Вош по обществознанию. Олимпиада по обществознанию.Школьный этап.9 класс

8 КЛАСС

ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА

ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Ф. И.О. учащегося _____________________________________________________________________

Дата рождения __________________________ Класс ____,__ Дата «_____ » ______20__г.

Оценка (макс. 100 баллов) _________

Задание 1. Выберите правильный ответ:

«Золотое правило нравственности» гласит:

1) «Око за око, зуб за зуб»;

2) «Не сотвори себе кумира»;

3) «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе»;

4) «Почитай отца твоего и мать твою».

Ответ: ___

Задание 2. Выберите правильный ответ:

Возможность лица своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности называется: 1) правоспособность; 2) дееспособность; 3) эмансипация; 4) социализация.

Ответ: ___

(За правильный ответ – 2 балла)

Задание 3. Выберите правильный ответ:

В Российской Федерации высшую юридическую силу в системе нормативных актов имеет

1) Указы Президента РФ 3)Уголовный кодекс РФ

2) Конституция РФ 4) Постановления правительства РФ

Ответ: ___

(За правильный ответ – 2 балла)

Задание 4. Ученый должен грамотно писать понятия и термины. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков.

1. Пр…в…легия – преимущество, предоставленное кому-либо.

2. Д…в…ден… – доход, выплачиваемый акционерам.

3. Т…л…рантн…сть – терпимость к чужим мнениям.

Задание 5. Заполните пропуск в ряду.

1. Род, …….., народность, нация.

2. Христианство, ………, буддизм.

3. Производство, распределение, ………, потребление.

Задание 6. По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже терминов, объединяющее их.

1.Верховенство права, разделение властей, гарантированность прав и свобод человека

2.Мера стоимости, средство накопления, средство платежа.

3. Обычай, прецедент, закон.

1. ________________________________________________________

2.________________________________________________________

3.________________________________________________________

Задание 7. Ответьте «да» или «нет»:

1) Человек по своей природе существо биосоциальное.

2) Под общением понимают только обмен информацией.

3) Каждый человек индивидуален.

4) В РФ полный объём прав и свобод гражданин получает с 14 лет.

5) Каждый человек рождается личностью.

6) Российский парламент (Федеральное собрание) состоит из двух палат.

7) Общество относится к саморазвивающимся системам.

8) В случае невозможности личного участия в выборах допускается выдача доверенности на другое лицо с целью голосования за кандидата, указанного в доверенности.

9) Прогресс исторического развития противоречив: в нём можно найти как прогрессивные, так и регрессивные изменения.

10) Индивид, личность, индивидуальность – понятия, не являющиеся тождественными.

4.1.

4.2.

4.3.

4.4.

За один правильный ответ – 2 балла (Максимальный бал – 8).

КЛЮЧИ К ЗАДАНИЯМ

Задание 1 (За правильный ответ – 2 балла)

Задание 2 (За правильный ответ – 2 балла)

Задание 3 (За правильный ответ – 2 балла)

Задание 4 (За правильно указанную букву – 1 балл. Максимум – 8 баллов)

  1. Привилегия. 2. Дивиденд. 3. Толерантность

Задание 5 (За каждый правильный ответ – 3 балла. Максимум – 9 баллов)

1. Племя. 2. Ислам. 3. Обмен.

Задание 6 (За каждый правильный ответ – 4 балла. Максимум – 12 баллов)

1. Признаки правового государства

2. Функции денег

3. Источники права.

Задание 7 По 2 балла за каждый правильный ответ. (Максимум за задание – 20 баллов)

Школьников по обществознанию

2017/2018 учебный год

Задания для 7-8 классов

Задание № 1

1. Приведите в соответствие имена ученых и высказывания.



2. Приведите в соответствие понятия и их определения.



3. Используя ВСЕ приведенные слова и словосочетания, составьте определения трех экономических понятий. Вы можете изменять приведенные слова и словосочетания (по родам, числам, падежам). Запишите экономические понятия и составленные Вами их определения.

Ресурсы, отношения, соперничество, ограниченный, между, экономический, участники, за. Для, внесенный, средства, банки, хранение, в, денежный. Сумма, стоимостной, несет, продукция, выражение, производство, всех, который, затраты, реализация, предприятие, при, и. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 2

«Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.

В РФ в ХХ в. доля детей в составе населения постоянно увеличивалась В соответствии с Конституцией РФ исполнительную власть в РФ осуществляют Президент РФ и Правительство РФ В РФ в ХХ в. доля детей в составе населения была стабильна. Государственный бюджет – это финансовый план страны на определенный период времени. В РФ в ХХ в. доля детей в составе населения постоянно снижалась. Безработные – это граждане, которые не работают. Политическая система включает в себя в качестве составной части государство Домохозяйства стремятся наиболее полно удовлетворять свои потребности. С 10 лет изменение имени и фамилии ребенка возможно только с его согласия В РФ в ХХ в. доля детей в составе населения менялась разнонаправленно.

Задание № 3

Решите логическую задачу.

Существует шуточный рассказ об одном турке, который будто бы попал однажды в «самую восточную страну». Турок так описывает эту сказочную страну:

«И впереди восток, и с боков восток. А запад? Вы, может быть, думаете, что он все-таки виден, как точка какая-нибудь, едва движущаяся вдали?.. Неправда! И сзади восток! Короче – везде и всюду нескончаемый восток!» Такой страны, которая со всех сторон окружена востоком, конечно, быть не может. Но зато существует такое место на земном шаре, которое отовсюду окружено югом: во все стороны от этого места простирается «один нескончаемый юг».

Это кажется с первого взгляда невозможным, а между тем стоит лишь немного подумать, и вы сообразите, что такое необычайное место на земном шаре существует. В этом удивительном месте развевается теперь английский флаг, и мы уверены, что вы даже знаете имя человека, который водрузил его.

Где же находится это место?

Чтобы помочь вам догадаться, мы прибавим, что там не жарко, даже не тепло, хотя во все стороны от него простирается юг.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 4

Выберете и вставьте в текст пропущенные слова из приведенного ниже списка. Вы можете изменять их по родам, числам, падежам соответственно контексту. Одно слово используется один раз. В списке есть лишние слова.

­­­______________ налог – это налог, ставка которого повышается по мере роста дохода налогоплательщика. У _______________ налога ставка снижается по мере роста дохода налогоплательщика. _____________ налог характеризуется ______________ ставкой. Например, ______________ налоги экономисты квалифицируют как . Купив одну и ту же вещь, богатый и бедный из своего кармана заплатили в сумме один и тот же налог, но доля этого налога в доходе будет разной – большей для бедного и меньшей для богатого.

Прямой, косвенный, пропорциональный, прогрессивный, регрессивный, нулевой, постоянный.



Задание № 5

Из нескольких вариантов ответа выберите все верные ответы. Запишите их в таблицу.

1. К типам экономических систем относятся:

а) капиталистическая и коммунистическая

в) традиционная и рыночная

г) командно-административная и смешанная


Конституционное положение о том, что отделены от государства и равны перед законом, в большей мере отражает следующую характеристику российского государства:

а) Российская Федерация – советское государство

б) Российская Федерация – светское государство

в) Российская Федерация – социальное государство

г) Российская Федерация – демократическое государство

д) в Российской Федерации признаются политическое и идеологическое многообразие

3. Срок оформления «Свидетельства о рождении» в России:

а) 1 неделя

б) 1 месяц

в) 6 месяцев

д) не ограничен

4. Ребенок в возрасте от рождения до года:

б) младенец

в) новорожденный

5. Согласно ч. 1 ст. 105 Уголовного кодекса РФ убийство – это умышленное причинение смерти другому человеку, которое наказывается на срок от шести до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового. Диспозиция данной является:

а) альтернативной

б) бланкетной

в) описательной

г) отсылочной

д) сложной

в) проценты по депозитам

г) подоходный налог


Механизм государства не включает в себя:

а) органы местного управления

б) государственные организации

г) политические партии

д) государственные внебюджетные фонды

8. Равновесная ситуация на рынке товара возникает, если;

а) на рынке не возникает ни дефицита, ни избытка товара

в) цена на товар равна рыночной равновесной цене

г) величина избытка товара равна величине дефицита товара


В Уставе уголовного судопроизводства 1864 г. говорилось о «мерах к пресечению обвиняемому способов уклонения от следствия и суда». В настоящее время аналогом таких мер является (-ются):

а) меры пресечения


2017 2018 учебный год

Школьный этап
9 класс
Время выполнения 1 час20 мин.
таблицу:
1.1. Для конфуцианства характерно негативное отношение к земной жизни, рассмотрение её как
сплошной череды страданий.
1.2. Политическая власть возникла как результат необходимости управления общественными
отношениями.
1.3. Фанатичная преданность творчеству музыкальной группы является примером негативного
отклоняющегося поведения.
1.4. Одной из главных функций государства при смешанной экономической системе является
регуляция и фиксация цен на потребительском рынке.
1.5. Правовые отношения возникают с момента обращения в суд.
1.6. Науку от других отраслей культуры отличает выявление сущности общественных и
природных явлений.
1.7. И человек, и животные обладают стремлением к саморазвитию.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.


2.1. Принятие новой конституции государства, выборы мэра города, проведение митинга с
требованием осуществления государственных реформ
___
2.2. Православие, католицизм, протестантизм
___


3.1. Свободное ценообразование, экономическая свобода производителей, преобладание
государственной собственности, разорение убыточных предприятий

___________________________________________________________________________________
3.2. Противоправность поведения потерпевшего, незнание данной правовой нормы,

Несовершеннолетие виновного,
беременность,
явка с повинной

_______________________________________________________________________________________
__________________ ______________________________________________
По 1 баллу за указанное лишнее понятие и до 2 баллов за объяснение, всего 6 баллов.

4.1. Труд, земля, _______________________________________________предпринимательские
способности.
4.2. Буржуазия ­ класс; кшатрии ­ каста; дворянство ­
__________________________________________________________________________________

За каждый правильный ответ 2 балла, всего 4 балла



1. Темп речи
2. Доведение дела до конца
3. Решительность
4. Обжорство
5. Постоянное несогласие со
сверстниками
6. Обливание холодной
водой
7. Целеустремленность
8. Мимика
9. Участие инвалида в
спортивных соревнованиях
10. Ежедневное соблюдение
режима дня
11. Самокритичность
12. Трудолюбие
Черты характера человека
Волевые действия человека

6. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства данные ситуации:
6.1. Во время судебного процесса над гражданином N в газете появилась заметка, в которой в его
адрес было высказано много нелицеприятного. Автор статья неоднократно называл гражданина N
виновным в громком преступлении, хотя приговор суда еще не был вынесен.
Какое право гражданина нарушено в этом случае?
_________________________________________________________________________________
6.2. Иностранный гражданин, студент одного из московских вузов, был задержан за совершение
кражи. С предъявленным обвинением и заключением его изолятор временного содержания он не
согласился, ссылаясь на то, что он гражданин другой страны, и отвечать он должен по законам другой
страны.
Правомерны ли действия правоохранительных органов? Свое мнение обоснуйте.
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
За каждый правильный ответ 2 балла, всего 4 балла



Во второй половине________ века мир начал переход к новому типу общественного строя
______. В таком обществе доминирует не тот, кто обладает крупнейшей ___ или накопил наибольшие
богатства, а тот, кто владеет большими объемами __. Меняется и сам тип ___ – прямое и грубое
господство уходит в прошлое, ему на смену приходит сила ___. Ключевые ___ игроки новой эпохи не
правительства или партии, а ___ , ____ организации и отдельные личности – создатели новых смыслов,
___ , стилей жизни.
1. ХХ в.
2. Неправительств
3. Массовый
4. индустриальный
енные

5. Информация
6. Власть
7. Государственн
8. Земля
9. Насилие
10. Общение
ый
11. XIX в.
12. Политический
13. СМИ
14. Убеждение
15. понятие
16. Знание
17. Правительст
18. Информационны
19. военная сила
20. ценность
венные
й

РФ. Определите эти права. Запишите входящие в каждую группу правав соответствующей
строке второй колонки таблицы, указывая в скобках порядкоый номер изображения,
обозначающего данное право.
Основные группы прав и свобод
личные права
политические права и свободы
социально­экономические права
За каждый правильный ответ 1 балл, всего 11 баллов
Права и свободы
1
2
3
4
6
5
7
8
9
11

10

1. Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее
совершенного к более совершенному.
2. Совокупность материальных и духовных ценностей, жизненных представлений, образцов
поведения, норм, способов и приемов человеческой деятельности.
3. Совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и
взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей.
4. Нужда или недостаток в чем­либо необходимом для поддержания жизнедеятельности
организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом.
5. Особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно
организованных и обоснованных знаний о мире.
6. Коренное качественное изменение, резкий скачкообразный переход от одного качественного
состояния к другому, от старого к новому.
7. Духовные представления, основанные на вере в существование бога (богов) или
сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия.
8. Процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков.
9. Преобразование, изменение, переустройство какой­либо стороны общественной жизни
(порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной
структуры.
10. Исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка,
территории, экономической жизни, культуры и характера
11. Человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности.
12. Нравственное, социальное или правовое требование ожидаемого поведения, предъявляемое
человеку или группе.
4
6
8
9
3
5
1
7
2
1
0

1
1
1
2
Определение
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________

10. Уважаемые участники!
Перед Вами высказывания мыслителей, ученых, политиков, писателей. Выберите то из них. Которое
станет темой Вашего сочинения­эссе. Ваша задача – сформулировать свое собственное отношение к
данному утверждению и обосновать аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными.
За задание 5 баллов.
Темы
1. «Без идеалов, то есть без определенных хоть сколько­нибудь желаний лучшего, никогда не может
получиться никакой хорошей действительности». (Ф.М. Достоевский)
2. «Необходимость – отговорка тиранов и предмет веры рабов». (У. Питт)
3. «Правительство, достаточно большое и сильное, чтобы дать вам все, что вы требуете, достаточно
велико для того, чтобы забрать все, что у вас есть». (Д. Форд)
4. «Я не могу хранить верность флагу, если не знаю, в чьи он руках». (П. Устинов)
5. «Иногда большая часть побеждает лучшую». (Тит Ливий)
6. «Пожертвовавший свободой ради безопасности не заслуживает ни свободы, ни безопасности». (Б.
Франклин)
7. «Для того чтобы мысль преобразила мир, нужно, чтобы она сначала преобразила жизнь своего
творца». (А. Камю)
8. «Равенство прав не в том, что все ими воспользуются, а в том, что они всем предоставлены».
(Сенека)
9. «Язык - лучший посредник для установления дружбы и согласия». (Эразм Роттердамский)
10. «Великой нацией нас делает не наше богатство, а то, как мы его используем». (Т. Рузвельт)
11. «Правителя можно сравнить с лодкой, а народ с водой: вода может нести лодку, а может ее и
опрокинуть». (Сюньцзы)
12. «Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни». (В.Г.
Белинский)
13. «Общение облагораживает и возвышает; в обществе человек невольно, без всякого притворства
держит себя иначе, чем в одиночестве». (Л. Фейербах)
14. «Нельзя убивать время, не вредя этим вечности!» (Г. Торо)
Максимальное количество баллов ­ 75
СПАСИБО!

Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий
Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию
2017 2018 учебный год

Школьный этап
9 класс
1.2
Да
1.5
Нет
1.6
Да
1.7
Нет
1.4
Нет
1.3
Нет
1. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы
таблицу:
За каждый правильный ответ 1 балл, всего 7 баллов
1.1
Нет
2. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ.
За каждый правильный ответ 2 балла, всего 4 балла
2.1. Проявления политической деятельности. 2.2. Христианские конфессии.
3. Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение.
За каждый правильный ответ 3 балла, всего 6 баллов
3.1. Преобладание государственной собственности, т.к.все остальное характеризует рыночную
экономику. 3.2. – Незнание данной правовой нормы, так как остальное – обстоятельства, смягчающие
ответственность.
4. Впишите соответствующие обществоведческие термины и понятия:
За каждый правильный ответ 2 балла, всего 4 балла
4.1. Капитал. 4.2. Сословие.
5. Из перечисленного ниже выберите позиции, относящиеся к чертам характера человека, и
позиции, характеризующие волевые действия человека. Внесите порядковые номера выбранных
вами позиций в таблицу. Некоторые из предложенных позиций останутся неиспользованными.
За каждый правильный ответ 1 балл, всего 8 баллов
Черты характера человека
Волевые действия человека
3, 7, 11,12
6.Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства данные ситуации:
За каждый правильный ответ 2 балла, всего 4 балла
6.1. Презумпция невиновности.(2 балла)
2, 6, 9, 10

6.2. Да. (1 балл) Законы для всех (иностранцев и лиц без гражданства) действуют на всей территории
Российской Федерации.) (2 балла).
7. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного
списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода.
Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке
слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!
За каждый правильный ответ 1 балл, всего 11 баллов
Во второй половине __1_ века мир начал переход к новому типу общественного строя – _18__. В
таком обществе доминирует не тот, кто обладает крупнейшей _19__ или накопил наибольшие
богатства, а тот, кто владеет большими объемами _5_. _ Меняется и сам тип _6__ – прямое и грубое
господство уходит в прошлое, ему на смену приходит сила _14__. Ключевые __12_ игроки новой
эпохи не правительства или партии, а _13__ , _2_ организации и отдельные личности – создатели
новых смыслов, _20_ , стилей жизни
8. Перед вами иллюстрации,отражающие основные права и свободы человека и гражданина
РФ.
Определите эти права. Запишите входящие в каждую группу правав соответствующей строке
второй колонки таблицы, указывая в скобках порядкоый номер изображения, обозначающего
данное право.
За каждый правильный ответ 1 балл, всего 11 баллов
Основные группы прав и
свобод
личные права
политические права и свободы
социально­экономические права
Права и свободы
право на свободу совести (4), право на благоприятную
окружающую среду (2).
право избирать и быть избранным (3),право на собрания и
манифестации (5), право на свободу слова (7).
право на образование (1), право на отдых (6), право на жилище
(8), право на доступ к культурным ценностям (9), право на
труд (10), право на охрану здоровья и медицинскую помощь
(11).
9. Решите кроссворд. В выделенных клетках получится слово. Запишите его определение.
За каждый правильный ответ 1 балл и до 3 баллов за верное определение, всего 15 баллов
1. Прогресс. 2. Культура. 3. Общество. 4. Потребность. 5. Наука. 6. Революция. 7. Религия. 8.
Образование. 9. Реформа. 10. Нация. 11. Личность. 12. Обязанность.
Глобализация ­ ситуации изменения всех сторон жизни общества под влиянием общемировой
тенденции к взаимозависимости и открытости.
10. Эссе.

К1
К2
Критерии оценивания эссе
Раскрытие смысла высказывания
Смысл высказывания раскрыт.
Смысл высказывания в явном виде не раскрыт, но содержание ответа
свидетельствует о его понимании.
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает
представления о его понимании.
Представление и пояснение собственной позиции
Баллы
2
1
0

КЗ
Представлена собственная позиция с аргументацией.
Представлена собственная позиция без пояснения. ИЛИ Собственная
позиция не представлена.
Уровень приводимых суждений и аргументов
Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические
положения, выводы и фактический материал.
Суждения и аргументы приведены с опорой на теорию, но без
использования фактического материала. ИЛИ
Суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал,
но без теоретических положений.
Суждения и аргументы не приведены.
Максимальный балл
1
0
2
1
0
5
Критерии оценивания:
1 место­­­­70­75 баллов
2 место­­­­­65­69 балл
3 место­­­­­­55­64 балла

2017 ‒2018 учебный год

Школьный этап

9 класс

Время выполнения 1 час20 мин.

1.

1.1. Для конфуцианства характерно негативное отношение к земной жизни, рассмотрение её как сплошной череды страданий.

1.2. Политическая власть возникла как результат необходимости управления общественными отношениями.

1.3. Фанатичная преданность творчеству музыкальной группы является примером негативного отклоняющегося поведения.

1.4. Одной из главных функций государства при смешанной экономической системе является регуляция и фиксация цен на потребительском рынке.

1.5. Правовые отношения возникают с момента обращения в суд.

1.6. Науку от других отраслей культуры отличает выявление сущности общественных и природных явлений.

1.7. И человек, и животные обладают стремлением к саморазвитию.

2.1. Принятие новой конституции государства, выборы мэра города, проведение митинга с требованием осуществления государственных реформ

_____________________________________________________________________________________

2.2. Православие, католицизм, протестантизм

____________________________________________________________________________________

3.1. Свободное ценообразование, экономическая свобода производителей, преобладание государственной собственности, разорение убыточных предприятий

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.2. Противоправность поведения потерпевшего, незнание данной правовой нормы,

несовершеннолетие виновного, беременность, явка с повинной _________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________

По 1 баллу за указанное лишнее понятие и до 2 баллов за объяснение, всего 6 баллов.

4.1. Труд, земля, _______________________________________________предпринимательские способности.

4.2. Буржуазия - класс; кшатрии - каста; дворянство - __________________________________________________________________________________

За каждый правильный ответ 2 балла, всего 4 балла

5.

6. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства данные ситуации:

6.1. Во время судебного процесса над гражданином N в газете появилась заметка, в которой в его адрес было высказано много нелицеприятного. Автор статья неоднократно называл гражданина N виновным в громком преступлении, хотя приговор суда еще не был вынесен.

Какое право гражданина нарушено в этом случае?

_________________________________________________________________________________

6.2. Иностранный гражданин, студент одного из московских вузов, был задержан за совершение кражи. С предъявленным обвинением и заключением его изолятор временного содержания он не согласился, ссылаясь на то, что он гражданин другой страны, и отвечать он должен по законам другой страны.

Правомерны ли действия правоохранительных органов? Свое мнение обоснуйте.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

За каждый правильный ответ 2 балла, всего 4 балла

7. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!

Во второй половине________ века мир начал переход к новому типу общественного строя – ______. В таком обществе доминирует не тот, кто обладает крупнейшей ___ или накопил наибольшие богатства, а тот, кто владеет большими объемами __. Меняется и сам тип ___ – прямое и грубое господство уходит в прошлое, ему на смену приходит сила ___. Ключевые ___ игроки новой эпохи не правительства или партии, а ___ , ____ организации и отдельные личности – создатели новых смыслов, ___ , стилей жизни.

    Убеждение

    Правительственные

    Информационный

    военная сила

    ценность

8. Перед вами иллюстрации,отражающие основные права и свободы человека и гражданина РФ. Определите эти права. Запишите входящие в каждую группу правав соответствующей строке второй колонки таблицы, указывая в скобках порядкоый номер изображения, обозначающего данное право.

Права и свободы

личные права

политические права и свободы

социально-экономические права

За каждый правильный ответ 1 балл, всего 11 баллов







    Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

    Совокупность материальных и духовных ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, способов и приемов человеческой деятельности.

    Совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей.

    Нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом.

    Особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире.

    Коренное качественное изменение, резкий скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому, от старого к новому.

    Духовные представления, основанные на вере в существование бога (богов) или сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия.

    Процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков.

    Преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры.

    Исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни, культуры и характера

    Человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности.

12. Нравственное, социальное или правовое требование ожидаемого поведения, предъявляемое человеку или группе.

Определение ___________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Уважаемые участники!

Перед Вами высказывания мыслителей, ученых, политиков, писателей. Выберите то из них. Которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать свое собственное отношение к данному утверждению и обосновать аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными.

За задание 5 баллов.

Темы

    «Без идеалов, то есть без определенных хоть сколько-нибудь желаний лучшего, никогда не может получиться никакой хорошей действительности». (Ф.М. Достоевский)

    «Необходимость – отговорка тиранов и предмет веры рабов». (У. Питт)

    «Правительство, достаточно большое и сильное, чтобы дать вам все, что вы требуете, достаточно велико для того, чтобы забрать все, что у вас есть». (Д. Форд)

    «Я не могу хранить верность флагу, если не знаю, в чьи он руках». (П. Устинов)

    «Иногда большая часть побеждает лучшую». (Тит Ливий)

    «Пожертвовавший свободой ради безопасности не заслуживает ни свободы, ни безопасности». (Б. Франклин)

    «Для того чтобы мысль преобразила мир, нужно, чтобы она сначала преобразила жизнь своего творца». (А. Камю)

    «Равенство прав не в том, что все ими воспользуются, а в том, что они всем предоставлены». (Сенека)

    «Язык - лучший посредник для установления дружбы и согласия». (Эразм Роттердамский)

    «Великой нацией нас делает не наше богатство, а то, как мы его используем». (Т. Рузвельт)

    «Правителя можно сравнить с лодкой, а народ с водой: вода может нести лодку, а может ее и опрокинуть». (Сюньцзы)

    «Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни». (В.Г. Белинский)

    «Общение облагораживает и возвышает; в обществе человек невольно, без всякого притворства держит себя иначе, чем в одиночестве». (Л. Фейербах)

    «Нельзя убивать время, не вредя этим вечности!» (Г. Торо)

Максимальное количество баллов - 75

СПАСИБО!

Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию

2017 ‒2018 учебный год

Школьный этап

9 класс

1. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы таблицу:

За каждый правильный ответ 1 балл, всего 7 баллов

2. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ.

За каждый правильный ответ 2 балла, всего 4 балла

2.1. Проявления политической деятельности. 2.2. Христианские конфессии.

3. Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение.

За каждый правильный ответ 3 балла, всего 6 баллов

3.1. Преобладание государственной собственности, т.к.все остальное характеризует рыночную экономику. 3.2. – Незнание данной правовой нормы, так как остальное – обстоятельства, смягчающие ответственность.

4. Впишите соответствующие обществоведческие термины и понятия:

За каждый правильный ответ 2 балла, всего 4 балла

4.1. Капитал. 4.2. Сословие.

5. Из перечисленного ниже выберите позиции, относящиеся к чертам характера человека, и позиции, характеризующие волевые действия человека. Внесите порядковые номера выбранных вами позиций в таблицу. Некоторые из предложенных позиций останутся неиспользованными.

За каждый правильный ответ 1 балл, всего 8 баллов

6.Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства данные ситуации:

За каждый правильный ответ 2 балла, всего 4 балла

6. 1. Презумпция невиновности.(2 балла)

6.2. Да. (1 балл) Законы для всех (иностранцев и лиц без гражданства) действуют на всей территории Российской Федерации.) (2 балла).

7 . Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!

За каждый правильный ответ 1 балл, всего 11 баллов

Во второй половине __1_ века мир начал переход к новому типу общественного строя – _18__. В таком обществе доминирует не тот, кто обладает крупнейшей _19__ или накопил наибольшие богатства, а тот, кто владеет большими объемами _5_. _ Меняется и сам тип _6__ – прямое и грубое господство уходит в прошлое, ему на смену приходит сила _14__. Ключевые __12_ игроки новой эпохи не правительства или партии, а _13__ , _2_ организации и отдельные личности – создатели новых смыслов, _20_ , стилей жизни

8 . Перед вами иллюстрации,отражающие основные права и свободы человека и гражданина РФ.

Определите эти права. Запишите входящие в каждую группу правав соответствующей строке второй колонки таблицы, указывая в скобках порядкоый номер изображения, обозначающего данное право.

За каждый правильный ответ 1 балл, всего 11 баллов

9. Решите кроссворд. В выделенных клетках получится слово. Запишите его определение.

За каждый правильный ответ 1 балл и до 3 баллов за верное определение, всего 15 баллов

1. Прогресс. 2. Культура. 3. Общество. 4. Потребность. 5. Наука. 6. Революция. 7. Религия. 8. Образование. 9. Реформа. 10. Нация. 11. Личность. 12. Обязанность.

Глобализация - ситуации изменения всех сторон жизни общества под влиянием общемировой тенденции к взаимозависимости и открытости.

10. Эссе.

Критерии оценивания эссе

Баллы

К1

Раскрытие смысла высказывания

Смысл высказывания раскрыт.

Смысл высказывания в явном виде не раскрыт, но содержание ответа свидетельствует о его понимании.

Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представления о его понимании.

К2

Представление и пояснение собственной позиции

Представлена собственная позиция с аргументацией.

Представлена собственная позиция без пояснения. ИЛИ Собственная позиция не представлена.

КЗ

Уровень приводимых суждений и аргументов

Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал.

2

Суждения и аргументы приведены с опорой на теорию, но без использования фактического материала. ИЛИ

Суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических положений.

Суждения и аргументы не приведены.

Максимальный балл

5

Критерии оценивания:

1 место----70-75 баллов

2 место-----65-69 балл

3 место------55-64 балла



 

Возможно, будет полезно почитать: