Устав чтения канонов. Как читать правильные каноны и готовиться к причастию

В первые четыре дня Великого поста утренние (кроме понедельника) в храмах совершаются особые великопостные утренние богослужения, читаются часы. Вечером - совершается чтение Великого покаянного канона святителя Андрея Критского. Собранные воедино события ветхозаветной и новозаветной истории излагаются с глубоким сердечным сокрушением, предлагая Христианам спасительные уроки покаяния и деятельного обращения к Богу...

_____________________


ЧИН ОСВЯЩЕНИЯ КОЛИВА

В первую пятницу Великого Поста Литургия Преждеосвященных Даров совершается не совсем обычно. Читается канон св. великомученику Феодору Тирону, после чего на середину храма выносится коливо - смесь вареной пшеницы и меда, которую священник благословляет с чтением особой молитвы, а затем коливо раздаётся верующим.

Молебен пред чудотворной иконой Божией Матери "Семипалатинско-Абалацкая" в этот день не служится

______


ОБЩАЯ ИСПОВЕДЬ - по окончании вечернего великопостного богослужения

_________

В ЭТОТ ДЕНЬ МНОГИЕ, КТО ИСПОВЕДОВАЛСЯ ВЧЕРА СТАРАЮТСЯ ПРИЧАСТИТЬСЯ

Суббота первая Великого Поста. Память Феодора Тирона

и совершенного им чуда: язычники специально осквернили пищу на рынках Константинополя, но благодаря предупреждению великомученика верующие смогли сделать запасы и не покупать оскверненную еду. Именно поэтому, накануне, в пятницу вечером, освящалось коливо в память о чуде.

__________

Первое воскресение Великого Поста


Имя первого Воскресенья Великого поста так красиво звучит, что и не сведущий в истории праздника человек ощущает прикосновение к великому смыслу - Торжества Православия.

Это первая торжественная служба Великого Поста, когда слышишь, как на колокольне трезвонят “во вся тяжкая” колокола… и становится так радостно, что наше православие такое могучее и просторное. И ты целиком ощущаешь, что такое “Торжеством Православия”...

_________


По будням Литургия не совершается , причащаются только в среду и пятницу ранее освященными Дарами.

Если ходить во все время Великого поста только на воскресные службы, то пост не почувствуешь, несмотря на воздержание в пище. Нужно посещать также и особые службы поста, чтобы ощутить контраст этих святых дней с прочими днями года, чтобы глубоко вдохнуть в себя целительный воздух Четыредесятницы. Главная из числа особых служб – это литургия Преждеосвященных даров

(младенцев за такой Литургией не причащают)

«Откуду начну плакати моего жития деяний…»: покаянный канон Андрея Критского


Если мы придем в храм вечером в один из первых четырех дней Великого поста, многих поразит необычная картина: в церкви темно, люди стоят с горящими свечами, звучит строгий и торжественный голос священника... Это читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского.

В самом начале Великого поста, как тот исходный тон, которым определяется вся великопостная мелодия, Святая Церковь предлагает нам Великий покаянный канон св. Андрея Критского. Он разделен на четыре части и читается за Великим Повечерием, вечером, в первые четыре дня Поста. Его можно описать как покаянный плач , раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой.

Чтение Великого покаянного канона в первую неделю Великого Поста в нашем храме совершается в понедельник, вторник, среду и четверг в 16:00

В пятую неделю Великого поста в четверг в 16:00

Во многих приходах текст канона принято не просто слушать, но, чтобы лучше понимать, следить за чтением по бумаге.

Для тех, кто собирается пойти на Канон после работы и не имеет с собою печатного текста, мы приготовили русско-славянский параллельный текст, который можно без труда распечатать на принтере .

(Сделать это удобнее всего "режиме для печати", нажав соответствующую ссылку под заголовком публикации).

Канон начинается с глубокого личного вопля: С чего я начну оплакивать окаянные дела моей жизни? Какое начало положу я, Христе, нынешнему рыданию? Далее в нем чередуются воззвания к собственной душе, обращения к Богу, главной темой которых остается раскаяние и надежда на прощение.

Нить мыслей святого Андрея о покаянии развивается на основе многочисленных библейских примеров. Персонажи священной истории то представляют нам высокие образцы святой жизни, то побуждают нас к внимательности примерами своего глубокого падения. Весь Ветхий Завет предстает перед нами в каноне как школа покаяния. Но здесь есть не только примеры из Священного Писания, но и увещания, рассуждения, молитвы.

Если внимательно послушать слова канона, то перед каждым из нас одним за другим раскрываются свои личные грехи в глубокой связи их со все продолжающейся трагедией отношений человека к Богу, история первого грехопадения – это моя личная история : Не возгнушайся меня, Спаситель, - не отринь от Твоего Лица”, - так по словам Канона молится грешник, - “Очисти и прости мои прегрешения. От юности я всестрастно преступил Твои заповеди по небрежению, не имею плодов благочестия, растратил богатство благодати в блуде. Не войди со мной в суд моих дел и слов, но яви щедрость”. “Милостивым Твоим оком воззри на меня и прими мое теплое исповедание. Я разодрал одежду благодати, наг, стыжусь и плачу слезами блудницы. Очисти меня, Спаситель, Твоим милосердием ”. И так, в течение четырех вечеров девять песней Канона говорят снова и снова о духовной истории мира, которая в то же время – история и моей души. И вся жизнь моя открывается через канон как часть той великой, всеобъемлющей борьбы между Богом и силами тьмы, которые восстают на Него.

Слова Канона призывают меня к ответу, ибо говорят они о событиях и делах прошлого, смысл и сила которых вечны, поскольку каждая человеческая душа – единственная и неповторимая – проходит тем же путем испытаний, стоит перед тем же выбором, встречается с той же высшей и важнейшей реальностью. А это и есть основная задача и цель этого необыкновенного Великого канона: чтобы явить нам грех и тем самым привести нас к покаянию.

И грех является нам определениями и перечислениями, а неким глубоким созерцанием библейской истории , которая поистине есть история греха, покаяния и прощения. Канон восстанавливает в нас то духовное мироощущение, внутри которого раскаяние становится снова возможным. Когда мы слышим, например: Я не уподобился, Иисусе, Авелевой правде, никогда не принес Тебе приятного дара, ни дел божественных, ни жертвы чистой, ни безгрешной жизни… - мы понимаем, что грех, прежде всего, есть отказ от жизни как приношения и дара, как жертвы Богу. Или другими словами, - отказ от жизни для Бога и по-Божьему. И благодаря этому откровению становится возможным произнести слова, бесконечно отдаленные от современного опыта жизни, но которые звучат глубочайшей правдой: Из праха создав жизнь, Ты вложил в мою плоть и кости, и дыхание, и жизнь: но, о Создатель мой, Избавитель мой и Судия, приими меня, кающегося.

Вот почему постный путь начинается с возврата к исходной точке, к творению мира, грехопадению, искуплению, к тому миру, где все говорит о Боге, все отражает Божью славу, где все, что происходит, все события непосредственно связаны с Богом, где человек находит настоящие измерения своей жизни, и, найдя их, кается.

Кончается Великий канон мирными строками человеческого сердца, принесшего покаяние. Здесь опять исповедание милосердия Божия и духовной нищеты человека, который ее приносит Богу как приятную жертву.

Этот покаянный канон читается за великопостным богослужением в храмах вот уже почти 1200 лет и воспринимается верующими так же, как и тогда, когда был написан преподобным песнотворцем. Слова церковно-библейских чтений, молитв, песнопений то оживляют требования совести человека, то успокаивают боли человеческого сердца.

Великий канон состоит из 250 тропарей (в обычных канонах их около 30) и великим именуется не только по необычно большому числу стихов, но и по высоте мыслей и силе их выражения.

Кто есть кто в Каноне Андрея Критского?

Для человека, не очень хорошо знакомого со Священным Писанием, затруднительно понять, в чём мы каемся во время чтения Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Упоминаются люди и события из Священной истории, о которых кто-то, может быть, слышит впервые в жизни. Кто все эти люди, что с ними происходило, и как это связано с нашей жизнью?


Великий покаянный канон Андрея Критского - самый длинный из всех существующих канонов. Даже если вы приходите на великопостное богослужение с текстом канона (как делают многие), некоторые подробности и примеры из Ветхого Завета, которые приводит святитель Андрей, могут показаться трудными для восприятия и понимания


Великий покаянный канон – бесконечный повод для удивления. А вы знаете, что раньше его читали совсем не в те дни поста, что сейчас? Более того, что с Великим постом его создание вообще не связано? И ещё – вы представляете, сколько длилась церковная служба в VII веке?


Великий канон был создан преподобным Андреем Критским не для церковного употребления. Это была его личная покаянная исповедь, написанная для самого себя. Мы не можем определить, исполнялся ли он при его жизни соборно или он только дома, в келье своей, читал его. Есть лишь отдаленные отголоски свидетельств. Почти пятьдесят лет после кончины Андрея Критского, которая последовала в 740 году, этот канон нигде не употреблялся, а потом, в 790 году Константинополь пережил бедствие – случилось страшное землетрясение. О тех днях говорили, что земля тряслась, гул шел из земли, все было объято светом огня и пламени. Даже сохранилась такая память «Великого труса», то есть землетрясения

Причастие и исповедь несут с собой очищение души человека, прощение его грехов. Искренность, правдивость, желание исправиться делают эти Таинства такими простыми и сложными одновременно.

Простота заключается в нехитрых действиях, которые под силу большинству людей. Сложность — в избегании формального подхода, в осознании своих грехов, в желании получить прощение. Это трудная внутренняя работа.

Молитва, канон перед Причастиемпризваны настроить человека на духовный труд. Умение прощать, понимать и принимать свои ошибки, стыд за них, желание измениться — это нелегкий путь, в конце которого Благодать снизойдет на душу. И не захочется больше врать, гневаться, злобствовать, завидовать. Постепенное очищение души повлечет за собой изменение в жизни. Появится внутреннее спокойствие, умиротворение, желание понимать и прощать других людей.

Канон в переводе с греческого языка означает «норма, правило». Имеет 2 значения.

Первое. Канон — это свод правил Православной церкви.

Второе. Канон — своеобразная поэма, гимн, который произносится во славу какого-либо праздника или святого. Он пришел на смену кондаку в VIII веке. Содержит 9 песней.

Каноны бывают большие и малые. Посвященные пророкам, святителям, великомученикам. Кроме того, есть канон перед Причастием,канонпо болеющим, по усопшим.

Существует книга «Правильные каноны». Она была написана для иноков старообрядческих монастырей в 1908 году. В ней имеются примечания, которые помогут правильно читать каноны в домашних условиях. В подсказках прописано, в каком каноне какую песнь читать, с каким припевом и сколько раз чередовать, когда класть поклон.

Как устроен канон

Канон состоит из 9 песней. Самый первый стих каждой песни называется ирмос. Все следующие именуются тропари. Перед каждым из них читается запев, соответствующий канону. В зависимости от пола читающего, следует менять окончания (например, грешного — грешную).

Каждый канон содержит от 4 до 7 тропарей. Вторая песнь обычно отсутствует. Ее произносят только по некоторым праздникам. В определенные моменты чтения следует класть земные, поясные поклоны или делать метания. Последние означают, что следует перекреститься и коснуться правой рукой пола.

В зависимости от дня недели, наличия или отсутствия церковного праздника в дополнениях к канону есть свои примечания. Так, поясные поклоны могут быть заменены на метания. В церковном календаре можно найти Устав о поклонах на каждый день.

Таинство Причастия

Причастие — это приобщение к Богу, важнейшее Таинство в жизни христианина. Этот ритуал можно проводить раз в год или чаще. Здесь важно не количество совершенных Причастий, а их искренность.

Для мирян существуют несколько правил перед тем, как принять Причастие.

  • Соблюдать пост.
  • Читать молитвы и каноны перед причастием.
  • Получить на исповеди отпущение грехов.
  • Воздерживаться от плотских отношений.
  • Совершать дела милосердия.

Весь подготовительный процесс занимает 7 дней. Следует знать, что говеть следует столько же. Если состояние здоровья не позволяет совершать пост в течение недели, то он может быть ограничен 3-5 днями. В редких случаях говеть разрешается сутки.

Канон перед Причастиемчитается каждый вечер. После него — молитвы. В дни говенья следует бывать на церковных службах.

Кто не допускается к Причастию

  1. Женщины во время месячных.
  2. Отлученные от Святых Тайн.
  3. Не сходившие на исповедь.
  4. Супруги, имевшие половые отношения накануне Причастия.
  5. Умершие, умалишенные, находящиеся в бессознательном состоянии.

Дети до 7 лет допускаются к Причастию без исповеди и поста. В этом случае требуется другая, более упрощенная подготовка. Поведение родителей находит отражение в детях. Отношение к церкви, молитвам, плохому и хорошему поведению ребенок воспроизводит в себе. Поэтому каждая семья индивидуально находит подход в подготовке к Причастию.

Подготовка к Причастию

Перед таинством Причащения необходимо пройти покаяние. Признание в своих грехах, осознание их, получение прощения — первый шаг к очищению души. Обязательно перед исповедью попросить прощения у родственников, знакомы. Мысленно вспомнить всех, кто был обижен.

Перед исповедью можно прочитать покаянный канон. Молитвенная подготовка настроит человека на покаяние. Это умение видеть, осознавать, признавать свои грехи и несовершенства. Покаяние очищает человека от грехов и скверны. Необходимо искреннее раскаяние человека во всех своих неблаговидных деяниях. А затем и избавление от этих грехов, недопущение их в свою жизнь, борьба с ними.

несут с собой только временное очищение души. Всю остальную работу человек должен провести сам. Честность перед собой, понимание малейших движений души, осознание ошибок, стыд за них — вот истинная суть покаяния.

Таинство исповеди

Исповедь не является пространным рассуждением о своих грехах. Она не ведет к самооправданию. Это искреннее покаяние в своих недостойных мыслях, чувствах, действиях. Поэтому перед Причащением обязательна исповедь. Она готовит душу молитвами, осознанием греховности, необходимостью в прощении.

Канон перед причастиемтакже следует читать и перед исповедью. Это не механическое озвучивание текста, а целенаправленная подготовка души. Что исповедь не стала формальным ритуалом, а несла очищение и прощение.

Не стоит перед священнослужителем утаивать свои грехи. Только правда должна звучать на исповеди. Тогда муки совести, раскаяние, стыд приведут к полному осознанию и желанию бороться со своими грехами, искоренять их.

Молитвенная подготовка к исповеди поможет примириться с близкими, знакомыми. Искоренит черствость, самолюбование. Человек захочет меняться, становиться добрее.

Путь к Богу может быть долгим. Одна исповедь, одно Причастие не сделает равнодушного человека сразу внимательным и положительным. Скорее всего, через эти Таинства придется пройти много раз, прежде чем придет понимание сути православных ритуалов.

Каноны перед причастием

Причастие — это личное дело человека, его отношения с Господом. Поэтому читать или не читать домашние молитвы, каноны — каждый решает самостоятельно. В первую очередь должно идти очищение души от греховных мыслей. Не следует допускать в себе проявлений злобы или агрессии. Учиться спокойствию, терпению, пониманию.

Во время молитвенной подготовки к Причащению можно читать три канона. Они отражают всю суть обряда. Это подготовка тела и души к принятию Святых Тайн. Поэтому следует очистить тело постом. Душу — молитвами.

  1. Покаянный канон перед причастиемко Господу нашему Иисусу Христу.
  2. Молебный канон по Пресвятой Богородице.
  3. Канон Ангелу Хранителю перед причастием.

Практика чтения канонов перед Причастием не является обязательной. Поэтому следует посоветоваться со своим духовником.

После того как три канона перед причастиембудут озвучены, следует читать Последование ко Святому Причащению. Все это читается накануне обряда, после посещения вечернего богослужения. Молитвы ко Святому Причащению можно перенести на утро. Прочитать их непосредственно перед ритуалом.

Молитвенное правило перед Причастием

Количество молитв, канонов, акафистов не имеет четких ограничений. В разных городах, церквях, монастырях существуют собственные правила. Поэтому следует обратиться к своему духовнику за наставлением. Обязательным является чтение покаянного канона и Последования к Причастию.

Молитвенное правило не насильственное решение. Каждый человек в индивидуальном порядке решает, что следует читать дома и сколько раз ходить на службу в церковь. Тем не менее, у христианина должно быть ежедневное молитвенное правило. Оно может быть изменено в соответствии со здоровьем, состоянием дел, внутреннего настроя.

Перед причастием следует избавиться от искушения и каждый день читать каноны и молитвы. Это должно войти в традицию, но не стать формальным шаблоном. Личная молитвенная подготовка остается на совести человека. Не следует и переутомлять себе бесчисленным повторением канонов. Они несут просветление душе, когда читаются искренне, осознанно. Монотонное повторение ведет к схоластическому пониманию церковных правил.

Умение вникать в суть Таинств позволит осознанно относиться к своему преображению. Если человек понимает, что ему следует изменить в себе, над чем поработать, тогда покаяние и Причащение не станут для него пустым звуком и стандартным ритуалом.

Искать полезность для души и тела — вот чему служит молитвенное правило. Каноны легко запомнить наизусть. Поэтому их можно читать и на пути к храму, стоя в пробках. Главное, чтобы они шли от души.

В какое время следует читать каноны

Не существует точных законов, когда следует читать каноны и молитвы. В домашних условиях человек сам определяет, какое время следует посвятить молитвам, а какое — мирским делам.

Канон перед причастием, текстего создает определенное душевное состояние. Делает человека более сосредоточенным, собранным. Канон концентрирует на внутренней, душевной работе. Произнесенные слова наполняют сердце ликованием, а ум скорбью за все человеческие несовершенства.

Лучше всего каноны и последующие молитвы читать перед сном. Это позволит настроить ум и душу на общение с Богом. Когда закончены все мирские дела, следует посвятить некоторое время перед сном молитвам, подведению итогов дня. За одни — попросить божьего прощения, за другие — поблагодарить.

Покаянный канон перед причастием позволит осмыслить свои мысли, чувства, деяния за весь день. Только в условиях сосредоточения на желании очиститься, приобщиться к Святым Тайнам возможно получение Высшей Благодати.

Совмещенные каноны перед причастием

Каноны допускается читать по одному каждый вечер. Такая молитвенная подготовка должна войти в ритуал каждого христианина. Накануне Причастия, до полуночи, рекомендуется озвучить необходимые три канона. Их можно читать друг за другом. А можно совместить.

Соединяются 3 канона перед причастиемтаким образом:

  • ирмос 1 песни покаянного канона;
  • тропари покаянного канона;
  • тропари 1 песни канона Богородице, без ирмоса;
  • тропари канона Ангелу Хранителю, без ирмоса.

Можно читать и все последующие песни, но в таком случае следует опустить тропари перед канонами Богородице и Ангелу Хранителю и стихиры после канона Богородице. В православном молитвослове можно найти более подробную информацию, о том, как возможно совместить каноны.

Как читать каноны

Во время говенья необходимо произносить утренние и вечерние молитвы, каноны. Они создают умиротворяющее настроение. После прочтения святых текстов усмиряются негативные эмоции. Человек настраивается на общение с Богом.

Правильные каноны перед причастиемчитаются по определенной схеме. Ее можно найти в Уставе о чтении правильных канонов. Ежедневное смирение, произнесение молитв готовит христианина к принятию Таинства, когда в виде вина и хлеба Господь проникает в тело человека. К приходу такого дорогого гостя необходимо готовиться. Тело и душа должны быть очищены от греховных мыслей и земных излишеств.

Каноны, читаемые перед причастием, не являются формальным предписанием. Поэтому читать их следует в определенном душевном настроении. Без злобы и раздражения, без посторонних мыслей и разговоров. Только сосредоточенность, уединение и понимание текста молитв, канонов позволит грамотно подготовиться к Причастию.

Поведение перед Причастием

Перед Причастием следует усмирить жадность, завистливость, отказаться от излишеств, дурных привычек. Забыть злые помыслы, алчность, гнев, ярость. Постараться простить тех, кто обидел. Не запоминать и не держать в себе негативные проявления. Попросить прощения у знакомых и родственником. Почувствовать внутри себя смирение, готовность к покаянию.

Чаще оставаться в уединении. Сосредоточиться на молитвах, общении с Господом. Причастие врачует души людей. Вспыльчивые и раздражительные становятся добрыми и спокойными. Строптивые и равнодушные делаются покладистыми и внимательными. Грубые — вежливыми. Ленивые — трудолюбивыми. Люди перестают обижаться, ругаться. Проходит апатия и депрессия. Душа наполняется добротой и радостью.

Обязательно после причастия поблагодарить Господа, Богородицу, Ангела Хранителя. Попросить сохранить дар Причастия. Это делается для того, чтоб умиротворение души не покинуло. После выхода из церкви не разговаривать ни с кем, сразу идти домой. Перед сном еще раз произнести благодарственные молитвы. Стараться ни с кем не ссориться, не ругаться, больше молчать, не смотреть телевизор.

Значение канона

Каноны перед исповедью и Причастием это просьба к Господу и Богородице, чтобы даровали здоровье и возможность исповедаться, чтобы придали сил сходить на Причастие и очистить свою душу, чтобы Ангел Хранитель охранял всю дорогу до церкви, не допустил искушений.

Бывает так, что человек забудет об исповеди и Причастии. Или устанет и откажется от приобщения к Таинствам. Канон перед причастием поможет настроить ум, душу и сердце на общение с Господом. Придаст сил и здоровья сходить на исповедь, очиститься от грехов, бороться с ними. Ни в коем случае не следует оправдывать себя, давать поблажки или винить других людей в своих проблемах. Переживание и стыд за свои деяния должны быть искренними.

Здоровье души придаст сил и физическому телу человека. Пройдет гневливость и злоба. Не захочется больше ругаться и ссориться. Появится хорошее настроение и желание делиться им с людьми. Известны факты, когда после исповеди и Причащения люди избавлялись от смертельных болезней, бросали свои дурные привычки. Мир и спокойствие появляется в душе после честного и искреннего обращения к Богу.

Хочу увеличить своё молитвенное правило и т.е помимо утренних и вечерних молитвах начать читать каноны.
есть тут православные кто дома читает Каноны..........какие молитвы нужно читать перед началом канонов?
Я нашла в инете правила чтение канонов, но они все разные и какой брать за правила даже и не знаю.
Вот какие варианты я нашла:
Чин келейного правила чтения канонов и акафистов.
А. Для чтения канонов существует определенный чин:
1. вначале читаются предначинательные молитвы,
2. затем 142 псалом,
3. далее Бог Господь и
4. тропарь святому кому читается канон,
5. к тропарю по его гласу читается богородичен,
6. далее следует 50 псалом и
7. сам канон,
8. Достойно есть с земным поклоном,
9. далее трисвятое,
10. кондак канона и
11. богородичен по гласу кондака,
12. Господи помилуй 40 раз и
13. отпуст.
Когда написано “Слава”, следует читать: “Слава Отцу и Сыну и Святому Духу”.
Когда написано “И ныне”, следует читать: “И ныне и присно и во веки веков. Аминь.”

Б. Чтения канонов:
Боже, милостив буди ми грешному. (Поклон.)
Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя. (Поклон.)
Создавый мя, Господи, помилуй мя. (Поклон.)
Без числа согреших, Господи, прости мя. (Поклон.)
Владычице моя, Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго. (Поклон.)
Ангеле, храниИтелю мой святый, от всякаго з ла сохрани мя. (Поклон.)
Святый апостоле (или мучениче, или преподобный Отче, имя) моли Бога о мне. (Поклон.)
Таже:
1. Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.
2. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
3. Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины..........
4. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды.)
5. Слава, и ныне.....
6. Пресвятая Троице, помилуй нас: Господи, очисти грехи наша......
7. Господи, помилуй. (Трижды.)
8. Слава, и ныне:
9. Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон.)
Приидите, поклонимся и припадём Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон.)
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон.)
10. Псалом 50
11. Символ веры
12. Читай какон какой желаешь или акафист
13. Достойно есть Яко воистину........ . (Поклон.)
14. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Чтётся трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)
15. Слава, и ныне:
16. Отче наш,
17. Тропари:
Помилуй нас, Господи, помилуй нас; всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву Яко Владыце грешнии приносим: помилуй нас.
Слава: Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом; не прогневайся на ны зело, ниже помяни беззаконий наших, но призри и ныне Яко благоутробен, и избави ны от враг наших; Ты бо еси Бог наш, и мы людие Твои, вси дела руку Твоею, и Имя Твое призываем.
И ныне: Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, надеющиися на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед: Ты бо еси спасение рода христианскаго.
18. Господи, помилуй. (12 раз.)
19. И молитвы на сон грядущим.

В. ПРАВИЛО ЧТЕНИЯ МОЛЕБНЫХ КАНОНОВ и АКАФИСТОВ
Чтение канонов и акафистов отдельно от утреннего и вечернего молитвенного правила необходимо совершать, испросив благословения, после "седмипоклонного начала":




Затем:
1. Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь.
2. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (трижды, с крестным знамением и поясными поклонами).
3. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
4. Пресвятая Троице, помилуй нас. Господи, очисти грехи наша. Владыко, прости беззакония наша. Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
5. Господи, помилуй (трижды).
6. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
7. Отче наш
8. Господи, помилуй (12 раз).
9. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
10. Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу (поклон).
Приидите, поклонимся и припадем Христу Цареви нашему Богу (поклон).
Приидите, поклонимся и припадем к Самому Христу, Цареви и Богу нашему (поклон)
11. Псалом 50.
12. Символ веры
13. Затем читается канон и (или) акафист
14. По завершении чтения канона – молитва ко Господу Иисусу Христу или Божией Матери, святому – соответственно смыслу канона и акафиста.
15. Достойно есть, яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога Нашего. Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
16. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
17. Господи, помилуй (трижды).
18. По окончании следует положить те же поклоны, что и в начале
Боже, милостив буди мне грешному (поклон).
Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя (поклон).
Создавый мя, Господи, помилуй мя (поклон).
Без числа согреших, Господи, прости мя (поклон).
Владычице моя, Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго (поклон).
Ангеле Хранителю мой святый, от всякого зла сохрани мя (поклон).
Святый апостоле (или мучениче, или преподобне отче, имя рек), моли Бога о мне (поклон).
*****************************************************************************
Г. Чин келейного чтения канонов и акафистов.
1. Перед началом всякого правила и по окончании его кладутся следующие поклоны (земные или поясные), кои называются седмипоклонный начал.
Боже, милостив буди мне грешному. (Поклон)
Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя. (Поклон)
Создавый мя, Господи, помилуй мя. (Поклон)
Без числа согреших, Господи,прости мя. (Поклон)
Владычица моя, Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго. (Поклон)
Ангеле, хранителю мой, от всякого зла сохрани мя. (Поклон)
Святой апостоле (или мучениче, или преподобный отче, имя) моли Бога о мне. (Поклон)
2. Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас, аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
3. Царю Небесный........
4. Трисвятое: Святый Боже, Святый Крепкий........ (Трижды),
5. Слава, и ныне
6. Пресвятая Троице
7. Господи, помилуй (Трижды),
8. Слава, и ныне
9. Отче наш:
10. Господи, помилуй (12 раз),
11. Слава и ныне:
12. Приидите, поклонимся: (Трижды),
13. псалом 50-й,
14. Верую
15. и чти каноны c акафисты.
16. Посем, Достойно есть........ (Поклон).
17. Трисвятое и по Отче наш:
18. тропари: Помилуй нас, Господи, помилуй нас
19. и молитвы на сон грядущим.
*****************************************************************************
Д. 1. «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.
2. Слава тебе Боже наш, Слава Тебе.
3. Царю Небесный
4. Святый Боже -3 раза
5. Слава и Ныне
6. Пресвятая Троица
7. Господи помилуй 3- раза
8. Слава и Ныне
9. Отче наш
10. Господи помилуй 12 раз
13.Слава и Ныне
14.Прииде, поклонимся -3 раза
15. псалом -50
16. Апллилуя, Алиллуя,Аллилуя, Слава тебе Боже
17. и далее сам Канон или Акафист
18. в конце»Достойно есть..» и окончание как в утренних и вечерних молитвах
***************************************************************************

В православной богослужебной традиции существует несколько видов особых молитвенных последований. Сегодня мы хотим познакомить вас, дорогие друзья, с КАНОНАМИ и АКАФИСТАМИ.

Акафист (греч. неседальное [пение], т.е. гимн, при пении которого не сидят), форма церковной поэзии, близкая к древним кондакам.
Построение Акафиста
Композиционное и метрическое построение Акафиста очень своеобразно; во всей византийской литературе, за исключением последующих подражаний, не сохранилось ни одного подобного произведения. Самую близкую жанровую структуру имел древний кондак, оригинальной в композиционном и метрическом плане разновидностью которого можно считать Акафист. Акафисту предпослан зачин — так называемый проимий (греч. проимион — вступление) или кукулий (греч. кукулион — капюшон, то есть накрывающий строфы). Вслед за ним идут, чередуясь, 12 больших и 12 малых строф, всего 24, в форме алфавитного акростиха. Строфы в греческой традиции называются икосами. Они делятся на короткие (в славянской традиции они именуются кондаками), которые заканчиваются рефреном Аллилуия, и длинные, содержащие по 12 херетизмов (приветствий, начинающихся с греч. хере — радуйся), обращенных к Божией Матери и в традициях риторической поэтики представляющих Ее пространное метафорическое описание. За 12-м херетизмом следует рефрен — «Радуйся, Невесто Неневестная», встречающийся также в кондаке на Благовещение преподобного Романа Сладкопевца (+ ок. 556).

Все икосы имеют одинаковый ритмический рисунок, основанный на изосиллабизме и чередовании ударных и безударных слогов. Метрическая структура Акафиста сложна: херетизмы в икосах объединены по шесть пар, причем в каждой паре одна строка зеркально отражает другую: при строжайшей изосиллабии они связаны регулярной парной рифмой, то есть каждое слово в одной строке зарифмовано с соответствующим ему в другой. В редких случаях рифма может отсутствовать. Первая пара херетизмов представляет собой 10-сложники, вторая — 13-сложники, третья — 16-сложники, четвертая — 14-сложники, пятая и шестая — 11-сложники. Помимо ритмической соотнесенности большинства херетизмов, синтаксический и семантический рисунок Акафиста характеризует регулярное применение принципа ветхозаветной поэтики parallelismus membrorum — антитезы логической и семантической (Радуйся, Ангелов многословущее чудо; радуйся, бесов многоплачевное поражение), параллелизма (Радуйся, честный венче царей благочестивых; радуйся, честная похвало иереев благоговейных) или синонимии (Радуйся, древо светлоплодовитое, от негоже питаются вернии; радуйся, древо благосеннолиственное, имже покрываются мнози). В большинстве строк Акафиста использована парономасия (игра слов), которая утрачивается в переводе.

Историко-догматическое содержание гимна распадается на две части: повествовательную, в которой рассказывается о событиях, связанных с земной жизнью Божией Матери, и о детстве Христа в соответствии с Евангелием и Преданием (1-й — 12-й икосы), и догматическую, касающуюся Боговоплощения и спасения человеческого рода (13-й — 24-й икосы). Проимий Акафиста Взбранной Воеводе победительная не связан с содержанием гимна, имеет иную метрическую структуру и является позднейшим добавлением к тексту Акафиста. Его соотносят с осадой Константинополя летом 626 года аварами и славянами, когда Патриарх Константинопольский Сергий с иконой Пресвятой Богородицы обошел городские стены и опасность была отвращена. Проимий представляет собой победную благодарственную песнь, обращенную к Богородице от лица избавленного от ужасов нашествия иноплеменников Ее города, то есть Константинополя (в церковнославянском переводе Город Твой заменено на раби Твои), и исполненную вместе с Акафистом 7 августа 626 года (синаксарь Триоди Постной на субботу 5-й седмицы).

Канон — это жанр церковной гимнографии: сложное многострофное произведение, посвященное прославлению какого-либо праздника или святого. Входит в состав богослужений утрени, повечерия, полунощницы и некоторых других.

Канон делится на песни, каждая песнь состоит из ирмоса и нескольких тропарей (как правило, от двух до шести; в песнях некоторых канонов тропарей больше, например в Великом каноне св. Андрея Критского — до 30). Темой каждой песни являются библейские песни (которые в древности читались перед песнями канона, а в настоящее время читаются только на богослужениях утрени Великого поста).

Число песен канона может быть 2, 3, 4, 8 и 9. Трех и четырехпесенные каноны употребляются в богослужениях Великого поста и Пятидесятницы. Девятипесенный всего один — Великий канон св. Андрея Критского. Двухпесенный — тоже единственный (в Великий Вторник). Восьмипесенные (каковых большинство) — это девятипесенные каноны, в которых пропущена вторая песнь.

Ирмос является связующим смысловым звеном между содержанием библейской песни и основной темой канона, выраженной в тропарях. Между 8 и 9 песнями канона утрени поется песнь Богородицы «Величит душа Моя Господа…» (Лк. 1: 46-55) и припев, прославляющий Богородицу, — «Честнейшую Херувим…». В некоторые из двунадесятых праздников вместо песни Богородицы поются особые праздничные песнопения.

В византийских и современных греческих канонах ирмос и тропари метрически схожи, что позволяет петь весь канон; в славянских переводах единство метрики нарушено, поэтому ирмос поется, а тропари читаются. Исключение составляет пасхальный канон, который поется целиком. Мелодия канона подчиняется одному из восьми гласов. В воскресные и праздничные дни на утрене после песен поются катавасии.

Как жанр канон появился в середине VII в. Первые каноны были написаны св. Андреем Критским и св. Иоанном Дамаскиным.

***********************************************************************************

Сейчас, в последние дни Великого поста, в дни, когда особо воспоминаются страдания и крестная смерть Христа Спасителя, один из самых популярных Канонов — это Канон «Плач Богородицы » .

Плач Пресвятой Богородицы

Этот канон составлен в X веке нашей эры святым Симеоном Метафрастом (Логофетом). Читаются из него стихи после Страстной Пятницы, когда Господь уже умер на Кресте. Чтение происходит в пятницу, во время Службы.

Самое богослужение является благоговейным бдением перед гробом Спасителя и погребальным гимном пострадавшему за нас Господу, Бессмертному Царю славы.

Молитвы Канона «Плач Пресвятой Богородицы» наполнены скорбью, печалью Девы Марии и учеников Иисуса. В отчаянии Богородица обретает утешение по молитве к Господу. Иисус Христос выражает трогательную заботливость о Ней. В нескольких словах Сына Пресвятая Дева находит утоление скорби.

Следует помнить всегда, что любой наш плохой поступок — это рана Пресвятой Богородице и Иисусу Христу.

Кано́н (греч. κανών - правило, норма ), в православном богослужении - жанр церковной гимнографии: сложное многострофное произведение, посвящённое прославлению какого-либо праздника или святого. Входит в состав богослужений утрени, повечерия, полунощницы и некоторых других. Также канон читается на молебнах.

Все 9 песен канона используются в богослужении только в Великом каноне св. Андрея Критского, а также в канонах вселенской родительской субботы и отцов, в подвиге просиявших. В остальных случаях число песен ограничивается 2, 3, 4 или 8 песнями. Восьмипесенными называются каноны, в которых опускается вторая песнь. Трёх- и четырёхпесенные каноны, употребляемые в богослужениях Великого поста и Пятидесятницы, называются соответственно «трипеснцами» и «четверопеснцами»; каноны из двух песен именуются «двупеснцами».

В византийских и современных греческих канонах ирмос и тропари метрически схожи, что позволяет петь тропари по мелодико-ритмической модели ирмоса. В славянских переводах греческая стихотворная метрика не может быть скопирована, поэтому ирмос поётся, а тропари читаются (хотя есть канон Боголюбской иконе Божией Матери, творение Патриарха Сергия, написанный гекзаметром). Исключение составляет пасхальный канон, который поётся целиком. Мелодия канона подчиняется одному из восьми гласов.

Если канон поется, то, как и каждый ряд песнопений, поется попеременно обоими ликами так, чтобы все стихи библейских песней (если таковые имеются) и все тропари с ирмосами в каждой песни были распределены между ликами поровну, почему число этих стихов и тропарей всегда бывает четное.

Как ни разнообразны напевы канонов на воскресной утрене, но такой большой поток песен (15 х 8 = 120) был бы не по силам самому неутомимому вниманию, если бы этот поток был беспрерывен. Ввиду этого в нем делается два больших перерыва, которыми канон делится на 3 (священное число) части. Так как канон должен иметь по идее 9 песен, то для этих «междопесний» выбрано место «по» (άπό τής); - от, с, после) 3-й и 6-й песни. Междопесние (μεσώδιον), чтобы доставить отдых от пения канона и оживить внимание слушателей, должно дать что-нибудь совершенно противоположное по характеру канону. Канон есть хвалебная песнь с особенно сложной мелодией. Междопесние и дает вместо хвалы - молитву, вместо песни - чтение, вместо сложного напева - более простой. Таким образом, междопесние на каноне состоит из 3 частей: молитвы, чтения и пения. Так как части, на которые делится канон междопесниями, аналогичны кафизмам, то - частнее - этому составу междопесний придан тот же вид, какой имеют перерывы между кафизмами, т. е. они состоят из малой ектении, седальнов или заменяющих их кондаков с икосами и чтения.



Так как канон, основу которого составляют ветхозаветные песни, рассматривается как нечто аналогичное кафизмам, то на междопесниях его за малой ектенией следует по 3-й песни седален и чтение, а по 6-й песни кондак с икосом, и также чтение. От этого нормального порядка на воскресной утрене делается отступление ввиду того, что кроме воскресного кондака и икоса нужно на каноне спеть еще кондаки и икосы Минеи. Так как по 6-й песни канона устав не дозволяет петь более одного кондака и икоса, то минейный кондак, подразумевается - и икос (о чем прямо говорит Общая Минея), переносится на 3-ю песнь, а после них поется седален Минеи, Слава и ныне Богородичен, каким в Минее всегда снабжается седален. Ни Типикон, ни даже Общая Минея, дающая устав для соединения с воскресной службой двух святых, не указывают, что петь по 3-й песни при двух святых, случающихся в воскресенье, может быть, потому, что само собою разумеется, что надо петь обоим кондаки, икосы и седальны по 3-й песни. Так указано делать в Типиконе под 8 сентября (если попразднство в воскресенье).

Устав предписывает (Типикон, гл.2, 11) каждый день соединять на утрени несколько канонов (но не более трех в дни будничные, и не более четырех в дни воскресные и праздничные).

  1. Канон состоит из 9-ти песней (2-я песня поется только во время Великого Поста). Каждая песнь состоит из ирмоса (первой строфы, «зачина», с греческого переводится как "связь", т.к. ирмос связывает в единое целое последующие строфы (тропари) и задает им определенный музыкальный ритм и молитвенный настрой) и 4-6 тропарей (в песнях некоторых канонов тропарей больше). Ирмос (зачин) касается какого-то события ветхозаветной истории (до Рождества Христова), а тропари говорят о событии или лице, которому посвящен сам канон, причем между ирмосом и тропарями имеется глубинная связь, ветхозаветное событие воспринимается как прообраз празднуемого.
  1. Слова «Песнь 1» и т.д. не читаются, а в каждой песне сначала хором пропеваются ирмосы на один из 8 гласов, а затем последовательно читаются тропари с особыми припевами - стихами, содержащими в себе обращение к Богу, Божией Матери или святым, память которых празднуется. Как правило, припев указывается перед первым тропарем первой песни канона.
  1. По 3-й, 6-й и 9-й песни – малая ектения (священник + хор) – читается, чтобы как-то переключить внимание с канона. Также этим самым церковь призывает верующих молиться и за самих себя.
  1. По 3-й песни после ектении – седален или ипакой (чтец или певчие) - читается или поется. Если седален составной (состоит из двух или трех тропарей), то «Слава, и ныне: » или раздельно «Слава: » и «и ныне: » читаются в указанных в тексте местах. Если случается два святых или два празднества, то после 3-й песни пред седальном поются или читаются еще кондак и икос одного святого или праздника, а кондак и икос другого - после 6-й песни. Например, в воскресенье: после 3-й песни - кондак и икос и седален святому из минеи, а после 6-й - кондак и икос воскресные. Если по 3-й песне читаются кондак и седален с богородичным, или кондак, икос и седален с богородичным, то "Слава" произносится не перед седальном, а вместе с "и ныне" перед богородичным.
  1. Как и канон, междопесния все усиливаются в торжественности. Ввиду этого по 6-й песни положен не седален, а кондак и икос , - песни, близкие по напеву к седальнам, именно, тропарного напева, более торжественного, чем седальный. Этим вводится в утреню новый, доселе не употреблявшийся на бдении вид церковной песни, занимающий в ряду песнопений второе место - после тропаря.

Итак, по 6-й песни – кондак или кондак с икосом (чтец). Перед кондаком и икосом принято трижды прочитать «Господи, помилуй ». Сами кондак и икос читаются последовательно. Слова «седален», «кондак» и «икос» при молитвенном прочтении канона не читаются. В субботы, при заупокойном служении, поются (или читаются) кондак: "Со святыми упокой..." и икос: "Сам един еси...".

  1. Из среды других песен устав выделяет прежде всего, естественно, 8-ю песнь, как заключительную между ветхозаветными, ближайшую к новозаветным и по времени составления, и по духу. Обособление ее от других производится тем, что заканчивающее каждую песнь (как и каждый псалом) малое славословие здесь формулируется иначе, именно так, чтобы оно было близко по образу выражения к тексту песни, чтобы оно выливалось как бы из уст самих отроков-исповедников. Так как каждый стих песни начинается словом «благословите», то вместо «Слава Отцу» песнь имеет на конце «Благословим Отца и Сына и Святаго Духа Господа». "

По 8-й песни перед пением катавасии поется: "Хвалим, благословим, поклоняемся Господеви, поюще и превозносяще во вся веки" и затем ирмос катавасии. На восьмой песни необходимо подать кадило.

«Всегда по конце 8-я песни, егда хощем начати 9-ю песнь (следовательно, столько же из-за

предстоящей 9-й песни, еще важнейшей, чем 8-я), творим вси метание (поклон, в воскресенье, конечно, малый, какие далее определенно требуются на песни Богородицы)

единоравно (все одновременно) глаголюще: Хвалим, благословим, покланяемся Господеви»

  1. Пред 9-ю песнью диакон, стоя с кадилом пред иконой Богоматери, возглашает: "Богородицу и Матерь Света песньми возвеличим", лик поет песнь Богородицы («величит душа моя Господа…», (Лк.1:46-55), поет хор) и припев, прославляющий Богородицу («Честнейшую Херувим…»), после каждого стиха (песни открывают 9-ю песнь канона). Песнь Богородицы с припевами называется "Честнейшая". В двунадесятые праздники вместо песни Богородицы поются особые праздничные песнопения. Праздничные припевы на 9-й песни помещаются все вместе в Псалтири (и Малой, и Следованной) и в Ирмологионе, а отдельно - на ряду в службе.

Песнь Богородицы выделяется из ряда не только других песней канона, но из всего бдения и тем, что только здесь устав прямо требует поклонов, приглашая и этим выразить свое богопочтениеввиду близкого окончания службы, ее праздничных песен, но ввиду запрещения в воскресные дни коленопреклонения - только малых: «Творим же и поклоны малыя» (разумеется: на каждом стихе). Этим не исключаются такие же поклоны и в других местах службы, но только не считаются там столь необходимыми, как здесь, или вообще почему-то не указываются (может быть, по недосмотру)

Песнь Богородицы с припевом поется так:

Священник : Богородицу и Матерь Света песньми возвеличим

Лик : Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем

Лик

Лик : Яко призре на смирение Рабы Своея, се бо от ныне ублажат Мя вси роди

Лик : Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова

рождшую, сущую Богородицу Тя величаем

Лик : Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов боящимся

Лик : Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова

рождшую, сущую Богородицу Тя величаем

Лик : Сотвори державу мышцею Своею, расточи гордыя мыслию сердца их.

Лик : Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова

рождшую, сущую Богородицу Тя величаем

Лик: Низложи сильныя со престол, и вознесе смиренныя; алчущия исполни благ, и богатящияся

отпусти тщи.

Лик : Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова

рождшую, сущую Богородицу Тя величаем

Лик : Восприят Израиля отрока Своего, помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим, Аврааму

и семени его даже до века.

Лик : Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова

рождшую, сущую Богородицу Тя величаем

"Честнейшая" относится не к концу восьмой песни, а предваряет девятую, поэтому в указаниях

обычно пишут "На 9-й песни "Честнейшую" не поем.

  1. Исполняемое по чину «Бог Господь» песнопение «Свят Господь» служит подготовлением к светильну, который занимает здесь, по 9-й песни канона, такое же положение, какое занимает по 3-й песни седален, а по 6-й кондак. Если кондак превосходит торжественностью седален, то самое место светильна в заключении канона, после такой песни, как 9 песнь, заставляет ждать от него еще большей торжественности. Светилен, действительно, занимает исключительное положение на богослужении. Это нигде более не повторяющаяся песнь утрени. Как показывает самое название его (светилен, φωταγωγικόν), он воспевает Бога как свет и Подателя света

Итак, по 9-й песни и малой ектении – ексапостиларий (светилен) – поет хор (или читает чтец). Светилен ищется по номеру воскресного Евангелия. Если есть - на "Славу" светилен святого из Минеи, на "И ныне" - богородичен воскресного светильна. В воскресенье перед светильном дьякон возглашает стих: "Свят Господь Бог наш". Светилен - самая торжественная часть среди седальна и кондака (т.е. наименее торжественен – седален после 3-й песни, более торжественен – кондак после 6-й песни, и самый торжественный – светилен после 9-й песни). В великие праздники светилен, как и тропарь, поется трижды.

  1. Перед последним тропарем («Богородичен») каждой песни объединенного канона обычно читается (или поется) не припев, а т.н. малое славословие: «» (обозначаемое «Слава, и ныне: »); по устоявшейся практике «Слава: » («И ныне: » («») - перед последним (Богородичным), а, к примеру, в каноне к Причащению перед последним тропарем читается «Пресвятая Богородице, спаси нас ».На восьмой песни вместо "Слава" читается: "Благословим Отца и Сына и Святаго Духа Господа " , "и ныне" же читается как обычно.
  2. Если объединяется несколько канонов , то обычно порядок такой: хор поет ирмос первой песни первого канона, затем читаются тропари первой песни первого канона до богородичного тропаря (каждому тропарю предшествует припев первого канона),затем читается припев Богородичного тропаря ("Пресвятая Богородице, спаси нас"), затем читается Богородичный тропарь ("Богородичен"); потом читаются тропари первой песни второго канона (с припевами второго канона), также перед Богородичным тропарем читается Богородичный припев, и так далее. При этом ирмосы второго и последующих канонов в общем случае не пропеваются (поются только ирмосы песен первого канона). (Хотя бывают дни, когда поются ирмосы и второго канона. Например, канон, читаемый на утрене праздника Пятидесятницы - он состоит из двух канонов, и для каждого канона пропевается ирмос. Т.е. поется ирмос, читается первый канон, потом поется ирмос второго канона и читается второй канон. Также бывает, что во втором каноне есть вторая песнь, а в первом - нет. Например, объединенный канон на утрене Троицкой родительской субботы. Тогда после первой песни поется ирмос второй песни второго канона и читается вторая песнь второго канона.)

В последнем каноне перед последним тропарем каждой песни (т.н. «Богородичен», хотя бывает и не

Богородичен) обычно читается не припев, а «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь » (обозначаемое «Слава, и ныне: »); по устоявшейся практике «Слава: » («Слава Отцу и Сыну и Святому Духу ») читается перед предпоследним тропарем, а «И ныне: » («И ныне и присно и во веков. Аминь ») - перед последним (Богородичным), а, к примеру, в каноне к Причащению перед последним тропарем читается «Пресвятая Богородице, спаси нас ». (в повсеместной практике Богородичен опускается, и после «Слава и ныне» сразу идет катавасия. Иногда и катавасия опускается, и сразу поется ирмос следующей песни, хотя все это неправильно).

Итак, если подходить строго к чтению канонов, надо читать Богородичны всех канонов. Перед Богородичным читать припев "Пресвятая Богородице, спаси нас". Т.е. допустим, в первом каноне написано "Слава" - тропарь - "И ныне" - Богородичен, и канонов несколько. Тогда вместо "Слава" читается припев первого канона (например, "Помилуй мя, Боже, помилуй мя"), затем тропарь, затем вместо "И ныне" - "Пресвятая Богородице, спаси нас", затем Богородичен. Т.е. "Помилуй мя, Боже, помилуй мя" - тропарь - "Пресвятая Богородице, спаси нас" - Богородичен - второй канон. Просто обычно на практике это все опускается, и тропари читаются до "Слава", "Слава" не читается - сразу идет переход на второй канон. Потом, когда все каноны прочитаны, в последнем каноне, дойдя до "Славы", читают сразу "Слава и ныне", хотя по правилам надо было прочитать "Слава" - тропарь" - "И ныне" - Богородичен.

Но бывает и так, что объединяется два канона, и в указаниях четко сказано, что для первого канона читать Богородичны (например, всенощное бдение в субботу перед неделей жен- мироносиц, когда читается канон Пасхи с Богородичными в соединении с каноном женам-мироносицам). Тогда оба Богородичных первого канона идут с припевом "Пресвятая Богородице, спаси нас", т.е. вместо "Слава" - Богородичен1 - "И ныне" - Богородичен2 (как написано в каноне), читается "Пресвятая Богородице, спаси нас" - Богородичен1 - "Пресвятая Богородице, спаси нас" - Богородичен2, а затем сразу припев второго канона и второй канон (в приведенном примере: "Святые жены-мироносицы, молите Бога о нас" - тропарь1 - ...).

Также бывает, что второй канон тоже читается с ирмосом (см. описание выше) - это указано в богослужеб. указаниях. Например, для второго канона может быть сказано: "со ирмосом", или "ирмосы обою канонов". Тогда певчие будут петь и ирмосы второго канона.

  1. После заключительного тропаря каждой песни объединенного канона (иногда после 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песней) хором поется катавасия (в переводе "схождение") – соответствующий ирмос канона, определяемого Уставом в зависимости от дня. Катавасия - это ирмосы, для пения которых Уставом положено сходиться певцам обоих ликов (клиросов) на середину храма. В праздники Рождества Христова, Богоявления, Пятидесятницы, Успения Пресвятой Богородицы, а также Благовещения, случившегося в неделю Ваий, катавасиею служат "ирмосы обою канонов кийждо лик свой ирмос"; таким образом, в эти дни певцам не назначено сходиться вместе. В самые великие праздники катавасия состоит в повторении на­чального ирмоса, в меньшие праздники, и в том числе в воскресенье, ката­васией служит ирмос другого, сродного или близкого, праздника, в будни катавасией служит ирмос последнего канона, и она бывает только после важнейших песней - 3, 6, 8 и 9, наконец, в пост катавасия иногда и заменя­ет собою ирмос, т. е. ирмос поется только в качестве катавасии. Катавасия после каждой песни канона, называемая рядовою, положена: в дни воскресные, в праздники двунадесятые и в их отдания и в дни святых с бдением, полиелеем и великим славословием, а также в субботы: мясопустную и пред Пятидесятницею. Катавасия же после 3-й. 6-й, 8-й и 9-й песней канона поется в дни святых шестеричных и в дни непраздничные. Если катавасия читается после каждой песни канона, она называется "рядовая"
  2. Фраза «Канон на N стихов» определяет кол-во тропарей (включая ирмос) в каждой песни. Если недостает тропарей, надо удваивать первый тропарь (как самый важный).

Пример: допустим,есть канон, каждая песнь которого состоит из ирмоса и двух тропарей, и написано, что канон нужно читать на 14, при этом указано, что ирмосы дважды. Это значит, что сначала два раза пропеваются ирмосы (как правило, двумя клиросами по очереди. На практике обычно поется один раз), потом шесть раз читается первый тропарь, потом шесть раз - второй. Причем последний (второй) тропарь каждой песни канона (если совмещено несколько канонов, то последний (второй) тропарь последнего канона) читается так:

прочитывается 4 раза, затем "Слава:", затем еще раз читается этот же тропарь, потом "И ныне", и в заключение этот тропарь читается еще раз, итого получается 6 раз.

13. Поются обычно только ирмосы и притом большею частию одного первого канона. Если же иногда и

второго, - то в таком случае и про второй канон сказано: "со ирмосом", или "ирмосы обою канонов".

14. Тропари обычно читаются (в Пасхальную седмицу поются и тропари).

  1. В дни пения Цветной Триоди (от недели апостола Фомы и до недели Всех Святых) поются ирмосы

(по два раза) из Триоди Цветной. Находящиеся в Типиконе для этих дней выражения: "канон праздника со ирмосы на 8", "кондак праздника" и проч. указывают не на праздник Пасхи, а на бывшее пред этим особое празднование воскресного дня, например, апостола Фомы, мироносиц, расслабленного, самаряныни и проч., или на праздник Преполовения, Вознесения и проч. Отсюда, например, указание Типикона и Цв. Триоди в понедельник 3-й седмицы по Пасхе на утрени: "канон праздника со ирмосы на 8" означает, что в этот день на утрени нужно петь ирмосы и читать тропари канона мироносиц, помещенного в последовании недели (воскресенья) мироносиц; в самую неделю ирмосы этого канона не поются, а читаются лишь его тропари.

  1. Припевы

Почти повсеместная практика, по крайней мере русская, заменяет стихи песней (песни написаны в Ирмологионе), исключая Великий пост, особыми припевами к канону; так, к воскресному канону употребляется припев: «Слава, Господи, святому воскресению Твоему», к Крестовоскресному: «Слава, Господи, Кресту Твоему Честному и воскресению», к Богородичному канону и Богородичным тропарям в первых двух канонах «Пресвятая Богородице, спаси нас», к канонам святым из Минеи: «Святый - лик и имя - моли Бога о нас». Несмотря на широкое распространение такой практики, трудно подыскать для нее какое-либо оправдание. Возможен ли припев лучше таких, например, стихов библейских песней: «Воскреснут мертвии и возстанут иже во гробех и возвеселятся иже на земли» (Ис. 26, 19) или: «И да взыдет из нетления живот мой к Тебе, Господи Боже мой» (Иона. 2, 7), или, наконец, все стихи 8-й песни с окончанием в каждом «Господа пойте и превозносите Его во веки» (Дан. 3, 57 и д.)? Притом небиблейские припевы делят канон на очень неравномерные части, благодаря тому, что в одном каноне бывает по 2, по 3 одинаковых припева (а третий Богородичен). Наконец, не всегда можно составить ритмический припев; вообще, так как богослужебные книги почти не указывают припевов (указывают иногда только для канонов повечерия), то здесь открывается широкое поле для произвола каждого чтеца и для непризванного творчества. Но ввиду того, что практика припевов слишком давняя и широкая и мало надежды на скорое восторжествование в этой области требований Типикона, мы укажем здесь освященные самыми богослужебными книгами припевы и сделаем несколько указаний относительно составления их. (Где к канонам припеваются стихи библ. песней, эти указания будут пригодны для молебнов).

Кроме приведенных припевов воскресного канона и Богородичного (второй указывается Октоихом для повечерия, см. 1 гл., неделя), богослужебные книги дают еще следующие припевы: «Христос воскресе из мертвых», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» (Страстная седмица, см. Триодь и Тип., повечерие Недели ваий), «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе» (воскресная полунощница, см. Октоих 1 гл., неделя), «Помилуй мя, Боже, помилуй мя» (см. Триодь и Типикон, повечерие понед. 1 седм. поста), «Преподобнии отцы, молите Бога о нас» (см. Триодь и Тип., суббота сырная), «Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас», «Преподобная мати Марие, моли Бога о нас» (Триодь, повечерие среды 1 седм. поста), «Священномучениче Евфимие, моли Бога о нас» (26 декабря), "Вси святии земли Русския, молите Бога о нас" (в Неделю всех русских святых). Эти образцы показывают, что припев должен состоять из 2 строф приблизительно одинаковой длины, как например:

Преподобне отче Андрее,

Моли Бога о нас.

Таким правилом и надо руководиться при составлении припевов. Следовательно, при двух и более святых уже не нужно именовать их. Равным образом не нужно обременять первую строфу присоединением к имени святого его прозваний, не только таких безразличных для его славы, как «Тирон» (= новобранец), «воин», «градарь», но и почетных: «Великий», «Богослове», «Златоусте», «Чудотворче». Не требуется также нескольких обозначений святости святого, т. е. подле «преподобный» ставить еще «святой», почему не говорится «святый священномучениче N», а просто «священномучениче». На этом основании могут быть допустимы следующие припевы для разных ликов свв.: «Святии Архангели и Ангели молите Бога О нас», «Святый апостоле N моли Бога о нас», «Святии апостоли м…», «Св. пророче N м…», «Св. пророцы м…», «Святый мучениче N м…», «Святая мученице N м…», «Святии мученицы м…», «Священномучениче N м…», «Преподобномучениче N м…», «Святителю отче N м…», «Святии отцы м…» (нескольким святителям), «Преподобие отче N м…», «Преподобная мати N м…», «Преподобнии отцы м…», «Св. праведный N м…», «Св. праведная N м…». Составление же припевов для некоторых святых представляет большие затруднения (требуется более двух строф). Так например, Иоанну Крестителю («Св. Пророче и Предтече Господень Иоанне м…», равноапостольным («Святии равноапостольнии N и N м…»), князьям («Святый благоверный княже N м…»). Реестр этих припевов можно дополнить еще следующими: для праздников Господских, их пред- и попразднств: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», Богородичных: «Пресвятая Богородице, спаси нас», для триодных канонов: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя» (исключая 1. и 3-ю Неделю поста, где «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе»).



 

Возможно, будет полезно почитать: