Проповедь святейшего патриарха кирилла в праздник рождества пресвятой богородицы во владивостоке. Плод надежды

Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа. С праздником! Сегодня мы с вами переживаем Рождество Пресвятой Богородицы. Скажем языком обычным, человечьим: «День рождения Божией Матери». У нас, у православных, есть праздники наиболее известные и наиболее почитаемые. Не все с ходу могут даже назвать число этого праздника. Из тех, кто православные, увы, далеко не все в этот день в церкви. И это объяснимо: есть более значимые праздники такие, как Пасха, Рождество, Крещение. Но ещё раз скажем: «Сегодня день рождения Божией Матери».

В семье православных народов есть народ, про который, мы все знаем, что он близок нам. Это единоверная Грузия (грузины). Мне рассказывали о традиции, которая есть у этого народа. В день Рождества Пресвятой Богородицы они идут в церковь несколько по-особому. Мы знаем церковное Предание, что, по жребию, удел апостольства Богоматери - Иверия (Грузия). Но, промыслом Божьим, от Её лица там совершил служение другой человек - равноапостольная Нина. Но, грузины очень дорожат тем, что Грузия - это удел Богоматери! В этот день многие православные грузины идут в храмы и несут с собой цветы. И говорят, что эти цветы - для Мамы! Это очень сильно. Мне кажется, это очень сильно – «цветы для Мамы»!

Настоящий сын, настоящая дочь не могут не переживать день рождения своей матери по-другому, как только праздник. Поэтому и мы с вами скажем, что у нас сегодня праздник - праздник Той, Которой мы усыновлены у креста нашего Спасителя. Значит, это и наш праздник! И если в правоверной Грузии знают из церковного Предания, знают из опыта духовной жизни, насколько близка, сильна, любвеобильна молитва Богоматери об Иверском земном уделе, то ведь и наш народ знает, насколько близка Божия Матерь нашему народу, с какой любовью Она благословляет нашу Русь. Поэтому мы сегодня не можем стать дальше наших братьев из Грузии. И мы говорим: «Сегодня день рождения нашей Матери!». И это не просто слова, не просто чьи-то личные переживания. Тому есть свидетельства.

Мы, православные, знаем, что слово «случайность» в том смысле, как мы его понимаем, не имеет права на существование, потому что для нас оно абсолютно ничего не выражает. Тот, который сказал в Евангелии, что и волос с головы нашей не падает, если нет на то воли Небесного Отца (Лк.21:18), говорит нам тем самым, что случайного не бывает. Всё имеет причину, смысл и цель. Случайностей нет в жизни отдельного человека. Тем более, в жизни целого народа!

Вот мы сегодня календарём церковным, изначальным, юлианским знаем, какое сегодня число – 8 сентября. Но, к сожалению, католический календарь, после Указа Ленина, стал государственным для россиян, и этот день соответствует 21 сентября. Но истинным календарём сегодня - 8 сентября. Чем известно это число для России? Мы знаем, в этот день, этим числом на Куликовом поле, почти 7 веков тому назад, за молитвы Богоматери, наши предки не просто одержали победу военную, историческую, политическую… Перелом многого произошёл в истории нашей Родины! Но для нас с вами сегодня не это важно, хотя всё это правда. А то важно, что, когда наши предки в этот день оказались на поле битвы, поле подвига, поле смерти, они, будучи православными, понимали, что это за день! Понимали, Кто с ними! Нам, православным, не трудно представить, с какой надеждой на Божию Матерь именно в этот день, с какой молитвой, обращённой к Ней, шли они на ратный подвиг. И за это их упование на Неё, именно за это Господь даровал им победу. Благодаря вере своей, они смогли одержать победу. А то, что это чудо было от Богоматери, видно и в предыдущей истории, и в последующей.

Нам же, стоящим здесь, на берегах средней Волги, на месте, где Богоматерь понудила Андрея Боголюбского глубоко пережить явление Покрова Своего, с которогоначалось почитание Божией Матери на Руси, это особо близко и дорого. Поэтому, в день сегодняшний, взирая на прошлое не только личное, но и всего нашего народа, мы с вами можем сказать: нам понятна радость православной Грузии в сегодняшний день. Понятна потому, что это и наша радость. Она близка и нам. Мы тоже сегодня торжествуем День рождения нашей Небесной Матери, под молитвами Которой, повторюсь, не только жизнь каждого из нас совершается, а ведома историческая жизнь целых народов, уповающих на Неё. Что добавить к этому? Разве только одно: «Есть на этой земле счастливые люди! Это мы! Православные! Наследники Святой Руси, усыновленные Матерью Бога». С праздником всех!

Чтобы понять, насколько велик этот день, мы должны увидеть, что значит пришествие Христа Бога в мир, что значит для нас Его Крест и Воскресение - избавление от смерти вечной. То, что превосходит всякую меру разумения. И в сегодняшнем празднике уже присутствует надежда, что встреча с Богом возможна - встреча Пресвятой Девы Марии и всего рода человеческого.

Что поражает нас прежде всего в Евангелии о Пресвятой Деве Марии? «Се Раба Господня, - говорит Она, - да будет Мне по слову Твоему» (Лк. 1:38 ). Эти слова раскрывают нам тайну Ее личности. Она приносит всю Себя Богу - Свою душу и тело, ум и сердце, - исполняя первую и главную заповедь о любви к Богу, и вторую заповедь, подобную ей, о любви к человеку. В этом Ее ответе присутствует твердость и решимость по отношению к Богу и по отношению к Себе. Свое девство Она сохранит по отношению к миру во веки веков. И Она примет Своей чистотой Бога Духа Святого.

Она Раба Господня, настолько преданная Богу, что может стать вместилищем Бога и стать Божией Матерью. Какая огромная разница между Нею и Адамом и Евою, которые отвергли слово Божие, своевольно захотели вкусить пищу, запрещенную Богом, чтобы самим стать богами! Отвергнув слово Божие, живое и животворящее, они познали смерть. А Пресвятая Дева послушанием слову Божию приняла в Себя Превечное Слово, Которым была упразднена смерть для всего рода человеческого.

Мы видим эту решимость идти путем, противоположным падению - путем открытого отвержения греха Адама и Евы. Но видим в Евангелии уже как бы конечный результат. А возрастание Ее - от младенчества до Благовещения - проходит в сокровенной постоянной устремленности к Богу, которая хранилась во всем святом человечестве после отпадения от Бога. И раскрылась уже с несравненной силой после пришествия Бога в мир. Но существует и другой путь, который еще больше выявился после пришествия Христа в мир. Есть два пути - принятие слова Божия: «Се Раба Господня, да будет Мне по слову Твоему» и отвержение его. Путь жизни и путь смерти.

Та чистота и то смирение, которые явила Божия Матерь, имеют своим источником грядущее Воплощение Слова Божия. Смирение и чистота Пресвятой Девы Марии (и каждого из нас) исходят из Божественного истощания Спасителя. Где есть устремленность к этому совершенству - там близок Господь, там совершается тайна соединения Бога с человеком. Не потому ли Божия Матерь, для Которой дороже всего на свете чистота и смирение, и послушание Богу, так возлюбила русский православный народ?

И событие, которое вспоминается сегодня - Куликовская битва 1380 года, решившая судьбу России, - совершилось под Ее покровом. В день, когда несметные татарские полчища приблизились уже к самой Москве, по благословению преподобного Сергия, даром Божией Матери была одержана победа, которая положила конец долгому игу над нашим Отечеством. Враги рассказывают, что они видели над полем сражения некую сияющую дивным светом грозную Жену, Которая молилась за русское воинство. И так всегда было в течение нашей истории. Во всех решающих событиях Божия Матерь заступалась за русский православный народ, за наше Отечество. Свидетелями этого являются бесчисленные чудотворные иконы, - Владимирская, Казанская, Ярославская, Феодоровская и другие, связанные с историческими судьбами нашего народа.

Куда же ушли теперь эти чудеса, когда другое иго, которое уже не сравнить с татаро-монгольским, пришло на нашу землю? Чудеса ушли туда, откуда они приходят - на небо. А оттого что небо сокрылось из нашего зрения, остановилось чудесное заступничество. Но Божия Матерь, Ее любовь не сравнится с нашей неверностью, с нашим предательством и малодушием. Она не перестает молить Господа за нас. И потому приходят сегодня беды на нашу землю, чтобы снова приблизилось к нам небо в новых испытаниях. Чтобы мы сами к нему устремлялись.

Много бедствий сегодня в нашем Отечестве, и опасней всего уныние, которое охватывает слишком многих. Уныние - оттого что нет никакой видимой надежды. Те ложные пророки, которые говорили нам, что все идет хорошо, что кругом расцвет, сегодня приумолкли. Они не могут не признать, что наступает полный крах. Однако продолжают строить в стране, разграбленной иностранными и отечественными ворами, все новые экономические программы.

Церковь свидетельствует сегодня, что никакие усилия не помогут, потому что Бог не поможет. И Божия Матерь не заступится за нашу землю, если мы равнодушно и спокойно принимаем программу сатанинского растления наших детей. Не на что нам надеяться, пока существует открытая детская проституция и наркомания (мы же говорим в этот праздник о детях) - мало горя на земле, будет худшее. Будет еще более ужасное, хотя что еще может быть ужаснее? Пока школа и печать, и телевидение предают душу нашего народа всему низкому, грязному и срамному, вместо того чтобы по долгу своего служения открывать ему высокое (если не святое) - не может быть надежды ни на какое возрождение, в том числе на экономическое.

Что происходит с нашими детьми? Дети мешают взрослым жить. Детей убивают, прежде чем они появляются на свет. В день рождения Божией Матери как нам об этом не напомнить! Но дети мешают, и родившись на свет. Какое количество беспризорных (по официальной статистике их несколько миллионов) и какое страшное растление детей! Несколько миллионов не ходят в школу. Но если будет принята программа «сексуального просвещения», обучение науке разврата, то единственная проповедь, с которой Церковь должна будет выступить тогда: не отдавайте детей в школу. Потому что какая польза человеку, если он все на свете узнает, если он весь мир приобретет, а душе своей повредит (Мф. 16:26 )?

Как на защиту Отечества от опасности, - более страшной, чем та, которая угрожала на поле Куликовом, - призывает всех Церковь встать против растления. Изменники и предатели те, кто равнодушно взирает на происходящее сегодня с нашими детьми, с душою нашего народа. Да, действительно, враги наши не пожалеют никаких миллиардов, чтобы не допустить возрождения России. Они и не жалеют никаких миллиардов, чтобы сеять всюду сатанинское растление.

Будем помнить, что, борясь против растления, мы боремся против самого сатаны, выступающего сегодня открыто. На небе идет невидимая брань светлых Ангелов, которые воюют за нас с нечистыми демонами, в то время, когда мы сражаемся на земле. Каждый на своем месте и все вместе против сатанинского растления - за наше Отечество.

Будем молить Божию Матерь о самом главном даре, необходимом для всех сегодня - о даре мужества. Она говорит нам, что мужество даруется той душе, которая исполнена чистоты и смирения, которая любит Господа. Где грех и растление - там уныние и бессилие. Отринем всякое малодушие и самооправдание. В светлый день Рождества Божией Матери выступим на защиту нашего Отечества, укрепляя друг друга, уповая на милость Божию, на покров Пречистой, Которая когда-то, в день Своего рождения, такой дивный подарок подарила России - поле Куликовской битвы с победой, обращенной к нашим дням.

Протоиерей Александр Шаргунов , настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

В о имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю вас с одним из великих праздников, который в нашей Церкви отмечается — это Рождество Пречистой Богородицы нашей, Девы Марии, через которую явился в свет Господь наш Иисус Христос. Которую так долго ждали ветхозаветные пророки, желали Ее рождения, страдали, видя немощи, видя грубости, видя грехи народа израильского и ждали, когда наконец-то, придет тот Искупитель, который возьмет на себя все эти грехи, который соединит род человеческий с Богом. И Он пришел через Пречистую Деву, Богородицу Марию.

Само рождение Пресвятой Богородицы было не просто. Иоаким и Анна были «заматоревшие» — старые уже, они переживали о том, что Господь не дает им чад. Дай Бог и нам бы так переживать, многим. Они были праведными, они ходили в Храм Божий. Однажды у Иоакима не приняли даже дар, который он принес на жертвенник из-за того, что они были неплодными. Считалось проклятием Божием, если нет детей у израильтян.

Просто хочу сравнить с нашим временем: как часто бывает, что молодые начинают планировать свою жизнь, начинают говорить — «вот сейчас мы подождем, закончим институт, найдем хорошую работу, потом нам надо квартиру... Как маленького-то воспитывать?». А это, на самом деле, братья и сестры, мысли то самости, гордости: мы откладываем, мы боимся этого «груза» — воспитания детей. Мало того, мы не даем чуду Божьему свершиться в наших семьях.

Пока есть возможность, нужно рожать, потому что дети — это чудо Божие. Мать, носящая ребенка, она соучастница этого чуда. Когда ребенок во чреве растет (из одной единственной клеточки развивается такой организм!), когда он рождается, когда он первые вопли произносит, когда он следит по сторонам, начинает сидеть, ходить, мать и отец присутствуют при этом и радуются, и видят, и понимают, если особенно эти люди православные, верующие я имею ввиду, что это именно чудо. Потому что не они его воспитывают, сам Господь Бог, они лишь помогают этому. Ведь ребенок сам развивается, он начинает сам понимать. Вы думаете, что, от нас многое зависит что-ли? Мы ему показали и он там все предметы узнавать начинает? Это заложенно в нем уже, это дарование Божие, это чудо и рождение. И, не давая этому чуду появиться на свет, мы сами лишаемся многих и многих благодеяний и чудес проявлений на нас Божиих.

Почему чудес то не стало в наше время? Да потому, что мы не готовы с вами их принять, потому что очерствели сердца наши, очерствели они в самости, в гордости, в желании творить именно свою волю и нежеланию посвятить себя ближнему. Ибо рождение ребенка — это, конечно, и определенный труд. Надо иметь волю, понимать, что придется с ребенком и достаточно много тягостных моментов пережить. И не мало он слез вам даст, но сколько он даст вам радости. Поэтому, конечно, надо стараться стремиться рожать.

А тем, кто не может родить, а хочет, не отчаиваться, потому что вот, перед нами пример, пример открытый из жития Пресвятой Девы нашей Богородицы Марии — Иоаким и Анна... Иоаким плакал в пустыне о том, что не приняли у него дар, который он принес за свою семью из-за того, что он бесчаден. Анна тоже переживала об этом, но не роптала! Самое то главное, не роптать на Бога! Тогда только Господь может сердца вашего коснуться. Как же вы, ропща, желаете чтобы Господь даровал вам что-то. Молитва должна быть, но молитва сердца к Богу, а если в нем ропот, то это уже не словеса, это уже просто почти что хуление получается. Как же мы хотим, чтобы по таким прошениям Господь нам даровал просимое.

Но и конечно, мы должны понимать ответственность, которую имеем перед деторождением и воспитанием сыновей. Поэтому я хотел бы зачитать короткую цитату, написанную Иоанном Злотоустом: «развращение детей происходит не от чего другого, как от безумной привязанности родителей к житейскому. Обращая внимание только на это одно, и ничего не желая считать выше этого, они необходимо уже нерадят о детях с их душою. О таких отцах я сказал бы, что они хуже детоубийц. Не так жестоко изострить меч, взять его в правую руку и вонзить в самое горло сына, как погубить и развратить душу, потому что ничего равного ей нет у нас».

Поэтому мы, конечно, с вами должны быть примерами для своих сыновей, для своих дочерей и только тогда из них вырастут достойные люди нравственные, православленные, верующие, помогающие в свое время и своим родителям. Но а детям в день своего рождения надо помнить, что это праздник, конечно, не ваш в основном, как мы обычно делаем — устраиваем какие-то торжества великие, вот, я родился на свет, я такой вот, Я! Нет, мы должны прежде всего чтить в этот день Бога, дарующего нам жизнь, потому что без Него никогда бы не зачала наша мать, и не появились бы мы на свет. Во-вторых, мы должны чтить родителей, через которых мы появились. И, поэтому в день своего рождения подобает прежде всего поздравлять своих мам и пап со своим рождением, ибо они труды-то положили, ибо они переживали и плакали, страдали, чтобы там во чреве все было хорошо, чтобы родился здоровый ребеночек, ночей не спали, когда вы были маленькими. Поэтому, не забывайте, ради Бога, о своих родителях, чтите их. Если они ушли из этой жизни, тогда поминайте их почаще, милостыню раздавайте.

Рождество Богородицы — это первый самый праздник в году. Церковное Новолетие когда у нас? 14 сентября. И самый первый праздник, за которым начинается церковный год — это Рождество Пречистой Девы нашей, Богородицы. А самый последний праздник из больших двунадесятых праздников какой? Успение. И поэтому нам подобает от Рождества и до Успения каждый год заново рождаться, заново идти этим путем, вместе с Божьей Матерью нашей входить в Храм Господень 4-го декабря, вместе с ней участвовать при рождении Сына Своего — Господа нашего Иисуса Христа, 7-го января. Потом, вместе с Ней, встречаться с Симеоном Богоприимцем и вместе с Ней, переживать и вместе с Ней, конечно, и «успевать»! Такое интересное, кстати, сравнение: «успение» не от этого слова происходит, но очень похоже на русское слово «успеть». Мы должны успеть в этой жизни: успеть спастись, успеть что-то приобрести духовное, каждый год возрастая в вере, каждый год имея попечения о своих согрешениях, о своих исправлениях и да поможет нам в этом Господь наш Иисус Христос.

«Небесною Дверью, вводящей Христа во Вселенную во спасение душ наших» — это из второй стихиры на Господи воззвах: «Небесною Дверью, вводящей Христа во Вселенную во спасение душ наших» является Богородица Дева Мария. И да почтим Ее, и да возлюбим Ее и будем молиться почаще, потому что Она любит Своего Сына, а Сын Ее любит Свою Матерь и слышит Ее молитвы. По Ее молитвам творились чудеса во все времена, все Ее иконы Чудотворные делали неимоверные чудеса: отгоняли врагов от уже осажденных городов, исцеляли множество и множество болезней. Не иконы, конечно, исцеляют, а Богородица через Свои образы. И этим Она прославляет эти образы. Дай нам Бог сегодня с вами родиться со Пресвятой Девой нашей, Богородицей. Аминь.

Иеромонах Амвросий (Пархетов)

Цитата месяца

Радость по Богу бывает продолжительна и тверда, надежна и постоянна, не нарушается никакими неожиданными обстоятельствами, но еще более возвышается от самых препятствий.

Святитель Иоанн Златоуст

Календарь

Братья и сестры, мы дожили до очередного сокровенного момента, который случается каждый год, - до наших всеобщих именин. Начинаются они сегодня со дня слепого Вартимея и продолжаются Неделями о фарисее, о блудном сыне и далее. Надеюсь, никто из нас не скажет, что он не слепец духовный и не блудный сын? Поэтому предлагаю запастись подарками и дарить всем, отрезвляя и себя в понимании собственной сути.

Флористика - одно из самых прекрасных направлений для творчества, а храмовая флористика в разы увлекательнее и интереснее, но в то же время ответственнее, ведь она имеет множество строгих правил и нюансов. А из своего опыта я бы отметила, что у храмовой флористики есть даже духовные задачи.

Проповедь на Рождество Пресвятой Богородицы. 21 сентября 2012 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Каждый раз, когда приходится размышлять о празднике Рождества Пресвятой Богородицы, приходится напоминать о начале литургического года, о том, что (не строго богословски) Новый Завет начинается именно сейчас. С этого момента начинается жизнь, которая дана нам с пришествием Господа в мир.

Но сегодня мне хотелось бы сосредоточить внимание на других, пусть менее профилирующих, но тоже значимых вопросах: на семье, духовной генетике, рождении в мир человека.

Итак, обращу ваше внимание на интересный факт, на который меня навел один современный богослов. Если мы откроем календарь (а я рекомендую вам открывать его не только для того, чтобы узнать, когда в этом году Пасха, но и просматривать его с богословской точки зрения), то увидим, что в календаре мало праздников, связанных с чьим-либо днем рождения. Это парадокс. Почему? Да потому, что у большинства людей на этот счет совершенно противоположное мнение. Существуют две традиции, связанные с празднованием дня рождения — мирская и церковная, и они диаметрально расходятся. Правда, у нас православных часто бывает смешение, так, что наше сердце неравновесно распределяется, раздваивается и мы подчас не понимаем, куда нам бежать. И только у глубоко церковных духовных людей всё однозначно. В чем здесь дело? А в том, что у каждого человека (за редким исключением) существует иерархия праздников. Самый большой праздник в нашей стране — это, конечно, Новый Год, а после него — День рождения. Каждый человек ощущает этот день центральным для себя, напряженно ждет его, иногда нервничает, переживает. Я не говорю о тех людях, которые пытаются не праздновать свой День рождения либо по причине воспитанности и скромности, либо по причине страшной закомплексованности и ощущения своей неполноценности, боязни, страха, что еще хуже, так как там нет ни скромности, ни обыкновенного человеческого торжества. Почему значимость этого дня для нас важна? Только потому, что мы бытие очень ценим. То есть, это у нас, как я не раз упоминал на проповедях, слабое место. Жизнь, которую нам дал Господь, мы постоянно ругаем и ею недовольны и с удовольствием расстались бы с бытием, якобы это для нас не ценность (здесь много аберраций, наносных явлений, в психике нашей намешано много слоев, в которых мы сами разобраться не можем), но в конечном счете мы его ценим, и день этот ждем, и он для нас важен, как некоторый итог. Так или иначе, мы определенный отрезок жизни проживаем, и с каждым годом он становится все больше и больше. Сознательно или нет мы ждем этого итога — нам важно, насколько мы значимы в этой жизни, насколько мы востребованы, как велики наши профессиональные заслуги, реализованы ли наши наработки (где-то же мы действуем, функционируем), насколько это всё имеет подлинный плод, насколько это имеет отзвук в объективном мире. И поэтому, когда звучат поздравления и произносят их близкие и дальние нам люди, мы понимаем, насколько мы востребованы. Помимо этих моментов существует масса других: подарки, гости, слава и честь.

Мы тоже в этом участвуем, но церковное сознание делает акцент на другом. В начале своих размышлений я напомнил о календаре потому, что, когда мы его листаем, видим, что в нем основное — не рождество, не дни рождения, а дни смерти. Весь Святоотеческий Патерик, который в календаре представлен, — это даты смерти святых. И человек, приходя к Купели Крещения, крестится и в дальнейшем по церковной практике справляет не день рождения, а день тезоименитства или, как его еще называют, День Ангела, что у нас тоже требует своего уточнения, потому что День Ангела — это не день тезоименитства. Это сейчас в день Крещения дают свидетельства, в которых сохраняется дата Крещения. Раньше никаких свидетельств не давали и дата Крещения терялась. Но строго по форме богословской мы празднуем день тезоименитства (от слова «тезка»), родители выбирают, какое нам дать имя, и с этим именем затем идем по жизни, а имя, конечно, какого-то святого, который почил от дел своих и прославил Бога своей жизнью, и мы этого святого молим о помощи. Поэтому получается совершенно два разных момента: один — наш день рождения, другой — день смерти святого. Почему здесь такое раздвоение, почему Церковь так выбирает? Ответ достаточно прост.

В духовной традиции, выходящей даже за рамки самого христианства, в мудрости человеческой встречается такое заключение, что не очень понятен итог жизни до смерти. Народная мудрость гласит: «Конец — делу венец». Он (итог), завершая всё, и дает знак (плюс или минус) нашей жизни. Конечно же «несть человек, иже жив будет и не согрешит», поэтому итог святости может быть дан только после смерти, со всеми деталями и оттенками, открывшимися нам Богом. Поэтому памятование о последнем часе своей жизни сильно отрезвляет. Это некая осторожность и духовная педагогика. Разумный ракурс этого следования — ты сначала проживи, а потом будем торжествовать. Поэтому сосредоточенность нашего святого именно на часе смертном, который есть итог этой жизни, и поэтому мы празднуем духовную сторону этого события. Биологическая сторона в данной ситуации притушена, поскольку биологически процесс ничего не означает, не гарантирует, кроме как вероятной неудачи.

Но, обратите внимание, мы сейчас находимся в праздновании именно Рождества. Не смерти, а Рождества Пресвятой Богородицы. Еще в календаре мы найдем два Рождества — Рождество Христово и Рождество Иоанна Предтечи. Один великий человек, а другой Бог, и всё этим сказано! Этим задается некий эталон и часа смерти, и часа рождения. Особенно это связано с Иоанном Предтечей и Божией Матерью. Здесь дан эталон семейной жизни. Почему это так ценится, почему это так глубоко и какая корреляционная связь здесь с нашей жизнью просматривается?

Семья и жизнь Божией Матери необычайно показательны, и в самой Церкви задано великое торжество именно Рождества. Ибо всё Ей удалось: и вход в эту жизнь — Рождество, и час смерти — Успение. И как сильно мы страдаем, не имея ни достойного рождения, ни достойно прожитой жизни, ни достойной смерти. И наше первое дело сегодня — всецело погрузиться в факт этого Рождения и посмотреть на семью Пресвятой Богородицы, что она собой представляла. Какие жизненные перипетии ее сопровождали?

Погружаясь в атмосферу того времени, в момент Рождества Пресвятой Богородицы, можно воистину поразиться с одной стороны великим чудом, с другой — великими искушениями, которые сопровождали эту семью. По сути, точно такими же, а, может быть, и хуже, чем у нас. Иоаким и Анна. Церковь непрестанно славит их имена, в каждом отпусте мы слышим о них, но какова была их жизнь? Их жизнь была глубоко трагична до момента рождения Божией Матери. Будучи совершенно праведными, они имели от Бога страшное испытание. Тогда отношение к бездетной семье было не таким, как сейчас. Сейчас, если нет детей, для кого-то это, может, и горе, а для кого-то — даже и радость. Многие сейчас думают, что дети и не очень-то нужны, но в атмосфере ветхого древнего мира дети означали продолжение самого рода, а их отсутствие — вымирание рода. А еще — ветхозаветный израильский менталитет, когда все ждали Мессию, Который должен был родиться из их народа. Поэтому каждая израильская семья должна была обязательно родить ребенка, чтобы его глазами увидеть Мессию. Если есть дети — есть перспектива, если детей нет — нет глаз, которые Мессию увидят. И еще: если нет детей, значит, есть какой-то тайный страшный порок, за который Бог не дает детей. Непостижимо, как Анна преодолевала всё это на протяжении стольких лет. Кратко Священное Писание и святоотеческое наследие нам говорит, что испытание было, конечно, не по силам. И, естественно, сама Анна была близка к отчаянию неоднократно: столько лет терпения, заканчивается репродуктивный возраст, никаких перспектив, возраст перевалил за шестьдесят. Мы можем здесь для себя почерпнуть атмосферу их семейного уклада. Как они общались между собой и как обращались к Богу? У нас обычно происходит так: «помянем» всех, Богу директивы выпишем и, впадая в отчаяние, зальем горе горькой. Но раз родилась Божия Матерь, раз Она родила Богочеловека Христа, значит в этой семье ничего из вышеперечисленного не было. Вот ведь какая семья. Мы бы стали выяснять, кто виноват, считая виновными кого угодно, но только не себя любимых. А в семье Иоакима и Анны был мир и покой, потому что Божия Матерь родилась без греха. У Нее был только первородный грех, но человеческого личностного греха у Нее не было. Это, конечно же, один из удивительнейших фактов, запредельный в своем понимании. И вот здесь я как раз и обращаюсь к понятию «духовная генетика».

Чистота Божией Матери потому только и могла состояться, что, помимо Ее самой, передана была Ей родителями. Они не передали Ей страстей. Именно поэтому столько времени из многих родов выводилась эта семья, из родов Давида, поколение за поколением, все лучшие и лучшие — и вдруг совершенные, самые прекрасные. И у самых прекрасных такое испытание, и они его достойно выдержали. Столько здоровья было в них, столько прекрасного, что под таким давлением они смогли сохранить оптимизм, радость и полностью вверили свои жизни в волю Божию. Нам такое только и переписывать для себя в книгу своей жизни и складывать в свое сердце, потому как и небольшое испытание способно разрушить нас до основания. Еще раз возвращаюсь к духовной генетике. Да, она есть. Почему всегда приходится говорить одной или другой матери: «Не ори на своего ребенка»? Да потому, что она транслирует это через рода внукам и правнукам, идет страшное продуцирование страстей из поколения в поколение. И до зачатия уже всё формируется, весь семейный уклад. И когда мы встречаемся с этим праздником, видим семью Иоакима и Анны, и маленькую Девочку, Которая появилась у Анны в таких годах, понимаем, что сила Божия проявляется самым неожиданным образом и потому никогда не надо ничего программировать и думать по своему разумению, как и что. Может, не дано детей счастья нашего ради, потому что так Он распорядился и нашел оптимум для каждого из нас. Что здесь возражать, Ему виднее.

Таким образом, мои соображения направлены на наши семьи, на то рождение и на ту радость, которую мы тоже должны иметь и справлять. Церковь определила вторичность дня рождения — это очевидно, но она также имеет торжество по факту сегодняшнего события, рождество Церковь тоже славит, но только когда все надежно и определенно, когда это рождество действительно святого человека. И хорошо бы нам хотя бы отчасти походить на эту святую семью, позаимствовать у них способность сопротивляться отчаянию, когда кажется, что нет будущего, что всё потухло, найти ту искорку горения по Боге, которая удержит нас от падения в пропасть. Надо помнить, что для Бога мы необычайно дороги — это должно быть ясно православному человеку. А с раздорами уж как-нибудь Бог разберется. Поэтому почерпнем из этой святой семьи тот подвиг, который потом и явила Богоматерь Своей жизнью, благодаря, конечно же, в том числе и Своим честны м родителям.

С этими соображениями, с этими мыслями давайте помолимся сегодня, чтобы этот праздник вошел в наше сердце и оплодотворил нашу душу, чтобы семьи наши поменьше видели страстей, крика, надрыва и побольше мира, покоя, жертвенной любви ко всем и вся. Помоги нам, Господи, в этом. Аминь.

Рождество Пресвятой Богородицы - великий двунадесятый праздник, один из 12-ти самых значительных праздников, отмечаемых в Православной Церкви. Мы вспоминаем событие более чем 2000-летней давности, когда в семье благочестивых родителей Иоакима и Анны, живших в Иудее, родился младенец, получивший имя Мария. И мы знаем, что именно этому младенцу суждено было стать посредницей между Богом и людьми в осуществлении тайны воплощения Сына Божиего - рождения Господа нашего Иисуса Христа. Именно от Девы Марии Господь получил человеческую природу, человеческий разум, человеческую волю, человеческие чувства и был подобен нам во всем, кроме греха.

Мы вспоминаем Пречистую Деву именно потому, что Она более всех, как никто другой, как ни один святой, как ни один ангел или архангел, послужила нашему спасению. Знаем, что и ныне Царица Небесная пребывает в Божием Царствии вместе с Сыном Своим и Господом нашим. К Ней мы возносим свои молитвы, и Она, послужив спасению всего человеческого рода, особым образом воспринимает нашу молитву и, предстоя Сыну Своему и Богу нашему, просит за нас. Именно поэтому мы именуем Ее Матерью Церкви, Матерью всех верующих. Мать слышит просьбы своих детей как ни одно другое существо в мире; так и Царица Небесная слышит наши молитвы.

Всякий раз, когда мы совершаем память Пресвятой Богородицы, за Божественной литургией читается Евангелие от Луки, где повествуется о том, как Господь посетил дом Марфы и Марии (Лк. 10:38-42). Верующие люди знают почти наизусть этот отрывок, потому что его очень часто читают в Церкви. Там рассказывается о том, как Господь, придя в дом Марфы и Марии, двух сестер, начал говорить, и говорил Он, конечно, то, что было крайне необходимо для жизни людей, ведь каждое Его слово несло в себе огромную преображающую человека духовную силу. Мария, младшая сестра, села у Его ног и внимала слову Спасителя, а Марфа, которая готовила обед и суетилась по хозяйству, вознегодовала на нее и сказала Господу: «Скажи ей, чтобы она мне помогла». На это Господь ответил словами, которые имеют огромное значение для понимания того, что есть главная ценность в человеческой жизни. Он сказал: «Марфа, Марфа, ты суетишься и печешься о многом, но только одно необходимо. Мария же благую часть избрала, и это не отнимется от нее».

Была ли плохой Марфа? Нет, она была очень хорошей. Она была замечательной хозяйкой, любвеобильной, гостеприимной женщиной, и свою любовь к Спасителю выражала так, как мы часто выражаем любовь, чувство дружбы или уважение к другим людям: мы приготовляем праздничную трапезу, мы убираем свое жилище, мы суетимся и печемся о многом. И потому Господь не осудил Марфу. Он не сказал: «Почему ты не сидишь рядом с Марией и не слушаешь Меня? Не нужно Мне никакого обеда, не нужно Мне никакого гостеприимства». Не сказал так Господь. Но Он сказал, что есть единое на потребу человека - то, что превышает любую другую потребность. Это то, что Он говорил Марии, и потому в сравнении с Марфой Мария избрала благую часть. Она отдала себя полностью, все свое внимание и силы, слушанию того, что говорил ей Господь Иисус Христос.

Господь не противопоставил Марию Марфе и - еще раз нужно сказать - не осудил Марфу. Но Он сказал о том, что является самым главным для людей. То же самое можно отнести ко всей нашей жизни, ко всему роду человеческому. Мы, конечно, суетимся, мы печемся о многом - практически вся наша жизнь занята этой суетой и этой заботой о хлебе насущном, об устройстве материальной жизни. Мы стремимся сделать как можно больше, чтобы жизнь стала лучше; мы строим дороги, мосты, ремонтируем здания. Мы что, плохо поступаем? Нет, мы не поступаем плохо - мы поступаем правильно, так же, как правильно поступала Марфа, которая готовила обед и оказывала гостеприимство Спасителю. В каком же смысле вся наша работа, вся наша жизнь обращается не к тем целям, которые Бог нам определил? Это происходит тогда, когда мы заботимся только о внешнем устроении жизни. Когда мы делаем только то, что делала Марфа, и не делаем того, что делала Мария, когда мы не только половину или четверть, но и сотую часть своего времени не посвящаем Богу, проникновению в Его мысли, в Его слова, выстраиванию своей внутренней духовной жизни в соответствии с Божественными приоритетами, - вот тогда мы делаем страшную, непоправимую ошибку, и вся наша внешняя работа по устройству жизни становится просто суетой, потому что нет устремленности к вечным, неизменным и самым великим ценностям, без которых человеческая жизнь не состоится.

Старшее и среднее поколение, да и некоторые молодые люди, хотя, может быть, плохо, помнят время, когда в стране нашей запрещалось молиться, запрещалось читать или слушать слово Божие. Тогда мало кто думал о том, что есть единое на потребу, тогда все было обращено на устроение внешних условий жизни. Мы хотели построить мощное государство и справедливое общество. На это были брошены все силы людей; тысячи и тысячи погибли, осуществляя эту мечту. Однако в полной мере эту мечту мы так и не осуществили, мы не достигли тех целей, которые ставили, и многие поколения, отдав все свои силы, не увидели даже незначительной доли того, что они хотели бы увидеть.

Вот этот опыт построения богатого и справедливого общества при забвении единого на потребу учит нас, современных людей, тому, как мы должны жить и работать. Мы действительно должны хорошо трудиться, чтобы жить лучше; мы должны быть более дисциплинированными, более целеустремленными, более трудолюбивыми. Мы должны избавляться от наших пороков, которые мешают нам работать так, как работают некоторые из наших соседей, - это особенно чувствуется здесь, на востоке России. Нам предстоит многое сделать, в том числе по обустройству Приморского края. Но если, созидая внешнее благополучие, мы забудем о самом главном - забудем о вере, о Боге, забудем о великих нравственных ценностях, которые поддерживают человека и определяют его человеческую сущность, - тогда мы не достигнем поставленных целей. Даже создав благополучные внешние условия, мы не будем иметь полноты жизни, потому что полнота жизни - в Боге.

«Мария благую часть избрала, и это не отнимется от нее». Эти слова должны глубоко войти в наше сознание, и если мы будем сочетать духовное и материальное, веру и труд, мы действительно станем великим народом, сильным государством, справедливым обществом. Об этом мы молимся, об этом мы думаем, к этому устремляемся. И я радуюсь тому, что сегодня на этой площади во Владивостоке вы собрались в таком множестве, и мы все вместе возносим молитву Господу. Давайте помолимся об Отечестве нашем, о том, чтобы благополучной была наша жизнь, чтобы в мире протекало наше бытие. Помолимся также и о том, чтобы вера православная, которая всегда была стержнем народной жизни, не была омрачена никакими ложными идеалами, никакими идолами, которые нередко создает безбожное сознание. И если будем иметь в сердце крепкую веру, если будем выстраивать свою жизнь в соответствии с Божиим законом, то наш труд по внешнему обустройству жизни будет благословлен Богом, и мы достигнем целей, которые мы перед собой ставим. И да поможет нам всем Господь идти именно таким путем, и тогда имя Божие будет прославляться в наших словах, мыслях, делах, но, самое главное, - в преображенных душах наших, обретших силу от соприкосновения с Божественной мудростью и Божественной благодатью. Аминь.



 

Возможно, будет полезно почитать: