«Финансист». Секреты финансовой гениальности Теодор Драйзер

«Финансист» - первая книга «Трилогии желания» выдающегося американского писателя Т. Драйзера (1871–1945). Роман начинается с юношеских лет американского капиталиста Фрэнка Каупервуда и заканчивается в тот период жизни главного героя, когда он, чувствуя силу накопленных им капитала и профессионального опыта, провозглашает свой жизненный лозунг, давший название всей трилогии «Мои желания прежде всего».

Филадельфия, где родился Фрэнк Алджернон Каупервуд, насчитывала тогда более двухсот пятидесяти тысяч жителей. Город этот изобиловал красивыми парками, величественными зданиями и памятниками старины. Многого из того, что знаем мы и что позднее узнал Фрэнк, тогда еще не существовало - телеграфа, телефона, доставки товаров на дом, городской почтовой сети и океанских пароходов. Не было даже почтовых марок и заказных писем. Еще не появилась конка. В черте города курсировали бесчисленные омнибусы, а для дальних путешествий служила медленно развивавшаяся сеть железных дорог, все еще тесно связанная с судоходными каналами.

Фрэнк родился в семье мелкого банковского служащего, но десять лет спустя, когда мальчик начал любознательно и зорко вглядываться в окружающий мир, умер председатель правления банка; все служащие соответственно повысились в должностях, и мистер Генри Уортингтон Каупервуд «унаследовал» место помощника кассира с блистательным, по его тогдашним понятиям, годовым окладом в три с половиной тысячи долларов. Он тотчас же радостно сообщил жене о своем решении перебраться из дома 21 по Батнвуд-стрит в дом 124 по Нью-Маркет-стрит: и район не такой захолустный, и дом - трехэтажный кирпичный особнячок - не шел ни в какое сравнение с нынешним жилищем Каупервудов. У них имелись все основания полагать, что со временем они переедут в еще более просторное помещение, но пока и это было неплохо. Мистер Каупервуд от души благодарил судьбу.

Генри Уортингтон Каупервуд верил лишь в то, что видел собственными глазами, и был вполне удовлетворен своим положением, - это открывало ему возможность стать банкиром в будущем. В ту пору он был представительным мужчиной - высокий, худощавый, подтянутый, с вдумчивым взглядом и холеными, коротко подстриженными бакенбардами, доходящими почти до мочек ушей. Верхняя губа, странно далеко отстоявшая от длинного и прямого носа, всегда была чисто выбрита, так же как и заостренный подбородок. Густые черные брови оттеняли зеленовато-серые глаза, а короткие прилизанные волосы разделялись аккуратным пробором. Он неизменно носил сюртук - в тогдашних финансовых кругах это считалось «хорошим тоном» - и цилиндр. Ногти держал в безукоризненной чистоте. Впечатление он производил несколько суровое, но суровость его была напускная.

«Кто прочитал эту книгу,тот фактически получил заочное экономическое образование» (с) неизвестный

Именно эта цитата, приведенная сверху, сподвигла меня прочитать эту небезызвестную книгу. Но вынужден сделать вывод, что автор цитаты сам, видимо, никогда не получал высшего образования, тем более экономического. Однако, роман все таки, помимо художественной составляющей, имеет еще и образовательную, хоть и не соответствующую столь сильному заявлению неизвестного автора об этой книге.

Действие в романе происходит в США во второй половине XIX века и затрагивает «движуху», происходящую в финансовом мире, непонятном и закрытом от обычного обывателя, и описывает, как при помощи денег умные дяди делают еще бОльшие деньги. Роберт Кийосаки в одной известной своей книге призывает читателей повышать свою финансовую грамотность ,и роман Т. Драйзера если и не дает вам экономического образования, то окунает вас в атмосферу биржи, инвестиций, маклеров, удачных сделок и, конечно же, финансового краха, который периодически случался в штатах. Хочется заметить, что в романе описываются реально произошедшие в позапрошлом веке события, герои которых имеют своих реально существующих прототипов, и по-этому описанная атмосфера финансовой жизни Филадельфии не является плодом фантазии автора и показывает читателю реальные схемы «заколачивания» огромных состояний.

Так как действие происходит в позапрошлом веке, то в романе присутствует так же и историческая составляющая, знакомящая читателя с устройством американского общества тех времен, их бытом, моральными принципами и устоями. И один момент мне особенно понравился — отношение людей к общему школьному образованию. Юный герой Фрэнк Каупервуд хотел поскорее бросить школу и начать получать действительно необходимые для него опыт и знания, и при этом его родители были не против. Ни о каких колледжах и институтах не было и речи.

Стоит ли вам читать эту книгу?

Если вы думаете, что роман перевернет вашу жизнь, и вы больше никогда не будете прежним, то это не так. Если вы думаете, что прочтение этой книги мотивирует вас резко вдруг стать богатым и при этом вы им вдруг, чудесным образом станете, потому что подглядите «фишки» финансистов, то — это не так. Высшее экономическое образование вы, тем более, не получите. Но все же, как говорится в одной известной цитате: «Если вы откроете книгу, книга откроет вас», роман Т. Драйзера «Финансист» оставит свой отпечаток и сформирует у вас кое какие годные мысли и задаст вам вектор направления, тем более, этот роман имеет продолжение в виде трилогии, и не исключено, что уже после прочтения всех трех книг автор перевернет ваше сознание и вас «торкнет». Лично у меня возникло сильное желание прочитать вторую часть — «Титан», к тому же один мой знакомый сказал, что именно вторая часть содержит много полезных сведений относительно финансового мира и поспособствует повышению моей финансовой грамотности. Так стоит ли читать книгу? — да, даже если вы не «любитель почитать», а как сейчас модно — стартапер или начинающий миллионер — аура и сила главного героя Фрэнка Каупервуда зарядит вас на успех и преподаст некоторые жизненные уроки.

Чему учит нас книга (но это не точно =D)

С первых страниц Драйзер преподносит читателю модель естественного отбора, описывая события, происходящие в аквариуме одной местной рыбной лавки, где постепенно изо дня в день хищный омар поедал беззащитную каракатицу демонстрируя свои навыки и превосходство перед ней. Точно таким же образом главный герой Фрэнк Каупервуд расправлялся с конкурентами на бирже, «откусывая» себе неплохие куски барышей, а так же ловко манипулировал людьми — и точно таким же образом более сильные местные финансовые воротилы однажды расправились и с ним. После блистательного взлета карьеры на Фрэнка Каупервуда обрушились несчастья, и финансовые акулы, вместо того чтобы помочь ему, решили «распотрошить» его состояние, и ежедневно судьба, как хищный омар в том аквариуме, наносила Фрэнку все новые и новые раны, пытаясь сломать этого сильного духом человека и в конце концов…

Видимо, главная идея автора и состоит в том, чтобы донести до наивного обывателя начала 20-го века (а опубликован роман в 1912 г.) идею о том, что человеческое общество подчиняется тем же законам природы, и сильные всегда наживаются на слабых, хитрые на доверчивых: «Омары пожирают
каракатиц и других тварей. Кто пожирает омаров? Разумеется, человек. Да, конечно, вот она, разгадка. «Ну а кто пожирает человека? – тотчас же спросил он себя. – Неужели другие люди? Нет, дикие звери… Он не был уверен в том, что и люди живут один за счет другого, но они убивают друг друга, это он знал. » И вот в эпилоге Драйзер снова заводит тему морских животных и описывает жизнь и предназначение черного морского окуня — Mycteroperca: «…рыба эта заслуживает того, чтобы поговорить о ней в связи со всем, что было рассказано выше.» — рыба, обладающая незаурядными способностями и силой, которой ее наделила природа, казалось бы с благими намерениями: «То хитрое явление, которое мы зовем
созидательной силой и наделяем духом праведности, по нашему представлению всегда устраивает жизнь в этом мире так, что в ней торжествуют честность и добродетель.» , но в итоге делает вывод: «С какой же целью наделила черного окуня этой особенностью всевластная и умная природа? …Или, может быть, при создании Mycteroperca были пущены в ход коварство, вероломство, лживость? Ведь ее можно принять за орудие обмана, за олицетворение лжи, за существо, которому назначено казаться не тем, что оно есть, изображать то, с чем оно не имеет ничего общего, добывать себе пропитание хитростью, против которой бессилен даже самый могучий враг. И такое предположение будет правильно.» И что же Драйзер хотел этим сказать? Что сильными мира сего зачастую движут не благие намерения, а жажда наживы и собственное благосостояние? Когда главный герой попал в беду и обратился к местным «тузам» в надежде, что они спасут его, он сильно просчитался…

Главный герой романа

Чему же должен научить нас Фрэнк Каупервуд? В любой даже самой безвыходной ситуации, когда все считают вас уже «конченным человеком», не стоит отчаиваться и опускать руки, как говорится в одной известной фразе: «Даже если вы оказались в пасти у льва, у вас все еще есть целых два выхода.»

    Оценил книгу

    Трилогия желания #1

    Я мучила эту книгу два месяца, мучила и не понимала, в чём же прелесть Драйзера, за что его любят и так часто спрашивают у нас в книжном?
    Но потом сказав-таки этой книге, кто здесь хозяин, я за день прочитала оставшуюся половину. И меня вштырило! Я просто влюбилась в "Финансиста", в Драйзера и в Каупервуда, главного героя романа.

    На самом деле меня не могло привлечь в книге вот что:
    1.Бесонечные описания домов, столиков, ставенек, скатертей, каждого уголочка, и всё это такого-то цвета, такой-то формы... ох... не люблю я настолько реалистичные подробности, прямо до мелочей. Раздражают они меня.
    2.Диалоги! Диалоги у Драйзера - это монологи. Там по 2-3 страницы реплики. Все герои такие ораторы, что прям куда бежать. И никто друг друга не перебивает! Выслушивают ведь и потом отвечают на монолог монологом.

    То, что восхитило и понравилось:
    1.Изученность Драйзером материала, касащегося финансовой системы США и биографии Чарльза Тайзона Йеркеса (прототип Каупервуда). И необычайная смелость писателя! Ведь описывать в книге, пусть даже и художественной, правительственные махинации - это очень рискованный поступок. Не зря же "Финансиста" какое-то время запрещали издавать в США.
    2.Фигура главного героя. Пожалуй, это один из самых сильных персонажей, которые когда-либо встречались мне в книгах. Фрэнк Каупервуд не человек, а железо. Несмотря на крах своего бизнеса и банкротство, несмотря на годы в тюрьме, он не сломлен, он готов действовать дальше и даже в самые отчаянные моменты у него всегда найдётся запасной выход. Всё продумано. И он верит в то, что всё у него получится. И делает всё для этого. Такой уверенности в себе, которая бы восхищала и прямо-таки вела за Каупервудом, как флейта Крысолова, стоит только позавидовать.
    И да! Я завидую!
    Настоящий финансист!
    Но как же мораль, нравственность? Вот, честно говоря, смотря на Каупервуда, от неё как-то хочется отмахнуться и восхититься этим человеком. Всё-таки не делал он ничего противозаконного. Ну да, хотел нажить себе капитал на махинации. Ну да, изменял жене. Но и там, и там его хочется оправдать. Эх, Каупервуд, что же ты со мной делаешь?

    Оценил книгу

    Бывают случаи, когда книге предначертано появиться в твоей жизни. Первый раз я увидел книгу «Финансист» в книжном магазине, как это ни странно, но цены, сами знаете, что дешевле травку купить, чем книгу. А потом в букинистическом магазине на глаза мне попалось прекрасно-сохранившееся издание в красной обложке с золотыми буквами. Надо ли говорить, что не устоял? Вместе с ней я купил еще несколько книг, которые уже давно прочитаны, а эта задержалась, почему? Потому что попала в очередь флэшмоба-14, где много хороших книг и выбрать, какую читать, очень сложно.

    2 июля стало днем, который я запомню надолго. Читая много книг, возникает состояние, когда многие нравятся, но нет того чувства всепоглощающего интереса, когда все время хочешь проводить с книгой. «Финансист» - то самое произведение. Как только я прочитал первые десять страниц, стало понятно, что не будет мне покоя, пока прочитанных страниц не станет 642. Их стало 642 третьего июля, и еще день я отходил от этого.

    Мне даже писать ничего не хочется об этом романе. Для меня в нём все идеально.
    Сильный и беспринципный человек. Есть.
    А этот человек еще и чувства имеет. Есть.
    Детальное и подробное описание всего. Есть.
    Руководство «Как заработать миллион в 19 веке». Есть.
    Любовь. Ревность. Эмоции. Есть.
    Обман, ложь и подлость. Есть. Но есть и наказание, справедливое и правильное. Только вот героя жизнь ничему не научила, ну, только если не попадаться. Это временно вызывает негативное отношение к герою, но ведь и это должно быть в произведении.

    Объедините все эти составляющие, и вы получите прекрасный роман, который балансирует на грани передоза, но не переходит её. Мера. Пожалуй, первое слово, которое возникло после прочтения, после бессознательных восторгов и восхищения. Драйзер мог бы в чем-нибудь переборщить, хотя, не мог. У меня есть еще две книги этого автора и уровень доверия к автору бесконечен. Возможно это неправильно, но впечатления после прочтения настолько ярки и сильны, что пойду-ка чая попью, и к Дрейзеру вернусь позже, может прямо сейчас…

    Оценил книгу

    Книга оставляет противоречивые впечатления! Читала ее аж ТРИ раза (последний в рамках Минского книжного клуба) и каждый раз впечатления были разными.

    Когда читала в первый раз, еще в школе, Фрэнк меня просто поразил. Мне безумно понравилась его предприимчивость, дерзость, расчетливость… Мне казалось, что все взрослые себя так ведут и мне тоже надо к этому стремиться (тем более что на носу было поступление, и приходилось серьезно батрачить). В общем, весьма сожалела, что не похожа на Фрэнка.

    Когда читала во второй раз (на первом курсе института нам эту книгу посоветовали на парах по экономической теории: в книге очень хорошо и подробно описывается эпоха капитализма в США конца 19 века, так сказать, наглядный пример чистого рынка). И я поняла, что мне Фрэнк уже отнюдь не симпатичен! Более того, он стал мне неприятен! Человек, поставивший во главу угла только свои желания и потребности, и готовый пожертвовать ради них всеми желаниями и мечтами окружающих. Мне он показался пустым, и эгоистичным, и вообще, человеком, с которым я не хотела бы водить близкое знакомство.

    Прочитав третий раз, я поняла, что повзрослела, и теперь терпимее отношусь к Фрэнку, хотя и не считаю его примером для подражания. Это просто человек, живущий здесь, сейчас и только для себя… Что ж. Это его право. И это его выбор. Так же как у меня есть право сделать другой выбор. Но книгу читать стоит обязательно.

    Прочитано в рамках Минского книжного клуба

Чикагская обсерватория и сейчас носит имя человека, финансировавшего ее строительство, – Чарльза Т. Йеркса, он же Фрэнк Каупервуд, герой трилогии «Желание». В книге решение ценой в треть миллиона долларов принимается молниеносно, диалог с ректором укладывается буквально в две страницы. Вначале речь идет о довольно скромном взносе (8-10 тысяч, чикагские бизнесмены скидывались на оборудование для новорожденного университета), после нескольких реплик, за считаные минуты взвесив и свои возможности, и выгоды от такого решения, Фрэнк берет на себя не только покупку телескопа – 40 тысяч долларов, – но и строительство обсерватории, а это уже 300 с лишним тысяч.

Что побудило опытного, циничного дельца к подобным расходам? Расчет, говорит Драйзер. О щедрости магната протрубили все газеты, даже за океаном; ему обеспечены огромные кредиты, понадобившиеся на достраивание империи, конкуренты раздавлены, городские власти не смогут отказать благотворителю в концессии, и наконец-то линии чикагской надземки сойдутся в руках Каупервуда.

Осуществление мечты. Дороги, в особенности рельсовые – конка, позднее трамвай в городе, Северо-Пенсильванская или другая какая-нибудь железная дорога, соединяющая город с деловыми и промышленными центрами, путь, прокладываемый с Восточного, давно освоенного побережья, через брызжущий энергией, кипящий иммигрантами Средний Запад на «территории», еще не ставшие штатами, – Нью-Мехико, Техас, – все эти американские дороги пробуждали в селф-мейд миллионерах трепет, сродни религиозному, и простодушную, ребяческую жадность, как блестящие, да к тому же работающие игрушки.

«Многого из того, что знаем мы и что позднее узнал Фрэнк, тогда еще не существовало – телеграфа, телефона, доставки товаров на дом, городской почтовой сети и океанских пароходов. Не было даже почтовых марок и заказных писем. Еще не появилась конка. В черте города курсировали бесчисленные омнибусы, а для дальних путешествий служила медленно развивавшаяся сеть железных дорог, все еще тесно связанная с судоходными каналами» . Так начинает Драйзер первую часть трилогии «Финансист», заражая читателя той страстью освоить, познать – даже физиологически – Америку, с какой пришло в мир поколение Йеркса.

В 30-е годы XIX века появилась в Североамериканских Соединенных Штатах новая поросль, со своей особенной физиономией, на многие годы, а может, и навсегда определившая в глазах мира образ Америки. Государство еще только складывалось, остро чувствовалась недостача многих элементов общественной, упорядоченной жизни. Стихийные массы иммигрантов, разноплеменных и разноязыких, прихлынувшие к Восточному побережью Штатов, с трудом перемалываемые, перевариваемые в общем котле; еще один исход – неукротимое, стихийное движение к Западному побережью. Вестерн, где «смит-и-вессон» – закон, отчасти романтически преувеличивает, и все же значительная часть населения жила тогда в состоянии догосударственном, и догосударственность проявлялась не только в захвате чужих земель (отнимавшихся и у индейцев, и у Мексики, и у тех, кто имел несчастье поселиться в Америке раньше), но и в эдаком раннефеодальном укладе, в отсутствии хозяйственных связей, иерархии, общеобязательных норм. Западные и южные земли, заселявшиеся пришлыми и более-менее коренными американцами, проходили через период карантина, когда именовались не штатом, то бишь государством, а территорией. Конечно, в городах Восточного побережья, в Нью-Йорке, тем паче в Филадельфии и чинном Бостоне, сохранялась в том или ином виде европейская привычка порядочности и закона; выработалось нечто похожее (и вместе с тем непохожее) на феодальный строй в рабовладельческих штатах, но вокруг и внутри, в растущих без плана уродливых городах, бродила и бушевала та жизнь, о которой в Европе забыли с IX-Х-XI столетия. Тогда, спустя века после падения Рима и окончательного разрушения империи, пробудилась энергия нового строительства, выплеснулась жестокой предприимчивостью, разбойничьими набегами. Европа строилась викингами-норманнами, угнездившимися на Сицилии, во французской Нормандии, в Англии, в Новгороде и Киеве. Начинали с набегов на длинных кораблях, резни и пожаров, насилия; во втором-третьем поколении крестились, закладывали города, той же сильной рукой гарантировали защиту и правосудие.

Быстро и беспринципно богатевших одногодков Каупервуда сравнивали порой с викингами, но устойчивее другое сравнение – robber barons, бароны-разбойники. Чуть более поздняя эпоха, никак не желающая принять устойчивую форму Германская империя, «рыцари», засевшие в замках над Рейном, каждый сам себе господин, грабящие путников и воюющие с соседями. Какое сравнение точнее? Размах у Йеркса, Моргана, Рокфеллера «викинговский», одним замком и его окрестностями никогда бы не ограничились, и по сути, работа их скорее «норманнская» – строительство, пролагание путей (еще и отсюда такая любовь к железным дорогам и телеграфу). «Бароны-разбойники» – определение в первую очередь оценочное, осуждающее, хотя в нем есть своя точность: не сплоченная дружина викингов, а эгоистичные одиночки, не встреча двух культур, языческих мореплавателей и оседлого христианства, но бродило, из самого себя порождающее и языческую жажду наживы, и легкость принятия новых форм, и «староевропейскую» тягу к юридически упорядоченному общежитию, гражданской личности.

В поколении 30-х годов (в том же 1837-м, что и Йеркс – Каупервуд, родился Джон Пирпонт Морган, самый знаменитый из викингов-разбойников) каждый сам себе и языческий вождь, и крестивший его епископ. Необходимость империи, иерархии эти бароны ощущали со всей остротой, пусть и удобнее быть разбойником в вакууме власти.

Специфику тех лет уловить очень трудно – как передать почти отсутствие, нащупывание, налаживание? Каких греческих или схоластических философов привлечь, чтобы описать переходную эпоху, когда все уже присутствует в потенции (не было бы представления о законах, этике, о системе денежного обращения, транспорте и культуре, не было бы потребности в них, так откуда бы им взяться?), но ничего еще нет в реальности. Показать становление едва ли возможно, однако стоит попытаться из нашего «после» нарисовать состояние «до». Именно это делает Драйзер в прологе «Финансиста», перечисляя вещи, которых «тогда еще не существовало». И обратим внимание, что все это не просто явления технического прогресса, а средства связи. Дороги, телеграф, почта. Деньги.

Деньги, понятное дело, основной сюжет трилогии «Желание». По способностям и призванию, по духу времени Фрэнк Каупервуд – делатель денег. Зачем эти деньги понадобились, какие именно желания могут они исполнить – об этом речь пойдет во второй и в третьей части саги. Тогда обнаружится власть денег, даст себя знать разбойничий барон или – подымай выше – купец-нобиль, в духе Медичи, строящий замки и университеты, скупающий картины и женщин. В первом томе потребительская функция денег достаточно скромна – выстроил человек к сорока годам особняк на пару с отцом, завел приличный выезд. Не более чем уровень «хорошего среднего класса». Все деньги Финансиста не в личной собственности, а в движении, в сложнейших комбинациях, авантюрах, именно в делании денег. Деньги ради них самих, социальная игра, незримый, а потому таинственный и обожествляемый идолопоклонниками ток, реальный, как электрический ток в телеграфных проводах, и столь же необходимый для современного общества, для его функционирования в качестве единой системы.

«Вся денежная система Соединенных Штатов тогда еще только начинала переходить от состояния полного хаоса к состоянию, отдаленно напоминавшему порядок. Банк Соединенных Штатов, основанный Николасом Бидлом, в 1841 году был окончательно ликвидирован. В 1846 году Министерство финансов Соединенных Штатов организовало свою систему казначейств. И все же фиктивных банков существовало столько, что владелец небольшой меняльной конторы поневоле становился ходячим справочником платежеспособных и неплатежеспособных предприятий. Правда, мало-помалу положение улучшалось, так как телеграф облегчил не только обмен биржевой котировкой между Нью-Йорком, Бостоном и Филадельфией, но даже и связь между конторой местного биржевого маклера и фондовой биржей. Другими словами, в обиход начали входить частные телеграфные линии, действовавшие на коротком расстоянии. Взаимный обмен информацией стал более быстрым, доступным и совершенствовался день ото дня.

Роман Теодора Драйзера «Финансист» поистине восхитителен. Сложно не полюбить эту книгу и её главного героя. В романе писатель рассказывает о финансовых махинациях главного персонажа в конце 19 века. Его всегда интересовала тема большого бизнеса. Неудивительно, что какое-то время в США этот роман был запрещён к изданию.

Фрэнк с детства рос в богатстве, его отец был банковским служащим. Он привык думать о том, как заработать побольше денег. Он во всём видел выгоду и шанс на успех. Фрэнк готов идти по головам, не считаясь ни с чьим мнением, никого не жалея, лишь бы получить богатство.

Когда мальчик ещё учился в школе, он уже занимался бизнесом, а потом и вовсе решил оставить школу, чтобы полностью сосредоточиться на увеличении дохода. У него нет никаких нравственных принципов, его не волнует чужое счастье и мнение общества, при этом он убежден, что заслуживает всего самого лучшего. Он обладает каким-то мистическим магнетизмом, умеет влиять на других людей, и с удовольствием использует эту свою способность. И хотя Фрэнк женится на приятной женщине, его главным желанием являются деньги, бесконечное количество денег. Всё, чего он хочет, - это жить, удовлетворяя свои желания. Но к чему это его приведёт?..

Прототипом главного героя Фрэнка стал реально существовавший человек – американский миллионер Чарльз Йеркс. В какие-то моменты герой вызывает отрицательные эмоции, но затем начинаешь им восхищаться. Он умеет идти к своей цели, невзирая ни на какие препятствия, он знает, чего хочет, и готов получить это любой ценой. Даже когда в его жизни случаются трудности, он не сдаётся. Такой силе духа и уверенности в себе можно позавидовать. Вот только должен ли путь к цели быть таким безнравственным? Об этом и заставляет задуматься автор, раскрывая черты характера и образ жизни богатых людей того времени.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Финансист" Теодор Драйзер бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.



 

Возможно, будет полезно почитать: