Виды непосредственной демократии. Понятие и формы прямой (непосредственной) демократии Чем суть непосредственной формы демократии

Страны мира в той или иной степени создают или стремятся создать демократическое общество. Это довольно сложная система управления. Давайте рассмотрим, что такое непосредственная демократия, чем она отличается от представительской, какие преимущества дает простым людям. Основные тезисы современных политиков так или иначе связаны с «волей народа». То есть, никто не отрицает важности мнения населения в выборе стратегии развития страны, принятии менее важных решений. Для легитимации народных взглядов придумана непосредственная демократия. Но не все понимают, что она из себя представляет на практике. Мы постараемся разобраться.

Определение терминов и понятий

Любое общество в идеале стремится удовлетворить потребности всех своих членов. Кому-то приходится соглашаться с большинством, однако политические инструменты и институты развиваются в направлении учета взглядов каждой группы или прослойки, не исключая и маргинальных. Непосредственная демократия представляет собой совокупность инструментов и правовых норм, позволяющих организовать волеизъявление народа, учесть его в государственной политике. Принципы ее записаны в основном законе страны – конституции. Следует учитывать, что формы демократии на сегодняшний день различны. В научной литературе выделяют представительную и непосредственную. Обе они связаны с основной идеей – волеизъявлением населения, но имеют различные методы его реализации. Добавим для тех, кто забыл, демократия – это такой режим, где решения принимаются коллективно, как правило, большинством. При этом реализацией одобренного плана занимаются также все члены коллектива. То есть, демократия – это такой строй, где существует солидарная (читай «общая») ответственность. Граждане не просто выполняют то, что им диктует государство. Они наделены правом советовать ему, выражать собственное мнение, участвовать в управлении страной как на стадии планирования, так и в процессе воплощения идей и проектов.

Определение непосредственной демократии

Решить, как и куда идти огромной стране, не так просто. Граждан множество, у каждого есть свое мнение по этому поводу. Но прямая демократия, то есть участие народа в инициировании и планировании развития, касается не только глобальных, в рамках одной страны, но и более конкретных вопросов. К примеру, людям не нравится состояние дорог в поселке. Они имеют полное право обратиться к местной администрации с предложением за счет денег общины провести ремонт. Это и есть конкретный пример демократии. Люди сами видят, что следует сделать для их поселка, города, страны. Они могут инициировать проекты лично (граждане) или в рамках общественного движения, как правило, политической партии. На практике оргкомитет проводит исследование мнения, чтобы выяснить, что народ волнует. Эти вопросы включаются в программу партии, которую она воплощает в реалиях. То есть, непосредственная демократия – это право на участие в руководстве страной, организации общественной жизни, распределении и контролировании бюджета, подтвержденное законодательно.

Формы демократии

Если представить себе, что каждый гражданин будет принимать непосредственное участие в решении любого важного вопроса, страна перестанет развиваться. Технически организовать голосование, подсчет и анализ мнений довольно непросто и дорого. Поэтому, кроме непосредственной, существует представительная демократия. Это система выборных органов, формируемая гражданами в результате волеизъявления. Группы людей делегируют свое право участвовать в развитии страны конкретным лицам или партиям. Те, в свою очередь, выступают от их имени, выражая заявленные взгляды. То есть, граждане заключают договор со своим представителем – депутатом, поручая ему заботиться о своих интересах. Это и есть представительная демократия. Причем она невозможна без прямой, то же верно и в обратном случае. Две формы демократии взаимозависимы и не могут существовать друг без друга.

Методы и формы непосредственной демократии

Деятельность государства – дело сложное. Приходится решать множество важных вопросов. Часть из них касается отдельных групп населения, другие – всех граждан. Население участвует во власти не хаотично, а строго определенными, законодательно закрепленными способами. Среди них следует выделить:

  • императивные;
  • консультативные.

Формы непосредственной демократии отличаются по уровню обязательности для властных органов. Императивные не требуют последующего утверждения и являются окончательными. Консультативные предназначены для того, чтобы государственные органы учитывали мнение народа при выработке решений, организации их исполнения.

Выборы

Современная демократия основана на учете взглядов большинства населения. Для организации представительства граждан проводятся выборы в местные советы и парламент страны. В некоторых государствах эта процедура проводится в отношении судей (в РФ их назначает президент). Выборы относятся к императивным методам демократии. Их результаты являются окончательными и не требуют последующего подтверждения. Когда люди проголосовали за определенного депутата или партию, они получают часть мест в парламенте или совете. Оспорить это решение можно только в суде, имея для этого серьезные основания.

Референдум

Этот демократический метод первоначально относился также к императивным, то есть окончательным. Граждане путем голосования принимают обязательное для исполнения решение. В последнее время в некоторых странах стали организовывать совещательные референдумы, относящиеся к консультативным методам. Это форма выявления мнения большинства, используемая для выработки консенсуса в обществе, иногда для пропаганды. Например, референдум в Нидерландах о ратификации соглашения с Украиной о евроассоциации носил рекомендательный характер. Есть страны, где путем прямого волеизъявления может быть распущен парламент, отозван президент (в РФ нет такого положения). На определенных территориях представительные органы отсутствуют. Условия демократии в этих регионах создаются путем организации общего обсуждения важных вопросов населением. Они решаются прямым голосованием.

Народное обсуждение и инициатива

Представительные органы не всегда принимают популярные решения. Демократия предполагает инициативу снизу. То есть возможность вносить предложения парламенту изменить пункты или часть постановлений. Этот метод именуется народным обсуждением. В настоящее время оно не имеет закрепления в конституциях государств, в том числе и в РФ. Народной инициативой считают право граждан предлагать представительному органу обязательные решения. Парламент обязан их обсудить и отреагировать. Иногда инициатива приводит к роспуску представительного органа. Императивный мандат – это возможность давать наказы своим депутатам. В ходе его реализации люди имеют право поручать избранным представителям определенные задачи, требовать отчета или отзывать их. Считается, что прямая демократия наиболее развита в Швеции, Италии, Лихтенштейне и некоторых других странах. В них чаще, чем в иных, проводятся референдумы. Европейские государства прибегают к этой форме общения с народом в сложных ситуациях, чтобы обеспечить консенсус в обществе.

Заключение

Значение непосредственной демократии для современных стран трудно переоценить. На ее основе формируются законодательные органы, отвечающие за развитие общества. Важнейшие для людей вопросы решаются путем проведения референдумов. Каждому гражданину предоставляется возможность принять участие в судьбоносном событии, как это было в Крыму в 2014 году. Это позволяет сохранить спокойствие в обществе, предотвратить революционные взрывы. Кроме того, институты прямой демократии нацелены на поднятие общего интеллектуального уровня населения. Без понимания сути происходящих процессов невозможно участие людей в принятии решений. Следовательно, необходима просветительская работа, основанная на интересе населения к темам референдумов и плебисцитов.

Федеральный закон различает формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления (референдум, выборы, голосование, отзыв, сходы), при которых население самостоятельно или через своих представителей решает соответствующие вопросы, и формы участия населения в решении вопросов местного значения (собрания, конференции, опросы, публичные слушания, правотворческая инициатива, территориальное общественное самоуправление и др.), когда население вправе высказать свое мнение, но последнее слово остается за органами местного самоуправления.

Формы осуществления населением власти. Основной формой непосредственного решения населением вопросов местного значения признается референдум, который может проводиться на всей территории муниципального образования в целях решения вопросов местного значения (некоторые вопросы местного значения не могут быть предметом референдума). Более подробно вопросы организации в том числе местного референдума регулируются Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных права и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Местный референдум может быть инициирован гражданами, избирательным объединением, иными общественными объединениями, а также совместно представительным органом и главой местной администрации. Граждане в поддержку своей инициативы сначала должны образовать инициативную группу, потом собрать подписи (не более 5% от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования). При инициировании любым субъектом референдума он назначается представительным органом в течение 30 дней со дня поступления документов в этот орган или судом. Организацию референдума обеспечивают комиссия референдума или избирательные комиссии. Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления.

Другой не менее значимой формой прямой демократии выступают муниципальные выборы. Эти выборы, как и все иные, проводятся на основе принципов всеобщего, равного, прямого избирательного права, при тайном голосовании. При наличии общих принципов организации выборов имеются и различия. В частности, в муниципальных выборах в отличие от иных могут участвовать иностранные граждане, постоянно проживающие на территории муниципального образования, на основе международного договора. Не участвуют в муниципальных выборах военнослужащие, призванные на военную службу не с территории данного муниципального образования. Выборы, как и референдум, назначаются представительным органом. Нововведением является установление для представительного органа муниципального района, городского округа с численностью 20 и более депутатов требования не менее половины депутатских мандатов распределять между списками кандидатов, выдвинутых политическими партиями (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями), пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов.

Достаточно новой и самостоятельной формой прямой демократии является голосование. Законом предусмотрено два вида голосования, осуществляемого в порядке, установленном федеральными и региональными законами для проведения местного референдума, с определенными особенностями. Во-первых, это голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Основанием для отзыва может служить только конкретное противоправное решение или действие (бездействие) лица в случае его подтверждения в судебном порядке. При этом лицо считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе). Во-вторых, в целях получения согласия населения при изменении границ муниципального образования, преобразовании муниципального образования проводится еще один вид голосования на всей территории муниципального образования или на части его территории - по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования. Данное мероприятие считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования или части муниципального образования, обладающих избирательным правом. Согласие населения считается полученным, если за указанные изменение, преобразование проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей муниципального образования или части муниципального образования.

Еще одной формой прямой демократии является сход граждан, который осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования (в том числе отнесенные к исключительной компетенции). Такая форма применяется в маленьких муниципальных образованиях, где численность жителей, обладающих избирательным правом, составляет не более 100 человек. Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом, а решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан. Как при любой форме прямой демократии, решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения.

Формы участия населения в осуществлении власти. В их числе закон называет:

сход граждан по вопросам упразднения поселения, выдвижения инициативы населения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением местного самоуправления, об образовании представительного органа поселения, его численности и сроке полномочий

правотворческую инициативу как право инициативной группы граждан внести проект муниципального правового акта в орган местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления;

территориальное общественное самоуправление как вид самоорганизации граждан по месту жительства (подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления, которые избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории;

публичные слушания , проводимые по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования. Различают обязательные публичные слушания, например по вопросам обсуждения проектов устава, бюджета, планов и программ развития соответствующей территории, а также не обязательные, по вопросам местного значения;

собрания (конференции) граждан, которые организуются для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления. Проводятся эти мероприятия по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления. В результате граждане могут принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления;

опрос граждан , проводимый на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. В законе называются два варианта организации опроса граждан: во-первых, по инициативе представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования - по вопросам местного значения, во- вторых, по инициативе органов государственной власти субъектов РФ - для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения;

обращения граждан (индивидуальные и коллективные) в органы местного самоуправления и иные формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления.

  • Конституционное право как учебная дисциплина
    • Понятие конституционного права как учебной дисциплины
    • Функции конституционного права как учебной дисциплины
    • Соотношение учебной дисциплины конституционного права с методологическими, социально-гуманитарными и юридическими дисциплинами
  • Конституционное право в системе национальных отраслей права
    • Понятие конституционного права
    • Конституционно-правовые отношения
    • Субъекты конституционно-правовых отношений
    • Конституционно-правовые отношения с участием индивидуальных субъектов права
    • Реализация в конституционно-правовых отношениях правосубъектности организаций
    • Особенности конституционно-правовых отношений с участием социальных общностей
    • Возникновение, изменение и прекращение конституционно-правовых отношений
    • Конституционно-правовые нормы
    • Источники конституционного права
    • Методы конституционно-правового регулирования
    • Система конституционного права как национальной отрасли права
    • Конституционно-правовое принуждение
  • Современная наука конституционного права
    • Понятие науки конституционного права
    • Юридический позитивизм в науке конституционного права
    • Нормативистская теория права Г. Кельзена и ее методологическое значение для науки конституционного права
    • Социологическое направление в науке конституционного права
    • Политическое направление в науке конституционного права
    • Психологическое направление в науке конституционного права
    • Марксистское направление в науке конституционного права
    • Интегративная юриспруденция и наука конституционного права
    • Теологические направления в науке конституционного права
  • Конституции современных государств
    • Понятие и классификация конституций
    • Юридические свойства конституций современных государств
    • Объекты конституционного регулирования
    • Конституционное развитие Российской Федерации
    • Конституция Российской Федерации 1993 г.
    • Действие Конституции и проблемы реализации конституционных норм
    • Конституционный контроль и надзор
  • Конституционные основы формы государства
    • Понятие формы государства
    • Способы конституционного определения формы государства
    • Конституционное регулирование формы правления современных государств
    • Нетипичные формы государственного правления
    • Россия как президентско-парламентская республика
    • Институт пожизненного президентства как совокупность квалифицирующих признаков формы государственного правления
    • Политико-территориальная организация государства
    • Конституционные основы регионалистского государства
    • Конституционно-правовые основы политического режима
  • Конституционно-правовой статус человека, личности и гражданина
    • Понятие конституционно-правового статуса индивида (физического лица)
    • Конституционно-правовой статус человека
    • Особенности конституционно-правового статуса личности
    • Конституционно-правовой статус гражданина
    • Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства
    • Гарантии конституционных прав и свобод человека, личности и гражданина
  • Гражданство
    • Понятие и признаки гражданства, соотношение с подданством
    • Способы приобретения гражданства
    • Выход из гражданства, смена гражданства
    • Двойное гражданство и лица без гражданства
  • Суверенитет в конституционном праве
    • Суверенитет как государственно-правовая категория: становление и развитие
    • Государственный суверенитет
    • Народный суверенитет
    • Механизм реализации народного суверенитета
    • Национальный суверенитет
  • Конституционно-правовые основы гражданского общества
    • Понятие и сущность гражданского общества
    • Конституционно-правовое регулирование производственных отношений гражданского общества
    • Конституционные основы социальных отношений гражданского общества
    • Особенности конституционно-правового регулирования духовно-культурных отношений
    • Конституционно-правовое регулирование политических отношений
    • Проблемы формирования гражданского общества в России
  • Конституционно-правовое регулирование деятельности политических партий и общественных объединений
    • Конституционно-правовой статус политических партий
    • Правовое положение общественных объединений
    • Конституционно-правовое положение религиозных объединений
    • Конституционно-правовой статус средств массовой информации
  • Конституционные формы народовластия
    • Понятие и сущность конституционных основ народовластия
    • Непосредственная демократия в современном государстве
    • Представительная демократия: юридическая природа и формы
  • Конституционные основы государственной власти
    • Понятие и сущность государства как конституционного института
    • Принцип разделения властей в современном государстве
    • Конституционно-правовая регламентация системы органов государственной власти
  • Избирательное право и избирательные системы современного государства
    • Понятие и принципы избирательного права
    • Организация и порядок проведения выборов
    • Избирательные системы
    • Конституционно-правовые гарантии реализации избирательного права граждан
  • Конституционно-правовой статус главы государства
    • Место и роль главы государства в системе разделения властей
    • Полномочия главы государства
    • Политическая и правовая ответственность главы государства
  • Парламент - высший представительный и законодательный орган государственной власти
    • Понятие и структура парламентов
    • Порядок формирования и конституционно-правовые основы роспуска парламентов
    • Полномочия парламента
    • Законодательный процесс и иные парламентские процедуры
    • Правовой статус члена парламента
  • Конституционно-правовой статус правительства
    • Место правительства в системе органов государственной власти
    • Порядок формирования и структура правительства
    • Компетенция правительства и его функции
    • Конституционно-правовая ответственность правительства
  • Конституционные основы судебной власти
    • Судебная система в современном государстве
    • Функции судебной власти
    • Конституционное правосудие
  • Конституционно-правовые основы прокурорско-надзорной власти
    • Понятие и сущность прокурорско-надзорной власти
  • Конституционно-правовые основы органов государственной власти в субъектах федерации
    • Статус субъектов федерации
    • Органы государственной власти субъектов федерации
  • Конституционно-правовые основы местного управления и самоуправления
    • Понятие местного управления и самоуправления
    • Модели местного управления и самоуправления
    • Система и компетенция органов местного управления и самоуправления
    • Взаимоотношения органов местного управления и самоуправления с органами государственной власти
  • Особенности конституционного права зарубежных государств, входивших в состав Российской Империи, Советского Союза
    • Основы конституционного права Польши
    • Основы конституционного права Финляндии
    • Основы конституционного права Украины
    • Основы конституционного права Белоруссии
    • Основы конституционного права государств Закавказья
    • Основы конституционного права Казахстана
    • Основы конституционного права государств Средней Азии
    • Основы конституционного права Молдовы
    • Основы конституционного права государств Балтии

Непосредственная демократия в современном государстве

Конституция Российской Федерации в ст. 3 определяет, что «народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы». Таким образом, в Конституции РФ закреплены две формы народовластия - прямая (непосредственная) и представительная демократия.

Прямая демократия - это форма непосредственного волеизъявления народа или групп населения по вопросам государственного или местного значения. В противовес прямой, представительная демократия предполагает осуществление власти посредством выборных представителей, выражающих волю всего народа или населения отдельных территорий.

Между тем, в науке конституционного права нет единства в определении непосредственной (прямой) демократии. Можно выделить широкий и узкий подходы к данному определению. В широком смысле непосредственная демократия означает прямое волеизъявление народа при выработке и принятии государственных решений, а также прямое участие в проведении этих решений в жизнь, в осуществлении народного контроля. При широком подходе к прямой демократии можно отнести и процесс выборов - формирования представительных органов власти.

Непосредственная демократия в узком смысле рассматривается как прямое осуществление народом функций законодательства и управления. Она фактически ограничивается такими формами, как референдум и собрания граждан. Непосредственная демократия в узком смысле - это порядок, при котором решения принимаются на основе прямого волеизъявления всех граждан, результат которого не нуждается в каком-либо утверждении для исполнения.

Прямая и представительная формы народовластия отличаются, прежде всего, субъектом правомочий: в первом случае им является непосредственно народ как совокупность граждан Российской Федерации. Во втором случае - избранные представительные органы и подчиненные им другие структуры государственной власти.

Возникает вопрос о принадлежности к формам прямой демократии таких политических прав граждан, как право на проведение демонстраций, шествий, митингов, пикетирование, выражающих протест граждан Российской Федерации по поводу определенных решений объектов государственной и муниципальной власти. Такие действия не являются властным волеизъявлением и не могут быть основанием для отмены решений государственных и муниципальных органов без пересмотра их в установленном законом порядке.

Таким образом, под прямой демократией понимаются общественные отношения, возникающие в процессе принятия решений по вопросам государственного и местного значения, путем непосредственного волеизлияния народа, имеющего властный характер.

Преимущество прямой демократии по сравнению с представительной очевидно. Основным недостатком представительной демократии является обособленность представительных органов власти от народа, который они представляют, неспособность обеспечить участие населения в решении важнейших вопросов жизни общества.

В противовес представительной демократии, прямая демократия предполагает принятие публично-властных решений непосредственно самим народом. Широкое использование механизмов прямой демократии могло бы позволить решить проблему отчуждения власти от общества, обеспечить интересы и потребности граждан.

В то же время прямая демократия не свободна от недостатков. В свете проблемы правосубъектности народа, нельзя говорить о равенстве «голосующего большинства» с народом, подчиненным этой власти. Результатом прямой демократии станет диктат воли активной части электората всему народу. При прямой демократии проблематично принятие компетентных решений, поскольку они будут иметь субъективный характер.

Несмотря на наличие таких недостатков, развитие прямой демократии является наиболее явным выражением конституционного принципа народного суверенитета. Функционирование институтов прямого народовластия позволяет придать большую легитимность принимаемым решениям.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Референдум и выборы проводятся на уровне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования. Референдум - голосование граждан по важнейшим вопросам государственного или местного значения. Решения, принятые на референдуме, не нуждаются в утверждении и обязательны для применения. Выборы - осуществление власти народа посредством голосования за своих представителей для осуществления власти в органах государственной власти или органах местного самоуправления в соответствии с интересами граждан.

Среди форм (институтов) непосредственной демократии выделяют как способы принятия общеобязательных решений (решающие формы), так и формы выражения мнения, не имеющие общеобязательного значения (консультативные формы). К формам решающей непосредственной демократии , помимо выборов и референдума, относятся отзывное производство, участие граждан (народных и присяжных заседателей) в осуществлении правосудия, собрания (сходы) граждан в муниципальных образованиях. К консультативным формам непосредственной демократии можно отнести всенародное обсуждение, народную правотворческую инициативу, публичные мероприятия (митинги, демонстрации, шествия, пикетирование), различные собрания. Ряд ученых полагает, что такие консультативные формы следует именовать формами косвенной демократии.

В США также активно используются формы непосредственной демократии, но в основном на уровне штатов и муниципальных образований. Так, в США нет прецедентов проведения федеральных референдумов. Отчасти такой референдум противоречил бы положениям Конституции США о полномочиях Конгресса, так как проведение референдума по данным вопросам будет означать вмешательство в работу парламента. Однако на уровне штатов референдум неоднократно применялся. Наиболее известен референдум в Калифорнии, проведенный в 2008 году по вопросу однополых браков. Данный референдум, известный также как «предложение 8» (номер поправки к Конституции Калифорнии) ставил на голосование положение, согласно которому брак определялся как «союз мужчины и женщины», исключая, тем самым, возможность однополых браков. За принятие поправки проголосовали 52,5%, однако в 2010 году данная поправка была отменена федеральным судом, чье решение было поддержано и апелляционной инстанцией.

Известны также региональные референдумы в ряде штатов по вопросу легализации хранения и употребления марихуаны, в том числе в медицинских целях. Положительные результаты референдумов по данному вопросу в штатах Колорадо и Вашингтон породили правовую коллизию, так как принятые решения вступили в противоречие с федеральным законодательством, соответственно, результаты этих референдумов также могут быть отменены в судебном порядке. Приведенные примеры демонстрируют, что в США референдум не признается высшим выражением воли народа.

В противовес США, в Швейцарии референдумы - важнейшая форма выражения народного суверенитета. В Конституции Швейцарии определено, что «высшей законодательной властью» в Швейцарской Конфедерации обладает народ, выражающий свою волю посредством всенародных голосований (референдумов). На референдумы выносятся предложения по изменению и дополнению Конституции, принятые парламентом законы, а также международные договоры, соглашения, заключенные правительством, и другие важные вопросы. Как правило, швейцарцы голосуют четыре раза в году. С 1848 г. в Швейцарии прошло более пятисот референдумов, в большинстве случаев предметом голосования являлась ревизия Конституции, принятие законопроекта или одобрение какого-либо договора. В Швейцарии отсутствует перечень вопросов, которые могут быть вынесены на референдум и решения референдума обладают высшей юридической силой. В частности, примером особого характера референдума в Швейцарии является решение референдума о запрете минаретов в 2009 г. и решение о запрете трудовой миграции в 2014 г. В обоих случаях решения референдума противоречили ранее достигнутым соглашениям с Европейским Союзом, но, несмотря на это, вступили в силу.

Помимо Швейцарии и США, представляют интерес референдумы, которые проводились в Австралии по вопросу формы правления и в Исландии по вопросу выплаты внешнего долга. Особняком стоят случаи проведения референдумов по вопросам территориальных изменений - сецессии части государства, либо объединения государств. Таких примеров множество - референдумы в Либерии (1848), Восточном Тиморе (1999), Черногории (2006), Южном Судане (2011).

В Квебеке референдумы 1980 и 1995 г. г. об отделении от Канады завершились неудачей сторонников отделения. Ряд референдумов, на которых были приняты решения об отделении и образовании независимых государств, не признаются подавляющим большинством стран мира - как, например, референдумы в Южной Осетии 1992 и 2006 гг., а также в Приднестровье в 2006 г.

В 2012 г. в Пуэрто-Рико прошел референдум о статусе государства, на котором большинством голосов было принято решение о вхождении Пуэрто-Рико в состав США на правах отдельного штата.

В 2014 г. в Автономной Республике Крым и в г. Севастополе был проведен референдум о статусе территории, результатом которых стало решение о воссоединении Крыма с Российской Федерацией и образование в составе РФ двух новых субъектов.

Непосредственная демократия — это форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения.

В зависимости от форм участия народа в осуществлении власти выделяют прямую, плебисцитарную и представительную демократию. В прямой демократии между волей народа и ее воплощением в решения нет опосредующих звеньев - народ сам участвует в обсуждении и принятии решений.

Прямая демократия сегодня используется в организациях и небольших сообществах (городах, общинах) как самоуправление. Распространенность прямой демократии ограничивается территориальным фактором и зависит от того, насколько децентрализован процесс принятия решений. Другой формой прямой демократии являются сам процесс голосования, в ходе которых осуществляется прямое волеизъявление народа в отношении своих представителей в органы государственной власти.

Плебисцитарная демократия является другим способом выражения воли народа. Ряд исследователей рассматривает ее как разновидность прямой демократии и не выделяют ее в отдельную группу.

В представительной (репрезентативной) демократии воля народа выражается не прямо, а через институт посредников, поэтому ее еще называют делегируемой демократией. Депутаты, политические лидеры, получив «мандат доверия» от народа, должны воплотить эту волю в принимаемых законах и решениях. Между народными представителями и теми, кого они представляют, устанавливаются отношения, основанные на полномочиях и доверии.

В правовой литературе нет единства в толковании понятия непосредственной (прямой) демократии. Ученые определяют ее по-разному. Наибольшее распространение, пожалуй, получило определение, данное В.Ф. Котоком, который под непосредственной демократией в социалистическом обществе понимал инициативу и самодеятельность народных масс в управлении государством, их прямое волеизъявление при выработке и принятии государственных решений, а также прямое участие в проведении этих решений, в осуществлении народного контроля.

По мнению Н.П. Фарберова, «прямое народовластие означает прямое волеизъявление народных масс при выработке и принятии государственных решений, а также их прямое участие в проведении этих решений в жизнь, в осуществлении народного контроля».

Главный признак непосредственной демократии, чрезвычайно актуальный ныне,- сопоставление воли народа и формируемого им органа власти, а также регулятивная функция в системе социального управления, сконструированная на принципах представительного правления и народного суверенитета .

Народ, обладая государственной властью во всей ее полноте, не отчуждает ее от себя, наоборот, он создает надежные механизмы, при помощи которых может высказать, исходя из собственного понимания своих интересов, мнение относительно целесообразности и результативности осуществления государственной власти ее институтами: народ всегда волен внести коррективы в систему власти, в ее функционирование и направленность.


Народовластие означает принадлежность всей государственной власти народу, свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.

В юридической литературе недостаточно изучен вопрос о субъектах непосредственной демократии. Нельзя даже сказать, что само понятие субъекта непосредственной демократии прочно вошло в научный оборот. Чаще всего под ее субъектами понимаются народ, народные массы либо граждане, что, на наш взгляд, не исчерпывает содержания данного понятия.

Понятие субъекта непосредственной демократии имеет свою специфику .

Субъекты непосредственной демократии - это не просто граждане и организации, которые являются носителями субъективных прав и обязанностей. В данном случае акцент делается на права, а не на обязанности, а права этих субъектов реализуются только в политической сфере. В отличие от классического понятия субъекта права здесь невозможно говорить о физических и юридических лицах, так как многие коллективные субъекты непосредственной демократии не обладают и не могут обладать признаками юридического лица .

Под субъектом непосредственной демократии понимается тот активный элемент (индивид или коллектив), который путем непосредственного властного изъявления осуществляет государственную или иную публичную власть.

Таким образом, к субъектам непосредственной демократии следует отнести:

Отдельную личность (прежде всего гражданина);

Различного рода объединения граждан: общественные организации, инициативные группы, собрания;

Граждан, проживающих на территории одного субъекта Российской Федерации, обладающих избирательным правом;

Весь многонациональный народ Российской Федерации.

При непосредственной демократии народ изъявляет свою волю в форме:

Выборов;

Всенародных и иных обсуждений проектов законов, других важных вопросов государственной жизни;

Правотворческой инициативы;

Участия в управлении делами общества через органы местного самоуправления, общественные организации, собрания и сходы граждан;

Индивидуальных или коллективных обращений (петиций) в органы государственной власти и местного самоуправления.

Формы непосредственной демократии можно классифицировать, во-первых, по функциям :

Формы прямого правления, выполняющие императивную функцию - референдум, выборы, общее собрание населения;

Формы прямого правления, выполняющие регулятивную функцию - митинги, шествия, демонстрации, пикетирования;

Формы прямого правления, выполняющие комплексную функцию - народная инициатива, общественные объединения (политические партии), отзыв.

Во-вторых, по результатам деятельности (или по способу воздействия на общественные отношения): на правообразующие - конституционный и законодательный референдум, и не образующие норм - выборы, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования и т. д.

В третьих, по масштабам действия: общероссийские, региональные, субъектов Федерации, местные (в том числе микрогородские и микросельские). В четвертых, по субъектам: всенародные, коллективные (групповые) и индивидуальные.

Самыми активными и действенными формами народного участия в управлении делами государства и местного сообщества являются голосование на выборах и референдумах. Референдум и выборы - это институты прямой демократии, которые похожи по целям и субъектам, но различаются по объектам и результатам. Цель у них - выражение воли народа. Субъектный состав - граждане, которые имеют право принимать участие в референдуме и в выборах.

Основное отличие процедуры выборов от процедуры референдума состоит в объекте волеизъявления избирателей. При выборах это кандидат в депутаты представительного органа или на какую-нибудь должность. При референдуме объект волеизъявления - не человек (кандидат), а определенный вопрос - принятие закона, поправок к нему, его отмена либо какая-нибудь проблема, касающаяся государства, региона или территории.

Сход - это собрание жителей, обладающих избирательным правом; созывается сход обычно в муниципальных образованиях, имеющих до 1000 жителей. Решения, принятые сходом, обязательны для исполнения всеми органами и должностными лицами муниципального образования, юридическими и физическими лицами на территории данного образования и могут быть отменены или изменены только самим сходом или решением суда.

Граждане обладают правотворческой инициативой в вопросах государственного и местного значения. Проекты правовых актов по таким вопросам, внесенные в государственные органы и органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию).

Обращения граждан Российской Федерации в государственные органы и органы местного самоуправления позволяют осуществлять общественный контроль за всеми ветвями власти и добиваться восстановления нарушенных прав, обеспечения социальной справедливости.

План
Введение
1 Характеристика непосредственной демократии
2 Соотношение непосредственной демократии и представительной
3 Методы прямой демократии
4 Исторические формы прямой демократии
5 Непосредственная демократия в современных государствах
5.1 Россия

6 Прямая демократия в идеологии
Список литературы

Введение

Прямая демократия (Непосредственная демократия) - форма политической организации и устройства общества, при которой основные решения инициируются, принимаются и исполняются непосредственно гражданами; прямое осуществление принятия решений самим населением общего и местного характера; непосредственное правотворчество народа.

Кроме формы для коллективного принятия и исполнения решений существует и еще одна ветвь проявлений прямой демократии.

Imperare sibi maximum imperium est (Власть над собой - высшая власть) от Сенеки. Принятие, исполнение и личная ответственность за результаты принятых решений, которые не относятся к сфере совместно-принимаемых решений и используются как функция частного бытового назначения.

Непосредственная (прямая) демократия может существовать как отдельная целостная форма (Древняя Греция V и IV веков до н. э.), так и в виде самостоятельно-встроенного элемента в другие демократические системы. В своём развитии прямая демократия проходит путь от общинно-вечевой самоорганизации до электронной демократии. Концепция прямой демократии стоит в центре информационной теории демократии.

1. Характеристика непосредственной демократии

По формулировке, данной профессором М. Ф. Чудаковым:

непосредственная демократия - это совокупность способов и форм, при помощи которых личность или коллектив могут самостоятельно включаться в процесс принятия общеобязательных решений, либо участвовать в формировании и функционировании представительной системы, либо оказывать влияние на выработку государственной политики.

Характерной чертой прямой демократии является использование гражданского населения (граждан государства), которое несёт прямую ответственность за принятие и исполнение принимаемых решений.

Варианты и направления для инициирования вопросов могут исходить как от отдельных граждан так и целых групп (партии, общественные или хозяйственные объединения, органы местного и государственного управления).

Преимуществом прямой демократии является быстрая постановка и принятие конкретных решений на уровне отдельных небольших групп общества (вопросы местного и частного характера).

Недостатком прямой демократии является сложность её применения на больших территориях (сложность формирования вопросов, увеличение сроков на согласование вопросов и проведения голосования) без использования компьютерной техники и средств мобильной связи.

2. Соотношение непосредственной демократии и представительной

Непосредственную демократию отличают от представительной демократии , где осуществление законодательных и контрольных функций производится через избранные народом представительные органы и специальные институты.

Главными особенностями представительной демократии является передача определённых функций (полных или частичных) законотворчества и контроля со стороны граждан - представительным органам. В отличие от прямой демократии это позволяет наиболее быстро решать глобальные стратегические вопросы общего характера.

Главными недостатками выборной представительной демократии по сравнению с прямой - подверженность коррупции, борьба за власть и контроль за финансовыми потоками, манипуляции общественным мнением и частым нарушением Прав и Свобод Человека при недостаточной защите их в законодательстве государств.

В политической истории встречались ситуации использования институтов непосредственной демократии в ущерб представительной и наоборот.

В идеальной форме представительная демократия существует только в ограниченном круге развивающихся государств, современная тенденция построения наиболее развитых обществ предполагает встроенный в неё институт прямой демократии, уровень которой в каждом отдельном случае имеет специфические особенности.

На базе политического опыта Пятой республики во Франции была разработана политико-правовая теория плебисцитарной демократии. Согласно ей условия существования высокоразвитого индустриального общества требуют концентрации всей политической и административной власти в руках динамичного общенационального лидера («сильного» президента) и подчинённого ему высокопрофессионального бюрократического аппарата. В интересах обеспечения полной политической стабильности президент должен опираться не на «деградирующие» парламентские учреждения, а непосредственно на волеизъявление нации, выражаемое через плебисциты (посредством которых избирается президент и проводятся предложенные им важнейшие решения).

3. Методы прямой демократии

Наиболее распространёнными методами прямой демократии являются:

· законодательная инициатива граждан (народная законодательная инициатива) - внесение законопроекта гражданами по собственной инициативе с обязательством представительного органа власти его рассмотреть;

· встречное предложение - право определённого количества граждан выдвигать альтернативное предложение в контексте процедуры законодательной инициативы или референдума.

· к процедурам прямой демократии иногда относят также процедуры досрочного отзыва депутатов.

К непосредственной демократии тесно примыкают иные методы политического участия, которые не дают права прямого решения вопросов государственной жизни, но позволяют оказывать влияние на процесс принятия таких решений.

Часто высказывается мнение, что процедура общенародного голосования, которая может быть инициирована не гражданами, а исключительно властными институтами, не имеет отношения к прямой демократии.

4. Исторические формы прямой демократии

Почётный член АН СССР Николай Иванович Кареев (1850-1931) так описывал проявление непосредственной демократии:

Самый замечательный опыт организации свободного демо­кратического государства сделан был Афинами V и IV вв. до Р. X., и этот опыт может считаться вообще характеристичным для античного народовластия. Во-первых, демократия в древнем мире, как было уже сказано, была непосредственной, то есть в политической власти участвовал весь народ лично, так как граждане для решения государственных вопросов сами сходились на общее вече.

Народные вече были одной из исторических форм прямой демократии на территории славянских государств. В. И. Сергеевич считает народоправства, или веча, не только принадлежностью северных торговых республик, но общераспространенной формой быта всех русских земель.

Интересны также Спарта с её апеллой (ежемесячное народное собрание, в котором участвовали все полноправные спартиаты мужского пола, достигшие 30-летнего возраста), ранняя Флорентийская республика с её общим собранием горожан, созываемым четыре раза в год, Венецианская республика с её общим народным собранием (с конца VII века по 1423 год) или Рагуза (Дубровницкая республика с её Veliko vijeće)

5. Непосредственная демократия в современных государствах

Элементы прямой демократии наиболее развиты в Швейцарии, штате Калифорнии США, Лихтенштейне, Италии и некоторых других странах, где наиболее часты референдумы. Но в большинстве стран, возможности инициировать референдум «снизу», то есть по инициативе простых граждан - очень сильно ограничены законодательно или на практике.

5.1. Россия

Обе формы осуществления власти - непосредственная и представительная - отнесены Конституцией России к основам конституционного строя:

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Ст. 3 Конституции РФ

Праву народа соответствует конституционное право каждого гражданина РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей:

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Ст. 32 Конституции РФ

В Конституции РФ особо подчеркнута роль непосредственной демократии для местного самоуправления:

2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Ст. 130 Конституции РФ

Порядок проведения референдумов в России регулируется Федеральным конституционным законом.

Прямое (непосредственное) народовластие является одним из главных элементов прямой демократии. Этот элемент также является одной из основ либертарной (анархо-коммунистической, анархо-синдикалистской) идеологии, исходящей из принципа самостоятельного решения людьми своих проблем, без какой бы то ни было опоры на государственные представительные институты.

Главной идеологической основой для существования прямой демократии в любом государстве являются Права Гражданина (свобода для принятия конкретных решений) и их Защита, без которых прямая демократия не в состоянии осуществляться. Отсутствие Защиты или недостаточная Защита даже при наличии самого Права ведет к сужению или полному отмиранию института прямой демократии.



 

Возможно, будет полезно почитать: