Основные законы рф по охране окружающей среды. Закон об экологии

Защита экологии является первоочередной задачей человечества, так как от её состояния зависит здоровье и общее благосостояние людей. Эти положения установлены Конституцией Российской Федерации, как главные права граждан. В соответствии с этим в России существует множество законодательных документов, регламентирующих различные сферы деятельности как государства, так и общества с целью охраны окружающей среды.

Какие в РФ есть экологические законы?

Экологическая ситуация в Российской Федерации контролируется большим количеством федеральных законов, правительственных постановлений и других правовых актов, которые призваны не только контролировать состояние окружающей среды и ограничивать деятельность людей с целью предотвращения её загрязнения и нарушения баланса, но также и обеспечивать восстановление природы после климатических и техногенных катастроф. Рассмотрим кратко ряд основных законов из данной сферы:

Вам будет интересно: ФЗ 59 в последней редакции.

Основным законодательством в сфере экологии в Российской Федерации является Федеральный закон № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” , определяющий государственную политику в природоохранной сфере с целью обеспечения благоприятных экологических условий для проживания, сохранения биологического разнообразия и природных ресурсов, а также установления правоохранных мер в области защиты окружающей среды и оптимального решения социально-экономических проблем настоящего и будущих поколений.

Об защите прав юридических лиц можно узнать подробнее

Общие положения закона об экологии

Федеральный закон № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” был принят Государственной Думой в третьем чтении 20 декабря 2001 года и одобрен Советом Федерации 26 декабря того же года. Законодательство было подписано президентом Российской Федерации и вступило в силу 10 января 2002 года.

Закон направлен на обеспечение конституционного права граждан о благоприятной окружающей среде и соблюдение выполнения конституционных обязанностей по защите природы и бережного использования её ресурсов. Законодательством регламентируются взаимоотношения природы и общества, которые возникают при осуществлении промышленных, хозяйских и других видов деятельности, оказывающих влияние на окружающую среду.

ФЗ-7 состоит из 84 статей и 16 глав следующего содержания:

  • Глава 1 определяет основные принципы закона, а также классифицирует охраняемые объекты и загрязняющие вещества;
  • Глава 2 устанавливает принципы управления и полномочия различных государственных органов власти в сфере защиты окружающей среды;
  • Глава 3 предусматривает права и обязанности граждан, организаций и различных объединений в природоохранной сфере;
  • Глава 4 описывает особенности экономического обеспечения природоохранных мероприятий и организаций;
  • Глава 5 устанавливает экологические нормы для всех видов деятельности, загрязняющих окружающую среду, а также допустимый уровень вредных выбросов;
  • Глава 6 определяет порядок оценивания влияния человека и его деятельности на экологию;
  • Глава 7 предусматривает требования экологической безопасности для всех видов хозяйственной, промышленной и другой деятельности, воздействующей на окружающую среду, а также описываются правила работы с различными опасными для природы и человеческого здоровья веществами;
  • Глава 8 описывает порядок установления статуса зон экологических бедствий и чрезвычайных ситуаций, а также работы в данных ограниченных территориях;
  • Глава 9 устанавливает статус особых охраняемых природных объектов и природных заповедников, а также меры охраны данных территорий;
  • Глава 9.1 отдельно определяет порядок создания лесопарковых зелёных поясов и их защиту от незаконной вырубки;
  • Глава 10 предусматривает порядок мониторинга в сфере экологического благополучия;
  • Глава 11 определяет правила осуществления государственного надзора в сфере защиты окружающей среды;
  • Глава 12 описывает необходимость проведения научных исследований в области экологической безопасности;
  • Глава 13 устанавливает правила воспитания экологической культуры;
  • Глава 14 предусматривает меры ответственности за нарушение требования настоящего законодательства;
  • Глава 14.1 определяет правила ликвидации накопленного ущерба экологии;
  • Глава 15 описывает принципы международного сотрудничества в сфере защиты окружающей среды;
  • Глава 16 содержит заключительные положения о вступлении закона в силу и поправках других правовых документов в соответствии с настоящим законодательством.

Хозяйственная, промышленная и другие виды деятельности, которые влияют на состояние окружающей среды, должны разворачиваться в соответствии со следующими принципами:

  • соблюдение конституционных прав граждан на благоприятное состояние окружающей среды;
  • создание благополучных условий для жизнедеятельности населения;
  • защита и разумное использование природных ресурсов;
  • принцип платного использования объектов окружающей среды и её ресурсов, а также возмещение нанесённого вреда;
  • непредвзятый экологический надзор;
  • принцип презумпции угрозы экологической безопасности планируемых видов деятельности;
  • обязательная оценка воздействия на состояние окружающей среды хозяйственной и других видов человеческой деятельности;
  • естественные экологические системы, природные ландшафты и комплексы сохраняются в первую очередь;
  • установка допустимого воздействия на экологию при осуществлении хозяйственной и промышленной деятельности;
  • уменьшения вредного влияния на окружающую среду в результате человеческой деятельности с помощью введения улучшенных технологий производства;
  • обязательное участие в природоохранных мероприятиях всех органов власти и всех граждан государства;
  • сохранение биологического разнообразия;
  • комплексный подход к защите окружающей среды;
  • запрет деятельности, которая негативно воздействует на экологию, и воздействие которой невозможно предвидеть;
  • всеобщая доступность достоверной информации об окружающей среде и планируемых мероприятий, связанных с её защитой и восстановлением;
  • экологическое образование населения с целью воспитания и формирования экологической культуры.

Сотрудничество с международными природоохранными организациями и объединениями с целью объединения усилий и координирования действий, направленных на охрану окружающей среды.

Какие были внесены изменения?

Последние поправки в законодательстве № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”, были сделаны 31 декабря 2017 года. В ходе редактирования были произведены следующие изменения:

Изложена в новой редакции статья 7 , предусматривающая полномочия органов местного самоуправления в области защиты экологии. В новом варианте устанавливаются следующие положения:

  • местными муниципальными вопросами являются мероприятия по защите и восстановлению окружающей среды;
  • местными задачами городского округа являются природоохранные действия в пределах данного округа;
  • компетенции местных органов в городах федерального значения и субъектах Российской Федерации могут быть переданы государственным организациям, если существует необходимость сохранить единое городское хозяйство, в соответствии с местными законодательными документами;
  • политические субъекты РФ и города федерального значения самостоятельно определяют соответствующими правовыми актами полномочия внутригородских органов самоуправления.

В статье 51, устанавливающей требования к обращению с производственными и потребительскими отходами, во втором пункте об определении опасных отходов было ограничено отходами I-IV классов опасности.

Скачать текст закона об экологической безопасности

Для подробного ознакомления с положениями Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 “Об охране окружающей среды” рекомендуется скачать документ, содержащий последние изменения, .

Также для ознакомления с другими законами об экологической безопасности рекомендуется пройти по следующим ссылкам:

  • Федеральный закон № 174-ФЗ “Об экологической экспертизе” — скачать .
  • Федеральный закон № 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” — скачать .
  • Федеральный закон № 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” — скачать .
  • Федеральный закон № 96-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха” — скачать .

Все предоставленные документы содержат актуальные на 2018 год поправки.

Сегодня редко приходится встречать людей, которые полностью знают свои экологические права, и уж тем более умеют их отстаивать. Ведь даже такие основы, как собственные гражданские права, для многих людей - что-то запутанное и малопонятное. Поэтому мы решили создать подробную инфографику-инструкцию «Какое законодательство защищает окружающую среду» :

(кликайте на инфографику и скачивайте ее в полном размере)

Прежде всего, это пособие для обычных граждан. Ведь в этой инфографике, первой , собраны все основные законы и нормативные акты, которые охраняют окружающую среду. Данный материал станет отличным подспорьем не только для обычных людей, но и для целых общественных организаций и госорганов, а также полноценным учебным материалом для студентов профильных учебных заведений. Ведь ресурсов, которые бы наглядно и доступно излагали отраженную в инфографике информацию, сегодня практически нет.

В первую очередь, это связано с тем, что экологическое право — тема далеко не простая, и к сожалению, специалистов по ней не так много. Ведь это комплексная отрасль права, которая занимается регулированием тех общественных отношений, которые касаются использования природных объектов и ресурсов: земель, водоемов, лесов и т.д.. Значительно усложняет тему и так называемая «экологизация законодательства», когда ряд норм разбросан по нормативным документам, которые, по своей сути, не имеют прямого отношения к охране окружающей среды или к экологическим правам граждан. Поэтому для того, чтобы разобраться в экологическом праве, необходимо первым деломоценить масштаб этой отрасли.


Сегодня спрос на доступную информацию по теме экологического законодательство очень высок. К нам регулярно обращаются люди с различными вопросами в этой сфере. Всё потому, что люди своих прав не знают. Разобраться в законе — дело не простое, необходимо знание терминов, работа с комментариями и связанными подзаконными актами, анализ судебной практики, отслеживание изменений в законах, публикаций дополнений. Учитывая все сложности вопроса, отразить все аспекты на одной картинке-инфографике достаточно сложно, поэтому ту часть информации, которая не войдет в итоговую версию инфографики, мы будем публиковать в сопроводительном тексте.

Для инфографики мы отобрали наиболее значимые и основополагающие документы, со сферой регулирования которых может столкнуться в повседневной жизни каждый из нас. Все их можно найти в интернете на сайтах соответствующих ведомств или по адресу «pravo.gov.ru», а также в специализированных справочных правовых системах «Констультант плюс», «Гарант» или «Кодекс».
Инфографика «Какое законодательство защищает окружающую среду» — первая в серии #ЭкоПраво . В последующих же инфографиках по этому направлению, двигаясь от общего к частному, мы разберем такие темы, как защита леса, водоемов, открытость экологической информации, составление грамотного обращения в государственный орган.

Среди ученого юридического сообщества идут большие споры о том, какие законы можно отнести к экологическим, по какому принципу их классифицировать и в какую иерархию они выстраиваются по отношению друг к другу. Наша же задача — отразить реалистичную картину, продемонстрировав основные действующие правовые акты применительно к окружающей действительности.
Мы будем исходить из деления законов и подзаконных актов на общие (устанавливающие базовые принципы), такие, как Закон об охране окружающей среды, и специальные (регулирующие отдельно взятую область экологического права), например, Земельный кодекс.

А теперь по порядку:
1. Основной закон России — Конституция РФ, принятая в 1993 году. Она содержит базовые принципы, на которых строится и функционирует вся правовая система нашей страны. В ней же содержится и несколько статей, касающихся охраны окружающей среды (ст. 9,36,41,42,58,71, 72 и 114). Наиболее значимыми мы считаем те из них, которые устанавливают не только право на благоприятную окружающую среду, но и обязанности по ее сохранению. Это статья 42 («Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением») и статья 58 («Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам»).
2. Международные договоры и соглашения, которые также делятся на общие и специальные.


Среди общих принято выделять общеохранительные : Декларация ООН по окружающей человека среде (1972), Бразильская декларация ООН по окружающей среде и развитию (1992), Всемирная хартия природы (1982), Всемирная стратегия охраны природы (1980), Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (1991) и др. А среди специальных документов принята следующая классификация:
- по природным ресурсам и объектам, находящимся под национальной юрисдикцией государства. К ним относятся леса Коми, озеро Байкал, вулканы Камчатки, Золотые горы Алтая и другие уникальные объекты и природные комплексы.
- по охране «разделяемых» природных ресурсов и объектов. Например, Конвенция об охране реки Дунай (1994), Бернская конвенция о защите Рейна от загрязнений (1963), Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (1992).
- направленные на решение определенной глобальной экологической проблемы. Это Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979), Венская Конвенция об охране озонового слоя (1985), Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой (1987), Рамочная конвенция ООН об изменении климата (1992) и др.
- по охране конкретного природного ресурса: Конвенция о международной торговле видами фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) (1973), Конвенция о биологическом разнообразии (1992) и др.
3. Федеральные законы, регулирующие общественные отношения в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов можно разделить на:


- «экосистемные» или «интегрированные»: ФЗ «Об охране окружающей среды» (N 7), ФЗ «Об экологической экспертизе» (N 174), ФЗ «Об охране озера Байкал» (N 94), ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (N 33), ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (N 26), ФЗ «О континентальном шельфе» (N 187), ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (N 155) и др.
- дифференцированные по компонентам окружающей среды, они же «поресурсные» : Земельный кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Лесной кодекс, Закон «О недрах», ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (N 96) и др. К этой группе также можно отнести и законы в защиту живых организмов, или «фаунистические»: ФЗ «О животном мире» (N 52), ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (N 166), ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (N 209).
- федеральные законы в области обеспечения экологической безопасности: ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (N 68), ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (N 116), ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (N 117). Особым пунктом в этой группе можно выделить законы, направленные на охрану окружающей среды от радиоактивного загрязнения: ФЗ «Об использовании атомной энергии» (N 170), ФЗ «О радиационной безопасности населения» (N 3), ФЗ «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории» (N 92), ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (N 190), а также законы, направленные на социальную защиту граждан, пострадавших в результате воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобольской АЭС, или аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросе радиоактивных отходов в реку Теча.
- экологизированные законы, т.е. те, в которых содержатся нормы, значимые для регулирования экологических отношений: Гражданский Кодекс РФ (например, ст. 209 и 751), Уголовный Кодекс РФ (глава 26), Кодекс об административных правонарушениях РФ (глава 8), Градостроительный Кодекс РФ и др. В их числе можно выделить, ФЗ «Об отходах производства и потребления» (N 89), ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (N 52), ФЗ «О техническом регулировании» (N 184) и ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (N 82). Необходимо добавить сюда и законы из сельскохозяйственной сферы: ФЗ «О мелиорации земель» (N 4) и ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» (N 109).

Базовым среди всех вышеперечисленных законов является ФЗ «Об охране окружающей среды» (N 7), который определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды как в пределах территории РФ, так и на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.


Поскольку вышеуказанная градация весьма условна, особого внимания заслуживает вопрос о приоритете действия одного федерального закона над другим. Разъяснить эту ситуацию может Конституционный суд России, который указывает, что в отношении федеральных законов как актов одинаковой юридической силы применяется такое правило: «Последующий закон отменяет предыдущие», означающий, что, даже если в последующем законе отсутствует специальное предписание об отмене ранее принятых законоположений, в случае коллизии — действует последующий закон. Вместе с тем, независимо от времени принятия, приоритетным признаются нормы того закона, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений.

4. Подзаконные акты.


В системе подзаконных нормативных правовых актов особое место занимают указы Президента РФ, которые, во-первых, определяют основные направления экологической политики, а во-вторых, формируют систему и структуру органов государственной исполнительной власти, уполномоченных реализовывать государственную политику в сфере охраны окружающей среды и природопользования. К ним можно отнести Указы Президента Российской Федерации «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (N 537), «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (N 440), «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (N 236), «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» и др.

Важное место среди источников экологического права занимают и нормативные правовые акты Правительства РФ. В соответствии со ст. 115 Конституции РФ постановления Правительства РФ издаются во исполнение федеральных законов, ими утверждаются федеральные целевые программы, устанавливаются таксы для исчисления размера ущерба, причиненного природным ресурсам, порядки проведения экологического мониторинга, государственной экологической экспертизы и т. д. Например, постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о порядке проведения Государственной экологической экспертизы» (N 698).

Достаточно большое значение имеют нормативные правовые акты министерств, федеральных служб и федеральных агентств. Например, приказ Минприроды России «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий» (N 69), приказ Ростехнадзора «Об утверждении Методики разработки и установления нормативов предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух» (N 639), приказ Рослесхоза «Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и Формы примерного договора аренды лесного участка» (N 319). Здесь нужно запомнить важную вещь: если в статье КоАП РФ ил УК РФ вы видите слово «нарушение правил», то знайте — эти правила могут быть прописаны в конкретном законе, но в большинстве случаев «правила» утверждают постановлением правительства или актом ведомственного органа. Это один из ответов на вопросы, где искать. Кстати, в следующей инфографике мы разберем виды экологических преступлений и правонарушений.

5. Региональное и местное законодательство.
Регулируют вопросы экологического права также субъекты РФ и органы местного самоуправления. Первые ведут свою деятельность на основании ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (N 184) и осуществляют свою деятельность тремя различными способами. Субъекты или детализируют федеральное законодательство, или фактически дублируют его, или предпринимают попытки принятия собственных решений назревших проблем. Органы местного значения же действуют на основании другого ФЗ — «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (N 131) и, как правило, регулируют вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия территории, озеленения и благоустройства, утилизации и переработки отходов.

6. Доктрины. Отдельно мы решили отметить Экологическую доктрину Российской Федерации, утвержденную распоряжением Правительства РФ (N 1225-р), Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденную Указом Президента РФ (N 537), «Морскую доктрину Российской Федерации на период до 2020 года» и др.
Как видите, список этих документов может быть пространным. Мы включили в нашу инфографику лишь наиболее важные и часто встречающиеся в повседневной жизни законы и нормативные акты, с которыми может столкнуться как обычный человек, так и любая общественная организация. Однако, чтобы понимать особенности экологических правоотношений, мало знать лишь названия и классификацию существующего в этой сфере законодательства. Поэтому в последующих материалах в рамках направления #ЭкоПраво мы начнем углубляться во все аспекты этого непростого вопроса и разбирать подробно и с пояснениями все наиболее важные части экологического права по отдельности.

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Pоссийской Федерации от 01.04.2015г. No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Движением "

Экологическое (природоохранное) право Российской Федерации

Введение

Определение и задачи экологического права

Экологическое прaво является одной из существенных отрaслей российского права. Его основная задача - регулирование общественных (экологических) отношений в области взaимодействия общества и природы, рационального использования и охраны природных ресурсoв. Сам термин "эколoгия" обозначает учение о взаимодействии живых организмов с окружающей их природной средой обитания. В общей экологии существует особая часть, называемая социальной экологией, под кoторой понимается учение о взаимодействии общества с окружающей его природной средой обитания. Важно отметить, что предметом социальной экологии является не окружающая, а именно природная среда. Составной частью социальной экологии является правовая экология, то есть совокупность норм, регулирующих экологические отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Само экологическое право является одним из проявлений правовой экологии. Таким образом, экологическое право - это совокупность норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы, в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений людей.

Природная среда образует сложное понятие, в которое входят две формы взаимодействия общества и природы. Первая форма - экономическая. В ней подразумевается потребление человеком природы, использование её для удовлетворения своих потребностей, как материальных, так и духовных. Вторая форма, экологическая, - включает в себя охрану окружающей среды для сохранения человека как биологического и социального вида и его естественной среды обитания. Негативная деятельность человека по отношению к природной среде проявляется в трех взаимосвязанных формах: загрязнение окружающей среды, ее разрушение, и истощение природных ресурсов. В последнее время из-за антропогенного загрязнения природной среды и нерационального использования природных ресурсов их запасы все более истощаются, что в перспективе может привести к необратимым последствиям для всего человечества. Именно поэтому крайне необходимо и вполне актуально в наше время обратить внимание на недостаточность организационно-правовой и экономической деятельности государства по охране окружающей среды, помноженную на дефекты экологического воспитания и образования с детства, в результате чего у людей вырабатывается потребительская психология по отношению к природе. Это и является главной причиной нарушения экологического равновесия в окружающей нас природной среде. Следующие принципы были сформулированы для поддержания нормального взаимодействия общества и природы:

· приоритет охраны жизни и здоровья;

· научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов;

· рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов;

· законность и неотвратимость ответственности за экологические правонарушения;

· гласность работы экологических организаций и некоторые другие.

На основе вышеизложенных принципов осуществляется охрана природной среды несколькими способами. Среди них особо выделяют правовой способ. Описанию этого способа и ознакомлению с базовыми понятиями и структурой экологического права и посвящен данный реферат.

1. Краткая характеристика отрасли

Экологическое право представляет собой комплексную отрасль. Это значит, что общественные отношения в рамках данной отрасли, помимо собственных норм, регулируются также нормами, которые содержатся в иных отраслях российского права, например гражданском, уголовном, предпринимательском, конституционном и других. В свою очередь, отрасль экологического права включает в себя несколько самостоятельных отраслей: - земельное право; - водное; - горное; - воздухоохранительное; - лесное; - фаунистическое.

2. Предмет и метод экологического права

Экологическое право как самостоятельную отрасль права определяет наличие специфического предмета, метода и принципов правового регулирования, а также существование осознанной общественной необходимости в самостоятельности этой отрасли. Предметом регулирования экологического права являются отношения по рациональному использованию и охране природных ресурсов, которые подразделяются на две группы:

1. отраслевые (земельно-охранительные, по охране недр, лесоохранительные и водо-охранные, а также отношения по охране фауны и атмосферного воздуха);

2. комплексные (охрана природных территорий, комплексов, природно-заповедного фонда, лечебно-оздоровительных и иных зон).

Из методов экологического права (способов воздействия на общественные отношения), следует прежде всего выделить административно-правовой (императивный) метод, в котором главное положение занимают запретительные, предупредительные и управомочивающие нормы. Большое значение в пределах второго способа воздействия, гражданско-правового (или диспозитивного), стал приобретать экономический подход, суть которого во влиянии на охрану природы через материальный интерес к ее охране и рациональному использованию со стороны хозяйствующего субъекта. Таким образом, можно сказать, что метод экологического права является совокупностью экономических методов регулирования качества природной среды и административно-правовых средств воздействия на природопользователя.

3. Объекты экологического права

Совокупным объектом экологического права является природа, то есть складывающиеся в естественные экологические системы, взаимодействующие объекты окружающей среды. Под ними подразумеваются охраняемые нормами действующего законодательства в рамках данной отрасли составные части окружающей природной среды, обладающие признаками естественного происхождения, состояния в экологической цепи природных систем, способные выполнять экологические, экономические, культурные и оздоровительные функции и обеспечивать качество среды обитания. Признаки природных объектов проявляются в трех выполняемых ими функциях - экологической, экономической и культурно-оздоровительной.

Непосредственно сами объекты природы (согласно закону РФ "Об охране окружающей среды") разделяются на три группы:

1. интегрированные - т.е. сама природная среда;

2. дифференцированные - отдельные природные объекты:

Земли, недра, почвы;

Поверхностные и подземные воды;

Леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;

Атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы;

Околоземное космическое пространство;

3. особо охраняемые - остальные объекты.

Целесообразно будет дополнить некоторые особенности охраны природных объектов в соответствии со ст. 4 Федерального закона "Об охране окружающей среды", которая гласит:

"…В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию. Особой охране подлежат объекты,

Включённые в Список всемирного культурного наследия и в Список всемирного природного наследия,

Государственные природные заповедники (…),

Исконная среда обитания,

Места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов России,

Объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение,

Континентальный шельф и

Исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также

Редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания".

Так как у людей часто возникают трудности с правильным определением списка экологических объектов охраны, то стоит отметить, что к охраняемой законом естественной среде обитания не относятся:

Созданные человеком социальные ценности;

Вышедшие из экологической связи с природой её элементы;

Не представляющие ценности для человеческого общества компоненты природы;

Природные явления и условия, которые невозможно охранять от пагубного воздействия при данном этапе развития современной науки.

Здесь уже упоминалось, что объекты окружающей среды образуют экологические системы. Существует три вида охраняемых законом экологических систем, или структур: естественные (те, которые в какой-либо степени сохранились от человеческого воздействия); модифицированные (которые были изменены человеком в процессе его преобразующей деятельности, в основном экономической); и трансформированные (которые были преобразованы человеком из естественных с целью удовлетворить хозяйственные потребности). Все эти виды экосистем охраняются посредством организации особо охраняемых территорий, в том числе заповедников, а также с помощью соблюдения принципов рационального природопользования.

4. Экологические права и обязанности человека и гражданина

Экологические права человека являются особым объектом охраны экологического права. Согласно статье 42 Конституции РФ, предусматриваются следующие экологические права человека:

· право человека на чистую, здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду;

· право гражданина на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды;

· право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением;

· право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

В свою очередь, нам необходимо четко понимать, что подразумевается под благоприятной окружающей средой. Её определение, а также толкование термина "экологическая безопасность", содержится в статье 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды":

"Благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов…

Экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий".

Граждане РФ могут защищать свои права на благоприятную окружающую среду в административном или судебном порядке.

Также существуют особые права граждан РФ в сфере экологического права:

· Создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

· направлять обращения в органы государственной власти и местного самоуправления;

· принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды;

· выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в её проведении;

· предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.

Обязанности граждан РФ касательно главного объекта экологического права, т.е. окружающей среды, лаконично, но точно сформулированы в ст.58 Конституции РФ:

"Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам".

Стоит также добавить, что права и обязанности, возникающие у субъектов правоотношений, зависят от вида самого объекта правоотношения и его особенностей.

5. Экологическое законодательство. Нормы экологического права

Нормы экологического права являются наиболее важной формой его проявления, состоящей в единстве с двумя другими формами: правовыми идеями, входящими в правовую концепцию взаимодействия общества и природы, и правоотношениями, позволяющими применять писаные нормы к жизненным ситуациям.

Нормы экологического права служат для установления правил поведения человека в его отношениях по поводу использования и охраны окружающей его природной среды. В своей совокупности эти нормы образуют экологическое законодательство. Они подразделяются на:

· отраслевые (охрана и использование отдельных природных объектов);

· комплексные (охрана и использование природных комплексов);

· экологизированные (экологизация в данном случае - внедрение эколого-правовых требований в содержание, правовую ткань нормативно-правового акта другой отрасли).

По содержанию правовые нормы делятся на нормы-приоритеты, нормы-принципы и нормы-правила. Нормами-приоритетами устанавливаются правовые преимущества одних объектов перед другими во время их охраны и использования в интересах обеспечения качества природной среды. Нормы-приоритеты существуют различных уровней: отраслевого, межотраслевого и общего экологического. Нормы-принципы же фиксируют основополагающие принципы охраны окружающей среды. И наконец, третья категория экологических норм - нормы-правила, которые содержат экологические требования-императивы, применяющиеся к конкретной сфере экологических отношений. Они бывают следующих видов: предупредительные, запретительные, восстановительные, карательные, поощрительные, управомочивающие, разрешительные и обязывающие.

6. Источники экологического права

Источниками экологического права являются нормативно-правовые акты, содержащие в себе правовые нормы, которые регулируют экологические отношения и содержат общие правила поведения в этой отрасли права. Источники данной отрасли российского права имеют некоторые особенности по сравнению с источниками права других отраслей: в них содержится значительный вес законов, а также они отличаются своими "экологизированными" нормами и актами, отражающими сопровождающие соответствующие отношения требования охраны окружающей природной среды.

Система экологического законодательства, образованная нормативно-правовыми актами в данной сфере права, включает в себя две подсистемы:

1. природоохранительное законодательство, в которое входит Закон РФ "Об охране окружающей природной среды", и другие акты комплексного правового регулирования;

2. природноресурсoвое законодательство, включающее в себя Земельный Кодекс, Закон РФ о недрах и остальные акты, регулирующие использование природных ресурсов.

Конституция РФ, будучи основным, базовым законом РФ, определяет главные положения экологической стратегии государства и разделяет экологическую деятельность при взаимодействии общества с природой на три компонента: природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Также следует немного подробнее рассказать об упомянутых экологизированных нормах права. Необходимость их введения обоснована тем, что обычные нормы экологического права не всегда могут напрямую регулировать экологические вопросы. Кроме основного экологизированного законодательного акта, Закона об охране окружающей среды, существует также Закон о местном самоуправлении и другие отраслевые акты. Такие акты остаются источниками права в собственных отраслях, но в то же время напрямую регулируют экологические правоотношения в части, касающейся охраны окружающей среды.

7. Экологические правоотношения

Экологическими правоотношениями называются общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы и урегулированные нормами экологического права. Они возникают на основе юридических фактов, которые делятся на события и действия. Событие отличается тем, что возникает и порождает эколого-правовые отношения помимо воли человека (например, различные стихийные бедствия). Действие же является более распространенным основанием возникновения экологических правоотношений, проявляющимся через поступки людей. В свою очередь поступки можно разделить на позитивные (выполнение экологических предписаний закона в процессе природопользования) и негативные (причинение вреда природной среде и здоровью человека через нарушение экологических предписаний).

Субъектами экологических правоотношений является государство (в случае, когда природные ресурсы переходят в собственность физических или юридических лиц) и физические и юридические лица, воздействующие на природную среду с целью ее потребления (хозяйствующие субъекты).

Содержание экологического правоотношения предполагает права и обязанности его участников по охране и использованию окружающей среды. По содержанию этих прав и обязанностей все субъекты экологического правоотношения можно разделить на четыре категории: природопользователи, органы представительной и исполнительной власти, органы судебно-прокурорского надзора и общественные объединения экологического профиля.

Индивидуальные особенности в содержании конкретного экологического правоотношения зависят в большой степени от природного объекта, по поводу которого оно возникает и развивается.

8. Экологические правонарушения. Ответственность за экологические правонарушения

Экологическое правонарушение - это виновное, противоправное деяние, посягающее на установленный в РФ экологический правопорядок и причиняющее вред природной среде либо создающее реальную угрозу такого причинения. Им также можно назвать не согласованное с интересами охраны экологической среды поведение человека, основанное на удовлетворении экономических потребностей, причиняющее вред природной среде. К предметам экологических правонарушений относят следующие понятия:

Право собственности на природные ресурсы;

Экологические требования охраны окружающей среды;

Порядок хозяйственной эксплуатации природных ресурсов.

Причинить вред окружающей среде, то есть совершить экологическое правонарушение, возможно несколькими способами:

§ загрязнение природной среды;

§ нерациональное использование природных ресурсов;

§ истощение природных объектов;

§ порча, повреждение, уничтожение природных объектов;

§ разрушение природной системы, её экологических связей.

В РФ предусмотрено два вида ответственности за экологические правонарушения: экономическая и юридическая, в совокупности составляющие экологическую ответственность.

Экономико-правовой комплекс экологической ответственности соединяет в себе нормы и отношения по возмещению и предотвращению вреда окружающей среде. Экологические нарушения основаны на объективном противоречии между экологическими и экономическими интересами в системе "общество-природа". Они лежат в основе экологической ответственности, которая призвана выполнять три функции: стимулирующую, компенсационную и превентивную. Каждый из видов экологической ответственности имеет свои специфические особенности.

Экономическая ответственность основывается на правомерной деятельности и регулируется экономическими методами. Она возникает по факту причинения вреда окружающей природной среде.

Напротив, юридическая ответственность возникает из неправомерных деяний и регулируется административно-правовыми методами. Наступает данный вид ответственности по факту правонарушения.

Остановимся подробнее на юридической ответственности, которая существует следующих видов:

· Дисциплинарная. Предусмотрена трудовым законодательством и наступает у работника, должностного лица за совершённый им дисциплинарный проступок - противоправное виновное невыполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей, связанных с использованием природных ресурсов или оказанием воздействия на окружающую среду

· Материальная. Тоже устанавливается трудовым законодательством для работников и должностных лиц, по вине которых предприятия понесли расходы по возмещению вреда, причинённого экологическим правонарушением. Заключается в обязательстве работника возместить в установленном порядке и в определённых размерах причинённый по его вине ущерб.

· Гражданско-правовая. Заключается в обязании правонарушителя возместить потерпевшей стороне имущественный и/или моральный вред, причинённый в результате нарушения правовых экологических требований. Также возможны случаи, обязывающие восстановить нарушенное состояние окружающей среды за счёт его средств в соответствии с проектом восстановительных работ. Может применяться в комплексе с мерами дисциплинарного и административного воздействия.

· Административная. Наступает за нарушение общих эколого-правовых требований, правил по охране отдельных компонентов природной среды, правового режима территорий с особым эколого-правовым статусом, требований в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности. Наказание осуществляется на основе Кодекса РФ об Административных Правонарушениях.

· Уголовная. Наступает за предусмотренное уголовным законом и запрещённое им под угрозой наказания виновное общественно опасное деяние, посягающее на окружающую среду и её компоненты, рациональное использование и охрана которых обеспечивает оптимальную жизнедеятельность человека, экологическую безопасность населения и территории, состоящее в непосредственном противоправном использовании природных объектов, что приводит к негативным изменениям качества окружающей среды, уничтожению, повреждению объектов. (Устанавливается 26 главой Уголовного кодекса РФ - "составы экологических преступлений").

9. Механизм экологического права

По поводу механизма экологического права можно сказать очень многое, если начать подробно описывать его стадии и разновидности. Но целью данного реферата является лишь начальное ознакомление с правовым способом охраны природной среды, поэтому я упомяну лишь основные моменты механизма охраны окружающей природной среды. Механизм экологического права подразделяется на:

1. эколого-правовой, обеспечивающий материализацию эколого-правовых норм. Он проявляется в системе эколого-правовых норм и экологических правоотношений, направленных на выполнение закрепленного в законе экологического императива.

2. Экономический, опирающийся на материальную заинтересованность исполнителя норм права в достижении реальной цели. В него входят меры материально-технического и финансового обеспечения, принцип платности использования природных ресурсов, платежи, льготы по кредитованию, налогообложению и т.д., а также природные кадастры.

Заключение

В заключение необходимо подчеркнуть, что экологическое право РФ на данный момент имеет перед собой две крайне важные задачи: воспитание в человеке экологического правосознания и силовое регулирование природопользования. При решении первой задачи должно произойти качественное изменение сознания людей с целью перехода от бесконтрольного потребления природных ресурсов к сознательной их защите и обереганию от истощения. Этого можно достигнуть путем усовершенствования системы среднего и высшего образования с добавлением акцента на формирование нового экологического сознания, превращающего защиту природы в нравственную задачу всех людей. Сегодняшний же уровень экологического правосознания доказывает несовершенство нынешней системы правового регулирования природопользования, нуждающейся в дополнениях и корректировках. Это позволит достичь необходимого уровня соответствия между достижениями научно-технического прогресса с его негативными последствиями для окружающей среды и законными способами защиты природы от негативного влияния человека. После того, как задачи в данной сфере будут решены, экологический правопорядок в России станет более полным и осознанным.

Список использованной литературы

1. Текст Конституции РФ.

2. Текст Федерального закона "Об охране окружающей среды".

3. Электронный ресурс - информационный образовательный юридический портал "Закон сегодня". URL: http://lawtoday.ru/

4. Электронный ресурс - электронная юридическая библиотека "Юристлиб". URL: http://www.juristlib.ru/

5. Электронный ресурс - электронная библиотека учебных пособий. URL: http://yourlib.net/content/category/29/75/84/

6. Книга "Экологическое право", А.Г. Нецветаев.

7. "Экологическое право", Кузнецова Н.В.: учебное пособие по юриспруденции.

Объективно в процессе общественного развития человек не может не воздействовать на состояние окружающей среды. Так, он не может не извлекать минеральные ресурсы, не может не забирать воду, и пока по экономическим и техническим соображениям не может не выбрасывать в природную среду загрязняющие вещества. Проблема заключается в том, чтобы при этом были установлены научно обоснованные пределы таких воздействий, исходя из долгосрочных общественных интересов в сохранении количественных и качественных свойств и характеристик природы. Эта цель достигается с помощью экологического нормирования, что и определяет место экологических нормативов в механизме экологического права .

Под экологическим нормированием понимается установление уполномоченными государственными органами экологических нормативов в соответствии с требованиями законодательства.

В Российской Федерации имеется немало нормативных правовых актов , регулирующих отношения в области экологического нормирования и стандартизации. В числе основных следует назвать Федеральный закон "Об охране окружающей среды ", глава V которого - "Нормирование в области охраны окружающей среды" - определяет систему экологических нормативов, критерии их установления.

Некоторые специальные требования по экологическому нормированию применительно к регулированию охраны и использования отдельных природных ресурсов установлены в актах природоресурсного законодательства: Земельном кодексе РФ (ч. 5 ст. 13), Водном кодексе РФ (ст. 35), Федеральном законе "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" (ст. 30), Федеральном законе "Об охране атмосферного воздуха" (ст. ст. 11, 12), Лесном кодексе РФ (ст. 87), Федеральном законе "О животном мире" (ст. 17), Федеральном законе "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (ст. 47), Федеральном законе "Об отходах производства и потребления" (ст. 18). Федеральным законом "О санитарно-эпидемическом благополучии населения" определяются требования к санитарно-гигиеническому нормированию в области охраны среды обитания. Важную роль в экологическом нормировании играет Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов, утвержденный Постановлением Правительства РФ .

В систему экологических нормативов входят:

  • нормативы качества окружающей среды;
  • нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды;
  • нормативы допустимого изъятия природных ресурсов.

Будучи утвержденными специально уполномоченными государственными органами в области природопользования и охраны окружающей среды в пределах их компетенции, экологические нормативы являются обязательными для исполнения. Соблюдение этих нормативов служит критерием оценки правомерности поведения субъектов экологических правоотношений в области оценки воздействия на окружающую среду, экологической экспертизы, лицензирования , сертификация, контроля и др. Согласно статье 22 Федерального закона "Об охране окружающей среды" за превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.

Нормативы качества окружающей среды

По действующему экологическому законодательству нормативы качества окружающей среды устанавливаются в форме нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды и почву, и нормативов предельно допустимых уровней (ПДУ) вредных физических воздействий на окружающую среду.

Деятельность по нормированию допустимого загрязнения природной среды начала развиваться в бывшем СССР еще в 30-е годы, когда в 1939 г. были приняты Правила об условиях сброса сточных вод в водоемы. В конце 40-х годов получило развитие нормирование предельно допустимого загрязнения атмосферного воздуха.

Развитие правового регулирования нормирования качества окружающей среды в новейшем законодательстве можно охарактеризовать как непоследовательное. Если ранее, в 80-е годы и начале 90-х, в экологическом законодательстве был отражен научно обоснованный подход к нормированию качества окружающей среды, то к концу 90-х годов было допущено отступление от эколого-правовых принципов. Это проявилось, в частности, в том, что Федеральный закон от 4 мая 1999 г. "Об охране атмосферного воздуха" предусмотрел установление гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха. О научной обоснованности такого подхода см. раздел "Особенности правового режима природных объектов".

Нормативы качества окружающей среды выполняют ряд функций. Прежде всего, они устанавливают предельные величины вредных химических, физических и биологических воздействий на природную среду. К примеру, предельно допустимая концентрация двуокиси азота (NO2) (максимальная разовая и среднесуточная) в атмосферном воздухе не должна превышать 0,085 мг/куб. м; свинца и его соединений - 0,0007 мг/куб. м; сернистого ангидрида - 0,5 (максимальная разовая) и 0,05 (среднесуточная) мг/куб. м; соляной кислоты - 0,2 мг/куб. м.

Такие нормативы служат также для оценки состояния атмосферного воздуха, вод, почв по химическим, физическим и биологическим характеристикам. Это означает, что если в атмосферном воздухе, воде или почве содержание, например, химического вещества не превышает соответствующий норматив предельно допустимой его концентрации, то состояние воздуха, воды или почвы является благоприятным, то есть не представляющим опасности для здоровья человека и для других живых организмов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства нормативы качества окружающей среды служат одним из юридических критериев для определения благоприятного состояния окружающей среды. На практике это важно иметь в виду в случае необходимости, к примеру, защиты права граждан на благоприятную окружающую среду. Состояние вод, почв, атмосферного воздуха, соответствующее нормативам качества, то есть благоприятное, свидетельствует либо об отсутствии антропогенной нагрузки на природу, либо о высокой эффективности действия механизма по охране окружающей среды . И наоборот.

Нормативы качества окружающей среды учитываются также при оценке воздействия планируемой хозяйственной деятельности, реализация которой будет связана с отрицательным воздействием на природу, при развитии городов и иных населенных пунктов. Соблюдение этих нормативов и других экологических требований при разработке природоохранных мер при проектировании предприятий и иных объектов может рассматриваться как критерий экологической обоснованности соответствующих проектных решений.

Рассматриваемые нормативы качества образуют основу для регулирования охраны окружающей среды от химических, физических и биологических воздействий на природную среду отдельными источниками - предприятиями, транспортными средствами и т.п.

В законодательстве определены юридические критерии, с учетом и на основе которых устанавливаются нормативы качества окружающей среды. Под критериями в данном случае понимаются те общественные интересы, которые учитываются при разработке нормативов. Такие критерии выражены в законодательстве. В соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов (ст. 21). Сохранение естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов, по мнению законодателя, является критерием нормирования качества окружающей среды. В предшествующем Законе "Об охране окружающей природной среды" предусматривалось, что нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ устанавливаются в интересах охраны здоровья человека, сохранения генетического фонда, охраны растительного и животного мира. Данное положение представляется научно более обоснованным. В новом Законе отсутствует существенный критерий - охрана здоровья человека.

Соответственно нормативы качества окружающей среды должны быть определены на уровне, исключающем причинение вреда здоровью человека, растительному и животному миру, что автоматически будет способствовать сохранению и генетического фонда. Государственные природоохранительные органы, ответственные за разработку и утверждение этих нормативов, должны выполнять данное правило.

Согласно экологическому законодательству нормативы качества окружающей среды являются едиными для всей территории России. Одновременно допускается установление более строгих нормативов ПДК с учетом природно-климатических особенностей, а также повышенной социальной ценности отдельных территорий (заповедников, заказников, курортных и рекреационных территорий). Потребность в дифференциации нормативов качества окружающей среды возникает также в связи с наличием на территории России различных природных и климатических зон и соответственно с различной реакцией растительных и животных организмов на однотипные воздействия.

Реализации этой меры настоятельно требует практика. Установление более жестких нормативов качества окружающей среды для особо охраняемых природных территорий служит одной из мер сохранения природных комплексов этих территорий и объектов.

К достоинствам Федерального закона "Об охране окружающей среды" следует отнести полномочие органов государственной власти субъектов РФ разрабатывать и утверждать нормативы не ниже установленных на федеральном уровне (ст. 6). Прежде всего, это полномочие касается возможности установления нормативов качества окружающей среды. Субъект Российской Федерации может управлять охраной окружающей среды на своей территории посредством более жесткого, чем на федеральном уровне, нормирования качества окружающей среды. Это полномочие полезно осуществлять избирательно, применительно к наиболее экологически вредным загрязняющим веществам.

К настоящему времени установлен значительный массив нормативов ПДК вредных веществ в окружающей среде: для атмосферного воздуха - ПДК более 500 вредных веществ; для водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового назначения - ПДК более 1600 вредных веществ; для почв - ПДК более 30 вредных веществ.

Нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды

Данная группа нормативов включает: нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ; нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий; нормативы предельно допустимого уровня радиационного воздействия; предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве.

Эти нормативы определяют предельные размеры вредных воздействий на природу, устанавливаемые для отдельных источников таких воздействий. Регулирование выброса (сброса) загрязняющих веществ в природную среду выступает в качестве одного из правовых средств ее охраны. Загрязнение окружающей среды предприятием и иным объектом в пределах установленных для них нормативов является одним из основных показателей правомерности их эксплуатации. Нарушение этих нормативов образует юридическое основание для ограничения, приостановления или даже прекращения эксплуатации соответствующих объектов. Нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды (ПДВ) служат основным инструментом при регулировании соблюдения нормативов качества окружающей среды.

В этой связи при установлении нормативов предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды принципиальным является вопрос об их соотношении с нормативами качества окружающей природной среды (ПДК, ПДУ). Общее правило на этот счет содержится в Федеральном законе "Об охране окружающей среды " (ст. 23). Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

При этом согласно статье 27 нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду устанавливаются для субъектов хозяйственной и иной деятельности в целях оценки и регулирования воздействия всех стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду, расположенных в пределах конкретных территорий и (или) акваторий. Такие нормативы устанавливаются по каждому виду воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и совокупному воздействию всех источников, находящихся на этих территориях и (или) акваториях. При установлении этих нормативов учитываются природные особенности конкретных территорий и (или) акваторий.

Законодатель, однако, не определяет, как должны соотноситься нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду с нормативами качества окружающей среды.

Технологические нормативы - нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, которые устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников, технологических процессов, оборудования и отражают допустимую массу выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду в расчете на единицу выпускаемой продукции.

Представляется, что нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды должны устанавливаться на уровне, на котором выбросы загрязняющих веществ и вредные физические воздействия от конкретного и всех других источников в данном районе с учетом перспективы его развития не приведут к превышению нормативов ПДК и ПДУ.

Требования о нормировании вредного воздействия на состояние окружающей среды распространяются на все источники такого воздействия. Если, скажем, на предприятии имеется несколько источников (труб, через которые выбрасываются загрязняющие вещества в атмосферу или сбрасываются сточные воды), то для каждого из них устанавливаются нормативы выбросов или сбросов. В отличие от стационарных источников, для которых определяются индивидуальные нормативы с учетом специфики их воздействия на окружающую среду, для транспортных и иных передвижных средств и установок предусматриваются нормативы для модели.

Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов определен Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1992 г. Одновременно применительно к нормированию отдельных видов вредных воздействий на природу действует ряд специальных документов, утвержденных Постановлением Правительства РФ: порядок разработки и утверждения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты; порядок установления и пересмотра экологических и гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух и государственной регистрации вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ; Правила разработки и утверждения нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ и нормативов предельно допустимых вредных воздействий на морскую среду и природные ресурсы внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации; Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Проекты нормативов предельно допустимых вредных воздействий на состояние окружающей природной среды разрабатываются самими предприятиями-природопользователями. Затем они утверждаются специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды.

Особенностью нормирования предельно допустимого загрязнения окружающей среды транспортными средствами является то, что нормативы содержания загрязняющих веществ в выхлопных газах транспортных средств (автомобилей, тракторов и др.) закрепляются в техническом регламенте, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2005 г. В зависимости от массы автомобиля, типа двигателя и уровня выбросов загрязняющих веществ выделяется пять экологических классов автомобилей. Для обеспечения уровня выбросов регламентом установлены требования к используемому топливу.

На территории России эксплуатируется множество предприятий, построенных, главным образом, до принятия современного экологического законодательства, предусмотревшего достаточно строгие экологические нормативы. По техническим и иным причинам такие предприятия не в состоянии обеспечить их выполнение. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" учитывает такую ситуацию. При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти , осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (ст. 23).

Нормативы допустимого изъятия природных ресурсов

Несмотря на важную роль в обеспечении рационального природопользования и охраны окружающей среды , правовое регулирование нормирования в сфере использования природных ресурсов не получило пока должного развития. Нормативы изъятия (использования) природных ресурсов устанавливаются с целью обеспечить удовлетворение общественных потребностей в природных ресурсах, предупредить истощение этих ресурсов. Такие нормативы разрабатываются с учетом возможностей их воспроизводства, сохранения устойчивого функционирования естественных экологических систем.

Общие положения о нормативах допустимого изъятия компонентов природной среды предусмотрены в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" (ст. 26). В соответствии с ним нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды и порядок их установления определяются законодательством о недрах, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о животном мире и иным законодательством в области охраны окружающей среды, природопользования и в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, охраны и воспроизводства отдельных видов природных ресурсов.

Более конкретные требования о нормировании изъятия (использования) отдельных природных ресурсов предусматриваются в природоресурсном законодательстве с учетом специфики того или другого природного ресурса.

Применительно к земельным ресурсам в контексте нормирования встает задача нормирования предоставления земельных участков для строительства промышленных и иных объектов. Согласно статье 33 Земельного кодекса РФ предельные размеры земельных участков, предоставляемых для этих целей, устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

Лимитирование отвода земель осуществляется посредством утверждения Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству по согласованию с другими уполномоченными органами норм отвода земель для автомобильных дорог, железных дорог, аэропортов, магистральных трубопроводов, мелиоративных систем, нефтяных и газовых скважин, предприятий рыбного хозяйства, линий связи и электросетей и т.п.

В Водном кодексе РФ в ряде статьей установлены требования к забору воды. В частности, для каждого водохранилища должны утверждаться Правила использования водных ресурсов водохранилища. Правила помимо других требований, должны содержать объем водопотребления (ст. 45). Для каждого речного бассейна уполномоченным федеральным органом исполнительной власти разрабатывается схема комплексного использования и охраны водных объектов. Схемой устанавливаются лимиты и квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта (ст. 33). Объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов в обязательном порядке должен содержаться в договоре водопользования (ст. 13) и решении о предоставлении водного объекта в пользование (ст. 22).

Инструментом обеспечения принципов рационального, непрерывного и неистощительного пользования лесным фондом призвана служить расчетная лесосека. В соответствии с Лесным кодексом РФ расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования устанавливаются в лесохозяйственном регламенте (ст. 87). Лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка, составляемый на срок до десяти лет, является основой использования лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка.

Федеральный закон "О животном мире" (ст. 17) предусматривает, что нормирование в области использования и охраны животного мира и среды его обитания заключается в установлении лимитов использования объектов животного мира; установлении стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны животного мира и среды его обитания. В Законе не определяются критерии, с учетом которых должны устанавливаться лимиты использования животного мира.

Относительно водных биоресурсов требования по нормированию изъятия конкретизированы Федеральным законом "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов". Общие допустимые уловы водных биоресурсов во внутренних водах Российской Федерации, в том числе во внутренних морских водах РФ, в территориальном море РФ, на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, в Азовском и Каспийском морях, а также квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, предоставленные Российской Федерации в соответствии с международными договорами , устанавливаются применительно к отдельным видам квот (ст. 30). Законом предусмотрены, в частности, квоты добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления:

  • промышленного рыболовства (за исключением прибрежного рыболовства) на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ (промышленные квоты);
  • прибрежного рыболовства во внутренних морских водах РФ, в территориальном море РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ (прибрежные квоты);
  • рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях (научные квоты);
  • рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях;
  • рыболовства в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов;
  • для организации любительского и спортивного рыболовства;
  • в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
  • для Российской Федерации в районах действия международных договоров РФ в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;
  • в исключительной экономической зоне РФ для иностранных государств , устанавливаемые в соответствии с международными договорами РФ в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;
  • промышленного рыболовства во внутренних водах РФ, за исключением внутренних морских вод РФ (промышленные квоты пресноводных водных объектов).

Общие допустимые уловы водных биоресурсов ежегодно распределяются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и утверждаются федеральным органом исполнительной власти , осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов,

Что касается использования полезных ископаемых, то каких-либо требований и критериев для определения разрешаемых объемов добычи полезных ископаемых Федеральный закон "О недрах" не устанавливает. Эта деятельность отдается на усмотрение Правительства РФ , органов исполнительной власти субъектов РФ , а также федерального органа управления государственным фондом недр и органов государственного горного надзора (ст. 36).

В Законе РФ "О недрах" отсутствуют требования о нормировании допустимого изъятия ресурсов недр, что не может не беспокоить нас. Правительство, не особенно заботясь о создании национального богатства за счет развития экономики (промышленности, сельского хозяйства и т.д.), в огромных объемах разрешает добывать нефть, газ и другие ресурсы недр для продажи за рубежом. Более чем на 50% доходная часть государственного бюджета формируется за счет продажи этих богатств природы. Такое положение вещей , очевидно, не отвечает общественным интересам, особенно интересам будущих поколений. Если будут сохранены нынешние темпы и масштабы добычи ресурсов недр, то будущие поколения будут их лишены.

Ситуация в этой сфере может измениться с принятием Федерального закона "Об охране окружающей среды". Согласно статье 26 нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды и порядок их установления определяются, наряду с иным отраслевым законодательством, законодательством о недрах.

2) зако-ны и иные нормативные акты РФ и субъектов РФ в области природопользования и охраны окружающей среды;

3) указы и распоряжения Президента РФ и постановления Правитель-ства РФ;

4) нормативные акты министерств и ведомств;

5) нормативные решения органов местного самоуправления.

1. Конституция Российской Федерации (1993 г.) провозгла-шает права граждан на землю и другие природные ресурсы, на благоприятную окружающую среду (экологическую безопас-ность), на возмещение ущерба, причиненного его здоровью, на участие в экологических организациях и общественных дви-жениях, на получение информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране. Одновременно Кон-ституция РФ устанавливает обязанности граждан соблюдать требования природоохранного законодательства, принимать участие в охране окружающей природной среды, повышать уровень знаний о природе и экологическую культуру. Консти-туция РФ также определяет организационные и контрольные функции высших и местных органов власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов.

2. Законы и иные нормативные акты РФ и субъектов РФ в области природопользования и охраны окружающей природной среды.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды » (2002 г.) лежит в основе природоохранного законодательстваРФ. Зада-чами природоохранительного законодательства Российской Федерации являются регулирование отношений в сфере взаи-модействия общества и природы с целью сохранения природ-ных богатств и естественной среды обитания человека, предот-вращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окру-жающей природной среды, укрепления законности и правопо-рядка в интересах настоящего и будущих поколений людей.

Настоящий закон охватывает все аспекты природопользо-вания и охраны окружающей среды, и нормы других законов в области охраны окружающей среды не должны противоре-чить Конституции РФ и Федеральному закону «Об охране окружающей среды».


Федеральный закон «Об экологической экспертизе » (1995 г.) регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяй-ственной и иной деятельности на окружающую природную среду и предусматривает в этой части реализацию конститу-ционного права субъектов Российской Федерации на совмес-тное с Российской Федерацией ведение вопросов охраны ок-ружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Федеральный закон «Об особо охраняемых природных терри-ториях » (1995 г.) регулирует отношения в области организа-ции, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных при-родных комплексов и объектов, достопримечательных природ-ных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологи-ческого воспитания населения.

Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха » (1999 г.) устанавливает правовые основы охраны атмосферного возду-ха. Атмосферный воздух является жизненно важным компо-нентом окружающей природной среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных. Важнейши-ми общими мероприятиями охраны воздушного бассейна на-званы установление нормативов предельно допустимых кон-центраций (ПДК) и предельно допустимых выбросов (ПДВ), а также платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ.

Федеральный закон «О радиационной безопасности населения » (1995 г.) определяет правовые основы обеспечения радиаци-онной безопасности населения в целях охраны его здоровья. Он провозглашает принцип приоритета здоровья человека и окружающей природной среды при практическом использо-вании и эксплуатации объектов ионизирующих излучений. В случае радиационной аварии закон гарантирует возмещение ущерба здоровью и имуществу граждан. Законом устанавлива-ется также компенсация за повышенный риск, связанный с проживанием вблизи ядерных и радиационных установок, в виде улучшения социально-бытовых условий населения и др.

Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994 г.) определяет правовые основы защиты населения, тер-риторий и акваторий при возникновении природных и техногенных чрезвычайных ситуаций.

Федеральный закон «Об отходах производства и потребле-ния» (1998 г.) определяет правовые основы обращения с отхо-дами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую при-родную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйствен-ный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здо-ровья граждан (1993 г.) регулируют отношения граждан, органов государственной власти и управления, хозяйствующих субъек-тов, субъектов государственной, муниципальной и частной сис-тем здравоохранения в области охраны здоровья граждан.

Федеральный закон «О недрах » (1992 г.) регулирует правовые отношения при изучении, использовании и охране недр. За-кон направлен, в первую очередь, на рациональное использо-вание недр и их загрязнение.

Земельный кодекс РФ (2001 г.) регламентирует охрану зе-мель и защиту окружающей природной среды от возможного вредного воздействия при использовании земли. Основными правовыми функциями охраны земель являются сохранение и повышение плодородия почв, сохранение фонда сельскохо-зяйственных земель. Экологическими нарушениями считают-ся порча, загрязнение, засорение и истощение земель. Кодекс регламентирует куплю-продажу земель и совершение других земельных сделок.

Водный кодекс РФ (1995 г.) регулирует правовые отношения в области использования и охраны водных объектов. Закон на-правлен на охрану вод от загрязнения, засорения и истощения.

Лесной кодекс РФ (1997 г.) регулирует отношения, возника-ющие при пользовании лесным фондом Российской Федера-ции в целях создания условий для рационального использова-ния, воспроизводства, охраны и защиты лесов, устанавливает правовые основы рационального использования, охраны, за-щиты и воспроизводства лесов, повышения их экологическо-го и ресурсного потенциала.

Федеральный закон «О животном мире» (1995 г.) регулирует отношения в области охраны и использования животного мира, а также в сфере сохранения и восстановления среды его оби-тания в целях обеспечения биологического разнообразия, ус-тойчивого использования всех его компонентов, создания ус-ловий для устойчивого существования животного мира, со-хранения генетического фонда диких животных и иной защи-ты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды.

3. Указы и распоряжения Президента РФ и постановления Правительства РФ затрагивают широкий круг экологических вопросов. Например, Указ о концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (1996 г.).

4. Нормативные акты природоохранительных министерств и ведомств издаются по вопросам рационального использова-ния и охраны окружающей природной среды в виде постанов-лений, инструкций, приказов и т.д. Они являются обязатель-ными для других министерств и ведомств, физических и юри-дических лиц.

5. Нормативные решения органов местного самоуправления (мэрий, сельских и поселковых органов) дополняют и конк-ретизируют действующие нормативно-правовые акты в обла-сти охраны окружающей природной среды.



 

Возможно, будет полезно почитать: