Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП)? Выпил после аварии Происшествие событие возникшее в процессе движения.

Первое дорожно – транспортное происшествие – наезд авто­мобиля на пешехода было зафиксировано еще в 1896 году, т.е. всего через 10 лет после изобретения автомобиля. В 1899 году такое же происшествие закончилось смертью человека. С тех пор число ДТП непрерывно увеличивается. Это вызывает вполне обоснован­ную тревогу.

Безопасность дорожного движения обеспечивается нормаль­ным функционированием всех составляющих комплекса «води­тель – автомобиль – среда движения». Между тем недостаточная надежность элементов этой системы (низкая дисциплина участ­ников движения, неудовлетворительное техническое состояние автомобилей и дорог) является причиной дорожно – транспорт­ных происшествий.

Изучение ДТП показало, что наиболее часто они возникают в летне – осенний период – с июня по октябрь, когда на дорогах резко увеличивается интенсивность движения личных автомоби­лей. Доля ДТП за эти пять месяцев составляет примерно 55 – 60 % годовых. По дням недели ДТП распространяются также неравно­мерно. Наибольшее их число приходится на конец недели. В тече­нии суток наиболее опасны вечерние часы, приблизительно с 17 до 21 часа. В течении этих четырех часов совершается 30 – 35 % от общего числа происшествий за сутки. В это время возрастает ин­тенсивность транспортных и пешеходных потоков, а освещенность дорог ухудшается. Да и усталость водителей к концу рабочего дня дает себя знать.

Среди пострадавших в дорожно – транспортных происшестви­ях большую часть составляют водители и пассажиры, т.е. лица, на­ходящиеся в транспортных средствах (61 % от числа погибших и 62 % от числа раненых). На долю пешеходов приходится соответствен­но 39 % погибших и 38 % раненых. Наибольшее число пострадав­ших – это люди сравнительно молодого возраста – 30–35лет.Основные причины возникновения дорожно – транспортных происшествий: нарушение Правил дорожного движения со сто­роны водителей – 74,3 %, нарушение правил со стороны пешехо­дов – 27,5 %, неудовлетворительное содержание улиц и дорог –12,6 %, технические неисправности транспортных средств – 1,3%. Таким образом, от дисциплинированности участников дорожно­го движения, профессиональной подготовки водителей решающим образом зависит уровень безопасности дорожного движения.

В соответствии с действующими Правилами дорожно – транс­портным происшествием называют событие, возникшее в про­цессе движения по дороге транспортного средства и с его учас­тием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транс­портные средства, груз, сооружение. В соответствии с приведен­ной формулировкой для отнесения события к дорожно – транс­портному происшествию необходимо наличие как минимум трех условий: транспортное средство должно двигаться, само собы­тие должно быть связано с этим транспортным средством и по­следствия события должны соответствовать перечисленным в определении. Как правило, обстоятельства возникновения дорожно – транспортных происшествий чрезвычайно разнообраз­ны. Однако анализ этих обстоятельств позволяет выявить неко­торые общие их черты, что дало возможность разработать клас­сификацию дорожно – транспортных происшествий. В Российс­кой Федерации принята следующая классификация дорожно –транспортных происшествий:

    столкновение, когда движущиеся механические транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог;

    опрокидывание, когда механическое транспортное средство потеряло устойчивость и опрокинулось. К этому виду проис­шествий не относятся опрокидывания, вызванные столкнове­нием механических транспортных средств или наездами на не­подвижные предметы;

    наезд на стоящее транспортное средство – происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на сто­ящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп;

    наезд на препятствие – происшествие, при котором транспор­тное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, мачта, строительные материалы, ограждение и т.п.)

    наезд на пешехода – это происшествие, когда механическое транспортное средство наехало на человека или он сам натол­кнулся на движущееся транспортное средство, получив трав­му. К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным сред­ством груза или предмета;

    наезд на велосипедиста, происшествие, при котором транспор­тное средство наехало на человека, передвигающегося на ве­лосипеде (без подвесного двигателя) или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство;

    наезд на гужевой транспорт – это происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а так­же на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные, или повозки транспортируемые этими жи­вотными, ударились о движущееся транспортное средство;

    наезд на животных – происшествие, когда транспортное сред­ство наехало на птиц диких или домашних животных (вклю­чая вьючных или верховых), либо сами эти животные или птицы ударились о движущееся транспортное средство, в резуль­тате чего пострадали люди или причинен материальный ущерб;

    прочие происшествия, т.е. происшествия, не относящиеся к пере­численным выше видам. К этому виду происшествий относятся сходы трамваев с рельсов (не вызвавшие столкновения или оп­рокидывания), падение перевозимого груза на людей и др. Внутри каждого из названных видов ДТП могут быть выделе­ны несколько групп. Например, столкновения могут быть встреч­ными и попутными. В свою очередь попутные столкновения мо­гут быть столкновениями двух транспортных средств или цепны­ми столкновениями, в которых принимает участие более двух (иногда много) транспортных средств. Несмотря на то, что цеп­ные столкновения происходят при меньших относительных ско­ростях, чем встречные, ущерб от них достигает большей величи­ны за счет участия нескольких транспортных средств. Одна из наиболее частых причин цепных столкновений заключается в том, что водители часто выдерживают очень маленькую дистанцию до идущего впереди автомобиля, которая не соответствует скорости движения. В таких условиях даже экстренное торможение не по­зволяет избежать столкновения.

Особую опасность представляют собой встречные столкнове­ния транспортных средств. Для этого вида дорожно – транспортных происшествий характерны наиболее тяжелые последствия: разбитые или даже уничтоженные автомобили, погибшие люди, тяжелые ранения. Колоссальная энергия, которой обладают летя­щие навстречу друг другу автомобили, за несколько сотых долей секунды превращается в энергию, уничтожающую человеческие жизни и материальные ценности. Встречные столкновения авто­мобилей чаще всего являются следствием нарушения Правил до­рожного движения, допущенного водителем. Поэтому снижать тяжесть последствий лобового столкновения следует совершен­ствованием пассивной безопасности. К сожалению многие не пользуются ремнями безопасности – эффективным средством пас­сивной безопасности, – полагая, что они в принципе не могут стать участниками дорожно – транспортного происшествия, так как успеют остановиться перед опасностью, наивно думая, что те, кто в эту ситуацию попал и не смог выйти из нее с честью, думали иначе.

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста: "Погибло четыре человека" - или "Погибли четыре человека"?

Возможны оба варианта.

Вопрос № 292502

Скажите, пожалуйста, нужно ли тире в этом предложении:"В результате теракта погибли 314 человек из числа заложников, из них 186 детей"?

Ответ справочной службы русского языка

Постановка тире не требуется.

От чего зависит окончание в слове погибЛо/ погиблИ ?

Ответ справочной службы русского языка

Добрый день! Как правильно: 17 человек прибыло на место или прибыли; в пожарах погибло 10 человек или погибли и т.п.?

Ответ справочной службы русского языка

В подобных конструкциях возможно и единственное, и множественное число сказуемого. Подробные рекомендации см. в «Письмовнике ».

Вопрос № 284836

О рождении и смерти. Объясните, как правильно "5 человек погиблО" или "5 человек погиблИ "? Видела оба варианта. Такая же ситуация с выражениями "5 детей родилИсь" или "5 детей родилОсь".

Ответ справочной службы русского языка

Возможно и единственное, и множественное число сказуемого. Подробные рекомендации см. в «Письмовнике ».

Вопрос № 281837
Как пишется правильно: более 50 человек погиблО или более 50 человек погиблИ ?

Ответ справочной службы русского языка

Оба варианта правильны.

Вопрос № 277355
Как правильно пишется: «погиблИ более 1,2 тыс человек» или «погиблО более 1,2 тыс человек»?

Ответ справочной службы русского языка

Правильны оба варианта. Обратите внимание: сокращение тыс. пишется с точкой.

Вопрос № 275248
Здравствуйте.
Как верно: 30 человек погибло или 30 человек погибли ?
много человек погибло или много человек погибли ?
Заранее спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Предпочтительная форма: погибло 30 человек, погибло много людей .

Вопрос № 271669
Ответьте, пожалуйста, какой из вариантов верный: погибли двое россиян или два россиянина.

Ответ справочной службы русского языка

Оба варианта верны.

Вопрос № 271384
Грамота, как правильно: _погиблИ 137 человек_ или _погиблО 137 человек_?

Ответ справочной службы русского языка

Оба варианта правильны.

Вопрос № 270182
Добрый день! Какой вариант правильный "Погиб 101 человек" или "Погибли 101 человек". Или какой-то другой вариант? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

При составных числительных, оканчивающихся на один , сказуемое чаще ставится в форме единственного числа: погиб 101 человек.

Как правильно нужно говорить: "В аварии погибли два человека" или
"В аварии погибло два человека"?

Ответ справочной службы русского языка

Оба варианта верны.


Три группы тяжести ДТП Со смертельным исходом Со смертельным исходом Со смертельным исходом Со смертельным исходом С телесными повреждениями людей С телесными повреждениями людей С телесными повреждениями людей С телесными повреждениями людей С материальным ущербом С материальным ущербом С материальным ущербом С материальным ущербом










Девять видов ДТП Столкновение Столкновение Столкновение Опрокидывание Опрокидывание Опрокидывание Наезд на пешехода Наезд на пешехода Наезд на пешехода Наезд на пешехода Наезд на стоящие транспортное средство Наезд на стоящие транспортное средство Наезд на стоящие транспортное средство Наезд на стоящие транспортное средство Наезд на препятствие Наезд на препятствие Наезд на препятствие Наезд на препятствие Наезд на велосипедиста Наезд на велосипедиста Наезд на велосипедиста Наезд на велосипедиста Наезд на гужевой транспорт Наезд на гужевой транспорт Наезд на гужевой транспорт Наезд на гужевой транспорт Наезд на животных Наезд на животных Наезд на животных Наезд на животных И прочие ДТП(сходы трамвая с рельсов, падение перевозочного груза на человека…) И прочие ДТП(сходы трамвая с рельсов, падение перевозочного груза на человека…) И прочие ДТП(сходы трамвая с рельсов, падение перевозочного груза на человека…) И прочие ДТП(сходы трамвая с рельсов, падение перевозочного груза на человека…)


Данные о ДТП в Москве за 3 месяца 2011 года Столкновения ТС Столкновения ТС Столкновение происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог. К столкновению относится и наезд на внезапно остановившееся транспортное средство (например, перед светофором относится или из-за технической неисправности).




Данные о ДТП в Москве за 3 месяца 2011 года Наезд на пешехода Наезд на пешехода Наезд на пешехода происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство, или пешеход пострадал от перевозимого транспортным средством груза (доски, трос и т. п.).


Получен анализ ДТП в Москве за 3 месяца 2011 года Наезд на стоящие транспортные средства Наезд на стоящие транспортные средства Наезд на стоящее транспортное средство происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство (кроме внезапно остановившегося), а также прицеп или полуприцеп.


Данные о ДТП в Москве за 3 месяца 2011 года Наезд на препятствие Наезд на препятствие Наезд на препятствие происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет.




Данные о ДТП в Москве за 3 месяца 2011 года Наезд на гужевой транспорт Наезд на гужевой транспорт Наезд на гужевой транспорт происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные или повозки, транспортируемые этими животными, ударились об это транспортное средство.


Данные о ДТП в Москве за 3 месяца 2011 года Наезд на животных Наезд на животных Наезд на животных происшествие, при котором транспортное средство наехало на птиц, диких или домашних животных либо сами эти животные или птицы ударились о движущееся транспортное средство, в результате чего пострадали люди или причинен материальный ущерб.


Данные о ДТП в Москве за 3 месяца 2011 года Прочие Прочие Прочие происшествия происшествие, не относящиеся к перечисленным выше видам, такие, как падение перевозимого груза на человека или другое транспортное средство, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо), и другие происшествия, связанные с движущимся транспортным средством и вызвавшие указанные в определении ДТП последствия.


Среди ДТП всех видов чаще всего происходят наезды на пешеходов, причем в населенных пунктах. Пешеходы составляют треть от погибших и раненых в результате всех ДТП. Вместе с тем более 60% пострадавших в ДТП- это люди, находящиеся в автомобилях,- водители и пассажиры. Чаще всего происходит в результате столкновений(более четверти всех случаев), опрокидываний(около 20%) и наездов на препятствия(до5,5%).

Дорожно-транспортное происшествие в 2019 году чётко и однозначно определено в ПДД соответствующим термином. Но на дороге ситуации и обстоятельства бывают совершенно разные. Поэтому иной раз очень спорно – является то или иное дорожное происшествие ДТП или нет. В статье мы рассмотрим такие типичные и не очень спорные ситуации и приведём разбор, почему это ДТП и почему нет.

Официальная трактовка на 2019 год?

Разумеется, первое, что необходимо привести – это определение термина. Оно даётся в пункте 1.2 Правил:

Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб.

Последнее изменение термина ДТП

В далёком 2001 году в последний раз менялся этот термин, и изменение было судьбоносным, хотя фактически незначительным. В список перечисления условий для наступления дорожно-транспортного происшествия был добавлен иной материальный ущерб.

До изменения После изменения
Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения . Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб .

До этого, если, к примеру, сами автомобили не повредились, но в результате происшествия у водителя разбился телефон, то это не считалось ДТП.

Важное замечание!

ДТП или нет: комментарии к определению пункта 1.2 ПДД

Итак, для того, чтобы та или иная ситуация считалась ДТП, должен быть выполнен ряд условий:

  1. автомобиль, попавший в ДТП , должен двигаться,
  2. транспортное средство должно участвовать в процессе дорожного движения,
  3. машина должна участвовать в этом событии,
  4. следствием ситуации должно быть любое из следующих условий:
    • причинён материальный вред (ущерб) имуществу,
    • автомобиль (любой) должен быть повреждён,
    • причинён вред здоровью людей,
    • произошла гибель людей.

Пункты по цифрам – все условия должны быть выполнены, чтобы это считалось ДТП. Далее подпункты пункта 4 – любое одно условие должно быть выполнено. Все последние условия, исходя из фразы "при котором", должны быть выполнены в непосредственной связи с событием, которое наступило. То есть если машина, например, въехала в столб, а на другом конце улицы пешеход упал и повредил себе колено, то случай с переходом формально не является ДТП.

Обязанности водителя при аварии

То, является та или иная ситуация ДТП или нет, влияет на обязанность водителя соблюсти пункты 2.5, 2.6 и 2.6.1 Правил дорожного движения. Данные пункты вкратце обязывают любого водителя при аварии:

  1. выставить знак аварийной остановки,
  2. включить "аварийку",
  3. если виновность не вызывает разногласий, ущерб менее 100 тысяч рублей, нет раненых и погибших, оформить европротокол,
  4. иначе позвонить в полицию и действовать по указаниям.

Все эти пункты не нужно выполнять, если та "передряга", в который Вы попали, не является дорожно-транспортным происшествием по определению. За неисполнение этих обязанностей Вас может ждать наказание от штрафа 1 000 рублей до лишения прав по статье 12.27 КоАП.

Давайте теперь рассмотрим типичные происшествия, которые побуждают вопросы у его участников, это ДТП или нет!

Ударили на парковке: ДТП или нет?

Итак, такое происшествие, как удар стоячей машины на парковке , по сущности привело к повреждениям, авто участвовало в событии. Вопрос только в том, двигалось авто или нет – ведь это также обязательное условие, чтобы считать такую ситуацию ДТП.

И ответ на данный вопрос достаточно прост:

  • если оба автомобиля стояли – к примеру, удар был из-за открытия двери, может, кто-то просто пнул ногой чужое авто, что привело к вмятине, то это не ДТП (не выполнено условие под 1 пунктом выше),
  • если хотя бы одна из машин в это время ехала, то это дорожно-транспортное происшествие.

В последнем случае, увы, но и ГИБДД могут отказать в приезде на место и оформлять аварию. Также не имеет смысла оформлять европротокол – страховая по ОСАГО выплачивает только за ДТП.

В такой ситуации следует вызвать участкового для фиксации повреждений и самого события и далее истребовать возмещение ущерба напрямую с виновника.

Также не являются ДТП такие происшествия:

  • поджог машины пешеходами,
  • угон,
  • любой другой ущерб, причинённый стоящему авто не едущим автомобилем, а иным лицом.

А является ДТП, если автомобиль въехал в любое сооружение: остановку, здание, на дорожные знаки или другие сооружения.

Слегка притёрлись (зеркалами)

Ещё одна важная тонкость ПДД 2019 года заключается в вопросе, считать аварией или нет ситуацию, когда касание произошло только слегка? Но, если ещё раз взглянуть на условия в пункте 4 выше, то ответ на него станет простым – если нет повреждений и иного материального ущерба (очевидно, ранений и, тем более, гибели людей здесь маловероятно будет), то нет и ДТП.

Например, Вы слегка притёрлись зеркалами с другой машиной. Если в результате этого последние просто сложились (или не сложились), на них нет повреждений (причём, не только видимых, а совсем нет), то это не ДТП. Можно разъезжаться, не беспокоясь ни о чём.

Но на практике 2019 года нередко встречаются случаи, когда второй участник вдруг обнаруживает повреждения позже, когда Вы уже разъехались. В этом случае он или она возвращается на место ДТП, вызывает полицию и сетует на то, что... другой участник (то есть Вы) скрылся. И в этом случае Вам может грозить лишение права управления . Поэтому лучше в таких ситуациях брать расписку о том, что повреждений нет, и все участники происшествия приняли решение, что события ДТП нет.

На основании постановления Правительства РФ № 647 от 29.06.95 года «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий» применяются следующие основные термины:

  • «дорожно-транспортное происшествие» - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения;
  • «дорога» - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии;
  • «транспортное средство» - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (автомобиль, мотоцикл, мотороллер, мотоколяска, мопед, велосипед с подвесным мотором, мотонарты, трамвай, троллейбус, трактор, самоходная машина, а также гужевой транспорт, за исключением вьючных и верховых животных);
  • «владельцы транспортных средств» - юридические лица независимо от форм собственности, являющиеся собственниками транспортных средств либо пользующиеся или распоряжающиеся транспортными средствами в установленном порядке;
  • «погибший» - лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток (до 19.11.2008 было в течение 7 последующих суток);
  • «раненый» - лицо, получившее в дорожно-транспортном происшествии телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения.

Согласно приказа МВД РФ № 328 от 18.06.96 года «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. N 647» дорожно-транспортные происшествия подразделяются на следующие виды:

  1. Столкновение
  2. Опрокидывание
  3. Наезд на стоящее транспортное средство
  4. Наезд на препятствие
  5. Наезд на пешехода
  6. Наезд на велосипедиста
  7. Наезд на гужевой транспорт
  8. Падение пассажира
  9. Иной вид ДТП
    (всего 9 видов ДТП)

Перечень видов ДТП и их определения содержаться в Приложение 6 к Инструкции по учету дорожно-транспортных происшествий (является приложением к Приказу МВД РФ № 328):

Столкновение - происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.
К этому виду относятся столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.
Опрокидывание - происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось.
Наезд на стоящее транспортное средство - происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп.
Наезд на препятствие - происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.).
Наезд на пешехода - происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.
К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т.п.).
Наезд на велосипедиста - происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.
Наезд на гужевой транспорт - происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство.
К этому виду также относится наезд на животное.
Падение пассажира - происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду ДТП.
Падение пассажира из недвижущегося транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является происшествием.
Иной вид ДТП - происшествия, не относящиеся к указанным выше видам. Сюда относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесом транспортного средства предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др.



 

Возможно, будет полезно почитать: