в честь великого архиепископа Кесарии Василия Каппадокийского, Иерусалимский образ был отдан ему в дар. Святой Владимир, князь Киевский год спустя крестил Русь, открыв тем самым длительный период укрепления на Руси православия.

В Киеве образ оставался также недолго: далее святой князь Владимир передал его в Великий Новгород в честь крещения новгородцев. Здесь в соборе Святой Софии чудесная икона пребывала около 400 лет, пока в 1571 году царь Иоанн Грозный не перенес ее в Москву, в Успенский собор Кремля, где уже находилось множество уникальных святынь. Почти два с половиной века перед Иерусалимским образом Богородицы молились многие поколения и москвичей, и притекавших к московским святыням приезжих. Однако во время Отечественной войны 1812 года наполеоновские войска, хотя и потерпели поражение, но изрядно разграбили столицу, в том числе и сокровища Кремля. Так была вывезена из России и Иерусалимская икона Божьей Матери.

В столице остались два точных списка с иконы, из которых один был перенесен в Кремль взамен утраченного из церкви Рождества Богородицы на Сенях, находившейся в жилых палатах московских государей, и расположен в Успенском соборе за патриаршим местом. Этот список отличался тем, что на его полях иконописец изобразил святых апостолов Павла, Петра, Луку, Симона, Филиппа, Матфея, Марка, Иакова, Фому и Варфоломея, а также святых мучеников Прокопия, Димитрия, Георгия и Меркурия.

Второй список был перенесен в 1932 году из разоренного Покровского собора царской усадьбы на Серебряно-Виноградском острове в храм Рождества Христова в Измайлове. Этот храм является одним из немногочисленных в России, которые за весь период своего существования не закрывался никогда ни при каких исторических обстоятельствах.

Иерусалимский образ Богоматери из измайловского храма был любим и почитаем москвичами за его чудотворную силу. В 1866 году жителей сел Нагатино, Новинки, Сабурово и Дьяково, других, что были близ Коломенского, которое теперь стало частью Москвы, охватила эпидемия холеры. Села обнесли крестным ходом с измайловским образом, и после крестного хода и молебна холера тут же отступила. Ранее эту икону носили крестным ходом вокруг Москвы от Пасхи до дня празднования иконы – 12/25 октября.

Покровский собор ныне восстановлен, а Иерусалимская икона Божьей Матери из Измайлова возвращена на прежнее место. Удивительно, что почерневшая от пожара, произошедшего при разорении собора, икона чудесным образом поновилась сама собой. А в измайловском храме Рождества Христова в день празднования иконы ежегодно читается акафист Иерусалимской иконе Божьей Матери.

Известные списки Иерусалимской иконы Божьей Матери
Местночтимых списков Иерусалимской иконы Божьей Матери было достаточно, но далеко не все они сохранились. Так, утрачены: список, находившийся в Иерусалимском приделе московского храма Троицы в Вишняках, чудотворный список Иерусалимской иконы из Троицкой Кривоозерской пустыни работы инока Корнилия, до пострижения – царского иконописца Кирилла Уланова, сделавшего список в 1709 году. Обители более не существует – ее поглотили воды Горьковского водохранилища.

Еще известные чудотворные списки – Иерусалимский образ над царскими вратами Покровского собора русского Пантелеимонова монастыря «Русике» на Святой горе Афон, который является точным списком с Кривоозерской Иерусалимской иконы. Ее автор – Никон, иеромонах Нило-Сорской пустыни, икона написана в 1825 году.

Удивительна история чудотворной Иерусалимской иконы Богоматери в селе Онышковцы, что под городом Дубно на Волыни. По преданию, она была обретена после пожара, учиненного турками и татарами в разграбленном ими храме. В 1670 году в Онышковцах был возведен новый храм, куда вернулась и обретенная под пеплом прежнего храма икона.

Среди прочих – Иерусалимская икона московского Старо-Иерусалимского подворья, в церкви Воскресения Словущего, Иерусалимская икона на Вишняках, в церкви Святой Троицы в Москве, Иерусалимская икона в Лукинской женской обители Московской епархии, Иерусалимская икона в селении Новоспасском и в Гамалеевском Рождественно-Богородском монастыре близ города Шостка Черниговской епархии.

И, наконец, ныне в Иерусалиме, в храме, где находится гробница Пресвятой Девы, хранится почитаемая Иерусалимская икона Божьей Матери, написанная лет сто, может, немногим более, назад русской монахиней-иконописицей из одного из иерусалимских монастырей. Есть сведения, что Богоматерь явилась монахине в видении и повелела иконописице изобразить Ее такой, какой Она привиделась.

В подмосковных Бронницах недалеко от собора Архангела Михаила, пять голубовато-серебристых куполов которого видны издалека, если ехать со стороны Москвы, находится храм Иерусалимской иконы Божьей Матери, время постройки которого 1840–1846 годы. Здесь хранится точный список с московского образа. Специалисты считают, что список был сделан в XVI веке, до 1771 года хранился в кладбищенской часовне, но в том году икона явила свои чудотворные свойства при исцелении больных моровой язвой и была перенесена в храм. В 1840 году была заложена и выстроена в ее честь церковь. От этой иконы, по молитвам перед ней, были остановлены эпидемии холеры, которые свирепствовали в 1848 и 1864 годах.

В 1866 году эпидемия охватила Москву и не обошла Подольск. Подольчане пришли к митрополиту Московскому Филарету с просьбой дать им для крестного хода знаменитую чудотворную Иверскую икону Божьей Матери. Но в то время перед Иверским образом непрерывно происходило служение молебнов об укрощении холерной эпидемии в столице, иконой постоянно обносили столицу. Митрополит Филарет благословил тогда просителей, чтобы спасти Подольск от напасти, взять Бронницкую Иерусалимскую икону, уже славную подобными исцелениями в прошлые холерные годы.

Двенадцатого августа 1866 года огромная, в тяжелом вызолоченном окладе из серебра Иерусалимская икона Богоматери была доставлена в Подольск. Ее встречали едва ли не все жители. И желанное чудо свершилось: в тот день не было ни умерших, ни новых заболевших, а затем эпидемия очень быстро пошла на убыль. В память об этом событии каждый год 12 августа жители Подольска стали приносить из Бронниц чудесный образ. Позже с чудотворной иконы был сделан список и помещен в Троицкий собор Подольска.

Известен прославленный список Иерусалимской иконы Божьей Матери, который был передан в 1855 году митрополитом Московским Филаретом в дар Крестовоздвиженской женской обители Подольского уезда Московской губернии через посредство Христа ради юродивого Ивана Степановича, в 1873 году в обители был освящен храм в честь Иерусалимского образа. Еще один образ – точная копия бронницкого чудотворного Иерусалимского образа Божьей Матери – был подарен в 1892 году жителями Бронниц строящемуся в монастыре Воскресенскому собору. Этот день – 8/21 августа, как и октябрьское празднование, отмечался как монастырский праздник. После революции 1917 года монастырь, который к тому времени стал духовно-образовательным и благотворительным центром, куда стекались многие жители Подмосковья и куда приезжали из других российских пределов, закрыли отчасти потому, что недалеко от него располагалось имение «Горки», где провел свои последние годы Ленин. В 1990-х годах Крестовоздвиженская обитель вновь была открыта – одной из первых.

Краткая иконография
По иконографическому типу Иерусалимская икона Божьей Матери восходит к Одигитрии, но у нее есть ряд отличий. Во-первых, зеркальность изображения: на большинстве Одигитрий Богородица держит Младенца Христа левой рукой и указывает на него правой, а на Иерусалимской – наоборот, Младенец восседает на правой Ее руке, а левой Пречистая указывает на Сына.

Во-вторых, на большинстве Одигитрий взгляды Богоматери и Господа обращены на нас, а на этом образе Они глядят друг на друга, что делает этот образ мягче, чем Одигитрия, к примеру, Казанская.

И, в-третьих, на старинных списках мафорий, или омофор, покрывающий голову Богородицы, на Иерусалимской Ее иконе имеет ярко выраженный красный цвет. Есть ещё одно важное отличие – по эмоциональному наполнению этот образ несколько отличается от традиционной Одигитрии.

Какое чудо произошло
Трудно отделить жизнь чудотворной иконы и чудеса, творимые Богородицей по нашей молитве перед Её образами. Иерусалимская икона Божьей Матери – не исключение. Поэтому мы не станем повторяться, перечисляя множество чудес и исцелений, начиная с прозрения слепца при чудесном открытии этой иконы через Ею освященный источник во времена Льва I Великого, а попросим читателя обратиться к разделу События из истории Иерусалимской иконы Божьей Матери. Здесь Вы увидите, что вся история Иерусалимского образа сплошь состоит из чудесных событий, связанных с его многочисленными списками, хранящимися, прославленными и почитаемыми в разных местах России…

Значение иконы
Иерусалимская икона Божьей Матери – одна из главных прославленных икон, которые сопровождали историю христианства еще с апостольских времен. Она воплощает одно из прижизненных изображений Богоматери, содержит драгоценные черты Ее лика. Многократные чудеса исцеления, прекращения страшных эпидемий – подтверждение тому, что Пречистая никогда не отпускает из внимания нашу Родину, русский народ и Ее московский удел.

Вот уже два тысячелетия прошло с того дня, как апостол Лука провел по иконной доске последний штрих, завершая Ее светлый образ, полный нежности и любви, когда Сын Ее уже вознесся. А образ этот всегда с нами, за что великая наша благодарность Господу и Матери Божьей. То, что среди прочих богородичных святынь есть и эта – еще одно свидетельство Ее заботы, заступничества и любви к человечеству.

__________________________________
1 Пигия (греч.) – источник.

Пред иконой Пресвятой Богородицы Иерусалимская молятся в скорби, печали и унынии, об исцелении от слепоты, болезней глаз и паралича, при эпидемии холеры, об избавлении от падежа скота, от пожара, при расслаблении, а также при нападении врагов.

Иерусалимская икона Божией Матери, по преданию, была написана в Гефсимании, и была первой из 70 икон Богородицы, созданных святым Евангелистом Лукой. Предназначалась икона для иерусалимской общины. По некоторым свидетельствам, именно этот образ, находившийся некогда в храме Воскресения Христова в Иерусалиме, явился той чудотворной иконой Богородицы, от которой изшел глас к преподобной Марии Египетской, обративший ее от греховного пути.

В 463 году, при византийском императоре Льве Великом (457-474) Иерусалимская икона была перенесена в Константинополь и помещена в храме Богоматери, именуемом «Пигий», (греч. «Источник»). При императоре Ираклии (575-641), когда на Константинополь напали скифы, по всенародной молитве перед Иерусалимской иконой, произошло чудо избавления города и он не был взят. В память об этом образ перенесли в один из главных храмов Византии - Влахернскую церковь, где он и оставался в течение почти трех столетий, до царствования Льва VI Философа.

В 988 году, Иерусалимская икона была перенесена в крымский город Херсон, или Корсунь, и передана в дар великому равноапостольному князю Владимиру, покорившему этот город и крестившемуся в нем. Князь Владимир взял икону в Киев. Но не долго хранился чудотворный образ в Киевском княжестве. Когда святое крещение и обращение в христианство приняли в Новгороде, князь Владимир даровал сей образ новгородцам.

Более 400 лет образ Богородицы пребывал в Софийском соборе Великого Новгорода. Его почитанием здесь обусловлена особая любовь к Иерусалимской иконе во многих градах и весях Русского Севера.

В 1571 году царь Иоанн Грозный перенес икону в Московский Успенский собор. Икона была помещена среди других святынь, покровительствовавших прежним удельным княжествам. Окруженная всеобщим почитанием, икона пребывала в Кремле до 1812 года.

Во время нашествия Наполеона в 1812 году Иерусалимская икона подлинник исчез и заменен верным списком. По некоторым источникам, чудотворная икона была захвачена французами и увезена во Францию. В Париже, в соборе Парижской Богоматери, икона хранится и по сей день.

Иконографический тип Иерусалимского образа Божией Матери – «ОДИГИТРИЯ» (Путеводительница). Существует несколько различных вариантов Иерусалимской иконы Божией Матери. Наиболее распространены два вида: икона, на полях которой помещены изображения святых апостолов и мучеников, и икона с предстоящими святыми праведными Иоакимом и Анной – родителями Пресвятой Богородицы.

Один из древних списков с чудотворной Иерусалимской иконы Божией Матери в настоящее время находится в московском храме в честь Рождества Христова в Измайлове. С Иерусалимской иконой схожи ГРУЗИНСКАЯ икона БогоМатери и ГРЕБНЕВСКАЯ иконы Божией Матери.

Празднование иконы Божией Матери Иерусалимская совершается Церковью 25 октября (12 октября по старому стилю).

Молитвы к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Иерусалимская».

О Пресвятая и Преблагословенная Мати Господа и Спаса нашего Иисуса Христа Пречистая Приснодево Богородице Марие, Покровительнице и Заступнице наша! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою и чудотворною Иерусалимскою иконою и смиренно молимся Тебе, вонми гласу молитв наших от души приносимых Ти, виждь скорби и искушения наша, и яко воистинну любвеобильная Матерь потщися помощи нам безпомощным, унылым, во многия грехи впадающым и присно прогневляющым Господа и Создателя нашего. Егоже умоли, Владычице, да не погубит нас со беззаконии нашими, но ради Твоего предстательства явит нам человеколюбную Свою милость, испроси нам, Всеблагая, здравие душевное и телесное, покаяние во гресех совершенное, преспеяние в добродетелех христианских, благодатное, мирное и благочестное житие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, дожди благовременны и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша. Сохрани и соблюди ны в мире и благоустроении, и споспеши всем нести иго Христово благое и легкое в терпении и смирении, во спасение душ наших, ограждая нас Матерним покровом Твоим от искушений диавольских и всякого зла. О, Царице всепетая, Мати Божия всеблагая! Простри богоноснии руце Твои на умоление к возлюбленному Сыну Твоему, Господу нашему Иисусу Христу и приемь сомолитвенники к Нему, вкупе с Тобою на иконе Твоей изображенная, праведныя родители Твоя, Иоакима и Анну, с ними умоли Его помиловати нас и избавити от погибели вечныя, и якоже иногда в скорби велицей пред сею иконою Твоею молившемуся Нилу утешение и обетование благое даровала еси, тако и ныне нас смиренных и грешных молящихся, услыши и яви нам великия Твоя щедроты: болящий исцели, скорбящыя утеши, бедствующыя от бед избави, путешествующыя и мореплавающыя невредими сохрани, и вся ны сподоби благочестно житие наше земное скончати, благую христианскую кончину получити, Святых Тайн причастницы быти, и небесное царствие унаследовати: да во свете и радости святых поем и величаем милосердие Твое и Рождшагося от Тебе Господа нашего Иисуса Христа. Емуже со безначальным его Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение, во веки веков. Аминь.

Молитва иная

Пресвятая Госпоже, Владычице Богородице, упование всех уповающих на Тя, Заступнице печальных, прибежище отчаянных, вдов и сирот Питательнице! Услыши и помилуй ны, грешныя и недостойныя рабы Твоя, со умилением ко пречистому Твоему образу припадающия: умоли, Милосердая Владычице, Сына Твоего и Господа нашего Иисуса Христа, да отвратит от нас праведный гнев Свой, да простит грехи и беззакония наша, яко да сподобимся благостию Его скончати житие наше в покаянии и получити милость Его со всеми избранными Его, яко благословена и препрославлена еси во веки веков. Аминь.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Иерусалимской.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Иерусалимской, глас 4

Богорадованная Владычице,/ препрославленная Мати щедрот и человеколюбия,/ всемилостивая о всем мире Ходатаице!/ Прилежно раби Твои ко Твоему предстательству прибегаем,/ и ко пречудному образу Твоему со умилением, припадающе, молимся:/ молитву теплую Сыну Твоему и Богу нашему сотвори,/ о Всепетая Царице Богородице,/ да от всяких болезней и печалей нас Тебе ради избавит,/ и от грехов всяких свободив,/ Царствия Своего Небеснаго наследники ны покажет:/ велие бо и неизреченное яко Мати к Нему дерзновение имаши/ и вся от Него испросити можеши,/ Едина во веки преблагословенная.

Ин тропарь Божией Матери пред иконой Ее Иерусалимской, глас 3

Твоего предстательства уверение/ и милосердия Твоего явление/ икона Иерусалимская нам, Владычице, показася/ пред нею же души наша в молитве изливаем/ и верою Тебе вопием:/ воззри, Милосердая, на люди Твоя,/ вся скорби наша и печали утоли,/ утешение благое в сердца наша низпосли/ и спасение вечное душам нашим, Пречистая, испроси.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Иерусалимской, глас 5

Не отрини, о Милосердая Мати,/ слез и воздыханий наших,/ но прошения наша милостивно приимши,/ пред Иерусалимскою иконою Твоею/ молящихся людей веру укрепи,/ умилением сердца их исполни,/ и крест земнаго жития нести им помози,/ елика бо хощеши можеши.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

В мире много всевозможных икон, которые помогают в тех или иных бедах. Среди них есть и Чудотворная Иерусалимская Молитвы перед ней защищают от многочисленных болезней, а также излечивают от уже имеющихся заболеваний, многие из которых носят статус неизлечимых. Об этом свидетельствуют рассказы очевидцев. Наиболее часто излечиваются от глазных заболеваний, в том числе и от слепоты, от паралича. Эта икона защищает путешественников, делая их путь менее трудным и безопасным для жизни. Пред ней молятся о защите от стихийных бедствий, преимущественно от пожаров, от нападения врагов на дом или квартиру.

Как появилась икона

Икона «Божья Матерь Иерусалимская» впервые была написана евангелистом Лукой. Он создал ее по истечении пятнадцати лет после вознесения Иисуса на небо в Гефсимании. К тому времени христианская община в Иерусалиме уже сформировалась, а этот образ, который по типологии имел сходство с образом Одигитрии-Путеводительницы, предназначался именно для нее. Икона была помещена в храм Воскресения Христова. Как говорится в предании, находясь в молитве у этого образа, Мария Египетская услышала голос, призывающий ее покончить с неправедной жизнью и посвятить оставшиеся годы служению Богу.

Предание о том, как икона попала в храм Пигий

В древние времена недалеко от Золотых ворот Константинополя находилась роща, которая считалась священной. Она носила имя Богородицы. Знаменита она была своим чудодейственным источником. С течением времени роща становилась все больше и гуще. В конце концов этот источник затерялся среди зарослей и почти иссяк. В то время будущий император Лев I был простым воином. Однажды в этой роще он встретил слепого странника, изнемогавшего от жажды. Лев услыхал голос, подсказывающий местонахождение источника. Этот же голос пророчил ему быть императором. Когда это случится, ему нужно будет очистить источник и поставить возле него храм в честь Богоматери. Он напоил путника. Впоследствии Лев стал императором и выполнил свое предназначение: очистил родник, построил храм Пигии, в который была перевезена икона «Божья Матерь Иерусалимская».

Историческое путешествие иконы

Чуть более чем через столетие, когда здесь правил император Ираклин, скифские кочевники пытались завоевать Константинополь. Все горожане собрались возле иконы и молились. В результате город был избавлен от нападения. В чудесного события образ был перевезен во Влахернскую церковь. Икона «Божья Матерь Иерусалимская» в этом храме находилась три века, вплоть до того момента, когда к правлению приступил император Лев VI Философ, которого в народе называли Мудрым. В 988 году он перевез образ в город Корсунь (Херсонес), который впоследствии был завоеван князем Владимиром. Эта икона была отдана ему в дар и перевезена в Киев.

Иерусалимская икона Божьей Матери здесь пробыла недолго. В честь крещения новгородцев князь Владимир передал ее в Новгород. Она была помещена в где находилась около 400 лет. В 1571 году по желанию царя Иоанна Грозного образ перевезен в Успенский Собор Москвы, где он пробыл более двухсот лет. Во время войны 1812 года французы после поражения значительно разграбили столицу. Среди многочисленных вывезенных в Париж реликвий находилась и иерусалимская икона. Она и сейчас находится во Франции.

Списки с иконы и их местонахождение

Икона «Божья Матерь Иерусалимская» имеет достаточное количество местночтимых списков. В столице находится два точных. Один из них перевезен в Кремль вместо утраченного. Его отличительной особенностью является изображение на полях святых апостолов. Второй находится в Покровском соборе.

Вообще, у иконы Иерусалимской Божьей Матери очень интересная история. Началась она в Гефсимании, в лето пятнадцатого года после вознесения Господа. Евангелист Лука написал образ Богородицы. Это случилось ещё при земной жизни Девы Марии. Икону поместили в храм Воскресенья Христова. Существует предание, что голос, исходящий от этой иконы, повелел Марии Египетской изменить свою жизнь, посвятить себя служению Богу, что она впоследствии и сделала.

В 463 году царь Лев Великий перенёс икону в Константинополь в храм Богородицы Пигии. С этим событием связана одна история. В Константинополе, вблизи Золотых ворот, была священная роща, носившая имя Богородицы. В роще находился источник, славившийся тем, что вода его обладает чудодейственными свойствами. Со временем роща разрослась, источник потерялся в густых зарослях и практически высох.

Однажды Лев (в ту пору ещё бывший простым военным) прогуливался в этой роще и повстречал заблудившегося слепого путника. Бедняга так жалко выглядел, что Лев решил помочь ему. Он усадил слепого путника в тени деревьев, а сам пошёл искать воду, чтобы напоить и умыть бедолагу. Блуждая в зарослях, он услышал голос, направивший его к источнику. Лев очень удивился, но повиновался этому голосу. Когда он нашёл в зарослях источник и склонился над ним, чтобы набрать воды, этот же голос указал ему взять тину из источника и наложить слепому на глаза. У источника Лев получил ещё одно откровение, предрекающее ему стать царём. Когда это случится, он должен будет очистить источник от тины и возвести близ него храм.

Когда Лев вернулся с водой к путнику и помазал его веки тиной, свершилось чудо — путник прозрел. Окрылённой такой радостью, он пошёл в Константинополь, прославляя Божью Матерь. Прошло время, Лев стал царём. Когда это произошло, он сдержал слово, устроил колодец для вод источника и вблизи его построил храм, куда со временем и перевезли образ Богородицы «Иерусалимской», названной так по месту происхождения иконы.

Другое предание рассказывает о том, как скифы напали на Константинополь во времена правления императора Ираклия. Люди массово обратили свои мольбы к Божьей Матери «Иерусалимской», и город был спасен. В честь этого чудесного события икону перенесли в один из самых значительных византийских храмов — Влахернскую константинопольскую церковь.

При правлении Льва VI в 988 году икона Иерусалимской Божьей Матери была перенесена в Корсунь (Херсонес). В этом же году князь Владимир взял Корсунь. После принятия им христианской веры, по преданию, икону Божьей Матери принесли в дар князю. Так чудотворный образ попал на землю русскую в один из Киевских соборов.

Начался длительный и тяжёлый период крещения Руси. В честь принятия новгородцами христианства князь Владимир дарит им икону Иерусалимской Богородицы.

В 1571 году царь Иван Грозный перенёс икону в Москву, в Успенский собор. Несколько столетий москвичи обращались со своими молитвами к великой святыне, пока в 1812 году наполеоновские войска не разграбили и сожгли столицу. По некоторым свидетельствам, икона была вывезена во Францию и сейчас находится в Соборе Парижской Богоматери. По другим, её там нет. Местонахождение иконы Божьей Матери «Иерусалимской», написанной рукой св. Луки, по сей день остаётся неизвестным.

В Москве сохранились два точных списка с иконы. В Успенский собор, взамен утраченной реликвии, перенесли святой образ Богородицы из церкви Рождества Богородицы, что на Сенях. Отличительная особенность этого списка в том, что на его полях иконописец изобразил святых апостолов Павла, Петра, Луку, Симона, Филиппа, Матфея, Марка, Иакова, Фому и Варфоломея, а также святых мучеников Прокопия, Димитрия, Георгия и Меркурия.

Второй список с иконы хранился в Покровском соборе царской усадьбы на Сергиево-Виноградском острове. В 1932 году из разорённого храма список перенесли в храм Рождества Христова в Измайлово. Интересен тот факт, что икона пострадала при разрушении собора и почернела от пожара, но затем чудесным образом сама просветлела. Сейчас Покровский собор восстановлен, а икона возвращена на прежнее место. Однако в дни празднования (12/25 октября) иконы Иерусалимской Божьей Матери в храме Рождества Христова ежегодно читается акафист.

Прихожане с особым почитанием относились к образу Божьей Матери «Иерусалимской» за его чудотворную силу. Ещё один удивительный случай произошел в 1866 году. Жителей нескольких сёл вблизи Москвы охватила эпидемия холеры. Сёла обнесли крестным ходом с иконой Иерусалимской Богородицы и молебном. После этого холера отступила.

Кроме этих двух досточтимых списков иконы Иерусалимской Божьей Матери, есть и другие, находящиеся как на территории России, так и по всему миру. Иконе Иерусалимской Божьей Матери принято молиться для избавления от слепоты, паралича, при пожарах, эпидемиях, в сложной жизненной ситуации, просить защиты от врага, от падежа скота, находясь в печали и унынии.

В моей жизни были случаи, когда я с молитвой обращалась к иконе Божьей Матери «Иерусалимской» и помощь мне приходила. Пусть и Ваша молитва, дорогой читатель, идущая от сердца, будет услышана!

Молитва перед иконой Иерусалимской Божьей Матери

Пресвятая Госпоже, Владычице Богороди­це, упование всех уповающих на Тя, За­ступнице печальных, прибежище отчаян­ных, вдов и сирот Питательнице! Услыши и помилуй ны, грешныя и недостойныя рабы Твоя, со умилением ко пречистому Твоему образу припадающия: умоли, Милосердая Владычице, Сына Твоего и Господа нашего Иисуса Христа, да отвратит от нас правед­ный гнев Свой, да простит грехи и беззако­ния наша, яко да сподобимся благостию Его скончати житие наше в покаянии и получити милость Его со всеми избранными Его, яко благословена и препрославлена еси во веки веков. Аминь.



 

Возможно, будет полезно почитать: