Состояние и использование земель в рф. Современное состояние и задачи землеустройства в российской федерации

ДОКЛАД

О состоянии и использовании

Земель сельскохозяйственного назначения

I. Состояние и использование земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации………………………………………………………...…3

1.1. Структура и использование земель сельскохозяйственного
назначения………………………………………………………………….……...3

1.2. Состояние плодородия земель сельскохозяйственного назначения……..12

1.3. Состояние посевных площадей и урожайности сельскохозяйственных угодий………………………………………………………………………….…14

1.4. Состояние и использование мелиорированных земель………………..…19

1.5. Вовлечение земель сельскохозяйственного назначения в сельскохозяйственное производство…………………………………………...24

II. Нормативно-правовое регулирование использования земель сельскохозяйственного назначения……………………………………….……26

2.1. Реализация Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ
«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»……………………26

2.2. Совершенствование нормативной правовой базы в части использования земель сельскохозяйственного назначения…………………………………….31

2.3. Государственная поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств при оформлении земельных участков в собственность……………………………34

III. Результаты деятельности Россельхознадзора по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения и на земельных участках в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах……………………………………….…36

3.1. Результаты деятельности Россельхознадзора по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения и на земельных участках в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах………………………………………….36

IV. Развитие государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения……………………………………………………………………..…50

4.1. Совершенствование нормативной правовой базы государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения, в том числе мониторинга плодородия почв…………………………………………………50

4.2. Региональный опыт проведения мероприятий по мониторингу земель сельскохозяйственного назначения……………………….………………..…..52

Раздел I. Состояние и использование земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации.

1.1. Структура и использование земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации.

В соответствии с данными государственной статистической отчетности площадь земельного фонда Российской Федерации на 1 января 2013 г. составила 1709,8 млн. га, из них 386,1 млн. га (22,6%) занимают земли сельскохозяйственного назначения (рисунок 1).


Рис. 1. Структура земельного фонда Российской Федерации по категориям земель

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за границами населенных пунктов, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей.

Земли данной категории выступают как основное средство производства в сельском хозяйстве, имеют особый правовой режим и подлежат особой охране, направленной на сохранение их площади, предотвращение развития негативных почвенных процессов и повышение плодородия почв.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

К данной категории отнесены земли, предоставленные различным сельскохозяйственным организациям (товариществам и обществам, кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, научно-исследовательским учреждениям). В нее входят также земельные участки, предоставленные гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных. Кроме этого, к категории земель сельскохозяйственного назначения отнесены земли, выделенные казачьим обществам и родовым общинам.

В состав сельскохозяйственных угодий входят: пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими). Сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Предоставление их для несельскохозяйственных нужд допускается в исключительных случаях с учетом кадастровой стоимости угодий.

В целом по Российской Федерации наблюдается ежегодное сокращение площади земель сельскохозяйственного назначения, с 2009 года уменьшение данного показателя составило 16,2 млн. га(таблица 1).
По сравнению с предыдущим годом площадь земель сельскохозяйственного назначения сократилась на 2,9 млн. га.

Следует также отметить, что по состоянию на 1 января в период за 2009-2013 годы в динамике изменений площади сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения наблюдаются лишь незначительные колебания. Структура распределения сельскохозяйственных угодий в их составе также сохраняется.

Данные о структуре и динамике изменения площадей земель сельскохозяйственного назначения за последние годы представлены в таблице 1.

В соответствии с учетными данными земли сельскохозяйственного назначения занимают площадь 406 млн га, что составляет примерно 23,8% общей площади земель РФ. Из них 190,7 млн га, или 47%, отведены под сельскохозяйственные угодья. Вместе с тем фактически в сельском хозяйстве используется намного больше земель, если учитывать земельные участки, предоставляемые временно и постоянно в пользование для сельскохозяйственных нужд из других категорий земель. Речь идет о землях лесного фонда, землях особо охраняемых территорий и объектов, которые предоставляются для выпаса скота, сенокошения и т.п. По приблизительным данным, земли, используемые для нужд сельского хозяйства, но не входящие в категорию земель сельскохозяйственного назначения, могут составлять от 18% и выше.

Земли сельскохозяйственного назначения, а также их состав применительно к различным территориям определяется в процессе планирования землепользования, проведения землеустроительных мероприятий, зонирования, а также при предоставлении земельных участков в пользование. Принятые решения относительно состава земель и их использования обязательны для исполнения. Изменение установленного состава земельных участков и видов пользования со стороны землепользователей не допускается и требует принятия специального решения.

Планирование землепользования осуществляется в порядке разработки и принятия различного рода целевых программ, схем расселения на территории РФ, схем природопользования. К примеру, предусматривается, что в Генеральной схеме расселения на территории РФ определяются земли сельскохозяйственного назначения (ст. 31 Градостроительного кодекса).

Распространенным способом регулирования землепользования является зонирование. В рамках зонирования определяются зоны, наиболее благоприятные для ведения различных видов сельскохозяйственной деятельности. Зонирование также применяется при выделении из состава земель сельскохозяйственного назначения земель, предназначенных для садоводства, огородничества и дачного хозяйства. В частности, предусматривается, что в схемах зонирования территорий для размещения садоводческих огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков (садоводство, огородничество либо дачное хозяйство), разрешенном использовании земельных участков в пределах выделенных зон, включая ограничения обременения, а также сведения о правах, на которых в пределах конкретной зоны допускается предоставление земельных участков (право частной и общей собственности, права аренды).

Схемы зонирования территорий служат основой для определения объемов строительства подъездных автомобильных дорог, объектов электроснабжения, связи, а также для развития общественного транспорта, торговли, медицинского и бытового обслуживания населения. Схемы зонирования для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений утверждаются на уровне субъектов РФ и местных органов самоуправления.

Данные о составе, структуре и целевом использовании земельных участков сельскохозяйственного назначения заносятся в государственный земельный кадастр.

Для состояния земель сельскохозяйственного назначения характерны явно проявляющиеся негативные процессы деградации. На протяжении последних трех десятилетий происходит постоянное сокращение площадей сельскохозяйственных земель с тенденцией нарастания темпов. Только за первую половину 90-х гг. из сельскохозяйственного оборота выбыло 27 млн га, несмотря на постоянное вовлечение в сельскохозяйственный оборот новых земель. В 1999г. по сравнению с 1998г. площадь земель сельскохозяйственного назначения сократилась еще на 14,9 млн га.

Основная причина такого сокращения -- перевод земель сельскохозяйственного назначения в иные категории земель, а также продолжающееся их интенсивное изъятие для несельскохозяйственных нужд. При этом из сферы сельскохозяйственного производства в результате деградации и предоставления для несельскохозяйственных нужд исключаются площади наиболее ценных земель, а взамен выбывших в сельскохозяйственный оборот включаются преимущественно земли низкого продуктивного потенциала.

По имеющимся данным, состояние земель сельскохозяйственного назначения остается неудовлетворительным. Проводимые в стране преобразования земельных отношений, отразившись на динамике структуры земельного фонда, не привели к улучшению использования земель, снижению неблагоприятных антропогенных воздействий на почвенный покров, вызывающих развитие процессов деградации почв или процессов, способствующих этому. Из-за отсутствия средств, слабой заинтересованности государственных органов мероприятия по охране и рациональному использованию земель существенно уменьшаются. Практически прекращено строительство противоэрозийных гидротехнических сооружений. С передачей практически всех сельскохозяйственных земель в частную собственность обязанности и финансовая нагрузка по обеспечению надлежащего состояния земель перешли на коллективных и индивидуальных собственников, которые в силу тяжелого экономического положения не способны обеспечить их надлежащее использование.

Ухудшение состояния земель, ускорившее темпы за последнее время, представляет серьезную угрозу подрыва материальной базы сельскохозяйственного производства. Принятые недавно Земельный кодекс РФ и Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» усилили меры охраны земель. В частности, перевод сельскохозяйственных земель в другую категорию требует вынесения решения органа исполнительной власти субъектов РФ. Неиспользуемые земельные участки подлежат изъятию.

С учётом анализа нормативных правовых актов 65 субъектов РФ министерством сельского хозяйства РФ разработана и согласована с министерствами концепция проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в части совершенствования оборота и использования земель сельскохозяйственного назначения". Концепция, в том числе, предусматривает законодательное установление критериев ненадлежащего использования земельных участков. Возможно, что в случае принятия таких законопроектов изъятия не носили бы массовый характер. Закон применялся бы в самых вопиющих случаях и к самым нерадивым, не договороспособным собственникам с давней историей противостояния с региональной властью. Но все равно, наличие такого инструмента отъема собственности в корне изменило бы рынок земель сельскохозяйственного назначения в России. Законопроекты были направлены из Минсельхоза на рассмотрение Правительства.

Более того, ведомством был разработан проект федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты РФ в части совершенствования регулирования земельно-ипотечных отношений в сельском хозяйстве" и разработаны "Основные направления совершенствования организационно-экономического и правового обеспечения регулирования земельных отношений в части земель сельскохозяйственного назначения", реализация которых предусмотрена Планом действий Минсельхоза РФ, утверждённым Министром сельского хозяйства 10 ноября 2008 года. В дополнение к вышесказанному, в целях осуществления государственного мониторинга тем же министерством разработан и согласован с рядом ведомств проект постановления Правительства РФ "Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель, используемых или предназначенных для ведения сельского хозяйства».

В Правительство, тем временем, поступил еще один законопроект по сходной тематике, но разработанный уже другими ведомствами. Минэкономразвития РФ совместно с Минфином РФ, Минрегионом РФ разработало концепцию и проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ, уточняющих требования к использованию земельных участков по целевому назначению". Следует подчеркнуть, что концепцией в том числе предусматривается законодательное определение "признаков неиспользования земельного участка по назначению".

Сейчас в Государственной думе на разных стадиях рассмотрения находится 8 законопроектов, являющихся плодом творчества законодательных собраний субъектов Российской федерации. В основном они носят уточняющий законодательство характер и направлены, по мнению разработчиков, на улучшение прав владельцев земельных долей.

Изучение состояния и использования земель в Российской Федерации

Анализ данных государственного мониторинга земель и других систем наблюдений за состоянием окружающей среды показывает, что практически во всех субъектах Российской Федерации продолжается тенденция ухудшения состояния земель: интенсивно развиваются эрозия, дефляция, заболачивание, засоление, опустынивание, подтопление, зарастание сельскохозяйственных угодий кустарником и мелколесьем и другие процессы, ведущие к потере плодородия сельскохозяйственных угодий и выводу их из хозяйственного оборота. Водной эрозии подвержено 17,8% площади сельскохозяйственных угодий, ветровой - 8,4%, переувлажненные и заболоченные земли занимают 12,3%, засоленные и солонцеватые - 20,1% сельскохозяйственных угодий. Наиболее опасны в эрозионном отношении территории Приволжского (50,0%), Южного (24,3%) и Центрального (12,4%) федеральных округов, в дефляционно опасном - Сибирского (45,1%) и Южного (40,2%) федеральных округов. Процессы заболачивания в наибольшей степени развиты на территории Центрального (31,7%) и Сибирского (22,8%) федеральных округов, засоления - Южного (52,7%) и Сибирского (33,1%) федеральных округов.

Опустынивание земель является в настоящее время одним из наиболее интенсивных и широко распространенных процессов на засушливых территориях юга Российской Федерации. В результате опустынивания аридных территорий природные пастбища теряют свою продуктивность, почвы подвергаются эрозии и засолению, пески оголяются и приходят в движение. В Российской Федерации опустыниванием в той или иной мере охвачено 27 субъектов Российской Федерации на площади более 100 млн. га. В районах Крайнего Севера в результате многоцелевого и крупномасштабного промышленного освоения территорий возникли обширные очаги сильного загрязнения, захламления, нарушения и деградации земель Невосполнимый ущерб нанесен оленьим пастбищам и в целом оленеводству, являющемуся ведущей отраслью сельскохозяйственного производства и играющему наиболее важную роль в жизни (культура, быт, экономика) коренных народов Севера. По данным многолетних наблюдений и анализа процессов восстановления нарушенных биогеоценозов на эталонных участках оленьих пастбищ в лесотундре и северной тайге, среднестатистический показатель восстановления нарушенных пастбищ составляет 50 лет.

Для более эффективного управления земельными ресурсами Российской Федерации с ее разнообразными природно-хозяйственными условиями, а также в целях разработки комплекса почвозащитных мероприятий, мероприятий по экономическому стимулированию собственников и пользователей в рациональном использовании и охране земель крайне необходимы пространственно обобщенные, регионально систематизированные и сопоставимые данные. Однако за последние годы в большинстве субъектов Российской Федерации работы по изучению состояния и использования земель, в частности почвенные, геоботанические и другие специальные обследования практически не проводятся. В 2007 г. полевые почвенные обследования проводились лишь в Республике Татарстан на площади 320 тыс. га. Для примера: объемы выполняемых работ по этому виду обследования по России в 1992 г. составили 13º615,3 тыс. га, 1993 г.- 11º844,0 тыс. га, 1994 г.- 7820,0 тыс. га, 1996 г. - 3860,6 тыс. га, 2000 г. - 2037, 4 тыс. га. В обновлении же в настоящее время нуждается более 60% имеющихся по этим видам обследований материалов, а в некоторых регионах около 100%.

В 2007 г. за счет средств федерального бюджета проводились работы:

Выявление динамики изменения площадей, подверженных зарастанию, подтоплению и переувлажнению;

Изучение состояния и использования земель с использованием полигонов государственного мониторинга земель;

Оценка качества земель в целях получения информации о свойствах земли, как средства производства в сельском хозяйстве, на уровне субъекта Российской Федерации на территории Южного, Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов и Республики Башкортостан.

В настоящее время классификация земель является единственным объективным методическим инструментом, обеспечивающим возможность эффективно решать вопросы, связанные с оценкой качества сельскохозяйственных земель, их зонированием для установления видов разрешенного использования, планированием сельскохозяйственного производства на различных уровнях управления, расчетом убытков при изъятии сельскохозяйственных земель для государственных и муниципальных нужд.

Загрязнение почв токсикантами промышленного происхождения

Загрязнение почв металлами. Наблюдения за загрязнением почв тяжелыми металлами (ТМ) проведены в 66 районах расположения источников промышленных выбросов ТМ в атмосферу. При этом в качестве источника загрязнения может выступать одно предприятие, группа предприятий или город в целом. В почвах определялось содержание алюминия, бериллия, ванадия, висмута, железа, кадмия, кобальта, марганца, меди, молибдена, никеля, олова, свинца, ртути, хрома, цинка и других элементов в различных формах. С удалением от источника промышленных выбросов общее содержание атмотехногенных ТМ в почвах уменьшается до фонового (примерно на расстоянии 5-20 км в зависимости от мощности источника).

Основным критерием гигиенической оценки степени загрязнения почв каждым отдельным металлом является ПДК и (или) ориентировочно допустимая концентрация (ОДК) ТМ в почве. Сравнение уровня загрязнения почв ТМ, для которых не разработаны ПДК и ОДК, проводится с их фоновыми содержаниями (Ф). Содержание ТМ на уровне от 3 до 5 Ф служит показателем загрязнения почв данным ТМ. Опасность загрязнения тем выше, чем выше концентрация ТМ в почве и выше класс опасности ТМ.

В табл. 3.14 представлен список городов, в почвах которых среднее содержание каждого из определяемых ТМ в валовых или кислоторастворимых формах за последний пятилетний период наблюдений (2003-2007 гг.) превышает (или достигает) 1 ПДК, 1 ОДК или 4 Ф.

Таблица 3.14. Список населенных пунктов, в которых средние валовые и (или) кислоторастворимые формы ТМ, мг/кг, в почвах территорий не меньше 1 ПДК, 1 ОДК (максимального) или 4 Ф (в зависимости от принятого критерия) в 2003-2007 гг.

Массовая доля

Металл, критерий, мг/кг, город

Массовая доля

максимальная

максимальная

Ванадий и марганец по сумме ПДК 100+1000

Кадмий ОДК 2,0

Полевской

Марганец ПДК 1500

Кировград

Алапаевск

Полевской

Нижние Серги

Рудная Пристань *

Нижний Тагил

Свинец ПДК 32

Первоуральск

Рудная Пристань

Дальнегорск *

Дальнегорск *

Кировград

Медь ОДК 132

Кировград

Первоуральск

Нижний Новгород

Верхняя Пышма

Белорецк

Краснотурьинск

Владивосток

Нижний Тагил

Первоуральск

Никель ОДК 80

пос.Листвянка

Чебоксары

Полевской

Екатеринбург

Кирово-Чепецк

Верхняя Пышма

Дзержинск

Алапаевск

Слюдянка

Невьянск

Нижние Серги

Екатеринбург

Камышлов

Нижние Серги

Октябрьский

Новосибирск

Березовский

Березовский

пос. Култук

Алапаевск

Богданович

Невьянск

Верхняя Пышма

Нижний Тагил

Стерлитамак

Сухой Лог

пос. Култук

Полевской

Цинк ОДК 220

Артемовский

Кировград

Рудная Пристань *

Дальнегорск *

Краснотурьинск

Слюдянка

Первоуральск

Камышлов

пос. Култук

Богданович

Владивосток

Можайский р-н Московской области

Сухой Лог

Каменск-Уральский

Белорецк

Михайловск

Екатеринбург

Невьянск

Новокуйбышевск

Полевской

Асбест, Ф 46

Полевской, Ф 38

Нижний Тагил

Кировград, Ф 38

пос. Листвянка

Примечание * Значения массовых долей в почвах 5-километровой зоны от населенного пункта.

В таблице - наибольшие средние значения содержаний ТМ, зафиксированные за указанный период.

По результатам наблюдений 2007 г. загрязнение почв (среднее содержание на территории города не ниже 1 ПДК или 4 Ф) подвижными формами ТМ обнаружено в следующих городах:

Марганец

Березовский

Верхняя Пышма

Дальнегорск

Каменск-Уральский

Краснотурьинск

Рудная Пристань

Черемхово

Увеличение среднего содержания подвижных форм свинца, цинка и марганца и уменьшение средних содержаний кадмия и никеля примерно в 2 раза в 2007 г. по сравнению с 1987 г. зафиксировано в почвах г. Дальнегорск. В 2007 г. по сравнению с 1997 г. отмечено увеличение примерно от 1,5 до 10 раз средних массовых долей подвижных форм меди, никеля, кадмия, кобальта, свинца в почвах г. Верхняя Пышма и хрома, свинца, меди, марганца, никеля, кобальта в почвах г. Краснотурьинск. Уменьшение от 1,5 до 2 раз средних массовых долей подвижных форм свинца, меди, кадмия и марганца в 2007 г. по сравнению с 1988 г. установлено в почвах 5-километровой зоны от Рудной Пристани. В 2007 г. по сравнению с 1997 г. снизилось от 1,5 до 3 раз среднее содержание подвижных форм ТМ в почвах городов Березовский (кадмий, хром, цинк), Верхняя Пышма (хром), Каменск-Уральский (медь, никель, хром), Краснотурьинск (кадмий). Загрязнение почв водорастворимыми формами кадмия (135 и 550 Ф) и кобальта (4 и 11 Ф) отмечено в почвах в Ревде. С 1997 по 2007 гг. наблюдается тенденция к снижению массовых долей ТМ в водорастворимых формах в почвах городов Березовский, Верхняя Пышма, Каменск-Уральский, Краснотурьинск.

Оценку степени опасности загрязнения почв комплексом ТМ проводят по показателю загрязнения Z ф (Z к), который является индикатором неблагоприятного воздействия на здоровье человека. По данным, к опасной категории загрязнения почв ТМ относится 8% обследованных за последние 11 лет (с 1997 по 2007 гг. включительно) населенных пунктов, их отдельных районов (например, Нижнего Новгорода), 1- и 5-километровой зон вокруг источников загрязнения и др., к умеренно опасной - 14%. Список территорий с опасными и умеренно опасными категориями загрязнения представлен в табл. 3.15. Почвы 78% населенных пунктов (в среднем) относятся к допустимой категории загрязнения ТМ, хотя отдельные участки почв могут иметь более высокую категорию загрязнения ТМ, чем в целом по городу.

Таблица 3.15. Список городов и поселков Российской Федерации с различной категорией опасности загрязнения почв комплексом металлов (1997-2007 гг.)

Населенный пункт

Год наблюдения

Зона обследования радиусом, км, вокруг предприятий - источников промышленных выбросов металлов

Приоритетные техногенные металлы

Медь, кадмий, свинец, цинк

Кировград

Цинк, свинец, медь, кадмий

Мончегорск

территория города

Никель, медь

Нижний Новгород

Сормовский район

Свинец, медь, хром, никель

Медь, свинец, цинк, кадмий

участок многолетних наблюдений

Медь, свинец, цинк, кадмий

Никель, кадмий, кобальт, цинк

Рудная Пристань

0-1 от поселка

Свинец, кадмий, цинк

Медь, кадмий, свинец

Медь, свинец, кадмий

территория города

Никель, хром, цинк

0-5, территория города

Медь, кадмий, свинец, цинк

Белорецк

Свинец, цинк, медь

Верхняя Пышма

Медь, хром, никель

Дальнегорск**

0-20 вокруг города

Свинец, кадмий, цинк

Екатеринбург

территория города

Медь, цинк, хром, никель, свинец

Невьянск

Медь, цинк, свинец

Нижний Новгород

Нижегородский и Советский районы

Свинец, цинк

Нижний Тагил

территория города

Медь, свинец, цинк

Первоуральск

Медь, свинец, цинк, кадмий

Полевской

Никель, хром, цинк

Медь, свинец, цинк, кадмий

Рудная Пристань**

0-5 от поселка

Свинец, кадмий, цинк

Свинец, цинк

Участок многолетних наблюдений; 0,5

Свинец, цинк

Медь, кадмий, свинец

Слюдянка

Cвинец, цинк, медь

0-5, территория города

Медь, кадмий, свинец, цинк

Примечание: * По показателю загрязнения Zк почвы участка относятся к чрезвычайно опасной категории загрязнения

** По показателю загрязнения Zк почвы относятся к опасной категории загрязнения

Загрязнение почв фтором. Источниками загрязнения окружающей среды соединениями фтора являются алюминиевые заводы, предприятия по производству фосфорных удобрений и другие. За последние 5 лет (2003-2007 гг.) зафиксировано загрязнение водорастворимыми формами фтора в целом почв территорий городов Краснотурьинск, Шелехов, Каменск-Уральский и отдельных участков почв городов Верхняя Пышма, Зима, Ревда, Черемхово.

Загрязнение почв нефтепродуктами. Из обследованных в 2007 г. почв наибольшее загрязнение НП обнаружено в почве Заларинского района вблизи пос. Тыреть в районе аварии на 654 км нефтепровода “Красноярск - Иркутск”. Средняя концентрация НП в почве на участке площадью ~ 1,5 км 2 составляет 2590 мг/кг (65 Ф, Ф=40 мг/кг), максимальная - 21º200 мг/кг (530 Ф). Средняя концентрация НП в почве по сравнению с 2003 г. уменьшилась в 2,3 раза, по сравнению с 1995 г. - в 5 раз. В 2007 г. загрязнение почв НП отмечено также в городах Кемерово (6 и 9 Ф, Ф=48 мг/кг), Кстово (7 и 56 Ф, Ф=110 мг/кг), Нижний Новгород (Нижегородский и Советский районы - 22 и 190 Ф, Ф=33 мг/кг), Самара (35 и 279 Ф, Ф=50 мг/кг).

Загрязнение почв нитратами и сульфатами. В основном массовые доли нитратов в обследованных в 2007 г. почвах России не превышают 1 ПДК. Уменьшение содержания нитратов отмечено в почвах в Новосибирске, на территории городов Березовский, Каменск-Уральский, Краснотурьинск. Загрязнение почв сульфатами выявлено на территории г. Черемхово (3 и 8 Ф) и в 12-километровой зоне вокруг завода “Востсибаккумулятор” в г. Свирск (7 и 18 Ф), которое сохраняется примерно на уровне 2001 г. Содержание сульфатов в почвах г. Самара, Национального парка “Самарская Лука” и вблизи метеостанции “Аглос” Волжского района Самарской области снизилось примерно в 5 раз по сравнению с 2006 г.

Загрязнение почв остаточными количествами пестицидов

в 2007 г. загрязнено остаточными количествами (ОК) пестицидов около 5% обследованной площади в 38,3 тыс. га. Загрязненная почва обнаружена на территории 15 субъектов Российской Федерации. Для сравнения - в 2006 г. загрязненные почвы обнаружены на территории 17 субъектов Российской Федерации весной на 3,8% и осенью на 5,55% от обследованной площади в 35,7 тыс. га. В 2007 г. загрязнение по суммарному ДДТ отмечено весной на 4% и осенью на 2,2% обследованной площади в 17,1 и 17,9 га соответственно; по трефлану - весной на 0,7% и осенью на 1,4% (5,14 и 5,12 га); по 2,4-Д (2,4-дихлорфеноксиуксусная кислота - основной метаболит препаратов на основе 2,4-Д) - весной на 4,5% и осенью на 0,3% (5,8 и 6,33 тыс. га). Максимальные уровни содержания пестицидов в почве сельскохозяйственных угодий по суммарному ДДТ не превышали 12-16 ПДК; по трефлану - 2,3-3,1 ОДК и по 2,4-Д - 3,4-5,1 ПДК. Значительное содержание пестицидов обнаружено в почвах на прискладских территориях хранения или захоронения пестицидов.

В Верхнем Поволжье при обследовании весной 2137 га и осенью 2185 га на территории Марий Эл, Мордовии, Удмуртии и Чувашии, Кировской и Нижегородской областей загрязненная 2,4-Д почва на сельскохозяйственных угодьях обнаружена только весной на 4,5% обследованной площади. В Инсарском районе (ООО “Меркон”) Мордовии весной почвы под ячменем (27 га) были загрязнены ОК суммарного 2,4-Д на уровне 1,4-1,7 ПДК. В Завьяловском районе Удмуртии на территории дер. Жеребенки из трех проб почвы, отобранных в районе кургана с захороненными пестицидами, ОК суммарного ДДТ обнаружены в двух пробах на уровне 2,3 и 122 ПДК (площадь загрязнения - 1 га). При этом доля ДДТ составляла соответственно 87 и 97%. В этом же районе на месте бывшего склада (пос. Подшивалово) в четырех пробах почвы, отобранных на расстоянии 5-7 м от контура склада, весной обнаружено 97º270 ПДК суммарного ГХЦГ и осенью - 3160 ПДК; в 10-12 м соответственно 79,6 и 9,7 ПДК суммарного ГХЦГ. При этом доля гамма-изомера ГХЦГ составляла около 90%.

В Среднем Поволжье при обследовании 2609 га весной и 2679 га осенью в 2007 г. на территории 5 областей и Республики Татарстан в почве определялись пестициды 13 наименований. Почва, загрязненная ОК пестицидов, обнаружена по суммарному ДДТ - весной на 488 га (18,7%) и осенью на 130 га (4,8%) и по трефлану на 24 га (3,1%) на территории Самарской, Оренбургской областей и Республики Татарстан. В Исаклинском районе (СПК им. Калинина) почвы под озимой пшеницей загрязнены ОК суммарного ДДТ весной на 252 га (64,3%) и осенью на 100 га (25,5%) - весной в пределах 1,1-1,44 ПДК, осенью - 1,1-1,59 ПДК, при этом ДДЭ составляло не более 2-3%, т. е. в пробах почвы обнаружен неразложившийся ДДТ. В Болшечерниговском районе (КФХ “Василина”) 20 га почвы под озимой пшеницей загрязнены ОК трефлана на уровне 2,2 ОДК. В Беляевском районе Оренбургской области в (СПК “Октябрь”) 11 га почвы под пшеницей содержали ОК суммарного ДДТ на уровне 1,15-1,46 ПДК. В Ульяновской области в Николаевском районе (фермерское хозяйство “Турбина”) весной 2 га почвы под овсом (две пробы) содержали ОК суммарного ДДТ на уровне 14,59 и 16,32 ПДК, при этом доля ДДТ составляла 60-73%.

На территории Республики Татарстан ОК суммарного ДДТ обнаружены на уровне 1,16-1,74 ПДК в почве (13 га) под пшеницей в Бугульминском районе (ГПЗ “Птицевод”); в этом же хозяйстве 4 га под пшеницей почвы содержали ОК трефлана на уровне 1,22 ОДК. В Нурлатском районе (АФ “Южная”) 40 га почвы под пшеницей содержали ОК ДДТ на уровне 1,01-1,14 ПДК. В 2007 г. продолжено обследование почвы вокруг мест складирования и захоронения пестицидов, не пригодных для применения или вышедших из употребления. В районе склада ГУП “Сельхозхимия” Аткарского района Саратовской области в пробах почвы суммарный ДДТ обнаружен в значительных количествах - максимальное значение равно 370 ПДК, при этом доля ДДТ составляет 84%.

В 2007 г. при обследовании почв Владимирской (444 га), Калужской (70 га), Костромской (681 га), Московской (160 га), Рязанской (872 га), Тульской (200 га) и Ярославской (180 га) областей не обнаружено превышения ПДК контролируемых пестицидов - ДДТ и его метаболита ДДЭ, изомеров ГХЦГ и трефлана.

При обследовании почв Центрально-Черноземной зонына площади в 1268 га весной, 90 га летом и 1268 га осенью в Белгородской, Брянской, Воронежской, Курской, Липецкой и Тамбовской областях определялись пестициды 9 наименований. ОК суммарного ДДТ обнаружены весной на 30 га под зерновыми в Липецкой области (ОАО “Дружба”, Грязинский район) на уровне 1,03-2,22 ПДК. В этом же хозяйстве почвы загрязнены ОК гербицида трефлана на 10 га весной на уровне 1,02 ОДК и 60 га осенью - в пределах 1,32-2,3 ОДК.

В Воронежской области на территории СХА “Вязноватовка” (Нижнедевицкий район) 250 га почвы под зябью содержали весной ОК 2,4-Д в пределах 2,4-5,15 ПДК. Аналогичная картина отмечена в 2006 г. - почвы этого хозяйства были загрязнены весной в среднем на уровне 7,6 ПДК. В Брянской области на территории “КФК Цыганкова А.ºИ.” (Трубчевский район) обследовано весной и осеню по 34 га почвы под зерновыми на содержание в них ОК 2,4-Д. Осенью почвы на 19,2 га (60% от обследованной площади) содержали ОК 2,4-Д на уровне 2,42-3,36 ПДК. На остальных обследованных территориях ПДК (ОДК) превышены не были.

На Северном Кавказе при обследовании почв на площади 2575 га весной и 2435 га осенью в Краснодарском и Ставропольском краях и в Ростовской области ни по одному из 15 контролируемых пестицидов не выявлено превышения ПДК или ОДК.

В Республике Башкортостан обследованы почвы по 640 га весной и осенью в Бакалинском, Дуванском, Караидельском, Мечетлинском и Туймазинском районах на содержание в почвах суммарного ДДТ, суммарного ГХЦГ и гербицида 2,4-Д. В 2007 г. загрязненные почвы не обнаружены. В 2006 г. загрязнение почв на обследованной территории составило весной 23,5%, осенью - 2,9% (в основном 2,4-Д в Белебеевском районе).

В Курганской областипри обследовании весной и осенью по 2590 га почвы под различными культурами в 7 районах (Белозерский, Варгашинский, Кетовский, Лебяжьевский, Мишкинский, Шумихинский и Юргамышский) в 2007 г. (как и в прошлые годы) загрязненные почвы обнаружены только в Белозерском районе на территории детского оздоровительного лагеря им. К. Мяготина. На 6 га лесного массива весной и осенью средние уровни составляли соответственно 1,87 и 1,94 ПДК суммарного ДДТ, максимальные уровни соответственно 4,2 и 8,2 ПДК - загрязнено весной 3,6 га (60%), осенью - 2,4 га (40%).

В Омской областипри обследовании почв под зерновыми, капустой, картофелем, рапсом, кормовыми травами и под паром (по 820 га весной и осенью) обнаружено загрязнение почв только метаболитом ДДТ - ДДЭ, как и в 2006 г., на территории АЗО “Овощевод” (Омский район), где в двух пробах почвы (4 га) под капустой содержание ДДЭ составило 1,5 и 13,5 ПДК соответственно.

В Новосибирской области при обследовании почв весной на площади 373 га и осенью - 1185 га обнаружено, как и в прошлые годы, загрязнение ОК суммарного ДДТ почвы в лесной зоне на территории детского оздоровительного лагеря “Лесная сказка” в Искитимском районе. На 1 га суммарный ДДТ обнаружен осенью на уровне 2,8 ПДК, при этом доля ДДТ составила 16%. Почвы спортивной площадки были загрязнены весной и осенью ОК ДДЭ на уровне 4,46 и 1,45 ПДК соответственно.

Обследованы также почвы на территории трех складов хранения пестицидов на территориях Колыванского, Ордынского и Тогучинского районов. Случаев превышения ПДК (ОДК) не было. В почвах города Искитим Новосибирской области наибольшие концентрации суммарного ДДТ обнаружены у здания ООО “Призма” - 6,6 ПДК.

В Иркутской областиобследованы почвы в 6 районах весной и осенью (по 2936 га) на содержание ОК 17 пестицидов. Как и в 2006 г., обнаружено загрязнение почвы только ОК суммарного ДДТ - на 224 га весной (7,6%) и на 207 га осенью (7,0%). В Аларском районе 20 га почвы под овсом и 20 га под пшеницей загрязнены весной ОК суммарного ДДТ до уровня 1,4 и 3,04 ПДК соответственно; осенью 1,2 ПДК обнаружены в почве под овсом на 20 га. Как и в 2006 г., ОК суммарного ДДТ обнаружены в почвах Иркутского района - весной на 184,6 га и осенью на 186,9 га, что составляет соответственно около 20% обследованной площади (по 912 га весной и осенью).

В основном загрязненные почвы обнаружены на территории ОАО “Хомутовское” и ОПХ “Иркутское”. В с. Хомутово в почве под кормовыми травами (весной 60 и осенью 20 га) максимальные уровни ОК суммарного ДДТ составляли соответственно 8,3 и 12,6 ПДК. В дер. Куда весная в почве под парами (20 га) ОК суммарного ДДТ обнаружены на уровне 4,5 ПДК; в почве под зерновыми (весной и осенью по 40 га) обнаружены весной на уровне 4,0-10,4 ПДК и осенью 2,2-7,9 ПДК. В почве под картофелем содержание ОК суммарного ДДТ составило 3,0 ПДК весной и 1,7 ПДК осенью. В ОПХ “Иркутское” под зерновыми (овес) весной 45 га почвы загрязнены на уровне 1,4 ПДК, осенью на 70 га - на уровне 2,2 ПДК суммарного ДДТ.

Как и в 2006 г., в 2007 г. проведено обследование почвы в районе складирования пестицидов (ядохимикатов). Обследование проводилось в двух районах. В Аларском районе (пос. Могоенок) из 20 проб почвы, отобранных на прискладской территории, ОК пестицидов обнаружены в 6 пробах почвы: суммарное ДДТ с максимумом 1,8 ПДК. В трех пробах почвы обнаружены ОК ГХБ с максимумом 4,1 ОДК. Превышения ПДК и ОДК отмечены к западу от склада на расстоянии 200 м.

В Приморском крае при обследовании весной и осенью по 1458 га в Лазовском, Октябрьском, Пограничном, Уссурийском, Ханкайском, Черниговском и Яковлевском районах ОК суммарного ДДТ (с учетом метаболитов ДДД и ДДЭ) обнаружены осенью в почве под кукурузой (50 га) в Октябрьском районе (с. Покровка, СХПК “Искра”) на уровне 1,1 ПДК. Загрязненные почвы в Приморском крае составляют 3,0% от обследованной осенью площади в 1458 га.

"Земельному вопросу" в России - много лет. Именно он стал "камнем преткновения" при проведении крестьянской реформы 1861 года. Лозунг "земля - крестьянам" был одним из основных идеологических "столпов" в 1917 году... Прошло немало времени, чтобы мы наконец поняли: частная собственность на землю необходима, без нее не будет развиваться экономика страны, станет невозможен инвестиционный процесс. В новейшей российской истории споры о приобретении земельных участков в частную собственность ведутся давно. "Земельный вопрос" из плоскости законодательной, правовой переместился на политическую арену, став предметом нешуточных баталий на самом высшем уровне.

Основной закон Российской Федерации - Конституция - содержит ряд положений, которые являются отправными для земельного законодательства.

Так, непосредственно на регулирование земельных отношений направлены следующие статьи Конституции:

Ст. 9 - о земле и иных природных ресурсах, находящихся в различных формах собственности;

Ст. 36 - о праве частной собственности на землю и регулировании условий и порядка пользования ею на основе федерального закона;

Ст. 42 - о праве каждого на благоприятную окружающую среду;

Ст. 58 - об обязанности каждого сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам;

Ст. 72 - об отнесении к совместному ведению Федерации и ее субъектов земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды.

А с принятием 25.10.2001 г. Земельного кодекса РФ (далее - ЗК) институт частной собственности на землю впервые урегулирован в достаточной степени детально и на кодификационном уровне для возможности реализации прав граждан и юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков. При этом учитывается преимущество норм земельного законодательства перед нормами гражданского.

Итак, субъектами частной собственности на землю могут быть физические и юридические лица. При этом впервые закон допускает в качестве субъектов права частной собственности на землю не только российских граждан, но и с определенными ограничениями, иностранцев.

В настоящее время ЗК предусматривает право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, сервитуты (права ограниченного пользования землей), аренду, право безвозмездного срочного пользования. Некоторые из них будут актуальны при рассмотрении способов получения земли в частную собственность. Само по себе право собственности есть совокупность одновременно трех правомочий собственника: владение, пользование и распоряжение имуществом (в различных комбинациях, за исключением распоряжения, они присущи любому "иному" вещному или обязательственному праву на землю). Только собственник, в отличие от иных титульных владельцев, вправе защищать свои права путем истребования имущества из чужого незаконного владения, истребования в определенных случаях имущества от добросовестного приобретателя, устранения всякого нарушения его права, не связанного с владением (статьи 301, 302, 304 ГК РФ).

Итак, в соответствии со статьями 15, 25 ЗК право собственности на землю возникает по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом и федеральным законами, и с момента государственной регистрации права. Гражданский кодекс содержит достаточный перечень оснований возникновения права собственности, среди которых к земельным отношениям применимы следующие основания:

В результате сделки (например, купли-продажи, мены, дарения, принятия наследства по завещанию, внесения вклада в уставный капитал и т.д.);

В результате правопреемства (например, при наследовании по закону, реорганизации юридического лица и переходе его прав к правопреемникам);

В силу приобретательской давности (статья 234 ГК РФ предусматривает, что при непрерывном добросовестном и открытом владении недвижимостью в течение 15 лет к владельцу переходит право собственности на нее).

Основаниями прекращения права собственности на землю служат юридические факты, в том числе изъятие земельных участков.

Изъятие земель допускается лишь в случаях, установленных в законе, а его общий порядок в основном аналогичен процедуре предоставления земель.

Вот короткое описание основных гражданско-правовых вопросов связанных с землепользованием, в соответствии с нынешним Российским законодательством. Но для более полной картины требуется рассмотреть ещё собственность на землю как институт права и его основные элементы, такие как: субъект, объект и содержание права собственности на землю, а также подробнее разобрать существующие ныне формы собственности на землю, чем и предстоит заняться в следующих главах.

Земля - один из компонентов окружающей среды, важнейший природный ресурс, на протяжении всей истории используемый людьми для удовлетворения разнообразных потребностей - ведения сельского хозяйства, размещения жилых и производственных объектов, получения доступа к другим природным объектам (недрам, лесам и т.д.).

В современный период в условиях научно-технического прогресса земля не потеряла ни одного из своих назначений.

Наука и производство, достигнув успехов в освоении природы, все же не нашли замены земле. Более того, за последние годы пришло понимание ценности земель как незаменимого элемента единого мира природы, участвующего в поддержании необходимого для выживания человека экологического баланса.

Одновременно в современных условиях возникли опасения относительно сохранения устойчивой способности земель отвечать общественным потребностям. Существует предположение, что в дальнейшем общество не только не утратит потребности в использовании земель, но и в своем развитии создаст угрозу возникновения дефицита земельных ресурсов. Основными возможными причинами кризиса являются: рост народонаселения в условиях ограниченного пространства, вызывающий постоянное сокращение площади земель на душу населения;

урбанизация и связанные с этим количественное увеличение и качественное усложнение человеческих потребностей;

рост производительных сил, приводящий к усилению нагрузки на земельные ресурсы, их деградации и сокращению полезных площадей.

Существует ли опасность возникновения дефицита земель для России? 12

Глава 1. Земельное право в системе российского права § 1. Значение и состояние земель 13

По площади земель Россия выступает явным лидером, обладая самым обширным в мире земельным фондом в 1709,8 млн га1. Земли используются для разнообразных целей. Более половины всех земель приходится на лесные площади, которые составляют 1046,3 млн га, или 62% земель РФ, и лишь 8,9%, или 190,3 млн гг. используется под пашню. Такая разница объясняется главныи, образом природно- климатическими условиями страны, ее геогра фическим положением. В силу этих же причин неравномерно осва иваются земли. Основная нагрузка приходится на земли европейской части России, где сконцентрировано промышленное производство, развивается сельское хозяйство и наиболее интенсивно расселяются люди.

Население России сегодня составляет примерно 144,8 млн человек2. С момента распада СССР характерным для демографических процессов страны стало явление депопуляции. По сравнению с

1991 г. население сократилось более чем на 5 млн человек, и снижение численности продолжается. По данным ООН, если нынешняя тенденция сохранится, то население России уменьшится в ближайшие 50 лет на 20-30 млн человек. Ослабит ли это проблему дефицита земель? Обратимся к дополнительным цифрам.

Примерно 58% территории страны, или 10 млн кв. км, находится в зоне вечной мерзлоты, где землепользование значительно затруднено или связано с существенными затратами. Громадная территория России не всегда выглядит как показатель богатого потенциала. По своей конфигурации она вытянута длинной полосой, что значительно снижает рентабельность экономического развития и землепользования. В России имеются прекрасные почвы, главным образом на юго-западе, но после распада СССР их осталось мало". Основная же часть наших земель расположена в районах

рискованного земледелия. 1

См.: Государственный национальный доклад «О состоянии и использовании земель Российской Федерации, 1999 год».

М., 2000. С. 7. 2

См.: Госкомстат России. Россия в цифрах. 2001. С. 68. 3

Существует теория, согласно которой земельный и экономический потенциалы страны оцениваются не по абсолютной, а по эффективной территории. Под эффективной территорией понимается та часть, которая лежит вне экстремальных пространств, к которым относятся районы со средней температурой воздуха -2°, расположенные выше 2000 м над уровнем моря. По мнению академика Н.Н. Моисеева, по этим критериям «Россия перестает казаться евразийским гигантом... Россия по размеру эффективной территории стоит всего лишь на пятом месте (на первом месте Бразилия), она в полтора раза меньше США и всего лишь в два раза больше Казахстана» (см.: Моисеев Н.Н. Агония России: есть ли у нее будущее. Попытка системного анализа проблемы выбора // Зеленый мир. 1996. № 12).

Доз общего числа населения России почти 106 млн человек проживает в городах. В результате возросшей миграции людей астет разрыв в плотности населения сельской и городской местностей. Для первой характерными становятся упадок общественной и экономической жизни, связанные с этим потери сельскохозяйственных угодий, которые не используются, зарастают сорняками теряют плодородие. В городах и особенно крупных центрах, наоборот, ощущается нехватка пространственного базиса, которая восполняется за счет расширения городов, поглощения сельской местности городскими застройками. Известная в мире проблема неконтролируемого «расползания» городов, приводящая к уничтожению земель, пригодных для сельскохозяйственного и иных видов пользования, становится актуальной и в России.

Полезные площади земель России сокращаются и под воздействием процессов их деградации. В целом динамика качественного состояния земель характеризуется усилением эрозийных процессов, снижением количества питательных веществ, сокращением запасов гумуса, засолением почв. Изложенное позволяет сделать вывод о том, что в России, как и во всем мире, земли служат неизменным источником удовлетворения жизненно важных потребностей. С развитием общества земля не только не потеряет своей значимости, но и будет приковывать к себе еще большее внимание, ибо причины и факторы, создающие условия деградации земель, сокращения пригодных для жизнедеятельности площадей, не исчезают и даже усиливаются. Отсюда возникает необходимость обеспечить такой порядок, при котором хозяйственное использование земель, удовлетворение иных общественных интересов (к примеру, интересов собственности) не будут приводить к потере полезных свойств земель, их деградации, сокращению площадей и, как следствие, вызывать опасные социальные и экономические последствия и угрозу устойчивому развитию общества.

В решении такой задачи решающая роль принадлежит праву как регулятору всех общественных отношений. С помощью правовых средств воздействия поддерживается такой режим деятельности общества, который гарантирует удовлетворение разнообразных потребностей людей, связанных с землями, имея в виду сохранение земель как основы дальнейшего развития общества. 14

Глава 1. Земельное право в системе российского права § 2. Понятие земельного права. Предмет, система, структура 15



 

Возможно, будет полезно почитать: