Образцы обращений в комитет по правам человека. Рассмотрения индив жалоб комитетами оон по правам человека
Жалоба в Комитет ООН по правам человека в Женеве
Предисловие
Настоящее издание является переводом брошюры, изданн ой бюро польского Представителя по правам граждан, и предпринимается в рамках осуществления Региональной программы «Демократия, управление, участие» Регионального бюро для Европы и СНГ Программы развития ООН.
Соблюдение и обеспечение прав человека ПРООН рассматривает как компонент и необходимое условие устойчивого человеческого развития, и более эффективное использование существующих международных институтов в области прав человека может содействовать достижению этой цели.
Кон ституции большинства стран СНГ содержат нормы, утверждающие право граждан при определенных условиях обращаться в международные ин ституты по правам человека, как, например, статья 46 Конституции России или статья 55 Кон ституции Украины. На юридическом языке это отражает прямое признание того, что забота о соблюдении прав человека не является только национальной прерогативой и внутренним делом государства, а составляет законный интерес всего международного сообщества. Между тем представления граждан о таких институтах и возможностях обращения к ним с индивидуальной жалобой зачастую крайне смутны и неверны. Следствием этого обстоятельства становится то, что эффективность использования таких институтов является весьма низкой и, соответственно, с неизбежностью наступает разочарование в любых международных институтах и инструментах по правам человека. Дело, однако, в том, что это именно инструменты и, как всякими инструментами, ими нужно уметь пользоваться.
Широко известным и эффективным инструментом является, например, Европейский Суд по правам человека, однако он доступен для граждан лишь немногих стран Содружества. Для большинства же возможно обращение и апелляция к институтам системы ООН, членами которой являются все государства бывшего СССР. Настоящая брошюра описывает правила обращения в наиболее, пожалуй, известный и авторитетный из них - Комитет по правам человека, созданный в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах.
Из текста брошюры читатель поймет, что непременным условием обращения лица в Комитет является участие страны, под юрисдикцией которой он находится, в упомянутом Пакте и Факультативном протоколе к нему, который, собственно, и предусматривает право подачи индивидуальной жалобы. Как же обстоит дело с участием стран СНГ в этих договорах?
К середине лета 1999 года к Пакту присоединились все страны СНГ, за исключением Казахстана, а к факультативному протоколу не присоединились также Молдова и Азербайджан. Отметим здесь, что участие или неучастие в том или ином договоре является свободным политическим решением суверенного государства и трудно говорить о прямой зависимости между соблюдением в стране прав человека и ее членством в международных договорах, Так, к Факультативному протоколу не присоединились многие страны традиционной демократии, как, например, Швейцария, Великобритания, Япония, США. Тем не менее доступ граждан к международным институтам защиты прав человека может быть оценен только положительно, как расширение круга гарантий их прав и свобод. Для государств, переживающих переходный период, это может быть особенно важно. В силу этого обстоятельства следует ожидать, что по мере последовательно демократического развития стран Содружества возможность обращаться в Комитет по правам человека получат все граждане стран СНГ, даже если в настояще е время кон кретное государство н е является участн иком Пакта и Факультативн ого протокола.
Регион альный центр поддержки РБЕС ПРООН хотел бы выразить благодарн ость бюро Представителя по правам граждан Польской Республики за любезн о предоставлен ное право перевода и издания брошюры на русском языке.
Введение
В 1948 году Генеральная Ассамблея Организации Объедин енн ых Наций провозгласила Всеобщую декларацию прав человека. Это был первый международный документ, гарантирующий каждому человеку основные права и свободы. И хотя Декларация налагала на государства только моральные и политические, а не правовые обязательства, она оказала существенное влияние на внутреннее законодательство и практику государств. Поэтому по сей день на нее ссылаются как политики, так и обычные люди. А дата провозглашения Декларации - 10 декабря - празднуется во всем мире как Международный день прав человека.
Международный пакт о гражданских и политических правах был провозглашен Генераль ной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 16 декабря 1966 года, а вступил в силу 23 марта 1976 года, после того, как его ратифицировали 35 государств (ст. 49). Сегодня к Пакту присоединилось более 130 государств со всех континентов.
Это означает, что государство, которое ратифицировало Пакт, обязалось гарантировать права и свободы, установленные в Пакте, каждому человеку: как своему гражданину, так и иностранцу, пребывающему на его территории. Законы и другие правовые акты должны соответствовать положениям Пакта. Также органы, выносящие индивидуальные решения, - например, прокурор, суд, орган администрации - обязаны уважать права человека, установленные в Пакте. На страже соблюдения прав человека стоит международный орган: Комитет по правам человека.
В Пакте установлены две процедуры международного контроля:
а) государство обязано систематически представлять Комитету доклады о претворении в жизнь положений Пакта (ст.40);
b ) государство может направить в Комитет сообщение о н арушении другим государством прав человека (ст. 41).
Возможностью такого сообщения до сих пор не воспользовалось ни одно государство.
Процедура подачи и рассмотрения индивидуальных жалоб урегулирована в Факультативном протоколе к Международному пакту о гражданских и политических правах. Термин «факультативный» означает, что государство, которое ратифицировало Пакт, может - но не обязано - ратифицировать Протокол. На сегодняшний день сторонами Протокола являются более 80 государств.
Ратификация Факультативного протокола открывает перед гражданами данного государства, а также иностранцами, пребывающими на его территории, возможн ость обращаться с жалобами в Комитет по правам человека.
Генеральная Ассамблея ООН приняла также Второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, отменяющий смертную казнь в ратифицировавших его государствах.
Комитет по правам человека
Комитет состоит из 18 членов, избираемых государствами. Члены Комитета являются независимыми; они не могут получать никаких рекомендаций или указаний ни от государств, н и от ООН или других международных органов. Комитет не является судебным органом, тем не менее процедуры подобны судопроизводству.
Комитет по правам человека работает на сессиях, проходящих два раза в год. В результате - учитывая большое количество поступающих жалоб - контрольное производство является довольно продолжительным (практически длится минимум 1,5 - 2,5 года). Комитет принимает решение большинством голосов, в присутствии не менее 12 членов.
Комитет по правам человека находится в Женеве (см. Приложение. Образец индивидуальной жалобы).
Заявитель
С жалобой · в Комитет по правам человека могут обращаться только индивидуальные лица. Таким правом не обладают ни группы лиц, ни организации. Иначе говоря - с жалобами не могут обращаться союзы, профсоюзы, фонды, общества, группы студентов или трудящихся и т.п.
С жалобой может обратиться гражданин данной страны или иностранец, проживающий (пребывающий) на территории данного государства.
Право обратиться с жалобой имеет только лицо, которое чувствует себя жертвой нарушения государственным органом одного из прав, провозглашенных в Пакте. Это означает, что с жалобой может обратиться непосредственно потерпевшее лицо, которому в результате нарушения прав человека был причинен какой-либо ущерб. В особых случаях, например, если жертва нарушения прав человека отбывает наказание в виде лишения свободы или находится в психиатрической больнице, Комитет принимает жалобы, поданные членами семьи.
С жалобой можно также обратиться через уполномоченного (например, адвоката), который должен представить Комитету по правам человека соответствующую доверенность.
Предмет жалобы
Жалоба может касаться только индивидуального решения, вынесенного государственным органом, которое - по мнению данного лица - нарушает его права человека, гарантированные в Пакте. Это может быть, например, решен ие административного органа, прокурора, судебное решение и т.п.
Жалоба не может касаться содержания закона или другого правового акта, даже если данный правовой акт явно противоречит Пакту. Комитет по правам человека не имеет права проверять соответствие внутреннего законодательства положениям Пакта.
Жалоба не может вноситься в интересах общественности, т.е. нельзя, например, формулировать обобщенные обвинения в плохом обращении с заключенными, о погрешностях в судопроизводстве, о нарушениях тайны переписки. Жалоба может касаться исключительно нарушения определенных прав человека в отношении конкретного лица.
Комитет по правам че ловека не рассматривает жалоб на физические лица, предпринимателей, общества, кооперативы, ассоциации и т.п.
Жалоба может касаться только решений государственных органов, которые были прин яты после 1991 года, т.е. после вступления в силу Факультативного протокола (см. Введение). В совершенно исключительных случаях Комитет может принять жалобу на решение, вынесенное до этой даты, если нарушение прав человека продолжается.
Предметом жалобы могут быть только права человека, провозглашенные в Пакт е. Это нижеследующие права:
- Право на жизнь (ст. 6).
Включает также принципы вынесения решений и приведения в исполнение смертной казни, помилования и изменения наказания.
- Запрещен ие пы ток или жест оких, бесчеловечных или ун ижающих достоинство видов обращения или наказания (ст. 7).
На практике на эту статью чаще всего ссылаются лица, лишен ные свободы.
- Зап рещение рабства и работорговли (ст. 8).
- Право на свободу и личную неп рикосновенность (ст. 9). Касается прав лица, подвергшегося задержанию или аресту.
- Право лиц, лишенных свободы на гуманное обращение (ст. 10).
Касается, в частности, обращения с обвиняемым: совершеннолетним и несовершеннолетним.
- Зап рещение лишения свободы на том основании , что данное лицо не в состоянии выполнить договорные обязательства (ст. 11).
- Право на свободное передвижение по территории государства и выбора м естожительства, а также право покидать любую страну (ст. 12).
- Права иностранца в связи с решением о высылке (ст. 13).
- Право на независимый и беспристрастный суд (ст. 14). Это наиболее обширная статья, в которой установлен ряд прав обвиняемого и принципы уголовной процедуры.
- Принцип п резумпции невиновности и запрещение обратной силы уголовного законодательства (ст. 15).
- Защита личной и семейной жизни, неприкосновенности жи лища, а также тайны корресп онденции (ст. 17).
- Свобода мысли, совести и религии (ст. 18).
- Свобода слова (ст. 19).
- Запрещен ие пропаган ды расовой, н ацион альн ой или религиозной нен ависти (ст. 20).
- Право на мирные собрания (ст. 21).
- Право на свободу ассоциации с другими людьми (ст. 22).
- Права суп ругов и семьи (ст. 23).
- Права ребенка (ст. 24).
- Право принимать участие в общественной жизни (ст. 25).
- Права лиц, принадлежащих к национальным меньшинством (ст. 27).
- Равен ство перед законом и запрещение дискриминации (ст. 2, п. 1; ст. 26)
При веде нный выше перечен ь прав и свобод должен сыграть роль путеводителя по Пакту (см. Приложен ие). Прежде че м н аписать жалобу, следует внимательно ознакомиться с соответствующей статьей, обращая особое вниман ие на степен ь подробности положений и допускаемые ограничен ия. Комитет не принимает жалоб, касающихся нарушения прав человека, не провозглашенных в Пакте. Нельзя, н апример, ссылаться на право па труд или право на образование.
Основные формальные требования
1. Подающий жалобу обязан использовать все внутренние средства обжалования, предусмотренные национальным законодательством. Так, в судебных делах следует обжаловать решение в суде вышестоящей инстанции. В административных делах следует обратиться в вышестоящий орган; если внутренним законодательством предусмотрено судебное разбирательство по административным делам, решение следует обжаловать в компетентный суд. Однако нет н еобходимости использования чрезвычайных или исключительных мер (таких, как, например, обращение к омбудсману, заявление о возобновлении судебного производства).
Принцип исчерпания средств обжалования означает, что предметом жалобы может быть только окончательное решение (вступившее в законную силу судебное решение). Причиной отклонения большинства жалоб было то, что заявители не исчерпали всех внутренних средств обжалования, В совершенно исключительных случаях Комитет рассматривает жалобу до исчерпания возможностей обжалования (н апример, когда производство необоснованно затягивается).
Никаких сроков для подачи жалобы со дня принятия государственным органом окончательного решения не установлено.
2. Нельзя злоупотреблять правом обжалования. Это означает, что, например, содержание жалобы не может быть оскорбительным для государства, не может содержать ложной информации, заявитель не должен выступать с маловажными обвинениями, ни использовать контрольный механизм без достаточных оснований.
3. Комитет по правам человека отклон яет жалобу, если этот же воп рос уже рас сматривается другим междун ародн ым орган ом, н апример Европейским Судом по правам человека. Следовательно, нельзя обращаться с жалобами одн ого и того же содержания в различные международные органы.
Жалоба должна содержать следующее:
1) личные данные: фамилию, имя, гражданство, профессию, дату и место рождения, адрес;
2) указание на государство, против которого подается жалоба;
4) статьи, которые, по мнению заявителя, были нарушены;
5) предпринятые внутренние средства правовой защиты и их результаты.
К жалобе следует приложить копии все х документов, имеющих существенное значение для данного дела. Жалоба может быть составлена на языке данной страны, написана от руки. В связи с тем что официальными языками Комитета по правам человека являются английский и французский, жалобу и сопровождающие документы лучше составить на одном из этих языков, что, несомненно, ускорит контрольную процедуру (образец индивидуальной жалобы - см. Приложение).
Контрольная процедура
Кон трольн ая процедура состоит из двух осн овных этапов:
- первый завершается решением о приемлемости жалобы;
- во втором вын осится решен ие по существу - были ли нарушен ы (или нет) права человека,
Вся процедура осуществляется в письменном виде. Процедура носит конфиденциальный характер. Лицо, обращающееся с жалобой, вправе проинформировать средства массовой информации о подаче жалобы, но не может предавать гласности содержание корреспонденции с Комитетом.
Комитет по правам человека отклон яет жалобу - даже без уве домлен ия о ней соответствующего государства, - если жалоба самым очевидн ым образом не соответствует формальным требованиям: например, она анонимная или отн оси тся к вопросам, не урег улированным в Пакте. Если жалоба является приемлемой, Комитет передает жалобу заинтересованному государству.
В назначен ный Комитетом срок государство представляе т ему объяснен ия, а также информацию и документы, связанные с вопросом о допустимости жалобы. Объяснения государства передаются подавшему жалобу, который может пре дставить свои замечания и комментарии. На любом этапе разбирательства Комитет может обратиться к подавшему жалобу за предоставлением дополнительной информации или разъяснений. Комитет принимает решение о неприемле мости жалобы, е сли она не отвечает формальным требованиям (см. выше), и уведомляет об этом заявителя и соответствующее государство.
Решение о признании жалобы приемлемой доводится до сведения соответствующего государства и заявителя. Это решение является окончательным. В течение 6 месяцев государство обязано представить разъяснения, информацию, а также указать, какие меры оно предприняло или собирается предпринять в пользу подавшего жалобу. Копии этих документов получает подавший жалобу, который вправе представить свои замечания и комментарии. Если государство не соблюдает назначенные сроки и упорно не реагирует на напоминания, Комитет принимает решение на основании документации, полученной от подавшего жалобу.
В течение срока, предоставленного данному государству на разъяснения, оно может восстановить нарушенные права человека или устранить последствия таких нарушений. В таком случае Комитет принимает решение о прекращен ии дела.
Решение Комитета о наруш ении прав человека
Если Комитет придет к заключению, что права человека н арушены н е были, он уведомляет о своем решении соответствующее государство и подавшего жалобу. Решение Комитета является окон чательн ым.
Комитет по правам челове ка, констатируя, что государство нарушило права человека, указывает на решения (действия), которые квалифицирует как нарушение, а также соответствующие положения Пакта. Часто случается так, что среди многочисленных обвинений, с которыми выступает заявитель, Комитет признает обоснованными только некоторые.
Комитет, констатируя нарушение прав человека, обращается к государству с призывом предпринять соответствующие меры. Их характер зави сит от вида нарушения прав человека. Так, например, Комитет рекомендует обеспечить заключенному медицинскую помощь, немедленно освободить лицо, лишенное свободы, восстановить на должности в публичной службе, выплатить возмещен ие или компенсаци ю. Случается также - правда, редко, - что сама констатация нарушения прав человека является еди нств енным удовлетворением, которое получает заявитель. Следует обратить внимание, что возмещение или компенсация присуждается в принципе только в тех случаях, когда нельзя иным образом восстановить нарушенные права человека. Надежда на получение крупной денежной суммы часто остается несбывшейся.
Выполнение государством решений Комитета
Факультативный протокол не налагает на государства правовой обязанности выполнять рекомендации Комитета. Тем не менее государство, которое одобрило международный контроль, имеет политическую и моральную обязанность подчиниться решению Комитета. Практически так поступает большинство государств.
Комитет назначает по каждому делу срок - как правило, 180 дней, - в течение которого государство должно представить информацию о мерах, принятых для выполнения рекомендаций. Соответствующая информация должна быть помещена в периодических докладах (см. Введение). Комитет ежегодно назначает также специального докладчика, который оценивает предпринятые государствами меры в пользу жертв нарушения прав человека.
Комитет помещает в своем ежегодном докладе - который является официальным документом ООН - информацию о степени и объемах выполнения рекомендаций отдельными государствами. Это единствен ная форма «санкций» по отношению к государствам, которые не предоставили подавшему жалобу соответствующего возмещения либо не восстановили нарушенных прав человека.
Заявитель должен помнить о том, что целью контрольной процедуры не является компрометация государства на международной арене, а гарантирование прав человека.
ОБРАЗЕЦ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЖАЛОБЫ
The Human Rights Commitee В Комитет по правам человека
c
/
o
Office
of
the
United
Nation
Бюро Верховного
High
Commissioner
for
комиссара Объедин
енных
Human
Rights
Наци
й по правам че
ловека
8-14
avenue
de
la
Ра
i
х 8-14
avenue
de
la
Ра
i
х
1211
Geneva
10 1211 Жен
ева 10
SWITZERLAND
Швей
цари
я
Представляется на рассмотрение в соответствии с Факультативным протоколом к Международному пакту о гражданских и политических правах.
Фамилия................................. И мя (имена) ………………………………………………….
Гражданство......................... ..Род занятий ………………………………………………….
Дата и место рождени я.. ...........................……………………………………………………
Постоянный адрес... ..... .............................……………………………………………………
Иной адрес для получения конфи денци альной корреспонденции (если отличается от постоянного адреса)
Сообщение представляет:
a) жертва нарушени я или н арушени й, перечисленных
ни же
b ) назначенный представитель/адвокат
предполагаемой жертвы (жертв)
с) иное лицо
Если отм ече н квадрат с), автор должен пояснить:
1) в каком качестве данное лицо действует от и мени жертвы /же ртв (напр., указать родственную связь или другие ли чные связи с предполагаемой жертвой /жертвами):
……………………………………………………………………………………………………...
2) почему жертва (жертвы) не имеет (не и меют) возможности сама (сами) представить сообщение :
Третье ли цо, не имеющее родственных и любых других связей с жертвой (жертвами ), не может представить сообщение от его (их) имени.
II. Информаци я о предполагаемой жертве (жертвах), если она (они) не является (являются) автором (авторами) сообщения
Фами лия................................. Имя (име на) .................................………………………….
Гражданство...... .................... Род занятий.................................………………………….
Дата и место рождения........................................ ........................………………………….
Нынешний адрес или местонахождение .................................……………………………
III. Государство, которого касается жалоба. Нарушенные статьи Пакта. Внутренние средства правовой защиты
Название государства-участника (страны) Международного пакта и Факультативного протокола, против которого направляется сообщение :
…………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………….
Стать и Международного пакта о гражданских и политических правах, которые, как представляется, были нарушены:
………………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………….
Внутренние средства правовой защиты, которые были исчерпаны предполагаемой жертвой (жертвами) или от ее (их) лица: обращен ие в суды или другие государственные органы; когда и с каким результатом (по возможности, приложить копии всех соответствующих судебных или административных решен ий):
………………………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………
Если внутренние средства правовой защиты не были исчерпан ы, объясн ить почему:
…………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………….
IV. Другие международные процеду ры
Был ли этот же вопрос представлен на рассмотрен ие в соответствии с какой-либо другой процедурой междун ародн ого расследования или урегулирования (например, на рассмотрение Европейского Суда по правам человека)? Если да, то когда и с каким результатом?
………………………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………
V. Приводимые в жалобе факты
Подробное описание фактов предполагаемого нарушения или нарушений (с указанием соответствующих дат): *
………………………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………………………
Подача жалоб на нарушения прав человека
Возможность отдельных лиц подавать жалобы на нарушение их прав в рамках международной системы придают практическое значение правам, закрепленным правозащитными договорами.
Существует три основных процедуры подачи жалоб на нарушения положений договоров по правам человека в договорные органы по правам человека:
Существуют также процедуры рассмотрения жалоб, не относящиеся к системе договорных органов: через Специальные процедуры Совета по правам человека и Процедуру рассмотрения жалоб Совета по правам человека .
Индивидуальные сообщения
Существует девять основных международных договоров по правам человека. В соответствии с каждым из этих договоров был учрежден “договорный орган” (комитет), состоящий из экспертов, которые осуществляют мониторинг выполнения положений договоров государствами-участниками.
При определенных обстоятельствахдоговорные органы(КПЧ, КЛРД, КПП, КЛДЖ, КПИ, КНИ, КПТМ, КЭСКП и КПР) могутрассматривать индивидуальные жалобы или сообщения частных лиц.
Не все механизмы подачи жалоб в соответствии с договорными органами вступили в силу.
В настоящее время восемь договорных органов по правам человека (КПЧ , КЛРД , КПП , КЛДЖ , КПИ , КНИ , КЭСКП и КПР) при определенных обстоятельствах могут получать и рассматривать индивидуальные жалобы или сообщения частных лиц:
Кто может подавать жалобу?
Любой человек может подать в Комитет жалобу против государства:
- являющегося участником соответствующего договора (путем ратификации или присоединения), гарантирующего права, которые были предположительно нарушены;
- согласного с компетенцией Комитета по рассмотрению индивидуальных жалоб, путем ратификации или присоединения к Факультативному протоколу (в случае МПГПП, КЛДЖ, КПИ, МПЭСКП и КПР) или путем заявления в этом отношении в соответствии со статьей Конвенции (в случае КЛРД, КПП, КНИ и КПТМ).
Жалобы могут подаваться и третьими сторонами от лица других людей при условии, что у них есть письменное согласие (без требований к форме). В определенных случаях третья сторона может подавать жалобу, не имея такого согласия, например, когда человек находится в тюрьме без доступа к внешнему миру или является жертвой насильственного исчезновения. В таких случаях автор жалобы должен уточнить, по какой причине не может быть предоставлено согласие.
Неформальная руководящая записка секретариата для государств-участников о процедурах подачи и рассмотрения договорными органами индивидуальных сообщений английский | русский | испанский
Межгосударственные жалобы
Несколько договоров по правам человека содержат положения, позволяющие государствам-участникам подавать жалобу в соответствующий договорный орган (комитет) о предполагаемых нарушениях договора другим государством-участником.
Примечание : В 2018 г. в соответствии со статьёй 11 Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации впервые в истории были поданы три межгосударственные жалобы.
КПП , КПТМ, КНИ, МПЭСКП и КПР: Статья 21 КПП, статья 74 КПТМ , статья 32 КНИ , статья 10 Факультативного протокола к МПЭСКП и статья 12 Факультативного протокола (о процедуре сообщений) к Конвенции о правах ребенка установили для соответствующего Комитета процедуру рассмотрению жалоб государства-участника, считающего, что другое государство-участник не выполнил положения Конвенции. Эта процедура применяется только к государствам-участникам, сделавшим заявление о согласии с компетенцией Комитета в этом отношении.
КЛРД, КПЧ и КПР : статьи 11-13 МКЛРД и статьи 41-43 МПГПП устанавливают процедуру разрешения споров между государствами-участниками касательно выполнения государством обязательств в соответствии с определенной Конвенцией/Пактом путем учреждения специальной Комиссии по примирению. Процедура распространяется на все государства-участники МКЛРД, но только на те государства-участники МПГПП и КПР, сделавшие заявление о признании компетенции Комитета в этом отношении.
Разрешение межгосударственных споров о толковании или выполнении Конвенции
КЛРД, КЛДЖ, КПП, КПТМ и КНИ : Статья 22 МКЛРД , статья 29 КЛДЖ , статья 30 КПП , статья 92 КПТМ и статья 42 КНИ предусматривают разрешение споров между государствами-участниками касательно толкования или применения Конвенции в первой инстанции путем переговоров или в арбитражном порядке. Если стороны не могут договориться в арбитражном порядке в течение полугода, то одно из государств, вовлеченных в спор, может обратиться в Международный суд правосудия . Государства-участники могут исключить себя из этой процедуры, сделав заявление во время ратификации или присоединения, но в этом случае в соответствии с принципом взаимности им запрещено возбуждать дело против других государств-участников.
Расследования
При получении надежной информации о серьезных, грубых или систематических нарушениях конвенций государствами-участниками, (статья 20 КПП), (статья 8 Факультативного протокола к КЛДЖ), Комитет по правам инвалидов (статья 6 Факультативного протокола к КПИ), Комитет по насильственным исчезновениям (статья 33 КНИ), (статья 11 Факультативного протокола к МПЭСКП) и (статья 13 Факультативного протокола (о процедуре сообщений) к КПР; Протокол еще не вступил в силу) могут, по своей инициативе, инициировать расследования в случае, если они получили надежную информацию, содержащую явные признаки серьезных или систематических нарушений конвенций в государстве-участнике.
В каких государствах могут проводиться расследования?
Расследования могут проводиться только в отношении государств-участников, признавших компетенцию соответствующего Комитета в этом отношении. Государства-участники могут отказаться от этой процедуры во время подписания, ратификации или присоединения (статья 28 КПП; статья 10 Факультативного протокола к КЛДЖ; статья 8 Факультативного протокола к КПИ; статья 13(7) Факультативного протокола (по процедуре сообщений) к КПР) или в любое другое время (статья 11(8) Факультативного протокола к МПЭСКП), сделав заявление о том, что они не признают компетенции соответствующего Комитета по проведению расследования. В этой связи КНИ является исключением, поскольку компетенция проведения расследований не является предметом согласия для государств-участников (статья 33 МКЗЛНИ).
Процедура расследования
- Процедура может быть инициирована в случае получения Комитетом надежной информации о том, что права, содержащиеся в Конвенции, в отношении которой он осуществляет мониторинг, систематически нарушаются государством-участником.
- Комитет приглашает государство-участника к сотрудничеству для изучения информации путем представления его замечаний.
- На основе замечаний государства-участника и другой доступной информации Комитет решает назначить одного или нескольких своих членов для срочного проведения расследования и предоставления Комитету отчета. Там, где это оправдано, и с согласия государства-участника, расследование может включать в себя посещение территории соответствующего государства.
- Результаты расследования затем изучаются Комитетом и направляются государству-участнику вместе с комментариями и рекомендациями.
- Государство-участник должно представить свои замечания относительно результатов расследования, комментариев и рекомендаций Комитета в течение определенного времени (обычно полгода) и, где того требует Комитет, проинформировать о мерах, предпринятых в ответ на расследование.
- Процедура расследования носит конфиденциальный характер и на всех ее стадиях требуется сотрудничество с государством-участником.
Соблюсти условия: (у каждого комитета –свои)
Основное – исчерпание всех имеющихся внутригос средств правовой защиты.
-жалоба не должна быть анонимной.
-всегда должна быть совместима с положениями того Мд на который ссылается заявитель.
-не должна быть аналогичной той, которая уже рассматривалась.
Только мнения и суждения. Ничего обязательного.
Международные стандарты прав человека. Есть у этого термина два значения. В узком смысле под этими стандартами понимаются те положения международных договоров, в которых закрепляются права человека. В широком смысле под этими стандартами понимаются все положения, закрепленные в международном договоре о правах человека.
Международные стандарты прав человека – это нормативный минимум, закрепленный международным договором по правам человека. Функции международных стандартов:
- констатация права или свободы человека;
- раскрытие содержания того или иного права или той или иной свободы человека;
- ведение пределов реализации права или свободы
- обеспечение защиты прав или свобод
Международные специальные органы по защите прав человека – это механизм, созданный на основе определенного (отдельного) международного договора по правам человека для обеспеченья его выполнения. В настоящее время такие органы существуют на универсальном уровне (комитеты ООН по правам человека):
- комитет по правам человека. Создан на основе международного пакта о гражданский и политических правах
- комитет против пыток. Создан на основе конвенции против пыток 1984 года.
- комитет по ликвидации расовой дискриминации
- комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин.
- комитет по защите прав трудящихся мигрантов и членов их семей (РФ не учувствует)
- комитет по правам ребенка на основе конвенции по правам ребенка
Комитет по экономическим, социальным и культурным правам (создание этого комитета не предусмотрено каким-либо международным договором. Но в 1985 году этот комитет был создан на основе резолюции экономического и социального совета ООН для обеспеченья выполнения международного пакта об экономических социальных и культурных правах.
Каждый из первых шести комитетов создан на основе МД, в котором закрепляется: численность. В этих конвенциях закрепляется что они работают в личном качестве. Не представляют интересы какого-либо государства. Все комитеты представляют отчеты в генеральную ассамблею ООН.
Компетенция комитетов. Их можно разделить на следующие группы:
1 – комитеты, которые могут рассматривать индивидуальные жалобы, межгосударственные жалобы и доклады государств. К ним относятся: комитет по правам человека, против пыток, против расовой дискриминации, по защите прав трудящихся эмигрантов.
2 – комитет, который может рассматривать индивидуальные жалобы и доклады государств – комитет по ликвидации дискриминации женщин.
3 – комитеты, которые могут рассматривать только доклады: по правам ребенка, по экономическим социальным и культурным правам.
Итог их работ формирование своего мнения, заключение. Документ будет носить рекомендательных характер.
На региональном уровне действуют:
- комиссия СНГ по правам человека
- европейский суд по правам человека
- межамериканский суд по правам человека
- межамериканская комиссия по правам человека
Европейский суд по правам человека. Общая характеристика
ЕСПЧ представляет собой результат реформирования проведенного после вступления в силу протокола номер 11 конвенции 1950 года. Этот протокол вступил в силу 1.1.1998 года (была ликвидированная Европейская комиссия по правам человека».
Деятельность ЕС регламентирована конвенцией по защите прав человека и 4.11.1998 года был принят регламент суда. Состав: количество судей ЕС соответствует количеству государств-47, входящих в совет Европы. Работают в личных качествах (не в интересах государств) Это должны быть люди высоких моральных качеств, должны соответствовать требованиям, предъявляемым при назначении на высшие судебные должности. Либо должен быть признанным авторитетом в области правоведения. Максимальный возраст 70 лет. Может сложить полномочия и отстранение от должности.
Большая палата -17 судей. Аппеляционная инстанция по отношению к палатам либо рассматривать по существу если палата уступит такое право.
Весь состав суда имеет следующую внутреннюю организацию. Сначала секции. В секция образуются комитеты по три судьи, палаты по 7 судей, комитеты по 3. также в структуру суда входит секретариат, возглавляемый судьей.
Компетенция ЕС. В ст. 19 конвенции 50 года сформулированная цель: обеспечить выполнение приложений к конвенции и протоколов к ней.
Суд может рассматривать индивидуальные жалобы; межгосударственные жалобы. Также может давать консультативные заключения по вопросам толкования конвенции 1950 года и протоколов к ней по запросу комитета министров совета Европы. Суд находится в Страсбурге, Франции. Языки: английский и французский.
Понятие индивидуальной жалобы закреплено в ст34 Конвенции о защите прав человека. Указано, что индивидуальные жалобы могут подавать физические лица, группа физических лиц и неправительственные организации.
Физические лица.
Могут быть и дети любого возраста, и лица, признанные недееспособными…. Любой и каждый, кто подпадает под юрисдикцию государства – участника конвенции. Если нарушение имело место в период пребывания лица на территории соответствующего государства – т.е. на территории государства – участника конвенции.
Применительно к физическому лицу в практике появилось понятие как «непосредственная жертва» - с жалобой в европейский суд по правам человека может обращаться только то лицо, чьи права были непосредственно нарушены.
«Потенциальная жертва»- еще не жертва, но может ею стать. Лицо, права которого еще реально не нарушены, но могут быть нарушены в будущем. В основном такая ситуация связаны с каким либо действующим нормативно-правовым актом, в котором закреплены положения, нарушающие права человека.
«Косвенная жертва» - лицо, права которого нарушаются в связи с нарушением прав потенциальной жертвы. При этом последней нет в живых. К такой категории относились близкие родственники и иные лица, которые имеют прямой правовой интерес в рассмотрении дел по правам человека.
Статус косвенной и потенциальной жертвы устанавливает Европейский суд по правам человека.
Группа физических лиц – жалоба подается лицами применительно к одной и той же ситуации. По поводу нарушения одного и того же права в одной и той же ситуации.
Юридические лица могут защищать всего 1 право в суде – имущественное.
Заявителями могут быть физические лица и неправительственные организации.
Условия приема жалоб. (ст35 Конвенции о защите прав человека)
Исчерпание всех имеющихся внутренних средств правовой защиты. Это требование связано с обращением к судебным учреждениям.
До какого предела необходимо обращаться ко внутригосударственным судебным учреждениям?
Европейский суд установил критерии этих средств:
Средство должно быть доступно. Если этот критерий применять к РФ, то он заканчивается кассационной инстанцией.
Средство должно быть эффективным.
2) Обращаться в Европейский суд необходимо в течение 6 месяцев после вынесения окончательного решения по делу. Датой обращение считается дата, поставленная на штемпеле. До недавнего времени суд был очень категоричен к пропуску 6-месячного срока….Но в последнее время суд стал учитывать обстоятельства пропуска срока.
В ситуация применительно к потенциальной жертве ни 1 ни 2 условие не действует.
Жалоба должна быть совместимой с положениями конвенции и протоколов к ней. В заявлении или жалобе должны быть указаны те права, которые закреплены в конвенции и протоколах к ней.
Нарушение того или иного права или свободы должно иметь место после вступления в силу конвенции или соответствующего протокола для государства против которого жалоба подается. Исключения составляют длящиеся нарушения – нарушения, которые возникли до вступления в силу конвенции и продолжаются после вступления в силу. Но Европейский суд по правам человека будет рассматривать нарушения только после вступления в силу конвенции.
Жалоба не должна быть анонимной. Заявитель должен указать ФИО и адрес. Если заявитель не хочет афишировать свое имя, то он может попросить европейский суд по правам человека не указывать его в названии решения.
Жалоба не должна быть аналогична той, которая уже рассматривалась в Европейском суде по правам человека. Не должна быть аналогична той, которую этот же заявить в одних и тех же самых обстоятельствах и требования отправляет жалобу в европейский суд по правам человека. (исключение – новые обстоятельства)
Жалоба не должна рассматриваться в других межгосударственных органах по защите прав человека.
Жалоба не должна представлять собой злоупотребление правом на подачу жалобы
Процедура рассмотрения индивидуальной жалобы в ЕСППЧ
Жалоба попадает в секретариат, который регистрирует эту жалобу и дальше эта жалоба попадает в одну из секций (в какую - решает председатель суда).
В секции есть несколько комитетов и палат.
По поводу той или иной жалобы назначается судья-докладчик, который исследует жалобу и представленные доказательства. В случае, если каких-то документов не хватает, то докладчик обращается к секретариату и доформировывает дело.
Судья-докладчик представляет свое мнение по жалобе в одном из комитетов. Судьи выслушиваю докладчика и принимают решение (вариантов решения не много).
1 решение – жалоба признается неприемлемой, либо исключается из списка дел, подлежащих рассмотрению. Решение комитета является окончательным и обжалованию не подлежит. Если комитет не признал неприемлемой – то жалоба отправляется в одну из палат. В палате (7 судий) жалоба снова рассматривается на предмет приемлемости. Если признали неприемлемой, то дальше движения не будет. Если жалоба признается приемлемой, то рассматривается по существу. После вынесении решения палаты заявитель в течение 3 месяцев может обратиться в большую палату с просьбой рассмотреть по существу жалобу. В большой палате комитет из 5 судий будет решать вопрос о возможности рассмотрения. Если большая палата отказывает в рассмотрении жалобы, то решение палаты вступает в силу. Если не отказывает, то жалоба рассматривается 17 судьями, и уже их решение является окончательным.
Государству дается 3 месяца для исполнения решения суда.
Вообще суд, рассматривая дело по существу приходит к выводу – нарушено или не нарушено право. Суд констатирует факт нарушения прав. Он не предписывает «устранить нарушение таким то образом» …Он только устанавливает факт нарушения. Более того суд может решить вопрос о справедливой компенсации, который решается в случае, если попросит заявитель. В редких случаях суд сам инициировал рассмотрение справедливой компенсации.
Правовая помощь
В правилах процедуры Европейского суда по правам человека предусмотрено представление правовой помощи – это представление безвозмездной материальной помощи заявителю в случае отсутствия у него достаточных средств для защиты своих интересов в Европейском суде по правам человека.
Для того, чтобы получить такую правовую помощь – заявитель должен заполнить декларацию о доходах, заверенную в компетентных органах (одним не ограничиться). Должны быть указаны все статьи доходов заявителя (доходы могут быть подтверждены налогами), все статьи расходов (коммунальные услуги и прочее…), должны быть указаны все иждивенцы.
Материальная помощь предоставляется на проезд (чтобы присутствовать на своем деле), на оплату услуг адвокатов, на проживание (некоторые средства выделяются и на технические расходы)…. Но все суммы четко зафиксированы.
Послабления
- в налоговой сфере
- в сфере соц обеспечения
Удобный флаг
- избежать налоги (снижение ставки либо отсутсвие).
- социальный пакет упрощен.
Правовой режи открытого моря.
- на судно распростроняется юрисдикция страны флага (принадлежности).
Распростроняется юрисдикция государства.
Искл - военный корабль. В определенный случаях некоторыми правами обладают военные корабли (не обязательно государства флага).
- любой военный корабль имеет право на осмотр коммерческого судна
Комитет по правам человека (КПЧ) – один из нескольких органов ООН, которые занимаются международным мониторингом соблюдения прав человека и уполномочены рассматривать жалобы на их нарушения. Комитет ООН по правам человека рассматривает жалобына нарушения Пакта о гражданских и политических правах и действует в соответствии с Факультативным протоколом №1 к данному Пакту.
Компетенция Комитета
Пакт о гражданских и политических правах 1966 года декларирует и защищает широкий спектр фундаментальных прав человека: право на жизнь, на личную свободу и неприкосновенность, на равенство всех перед законом, судом и справедливое судебное разбирательство, на свободу выражение мнений, свободу мысли, совести и религии, право на мирные собрания и многие другие права и свободы. Пакт запрещает пытки и бесчеловечное обращение, вмешательство в личную и семейную жизнь, произвольное лишение свободы, пропаганду войны, дискриминацию по признакам расы, языка, цвета кожи, пола, религии, социального происхождения и т.д.
Вся совокупность защищаемых Пактом прав и свобод представлена в Части III. И эти положения во многом перекликаются с нормами Европейской конвенции о защите права человека и во многом представлены практически идентичными по существу понятиями и терминами. Жалоба в Комитет по правам человека ООНможет быть подана на нарушение любых прав и свобод, которые перечислены в Пакте. Механизм подачи и рассмотрения таких обращений регулируется Факультативным протоколом №1 к Пакту.
Компетенция КПЧ ограничена рассмотрением жалоб на нарушение прав и свобод, закрепленных Пактом, и распространяется только на государства, которые являются участниками как Пакта, так и Протокола №1.
Оба документа вступили в силу в 1976 году. Юрисдикция Комитета распространяется на 115 стран-участниц – по числу тех, кто ратифицировал Протокол. Россия является участницей этих международных актов как правопреемница СССР, который ратифицировал Пакт в 1973 году, а Протокол – в 1991 году.
По общему правилу, жалоба в Комитет по правам человека ООН не может быть направлена, если в ней речь идет о фактах и обстоятельствах, которые имели место до того, как для государства-нарушителя действие Пакта и Протокола стало обязательным. Однако жалоба может быть принята, если после этого судебным или государственным органом был принят акт, подтверждающий факты и обстоятельства, изложенные в обращении.
Кроме того, Комитет ООН по правам человекане рассматривает жалобы, которые:
- Поданы спустя 5 лет после исчерпания национальных средств юридической защиты или спустя 3 года после вынесения решения по итогам международного расследования (урегулирования). Исключение – ситуации, когда такое промедление может быть сочтено обоснованной отсрочкой и обстоятельства дела говорят о необходимости принятия и рассмотрения жалобы КПЧ.
- Дублируют по предмету другую жалобу, находящуюся в стадии расследования (урегулирования) на уровне международного механизма. Рассмотрение обращения на уровне Совета по правам человека не попадает под это правило. Но, например, если жалоба рассматривается в ЕСПЧ, аналогичная жалоба в КПЧ будет расценена как неприемлемая.
- Попадают под сделанную страной-участницей Протокола оговорку, исключающую из рассмотрения Комитета дела, которые уже рассмотрены и разрешены по существу в рамках международного механизма. Например, если каким-то государством сделана указанная оговорка и жалоба на это государство была рассмотрена ЕСПЧ, то Комитет аналогичную жалобу не примет.
Указанные ограничения на жалобы в Комитет по правам человека ООНне означают, что жалобу нельзя подать. Их главная цель – исключить злоупотребление правом на защиту в международных инстанциях. Именно по этому признаку и оценивается в данном случае приемлемость обращения. Так, если, скажем, в жалобе изложены другие обстоятельства (факты), приводятся другие основания, фигурирует другое лицо, которому нужна защита, нежели в ранее разрешенной или сейчас рассматриваемой жалобе, то такое обращение с высокой долей вероятности будет сочтено приемлемым. Аналогичный подход будет и в том случае, если ранее жалоба хотя и подавалась в другую международную инстанцию, например, ЕСПЧ, но не была рассмотрена и разрешена по существу по процессуальным причинам.
Требования к жалобам в Комитет
Требования к жалобам изложены в Протоколе №1 к Пакту и находят отражение в прецедентном праве Комитета. Все требования – критерии приемлемости, которым обращение должно соответствовать.
Основные критерии:
- Права и свободы, на нарушение которых ссылается заявитель, должны быть отражены в Пакте.
- Жалоба не может быть анонимной или содержать признаки злоупотребления правом на защиту.
- Аналогичная жалоба не должна находится на рассмотрении (разбирательстве) в другой международной инстанции.
- До обращения с жалобой должны быть исчерпаны все внутренние (национальные) механизмы защиты нарушенного права при условии, что нет неоправданной задержки в работе таких механизмов.
- Заявитель должен являться жертвой нарушений, на которые он ссылается в жалобе.
- Жалоба должна быть подготовлена в письменном виде, соответствовать установленной форме и подаваться в порядке, установленном процедурой.
Адрес Комитета по правам человека ООН для подачи жалобы: Petitions and Inquiries Section Office of the High Commissioner for Human Rights United Nations Office at Geneva, 1211 Geneva 10, Switzerland.
Как рассматриваются жалобы
Комитет ООН по правам человека рассматривает жалобы, как правило, достаточно долго – несколько лет. И у него не столь много полномочий, как, скажем, у ЕСПЧ.
КПЧ не считается судебной инстанцией, которая правомочна проводить расследование, собирать доказательства, допрашивать свидетелей и т.д. Пределы возможностей Комитета ограничены рассмотрением письменной информации – того, что представлено заявителем и государством, в отношении которого подана жалоба. Устные свидетельства не принимаются.
Кто и что из сторон должен доказывать – определяется индивидуально, исходя из обстоятельств дела и содержания жалобы. По общему правилу, если государство не ответило на запрос, не предоставило информацию и документы, Комитет примет позицию заявителя как есть. Аналогичные последствия могут быть и тогда, когда государство отвечает, но не приводит весомых доказательств своей позиции. С другой стороны, недопустимы и огульные обвинения со стороны заявителя – он должен не просто заявить о нарушении, но и пояснить, какие факты и обстоятельства свидетельствуют об этом. Если у заявителя нет реальной возможности получить и представить доказательства (например, ему не выдают какие-то документы), то такие доказательства могут быть истребованы Комитетом у государства-нарушителя. В ряде случаев КПЧ может предложить стране провести расследование обстоятельств, изложенных в жалобе, и предоставить его результаты в распоряжение Комитета.
В целом же, после подачи и принятия жалобы, начинается достаточно длительный процесс запроса информации, ее предоставления, обмена данными и т.п. между Комитетом и сторонами дела. Если существует вероятность, что связанная с этим процессом задержка приведет к причинению заявителю серьезного и непоправимого ущерба, Комитет может предложить государству-нарушителю принять временные меры, чтобы не допустить такой ущерб, на период рассмотрения жалобы.
Жалобы в порядке очередности и по мере их готовности к рассмотрению на заседании Комитета разрешаются на одной из пленарных сессий. Такие сессии проводятся трижды в год – весной, летом и осенью. По существу жалобы принимаются «соображения», в которых делается вывод о наличии/отсутствии нарушения (нарушений). РешениеКомитета по правам человека ООНдоводится до сведения сторон дела и предается гласности по итогам сессии.
Что будет, если жалобу удовлетворят:
- Принимаются соответствующие «соображения».
- Государству предлагается устранить нарушение (нарушения) так, как оно посчитает нужным, или в виде той меры (мер), которую предложит Комитет.
- Среди меры, предложенной Комитетом, может быть: отмена/изменение актов, которые повлекли нарушение Пакта, освобождение незаконно арестованного (задержанного), прекращение конкретных действий, нарушающих права человека, выплата денежной компенсации и др.
В дальнейшем, после вынесениярешения Комитета по правам человека ООН, дело передается на контроль Специальному докладчику Комитета. Он координирует действия сторон, контактирует и взаимодействует с ним, контролирует процесс исполнения «соображений». Не все, но многие удовлетворенные жалобы удалось довести до исполнения принятого решения. Здесь нужно учитывать, что Комитет рассматривает жалобы, поступающие практически со всего мира, а ситуация с соблюдением прав человека во многих странах абсолютно противоположная, как, впрочем, и регулирование таких прав в национальных правовых системах.
Для граждан многих стран мира обращение в Комитет по правам человека, как и в другие инстанции ООН, например, в Совет по правам человека, – единственная возможность защиты. Этого нельзя сказать о странах Европы и о России, где основной поток жалоб идет в Европейский суд по правам человека. Но в ряде случаев ничего не остается, как обращаться в КПЧ. Так приходится поступать, когда ЕСПЧ отклонил жалобу по процессуальным нарушениям (здесь критерии приемлемости более жесткие) либо истек 6-месячный срок обращения в эту инстанцию.
Важно учитывать, что альтернатива ЕСПЧ существует.
КОМИТЕТ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА ООН КАК «ПОСЛЕДНЯЯ ИНСТАНЦИЯ»
Гражданские права – это все те, которые зачастую в быту называют «естественными», а в науке международное право , уже используется термин «надпозитивные». Почему надпозитивные, - потому, что их защита – прямая обязанность государства.
Это и международно-правовой обычай, и договор.
Нарушение надпозитивных или гражданских прав является преступлением.
Политические – это, понятное дело, все права, связанные с участием личности в политической и общественной жизни страны: выборы, референдумы, митинги и т.д.
Когда в России нарушаются гражданские или политические права человека, а случается это довольно часто, - то особо целеустремленные адвокаты пробуют последнюю попытку по защите своего подопечного, - обращение в ЕСПЧ,
И в последнее время, - а именно около двадцати лет, - общественные активисты очень много пишут о Европейском Суде по Правам Человека. Мол, это единственная последняя инстанция, способная «заставить» государство «расплатиться» за то, что оно нарушило права и свободы личности.
Но это далеко не так. И более того, это совершенно не так.
Во-первых, заставить государство вообще что-то сделать, по факту, почти нереально. Потому что государство – главный игрок в международно-правовых отношениях.
От воли государства зависит его дальнейшее выполнение предписаний международного права. Точнее, от элиты данного государства, но не суть.
Воля других государств влияет только в том случае, если у нашего государства будет задействован какой-либо экономический или политический интерес в исполнении обязательств.
Возможно, будет полезно почитать:
- Аббатство - это католический монастырь ;
- Самые распространенные расклады ;
- Быт и обычаи Обычаи и нравы 19 века ;
- К чему снятся жабы и лягушки: мужчине, девушке, женщине, беременной – толкования разных сонников ;
- Основные характеристики марса ;
- Должностная инструкция транспортного экспедитора ;
- Татаро-монгольское иго или история о том, как ложь стала правдой ;
- Журавль толкование сонника ;