Принципы права соц обеспечения. Отраслевые принципы Права социального обеспечения

Принципы ПСО - основополагающие идеи, руководящие начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, а с другой указывают основные тенденции ее развития.

В зависимости от источников принципы права делятся на :

  • * нормы-принципы, которые прямо закрепляются в законодательных актах, выступают в виде правовых норм. Такие принципы содержат общее правило поведения и с их помощью невозможно урегулировать конкретное правоотношение, однако их можно использовать для толкования норм нрава в случае пробелов в законодательстве. Нормы-принципы имеют общеобязательный характер и могут официально реализовываться в правоприменительной практике. Эти принципы не содержат традиционных элементов структуры нормы;
  • * принципы, выводимые из норм. Они логически выводятся из содержания действующего национального законодательства и норм международного права.

По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом:

  • 1. общеправовые, свойственные всем отраслям права (гуманизм, демократизм, принцип социальной справедливости),
  • 2. межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей права, отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли;
  • * отраслевые принципы, характеризующие отдельную отрасль права (всеобщность права социального обеспечения, социальное обеспечение за счет обязательных платежей во внебюджетные фонды, государственного бюджета, негосударственных пенсионных фондов и др.);
  • * внутриотраслевые принципы, касающиеся отдельных институтов отраслей права (принципы пенсионного обеспечения, социального обслуживания, обязательного медицинского страхования и др.).

В рамках права социального обеспечения действуют три группы принципов: общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы.

К числу отраслевых принципов относятся следующие принципы права социального обеспечения:

  • 1) всеобщность социального обеспечения. Согласно данному принципу правовой основой социального обеспечения являются Всеобщая декларация прав 1948 г., Пакт «Об экономических, социальных и культурных правах», Конституция РФ и иные нормативные акты. Означает равную и одинаковую для каждого возможность при наступлении конкретных социально значимых обстоятельств получить определенные виды социального обеспечения независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.
  • 2) общедоступность социального обеспечения. Данный принцип находит воплощение в нормах, закрепляющих порядок назначения, предоставления и выплаты отдельных видов социального обеспечения;
  • 3) установление уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека, свободное развитие личности. Кроме того, уровень социального обеспечения должен удовлетворять потребности не только самого гражданина, но и нетрудоспособных и несовершеннолетних членов его семьи, находящихся на его обеспечении. В настоящее время данный принцип не реализуется, поскольку ни одна из выплат по системе социального обеспечения, назначаемая в фиксированном размере либо соизмеряемая с минимальной оплатой труда, такого уровня не достигает (например, минимальная пенсия по старости, пособия на детей, компенсационные выплаты и др.). Однако это не означает, что государство освобождается от обязанности гарантировать человеку достойный уровень жизни.
  • 4) многообразие оснований, форм и видов социального обеспечения. Под основаниями социального обеспечения понимают обстоятельства, при наступлении которых у человека возникает право па социальное обеспечение. Так, в рамках отрасли права социального обеспечения под основаниями принято понимать социальные риски, к числу которых относятся: временная нетрудоспособность, инвалидность, достижение определенного возраста, потеря кормильца, смерть, рождение человека и др. В случае наступления того или иного социального риска государство оказывает социальную поддержку, помощь различными способами (денежные выплаты, социальные услуги и др.). В настоящее время социальное обслуживание охватывает многообразные виды социальных услуг, предоставляемых бесплатно или со скидкой, адресованных гражданам для удовлетворения их специфических потребностей, обусловленных болезнью, инвалидностью, старостью, многодетностью. Это - медицинская помощь и лечение; лекарственная помощь; санаторно-курортное лечение; социальная помощь на дому; содержание в учреждениях социального обслуживания; содержание детей в детских учреждениях; обеспечение транспортным средством или средством передвижения, профессионального обучения и трудоустройства инвалида; протезно-ортопедическая помощь; предоставление льгот по системе социального обеспечения. Многообразие видов социального обеспечения позволяет полнее осуществлять заботу о тех, кто в ней нуждается
  • 5) дифференциация условий и порядка предоставления социального обеспечения субъектам общественных отношений. Так, подобная дифференциация может быть обусловлена следующими факторами: вид трудовой деятельности, местность выполнения работ или место проживания, материальное положение субъектов, степень трудоспособности, семейное положение и т.д.;
  • 6) целевое использование средств. Данный принцип предполагает осуществление социального обеспечения за счет денежных средств, специально выделенных и предназначенных для этих целей. В соответствии Конституции РБ социальное обеспечение осуществляется как за счет государственных средств (государственные пенсии, пособия, компенсации, льготы), так и за счет добровольного социального страхования, дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности. Целевые государственные средства на социальное обеспечение выделяются из двух источников: гос. бюджета и государственных внебюджетных фондов.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому граж­данину страны социальное обеспечение по возрасту, в случае болез­ни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Как экономическая кате­гория социальное обеспечение представляет собой системы рас­пределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода образуются и используются необходимые фонды денежных средств для материального обеспечения и об­служивания граждан.

Необходимо отметить, что по трактовке понятия «социальное обеспечение» среди экономистов нет единого мнения: одни рас­сматривают его как совокупность определенных социально-эко­номических мероприятий (обеспечение матери и ребенка, граж­дан по возрасту, в случае нетрудоспособности, бесплатное меди­цинское обслуживание и лечение), а другие - как однопорядко-вые экономические категории; третьи рассматривают это понятие в узком смысле, т.е. относят виды обеспечения, не охватываемые социальным страхованием; четвертые считают, что существует еди­ное понятие социального обеспечения, которое включает в себя различные формы и виды обеспечения нетрудоспособного населе­ния, в том числе и социальное страхование. Это положение более точно отвечает ст. 39 Конституции Российской Федерации, кото­рая гарантирует всем гражданам России право на труд, отдых, охрану здоровья, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности и поте­ри кормильца, право на жилище, образование, право участия в управлении государственными и общественными делами и т.д.

Каждое из этих прав предусматривает удовлетворение различ­ных потребностей граждан и обеспечивается соответствующими мероприятиями и средствами. Так, право на пенсионное обеспе­чение, оказание бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае утраты трудоспособности гарантируется различными фор­мами социального обеспечения.

Различные потребности граждан имеют свои, специфические формы их удовлетворения. Соответственно этому образуются и необходимые фонды денежных средств.

Не является также обоснованной точка зрения о параллельном существовании социального обеспечения и социального страхо­вания как самостоятельных однопорядковых экономических кате­горий, согласно которым к социальному обеспечению относятся мероприятия, реализуемые за счет прямых выплат из государствен­ного бюджета, а к социальному страхованию - за счет выплаты из фонда социального страхования.

Важное значение имеет также определение вопроса об эконо­мических источниках социального обеспечения, его связях с преж­ней трудовой деятельностью граждан. Некоторые экономисты ис­точником образования общественных фондов потребления счита­ют прибавочный продукт, а другие необходимый продукт. Так, вып­латы пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам, расходы на переобучение безработных сво­им источником имеют необходимый продукт. Назначение этих выплат - предоставление необходимых жизненных благ работни­кам в период временной нетрудоспособности, безработицы. Эти выплаты непосредственно связаны с затратами общества на вос­производство рабочей силы.

Иначе обстоит дело с оплатой пенсий, которые представляют собой выплаты денежных средств нетрудоспособным гражданам. В настоящее время в Российской Федерации численность лиц, по­лучающих пенсии, составляет свыше 30 млн чел. До начала своей трудовой деятельности каждое молодое поколение страны содер­жится как за счет необходимого продукта (в форме оплаты труда своих родителей), так и за счет прибавочного продукта (в форме льгот и услуг социального страхования).

С начала трудовой активности и до выхода на пенсию (в сред­нем за 35 - 40 лет своей трудовой деятельности) данное поколе­ние создает общественный продукт (необходимый и прибавоч­ный) во все увеличивающихся пропорциях; следовательно, зна­чительно увеличивается та часть прибавочного продукта, кото­рая направляется в фонд накопления. В результате этого быстро растет величина национального богатства. При этом каждое но­вое поколение передает последующему значительно больший объем национального богатства, чем само получило от своего предшественника. На данной основе каждое новое поколение своим трудом увеличивает производство валового внутреннего продукта.

Таким образом, возрастает не только объем необходимого про­дукта, который используется на удовлетворение личных потреб­ностей граждан, но и прибавочный продукт, направляемый на развитие и образование фондов социального страхования, в том числе на содержание нетрудоспособных членов общества.

Большие выплаты на социальное обеспечение направляются непосредственно из государственного бюджета, минуя указанные фонды. За счет их обеспечиваются пенсиями и пособиями воен­нослужащие Вооруженных Сил РФ, железнодорожные войска, внутренние войска МВД, лица рядового и начальствующего со­ставов МВД, ФСБ России, служба внешней разведки и некото­рые другие категории граждан.

Бюджетные средства направляются также на обучение и трудо­вое устройство инвалидов, содержание домов-интернатов для пре­старелых, инвалидов, на протезирование и оказание им санатор­но-курортной помощи, приобретение транспортных средств для инвалидов, выплату пособий на детей.

Социальное обеспечение. Осуществление мер по социальному обеспечению в нашей стране возложено на Минздравсоцразвития России, республики в составе Российской Федерации и местные органы. Назначение пенсий и пособий военнослужащим Воору­женных Сил РФ, пограничных войск, железнодорожных войск, внутренних войск МВД, лицам рядового и начальствующего со­става органов МВД России, ФСБ России осуществляется соот­ветствующими ведомствами. Расходы на пенсии и пособия плани­руются, исходя из численности пенсионеров и размеров пенсий в прогнозируемом периоде.

Важной особенностью социального обеспечения в Российской Федерации являются принципы его построения.

1. Принцип всеобщности заключается в том, что при наступле­нии нетрудоспособности по возрасту или вследствие инвалидно­сти социальная обеспеченность распространяется на всех трудя­щихся без каких-либо исключений и независимо от пола, возра­ста, национальности, расы, характера и места работы, форм ее оплаты.

2. Принцип общедоступности предполагает условия, определяю­щие право на ту или иную пенсию. Так, право на пенсию по воз­расту возникает у мужчин в возрасте 60 лет, у женщин - 55 лет, а для работников, занятых на тяжелых видах труда, пенсионный возраст для мужчин понижен до 50-55 лет, для женщин до 45 - 50 лет. Стаж, необходимый для получения пенсии по возрасту, установлен для мужчин 25 лет, для женщин - 20 лет.

3. Размер и форма социального обеспечения зависят от прошлого труда, длительности стажа, условий работы, размера заработной платы, других факторов, связанных с трудовой деятельностью.

4. Разнообразие предоставляемых форм социального обеспечения и услуг - это пенсии и пособия, помощь по трудоустройству, ме­роприятия по укреплению здоровья, предупреждению и сниже­нию заболеваемости, помещение в дома-интернаты инвалидов и престарелых.

Анализ ситуации в социальной сфере Российской Федерации позволяет сформулировать приоритетные направления государ­ственной политики, которая позволила бы преодолеть значительную часть тех существующих проблем, с которыми сталкиваются в настоящее время учреждения социального комплекса.

Стабилизация государственного финансирования. Бюджетное финансирование организаций социальной сферы должно оставать­ся определяющим фактором выполнения последними своих со­циальных функций. Необходимость обеспечения устойчивости фи­нансирования социальной сферы со стороны бюджетов является прямым следствием невозможности финансирования вложений в человеческий капитал со стороны населения из-за недостаточно­го уровня доходов большинства граждан. Существуют различные подходы к решению этой задачи:

Введение целевых налогов на финансирование здравоохра­нения, образования, культуры или установление в рамках суще­ствующих налогов и налоговых ставок определенных долей на­логовых поступлений, которые целевым образом должны направ­ляться на ассигнование мероприятий по развитию и поддержке учреждений этих отраслей;

Расширение перечня тех видов затрат в области здравоохране­ния, образования, культуры, которые включаются в понятие «за­щищенные статьи бюджета» - расходные статьи, которые долж­ны финансироваться в первую очередь.

Следующим возможным способом стабилизации финансиро­вания социальной сферы является введение нормативов миниму­ма расходов государства на здравоохранение, образование, куль­туру. При этом государственные социальные финансовые стан­дарты, регламентирующие минимальный уровень затрат на здра­воохранение, образование, культуру, должны формироваться ис­ходя из различных методических подходов: определение подуше­вого минимального объема затрат государства, обеспечивающего покрытие социального стандарта потребления услуг населением или нормирование постатейных затрат на содержание социально-культурного комплекса.

Усиление контроля за расходованием бюджетных средств. В про­цессе формирования и утверждения государственного бюджета необходимо обеспечить большую открытость финансирования и управления в социально-культурной сфере, детализируя структу­ру расходов (на оплату труда, приобретение оборудования, капи­тальный ремонт и т.д.). Следует усилить контроль со стороны со­ответствующих комитетов Государственной Думы РФ и обществен­ных организаций за использованием бюджетных средств, выделя­емых на нужды здравоохранения, образования, культуры.

Рационализация государственного финансирования. Сохраняя роль государства в поддержке социального обеспечения, здраво­охранения, образования, культуры, необходимо пересмотреть принципы и приоритеты их государственного финансирования, приостановить распыление выделяемых денежных средств и на практике перейти к финансированию отраслей социальной сфе­ры на основе целевых программ.

Продолжение реформы в здравоохранении. Ключевое значение для судьбы реформы в здравоохранении имеет вопрос о статусе фондов обязательного медицинского страхования. Законодатель­ным органам власти Российской Федерации следует четко опре­делить их статус и основные полномочия как самостоятельных субъектов в системе здравоохранения; запретить передачу денеж­ных средств, аккумулируемых этими фондами, в распоряжение местных органов власти.

Совершенствование семейной политики. Политика в отношении семьи, реализуемая в настоящее время федеральными и регио­нальными органами власти Российской Федерации, является пас­сивной, ее функции системно не относятся к сфере деятельности этих управленческих структур. В текущей работе министерств и ве­домств Российской Федерации под семейной политикой, как пра­вило, понимается совокупность общесоциальных мер, влияющих на жизнедеятельность семьи, женщин, детей.

Поэтому необходимы меры для активизации всех участников процесса разработки и реализации семейной политики - феде­ральных и региональных исполнительных и законодательных ор­ганов власти Российской Федерации.

Показателем самостоятельности отрасли права является наличие не только предмета и метода правового регулирования общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов, объединяющих отдельные нормы в систему отрасли, выражающих сущность норм данной отрасли, определяющих положение субъектов права , их права и обязанности.

Замена распределительного пенсионного обеспечения накопительным расценивается специалистами как эксперимент с непредсказуемыми последствиями, затрагивающий жизненные интересы десятков миллионов людей.

Накопительная модель не характерна для европейских стран и не поддерживается МОТ. В связи с повышением уровня инфляции большинство стран после первой мировой войны отказались от накопительной пенсионной системы. Так, в Германии за тридцать с лишним лет накопился резерв пенсионной системы, равный сумме выплаты пенсий всем нуждающимся в стране в течение 17 лет. Инфляция за несколько лет (1917-1918 гг.) съела весь резерв и оставила его равным сумме пенсионных выплат на 1,5 месяца1.

При реализации накопительной модели в Чили «доходность пенсионных сбережений оказалась вдвое ниже расчетной, что привело к необходимости государственной помощи пенсионным фондам».

Обязательный накопительный компонент в национальной пенсионной системе, действующий в России с 2002 г., завел ее в тупик, поскольку изъятие из распределительной системы средств на накопительные пенсии приводит к дефициту бюджета Пенсионного фонда РФ и необходимости выделения недостающих средств из федерального бюджета страны, что дискредитирует принципы обязательного пенсионного страхования.

Принципы правового регулирования общественных отношений - это не застывшая догма, а развивающаяся правовая категория, на которую оказывают влияние многочисленные факторы3, однако при всей их динамичности они не могут низвергать те основополагающие начала, которые сформировались в результате развития того или иного явления - в данном случае института обязательного социального страхования, - на протяжении достаточно длительного исторического пути и являются общепризнанными на международном уровне.

Содержание отраслевых нринцинов права социального обеспечения

Наиболее полно принцип всеобщности воплощен в пенсионном обеспечении. Пенсии - это наиболее распространенный и характерный вид социального обеспечения престарелых и нетрудоспособных граждан, который представляет собой основу всей системы социального обеспечения. Все другие виды помощи и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан предназначены для удовлетворения их специфических потребностей, как правило, сверх пенсии (протезирование, различные бесплатные либо со скидкой услуги и т. п.).

Таким образом, в настоящее время в России введено подлинно всеобщее пенсионное обеспечение. Право на социальное обеспечение в виде пенсии признано за каждым человеком, и оно реализовано. Всеобщее пенсионное обеспечение полностью соответствует общепринятым принципам и нормам международного права .

Всеобщность социального обеспечения проявляется в законодательстве, регулирующем государственную помощь в содержании и воспитании детей . Согласно ст. 38, 39 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства , каждому гарантируется социальное обеспечение для воспитания детей. Руководствуясь данной конституционной нормой, Государственная Дума 19 мая 1995 г. приняла Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Согласно преамбуле Закона устанавливается единая система государственных пособий гражданам в связи с рождением и воспитанием детей, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

В соответствии с российским законодательством каждая семья независимо от ее социального положения, количества воспитываемых детей, материального достатка имеет право при рождении ребенка на материальную помощь в виде пособий, компенсационных выплат, социальных услуг, льгот по системе социального обеспечения.

Принцип всеобщности социального обеспечения закреплен также в законодательстве, касающемся медицинской помощи и лечения (ст. 41 Конституции РФ, ст. 5 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). В пределах федеральной и территориальных программ обязательного медицинского страхования медицинская помощь и лечение предоставляются всем гражданам РФ, при определенных условиях - иностранным гражданам , лицам без гражданства , беженцам.

2. Осуществление социального обеспечения за счет, как страховых платежей, так и средств бюджета . Конституционное право граждан на социальное обеспечение гарантируется системой обязательного социального страхования. Как показывает опыт стран с рыночной экономикой , практика Российской Федерации, социальное страхование является наиболее рациональной, проверенной временем формой социального обеспечения работников при наступлении страховых рисков.

Обязательное социальное страхование - это основной организационно-правовой и финансовый механизм, посредством которого происходит перераспределение общественных доходов в пользу нетрудоспособной части общества .

Система обязательного социального страхования включает пенсионное страхование, медицинское страхование, социальное страхование. Каждый из этих видов страхования обеспечивает защиту застрахованным и членам их семей от определенного вида социального риска.

Финансовую базу указанных видов страхования составляют государственные внебюджетные страховые фонды - Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Эти фонды обеспечивают накопление обязательных к уплате страховых взносов - основного источника средств, за счет которого финансируются денежные выплаты и услуги, предоставляемые работникам по системе обязательного социального страхования.

Социальное страхование носит обязательный характер, что находит выражение в обязанности уплаты страховых взносов и в обязанности предоставления обеспечения, гарантированности реализации прав застрахованных.

Все работники подлежат обязательному социальному страхованию. На них распространяются все виды социального страхования независимо от каких-либо условий, и, следовательно, они имеют право на получение всех видов обеспечения по социальному страхованию на условиях и в размерах, установленных законодательством. Взносы на социальное страхование работников уплачиваются работодателями.

Средства обязательного социального страхования расходуются на выплаты страховых пенсий, различных пособий работающим (пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, за время отпуска по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет, ритуальных пособий и др.), медицинскую помощь и лечение и т.д.

По российскому законодательству многие виды социального обеспечения предоставляются человеку как члену общества без всякой связи с его трудовой деятельностью. Поэтому параллельно с системой обязательного социального страхования существуют и виды социального обеспечения, которые непосредственно финансируются за счет средств бюджетов всех уровней (социальные пенсии, пособия семьям, имеющим детей, материнский (семейный) капитал , пособие по безработице , социальные услуги, профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов, обеспечение их средствами передвижения, протезно-ортопедическая помощь и др.).

По мере развития рыночных отношений все большее место в источниках финансирования социального обеспечения занимают страховые платежи работодателей.

3. Дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств. Данный принцип раскрывается через правовые нормы, которые устанавливают виды социального обеспечения, условия их предоставления, размеры.

Критерии дифференциации могут носить объективный характер (природно-климатические условия, вредные, тяжелые и особо вредные условия труда) либо зависеть от субъективных свойств участников правоотношений , например физиологических особенностей, состояния здоровья (женщины, несовершеннолетние , инвалиды).

Дифференциация в социальном обеспечении предусмотрена в зависимости от целого ряда социально значимых обстоятельств. Наибольшее значение придается такому критерию дифференциации, как трудовая деятельность. В преамбуле Закона РФ от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации» было закреплено, что основными критериями дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения признаются труд и его результаты.

В настоящее время с определенной продолжительностью трудового стажа связано право на страховую пенсию по старости. Длительная работа в неблагоприятных условиях дает право на досрочное получение пенсионного обеспечения. Определенная длительная профессиональная деятельность является основанием для получения особого вида пенсии - пенсии за выслугу лет. Продолжительность трудовой деятельности при определенных условиях влияет на размер пенсионного обеспечения.

Связь социального обеспечения с трудом прослеживается и в нормах по обеспечению отдельными видами пособий (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и т. д.).

К социально значимым факторам дифференциации относятся причины утраты трудоспособности (несчастный случай на производстве, профессиональное заболевание, военная травма). На содержание права гражданина в сфере социального обеспечения влияют многочисленные социально значимые обстоятельства: возраст, состояние здоровья, семейное положение, наличие иждивенцев, многодетность, воспитание детей в неполной семье, проживание на определенных территориях и в регионах, приобретение статуса безработного, пребывание в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком и т. д.

4. Обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума. Принцип зависимости уровня обеспечения от прожиточного минимума означает, что пенсии, пособия, компенсационные выплаты, различные виды социального обслуживания должны поддерживать уровень жизни нуждающихся в социальной помощи не ниже установленного законом прожиточного минимума.

В настоящее время данный принцип не реализован, поскольку ни одна из выплат по системе социального обеспечения, назначаемая в фиксированном размере либо соизмеряемая с минимальной оплатой труда , такого уровня не достигает. Однако это не означает, что государство освобождается от обязанности гарантировать человеку достойный уровень жизни. Такая обязанность вытекает как из международных актов в области социального обеспечения, так и из ст. 7 Конституции РФ, ст. 26 Декларации прав и свобод человека и гражданина, где закреплено, что пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума.

Поскольку правовые принципы не только пронизывают содержание норм, но и определяют направление развития права, рассматриваемый принцип не снимается с повестки дня, и по мере укрепления экономики государство юридически обязано гарантировать гражданину прожиточный минимум.

24 октября 1997 г. был принят Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», которым установлена правовая основа для определения прожиточного минимума в России и его учета при установлении гражданам государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан.

Прожиточный минимум определяется в Законе как стоимостная оценка потребительской корзины плюс обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина должна включать минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и поддержания его жизнедеятельности.

Согласно Закону прожиточный минимум в целом по России предназначен для обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимальных размеров оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат. При этом предусматривается поэтапное повышение минимальных размеров оплаты труда и пенсии до величины прожиточного минимума.

В связи с принятием нового Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 227 «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» несколько увеличены минимальные жизненные стандарты. По мнению экспертов, новая потребительская корзина россиянам нужна была, однако ее состав очень спорный, изменения, которые были внесены новым законом, далеко не радикальные.

5. Гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми.

Содержание данного принципа выражается в том, что к числу оснований, признаваемых государством социально значимыми и влекущими его обязанность предоставить социальную помощь, относятся различные события, которые могут сопровождать человека в течение всей его жизни. Это - достижение определенного возраста; потеря трудоспособности временно либо постоянно, полностью или частично; утрата кормильца семьей; длительная профессиональная деятельность в определенных сферах; беременность и роды; наличие детей в семье; нуждаемость в медицинской помощи и лечении, постороннем уходе, средствах передвижения; протезирование; вынужденное переселение; смерть близких и т.д.

Данные обстоятельства выполняют роль юридических фактов , влекущих определенные правовые последствия, связанные с возникновением права на тот или иной вид обеспечения. Государственная помощь оказывается, когда лицо объективно уже или еще не способно трудиться, зарабатывать средства к существованию, нуждается в дополнительных расходах , удовлетворении специфических потребностей, вызванных болезнью, инвалидностью, старостью и т. д.

Представление общества о нуждаемости в социальном обеспечении не остается неизменным, оно со временем трансформируется. Законодательство последних лет расширило перечень социальных рисков, при наступлении которых гражданин подлежит защите (например, заражение вирусом иммунодефицита человека медицинским работником при исполнении своих служебных обязанностей, утрата трудоспособности в связи с участием в борьбе с терроризмом, возникновение поствакцинальных осложнений и др.). Чем полнее проводится государством политика, гарантирующая всесторонность материального обеспечения и социального обслуживания граждан, попавших в затруднительную жизненную ситуацию по не зависящим от них причинам, тем ближе оно стоит к выполнению своей социальной функции, закрепленной в Конституции РФ.

6. Многообразие видов социального обеспечения. Данный принцип находит свое выражение в том, что в случае наступления того или иного социального риска государство оказывает социальную поддержку, помощь различными способами (денежные выплаты, социальные услуги и др.).

В денежной форме выплачиваются пенсии, пособия, компенсации, виды которых постоянно расширяются. Так, наряду с традиционными пенсиями по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет российским законодательством предусмотрены социальные пенсии, досрочные пенсии безработным.

Заново сформировалась система социальных пособий на детей. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»1 предусмотрел различные виды государственных социальных выплат:

  • пособие по беременности и родам;
  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью; ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
  • пособие на ребенка;
  • единовременное пособие беременной жене военнослужащего , проходящего военную службу по призыву;
  • ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Самостоятельными видами социального обеспечения являются медицинская и лекарственная помощь, санаторно-курортное лечение.

Социальное обслуживание является неотъемлемым элементом системы социального обеспечения, в рамках которого предусматривается социальная помощь не в денежной форме, а в виде социальных услуг. В настоящее время социальное обслуживание охватывает многообразные виды социальных услуг, предоставляемых бесплатно или со скидкой, адресованных гражданам для удовлетворения их специфических потребностей, обусловленных болезнью, инвалидностью, старостью, многодетностью. Это социальная помощь на дому; содержание в учреждениях социального обслуживания; содержание детей в детских учреждениях; обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, их профессиональное обучение и трудоустройство; предоставление льгот по системе социального обеспечения.

Многообразие видов социального обеспечения позволяет полнее осуществлять заботу о тех, кто в ней нуждается, и гарантировать им социальную помощь с учетом их специфических потребностей.

В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. «О государственной социальной помощи»1 предусматривается оказание государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ , в виде денежных выплат (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты) и натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Кроме того, данный Закон в связи с монетизацией льгот предусматривает предоставление государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в натуральной форме отдельным категориям граждан, имевшим ранее право на различные льготы, замененные впоследствии ежемесячной денежной выплатой; введены социальные доплаты к пенсии, если ее размер ниже прожиточного минимума.

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является особым видом социального страхования и предусматривает: обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска; возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию; обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Статья 8 данного Закона устанавливает перечень видов обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Обеспечение осуществляется в виде пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем и выплачиваемого за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; в виде единовременной, ежемесячных страховых выплат застрахованному лицу либо лицам, имеющим право на получение таких выплат в случае его смерти; в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованного, на его медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию, включая расходы на: дополнительную медицинскую помощь (сверх предусмотренной по обязательному медицинскому страхованию), в том числе на дополнительное питание и приобретение лекарств; посторонний (специальный медицинский и бытовой) уход за застрахованным, в том числе осуществляемый членами его семьи; санаторно-курортное лечение, включая оплату отпуска (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно, стоимость проезда застрахованного, а в необходимых случаях также стоимость проезда сопровождающего его лица к месту лечения и обратно, их проживания и питания; протезирование, а также на обеспечение приспособлениями, необходимыми застрахованному лицу для трудовой деятельности и в быту; обеспечение специальными транспортными средствами, их текущий и капитальный ремонты и оплату расходов на горюче-смазочные материалы; профессиональное обучение (переобучение). Дополнительные расходы производятся страховщиком, если учреждением медико-социальной экспертизы установлено, что застрахованный нуждается в указанных видах помощи, обеспечения или уходе.

7. Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав . Общеправовой принцип о праве каждого на объединение для защиты своих интересов и гарантированности свободы деятельности общественных объединений находит свое преломление в названном выше отраслевом принципе. Укреплению правового статуса лиц, охватываемых сферой социального обеспечения, способствует их активная позиция в отстаивании своих интересов. Объединения ветеранов, инвалидов, солдатских матерей стали инициаторами ряда законов: «О ветеранах», «О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих», «О социальной защите инвалидов».

Для усиления общественной инициативы в сфере социального обеспечения появляется законодательная база. Так, ст. 33 Закона РФ «О социальной защите инвалидов» предусматривает, что федеральные органы исполнительной власти , органы исполнительной власти субъектов РФ привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов.

Рассмотрение данной темы требует знания общих теоретических положений о понятии правового принципа, обусловленности правовых принципов политической и экономической системой государства.

Общепризнанным считается понятие принципа права как основной идеи, исходного направляющего начала, определяющего сущность и содержание права, его внутреннее строение, дальнейшее развитие и функционирование.

По сфере действия принципы принято классифицировать:

На общеправовые, свойственные всем отраслям права ;

Межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей;

Отраслевые, определяющие специфику конкретной отрасли;

Внутриотраслевые, относящиеся к отдельным институтам отрасли.

К общеправовым относятся, в частности, следующие:

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью;

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека
и гражданина — обязанность государства;

Признание и гарантированность прав и свобод каждому человеку от рождения, их неотчуждаемость;

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов.

К общим принципам права обычно относят также принципы социальной справедливости, гуманизма, законности и юридической гарантированности прав и свобод личности, зафиксированных в законе, связанности нормами закона деятельности всех должностных лиц и государственных органов, единства юридических прав и обязанностей, демократизма.

Эти общие принципы права являются руководящими, основополагающими идеями, отражающими сущность правового регулирования общественных отношений в сфере социального обеспечения, как и в иных сферах общественной жизни.

Межотраслевые правовые принципы охватывают две и более отрасли права. К ним относятся:

Право на защиту от безработицы;

Право на охрану здоровья;

Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

Право пожилых граждан, инвалидов на социальную защиту;

Право на защиту от бедности.

Следующий уровень — отраслевые принципы. Каждая отрасль права, помимо общих и межотраслевых, строится на основе своих собственных, присущих лишь ей правовых принципов. Они отражают сущность и пронизывают содержание конкретной отрасли права.

Специфику принципов права социального обеспечения обусловливает распределительный характер общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли. Средства, аккумулируемые на цели социального обеспечения, ограничены и имеют строго целевой характер.

В науке права социального обеспечения к отраслевым относятся принципы:

Всеобщности социального обеспечения;

Осуществления социального обеспечения за счет средств фондов социального страхования и средств государственного бюджета;


Гарантированности социального обеспечения во всех случаях, когда гражданин нуждается в нем в силу обстоятельств, признаваемых обществом социально уважительными;

Многообразия оснований видов и социального обеспечения;

Гарантированности уровня социального обеспечения для достойной жизни;

Дифференциации видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств.

Принцип всеобщности социального обеспечения предполагает, что Конституция устанавливает равную и одинаковую для каждого возможность при наступлении объективных социально значимых обстоятельств получать определенные виды социальных выплат или услуг и не ограничивает ее по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и другими условиями.

На равных основаниях с гражданами Российской Федерации право на социальное обеспечение имеют постоянно проживающие в России иностранные граждане, если международными соглашениями не предусмотрено иное, и лица без гражданства. Постоянно проживающими считаются лица, получившие в установленном законом порядке вид на жительство.

Иностранные граждане, временно находящиеся на территории России, имеют право на социальное обеспечение при наличии соответствующих двусторонних и многосторонних договоров. Беженцам предоставляются лишь отдельные виды обеспечения.

Принцип осуществления социального обеспечения за счет средств фондов социального страхования и средств государственного бюджета означает, что получение работающими лицами (их семьями) обеспечения за счет средств обязательного социального страхования при наступлении социальных страховых рисков не лишает их права на социальное обеспечение в тех случаях, когда оно предоставляется за счет средств бюджета без какой-либо связи с трудовой деятельностью.

Принцип гарантированности социального обеспечения во всех случаях, когда гражданин нуждается в нем в силу обстоятельств, признаваемых обществом социально уважительными, выражает идею об обеспечении при наступлении всех общепризнанных социальных рисков: болезнь, безработица, старость, трудовое увечье, многодетность, беременность и роды, инвалидность, потеря кормильца, необходимость в медицинской помощи.

Многообразие оснований и видов социального обеспечения как принцип права социального обеспечения обусловлен тем, что действующее российское законодательство закрепляет в качестве оснований для социального обеспечения широкий перечень социальных рисков:

Достижение установленного законом возраста (старость);

Инвалидность;

Потеря кормильца;

Рождение; смерть;

Потребность в медицинской помощи и лечении, лекарственной, протезно-ортопеди-
ческой помощи, транспортном средстве либо средстве передвижения;

Бедность;

Воспитание детей;

Материнство и др.

С многообразием оснований социального обеспечения напрямую связано и многообразие его видов. При этом социальное обеспечение предоставляется физическим лицам как в денежной, так и в натуральной форме.

К денежной форме обеспечения относятся пенсии (по старости, инвалидности, в случае потери кормильца, за выслугу лет), доплаты к пенсиям, социальные пособия (по временной нетрудоспособности, безработице и др.), компенсационные выплаты (на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными и др.).

Натуральной формой обеспечения охватываются разнообразные виды социальных услуг (медицинская помощь, лекарственная помощь, социальное обслуживание на дому и др.), а также различные льготы по системе социального обеспечения (по проезду и др.).

По разнообразию видов обеспечения система социального обеспечения в России в целом сопоставима с системами социального обеспечения развитых стран. Но необходимо отметить, что некоторые виды обеспечения носят временный характер, что связано со сломом прежней и становлением современной системы социального обеспечения и значительным снижением уровня жизни населения.

Гарантированность уровня социального обеспечения для достойной жизни. В настоящее время данный принцип полностью не реализован, поскольку большинство выплат по системе социального обеспечения данную задачу не выполняют. Однако это не означает, что государство освобождается от обязанности гарантировать человеку достойный уровень жизни.

Такая обязанность вытекает как из Пакта об экономических, социальных и культурных правах, так и из ст. 7 Конституции, согласно которой Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Главной целью экономического развития социального государства является повышение благосостояния населения, поэтому экономическая и социальная стороны его деятельности не должны противопоставляться.

Производство должно создавать необходимые источники для вложений в социальную сферу, развитие которой, в свою очередь, будет стимулировать хозяйственную деятельность. А показателем достижения баланса между ними станет повышение всех видов пенсий и пособий до уровня прожиточного минимума
и автоматическая индексация их в соответствии с ростом цен.

Что касается обеспечения сверх прожиточного минимума, то рыночная экономика предполагает индивидуальную ответственность человека за собственное материальное благополучие, личное участие в создании финансовой базы социального страхования. При этом степень такого участия будет прямо влиять на содержание правового регулирования и определять объем правомочий лиц, подлежащих государственному социальному страхованию. Эта идея заложена в пенсионную систему в виде страховой и накопительной частей трудовой пенсии.

Механизм соизмерения трудовых пенсий и всех видов краткосрочных страховых пособий (по безработице, по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.) с прежней заработной платой (трудовым доходом) является вполне приемлемым, поскольку именно она формирует уровень жизни человека и при нормально функционирующей экономике позволяет удовлетворять не только физиологические, но и социальные и духовные потребности человека.

Помимо прежней заработной платы на уровень жизни лиц, пострадавших от социального риска, существенное влияние оказывают индивидуальные потребности, связанные с состоянием здоровья, наличием детей и другими факторами. Указанные обстоятельства должны находить отражение в правовом регулировании.

Дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств. Социальное обеспечение не может игнорировать такие факторы, как пол, возраст, условия прошлой трудовой деятельности, состояние здоровья и прочие обстоятельства, влияющие на трудоспособность и во многих случаях приводящие к утрате источника средств существования.

Они непосредственно отражаются в содержании конкретных институтов и норм, обусловливают их дифференциацию. Критерии дифференциации могут не иметь никакой связи с субъектом отношений, т. е. носить объективный характер: природно-климатические условия, вредные, тяжелые и особо вредные условия прошлого труда, либо зависеть от субъективных свойств участников правоотношений, например физиологических особенностей и состояния здоровья (женщины, несовершеннолетние, инвалиды).

Дифференциация объективно необходима в целях выравнивания материального положения указанных лиц и восстановления их статуса как полноценных членов общества. Однако она не должна быть чрезмерной и тормозить развитие системы социального обеспечения в целом.

Основания дифференциации различаются в зависимости от вида обеспечения. При предоставлении одних видов обеспечения преобладают трудовые критерии (обеспечение застрахованных по обязательному социальному страхованию), других — критерии материального положения (государственная социальная помощь).

К внутриотраслевым принципам права социального обеспечения (т. е. принципам отдельных институтов) относятся, в частности, такие принципы пенсионного обеспечения, как дифференциация пенсионного возраста по признаку пола, установление размеров государственных пенсий в твердой финансированной сумме (за исключением пенсии за выслугу лет), зависимость размера трудовых пенсий от пенсионного капитала.

Контрольные вопросы и задания

1. Что понимается под правовым принципом?

2. Как можно классифицировать правовые принципы по сфере действия?

3. Какие общеправовые принципы проявляются в правовом регулировании общественных отношений по социальному обеспечению?

4. Какие межотраслевые принципы имеют значение для регулирования общественных отношений по социальному обеспечению?

5. Назовите отраслевые принципы права социального обеспечения.

6. Раскройте содержание принципа всеобщности социального обеспечения.

7. Раскройте содержание принципа осуществления социального обеспечения за счет средств фондов социального страхования и средств государственного бюджета.

8. Раскройте содержание принципа гарантированности социального обеспечения во всех случаях, когда гражданин нуждается в нем в силу обстоятельств, признаваемых обществом социально уважительными.

9. Раскройте содержание такого отраслевого принципа, как многообразие оснований и видов социального обеспечения.

10. Раскройте содержание такого отраслевого принципа, как гарантированность уровня социального обеспечения для достойной жизни.

11. Раскройте содержание такого отраслевого принципа, как дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств.

К основным отраслевым принципам российского права социального обеспечения относятся:

  • ? многообразие видов социального обеспечения;
  • ? всеобщность социального обеспечения;
  • ? солидарность;
  • ? охрана уровня жизни, здоровья граждан;
  • ? справедливость при распределении благ за счет средств, направляемых на социальное обеспечение граждан.

Многообразие видов социального обеспечения (как отраслевой принцип) предполагает учет существующих форм социального обеспечения (как способ удовлетворения потребностей человека) в денежном и натуральном выражении. Так, пенсии, пособия, компенсационные выплаты должны выдаваться их получателям только в денежном эквиваленте. Натуральные выдачи могут предоставляться гражданам в следующих видах социального обеспечения: различные социальные услуги, оказываемые в различных учреждениях социального обслуживания;

медицинская помощь и лечение; санаторно-курортное лечение; лечебное и диетическое питание; оздоровление детей в летний период и пр.

Всеобщность социального обеспечения (как принцип) находит свое конкретное выражение в ч. I ст. 39 Конституции РФ, устанавливающей право каждого гражданина на гарантированное социальное обеспечение. Следовательно, ни один человек не должен находиться вне сферы социального обеспечения. Вместе с тем нельзя понимать проявление данного принципа в реальной жизни буквально, что человек имеет право на все существующие виды социального обеспечения. Объем конкретных прав на тот или иной вид социального обеспечения зависит от разных обстоятельств, установленных законодательством.

Принцип солидарности проявляется через солидарность поколений, регионов страны, отраслей хозяйственного комплекса. Когда речь идет о солидарности поколений, то имеется в виду, что работающие граждане путем отчислений из своих трудовых доходов (в виде страховых платежей, налогов) содержат неработающие поколения. Солидарность российских регионов и отраслей хозяйственного комплекса означает, что нуждающимся выделяются соответствующие дотации и субвенции из государственного бюджета.

Принцип охраны уровня жизни, здоровья граждан реализуется в различных видах социального обеспечения, условиях и размерах их предоставления, гарантированности бесплатной медицинской помощи, в проведении оздоровительно-профилактических и других мероприятий.

Для неработающих лиц различные виды государственной социальной помощи из средств, предназначаемых на социальное обеспечение, зачастую являются единственным источником средств к существованию. Полная реализация данного принципа в жизни граждан произойдет лишь тогда, когда минимальные размеры основных видов социального обеспечения, например трудовых пенсий, будут отвечать уровню достойной жизни.

Говоря о справедливости при распределении благ за счет средств, направляемых на социальное обеспечение граждан, необходимо отметить, что понятие справедливости, само по себе достаточно емкое и сложное по своему содержанию, имеет ряд элементов. Основным из них считается оптимальное сочетание интересов личности, общества и государства. Под ним понимается максимально возможное удовлетворение позитивных интересов личности, не наносящее ущерба интересам общества и государства. Сочетание - это есть координация тех интересов участников общественных отношений, которые не совпадают или находятся в противоречии. Конечно, с позиций справедливости следовало бы признать, что оптимальное сочетание интересов человека на практике должно означать максимально возможное удовлетворение нужд нетрудоспособных граждан как основных субъектов в социальном обеспечении. Такой подход вызывает определенные сомнения и возражения по отношению к некоторым видам социального обеспечения, например при установлении размера трудовых пенсий. Поэтому и существует своеобразный показатель справедливости в социальном обеспечении, который называется дифференциацией видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств. (Его иногда выделяют в качестве самостоятельного отраслевого принципа.)

Следует отметить, что критерии такой дифференциации могут носить объективный характер. Например, условия труда, существующие на отдельных производствах, не зависят или мало зависят от работников предприятия. Критерием вышеназванной дифференциации может являться и субъективный фактор, т.е. субъективные качества участников правоотношений, например физиологические особенности, состояние здоровья (женщины, несовершеннолетние, инвалиды).

Наибольшее значение придается трудовой деятельности. Так, условием получения трудовых пенсий являются труд и его результаты. От продолжительности трудового стажа зависит право на трудовую пенсию по старости, по инвалидности от общего заболевания, по случаю потери кормильца от общего заболевания. Работа в неблагоприятных условиях труда, в особых природно-климатических условиях проживания дает право на льготные условия получения пенсионного обеспечения (в виде досрочных трудовых пенсий) и в более высоком размере. Хотя надо признать, что уровень трудовой пенсии, как и ее право, с принятием Закона 2001 г. о пенсионном страховании уже в меньшей степени зависит от степени трудового участия конкретного человека. Введение добровольного вхождения в систему обязательного пенсионного страхования, установление фиксированного платежа за себя или другое лицо приводит к нивелированию данного принципа. (Впрочем, в той или иной мере это относится и к другим отраслевым принципам.) Длительное выполнение определенной профессиональной деятельности является основанием для получения особого вида пенсии - пенсии за выслугу лет. Продолжительность трудовой деятельности влияет на размер пенсий. Связь социального обеспечения с трудовой деятельностью прослеживается в нормах по обеспечению отдельными видами пособий, например по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, и др.

Причины, вызывавшие нуждаемость лица в материальном обеспечении, по большому счету не имеют значения. Ведь обязанность государства заключается в том, чтобы каждому гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума. Данное обязательство вытекает из международных актов в области социального обеспечения, из Конституции РФ, Декларации прав и свобод человека и гражданина, действующего законодательства.

Дифференциация в социальном обеспечении зависит также от ряда социально значимых обстоятельств, влияющих на содержание прав гражданина в сфере социального обеспечения. К ним относят: возраст и состояние здоровья, семейное положение и многодетность, наличие иждивенцев, воспитание детей в неполной семье, проживание на определенных территориях и в регионах, приобретение статуса безработного, пребывание в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком, причины утраты трудоспособности (трудовое увечье, военная травма, общее или профессиональное заболевание) и т.д.

Принцип финансирования расходов на социальное обеспечение за счет обязательных страховых взносов и ассигнований из государственного бюджета и его проведение в жизнь позволяет создавать условия для реализации прав граждан на социальное обеспечение. Как известно, существующие две основные организационно-правовые формы социального обеспечения - обязательное социальное страхование и обеспечение за счет бюджетных ассигнований и их соответствующие виды обеспечения - предполагают наличие «своих» финансовых средств.

Государственная система социального страхования включает в себя обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В основе каждого вида страхования лежит определенный вид социального риска, каждый из названных видов страхования обеспечивает защиту застрахованным лицам и членам их семей от риска. Застрахованными считаются работники и члены их семей, а также иные категории граждан, на которых распространяется социальное страхование. Данное социальное страхование носит обязательный характер, что находит выражение в обязанности уплаты страховых взносов и в обязанности государства предоставления соответствующих видов социального обеспечения. Наличие такого страхования означает также обязательность фактического внесения страховых платежей. Поэтому оно называется обязательным социальным страхованием.

Финансовые средства, формируемые за счет фактически поступающих страховых взносов (как обязательного страхового платежа в установленном законом порядке), для определенных групп плательщиков являются гарантией в деле реализации прав застрахованных лиц на социальное обеспечение в порядке обязательного социального страхования.

В процесс формирования финансовых средств обязательного социального страхования все больше вовлекаются отчисления из заработков работающих граждан. В перспективе не исключается возможность введения обязательных платежей (отчисления с заработка или трудового дохода работника и самостоятельно обеспечивающих себя работой граждан) в виде страховых взносов в соответствующих размерах по всем видам обязательного социального страхования, наподобие того, как сейчас, например, напрямую вносятся платежи в ПФР.

Многие виды социального обеспечения предоставляются человеку как члену общества вне связи с его трудовой деятельностью. К таковым относятся, например, социальные пенсии, ежемесячные пособия на детей, социальная помощь на дому, социальное обслуживание в соответствующих учреждениях, социальная реабилитация (профессиональное обучение и трудоустройство) инвалидов, обеспечение их средствами передвижения и транспорта, протезно-ортопедическая помощь и т.п.

Большинство получателей данных видов социального обеспечения, как правило, являются нетрудоспособными. В силу различных причин они не подлежали обязательному социальному страхованию и, следовательно, не имеют права на обеспечение по системе обязательного социального страхования в момент получения этих благ. Поэтому наряду с системой обязательного социального страхования существует социальное обеспечение, финансируемое за счет средств бюджетов всех уровней (по вертикали бюджетной иерархии).

В основе финансирования таких расходов лежит также нуждаемость в тех или иных видах социального обеспечения или трудная жизненная ситуация, когда лицо самостоятельно не может ее преодолеть. Данные обстоятельства выполняют роль юридических фактов, влекущих определенные юридические последствия, связанные с возникновением права на тот или иной вид обеспечения. Поэтому государственная социальная помощь оказывается тогда, когда лицо объективно уже или еще не способно трудиться, зарабатывать средства к существованию, нуждается в дополнительных расходах, удовлетворении специфических потребностей, вызванных болезнью, инвалидностью, старостью и т.п. Именно таким образом государство выполняет по отношению к указанным категориям граждан свою социальную функцию, закрепленную в Конституции Российской Федерации.

Кроме отраслевых принципов в настоящее время получили свое развитие внутриотраслевые принципы права социального обеспечения. На наш взгляд, их формирование и распределение по отраслевым институтам может также зависеть от существующих организационно-правовых форм социального обеспечения. Иными словами, способы финансирования социального обеспечения, виды конкретного социального риска и другие признаки могут являться основой для более дробной классификации внутриотраслевых принципов. Как правило, многие такие принципы закреплены в действующем законодательстве и регулируют наиболее частные блоки общественных отношений по социальному обеспечению. Хотя так бывает не всегда. Примером может служить принятый в 2001 г. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Отсутствие в нем четко определенных целей и принципов привело на практике к смешению и подмене многих понятий, принципов. В результате этого появилось множество пробелов и коллизий в правовом регулировании пенсионных отношений.

В российском законодательстве последних лет, регулирующем отдельные институты социального обеспечения, прослеживается тенденция закрепления внутриотраслевых принципов непосредственно в нормах права. Причем они закрепляются как в комплексных правовых актах, так и в актах, непосредственно относящихся к праву социального обеспечения. Кратко рассмотрим такие принципы.

Так, исходя из способов финансирования расходов на обеспечение по системе обязательного социального страхования, можно определить внутриотраслевые, назовем их социально-страховые, принципы. К ним относятся: устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов; всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий; государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика; государственное регулирование системы обязательного социального страхования; паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования; обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования; ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования; обеспечение надзора и общественного контроля; автономность финансовой системы обязательного социального страхования; право каждого на государственное пенсионное обеспечение в случае утраты трудоспособности вследствие старости, инвалидности, при потере кормильца и в иных случаях, установленных законом; право каждого работающего по найму на обязательное государственное пенсионное страхование; право каждого застрахованного на трудовую пенсию в соответствии с продолжительностью страхования и заработком, с которого уплачивались страховые взносы; принцип солидарности финансирования государственного пенсионного обеспечения, включая солидарность поколений, субъектов Российской Федерации и отраслей экономики; целевой характер обязательного пенсионного страхования (исключительно на пенсионное обеспечение застрахованных по правилам и нормам, установленным законом).

Внутриотраслевые принципы (назовем их принципами институтов) могут дифференцироваться в зависимости от вида социального обеспечения. Данные принципы могут содержаться непосредственно в законодательных актах. Так, в Федеральном законе от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность, доступность, добровольность, гуманность, конфиденциальность и пр. К сожалению, не все законодательные акты определяют эти принципы. Например, как отмечалось выше, Закон 2001 г. о трудовых пенсиях не содержит даже упоминания о них.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Что понимается под принципами права?
  • 2. По каким признакам производится классификация принципов права?
  • 3. Приведите перечень основных принципов права социального обеспечения.
  • 4. Раскройте содержание принципов права социального обеспечения.
  • 5. Назовите критерии дифференциации принципов нрава социального обеспечения.
  • 6. Перечислите основные принципы, присущие системе обязательного социального страхования.


 

Возможно, будет полезно почитать: