Уголовно-процессуальное право. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации

Данное определение имеет нормативный характер. Более широкое понимание права и той или иной его отрасли может включать и другие элементы, связанные с представлением о “праве в действии”, которые исследует социология права. Важная специфическая особенность уголовно-процессуального права состоит в том, что его нормативным источником является только закон - акт высшего органа законодательной власти . Объясняется это тем, что в уголовном процессе затрагиваются коренные права и свободы личности, а от исхода производства по уголовному делу зависит доброе имя, нередко свобода, а в исключительных случаях - и жизнь человека.

Уголовно-процессуальный закон - это нормативный акт высшего органа государственной власти , регулирующий порядок расследования, разбирательства и разрешения уголовных дел, компетенцию государственных органов и должностных лиц , их осуществляющих, правовое положение участвующих в деле граждан и организаций.

Понятия уголовного процесса и уголовно-процессуального права не идентичны. Если уголовный процесс - это деятельность участвующих в нем органов и лиц, вступающих между собой в правовые отношения , то уголовно-процессуальное право есть совокупность правовых норм, регулирующих эту деятельность, а также правовые отношения, возникающие в уголовном судопроизводстве.

Именно нормы уголовно-процессуального права призваны обеспечить эффективную борьбу с преступностью и одновременно создать необходимые гарантии для граждан, оказавшихся в сфере уголовного судопроизводства, устанавливают определенную форму деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, создают наиболее благоприятные условия выполнения этими органами возложенных на них функций, предусматривают компетенцию государственных органов, устанавливают права и обязанности граждан, регламентируют процессуальные средства, а также порядок и последовательность следственных и судебных действий, которые должны применяться в целях предупреждения готовящихся преступлений , раскрытия и расследования уже совершенных, рассмотрения уголовных дел в судах, постановления приговора , наконец, исполнение вступившего в законную силу приговора, проверку судебных приговоров в кассационном порядке, в порядке надзора и возобновления дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

С уголовно-процессуальным правом тесно связаны понятия процессуальной формы и процессуальных гарантий.

Точно и детально установленные законом условия совершения, последовательность и порядок оформления уголовно-процессуальных действий, а следовательно, условия возникновения, изменения или прекращения соответствующих правоотношений называются уголовно-процессуальной формой 1 .

1 О необходимости соблюдения процессуальной формы говорилось во французской Декларации прав человека и гражданина 1793 г. Статья 10 этого акта предусматривала: “Никто не может быть обвинен, арестован и лишен свободы иначе как в случаях, установленных законом, и по форме, им предписанной...”. В ст. 11 сказано: “Всякий акт, направленный против кого-либо в случаях, не указанных законом и без установленных им форм, является актом произвола и тирании”.

Уголовно-процессуальная форма - это порядок и условия совершения отдельных процессуальных действий и их совокупности, официального закрепления их хода и результатов, установленных законом. Само прохождение процесса по стадиям, общие условия производства на конкретных стадиях, последовательность и правила совершения любого следственного и судебного действия подчинены определенным процедурным процессуальным формам. Форма всех процессуальных документов , начиная с постановления о возбуждении уголовного дела и вплоть до завершения производства по делу, определяется законом. Приговор - это акт правосудия, который детально урегулирован законом в отношении формы его составления и изложения.

Процессуальная форма представляет собой большую социальную ценность, образует важнейшую гарантию справедливого правосудия.

Важную роль в обеспечении законности и обоснованности уголовного судопроизводства играют процессуальные гарантии - это установленные процессуальным законом средства, создающие условия для выполнения задач уголовного процесса, справедливого правосудия. В этом широком понимании весь процессуальный порядок: начиная с основных начал - принципов уголовного процесса и до деталей регулирования отдельных следственных и судебных действий призван гарантировать законное и обоснованное разрешение каждого уголовного дела.

Важнейшую часть процессуальных гарантий образуют установленные процессуальным законом средства и способы обеспечения прав и законных интересов личности, участвующей в уголовном процессе.

О содержании уголовно-процессуальных гарантий как средств обеспечения прав личности высказаны различные суждения. Так, Э.Ф. Куцова в результате обстоятельного исследования гарантий личности в уголовном процессе пришла к выводу, что они представляют собой конкретные права и обязанности участников процесса 1 . По мнению других, к ним относятся также правовые нормы 2 , принципы уголовного процесса 3 , процессуальная форма 4 и даже содержание уголовного процесса 5 .

1 См.: Куцова Э.Ф. Гарантии прав личности в уголовном процессе. М., 1973. С. 127.

2 См.: Цыпкин АЛ. Право на защиту в советском уголовном процессе. Саратов. 1959. С. 21-22.

3 См.: Полянский Н.Н. Вопросы теории советского уголовного процесса. М., 1956. С.203.

4 См.: Рахунов P.Д, Участники уголовно-процессуальной деятельности. М., 1961. С. 3. См.: Кондратов П.Е. Гарантии интересов обвиняемого, как фактор, определяющий формирование и осуществление советской уголовной политики // Гарантии прав личности в социалистическом уголовном процессе. Ярославль. 1981. С. 65.

Если проанализировать приведенные выше точки зрения, то можно убедиться, что каждая из них в большей или меньшей степени несет в себе рациональное зерно. Все названное в качестве гарантий по-своему служит или содействует обеспечению прав личности.

“Уголовно-процессуальные гарантии” - это научная терминология. В уголовно-процессуальном законодательстве и международных правовых актах и правах человека она не используется. Очевидно, в этом есть свой резон, определяемый необходимостью адекватности восприятия правоприменителем воли законодателя, выраженной в тексте нормативного акта. Формулировка правовой нормы предполагает сведение до минимума возможности ее неоднозначного понимания.

Например, в ст. 19 УПК “Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту” конкретно говорится об обязанностях органов и лиц, ведущих уголовный процесс, обеспечить подозреваемому и обвиняемому возможность защищаться установленными законом средствами и способами, а также охрану его личных и имущественных прав. Международный пакт о гражданских и политических правах предусматривает обязанности каждого государства - участника Пакта “обеспечить любому лицу, права и свободы которого, признаваемые в настоящем Пакте, нарушены, эффективное средство для правовой защиты... обеспечить применение компетентными властями средств правовой защиты, когда они предоставляются” (п. 3 ст. 2). В Конституции РФ наряду с использованием слова “обеспечиваются” в отношении прав и свобод человека и гражданина (ст. 18) говорится также “гарантируются” (ст. 17, 45, 46). Поскольку в данном случае смысл и назначение названных слов одинаковы, их, очевидно, следует воспринимать как синонимы.

Изучение вопросов обеспечения или гарантирования - что одно и то же - прав личности в уголовном процессе не исключает привычного оперирования термином “уголовно-процессуальные гарантии”.

Иногда права и свободы личности рассматриваются как объект безопасности 1 . Надо полагать, что под безопасностью прав и свобод здесь также подразумевается и обеспечение, создание такого положения, чтобы они не нарушались и беспрепятственно, полноценно осуществлялись.

1 См.: Степашин С.В. Безопасность человека и общества . СПб., 1994. С. 18.

Обеспечение прав личности охватывает все формы благоприятствования участникам уголовного процесса в осуществлении прав, включая: информирование лица об обладании правами и их разъяснение; создание необходимых условий для полноценной реализации прав; охрану прав от нарушений; защиту прав; восстановление нарушенных прав.

Действующий уголовно-процессуальный закон возлагает на суд , прокурора , следователя и лицо, производящее дознание, обязанность разъяснять участвующим в деле лицам их права и обеспечивать возможность осуществления этих прав (ст. 58 УПК). Редакция данной статьи как бы выводит разъяснение прав за пределы понятия их обеспечения. Такая позиция представляется не вполне логичной. Если лицу не сообщено о принадлежащих ему правах и они не разъяснены, вряд ли можно говорить об их обеспечении. Без знания содержания своих прав их субъект не в состоянии им распорядиться 1 . Не зря своевременное информирование гражданина, вовлекаемого в уголовный процесс в качестве того или иного участника, о принадлежащих ему правах обычно рассматривается как одна из гарантий прав личности, а разъяснение прав - в качестве составной части или элемента их обеспечения.

1 См.: Шадрин B. C. Обеспечение прав личности при расследовании преступлений. Волгоград, 1997. С. 39-40.

Уголовно-процессуальная деятельность тесно связана с оперативно-розыскной деятельностью , осуществляемой органами дознания. До принятия Закона РФ “Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации” допустимость этой деятельности обосновывалась только уголовно-процессуальным законодательством.

В статье 118 УПК отмечается, что на органы дознания возлагается обязанность принимать необходимые оперативно-розыскные меры в целях предупреждения и раскрытия преступлений. О содержании этих мер в уголовно-процессуальном законодательстве ничего не говорится.

Радикальные демократические преобразования в нашем обществе вызвали принятие Закона РФ “Об оперативно-розыскной деятельности”, которым возможные ограничения прав и свобод граждан приведены в соответствие с требованиями международных стандартов по правам человека и определены самим законом. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется гласно и негласно в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности , безопасности общества и государства от преступных посягательств. Негласность осуществления оперативно-розыскных мероприятий в связи с поступившей в орган дознания конфиденциальной информацией криминального характера предполагает ограничения в той или иной степени отдельных прав и свобод граждан со стороны компетентных органов исполнительной власти . Однако тот факт, что негласность разрешена законом и разработан механизм надзора и контроля за оперативно-розыскной деятельностью, обеспечивает международно-правовой подход допустимости самой этой деятельности в интересах общества, несмотря на названные ограничения, касающиеся его членов.

Более того, возможности оперативно-розыскной деятельности в решении задач по борьбе преступностью позволяют сделать вывод, что игнорирование должных негласных мер следует квалифицировать как попустительство преступным посягательствам на права и свободы законопослушных членов общества со стороны преступных элементов. В связи с этим является негативным, с точки зрения принципов международного права , необеспечение эффективного функционирования органов дознания. Прежде всего это касается оперативных аппаратов органов внутренних дел, на которые ложится основная тяжесть работы по борьбе с таким социальным злом, как преступность.

Оперативно-розыскная деятельность тесно связана с уголовно-процессуальной и отличается от последней тем, что: 1) регламентируется Федеральным законом РФ “Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации”, который не предусматривает производства следственных и процессуальных действий, направленных на собирание, проверку и оценку доказательств о событии преступления и лице, его совершившем, и о других обстоятельствах дела, имеющих значение для правильного разрешения дела; 2) в своем значительном объеме не имеет уголовно-процессуального характера, допуская лишь документирование результатов прослушивания с санкции соответствующего судьи телефонных переговоров; 3) осуществляется не только после, но и до возбуждения уголовного дела в целях обнаружения совершенных и подготовляемых преступлений, используя гласные и негласные методы для раскрытия преступлений и выявления лиц, их совершивших; 4) данные, полученные в результате оперативно-розыскной деятельности, могут использоваться как доказательства лишь при условии их оформления в порядке, предусмотренном УПК (гл. П и III ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности”).

Значение уголовного процесса состоит в том, что установленный законом порядок производства по уголовным делам обеспечивает достижение задач уголовного судопроизводства, охрану прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле, гарантирует установление объективной истины, принятие законных и обоснованных решений. Уголовно-процессуальный порядок является единым и обязательным по всем делам и для всех судов, органов прокуратуры, предварительного следствия, дознания (ч. 4 ст. 1 УПК).

Предметом правового регулирования в области уголовного процесса являются правоотношения, складывающиеся при производстве по уголовным делам под воздействием норм уголовно-процессуального права.

Характер этого воздействия определяется методами правового регулирования. Понятие метода правового регулирования отвечает на вопросы как, по какому принципу строятся правоотношения, составляющие предмет той или иной отрасли права.

В уголовно-процессуальном праве широко используется императивный (от лат. impero - приказывать, предписывать) метод правового регулирования. При его применении право или обязанность субъекта на совершение определенных процессуальных действий возникает не по его свободному усмотрению и не из договоренности с другими субъектами, а по властному велению закона, т. е. в силу публичной обязанности перед государством. Так, право следователя возбудить уголовное дело при наличии для того необходимых оснований и условий одновременно есть и его публичная обязанность. Просьба обвиняемого об обеспечении ему помощи защитника императивно порождает соответствующую обязанность органов предварительного расследования или суда, причем подобная обязанность возникает у них не только перед обвиняемым, но и перед государством, которое в лице законодателя устанавливает определенные санкции за ее неисполнение (признание недопустимыми полученных при этом доказательств, возвращение дела прокурором на дополнительное расследование и т. д.). Императивный метод предполагает обязательное участие в правоотношении помимо прочих субъектов государственного органа или должностного лица, действующих в силу служебного долга, ex officio (лат.).

Другой метод правового регулирования, используемый в уголовном судопроизводстве, - диспозитивный (от лат. dispositio - свободное распоряжение, усмотрение). Это такой способ построения правоотношений, когда субъект реализует свое право или по собственному единоличному усмотрению, или по добровольному соглашению с другими субъектами. Реализация процессуальных прав и обязанностей при этом не диктуется публичной обязанностью перед государством, а субъект никому не должен давать отчет в выборе того или иного варианта своего поведения. Например, обвиняемый по общему правилу вправе по своему усмотрению требовать допуска защитника к участию в уголовном деле либо отказаться от его помощи. Следует иметь в виду, что в уголовном процессе действие диспозитивного метода регулирования ограничено. Это объясняется публичным характером интересов, являющихся объектом большинства уголовно-процессуальных отношений. Сектор процесса, в котором применяется диспозитивный метод правового регулирования, - это прежде всего отношения, связанные с гражданским иском в уголовном судопроизводстве, с использованием права обвиняемого или подозреваемого на защиту, заявлениями, ходатайствами и жалобами субъектов правоотношений, с некоторыми действиями потерпевшего по делам частного и частно-публичного обвинения, а также с прекращением уголовного дела в связи с примирением обвиняемого с потерпевшим и некоторые другие отношения.

Однако сведение правового регулирования лишь к двум названным методам не учитывает всей специфики процессуальных отраслей и является, по сути дела, перенесением на процессуальную почву форм воздействия на общественные отношения, которые типичны для материального права. В состязательном процессе центральный метод правового регулирования иной. Он заключается в таком способе построения отношений участников процесса, при котором в решении наиболее значимых юридических вопросов между ними стоит независимый и беспристрастный арбитр, поэтому данный метод регулирования следует назвать судебным , или арбитральным .

Важно подчеркнуть, что при его использовании ни одна из сторон не имеет непосредственной власти над другой. Например, принуждая обвиняемого к ограничению свободы, обвинитель вынужден обращаться в суд за соответствующим разрешением. Точно так же обвиняемый, добиваясь отмены принудительных мер, может действовать через суд. Все это мало напоминает деятельность «по приказу». Но, может быть, сам суд, принимая властное решение, действует императивно? Отвечая на этот вопрос, следует иметь в виду, что при императивном методе субъект властных полномочий управляет ситуацией, пытаясь достигнуть целей, стоящих непосредственно перед ним. Иное дело, когда он принимает то или иное решение по требованию стороны. В таком случае сторона добивается своей цели, активно участвует в управлении ситуацией. Требуя от суда законного решения, сторона почти так же властно воздействует на суд, как и суд на данную сторону. Для подобного способа взаимоотношений уже тесны рамки императивно-командной схемы. Участники процесса в своих требованиях подчиняются не друг другу, а правовым нормам, закону. Значит, в основе взаимоотношений, в том числе «обвинитель - обвиняемый», в данном случае не метод власти-подчинения, а нечто иное. Нельзя в подобных отношениях обнаружить и признаки диспозитивного регулирования, так как решение принимается не по свободному усмотрению сторон, а согласно мнению суда. Но и сам суд в значительной степени связан позицией сторон и представленными ими доказательствами и потому также не может быть признан абсолютно свободным (диспозитивным) в принятии решения.

Волеизъявление сторон, будучи опосредовано мнением и волей арбитра, направлено друг к другу не «по горизонтали» (как это было при диспозитивном регулировании) и не «по вертикали» (что характерно для императивного метода), а как бы по дуге. В рамках этого метода сохраняются одновременно и равноправие сторон, свойственное диспозитивности, и властный характер отношений, заимствованный у императивного метода. Арбитральный метод диалектически «снимает» низшие методы, преобразуя их в качественно новый сплав. Описываемый метод - своего рода система сдержек и противовесов в состязательном судопроизводстве. Такое правовое регулирование приводит к появлению трехсубъектного состязательного правоотношения с участием суда .

Арбитральный метод уместен в первую очередь там, где рассматривается главный вопрос уголовного дела - о виновности и об уголовной ответственности. Поэтому признание лица виновным в совершении преступления возможно только судом при рассмотрении дела по существу. Этот метод должен применяться и в случаях, когда органами предварительного расследования выносятся решения, препятствующие спору, движению дела, - об отказе в возбуждении, о прекращении, о длительном отложении или приостановлении дела и т. п., а также совершаются действия (бездействие), нарушающие конституционные права граждан. Формой применения арбитрального метода при обжаловании названных актов является обращение в судебную инстанцию (ст. 125 УПК РФ).

С помощью арбитрального метода должны также решаться вопросы о применении процессуального принуждения, поскольку в состязательном процессе стороны равны и ни одна из них не вправе господствовать над другой. Вопросы, связанные с принудительным воздействием, при отсутствии неотложной ситуации должны решаться в судебном заседании (принятие решения о заключении под стражу, применении домашнего ареста; продлении срока содержания под стражей; помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебнопсихиатрической экспертизы; производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц; производстве обыска или выемки в жилище и т. п.).

Обжалование прочих решений или принятие их в судебной форме излишне и нецелесообразно, ведет к неоправданному ограничению судом самостоятельности публичного обвинителя и напрасной волоките. Например, вполне допустимо императивное регулирование проведения публичным обвинителем следственных действий, не связанных с непосредственным принуждением (допросов и т. д.); вынесения большинства управленческих решений в уголовном процессе (о принятии дела к производству; направлении его по подследственности; направлении следственных поручений и т. п.). Диспозитивным методом закон ограничивается при принятии решения частными лицами - участниками процесса об использовании своих прав, например права на обжалование решений государственных органов; регулировании отношений обвиняемого и защитника и др.

  • См.: Смирнов А. В. Модели уголовного процесса. С. 20, 21.
  • В российской юридической литературе арбитральный метод регулирования процессуальных отношений находит все большее признание (см.: Макаркин А. И. Состязательность на предварительном следствии: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2001. С. 8, 17; Калиновский К. Б. Основные виды уголовного судопроизводства. СПб., 2002. С. 52; Вандышев В. В. Уголовный процесс: курс лекций. СПб., 2002. С. 17; Карякин Е. А. Реализация принципа состязательности в уголовном судопроизводстве. Оренбург, 2005. С. 12, 13; Гуськова А. 17., Муратова Н. Г. Судебное право: история и современность судебной власти в сфере уголовного судопроизводства. М., 2005. С. 47, 48; Винницкий Д. В. Проблемы правовой регламентации процедурных (и процессуальных) отношений в российском налоговом праве // Налоги и налогообложение. 2005. № 1; Азми Д. М. Правовое значение и соотношение понятий «процесс» и «процедура» //Адвокат. 2009. № 12. С. 13-20; Вандышев В. В. Уголовный процесс. М., 2010. С. 3).

Текущая страница: 1 (всего у книги 14 страниц) [доступный отрывок для чтения: 10 страниц]

Уголовно-процессуальное право. Краткий курс

© Обложка. ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», 2016

© Оформление. ООО «Издательство «Окей-книга», 2016

1. Понятие уголовного процесса. Стадии уголовного процесса

Уголовный процесс – это основанная на законе деятельность органов дознания, следствия, прокуратуры и суда по возбуждению, расследованию и разрешению уголовных дел в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом РФ (УПК РФ), определенными для них средствами и способами.

Уголовный процесс как отрасль права – совокупность норм права, которые регулируют деятельность, направленную на предупреждение готовящихся, раскрытие и расследование совершенных преступлений, разрешение дела по существу и обеспечение неотвратимости ответственности виновных.

Уголовный процесс как учебная дисциплина представляет собой совокупность знаний об основных институтах уголовного процесса.

Уголовный процесс как наука изучает закономерности возникновения, развития и прекращения уголовно-процессуальных правоотношений.

1. Понятие уголовного процесса тождественно понятию уголовного судопроизводства. В соответствии с п. 56 ст. 5 УПК РФ уголовное судопроизводство – это судебное и досудебное производство по уголовному делу.

2. Уголовное судопроизводство как особый вид деятельности преследует следующие цели:

Защиту прав и законных интересов граждан и организаций, потерпевших от преступлений (а также, безусловно, интересов государства и общества в целом);

Защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод;

Уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания;

Отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитацию каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию.

3. Уголовное судопроизводство осуществляется по определенным стадиями, в установленном законом порядке.

Стадии уголовного процесса – это связанные между собой общей целью уголовного судопроизводства и единством принципов уголовного процесса, но самостоятельные этапы уголовного процесса, имеющие собственные задачи, которые отделены друг от друга итоговым процессуальным решением, а также кругом уполномоченных государственных органов и лиц, принимающих участие в производстве по делу.

4. Совокупность связанных между собой общими задачами и принципами судопроизводства стадий уголовного процесса образует систему уголовного процесса. Стадиями уголовного процесса являются:

возбуждение уголовного дела – это первая, обязательная и самостоятельная стадия уголовного процесса, состоящая в подготовке определенных действий по проверке наличия или отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела органами предварительного следствия (или прокурором);

предварительное расследование (следствие и дознание) является второй стадией уголовного процесса. Предварительное расследование проводится следователем или дознавателем. В ходе предварительного расследования устанавливаются обстоятельства совершенного преступления, определяются размер причиненного ущерба, предмет и субъект преступления, т. е. личность обвиняемого, степень его вины и мотив преступления. Предъявлением обвинения и передачей дела в суд либо прекращением уголовного дела завершается стадия предварительного расследования;

подготовка материалов уголовного дела к судебному разбирательству. По отношению к предшествующим стадиям процесса эта стадия носит проверочный характер. В результате такой проверки принимается решение о дальнейшем направлении уголовного дела. В ходе подготовки уголовного дела к судебному заседанию судья единолично в установленном законом порядке (путем предварительного слушания дела или без его проведения) разрешает вопрос о наличии или об отсутствии нарушений уголовно-процессуального законодательства при производстве по делу и иных обстоятельств, препятствующих рассмотрению уголовного дела по существу в ходе судебного разбирательства. Завершается данная стадия принятием решения о назначении судебного заседания либо о направлении по подсудности, возвращении дела прокурору, приостановлении производства или о прекращении уголовного дела;

производство в суде первой инстанции – это стадия уголовного процесса, в которой дело разрешается по существу. При рассмотрении уголовного дела в суде первой инстанции судья единолично либо суд коллегиально разрешают вопросы о виновности или о невиновности подсудимого, а также о назначении наказания или освобождении его от наказания. Данная стадия завершается вынесением постановления о прекращении уголовного дела либо обвинительного или оправдательного приговора;

производство в суде второй инстанции является стадией факультативной, так как для ее возникновения требуются несогласие лица с решением суда первой инстанции и подача жалобы с требованием о пересмотре решения в срок до вступления решения в законную силу. Пересмотр судебных решений, не вступивших в законную силу, возможен в апелляционной и кассационной инстанциях;

исполнение приговора заключительная стадия уголовного процесса. Именно на этой стадии происходит реализация вступившего в силу приговора суда по уголовному делу.

5. Исключительные стадии связаны с пересмотром судебных решений, вступивших в законную силу. К этим стадиям относятся:

Производство в порядке надзора;

Возобновление уголовного дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

2. Источники уголовно-процессуального права

Источники уголовно-процессуального права – совокупность (система) нормативных правовых актов, содержащих нормы уголовно-процессуального регулирования.

1. Нормативные акты, закрепляющие государственное волеизъявление в сфере уголовного судопроизводства, являются внешней формой выражения уголовно-процессуального права.

К источникам уголовно-процессуального права относятся:

Конституция РФ как Основной закон государства, обладающий высшей юридической силой на всей территории Российской Федерации. Нормы, регулирующие уголовно-процессуальные отношения, закреплены в ст. 47–55 Конституции РФ. Никакие нормативные правовые акты не должны противоречить положениям Конституции РФ;

международные акты, которые согласно п. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы России. К международным актам относятся общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. Нормы, регулирующие уголовно-процессуального отношения, в частности, содержатся во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., в Европейской конвенции о выдаче 1957 г., договорах о правовой помощи, разрешающих вопросы о сотрудничестве правоохранительных органов при расследовании преступлений;

УПК РФ, являющийся основным источником уголовно-процессуального права. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют деятельность лиц в области производства по уголовным делам;

федеральные законы, в частности федеральные законы от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Федеральные законы действуют на всей территории Российской Федерации и не должны противоречить Конституции РФ;

законодательные акты субъектов РФ, которые действуют только на территории соответствующего субъекта и не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам;

указы Президента РФ;

постановления Правительства РФ;

постановления Конституционного Суда РФ. Согласно российскому законодательству Конституционный Суд РФ не уполномочен издавать какие-либо законодательные акты, однако принимаемые им решения могут оказывать значительное влияние на действующее законодательство.

2. Предписания уголовно-процессуального закона обязательны для всех субъектов судопроизводства. Особенностью уголовно-процессуального законодательства является то, что оно действует лишь в связи с применением уголовного закона, т. е. при решении вопроса о возбуждении уголовного дела, расследовании преступления и судебном разбирательстве.

Значение уголовно-процессуальных норм состоит в том, что:

Они устанавливают наиболее рациональный порядок деятельности органов, осуществляющих судопроизводство;

Регламентируя деятельность органов, осуществляющих судопроизводство, они определяют их права и обязанности, способствуют раскрытию преступления и правильному применению уголовных законов;

Они определяют характер и границы взаимоотношений органов и должностных лиц, осуществляющих судопроизводство, с иными участниками судопроизводства, предоставляют им необходимые права и возлагают на них определенные обязанности.

3. Отличительным свойством источников уголовно-процессуального права является то, что основным источником является федеральный закон, т. е. принимаемый высшим законодательным органом нормативный правовой акт, который содержит положения, регулирующие порядок судопроизводства по уголовным делам и возникающие при этом отношения.

3. Принципы уголовного процесса

Принципы уголовного процесса – это основополагающие правовые идеи, закрепленные в нормативных правовых актах, регулирующих уголовно-процессуальные отношения, которые определяют построение уголовного процесса, его сущность и обеспечивают выполнение стоящих перед ним задач.

1. Принципами уголовного процесса являются руководящие идеи, которые нашли закрепление в нормах права.

Принципами могут быть те формы и методы судопроизводства, которые соответствуют социальным и экономическим условиям развития общества.

2. К принципам уголовного процесса относятся:

назначение уголовного судопроизводства (ст. 6 УПК РФ). Уголовное судопроизводство имеет своим назначением защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод;

разумный срок уголовного судопроизводства (ст. 6 1 УПК РФ). Уголовное судопроизводство осуществляется всроки, установленные УПК РФ. Продление этих сроков допустимо в случаях и в порядке, которые предусмотрены УПК РФ. Уголовное преследование, назначение наказания и прекращение уголовного преследования должны осуществляться в разумный срок;

законность при производстве по уголовному делу (ст. 7 УПК РФ). Суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель не вправе применять федеральный закон, противоречащий УПК РФ;

осуществление правосудия только судом (ст. 8 УПК РФ). Правосудие по уголовному делу в Российской Федерации осуществляется только судом. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в порядке, установленном УПК РФ;

независимость судей (ст. 8 1 УПК РФ). При осуществлении правосудия по уголовным делам судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Судьи рассматривают и разрешают уголовные дела в условиях, исключающих постороннее воздействие на них. Вмешательство государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан в деятельность судей по осуществлению правосудия запрещается и влечет за собой установленную законом ответственность. Информация о внепроцессуальных обращениях государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан, поступивших судьям по уголовным делам, находящимся в их производстве, либо председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по уголовным делам, находящимся в производстве суда, подлежит преданию гласности и доведению до сведения участников судебного разбирательства путем размещения данной информации на официальном сайте суда в Интернете и не является основанием для проведения процессуальных действий или принятия процессуальных решений по уголовным делам;

уважение чести и достоинства личности (ст. 9 УПК РФ). В ходе уголовного судопроизводства запрещается осуществлять действия и принимать решения, унижающие честь участника уголовного судопроизводства, а также обращаться с ним способами, унижающими его человеческое достоинство либо создающими опасность для его жизни и здоровья. Никто из участников уголовного судопроизводства не может подвергаться насилию, пыткам, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению;

неприкосновенность личности (ст. 10 УПК РФ). Никто не может быть задержан по подозрению в совершении преступления или заключен под стражу при отсутствии на то законных оснований, предусмотренных УПК РФ. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 ч;

охрана прав и свобод человека и гражданина (ст. 11 УПК РФ). Суд, прокурор, следователь, дознаватель обязаны разъяснять подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, а также другим участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности и ответственность и обеспечить возможность осуществления этих прав;

неприкосновенность жилища (ст. 12 УПК РФ). Осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 ст. 165 УПК РФ. Обыск и выемка в жилище могут производиться на основании судебного решения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 ст. 165 УПК РФ;

тайна переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 13 УПК РФ). Ограничение права гражданина на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений допускается только на основании судебного решения. Наложение ареста на почтовые и телеграфные отправления и их выемка в учреждениях связи, контроль и запись телефонных и иных переговоров, получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами могут производиться только на основании судебного решения;

презумпция невиновности (ст. 14 УПК РФ). Обвиняемый считается невиновным, пока его виновность в совершении преступления не будет доказана в предусмотренном УПК РФ порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Подозреваемый или обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого или обвиняемого, лежит на стороне обвинения;

состязательность сторон (ст. 15 УПК РФ). Уголовное судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон. Функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и тоже должностное лицо;

обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту (ст. 16 УПК РФ). Подозреваемому и обвиняемому обеспечивается право на защиту, которое они могут осуществлять лично либо с помощью защитника и (или) законного представителя;

свобода оценки доказательств (ст. 17 УПК РФ). Судья, присяжные заседатели, прокурор, следователь, дознаватель оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью. Никакие доказательства не имеют заранее установленной силы;

язык уголовного судопроизводства (ст. 18 УПК РФ). Уголовное судопроизводство ведется на русском языке, а также на государственных языках республик, входящих в Российскую Федерацию. В Верховном Суде РФ, военных судах производство по уголовным делам ведется на русском языке;

обеспечение права на обжалование процессуальных действий и решений (ст. 19 УПК РФ). Действия (бездействие) и решения суда, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания и дознавателя могут быть обжалованы в порядке, установленном УПК РФ. Каждый осужденный имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном гл. 43–45, 48 и 49 УПК РФ.

3. Значение принципов уголовного процесса заключается в том, что:

Они представляют собой систему юридических норм наиболее общего характера, которая служит основой уголовно-процессуального законодательства;

Они выражают сущность уголовного процесса и его характерные черты.

4. Нарушение принципов уголовного процесса может быть основанием для отмены принятых решений.

4. Нормы уголовно-процессуального права. Структура и виды уголовно-процессуальных норм

Нормы уголовно-процессуального права (уголовно-процессуальные нормы) – это установленные государством и обеспечиваемые его принудительной силой правила поведения участников уголовно-процессуальных правоотношений для наилучшего проведения уголовного процесса.

1. Уголовно-процессуальные нормы устанавливаются уголовно-процессуальным законом, регулируют отношения между субъектами процессуальной деятельности, определяют порядок уголовного производства (т. е. процессуальную форму), содержат процессуальные гарантии.

2. Структура нормы уголовно-процессуального права состоит:

Из гипотезы, указывающей на обстоятельства, при наличии которых возникают, изменяются или прекращаются права и обязанности участников уголовно-процессуальных отношений (т. е. условия, при наличии которых процессуальная норма подлежит применению);

диспозиции, формулирующей содержащееся в процессуальной норме предписание (т. е. правила поведения субъектов уголовного судопроизводства);

санкции, содержащей предписание об ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязанностей (т. е. тех последствий, которые наступают при неисполнении предусмотренной процессуальной нормой меры).

3. В уголовно-процессуальном праве существуют как нормы, где все элементы выражены в одной статье закона (ст. 75, 118 УПК РФ), так и нормы, элементы которых выражены в нескольких статьях (ст. 103, 105, 135 УПК РФ), т. е. нормы уголовно-процессуального права могут совпадать и не совпадать с отдельной статьей уголовно-процессуального закона. Уголовно-процессуальная норма может быть выражена в нескольких статьях закона, а также в одной статье закона могут содержаться несколько процессуальных норм.

4. В УПК РФ есть такие нормы, когда в одной статье закона выражена лишь общая норма, которая конкретизируется в конкретных нормах, содержащихся в нескольких статьях закона (например, ст. 6 УПК РФ конкретизируется в ст. 133–139, 146–148 и др. УПК РФ).

5. В зависимости от степени определенности условий применения

На безусловно определенные;

Относительно определенные;

Безусловно неопределенные.

6. В зависимости от характера предписаний нормы уголовно-процессуального права делятся:

На нормы, запрещающие определенные действия;

Нормы, предписывающие определенный способ действий;

Нормы, устанавливающие определенное поведение.

7. В зависимости от характера указания на меры принуждения к соблюдению норм права нормы уголовно-процессуального права делятся на нормы:

С правовосстановительной санкцией;

Компенсационной санкцией;

Карательной санкцией;

Санкциями штрафного характера.

8. К особенностям уголовно-процессуальных норм относятся следующие:

Они выступают инструментом воздействия на поведение участников уголовного процесса;

Регламентируют деятельность органов предварительного следствия, прокуратуры и суда при расследовании и разрешении уголовных дел;

Обязательны для исполнения по всем делам и для всех судов, органов прокуратуры и предварительного следствия;

Предписывают участникам уголовного судопроизводства совершать или не совершать определенные действия, предоставляют им права и налагают на них обязанности.

5. Уголовно-процессуальные правоотношения и функции

Уголовно-процессуальные правоотношения – это общественные отношения, устанавливаемые нормами уголовно-процессуального права, которые возникают, развиваются и прекращаются в ходе производства по уголовному делу.

1. Правовые отношения, которые порождаются совершением преступления и, как следствие, необходимостью правоохранительных органов осуществить определенные действия в защиту прав и интересов лиц, пострадавших от преступных деяний, образуют систему взаимосвязей этих лиц и государственных органов, возникающих на различных этапах уголовного процесса. Моментом возникновения уголовно-процессуальных отношений является наличие оснований для возбуждения уголовного дела, т. е. такого юридического факта, который предоставляет следователю право проводить различные следственные действия. Далее отношения продолжают развиваться на стадии возбуждения уголовного дела и предварительного расследования.

2. Уголовно-процессуальные правоотношения характеризуются следующими особенностями:

Носят государственно-властный характер;

Взаимосвязаны с уголовно-процессуальной деятельностью и уголовно-правовыми отношениями. Уголовно-процессуальные правоотношения являются производными от уголовно-правовых, но возникают не в результате совершения преступления, а с возбуждением уголовного дела, поэтому органы предварительного следствия, определяя основания для возбуждения уголовного дела, руководствуются уголовно – процессуальным законодательством и подчиняются ему;

Обладают особым кругом участников. Закон определяет круг участников этих отношений, их права и обязанности, условия возникновения таких отношений, гарантии законности и др. Отношения, возникающие в уголовном судопроизводстве между его участниками, регулируются нормами уголовно-процессуального права.

Уголовно-процессуальные функции – основные направления деятельности субъектов уголовного процесса, осуществляемые ими в связи с правоотношениями в сфере уголовного судопроизводства.

3. Под основными функциями уголовного процесса понимают:

Уголовное преследование – представляет собой уголовно-процессуальную деятельность субъектов уголовного судопроизводства по расследованию уголовного дела;

Обвинение – уголовно-процессуальная деятельность по изобличению лица, виновного в совершении преступления, и поддержанию предъявленного ему обвинения в суде;

Защиту – деятельность по защите прав и законных интересов лица, в отношении которого решается вопрос о привлечении его к уголовной ответственности;

Разбирательство дела в суде, состоящее из исследования доказательств и разрешения дела по существу.

4. Уголовное преследование и обвинение производится:

В публичном;

Частно-публичном;

Частном порядке.

УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО

социально обусловленная система выраженных в законе правил (норм), регулирующая деятельность по расследованию, рассмотрению и разрешению уголовных дел с целью достижения задач уголовного процесса.

Социальная значимость и ценность У.-п.п. определяется тем, что оно:

а) обеспечивает применение уголовно-правовых норм, ограждающих личность, общество, государство от преступных посягательств путем регламентации деятельности органов дознания, следствия, прокуратуры, суда; б) закрепляет их полномочия и функции в уголовном процессе при расследовании, рассмотрении и разрешении уголовных дел;в) устанавливает основания,условия и виды применения мер принуждения: г) содержит гарантии прав личности, в частности обеспечивает обвиняемому конституционное право на защиту, неприкосновенность личности, жилища, тайну переписки, телеграфных и телефонных переговоров, право на справедливое правосудие и другие права; д) определяет порядок судебной защиты граждан от посягательств на их жизнь и здоровье, имущество и личную свободу, на честь и достоинство; е) защищает права граждан, которым причинен моральный, физический или имущественный вред; ж) создает порядок и условия деятельности, ограждающие невиновного от привлечения к ответственности; з) содержит правовосстано-вительные и карательные санкции, обеспечивающие соблюдение правовых предписаний.

Регулирование уголовно-процессу-альной деятельности осуществляется посредством норм права. Норма У.-п.п. - это записанное в законе обязательное правило, содержащее указание на условия его исполнения.субъектов регулируемых отношений, их права и обязанности, санкции за неисполнение обязанности или нарушение запрета. В уголовном процессе допустимы только те действия и решения, которые разрешены в законе. Такой метод правового регулирования называется разрешительным. Он характерен для уголовного процесса потому, что здесь имеют место властные отношения, затрагивающие права и интересы личности.

У.-п.п. предопределяет осуществление уголовно-процессуальной деятельности не иначе как в форме уголовно-процессуальных отношений, в которых его участники наделены правами и обязанностями. Правоотношения могут быть между государственными органами и должностными лицами суд - прокурор), между должностными лицами (следователь - прокурор), между государственными органами, должностными и гражданскими лицами (следователь - обвиняемый). Особенностью уголовно-процессуальных правоотношений, регулируемых У.-п.п.. является то, что одним из субъектов уголовно-процессу-ального отношения всегда выступает орган государства (должностное лицо), наделенный властными полномочиями.. В силу особенностей предмета уголовно-процессуального регулирования нормы У.-п.п., обращенные к государственным органам, содержат предписания или разрешения поступать при наличии указанных в законе юридических фактов определенным образом:возбудить дело, привлечь в качестве обвиняемого, избрать меру пресечения, вынести приговор, прекратить уголовное дело и т.п.

У.-п.п. устанавливает порядок производства по уголовным делам, т.е. последовательность стадий и условий перехода дела из одной стадии в другую, общие условия, характеризующие производство в конкретной стадии, основание, условия и порядок производства следственных и судебных действий, которыми государственные органы реализуют свои полномочия, а граждане осуществляют свои права и выполняют обязанности, содержание и форму решений, которые могут быть вынесены. Порядок производства в целом или отдельных действий, их закрепление в соответствующих актах (протокол ,определение), а также порядок вынесения и изложения решений по делу) принято называть процессуальной формой. Уголовно-процессуальная форма основана на системе принципов процесса, разделении процессуальных функций и обеспечивает их реализацию. Сложность и внутренняя детализирован-ность уголовно-процессуальной формы обусловлена спецификой задач уголовного процесса, в том числе сложностью деятельности по установлению фактических обстоятельств уголовного дела, необходимостью создания максимальных гарантий прав личности, законности и обоснованности всех уголовно-про-цессуальных действий и решений.

У.-п.п. устанавливает процессуально-правовые гарантии, т.е. содержащиеся в нормах права правовые средства,

обеспечивающие всем субъектам уголов-но-процессуальной деятельности возможность выполнять обязанности и использовать предоставленные права. Поскольку одной из сторон процессуально-правового отношения всегда является государственный орган или должностное лицо, наделенное властными полномочиями, особое значение в уголовном процессе приобретают процессуальные гарантии личности, охрана ее законных прав и интересов, обеспечение права граждан на судебную защиту.

У.-п.п. неразрывно связано суголовным правом.

В уголовном процессе, как и в других сферах общественной жизни, регулятором поведения людей, средством организации взаимоотношений между ними служат не только правовые нормы, но и нормы морали (нравственности). Они включены в регламентацию правил допроса, личного обыска, освидетельствования, эксперимента следственного (например, следственный эксперимент возможет лишь при условии, если его проведение не связано с унижением достоинства и чести участвующих в нем лиц и окружающих и не создает опасности для их здоровья (ст. 183 УПК)). Нравственным требованием продиктована обязанность принять меры попечения О детях и по охране имущества, заключенного под стражу (ст. 98 УПК), норма, охраняющая профессиональную тайну защитника (ч. 2 ст. 72 УПК), освобождающая супруга и близких родственников от обязанности давать свидетельские показания (ст. 51 Конституции РФ). Мораль в области уголовного судопроизводства выполняет роль дополнительной гарантии четкого, точного и неуклонного выполнения правовых норм. Лупинская П.А.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО" в других словарях:

    Отрасль права, регулирующая деятельность органов суда, прокуратуры, следствия и дознания по возбуждению, расследованию и разрешению уголовных дел. Уголовный процесс это регламентированная законом деятельность суда, прокурора, следователя, органа… … Википедия

    УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО - одна из основных отраслей права, представляющая собой совокупность юридических норм, определяющих задачи, принципы, круг участников уголовного процесса, их права и обязанности, а тж. другие положения судопроизводства и регламентирующих порядок… … Юридическая энциклопедия

    Юридический словарь

    Уголовно-процессуальное право - (англ. law of criminal procedure) в РФ система норм права, устанавливающих порядок производства по уголовным делам (уголовное судопроизводство) и регулирующих деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда по… … Энциклопедия права

    Отрасль права, регулирующая порядок возбуждения, предварительного расследования и судебного рассмотрения уголовных дел … Большой Энциклопедический словарь

    Отрасль права, регулирующая порядок возбуждения, предварительного расследования и судебного рассмотрения уголовных дел. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.

    Уголовно-процессуальное право - отрасль права, нормы которого регулируют деятельность органов дознания и следствия, прокурора и суда, связанную с возбуждением, предварительным расследованием, судебным рассмотрением уголовных дел, правоотношения этих органов между собою, а также … Теория государства и права в схемах и определениях

    Отрасль права, регулирующая порядок возбуждения, предварительного расследования и судебного рассмотрения уголовных дел. * * * УГОЛОВНО ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО УГОЛОВНО ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО, отрасль права, регулирующая порядок возбуждения,… … Энциклопедический словарь

    Одна из основных отраслей права РФ, представляющая собой совокупность юридических норм, определяющих задачи, принципы, круг участников уголовного процесса, их права и обязанности, а т.ж. другие положения судопроизводства и регламентирующих… … Энциклопедический словарь экономики и права

    уголовно-процессуальное право - в РФ одна из основных отраслей права; совокупность юридических норм, определяющих задачи, принципы, круг участников уголовного процесса, их права и обязанности, а также другие положения российского судопроизводства, и регламентирующих порядок… … Большой юридический словарь

Книги

  • Уголовно-процессуальное право Российской Федерации. Интерактивный практикум. Учебное пособие для академического бакалавриата , Резник Генри Маркович. Практикум по дисциплине «Уголовно-процессуальное право Российской Федерации» подготовлен преподавателями кафедры уголовно-процессуального права Московского государственного юридического…

Регулирует работу прокуратуры, суда, следственных органов по возбуждению и расследованию криминальных дел.

Нормы УПП регулируют взаимодействия между людьми или группами в отрасли судопроизводства, а также которые возникают между органами государства, должностными лицами и гражданами государства.

Уголовно процессуальное законодательство имеет цель защитить права и интересы организаций и граждан, которые пострадали от различных преступлений, а также личность от незаконного обвинения, ограничения её прав или осуждения.

Процессуальная деятельность представляет собой совокупность процессов обвинения, защиты и судопроизводства, функции которых отделены друг от друга, то есть, возложены на разные лица. Таким образом, данная деятельность основана на равноправии сторон. Этот принцип сохраняется на всех начиная с предварительного расследования и заканчивая судебным разбирательством.

Таким образом, уголовно процессуальное право рассматривает деятельность органов следователя, прокурора, суда и иных участников уголовного производства, которая включает проведение предварительного расследования, рассмотрение дела в суде, вынесение приговора и его исполнение, а также пересмотр решений для возможности защиты прав и интересов лиц с целью исключения незаконного ограничения их свободы. Все данные мероприятия направлены на обеспечение использования должным образом.

В задачи УПП, закреплённые в Конституции, входят: защита прав граждан методом быстрого расследования преступных деяний, опасных действий невменяемых, рациональное использование закона, притягивание к ответственности виновных лиц.

Все данные задачи возлагаются государством на должностные лица, которые имеют соответствующие полномочия для осуществления исследования уголовных дел.

Уголовно процессуальное право реализует свои задачи по установленной Кодексом процедуре. Так, при наличии поводов для возбуждения криминальных дел проводится соответствующая работа, после чего все материалы отдаются в суд для принятия решения.

Помимо в УПД принимают участие лица, которые вовлекаются в деятельность по делу в том или ином порядке. В этом случае закон обязывает их совершать определённые действия. Производство этих действий связано с совершением органами и участниками процесса своих обязанностей и прав. Таким образом, они наделены уголовно - процессуальными правоотношениями.

Не смотря на то, что каждое государство имеет свои законы, в том числе и уголовно процессуальное право, все они подчиняются определённым принципам:

1. Открытие уголовного дела зависит от обвинителя, при наделён правом его оспаривать в судебном порядке.

2. Суд является органом, выполняющим дело по производству, а предварительное расследование производится следователем.

Стадии УП представляют собою совокупность действий, которые объединяются общими задачами и выводами, которые завершаются принятием решений соответствующими органами.

Таким образом, предмет уголовно процессуального права рассматривает деятельность суда, органов дознания и прокуратуры, а также отношения с гражданами, принимающими участие в уголовном процессе и которые сопутствуют данной деятельности.



 

Возможно, будет полезно почитать: