Виды юридической ответственности по административному праву. Понятие и характерные черты

ПЛАН:

1. Ответственность по административному праву. - 3

2. Историческое развитие, понятие, основные

признаки, основание и особенности админис-

тративной ответственности. - 7

3. Освобождение от административной ответ-

ственности. - 14

4. Отличие административной ответственности

от других видов юридической ответственности. - 16

5. Понятие юридического состава административ-

ного правонарушения. - 17

6. Действие законодательства об ответственности

за административные правонарушения. - 19

7. Использованная литература. - 20

1. Ответственность по административному праву.

Данная курсовая работа посвящена одной из важных тем правовой науки - юридической ответственности и в частности, ее разновидности - административной ответственности. Конечно, я не беру на себя смелость полностью раскрыть эту тему (вероятно такое под силу лишь ученому), но считаю необходимым упомянуть об основных составляющих юридической ответственности, дать наиболее встречающим образом, совершение правонарушения переводит субьекта права из сферы регулятивных правоотношений позитивной ответственности в сферу охранительных правоотношений негативной ответственности.

"К пониманию правовой ответственности во всем ее обьёме, то есть как позитивной, так и ретроспективной, к необходимости изучения этих двух аспектов ответственности советская юридическая науки пути ее обеспечения" понятие "ответственность" прежде всего означает выбор такой линии поведения, которая соответствует необходимости.

На всех стадиях правового регулирования общественных отношений юридическая ответственность является необходимым стимулятором правомерного поведения, содействует воспитанию чувства нравственного, политического и правового долга перед обществом и государством, повышению общественно-политической активности каждого гражданина.

Законодательство об ответственности постоянно совершенствуется. Идеи полной ответственности, ее неотвратимости, справедливости и гуманности находят все большее применение в законодательстве, хотя вместе с тем стало больше объективных препятствий для их реализации.

Юридическая ответственность проявляется как государственное принуждение, осуществляемое компетентными государственными органами в отношении нарушителя правовых норм. При отсутствии соответствующего акта компетентного органа юридическая ответственность не наступает.

Ответственность - многоплановое и сложное социальное явление. Она включает в себя сознание своего долга, сформулированного в социальных нормах, и сообразное с этим поведение, оценку поведения и его социально значимых последствий, наложение взысканий от имени государства, общественной организации, коллектива за поведение, отклоняющееся от нормы, и компенсацию ущерба, причиненного неправильным поведением.

Ответственность несут и субъекты, и объекты управления. Она связана с задачами, функциями, правами и обязанностями каждого из них. Применительно к органам управления и должностным лицам она тесно связана с компетенцией. Когда принимается решение, должно быть совершенно ясно, кто несет за него ответственность.

И точно так же должно быть ясно, кто несет ответственность, если назревшее решение не принимается или затягивается.

Эти положения приобрели еще большую актуальность в современных условиях, на крутом переломе в жизни страны, когда поставлена цель достичь качественно нового состояния общества.

От каждого органа государственного управления, от каждого трудового коллектива сейчас требуется способность действовать инициативно, анализировать реально происходящие процессы, выявлять назревшие проблемы, своевременно и правильно их разрешать.

Институт юридической ответственности, социальной ответственности в целом призван способствовать этому.

В юридической литературе ответственность обычно связывается с правонарушением. Между тем законодательством предусмотрена и иная ответственность, наступающая при отсутствии конкретных правонарушений, а именно ответственность за действия, идущие в разрез с политикой государства, за неумелое ведение дела, недостаточную активность, за некомпетентность, за неправильные по существу решения. Это касается главным образом лиц начальствующего состава и выражается в снятии с руководящего поста, понижении в должности, не выставлении кандидатуры для избрания на новый срок полномочий. Эту ответственность в литературе часто называют политической ответственностью.

Органы управления и должностные лица несут такую ответственность прежде всего перед Советами народных депутатов (эта ответственность регулируется нормами государственного права).

Нормы административного права предусматривают разнообразные виды юридической ответственности: дисциплинарную, административную, материальную (для лиц, на которых не распространяется действие норм трудового права). С учетом этого нужно различать понятия "ответственность по административному праву" и "административная ответственность".

Ответственность по нормам административного права охраняет не только нормы этой отрасли, но и ряда других отраслей права - государственного, трудового, финансового, земельного и т.д.

Это особенно ярко проявляется при рассмотрении административной ответственности.

2. Историческое развитие, понятие,

основные признаки, основание и особенности административной ответственности.

До 1961 года местные органы власти обладали весьма широкими полномочиями по изданию решений, предусматривающих административную ответственность за их нарушение ("обязательных постановлений"). Президиум Верховного Совета СССР Указом от 21 июня 1961г."О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке" признал необходимым ограничить круг вопросов, по которым местные органы могут принимать решения, предусматривающие за их нарушения штрафы, и установил, что: правом принятия таких решений обладают только краевые, областные, районные и городские Советы; подобные решения, как правило, принимались на сессиях Советов, за исключением решений по вопросам борьбы со стихийными бедствиями, эпидемиями и эпизоотиями (по этим вопросам решения могли принимать и исполкомы: ведь речь идёт о вопросах, не терпящих отлагательства).Законодательные акты союзных республик, изданные на основе союзного Указа от 21 июня 1961 г., сократили круг вопросов, по которым местные Советы вправе принимать решения, предусматривающие административную ответственность (причем ответственность эта может иметь только форму штрафа и предупреждения).

Административное право включает в себя большое количество различных обьектов, таким образом, совершение правонарушения переводит субьекта права из сферы регулятивных правоотношений позитивной ответственности в сферу охранительных правоотношений негативной ответственности.

"К пониманию правовой ответственности во всем ее обьеме, то есть как позитивной, так и ретроспективной, к необходимости изучения этих двух аспектов ответственности советская юридическая наука меняется, как правило, не судом, а органами государственного управления или (по отдельным категориям дел) народным судей единолично. Налагать административные штрафы могут также технические и правовые инспекции профсоюзов (за нарушение техники безопасности и охраны труда), т.е. должностные лица общественных организаций юридической ответственности.

Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные КАП, наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности. Административная ответственность имеет публично-правовой характер. Это-ответственность перед государством в лице компетентных его органов, которым нарушители по службе не подчинены.

3. Освобождение от административной ответственности.

Законодательство предусмотрело возможность освобождения нарушителя от административной ответственности, причем не только освобождения с передачей материалов общественности на предмет применения мер общественного воздействия, но и полного освобождения от ответственности. Освобождение от административной ответственности происходит в следующих случаях:

1. Согласно статье 18 КАП РФ не подлежит административной ответственности лицо, хотя и совершившее действие, предусмотренное КАП или другими нормативными актами, устанавливающими административную ответственность за административные правонарушения, но действующие в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей государственному или общественному порядку, собственности,

Невменяемое лицо совершает лишь объективно противоправное деяние, а не административное правонарушение. В статье 20 КАП указывается, что не подлежит административной ответственности лицо, которое во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими.

Юридический критерий невменяемости заключается в наличии такого психического заболевания, которое лишает лицо возможности отдавать отчет в своих действиях или руководить ими.

2. Согласно ст. 18 КАП не подлежит административной ответственности лицо, хотя и совершившее действие, предусмотренное КАП или другими нормативными актами, устанавливающими административную ответственность за административные правонарушения, но действовавшее в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей государственному или общественному порядку, социалистической собственности, правам и свободам граждан, установленному порядку управления, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами, и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред. При крайней необходимости происходит столкновение двух интересов: угроза причинения вреда одним правоохраняемым интересам устраняется путем причинения вреда, хотя и меньшего, другим.

Состояние крайней необходимости возникает, когда имеется действительная реальная, а не мнимая опасность государственному или общественному порядку, собственности, правам и свободам граждан, установленному порядку управления.

Источниками угрожающей опасности при крайней необходимости, в частности, могут быть стихийные силы - наводнения, пожары, землетрясения и другие.

Действия лица, устраняющего угрозу указанным правоохраняемым интересам, формально образуют состав одного или нескольких правонарушений, предусмотренных соответствующими статьями кодекса или другого нормативного акта, устанавливающего административную ответственность за административные проступки. Например, в случае нарушения правил дорожного движения одним водителем другой, едущий на встречной автомашине, чтобы спасти жизнь пассажиров обеих машин, выезжает на левую сторону дороги, то есть то же нарушает правила дорожного движения, что образует состав административного проступка, предусмотренного ст. 118 КАП.

3.Согласно статьи 19 необходимая оборона не подлежит административной ответственности лицо хотя и совершившее действие, предусмотренное КАП или другими нормативными актами, устанавливающими административную ответственность за административные правонарушения, но действовавшие в состоянии необходимой обороны, т.е. при защите государственного и общественного порядка, собственности, прав и свобод граждан, установленного порядка управления от противоправного посягательства путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышение пределов необходимой обороны. Право на необходимую оборону способствует привлечению населения к активному участию в борьбе с правонарушениями, их предупреждению и пресечению. Защита от посягательства при необходимой обороне, в отличие от крайней необходимости может осуществляться путем причинения вреда только посягающему, но не третьим лицам. Например, один гражданин, увидев у другого свое ружье, из которого последний, будучи в нетрезвом состоянии, стрелял в населенном пункте, вырвал его у нарушителя. В данном случае посягательство на охраняемые законом интересы заключалось в совершении административных правонарушений: стрельбе из огнестрельного оружия в населенном пункте (ст.159) и, возможно, в появлении в общественных местах в пьяном виде(ст.162).

4.В ст. 21 КАП указывается о том, что передача материалов об административном правонарушении на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации или трудового коллектива.

Лицо, совершившее административное правонарушение, освобождается от административной ответственности с передачей материалов на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации или трудового коллектива, если с учетом характера совершенного правонарушения и личности правонарушителя к нему целесообразно применить меру общественного воздействия.

5.Возможность освобождения от А.О. при малозначительности правонарушения совершенного административного правонарушения, орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить нарушителя от административной ответственности и оганичится устным замечанием. Установление в законе такой меры воздействия, как устное замечание, дает возможность говорить о неотвратимости реагирования на каждое правонарушение, в том числе и малозначительное(ст.22).

6. К лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административное правонарушение, применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних. Лица до 16 лет, совершившие проступки, не подлежат административной ответственности(ст.14).

7.Отсутствие события и состава административного правонарушения.

8. Издание акта амнистии, если он устраняет применение административного взыскания.

9. Истечение к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении сроков, предусмотренных статьей 38 КАП.

10. Смерть лица в отношении которого было начато производство по делу.

4. Отличие административной ответственности от других видов юридической ответственности.

Законодатель обычно указывает определенные разграничительные линии и, пусть в известной мере и условные; иначе нельзя было бы юридически квалифицировать многие противоправные деяния.

Поскольку некоторые административные правонарушения граничат с преступлениями, важно учитывать те указанные в законодательстве критерии, с помощью которых можно отличить друг от друга преступления и сходные с ними административные правонарушения.

Таким критерием часто является наличие или отсутствие тяжких последствий. Например, если нарушение транспортных правил повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия, оно рассматривается как преступления, а если таких последствий нет, то как административное правонарушение. Критерием может быть размер ущерба, причиненного правонарушением. Иногда для квалификации деяния как преступления достаточно того, чтобы оно хотя и не повлекло, но могло повлечь тяжкие последствия. Например, хранения, использования, учета и перевозки взрывчатых и радиоактивных веществ, а также незаконная пересылка их по почте или багажом, если эти действия могли привлечь тяжкие последствия, рассматриваются как преступления; если же такие последствия наступили, уголовная ответственность усиливается. Нередко повторное или неоднократное (вообще или за определённый промежуток времени) совершение деяния, содержащего признаки административного правонарушения, данным лицом при условии применения к нему в прошлом предусмотренных законодательством мер воздействия влечёт иную квалификацию деяния-оно считается уже преступлением. Так, занятие запрещённым промыслом после наложения административного взыскания за такое же деяние карается по уголовному кодексу. Иногда за критерий берётся умышленное или неосторожное совершение правонарушения. Устанавливать административную ответственность могут высшие органы государственной власти.

5. Понятие юридического состава административного правонарушения.

Законодательство об административных правонарушениях и административной ответственности долгое время не было кодифицированным и состояло из большого числа разрозненных нормативных актов. 23 октября 1980 г. Верховный Совет СССР принял Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о административных правонарушениях, на базе которых в союзных республиках в последующие годы были приняты кодексы об административных правонарушения.

Административное правонарушение, как и всякое другое, - это противоправное деяние - действие или бездействие. Административное правонарушение - не только противоправное, но и виновное деяние. Вина имеет, как известно, формы умысла и неосторожности.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее сознательно шло на это. Проступок является совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не знало и не сознавало, но должно было знать и сознавать, что поступает противоправно, или сознавало это, но легкомысленно рассчитывало предотвратить наступление противоправного результата.

Административное правонарушение - понятие собирательное. Оно имеет несколько разновидностей. Наиболее распространенным видом является случай, когда сам гражданин или должностное лицо нарушает общеобязательные правила. Должностное лицо может это сделать двумя способами: первое, нарушив правила своими собственным действиями, во-вторых, путем дачи подчиненным указаний, идущих вразрез с требованиями административных правил, кроме того, должностные лица несут административную ответственность и тогда, когда они в порядке исполнения служебных обязанностей должны принимать меры к своевременному выполнению установленных правил другими лицами, но не делают этого. Родители и лица их заменяющие, несут административную ответственность в связи с правонарушениями несовершеннолетних, то есть за то, что не контролировали поведение детей.

Признаки административного правонарушения:

1. Действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена именно административная ответственность.

2. Противоправное.

3. Виновное (умышленное или неосторожное).

4. Посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на порядок управления.

Основанием административной ответственности конкретного лица является совершение им административного правонарушения, однако нужно учесть, что его совершение вовсе не обязательно влечет административную ответственность. Во-первых, органы и должностные лица, которым предоставлено право налагать административные взыскания могут, вместо наложения их сделать нарушителю предупреждение или передать материалы о его поведении в товарищеский суд, либо в общественные организации по месту работы или жительства для применения мер общественного воздействия. Во-вторых, иногда за административное правонарушение налагается дисциплинарное взыскание. Например, военнослужащие несут ответственность за совершенные ими административные правонарушения, как правило, по Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил.

6. Действие законодательства об ответственности за административные правонарушения.

Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании законодательства, действующего во время и по месту совершения правонарушения.

Акты, смягчающие или отменяющие ответственность за административные правонарушения, имеют обратную силу, т.е. распространяются и на правонарушения, совершенные до издания этих актов.

Актом, смягчающим ответственность за административное правонарушение, является акт, исключивший из санкции более строгое взыскание или снизивший размер взыскания либо исключивший дополнительное взыскание. Ответственность отменяется с отменой акта, который она была установлена, а также с частичной отменой этого акта, исключением из него ответственности за одно из правонарушений, влекущих до того ответственность.

Акты, устанавливающие или усиливающие ответственность за административные правонарушения обратной силы не имеют.

Ииспользованная литература:

1. Учебник "Административное право". М., 1992.

2. Советское административное право. Учебник. М.: Юр. Лит., 1990.

3. Комментарий к Основам Законодательства СССР и союзных республик об административных правонарушениях. М.: Юр.лит-ра, 1983.

4. Комментарий к Кодексу РСФСР об административных правонарушениях. М.: Юр.лит-ра, 1989.

5. Д.И.Бернштейн. Правовая ответственность как вид социальной ответственности и пути ее обеспечения. Ташкент. -1989.

6. Юридический энциклопедический словарь. 2-е изд., доп.-М.: Сов. энциклопедия, 1987.

7. Н.С.Малеин. Правонарушение: понятие, причины, ответственность. -М., "Юридическая литература". 1985.

8. С.С.Алексеев. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. -М., "Юр. лит-ра". -1989.

9. С.Н.Братусь. Юридическая ответственность и законность. -М. "Юр. лит-ра". -1976.

10. О.Э.Лейст. Санкции и ответственность по советскому праву. -М., Издательство МГУ. -1981.

11. Л.Н.Ковалев. Правонарушения и закон. "Правове дение". -1991., N 1.

12. А.И.Денисов. Общая теория правонарушения и ответственности. -Л. , Изд. Ленинградского университета. -1983.

13. Л.С.Явич и др. Теория государства и права. Изд. Ленинградского университета 1987.

14. С.С.Алексеев. Проблемы теории государства и права Москва Юридическая литература 1987.

Ответственность по административному праву

Юридическая ответственность – это возможность применения к виновному лицу, совершившему правонарушение, мер публично-правовового принуждения, предусмотренных санкцией нарушенной юридической нормы, в строго определенном для этого процессуальном порядке. В отличие от уголовного права, регулирующего единственный вид юридической ответственности – уголовную (в соответствии с УК РФ), административное право регулирует три вида юридической ответственности: административную, дисциплинарную и материальную.

Административная ответственность – реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных взысканий к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение.

Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Дисциплинарная ответственность наступает при совершении должностным лицом дисциплинарного проступка. Дисциплинарный проступок – неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом возложенных на него обязанностей.

Виды дисциплинарных взысканий: замечание (устное) – правовых последствий не несет; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; увольнение.

Субъектом материальной ответственности может быть лишь должностное лицо государственного органа, причинившее ущерб государству при исполнении служебных обязанностей.

Из книги Договорное право. Книга первая. Общие положения автора Брагинский Михаил Исаакович

Вина по российскому гражданскому праву Положения дореволюционного российского гражданского законодательства об ответственности должника за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства критиковались российскими цивилистами в связи с их неопределенностью

Из книги Кодекс РФ об административных правонарушениях автора Законы РФ

Вина по советскому гражданскому праву В советской гражданско-правовой доктрине в последние десятилетия прочно утвердилось понятие вины как психического отношения лица к своему противоправному поведению и его результату. Такой подход к понятию вины с разными

Из книги Правовые формы участия юридических лиц в международном коммерческом обороте автора Асосков Антон Владимирович

Статья 4. 6. Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) автора Дума Государственная

2. Директивы Совета ЕС по праву компаний В процессе материально-правовой унификации норм о юридических лицах весьма успешно используются «вторичные» источники права ЕС, и прежде всего директивы. Совет ЕС принимает директивы в сфере права компаний, основываясь на ст. 54

Из книги Проверка документов и регистрации в общественном месте. 14 ответов на самые актуальные вопросы автора Дульнев Борис

Из книги Наследственное право автора Гущина Ксения Олеговна

9. Что необходимо помнить, если вас подвергли «доставлению» в отделение милиции и «административному задержанию»? Допустим, что вас все же подвергли «доставлению» в отделение милиции и поместили в «обезьянник», то есть подвергли «административному

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

26. Наследование по праву представления Доля наследника, умершего до открытия наследства или одновременно с наследодателем, по закону переходит по праву представления к его соответствующим потомкам в случаях наследования первой, второй и третьей наследственной

Из книги Жилищное право автора Крашенинников Павел Владимирович

Статья 4.6. Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня

Из книги Административное право автора Автор неизвестен

§ 5 Литература по жилищному праву Литература по жилищному праву достаточно многообразна. В основной своей части, как в прежние годы, так и сейчас, она представляет собой комментирование законодательства либо научно-практические произведения. Реже представлены учебные

Из книги Римское право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

Раздел III ответственность по административному праву

Из книги Коммерческое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

21. Дееспособность по римскому праву В современном праве различают правоспособность и дееспособность (то есть права, принадлежащие человеку, и способность совершать действия с соответствующими юридическими последствиями). Римское право такого деления понятий не знало,

Из книги Наследственное право России: учебник автора Гуреев Владимир Александрович

81. Комиссия ООН по праву международной торговли По инициативе Венгрии Генеральная Ассамблея ООН рассмотрела меры, необходимые для прогрессивного развития международной торговли, и в 1966 г. был создан специальный орган – Комиссия ООН по праву международной торговли

Из книги Шпаргалка по праву Евросоюза автора Резепова Виктория Евгеньевна

§ 2 Наследование по праву представления

Из книги Право. 10–11 класс. Базовый и углублённый уровни автора Никитина Татьяна Исааковна

ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА ПО ПРАВУ ЕВРОСОЮЗА Порядок образования, функционирования и прекращения деятельности Европейской компании регулируется Уставом, в случаях, предусмотренных Регламентом, – учредительными документами компании, в остальных случаях – нормами

Из книги Философия права. Учебник для вузов автора Нерсесянц Владик Сумбатович

§ 59. Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву Трудовые споры подразделяются на индивидуальные и коллективные. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения,

Бахрах Д.Н., заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор, доктор юридических наук.

Юридическая ответственность - важная часть правовой системы. Ей посвящены многие научные работы правоведов. К сожалению, официального понятия юридической ответственности нет. Нет и общепризнанного ее понятия: в научных работах предложены десятки ее определений.

I. Ряд ученых предлагают понимать юридическую ответственность как способность и обязанность переносить неблагоприятные юридические последствия правонарушения. Так, профессор Г.А. Кузьмичева полагает, что "можно дать следующее определение: под административной ответственностью как видом юридической ответственности следует понимать способность лица в связи с совершением административного правонарушения претерпеть неблагоприятные последствия личного или имущественного характера, предусмотренные административно-правовой нормой и выраженные в виде административного наказания. Административная ответственность проявляется в применении уполномоченными органами государства (должностными лицами) мер административного наказания, установленных КоАП РФ, к лицам, совершившим административное правонарушение" <1>.

<1> Административное право России: Учебник / Под ред. проф. Л.Л. Попова. М., 2009. С. 306.

Представляется, что такое определение спорно. Во-первых, любой вид юридической ответственности - это активная деятельность публичной администрации <2>.

<2> Исключением является дисциплинарная ответственность, которая реализуется и публичной, и частной администрацией.

Во-вторых, число физических и юридических лиц, способных претерпевать неблагоприятные последствия неправомерного поведения, намного больше числа субъектов права, несущих ответственность, потому, что многие правонарушения не обнаружены, или их субъекты не установлены, или прошли сроки давности привлечения к ответственности и т.д.

Профессор И.А. Алексеев предложил такое определение: "Юридической ответственностью называется применение мер государственного принуждения к правонарушителям для восстановления нарушенного правопорядка и (или) наказания лица, совершившего правонарушение" <3>. Это определение представляется неудачным. Меры правового принуждения применяются и к невменяемым лицам, и к свидетелям, которые не являются по повесткам в суд, и к лицам, помещаемым в приемники-распределители, а также во многих других случаях применения принудительных мер, которые не являются мерами юридической ответственности. Кроме того, в определении ничего не сказано о том, что существуют процессуальные нормы, четко регулирующие порядок привлечения к ответственности.

<3> Алексеев И.А. К вопросу о понятии ответственности в системе права // Государство и право. 2009. N 2. С. 83.

И.А. Галаган отметил, что под ответственностью "следует понимать конкретные меры государственного принуждения, применяемые уполномоченными на то органами государства и должностными лицами, содержащие государственное осуждение противоправных действий и выражающиеся в отрицательных для правонарушителя последствиях". В этом определении также не названа такая особенность ответственности, как четкий порядок привлечения к ней.

Юридическая ответственность имеет ряд существенных признаков:

  • официальное осуждение виновного и признание его деяния правонарушением;
  • применение к виновному установленных правом санкций уполномоченными субъектами власти;
  • регламентированный правом порядок.

Можно предложить такое определение: "Юридическая ответственность - это официальное признание деяний правонарушениями и применение к виновным установленных законом санкций уполномоченными субъектами власти в закрепленном правом порядке".

Учитывая особенности каждого вида юридической ответственности и названные выше общие признаки юридической ответственности, можно без особого труда сформулировать понятия разных видов юридической ответственности. Например , уголовная ответственность - это официальное признание деяния преступлением, осуждение виновного и назначение ему судом уголовного наказания в порядке, урегулированном УПК РФ.

Административная ответственность - это официальное признание деяния административным правонарушением, осуждение виновного и применение к нему уполномоченными субъектами административной власти административных наказаний в урегулированном КоАП порядке.

Дисциплинарная ответственность - это официальное осуждение деяния, признание его дисциплинарным проступком и применение субъектом дисциплинарной власти дисциплинарного взыскания в урегулированном правом порядке.

Административное право полностью регулирует административную ответственность. Кроме того, оно регламентирует дисциплинарную ответственность государственных служащих и обучающихся (школьников, студентов, слушателей и др., а также материальную ответственность военнослужащих).

Что касается дисциплинарной ответственности, то она регулируется трудовым, административным, уголовно-исполнительным, а также судоустройственным правом (дисциплинарная ответственность судей).

II. В XXI в. законодательство об административной ответственности бурно развивается. Был принят новый Кодекс РФ об административных правонарушениях. С 1 июля 2002 г. в него внесено более 120 поправок. За это время все субъекты РФ приняли законы (кодексы) об административных правонарушениях. Были внесены поправки в систему административных наказаний, увеличены размеры таких наказаний, как штраф, лишение прав, дисквалификация. Значительно увеличилось число составов административных правонарушений и количество субъектов, привлекаемых к административной ответственности. Большие изменения внесены в четвертый раздел КоАП "Производство по делам об административных правонарушениях" (ст. ст. 28.7, 29.10, 30.5 и др.). Можно согласиться с Н.Г. Салищевой в том, что "основные принципы административной ответственности, нашедшие закрепление в нормах КоАП, доказали свою жизненность и стабильность" <4>.

<4> Салищева Н.Г. О некоторых тенденциях развития законодательства об административной ответственности в России в современный период // Административное право и процесс. 2009. N 5.

Административные наказания признаются разновидностью административного принуждения. От иных мер административного принуждения они отличаются тем, что являются карательными санкциями, преследуют специфические цели, применяются в соответствии с детально урегулированной правом процедурой. Важен и формальный момент - административными наказаниями могут считаться только те меры, которые названы и охарактеризованы в законе (ст. ст. 3.2 - 3.12 КоАП).

Многие годы применялась такая мера принуждения, как приостановление деятельности. В законодательстве, в науке и на практике ее считали мерой административного пресечения. В 2005 г. законодатель включил эту меру в число административных наказаний. И теперь приостановление деятельности на срок до 90 дней считается наказанием. А это значит, что она применяется в порядке, установленном для назначения наказаний, влечет состояние наказанности и т.д. Применяют такую санкцию только суды.

Возникает вопрос: какая разница, признана принудительная мера наказанием или нет? Она же все равно применяется. Но применение наказания означает привлечение к административной ответственности, влечет состояние наказанности. Законом четко установлена процедура привлечения к ответственности.

Сравнивая системы административных наказаний России и стран СНГ, можно сделать вывод, что в нашей стране полезно было бы установить и такие административные наказания:

  • отзыв лицензий;
  • принудительный снос самовольно возведенных или возводимых строений;
  • сокращение срока пребывания на территории Российской Федерации гражданину, не имеющему российского гражданства.

Эти три суровые меры административного принуждения применяются в РФ субъектами исполнительной власти, фактически являются санкциями, а юридически в РФ таковыми не признаются.

В ч. 1 ст. 18.15 КоАП сказано: "Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей;
  • на должностных лиц - от двадцати пяти до пятидесяти тысяч рублей;
  • на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток".

В КоАП есть еще несколько составов, за выполнение которых могут применяться такие большие штрафы. Можно назвать "важную тенденцию развития законодательства об административной ответственности - повышение роли судейского корпуса в обеспечении законности применения мер административного воздействия и в первую очередь мер административного наказания физических и юридических лиц. Значительно увеличилось количество составов административных правонарушений, рассмотрение которых отнесено к подведомственности судей арбитражных судов и особенно судей судов общей юрисдикции" <5>.

<5> Салищева Н.Г. Указ. соч.

Представляется, что штрафы в большом размере должны налагаться только в судебном порядке. Реализация такого предложения еще более повысила бы роль судов в обеспечении законности.

В КоАП ничего не сказано о роли должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении (т.е. о привлечении физического или юридического лица к административной ответственности) при пересмотре дела судом. В арбитражных судах должностное лицо органа, привлекающего субъект к административной ответственности, при пересмотре дела является стороной в процессе и вправе поддерживать обвинение, заявлять ходатайства, обжаловать решение суда и т.д. А в судах общей юрисдикции поддерживать обвинение некому. В 2009 г. в КоАП была внесена ч. 5 ст. 30.9, закрепившая право субъекта административной власти, составившего протокол о привлечении правонарушителя к административной ответственности, обжаловать решение суда о пересмотре дела. Это хорошая новелла, но необходимо предоставить субъекту административной власти все права стороны рассматриваемого дела.

Важной проблемой является реализация норм КоАП РФ о сроках давности привлечения к административной ответственности.

"Двухмесячный срок давности подвергается до сих пор критике со стороны представителей науки и практики. При этом подчеркивается, что не предусмотрены необходимые основания для приостановления этого срока. Обращается внимание на то, что не учитывается, например, болезнь лица, привлекаемого к ответственности, нахождение его в командировке и т.п." <6>.

<6> Салищева Н.Г. Указ. соч.

Представляется, что возможно и увеличение двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности на один или даже на два месяца.

Одним из обстоятельств, исключающих производство по делам об административных правонарушениях, является амнистия. Но к сожалению, последний раз амнистия по делам об административных правонарушениях была приурочена к 50-летию Октябрьской революции, т.е. в 1967 г. После этой амнистии было много амнистий, но только по уголовным делам. Можно высказать депутатам Государственной Думы пожелание, чтобы при подготовке очередной амнистии они не забывали включать и нормы об амнистии по делам об административных правонарушениях.

III. Административное право регулирует дисциплинарное принуждение, применяемое к государственным служащим (гражданской, правоохранительной, военной службы) и обучающимся (школьникам, студентам, аспирантам и др.). Разновидностями дисциплинарного принуждения являются меры дисциплинарного пресечения (отстранение от службы и др.), меры дисциплинарной ответственности (дисциплинарные наказания) и меры материальной ответственности. К сожалению, федеральным законом регулируется только материальная ответственность военнослужащих.

Дисциплинарная ответственность членов трудовых коллективов регулируется одним правовым актом - Трудовым кодексом. А дисциплинарная ответственность членов административных коллективов (образовательных, правоохранительных, военных) регулируется многими правовыми актами (законами, дисциплинарными уставами). Можно уменьшить число федеральных законов и тем более подзаконных актов, регулирующих дисциплинарное принуждение. Представляется, что необходимо иметь четыре группы законов, регулирующих дисциплинарное принуждение, применяемое:

  • к обучающимся;
  • к гражданским служащим;
  • к правоохранительным служащим;
  • к военнослужащим.

В настоящее время четко и полно урегулировано применение мер дисциплинарного принуждения к военнослужащим. Например , можно было бы федеральным законом урегулировать материальную ответственность гражданских и правоохранительных служащих.

Особенность дисциплинарной ответственности по административному праву - это разнообразие дисциплинарных санкций. В их числе понижение в должности, понижение в звании и даже арест на 15 суток.

Еще одна особенность дисциплинарной ответственности по административному праву установлена ч. 1 ст. 2.5 КоАП. В ней сказано: "За административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность".

Часть 1 ст. 2.5 устанавливает общее правило о дисциплинарной ответственности военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания, за административные правонарушения. А ч. 2 ст. 2.5 закрепляет ряд исключений из этого правила.

Уголовные, административные, гражданско-правовые санкции, дисциплинарные санкции, применяемые к членам трудовых коллективов, установлены законами. А наказания, применяемые к военнослужащим, таможенным служащим, закреплены указами Президента РФ.

Еще одна особенность дисциплинарной ответственности по административному праву в том, что

набор дисциплинарных санкций различен для разных категорий субъектов постоянных организационных связей.

Так, для студентов, аспирантов, слушателей подготовительных отделений вузов это замечание, выговор, строгий выговор, исключение. В соответствии с п. 7 ст. 19 Федерального закона "Об образовании" по решению органа управления образовательного учреждения за совершенные неоднократно грубые нарушения устава образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающегося, достигшего возраста 15 лет.

К лицам рядового и младшего начальствующего состава МВД России применяются такие дисциплинарные взыскания, как замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в должности, лишение нагрудного знака, снижение в специальном звании на одну ступень, увольнение из органов внутренних дел.

Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации закреплен перечень взысканий, которые могут налагаться на военнослужащих:

  • выговор;
  • строгий выговор;
  • лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег;
  • лишение нагрудного знака отличника;
  • предупреждение о неполном служебном соответствии;
  • снижение в воинской должности;
  • снижение в воинском звании на одну ступень;
  • снижение в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности;
  • досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта;
  • отчисление из военного образовательного учреждения профессионального образования;
  • отчисление с военных сборов;
  • дисциплинарный арест.

Действующее законодательство мало говорит о том, какие действия вправе совершать те, кто расследует факт совершения дисциплинарного проступка. В частности, должны ли при этом составляться какие-либо документы. Очевидно, что в ходе разбирательства могут производиться опросы, ревизии, проверки документов, замеры и т.д.

Во всех случаях у лица, привлекаемого к ответственности, должны быть взяты объяснения. Отказ дать объяснения производства не прекращает. Но право дать объяснение, быть выслушанным - важный элемент права на защиту от необоснованного привлечения к ответственности.

Если служебное разбирательство проводилось не субъектом дисциплинарной власти, то, как правило, его результаты оформляются справкой, рапортом, устным докладом руководителю и т.п. Ему же могут поступить материалы дела об административном правонарушении, вступивший в законную силу приговор (решение) суда.

Рассмотрев материалы дела, субъект дисциплинарной власти вправе:

  • вообще не реагировать на деяние, признав это нецелесообразным или признав лицо невиновным;
  • ограничиться напоминанием о необходимости выполнять обязанности, предупреждением, строгим указанием и иными средствами морального воздействия, которые не являются взысканиями;
  • направить материал на рассмотрение общественных организаций (суда чести, студенческого совета и т.д.);
  • наложить на виновного дисциплинарное взыскание;
  • если руководитель (командир) считает предоставленную ему дисциплинарную власть недостаточной, он может направить материалы вышестоящему руководителю для решения вопроса об ответственности (например, декану, ректору);
  • при наличии в действиях виновного признаков преступления направить материал в орган, который вправе возбудить уголовное дело.

За каждый случай нарушения служебной дисциплины, а также за несколько выявленных проступков одновременно может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.

Правовыми актами установлены сроки давности привлечения к дисциплинарной ответственности. Военнослужащие, лица рядового, начальствующего состава МВД России по общему правилу могут привлекаться к ответственности до истечения 10 суток с того дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке, а студенты, аспиранты - не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка (не считая времени болезни или нахождения виновного в отпуске, на каникулах), но не позднее 6 месяцев со дня его совершения.

В ряде случаев закон устанавливает, наряду с общими, и специальные сроки давности. Так, в п. 39 Положения о службе в органах внутренних дел установлено, что дисциплинарное взыскание должно быть наложено "...в случаях проведения служебной проверки, возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении... не позднее одного месяца соответственно со дня окончания проверки, рассмотрения уголовного дела или дела об административном правонарушении и вынесения по ним окончательного решения, не считая времени болезни виновного или нахождения его в отпуске".

Если давностный срок истек, а дисциплинарное взыскание не наложено, дисциплинарное производство, на каком бы этапе оно ни находилось, должно быть прекращено.

Страница 1 из 4

При изучении данной темы студентам необходимо обратить внимание на усвоение следующих основных положений.

Понятие и основные черты административной ответственности. Правовые основы установления и применения административной ответственности.

Административное правонарушение как фактическое основание административной ответственности. Признаки административного правонарушения. Состав административного правонарушения, его элементы.

Основания, условия и последствия освобождения от административной ответственности.

Понятие и виды административных взысканий. Общие правила их применения. Административная ответственность юридических лиц (коллективных субъектов).

Дисциплинарная и материальная ответственность по административному праву.

11.1. Понятие и характерные черты

административного принуждения

Общая теория права традиционно выделяет следующие пять видов мер государственного (правового) принуждения: дисциплинарное; материальное; гражданско-правовое; уголовное; административное.

Являясь разновидностью государственного принуждения, административное принуждение используется главным образом как крайнее, хотя и распространенное средство обеспечения правопорядка, выполняя карательную функцию. Однако его значение только этим не исчерпывается. Одновременно административно-принудительные меры выполняют и иного рода функции, т.е. применяются не только в качестве наказания за правонарушения (дисциплинарные и административные), но и для их предупреждения, а также пресечения. Их следует понимать значительно шире, чем реализация санкций административно-правовых норм. В таком понимании в совокупности они обеспечивают общественный порядок и безопасность.

Само наименование данных принудительных мер свидетельствует о том, что для их применения характерен внесудебный порядок, т.е. их использование отнесено к компетенции, как правило, органов исполнительной власти (их должностных лиц). Однако отдельные меры административного принуждения применяются судьями (не судами!). В частности, это относится к случаям назначения наиболее строгих административных наказаний за совершение административных правонарушений.

Профессор Л.Л. Попов еще в 70-х годах XX столетия дал ставшее впоследствии классическим определение понятия административного принуждения, вполне применимое к сегодняшней правовой действительности. С его точки зрения, под административным принуждением понимается внешнее государственно-правовое психическое или физическое воздействие на сознание и поведение людей в форме ограничений (лишений) личного, организационного или имущественного характера.

В отличие от уголовного наказания меры административного принуждения могут применяться как при наличии, так и при отсутствии составов правонарушений (например, при необходимости ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; в условиях действия особых правовых режимов чрезвычайного и военного положений; при необходимости предупреждения совершения правонарушения). Законодательством Российской Федерации в соответствии с положениями норм международного права предусмотрена возможность реквизиции (принудительного изъятия) собственности граждан и организаций для общественных нужд. Прежде всего это касается транспортных средств (автомобили и тяжелые мотоциклы).

В литературе высказывается и иное мнение. Например, проф. Д.Н. Бахрах считает, что административное принуждение - это особый вид государственного принуждения, состоящий в применении субъектами функциональной власти установленных нормами административного права принудительных мер исключительно в связи с административными правонарушениями.

Административное принуждение имеет следующие характерные черты, отличающие его от других видов государственного принуждения:

1. Основанием применения мер административного принуждения, как правило, является административное правонарушение. Для мер специального административного пресечения (физической силы, специальных средств, оружия) - преступление либо иное общественно опасное деяние.

2. Субъект административной власти и правонарушитель не являются членами одного коллектива, принуждаемый непосредственно не подчинен по службе тем, кто применяет к нему меры административного принуждения.

3. Административное принуждение осуществляется органами исполнительной власти и только в некоторых случаях - судьями, в порядке, установленном нормами административного права, содержащимися как в законах, так и подзаконных нормативных актах.

В то же время административно-принудительные меры применяются не всеми без исключения органами исполнительной власти, а лишь теми, которые наделены специальными полномочиями по осуществлению административной власти.

4. Применяется для прекращения противоправных действий, наказания правонарушителей, обеспечения общественного порядка и безопасности.

5. Меры административного принуждения применяются в целях обеспечения соблюдения не всех административно-правовых норм, а только тех, которые формулируют общеобязательные правила поведения, не имеющие ведомственных границ (например, правила безопасности дорожного движения, обеспечения санитарной безопасности, правила оборота оружия, природоохранные правила и т.п.).

6. Осуществляется в рамках административно-процессуальных норм, т.е. на правовой основе.

7. Способствует профилактике правонарушений, в т.ч. преступлений.

Для административного права правовая форма еще не стала таким атрибутивным свойством, как для уголовного принуждения. Поэтому реально административное принуждение состоит из двух частей: административного произвола и административно-правового принуждения . Поэтому, с точки зрения Д.Н. Бахраха, корректнее говорить не об административном, а об административно-правовом принуждении.

Административно-правовое принуждение - это особый вид государственного принуждения, состоящий в применении субъектами функциональной власти установленных нормами административного права принудительных мер в связи с неправомерными действиями.

Особенности административно-правового принуждения :

а) меры административно-правового принуждения применяются только в связи с антиобщественными деяниями, нарушающими правовые нормы, охраняемые административно-принудительными средствами. Основание их применения - административное правонарушение;

б) административно-правовое принуждение осуществляется в рамках внеслужебного подчинения, т.е. при отсутствии организационного подчинения сторон;

в) множественность субъектов, уполномоченных осуществлять принуждение. Применять административно-правовое принуждение вправе десятки видов государственных и муниципальных органов и их должностных лиц;

г) административному воздействию подвергаются не только отдельные лица, но и организации, коллективные субъекты;

д) административно-правовое принуждение всесторонне регулируется административно-правовыми нормами, которые закрепляют виды мер принуждения, основания и порядок их применения.

Как уже отмечалось, правом применения административно-принудительных мер пользуются не все, а только специально уполномоченные органы исполнительной власти. Это облегчает контроль и надзор за применением мер принуждения. Произвольное присвоение правомочий по применению мер административного принуждения (что на практике порой встречается) является грубым нарушением законности.

Административно-правовое принуждение как метод права состоит в психическом, материальном или физическом воздействии на сознание и поведение людей.

Психическое принуждение воздействует на волю, эмоции, разум и психику лица, склоняет к требуемому поведению путем угрозы применения насилия или других мер воздействия, могущих повлечь невыгодные последствия для личности (наиболее яркий пример - предупредительный выстрел сотрудника милиции вверх).

Материальное принуждение воздействует на поведение граждан, должностных и юридических лиц через принадлежащие им денежные средства или имущество (наказание в виде административного штрафа, возмездного изъятия, конфискации, арест товаров или транспортных средств и т.п.).

Физическое принуждение непосредственно (то есть прямо, а не опосредованно) воздействует на личность, ограничивая свободу ее действий (например, задержание лица с применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия; применение боевых приемов борьбы).

Административное принуждение представляет собой широкое понятие, имеющее юридическое содержание. Формы его конкретных проявлений очень разнообразны. Это обуславливается разнообразием задач органов государственного и муниципального управления и условий, в которых они действуют.

Северо-Кавказская

Академия Государственной службы при Администрации Ставропольского края

Курсовая работа на тему:

“ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО АДИМИНИСТРАТИВНОМУ ПРАВУ”

Работа выполнена

Студентом (кой) ___ курса

Группы ____

Научный руководитель

______________________

____________________

1. Ответственность по административному праву. - 3

2. Историческое развитие, понятие, основные признаки, основание и особенности админис- тративной ответственности. - 7

3. Освобождение от административной ответ- ственности.

4. Отличие административной ответственности от других видов юридической ответственности. - 16

5. Понятие юридического состава административ- ного правонарушения. - 17

6. Действие законодательства об ответственности за административные правонарушения. - 19

7. Использованная литература. - 20

1. Ответственность по административному праву.

Данная курсовая работа посвящена одной из важных тем правовой науки - юридической ответственности и в частности, ее разновидности - административной ответственности. Конечно, я не беру на себя смелость полностью раскрыть эту тему (вероятно такое под силу лишь ученому), но считаю необходимым упомянуть об основных составляющих юридической ответственности, дать наиболее встречающим образом, совершение правонарушения переводит субьекта права из сферы регулятивных правоотношений позитивной ответственности в сферу охранительных правоотношений негативной ответственности.

"К пониманию правовой ответственности во всем ее обьёме, то есть как позитивной, так и ретроспективной, к необходимости изучения этих двух аспектов ответственности советская юридическая науки пути ее обеспечения" понятие "ответственность" прежде всего означает выбор такой линии поведения, которая соответствует необходимости.

На всех стадиях правового регулирования общественных отношений юридическая ответственность является необходимым стимулятором правомерного поведения, содействует воспитанию чувства нравственного, политического и правового долга перед обществом и государством, повышению общественно- политической активности каждого гражданина.

Законодательство об ответственности постоянно совершенствуется.
Идеи полной ответственности, ее неотвратимости, справедливости и гуманности находят все большее применение в законодательстве, хотя вместе с тем стало больше объективных препятствий для их реализации.

Юридическая ответственность проявляется как государственное принуждение, осуществляемое компетентными государственными органами в отношении нарушителя правовых норм. При отсутствии соответствующего акта компетентного органа юридическая ответственность не наступает.

Ответственность - многоплановое и сложное социальное явление. Она включает в себя сознание своего долга, сформулированного в социальных нормах, и сообразное с этим поведение, оценку поведения и его социально значимых последствий, наложение взысканий от имени государства, общественной организации, коллектива за поведение, отклоняющееся от нормы, и компенсацию ущерба, причиненного неправильным поведением.

Ответственность несут и субъекты, и объекты управления. Она связана с задачами, функциями, правами и обязанностями каждого из них.
Применительно к органам управления и должностным лицам она тесно связана с компетенцией. Когда принимается решение, должно быть совершенно ясно, кто несет за него ответственность.

И точно так же должно быть ясно, кто несет ответственность, если назревшее решение не принимается или затягивается.

Эти положения приобрели еще большую актуальность в современных условиях, на крутом переломе в жизни страны, когда поставлена цель достичь качественно нового состояния общества.

От каждого органа государственного управления, от каждого трудового коллектива сейчас требуется способность действовать инициативно, анализировать реально происходящие процессы, выявлять назревшие проблемы, своевременно и правильно их разрешать.

Институт юридической ответственности, социальной ответственности в целом призван способствовать этому.

В юридической литературе ответственность обычно связывается с правонарушением. Между тем законодательством предусмотрена и иная ответственность, наступающая при отсутствии конкретных правонарушений, а именно ответственность за действия, идущие в разрез с политикой государства, за неумелое ведение дела, недостаточную активность, за некомпетентность, за неправильные по существу решения. Это касается главным образом лиц начальствующего состава и выражается в снятии с руководящего поста, понижении в должности, не выставлении кандидатуры для избрания на новый срок полномочий. Эту ответственность в литературе часто называют политической ответственностью.

Органы управления и должностные лица несут такую ответственность прежде всего перед Советами народных депутатов (эта ответственность регулируется нормами государственного права).

Нормы административного права предусматривают разнообразные виды юридической ответственности: дисциплинарную, административную, материальную (для лиц, на которых не распространяется действие норм трудового права). С учетом этого нужно различать понятия "ответственность по административному праву" и "административная ответственность".

Ответственность по нормам административного права охраняет не только нормы этой отрасли, но и ряда других отраслей права - государственного, трудового, финансового, земельного и т.д.

Это особенно ярко проявляется при рассмотрении административной ответственности.

2. Историческое развитие, понятие, основные признаки, основание и особенности административной ответственности.

До 1961 года местные органы власти обладали весьма широкими полномочиями по изданию решений, предусматривающих административную ответственность за их нарушение ("обязательных постановлений").
Президиум Верховного Совета СССР Указом от 21 июня 1961г."О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке" признал необходимым ограничить круг вопросов, по которым местные органы могут принимать решения, предусматривающие за их нарушения штрафы, и установил, что: правом принятия таких решений обладают только краевые, областные, районные и городские Советы; подобные решения, как правило, принимались на сессиях Советов, за исключением решений по вопросам борьбы со стихийными бедствиями, эпидемиями и эпизоотиями (по этим вопросам решения могли принимать и исполкомы: ведь речь идёт о вопросах, не терпящих отлагательства).Законодательные акты союзных республик, изданные на основе союзного Указа от 21 июня 1961 г., сократили круг вопросов, по которым местные Советы вправе принимать решения, предусматривающие административную ответственность (причем ответственность эта может иметь только форму штрафа и предупреждения).

Административное право включает в себя большое количество различных обьектов, таким образом, совершение правонарушения переводит субьекта права из сферы регулятивных правоотношений позитивной ответственности в сферу охранительных правоотношений негативной ответственности.

"К пониманию правовой ответственности во всем ее обьеме, то есть как позитивной, так и ретроспективной, к необходимости изучения этих двух аспектов ответственности советская юридическая наука меняется, как правило, не судом, а органами государственного управления или (по отдельным категориям дел) народным судей единолично. Налагать административные штрафы могут также технические и правовые инспекции профсоюзов (за нарушение техники безопасности и охраны труда), т.е. должностные лица общественных организаций юридической ответственности.

Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные
КАП, наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.
Административная ответственность имеет публично-правовой характер. Это- ответственность перед государством в лице компетентных его органов, которым нарушители по службе не подчинены.

3. Освобождение от административной ответственности.

Законодательство предусмотрело возможность освобождения нарушителя от административной ответственности, причем не только освобождения с передачей материалов общественности на предмет применения мер общественного воздействия, но и полного освобождения от ответственности. Освобождение от административной ответственности происходит в следующих случаях:

1. Согласно статье 18 КАП РФ не подлежит административной ответственности лицо, хотя и совершившее действие, предусмотренное КАП или другими нормативными актами, устанавливающими административную ответственность за административные правонарушения, но действующие в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей государственному или общественному порядку, собственности,

Невменяемое лицо совершает лишь объективно противоправное деяние, а не административное правонарушение. В статье 20 КАП указывается, что не подлежит административной ответственности лицо, которое во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими.

Юридический критерий невменяемости заключается в наличии такого психического заболевания, которое лишает лицо возможности отдавать отчет в своих действиях или руководить ими.

2. Согласно ст. 18 КАП не подлежит административной ответственности лицо, хотя и совершившее действие, предусмотренное КАП или другими нормативными актами, устанавливающими административную ответственность за административные правонарушения, но действовавшее в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей государственному или общественному порядку, социалистической собственности, правам и свободам граждан, установленному порядку управления, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами, и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред. При крайней необходимости происходит столкновение двух интересов: угроза причинения вреда одним правоохраняемым интересам устраняется путем причинения вреда, хотя и меньшего, другим.

Состояние крайней необходимости возникает, когда имеется действительная реальная, а не мнимая опасность государственному или общественному порядку, собственности, правам и свободам граждан, установленному порядку управления.

Источниками угрожающей опасности при крайней необходимости, в частности, могут быть стихийные силы - наводнения, пожары, землетрясения и другие.

Действия лица, устраняющего угрозу указанным правоохраняемым интересам, формально образуют состав одного или нескольких правонарушений, предусмотренных соответствующими статьями кодекса или другого нормативного акта, устанавливающего административную ответственность за административные проступки. Например, в случае нарушения правил дорожного движения одним водителем другой, едущий на встречной автомашине, чтобы спасти жизнь пассажиров обеих машин, выезжает на левую сторону дороги, то есть то же нарушает правила дорожного движения, что образует состав административного проступка, предусмотренного ст. 118 КАП.

3.Согласно статьи 19 необходимая оборона не подлежит административной ответственности лицо хотя и совершившее действие, предусмотренное КАП или другими нормативными актами, устанавливающими административную ответственность за административные правонарушения, но действовавшие в состоянии необходимой обороны, т.е. при защите государственного и общественного порядка, собственности, прав и свобод граждан, установленного порядка управления от противоправного посягательства путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышение пределов необходимой обороны. Право на необходимую оборону способствует привлечению населения к активному участию в борьбе с правонарушениями, их предупреждению и пресечению. Защита от посягательства при необходимой обороне, в отличие от крайней необходимости может осуществляться путем причинения вреда только посягающему, но не третьим лицам. Например, один гражданин, увидев у другого свое ружье, из которого последний, будучи в нетрезвом состоянии, стрелял в населенном пункте, вырвал его у нарушителя. В данном случае посягательство на охраняемые законом интересы заключалось в совершении административных правонарушений: стрельбе из огнестрельного оружия в населенном пункте
(ст.159) и, возможно, в появлении в общественных местах в пьяном виде(ст.162).

4.В ст. 21 КАП указывается о том, что передача материалов об административном правонарушении на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации или трудового коллектива.

Лицо, совершившее административное правонарушение, освобождается от административной ответственности с передачей материалов на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации или трудового коллектива, если с учетом характера совершенного правонарушения и личности правонарушителя к нему целесообразно применить меру общественного воздействия.

5.Возможность освобождения от А.О. при малозначительности правонарушения совершенного административного правонарушения, орган
(должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить нарушителя от административной ответственности и оганичится устным замечанием. Установление в законе такой меры воздействия, как устное замечание, дает возможность говорить о неотвратимости реагирования на каждое правонарушение, в том числе и малозначительное(ст.22).

6. К лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административное правонарушение, применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних. Лица до 16 лет, совершившие проступки, не подлежат административной ответственности(ст.14).

7.Отсутствие события и состава административного правонарушения.

8. Издание акта амнистии, если он устраняет применение административного взыскания.

9. Истечение к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении сроков, предусмотренных статьей 38 КАП.

10. Смерть лица в отношении которого было начато производство по делу.

4. Отличие административной ответственности от других видов юридической ответственности.

Законодатель обычно указывает определенные разграничительные линии и, пусть в известной мере и условные; иначе нельзя было бы юридически квалифицировать многие противоправные деяния.

Поскольку некоторые административные правонарушения граничат с преступлениями, важно учитывать те указанные в законодательстве критерии, с помощью которых можно отличить друг от друга преступления и сходные с ними административные правонарушения.

Таким критерием часто является наличие или отсутствие тяжких последствий. Например, если нарушение транспортных правил повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия, оно рассматривается как преступления, а если таких последствий нет, то как административное правонарушение.
Критерием может быть размер ущерба, причиненного правонарушением. Иногда для квалификации деяния как преступления достаточно того, чтобы оно хотя и не повлекло, но могло повлечь тяжкие последствия. Например, хранения, использования, учета и перевозки взрывчатых и радиоактивных веществ, а также незаконная пересылка их по почте или багажом, если эти действия могли привлечь тяжкие последствия, рассматриваются как преступления; если же такие последствия наступили, уголовная ответственность усиливается.
Нередко повторное или неоднократное (вообще или за определённый промежуток времени) совершение деяния, содержащего признаки административного правонарушения, данным лицом при условии применения к нему в прошлом предусмотренных законодательством мер воздействия влечёт иную квалификацию деяния-оно считается уже преступлением. Так, занятие запрещённым промыслом после наложения административного взыскания за такое же деяние карается по уголовному кодексу. Иногда за критерий берётся умышленное или неосторожное совершение правонарушения. Устанавливать административную ответственность могут высшие органы государственной власти.

5. Понятие юридического состава административного правонарушения.

Законодательство об административных правонарушениях и административной ответственности долгое время не было кодифицированным и состояло из большого числа разрозненных нормативных актов. 23 октября 1980 г. Верховный Совет СССР принял Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о административных правонарушениях, на базе которых в союзных республиках в последующие годы были приняты кодексы об административных правонарушения.

Административное правонарушение, как и всякое другое, - это противоправное деяние - действие или бездействие. Административное правонарушение - не только противоправное, но и виновное деяние. Вина имеет, как известно, формы умысла и неосторожности.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее сознательно шло на это. Проступок является совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не знало и не сознавало, но должно было знать и сознавать, что поступает противоправно, или сознавало это, но легкомысленно рассчитывало предотвратить наступление противоправного результата.

Административное правонарушение - понятие собирательное. Оно имеет несколько разновидностей. Наиболее распространенным видом является случай, когда сам гражданин или должностное лицо нарушает общеобязательные правила. Должностное лицо может это сделать двумя способами: первое, нарушив правила своими собственным действиями, во-вторых, путем дачи подчиненным указаний, идущих вразрез с требованиями административных правил, кроме того, должностные лица несут административную ответственность и тогда, когда они в порядке исполнения служебных обязанностей должны принимать меры к своевременному выполнению установленных правил другими лицами, но не делают этого. Родители и лица их заменяющие, несут административную ответственность в связи с правонарушениями несовершеннолетних, то есть за то, что не контролировали поведение детей.

Признаки административного правонарушения:

1. Действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена именно административная ответственность.

2. Противоправное.

3. Виновное (умышленное или неосторожное).

4. Посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на порядок управления.

Основанием административной ответственности конкретного лица является совершение им административного правонарушения, однако нужно учесть, что его совершение вовсе не обязательно влечет административную ответственность. Во-первых, органы и должностные лица, которым предоставлено право налагать административные взыскания могут, вместо наложения их сделать нарушителю предупреждение или передать материалы о его поведении в товарищеский суд, либо в общественные организации по месту работы или жительства для применения мер общественного воздействия.
Во-вторых, иногда за административное правонарушение налагается дисциплинарное взыскание. Например, военнослужащие несут ответственность за совершенные ими административные правонарушения, как правило, по Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил.

6. Действие законодательства об ответственности за административные правонарушения.

Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании законодательства, действующего во время и по месту совершения правонарушения.

Акты, смягчающие или отменяющие ответственность за административные правонарушения, имеют обратную силу, т.е. распространяются и на правонарушения, совершенные до издания этих актов.

Актом, смягчающим ответственность за административное правонарушение, является акт, исключивший из санкции более строгое взыскание или снизивший размер взыскания либо исключивший дополнительное взыскание.
Ответственность отменяется с отменой акта, который она была установлена, а также с частичной отменой этого акта, исключением из него ответственности за одно из правонарушений, влекущих до того ответственность.

Акты, устанавливающие или усиливающие ответственность за административные правонарушения обратной силы не имеют.

Ииспользованная литература:

1. Учебник "Административное право". М., 1992.

2. Советское административное право. Учебник.

М.: Юр. Лит., 1990.

3. Комментарий к Основам Законодательства СССР и союзных республик об административных право- нарушениях. М.: Юр.лит-ра, 1983.

4. Комментарий к Кодексу РСФСР об административ- ных правонарушениях. М.: Юр.лит-ра, 1989.

5. Д.И.Бернштейн. Правовая ответственность как вид социальной ответственности и пути ее обеспечения.

Ташкент. -1989.

6. Юридический энциклопедический словарь. 2-е изд., доп.-М.: Сов. энциклопедия, 1987.

7. Н.С.Малеин. Правонарушение: понятие, причины, ответственность. -М., "Юридическая литература".

8. С.С.Алексеев. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. -М., "Юр. лит-ра". -1989.

9. С.Н.Братусь. Юридическая ответственность и закон- ность. -М. "Юр. лит-ра". -1976.

10. О.Э.Лейст. Санкции и ответственность по совет- скому праву. -М., Издательство МГУ. -1981.

11. Л.Н.Ковалев. Правонарушения и закон. "Правове- дение". -1991., N 1.

12. А.И.Денисов. Общая теория правонарушения и ответственности. -Л. , Изд. Ленинградского университета. -1983.

13. Л.С.Явич и др. Теория государства и права.

Изд. Ленинградского университета 1987.

14. С.С.Алексеев. Проблемы теории государства и права Москва Юридическая литература 1987.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.



 

Возможно, будет полезно почитать: