Примеры социальных норм в обществе. Виды социальных норм

Обществознание изучает очень много базовых вопросов, касающихся не только непосредственно социума, но и затрагивающих так называемые междисциплинарные проблемы. То есть те, к которым в дальнейшем придётся обращаться в политологии, в социологии, при изучении литературы, философии и так далее. И понятие и виды социальных норм относятся именно к таким вопросам. Они также непосредственно имеют отношение к юриспруденции, а то, какое место занимает право в системе социальных норм, презентация может наглядно показать.

Как уже и было сказано, эта тема неоднократно всплывает. Будущим юристам могут сказать: выберите верные суждения о социальных нормах. И они должны будут разобраться, продемонстрировать, насколько глубоко освоили эту тему. Тех, кто предпочтёт в качестве основного направления социологию и политологию, ждут нормы и санкции как способ управления обществом, яркие примеры успешно реализованной программы и провалы. Причём шпаргалка и таблицы здесь не помогут, важно понимание. Как, кстати, не всегда срабатывает и голое знание законодательства.

И всё это легко показать на жизненных примерах. Очень часто общественный контроль оказывается эффективнее того, что формально установлен в нормативно-правовых актах. Даже самая хорошая концепция не будет работать, если она не воспринимается обществом. А для этого нужно понимать, какие стандарты в конкретном социуме на самом деле действуют, чтобы разобраться в том, в какую сторону их необходимо менять.

В идеале система социальных норм отражается в законодательстве. Именно тогда появляется больше всего шансов, что регулирующие и контролирующие функции законов будут реализованы. Однако особенности современной правовой системы таковы, что отдельные виды социальных норм не только не отражаются в законодательстве, но часто вступают с ними в противоречие. Например, в отдельных регионах, где авторитет криминальных элементов довольно высок.

Для понимания социальных норм необходим краткий экскурс в историю. Первыми появились именно они, а не право. Это были традиции, обычаи, определённые порядки. Как право сильного, они устанавливались вождями, главами племён, но могли меняться после того, как власть переходила к другому. Даже позднее, уже в эпоху феодализма при более развитом строе приход к власти другого правителя мог серьёзно отразиться на проводимой политике.

Впрочем, это можно наблюдать и в современном обществе, когда один президент сменяет другого и отменяет многое из того, что сделал предыдущий. Но давайте вернёмся к тому, что собой представляют социальные нормы и их виды. Итак, под ними подразумевают некие правила поведения, часто довольно общего характера, которые устанавливаются и регулируются обществом, а не законом, в отличие от права. Для них характерна расплывчатость формулировок в отдельных случаях и предельная конкретизация – в других.

Например, трудно точно сказать, что собой представляет вежливое поведение, за исключением некоторых ограничений и довольно определённой картины того, что уже будет грубостью по отношению к собеседнику. Однако большинство людей более-менее точно описывают хамство в свой адрес.

В то же время проведение свадеб, похорон и многое другое часто детально регламентировано. И это тоже является разновидностью социального регулирования. Таких примеров можно привести очень много.

Признаки социальных норм

Сами по себе социальные нормы разнообразны во времени и пространстве, их реализация сильно зависит от того общества, в котором они появились. Культура, менталитет конкретного народа и его религиозные взгляды оказывают решающее влияние на характер реализации тех или иных предписаний. Поэтому понятие социальных установок становится более очевидным через изучение признаков. Итак, нормы:

  1. Специально установлены или исторически сформировались, направлены на регулирование поведения отдельных членов общества (групп, категорий). В них отражаются права и обязанности индивидуумов.
  2. Одинаковые для определённых категорий населения. Существует разница между предписаниями, адресованными правителям и крестьянам, но для царской семьи в целом существовали одни и те же порядки с учётом полового и возрастного статуса, а также роли (царь, наследник и т. п.). Но для наследников, например, нормы были одним и теми же, исключений не существовало. Меняться они могли со временем и под воздействием объективных факторов. Попытки выделиться натыкались на противодействие со стороны общества.
  3. Имеют свойство развиваться. Разные виды социальных установок со временем претерпевали ту или иную трансформацию. Крестьяне могли получать дополнительные права, а дворяне – новые функции в государстве. Что же касается современного общества, то в нём скорость преобразований увеличилась.
  4. Отличаются предписывающим характером. Фактически, речь идёт об эталонах поведениях и о существующих запретах. В них как в отражении просматривается та или иная эпоха. Например, виды социальных норм и их характеристика применительно к СССР позволяют в целом сделать интересные выводы, касающиеся этой страны, государственного строя, того, что именно тогда происходило.
  5. Обеспечение исполнения определёнными способами воздействия. Функции таких установок не были бы реализованы, если бы права правящих групп не подкреплялись реальными возможностями. И наоборот, разные виды запретов остаются формальными, если только за их нарушение не идёт непосредственно наказание. Под последним может подразумеваться как реакция со стороны государства (уголовное заключение, разные виды преследования), так и со стороны общества (порицание, бойкот, давление).

Рассматривая понятие «признаки и виды социальных норм», стоит учитывать, что классификация на практике очень сильно отличается. Как и сама реализация. Так, права человека и гражданина в России и в США сегодня имеют разную наполненность. Что непосредственно связано с тем, как именно государство выполняет свои функции.

О типологии социальных норм

Итак, переходим непосредственно к классификации. Существует довольно много делений. Если говорить о стандартных, то это нормы права, которые санкционируются и закрепляются государством, чем и отличаются от всех остальных. Они устанавливаются законодательной ветвью властью, отличаются формальным характером, наличием конкретных определений, прописанной процедурой. Зафиксированы в виде соответствующих документов.

Также рассматривают нормы морали. Они тоже выполняют регулирующие функции, но при этом негласно. Их действие подкрепляется как внутренними установками, так и общественными способами воздействия. Самым эффективным считается сочетание того и другого.

Помимо этого, есть ещё нормы обычаев. Здесь решающее значение имеет установившийся порядок, необходимость соблюдать традиции из уважения к предкам, культуре и менталитету определённого народа. Как и в предыдущем случае, за исполнением следит общество. Однако нарушение в настоящем считается не настолько серьёзным, кроме отдельных ситуаций, например, исполнения похоронного обряда.

К нормам нередко относят деловые обычаи и этикет. Есть ещё правила, касающиеся религиозной сферы, культуры, эстетики. В отдельную категорию обычно выделяют корпоративные нормы, как правило, они устанавливаются внутри отдельно взятой организации, но если речь идёт о крупной корпорации, то могут при этом затрагивать большое количество лиц.

Стоит отметить, что в современном мире существует большое количество разных подходов к классификации таких правил. Многое зависит от того, что именно ставится во главу угла. Кроме того, большинство обществоведов выделяют ещё и смешанные подвиды, когда одни и те же нормы могут регулировать разные ситуации, находиться на стыке сфер (политики и религии, к примеру).

Социальные нормы: сущность, виды и формы выражения

Социальные нормы представляют собой правила, образцы и модель поведения, согласно которым действуют люди в процессе взаимоотношений друг с другом в обществе.

Основными характерными чертами социальных норм являются следующие обстоятельства:

  • нормы регулируют отношения между конкретными людьми, группами или коллективами и объединениями;
  • социальные нормы – это правила поведения, которые отражают практическую деятельность индивидуума в социуме;
  • социальные нормы – это общие принципы поведения, рассчитанные на стандартные случаи;
  • нормы относятся к сознательному волевому поведению всего коллектива и отдельных ег представителей;
  • нормы способствуют установлению естественного, нормального, социально приемлемого состояния общественных отношений;
  • воплощенность норм в социальную практику;
  • обладание категоричностью, обязательностью исполнения;
  • связь с мерами общественного влияния на нарушителей социальных норм.

Благодаря указанным характеристикам социальные нормы становятся важным регулятором отношений людей в социуме, активно влияют на поведение каждого человека и определяют его действия в различных жизненных ситуациях.

Социальные нормы классифицируются по содержанию, по способам формирования и обеспечения и по форме выражения. По второму критерию выделяют такие социальные нормы, как обычаи, нормы морали, нормы общественных организаций, нормы права. По форме выражения существуют формально-определенные (письменные) и формально-неопределенные (не письменные) социальные нормы.

Замечание 1

Каждый вид социальных норм отличается от других содержанием и формой. Выделяют две основные формы реализации социальных норм: обычаи и правовые предписания (нормативные акты).

В древности формами выражения социальных норм выступали мифы, традиции, обычаи, ритуалы и обряды. Они образовывались как полезные обобщения коллективного или индивидуального опыта, в результате становясь привычкой. При этом люди часто подражали другим и совершали поступки такие же поступки.

Традиции и обычаи как форма социальных норм

Социальное поведение людей в социуме регулируется обычаями. Это правило, которое утвердилось и вошло в привычку в результате многократного использования.

Основные характеристики обычаев заключается в том, что они: более развитая форма норм, чем ритуалы; менее связаны с правом, чем моральные нормы; передаются из поколения в поколение; выступают естественной жизненной потребностью людей; является формой социального упорядочивания.

В основе обычаев лежат примеры поведения конкретных людей, их практической деятельности. Поэтому их предписания (документы, описывающее поведение) обладают высокой детализированностью.

Но образец поведения становится правилом, пока субъект сохраняет возможность выбора из представленных шаблонов с учетом своих интересов, целей и задач. Когда образец становится привычкой, поведенческой традицией общества, нормой поведения, то можно говорить, что обычаи сформировались в социальную норму.

Следующей формой выражения социальных норм считается традиция. Это стихийно сложившаяся система образцов, правил и т.д., которой следует в своем поведении конкретное сообщество людей.

Традиции одновременно совмещают описание и выражаются оценочными высказываниями. В традициях также аккумулируется опыт жизни и деятельности людей. Но с другой стороны они представляют собой некоторое предсказание будущего поведения. В отличие от обычаев традиции подвержены изменениям. Изменяются условия жизни – изменяются и традиции. Поэтому далеко не все из жизненного опыта людей выражается в форме традиций.

Характерными признаками традиций считаются:

  • наличие некоторого положительного жизненного опыта;
  • традиция - принципиально общественное явление, затрагивающее каждого из членов сообщества.
  • способность человека воспринимать опыт других индивидов и воспроизводить его;
  • распространенность: местные, общенациональные, межнациональные традиции;
  • устойчивость и жизнеспособность традиции;
  • обладание свойством экспансии (давление активных носителей традиции на окружающих и подражание).

Традиции могут определенным образом взаимодействовать. Они могут сочетаться или дополнять друг друга, противостоять или вытеснять одна другую, адаптироваться или модифицироваться. Движение народностей в период путешествий или миграций происходит обмен традициями.

Специфика правовых предписаний

Правовые предписания или нормативные акты – это вторая форма выражения социальных норм после обычаев.

Определение 1

Нормативно-правовое предписание – это формальное и обязательное для всех правило, распоряжение, которое регулирует поведение людей, коллективов и организаций

Основные характеристики правовых предписаний:

  1. являются завершенными требованиями, распоряжениями, приказами, установками и положениями;
  2. выражены и закреплены в соответствующих единицах текста нормативного акта и иных формах права (статьи, пункты, параграфы или части);
  3. носят определенный характер, устанавливают права и обязанности, условия появления и реализации, охраны и защиты нормативных актов;
  4. являются обязательными для исполнения и соблюдения;
  5. обязательность обеспечивается мерами воздействия государства и власти;
  6. носят неперсонифицированный характер по отношению к субъектам и отражают типичные стандартные ситуации;
  7. представляют собой юридический результат правовой практики компетентных органов государственной власти и должностных лиц (Госдума, губернаторы областей, депутаты и другие чиновники), а также негосударственных учреждений (органы местной власти);
  8. имеет свой специфичный предмет правового регулирования (отдельные общественные отношения, социально-правовые ситуации) или воздействует на определенную сторону или свойство данного предмета.

Ключевой функцией нормативных предписаний считается обеспечение детального, точного и определенного нормативного регулирования отношений в обществе. Эта функция выполняется, так как предписания с одной стороны выражают содержание и особенности актов поведения, обстоятельств, а с другой стороны – волю законотворца, образец и модель поведения.

Социальные нормы обладают следующими характернымисвойствами :

1. Социальные нормы — правила поведения.

Они устанавливают образцы, в соответствии с которыми люди взаимодействуют друг с другом. Общественные нормы указывают, какими должны или могут быть человеческие по-ступки.

2. Социальные нормы являются правилами поведения общего характера.

Это означает, что требования социальных норм рассчитаны не на отдельного человека, как, например, индивидуальные правила, а на всех людей, живущих в обществе. Более того, нормы действуютпостоянно, непрерывно, в отношении всех случаев, кото-рые предусмотрены правилом. Социальные нормы устанавливают постоянный, общий критерий, с которым должно соотноситься поведение людей.

3. Социальные нормы представляют собой обязательные правила поведения.

Поскольку нормы призваны упорядочивать общественные отношения и согласовывать интересы людей, требования норм, охраняются силой общественного мнения, а при особой необходимости — государственно-властным принуждением.

Таким образом, социальные нормы это общие правила поведения, непрерывно дей-ствующие во времени в отношении неопределенного круга лиц и неограниченного количества случаев.

Различные виды социальных норм появлялись не одновременно, а по мере необходимости в связи с развитием общественных отношений, когда в обществе возникает в них потребность. Все существующие социальные нормы можно классифицировать по трем основаниям:

1. По сфере регулирования общественных отношений социальные нормы подразделяют-ся на:

» нормы обычаев — это правила поведения, сложившиеся в результате длительного повторения людьми определенных действий, закрепившиеся как устойчивые нормы. Ученые предполагают, что первым видом социальных норм, воз-никшим еще в первобытном обществе, были обычаи. Обычаи регули-ровали практически все стороны жизни первобытного общества.

Осо-бая роль в первобытном обществе принадлежала такой разновидности обычаев, как ритуалы . Ритуалом называют правило поведения, в кото-ром самым главным является заранее строго заданная форма его ис-полнения. Само содержание ритуала не столь важно — главное значение имеет именно его форма. Ритуалами сопровождались многие со-бытия в жизни первобытных людей. Нам известно о существовании ритуалов проводов соплеменников на охоту, вступления в должность вождя, преподнесения даров вождям и др.

Несколько позднее в риту-альных действиях стали выделятьобряды . Обряды представляли со-бой правила поведения, заключавшиеся в выполнении некоторых сим-волических действий. В отличие от ритуалов они преследовали опре-деленные идеологические (воспитательные) цели и оказывали более серьезное влияние на психику человека.

» нормы традиций - это исторически сложившиеся и передающиеся из поколения в поколение обобщенные правила, связанные с поддержанием семейных, национальных и иных устоев;

» нормы морали — правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с нравственными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве. Нормы морали формировались в первобытном обще-стве параллельно с нормами обычаев и религии. Они охраняются силой общественного мнения и (или) внутренними убеждениями человека;

» религиозные нормы как вид социальных норм возникают в эпоху первобытности. Первобытный человек, осознававший свою слабость перед силами природы, приписывал последним боже-ственную силу. Первоначально объектом религиозного преклонения был реально существующий предмет — фетиш. Потом человек стал поклоняться какому-либо животному или растению — тотему, видя в последнем своего предка и защитника. Затем тотемизм сменился анимизмом (от лат. «анима » — душа), т. е. верой в духов, душу или всеобщую одухотворенность природы. Многие ученые полагают, что именно анимизм стал основой для возникновения современных рели-гий: со временем среди сверхъестественных существ люди выделили несколько особенных — богов. Так появились первые политеистичес-кие (языческие), а потом и монотеистические религии;

» политические нормы — это общие правила поведения, регулирующие отношения между клас-сами, социальными группами, связанные с осуществлением государственной власти, способом организации и деятельности государства;

» экономические нормы — представляют собой правила поведения, регулирующие общественные отношения, связанные с производством, распределением и потреблением материальных благ;

» нормы общественных организаций (корпоративные нормы) это правила поведения в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования сообщества (профсоюзы, партии и т.д.).

Эти нормы возникают последними по времени и устанавливаются самими общественными организациями и охраня-ются с помощью мер, предусмотренных уставами этих организаций.

Корпоративные нормы формально определены, прини-маются по определенной процедуре, обеспечиваются предусмотренными организационными мерами. В этом их сходство с правовыми. Однако они не обладают об-щеобязательностью правовых норм, не обеспечиваются государственным принуждением, что свойственно право-вым нормам.

» нормы права — это общеобязательное, формаль-но определенное правило поведения, установленное и охраняемое государством, направленное на урегу-лирование общественных отношений.

Правовые нормы тесно взаимосвязаны с другими социальными нормами. Правовые и моральные нормы распространяются на все общество. Они имеют единый объект регулирования - общественные отношения.

Норма права — особая разновидность социальных норм наря-ду с нормами морали, нормами каких-то отдельных (не государ-ственных) социальных общностей. От других норм ее отличают, во-первых, всеобщий характер, своего рода обезличенность, распространение на всех участников общественных отношений, независимо от их воли и желания. Во-вторых, правовая норма, в отличие, например, от морали, призвана регулировать внеш-нее поведение людей, обращена к их воле и сознанию в расчете на определенный поступок. В-третьих, правовая норма отличает-ся от других субъектом своего подтверждения в качестве тако-вой. Окончательно норма признается правовой только государ-ством.

Многие правовые нормы вытекают из моральных. В то же время они имеют различия:

Возникает вместе с обществом, а право - вместе с государством;

Содержится в сознании, а правовые нормы выражены в нормативных актах, имеющих письменную форму;

Регулирует большинство общественных отношений, а право - только наиболее важные;

Начинают действовать по мере их осознания, а правовые нормы - в конкретно установ-ленный срок;

Обеспечиваются мерами общественного воздействия, а правовые - мерами государ-ственного воздействия;

Регулируют общественные отно-шения с позиции добра и зла, справедливости и неспра-ведливости, а правовые нормы - с позиции правомерности и законности.

В современном демократическом государстве право-вые и религиозные нормы взаимодействуют в процессе упорядочения общественных отношений. Зачастую правовые нормы вытекают из религиозных («не убий», «не укради» и пр.).

2. По способу образования социальные нормы подразделяются на:

~ стихийно образован-ные (нормы обрядов, традиций, морали) и нормы,

~ образовавшиеся в результате сознательной деятельности людей (нормы права).

3. По способу закрепления общественные правила поведения делятся на письменные и устные. Нормы морали, обычаев, традиций изустно передаются из поколения в поколение. В отличие от них, правовые нормы приобретают обязательный характер и госу-дарственную защиту только после их письменного закрепления и опубликования в специальных актах (законах, постановлениях, указах и т. д.).

Объединенные единой нормативной природой, все эти нормы характеризуются следующими общими чертами:

Представляют собой определенный стандарт (образец, эта-лон, норматив) поведения, типичный и нормальный для данного времени и среды;

Определяют границы должного и возможного поведения, служат ориентирами в выборе социально одобряемого поведе-ния и одновременно являются средством контроля за этим пове-дением;

Формируются в процессе жизнедеятельности людей и в этом смысле неотделимы от своего носителя;

Преследуют достижение единых целей - обеспечение по-рядка и организованности в общественных отношениях.

Существуют разные основания классификации социальных норм. Наиболее распространенное основание - по способам установления (создания) и обеспечения. В соответствии с ним социальные нормы разделяются на следующие виды:

  • (правовые нормы);
  • нормы морали (нравственности);
  • религиозные нормы;
  • корпоративные нормы;
  • нормы, сложившиеся исторически и вошедшие в привычки людей (обычаи, традиции, ритуалы, обряды, деловые обыкновения).

Рассмотрим их подробнее (нормы права рассмотрим в отдельной главе).

Нормы морали

Следует отметить, что в теоретическом аспекте точек зрения па мораль не меньше, чем разных пониманий права. Известный польский социолог М. Оссовская на основе изучения исторических материалов выделяет три основных течения этической мысли.

Первое течение - фелицитология (от лат. felicia - счастье). В этом случае мораль понимается как искусство достижения счастья, жизненная мудрость, искусство избежать страдания. Одной из разновидностей этого течения является эпикуреизм , связанный с именем древнегреческого философа Эпикура. Главные добродетели этого течения индивидуалистические: счастье, наслаждение, душевный покой. Счастье, по Эпикуру, — это состояние здорового тела и безмятежность души, оно достигается удовлетворением естественных потребностей человека, устранением телесных страданий и душевных тревог. Эпикур выделяет два вида наслаждений: физические (удовлетворение потребностей в пище, жилище, одежде и т. п.) и духовные, получаемые от знания и дружбы. Последние Эпикур ставит выше первых. Следует отметить, что многие сторонники этого течения отмечали, что в удовлетворении желаний следует соблюдать умеренность. Все должно быть в меру. Кто держится во веем середины, тот обретет счастье и покой.

Второе течение - перфекциопизм (от лат.peifectus — совершенный). Мораль понимается как система правил и состоит в том, как жить достойно, в соответствии с природой человека. Эта мораль выдвигает идеалы личности, которым следует подражать. Это мог быть идеал несгибаемого революционера, борца за справедливость и т. д.

Третья концепция понимает мораль как систему правил человеческого общежития , определяющих, как поступать, чтобы другим было с нами хорошо, чтобы не было стыдно за себя и др. Согласно этой концепции мораль можно определить как совокупность идей, взглядов, представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и бесчестии, совести и т. п. и складывающихся на их основе правил поведения.

Эта точка зрения является самой распространенной, и именно ее мы и будем в дальнейшем принимать во внимание.

Итак, мораль или моральные нормы — правила поведения, основанные на представлениях общества или отдельных социальных групп о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом, честном и бесчестном и тому подобных нравственных (этических) требованиях и принципах.

Наряду с термином «мораль» используется термин «нравственность». Данные термины равнозначны. Первое название — латинского происхождения(mores - нравы), второе — русского. Наряду с ними используется термин «этика» (от греч.ethic a , ethos - обычаи, нравы). Последний термин используется также для обозначения науки о нравственности.

Имеет внутренний и внешний аспекты.

Внутренний аспект проявляется через известный кантовский «категорический императив», в соответствии с которым в каждой личности заключено некое высшее нравственное правило («внутреннее законодательство»), коему она должна добровольно и неукоснительно следовать. По Канту, две веши поражают наше воображение — звездное небо над нами и нравственные законы внутри нас. Последнее и есть императив. Смысл этого императива прост: поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой. Его суть изложена еще в учениях древнейших мыслителей, а также в одной из христианских заповедей.

«Внутреннее законодательство» составляет понятие совести, т. е способности человека к самооценке и самоконтролю, к суду над самим собой. Совесть ставит границы эгоизму, себялюбию. «Закон, живущий в нас, — писал Кант, — называется совестью; совесть есть, собственно, соотношение наших поступков с этим законом».

Внешнии аспект морали проявляется через действия, поступки человека. Они позволяют судить о его сути, о его «внутреннем законодательстве».

Мораль — явление историческое. Стечением времени ее понятие, суть меняются. То,что было моральным на каком-то историческом отрезке времени, может превратиться в дальнейшем в аморальное. Так, в рабовладельческом обществе моральным было жестокое отношение к рабам, которых не считали за людей.

Десять нравственных заповедей, зафиксированных в Ветхом Завете Библии, в значительной мере были правилами только для соплеменников. «Не убий, не укради, не прелюбодействуй, люби ближнего своего, как самого себя» - эти заповеди относились только к израильтянам , т. е с этой точки зрения с представителями других народов можно было поступать иначе.

Современная концепция морали стоит на иных общечеловеческих позициях. Следует отметить, что начало этой позиции положено Новым Заветом. Новозаветная христианская мораль круг людей, к которым следует относиться морально (не делать зла, творить добро), расширяет до всего человечества. Современное право, в том числе международное, утверждает именно эту общечеловеческую мораль. В Декларации прав человека, международных пактах о правах говорится о признании человеческого достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, которое является основой справедливости, свободы и всеобщего мира.

Следует отметить, что в содержательном плане моральные нормы в обществе далеко не однозначны. Это связано с существованием так называемой групповой морали , т. е системы нравственных ценностей и норм какой-либо социальной группы, слоя, которая может не совпадать с общественной моралью. Так, в реальной жизни имеет место антисоциальная мораль криминальных слоев общества, где налицо не просто противоправное поведение конкретных субъектов, а групповая мораль особого типа, вступающая в конфликт с общественной моралью.

Нормы морали охраняются силой и внутренним убеждением. За исполнением норм морали осуществляет контроль общество либо отдельный социальный слой (если речь идет о морали социальной группы). К нарушителям применяются меры общественного воздействия: моральное осуждение, изгнание нарушителя из сообщества и др.

Религиозные нормы

Под ними понимаются правила, установленные различными вероисповеданиями. Они содержатся в религиозных книгах — Библии, Коране и др. — либо в сознании верующих, исповедующих различные религии.

В религиозных нормах:

  • определяется отношение религии (а значит, и верующих) к истине, к окружающему миру;
  • определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений, общин, монастырей, братств;
  • регламентируется отношение верующих людей друг к другу, к другим людям, их деятельность в «мирской» жизни;
  • закрепляется порядок отправления религиозных обрядов.

Охрана и защита от нарушений религиозных норм осуществляются самими верующими.

Право и религиозные нормы

Право и религиозные нормы могут взаимодействовать друг с другом. На различных этапах развития общества и в разных правовых системах степень и характер их взаимодействия различны. Так, в некоторых правовых системах связь религиозных и правовых норм была настолько тесной, что их следует считать религиозными правовыми системами. К таковым можно отнести индусское право, в котором тесно переплетались нормы морали, обычного права и религии, и мусульманское право , которое, по существу, является одной из сторон религии ислама.

В период Средних веков в Европе были широко распространено каноническое (церковное) право. Однако оно никогда не выступаю всеобъемлющей и законченной системой права, а действовало лишь как дополнение к светскому праву и регулировало те вопросы, которые не охватывались светским правом (церковную организацию, правила причастия и исповеди, некоторые брачпосемейные отношения и др.). В настоящее время в большинстве стран церковь отделена от государства и религиозные нормы не связаны с нормами права.

Корпоративные нормы

Корпоративные нормы — это правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества (профсоюзы, политические партии, клубы разного рода и т. п.).

Корпоративные нормы:

  • создаются в процессе организации и деятельности сообщества людей и принимаются по определенной процедуре;
  • распространяются на членов данного сообщества;
  • обеспечиваются предусмотренными организационными мерами;
  • закрепляются в соответствующих документах (уставе, программе и т. п.).

В программах имеются нормы, в которых содержатся стратегия и тактика организации, ее цели.

В уставе содержатся нормы, которыми закрепляются:

  • условия и порядок приобретения и утраты членства в организованном сообществе, права и обязанности его членов;
  • порядок реорганизации и ликвидации организованного сообщества;
  • компетенция и порядок формирования руководящих органов, сроки их полномочий;
  • источники формирования денежных средств и иного имущества.

Таким образом, корпоративные нормы имеют письменную форму выражения. Этим они отличаются от норм морали, обычаев и традиций, существующих по преимуществу в общественном и индивидуальном сознании и не имеющих четкого документального закрепления.

Документальная, письменная форма выражения корпоративных норм сближает их с правом, правовыми нормами. Однако корпоративные нормы в отличие от норм права:

  • не обладают общеобязательностью права;
  • не обеспечиваются государственным принуждением.

Не следует путать корпоративные нормы и локальные правовые нормы: уставы предприятий, коммерческих и иных организаций и др.

Последние представляют собой разновидность локальных нормативно-правовых актов, порождающих конкретные юридические права и обязанности и защищаемых от нарушений органами государства. В случае их нарушения существует возможность обратиться в компетентные правоохранительные органы. Так, при нарушении положений учредительных документов акционерного общества, например порядка распределения прибыли, заинтересованный субъект может обжаловать состоявшееся решение в судебном порядке. А вынесение решения с нарушением устава политической партии обжалованию в судебном порядке не подлежит.

Нормы, сложившиеся исторически и вошедшие в привычку людей

Обычаи — это правила поведения, исторически сложившиеся на протяжении жизни нескольких поколений, которые в результате многократного повторения вошли в привычку. Они возникают как результат наиболее целесообразного поведения. Обычаи имеют социальное основание (причину возникновения), которое в дальнейшем может быть утрачено. Однако и в этом случае обычаи могут продолжать действовать в силу привычки. Так, современный человек часто не обходится без рукопожатий со знакомыми. Обычай этот сложился в Средние века при заключении рыцарями мира как демонстрация отсутствия оружия в открыто протягиваемой руке, как символ доброй воли. Рыцарей давно нет, а их манера заключения и подтверждения дружеских отношений сохранилась и поныне. Примерами обычаев служат передача имущества близким, кровная мссть и т. д.

Традиции — как и обычаи, сложились исторически, но имеют более поверхностный характер (могут сложиться при жизни одного поколения). Под традициями понимаются правила поведения, которые определяют порядок, процедуру проведения каких-либо мероприятий, связанных с какими-либо торжественными или знаменательными, значительными событиями в жизни человека, предприятий, организаций, государства и общества (традиции проведения демонстраций, застолья, получения офицерского звания, торжественных проводов сотрудника на пенсию и т. д.). Значительную роль традиции играют в международных отношениях, при дипломатическом протоколе. Традиции имеют определенное значение и в политической жизни государства.

Ритуалы. Ритуал — это церемония, демонстративное действие, имеющее целью внушить людям определенные чувства. При ритуале акцент делается на внешнюю форму поведения. Например, ритуал исполнения гимна.

Обряды, как и ритуалы, представляют из себя демонстративные действия, имеющие целью внушить людям определенные чувства. В отличие от ритуалов глубже проникают в психологию человека. Примеры: церемония заключение брака или захоронения.

Деловые обыкновения — это правила поведения, складывающиеся в практической, производственной, учебной, научной сфере и регулирующие повседневную жизнь людей. Примеры: проведение планерки утром рабочего дня; студенты встречают преподавателя стоя и т. д.

Виды социальных норм но содержанию:

  • политические — это правила поведения, регулирующие отношения между нациями, классами, социальными группами, направленные на завоевание, удержание и использование государственной власти. К ним относятся нормы права, программы политических партий и т. д.;
  • нормы культуры или этические нормы. Это правила поведения, касающиеся внешнего проявления отношения к людям (форма обращения, одежда, манеры и т. д.);
  • эстетические нормы — это правила поведения, регулирующие отношения к прекрасному, посредственному, безобразному;
  • организационные нормы — определяют структуру, порядок образования и деятельности государственных органов и общественных организаций. Например, уставы общественных организаций.

Каталог заданий.
Виды социальных норм, социальный контроль, социальный статус и роль, отклоняющееся поведение

Сортировка Основная Сначала простые Сначала сложные По популярности
Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word

Одно из широко используемых в обществознании понятий – понятие «социальная роль» . Какой смысл ученые обществоведы вкладывают в это понятие?

1) Оценка обществом с точки зрения социальной значимости положения, должности, занимаемых человеком.

2) Модель поведения, ожидаемого обществом, другими людьми от человека, соответствующая его положению.

3) Изменение человеком своего положения в обществе, переход из одной социальной группы в другую.

4) Положение, занимаемое человеком в обществе, определяющееся его образованием, доходами, иными признаками.

Пояснение.

Социа́льная роль - модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных (общественных и личных) отношений. Другими словами, социальная роль - «поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус».

Правильный ответ указан под номером 2.

Ответ: 2

1) Новое произведение молодого композитора было встречено бурными аплодисментами и овациями публики.

2) Ученый получил престижную международную премию за исследования в области энергосберегающих технологий.

3) За победу в конкурсе «Лучший в профессии» рабочий получил в подарок ключи от нового автомобиля.

4) Военнослужащий досрочно был произведен в новое воинское звание.

Пояснение.

Правильный ответ 1. Все остальные санкции хоть и позитивны, но формальны.

Ответ: 1

Источник: Яндекс: Тренировочная работа ЕГЭ по обществознанию. Вариант 2.

В какой из ситуаций были применены неформальные позитивные санкции?

1) Студент блестяще защитил исследовательский проект, за что был удостоен похвалы профессора.

2) Студент победил с представленной им работой на конкурсе проектов и получил грант на стажировку за границей.

3) Учитель вышел в финал городского конкурса «Учитель года» и получил грант мэра.

4) За решительные действия при обезвреживании опасного преступника полицейский был представлен к награде.

Пояснение.

Санкция- любая реакция на поведение человека или группы со стороны остальных.

Санкции бывают формальными и неформальными, делятся на позитивные и негативные.

Формальные санкции - публичное одобрение со стороны официальных организация, оформленное документами. (премия, вручение ордена и т. д.) Неформальные санкции исходят не от официальных организаций, документально не оформлены (похвала, аплодисменты и т. д.)

Примером неформальной позитивной санкции является похвала профессора студенту.

Правильный ответ указан под номером: 1.

Ответ: 1

Предметная область: Социальные отношения. Социальный контроль

Какие нормы за­креп­ля­ют представления о пре­крас­ном и безобразном?

1) пра­ви­ла этикета

2) правовые

3) обы­чаи и традиции

4) эстетические

Пояснение.

Эстетика - наука о твор­че­ском отношении че­ло­ве­ка к действительности, изу­ча­ю­щая специфический опыт ее освоения, в про­цес­се (и в результате) ко­то­ро­го человек ощущает, чувствует, пе­ре­жи­ва­ет в со­сто­я­ни­ях духовно-чувственной эйфории, восторга, не­опи­су­е­мой радости, блаженства, катарсиса, экстаза, ду­хов­но­го наслаждения. Ка­те­го­рии эстетики - прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, безобразное, искусство.

Этика - наука о мо­ра­ли (нравственности).

Ответ: 4

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 2.

Какому по­ня­тию соответствует сле­ду­ю­щее определение: «Набор кон­крет­ных функций, ко­то­рый должен вы­пол­нять человек в со­ци­аль­ной группе»?

1) со­ци­аль­ная норма

2) социализация

3) со­ци­аль­ная мобильность

4) со­ци­аль­ная роль

Пояснение.

Социальная нормы − уста­нов­лен­ные в об­ще­стве правила поведения, ре­гу­ли­ру­ю­щие отношения между людьми, об­ще­ствен­ную жизнь.

Социализация − про­цесс усвоения ин­ди­ви­дом социальных норм и со­ци­аль­но­го опыта, не­об­хо­ди­мых для успеш­но­го функционирования его в обществе.

Социальная мо­биль­ность − пе­ре­ме­ще­ние человека или груп­пы в со­ци­аль­ной структуре общества, из­ме­не­ние статуса.

Социальная роль − набор кон­крет­ных функций, ко­то­рый должен вы­пол­нять человек в со­ци­аль­ной группе.

Правильный ответ ука­зан под номером: 4.

Ответ: 4

Предметная область: Социальные отношения. Социальная роль

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 4.

Древнегреческий поэт Ге­си­од призывал: «Слушайся го­ло­са прав­ды и ду­мать за­будь о насилье!». Это вы­ска­зы­ва­ние - пример

1) нормы морали

2) на­род­ной мудрости

3) эс­те­ти­че­ской нормы

4) пра­вил этикета

Пояснение.

Этикет − нормы и пра­ви­ла по­ве­де­ния людей в обществе.

Эстетические нормы − пра­ви­ла художественной, чув­ствен­ной выразительности, свя­зан­ные с искусством.

Народная муд­рость − жиз­нен­ный опыт народа, до­шед­ший до нас в раз­ных жанрах: пословицах, поговорках, пес­нях и т. д. Обыч­но ав­тор­ства не имеет.

Нормы мо­ра­ли − пра­ви­ла по­ве­де­ния людей, в ко­то­рых вы­ра­жа­ют­ся пред­став­ле­ния о зле и добре, хо­ро­шем или плохом.

Ответ: 1

Предметная область: Социальные отношения. Виды социальных норм

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 5.

Средства по­ощ­ре­ния или наказания, сти­му­ли­ру­ю­щие людей со­блю­дать принятые в об­ще­стве нормы, - это социальные

1) санкции

2) традиции

3) ценности

4) правила

Пояснение.

Санкции − любая ре­ак­ция со сто­ро­ны остальных на по­ве­де­ние человека или группы. Это один эле­мен­тов социального контроля.

Правильный ответ ука­зан под номером: 1.

Ответ: 1

Предметная область: Социальные отношения. Социальный контроль

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Дальний Восток. Ва­ри­ант 5.

По от­но­ше­нию к лицам, до­пус­ка­ю­щим негативное от­кло­не­ние от при­ня­тых социальных норм, об­ще­ство применяет санк­ции формального и не­фор­маль­но­го характера. К числу фор­маль­ных относится

1) увольнение

3) игнорирование

4) пренебрежение

Пояснение.

Санкции − любая ре­ак­ция со сто­ро­ны остальных на по­ве­де­ние человека или группы. Это один эле­мен­тов социального контроля. Санк­ции делятся на фор­маль­ные и неформальные, ко­то­рые в свою оче­редь бывают либо по­зи­тив­ны­ми либо негативными. Фор­маль­ные санкции имеют офи­ци­аль­ный характер.



 

Возможно, будет полезно почитать: