Экологические проекты и экологическая экспертиза. Экологическая экспертиза проектов

Экологическая экспертиза, согласно действующему ФЗ «Об экологической экспертизе», в обязательном порядке проводится в рамках проектирования любого строительного объекта. Она необходима для обеспечения сохранения окружающей среды и здоровья граждан, а также предупреждения возможных нарушений экологической безопасности при возведении и эксплуатации объекта. Вся проектная документации должна отвечать требованиям, содержащимся в нормативно-правовых актах, регулирующих эту область деятельности.

Основными законами, которыми руководствуются эксперты, являются ФЗ «Об охране окружающей среды» и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Кроме того, существует множество других отраслевых, государственных и муниципальных нормативных актов. Эксперты, проводящие экологическую экспертизу, должны обладать высокой квалификацией, современным инструментарием и достаточным опытом.

ЮЦК располагает штатом профессиональных лицензированных экспертов и новейшим оборудованием. Фальсификация данных или некомпетентно составленная документация влекут за собой ответственность, в том числе и уголовную.

Экспертные работы и порядок проведения

Эксперты должны ориентироваться во всех аспектах, методах, процедурах хозяйственной деятельности и хорошо знать нормативно-правовую базу. Принципы, на которых основывается проведение экологической экспертизы :

  • Всесторонний и объективный анализ объекта экспертизы, проведение необходимых изысканий и исследований, составление объективного прогноза возможных негативных влияний на окружающую среду и здоровье населения.
  • Оценка того, насколько объект соответствует действующим экологическим нормам; обеспечение государственного мониторинга; подготовка профессиональных экспертных заключений и своевременная передача их в соответствующие надзорные органы.
  • Прозрачность экспертизы - обеспечение доступа общественности к полученным результатам.
  1. Экспертные работы проводятся в строгой последовательности, в несколько этапов

    • На первой стадии заказчик обращается с заявлением о проведении экспертных работ. На основании этого заявления создаётся экспертная группа, разрабатывается техническое задание и определяются сроки проведения экспертизы. В зависимости от сложности экспертные работы могут занимать разный объём времени, но не более 6 месяцев. После согласования работ, заказчик обязан предоставить необходимую документацию (результаты инженерных изысканий, генеральный план, разрешительную документацию и т. д.) и оплатить экспертизу.
    • Второй этап включает в себя тщательное изучение и оценку предоставленных документов, проведение необходимых экспертиз с использованием измерительных приборов, документально подтверждённое обоснование экологической безопасности проекта, составление прогнозов состояния внешней среды по мере его реализации. Эксперты изучают виды и характер воздействий на окружающую среду, а также определяют основные параметры источников этого воздействия. В процессе экспертных работ вносятся корректировки в проектную документацию.
    • На заключительном этапе подготавливается комплексный пакет документов и оформляется заключение. Заключение подписывается всеми экспертами, которые проводили экспертизу и заказчиком. После этого оно передаётся на рассмотрение в государственные органы, отвечающие за экологическую безопасность.
  1. Результаты экспертизы

    Экспертное заключение содержит перечень документов, использовавшихся в процессе экспертизы; предложения и замечания, сделанные на основе анализа и оценки всех материалов, полученных в в результате экспертных работ; рекомендации экспертов по осуществлению проекта с соблюдением норм экологической безопасности. После его рассмотрения, соответствующими государственными органами выносится решение о разрешении или запрещении реализации проекта.

    Официально утверждённое заключение имеет юридическую силу и может оспариваться только в суде в соответствии с действующими законами. Без положительного решения строительство объекта будет невозможно. Эксперты компании «Южный центр качества» помогут устранить имеющиеся недостатки и привести проектную документацию в соответствие с действующими нормами экологической безопасности.

Преимущества ЮЦК

Экологическая экспертиза строительных проектов - процедура, без которой нельзя обойтись. Даже самые незначительные ошибки при проведении экспертных работ могут привести к остановке строительства на любом этапе - надзорные органы особенно тщательно проверяют хозяйственную деятельность в экологической сфере. В ЮЦК работают подготовленные и опытные специалисты, которые не делают ошибок. Наши эксперты отлично разбираются в нормативно-правовой базе, знают своё дело и, главное, умеют работать с максимальной эффективностью - никаких задержек и проволочек.

ЮЦК осуществляет консультативную помощь, подключается к работе на любой стадии проекта и всегда доводит дело до благополучного разрешения в указанные сроки. Мы стоим на страже интересов заказчика и решаем весь комплекс задач без привлечения сторонних специалистов.

09.01.2016

. Экологическая экспертиза (ЭЭ ) - это вид научно-практической деятельности специально уполномоченных государственных органов, эколого-экспертных формирований и объединений граждан, основанной на межотраслевых экологических исследованиях, анализе и и оценке предплановых, проектных и других материалов или объектов, реализация и действие которых может отрицательно выливать влияет на состояние окружающей природной среды и здоровья людей. Экологическая экс экспертиз направлена??на подготовку выводов о соответствии запланированной и фактической деятельности нормам и требованиям законодательства об охране окружающей природной среды, рациональному использован нню и воспроизводству природных ресурсов, созданию экологической опасностейи.

. Целью. ЕЕ является предотвращение негативного излияния антропогенной деятельности на состояние окружающей среды и здоровья населения, а также оценка степени экологической безопасности хозяйственной деятельности и экологической ситу уации на отдельных территориях и объекта.

ЕЕ основывается на концепции приемлемого риска и реализует концепцию управления риском - то есть процесса принятия решений, в которых оценивается экологический риск и возможности его предупреждения

. Основными принципами. ЕЕ являются:

Гарантия безопасной жизнедеятельности;

Сбалансированность экономических, экологических, медико-биологичиих и социальных интересов;

Научная обоснованность и независимость, объективность и гласность, вариантность и превентивность;

Государственное регулирование;

Целесообразность реализации объектов экспертизы;

Законность

соответствии. Национальной программе охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов при выборе приоритетов должны учитываться такие критерии и факторы:

Ухудшение состояния здоровья населения, связано с качеством окружающей среды и условиями жизнедеятельности;

Потери производства, обусловленные ущербом или разрушением физического капитала;

Ухудшение состояния окружающей среды, что может стать причиной возможной гибели биосферы;

. Основные задачи экологической экспертизы:

Определение степени экологического риска и безопасности запланированной или осуществляемой деятельности

Организация комплексной, научно обоснованной оценки объектов. ЕЕ

Установление соответствия объектов EE требованиям экологического законодательства, санитарным нормам, строительным нормам и правилам

Оценка влияния деятельности объектов

EE влияния на состояние окружающей среды, здоровье людей и качество природных ресурсов

Оценка эффективности, полноты, обоснованности и достаточности мероприятий по охране окружающей среды и здоровья людей

Подготовка объективных, всесторонне обоснованных выводов EE

122 объектах экологической экспертизы

Экологической экспертизе подлежат:

Инвестиционные программы, проекты схем развития и размещения производительных сил, развития отдельных отраслей народного хозяйства;

Проекты генеральных планов населенных пунктов, схем районной планировки, схем генеральных планов промышленных узлов, схем размещения предприятий в промышленных узлах и районах, схем обустройства п промышленной застройки, другая иередпланова и предпроектная документация

инвестиционные проекты , технико-экономические обоснования и расчеты, проекты и рабочие проекты на строительство новых и расширение, реконструкцию, техническое перевооружение действующих предприятий;

Документация по перепрофилированию, консервации и ликвидации действующих предприятий, отдельных цехов, производств и других промышленных и хозяйственных объектов, которые могут влиять на состояние окружающей среды выше, в том числе военного и оборонного назначения

Проекты законодательных и других нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в области обеспечения экологической (в том числе радиационной) безопасности, охраны окружающей среды и просмотр использования природных ресурсов, деятельности, которая может влиять на состояние окружающей природной среды и здоровья людей

Документация по внедрению новой техники, технологии, материалов и веществ (в том числе закупаемых за границей), которые могут создать потенциальную угрозу окружающей среде и здоровью людей;

Соответствии с решениями. Кабинета. Министров Украины, правительства. АР. Крым, местных советов народных депутатов или их исполнительных комитетов. Государственной EE могут подлежать экологические ситуации, создавшихся в отдельны ных населенных пунктах и??регионах, а также действующие объекты и комплексы, в том числе военного и оборонного назначения, вызывающих значительное негативное влияние на состояние природной среды и здоровье людей

Военные, оборонные и другие объекты, информация о которых составляет государственную тайну, подлежат EE соответствии с. Законом и других специальных законодательных актов Украины

. Общие требования к проведению экологической экспертизы . Документация на объекты. ЕЕ прилагаются обоснования по обеспечению экологической безопасности запланированной или осуществляемой деятельности по комплексной эколого-экономической оценке имеющегося или предполагаемого оп плыву на состояние природной среды, оценке экологического риска, опасности для здоровья людей и с альтернативными программными вариантами уменьшения этих воздействий. Лица передают документацию на объе кты. ЕЕ, при необходимости организуют и финансируют проведение дополнительных исследований, поисковых и экспертных работ, обеспечивают гласность и учитывают общественное мнение о запланированной или осуществляемой действие льнисть, гарантируют достоверность предварительной оценки воздействия на окружающую среду и здоровье людей, что отражается в. Заявлении об экологических последствиях деятельноститі.

Основные понятия и принципы

Экологическая экспертиза (9, 13) является одним из жизненноважных способов выявления влияния любых аспектов человеческой деятельности иа окружающую среду посредством предупрелсдения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и предусматривает тем самым реализацию конституционного права субъектов Российской Федерации на совместное с Российской Федерацией ведение вопросов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Экологическая экспертиза - это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ Принципы экологической экспертизы распространя- ЭКСПЕРТИЗЫ ются гораздо шире, чем принципы экспертизы ин

вестиционных проектов, поскольку затрагавают го раздо большее пространство человеческой деятельности. Законодательной осново экологической экспертизы являются такие основополагающие правовые акты, Конституция Российской Федерации, Закон РСФСР «Об охране окружаюш природной среды», Федеральный закон «Об экологической экспертизе» и ПР° _ законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также з ны и иные нормативные правовые актоы субъектов Российской Федерации.

Экологическая экспертиза, основывается на принципах:

О презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; ?

обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы; ?

комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий; ?

обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы; ?

достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу; ?

независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы; ?

научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы; ?

гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения; ?

ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

В Российской Федерации осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.

Действующими нормативными актами определены два основных механизма, целью которых является учет воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду при принятии решений. Это экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду (в различных публикациях часто используется аббревиатура ОВОС).

Экологическая экспертиза, государственная или общественная, проводится специальной комиссией по окончании подготовки проектной документации. Эта комиссия должна сделать вывод о возможности или невозможности осуществления намечаемой деятельности. Положительное заключение государственной экспертизы является необходимым условием реализации проекта. Экологическая экспертиза обязательна практически для любой намечаемой деятельности, включая не только проекты строительства определенных объектов, но и проекты программ, планов, нормативных актов и т. д. Одним из немногих исключений являются проекты строительства отдельных зданий, осуществляемые в соответствии с ранее утвержденным ген- плаиом. Оценка воздействия должна проводиться на более ранней стадии проектного цикла - в процессе подготовки проектной документации. Однако она обязательна лишь для определенного круга крупных и экологически опасных объектов.

Основным^ источником информации о намечаемой деятельности является заказчик проектной документации. На стадии подготовки документации заказчик обязан информировать общественность путем проведения общественных слушаний адя обсуждения в средствах массовой информации.

Согласно Закону «Об экологической экспертизе», заказчик представляет на кологическую экспертизу «материалы оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности» для любого проекта.

На стадии государственной экологической экспертизы, общественности также предоставляется право на получение информации:

о результатах проведения государственной экологической экспертизы; о нормативно-технических документах, которые устанавливают требования к проведению государственной экологической экспертизы. 11.5.1.

Государственная экологическая экспертиза

ченк°с^арстаенная экологическая экспертиза организуется спецйально уполномо- вопитгст Г0С7даРственными органами в области экологической экспертизы и про- а федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации.

Обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежат: ?

проекты правовых актов Российской Федерации нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации, регламентирующих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказывать воздействие на окружающую природную среду, в том числе использование природных ресурсов и охрану окружающей природной среды; ?

материалы, подлежащие утверждению органами государственной власти Российской Федерации и предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории Российской Федерации, в том числе:

проекты комплексных и целевых федеральных социально-экономических, научно-технических и иных федеральных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду;

проекты генеральных планов развития территорий свободных экономических зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности;

проекты схем развития отраслей народного хозяйства Российской Федерации, в том числе промышленности;

проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил Российской Федерации;

проекты схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил крупных регионов и национально-государственных образований;

проекты межгосударственных инвестиционных программ, в которых участвует Российская Федерация, и федеральных инвестиционных программ;

проекты комплексных схем охраны природы Российской Федерации; ?

технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности Российской Федерации и другие проекты независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществление которых может оказать воздействие на окружающую природную среду в пределах территории двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе материалы по созданию гражданами или юридическими лицами Российской Федерации с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц организаций, объем иностранных инвестиций в которые превышает пятьсот тысяч долларов; ?

технико-экономические обоснования и проекты хозяйственной деятельности, которая может оказывать воздействие на окружающую природную среду сопредельных государств, или для осуществления которой необходимо использование общих с сопредельными государствами природных объектов, или которая затрагивает интересы сопредельных государств, определенные «Конвенцией об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте»^ ?

материалы по созданию организаций горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, предусматривающие использование природных ресурсов, к торые находятся в ведении Российской Федерации;

СИ проекты международных договоров; документация, обосновывающая соглашения о разделе продукции и концессионные договоры, а также другие Д°гоВ ры, предусматривающие использование природных ресурсов и (или) отход производства, находящихся в ведении Российской Федерации; ^«пй?

материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, способ оказать воздействие на окружающую природную среду, выдача которых сится в соответствии с законодательством Российской Федерации к компе ции федеральных органов исполнительной власти; ? проекты технической документации на новые технику, технологию, материалы, вещества, сертифицируемые товары и услуги, которые входят в перечень, утверждаемый федеральным специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы, в том числе на закупаемые за рубежом товары; материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации, а также программы реабилитации этих территорий; ?

проекты схем охраны и использования водных, лесных, ^ земельных и других природных ресурсов, находящихся в ведении Российской Федерации; ?

документация на изменение функционального статуса, вида и характера использования территорий федерального значения, в том числе материалы, обосновывающие перевод лесных земель в нелесные; иные виды документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, которая способна оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах территорий двух и более субъектов Российской Федерации; ?

объекты государственной экологической экспертизы, ранее получившие положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:^

доработки объекта экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;

изменения условий природопользования специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды;

внесения в проектную и иную документацию изменений после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Пример государственной экологической экспертизы особо крупного и опасного проекта - строительства Ростовской АЗС

В феврале 2000 г. приказом Госкомэкологии Ка 62 были утверждены результаты государственной экспертизы по проекту строительства Ростовской АЭС, имеющему значительную предысторию. Комиссии были представлены 103 тома документации по проекту.

Строительство Ростовской АЭС обусловлено сложившимся дефицитом электрических мощностей в Ростовской области по балансу мощности в объединенной энергетической системе Северного Кавказа, Проект первоначально был разработан еще в 1977 г.

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 15.11,79 № 1000 строи- ельство Ростовской АЭС начато в 1979 году. К августу 1990 года на Ростовской АЭС го- вность первого энергоблока составила 95%, второго энергоблока - 30%; сооружена фуида- нтная плита третьего энергоблока и вырыт котлован для четвертого энергоблока, экг в связи с получившими широкое распространение выступлениями против пуска в

гпяПЛ^а,чац510 Ростовск°й АЭС по просьбе Совета народных депутатов Ростовской и Волго- Р ДСК°Й областей было принято решение Совета Министров СССР и РСФСР о приостанов- нни с 01.09.90 г. строительства Ростовской АЭС и консервации объекта. топи«НаСТОЯщее вРемя разработан проект расконсервации и продолжения строительства, ко- пл И прошел очередную государственную экспертизу, ют г, ъедине1™ая энергетическая система (ОЭС) Северного Кавказа, в которую предполага- лепаи ЮЧ1?Ь Ростовскую АЭС, обеспечивает энергоснабжение 11 субъектов Российской фе- г5? щ площадью 431,2 тыс. км с населением 17,7 млн. человек, сами г СПечеНН0СТЬ Северного Кавказа собственными тоиливно-эиергетнческимп ресурсной А^раВЛ^иТ Т0ЛЬК0 56%. В случае отказа от завершения строительства и ввода Ростов- лмь», дефицит топлива в регионе может составить порядка 10 млн. т.у.т., в том числе Дефицит природного газа - 4 млн. т.у.т.

С каждым годом в ОЭС Северного Кавказа обостряется проблема с необходимостью технического перевооружения и реконструкции действующих тепловых электростанций, оборудование которых эксплуатируется свыше 30 лет. Резерв мощности в ОЭС Северного Кавказа в 1998 году составил 0,8 млн. кВт или 10% от максимума нагрузки, что почти вдвое меньше нормативного. Необходимость строительства Ростовской АЭС для развития энергетики региона обоснована Программой развития энергетики Ростовской области на период ло 2010 г. (ОАО «Ростовэнерго». г. Ростов-на-Дону. 1998 г.).

В условиях резкого сокращения подачи природного газа для выработки электроэнергии, особенно на Северном Кавказе и в центральных районах России, роль атомной энергетики существенно возрастает. В первую очередь это касается острейшей необходимости завершения строительства энергоблоков Ростовской АЭС (схема развития ЕЭС и ОЭС России на период до 2000 года от 24.06.99).

Результаты государственной экспертизы проекта содержат подробный анализ природных условии, структурно-тектонических, сейсмических, инженерно-геологических и гидрогеологических условий. Проанализирована экологическая безопасность проекта при строительстве и эксплуатации Ростовской АЭС.

Проведен анализ:

воздействия АЭС на геологическую среду и геологической среды на АЭС;

воздействия на атмосферный воздух;

воздействия на водные объекты;

обращения с радиоактивными отходами;

воздействия на почвенный покров, земельные и биологические ресурсы.

Установлены принципы экологического мониторинга, Социальные и эколого-экономиче- ские последствия реализации прлоекта; требования к профессиональному уровню техничесо- го персонала АЭС. Проведена правовая оценка материалов проекта.

Экологическая экспертиза проекта Ростовской АЭС проведена на основе комплексной оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной деятельности, связанной с реализацией проекта, с учетом требований экологической безопасности, установленных в Российской Федерации, а также достоверности и полноты информации, представленной для рассмотрения экспертной комиссии, созданной в установленном законом порядке.

Очевядными положительными сторонами проекта строительства Ростовской АЭС являются его высокая социально-экономическая значимость для региона, возможность в перспективе использовать тепловую энергию Ростовской АЭС для теплоснабжения г. Волгодонска, а также создание при Ростовской АЭС энергобиологического комплекса.

Реализация проекта будет способствовать экономическому и социальному развитию не только района размещения Ростовской АЭС и г. Волгодонска, но и всего Северо-Кавказского региона, обеспечит загрузку мощностей промышленных предприятий региона, повысит конкурентоспособность их продукции за счет существенного снижения стоимости потребляемой ими электроэнергии, что создаст условия для пополнения бюджетов и внебюджетных фондов федерального и регионального уровней, создания новых рабочих мест и объектов социальной инфраструктуры.

Ввод в эксплуатацию блоков 1 и 2 Ростовской АЭС не повлияет на состояние основных компонентов природной среды, почвенный покров, водные, земельные и биологические ресурсы и на здоровье населения в зоне наблюдения АЭС.

и Представленные материалы имеют достаточный уровень изученности сейсмологических, сейсмотектонических, инженерно-геологических и гидрогеологических условий размещения площадки Ростовской АЭС. Проектные решения фундаментов зданий и сооружений станции соответствуют особенностям строения геологической среды и обеспечивают экологически безопасную и устойчивую эксплуатацию АЭС на весь расчетный срок. Ожидаемый уровень воздействия станции на геологическую среду является допустимым.

Радиационная обстановка в районе размещения Ростовской АЭС характеризуется как благополучная, гамма-фон 8-12 мкр/час. Выброс радиоактивных веществ при нормальной эксплуатации АЭС будет во много раз меньше нормативных величин, определенных нкь- 96/99 и СП АС-88/93. Анализ радиационных последствий при запроектных авариях показал, что зона планирования обязательных защитных мероприятий может максимально составлять не более 6 км и в целом проектные решения обеспечивают радиационную оезопас гость персонала и населения.

Система обращения с жидкими и твердыми радиоактивными отходами соответствует и р мативным требованиям. Все технические и организационные решения по обращению с г направлены иа снижение или исключение дозовой нагрузки на персонал и население, а же охрану окружающей природной среды. КШППРПИЯ

Проект предусматривает организацию экологического мониторинга в зоне наолюд АЭС для контроля состояния природной среды, эффективности защитных и природоо р ных мероприятий и динамики экологической ситуации. При реализации проекта гостов АЗС необходимо учесть рекомендации и предложения экспертной комиссии, касающиеся у ганизации экологического мониторинга и наблюдений за состоянием здоровья населения-

Выводы экспертной комиссии 1.

Экспертная комиссия, рассмотрев доработанный проект строительства Ростовской АЭС, отметила, что представленные материалы по составу и содержанию соответствуют требованиям законодательных актов и нормативных документов Российской Федерации, а также рекомендациям МАГАТЭ.

Доработанный проект содержит материалы по оценке воздействия Ростовской АЭС на окружающую среду, в которых отражены природоохранные мероприятия и обоснована радиационно-экологическая безопасность намечаемой деятельности. В доработанном проекте учтены замечания и рекомендации государственной экологической экспертизы, проведенной в 1995 году, в частности, представлены материалы по дополнительной оценке структурнотектонической и сейсмической обстановки площадки АЭС, а также информация по состоянию строительных конструкций, оборудования и систем. 2.

По результатам рассмотрения материалов проекта и с учетом положительных заключений Госатомнадзора России, МЧС России, МПР России, Минздрава России, а также согласований других надзорных и контрольных органов Российской Федерации и Ростовской области экспертная комиссия сочла допустимым уровень воздействия на окружающую среду и население при строительстве и эксплуатации Ростовской АЭС и сочла возможным реализацию проекта в составе 1-го и 2-го энергоблоков.

Обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на уровне субъектов Российской Федерации, подлежат: ?

проекты нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, реализация которых может привести к негативному воздействию на окружающую природную среду, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и регламентирующих хозяйственную деятельность, в том числе использование природных ресурсов и охрану окружающей природной среды, и иную деятельность; ?

материалы, предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории субъектов Российской Федерации, в том числе:

проекты комплексных и целевых социально-экономических, научно-технических и иных программ субъектов Российской Федерации, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду;

проекты схем развития отраслей народного хозяйства субъектов Российской Федерации, в том числе промышленности;

проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил субъектов Российской Федерации;

проекты территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования;

проекты инвестиционных программ субъектов Российской Федерации и ор ганов местного самоуправления;

материалы комплексного экологического обследования участков территорий, находящихся в пределах территории субъекта Российской Федерации, для последующего придания им правового статуса особо охраняемых природных территорий субъектов Российской Федерации и местного значения; документация, обосновывающая соглашения о разделе продукции н концесси онные договоры, а также другие договоры, предусматривающие использова ние природных ресурсов и Сили) отходов производства, находящихся в веде нии субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; все виды градостроительной документации, в том числе:

обра? И ПРО0КТЫ районной планировки административно-территориальных

^ генеральные планы городов, других поселений и их систем; проекты городской и поселковой административной черты, а также сельских поселений; генеральные планы территорий, подведомственных органам местного самоуправления, а также селитебных, промышленных, рекреационных и других функциональных зон;

проекты детальной планировки общественного центра, жилых районов, магистралей городов;

проекты застройки кварталов и участков городов и других поселений;

проекты рекультивации земель, нарушенных в результате геологоразведочных, добычных, взрывных и иных видов работ;

технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной деятельности, находящихся в ведении Российской Федерации, в том числе материалы по созданию гражданами или юридическими лицами Российской Федерации с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц организаций, объем иностранных инвестиций в которые не превышает пятисот тысяч долларов;

документация, обосновывающая соглашения о разделе продукции с субъектами предпринимательской деятельности при пользовании участками недр регионального и местного значения;

проекты схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, иная проектная документация в этой области, в том числе проекты лесоустройства, землепользования, охотоустройства; материалы, обосновывающие получение лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую природную среду, выдача которых не относится к компетенции федеральных органов исполнительной власти;

иные виды документации, которая обосновывает хозяйственную и иную деятельность и реализация которой способна оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах территории субъекта Российской Федерации; ?

объекты государственной экологической экспертизы, ранее получившие положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:

доработки объектов государственной экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;

изменения условий природопользования специально уполномоченным на то государственным органом в области охраны окружающей природной среды;

реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;

истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;

внесения изменений в документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ Государственная экологическая экспертиза, в том ГОСУДАРСТВЕННОЙ числе повторная, проводится при условии соответ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ствия формы и содержания представляемых заказ

ЭКСПЕРТИЗЫ чиком материалов требованиям законодательства,

установленному порядку проведения государствен^ ной экологической экспертизы и при наличии в составе представляемых матеР??_ лов: документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в оо еме, который определен в установленном порядке, и содержащей материалы оц ки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и и деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе; п

жительных заключений и (или) документов согласований органов федерального надзора и контроля с органами местного самоуправления, получаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; заключений федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами и заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения; материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.

Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы для проведения экологической экспертизы конкретного объекта.

Результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы.

В состав экспертной комиссии государственной экологической экспертизы включаются внештатные эксперты, а также ее штатные сотрудники и штатные сотрудники ее территориальных органов.

Экспертом государственной экологической экспертизы является специалист, обладающий научными и (или) практическими познаниями по рассматриваемому вопросу. Экспертом государственной экологической экспертизы не может быть представитель заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, или разработчика объекта государственной экологической экспертизы, гражданин, состоящий в трудовых или иных договорных отношениях с указанным заказчиком или с разработчиком объекта государственной экологической экспертизы, а также представитель юридического лица, состоящего с указанным заказчиком или с разработчиком объекта государственной экологической экспертизы в таких договорных отношениях.

Заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе, и о возможности реализации объекта государственной экологической экспертизы, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.

Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы.

В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную государственную эколо- ическую экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложен- йх в данном отрицательном заключении. Заключения государственной экологиче- К0И экспертизы могут быть оспорены в судебном порядке.

ггл!?л~?,!?,РБЯ3АНН0СТИ Заказчики документации, подлежащей экологиче- ЗАКАЗЧИКОВ ЭКСПЕРТИЗЫ ской экспертизе; имеют право:

^ получать от специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы, организующего проведение государственной эколо- ическои экспертизы, информацию о сроках проведения экологической экспер- тизы, затрагивающей интересы этих заказчиков;

получать для ознакомления от специально уполномоченного государственного ргана в области экологической экспертизы, организующего проведение государственной экологической экспертизы, нормативно-технические и инструктив- ~мето диче с ки е документы о проведении государственной экологической экс- ?

обращаться в специально уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы, организующие проведение государственной экологической экспертизы, с требованиями устранения нарушений установленного порядка проведения государственной экологической экспертизы; ?

представлять пояснения, замечания, предложения в письменной или устной форме относительно объектов государственной экологической экспертизы; оспаривать заключения государственной экологической экспертизы в судебном порядке; предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного умышленным нарушением законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе.

Заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, обязаны: ?

представлять на экологическую экспертизу требуемую документацию в соответствии с законодательством, в том числе на повторное проведение государственной экологической экспертизы; ?

оплачивать проведение государственной экологической экспертизы; ?

передавать специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы и общественным организациям (объединениям), организующим проведение экологической экспертизы, необходимые материалы, сведения, расчеты, дополнительные разработки относительно объектов экологической экспертизы; ?

осуществлять намечаемую хозяйственную и иную деятельность в соответствии с документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы; ?

передавать данные о выводах заключения государственной экологической экспертизы в банковские организации для открытия финансирования реализации объекта государственной экологической экспертизы. 11.5.2.

Общественная экологическая экспертиза

Граждане и общественные организации (объединения) в области экологической экспертизы имеют право: ?

выдвигать предложения об общественной экологической экспертизе хозяйственной й иной деятельности, реализация которой затрагивает экологические интересы населения, проживающего на данной территории; ?

направлять в письменной форме специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности; ?

получать от специально уполномоченных государственных органов в ^ области экологической экспертизы, организующих проведение государственной экологической экспертизы конкретных объектов экологической экспертизы, информацию о результатах ее проведения;

и осуществлять иные действия в области экологической экспертизы, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициа тиве граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициатив органов местного самоуправления общественными организациями (объединени ми), основным направлением деятельности которых в соответствии с их устава является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и ир в дение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, устан ленном законодательством Российской Федерации.

Общественная экологическая экспертиза может ^проводиться в отношении о ектов, подлежащих государственной экологической экспертизе, за исключе?вея_ объектов экологической экспертизы, сведения о которых составляют государс ную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну. Общественная логическая экспертиза проводится до проведения государственной экологич экспертизы или одновременно с ней, а также может проводиться независи проведения государственной экологической экспертизы тех же объектов экологической экспертизы.

Общественная экологическая экспертиза осуществляется при условии государственной регистрации заявления общественных организаций (объединений) о ее проведении.

Заключение общественной экологической экспертизы направляется специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы, осуществляющим государственную экологическую экспертизу, заказчику документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправления и может передаваться другим заинтересованным лицам. Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.

. (дата обращения: 03.04.15)- СПС‹‹Консульнтант Плюс››.

.Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 N 174-ФЗ (в ред. Федерального закона от 12.02.2015) [Электронный ресурс]. - (дата обращения: 03.04.15)- СПС‹‹Консульнтант Плюс››.

.Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о государственной экологической экспертизе»от 22.09.08 № 942 с изм. 11.06.13, САПП. 2013. № 39. [Электронный ресурс] - URL:#"justify">.Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы" № 698 от 11.06.1996 г. (ред. 13.02.14) [Электронный ресурс]: - (дата обращения: 29.03.15) - СПС‹‹Консульнтант Плюс››.

.Приказ Госкомэкологии России «Об утверждении Перечня нормативных документов, рекомендуемых киспользованию при проведении ГЭЭ и при составлении экологическогообоснования хозяйственной и иной деятельности»от 25.09.2013, № 397[Электронный ресурс]: - (дата обращения: 08.04.15) - СПС‹‹Консульнтант Плюс››.

.Приказ Госкомэкологии России «Об утверждении Регламента проведения ГЭЭ»от 17.06.2010 № 280 [Электронный ресурс].(дата обращения: 03.04.15) - СПС‹‹Консульнтант Плюс››.

.Инструкция о порядке проведения государственной экспертизы проектов строительства. Система нормативных документов в строительстве. Руководящий документ. РДС И-201-95. Госстрой РФ. М., 2012.[Электронный ресурс]. - URL: #"justify">.Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности от 29.12.2011, № 539. - М.: БЕК, 2011, 324 с.

.Методические указания по проведению государственной экологической экспертизы. Главная экологическая экспертиза. - М.: БЕК, 2014, 93 с.

.Арустамов Э. А. Природопользование. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательский Дом «Дашков и К». 2010.-284 с.

.Бринчук М.М. Экологическое право. - М.: Юристъ. 2011. - 236 с.

.Бринчук М. М. и др. Комментарии к федеральному закону "Об экологической экспертизе". - М.: Космо, 2013, 98 с.

.Букс И. И., Фомин С. А. Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду. - М.: Дело,2011. - 243 с.

.Ерофеев Б. В. Экологическое право России. - М., 2012. - 648 с.

.Матвеев А.В., Котов В.П. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза. - СПб:СПбГУАП. 2014. - 104с.

.Крассов О. И. Экологическое право. - М.: Дело, 2011. - 350 с.

.Компания «Штокман» [Электронный ресурс]. -URL:#"justify">.ОАО «Газпром» [Электронный ресурс]. - URL:#"justify">.Полковников А.В.Управление проектами. - М.: Олимп-Бизнес, 2013. - 203 с.

.Реймерс Н. Ф. Природопользование. - М.: МысльЮ2010. - 637 с.

.Управление проектами. / Под общ.ред. И.И. Мазура.- М.:Омега-Л,2013.- 960с.

.Управление Росприроднадзора по Мурманской области [Электронный ресурс]. - URL:#"justify">.Фомин С.Л. Экологическая экспертиза (под общей ред. В.И. Данилова-Данильяна) - М.:МНЭПУ, 2014.-546 с.

.Фомин С.А Государственная экологическая экспертиза. - М.: Юристъ.2012. - 201 с.

.Хотулева М. В., Черп О. М. и др. Как организовать общественную экологическую экспертизу. Рекомендации для общественных организаций. - М.: МНЭПИ, 2014. - 112 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Информация об объектах государственной экологической экспертизы федерального уровня (по состоянию на 13.09.2013)

Морской порт в губе Териберская» (в составе инвестиционного проекта «Комплексное освоение Штокмановского газоконденсатного месторождения. 2 и 3 фазы»)ООО «Газпром добыча шельф»021877/32 от 05.09.12Материалы комплектныСчет 147 от 16.10.12ОплаченПриказ Росприроднадзора № 677 от 14.12.12, срок работы 3 месяцаСостоялось Приказ об утверждении заключения от 14.03.2013 № 123. Отрицательное заключение Техническая документация на установку по обезвреживанию твердых (в том числе ртутьсодержащих) отходовООО «Челнок-Санкт-Петербург024023/32 от 01.10.12Материалы комплектныСчет 143 от 03.10.12ОплаченПриказ Росприроднадзора № 676 от 14.12.12, срок работы 3 месяцаЗаседание состоялось 20.12.12 в 16 часовПриказ об утверждении заключения от 14.03.2013 № 124. Отрицательное заключение

Юр.лица, Физ.лица

За услугой можно обратиться:

  • Через законного представителя

Перечень необходимых документов:

    2. Документ, удостоверяющий личность заявителя или его представителя.

    3. Документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя.

    4. Для объектов государственной экологической экспертизы (далее - ГЭЭ) - проектов нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, в том числе относящихся к природным и озелененным территориям города, утверждаемых органами государственной власти города Москвы; проектов целевых программ города Москвы, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов, заявителем представляются:

    Проект нормативно-технического или инструктивно-методического документа, паспорт государственной программы;
    - материалы оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду.

    5. Для объектов ГЭЭ - материалов комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающих придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения, заявителем представляются материалы, обосновывающие придание части территории города Москвы статуса особо охраняемой природной территории регионального значения и содержащие:

    Характеристику местоположения проектируемой территории;
    - природную характеристику проектируемой территории;
    - характеристику градостроительной ситуации на проектируемой территории и прилегающих к ней территориях;
    - оценку состояния природного комплекса, растительного и животного мира создаваемой особо охраняемой природной территории;
    - обоснование образования особо охраняемой природной территории регионального значения и присвоения ей конкретной категории с учетом оценки (анализа) природоохранной значимости (ценности);
    - обоснование предлагаемых к установлению границ особо охраняемой природной территории;
    - обоснование предлагаемого к установлению режима особой охраны особо охраняемой природной территории;
    - обоснование предлагаемых к установлению режимов регулирования градостроительной деятельности;
    - описание и схему предлагаемых к установлению границ особо охраняемой природной территории (М 1:2000-1:5000).

    6. Документы и информация, получаемые уполномоченным должностным Департамента с использованием межведомственного информационного взаимодействия, в том числе посредством доступа к сведениям Базового регистра:

    6.1. Для объектов ГЭЭ - проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального значения, материалы проектной документации Департамент получает от Мосгосэкспертизы самостоятельно.
    6.2. Департамент самостоятельно получает в органах исполнительной власти города Москвы, подведомственных государственным органам власти организациях, следующие документы (если указанные документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в их распоряжении):
    - положительные заключения и (или) документы согласований исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, получаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
    - заключения федеральных органов исполнительной власти по объекту ГЭЭ в случае его рассмотрения указанными органами;
    - заключение общественной экологической экспертизы в случае ее проведения;
    - материалы обсуждений объекта ГЭЭ с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами исполнительной власти города Москвы.
    (в ред. постановления Правительства Москвы от 21.07.2015 N 459-ПП)
    6.3. Заявитель имеет право представить документы, указанные в 6.2 по собственной инициативе.
    6.4. В случае представления проектной документации по собственной инициативе заявитель передает в Департамент материалы проектной документации по объекту ГЭЭ в трех экземплярах (в том числе один экземпляр на магнитном носителе), другие необходимые материалы - в одном экземпляре.
    6.5. Документы, представленные на ГЭЭ в электронном виде, должны иметь формат файла PDF, JPG, TIFF.
    6.6. В процессе проведения ГЭЭ допускается представление заявителем в Департамент дополнительных разделов проектной документации и сведений, содержащихся в них, необходимых для оценки допустимости воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду, в том числе данных специальных экологических исследований, результатов расчетов и анализов, иных материалов, необходимых для подготовки заключения ГЭЭ.
    6.7. В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" Департамент по заявлению экспертов ГЭЭ в процессе проведения ГЭЭ имеет право требовать от заявителей представления дополнительных материалов для всесторонней и объективной оценки объектов ГЭЭ.

Стоимость услуги и порядок оплаты:



 

Возможно, будет полезно почитать: