Увеличение акцизов на топливо в. Главное об акцизах на бензин

Многие компании и ИП работают с подакцизными товарами. Рассказываем, какие изменения по акцизам в 2018 году произошли в главе 22 Налогового кодекса РФ, которая регулирует эти обязательные платежи. Они внесены Законом от 27 ноября 2017 года № 335-ФЗ (далее – Закон № 335-ФЗ).

Уточнения по акцизам на дистилляты с 2018 года

Закон № 335-ФЗ более подробно прописал в НК РФ правила обложения акцизом на средние дистилляты. С 2018 года также введены новые физико-химические параметры средних дистиллятов.

Для налоговых целей средние дистилляты – это смеси углеводородов в жидком состоянии (при температуре 20 градусов и атмосферном давлении 760 мм), полученные в результате первичной и/или вторичной переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, горючих сланцев, значение показателя плотности которых не превышает 930 кг/м3 при температуре 20 градусов за некоторыми исключениями (подп. 11 п. 1 ст. 181 НК РФ в новой редакции).

Также уточнён состав операций со средними дистиллятами, которые закон признаёт объектами обложения акцизом. В частности, это:

  • получение средних дистиллятов (приобретение в собственность);
  • их оприходование в результате оказания услуг по переработке сырья (материалов), принадлежащих организации на праве собственности.

В связи с этим регламентирован механизм расчёта акцизов и применения вычетов по операциям со средними дистиллятами (новая редакция п. 2 ст. 195, п. 4 ст. 199, п. 2 ст. 200 и новые п. 25 и 26 ст. 201 НК РФ).

Также с 2018 года новая редакция п. 5 ст. 200 и п. 5 ст. 201 НК РФ регламентируют порядок применения вычета по акцизам в случае возврата покупателем подакцизных товаров.

А новая редакция п. 14 ст. 187 НК РФ с 2018 года уточняет, как нужно правильно определять базу по акцизам на алкоголь в случае его возврата покупателем.

С 2018 года уточнены критерии отнесения ряда нефтяных товаров (бензин, средние дистилляты) к подакцизным товарам (подп. 10 и 11 п. 1 ст. 181 НК РФ в новой редакции) и объекты по акцизам при обращении прямогонного бензина и средних дистиллятов (новая редакция подп. 8, 21, 25 и новые подп. 32 и 33 п. 1 ст. 182 НК РФ).

Свидетельство на средние дистилляты и прямогонный бензин

Введены свидетельства о регистрации лиц, которые занимаются операциями по переработке средних дистиллятов. За выдачу этого документа придётся платить отдельную новую госпошлину.

Соответственно, законодатели в новой ст. 179.6 НК РФ определили правила выдачи таких свидетельств для целей исчисления и уплаты акцизов.

Кроме того, для акцизных целей более детально прописаны правила выдачи свидетельства, которое подтверждает регистрацию лица, совершающего операции с прямогонным бензином. Это новая редакция п. 1 ст. 179.3 НК РФ.

Ставки увеличились

На некоторые товары произошло повышение акцизов в 2018 году. Ставки стали больше (п. 1 ст. 193 НК РФ в новой редакции):

  • на табачные изделия;
  • электронные сигареты и никотиновые жидкости;
  • легковые автомобили;
  • автомобильный бензин;
  • дизельное топливо;
  • средние дистилляты;
  • этиловый спирт;
  • алкоголь.

Важная особенность: ставки на акцизы НК РФ на 2018 год устанавливает на полгода (до и после 1 июля).

Чуть подробнее про новые акцизы на автомобили в 2018 году. Их ставки не только выросли в зависимости от мощности двигателя, но и введена новая дифференциация акцизов для мощных автомашин.

Пример

Самое маленько повышение – с 43 до 45 рублей на одну л. с. – коснулось авто с мощностью двигателя от 90 до 150 л. с.

С 420 до 437 рублей подорожал акциз для авто от 150 до 200 л. с. При этом ставка на машины от 200 до 300 л. с. составит 714 рублей за одну л. с.

Больше всего отдать в бюджет придется производителям легковушек с мощностью двигателя от 500 л. с. – 1302 рубля за одну л. с.

Одновременно произошло повышение акцизов на бензин в 2018 году с 10 130 до 11 213 рублей за одну тонну – на бензин экологического 5-го класса. С середины 2018 года ставка вырастет до 11 892 рублей за тонну. В свою очередь, акциз на бензин, не соответствующий 5-му классу, остался на прежнем уровне и составил 13 100 рублей за одну тонну.

Дизельное топливо не останется в стороне - размер акциза на него с 1 января увеличится на 12,7 процента, а с 1 июля итоговая величина составит 8258 рублей за тонну.

Новая ставка акциза на дизельное топливо с 2018 года подросла с 6800 до 7665 рублей за одну тонну.

Новые операции, которые не облагаются акцизом

Законодатели расширили список операций, которые не облагаются акцизом. С 01.01.2018 к ним отнесены (новые подп. 4.1 и 4.2 ст. 183 НК РФ):

  • реализация подакцизных товаров, вывезенных в таможенной процедуре реэкспорта;
  • передача собственнику или по его указанию иным лицам подакцизных товаров, сделанных из давальческого сырья, для их реализации за границу в таможенной процедуре реэкспорта.

Ставки акциза зависят от вида товаров и установлены на 2018 года статьей 193 Налогового кодекса РФ. Товары, признаваемые подакцизными, перечислены в пункте 1 статьи 181 НК РФ. К подакцизным товарам относятся, в частности:

  • спирт этиловый из всех видов сырья;
  • спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9%;
  • алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, и иные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,5%);
  • табачная продукция;
  • легковые автомобили;
  • мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.);
  • автомобильный бензин;
  • дизельное топливо;
  • моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
  • прямогонный бензин;
  • бензол, параксилол, ортоксилол;
  • авиационный керосин;
  • природный газ.

Применение ставок: способы

Ставки акцизов на 2018 год для каждого вида подакцизных товаров установлены статьей 193 НК РФ. Однако варианты расчета акцизов в 2017 году могут быть различными. Это зависит от формы установления ставки. Приведем пояснения по разным вариантам расчета.

2018 год
Твердые ставки
Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, рассчитывается как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, исчисленной в соответствии со статьями 187-191 НК РФ.
Комбинированные ставки
Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки (состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок), исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой (специфической) налоговой ставки и объема реализованных (переданных, ввозимых) подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной (в процентах) налоговой ставке процентная доля максимальной розничной цены таких товаров.

Ставки акцизов в 2018 году: таблица для расчетов

С 1 января 2018 года вступает в силу новая редакция п. 1 ст. 193 Налогового кодекса о налогообложении подакцизных товаров, в соответствии с которой повышаются ставки ряда акцизов. В частности, повышаются акцизы на легковые автомобили, бензин и дизельное топливо (Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ.

Так, ставки акцизов для автомобилей не только увеличатся в зависимости от мощности двигателя, но и появится новая дифференциация акцизов для мощных автомашин. К примеру, меньше всего, с 43 руб. до 45 руб., возрастет ставка на одну л. с. для автомобилей с мощностью двигателя от 90 до 150 л. с. С 420 руб. до 437 руб. подорожает каждая л. с. для автомобилей с мощностью от 150 до 200 л. с. При этом ставка акциза на автомобили с мощностью двигателя от 200 до 300 л. с. составит 714 руб. за одну л. с. А больше всего заплатить придется производителям легковых транспортных средств, с мощностью двигателя свыше 500 л. с. – 1302 руб. за одну л. с.

Одновременно с 10 130 руб. до 11 213 руб. за одну т увеличится ставка акциза на автомобильный бензин 5 класса. Ставка для бензина, не соответствующего 5 классу, останется в прежнем размере и составит 13 100 руб. за одну т. Возрастет также акциз на дизельное топливо: с 6800 руб. до 7665 руб. за одну т.

Налогоплательщики акцизов при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения, обязаны представлять в налоговые органы налоговые декларации по акцизам в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 204 НК РФ). Налоговым периодом является месяц (ст. 192 НК РФ).

Этиловый спирт

Виды подакцизных товаров Налоговая ставка
с 1 января по
с 1 июля по
Этиловый спирт из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец и дистилляты (винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый)2 При реализации производителям: 0 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
При реализации плательщикам авансового акциза (включая этиловый спирт, ввозимый в Россию с территорий государств – членов Таможенного союза, являющийся товаром Таможенного союза)
При передаче в структуре одной организации для производства алкогольной или спиртосодержащей подакцизной продукции в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса РФ
При передаче производителями в структуре одной организации или при реализации для производства товаров, не признаваемых подакцизными в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса РФ
При реализации организациям, которые не платят авансовый акциз (включая этиловый спирт, ввозимый в Россию, не являющийся товаром Таможенного союза) 107 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
При передаче в структуре одной организации для совершения операций, признаваемых объектом налогообложения акцизами, кроме этилового спирта:
– который передается в структуре одной организации для производства алкогольной или спиртосодержащей подакцизной продукции в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса РФ;
– который реализуется (передается в структуре одной организации) для производства товаров, не признаваемых подакцизными в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса РФ;
– который реализуется для производства продукции бытовой химии и спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке
Виды подакцизных товаров Налоговая ставка
с 1 января по
30 июня 2018 года включительно
с 1 июля по
31 декабря 2018 года включительно
Спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция в металлической аэрозольной упаковке 0 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре 0 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
Спиртосодержащая продукция бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке 0 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре 0 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
Спиртосодержащая продукция (кроме парфюмерно-косметической продукции и продукции бытовой химии в металлических аэрозольных упаковках) 418 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре

Алкогольная продукция

Виды подакцизных товаров Налоговая ставка
с 1 июля по
31 декабря 2018 года включительно
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов (кроме пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята)1 523 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно (за исключением пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), сидра, пуаре, медовухи, винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята) 418 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре 418 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
Вина, фруктовые вина (кроме вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, а также игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята) 18 руб. за 1 л 18 руб. за 1 л
Вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, кроме игристых вин (шампанских) 5 руб. за 1 л 5 руб. за 1 л
Игристые вина (шампанские), кроме игристых вин (шампанских) с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения 36 руб. за 1 л 36 руб. за 1 л
Игристые вина (шампанские) с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения 14 руб. за 1 л 14 руб. за 1 л
Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового до 0,5 процента включительно1 0 руб. за 1 л 0 руб. за 1 л
Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше 0,5 процента и до 8,6 процента включительно, а также напитки, изготавливаемые на основе пива2 21 руб. за 1 л 21 руб. за 1 л
Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше 8,6 процента2 39 руб. за 1 л 39 руб. за 1 л
Сидр (алкогольная продукция с содержанием этилового спирта не более 6% объема готовой продукции, произведенная в результате брожения яблочного сусла и (или) восстановленного яблочного сока без добавления этилового спирта с насыщением или без насыщения двуокисью углерода) 21 руб. за 1 л 21 руб. за 1 л
Пуаре (алкогольная продукция с содержанием этилового спирта не более 6% объема готовой продукции, произведенная в результате брожения грушевого сусла и (или) восстановленного грушевого сока без добавления этилового спирта с насыщением или без насыщения двуокисью углерода) 21 руб. за 1 л 21 руб. за 1 л
Медовуха (алкогольная продукция с содержанием этилового спирта от 1,5 до 6% объема готовой продукции, произведенная в результате брожения медового сусла, содержащего не менее 8% меда, с использованием или без использования меда для подслащивания и иных продуктов пчеловодства, растительного сырья, с добавлением или без добавления сахаросодержащих продуктов, без добавления этилового спирта) 21 руб. за 1 л 21 руб. за 1 л

Табак и табачная продукция

Виды подакцизных товаров Налоговая ставка
с 1 января по 30 июня 2018 года включительно с 1 июля по
31 декабря 2018 года включительно
Табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, насвай, нюхательный, кальянный (кроме табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции) 2772 руб. за 1 кг 2772 руб. за 1 кг
Сигары 188 руб. за 1 шт. 188 руб. за 1 шт.
Сигариллы (сигариты), биди, кретек 2671 руб. за 1000 шт. 2671 руб. за 1000 шт.
Сигареты, папиросы3 1562 руб. за 1000 штук + 14,5% расчетной стоимости, определяемой исходя из максимальной розничной цены (но не менее 2123 руб. за 1000 шт.) 1718 руб. за 1000 шт. + 14,5% расчетной стоимости, определяемой исходя из максимальной розничной цены (но не менее 2335 руб. за 1000 шт.)
Табак (табачные изделия), предназначенные для потребления путем нагревания 5280 руб. за 1 кг 5280 руб. за 1 кг
Электронные системы доставки никотина 44 руб. за 1 шт. 44 руб. за 1 шт.
Жидкости для электронных систем доставки никотина 11 руб. за 1 мл 11 руб. за 1 мл

Автомобили и мотоциклы

Виды подакцизных товаров Налоговая ставка
с 1 января по 30 июня 2018 года включительно с 1 июля по
31 декабря 2018 года включительно
Автомобили легковые с мощностью двигателя до 67,5 кВт (90 л. с.) включительно 0 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.) 0 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.)
Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л. с.) и до 112,5 кВт (150 л. с.) включительно 45 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.)
Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.)

Мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.)

437 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.)
Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 147 кВт (200 л. с.) и до 220 кВт (300 л. с.) включительно 714 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.)
Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 220 кВт (300 л. с.) и до 294 кВт (400 л. с.) включительно 1218 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.)
Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 294 кВт (400 л. с.) и до 367 кВт (500 л. с.) включительно 1260 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.)
Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 367 кВт (500 л.с.) 1302 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.)

Нефтепродукты

Виды подакцизных товаров Налоговая ставка
с 1 января по
30 июня 2018 года включительно
с 1 июля по
31 декабря 2018 года включительно
Автомобильный бензин:
не соответствующий классу 5 13 100 руб. за 1 т 13 100 руб. за 1 т
класса 5 11 213 руб. за 1 т 11 892 руб. за 1 т
Дизельное топливо 7655 руб. за 1 т 8258 руб. за 1 т
Моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей 5400 руб. за 1 т 5400 руб. за 1 т
Прямогонный бензин2 13 100 руб. за 1 т 13 100 руб. за 1 т
Бензол, параксилол, ортоксилол* 2800 руб. за 1 т 2800 руб. за 1 т
Авиационный керосин 2800 руб. за 1 т 2800 руб. за 1 т
Средние дистилляты1 8662 руб. за 1 т 8662 руб. за 1 т

* Под бензолом понимается жидкость, которая содержит в своей массе 99 процентов соответствующего простейшего ароматического углеводорода.
Под параксилолом или ортоксилолом понимается жидкость, которая содержит в своей массе 95 процентов соответствующего изомера ксилола или диметилбензола (подп. 12 п. 1 ст. 181 НК РФ).

ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД, 19 сентября. /ТАСС/. Рост цен на бензин в России в следующем году будет близок к уровню инфляции, индексация акцизов на автомобильное топливо повлияет несущественно, сообщил журналистам замглавы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолий Голомолзин в кулуарах "Недели конкуренции".

"Если он - один (фактор повышения акцизов - прим. ТАСС), он не может существенно повлиять на цену. Бывали изменения акцизов и на гораздо большую величину. Все-таки есть основания рассчитывать, что мы будем находиться в рамках общего тренда - близко к инфляции", - сказал он.

По словам Голомолзина, большее влияние может оказать налоговый маневр в нефтяной отрасли, который сейчас обсуждается в правительстве (введение налога на дополнительный доход). Однако прогнозировать, будет ли налоговый маневр завершен в 2018 году, Голомолзин не стал.

В то же время начальник управления регулирования топливно-энергетического комплекса ФАС Дмитрий Махонин считает, что индексация акцизов на автомобильное топливо может привести к повышению розничных цен на бензин более чем на 1 рубль.

"Исходя из принятого решения, я согласен с мнением многих экспертов, что этот фактор (повышение акцизов - прим. ТАСС) на рубль с небольшим может поспособствовать увеличению стоимости литра бензина", - сказал он, отвечая на соответствующий вопрос.

"Любые налоги, они автоматически перекладываются в литр бензина. Поэтому этот фактор, он будет влиять", - заключил Махонин.

Он также отметил, что сейчас сложно судить о том, может ли средняя розничная цена в результате роста акцизов подняться выше 40 рублей за литр. "Если акциз с 1 января повысится, надо еще понять, к какой стоимости бензина в рознице мы к первому числу подойдем", - сказал он.

По словам главы управления ФАС, к концу года цена топлива обычно корректируется в сторону снижения. "Мы сейчас прошли пик спроса на бензин, выходят из ремонта НПЗ, зимой немножко, но цены корректируются, так как крупнооптовые цены снижаются. Это происходит много лет подряд", - добавил Махонин.

По его словам, косвенно повышение акцизов скажется и на маржинальности нефтеперерабатывающего бизнеса. "Экономика нефтепереработчиков, она изначально была рассчитана не под такую систему налогообложения. Это, конечно же, дополнительная нагрузка, и она снизит доходность переработки", - сказал он.

Махонин также отметил, что решение об изменении акцизов, скорее всего, потребует внесения изменений в Налоговый кодекс, так как в нем предусмотрена индексация на меньшую величину.

В понедельник, 18 сентября, правительство рассматривало предложение Минфина повысить акцизы на топливо в 2018 году - на 50 копеек за литр с 1 января и с 1 июля. По словам министра финансов Антона Силуанова, эти средства будут направлены на развитие дорожной сети, в первую очередь в Крыму, Калининграде и в целом в России. Повышение акцизов на топливо даст бюджету порядка 40 млрд рублей в 2018 году, подсчитали в Минфине.

В среду Госдума приняла во втором, основном чтении, поправки в Налоговый кодекс, предусматривающие увеличение ставок акцизов на автомобильный бензин класса 5 и дизельное топливо.

Новогоднее повышение

Повышение цен на горючку начнется с Нового года. В соответствии с поправками, с 1 января 2018 года ставка акцизов на бензин класса 5 с 1 января 2018 года увеличится на 10,7% по сравнению с действующей в этом году и составит 11,213 тыс. рублей за тонну.

Ранее предполагалось, что в 2018 году будет действовать ставка в размере 10,535 тыс. рублей за тонну.

Через год ставки акцизов продолжат рост. С 1 января 2019 года ставка акциза на бензин класса 5 составит 12,314 тыс. рублей за тонну вместо запланированной ранее ставки в размере 10,957 тыс. рублей за тонну. В 2020 году ставка составит 12,752 тыс. рублей вместо 11,395 тыс. рублей за тонну.

«Эта мера уже отражается на ценах, как на оптовых, так и на розничных. Напомню, что уже вчера, в день принятия поправок, тонна 92-го бензина подорожала на на 0,46%, до 44,746 тыс рублей, 95-го до 46,93 тыс, то есть на 0,23%. Это лишь начало роста, который, надо полагать, будет поддерживаться ожиданиями роста акциза и высоким спросом на топливо со стороны участников рынка с целью формирования запасов», - комментирует аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко.

На строительство дорог в Крыму

Акцизы на дизельное топливо тоже пойдут в рост — с 1 января 2018 года. Акциз вырастет на 12,7% — до 7,665 тыс. рублей за тонну.

Второй этап повышения предусмотрен с 1 июля 2018 года — до 8,258 тыс. рублей за тонну. Ранее предполагалось, что в 2018 году будет действовать ставка 7,072 тыс. рублей за тонну.

В 2019 году ставка составит 8,541 тыс. рублей за тонну вместо 7,355 тыс. рублей, в 2020 году — 8,835 тыс. рублей за тонну вместо 7,649 тыс. рублей за тонну.

Акцизы на нефтепродукты являются источником формирования как федерального, так и региональных дорожных фондов, средства которых направляются на финансирование дорожного хозяйства. Как сообщил ранее Минфин, индексация ставок акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо необходима для ускорения темпов строительства автомобильных дорог и развития инфраструктуры регионов.

Прежде всего, дополнительные средства планируется направить на строительство новых автомобильных дорог — в присоединенном Крыму, а также в Калининграде и на Дальнем Востоке.

Согласно официальным данным, доля акциза в розничной цене данных нефтепродуктов - до 20%.

Однако не все согласны с такой оценкой.

«Авторы законопроекта указывают на то, что на долю акциза в стоимости топлива для конечного потребителя приходится всего 20%. Во-первых, это не совсем так: при текущих ценах на бензин, доля акциза составляет примерно 35%, а еще к ним необходимо добавить НДПИ и НДС, в итоге выйдет, что на 60% стоимость бензина складывается из налогов и отчислений в пользу государства», - указывает Яковенко.

Эксперты отмечают, что почувствуют на себе рост стоимости топлива без исключения все категории граждан, даже те, кто не владеет собственным автомобилем. Рост стоимости топлива учитывается при ценообразовании всех без исключения товаров и услуг за счет необходимости транспортировки.

«Очевидно, что выбор момента для повышения акциза обусловлен низкими темпами инфляции, поскольку на этот показатель повышение акциза традиционно влияет, и не в лучшую сторону, - комментирует Яковенко. - Если говорить о перспективах, то, на мой взгляд,

АИ-95 по 43-43,5 рублей и АИ-92 по 39,5-40 рублей в следующем году стоит расценивать как наиболее вероятную стоимость в рознице».

«За каждым из этапов грядущего увеличения акцизов в начале и середине года последуют две ценовые волны. Учитывая, что в конечной стоимости топлива доля акцизов, НДПИ и прочих налогов составляет не менее 60%, а также прогнозы по ослаблению рубля (МЭР ожидает средний курс в 2018 на уровне 64,7 руб. за доллар) и высокую вероятность разворота годовой инфляции к 4%, приблизительный

рост цен на литр бензина в рознице в будущем году можно оценить в диапазоне 2-5 рублей от текущих цен в зависимости от региона», -

прогнозирует эксперт ФГ БКС Иван Копейкин.

Минфину не по нраву Ferrari

Одобренный в первом чтении законопроект также предлагает дифференцировать ставки акцизов на легковые автомобили с мощностью двигателя свыше 200 лошадиных сил. Было предложено установить для них повышенные ставки в зависимости от мощности двигателя.

Ранее ставки дифференцировались по мощности для автомобилей до 150 л.с., а сверх этой мощности была единая ставка (в 2017 году — 420 рублей за 1 л.с.)

Предлагается добавить новые категории: 200-300 л.с., 300-400 л.с., 400-500 л.с. и свыше 500 л. с.

Ставки акцизов на эти категории автомобилей были существенно снижены по сравнению со ставками, заложенными в законопроект в первом чтении. Так, размер акцизов для категории автомобилей с мощностью от 200 до 300 л.с. в 2018 году устанавливается в размере 714 рублей за 1 л.с. (в первом чтении законопроекта предполагалось, что размер ставки составит 897 рублей), в 2019 году — 743 рубля (в первом чтении — 933 рубля), в 2020 году — 773 рубля (в первом чтении — 971 рубль).

Акциз для автомобилей с мощностью от 300 л.с. до 400 л.с. в 2018 году составит 1,218 тыс. рублей, в 2019 году — 1,267 тыс. рублей, в 2020 году — 1,317 тыс. рублей.

На автомобили с мощностью от 400 до 500 л.с. ставка в 2018 году составит 1,260 тыс. рублей, в 2019 году — 1,310 тыс. рублей, в 2020 году — 1,363 тыс. рублей.

Ставка акцизов на автомобили с мощностью двигателя свыше 500 л.с. в 2018 году заложена на уровне 1,302 тыс. рубля.

В 2019 году — 1,354 тыс. рублей, в 2020 году — 1,408 тыс. рублей.

К новым ценовым рекордам

На этой неделе цены на бензин на АЗС уже выросли до рекордных значений. Менее чем за неделю бензин подорожал на 2% — АИ-92 с 7 по 13 ноября вырос до 42,85 тысяч рублей за тонну, АИ-95 — до 44,99 тысяч.

Оптовые цены на бензин АИ-92 с начала ноября выросли на 2,3% до 42,85 тыс. руб. за тонну, на АИ-95 — на 1,7% до 44,99 тыс. руб. за тонну. Данные показатели являются рекордными за текущий год.

По мнению участников рынка, это связано, в частности, с сокращением выпуска бензинов на Московском НПЗ «Газпром-нефть».

Остановка не была включена в программу плановых ремонтов, утверждаемую Минэнерго.

В компании не стали это комментировать. По мнению экспертов, остановка каткрекинга привела к выбытию примерно 50 тыс. тонн бензина в неделю.

ФАС винит во всем «нервозность трейдеров». Начальник управления регулирования топливно-энергетического комплекса ФАС России Дмитрий Махонин ранее говорил об отсутствии дефицита бензина в стране.

«Одной из причин (роста биржевых цен на бензины) стала реакция трейдеров на информацию о приостановке работы на установке каткрекинга Московского НПЗ. С «Газпром-нефтью» уже проведена работа по поводу поставок бензинов на внутренний рынок. Также работа проведена с другими компаниями, в частности, с «Роснефтью» и «ЛУКойлом». Рассчитываем, что в результате произойдет максимальная переориентация бензинов на внутренний рынок и увеличение предложения на бирже», — сказал он.

Важно, чтобы частные трейдеры не «раздували» ситуацию на рынке, в противном случае продолжится рост цен, отмечали в ФАС.

В наступающем году в России увеличиваются акцизы на автомобильное топливо, что обязательно отразится на его цене. Но акцизы не единственный фактор подорожания. Эксперты считают, что уже сегодня бензин должен стоить заметно больше 40 рублей, а дизельное топливо и вовсе по 50 рублей.

Чтобы разобраться в ситуации, достаточно посмотреть на статистику Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ). На днях стоимость тонны зимнего дизельного топлива здесь приблизилась к 48 тыс. рублей. То есть при оптовой закупке – без учёта расходов на транспортировку и хранение, эксплуатационных затрат АЗС – 1 литр дизеля будет стоить больше 40 рублей. Ситуация с бензином ненамного лучше.

Никаких скидок

Оптовые цены растут вопреки тому, что к концу ноября почти все нефтяные компании увеличили продажи бензина на СПбМТСБ на 7%, а дизельного топлива – на 20%. Нефтяники исполнили таким образом предписание ФАС, которая попыталась остановить осенний рост цен. Всего же с начала года, по данным петербургской биржи, Аи-92 вырос на 11,3%, а зимнее дизтопливо – на 13,9%. То есть динамика оптовых цен почти в 3 раза превысила официальный уровень инфляции, которая, согласно прогнозам правительства, к концу года не превысит 4%.

В рознице цены на топливо тоже тянутся вверх, но темпы здесь меньше. Дизель с начала года подорожал на 8,5%. Заправки сдерживают рост. По данным независимого агентства «Аналитика товарных рынков», в декабре убыток при реализации 1 литра дизельного топлива в Москве составлял 3,18 рубля, а в Санкт-Петербурге – 4,9 рубля. В такой ситуации розничным игрокам выгодно сокращать продажи. Потому многие водители уже столкнулись с уменьшением, а то и с полной отменой скидок на АЗС.

Что касается бензина, то с начала года Аи-92 подорожал в рознице на 7%, Аи-95 – на 6,4%. Несмотря на это, один проданный литр 92-го приносит московским заправщикам 2,3 рубля. А в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске АЗС продают бензин практически «в ноль». Как тут не вспомнить официальный мораторий на повышение цен на бензин, введённый накануне выборов 2012 года президентом Дмитрием Медведевым?

«Крупным игрокам хватит запаса прочности. Я думаю, что «Газпром», «Роснефть» и ЛУКОЙЛ продержатся до мартовских выборов. А вот что будет потом, я даже боюсь представить», – поделился на условиях анонимности менеджер розничного подразделения одной из крупных нефтяных компаний.

Собеседник «Нашей Версии» отметил, что отложенный рост обусловлен биржевыми индексами и будет усилен повышением акцизов на нефтепродукты, которое в следующем году состоится дважды. Хотя есть и другая сторона медали. Крупные игроки, располагающие собственной добычей и переработкой, могли бы не оглядываться на биржевые цены. Но они по-прежнему предпочитают продавать бензин своим сбытовым «дочкам» через СПбМТСБ, по сути, толкая рынок вверх. В начале осени в антимонопольной службе заговорили о том, что хорошо бы запретить такую практику, но нефтяники выступили резко против предложений ФАС.

Вероятно, крупные производители бензина считают, что россияне от них никуда не денутся. А ведь им стоило бы больше ценить отечественного потребителя! Наши водители обеспечивают нефтяникам стабильные продажи, которые не зависят от решений европейских чиновников и политики других нефтедобывающих стран. Примеры перед глазами: в Саудовской Аравии бензин стоит 0,24 доллара (14 рублей), в живущем под санкциями Иране – 0,34 доллара (20 рублей). И это не благотворительность нефтяных шейховнизкие цены на топливо помогают местной экономике развиваться.

Государству нужны деньги

В новом году акцизы на бензин будут повышаться дважды: на 50 копеек с 1 января и с 1 июля. По оценке Минфина, это позволит дополнительно привлечь в бюджет около 40 млрд рублей, деньги пойдут на дорожное строительство в Крыму, Калининградской области и на Дальнем Востоке. С одной стороны, 50 копеек выглядят смешно, с другой – даже эта сумма отразится на цене топлива, поскольку нефтяники постепенно будут перекладывать свою нагрузку на покупателей. Кстати, по разным оценкам, доля акциза в розничной цене бензина составляет от 20–35%. Если добавить к этому НДПИ и НДС, то получится, что 60% стоимости бензина складывается из налогов и отчислений в пользу государства.

Федеральный бюджет на 2018 год свёрстан с дефицитом почти в 1,3 трлн рублей. И, как отмечают многие аналитики, повышение акцизов на бензин – первое, что приходит в голову правительства в такой ситуации, ведь нефтянка – одна из самых прозрачных и легко «собираемых» отраслей в нашей экономике. Министрам понятны объёмы производства топлива, а потому они могут легко рассчитать поступления в бюджет от повышения акциза. Плюс конечными плательщиками всё равно будут не крупные корпорации, но рядовые автомобилисты. А раз есть у человека автомобиль, то он имеет достаточно денег, чтобы платить за бензин чуть больше. Правда, рост цен на топливо, который снова будет значительно превышать официальный уровень инфляции, может потянуть за собой цены на большинство товаров, и почувствуют его абсолютно все категории граждан, даже те, у кого нет автомобиля.

КСТАТИ

Новому правительству, которое будет назначено после президентских выборов, придётся решать непростую задачу по поиску баланса между крупными социальными обязательствами государства и желанием избежать значительного увеличения долга. Затягивание поясов в такой ситуации выглядит неизбежным. Каких сюрпризов от власти ещё можно ждать гражданам в 2018 году?

Падение рубля

В 2018 году российский рубль продолжит дешеветь по отношению к доллару США. Согласно прогнозу, опубликованному на сайте Минэкономразвития, правительство ожидает «просадку» до 64,7 рубля за доллар. В том же документе говорится, что к 2020-му курс может опуститься до 68 рублей. Ряд независимых аналитиков предполагают, будто в реальности мы увидим доллар по 70 рублей уже в 2018-м, а к 2020 году он будет стоить 100 рублей. Главная примета времени – российская валюта перестала расти вместе с нефтью, сегодня на её курс больше влияют интервенции Минфина, действия Центробанка и финансовые спекулянты. Эксперты считают, что после выборов падение курса уже никто не будет сдерживать, и с тревогой ждут новых санкций с Запада.

Повышение пенсионного возраста

В российском экспертном сообществе сейчас спорят уже не о том, нужно или не нужно увеличивать пенсионный возраст, а о том, когда и насколько его следует повышать. Одни считают, что мужчины и женщины должны выходить на пенсию в одном и том же возрасте, например в 63 года. Другие настаивают, что пенсионный возраст должен повышаться пропорционально: до 60 лет у женщин и до 65 лет у мужчин. При всем при этом «ползучее» повышение пенсионного возраста в нашей стране уже началось. Как писала «Наша Версия», в силовых ведомствах готовят проект закона о повышении нижнего порога выслуги лет, дающего право на получение военной пенсии. Документ коснётся военнослужащих, сотрудников МВД, МЧС, ФСИН и бойцов Росгвардии. В случае его принятия федеральный бюджет сможет ежегодно экономить сотни миллиардов рублей. Аналогичные меры обсуждаются и в отношении государственных гражданских служащих.



 

Возможно, будет полезно почитать: