Не привлекать к административной ответственности.

Согласно КоАП РФ, лица, привлекаемые к административной ответственности, должны быть вменяемыми и достигшими 16 лет к моменту совершения проступка. Как показывает анализ норм, санкции могут вменяться гражданам России, иностранцам и субъектам, не имеющим гражданства.

Критерии субъектов

Признаки, которыми обладает лицо, привлекаемое к административной ответственности, КоАП разделяет на общие и специальные. Первые указаны выше - это вменяемость и достижение 16 лет. Специальные признаки разделяются на группы, которые отражают:

  1. Специфику трудовой деятельности, служебного статуса.
  2. Прошлое неправомерное поведение.
  3. Прочие особенности юридического положения гражданина (военнообязанный, иностранец и пр.).

Исключения

Не допускается привлечение к ответственности граждан, которые при совершении неправомерного поступка не отдавали отчет в своих действиях или не могли руководить ими в связи с душевным расстройством. Как отмечают эксперты, законодательство признает субъектами правонарушений исключительно вменяемых и достигших установленного возраста людей. Психически больные люди, а также малолетние не обладают волей и сознанием, необходимыми для адекватной оценки и решения жизненных ситуаций.

Специфика мер

Ряд авторов высказывает мнение о том, что для некоторых категорий субъектов особенности их статуса обуславливают дополнительные основания для применения мер воздействия, а для других - ограничение в их использовании. К примеру, должностное лицо, привлекаемое к административной ответственности, наказывается не только за непосредственное нарушение общеобязательных правил, но и за ряд проступков, которые расцениваются как упущения по службе. Ко второй категории относят беременных, женщин, имеющих малолетних иждивенцев, несовершеннолетних. В отношении них не применяются некоторые меры воздействия. Стоит также упомянуть и о военнослужащих. Эти субъекты несут, как правило, дисциплинарную ответственность за административные нарушения.

Особенности нормативного регулирования

Если статья не содержит указаний на специальные критерии, то к ответственности может привлекаться гражданин, имеющий общие признаки. Если же соответствующая оговорка присутствует, то меры воздействия применяются к субъектам, обладающим соответствующими особенностями. Сегодня в законодательстве предусмотрены нормы, по которым к административной ответственности могут быть привлечены и юрлица.

Особенности статуса субъектов

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, - обобщенное понятие. Оно характеризует субъекта, который совершил правонарушение, предусмотренное в Особенной части Кодекса, в других статьях федеральных законов и прочих нормативных документов. Каждое лицо обладает конкретным правовым статусом. Существует несколько подходов к раскрытию этого понятия. Однако все авторы сходятся во мнении, что статус формируется совокупностью возможностей, обязанностей и свобод, а также реальных гарантий их реализации. В подтверждение этой формулировки можно привести высказывание Воеводина. Автор указывает на то, что в любой стране статус личности, кроме свобод и возможностей, должен включать в свою структуру и обязанности. Дело в том, что без последних осуществлять нормативное регулирование поведения индивида нельзя. Основы статуса личности в РФ закрепляются в Конституции. Установленные в гл. 2 положения могут изменяться только в порядке, предусмотренном в Основном Законе. Статус субъектов, привлекаемых к ответственности, возникает с момента совершения противоправного деяния. Его можно определить как систему, регулирующую отношения между уполномоченным органом и гражданином, к которому применяются меры воздействия.

Элементы статуса

В качестве них выступают возможности, свободы, обязанности, ответственность и гарантии. Первые два элемента являются нормативно закрепленными и материально обусловленными категориями. Они гарантируются государством. Свободы и права следует рассматривать в форме системы. Цель этих элементов состоит в обеспечении частной жизни, личной безопасности, участия в общественной жизни, управлении государственными делами. Субъективное право большинство авторов рассматривает как определенная мера разрешенного поведения. Для ее реализации индивид должен совершать активные, целенаправленные действия. Если рассматривать лицо, привлекаемое к административной ответственности, то речь необходимо вести только о его возможностях. Что касается свободы, то она рассматривается в качестве способа избежать воздействия, уклониться от тех или иных ограничений. Обязанности, как составной элемент статуса, выполняют различные функции. В литературе они характеризуются по-разному. Одни авторы рассматривают их как меру и вид должного поведения, другие - как необходимое условие для реализации свобод и возможностей, третьи - как фактор укрепления порядка и законности. Однако большая часть специалистов придерживаются позиции, что обязанности представляют собой меру должного поведения, предписанную нормами. Еще один элемент статуса - гарантии. Некоторые авторы относят их или к принципам, или к предпосылкам, характеризующим положение индивида в обществе. При этом гарантии не рассматриваются как самостоятельный элемент. В большей степени их следует относить к работе уполномоченных органов и их служащих, принимающих надлежащие меры для реализации прав граждан. Гарантии придают действенность возможностям и свободам, обеспечивают их защищенность. Последним компонентом статуса выступает ответственность. Ее рассматривают как отрицательную оценку действиям субъекта. Ответственность выражается в наступлении неблагоприятных последствий. Меры воздействия применяются при нарушении субъектом установленных законом предписаний.

Особенности применения мер

Законодательство закрепляет определенные обязанности лица, привлекаемого к административной ответственности. В случае их неисполнения или ненадлежащего выполнения уполномоченные органы могут применить к нарушителю меры воздействия. К примеру, лицо, привлекаемое к административной ответственности, может подвергаться принудительному приводу в случае его неявки на рассмотрение дела с его участием. Многие авторы логично считают, что меры воздействия должны применяться только в случае нарушения запретов, установленных законодательными и прочими нормативными документами.

Важные моменты

Предусмотренные в КоАП права лица, привлекаемого к административной ответственности, тесно связаны с возможностями, закрепленными конституционно. Некоторые из них затрагиваются в рамках применения к гражданину мер воздействия. К их числу относят право на личную неприкосновенность, частную и семейную тайну, человеческое достоинство, защиту доброго имени и чести, неприкосновенность жилища, свободу выбора места пребывания, передвижения и пр. Поскольку государство выступает гарантом их реализации, закон допускает заключение и пребывание под стражей, арест исключительно по судебному решению. До принятия соответствующего постановления субъект не может задерживаться более чем на 2 суток.

Конфиденциальность информации

На практике достаточно часто возникает вопрос: обязано ли лицо, привлекаемое к административной ответственности, предоставлять все сведения о себе правоохранительным органам? Анализируя нормы, эксперты приходят к утвердительному ответу. Однако вместе с тем, лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе ограничить действия уполномоченных органов, установив запрет на сбор, хранение, распространение сведений, составляющих тайну его жизни, без его согласия. Субъект имеет возможность контролировать информацию о себе, препятствовать ее разглашению.

Процессуальные возможности

Права лица, привлекаемого к административной ответственности, достаточно обширны. Они позволяют субъекту активно осуществлять допустимые законодательством действия, отстаивать свое мнение по делу. При этом права лица, привлекаемого к административной ответственности, корреспондируют с предписаниями, установленными для уполномоченных органов и служащих. Они направлены на обеспечение реализации процессуальных возможностей гражданина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе:

  1. Знакомиться с материалами производства, заявлять ходатайства, давать объяснения, предоставлять доказательства.
  2. Пользоваться помощью адвоката.
  3. Оспаривать постановления, действия/бездействия уполномоченных служащих и органов.
  4. Выступать на языке, которым хорошо владеет, или воспользоваться помощью переводчика.

Материалы дела рассматриваются в присутствии субъекта, совершившего правонарушение.

Нюансы

Для применения мер воздействия должна быть доказана виновность лица, привлекаемого к административной ответственности. Эта задача реализуется уполномоченными органами и служащими. Законодательство устанавливает презумпцию невиновности лица. Субъект, хотя и совершил правонарушение, не должен доказывать, что он его не совершал. Правоохранительные и другие уполномоченные структуры должны предоставить исчерпывающие материалы, подтверждающие факт невыполнения предписаний, установленных законом. Однако лицо может предъявить доказательства своей невиновности.

Ознакомление с материалами производства

Лицо, которое привлекают к ответственности, вправе знать содержание всех документов, которые составлены при его участии. К ним, в том числе, относятся акты освидетельствований и заключения экспертиз. Кроме этого, закон предоставляет возможность субъекту делать выписки из документов, копировать их. Перед составлением протокола гражданин вправе знать, в чем он обвиняется. С текстом документа субъект должен быть ознакомлен под подпись. При этом лицо вправе делать замечания, настаивать на дополнении сведений, отраженных в акте, выражать несогласие, а также отказаться подписать протокол. Ознакомление с материалами производства обеспечивается уполномоченным служащим до направления их для рассмотрения по существу. Очевидно, что без знания содержания документов, составляющих дело, лицо не сможет дать объяснения, представить доказательства, заявить отвод и ходатайства. Некоторые авторы считают, что целесообразно законодательно закрепить конкретный порядок ознакомления субъекта с материалами производства.

Административная ответственность юрлиц

Она начала применяться еще в конце 50-х-начале 60-х гг. 20-го столетия. В качестве основной меры ответственности в то время выступали штрафы. В конце 90-х в стране были введены новые методы управления. В результате реформ институт ответственности юрлиц получил новый импульс. В действующем сегодня законодательстве он не только признан, но и существенно развит. Как указывает статья 2.10 КоАП, возможно привлечение к ответственности организаций, совершивших нарушения в случаях, предусмотренных в Особенной части или иных (в частности, в региональных) нормативных актах. В действующем Кодексе более половины статей закрепляют меры воздействия за противоправные действия, совершенные предприятиями. Стоит отметить, что санкции за нарушения достаточно жесткие. Например, величина штрафа может достигать 1 млн р., трехкратной суммы налогов, не отчисленных в бюджет, трехкратного размера цены предмета нарушения. Зачастую при расчете получаются огромные цифры. Кроме штрафов, для юрлиц предусмотрены такие меры, как конфискация. К примеру, в случае выявления фактов оборота или производства спиртосодержащей продукции, не отвечающей требованиям госстандартов, нарушителю может вменяться штраф до 200 тыс. р. с изъятием продукции, оборудования или сырья. За некоторые проступки назначается такое наказание, как приостановление работы на период до 3-х мес. Стоит сказать, что в делах о правонарушениях, как правило, участвует представитель лица, привлекаемого к административной ответственности. Практически на каждом крупном предприятии предусмотрена соответствующая штатная должность. Если в организации отсутствует сотрудник, имеющий соответствующие полномочия, то в рассмотрении дела участвует или руководитель, или сторонний субъект по доверенности. Обычно директора обращаются за помощью к квалифицированным юристам.

Проблемы применения наказаний к организациям

Сложности привлечения к ответственности юрлиц обусловлены тем, что институт административного наказания тесно граничит с нормами финансового и гражданского права. В этой связи проблема вызывает особый интерес и требует самостоятельного изучения. Если юридическое лицо привлечено к административной ответственности, значит должно быть соответствующее постановление уполномоченного органа. Следует учесть, что решение этого вопроса не относится к компетенции МВД. Административные правонарушения могут выявляться в рамках выездных проверок, при подаче документов в регистрирующие органы и пр. Необходимо иметь в виду, что меры воздействия могут применяться только при соблюдении процедур, предусмотренных законодательством. В частности, нормами предписана фиксация и изучение доказательств в рамках возбуждения производства, рассмотрение собранных материалов и пр.

По общему правилу КоАП РФ привлечение к административной ответственности дважды, за одно и то же административное правонарушение, не допускается.
Однако, необходимо разграничивать случаи, где есть два административных правонарушения и к административной ответственности привлекают дважды, а где есть только одно административное правонарушение и имеется повторная административная ответственность.
Можно говорить о таком явлении как повторное привлечение к административной ответственности в связи с наличием в Кодексе РФ об административных правонарушениях нескольких норм.

Во-первых, повторное привлечение к административной ответственности регулируется частью 5 статьи 4.1 КоАП РФ. Данной нормой предусмотрено, что никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Это значит, что повторная административная ответственность по закону не возможна. Напомним, лицо считается подвергнутым административному наказанию в течении одного года с момента исполнения постановления (оплаты штрафа).
Во-вторых, привлечению к административной ответственности дважды, за одно и то же административное правонарушение, посвящен пункт 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ. Согласно данной норме, если в отношении лица ведется производство по делу об административном правонарушении, либо его только собираются возбудить и будет установлено, что уже имеются:
1. постановление о назначении административного наказания по тому же самому факту, или
2. постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении по тому же самому факту, или
3. постановления о возбуждении уголовного дела по тому же самому факту, в таком случае производство по делу об административном правонарушении не может быть возбуждено либо подлежит прекращению.
На практике возникают большие вопросы относительно применения данных норм. Отсутствуют общие разъяснения, которые бы оговаривали бы все проблемы повторного привлечения к административной ответственности.
Вместе с тем, существует достаточно большой объем судебной практики, которая помогает найти ответ на данный вопрос, когда есть привлечение к административной ответственности два раза за одно и то же административное правонарушение, а когда нет.
Позиция Верховного суда РФ по вопросу повторного привлечения к административной ответственности содержится в ответе на вопрос № 21 в «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года», утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007.
Вопрос № 21: В течение какого срока с момента привлечения лица к административной ответственности за совершение длящегося правонарушения возможно повторное привлечение его к административной ответственности, если лицо продолжает совершать данное правонарушение, например проживает без паспорта или без регистрации?
Ответ: В соответствии с п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" длящимся является правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Частью 2 ст. 4.5 КоАП РФ предусмотрено, что при длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Привлечение к ответственности прекращает правонарушение. Если лицо, привлеченное к административной ответственности, не выполняет обязанности, возложенные на него законом или иным нормативным правовым актом, или делает это ненадлежащим образом, то возможно повторное привлечение его к ответственности. При этом следует учитывать характер обязанности, возложенной на нарушителя, и срок, необходимый для ее исполнения. Моментом начала течения указанного срока является вступление в законную силу ранее вынесенного постановления по тому же составу административного правонарушения.

Частью 2 ст. 4.5 КоАП РФ предусмотрено, что при длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Верховный суд в ответе на вопрос указал, что привлечение к ответственности прекращает правонарушение. Здесь имеется в виду, что прекращает правонарушение формально юридически, потому что после выявления нарушений никто не вправе и не может запретить вам продолжить совершать административное правонарушение. Например, нарушать правила пожарной безопасности или санитарные нормы и правила. Далее Верховный суд пишет, что если лицо, привлеченное к административной ответственности, не выполняет обязанности, возложенные на него законом или иным нормативным правовым актом, или делает это ненадлежащим образом, то возможно повторное привлечение его к ответственности. При этом следует учитывать характер обязанности, возложенной на нарушителя, и срок, необходимый для ее исполнения. Моментом начала течения указанного срока является вступление в законную силу ранее вынесенного постановления по тому же составу административного правонарушения.
То есть, Верховный суд не говорит о том, что возможно повторное привлечение к административной ответственности за одно и то же правонарушение. Суд говорит о том, что если прошел достаточный период времени для устранения нарушения и постановление по делу об административном правонарушении вступило в законную силу, то возможно привлечение к административной ответственности по той же самой статье за те же самые действия (бездействия). Правонарушение будет новое, а значит и новая административная ответственность виновного лица.

Привлечение к административной ответственности осуществляется в рамках производства по делу об административном правонарушении, в ходе которого выясняются все обстоятельства совершения правонарушения, собираются и исследуются доказательства, избирается и реализуется конкретная мера взыскания.

Производство по делу начинается, как правило, с составления протокола об административном правонарушении уполномоченным на то должностным лицом (работником милиции, государственным инспектором). В нем отражаются существо и обстоятельства совершения правонарушения, данные о личности нарушителя и другие необходимые сведения. Оформленный надлежащим образом протокол и другие материалы направляются в орган (должностному лицу), уполномоченный рассмотреть дело о данном правонарушении, если такое право не предоставлено самому лицу, составившему протокол.

В отдельных случаях закон допускает взыскание штрафа и оформление предупреждения на месте совершения правонарушения (например, штраф за бесплатный проезд). При этом протокол не составляется, а об уплате штрафа выдается квитанция установленного образца. Однако, если нарушитель оспаривает налагаемое взыскание, протокол должен быть составлен и производство осуществляется на общих основаниях.

Дела об административных правонарушениях вправе рассматривать и решать многие органы и должностные лица: административные комиссии, исполкомы поселковых и сельских советов, районные (городские) суды (судьи), должностные лица органов внутренних дел (милиции), государственных инспекций и других органов (например, пожарного, санитарного надзора, природоохранных, таможенных органов и др.). Дело рассматривается, как правило, в присутствии нарушителя. В случае необходимости могут быть приглашены свидетели, потерпевшие, эксперт, переводчик. Интересы лица, привлекаемого к ответственности, а также потерпевшего может представлять адвокат.

Орган (должностное лицо), рассматривающий дело, исследует все поступившие материалы, заслуживает участвующих в деле лиц, после чего принимает решение о наложении административного взыскания либо о прекращении дела. Взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения проступка (а если правонарушение длящееся - со дня его обнаружения) и в пределах, установленных законодательством за данное правонарушение. При этом должны учитываться характер проступка, личность нарушите ля, степень его вины, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Принятое по делу решение оформляется в виде постановления, в котором отражаются все обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения дела. Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела, а его копия в течение трех дней вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе. Это правило имеет важное значение для реализации права на обжалование постановления.


Постановление по делу об административном правонарушении в 10-дневный срок со дня его вынесения может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, и потерпевшим, а так же опротестовано прокурором. Постановление суда (судьи) окончательно и обжалованию в порядке рассматриваемого производства не подлежит. Постановление обжалуется в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд, который обязан рассмотреть жалобу в 10-дневный срок. В этот же срок рассматривается протест. В зависимости от результатов рассмотрения жало бы или протеста уполномоченный орган либо должностное лицо может: отменить постановление и прекратить дело; направить дело на новое рассмотрение; изменить меру взыскания в пределах санкции соответствующей статьи, но только в сторону ее смягчения; оставить постановление без изменения, а жалобу или протест без удовлетворения.

Если постановление о наложении административного взыскания не обжаловано и не опротестовано либо жалоба или протест оставлены без удовлетворения, орган (должностное лицо), вынесший постановление, обращает его к исполнению. Порядок исполнения постановления зависит от вида наложенного взыскания. К примеру, штраф должен быть уплачен нарушителям в 15-дневный срок со дня вручения ему копии постановления, а в случае его обжалования или опротестования - не позднее 15-ти дней со дня уведомления об оставлении жалобы или протеста без удовлетворения. Если штраф в установленный срок добровольно не уплачен, постановление направляется по месту работы или учебы оштрафованного либо в орган социальной защиты для удержания суммы штрафа из заработка нарушителя, пенсии или стипендии. В случае невозможности по каким-либо причинам взыскать штраф из названых видов дохода постановление направляется государственному исполнителю по месту жительства нарушителя для обращения взыскания на принадлежащее ему имущество. Исполнением постановления производство по делу об административном правонарушении завершается.

Административная ответственность - это применение к лицам, совершившим административные проступки, административных взысканий, которые влекут для этих лиц обременительные последствия морального, имущественного или личностного характера и налагаются уполномоченными на то органами или должностными лицами на основаниях и в порядке, установленных нормами административного права

Административный проступок- посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность

Административное взыскание - мера административной ответственности, применяемая в целях воспитания лица, совершившего административный проступок, в духе соблюдения законов, уважения к правилам общежития, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и иными лицами

Взыскания личностного характера:

а) предупреждение;

б) административный арест

Взыскания имущественного характера:

б) конфискация предмета или денег;

в) возможное изъятие предмета;

г) исправительные работы

Взыскания организационно-правового характера:

а) лишение специального права;

б) административное выдворение за пределы Украины иностранцев" и лиц без гражданства;

1. Конституція України. - К., 1996.

2. Закон Украины «Об образовании» // Ведомости Верховного Совета Украины. - 1991. - № 34. - Ст. 451.

4. Адміністративна відповідальність в Україні: Навч. посібник / За заг. редакцією А.Т. Комзюка. - X., 2001.

5. Адміністративне право України: Підручник / За редакцією Ю.П. Битяка. -X., 2000.

6. Колпаков В.К. Адміністративне право України: Підручник. - К., 1999.

РАЗДЕЛ IV ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО УКРАИНЫ

Правовая система России предусматривает разные виды ответственности за проступки, противоречащие законодательству, попирающие права отдельных лиц, общественные интересы. За опасное преступление гражданин отвечает в соответствии с Уголовным кодексом, также существуют нормы гражданского права, которые, среди прочего, призваны регулировать взаимоотношения между обидчиком и пострадавшим. Но есть еще такое понятие, как административная ответственность. Разберемся в ее специфике детальнее.

Понятие и черты административной ответственности

Если говорить простыми словами, то административная ответственность наступает при совершении деяний, которые относительно неопасны для общества. Ввиду малозначительности преступления, за него грозит и сравнительно несерьезное наказание. Типичными являются финансовые взыскания, но возможны и более строгие меры.

Об административной ответственности говорят при нарушении норм административного права. Но меры применяются не столько в качестве санкций, призванных наказать, сколько с превентивной целью. Поскольку важно предупредить новые правонарушения.

Значимая отличительная черта разрешения таких ситуаций: за эти проступки могут привлекать не только через суд. Такие компетенции возложены на должностных лиц государственных органов. Самый яркий и понятный пример - таковыми полномочиями обладают инспекторы ГИБДД. Они имеют право выписывать нарушителям квитанции, по которым те оплачивают штрафы за нарушения правил дорожного движения. Хотя административные дела часто рассматриваются и судебными инстанциями. Есть определенные признаки проступков, при наличии которых можно говорить о наступлении административной ответственности. Это такие черты:

  • попирание интересов - государственных, общественных либо личных;
  • осознанность деяния либо бездействие;
  • виновность.

После привлечения к административной ответственности не стоит опасаться судимости. Но при этом бояться ответа за свои деяния предстоит и в случае, если виновник действовал по незнанию/неосторожности, а не только по злому умыслу. Если назначается такое наказание, то оно считается действующим в течение года.

Классификация административных наказаний

Сфера административных правонарушений достаточно широка и разветвленна. Они отличаются и по степени тяжести последствий, и по другим критериям. Поэтому действует и обширная система мер, которая позволяет в определенных случаях наказывать нарушителей, а в иных - и предупреждать прецеденты. Разные виды административной ответственности преследуют свои цели. Для детального ознакомления с ними следует обратиться к Кодексу об административных правонарушениях (КоАП).

Выделяют меры, нацеленные на наказание лица, которое совершило противоправное деяние - репрессивные. Это система штрафов, которые могут применяться и по отношению к простым гражданам, и к должностным лицам, и к организациям. Отдельно действует превентивная система: она создана для профилактики административных правонарушений. Также могут приниматься меры, нацеленные на восстановление порядка и возмещение ущерба.


Когда наступает административная ответственность, могут применяться следующие наказания. При отсутствии тяжелых последствий нарушения, когда виновное лицо не является злостным нарушителем, то возможно предупреждение. Его выносят компетентные органы в письменном виде, опираясь на форму, установленную КоАП. При более серьезном административном правонарушении законы позволяют наказывать виновника финансово. Каким будет штраф, зависит от ситуации. Об этом подробно изложено в статьях, которые описывают размер взыскания для каждого конкретного преступления.

Еще одна мера, применяемая по отношению к виновному - изъятие орудия либо предмета административного правонарушения с последующим возмещением. Такую вещь обычно продают, а субъекту ответственности отдают деньги, за вычетом расходов, которые были понесены в связи с ее реализацией. Возможна и полная конфискация в рамках действующих законов. Тогда предмет забирают, а виновник не получает за него никакого возмещения.

В КоАП предусмотрена такая мера воздействия, как лишение гражданина/юридического лица какого-либо особого права. Яркий пример - это когда у водителя забирают его удостоверение, запрещая садиться за руль. Допустим по закону и арест. Максимальный срок - 15 суток. Иностранцам же грозит административное выдворение из страны.

По отношению к отдельным лицам может применяться такое наказание, как дисквалификация. Чаще всего это касается граждан, которые занимают руководящие должности в компаниях. Юридическому лицу же грозит административное приостановление деятельности. Но для такой меры должны быть веские основания: угрозы жизни и здоровью людей либо экологии. Также прекращается работа организации, если выясняется, что она способствует терроризму, участвует в обороте наркотиков, привлекает к труду незаконных мигрантов.

Особенности привлечения к административной ответственности

Иногда компетентные органы или их сотрудники допускают нарушения, назначая несправедливое административное наказание. Широко распространены злоупотребления среди сотрудников ГИБДД, которые выписывают штрафы направо и налево. Но возможны аналогичные спорные ситуации и в других сферах, ведь административная ответственность может наступить не только для простого гражданина, а и для организации или должностного лица. Поэтому важно знать законный порядок привлечения к ней.

Первое, о чем нужно помнить: при совершении административного правонарушения любой субъект ответственности не может быть наказан его же руководителем или иным лицом, у которого он находится в подчинении. Это ключевой момент, которым отличается административная ответственность от дисциплинарной.

Чтобы понимать специфику административных правонарушений, важно разобраться, что может выступать их объектом. Это практически любые общественные отношения. Причем они могут регулироваться не только административными нормами права. За нарушения налогового и трудового, земельного и гражданского законодательства привлекаются к административной ответственности разные категории правонарушителей, если только их преступления не заходят за границы этой сферы, переходя в иную правовую плоскость.

Отдельно следует сказать и о субъектах в административном деле. Законы России позволяют привлекать к ответу граждан с 16 лет и юридических лиц, а иногда и их филиалы. При этом специфика разбирательства предопределяется тем, является ли ответчик общим или же он относится к особой категории. Яркий пример - должностное лицо, военнослужащий будут отвечать по специальным статьям. В КоАП предусмотрены «персональные» санкции в зависимости от категории ответчика.

Кодекс также прописывает алгоритм действий в случае нарушения того или иного правонарушения. Если инспектор просто остановил автомобиль на дороге за незначительный проступок в вопросах соблюдения ПДД, то он имеет право сразу выписать штраф. Но когда речь идет о приостановлении работы предприятия/компании, то механизм намного сложнее. Сначала компетентное лицо (инспектор, например) фиксирует нарушение. Далее на основе протокола происходит судебное разбирательство, и только если суд находит субъекта разбирательства виновным, то выносит соответствующее постановление. И далее на его основе судебные приставы выполняют волю суда.

Сроки привлечения

Иногда должностными лицами не соблюдается порядок привлечения к ответу виновного после совершения административного правонарушения. Поэтому важно понимать свои права и полномочия компетентных органов. А особенно необходимо изучить положения КоАП, которые оговаривают срок давности привлечения к административной ответственности. Такие моменты указаны в статьях 4.5-4.6.

Однозначного ответа на вопрос, какова давность привлечения к административной ответственности, нет и быть не может. Поскольку слишком разного рода деяния подпадают под КоАП. Соответственно, от характера административного правонарушения зависит, в какой срок виновного могут привлекать к ответу. В большинстве своем постановление выносят в течение двух месяцев. Если же речь идет о передаче дела в суд, то процесс затягивается как минимум на три месяца.

Давность начинает отсчитываться с момента совершения проступка. Когда он повторяется неоднократно, его называют длящимся. Во втором случае срок начинают считать с момента, когда противоправное деяние было обнаружено. Яркий пример - гражданину отправляют штраф за штрафом за нарушение ПДД. Но стоит понимать, что правонарушитель, который повторяет деяние вновь и вновь, будет наказан с большей строгостью. Так как повторное правонарушение закон считает отягчающим обстоятельством.

Поскольку простые граждане чаще всего попадают в ситуацию, когда им грозит административное наказание за нарушение ПДД, полезно узнать более детально о сроках давности по таким делам. Закон устанавливает период в 12 месяцев. Но стоит напомнить, что после получения постановления водитель имеет право его обжаловать. И это необходимо сделать в четко ограниченный срок: в течение 10 дней. Если же нет оснований или желания приступать к обжалованию, лучше поспешить с оплатой штрафа. Так как при неисполнении обязательства с виновного взимают взыскание в большем размере.

Если речь идет об административных правонарушениях в природоохранной сфере, касается защиты детей, авторского права, срок давности по таким делам - 1 год. То же самое касается и преступных деяний, влекущих за собой дисквалификацию. При нарушении таможенного законодательства административная ответственность наступает еще в течение 2-х лет. Для особой категории преступлений предусмотрен максимальный срок давности. Это все дела, которые связаны с коррупционерами и пособниками террористов. По ним могут привлекать в течение шести лет.

Как обжаловать наказание по КоАП

Согласно российским законам, правонарушитель имеет возможность оспорить постановление, если считает его несправедливым или незаконным. На практике самые спорные дела - это санкции, применяемые сотрудниками ГИБДД по отношению к водителям. Но могут возникать прецеденты и в других сферах. Если есть основания для оспаривания, нужно в установленный законом срок подать соответствующую жалобу. В какие именно органы ее направляют, зависит от ситуации.

Например, если постановление вынесено инспектором ГИБДД, есть смысл жаловаться его начальнику. При судебном разбирательстве дела ходатайство подают в вышестоящие судебные органы. Для грамотного оспаривания стоит изучить положения КоАП, а именно статьи 30.1-30.8.


Гражданин имеет право жаловаться на несправедливое/неправомерное наказание в течение 10 суток. Жалоба должна быть небезосновательной. Поэтому к ходатайству важно приложить доказательство своей правоты. Можно просить как о полной отмене взыскания или иной меры воздействия, так и о ее пересмотре.

Иногда ходатайства рассматриваются компетентными органами, даже если сроки, выделенные законом на обжалование, упущены. Но это при условии, что у гражданина были весомые основания их пропустить. Такой причиной может быть тяжелая болезнь или иная ситуация, которая не позволила своевременно обжаловать наказание. Компетентные органы рассматривают жалобу в течение 10 дней.

Освобождающие обстоятельства

В КоАП есть также статьи, которые предусматривают, что в некоторых случаях административная ответственность не наступает, точнее, виновного от нее освобождают. В первую очередь это касается незначительных проступков. Компетентный чиновник/орган изучает ситуацию, обращая внимание на обстоятельства дела. Его интересуют как отягчающие, так и смягчающие факторы.

Если рассматривается вопрос об освобождении от ответственности, то должностное лицо, судья или же компетентный орган имеет право вынести просто устное замечание. И в таком случае проступок не повлечет за собой никаких последствий.

Также не стоит забывать об амнистии. В случае смерти субъекта ответственности его уже никак к ней не привлекут. Возможен аналогичный исход и в случае, если вдруг будут отменены статьи КоАП, регулирующие правоотношения по конкретной ситуации. Иногда наказание заменяют: чаще всего это дисциплинарные меры.

Особого подхода придерживаются суды и иные компетентные органы в решении дел по несовершеннолетним. Их рассматривают специальные комиссии. Они вольны вовсе не наказывать подростка, если на то есть основания. Но возможно и применение особых мер, предусмотренных для несовершеннолетних, вместо привлечения к административной ответственности.

В некоторых случаях не применяют определенные меры воздействия по отношению к особым категориям лиц. Например, если водитель-инвалид пользуется машиной для передвижения и реализации базовых потребностей, у него не заберут транспорт. Также у охотника не отнимут ружье, когда он этим промыслом добывает на жизнь. Арест и вовсе недопустим по отношению к беременным, несовершеннолетним, гражданам с детьми до 18 лет.

Основной правовой акт, в котором детально прописаны основания и порядок привлечения к административной ответственности — это КоАП РФ. Он состоит из общей и особенной частей.

Общая часть посвящена порядку рассмотрения дел, а особенная содержит составы различных правонарушений, сгруппированные по объектам посягательства (например, против воинского учета, против порядка управления и т. д.).

Кроме того, на региональном уровне могут приниматься законы субъектов, устанавливающие свои составы нарушений. Однако содержание таких актов не может противоречить КоАП РФ. В противном случае привлечение к ответственности будет признано незаконным. При этом регионы не могут устанавливать новые виды наказаний, поскольку меры ответственности закрепляет исключительно федеральный законодатель.

Основания для возбуждения производства по делу об административном правонарушении

Процедура привлечения к административной ответственности начинается с возбуждения дела. Процесс производства детально прописан в разделе IV КоАП РФ, а процедура возбуждения дел — в главе 28 (одна из глав данного раздела).

Производство может быть начато в одном из следующих случаев:

  1. Обнаружение лицом, которое имеет право привлекать к ответственности, данных, указывающих на то, что правонарушение совершено.
  2. Поступление в адрес уполномоченного привлекать к ответственности лица информации от гос. органов и общественных организаций, указывающей на то, что было совершено нарушение.
  3. Поступление в адрес лица, которое обладает правом возбудить дело, сообщений от граждан или организаций о совершенном кем-либо деянии.
  4. Фиксация нарушения на автоматическую камеру.
  5. Подтверждение заявления собственника машины о том, что он не совершал нарушение, снятое на автоматическую камеру, поскольку не управлял авто.

Кто может возбудить дело

В России существует огромное количество гос. органов: различные подразделения полиции, антимонопольная служба, пожарная служба, госинспекция труда и т. д. Каждый орган может начать производство только по отдельным статьям КоАП РФ, ему подведомственным. Это логично, что пожарный не может остановить водителя и привлечь его за нарушение правил дорожного движения.

По общему правилу, которое отражено в ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ, кто рассматривает дела, тот их и возбуждает. Информация о том, кто рассматривает дела, содержится в гл. 23 КоАП РФ. Поскольку видов государственных органов, рассматривающих дела, и статей КоАП РФ очень много, перечислять их нецелесообразно — достаточно ознакомиться с указанной главой.

Судьи вправе лишь рассматривать, но не возбуждать дела.

В различных частях ст. 28.3 КоАП РФ законодатель дополнительно перечислил гос. органы, которые могут возбуждать дела, но не всегда наделены правом рассматривать их. Это обусловлено, в частности, тем, что по некоторым статьям КоАП РФ дела может рассматривать исключительно судья, в то время как возбуждаются они другими органами.

Протокол об административном правонарушении как основание для дальнейшего производства по делу

Факт возбуждения дела должен быть отражен в процессуальном документе. Наиболее часто в качестве него выступает протокол, порядок составления которого определен ст. 28.2 КоАП РФ.

Протокол включает информацию о том:

  1. Когда и где совершено нарушение.
  2. Кто является составителем документа.
  3. Какие граждане признаны свидетелями, а какие — потерпевшими.
  4. По какой статье привлекается нарушитель.

Кроме того, в протоколе описывается объективная сторона нарушения, а также присутствует графа для объяснений подозреваемого в совершении нарушения. Допускается также внесение иных данных.

ВАЖНО! Протокол обязательно составляется либо в присутствии подозреваемого в совершении нарушения лица, либо с его надлежащим извещением. Если эти правила не соблюдены, это безусловное нарушение порядка привлечения к административной ответственности и основание для отмены постановления.

Образец жалобы на протокол об административном правонарушении, а также порядок ее составления можно найти

Кто имеет право рассматривать административное дело

После того как протокол подписан, дело назначается к рассмотрению, а лица, указанные в ст. 25.1-25.5 КоАП РФ извещаются об этом. Рассмотрение дела без извещения — основание для отмены постановления (что подтверждается судебной практикой, например постановлением ВС РФ от 22.12.2016 № 19-АД16-16).

Перечень органов, которые могут рассмотреть дело, как уже упоминалось, содержится в гл. 23 КоАП РФ. Их можно условно разделить на следующие категории:

  1. Судьи. Рассматривают дела о наиболее общественно опасных нарушениях.
  2. Комиссии по делам несовершеннолетних. Привлекают к ответственности не достигших 18-летнего возраста (подробнее об ответственности несовершеннолетних можно прочесть и ) .
  3. Сотрудники различных государственных органов. Например, сотрудники полиции, которые рассматривают большинство дел по гл. 12 КоАП РФ (в сфере безопасности дорожного движения).

Самый простой способ понять, кто имеет право рассматривать дело, — посмотреть наказание за нарушение.

Если могут назначить арест, приостановление деятельности, выдворение или дисквалификацию, дело всегда рассматривают судьи. Они же рассматривают дела в случае, если проводилось административное расследование либо когда нарушение совершено не в России. Если признаков, которые свидетельствуют о том, что дело рассматривает только судья, нет, необходимо открыть гл. 23 КоАП РФ и найти в ней информацию о том, кто конкретно имеет право вынести постановление.

Процедура подготовки к рассмотрению дела

После того как протокол составлен, тот, кто будет рассматривать дело, должен разрешить следующие вопросы:

  1. Имеет ли право конкретный субъект рассмотреть дело (или оно будет передано по подведомственности).
  2. Существуют ли причины, по которым дело не может быть рассмотрено (например, когда судья — родственник нарушителя).
  3. Насколько верно с точки зрения закона составлен протокол.
  4. Есть ли основания прекратить производство по делу (весь список таких обстоятельств можно найти в ст. 24.5 КоАП РФ).
  5. Хватает ли собранных материалов, чтобы рассмотреть дело.
  6. Заявлены ли ходатайства, требующие разрешения; имеются ли отводы, требующие рассмотрения.

Как только все эти вопросы разрешены, правоприменитель переходит к рассмотрению дела.

Определение о назначении дела к рассмотрению принимается, когда дело полностью подготовлено. Процедура рассмотрения общая для любых субъектов, уполномоченных назначать наказания, и регламентирована ст. 29.7 КоАП РФ.

Алгоритм таков:

  1. Объявляется, кем будет рассмотрено дело и какое; озвучивается статья, по которой привлекается лицо.
  2. Проверяется, явилось ли привлекаемое лицо на процесс.
  3. Проверяется, могут ли защитники и законные представители представлять интересы доверителя или родственника.
  4. Выясняется, извещены ли участники процесса.
  5. Разъясняются права и обязанности прибывших лиц.
  6. Разрешаются ходатайства и отводы.
  7. Оглашается протокол о привлечении к административной ответственности .
  8. Заслушиваются объяснения явившихся лиц.
  9. Исследуются доказательства.
  10. Выносится постановление.

Виды решений, которые выносятся по результатам рассмотрения дела

Предусмотрено два вида постановлений, которые могут быть приняты после разрешения дел (ст. 29.9 КоАП РФ). Один из самых распространенных исходов — привлекаемое лицо признается виновным и ему назначается наказание. Основание для привлечения к административной ответственности — наличие состава административного правонарушения (объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона).

В случае если имеется хотя бы одно основание, прописанное в ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу должно быть прекращено. В частности, производство прекращается, если нет состава нарушения либо истек срок давности. Прекращение производства по делу предполагает полное завершение процедуры. Наказание в этом случае не назначается.

Когда лицо считается привлеченным к административной ответственности

Человек считается привлеченным к ответственности не в момент оглашения ему постановления, а лишь после вступления данного постановления в законную силу.

У привлеченного лица есть 10 суток с момента получения копии постановления на его обжалование. В этот период постановление считается не вступившим в законную силу, то есть не исполняется и не порождает юридических последствий для привлеченного лица (если наказание не исполняется немедленно, например, арест).

После того как постановление вступило в силу, оно подлежит исполнению. Порядок исполнения зависит от вида наказания. Например, штраф должен быть уплачен в течение 60 суток с момента вступления в силу постановления. В противном случае неплательщик может быть привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 20.25 КоАП РФ.

Особенности привлечения к административной ответственности несовершеннолетних

Несовершеннолетние могут быть привлечены к ответственности с учетом некоторых особенностей:

  1. Привлекаются только в том случае, если им исполнилось 16 лет (подробнее — в статье «С какого возраста могут привлечь к административной ответственности» ).
  2. Дела рассматривает специальный орган — комиссия по делам несовершеннолетних.
  3. Наказание в виде административного ареста не назначается.
  4. Наказание в виде штрафа с несовершеннолетних назначается, только если у них есть заработок. В противном случае штраф уплачивают родители.
  5. Несовершеннолетие — это обстоятельство, смягчающее административную ответственность.
  6. Дело рассматривается с участием законных представителей и прокурора.

Могут ли привлечь к административной ответственности беременных женщин, военнослужащих, пенсионеров, инвалидов

Правила привлечения перечисленных категорий лиц к ответственности общие. Такие лица могут привлекаться к административной ответственности, однако не ко всем видам наказания.

В частности:

  1. Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам с детьми до 14 лет, инвалидам групп I и II, военнослужащим и призванным на военные сборы.
  2. Обязательные работы не могут быть назначены беременным, женщинам с детьми до 3 лет, инвалидам групп I и II, военнослужащим и призванным на военные сборы.
  3. Наказание в виде лишения водительского удостоверения не может назначаться инвалидам групп I и II (существуют статьи-исключения, например, если водитель ездит пьяным, его могут лишить прав).

Пенсионный возраст не является основанием для освобождения от наказания. Дополнительно следует отметить, что несовершеннолетие, беременность, наличие малолетнего ребенка — смягчающие административную ответственность обстоятельства.

Таким образом, порядок привлечения к ответственности подробно регламентирован в положениях КоАП РФ. Привлекать имеют право как должностные лица гос. органов, так и комиссии по делам несовершеннолетних и судьи.

Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для нашего



 

Возможно, будет полезно почитать: