Социальные норм и их роль в обществе. Какова роль социальной нормы

Для того чтобы существовать в социальном мире, человеку необходимы общение и сотрудничество с другими людьми. Но существенным для реализации совместного и целенаправленного действия должно быть такое положение, при котором люди имеют общее представлен о том, как им действовать правильно, а как неправильно, в каком направлении прилагать свои усилия. При отсутствии подобного представления нельзя добиться согласованных действий. Таким образе человек, как существо социальное, должен создавать множество общепринятых шаблонов поведения, для того чтобы успешно существовать в обществе, взаимодействуя с другими индивидами. Подобные шаблоны поведения людей в обществе, регулирующие это поведение в определенном направлении, называют социальными нормами.

социальные нормы - совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа), организация, общество к своим членам в их взаимоотношениях друг с другом, с соц институтами с целью осуществления деятельности (поведения) установленного образца. Это всеобщие постоянно действующие предписания, предполагающие их практическую реализацию. Возникают вследствия потребности в определеном поведении. Важнейшей характеристикой нормы является ее общепризнанность и всеобщность.

Социальная норма является одной из сложных форм выражения социальных отношений. Она состоит из множества элементов, каждый из которых обладает различными свойствами, способными к тому же изменятся в достаточно широких пределах. В социальной норме находит воплощение общественная воля, осознанная социальная необходимость. Именно этим она отличается от так называемых квазинорм. Последние чаще всего носят грубый, насильственный характер, сковывают инициативу, творчество.

Социальная норма выполняет следующие функции . 1. Нормы призваны ориентировать и 2. регулировать поведение людей в различных ситуациях. Регулирующее воздействие состоит в том что, норма устанавливает границы, условия, формы поведения, характер отношений, цели и способы их достижений. 3. социализирует личность; 4. оценивает поведение; 5. Предписывает модели должного поведения. 6. Средство обеспечения порядка.

Главное общественное предназначение социальной нормы может быть сформулировано как регуляция социальных отношений и поведения людей. Регулирование отношений через социальные нормы обеспечивает добровольное и сознательное сотрудничество людей.

Можно условно выделить следующие группы норм : 1. По носителям: общечеловеческие, нормы О, групповые. 2. По сфере деятельности: экономические нормы, политические нормы, культурные нормы, юридические нормы. 3. Существуют формальные и неформальные нормы. 4. По масштабу действия: общие и локальные. 5. По способу обеспечения: опирающися на внутренние убеждения, на общественное мнение, на принуждение.


Основные типы норм в порядке повышения их общественной значимости. 1. Обычаи - это просто привычные, нормальные, наиболее удобные и достаточно широко распространенные способы групповой деятельности. Новые поколения людей воспринимают эти общественные способы жизни частично путем бессознательного подражания, частично путем сознательного обучения. При этом новое поколение выбирает из этих способов то, что ему представляется необходимым для жизни. 2. Нравственные нормы - идеи о правильном и неправильном поведении, которые требуют выполнения одних действий и запрещают другие. При этом члены той социальной общности, где действуют подобные нравственные нормы, разделяют веру в то, что их нарушение несет бедствие всему обществу. Члены другой социальной общности могут, конечно, считать, что по крайней мере некоторые из нравственных норм данной группы неразумны. Нравственные нормы передаются последующим поколениям не как система практических выгод, а как система незыблемых "священных" абсолютов. В результате нравственные нормы твердо устанавливаются и выполняются автоматически. 3.Институциональные нормы – совокупность специально разработанных норм и обычаев, касающихся важных моментов деятельности О, воплощенные в соц институтах. 4. Законы - это просто усиленные и формализованные нравственные нормы, требующие неукоснительного выполнения

Нарушение норм вызывает конкретную и четкую негативную реакцию со стороны О, его институциональных форм, направленную на преодоление отклоняющегося от нормы поведения Виды санкций – негативные или позитивные, т.е. наказания или поощрения. Однако нормативные системы не являются застывшими и навсегда данными. Изменяются нормы, изменяется и отношение к ним. Отклонение от нормы столь же естественно, как и следование им. Конформизм – полное принятие нормы; девиация – отклонение от нее. Резкие отклониния от нормы грозят стабильности О.

В общих чертах процесс становления и функционирования социальных норм можно условно представить в виде последовательно взаимосвязанных этапов. Первый этап – это возникновение и постоянное развитие норм. Второй – понимание и усвоение индивидумом системы социальных норм общества, социальной группы, личности, иначе говоря, это этап включения человека в обществе, его социализация. Третий этап реальные акты, конкретное поведение индивида. Этот этап является центральным звеном механизма социально-нормативной регуляции. Именно на практике обнаруживается как глубоко вошли в сознание личности социальные нормы. Четвертым этапом процесса функционирования нормы выступает оценка и контроль за поведением человека. На этом этапе выявляется степень соблюдения или отклонения от нормы.

Ценности – разделяемые в О убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения. Соц ценности – значимые идеи, явления и предметы реальной действительности с точки зрения их соответствия потребностям и интересам О, групп, личности.

Ценность – есть цель сама по себе., к ней стремятся ради нее самой, т.к. она идеал. Это то, что ценится, то, что для человека значимо, что определяет жизненные ориентиры его поведения и признается обществом как таковое. Ценностное содержание явлений побуждает человека к деятельности. Постоянно находясь в мире альтернатив, человек вынужден выбирать, критерием чего становятся ценности.

В рамках «структурного функционализма» Парсонса социальный порядок зависит от существования общих разделяемых всеми людьми ценностей, которые считаются легитимными и обязательными, выступая в качестве стандарта посредством которого отбираются цели действия. Связь между социальной системой и системой личности осуществляется через интернализацию ценностей в процессе социализации.

Ценности меняются вместе с развитием общества. Они формируются на основе потребностей и интересов, однако не копируют их. Ценности – это не слепок потребностей и интересов, а идеальное представление, которое не всегда им соответствуют.

Ценностные ориентации – продукт социализации индивидов, т.е. освоения общественно-политических, нравственных, эстетических идеалов и непреложных нормативных требований, предъявляемых к ним как к членам социальных групп, общностей и общества в целом. ЦО внутренне обусловлены, они формируются на базе соотнесения личного опыта с бытующими в социсе образцами культуры и выражают собственное представление о должном, хар-ют жизненные притязания. Несмотря на неоднозначную трактовку понятия «ценностные ориентации», все исследователи сходятся во мнение о том, что ценностные ориентации выполняют важную функцию регуляторов социального поведения индивидов.

В рамках «структурного функционализма» Парсонса социальный порядок зависит от существования общих разделяемых всеми людьми ценностей, которые считаются легитимными и обязательными, выступая в качестве стандарта посредством которого отбираются цели действия. Связь между социальной системой и системой личности осуществляется через интернализацию ценностей в процессе социализации.

Франкл показал, что ценности не только управляют действиями, они выполняют роль смыслов жизни и составляют три класса: ценности творчества; ц. переживания (любовь); ц. отношения.

Классификация ценностей. 1. Традиционные (ориентированы на сохранение и воспр-во сложившихся норм и целей жизни) и современные (возникают под влиянием изменений в О жизни). 2. Базовые (хар-ют основные ориентации людей в жизни и основных сферах деятельности. Формируются в процессе первичной социализации, затем оставаясь достаточно стабильными) и второстепенные. 3. Терминальные (выражают важнейшие цели и идеалы, смыслы жизни) и инструментальные (одобряемые в данном О средства достижения целей). 4. Возможна иерархия от низших ценностей к высшим.

Н. И. Лапин предлагает свою классификацию ценностей, базируясь на следующих основаниях:

По предметному содержанию (духовные и материальные, экономические, социальные, политические и др.); По функциональной направленности (интегрирующие и дифференцирующие, одобряемые и отрицаемые); По потребностям индивидов (витальные, интеракционистские, социализационные, смысложизненные); По типу цивилизации (ценности обществ традиционного типа, ценности обществ типа modernity, общечеловеческие ценности).

Выделите ряд причин девиантного (отклоняющегося) поведения человека в обществе? а) системный кризис общества, приводящий к разрушению социальных норм;

б) конфликт между ведущей культурой и какой-либо асоциальной субкультурой; в) наследственная предрасположенность к нарушениям социальных норм; г) низкое самоуважение, самоунижение, заниженная самооценка (проявление слабости); д) наличие у человека иной, альтернативной системы ценностей (проявление силы); е) негативное влияние окружающей среды: самого общества. которое аморально; ж) отсутствие чувства социальной ответственности, некритическая самооценка; з) искажённое представление о добре и зле как следствие хаоса в создании индивида. (Нужно выбрать несколько вариантов)

верны ли следующие суждения о социальных нормах. А.В социальных нормах отражаются ценностные представления общества. Б. Традиции и обычаи являются

разновидностями социальных норм

1. Установите соответствие между конкретными правилами и видами социальных норм: к каждому элементу, данному в первом столбце,

подберите элемент из второго столбца.

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

А) при входе в помещение мужчина должен

снимать головной убор

1) моральные

Б) Президентом РФ может быть избран гражданин

старше 35 лет, не менее 10 лет постоянно

проживающий в России

2) правовые

В) каждый день надо делать какое-то доброе дело

3) нормы этикета

Г) младшие по возрасту должны первыми

приветствовать старших

Д) безбилетный проезд в общественном

транспорте наказывается штрафом

какому понятию соответствует следующее определение "набор конкретных функций,который должен выполнять человек в социальной группе?" 1)социальная норма

2)социализация 3)социальная мобильность 4)социальная роль

1. Право и мораль являются социальными нормами. В отличие от норм морали, норма права:

1) Создаются людьми и признаются обществом
2) Широко распространены в обществе
3) Регулируют поведение людей
4) Разрабатываются и утверждаются государственными органами.
2. Школьник получил наследство от бабушки. Он может ознакомиться со своими правами и обязанностями в качестве наследника в:
1) Семейном кодексе
2) Гражданском кодексе
3) Трудовом кодексе
4) Гражданско-процессуальном кодексе
3. Согласно Конституции РФ, основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому:
1) С момента рождения
2) Со времени окончания школы
3) С 18 лет
4) С момента получения паспорта.
4. Верны ли данные высказывания?
А) к публичному праву относятся право административное и право государственное (конституционное)

Б) к частному праву относятся отрасли права, регулирующие отношения между гражданами – прежде всего гражданское, трудовое, семейное.

1) Верно А
2) Верно Б
3) Верны и А и Б
4) Неверны ни А, ни Б
5. Административным проступком среди приведенных правонарушений является:
1) Нарушение водителем Правил дорожного движения
2) Опоздание чиновника на службу без уважительной причины
3) Распространение на молодежной дискотеке «легких» наркотиков
4) Прогул студентом лекционного занятия.
6. Нормативным документом, обладающим высшей юридической силой и являющимся основным законом на территории РФ, является:
1) Закон субъекта Федерации
2) Конституция РФ
3) Указ Президента РФ
4) Приказ министра.
7. Высшей ценностью Конституция РФ объявила:
1) Интересы государства
2) Права и свободы человека
3) Нерушимость границ
4) Неотвратимость наказания.
8. Высшая исполнительная власть. Согласно Конституции РФ, принадлежит:
1) Президенту
2) Федеральному собранию
3) Правительству
4) Конституционному суду.
9. Верны ли данные высказывания?
А) нормативным документом, обладающим высшей юридической силой на территории РФ, является Конституция;
Б) Конституция РФ принимается в соответствии с нормами конституций субъектов Федерации:
1) Верно А
2) Верно Б
3) Верны и А и Б
4) Неверны ни А, ни Б
10. Заверить копию документа об образовании или оформить доверенность на вождение транспортным средством можно:
1) У участкового милиционера
2) У секретаря суда
3) У нотариуса
4) В Управлении внутренних дел.
11. Такие правоотношения, как получение наследства, покупка в магазине необходимого товара, наём бригады строителей для ремонта квартиры регулируются нормами права:
1) Трудового
2) Гражданского
3) Административного
4) Финансового.
12. Развод супругов может быть осуществлен только через суд в ситуации, если:
1) Супруги, не имеющие несовершеннолетних детей и не предъявляющие друг другу имущественных претензий, приняли решение о разводе
2) Супруги прожили вместе более 20 лет, вырастили сына, который пошел служить в армию, и решили развестись
3) Супруги не имеют споров в отношении раздела имущества, и их 14-летний сын принял решение, что будет после развода родителей жить с матерью
4) Супруги, не имеющие детей, приняли решение о разводе, так как поняли, что не сошлись характерами.
13. Граждане РФ, согласно Семейному кодексу. Имеют право на вступление в брак с возраста:
1) 21 года
2) 18 лет
3) 14 лет
4) 17 лет
14. Верны ли данные высказывания?
А) Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства
Б) в воспитании детей главная роль, согласно российскому законодательству. Отводится матери.
1) Верно А
2) Верно Б
3) Верны и А и Б
4) Неверны ни А, ни Б
15. Уголовным правонарушением (преступлением) является ситуация:
1) Сантехник не явился на работу без уважительной причины
2) Гражданин перебегал улицу в неположенном месте и был остановлен инспектором ГАИ
3) Гражданин изготавливал при помощи цветного копировального аппарата фальшивые банкноты и сбывал их на рынке
4) Бригада строителей не закончила отделочные работы в установленные договором сроки.
16. Верны ли данные высказывания?
А) органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями
Б) структуру и деятельность органов местного самоуправления определяет только государство
1) Верно А
2) Верно Б
3) Верны и А и Б
4) Неверны ни А, ни Б
17. Соглашение между работником и работодателем, устанавливающее взаимные права и обязанности сторон, получило название:
1) Трудовой договор
2) Договор купли-продажи
3) Договор найма
4) Договор подряда.
18. Мерой дисциплинарной ответственности – дисциплинарным взысканием – является санкция:
1) Заключение под стражу
2) Штраф
3) Выговор
4) Возмещение ущерба.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа

Название дисциплины: Социология

Тема: Социальные нормы и их роль в общественной жизни

студента

Гордиенок

Алексея Николаевича

общественная организация социальная норма

Социальные нормы и их роль в общественной жизни

Социальные нормы общества в своей сущности нормативно регулируют все общественные отношения и через преобразующую деятельность социума активно воздействуют на процесс появления материальных и духовных ценностей.

В системе социальных норм социума важнейшее место занимает право - необходимый государственный регулятор общественной жизни. В процессе осуществления своей регулирующей роли право плотно взаимодействует с разными социальными нормами, в так же с традициями и обыкновениями, являющимися составными частями социальных норм общества.

Целью творческой работы является анализ сути социальных норм, их содержания, и объективного нрава, функционирования их в качестве механизмов стабилизации социальной жизни в целом.

Понятие общественного круга очень многогранно. Оно может быть причислено к сравнительно маленьким группам людей, объединенных по какому-либо существенному для них основанию, например, компаниям спортсменов, политиков, любителей животных.

Под обществом можно понимать отдельную страну, например, российское или американское сообщество. Для характеристики стабильных межнациональных, межгосударственных образований используется представление сообщества (европейское сообщество).

Под обществом постигается и все человечество как некая, сравнительно обособившаяся часть природы, как носитель ума, место рождения культуры, как всеобщая форма существования человека.

Когда требуется выделить некоторые существенные свойства общества, говорят о его разновидностях. По технологическому основанию разбирают доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные сферы. По религиозному характеру: христианские, мусульманские, буддистские, конфуцианские. По национальному основанию: русские, американские и др. Каждое из них, хоть и отличается от других своими особыми чертами, но подчиняется всеобщим закономерностям.

В философии осмысление общества связывается с суждением об исторически сложившейся совокупности социума, связанных совместной жизнедеятельностью. Основная черта общества- его небольшая целостность, системность, поскольку народы объединены в нем на основе необходимого для них совместного способа существования. К главным признакам любого общества откладываются: исторически сложившееся население; единство территории; определенный метод жизнедеятельности; упорядоченность взаимоотношений (экономических, социальных, политических); единство языка, духовной цивилизации и традиций; порядок власти и управления.

Главными элементами любой общественной организации выступают ее субъекты. Главный субъект деятельности общества, разумеется, человек. Тем не менее, в качестве субъектов сферы могут выступать и разные группы, объединения людей:

1)возрастные (молодежь, пожилые);

2)профессиональные (электрики, пожарные, шахтеры);

3)этнические (народность, нация);

4)религиозные (церковь, культ);

5)политические (партии, оппозиция, государства).

Общество живет и развивается только благодаря наличию устойчивых связей между его субъектами. Разнообразные формы взаимодействия социума, связи, появляющиеся между социальными субъектами или внутри них, называются общественными связями.

Общественные связи условно можно поделить на две крупные группы: взаимоотношения материальные и взаимоотношения духовные. Материальные взаимоотношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической работы человека, а закрепляются в вещественных конфигурациях материальной культуры (творение, распределение, потребление материальных ценностей). Духовные взаимоотношения связаны с совершенными ценностями: этическими, художественными, философскими, религиозными.

Наиболее часто общественные связи разделяются по областям общественной жизни. В всяком обществе - свободно от языка, доминирующей религии, истории, ориентации хозяйства - имеют место четыре типа деятельности, которые обязаны воспроизводиться в целях его неизменности и продолжения. Они составляют базу формирования 4 основных сфер социальной жизни и, соответственно, четырех обличий общественных отношений. Таким образом, выделяют:

1)экономические взаимоотношения (взаимоотношения в процессе материального производства);

2)социальные взаимоотношения (системообразующие взаимоотношения между субъектами общественной жизни); политические взаимоотношения (по поводу функционирования власти в обществе);

3)духовно - интеллектуальные взаимоотношения (по поводу моральных, религиозных, эстетических ценностей).

Общественные взаимоотношения испытывают на себе воздействие регулирующей деятельности человека и сообщества в целом. В то же время от характера взаимоотношений, установившихся в этом сообществе, зависят положение и благополучие каждого человека, а также направленность и темпы коллективного развития. Экономические, политические, социальные и духовные взаимоотношения людей в любом исторически определенном сообществе существуют объективно, в большей степени независимо от желания отдельного индивидуума. Но система общественных отношений формируется только на основе творческих стараний многих людей, практическая деятельность оных рождает новые общественные отношения.

Чтобы понять феномен сообщества, необходимо понять противоречия человека как социального «атома», а далее осмыслить в характере закономерностей, соединяющих людей в некое большое единое целое, в общественный «организм». В принципе отличаются три основных подхода к объяснению данных связей и закономерностей.

Первый может быть отмечен как натуралистический. Суть его в том, что человеческое сообщество рассматривается как натуральное продолжение закономерностей природы, мира животных и в исходном итоге - Космоса. С этих взглядов тип общественного устройства и ход истории определяется ритмами солнечной энергичности и космических излучений, особенностями географической и природно-климатической сферы, спецификой человека как природного творения, его генетическими, расовыми и половыми признаками. Сообщество предстает как неповторимый эпифеномен природы, ее высшее, но далеко не самое «удачное» и постоянное образование. Этот «эксперимент» природы ввиду явного недостатка человека и бремени несовершенных глобальных проблем может повести к суициду человечества. В рамках этой тенденции предполагается также, что сообщество может поменять форму своего бытия, «уйти» в Космос, и там дать начало новому витку своей эволюции.

Иной подход может быть наречен «идеалистическим». Здесь сущность связей, соединяющих людей в единое целое, усматривается в комплексе тех или иных мыслей, верований, мифов. История знала немало образцов существования теократических государств, где единство обеспечивается единой верой, которая тем самым делается государственной религией. Многие тоталитарные системы основывались на единственной государственной идеологии, которая в этом смысле выполняла роль остова общественного устройства. Рупором данных идей выступал обыкновенно религиозный лидер или «вождь» нации и народа, а те или иные исторические поступки (войны, реформы, и т.д.) зависели от воли данного человека, которая основывалась на данную идеологическую или религиозную организацию.

Третий подход объяснения общественной конструкции связан с философским анализом межчеловеческих сношений и отношений, которые зарождаются в соответствующих естественных условиях и при наличии тех или иных религий, но имеют самодовлеющий, определяющий нрав. Сообщество предстает как целая, определенная система, структурированная своеобразным образом на части, к которым оно полностью не сводится. При этом понимании индивид реализует себя в подчиненности от места, занимаемого им в сообществе и участия в общем процессе. Отношения людей обусловливаются не соглашением или контрактом, а согласием членов сообщества (консенсусом), в котором учитываются непредубежденные закономерности исторического формирования.

На протяжении всей истории люди пытались понять, разъяснить причины возникновения сообщества, направленность его формирования. Первоначально такие разъяснения давались в мифологической форме, в легендах о богах и героях, пожелания и действия которых назначали человеческие судьбы(например, «Илиада» и «Одиссея» Гомера).

Философские концепции об сообществе появились в Древнем мире, когда в первый раз были предприняты попытки доказать взгляд на общество, как на специфическую форму существования, имеющую свои законы. к примеру, Аристотель устанавливал сообщество как совокупность человеческих особей, которые сплотились для удовлетворения общественных инстинктов. В Средние века философские разъяснения общественной жизни основывались на религиозные догматы. Аврелий Августин и Фома Аквинский постигали человеческое сообщество как существование особого рода, как вид гуманной жизнедеятельности, смысл каковой определен Богом, и которое формируется в соответствии с волей Бога.

В пору Нового времени приобрели распространение идеи о том, что сообщество возникло и формируется естественным путем на базе соглашения между людьми. Представители договорной теории (Т.Гоббс, Д.Локк, Ж.-Ж.Руссо) доказывали положение о «естественных правах» любого человека, которые он получает от рождения.

Концепцию гражданского сообщества в наиболее глубоком виде разработал немецкий философ Г.Гегель, обусловивший его как связь, общение людей через согласование надобностей, разделение труда, взаимное сопровождение порядка.

В XIX веке наряду с философией начала оформляться данная наука об обществе - социология. Это воззрение было введено французским философом О.Контом. Объектом изучения этой науки стало общественное развитие, решающим фактором которого, по О.Конту, выдвигается духовное и умственное формирование человечества.

Определенным периодом в разработке социальных проблем стала теория марксизма, согласно каковой развитие сообщества предстает как естественно-исторический процесс. Человеческое сообщество, по Марксу, проходит в своем формировании пять общественно-экономических этапов: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический. Обвинения в адрес марксизма связаны с тем, что в разнообразии исторических процессов на главный план выведены экономические факторы, а влиянию человеческих, социально-духовных элементов отводится вторая роль.

В конце XIX века завоевала популярность «философия жизни». Ее представитель Ф.Ницше выдвинулся с призывом к переосмыслению всех ценностей с позиций индивидуализма, интеллектуального и морального аристократизма. О.Шпенглер анализировал историю не как единое целое, а как совокупность замкнутых отрезков, каждый из которых представляет историю культуры отдельного народа. О.Шпенглер думал, что европейское общество вошло в полосу окончательного заката.

В начале XX века приобрели распространение труды ярчайшего философа М.Вебера, рассматривавшего недостатки социального действия. Анализу возможных типов социальных организаций, противостоянию тоталитаризма и демократии, ответственности индивида за выбор общества, в котором ему придется жить, посвящены работы К.Поппера.

Во второй половине XX века философское постижение общественной жизни было разбавлено концепциями технологического характера. Р.Арон, Д.Белл, У.Ростоу, З.Бжезинский, А.Тоффлер выставили ряд теорий, которые объясняли процессы, случающиеся в обществе, изменениями техники и технологии. Они выделили три главные этапа развития общества:

1)Доиндустриальное (Аграрное),

2)Индустриальное (Промышленно развитое),

3)Постиндустриальное(Высокотехнологичное, нацеленное на индивидуальные потребности каждого индивида).

С начала XX века предпринимались бесчисленные попытки объяснить социальную действительность средствами естественных наук: биологии, географии, психологии, кибернетики, а в последнее время и синергетики (Г.Спенсер, М.Ковалевский, З.Фрейд, Ж.Пиаже, И.Пригожин). Сама эта направленность очень показательна с ролью, история философской мысли показывает, с одной стороны, увеличивающуюся мощь научного познания в сфере социальных отношений, а, с другой, - показывает увеличивающуюся сложность развивающихся общественных систем. Выход из данного противоречия позиций сближения естественнонаучных и социальных учений.

Таким образом, история философской мысли передает, с одной стороны, увеличивающуюся мощь научного познания в сфере социальных отношений, а, с другой, - демонстрирует возрастающую сложность формирующихся общественных систем. Выход из такого противоречия возможен на стези познания общих закономерностей существования и развития общества.

Наличие стабильных связей между всеми элементами общества, их единство никогда не вызывало у мыслителей сомнений. Тем не менее, существовали и существуют разнообразные подходы к пониманию характера единства общества. В истории философии знакомы «атомистическая» теория общества, теория «социальных групп», учение социальных институтов и организаций, теория «общество как организм». В данный момент же многие философы (П. Алексеев, В. Кохановский, А. Боголюбова, П. Гречко и др.) применяют теорию общества как системы.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Социальный институт в философских учениях. Институциональный порядок общества и общественной жизни. Роль социальных институтов в современном обществе. Социальные нормы и предписания, которые регулируют поведение людей в рамках социального института.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2015

    Понятие и масштаб социальных потребностей. Мотивы социального действия и социальные институты как отражение социальных потребностей. Институциализированные социальные нормы. Знание структуры общества, роли и места в ней социальных групп и институтов.

    контрольная работа , добавлен 17.01.2009

    Социальные нормы как правила поведения, регулирующие отношения между людьми, общественную жизнь, признаки и основные виды норм. Девиантное поведение в общественной жизни. Совокупность санкций, призванных удерживать индивидов от девиантного поведения.

    краткое изложение , добавлен 14.11.2011

    Идеология как ориентированная на действие и логически согласованная система идей, выражающих интересы социальных групп общества. Роль идеологии в общественной жизни и управлении обществом, ее социальная функция и уровень влияния на сознание людей.

    реферат , добавлен 28.07.2010

    Взаимодействие человека и общества. Перемены в современной общественной жизни. Совокупность социальных изменений и трансформация функций различных социальных систем, сообществ, организаций, институтов. Основные виды и типы социальных изменений.

    реферат , добавлен 16.02.2012

    Определение понятия, изучение общих функций и описание видов социальных институтов как исторических форм организации жизнедеятельности людей. История развития социальных потребностей общества. Семья, государство, религия и наука как социальные институты.

    реферат , добавлен 26.06.2013

    Сущность социальных процессов, их влияние на формирование социальной структуры общества и его качественной определенности. Основные критерии функционирования и развития социальных процессов. Социальное развитие как форма, раскрывающая потенциал системы.

    реферат , добавлен 05.04.2011

    Понятие и структура социальной роли. Значение термина "статус". Разновидности социального статуса. Прирожденные и приписываемые статусы. Понятие и элементы, типы и формы социального контроля. Виды социальных норм. Различные классификации социальных норм.

    реферат , добавлен 22.09.2010

    Сущность социологии и ее взаимодействие с другими науками. Научное изучение специфики общества и социальных отношений, действий и взаимодействия людей и их объединений. Структура социологии по сферам общественной жизни, масштабам и задачам исследования.

    контрольная работа , добавлен 03.04.2012

    Социальные проблемы мегаполиса и пути их решения на примере города Санкт-Петербурга. Принципы функционирования и анализ деятельности Общественной приемной. Экспертные оценки взаимодействия Общественной приемной с органами государственной власти и СМИ.

Под социальными нормами понимается не что иное, как определенные образцы и правила поведения, которые закрепились в обществе. Данное закрепление произошло в результате практической деятельности, в процессе которой появились определенные стандарты, а также модели поведения, признанные стандартными. Социальные нормы поведения определяют то, как человек должен поступать в определенных ситуациях. В какой-то мере они определяют и то, каким должен быть тот или иной человек.

Социальные нормы многочисленны:
- нормы морали. Одно является хорошим, а другое - плохим, одно есть добро, а другое есть зло. Как правило, санкциями в данном случае является общественное порицание, а также угрызения совести;
- нормы этикета. Это нормы общения, правила и так далее. Они определяют то, как человек должен вести себя в обществе;
- Они закреплены в законах. Их несоблюдение ведет за собой государственные санкции;
- традиции и обычаи. Они закрепились в результате длительных повторений;
- политические нормы. Как уже понятно из названия, они регулируют политическую жизнь. Эти нормы закреплены в международных договорах, хартиях и так далее;
- эстетические нормы. Применяются по отношению к произведению искусства, поступкам человека и так далее;
- Регулируют отношения внутри каких-либо организаций;
- религиозные нормы. Содержатся в священных писаниях.

Социальные нормы и санкции

Необходимо, чтобы каждый член общества относился к социальным нормам всерьез и выполнял их беспрекословно. В первую очередь это необходимо для того, чтобы обезопасить самого человека и все общество в целом. Наказание за несоблюдение социальных норм - различные санкции, которые могут быть в данном случае весьма и весьма специфическими. Речь идет и о и о санкциях со стороны государства. Все зависит от конкретного случая и от того, какие социальные нормы были нарушены.

Социальные нормы и их особенности

Все эти нормы так или иначе регулируют те отношения, которые возникают в результате осуществления социально-культурных, политических и многих других задач, которые возникают перед государством, обществом и, конечно же, перед отдельной личностью.

Социальные нормы являются регуляторами, устанавливающими очень конкретные и четкие рамки поведения всех участников Конечно же, данные нормы содержат в себе одинаковые меры и повеления. Социальные нормы отличительны тем, что никому не адресованы, но в то же самое время адресованы всем и каждому. Никто не может безнаказанно нарушать их. Регулирующее воздействие в данном случае направлено на то, чтобы достичь определенного состояния общественных отношений. Для этого вполне могут быть использованы механизмы социального принуждения.

Чем лучше развито общество, тем лучше развиты в нем социальные нормы. Сферой их действия всегда являются Социальные нормы создаются внутри коллективов и предназначаются для этих же коллективов.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что эти нормы помогают сделать взаимодействие между людьми максимально эффективным.

Социальные нормы могут быть характеризованы следующим:
- они имеют общий характер, то есть не могут быть применены только к кому-то индивидуально;
- они указывают на то, как должен вести себя человек для того, чтобы быть полезным обществу;
- за несоблюдением социальных норм обязательно должны следовать санкции.

Напоследок хочется заметить, что социальные нормы особо эффективны не тогда, когда человек соблюдает их лишь для того, чтобы избежать каких-либо санкций, а тогда, когда лично осознает их значимость и необходимость.

Социальные нормы – общепризнанные или достаточно распространенные эталоны, образцы, правила поведения людей, средства регуляции их взаимодействия. Они «страхуют», предохраняют общественную жизнь от хаоса и самотека, направляют ее течение в нужное русло. Разумеется, в число социальных норм входят и правовые. Социальные нормы – это объективно необходимые правила совместного человеческого бытия, указатели границ должного и возможного.

Социальные нормы в разной степени отражают закономерности общественного развития, но сами таковыми не являются. Объективные законы, по которым развивается история, не есть нормы. Последние привносятся в жизнь общества людьми, социальной практикой. Появление социальных норм и сознательного нормативного регулирования связано с переходом от животной стадности людей к человеческому обществу, с процессом социализации отношений, с поведением человека как особого природно-биологического и общественного существа.

Социальная норма – не просто абстрактное правило желаемого поведения. Она означает также и само реальное действие, которое фактически утвердилось в жизни, на практике. В этом случае действительные поступки и становятся правилом. Иными словами, социальная норма выражает не только «должное», но и «сущее». Социальные нормы регулируют не всякие, а наиболее типичные, массовые отношения. Случайные связи, поступки, действия не могут отразиться в норме. Норма – это всегда стереотип, основанный как на внутренних побуждениях, так и на внешних детерминантах.

Классификация социальных норм.

Социальные нормы весьма многочисленны и разнообразны, что связано с богатством и неоднородностью самих общественных отношений – предмета регулирования. В социологии они делятся по различным основаниям на соответствующие виды, классы, группы (элементарные и сложные, интенсивные и экстенсивные, прогрессивные и регрессивные, спонтанные и директивные, «живые» и «мертвые», функционирующие и нефункционирующие).

Юридическая наука не вдается в столь подробную и исчерпывающую классификацию, а подразделяет указанные нормы, в основном исходя из таких критериев, как способы формирования, сферы действия, социальная направленность. С этой точки зрения выделяются:

1) правовые нормы; 2) моральные; 3) политические; 4) эстетические; 5) религиозные; 6) семейные; 7) корпоративные; 8) нормы обычаев, традиций, привычек; 9) деловые обыкновения; 10) правила этикета, корректности, приличия, обрядов, ритуалов.

Это общепринятая и наиболее распространенная классификация. Объединяющим началом здесь служит то, что все эти нормы носят социальный, а не технический характер. Несмотря на их различия, они тесно взаимосвязаны, ни одни из них не действуют изолированно от других, не существуют в «рафинированном» виде. Такой сферы отношений просто нет.

Взаимосвязь правовых и иных социальных норм.

Существует множество различных норм и правил, которыми люди руководствуются в своей повседневной жизни и деятельности. Среди них моральные, правовые, политические, эстетические, корпоративные, религиозные обычаи, традиции, привычки, нравы, деловые обыкновения, обряды, ритуалы, требования этикета, корректности, приличия и др. Нормы – это определенные стандарты, образцы, эталоны, модели поведения участников социального общения. Бел них невозможно никакое человеческое общежитие, тем более функционирование таких сложных образований, как государство, общество. Право сложилось намного позже других нормативных систем и главным образом на их основе. Оно стало более жестко и целенаправленно регулировать экономические и иные отношения.

Юристы имеют дело прежде всего с правовыми нормами, которые представляют для них непосредственный профессиональный интерес Но они постоянно соотносят их с другими социальными регуляторами, так как все нормы -тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Следовательно, о специфике правовых норм нельзя судить без выяснения их места и роли в общей массе социальных норм.

Право и мораль (см. след. вопрос «Право и нравственность в современных условиях)

Еще древние философы (Платон, Демокрит, Цицерон, Аристотель) указывали на значимость этих двух главных определителей общественного поведения, их сходство и несовпадение. Отграничив право от морали, мы тем самым покажем отличие его от других социальных норм, место и роль этого регулятора в общей системе нормативного регулирования.

Юристы по роду своей деятельности изучают, толкуют, применяют прежде всего правовые нормы – это их специальность. Но они для оценки поведения субъектов правовых отношений и правильного разрешения возникающих коллизий постоянно обращаются и к этическим критериям, ибо в основе права лежит мораль.

Мораль – важнейший социальный институт, одна из форм общественного сознания. Она представляет собой известную совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, классу, окружающей действительности.

Соотношение между правом и моралью сложное, оно включает в себя четыре компонента: единство, различие, взаимодействие и противоречия. Внимательное сопоставление права и морали, выяснение взаимосвязей между ними позволяют более глубоко познать оба эти явления.

Соотношение права и обычаев.

Обычаи играют существенную роль в регуляции различных сторон общественной жизни. Они тесно связаны с правом, моралью, культурой, политикой, религией, другими социальными нормами. Исторически право как система норм в значительной степени вырастало из обычаев, которые санкционировались публичной властью по мере практической необходимости. Уже в этом заключается их генетическое родство. Данный процесс в принципе является постоянным, он продолжается и сейчас, ибо право формируется не только «сверху», но и «снизу», из народных глубин, корней, традиций.

Обычаи принято определять как устойчивые и достаточно распространенные в определенной сфере правила поведения, которые в результате многократного, длительного повторения становятся привычкой, обыкновением, соблюдаемыми добровольно. Привычки – мощное средство формирования менталитета личности.

В юридической науке обычаи подразделяются на правовые (обычное право) и неправовые, или общегражданские. Правовые обычаи потому и называются правовыми, что они получают отражение в праве, им охраняются, защищаются, приобретая тем самым юридическую силу. Одни из них прямо закрепляются в законе, другие лишь подразумеваются, третьи логически вытекают из тех или иных правовых норм. Чаще всего они просто упоминаются, что означает, что ими можно руководствоваться. Например, в п. 1 ст. 19 ГК РФ говорится: «Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая».

Но во всех случаях правовые обычаи должны находиться в пределах правового поля, в сфере правового регулирования, а не за их границами. И, конечно, они не могут противоречить действующему законодательству. Правовые обычаи призваны способствовать правореализационному процессу, дополнять и обогащать механизм юридического опосредования разнообразных общественных отношений. Правовой обычай является одним из источников (форм) права.

Право и религия.

Как известно, церковь отделена от государства, но она не отделена от общества, с которым связана общей духовной, нравственной, культурной жизнью. Она оказывает мощное воздействие на сознание и поведение людей, выступает важным стабилизирующим фактором.

Все представители религиозных организаций, объединений, конфессий, общин, которые существуют на территории Российской Федерации, руководствуются при осуществлении ими конституционного права па свободу совести как своими внутрирелигиозными правилами и убеждениями, так и действующим законодательством РФ.

Последним основным правовым актом, регулирующим деятельность всех видов религий в России (христианство, иудаизм, ислам, буддизм), является Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. Данный закон определяет также взаимоотношения между церковью и официальной властью, в нем переплетаются правовые и некоторые религиозные нормы. Церковь уважает право, законы, установленный в государстве порядок, а государство гарантирует возможность свободной религиозной деятельности, не противоречащей принципам общественной морали и гуманизма. Свобода вероисповедания – важнейшая черта гражданского демократического общества. Возрождение религиозной жизни, уважение чувств верующих, восстановление порушенных в свое время храмов – несомненное духовное достижение новой России.

О тесной взаимосвязи права и религии говорит то г факт, что многие христианские заповеди, такие, например, как «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй» и другие закреплены в законе и рассматриваются им как преступления. В мусульманских странах право вообще основывается в значительной мере на религиозных догматах (нормах адата, шариата), за нарушение которых предусмотрены весьма суровые наказания. Шариат – это исламское (мусульманское) право, а адат – система обычаев и традиций.

Право и корпоративные нормы.

Корпоративные нормы – один из видов социальных норм, они входят в общую нормативно-регулятивную систему общества; это правила поведения, по которым живут и действуют различные общественные организации, движения, объединения, ассоциации, фонды, центры, союзы и другие образования негосударственного характера (профессиональные, творческие, научные, молодежные, ветеранские, спортивные, культурные, и т. д.). Нормы общественных организаций регламентируют в основном их внутренние вопросы и отношения (цели, задачи, функции, права и обязанности членов, условия вступления и выхода или отчисления, формирование руководящих органов, меры ответственности, взыскания, членские взносы и т.д.).

Эти правила содержатся в соответствующих уставах, решениях, положениях, программах, других документах указанных структур. Корпоративные нормы тесно связаны с правовыми, особенно теми, которые определяют порядок образования, регистрации и деятельности общественных организаций и объединений. Специфика корпоративных форм во многом зависит от специфики той или иной организации, а многообразие форм – от разнообразия норм общественной самодеятельности граждан.

Некоторым общественным организациям государством делегировано право издавать отдельные нормативно-правовые акты, например, профсоюзным, кооперативным, хозяйственным, коммерческим и другим. В этом случае создаваемые ими нормы, опираются уже на принудительную силу государственной власти, за их нарушение могут последовать юридические санкции. Немало подобных норм содержится в уставах конкретных колхозов, жилищных, строительных, дачных, гаражных и других кооперативов. Нередко эти уставы просто дублируют нормы соответствующих ведомственный инструкций и поэтому мало чем отличаются от правовых, за исключением сугубо внутриорганизационных.

В период выборов многие общественные объединения, политические партии, движения выступают субъектами государственно-правовых отношений, они имеют право выдвигать своих кандидатов в депутаты, назначать своих представителей в избирательные комиссии, при этом несут соответствующие обязанности и ответственность за соблюдение законодательства.

Правовые и политические нормы.

Право и политика традиционно рассматриваются как явления тесно взаимосвязанные и взаимообусловленные. Достаточно сказать, что преобладающая часть всей внутренней и внешней политики любого государства реализуется через право, законы, а последние, в свою очередь, выступают выразителями и проводниками этой политики.

Если же иметь в виду такой ведущий правовой акт, как Конституция, то она, как известно, закрепляет основы, принципы, цели, направления государственной политики, фиксирует и гарантирует политические права и свободы граждан, их участие в государственной, и общественно-политической жизни страны. Конституция представляет собой политико-юридический документ.

политика определяется в науке как особая, обширная область взаимодействия между классами, партиями, нациями, народами, государствами, социальными группами, властью и населением, гражданами и их объединениями. Конечно, это наиболее общая, абстрактная дефиниция, но она верно отражает важнейший и сложнейший пласт общественной жизни, самостоятельный мир политических ценностей, идеалов, интересов. Данную сферу как раз и регулируют политические нормы.

Политические нормы – это правила поведения многочисленных и разнообразных субъектов политики (индивидуальных и коллективных), участников политического процесса, политических отношений. Эти нормы содержатся в различных политических манифестах, программах, решениях, заявлениях, декларациях, уставах политических партий и движений.

В тех случаях, когда политические нормы получают отражение в законах, конституциях, они приобретают также характер правовых. Водораздел между политическими и юридическими нормами провести порой весьма трудно, так как они тесно переплетены, а чаще всего сливаются (например, в статьях Конституции). Это наблюдается в деятельности как законодательной, так и исполнительной власти. Ведь законы, иные нормативные акты имеют, как правило, не только экономическое, но и политическое обоснование. Но между правовыми и политическими нормами могут быть и противоречия.



 

Возможно, будет полезно почитать: