Что нужно знать защищая себя в суде

Запредельная скорость, выезд на встречную полосу, отказ от экспертизы на алкоголь — за эти нарушения водители чаще всего попадают в суд и лишаются прав.Такие дела рассматривает мировой судья, у которого работы невпроворот. И кому он в первую очередь верит? Конечно, сотрудникам ГИБДД, которые приносят документы на лишение прав и являются государевыми людьми. Бывает даже, что мировой судья рассматривает материалы скопом и сразу в течение 15 минут выносит постановление о лишении прав пяти — десяти водителям.Порой он просто не слышит аргументы водителя о невиновности. Чаще всего тот защищает себя сам, без адвоката, в юриспруденции не силен и потому доказать, что он прав, а гаишники нет практически не в состоянии.Каков исход таких разбирательств? Как сообщили нам в Мосгорсуде, в первом полугодии 2009-го к административной ответственности привлечено более 20 тысяч водителей.Основной закон, которым руководствуются судьи при рассмотрении таких дел, — это Кодекс РФ об административных правонарушениях. Согласно ему большая их часть поступает из ГИБДД к мировым судьям. И только в отдельных случаях, когда, например, виновник ДТП скрылся с места аварии и по делу проводится административное расследование, материал рассматривает федеральный судья районного суда. К федеральному судье дела поступают и в порядке обжалования.В целом дела об административных правонарушениях составляют примерно пятую часть из всех дел, рассматриваемых судьями Москвы. За год их количество в районных судах увеличилось более чем на 80 процентов. А в производстве мировых судей дел по правонарушениям в области дорожного движения более 70 процентов.В Мосгорсуде корреспонденту «РГ» подтвердили, что показаниям инспекторов ГИБДД суд, конечно, доверяет чаще. Они должностные лица, находящиеся при исполнении служебных обязанностей. И несут серьезную ответственность за ложные показания.Однако водитель, защищающий себя правовыми методами, вызывает у суда уважение. Несогласие с протоколом (лучше в письменной форме), обстоятельства совершения ДТП, подкрепленные показаниями своих свидетелей, активное участие в судебном заседании — все это может закончиться победой водителя и возвращением прав.Как пример грамотной защиты водителя в Мосгорсуде привели вот такое дело. На пригородной дороге водитель на автомобиле «Мицубиси» совершил обгон с выездом на встречную полосу. Как раз в зоне действия знака «Обгон запрещен». Инспекторы зафиксировали правонарушение и направили материал мировому судье. Водитель доказывал, что в его действиях отсутствует состав правонарушения, поскольку в том месте, где он выехал на встречку, была прерывистая линия разметки. Мировой судья его аргументы не принял и лишил прав на 4 месяца. Преображенский суд столицы оставил это постановление в силе. Тогда водитель обратился с надзорной жалобой в Мосгорсуд. Проверив материалы, судья установил, что на схеме, составленной сотрудниками ГИБДД, видно: на дороге, где двигался автомобиль, имеется прерывистая линия разметки. А также установлен знак «Обгон запрещен». Но без указания зоны его действия. Такое сочетание знака и разметки, по мнению судьи надзорной инстанции, входит в противоречие и не позволяет водителю безошибочно определить порядок проезда на этом участке дороги.- Доводы заявителя нашли свое отражение, — заявили в пресс-службе Мосгорсуда. — И незаконное постановление было отменено. Производство по делу в связи с отсутствием состава правонарушения было прекращено. Водителю вернули удостоверение.Без вины виноватыми водители могут оказаться по вине дорожных служб. Например, на Вагоноремонтной улице в Москве в прошлом году было организовано одностороннее движение, а двойную сплошную никто не стер. В результате около 3 тысяч водителей лишились прав. А суды до сих пор разбираются со всеми обжалованиями.Разъяснение Как водителю отстоять свою невиновность в суде? В первую очередь заручиться поддержкой свидетелей. Ими могут быть любые прохожие или водители, видевшие ДТП из проезжавших мимо машин. Лучше получить от них сразу на месте адреса и телефоны.Рекомендуется все снимать на фотоаппарат, а лучше на видеокамеру. Для этого вполне подойдет и съемка с мобильного телефона. При съемке места аварии особое внимание обратите на соответствие знаков и разметки. Необходимо также заснять место остановки вашей машины. Желательно, чтобы в кадр попали и милиционеры с их автомобилем — с читаемыми номерами.Зачастую суды отказываются принимать фотографии, сделанные цифровыми камерами. Поэтому на всякий случай возите с собой в бардачке обычный пленочный фотоаппарат.Еще один совет — от контрольно-профилактического отдела департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России. Ни одной строки в протоколе не должно быть незаполненной. Все пустоты вычеркивайте. У свидетелей и понятых должны быть внесены в протокол их личные данные. Если в момент совершения процессуальных действий вы не видели понятых, то впишите в протокол соответствующее заявление.В крайнем случае необходимо сообщать о противоправных действиях сотрудника либо по телефону доверия, который должен быть указан на патрульном автомобиле, либо по «02».Инициатива Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин предложил реформировать институт мировых судей при рассмотрении водительских дел.Омбудсмен считает необходимым ввести в такой судебный процесс государственного обвинителя. В противном случае сам судья становится обвиняющей стороной и гражданину выиграть процесс в суде практически невозможно. Предлагаемые меры в первую очередь коснутся водителей: почти половина административных дел в РФ передается в суды из ГИБДД.Владимир Лукин заявил, что отсутствие обвинения в ходе слушаний у мирового судьи превращает «административное правосудие в репрессивный механизм, позволяющий быстро и эффективно реализовывать преследование граждан по своему произволу». Сегодня при рассмотрении таких дел сторонами в суде являются только суд и обвиняемый (или его защитник).Для решения проблемы омбудсмен предлагает подготовить административно-процессуальный кодекс (аналогичный Уголовно-процессуальному), в котором были бы прописаны соответствующие требования к судебному процессу. Владимир Лукин намерен инициировать слушания в Госдуме. По его мнению, должен быть узаконен элемент состязательности между защитой и обвинением.Мнение В то же время заместитель начальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Владимир Кузин считает, что не нужно усложнять законодательство.- Смысл административного судопроизводства как раз в ускоренном рассмотрении дел, а не в затягивании, — уверен Кузин. — Иногда для подтверждения представленных в протоколе данных сотрудников ГИБДД приглашают в суды в качестве свидетелей. А то, что решения выносятся в итоге не в пользу водителей, связано с их нежеланием или неумением предоставлять в суде доказательства своей невиновности.На сегодняшний день правоприменитель в лице инспектора не имеет статуса в судебном разбирательстве. Судья сам назначает ему статус свидетеля. Мы в свое время предлагали ввести для правоприменителя свой собственный статус, чтобы у инспектора были такие же права в суде, как у свидетеля, подсудимого или потерпевшего. Чтобы он также имел право оспорить решение суда, если сочтет его не соответствующим тяжести нарушения.

Ни судья, ни инспектор ГИБДД не вправе отказать в приобщении к делу видеозаписей или фотографий, которые подтверждают невиновность водителя, - об этом говорится в обзоре судебной практики Верховного суда за 2014 год. КоАП предписывает полное и всестороннее рассмотрение дела. Это означает, что ни одно доказательство, относящееся к делу, не должно игнорироваться.

Чтобы видеозапись приобщили к делу, необходимо подать письменное ходатайство. Это можно сделать, когда инспектор ДПС составляет протокол. В объяснении следует указать, что вину свою не признаете, правила не нарушали и подтверждаете это видеозаписью вашего регистратора. Передаете инспектору карту памяти, желательно при свидетелях, чтобы видеозапись «вдруг» не затерялась.

Есть опасность, что флешка по роковой случайности перестанет работать или на ней не откроется нужный файл. Поэтому рекомендую в объяснении указать, что имеется запись и что она будет представлена при рассмотрении дела (в ГИБДД или суде). Нужно сделать копию записи: один экземпляр оставляете себе, второй передаете в группу разбора или суд. К записи прилагаете ходатайство, в котором указываете, когда и при каких обстоятельствах сделана видеозапись, каким видеорегистратором (название, серийный номер) и на какой носитель.

Как фиксировать

Использование фотографий при рассмотрении дел, связанных с ДТП, - обычная практика. Это может быть и самостоятельное оформление по европротоколу, и предварительная фиксация расположения автомобилей, чтобы потом в ближайшем подразделении ГИБДД оформить документы, связанные с аварией. Фотографировать нужно так, чтобы на снимке были видны транспортные средства с регистрационными знаками.

Следует сделать привязку к местности: в кадр должно попасть название улицы с обозначением номера дома или километровый столб. В крайнем случае можно сделать снимок в присутствии свидетелей, которые потом не откажутся подтвердить место съемки.

Таковы же требования к видеозаписям, фиксирующим последствия ДТП и расположение транспортных средств после удара. Что касается записи на видеорегистратор в движении, то совет такой: по возможности установите прибор так, чтобы в кадр попадали какие-либо элементы вашей машины: будет проще доказать, что съемка велась именно из нее.

На что рассчитывать

Наличие видеозаписи еще не означает безоговорочной победы. Статья 26.11 КоАП РФ говорит о том, что никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу. Да, суд при рассмотрении дела обязан изучить все обстоятельства и проверить имеющиеся доказательства, а статья 26.7 относит видеозаписи и фотографии к документам - но доказательствами они будут признаны только в том случае, если изложенные в них сведения имеют значение для дела.

Допустим, рассматривается дело о нарушении правил обгона . По мнению инспектора ДПС, водитель пересек сплошную линию разметки. Если на представленной видеозаписи не видно, как именно водитель выполнял маневр, суд не посчитает этот документ доказательством.

Суд должен быть уверен в достоверности видеозаписи или фотографий. Не надейтесь избежать наказания, представив измененную или чужую запись. Вот реальная история. При рассмотрении дела по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ (выезд на встречку) суд Ногинского района Московской области изучил видеозапись, сделанную сотрудниками ГИБДД: на ней автомобиль пересекает сплошную линию разметки. Но водитель представил запись видеорегистратора, на которой дорожная разметка отсутствовала, так как на конкретном участке был уложен новый асфальт. Судебное следствие выявило, что видеозапись скопирована из данных автоэксперта, выезжавшего на ДТП в то же место. Однако происходило это задолго до того момента, когда нарушителя остановили инспекторы ДПС. Cуд признал водителя виновным и лишил права управления на полгода.

Если же запись подлинная и на ней видны все обстоятельства происшествия, она является полноценным доказательством, которое позволит отстоять свои права и добиться справедливости.

Запредельная скорость, выезд на встречную полосу, отказ от экспертизы на алкоголь - за эти нарушения водители чаще всего попадают в суд и лишаются прав. Такие дела рассматривает мировой судья, у которого работы невпроворот. И кому он в первую очередь верит? Конечно, сотрудникам ГИБДД, которые приносят документы на лишение прав и являются государевыми людьми. Бывает даже, что мировой судья рассматривает материалы скопом и сразу в течение 15 минут выносит постановление о лишении прав пяти - десяти водителям. Порой он просто не слышит аргументы водителя о невиновности. Чаще всего тот защищает себя сам, без адвоката, в юриспруденции не силен и потому доказать, что он прав, а гаишники нет практически не в состоянии. Каков исход таких разбирательств? Как сообщили нам в Мосгорсуде, в первом полугодии 2009-го к административной ответственности привлечено более 20 тысяч водителей. Основной закон, которым руководствуются судьи при рассмотрении таких дел, - это Кодекс РФ об административных правонарушениях. Согласно ему большая их часть поступает из ГИБДД к мировым судьям. И только в отдельных случаях, когда, например, виновник ДТП скрылся с места аварии и по делу проводится административное расследование, материал рассматривает федеральный судья районного суда. К федеральному судье дела поступают и в порядке обжалования. В целом дела об административных правонарушениях составляют примерно пятую часть из всех дел, рассматриваемых судьями Москвы. За год их количество в районных судах увеличилось более чем на 80 процентов. А в производстве мировых судей дел по правонарушениям в области дорожного движения более 70 процентов. В Мосгорсуде корреспонденту "РГ" подтвердили, что показаниям инспекторов ГИБДД суд, конечно, доверяет чаще. Они должностные лица, находящиеся при исполнении служебных обязанностей. И несут серьезную ответственность за ложные показания. Однако водитель, защищающий себя правовыми методами, вызывает у суда уважение. Несогласие с протоколом (лучше в письменной форме), обстоятельства совершения ДТП, подкрепленные показаниями своих свидетелей, активное участие в судебном заседании - все это может закончиться победой водителя и возвращением прав. Как пример грамотной защиты водителя в Мосгорсуде привели вот такое дело. На пригородной дороге водитель на автомобиле "Мицубиси" совершил обгон с выездом на встречную полосу. Как раз в зоне действия знака "Обгон запрещен". Инспекторы зафиксировали правонарушение и направили материал мировому судье. Водитель доказывал, что в его действиях отсутствует состав правонарушения, поскольку в том месте, где он выехал на встречку, была прерывистая линия разметки. Мировой судья его аргументы не принял и лишил прав на 4 месяца. Преображенский суд столицы оставил это постановление в силе. Тогда водитель обратился с надзорной жалобой в Мосгорсуд. Проверив материалы, судья установил, что на схеме, составленной сотрудниками ГИБДД, видно: на дороге, где двигался автомобиль, имеется прерывистая линия разметки. А также установлен знак "Обгон запрещен". Но без указания зоны его действия. Такое сочетание знака и разметки, по мнению судьи надзорной инстанции, входит в противоречие и не позволяет водителю безошибочно определить порядок проезда на этом участке дороги. - Доводы заявителя нашли свое отражение, - заявили в пресс-службе Мосгорсуда. - И незаконное постановление было отменено. Производство по делу в связи с отсутствием состава правонарушения было прекращено. Водителю вернули удостоверение. Без вины виноватыми водители могут оказаться по вине дорожных служб. Например, на Вагоноремонтной улице в Москве в прошлом году было организовано одностороннее движение, а двойную сплошную никто не стер. В результате около 3 тысяч водителей лишились прав. А суды до сих пор разбираются со всеми обжалованиями.

Разъяснение

Как водителю отстоять свою невиновность в суде? В первую очередь заручиться поддержкой свидетелей. Ими могут быть любые прохожие или водители, видевшие ДТП из проезжавших мимо машин. Лучше получить от них сразу на месте адреса и телефоны. Рекомендуется все снимать на фотоаппарат, а лучше на видеокамеру. Для этого вполне подойдет и съемка с мобильного телефона. При съемке места аварии особое внимание обратите на соответствие знаков и разметки. Необходимо также заснять место остановки вашей машины. Желательно, чтобы в кадр попали и милиционеры с их автомобилем - с читаемыми номерами. Зачастую суды отказываются принимать фотографии, сделанные цифровыми камерами. Поэтому на всякий случай возите с собой в бардачке обычный пленочный фотоаппарат. Еще один совет - от контрольно-профилактического отдела департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России. Ни одной строки в протоколе не должно быть незаполненной. Все пустоты вычеркивайте. У свидетелей и понятых должны быть внесены в протокол их личные данные. Если в момент совершения процессуальных действий вы не видели понятых, то впишите в протокол соответствующее заявление. В крайнем случае необходимо сообщать о противоправных действиях сотрудника либо по телефону доверия, который должен быть указан на патрульном автомобиле, либо по "02".

Инициатива

Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин предложил реформировать институт мировых судей при рассмотрении водительских дел. Омбудсмен считает необходимым ввести в такой судебный процесс государственного обвинителя. В противном случае сам судья становится обвиняющей стороной и гражданину выиграть процесс в суде практически невозможно. Предлагаемые меры в первую очередь коснутся водителей: почти половина административных дел в РФ передается в суды из ГИБДД. Владимир Лукин заявил, что отсутствие обвинения в ходе слушаний у мирового судьи превращает "административное правосудие в репрессивный механизм, позволяющий быстро и эффективно реализовывать преследование граждан по своему произволу". Сегодня при рассмотрении таких дел сторонами в суде являются только суд и обвиняемый (или его защитник). Для решения проблемы омбудсмен предлагает подготовить административно-процессуальный кодекс (аналогичный Уголовно-процессуальному), в котором были бы прописаны соответствующие требования к судебному процессу. Владимир Лукин намерен инициировать слушания в Госдуме. По его мнению, должен быть узаконен элемент состязательности между защитой и обвинением.

Мнение

В то же время заместитель начальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Владимир Кузин считает, что не нужно усложнять законодательство. - Смысл административного судопроизводства как раз в ускоренном рассмотрении дел, а не в затягивании, - уверен Кузин. - Иногда для подтверждения представленных в протоколе данных сотрудников ГИБДД приглашают в суды в качестве свидетелей. А то, что решения выносятся в итоге не в пользу водителей, связано с их нежеланием или неумением предоставлять в суде доказательства своей невиновности. На сегодняшний день правоприменитель в лице инспектора не имеет статуса в судебном разбирательстве. Судья сам назначает ему статус свидетеля. Мы в свое время предлагали ввести для правоприменителя свой собственный статус, чтобы у инспектора были такие же права в суде, как у свидетеля, подсудимого или потерпевшего. Чтобы он также имел право оспорить решение суда, если сочтет его не соответствующим тяжести нарушения.

 

Возможно, будет полезно почитать: