Политические и гражданские права в социальном государстве. Основные гражданские и политические права личности

Как и во всех прочих сферах судопроизводства, в административном праве также предусмотрена возможность подачи апелляционной жалобы на сомнительное постановление. Это право гарантировано российским законодательством и закреплено в КАС РФ.

Субъекты административного производства и сроки подачи апелляции

Кто в Российской Федерации может стать участником административного судопроизводства? Это важно знать всем гражданам России, а также проживающим в стране иностранцам. Помимо граждан РФ и имеющих двойной гражданский статус, в процессе по делу могут участвовать:

  • государственные, частные компании, предприятия, учреждения;
  • граждане, находящиеся на должности государственного служащего;
  • организации общественного статуса, их работники;
  • граждане, имеющие иностранное подданство, не имеющие гражданства, а также беженцы и переселенцы.

В КАС РФ четко и определенно прописано, что относится к административным нарушениям: это действия, которые были причиной нарушения прав или интересов граждан. Если в результате рассмотрения иска по делу в порядке административного производства судебной инстанцией был вынесен сомнительный вердикт, его следует обжаловать.

Так как в КАС РФ отсутствует перечень лиц, которые могут предъявить претензии к постановлению суда первой инстанции по административному делу, то по общепринятым правилам, такое право имеют:

  1. участники процесса: истец, прокурор, ответчик, прочие;
  2. лица, в не принимавшие участие в административном производстве, права которых оказались нарушены изданным вердиктом;
  3. категория лиц, подававшие исковые заявления относительно защиты интересов недееспособных подопечных (это могут быть опекуны, организации ветеранов и др.).

Как и в других сферах судебного производства, обжалование по административному делу должно быть подано в соответствии с действующем порядком. Временной период, установленный для этого равен одному месяцу. Есть и другие сроки, установленные КАС РФ в зависимости от вида административного дела, вердикт по которого оспаривается. Более подробно об этом расписано в статье 298.

Если заинтересованное лицо пропустило срок подачи апелляционной жалобы, оно может попытаться его восстановить. Но это возможно лишь в том случае, если в отведенное время несправедливый судебный акт не был обжалован в связи с уважительными обстоятельствами. Апеллянт должен написать прошение о восстановлении прошедшего срока, написав об уважительных обстоятельствах с приложением доказательств. Прошение вместе с апелляцией предъявляется в судебную инстанцию. Признав причины уважительными, суд восстановит срок и примет жалобу. Если судебная инстанция откажет в восстановлении срока, ходатайство об обжаловании сомнительного вердикта по делу административного производства не будет принято к разбирательству.

Кодексом административного судопроизводства предусмотрено также предоставление частной жалобы. Такой вид претензии может быть предъявлен на судебное определение учреждения 1-й инстанции. Ее следует подать в течении двух недель с момента издания определения, за исключением особых случаев, оговоренных в статье 314 Кодекса.

Содержание апелляционной бумаги по административному делу

Чтобы жалоба на приговор административного характера была принята судебным учреждением, ее надо подать вовремя и правильно составить. Электронный образец можно заполнить прямо на официальном сайте апелляционного учреждения. Такая возможность значительно упрощает процедуру и экономит время апеллянта.

Чтобы заполнить электронный образец надо внести информацию в каждое поле предоставленной формы. Сопутствующие материалы (справки, квитанции, протоколы и прочие) придется отсканировать и прикрепить файлы к электронному прошению.


Для тех, кто хочет предъявить претензию лично (по почте), предлагаем образец такой бумаги, на основании которого каждое заинтересованно лицо сможет написать свой вариант прошения. Но прежде остановимся на некоторых важных правилах оформления, регламентированные КАС РФ в главе 34.
  1. Бумага составляется на листе А4 - формата. В шапке указывается суд, в который направляется претензия, процессуальный статус и данные автора жалобы, а также других участников.
  2. Основная часть прошения описывает, по какому делу у автора есть возражения относительно вердикта судебного органа. Следует описать все допущенные судом нарушения в процессе разбора дела и вынесения постановляющего документа.
  3. После этого необходимо высказать свое прошение.

Когда жалобу подает лицо, не принимавшее участие в процессе, но чьи права и свободы были попраны оспариваемым судебным актом, это надо особо подчеркнуть. Жалоба пишется в деловом стиле, без эмоциональных выражений и употреблений эпитетов. Не допускается делать зачеркивания и исправления в тексте.

Обязательной составляющей жалобы являются копии необходимых бумаг, на которые ссылается апеллянт (судебный акт и др.), заверенные в законном порядке. Апелляция должна быть подана в нескольких экземплярах, количество которых соответствует числу участников разбирательства по делу. Выполнив эти рекомендации, регулируемые КАС РФ, и ориентируясь при написании бумаги на приведенный ниже пример, вы обезопасите себя от непринятия жалобы к рассмотрению.

Судья должен разобраться во всех нюансах дела в течение двух месяцев и вынести свое решение. Изданный апелляционным учреждением акт сразу же обретает законную силу. Опротестовать решение можно в порядке подачи кассационного обращения в учреждения 3-й инстанции.

Образец структуры и содержания жалобы

Для того, чтобы грамотно составить апелляционное ходатайство, предлагаем образец такой бумаги. Если выполнить точно советы по написанию и оформлению документа, сверяясь с приведенным примером, и не пропустить регламентированный законодательством срок, жалоба будет принята судебным учреждением к разбирательству.

В областной суд Ивановской области,

г. Иваново, ул. Володарского, д. 10

от истца Селезнева Виктора Владимировича,

г. Кинешма Ивановской обл., ул. Речная, д. 19, кв. 5, телефон XXX YYYYYYY

(через районный суд г. Кинешма Ивановской области, г. Кинешма, ул. Заозерная, д. 1)

Ответчик ОГИБДД МО МВД РФ по Ивановской области «Кинешемский»

01.08.2016 в отношении меня, Селезнева В.В. сотрудником отдела ГИБДД МО МВД РФ Ивановской области «Кинешемский» был составлен Протокол от 01.08.2019 № 158/55 за якобы совершенное нарушение (парковка в запрещенном месте). На основании указанного Протокола вынесено Постановление № 888999 по делу о нарушении административного характера.

Я, ввиду несогласия с указанным Протоколом и Постановлением, подал соответствующее заявление в районный суд г. Кинешма Ивановской области.

19.08.2019 мое дело было рассмотрено районным судом г. Кинешма, в результате чего это учреждение вынесло Решение № 5656, в результате которого Постановление № 888999 оставлено без изменений.

Считаю Решение № 5656 от 19.08.2019 районного суда г. Кинешма Ивановской области и
https://www.youtube.com/watch?v=7uU65dOWSsA
Постановление № 888999 по делу об админ. нарушении не правомерными, так как 01.08.2016 я припарковал свой автомобиль не на пересечении проезжих частей, согласно составленного Протокола от 01.08.2019 № 158/55, а на «пяточке безопасности» возле д. 34 по ул. Лермонтова, где ранее располагалась платная стоянка. Подтвердить этот факт может гражданин Кирилов Антон Георгиевич, проживающий в г. Кинешма Ивановской области, ул. Лермонтова, д.34, кв. 16. Указанный свидетель не был допрошен, что является нарушением статьи 51 КАС РФ.

Руководствуясь статьей 295 КАС РФ, на основании вышеизложенного прошу:

  1. Отменить Решение № 5656 от 19.08.2019 районного суда г. Кинешма Ивановской области.
  2. Прекратить производство по административному делу.

Приложение:

  1. Копия Решения № 5656 от 19.08.2019 районного суда г. Кинешма.
  2. Копия Постановления № 888999.

15.09.2019 (подпись) В.В. Селезнев

Если в поданной апелляционной бумаге были обнаружены какие-то недостатки, судья обязан их обнаружить и написать об этом апеллянту не позже, чем в пять дней. В своем определении, должностное лицо должно установить срок для устранения выявленных недочетов. В течение этого времени жалоба останется без движения. Если апеллянт не уложится в отведенный срок, судебного разбирательства по его жалобе не будет.

В Московский городской суд
107076, г.Москва, Богородский вал, д.8

Через Бабушкинский районный суд г. Москвы
129327, ул. Ленская, д.2/21

Заявитель: Аполян Вачаган Сережаевич
Паспорт КН 0528319
Зарегистрирован по адресу: Республика Армения,
Ширакская область, с. Асушаван, ул. 45, д.87.
Зарегистрирован в РФ по адресу:
г. Москва, ул. Башиловская, дом 47,

Защитник: Римов Юрий Алимбегович
г. Москва, Северный бульвар, д.32, кв. 1036
тел. ____________________________

Заинтересованное лицо:
Управление ФМС России по г. Москве
115035, г. Москва, ул. Б. Ордынка, д. 16/4, стр. 4
Дело № 5-91273/2014

Апелляционная жалоба по административному делу

25.04.2014г. в отношении Заявителя, Бабушкинским районным судом г. Москвы было вынесено Постановление о привлечении его к административной ответственности по ч.2 ст.18.10 КоАП РФ, и назначено наказание в виде штрафа 5000 руб. с административным выдворением за пределы РФ. С данным Постановлением Суда Заявитель не согласен, полагает, что Суд неверно определил фактические обстоятельства дела, а также допустил нарушения норм материального и процессуального права.

Доводы Жалобы тезисно сводятся к следующему:

1) Знакомый Заявителя - Марвин Карапетян обещал познакомить его с человеком, работающим на стройке, который может помочь ему получить разрешение на работу и трудоустроиться. Когда Заявитель приехал по указанному адресу, Карапетян еще не подъехал. Рядом с огороженной территорией объекта находилось около 15 человек, которые, вероятно, также прибыли для трудоустройства. Через некоторое время после того как Заявитель прибыл по адресу г. Москва, Ярославское шоссе, д. 113-115 для встречи с Карапетяном и ожидал около стройки появились люди в штатском, которые громко кричали и размахивали руками. Они заставили Заявителя одеть форменную жилетку и сфотографировали. Цель их действий ему была непонятна, однако, они вели себя угрожающе. После того, как Заявителя и иных задержанных сфотографировали их посадили в машину и отвезли в отделение полиции. Заявителю не дали собственноручно писать объяснения, а предложили подписать напечатанные Объяснения указав соответствующие графы для подписи. Под давлением сотрудников ФМС Заявитель был вынужден подписать Объяснения, фактически, не будучи ознакомленным с их содержанием.

Только после суда Заявитель узнал, что якобы он работает в ООО «Технодвор» уже несколько дней и должен зарабатывать 1 000 (тысячу) рублей в день. Но никаких денег он не получал и не договаривался об их получении, к работам не приступал. Заявитель также не понимал, что может просить о предоставлении услуг Защитника и Переводчика. Ни о каком графике работ не договаривался.

Невыполнение должностными лицами административного органа требований КоАП РФ, обеспечивающих создание надлежащих процессуальных условий для справедливого разбирательства дела, повлекло нарушение процессуальных прав Заявителя и не позволило в полном объеме установить фактические обстоятельства дела.

2) Представляется, что суд первой инстанции ошибочно усмотрел в действиях Заявителя признаки трудовой деятельности.

Между тем Судом первой инстанции не установлено:

  • Был ли допущен Заявитель к трудовой деятельности поскольку в материалах дела отсутствуют трудовой и гражданско - правовой договор, нет показаний предполагаемого Работодателя;
  • Кем именно был допущен Заявитель - каким юридическим лицом или его представителем.
  • Отсутствуют сведения о том, знал ли об этом предполагаемый работодатель, отдавал ли он соответствующие поручения своему представителю.

Иных доказательств состава административного правонарушения в действиях Заявителя, кроме Объяснений самого Заявителя, напечатанных за него работниками ФМС и подписанных им под давлением сотрудников ФМС, в материалах дела не имеется.

Фототаблица, где Заявитель сфотографирован в похожей на форменную жилетку не может являться доказательством, потому что не дает представления о том, что именно он делает, в какой отрезок времени и на какой территории. Кроме того, Заявитель утверждает, что жилетку ему пришлось надеть под влиянием угроз со стороны сотрудников ФМС.

Протокол об административном правонарушении составлен без участия понятых и также подписан Заявителем под влиянием угроз.

Таким образом, иных доказательств, кроме показаний самого Заявителя (Объяснение и Протокол), в деле нет. От данных показаний Заявитель отказывается, поскольку они получены от него под давлением и с нарушением процессуальных норм.

И т.д...

Полную форму типового бланка и образца апелляционной жалобы по административному делу можно скачать из прикрепленной к странице формы.

Политические права тесно связаны с личными правами, которые наполняют их конкретным содержанием. В отличие от личных прав, которые принадлежат каждому человеку, многие политические права и свободы принадлежат только гражданам государства. Политические права и свободы связаны с организацией и осуществлением политической власти в государстве, характеризуют положение личности в политических отношениях и обладают политическим содержанием; являются способом привлечения граждан к политическому народовластию.

1. Свобода слова - это юридически определённая возможность высказывать вслух в обществе мнение, суждения, взгляды и концепции. Все демократические конституции мира закрепляют эту свободу, видя в ней основу для свободы печати, оппозиции, критики, инакомыслия и прав меньшинства. Эта свобода, как никакая другая, опасна в руках людей безответственных, разного рода карьеристов, демагогов и амбициозных политиков. Злоупотребление свободным и особенно печатным словом часто в истории многих стран подрывало общественные устои и вело к ликвидации самой свободы слова, как и свободы в целом. Признание свободы слова требует и признания возможности ее ограничения - не только этического и культурного, но и юридического. Конституция РФ гарантирует свободу мысли и слова, но она же устанавливает, что не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

2. Право на информацию. Зачастую отождествляется со свободой слова. Подразумевает право свободно получать и распространять информацию, доступ к которой не ограничен законодательством.

3) Право на объединение - право на создание общественных объединений, в том числе профсоюзов. Можно отметить явно положительный момент: п.2 ст.30 Конституции РФ говорит о том, что нельзя принуждать вступать в какое-либо общественное объединение. Если общественное объединение не регистрируется, оно не имеет никаких прав.

4) Право на манифестацию. Право собираться мирно и без оружия и проводить митинги, шествия, демонстрации, пикетирования и т.д. Регламентируется ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

5) Право на участие в управлении государственными делами. Оно реализуется в 2-х формах: непосредственная форма и опосредованная (т.е. через представителя).

6) Право на участие в отправлении правосудия - право участвовать в качестве присяжных заседателей.

7) Право на петиции. – право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Конституция РФ закрепляет политические права и свободы весьма скупо. Они, в сущности, только обозначены, и нет никаких попыток выявить сложность конструкции и указать пределы возможных ограничений. Неоправданно мало (опять же вопреки зарубежному опыту) сказано в Конституции о профсоюзах, собраниях, демонстрациях и шествиях. Ничего не говорится о демократических требованиях к внутренней организации общественных объединений, о недопустимости злоупотреблений со стороны общественных объединений. Конституция не раскрывает в необходимой степени содержание свободы печати. Многие из этих прав и свобод как бы «списаны» с соответствующих статей Международного пакта о гражданских и политических правах, что, однако, не должно было помешать их более углубленной конституционной регламентации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО "Пермский Государственный Университет"

Юридический факультет

Кафедра Социальной работы

Реферат

ГРАЖДАНСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Выполнила: студентка 5 курса 11 группы

дневного отделения

специальности "Социальная работа"

Колпакова Юлия Сергеевна

Пермь

2011

Права человека -- права, образующие основу правового статуса личности составляют ядро конституционного права правовых государств.

Конкретное выражение и объём этих прав в позитивном праве различных государств, как и в различных международно-правовых договорах может отличаться. В международном публичном праве впервые закреплены Всеобщей декларацией прав человека ООН. В странах-членах ОБСЕ вопросы прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона носят международный характер и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства.

Впервые понятие "права человека" встречается во французской "Декларации прав человека и гражданина", принятой в 1789 году, хотя до этого идея прирождённых прав прошла долгий путь развития, важными вехами на её пути были английская Великая хартия вольностей (1215), английский Билль о правах (1689) и американский Билль о правах (1791).

В XIX веке в различных государствах по-разному складывается первоначальный либеральный набор гражданских и политических прав (свобода и равноправие, неприкосновенность личности, право собственности, избирательное право и др.), в современном понимании весьма ограниченных (имущественные избирательные цензы, политические запреты, неравноправие мужчин и женщин, расовые ограничения и т. п.).

В XX веке под сильным воздействием социалистических движений к гражданским и политическим правам прибавляются социально-экономические права (как правило, права трудящихся: право на объединение в профсоюзы, на труд, отдых, социальную помощь и т. д.).

В 1922 году по инициативе немецкой и французской лиг за права человека, два десятка организаций в разных странах создают Международную федерацию за права человека (FIDH), первую в мире международную организацию по защите прав человека.

Вторая мировая война и трагический опыт тоталитарных режимов инициировали качественный скачок в развитии института прав человека и гражданина, ведущую роль в развитии которого приобретает международное право.

10 декабря 1948 года резолюцией Генеральной Ассамблеей ООН была принята и провозглашена "Всеобщая декларация прав человека".

Классификация прав и свобод человека и гражданина

Любая классификация прав человека в известной степени условна, поскольку некоторые права с примерно равными основаниями могут быть отнесены к разным видам и должны охватывать друг друга. Права и свободы человека и гражданина разделяются на базовые (неотчуждаемые), основные (конституционные) и общепризнанные (закреплённые в международно-правовых актах). В правовой доктрине по основной сфере проявления в общественных отношениях права человека обычно делятся на личные, политические, социально-экономические и культурные, однако, в значительной степени и такое деление символично. Для ряда из них существенно лишь различие между правами человека и правами гражданина. Права человека также можно поделить на 1) личные + политические; 2) социально -- экономические; 3) культурные + коллективные. Ниже приведена наиболее популярная теория классификации прав и свобод человека и гражданина.

Гражданские права человека

Важность гражданских прав человека:

Гражданские права человека - это группа прав, воплощающих индивидуальную свободу человека (личности). Ими от рождения обладает каждый человек, и они призваны гарантировать индивидуальную автономию и свободу, защищать личность от произвола со стороны власти и других людей.

В отличие от других прав человека, где личность выступает в качестве политического деятеля (политические права), труженика и собственника (экономические права), участника социальной и культурной жизни (социальные и культурные права), в гражданских правах воплощаются интересы человека как индивидуальности, т.е. личности, обладающей неповторимыми и своеобразными особенностями. Эти права индивидуализируют личность, способствуют наилучшему проявлению духовных интересов, склонностей, личных способностей. Они гарантируют возможность беспрепятственного выбора различных вариантов поведения в сфере индивидуальной свободы. Их содержание определяется тем, что они призваны обеспечить такие существенные блага этой свободы как неприкосновенность жизни, честь и личное достоинство, личную безопасность, блага частной и семейной жизни.

Являются правами каждого, и хотя часто именуются гражданскими, не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него. Считаются прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. Необходимы для охраны жизни, достоинства и свободы человека. К личным правам обычно относят:

-Право на жизнь

-Право на свободу и личную неприкосновенность

-Право на достоинство личности

-Право на неприкосновенность частной жизни

-Право на неприкосновенность жилища

-Право на самозащиту, в том числе право на эффективные средства самозащиты, такие как огнестрельное оружие

-Право на национальную и культурную самоидентификацию

-Свобода совести и свобода мысли

-Свобода передвижения и выбора местожительства;

-Свобода выбора национальности и языка общения

-Право на судебную защиту

-Свобода вероисповедания (каждый человек может придерживаться любой религии, или создать свою собственную)

-Право на имя

-Право на частную собственность (некоторыми правоведами относится к экономическим; во Франции признано одним из основных личных прав со времён Великой французской революции)

Политические права и свободы человека

Эта группа конституционных прав и свобод позволяет гражданам участвовать в политической жизни. Эти права и свободы провозглашены всеобщей декларацией прав человека, закреплены в Международном пакте о гражданских и политических правах Они составляют (в разных сочетаниях) обязательную часть Конституций демократических государств. Политические права и свободы могут быть реализованы гражданином как индивидуально, так и через объединение с другими людьми. Личный (индивидуальный) характер носит, например, право избирать и быть избранным. право свобода человек гражданин

Свобода союзов и ассоциаций подразумевает право граждан на создание политических партий и других общественных организаций, которые обладают свободой деятельности. Число партий и союзов, как правило, велико, что внешне создает впечатление о широких возможностях реализации этого права. Однако большинство из них малочисленны, а зачастую и не ведут сколько-нибудь заметной общественной деятельности. Реально проявляют себя только крупные политические партии, профсоюзы, объединения предпринимателей, религиозные общества, творческие союзы, спортивные клубы и т. п.

Право граждан на объединение в политические партии обставлено достаточно серьезными гарантиями. Однако они не распространяются на партии, преследующие незаконные цели. В ФРГ Основной закон (ст. 21) Современные зарубежные конституции. Москва. Мос-ий Юр. Ин-т. 1992. объявляет антиконституционными те партии, которые по своим целям или действиями своих сторонников стремятся причинить ущерб основам свободного демократического строя или устранить его либо поставить под угрозу существование ФРГ. По таким основаниям в некоторых странах ставились вне закона партии левой оппозиции. Но в настоящее время коммунистические партии и другие левые организации в развитых странах пользуются легальным статусом.

Суть свободы демонстраций и собраний состоит в том, что на проведение собраний, митингов, шествий, манифестаций, демонстраций не требуется предварительного разрешения властей и они не ограничиваются местом и временем. Но практически такой неограниченной свободы нет ни в одной стране. Полиция не только дает (или не дает) соответствующее разрешение, но и предписывает маршруты крупных шествий, контролирует время их начала и конца, применяет оцепления участников и физическое воздействие на них в случае "несоблюдения общественного порядка". Жесткие полицейские порядки распространяются на митинги под открытым небом (на площадях, в парках). Все эти меры отнюдь не произвол самой полиции: они имеют четкое правовое закрепление в интересах общественного порядка. В США, например, Верховный суд, постановил, что в этих целях должны регламентироваться время, место и форма демонстраций в общественных местах. Аналогичные законы и постановления, дополненные разнообразным и ограничениями, действуют во всех странах. Основанием для запрета массовых мероприятий является "препятствие движению по улицам", "нарушение общественного порядка", "неподчинение приказам полицейских", "нарушение права владения" и др. Применение всех этих ограничительных положений носит особенно широкий характер, когда власти сталкиваются с массовыми движениями политического протеста.

При проведении демонстраций участники обязаны соблюдать общественный порядок. Запрещается иметь при себе оружие или предметы, которые могут быть использованы против жизни и здоровья людей, причинить материальный ущерб. Согласно закону манифестация может быть запрещена, если ее цели противоречат Конституции, угрожают безопасности граждан. Запрещение возможно только в строго установленных случаях. Органы полиции осуществляют охрану общественного порядка, но не вправе применять специальные средства для пресечения незаконных публичных мероприятий ненасильственного характера, если они не нарушают работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций. Любые неправомерные действия органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц, ущемляющие право на публичные манифестации, могут быть обжалованы в суд.

Составной частью политической свободы является свобода печати, радио и телевидения. Проблема ограничения этой свободы всегда носила острый характер, становясь все более сложной в условиях политических кризисов власти, активизации экстремистских организаций, общего возрастания роли средств массовой информации и их вмешательства в частную жизнь граждан. Ограничения злоупотреблений свободой печати идут главным образом путем расширения составов уголовных преступлений, таких, как клевета и диффамация, подстрекательство к насильственным действиям, распространение запрещенных печатных материалов, призывы к государственной измене, оскорбление личности, распространение ложных слухов и пр. В ряде стран (США, Великобритании, Австралии и др.) предусмотрена высокая материальная ответственность, и даже уголовные наказания за нарушения законов о печати. В законодательстве отдельных государств установлен порядок конфискации публикаций, содержащих недопустимую информацию.

Эти ограничения, однако, мало касаются крупных газет и журналов, которые сохраняют возможность критики политики правительства, разоблачения злоупотреблений официальных лиц.

В число политических прав нередко включается право на участие в отправлении правосудия Конституционное право зарубежных стран. Т. 1. Из-во. БЕК. Москва. 1993 стр. 115. Некоторые конституции фиксируют это в общем виде, используя формулу: "Народ участвует в отправлении правосудия" (Конституция Италии. Ст. 102), другие -- путем указания на формы участия представителей населения в судебном рассмотрении конкретных дел (Конституция США. Ст. III). Исторически сложились две такие формы. Одна - институт заседателей (шеффенов); граждане в числе двух, четырех и более (в зависимости от страны и характера дела) вместе с профессиональным судьей образуют единую коллегию, которая ведет весь процесс, решает все вопросы (включая вынесение приговора) совместно. Европейские страны в большинстве своем (Франция, Германия, Италия и др.) предпочли шеффенскую систему. Другая форма -- институт присяжных заседателей (США, Великобритания): присяжные, также обычные граждане, образуют самостоятельную коллегию в составе, как правило, 12 человек (бывает и 6), которые призваны в итоге судебного разбирательства единогласно или большинством голосов ответить на вопрос: виновен обвиняемый или нет. В зависимости от этого вердикта профессиональный судья выносит приговор.

Политические права и свободы отличаются от личных, социальных, экономических и других прав, тем, что как правило, тесно связаны с принадлежностью к гражданству данного государства. Являются одной из групп основных конституционных прав и свобод граждан, так как определяют их участие в общественной и политической жизни страны. К политическим правам, как правило, причисляются:

Свобода слова (свобода информации)

Свобода средств массовой информации (доступ к информации)

Право обращений или петиций (то есть обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления)

Право на объединение (свобода союзов)

Свобода собраний (право собираться мирно и без оружия, проводить митинги, демонстрации, шествия)

Право на участие в управлении делами государства и на равный доступ к государственной службе

Право на гражданство

Избирательные права) (активное и пассивное субъективное избирательное право: избирать и быть избранным)

Право на участие в отправлении правосудия.

Ограничение прав и свобод.

Поскольку права и обязанности реализуются в обществе, что нередко требует сотрудничества людей, то это обстоятельство обуславливает неизбежность определенных ограничений прав и свобод. Ограничение диктуется, прежде всего, необходимостью уважения таких прав и свобод других людей, а также необходимостью уважения нормального функционирования общества и государства, равно как и любого коллектива. Однако любые ограничения допустимы в том случае и в той мере, в каких они предусмотрены в конституциях.

Формулы конституционных ограничений прав и свобод разнообразны. Есть общие оговорки (генеральные клаузулы) - законодатель в этом случае при формулировании необходимых ограничений прав и свобод связан с указанными в конституции целями ограничений - "свободы и права могут ограничиваться только законом в целях защиты свобод и прав других людей, правопорядка, общественной морали и здоровья" Права человека: Учебное пособие / А.Д. Гусев, Я.С. Яскевич, Ю.Ю. Гафарова и др., под обшей ред. А.Д. Гусева и Я.С. Яскевич. - М.: изд "ТетраСистемс", 2002, с. 89. Есть конкретные оговорки, относящиеся к отдельным правам и свободам. "Жилище неприкосновенно. Без согласия его обитателей никто не может входить в жилище или оставаться в нем, кроме случаев, прямо указанных в законе".

В последнее время обозначились тенденции при формулировании в конституциях оговорок к правам и свободам, отсылающих к закону, четко устанавливать для законодателя задачи и пределы регулирования соответствующих отношений, а также основные содержательные положения этого регулирования.

В современном Конституционном праве существует понятие люстрация (от лат lustratio - очищение), которое означает узаконенный запрет занимать выборные и иные ответственные государственные должности лицам, которые принимали участие в антидемократической, репрессивной деятельности властей при прежнем тоталитарном государственном режиме. Люстрация, таким образом, выступает как формальной политической ответственности за участие в правонарушающей деятельности государственной власти Конституционное право зарубежных стран. Учебник. Баглай М.В. Лейбо Ю.И. М.: изд Энтина, 2004, с.-97 .

Наряду с ограничением прав и свобод, распространяющимися на все население государства, конституции иногда предусматривают индивидуальное лишение прав и свобод как санкцию за злоупотребление ими. "Тот, кто злоупотребляет свободой выражения мнений, в особенности свободой печати, лишается этих основных прав (ст.18 Основного закона ФРГ)".

Особенность немецкого конституционного регулирования основных прав человека -- возможность их ограничения со стороны государства. Так, лица, которые используют права, и свободы для борьбы против свободного демократического строя могут быть лишены решением Федерального конституционного суда права на:

свободу печати;

свободу преподавания;

свободу собраний;

свободу объединений;

тайну переписки, почтовой, телеграфной и иной электросвязи;

право собственности; право убежища.

Наконец, следует отметить, что конституции часто предусматривают возможность ограничения тех или иных прав и свобод при чрезвычайных обстоятельствах (война, стихийное бедствие и т.д.).

Литература

1. Нормативно-правовые акты:

1. Всеобщая декларация прав человека, 1948 г.

2. Международный пакт о гражданских и политических правах, 1966 г.

3. Современные зарубежные конституции. Москва. Мос-ий Юр. Ин-т. 1992

Литература.

4.Глущенко П. П. Конституционные права и свободы граждан в Российской Федерации: теоретические и организационно-практические вопросы социально-правовой защиты. Дис… докт. юрид. наук. -- С.-Пб., 1998. -- 378 c.

5.Невирко Д. Д. Права и свободы человека и гражданина: проблемы соотношения, взаимодействия и иерархии. Дис… канд. юрид. наук. -- Екатеринбург, 2004. -- 181 c.

6.Нуркаева Т. Н. Личные (гражданские) права и свободы человека и их охрана уголовно-правовыми средствами: вопросы теории и практики. -- С.-Пб.: Юрид. центр Пресс, 2003. -- 254 c.

7.Экштайн К. Основные права и свободы по российской Конституции и Европейской Конвенции. Учебное пособие для вузов. -- М.: Nota Bene, 2004. -- 496 c.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Права и свободы человека. Теория естественного права. Виды прав и свобод человека. Избирательная правосубъектность гражданина. Ограничение прав и свобод. Юридическая защита личности, защита прав и свобод. Органы исполнительной и судебной власти.

    реферат , добавлен 14.12.2008

    Становление прав и свобод человека. Понятие и сущность прав и свобод. Историческое развитие прав и свобод. Виды прав и свобод. Защита прав и свобод. Основные и иные права человека и гражданина. Система механизмов обеспечения и защиты прав и свобод.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2008

    Понятие основных прав и свобод человека и гражданина. Юридические обязанности. Правовой статус личности. Особенности правового статуса осужденного. Роль Федеральной службы исполнения наказаний России в обеспечении прав и свобод человека и гражданина.

    курсовая работа , добавлен 26.07.2014

    Права и свободы человека и гражданина как категория. Эволюция прав и свобод человека и гражданина, их классификация и конституционное закрепление. Актуальные проблемы реализации прав и свобод человека и гражданина в России. Право на судебную защиту.

    дипломная работа , добавлен 17.03.2014

    Права и свободы граждан как важнейший социальный и политико-юридический институт. Классификация прав и свобод личности. Личные права и свободы человека и гражданина. Политические права и свободы. Характеристика социально-экономических прав личности.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2010

    Понятие и историческое развитие института прав и свобод личности. Понятие и сущность правового статуса человека и гражданина. Классификация прав и свобод человека и гражданина. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Республике Молдо

    курсовая работа , добавлен 12.04.2005

    Права и свободы человека как определяющий фактор статуса личности в обществе, их признаки и классификация. Юридические гарантии прав и свобод человека и гражданина. Направления деятельности государства по обеспечению условий для реализации прав и свобод.

    дипломная работа , добавлен 05.09.2016

    Особенности гарантированных конституционных прав и свобод человека и гражданина. Личные и политические права и свободы человека и гражданина. Характеристика основных социальных, экономических и культурных прав и свобод, конституционных обязанностей.

    контрольная работа , добавлен 30.01.2013

    Признание и гарантия прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина.

    статья , добавлен 23.02.2009

    Понятие конституционно-правового статуса человека и гражданина. Гарантирование конституционного права граждан на судебную защиту своих прав. Ограничение прав и свобод гражданина. Проблемы функционирования института Уполномоченного по правам человека в РФ.

Гражданские и политические права - один из двух общих видов всемирно признанных прав человека. Они обеспечивают защиту от государства (например, право на справедливый процесс, презумпцию невиновности, свободу слова) и требуют, чтобы государство предоставляло определенные юридические и политические возможности (например, право голоса, право на справедливый суд присяжных). Эти права изложены в Международном пакте о гражданских и политических правах и в статьях 1-21 Всеобщей декларации прав человека.

Гражданские права - это возможность существования людей в государстве, характеризующие их физическое и биологическое существование, удовлетворения материальных и духовных потребностей.

Гражданские права могут быть различными в разных обществах и разных эпохах. Это может быть:

Право надлежащее применению закона (право на справедливый суд),

Право защиты от политической и социальной дискриминации (по признаку пола, религии, расы и т.д.),

Политические свободы: свобода мысли, свобода вероисповедания, свобода слова, свобода прессы, а также права участия в общественных организациях, право голосовать на выборах или добиваться своего избрания (право голоса) и другие.

Идея гражданских прав вырастает от традиционного признания прав человека (таких как равенство перед законом, свобода слова и совести) к утверждению прав политических (например права голоса на выборах) и социальных (здравоохранение, пенсионное обеспечение и т.д.).

Любые ограничения гражданских прав по признакам пола, расовой, классовой или религиозной принадлежности расцениваются как нарушение статуса гражданина, что противоречит нормам демократии.

В правовом обществе разрешения споров, возникающих в связи с проблемой гражданских прав, является прерогативой суда и осуществляется на принципах конституционной законности.

Данные права являются естественными, личными. Есть естественные, гражданские и личные права является одной группой прав, к которым в ходят одни и те права, например: право на жизнь, право на свободу, личную неприкосновенность и прочее.

Одним из самых не демократичных стран является Саудовская Аравия, где женщины ограничены в передвижении, лишены политических прав, иные религии запрещены законом, а также критика в адрес местной власти и полиции строго карается законом вплоть до смертной казни.

10. Социально-экономические и культурные права человека в контексте международного и национального законодательства.

Экономические, социальные и культурные права занимают достойное место в системе прав человека. Им уделяется большое внимание в деятельности ООН и других международных организаций. Но такая позиция сложилась не сразу. Законодательные акты и конституции, принятые в XVIII-XIX вв. и в начале XX в., содержали в основном перечень гражданских и политических прав. Экономические и социальные права рассматривались в этот период как побочный продукт развития гражданских прав. В начале XX в. заключаются первые международные соглашения в области трудовых отношений. Тем самым началось международное урегулирование рассматриваемого комплекса прав. Важная веха на этом пути - принятие Устава Международной организации труда (МОТ), а в ее рамках целого ряда конвенций по различным аспектам проблемы. Принятие Устава ООН положило начало новому, более качественному этапу в международно-правовой регламентации экономических, социальных и культурных прав. Развернутый и конкретный перечень этих прав содержится во Всеобщей декларации прав человека, в Пакте ООН об экономических, социальных и культурных правах и в других международных документах. В результате получила признание точка зрения о связанности и взаимной обусловленности комплекса прав и свобод человека. Социально-экономические права имеют жизненно важное значение для человека. Без их предоставления традиционные гражданские и политические права во многом утрачивают смысл. «Как бы широко не были представлены свобода слова, свобода совести и тому подобные свободы,- пишет японский философ Я. Кэндзюро,- но если не будет обеспечена «свобода жить», то эти свободы окажутся крайне неустойчивы и недолговечны»1. А в исследовании ООН о дискриминации в области политических наук говорится: Даже при наличии защиты политических прав объем и эффективность, пользования этими правами, значительно сокращается в результате ухудшения условий жизни большинства и увеличения социально-экономических различий между отдельными группами населения». Констатируя факт сложного и длительного процесса признания экономических, социальных и культурных прав, нельзя не отметить положительную роль, которую сыграл в свое время Советский Союз. В принятии международных документов сказались его огромная настойчивость и то внимание, которое уделялось экономическим, социальным и культурным правам в СССР и других социалистических странах. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА Право собственности Это одно из неотъемлемых неотчуждаемых прав. Среди тех, кто активно отстаивал это право,- известный немецкий философ Г.Гегель. Собственность, по определению Гегеля,- это свобода. Он настаивал на признании за лицами абсолютного права частной собственности, считал ложным утверждение, что доля одного собственника должна быть равной доле другого. «Утверждение, будто справедливость требует, чтобы собственность каждого была равна собственности другого, ложна, ибо справедливость требует лишь того, чтобы каждый человек имел собственность»2. По отношению к внешнему миру разумное состояние, писал он, в том, чтобы «я обладал собственностью. Чем я владею и как велико мое владение - это правовая случайность». «Императив собственности» - высшая форма демократического общества, основополагающий принцип политической системы и правового порядка. И все же, признавая и реализуя на деле право частной собственности, не следует бросаться в крайности, допускать ее фетишизацию. На протяжении длительного времени право собственности заменяло и подменяло собой все социально-экономические права, деспотически подавляло их ростки, создавая вокруг себя холодное пространство, безжизненную пустыню. Считалось, что «священное» право собственности делает непостижимыми и невозможными другие социально-экономические права. Время утвердило другую истину. Она заключается в том, что признание права собственности не противоречит признанию и других социально-экономических прав. Более того, они могут проявляться в единстве, составляя комплекс социальных и экономических прав. Реализация права на собственность с неизбежностью приводит к жизни принцип «свободы предпринимательства». Способы его осуществления в разных странах разные. Принципиально важно, чтобы такое право признавалось и регулировалось отечественным законодательством. В этой связи можно считать, что в Беларуси сделаны первые шаги в данном направлении. Право на труд Согласно Пакту об экономических, социальных и культурных правах, право на труд включает в себя «право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается». При этом» право на свободный выбор труда предполагает запрещение рабства и принудительного труда. Право каждого человека на труд и защиту от безработицы зафиксировано в статье 23 Всеобщей декларации прав человека. Полная занятость является необходимым условием реализации права на труд. В то же время в странах СНГ проблема безработицы постоянно обостряется. Часть государственных деятелей и активистов многочисленных партий говорят о невозможности реализации данного права на практике и даже не считают это обязанностью государства. В этой связи уместно вспомнить позицию по данной проблеме канцлера Германии О. фон Бисмарка. 9 мая 1884 г., выступая в Парламенте в дискуссии о праве на труд, он сказал: «Да, я безусловно признаю право на труд и выступаю за это, пока занимаю здесь это место. При этом не встаю на почву социализма». В ответ на реплику из зала: мол, это забота о бедных - он продолжил речь, высказав следующее соображение: «Если граждане говорят, что они здоровы, хотят работы, но не могут найти ее - государство обязано дать им работу. Когда наступают тяжелые времена, государство обязано выполнить свои обязательства - обеспечить работой безработных граждан». Как видим, у канцлера Германии оказалось достаточно опыта и государственной мудрости, чтобы понять, что обеспечить работой людей - это одна из главных забот государства. Право на труд должно дополняться правом каждого на справедливые и благоприятные условия труда. Это право, согласно Пакту об экономических, социальных и культурных правах, включает а) вознаграждение, обеспечивающее, как минимум, всем трудящимся справедливую зарплату и удовлетворительное существование; б) условия труда, отвечающие требованиям гигиены и безопасности; в) одинаковую для всех возможность продвижения по работе на соответствующие более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации; г)отдых, досуг, разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, равно как и вознаграждение за праздничные дни. На пути реализации права на труд, а также на справедливую и достаточную его оплату существуют большие препятствия. Продолжает расти армия безработных. Дискриминация в области оплаты труда в той или иной степени имеет место в подавляющем большинстве стран мира. Выход, как нам представляется, содержится в разумной экономической политике стран, обеспечивающей их постоянное развитие, а также в углублении сотрудничества государств как в этой сфере, так и в области обеспечения прав человека. Права, обеспечивающие условия и средства защиты прав трудящихся В их числе - право на создание и вступление в профсоюзы. Право каждого человека создавать профессиональные союзы и вступать в них для защиты своих интересов признается во Всеобщей декларации прав человека и детально регламентируется в документах как ООН, так и МОТ. Оно может быть ограничено, согласно Пакту об экономических, социальных и культурных правах, только на основе закона в интересах государственной безопасности, общественного порядка и для ограждения прав и свобод других. Пакт также не препятствует введению государством законных ограничений участия в профсоюзных организациях сотрудников вооруженных сил, полиции и администрации государства.



 

Возможно, будет полезно почитать: