Русский язык задание 21. Новое задание в егэ по русскому языку

Задание 21 ЕГЭ 2015.

Функционально-смысловые типы речи

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

Предложения 4–5 содержат описание.

В предложениях 22–23 содержится рассуждение.

Предложения 24–25 содержат повествование.

Предложения 37–41 содержат элементы описания.

В предложении 43 присутствует элемент описания.

Повествование - смысловой тип текста, в котором описываются события в определённой последовательности. Другими словами, это рассказ (сообщение) о действиях, поступках, событиях в определённой последовательности.

Повествование отвечает на вопрос: что делает (сделает, делал бы и т.д.)?

Художественный повествовательный текст строится по следующей композиционной схеме: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

Произведения повествовательного типа могут начинаться и сразу с завязки и даже с развязки действия, т.е. событие может передаваться в прямой, хронологической последовательности и в обратной, когда мы сначала узнаём о развязке, а уже потом – о самом действии.

Выразительная и изобразительная сила повествования заключается прежде всего в наглядном представлении действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.

Поскольку в повествовании сообщается о событиях, происшествиях, действиях, особая роль здесь принадлежит глаголам, особенно формам прошедшего времени совершенного вида. Они, обозначая последовательно сменяющие друг друга события, помогают развёртыванию повествования.

Текст-повествование отвечает на вопросы

    Что произошло?

    В какой последовательности происходят события?

    Кто участвует?

Особенность повествования как типа текста заключается в том, что здесь изображаются события или явления, в которых действия происходят не одновременно, а следуют друг за другом или обусловливают друг друга.

При определении типа речи можно воспользоваться приемом «фотографирования». Если можно «сфотографировать» весь текст последовательным рядом кадров, как комиксы, когда текст можно будет просмотреть, как череду картинок – повествование.

Описание - словесное, устное или письменное изображение предметов, явлений, животных, человека, ставящее целью научно, систематически описать их признаки. Описательный текст может быть в форме любого стиля. Композиция описания, наиболее характерные её элементы:

    общее представление о предмете;

    описание деталей, частей, отдельных признаков предмета;

Цель описания – наглядно нарисовать словесную картину, чтобы читающий зримо представил себе предмет изображения.

Описываются признаки предметов, явлений, животных, человека.

Это изображение какого- либо явления действительности путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Весь текст описательного характера как бы отвечает на вопрос какой?

В описании широко используются слова, обозначающие качества, свойства предметов.

Глаголы чаще употребляются в форме несовершенного вида прошедшего времени, а для особой наглядности, изобразительности – в форме настоящего времени; важную роль играют согласованные и несогласованные определения, назывные и неполные предложения.

Если можно «сфотографировать» весь текст одним кадром, как картину, где будут видны все элементы текста, то перед нами – описание.

Рассуждение - смысловой тип текста, предусматривающий логически последовательный ряд мыслей (суждений, умозаключений) на какую-либо тему, в котором утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие. Иначе говоря, это своего рода объяснение фактов (событий) реальной действительности с указанием причинно-следственных связей.

Рассуждение строится по следующему плану:

    тезис (высказывается какая-то мысль);

    аргументы, доказывающие его;

    вывод, или заключение.

При определении типа речи «рассуждение» невозможно воспользоваться приёмом «фотографирования»: текст рассуждение нельзя «сфотографировать» .

Алгоритм выполнения задания

    Прочитайте указанные фрагменты текста (номера предложений)

    В каждом варианте ответа попробуйте воспользоваться приёмом «фотографирования».


    В каждом варианте попробуйте ответить «да» или «нет».

    Выберите нужные цифры ответа. Помните, что верных ответов может быть от одного до трёх.




Задание 21 ЕГЭ 2018 по русскому языку. Теория.

Сложность 21 задания заключается в том, что нельзя просто выучить теорию и применить ее на практике. Готового правила просто нет. Но можно запомнить, на что обратить особое внимание.

« Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов».

Возможны и другие формулировки задания:

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста

Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста?

Какие из высказываний противоречат содержанию текста?

Какие из высказываний не противоречат содержанию текста?

В каком предложении выражена основная мысль? и др.

Алгоритм выполнения:

1) Прочитайте внимательно задание.

Определите для себя, как вы будете помечать вариант после проверки. Например, если вас просят найти предложение, которое соответствует содержанию, ставьте «+» после каждого подходящего предложения. Если нужно найти предложение, которое противоречит содержанию текста, ставьте «-» напротив каждого предложения, которое не соответствует содержанию. Это поможет вам не запутаться, когда будете записывать ответы. Е сли вам нужно найти предложение, которое соответствует содержанию текста, не обязательно искать основную(главную) информацию, в таком случае задание сформулировано по-другому. Особое внимание обратите на частицу не или ее отсутствие в формулировке. Часто бывает, что выпускники ищут ровно противоположные ответы.

2) Прочитайте текст.

3) Прочитайте текст еще раз , проверяя достоверность каждого предложения.

Назначение монологической речи различно. Выделяют три основных функционально-смысловых типа.

Описание — это чаще всего характеристика. Такой текст описывает место, обстоятельство, участников событий, внешность, состояние человека или обстановки, в которой происходят события. Самым типичным примером описания являются описания природы в художественной литературе. Описание невозможно без информации о признаках описываемого объекта. Поэтому описания насыщены прилагательными, выражающими признаки предмета, причастными оборотами, выражающими признак предмета по действию. В них часто используют назывные и безличные предложения. Для описаний характерно использование эпитетов, сравнений, метафор и других средств выразительности.

Повествование — это сообщение о последовательности действий, о том, что происходило вначале, а что потом, как развивались события. Во многих повествованиях выделяются этапы развития событий, включающие начало, развитие, кульминацию, развязку. В таких текстах может быть много наречий, называющих признак действия, деепричастий и деепричастных оборотов, выражающих добавочные действия, а также глаголов, особенно глаголов СВ в прошедшем времени. Примером может служить краткий пересказ сюжета фильма или книги.

Рассуждение — это тип текста, представляющий размышление, объяснение, доказательство точки зрения говорящего. Для рассуждения характерны следующие компоненты содержания: тезис, аргументация, вывод. Рассуждения содержат вводные слова, передающие связь и последовательность мыслей, такие как: во-первых, во-вторых, с одной стороны, с другой стороны, итак, значит, следовательно и другие подобные. Рассуждение используется для изложения и обоснования точки зрения, особенно при выражении отношения к чему-либо. Представьте себе, что вы столкнулись с проблемой. Обдумывание ситуации, анализ всех за и против, принятие решения и будут выражены в форме рассуждения.

Во множестве текстов можно встретить не только образцы данных типов в чистом виде, но и различные их комбинации.

Поскольку тема оказалась для пользователей трудной, хочу дополнить приведённые характеристики примерами.

Описание:

Широкая долина Рыбной синела и чуть туманилась под солнцем, перевальный ветерок налетал резвыми, не сильными порывами. Кедровки орали недалеко внизу. Погода стояла самая охотничья. (В. Ремизов «Воля вольная»)


Описание:

Годков капитану было тридцать девять, обитал он в общаге на втором этаже в самой большой угловой комнате, где раньше был общий холл с телевизором. Койка, три стула, стол и в Васькин рост розовый японский холодильник. Иногда появлялась богатая музыка со множеством колонок, плазменная панель в полстены или ещй что-то такое же экзотическое, дико дорогое и специально заказанное в Японии. (В. Ремизов. «Воля вольная»)


Описание:

Маша жила в своём доме. Типовом для посёлка, длинном одноэтажном доме, разделённом пополам на двух хозяев. Внутри тоже у всех было одинаково, безыскусная простенькая планировка: двери по центру, окна посередке. У Маши всё было продумано, просто и удобно. Вещей в квартире было немного, и она казалась просторной. (В. Ремизов, «Воля вольная»)


Повествование:

Трое суток добирался Илья Жебровский до участка. Последник сорок километров до зимовья несколько лет уже никто не чистил, и местами дорога была сильно завалена упавшими деревьями. Пилили в две пилы, растаскивали, раскладывали брёвна. Какие-то очень уж здоровые «Уралом» дёргали, проезжали недолго и снова пилили. (В. Ремизов «Воля вольная»)


Повествование:

Он вышел почти на самый верх, снял рюкзак, отвязал и надел суконку. Карам отстал. Степан обернулся, посмотрел вниз, прислушался сквозь шум ветра, не орёт ли где, но услышал гул вертолёта. ОН взвалил на себя незавязанный рюкзак и заторопился обратно, вниз к ближайшим скалам. Вертушка шла со стороны его участка, её не было видно, только гул нарастал, сбиваемый порывами ветра. Степан торопился, камни ползли под ногами, он бился коленками, резал руки. Он был уже в нескольких метрах от скальника, когда над белоснежным прогибом перевала вырвалась оранжевая машина. Степан сел и замер. Вертушка прошла так близко, что ему показалось, что он слышит запах выхлопа. (В. Ремизов «Воля вольная»)


Повествование:

Дядь Саша выругался и полез из кабины.
Дядь Саша ждал этой беды, в кузове у него был запасной мост... Он стал набирать на телефоне Мишку Милютина. Потом вызвал Поварёнка.

К обеду ясно стало, что сегодня не выехать, конца не видать было. Вместе с мостом надо было менять ещё что-то. Поварёнок обзванивал корешей в поисках нужных сальников и рычагов. Жебровский сначала пытался вникать, потом просто сидел рядом на ящике, скучая и покуривая. Дядь Саша тоже особо не лез, работой молча управлял высокий и худощавый Мишка. (В. Ремизов «Воля вольная»)


Рассуждение:

По своему характеру он плюнул бы на это дело, замял и уехал бы, но в области уже знали, и человека надо было представить. Живым, а лучше мёртвым — за оказание сопротивления. «Это надо сделать кровь из носу, ты что, не врубаешься!..» — орал из области зам по оперативной, которому, видно, самолму здорово досталось.

Александру Михайловичу и так всё ясно было его место из-за беглого Кобяка падало в цене и могло быть отдано только кому-то местному. Интересно, Семихватскому с Гнидюком предлагали? А может, и обоим для конкуренции, размышлял Александр Михалыч... (В. Ремизов «Воля вольная»)


Рассуждение:

Жебровский не вмешивался. В России власть всегда была священной коровой. Даже здесь, на её окраинах, где никогда не было крепостного права и где на суровой природе жили вполне самостоятельные мужики, людей возмущало не дурное устройство самой власти, но лишь справедливость или несправедливость её действий. Это необъяснимо глупо, думал Илья и помалкивал. Смысла в этих разговорах не было никакого. (В. Ремизов «Воля вольная»)


Слышал, что три года назад, весной, убили младшего дядь Саши — Сашку. В тот день САшка вернулся из армии. В кафе дело было, куда он никогда не ходил. Один прыщавый, на голову ниже Сашки, курнув дряни, пырнул ножом. Весь посёлок хоронил. Сашка был красивый, трезвый и в жизни никого не обидел. Его ударили ножом, а он только морщился, улыбался растерянно и виновато, зажимая рукой пульсирующую рану. (В. Ремизов «Воля вольная»)


Повествование с элементами описания:

Илья поставил вариться макароны, открыл тушёнку от нечего делать, а скорее, от охотничьего зуда в руках, принёс чехол с новым штуцером. Вспомнил, как ездил за ним в Австрию, как пробовал там на стрельбище, — пуля в пулю ложилась. Работа была штучная, ему надо было к сентябрю, и австрияки всё сделали в срок и нигде не отступили от своего качества. (В. Ремизов «Воля вольная»).


Описание с элементами рассуждения:

Генка встал, отряхиваясь, взял карабин на плечо и пошёл прочь. Странное было дело. Эту вот жизнь в тайге он с годами любил всё больше и больше, а азарт терял. Не то чтобы азарт, но то, что раньше было. Он это точно знал за собой. Жадным никогда не слыл, но когда удавалось добыть больше других, а такое случалось часто, ходил довольный. Бывало и хвастался по пьяни. (В. Ремизов «Воля вольная»)

Постановка знаков препинания в различных случаях

1. Знаки препинания между подлежащим и сказуемым

Тире ставится между подлежащим и сказуемым простого предложения,если они выражены:

  • двумя существительными: Книга – источник знаний;
  • двумя числительными: Пятью восемь – сорок;
  • двумя инфинитивами: Жить – Родине служить;
  • существительным и инфинитивом: Превосходная должность – быть человеком.

Тире НЕ ставится между подлежащим и сказуемым простого предложения, если:

  • личным местоимением и существительным: Он скептик;
  • любыми частями речи, но при этом сказуемое имеет отрицание не или слова как, точно, как будто: Бедность не порок. Пруд как сталь.

2. Знаки препинания при сравнительных оборотах

Сравнительные обороты, начинающиеся со слов словно, будто, нежели, точно и т.д. выделяются запятыми (Кино мне нравится больше, чем/нежели театр.)

Обороты с союзом как

выделяются запятыми:

  • если они обозначают уподобление и не содержат никаких дополнительных оттенков значения (Ночь приближалась и росла, как грозовая туча.).
  • если перед оборотом есть указательные слова так, такой, тот, столь (Черты лица у него были те же, как и у сестры.),
  • если оборот вводится в предложение сочетанием как и (Я бывал в Лондоне, как и в других европейских городах.),
  • если это сочетание типа не кто иной, как и не что иное, как (Впереди возвышалось не что иное, как высокий дворец.)

не выделяются запятыми:

  • если в обороте на первом плане обстоятельственное значение (Перстенек как жар горит.- можно заменить сочетанием горит жаром),
  • если на первом плане значение приравнивания или отождествления (Я вам это говорю как врач.),
  • если оборот входит в состав сложного сказуемого или тесно связан с ним по смыслу (Работа как работа.),
  • если оборот является устойчивым выражением (Все шло как по маслу.),
  • если перед оборотом стоит отрицательная частица не (Поступил не как патриот.).

3. Знаки препинания при уточняющих членах предложения

Уточняющие слова на письме выделяются запятыми.

Значение уточнения приобретают обстоятельства места, времени, образа действия, степени, меры:

  • В подвале, под полками, дед хранил свои инструменты.
  • Там, в горах, повалил снег
  • Внизу, в зале, стали тушить огни

Уточняющие члены при подчеркивании смысла выделяются или отделяются тире:

  • Они [статуи] были расставлены прямо на земле и на газонах – без пьедесталов – в каком-то продуманном беспорядке (Кат.) – уточняется обстоятельство;
  • Мины же все в снегу, который тут совсем неглубокий – до щиколотки (В. Бык.) – уточняется сказуемое.

4. Знаки препинания при прямой речи, цитировании

Прямая речь

Запомни! Прямая речь заключается в кавычки. «П.Р»

  • Перед прямой речью после слов автора ставится двоеточие. (А: «П.р».)
  • После прямой речи перед словами автора ставится тире. («П.р.», - а.)

Расстановку знаков препинания можно представить в виде схем (П - прямая речь, а - слова автора):

  1. Прямая речь после слов автора: А: «П». А: «П?» А:»П!»
  2. Прямая речь перед словами автора: «П», - а. «П?»- а. «П!» - а.
  3. Слова автора внутри прямой речи: «П, - а, - п». «П, - а. - П». «П? - а. - П». «П! - а. - П».
  4. Прямая речь внутри слов автора: А: «П!» - а. А: «П?» - а.

Цитирование

Цитата - это дословная выдержка из текста.

  • Если цитата включается в текст как самостоятельное предложение , она оформляется так же, как прямая речь: А.П. Чехов писал: «Не сомневаюсь, занятия медицинскими науками имели серьезное влияние на мою литературную деятельность». «Праздная жизнь, - писал А. П. Чехов, - не может быть чистою».
  • Пропуск текста цитаты обозначается многоточием: «Но ведь три аршина нужны трупу, а не человеку... Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа...» - писал А. П. Чехов.
  • При цитировании стихотворного текста кавычки обычно не ставятся, например, вспомните строфы, в которых поэт описывает свое знакомство с Онегиным:

Условий света свергнув бремя,
Как он, отстав от суеты,
С ним подружился я в то время.

  • Если цитата включена в авторский текст в качестве составной части , то прямая речь заменяется на косвенную. В этом случае цитата заключается в кавычки, но пишется со строчной буквы, а двоеточие не ставится, например: Об «Онегине» Белинский написал две большие статьи; он говорит, что «эта поэма имеет для нас, русских, огромное историческое и общественное значение» (Д. Писарев).
  • Кавычками выделяются и «маленькие цитаты», а также слова, употребляемые иронически или с двойным смыслом, например: Словом, это человек не только умный, но и развитой, с чувством, или, как рекомендует его горничная Лиза, он «чувствителен, и весел, и остер» (И. Гончаров). Почтенные «собратья по перу», на мой взгляд, слишком быстро упиваются славой и слишком густо подчеркивают величие своих «я». (М. Горький)

5. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Части разделяются запятой:

  • Части тесно связаны по смыслу (одновременность или последовательность событий) и не имеют осложняющих конструкций. Поезд ушёл, перрон быстро опустел, вокруг стало тихо .

Части разделяются двоеточием:

  1. Вторая часть поясняет первую, раскрывает её содержание (можно вставить союз А ИМЕННО). Мать наказала сына: она не пустила его гулять.
  2. Вторая часть дополняет первую (можно вставить союз ЧТО или слова И УВИДЕЛ, ЧТО; И УСЛЫШАЛ, ЧТО; И ПОНЯЛ, ЧТО и т.д.). Мать посмотрела в окно: малыш катался на качелях.
  3. Вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой (можно вставить союз ПОТОМУ ЧТО). Мать была расстроена: ребёнок сказал ей неправду.

Части разделяются точкой с запятой:

  1. Части не имеют тесной смысловой связи. Мигают звёзды на небе; лес обнажился.
  2. Хотя бы одна из частей имеет осложняющую конструкцию. Было ещё рано, начало шестого; золотистый утренний туман поднимался над лесом, просыпавшимся после долгой ночи.

Части разделяются тире:

  1. Части противопоставлены друг другу (можно вставить союзы А, НО, ДА (=НО), ЗАТО, ОДНАКО и т.д.). Деньги исчезают – работа остаётся.
  2. Вторая часть указывает на быструю смену событий или неожиданный результат. Он упал – все засмеялись.
  3. Первая часть указывает на время, условие, причину совершения того, о чём говорится во второй части (можно вставить союзы КОГДА, ЕСЛИ, ТАК КАК). Лес рубят – щепки летят. Станет тепло – снимем шубы.
  4. Вторая часть содержит в себе вывод, следствие из того, о чём говорится в первой части (можно вставить наречие ПОЭТОМУ). Хвалы приманчивы – как их не пожелать? (И. Крылов)
  5. Вторая часть содержит сравнение (можно вставить союз КАК, СЛОВНО, БУДТО и т.д.). Молвит слово – соловей поёт.
  6. Вторая часть является присоединительным предложением (перед ним есть или могут быть слова ЭТО, ТАК, ТАКОВ и т.д.). Приказ есть приказ – так его воспитали. Всё небо в тучах – плохая погода.

6. Тире в простом и сложном предложениях

Тире в простом предложении:

  1. Между подлежащим и сказуемым: «Горе от ума» - бессмертная коме­дия АС. Грибоедова.
  2. В неполном предложе­нии: Я предпочитала от­дыхать на море, она - в горах.
  3. Перед обобщающим сло­вом, стоящим после одно­родных членов: Ветки де­ревьев, кусты - все покры­лось инеем.
  4. При однородных чле­нах, между которыми нет противительного союза: Он оказался не просто спо­собным - талантливым.
  5. При обособленных при­ложениях, стоящих в кон­це предложения или оди­ночных приложениях: Ему помогал торговать Алексей - ленивый, гру­бый парень (М. Горький).

Тире в сложном предложении:

  1. В бессоюзном предложе­нии: Хочется солнца - оно не показывается.
  2. При вводных предложе­ниях или пояснительных конструкциях: Однажды - это было уже в конце ле­та - я получил неожи­данное известие.
  3. В предложениях с пря­мой речью: «А Марья Ива­новна? - спросил я. - Так же ли смела, как и вы?» (А. Пушкин); «Я ни с кем и ни с чем не связан», - напомнил он о себе (М. Лер­монтов).
  4. В сложносочиненных предложениях при быстрой смене событий: Он знак по­даст - и все хлопочу (А. Пушкин).
  • Решай с ответами.
  • Решай с ответами.
  • Изучай русского языка.

За это задание вы можете получить 1 балл на ЕГЭ в 2019 году

Задание 21 ЕГЭ по русскому языку исследует функционально-смысловые типы речи, среди которых выделяются описание, рассуждение, повествование. От экзаменуемого потребуется давать правильную характеристику текста, а для этого его предварительно нужно внимательно прочесть и проанализировать.

Описание можно также назвать характеристикой чего-либо: места, обстоятельства, внешности, состояния обстановки или человека или обстановки. Основной признак того, что перед нами описание - наличие в тексте информации о признаках объекта, который описывается. Здесь много прилагательных, причастных оборотов, сравнений.

Повествование сообщает нам о последовательности каких-либо действий - что происходило на первом этапе, что потом. Часто такой тип текста содержит в себе начало действий, развитие сюжета, его кульминацию и развязку. Признаками повествования можно назвать обилие в тексте глаголов, наречий, деепричастий.

Третий функционально-смысловой тип речи, который встречается в задании 21 ЕГЭ по русскому языку, это рассуждение – размышления, доказательства, объяснения. Такой текст обычно содержит в себе много вводных слов и конструкций, в нем есть тезисы, аргументации, пояснения.

Не только объемное литературное произведение содержит в себе множество переплетающихся друг с другом повествовательных, описательных отрывков и рассуждений. Даже небольшой текст, используемый в качестве контрольного в задании № 21 ЕГЭ по русскому языку, может содержать сразу несколько функционально-смысловых типов речи, как отдельных, так и в различных комбинациях.



 

Возможно, будет полезно почитать: