Роль государства в обеспечении национальной безопасности. Роль государства в обеспечении национальной безопасности (презентация) Роль государства в национальной безопасности рф
Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.
Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"
Подобные документы
Свойства и функции экономической безопасности, ее виды. Место экономической безопасности в системе национальной безопасности. Формирование основ экономической безопасности в банковской деятельности. Трудности в решении экономической безопасности в России.
курсовая работа , добавлен 03.12.2014
Понятие экономической безопасности. Концепция национальной безопасности Российской Федерации, ее краткая характеристика. Критерии и показатели экономической безопасности национальной экономики. Анализ показателей экономической безопасности России.
статья , добавлен 03.03.2013
Понятие экономической безопасности и характеристика ее показателей. Анализ экономики России с точки зрения экономической безопасности. Опасность утраты продовольственной независимости страны. Спад производства и потеря рынков. Угрозы в социальной сфере.
курсовая работа , добавлен 29.04.2015
Современное состояние развития проблем экономической безопасности. Фактор глобализации национальной и экономической безопасности. Прикладные аспекты экономической безопасности. Методика определения ключевых проблем экономической безопасности.
курсовая работа , добавлен 09.11.2006
Понятие, сущность и концепция экономической безопасности. Характеристика основных критериев и показателей экономической безопасности национальной экономики. Существующие и потенциальные угрозы экономической безопасности РФ на современном этапе развития.
курсовая работа , добавлен 13.03.2009
Изучение понятия экономической безопасности государства. Обобщение основных факторов, определяющих ее уровень. Экономическая безопасность и приоритеты инвестиционной политики. Современные угрозы национальной безопасности России и пути их преодоления.
реферат , добавлен 08.12.2010
Сущность, проблемы и критерии экономической безопасности. Классификация угроз экономической безопасности России. Механизмы обеспечения военно-экономической и внешнеэкономической безопасности. Деятельность государства по обеспечению безопасности.
курсовая работа , добавлен 02.11.2014
Основными задачами по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации являются:
своевременное выявление и нейтрализация внешних и внутренних угроз;
обеспечение территориальной целостности Российской Федерации и безопасности пограничного пространства страны;
подъем экономики страны, проведение независимого социально-ориентированного экономического курса;
преодоление научно-технической и технологической зависимости России от внешних источников;
обеспечение личной безопасности граждан, их конституционных прав и свобод;
обеспечение полноты и совершенствование законодательства, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и социально-политической стабильности общества, Российской государственности, федерализма и местного самоуправления;
обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России, прежде всего, с ведущими государствами мира;
подъем и поддержание на достаточном уровне военного потенциала государства;
укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;
принятие эффективных мер по пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств против России;
коренное улучшение экологической ситуации в стране.
Основными принципами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются:
соблюдение Конституции Российской Федерации, законодательства России и норм международного права;
уважение прав и свобод человека;
единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов безопасности, гибкое изменение их приоритетности в зависимости от ситуации;
приоритет политических и экономических мер безопасности с опорой на военный потенциал;
сочетание централизованного управления силами и средствами обеспечения безопасности с передачей части полномочий органам власти субъектов РФ и местного самоуправления.
Обеспечение безопасности и защита интересов России в экономической сфере являются главным содержанием политики государства.
Во внутриэкономической деятельности на первый план выдвигаются задачи устранения деформаций в структуре российской экономики, обеспечения опережающего роста производства наукоемкой продукции и продукции высокой степени переработки, поддержки отраслей, являющихся основой расширенного воспроизводства, обеспечения занятости населения.
Переход к высокоэффективной и социально-ориентированной рыночной экономике должен осуществляться как постепенный процесс формирования оптимальных механизмов организации производства и распределения товаров и услуг в целях максимально возможного роста благосостояния общества и каждого гражданина.
Существенное значение имеют усиление государственной поддержки инвестиционной и инновационной активности, принятие мер по созданию устойчивой банковской системы, отвечающей интересам реальной экономики, облегчению доступа предприятий к долгосрочным кредитам на финансирование капитальных вложений, осуществление реальной государственной поддержки целевых программ структурной перестройки промышленности.
Важнейшие задачи – опережающее развитие конкурентоспособных отраслей и производств, расширение рынка наукоемкой продукции. В этих целях должны быть приняты меры, стимулирующие передачу новых военных технологий в гражданское производство, введен механизм выявления и поддержки развития прогрессивных технологий, освоение которых обеспечит конкурентоспособность российских предприятий на мировом рынке.
Государство должно содействовать становлению и развитию частного предпринимательства во всех сферах, где это способствует росту общественного благосостояния, созданию равных условий для экономической конкуренции предприятий все форм собственности, защите прав потребителей, созданию условий для прогресса науки и образования.
Целесообразно участие государства в регулировании деятельности иностранных банковских, страховых и инвестиционных компаний, введение определенных и обоснованных ограничений на передачу в эксплуатацию зарубежным компаниям месторождений стратегических природных ресурсов, телекоммуникаций, транспортных и товаропроводящих сетей.
Должны быть разработаны механизмы поддержания жизнедеятельности и экономического развития особо кризисных регионов и районов крайнего Севера, а также тарифная политика, обеспечивающая единство экономического пространства страны.
В условиях либерализации внешней торговли России и обострения конкуренции на мировых рынках товаров и услуг необходимо усиление защиты интересов отечественных товаропроизводителей на рынке.
В международно-финансовой сфере важно проведение сбалансированной кредитно-финансовой политики, нацеленной на поэтапное сокращение зависимости России от внешних кредитных заимствований и укрепление ее позиций в международных финансово-экономических организациях.
Эффективные меры должны быть приняты в сфере валютного регулирования и валютного контроля в целях создания условий для прекращения расчетов в иностранной валюте на внутреннем рынке и предотвращения бесконтрольного вывоза капитала.
Принципиально важен приоритет экономических факторов в социальной сфере для укрепления государства, обеспечения реального выполнения социальных гарантий на основе государственной поддержки.
Достижение социально-политической стабильности общества является определяющим фактором по обеспечению национальной безопасности. Основой такой стабильности должно стать, наряду с экономическим подъемом, общественное согласие относительно путей дальнейшего развития страны, укрепления федерализма и упрочения межнациональных интересов.
Основой защиты конституционного строя России являются:
приоритет федерального законодательства и совершенствование на этой основе законодательства субъектов Российской Федерации;
разработка организационных и правовых механизмов защиты государственной целостности, единства правового пространства и национальных интересов России;
выработка и реализация региональной политики, обеспечивающей оптимальный баланс федеральных и региональных интересов;
совершенствование механизма предупреждения возникновения политических партий и общественных объединений, преследующих сепаратистские цели, и пресечение их деятельности.
Требуют консолидации усилия направленные на борьбу с преступностью и коррупцией . Россия крайне заинтересована в резком ограничении экономической и социально-политической основы этих общественно опасных явлений, выработке комплексной системы мер для эффективной защиты личности, общества и государства от преступных посягательств. Приоритетное значение имеет формирование системы мер социальной профилактики и воспитания законопослушных граждан.
Эти меры должны быть подчинены интересам защиты права каждого человека на личную безопасность вне зависимости от социального положения, национальности, гражданства, вероисповедания, взглядов и убеждений. Важнейшими задачами борьбы с преступностью являются:
выявление, устранение и предупреждение причин и условий, порождающих преступность;
усиление роли государства – гаранта безопасности личности и общества, создание необходимой для этого правовой базы и механизма ее применения;
укрепление системы правоохранительных органов;
привлечение органов государственной власти в пределах их компетенции к деятельности по предупреждению противоправных действий;
обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, органами государственной власти, политическими партиями, религиозными и общественными организациями.
Принимаемые органами государственной власти решения и меры должны быть открытыми, конкретными и понятными каждому гражданину, носить упреждающий характер, обеспечивать равенство всех перед законом и неотвратимость ответственности, опираться на поддержку общества.
Для профилактики и борьбы с преступностью в первую очередь необходимы развитие правовой базы как основы надежной защиты прав и законных интересов граждан, а также соблюдение международно-правовых обязательств России в сфере борьбы с преступностью и охраны прав человека. Важно лишить преступность питательной среды, обусловленной недостатками в законодательстве, кризисом в экономике и социальной сфере.
В целях предупреждения коррупции в государственном аппарате и устранения условий для легализации нажитых преступным путем капиталов должна быть создана действенная система финансового контроля, проверки имущественного положения, источников и расходов должностных лиц и иных государственных служащих.
В настоящее время терроризм выходит за пределы национальных границ, поэтому одним из путей усиления борьбы с ним должно стать совершенствование координации деятельности наших правоохранительных органов и спецслужб на международном уровне. Необходимо шире использовать международный опыт борьбы с этим явлением, создать скоординированный механизм по противодействию международному терроризму, обеспечить надежное перекрытие всех возможных каналов незаконного оборота оружия и взрывчатых веществ как внутри страны, так и их поступления из-за рубежа.
Борьба с терроризмом, наркобизнесом и контрабандой должна осуществляться на основе общегосударственного специального комплекса контрмер с использованием возможностей сотрудничества специальных служб России с аналогичными службами других стран.
Обеспечение национальной безопасности России включает в себя также защиту культурного , духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение великого культурного достояния России, что невозможно без сохранения роли русского языка как фактора духовного единения народа многонациональной России.
В области охраны и укрепления здоровья граждан необходимы усиление внимания общества, законодательных и исполнительных органов государственной власти к развитию государственной (федеральной и муниципальной) страховой и частной медицины, осуществление государственного протекционизма в отечественной медицинской и фармацевтической промышленности, реализация федеральных программ в области санитарии и эпидемиологии, охраны здоровья детей, скорой и неотложной медицинской помощи, медицины катастроф.
К числу приоритетных направлений в области обеспечения экологической безопасности относятся:
воспитание экологической культуры населения;
предотвращение загрязнения природы за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов;
предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды, минимизация последствий произошедших ранее радиационных аварий и катастроф;
экологически безопасное хранение и утилизация выведенных из боевого состава вооружения, прежде всего, атомных подводных лодок, кораблей и судов с ядерными энергетическими силовыми установками, ядерных боеприпасов, жидких ракетных топлив, топлива атомных электростанций;
безопасное для окружающей природной среды и здоровья населения хранение и уничтожение запасов химического оружия;
создание экологически чистых технологий;
разработка и реализация природоохранных мероприятий;
рациональное использование природных ресурсов.
Внешняя политика России должна быть направлена на:
проведение активного внешнеполитического курса;
упрочение ключевых механизмов многостороннего управления мировыми политическими и экономическими процессами, в первую очередь, совета безопасности ООН;
обеспечение благоприятных условий для экономического и социального развития страны, глобальной и региональной стабильности;
защиту законных прав и интересов российских граждан, проживающих за рубежом;
развитие отношений с государствами – участниками СНГ;
полноправное участие России в глобальных и региональных экономических и политических структурах;
содействие урегулированию конфликтов, включая миротворческую деятельность под эгидой ООН, ОБСЕ, СНГ;
достижение прогресса в сфере контроля над ядерными вооружениями, поддержание стратегической стабильности, сохранение и укрепление режима Договора по ограничению систем противоракетной обороны;
обновление или заключение новых юридически обязывающих договоренностей по ограничению и сокращению вооружений и расширение политических обязательств по мерам укрепления доверия и безопасности;
содействие созданию зон, свободных от оружия массового уничтожения;
развитие международного сотрудничества в борьбе с транснациональными преступностью и терроризмом.
Обеспечение военной безопасности России является важнейшим направлением деятельности государства. Главной целью в данной области является обеспечение возможности адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникнуть в XXIвеке, при рациональных затратах на национальную оборону.
В предотвращении войны и вооруженных конфликтов Россия отдает предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным средствам. Однако национальные интересы России требуют наличия достаточной для ее обороны военной мощи. Вооруженные Силы России играют главную роль в обеспечении военной безопасности.
Важнейшей задачей России является обеспечение сдерживания в интересах предотвращения как ядерной, так и обычной крупномасштабной или региональной войны, а также осуществление союзнических обязательств.
Россия должна обладать ядерными силами, способными гарантированно обеспечить нанесение заданного ущерба любому государству – агрессору или коалиции государств в любых условиях обстановки.
Вооруженные Силы России боевым составом мирного времени должны быть способны обеспечить надежную защиту страны от воздушно космического нападения и решение совместно с другими войсками задач по отражению агрессии в локальной войне, а также развертывание группировки войск (сил) для решения задач в региональной войне.
Одновременно Вооруженные Силы должны обеспечить осуществление Россией миротворческой деятельности, как самостоятельно, так и под эгидой международных организаций.
Интересы обеспечения национальной безопасности России предопределяют, при соответствующих обстоятельствах, необходимость военного присутствия в некоторых стратегически важных районах мира. Размещение в них на договорной основе ограниченных военных контингентов (военных баз) должно обеспечивать готовность России выполнять свои обязательства, содействовать формированию устойчивого военно-стратегического баланса сил в регионах и давать возможность России реагировать на кризисную ситуацию в ее начальной стадии.
Важная роль в обеспечении национальных интересов России принадлежит оборонно-промышленному комплексу. Реструктуризация и конверсия ОПК должна осуществляться без ущерба для развития новых технологий и научно-технических возможностей, модернизации вооружений, военной и специальной техники и укрепления позиций российских производителей на мировых рынках вооружений.
Россия рассматривает возможность применения военной силы для обеспечения своей национальной безопасности, исходя из следующих принципов:
применение всех имеющихся в распоряжении России сил и средств, включая ядерное оружие, в случае необходимости отпора вооруженной агрессии, если все другие меры разрешения кризисной ситуации исчерпаны или оказались неэффективными;
применение военной силы внутри страны допускается в строгом соответствии с Конституцией и федеральными законами в случаях возникновения угрозы насильственного изменения конституционного строя, территориальной целостности страны, а также жизни и здоровью граждан.
Основными задачами по обеспечению пограничной безопасности России являются:
создание нормативно-правовой базы, определяющей полномочия и регламентирующей деятельность органов исполнительной власти в пограничной сфере;
активизация деятельности по международно-правовому оформлению государственной границы России и территориальному разграничению с сопредельными государствами;
развитие межгосударственного пограничного сотрудничества;
противодействие экономической, демографической и культурно-религиозной экспансии на территорию России со стороны;
пресечение деятельности транснациональной организованной преступности, занятой в сферах незаконного перемещения через границу материальных ценностей, наркотиков, оружия, расхищения природных ресурсов, а также незаконной миграции;
осуществление необходимых мер по обеспечению коллективной пограничной безопасности государств – участников СНГ.
Особое значение для обеспечения национальной безопасности России имеет использование возможностей разведки и контрразведки в целях своевременного обнаружения угроз и определения их источников.
Необходимы новые подходы к организации и ведению гражданской обороны на территории России, качественное совершенствование единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе, дальнейшая интеграция ее с аналогичными системами иностранных государств.
Важнейшими задачами обеспечения информационной безопасности России являются:
реализация конституционных прав и свобод граждан на информационную деятельность;
совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры, интеграция России в мировое информационное пространство;
противодействие угрозе развязывания противоборства в информационной сфере.
Безопасность гражданского общества (общественная безопасность) может быть охарактеризована следующими параметрами: социальная справедливость; права граждан и общества в целом во взаимоотношениях с государством; режим законности; экономическое благополучие граждан; демократический плюрализм, открытость общества; национальная определенность гражданского общества. (Равенство всех перед законом в решении выбрать род занятий, выплата пособий, свобода выбора, свобода мнений и т.д.).
Вопрос 2. Какими средствами и методами государство обеспечивает общественную и государственную безопасность? Какие средства обеспечения безопасности государства и общества, на Ваш взгляд, можно отнести к правовым, а какие – к неправовым?
Понятие «безопасность» согласно этиологии этого слова означает «отсутствие опасности», т.е. отсутствие каких-либо угроз личности, обществу, государству. Безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов страны от внутренних и внешних угроз.
В механизме обеспечения безопасности решающая роль принадлежит государству и его органам. Причем задействованы все ветви государственной власти. Деятельность любых субъектов обеспечения безопасности базируется на строгом соблюдении принципов законности, баланса интересов личности, общества, государства; взаимной ответственности по обеспечению безопасности, интеграции с международными системами безопасности. Важный принцип – недопущение ограничения прав и свобод граждан.
Не только государство и его органы являются субъектами обеспечения безопасности, но и, согласно закону «О безопасности», граждане, общественные и иные организации и объединения, которые обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности (неправовые). Государство же со своей стороны, обеспечивает им правовую и социальную защиту в случае, если они оказывают содействие в обеспечении безопасности. Обеспечение безопасности государства основывается на четком разграничении полномочий между органами, принадлежащими к различным ветвям власти. Итак, представительная власть – законодательный орган. Он разрабатывает систему правового регулирования отношений в сфере безопасности, защищая интересы личности, общества, государства, порядок организации и деятельности органов обеспечения безопасности. Парламент определяет бюджетные ассигнования на систему обеспечения безопасности, контролирует деятельность системы, заслушивает доклады Президента о состоянии общественной безопасности. Судебные органы обеспечивают защиту конституционного строя.
Именно органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законов и иных нормативных актов в сфере безопасности. Обладают необходимыми силами и средствами: вооруженные силы, ОВД, пограничные войска, службы ликвидации чрезвычайных ситуаций и др.
Важную роль в системе обеспечения безопасности в России играет Совет Безопасности РФ – обеспечивает условия для реализации Президентом полномочий.
Для защиты интересов личности и общества эволюционно сформировалась социальная организация, высшей формой которой является государство и его институты. Социальная организация также включает организации граждан, в частности политические партии, общественные организации, которые защищают интересы отдельных слоев общества.
Государство в соответствии с действующим законодательством является основным субъектом обеспечения безопасности граждан. Свои функции в этой области государство осуществляет через совокупность органов законодательной, исполнительной и судебной властей, прокуратуры, государственных, общественных и иных объединений, организаций и граждан. Таким образом, граждане, общественные и иные организации и объединения также являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством РФ, законодательством и нормативными актами субъектов Федерации. Имеются также государственные организации, непосредственно обеспечивающие безопасность: контрольные и надзорные организации; организации, осуществляющие мониторинг, отдельных составляющих безопасности.
Существующий уровень научного осмысления обществом и осознания отдельными личностями опасностей, связанных с негативной динамикой ЧС природного, техногенного и социального характера, пока не соответствует их реальной значимости для безопасности личности, общества, государства и человечества. Это приводит к запаздыванию адекватной реакции общества, государства, мирового сообщества на возникающие угрозы, возрастанию в связи с этим всех видов ущербов и, как результат, кризисному развитию социально-экономических систем, деградации природной среды, ставит под угрозу устойчивое развитие отдельных государств и человечества в целом.
Также имеет место несоответствие существующей социальной организации общества постоянно изменяющемуся спектру опасностей и угроз. Поэтому необходимо научное осмысление места человека в современном мире, всего спектра опасностей и угроз для устойчивого развития человечества, обоснования направлений совершенствования социальной организации общества, приведения ее в соответствие со все новыми и новыми реалиями, в частности, ухудшением окружающей среды и возможностью глобального изменения климата, процессом экономической глобализации, учета их часто непредсказуемых последствий в интересах выработки рациональных управляющих воздействий, обеспечения устойчивого развития.
Роль государства в обеспечении техноприродной безопасности. В последние годы во всех развитых странах большое внимание уделяется теории национальной безопасности, разработке направлений и механизмов ее реализации в государственной политике, в том числе в части, касающейся техноприродной и экологической безопасности. В период «холодной» войны концепции национальной безопасности в большинстве государств, том числе в России и США, фокусировались главным образом на военной опасности и угрозах, связанных с понятием внешнего врага. В 70-х годах впервые встал вопрос о внесении существенных коррективов во взгляды на национальную безопасность. Причиной этому был глобальный энергетический кризис и связанное с этим рассмотрение в ООН вопросов охраны окружающей среды. Произошла определенная экологизация общественного сознания и международных отношений. Начиная с середины 70-х годов в основных развитых странах акцент, стали делать на виды безопасности, не относящиеся к сфере вооруженной борьбы. В настоящее время, в интегральное понятие национальной безопасности обычно включаются такие ее виды, как политическая, военная, экономическая, экологическая, информационная, террористическая и др.
Угрозы объектам безопасности, исходящие от внутренних и внешних источников опасности, определяют содержание деятельности по обеспечению внешней и внутренней (в том числе природно-техногенной) безопасности. Так как основным субъектом обеспечения безопасности является государство, то состояние безопасности достигается проведением им единой государственной политики в данной области, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и самого государства.
Государство – это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом, выполнения своих функций, которые свести к двум основным:
· управленческо-обеспечительная (создание условий и правил для поддержания нормальной жизни и развития общества);
· охранительная (пресечение нарушений установленного порядка, воздействие на нарушителей, восстановление нарушенного состояния).
- Вступление
- Россия в современном мире
- Основные цели военной политики России на современном этапе
- Стратегия национальной безопасности до 2020 года
4. Заключение
Преподаватель ОБЖ
Ковалев Александр Прокофьевич
СОШ № 2
г. Моздок
Ушедший ХХ век , характеризовавшийся постоянной борьбой государств за сферы влияния, противоборством двух мировых социально-политических систем, развязыванием самых кровавых в истории человечества двух мировых войн, а в последние десятилетия – распадом мировой системы социализма, роспуском Организации Варшавского договора, развалом Советского Союза, казалось бы, должен был создать благоприятные условия для мирного сосуществования государств.
К сожалению, этого не произошло. Сохранилась опасность развязывания ядерной войны. Изменилась расстановка военных и политических сил в мире. Стремление Соединенных Штатов Америки к мировому господству, решение ими спорных вопросов с позиции силы, расширение блока НАТО, игнорирование решений ООН и мнений других государств приводит к возникновению очагов напряженности в мире, ведению войн и вооруженных конфликтов в непосредственной близости от границ России
Военно-политическая обстановка в мире складывается под воздействием сложного и противоречивого процесса глобализации международных политических и экономических отношений, стремления ряда государств, с одной стороны к формированию однополюсного мира во главе с США, опирающегося на военную силу в решении международных проблем, а с другой – стремление быстро развивающихся стран, в том числе и России, к созданию многополюсного мира, основанного на справедливой и демократической системе международных политических и экономических отношений.
Обстановка вокруг России характеризуется нестабильностью, напряженностью, обострением национально-этнических и религиозных противоречий, частым использованием Западом угрозы силой или ее прямым применением против суверенных государств. Строительство нового мирового порядка, обострение борьбы за сферы влияния, источники сырья и рынки сбыта может непосредственно затронуть национальные интересы России
Роль России в системе военно-политических отношений в мире определяется ее геостратегическим положением, ядерным потенциалом, статусом постоянного члена Совета Безопасности ООН.
Россия является самодостаточным государством и в своем развитии опирается преимущественно на собственные ресурсы , оцениваемы примерно в 140 трлн. долларов США. Она занимает первое место в мире по территории, восьмое - по численности населения и по рейтингу самых крупных экономик мира
Россия с ее уникальным геостратегическим положением представляет один из центров силы глобального масштаба.
Охватывая центральную часть евразийского континента, имея выходы к трем океанам, она объективно играет роль геополитического моста и посредника в отношениях между странами Европы и Азии, влияет на содержание экономических, политических, военных и культурных процессов в этих частях света и во всем мире.
Россия никому ничего не должна . Воем, что мы имеем, мы обязаны только себе, собственным усилиям и своей истории. С этих суверенных позиций Россия и впредь будет вести дела с международными партнерами. Это означает полное равноправие, взаимный учет интересов и взаимную выгоду, взаимодействие на основе совместного анализа и совместно принятых решений.
У России в настоящее время нет явных противников на международной арене, хотя с рядом сопредельных государств существуют разногласия по территориальным вопросам.
В современном мире существует много источников потенциальной и реальной военной опасности для России. Главным из них является борьба мировых центров силы за право доступа к ее сырьевым и другим ресурсам, снижение мирового статуса и веса России в решении международных проблем, вытеснение ее из зон традиционных российских интересов, стремление США любыми средствами, прежде всего с применением военной силы, добиться мирового господства и возглавить однополюсный мир.
Россия «не вписывается» в нынешнюю модель глобализации на условиях Запада , который отдает приоритет использованию военной силы в решении спорных проблем.
Ключевые тенденции современного развития, включая нарождающуюся многополярность и возрастание роли многосторонней дипломатии, подводя к выводу о том, что решение вопросов стратегической стабильности не может боле оставаться эксклюзивной сферой отношений между Россией и США.
Объективно приходит время открыть эти рамки для всех ведущих государств, прежде всего европейских, заинтересованных в совместных действиях ради обеспечения общей безопасности.
Источники военной опасности кроются также в территориальных претензиях к России со стороны некоторых государств, возникновении и эскалации очагов напряженности и вооруженных конфликтов вокруг ее границ, и прежде всего в ближнем зарубежье.
Эти и другие источники военной опасности при определенных условиях могут создавать очаги опасности или вызывать угрозы безопасности Российской Федерации .
Обеспечение военной безопасности представляет собой процесс деятельности всех государственных структур, в котором наличие мощных Вооруженных Сил является серьезным сдерживающим фактором. Он обеспечивает достижение военной безопасности мирными средствами. Военная сила перестает быть главным естественно-традиционным средством политики во всех случаях.
Основная нагрузка в обеспечении интересов безопасности должна приходиться на политико-дипломатические и информационные средства . То есть такие инструменты, которые принято называть «мягкой силой»: воздействие на партнеров без применения силы и иных методов силового принуждения.
В деятельности государства и общества по обеспечению военной безопасности в последнее время повышается роль и значимость невоенных средств, и том числе социально-политических .
Возможности поддержания глобальной и региональной стабильности существенно сузятся при размещении в Европе элементов глобальной системы противоракетной обороны США.
На долгосрочную перспективу Россия будет стремиться выстраивать международные отношения на принципах международного права, обеспечения надёжной и равной безопасности государств.
Для защиты своих национальных интересов Россия будет проводить рациональную и прагматичную внешнюю политику, исключающую затратную конфронтацию, в том числе и новую гонку вооружений.
Таким образом , исходя из анализа сложившейся военно-политической ситуации в мире, отношений Российской Федерации с другими государствами, источников военной опасности и других факторов, а также учитывая то обстоятельство, что высшим приоритетом государственной политики России является защита интересов личности, общества и государства, можно сформулировать основные цели военной политики России на современном этапе:
1. Обеспечение надежной безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности , прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, которые в наибольшей мере отвечают интересам Российской Федерации как великой державы, как одного из влиятельных центров современного мира и которые необходимы для роста ее политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциалов.
2. Воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка, строящегося на общепризнанных нормах международного права, включая прежде всего цели и принципы Устава ООН, на равноправных и партнерских отношениях между государствами
3. Создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России , подъема ее экономики, повышения уровня жизни населения, усиленного проведения демократических преобразований, укрепления основ конституционного строя, соблюдения прав и свобод человека.
4. Формирование пояса стабильности по периметру российских границ, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения потенциальных очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах.
5. Поиск согласия и совпадающих интересов с зарубежными странами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач безопасности мира, определяемых национальными приоритетами России, строительство на этой основе системы партнерских и союзнических отношений, международного взаимодействия.
Достижение вышеизложенных целей возможно лишь при том условии, что они опираются на мощную экономическую базу страны и современные Вооруженные Силы,
Сравнительно недавно по историческим меркам в политическом лексиконе появилось понятие « национальная безопасность ». Впервые этот термин был применён в 1904 году в послании президента США Теодора Рузвельта Конгрессу. В этом послании Т. Рузвельт обосновал присоединение зоны Панамского канала интересами «национальной безопасности» США.
В Российской Федерации определение национальной безопасности впервые появилось в Послании Президента РФ Федеральному Собранию в 1996г.
В общем случае под национальной безопасностью понимается защищенность жизненно важных интересов личности, общества, государства, а также национальных ценностей и образа жизни от широкого спектра внешних и внутренних угроз, различных по своей природе.
При этом под национальными ценностями подразумевают принадлежащую стране материальную, интеллектуальную и духовную собственность как основу её существования и развития
В национальной безопасности различают три уровня : безопасность личности, общества и государства.
Безопасность государства достигается при наличии эффективного механизма управления и координации деятельности политических сил и общественных групп, а также действенных институтов их защиты.
Безопасность общества предполагает наличие общественных институтов, норм, развитых форм общественного сознания, позволяющих реализовать права и свободы всех групп населения и противоборствовать с действиями, ведущими к расколу общества.
Безопасность личности состоит в формировании комплекса правовых и нравственных норм, общественных институтов и организаций, которые позволяли бы ей развивать и реализовывать социально значимые способности и потребности, не испытывая противодействия от государства и общества.
Национальная безопасность зиждется на трех базовых элементах : интересы, угрозы, защита.
Её первооснову составляют интересы отдельных граждан , из которых вытекают интересы общества и государства в целом.
Национальные интересы России – это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экономической и других сферах.
По своей направленности интересы ориентированы на обеспечение выживания, прогрессивного развития и той или иной степени лидерства граждан, общества, государства. Особое значение для человечества имеют жизненно важные интересы как совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития каждого человека, общества, государства.
Другие интересы, не связанные с проблемами выживания, имеют второстепенное значение.
Угрозы национальной безопасности нашей страны – как внутренние, так и внешние, это реальность сегодняшнего дня.
Россия находится сейчас на таком этапе своего развития, когда вследствие экономического и финансового кризиса, политической и социальной нестабильности внутренние угрозы стали главной причиной, негативно влияющей на национальную безопасность страны. Однако, несмотря на то, что сейчас нет прямой военной угрозы в виде ядерной войны и крупномасштабной агрессии, военная опасность сохраняется. Она исходит не только со стороны реальных, но и потенциальных локальных войн и военных конфликтов.
Таким образом, анализ современных реальностей подтверждает, что для национальной безопасности необходима и военная слагаемая.
Домашнее задание
§ 13 стр.63-69
Возможно, будет полезно почитать:
- Аббатство - это католический монастырь ;
- Самые распространенные расклады ;
- Быт и обычаи Обычаи и нравы 19 века ;
- К чему снятся жабы и лягушки: мужчине, девушке, женщине, беременной – толкования разных сонников ;
- Основные характеристики марса ;
- Должностная инструкция транспортного экспедитора ;
- Татаро-монгольское иго или история о том, как ложь стала правдой ;
- Журавль толкование сонника ;