Статус парламентария.

прямой представительный плебисцитарный демократия

Различают институты представительной и непосредственной демократии, в зависимости от формы волеизъявления народа. В советской правовой литературе принято было считать представительную форму правления ведущей.

Согласно действующей Конституции РФ народ осуществляет свою власть через органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 3), а представительным и законодательным органом является Федеральное Собрание -- парламент Российской Федерации (ст. 94). Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, однако их существование признается и гарантируется (ст. 12).

Что означает представительство народа? Испокон веков содержание института народного представительства заключалось в представлении парламентом (выборным полномочным представительным органом) определенных интересов, воли либо всего народа, либо населения, проживающего на определенной территории, либо части населения (сословное представительство).

Представительство народа -- понятие условное. Возможно, оно перестало бы быть таковым, если бы всех депутатов избирал народ в целом, и депутаты не являлись одновременно представителями какой-либо партии (а в парламентах демократических государств таких депутатов большинство). На самом же деле за депутата голосует не весь народ, а избиратели лишь одного округа, которые учитывают не только личные качества кандидата, но и его партийную принадлежность, ориентир на ту или иную предвыборную программу.

Правовое положение парламентария (депутата) во многом определяется природой его мандата.

Депутатский мандат (от лат. mandatum -- поручение) -- документ, удостоверяющий законность полномочий депутата. В более широком смысле депутатский мандат представляет собой весь объем полномочий, прав и обязанностей депутата, а также форму взаимоотношений депутата с избирателями. Различают два вида депутатского мандата: императивный и свободный мандат.

Императивный мандат, существовавший в СССР и РСФСР, означает, что депутат рассматривается как непосредственный представитель той части населения, которая его избрала. Отсюда вытекает ответственность депутата перед избирателями, имеющими право давать наказы депутатам и отзывать их в установленных законом случаях, т. е. связанность волей избирателей в течение всей депутатской деятельности.

Отзыв депутата избирателями практически не исключает ситуации, когда депутат, получивший на выборах относительное большинство голосов, может быть лишен мандата голосами других избирателей вообще не голосовавших или голосовавших за других кандидатов. Институт отзыва не согласуется также с идеями плюрализма в парламентской деятельности, так как может быть направлен против парламентского меньшинства, что не соответствует условиям функционирования представительной системы в демократическом обществе.

Современное конституционное право России устанавливает свободный депутатский мандат, поскольку депутат Государственной Думы, независимо от того, избран он по одномандатному или федеральному избирательному округу, рассматривается как представитель всего народа, обязанный действовать в общегосударственных интересах. Это означает, что при выражении своей позиции депутат не связан с волей своих избирателей, не может быть ими отозван. Однако это вовсе не означает оторванности депутата от своих избирателей. Депутат должен поддерживать связь с избравшими его гражданами, информировать их о своей деятельности, вести прием избирателей и т.п., иначе он вряд ли сможет получить поддержку населения дующих выборах.

Мандат члена Совета Федерации имеет некоторые особенности, связанные с природой данной палаты Федерального Собрания. С одной стороны, он не избирается населением непосредственно, а как уже отмечалось, избирается (назначается) органами государственной власти конкретного субъекта Российской Федерации, и призван представлять его интересы. В этой связи член Совета Федерации очень жестко связан «наказами» органа, его избравшего(назначившего) и не обладает такой свободой волеизъявления, как депутат Государственной Думы, иначе его полномочия могут быть досрочно прекращены.С другой стороны, Совет Федерации в целом призван защищать не только интересы субъектов РФ, но и общенациональные интересы, которые должны быть приоритетными для членов Совета Федерации.

Таким образом, интересы народа не есть нечто данное, как в тоталитарных государствах, где политический монополист сам определяет «интересы народа».Видимо, парламент и существует для того, чтобы издавать законы на основе баланса интересов социальных, национальных и территориальных групп населения, выявлять и раскрывать волю народа, представлять ее в своей воле так, как он ее воспринял. Выявляя через свою волю народа, представительный орган вносит свой вклад в оптимизацию управленческого процесса в гражданском обществе. Высокая степень соответствия между векторами этих воль обеспечивается рядом государственных и иных социально- политических механизмов гражданского общества, уменьшает оторванность представительного выборного органа от суверена, обладающего полнотой публичной власти, обеспечивая подлинность и стабильность самоуправленческого процесса. При несоответствии действительной воли представительного органа воле народа в решении конкретного вопроса должен вступить в действие механизм прямой демократии, в рамках которого выявится подлинная воля народа относительно разрешения данного вопроса. Такой механизм может быть заложен в виде референдума, назначаемого президентом или иным органом власти по требованию граждан (населения). В случае полного несоответствия воли представителей воле народа относительно общей политики государства или его органа возможен роспуск представительного органа или одной из его палат. Если установленный режим в целом не соответствует желаниям и надеждам народа, если воля и интересы правителей противоречат воле и интересам народа, то последний волен забрать у государства, принадлежащую ему изначально государственную власть и направить ее для установления нового типа правления или нового персонального состава прежних государственных структур. Такая возможность реализуется через право народа на восстание. Необходимо признать за народом не одно только право устанавливать тот или другой образ правления, но и всю полноту верховной власти, считая самоуправление народа естественной его принадлежностью.

Итак, представительная демократия -- это осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории.

Выборное представительство -- важнейшее средство, обеспечивающее подлинное народовластие. Выборное представительство образуют избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления.

Занятие № 1
Вопрос №1. Конституционное право регулирует:
1) Сферу гражданско-правовых и политических отношений в обществе
2) Отношения власти и подчинения
3) Базисные отношения во всех сферах общественной жизни.
1 2 3

Вопрос №2. Базовые общественные отношения регулируемые конституционным правом касаются
1) Поведения человека в обществе и принципов политического устройства общества
2) Принципов отношения человека и государства, устройства государства и организации государственной власти.
3) Государственного регулирования прав и свобод человека и устройства государственной власти.
1 2 3

Вопрос №3. Отрасль российского права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих основы взаимоотношений человека и государства, устройства государства и организации гос. власти путём закрепления в Конституции и конституционном законодательстве основ конституционного строя, основ правового статуса человека и гражданина, федеративного устройства, основ организации системы гос. власти и местного самоуправления - это…
1) Конституционное право.
2) Муниципальное право.
3) Наука конституционного права.
1 2 3

Вопрос №4. Конституционно-правовыми институтами называются:
1) Решения Конституционного суда РФ регламентирующие применение Конституции.
2) Совокупность нормативных документов регулирующих основные положения Конституции.
3) Совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих относительно самостоятельные блоки общественных отношений.
1 2 3

Вопрос №5. Конституция РФ принята:
1) 11 июля 1992 года
2) 7 ноября 1993 года
3) 12 декабря 1993 года
1 2 3

Вопрос №6. Совокупность внешних форм выражения нормативно правовых актов посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу государственно-правовые нормы, характеризуемая такими качествами как взаимосвязь и иерархия это
1) Система источников конституционного права.
2) Внешняя форма выражения правовых норм юридически обязательного характера.
3) Форма придания правилам поведения юридически обязательного характера, характера норм права.
1 2 3

Вопрос №7. Источниками Конституционного права России являются
1) Конституция РФ, Постановления Пленума ВС РФ.
2) Акты органов местного управления.
3) Решения Конституционного суда РФ содержащие толкование Конституции РФ.
1 2 3

Вопрос №8. Предметом Конституционного права являются:
1) Основные права человека и гражданина.
2) Общественные отношения, в которых выражаются основные принципы общественного и государственного устройства.
3) Основы конституционного строя РФ и организации гос. власти.
1 2 3

Вопрос №9. Основным источником конституционного права является
1) Постановления пленума Верховного Суда РФ.
2) Указы Президента РФ.
3) Конституция РФ.
1 2 3

Вопрос №10. Федеральные Конституционные законы принимаются
1) Только по вопросам предусмотренным Конституцией РФ.
2) Только по вопросам Государственного устройства РФ.
3) Только по вопросам основ правового статуса граждан РФ.
1 2 3

Вопрос №11. На подинституты основные принципы отношений человека и государства и основные принципы устройства государства и организации государственной власти делится институт:
1) Основ конституционного стоя.
2) Права и свободы человека и гражданина.
3) Система органов государственной власти и местного самоуправления.
1 2 3

Вопрос №12. Конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются каждому человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан это:
1) Социально-экономические права и свободы.
2) Политические права.
3) Основные обязанности.
1 2 3

Занятие № 2

Вопрос №1. Организация высших органов государственной власти и порядок их образования это-
1) Организацию политической сил в государстве.
2) Форма правления.
3) Система сдержек и противовесов.
1 2 3

Вопрос №2. Территориальная организация гос.власти, соотношение государства как целого с его частями это -
1) Форма государственного устройства.
2) Разграничение предметов ведения.
3) Основные права и обязанности органов гос.власти и способы их взаимодействий с гражданами.
1 2 3

Вопрос №3. Политический режим государства характеризуется:
1) Степенью политической свободы в обществе, состоянием правового положения личности, методами и приемами с помощью которых осуществляется гос. власть.
2) Степенью присвоения и монополизации власти в определенном государстве.
3) Количеством политических партий в государстве.
1 2 3

Вопрос №4. Политический режим основанный на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей, одной безраздельно господствующей идее и организовать политическую власть так, чтобы она помогала реализации этой идее это-
1) Авторитаризм.
2) Тоталитаризм.
3) Демократия.
1 2 3

Вопрос №5. Российская Федерация существует в форме:
1) Полупарламентарной республики.
2) Президентской республики.
3) Полупрезидентской республики.
1 2 3

Вопрос №6. Одной из характеристик демократического государства является:
1) Стремление воплотить господствующую идею в жизнь.
2) Легитимность государственной власти.
3) Возможность присвоения власти.
1 2 3

Вопрос №7. Диктатура - это:
1) Форма организации государства, которая соответствует воле народа этого государства.
2) Правление лица или группы лиц, которые присваивают и монополизируют власть в определенном государстве, используя ее без ограничения.
3) Политический режим, который основан на личной или классовой диктатуре, гос. сласть сконцентрирована в руках одного человека (группы лиц) или в одном государственном органе, при снижении роли других институтов государства.
1 2 3

Вопрос №8. Государственно-правовое объединение, которое обеспечи-вает государственное единство всех входящих в его состав государств, сохраняя за ними определенную политико-юридическую самостоятельность это-
1) Федерация.
2) Унитарное государство.
3) Конфедерация.
1 2 3

Вопрос №9. Верховенство государственной власти, ее единство и независимость это-
1) Властные полномочия.
2) Суверенитет государства.
3) Высшие государственные органы.
1 2 3

Вопрос №10. Совокупность государственных учреждений посредством которых реализуются функции государства это-
1) Государственная власть.
2) Государственные органы.
3) Государственный аппарат.
1 2 3

Вопрос №11. Формой власти народа является:
1) Государственная власть.
2) Местное самоуправление.
3) Ответ 1 и 2.
1 2 3

Вопрос №12. Свобода политических мнений и политических действий это-
1) Политический плюрализм.
2) Политическая свобода.
3) Политическое многообразие.
1 2 3

Занятие № 3

Вопрос №1. Основанием возникновения основных прав и свобод граждан РФ является
1) Принадлежность к гражданству РФ.
2) Обладание определенным статусом (рабочего, собственника имущества и пр.)
3) Основные права и свободы в РФ касаются всех людей.
1 2 3

Вопрос №2. Основные права и свободы закрепляются в -
1) Федеральных конституционных законах.
2) Указах Президента РФ.
3) Конституции РФ.
1 2 3

Вопрос №3. Основным личным правом человека является -
1) Право частной собственности.
2) Право свободного передвижения, выбирать место пребывания и жительства.
3) Право на жизнь.
1 2 3

Вопрос №4. Политические права и свободы в РФ принадлежат:
1) Гражданам РФ.
2) Каждому человеку.
3) Гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства.
1 2 3

Вопрос №5. Условием принудительного отчуждения имущества для государственных нужд является:
1) Предварительное уведомление об изъятии имущества.
2) Предварительное и равноценное возмещение.
3) Предоставление аналогичного имущества в пользование.
1 2 3

Вопрос №6. Важнейшей обязанностью любого человека проживающего в РФ является.
1) Защита отечества.
2) Соблюдение Конституции и законов.
3) Участие в выборах.
1 2 3

Вопрос №7. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому:
1) От рождения.
2) С момента совершеннолетия.
3) Дееспособному гражданину.
1 2 3

Вопрос №8. Основные права и свободы гражданина Российской Федерации могут быть утрачены только вместе с утратой:
1) Дееспособности (ограничение или лишение).
2) Гражданства
3) Документа удостоверяющего личность.
1 2 3

Вопрос №9. Конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются каждому человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан это:
1) Политические права.
2) Основные обязанности.
3) Избирательные права.
1 2 3

Вопрос №10. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее:
1) Президент РФ.
2) Многонациональный народ РФ.
3) Органы государственной власти.
1 2 3

Вопрос №11. Право каждого определять и указывать свою национальную принадлежность относиться к правам:
1) Личным
2) Национальным
3) Политическим
1 2 3

Вопрос №12. Право на охрану государством достоинства личности относится к правам:
1) Социально-экономическим
2) Личным
3) Политическим
1 2 3

Занятие № 4

Вопрос №2. Референдум РФ проводится:
1) В субъекте РФ.
2) На всей территории РФ.
3) Ответ 1 и 2.
1 2 3

Вопрос №3. Право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления это-
1) Субъективное избирательное право.
2) Объективное избирательное право.
3) Избирательная система.
1 2 3

Вопрос №4. Избрание вышестоящих представительных органов государственной власти нижестоящими это-
1) Многостепенные выборы.
2) Прямые выборы.
3) Одноэтапные выборы.
1 2 3

Вопрос №5. Избрание кандидата, который получил наибольшее число действительных голосов по сравнению с другими кандидатами при условии, что избирательный кворум был обеспечен это-
1) Мажоритарная система относительного большинства.
2) Система пропорционального представительства.
3) Мажоритарная система абсолютного большинства.
1 2 3

Вопрос №6. Возраст активного избирательного права составляет:
1) 21 год.
2) 18 лет.
3) 20 лет.
1 2 3

Вопрос №7. Возрастной ценз для избрания президентами республик в составе РФ составляет:
1) 35 лет.
2) 40 лет
3) 30 лет.
1 2 3

Вопрос №8. Возрастной ценз для избрания депутатом Государственной Думы составляет.
1) 18 лет.
2) 21 год.
3) 25 лет.
1 2 3

Вопрос №9. В выборах участвуют.
1) Лица отбывающие наказание в местах лишения свободы, по вступившему в законную силу приговору суда.
2) Лица, находящиеся под стражей до вступления в законную силу приговора суда.
3) Иностранные граждане и лица без гражданства.
1 2 3

Вопрос №10. Общественное объединение, целью создания которого является политическая деятельность, участие в избирательных компаниях это:
1) Общественное движение.
2) Общественный фонд.
3) Политическая партия.
1 2 3

Вопрос №11. Решение принятое на местном референдуме:
1) Нуждается в утверждении главой муниципального образования.
2) Не нуждается в утверждении органами государственной власти.
3) Не подлежит официальному опубликованию.
1 2 3

Вопрос №12. Не допускаются пожертвования в избирательные фонды кандидатов и избирательных объединений со стороны:
1) Международных организаций и международных общественных движений.
2) Благотворительных организаций и религиозных объединений.
3) Ответ 1 и 2.
1 2 3

Занятие №5

Вопрос №1.Структура института местного самоуправления включает:
1)Организацию государственной власти в муниципальных образованиях.
2)Организацию местного самоуправления и основные положения о местном самоуправлении.
3)Конституционно-правовые основы организации органов гос.власти субъектов РФ.
1 2 3
Вопрос №2.Самостоятельное осуществление гос.власти находящимися в составе
РФ национально-государственными образованиями в пределах компетенции,
устанавливаемой федеральными органами гос.власти при участии соответствующей
автономной единицы-это
1)Автономия
2)Суверенитет нации
3)Местное самоуправление
1 2 3
Вопрос №3.Органы местного самоуправления:
1)Входят в систему органов государственной власти.
2)Не входят в систему органов государственной власти.
3)Частично входят в систему органов государственной власти.
1 2 3
Вопрос №4.Структура органов местного самоуправления определяется(в соответствии с конституцией РФ)
1)Населением самостоятельно
2)Главой местной администрации
3)Президентом РФ
1 2 3
Вопрос №5.Срок полномочий депутата,члена выборного органа местного самоуправления
выборного должностного лица местного самоуправления:
1)Не может быть меньше 1 года
2)Не может быть больше 3 лет
3)Не может быть меньше 2 лет
1 2 3
Вопрос №6.Глава муниципального образования и другие выборные должностные лица местного самоуправления подотчётны:
1)Представительному органу местного самоуправления
2)Населению
3)Ответ 1и2
1 2 3
Вопрос №7.Местное самоуправление осуществляется гражданами:
1)Путём референдумов.
2)Путём выборов и других форм прямого волеизъявления.
3)Ответ 1и2
1 2 3
Вопрос №8.Правовой статус органов местного самоуправления устанавливается:
1)Органами государственной власти.
2)Населением самостоятельно.
3)Конституцией РФ и федеральными законами.
1 2 3
Вопрос №9.Вопросы отнесённые законодательством к ведению органов
местного самоуправления могут рассматривать и решать:
1)Органы гос.власти когда эти вопросы связаны с обеспечением государственной и
общественной безопасности,общественного порядка,охраны здоровья населения,
защиты прав и свобод граждан.
2)Органы местного самоуправления.
3)Ответ 1 и 2
1 2 3
Вопрос №10.Местное самоуправление
1)Обязано выполнять решения органов государственной власти.
2)Не обязано выполнять решения органов государственной власти.
3)Обязано выполнять решения органов государственной власти
после утверждения главой местной администрации.
1 2 3
Вопрос №11.Имущество принадлежащее на праве собственности
городским и сельским поселением являются:
1)Муниципальной собственностью.
2)Собственностью субъектов РФ.
3)Федеральной собственностью.
1 2 3
Вопрос №12.Городские,сельские поселения и другие муниципальные образования
выступают в отношениях регулируемых гражданским законодательством-
1)На равных началах с гражданами и юридическими лицами.
2)С преимущественных позиций по отношению к юридическим лицам.
3)С преимущественных позиций по отношению к гражданам.
1 2 3
Занятие № 6

Вопрос №1. Верховную государственную власть в России осуществляют
1) Президент РФ, Федеральное собрание, Правительство РФ и суды РФ.
2) Президент РФ, Государственная дума РФ, Конституционный суд РФ.
3) Президент РФ, Верховный суд РФ, Конституционный суд РФ, Правительство РФ.
1 2 3

Вопрос №2. Судьи Верховного суда назначаются на должность:
1) Государственной думой РФ.
2) Президентом РФ.
3) Советом Федерации.
1 2 3

Вопрос №3. К судам общей компетенции относятся:
1) Верховный суд РФ, Верховные суды республик в составе РФ, суды краевые, областные, окружные, городов федерального значения, городские и районные суды и система военных судов.
2) Только Верховный суд РФ, городские суды, а также городские и районные суды и система военных судов.
3) Только Верховные суды республик в составе РФ, краевые, областные, окружные, городские суды, а также городские и районные суды и система военных судов.
1 2 3

Вопрос №4. Система судебных органов субъектов РФ (за исключением конституционных) устанавливается:
1) Федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ.
2) Международно-правовыми договорами.
3) Федеральным законодательством.
1 2 3

Вопрос №5. Генерального прокурора РФ назначает:
1) Совет Федерации по представлению Президента РФ.
2) Государственная дума по представлению Президента РФ.
3) Президент по представлению Председателя Правительства
1 2 3

Вопрос №6. Депутатские объединения, сформированные на основе общей партийной принадлежности это-
1) Депутатские группы.
2) Депутатские фракции.
3) Депутатские союзы.
1 2 3

Вопрос №7. Связанность деятельности депутата волей избирателей, выражаемая институтом наказов избирателей депутатам, подотчетностью депутата избирателям и возможностью отзыва депутата избирателями это-
1) Общенациональный мандат.
2) Императивный мандат.
3) Контрольный мандат.
1 2 3

Вопрос №8. Государственная власть в РФ осуществляется на основе конституционного принципа:
1) Обладания государственного органа властными полномочиями.
2) Государственного закрепления порядка создания государственного органа.
3) Разделения властей.
1 2 3

Вопрос №9. Президент принадлежит к:
1) Исполнительной власти
2) Законодательной власти.
3) Ни к одной из ветвей власти, а обеспечивает их функционирование.
1 2 3

Вопрос №10. Прокуратура РФ
1) Входит в систему исполнительной власти.
2) Входит в систему судебной власти.
3) Не входят ни в одну из ветвей власти.
1 2 3

Вопрос №11. Органы законодательной власти РФ и органы законодательной власти ее субъектов
1) Образуют единую систему законодательной власти.
2) Не образуют единую систему законодательной власти.
3) Связаны как целое с частным.
1 2 3

Вопрос №12. Государственные органы субъектов РФ-
1) Обладают всей полнотой государственной власти в пределах своего ведения и полномочий.
2) Обладают всей полнотой государственной власти наравне с федеральными органами.
3) Не обладают самостоятельностью в осуществлении государственной власти.
1 2 3

Занятие № 7

Вопрос №1. Возможность главы государства не подписывать закон, а передать его на повторное рассмотрение парламента это-
1) Право отлагательного вето.
2) Контрассигнатура.
3) Право обжалования.
1 2 3

Вопрос №2. В соответствии с Конституцией РФ 1993 г. гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина является:
1) Многонациональный народ РФ.
2) Президент РФ.
3) Правоохранительные органы.
1 2 3

Вопрос №3. Президент РФ избирается на срок:
1) 4 года.
2) 5 лет
3) 4,5 года.
1 2 3

Вопрос №4. Ценз оседлости для избрания президентом РФ составляет:
1) 5 лет.
2) 10 лет.
3) 15 лет.
1 2 3

Вопрос №5. Возрастной ценз для избрания Президентом РФ составляет:
1) не менее 25 лет.
2) не менее 45 лет
3) не менее 35 лет.
1 2 3

Вопрос №6. Администрацию Президента РФ формирует:
1) Президент РФ.
2) Председатель Правительства РФ.
3) Государственная дума.
1 2 3

Вопрос №7. Чрезвычайное положение в РФ или отдельных ее местностях может вводить:
1) Министерство обороны РФ.
2) Правительство РФ.
3) Президент РФ.
1 2 3

Вопрос №8. Президент РФ издает:
1) Постановления и распоряжения.
2) Распоряжения и Указы.
3) Указы и постановления.
1 2 3

Вопрос №9. Президент РФ приступает к исполнению полномочий с момента:
1) Избрания Президентом.
2) Принесения присяги.
3) Утверждения в должности Советом Федерации.
1 2 3

Вопрос №10. В случаях когда Президент РФ временно не в состоянии выполнять свои обязанности их временно исполняет:
1) Спикер Государственной думы РФ.
2) Председатель Верховного Суда РФ.
3) Председатель Правительства РФ.
1 2 3

Вопрос №11. Повторные выборы Президента РФ проводятся:
1) Не позднее чем через 3 месяца со дня первоначальных выборов.
2) Не позднее чем через 4 месяца со дня первоначальных выборов.
3) Не позднее чем через 5 месяцев со дня первоначальных выборов.
1 2 3

Вопрос №12. Вновь избранный глава государства вступает в должность:
1) На 30 день со дня официального объявления Центральной избирательной комиссией результатов выборов.
2) Непосредственно после официального объявления Центральной избирательной комиссией результатов выборов.
3) На 45 день со дня официального объявления Центральной избирательной комиссией результатов выборов.
1 2 3

Занятие № 8

Вопрос №1. Совет Федерации может рассмотреть принятый Государственной Думой федеральный закон в течении:
1) 21 дня
2) 10 дней
3) 14 дней
1 2 3

Вопрос №2. Представительным и законодательным органом РФ (в соответствии с Конституцией РФ) является:
1) Совет Федерации.
2) Президент РФ.
3) Федеральное собрание.
1 2 3

Вопрос №3. Согласительная комиссия может быть создана:
1) Для преодоления разногласий по федеральному закону, принятому Государственной Думой и отклоненному Советом Федерации.
2) Для преодоления разногласий по принятому федеральному закону, в процессе его исполнения.
3) Для преодоления разногласий в Государственной Думе в процессе принятия федерального закона.
1 2 3

Вопрос №4. Потребовать изменения или принятия новой Конституции могут:
1) Законодательные органы субъектов Федерации.
2) Председатель Конституционного суда РФ.
3) Группа численностью не менее 1/10 членов Совета Федерации.
1 2 3

Вопрос №5. Не могут быть пересмотрены федеральным собранием положения глав Конституции:
1) Конституционные поправки и пересмотр Конституции.
2) Устройство государства.
3) Местное самоуправление.
1 2 3

Вопрос №6. Федеральным органом законодательной власти является:
1) Правительство РФ, Президент РФ.
2) Конституционный суд РФ, Высший арбитражный суд РФ, Верховный суд РФ.
3) Федеральное собрание РФ.
1 2 3

Вопрос №7. Государственная дума состоит из:
1) 350 депутатов.
2) 400 депутатов.
3) 450 депутатов.
1 2 3

Вопрос №8. Государственная Дума РФ
1) Представляет все население РФ.
2) Состоит из депутатов, представляющих все субъекты РФ.
3) Состоит из назначаемых в установленном порядке должностных лиц.
1 2 3

Вопрос №9. Депутат Государственной Думы:
1) Осуществляет свои полномочия на профессиональной основе.
2) Является государственным служащим.
3) Считается занимающимся другой оплачиваемой деятельностью.
1 2 3

Вопрос №10. Заседание Совета Федерации считается правомочным если на нем присутствует не менее:
1) 1/2 от общего числа депутатов.
2) Не менее 2/3 от общего числа депутатов.
3) Не менее 1/3 от общего числа депутатов.
1 2 3

Вопрос №11. Заседания Совета Федерации проводятся:
1) Не реже 1 раза в месяц.
2) Не реже 1 раза в любые три следующие друг за другом недели.
3) Не реже 1 раза в две недели.
1 2 3

Вопрос №12. Вспомогательный орган Федерального Собрания, осуществляющий контроль за исполнение федерального бюджета это-
1) Бюджетная комиссия.
2) Министерство финансов РФ.
3) Счетная палата РФ.
1 2 3

Занятие № 9

Вопрос №1. Систему федеральных органов исполнительной власти возглавляет:
1) Президент РФ.
2) Правительство РФ.
3) Федеральное собрание.
1 2 3

Вопрос №2. Органы исполнительной власти РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти РФ
1) По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ
2) В пределах исключительного ведения РФ
3) В пределах исключительного ведения субъектов РФ
1 2 3

Вопрос №3. Решение об отставке Правительства РФ принимает:
1) Председатель Правительства РФ.
2) Совет Федерации.
3) Президент РФ.
1 2 3

Вопрос №4. Правительство возглавляет:
1) Президент РФ.
2) Председатель Правительства.
3) Кабинет министров.
1 2 3

Вопрос №5. Правительство РФ осуществляет:
1) Исполнительную власть.
2) Судебную власть
3) Законодательную и исполнительную власть.
1 2 3

Вопрос №6. Органы исполнительной власти (за исключением глав исполнительной власти) формируются-
1) Выборным путем.
2) Невыборным путем.
3) Возможны оба варианта.
1 2 3

Вопрос №7. По объему полномочий органы исполнительной власти подразделяются на -
1) Органы общей компетенции и органы специальной компетенции.
2) Органы правоустанавливающие и органы правоизменяющие.
3) Ведомственные и подведомственные.
1 2 3

Вопрос №8. Федеральных министров назначает:
1) Президент РФ по предложению Председателя Правительства РФ.
2) Президент РФ с согласия Государственной Думы.
3) Председатель Правительства РФ с согласия Государственной Думы.
1 2 3

Вопрос №9. Определение политического курса Правительства РФ, обеспечение его единой системы и контроль за деятельностью его органов осуществляет:
1) Президент РФ.
2) Федеральное Собрание РФ.
3) Само Правительство РФ.
1 2 3

Вопрос №10. Совместная деятельность Правительства и Президента РФ регламентирована решениями:
1) Правительства РФ.
2) Президента РФ.
3) Ответ 1 и 2.
1 2 3

Вопрос №11. Меры по обеспечению реализации внешней политики РФ осуществляет:
1) Президент РФ.
2) Правительство РФ.
3) Федеральное собрание РФ.
1 2 3

Вопрос №12. Деятельность Правительства Регулируется:
1) Федеральным конституционным законом.
2) Федеральным законом.
3) Законом.

Способ организации и осуществления власти на местах, который обеспечивает самостоятельное решение гражданами

1. Порядок выборов определяется конституционно-правовыми нормами, которые в своей совокупности образуют
++/ответ/++ избирательное право
источники избирательного права
структуру избирательного права
избирательную систему

2. Порядок определения результатов голосования, при котором распределение мандатов между партиями, выставившими своих кандидатов в представительный орган, производится пропорционально полученному ими количеству голосов, - это
++/ответ/++ пропорциональная избирательная система
мажоритарная система абсолютного большинства

мажоритарная система

3. Порядок формирования и численный состав парламентов республик в составе РФ определяется: 1) конституциями республик; 2) законами республик о выборах; 3) Президентом РФ; 4) Правительством РФ
++/ответ/++ 1, 2
1, 2, 3, 4
1, 2, 3
3, 4

4. Право законодательной инициативы принадлежит: 1) Президенту РФ; 2) Совету Федерации; 3) членам Совета Федерации; 4) депутатам Государственной Думы; 5) Правительству РФ
++/ответ/++ 1, 2, 3, 4, 5
1, 2, 4, 5
1, 2, 5
1, 2, 3, 4

5. Право избираться в выборные органы государства и местного самоуправления - это
++/ответ/++ пассивное избирательное право
активное избирательное право
избирательное право (в объективном смысле)
избирательное право (в субъективном смысле)

6. Представительный и законодательный орган РФ, состоящий из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы, различающихся по своему статусу, кругу полномочий и способу формирования, - это
++/ответ/++ Федеральное Собрание РФ
законодательные (представительные) органы субъектов РФ
Счетная палата РФ
Правительство РФ

7. Президент РФ: 1) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; 2) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; 3) принимает решение об отставке Правительства РФ; 4) формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, статус которого определяется Федеральным законом; 5) осуществляет управление федеральной собственностью
++/ответ/++ 1, 2, 3, 4
1, 2, 3
3, 4, 5
1, 2, 3, 4, 5

8. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном
++/ответ/++ Федеральным конституционным законом
Постановлением Правительства РФ
Указом Президента РФ
Федеральным законом

9. Связанность деятельности депутата волей избирателей, выражаемая институтом наказов избирателей депутатам, подотчетностью депутата избирателям и возможностью отзыва депутата избирателями, - это
++/ответ/++ императивный мандат
общий мандат
специальный мандат
свободный мандат

10. Система выборов, при которой избранным считается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов, то есть более половины от общего их числа, - это
++/ответ/++ мажоритарная система абсолютного большинства
пропорциональная избирательная система
мажоритарная система
мажоритарная система относительного большинства

11. Система органов государственной власти состоит из: 1) органов законодательной власти; 2) органов исполнительной власти; 3) органов судебной власти; 4) средств массовой информации
++/ответ/++ 1, 2, 3
1, 4
2, 3
1, 2, 3, 4

12. Систему органов прокуратуры составляют: 1) Генеральная прокуратура РФ; 2) прокуратуры республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных округов, автономной области; 3) прокуратуры городов; 4) прокуратуры районов
++/ответ/++ 1, 2, 3, 4
4
1, 2, 4
1, 2, 3

13. Совокупность органов, образуемая в соответствии с принципом разделения властей в установленном Федеральным законом порядке, осуществляющих государственную власть в субъекте Российской Федерации - это
++/ответ/++ система органов государственной власти субъекта РФ
виды органов государственной власти РФ
структура органов государственной власти РФ
органы государственной власти РФ

14. Способ организации и осуществления власти на местах, который обеспечивает самостоятельное решение гражданами вопросов местного значения через представительные (выборные) органы власти, местную администрацию - это
++/ответ/++ местное самоуправление
структура местного самоуправления
финансовая система местного самоуправления
гарантии местного самоуправления

15. Статус столицы Российской Федерации устанавливается
++/ответ/++ Федеральным законом
распоряжением Правительства РФ
Указом Президента РФ
Федеральным конституционным законом

36. Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения (одобрена коллегией Главархива СССР 27 апреля 1988 г., приказ Главархива СССР от 25 мая 1988 г. № 33); ГОСТ Р 7.0.8-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения.

37. ГОСТ Р 51141-98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения.

38. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов. Методические рекомендации по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003.

39. См.: ЕрмолаеваА.В. Документационное обеспечение деятельности органов государственной власти в постсоветский период: тенденции и перспективы развития // Вестник РГГУ. Серия «Документалистика. Документоведение. Архивоведение». 2014. № 2 (124). С. 105.

40. Сравнительное избирательное право: учеб. пособие. М. : НОРМА, 2003. С. 106-107.

41. Там же. С. 107.

42. Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств: документы и материалы / отв. ред. Лысенко В.И. М. : РЦОИТ, 2008. С. 413.

43. См.: Турищев С.В. О совершенствовании законодательной регламентации порядка сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата // Законность и правопорядок в современном обществе. 2010. № 2-1. С. 198.

44. ГОСТ Р 7.0.8-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения.

45. Апелляционное определение Смоленского областного суда от 26 августа 2014 г. по делу № 33-3421/2014.

46. См.: Фурса Е.А. Что такое «подпись избирателя»: уголовно-правовой анализ // Законность и правопорядок в современном обществе. 2010. № 1. С. 322.

47. ГОСТ Р 7.0.8-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения.

48. ГОСТ Р 51141-98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения.

49. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов. Методические рекомендации по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003.

50. ГОСТ Р 7.0.8-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения.

51. Там же.

52. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 r. № 95-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3012; 2016. № 26 (ч. I). Ст. 3889.

53. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 10. Ст. 357. Собрание законодательства РФ. 2016. № 27 (ч. II). Ст. 4293.

54. См.: Турищев С.В. О совершенствовании законодательной регламентации порядка сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата. С. 199.

55. См.: Серегина В.В. Правовая база правоограничений // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 12. С. 36.

56. См.: Советников И.В. Злоупотребления правом в избирательном процессе. М. : ЧеРо, 2010. 124 с.

57. Очерки по истории выборов и избирательного права: учеб. пособие. Калуга: Символ, 2002. С. 547.

58. Canada Elections Act 2000. URL: http://laws. justice.gc.ca.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНАЯ ВОЛЯ ИЗБИРАТЕЛЕЙ И ОЦЕНОЧНЫЕ ПОНЯТИЯ

В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРАВЕ

А.А. Макарцев, кандидат юридических наук, доцент

Развитие современного российского избирательного права демонстрирует тенденцию, при которой каждый последующий федеральный закон, устанавливающий основные гарантии избирательных прав граж-

дан России, является менее абстрактным и более конкретным по сравнению с его предшественником. Вместе с тем в литературе отмечается, что действующие основополагающие нормативные правовые акты в

этой сфере содержат значительный объем оценочных понятий, под которыми понимаются высокоабстрактные категории права, заключающие в себе различные эмпирические свойства явлений путем закрепления их правозначимых типов, которые имеют относительно-определенное содержание и конкретизируются правоприменителями на основе усмотрения. Именно в оценочных суждениях в нормативных правовых актах выражается отношение к правовым ценностям. Выделяются следующие предпосылки закрепления оценочных понятий в избирательном законодательстве: 1) необходимость опосредования в правовых предписаниях дискреционных полномочий правоприменителей; 2) необходимость обеспечения полноты правового регулирования избирательных отношений; 3) необходимость отражения в правовых предписаниях явлений морального, этического и нравственного характера. Наличие оценочных понятий в избирательном законодательстве может объясняться и субъективными предпосылками, к которым относятся существование определенных нормотворческих традиций и устоявшихся приемов законодательной техники, недостаточное критическое заимствование понятийного аппарата из ранее действовавшего законодательства, а также недостаточная степень развития юридической науки и определенные недостатки практики создания и применения правовых предписаний . Можно согласиться с М.И. Бару, который отмечал, что оценочные понятия являются своеобразным способом выражения воли законодателя . Оценочные понятия конкретизируются в процессе правоприменения в каждом отдельном случае и позволяют правоприменительному органу или должностному лицу возможность самостоятельной оценки фактов с обязательным соблюдением тех общих критериев или признаков, которые предусмотрены в этом оценочном по-|П нятии . В.Б. Гончаров и В.В. Кожевников подчеркивают, что выбор правопримените-

лем решения должен быть связан с целью, которая либо указывается законодателем, либо вытекает из смысла закона .

Признаки оценочных понятий в гражданском праве, выделенные Р.М. Нигматдино-вым, можно распространить и на оценочные понятия, существующие в избирательном законодательстве. Во-первых, оценочные категории отражают абстрактные явления, установить признаки которых исчерпывающим способом невозможно или весьма затруднительно и не всегда целесообразно с точки зрения правового регулирования. Во-вторых, в оценочных категориях обобщаются различные неоднородные факты, явления, находящиеся в сфере правового регулирования. В-третьих, в ходе реализации предписаний закона, включающих оценочные категории, правоприменяющий субъект самостоятельно определяет содержание такой категории с учетом обстоятельств конкретного дела. В-четвертых, особую роль в процессе применения оценочной категории играет фактор оценки конкретной ситуации . Наличие в законодательстве большого количества оценочных понятий порождает множество правовых споров, затрудняющих процесс правоприменения. Особенно много таких споров связано с оценочными понятиями, относящимися к выявлению действительной воли избирателей, что непосредственно влияет на легитимность процесса формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления .

Использование законодателем оценочного понятия «действительная воля избирателей» позволяет при оценке результатов голосования принять во внимание все нарушения, произошедшие в период избирательной кампании. Но при этом у лица, разрешающего дело, появляется возможность самому определить объем доказательств, соотносимых с конкретным правонарушением. Единственным элементом, который не может быть ни в коем случае исключен из объема доказательственной базы, являются количественные показатели выборов,

которые находят отражение в документах соответствующих избирательных комиссий. Так, именно посредством анализа количественных показателей выборов в различных странах мира германский профессор Д. Нолен определял уровень их демократичности . Подобный подход получил развитие и при изучении избирательной практики по выборам президента США .

Изучение элементов, которые связывают избирательное право с другими отраслями знаний, является одним из направлений исследовательской деятельности, которая активно ведется в отечественной и зарубежной правовой науке, в связи с чем появляется довольно много исследований на стыке отраслевых наук . В избирательном праве эта тенденция проявилась в изучении на основе математического анализа количественных показателей выборов . Начало использования математических средств для анализа избирательного процесса связывают с американским профессором Джоном Банзафом. В одной из своих работ он подверг критике механизмы организации выборов городского совета Нью-Йорка, в ходе которых был нарушен ряд принципов избирательного права. Являлась юристом, он «перевел этот (в существенной степени математический) вопрос в политическую плоскость, однозначно высказавшись о том, что реализованная таким методом система голосования нарушала американскую конституцию. Такое переплетение математики и политики стимулировало огромный интерес к проблеме весового голосования среди теоретиков и практиков» . Индекс Банзафа в настоящее время используется для оценки не только результатов выборов, но и для оценки влияния фракций в представительном органе . Отечественными специалистами в сфере избирательного права количественным показателям выборов также придается важное значение. Традицией стало издание сборников, содержащих электоральную статистику выборов, как на федеральном уровне , так и на уров-

не субъектов Российской Федерации и местного самоуправления .

Несоответствие, имеющееся, по мнению одного из субъектов избирательного права, в количественных показателях, может являться основанием для признания выборов недействительными. По мнению ряда ученых, теоретически даже один неправильно поданный или неправильно подсчитанный голос способен привести к невозможности с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей . Необходимо отметить, что количественных показателей выборов иногда может быть недостаточно для обоснования результирующих выводов правоприменителей, но эти показатели всегда занимают в них центральное место. Фактически цифровые обозначения выборов являются единственным и всегда принимаемым судом доказательством, которое используется для обоснованности судебных решений. Ведь даже итоги голосования представляют собой лишь количественные показатели голосования по различным позициям.

Многие элементы избирательной кампании находят отражение в числовых обозначениях. К ним можно отнести число голосов, поданных за конкретных кандидатов, количество зарегистрированных избирателей или избирателей, принявших участие в голосовании, и т. д. Многообразие этих элементов делает необходимым их обобщение в категории «количественный фактор», под которым можно понимать количественные показатели, характеризующие избирательные отношения и непосредственно связанные с результатами выборов.

Избирательные правонарушения, не позволяющие выявить действительную волю избирателей на выборах, характеризуются количественной и качественной стороной . В связи с этим при анализе количественного фактора необходимо принимать во внимание и иные разнообразные факты, которые имеют отношение к избирательной кампании и находят закрепление в документах. Анализ

и обобщение практики толкования и понимания этих документов судом позволяют вывести концепцию определения справедливого характера выборов. Но при этом необходимо отметить, что суд, работая с избирательными документами, довольно часто ограничивается при рассмотрении дела лишь заявленными требованиями. Так, в решении суда общей юрисдикции Ордынского района Новосибирской области от 27 апреля 2009 года обращается внимание на то, что доводы, на которые ссылается заявитель, о нарушении порядка голосования вне помещения не нашли подтверждения в ходе судебного разбирательства. Одним из нарушений, по мнению заявителя, являлось несоответствие количества избирателей, записанных в реестре как проголосовавшие вне помещения для голосования, количеству реально проголосовавших избирателей .

Суд отметил, что «согласно реестру заявлений избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования на избирательном участке № 268 и представленным заявлениям, которые были исследованы в судебном заседании, всего проголосовали 70 избирателей... При этом в реестре заявлений избирателей дважды указана Ф., однако, как установлено в судебном заседании, в реестре не указано заявление С., всего вне помещения проголосовали 70 избирателей». Суд не посчитал указание фамилии избирателя Ф. в реестре дважды существенным нарушением. При этом суд сделал вывод, что именно это компенсировало отсутствие в реестре заявления С.

В правовой науке и избирательной практике до сих пор нет единого подхода в работе с количественным фактором. Используемые для его анализа средства напрямую связаны с целью, которую конкретный правоприменитель ставит перед собой. Примером, подтверждающим данный вывод, является решение Молчановского районного суда Томской пп области от 19 февраля 2008 года , в соответствии с которым были признаны недей-

ствительными выборы главы Молчановского района, проведенные 2 декабря 2007 года. Судом при рассмотрении дела было установлено, что в ходе проведения оспариваемых выборов имели место нарушения законодательства: за избирателей голосовали другие лица, не соблюдались правила голосования вне помещения для голосования, осуществлялся подкуп избирателей. В судебном решении обращалось внимание на то, что установить действительную волю четырнадцати избирателей не представляется возможным, а воля одного избирателя была учтена избирательной комиссией незаконно, так как он не обладал активным избирательным правом (в судебном решении не нашло отражение, за кого он голосовал). Голоса избирателей, содержание волеизъявления которых установить было невозможно, суд отнял от общего количества голосов, полученных победителем - кандидатом С. В связи с этим суд принял решение о признании результатов выборов недействительными.

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в кассационном определении от 9 апреля 2008 года делает более четкий вывод: «Учитывая, что за кандидата С. проголосовало 4 068 избирателей (из 8 114 принявших участие в голосовании), из которых в отношении четырнадцати невозможно установить действительную волю избирателей, а воля одного избирателя учтена избирательной комиссией незаконно, нельзя утверждать, что кандидат преодолел установленный барьер», то есть набрал более половины голосов избирателей. В связи с этим, по мнению Судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда, решение суда первой инстанции о признании выборов недействительными является мотивированным и обоснованным .

В соответствии со статьей 77 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в случае, если допущенные нарушения не позволяют с

достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, суд может признать итоги голосования и результаты выборов недействительными. Именно невозможность установить содержание волеизъявления четырнадцати избирателей, что составляет 0,17 % от общего числа проголосовавших (0,34 % от числа проголосовавших за кандидата С.), и незаконно учтенная воля одного избирателя, по мнению суда, являются нарушениями, которые не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

В решении также не находит отражения логика суда по вопросу отнесения четырнадцати голосов избирателей именно к голосам, полученным кандидатом С. В ходе судебного разбирательства некоторые из этих избирателей говорили о том, что их просили проголосовать за кандидата С., но суд в конечном итоге признал невозможность установить действительную волю этих избирателей. В связи с этим было бы логично разделить данные голоса между всеми кандидатами, а не относить их к голосам, набранным кандидатом С. Для судебного органа приоритетной целью в ходе рассмотрения дела стало не определение итогов выборов, а установление действительной воли всех избирателей. Достижение обеих целей в этом случае было невозможным. В итоге воля 8 100 избирателей (99,82 %), хотя и была выражена в соответствии с законом, не повлияла на общие результаты волеизъявления.

Использование количественного фактора как доказательства в пользу изменения или неизменения, по сравнению с начальными данными, результатов выборов влечет увеличение его объема в качестве доказательственной базы. Так, возможным средством обоснования объективности результатов голосования по одним выборам может быть использование количественных результатов других выборов, проводившихся на территории данного округа. Это проявилось в ходе судебного разбирательства, связанного с результатами выборов главы муниципального образования Новосибирского района Новосибирской области.

28 октября 2004 года решением избирательной комиссии муниципального района гражданин Н. был зарегистрирован кандидатом на должность главы муниципального образования Новосибирского района. 29 ноября

2004 года решением Федерального суда общей юрисдикции Центрального района г. Новосибирска его регистрация была отменена. 5 декабря 2004 года прошли выборы главы муниципального образования, на которых победил кандидат С., набравший 19 132 голоса избирателей (58 % от общего числа избирателей муниципального образования, принявших участие в голосовании, и 23,5 % от числа избирателей, зарегистрированных на территории муниципального образования). Всего в голосовании приняли участие 33 037 избирателей (40,23 %) .

16 декабря 2004 года Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда отменила решение Федерального суда общей юрисдикции Центрального района г. Новосибирска об отмене регистрации кандидата Н. . Последний 2 декабря

2005 года обратился в Федеральный суд Центрального района г. Новосибирска с заявлением признать выборы главы муниципального образования Новосибирского района Новосибирской области недействительными, так как его неучастие в выборах не позволяет с достоверностью определить волеизъявление избирателей. Заинтересованным лицом в судебном процессе был заявлен победитель избирательной кампании. В конечном итоге Н. отказался от заявленных требований и признал результаты выборов законными. Но в данном случае интересна логика доказывания действительности выборов. Представитель избранного главы муниципального района использовал в качестве доказательства количество голосов, полученных Н. в ходе прошедших в декабре 2005 года выборов Новосибирского областного совета депутатов, когда Н. был повторно избран депутатом по округу, находящемуся на территории муниципального района.

Представитель победителя избирательной кампании не оспаривал наличие незаконного отказа в регистрации, но заявил, что этот факт не повлиял на процесс выявления действительной воли избирателей. В ходе выборов кандидат С. набрал необходимое для победы количество голосов. Реальное предпочтение избирателей, оказанное избранному главе района, косвенно находит подтверждение в количестве голосов избирателей, набранных Н. в ходе выборов Новосибирского областного совета депутатов. Существенная часть муниципального района вошла в состав пятнадцатого округа по выборам Новосибирского областного совета депутатов. На этой территории было образовано одиннадцать избирательных участков. Только в двух из них, там, где проживает и работает Н., он являлся победителем, а на остальных избирательных участках, входящих в состав муниципального района, победил другой кандидат, набравший голосов в два раза больше, чем Н. И этот результат был достигнут несмотря на то, что Н. являлся депутатом данного округа четыре года. Вследствие этого был сделан вывод о том, что Н., участвуя в выборах главы муниципального образования, не мог набрать голосов больше, чем кандидат С. Данные материалы позволяют высказать мнение, что использование количественного фактора в качестве доказательства может привести к увеличению его объема в рамках конкретного избирательного спора.

В заключение необходимо отметить, что злоупотребление оценочными понятиями в избирательном законодательстве создает правоприменителю дополнительную возможность различного толкования правовых норм. В связи с этим именно правосознанию конкретного правоприменителя отводится большая роль в установлении содержания оценочного понятия. Выделение категории «количественный фактор» позволяет провести обобщение числовых характеристик избирательного процесса и выработать ме-

тодологические основы работы с ними. Количественный фактор занимает центральное место в системе доказательственной базы справедливости выборов, не являясь при этом стабильной категорией. Объем и содержание количественного фактора, используемого для обоснования судебного решения, определяются правоприменителем самостоятельно.

Проблема содержания количественного фактора напрямую связана с оценкой контрольными органами правонарушений, совершаемых в ходе выборов. Как показал анализ судебной избирательной практики, в настоящее время отсутствует система, концепция работы с количественным фактором, которая могла бы реализовываться правоприменителем в ходе работы с ним. При этом можно согласиться с мнением, существующим в отечественной правовой науке, что при установлении стандарта оценочного понятия, каковым и является количественный фактор, следует принимать во внимание, что этот стандарт всегда будет носить примерный характер.

В связи с этим разработка концепции работы с количественным фактором ускорит закрепление в избирательных законах цели их правового регулирования, на достижение которой должны быть направлены механизмы правоприменения и средства оценки его процесса. Это предоставит правоприменителю возможность правильно определить для себя цель правового регулирования и, как следствие, выработать критерии оценки количественного фактора, среди которых должны быть как правовые, то есть закрепленные в законодательстве, аспекты, так и неправовые, связанные с моральными аспектами избирательного процесса, психической саморегуляцией избирателей. Приоритетной целью в ходе работы с количественным фактором на выборах должно быть установление их итогов на основании результатов голосования большинства избирателей, принявших в нем участие.

1. См.: Миронов А.В. Оценочные понятия в избирательном законодательстве Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владивосток, 2004. С. 10, 14.

2. См.: Бару М.И. Оценочные понятия в трудовом законодательстве // Советское государство и право. 1970. № 7. С. 104.

3. См.: Миронов А.В. Оценочные понятия в избирательном законодательстве Российской Федерации. Иркутск: Ин-т законодательства и правовой политики, 2005. С. 32.

4. См.: ГончаровВ.Б., КожевниковВ.В. Проблема усмотрения правоприменяющего субъекта в правоохранительной сфере // Государство и право. 2001. № 3. С. 51.

5. См.: НигматдиновР.М. Проблема правовых понятий и оценочных категорий в гражданском процессуальном праве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2004. С. 5.

6. См.: Аврутин Ю.Е. Государство и право. Теория и практика. М. : ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007. С. 224.

7. См.: Dieter Nohlen. Wahlrecht und Parteiensystem. Zur Theorie und Empirie der Wahlsysteeme. Verlag Barbara Budrich Opladen & Farmington Hills, 2007. S. 360, 366367, 386.

8. См.: Griffith B.E. America votes! : a guide to modern election law and voting rights. American Bar Association, 2008. Р. 23-35.

9. См.: Улен Т.С. Теория рационального выбора в экономическом анализе права // Вестник гражданского права. М. : ООО «Издат. дом В. Ема», 2011. Т. 11. № 3. С. 276.

10. См.: Проблемы выбора: теория и приложения. Сборник работ ИСА РАН по теме «Разработка математических методов для анализа данных построения моделей в задачах выбора» / под. ред. О.А. Косова и Л.А. Шоломова. М. : Эдиториал УРСС, 1998. 96 с.; Клима Р.Э., Ходж Дж. К. Математика выборов. М. : МЦНМО, 2007. 224 с.

11. См.: Проблемы выбора: теория и приложения. Сборник работ ИСА РАН по теме «Разработка математических методов для анализа данных построения моделей в задачах выбора». С. 5-6.

12. См.: Алескеров Ф.Т., Кравченко А.С. Распределение влияния фракций в Государственных думах Российской империи (1905-1917 гг.). М. : Государственный университет ВШЭ, 2005. С. 3.

13. См., например: Выборы Президента Российской Федерации. 2008: сборник информационно-аналитических материалов / Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. М. : СитиПрессСервис, 2008. 328 с.; Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва. 2007: сборник информационно-аналитических материалов / Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. М. : СитиПрессСервис, 2008. 480 с. и др.

14. См., например: Выборы депутатов Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области. 14 апреля 2002 года. Электоральная статистика / под. общ. ред. В.Д. Мостовщикова. Екатеринбург, 2002. 60 с.; Выборы депутатов Новосибирского областного совета депутатов четвертого созыва. 11 декабря 2005 г. Избирательная практика, аналитика и электоральная статистика / под общ. ред. Т.И. Алексенко. Новосибирск, 2006. 316 с.; Выборы депутатов Законодательного Собрания Кировской области четвертого созыва 12 марта 2006 г. : электоральная статистика / под рук. Ф.А. Урванцева. Киров, 2006. 192 с. и др.

15. См., например: Выборы органов городского самоуправления Новосибирска 2004-2005 / под общ. ред. Ю.Ф. Петухова, О.А. Благо. Новосибирск, 2005. 216 с.; Муниципальные выборы в Новосибирской области 5 декабря 2004 г. / под общ. ред. Т.И. Алексенко. Новосибирск, 2006. 194 с.; Выборы главы города Красноярска и депутатов Красноярского городского Совета депутатов 2 марта 2008 г. / под общ. ред. А.Г. Лисовской. Красноярск, 2008. 158 с.; Выборы депутатов Совета депутатов города Новосибирска 14 марта 2010 г. / под общ. ред. Ю.Ф. Петухова, О.А. Благо. Новосибирск, 2010. 164 с. и др.

16. См.: Алехичева Л.Г., Постников А.Е. Признание недействительными итогов голосования и результатов выборов: правовые проблемы // Журнал российского права. 2001. № 6. С. 28.

17. См.: Миронов А.В. Оценочные понятия в избирательном законодательстве Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владивосток, 2004. С. 11.

18. Решения Суда общей юрисдикции Ордынского района Новосибирской области по заявлению об отмене решения территориальной избирательной комиссии Ордынского района Новосибирской области об итогах голосования по досрочным выборам Главы Ордынского района Новосибирской области по делу № 33-3168/2009 г. // Архив Избирательной комиссии Новосибирской области.

19. Решение Молчановского районного суда Томской области от 19 февраля 2008 г. по делу № 33-576/08 // Архив Избирательной комиссии Томской области.

20. Кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 9 апреля 2008 г. № 33-576/08 // Архив Избирательной комиссии Томской области.

21. Решение избирательной комиссии муниципального образования Новосибирского района от 6 декабря 2004 г. № 14/40 «О результатах выборов главы Новосибирского района Новосибирской области». URL: http: // sr.nso.ru/izber/Pages/default.aspx (дата обращения: 10.01.2008).

22. Кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 16 декабря 2004 г. по делу № 33-3954/04 // Архив Новосибирской городской муниципальной избирательной ко- 2J

Федеральное Собрание состоит из граждан-парламентариев. В одной из палат они называются членами Совета Федерации, в другой – депутатами Государственной Думы. Основы правового положения парламентариев Федерального Собрания регулируются Конституцией РФ (ст.97,98, отчасти ст.109 и др.) и Федеральным законом «О статусе членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ».

Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы и член Совета Федерации не могут быть депутатами иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации работают на профессиональной постоянной основе. Они не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Общемировая практика знает два подхода к определению характера депутатского мандата. Императивный мандат означает связанность деятельности депутатов волей избирателей. Это выражается в существовании института наказов избирателей и в возможности отзыва депутата избирателями, если он не оправдывает их доверия.

Свободный мандат означает, что депутат считается представителем всей нации, а потому не может быть юридически связан волей избирателей, следовательно, институт досрочного отзыва депутата отсутствует.

В Конституции РФ нет прямого указания на характер мандата наших парламентариев, но так как институт отзыва депутатов Государственной Думы отсутствует, можно сделать вывод о том, что он ближе к свободному мандату.

Парламентарии – члены коллегиальных органов. Поэтому важнейшей формой их деятельности является участие в заседании соответствующей палаты. Вместе с тем они участвуют в работе соответствующих комитетов и комиссий палат, согласительных комиссий, в выполнении поручений палат и их органов, в парламентских слушаниях. Они вправе обращаться с депутатским запросом. Депутатский запрос – это обращение парламентария или группы парламентариев к органам исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, к высшим должностным лицам и к руководителям органов местного самоуправления с требованием о предоставлении информации по вопросам, входящих в компетенцию этих органов.

Парламентарии имеют преимущественное право выступать по вопросам своей деятельности в средствах массовой информации, право на прием в первоочередном порядке должностными лицами, право на получение всей официальной информации.

Федеральный закон предусматривает установление дополнительных социальных и материально-финансовых гарантий депутатской деятельности.

Однако важнейшей гарантией деятельности парламентариев является их неприкосновенность, которая закрепляется ст.98 Конституции. Они не могут быть задержаны, арестованы и подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении неприкосновенности конкретных парламентариев решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Парламента.

В российском конституционном праве не употребляется термин парламентский индемнитет (неответственность). Тем не менее в федеральном законе о статусе парламентариев говорится, что они не могут быть привлечены к уголовной и административной ответственности за высказанные мнения, позицию при голосовании, другие действия, соответствующие статусу парламентария, в том числе и после того, как они перестанут быть парламентариями.

Наряду с правами законодательство закрепляет за парламентариями и обязанности, среди них: постоянная связь депутатов Государственной Думы с избирателями, представление в соответствующую палату декларации о своих доходах и об изменении своего имущественного положения, соблюдение правил депутатской этики.



 

Возможно, будет полезно почитать: