Понятие конституции. Какова роль Конституции Российской Федерации как источника экологического права
В статье 2 Конституции определено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый, согласно статье 42, имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Земля и другие природные ресурсы, как это предусмотрено статьей 9 Конституции, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, при этом указанные природные объекты могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природным ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Предусмотрено также (ст. 36), что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Важное значение для правового регулирования экологических отношений имеют и конституционные положения, касающиеся разграничения компетенции федеральных органов государственной власти и субъектов Российской Федерации. Так, в статье 72 п. «д» предусмотрено, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры.
Установлено также, что по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. При наличии таких противоречий действует федеральный закон, принятый в полном соответствии с Конституцией Российской Федерации. В случае же противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным по вопросам вне пределов ведения Российской Федерации или совместного ведения РФ и ее субъектов, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.
Конституция РФ - основной источник экологического права.
Именно в Конституции РФ определены основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, в том числе и в сфере экологических отношений, федеративное устройство гос-ва, органы гос-венной власти, их компетенция и др.
В Конституции содержатся основополагающие принципы, определяющие цели, порядок, методы и нормы правового регулирования экологических отношений в нашей стране.
Статья 2 Конституции провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность гос-ва. Каждый, согласно ст.42, имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Земля и другие природные ресурсы, говорится в ст.9 Конституции, используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, при этом указанные природные объекты могут находиться в частной, гос-венной, муниципальной и иных формах собственности. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природным ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. В Конституции РФ также закреплено (ст. 36), что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Важное значение для правового регулирования экологических отношений имеют и конституционные положения, касающиеся разграничения компетенции федеральных органов гос-венной власти и органов гос-венной власти субъектов РФ Так, п. «д» ст.72 предусмотрено, что в совместном ведении РФ и ее субъекта находятся природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры.
Установлено также, что по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. При наличии таких противоречий действует федеральный закон, принятый в полном соответствии с Конституцией РФ В случае же противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ изданным по вопросам вне пределов ведения РФ или совместного ведения РФ и ее субъектов, действует нормативный правовой акт субъекта РФ.
Конституция Российской Федерации - основной источник земельного права. Именно в Конституции РФ определены основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, в том числе и в сфере земельных отношений, федеративное устройство, органы государственной власти, их компетенция и др. В Конституции содержатся главные, основополагающие принципы, определяющие цели, методы и формы правового регулирования земельных отношений в нашей стране.
В ст. 2 Конституции определено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый, согласно ст. 42 Конституции, имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Земля и другие природные ресурсы, как это предусмотрено ст. 9 Конституции, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Указанные природные объекты могут находиться, согласно данной статье, в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природным ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Предусмотрено также (ст. 36), что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Важное значение для правового регулирования земельных отношений имеют и конституционные положения, касающиеся определения компетенции Российской Федерации и ее субъектов. Так, в п. «д» ст. 72 предусмотрено, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся: природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры.
Установлено также, что по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. При наличии таких противоречий действует Федеральный закон, принятый в полном соответствии с Конституцией Российской Федерации. В случае же противоречия между Федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным по вопросам вне пределов ведения Российской Федерации или совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.
Какова роль федеральных законов в регулировании земельных отношений?
Определяющую роль в регулировании земельных отношений играют федеральные законы - акты высшей юридической силы, распространяющиеся, как правило, на всю территорию Российской Федерации. Основополагающим является Земельный кодекс РСФСР , представляющий собой систематизированный свод норм права, регулирующих земельные отношения в нашей стране. Однако, принятый в самом начале земельной реформы, он уже в значительной мере устарел. Многие его статьи признаны Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» недействующими (ст. 2-23, 30-32 и др.). В этой связи возникла острая необходимость восполнения образовавшихся пробелов в правовом регулировании земельных отношений путем принятия нового Земельного кодекса Российской Федерации. Однако устранить этот недостаток земельного законодательства и восполнить образовавшийся в нем существенный пробел не удается до настоящего времени из-за противостояния различных ветвей государственной власти, в основном по вопросу купли-продажи земли.
Помимо Земельного кодекса РСФСР, в данной сфере действует много других федеральных законов, регулирующие те или иные сферы земельных отношений. Таков, например, Закон РСФСР от 11 октября 1991 г. «О плате за землю» , привлекший, пожалуй, наибольшее внимание наших законодателей. В него систематически вносятся те или иные поправки, изменения, дополнения, связанные главным образом с изменением ставок земельного налога, уточнением и изменением льготных категорий налогоплательщиков.
Важное и принципиальное значение для регулирования земельных отношений имеет также Закон Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства» , расставивший все точки над « i » в вопросах права частной собственности и купли-продажи указанных категорий земель.
Принципиальное значение для регулирования земельных отношений имеет и Постановление Съезда народных депутатов РСФСР от 3 декабря 1990 г. «О программе возрождения российской деревни и развитии агропромышленного комплекса», заложившего законодательные основы земельных и аграрных преобразований в современной российской деревне, а также Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. «О крестьянской (фермерском) хозяйстве» , положивший начало земельным преобразованиям в колхозно-совхозной системе и формированию нового типа землепользователя - крестьянина-фермера.
Правовые основы деятельности в области мелиорации земель, определении полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, а также права и обязанности граждан и юридических лиц в данной сфере установлены Федеральным законом от 10 января 1996 г. « О мелиорации земель ». Мелиорация земель, говорится в ст. 1 Закона, осуществляется в целях повышения продуктивности и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и повышения плодородия земель, а также создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель и формирования рациональной структуры земельных угодий.
Федеральным законам от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество а сделок с ним» определены порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество, в том числе на земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, а также ограничения (обременения), то есть установленные законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условия запрещении, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитут, ипотека и др.).
Законам РФ от 16 июля 1998 г. «Об ипотеке (залоге недвижимости)» определен порядок залога недвижимости, а также законодательные основы правового регулирования общественных отношений в данной сфере.
Важное значение имеетФедеральный закон от 16 июля 1998 г. «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», которым определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, а также права и обязанности собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов земельных участков, в области обеспечения плодородия данной категории земель.
Федеральным законом от 2 января 2000 г. «О государственном земельном кадастре» урегулированы отношения, возникающие при осуществлении деятельности по ведению государственного земельного кадастра и при использовании его сведений.
Слово "Конституция" пришло к нам из Древнего Рима периода республики. В переводе с латинского оно означает "установление". Со временем его значение менялось.
В современных языках слово "Конституция" понимается как Основной Закон страны. Первая конституция в мировой истории была принята в США в 1887 году, а потом этот опыт стали применять и другие страны, выбравшие путь демократии.
В России Основной Закон появился впервые в 1918 году, в начале советского периода истории. По причине того, что это время ознаменовано построением тоталитарного государства, Конституция нашей страны носила формальный характер, довольно часто менялась. Высокие слова о свободе, равенстве людей оставались только на бумаге. События 30-50 годов прошлого века, когда осуществлялись массовые репрессии, - яркое тому подтверждение.
После распада СССР и рождения новой суверенной России 12 декабря 1993 года в ходе референдума была принята Конституция РФ. Приближается ее 20-летний юбилей. Для истории двадцать лет - срок небольшой. Тем не менее есть повод поразмышлять над вопросами: какова роль Конституции 1993 года в жизни нашего общества, жизни любого человека? Каково наше отношение к Основному Закону страны? Насколько этот государственный документ, обладающий высшей юридической силой, будет стабилен?
За годы, прошедшие с момента принятия Конституции РФ, юристы, политологи, представители различных политических сил находят в действующем Основном Законе страны много недостатков, например, дисбаланс в отношениях трех ветвей власти, где Президент РФ обладает некоторыми преимуществами над законодательной властью. С этими замечаниями нельзя не согласиться.
Много нареканий возникает у россиян по поводу соблюдения прав человека, правомерности действий государственных структур, особенно правоохранительных органов. Новости об "оборотнях в погонах", многочисленных коррупционных скандалах в высших эшелонах власти подрывают веру рядовых граждан в справедливость, законность и в целом доверие к государству. Все это наша реальность.
Но мне хотелось бы посмотреть на все происходящее с другой стороны. В силу своей профессиональной деятельности я постоянно общаюсь с молодежью, которая в основе своей - замечательная. На уроках вместе обсуждаем проблемы, которые присутствуют в нашей жизни. У молодых есть прекрасное качество - обостренное чувство справедливости. В диалогах со школьниками мы едины в понимании незрелости правового государства в России, а также гражданского общества. Ребята акцентируют внимание на том, что в нашем обществе по-прежнему процветают правовой нигилизм, низкая правовая культура. Многие россияне не имеют представления о содержании Конституции, никогда не проявляли желания ее изучить, не задумывались о ее роли и значении в нашей жизни. Это не голословные обвинения, а результаты социологических опросов, которые старшеклассники проводят.
Мне, как педагогу, отрадно отметить тот факт, что в последние годы в системе образования наметилось улучшение правового воспитания школьников. В курсе обществознания блок "Право" занимает достойное место. Профилизация обучения на старшей ступени (10-11 классы) позволяет ввести в программу социально-экономического профиля курс "Правоведение", где целый раздел посвящен изучению Конституции РФ. Когда мы обсуждаем вопрос о роли Основного Закона нашей страны, то ребята ответственно заявляют, что принятие Конституции в 1993 году спасло нашу страну от хаоса, гражданской войны, о чем свидетельствовали события начала октября 1993 года. Отсутствие правового поля, Основного Закона новой суверенной России и привело к тем трагическим событиям.
Старшеклассники видят большую роль Конституции РФ 1993 года и в том, что, обладая высшей юридической силой, она придает новое качество законам, представленных в других отраслях права, которые должны соответствовать Основному Закону страны, не нарушать права человека. Важно отметить и то, что Конституция современной России - залог стабильности нашего общества.
Хочется верить, что год от года уважение к Основному Закону будет расти, что содержание его будет качественно меняться через систему поправок, опираясь на лучший мировой опыт. Уверенность в стабильности Конституции придают заявления Президента РФ В.В. Путина, который убежден в отсутствии какой бы то ни было необходимости в изменении ныне действующей Конституции Российской Федерации.
В нашей школе юбилейная дата будет отмечена интересными мероприятиями. Пройдут классные часы, посвященные Основному Закону страны. Будут организованы конкурсы стенных газет, сочинений, эссе, дебаты. Привлечение внимания школьников к изучению Основного Закона, воспитание уважения к нему - это важное, ответственное общегосударственное дело.
Понятие Конституции
Определение 1
Конституция – это главный нормативно-правовой акт, в котором закреплены главные нормы конституционного права. Именно в ней установлены конституционно-правовые нормы, которые носят общий характер и являются основополагающими.
Конституция является юридическим документом, основой государственности , законности и правопорядка. И именно в таком качестве она составляет предмет науки конституционного права. К тому же Конституция является политическим документом, потому что регулирует политические от¬ношения в обществе.
Конституция, действующая в нашей стране, является конституцией демократического правового государства, она воплощает волю многонационального российского народа и признает высшей ценностью человека его права и свободы.
В ней закреплены начальные принципы и роль государства, функции, которые оно призвано выполнять и основные формы и методы деятельности . Поэтому Конституция необходима для существования современного государства.
Конституция - это средство, которое целенаправленно воздействует на общественные отношения. Благодаря Конституции все социальные слои общества согласованно взаимодействуют .
Конституция – это в своем роде уникальный учредительный правовой акт, который юридически закрепляет суверенитет, независимость и верховенство государственной власти.
Россия - федеративное государство, поэтому на территории нашей страны действуют Конституция Федерации и конституции Республик в её составе. В ч. 2 ст. 5 Конституции РФ сказано: «Республика (государство) имеет свою Конституцию и законодательство». Совокупность действующих в РФ конституций образуют систему конституций или конституционную систему. Основой является федеральная Конституция .
Роль Конституции в деятельности государства
Конституция России имеет очень большое значение в жизни страны. Через Конституцию государство реализует свою национальную идею и то, каким оно видит обновляемую государственность.
Конституции отведена своя роль в жизни страны и своё предназначение. Она является юридическим актом, которому присущи все черты и свойства Основного закона. Конституция занимает ключевое, приоритетное место в системе права нашей страны. В ней закреплены идеи и принципы, которые определяют характер общества, основные принципы экономики, политики, государства и права, социальной сферы. И чем ближе Конституция к национальной идее, тем эффективнее ее роль в развитии общества.
Если Конституция имеет расхождение с национальной идеей, игнорирует ее или идет против нее, то у нее практически нет никаких шансов на признание со стороны народа и государства.
Роль Конституции в жизни страны заключается в том, что она вносит порядок и организацию в общественную жизнь, регулирует взаимоотношения человека с государством и определяет место человека в обществе. В ней закреплены основополагающие принципы права, функции государственных органов, методы и формы их деятельности.
Конституцией определены характер и пределы государственного регулирования всех основных сфер жизни страны: экономической, политической, социальной, духовной. Помимо этого Конституция регулирует особенности внешней политики государства, а также международное и внутригосударственное право.
Любая Конституция - это самостоятельное явление социальной и правовой действительности, которому присуща совокупность основных черт и юридических свойств. Такие особенности Конституции способствуют выражению ее индивидуальности и говорят о качественном своеобразии высшего закона государства. В этих чертах отчетливо подчеркивается правовая природа Конституции.
Конституции отведено особое место в правовой системе, а механизм конституционного регулирования общественных отношений зависит от ее основных черт (рис. 1) и юридических свойств, к которым относятся:
- Легитимность.
- Итоговый характер предписаний.
- Перспективность.
- Преемственность.
- Реальность.
- Верховенство.
- Стабильность.
- Основа системы права.
Конституции присущи и такие черты, которые раскрывают ее роль в процессах жизни общества и государства. Этими чертами являются:
основополагающий характер;
народность;
реальность;
стабильность.
Основополагающий характер Конституции заключается в том, что она регулирует наиболее важные, базовые общественные отношения, которые являются отправными для других общественных отношений.
Замечание 1
Действующая Конституция РФ 1993 г. принята народом на референдуме, который состоялся 12 декабря 1993 г. И в этом состоит ее народность. Реальность конституции заключается в соответствии конституционных норм складывающимся в действительности общественным отношениям. Реальной является та Конституция, которая, провозглашая определенные принципы и нормы поведения, способствует и их реализации. А Конституции, которые этому требованию не отвечают, считаются фиктивными.
Высокая степень устойчивости и длительности действия Конституции говорит о ее стабильности.
Рисунок 1. Основные черты Конституции
Возможно, будет полезно почитать:
- Аббатство - это католический монастырь ;
- Самые распространенные расклады ;
- Быт и обычаи Обычаи и нравы 19 века ;
- К чему снятся жабы и лягушки: мужчине, девушке, женщине, беременной – толкования разных сонников ;
- Основные характеристики марса ;
- Должностная инструкция транспортного экспедитора ;
- Татаро-монгольское иго или история о том, как ложь стала правдой ;
- Журавль толкование сонника ;