Блокбастер на злобу дня. Обзор игры Deus Ex: Mankind Divided

Время и практика показали, кто тут на самом деле - релиз уходящего лета. Сделанные с любовью маленькие кусочки одной-единственной старушки Земли оказались в разы интереснее, чем 18 квинтиллионов одинаковых планет, которых на практике всего то 5 (цветущие джунгли, каменный шар, снежная тундра, палящая пустыня и кислотно-токсичная скала). Конечно, можно до хрипоты в голосе спорить о том, что полёт в бесконечном космосе и сюжетное приключение со стэлсом/стрельбой/хаками - это два совершенно разных опыта.

Никто не мешает учесть и тот факт, что Hello Games - это инди студия из 60-ти человек (с учетом аутсорса), а Eidos Montreal (создатели нашего текущего подопытного) - крупная контора, насчитывающая сотни сотрудников. Но жизнь вообще несправедлива, и сейчас мы говорим не об условиях создания той или иной игры, а о том, сколько она удовольствия принесёт конечному пользователю, то есть нам с вами.

Прежде, чем перейти к оценке Deus Ex: Mankind Divided, вкратце остановимся ещё на одном важном для каждого жителя бывшего Союза вопросе: value for money, ведь нас всех интересует не только то, что мы получаем, но и за какие деньги? Бесконечно мудрые японцы из Square Enix - одни из последних в Steam, кто всё ещё проводит сверх-мягкую политику по отношению к странам СНГ. Всего 1299 руб. за новинку ААА-класса: такого на платформе Гейба уже практически не осталось, все норовят содрать как минимум две штуки. Так, что-то мы отвлеклись, перейдём непосредственно к теме.

Исторический реализм

Ещё три немаловажных предупреждения. Во-первых, нравится вам это или нет, но здесь представлено 100% субъективное мнение автора, предпочитающего киберпанк и порой немного скептически относящегося к фэнтези. Во-вторых, по ходу повествования возможны совсем небольшие спойлеры. В-третьих, самым нетерпеливым настоятельно рекомендуем сразу прокрутить до раздела “А теперь про игру”.

Не прокрутили? Так слушайте же. Первое, о чём хочется рассказать - это поражающий исторический реализм мира Mankind Divided. Конечно, сценарии будут разыгрываться не так быстро, но выглядит всё вполне логично. В 2017-м году представители мега-коропораций получат право войти в Совет безопасности ООН. Ну а чего мучиться? Зачем делать вид, что вопросами войн и мира занимаются политики, якобы не зависящие от большого бизнеса? Лучше уж упразднить досадных посредников.

К 2029 г. практически все новостные компании будут собраны в единый конгломерат - Picus Media. Прекрасное лицо Элизы Кассан расскажет вам все последние новости в ключе, устраивающем крупнейшие транснациональные корпорации. Ну а если в одной из европейских столиц была случайно отравлена вся водопроводная система - это лучше оставить за кадром, дабы не сеять панику среди населения.

Как и полагается, у Picus есть конкуренты-правдорубы - например, чешский Samizdat. Но загрузить революционный листок можно только на хакнутый планшет, и аудитория сужается до тысяч. А госпожу Кассан ежедневно лицезреют миллиарды человек: скрыться от изображения этой брюнетки с замысловатой причёской можно только в канализации или в вентиляционной трубе.

К 2029 г. экономика США значительно ослабеет - без аугментированных Штатам придётся несладко. После Инцидента 2027 г. ощутимее всех пострадают богатые страны Ближнего Востока - там было наибольшее количество модифицированных рабочих, причём с весьма мощными имплантами, предназначенными для строительства. Напомним, что в 2027 г. особый сигнал на несколько часов превратил всех аугментированных людей в не контролирующих себя кровожадных маньяков, после чего вера в кибер-будущее немножечко так пошатнулась.

Россия в мире Mankind Divided трансформировалась в Российское Федеративное Содружество, предоставив больше свобод регионам. Катастрофу 2027 г. удалось пережить малой кровью, так как к аугментированным у нас всегда относились с ретроградным подозрением, и было их немного. Теперь (в смысле, в альтернативном будущем Deus Ex) Россия при помощи своих природных ресурсов с лёгкостью оказывает влияние на ослабевшую Европу, в том числе и при помощи мафии - собственной, и с территории бывшего СНГ.

Чехия в реальной истории чуть ли ни первой сбросила коммунистический гнёт, и стала перенимать прогрессивные западные идеи. Поэтому и в Mankind Divided Прага созывала киборгов со всех концов света, как только технология была изобретена. Теперь приходится разбираться с “проблемой аугов”. Пока что для них создали отдельные зоны ожидания в метро, отдельные туалеты, и систему документов, которые невозможно получить.

Полиция проводит рейды, и тех, у кого бумаг нет, сразу отправляют на выселки независимо от социального статуса - будь то талантливый инженер или обычный продавец. Жить киборгам приходится в Голем Сити - это настоящая киберпанковская антиутопия, в которой правит нищета, небоскрёбы из жестяных контейнеров всегда заслоняют солнце, а лекарственный Нейропозин, предотвращающий отторжение имплантов, не сыщешь и днём с огнём.

Весь мир замер в ожидании: ООН, вроде бы, пока не называет такое обращение с аугментированными негуманным. Если Праге всё сойдёт с рук, киборгов по всему миру загонят в резервации. Ну а там и придушить тихонько можно - да хоть теми же одеялами с оспой. Благо, богатый исторический опыт у человечества имеется. Миллиардер Натаниэль Браун, не дожидаясь никаких резолюций ООН, уже строит огороженный “рай на Земле для аугментированных” где-то в песках Саудовской Аравии…

Кем в этом эпическом конфликте выступит агент Адам Дженсен? Защитником притесняемых киборгов - своих собратьев? Или всё-таки безликим представителем закона большинства? Это и предстоит решать игрокам.

Хочется сказать, что в мире Deus Ex: Mankind Divided есть желание прочесть каждую электронную книгу, каждую газету Picus или Samizdat, каждое письмо в хакнутых компьютерах, чтобы почерпнуть ещё больше знаний наподобие вышеперечисленных. В том же Skyrim чтение достаточно быстро надоедает: начинаешь путаться в вымышленных драконах, божествах, героях и событиях. Но здесь… здесь-то совсем другое! Читаешь и думаешь: “Ай да Eidos Montreal, ай да сукины сыны! А ведь правы, правы сто раз, чертяки! Мировая история вполне может пойти приблизительно по такому пути”.

Браво, Eidos Montreal: построить настолько пугающе реалистичный вариант будущего - великое достижение, без всяких шуток. Это вам не Shadowrun, в котором просто намешали небоскрёбов, дождей, корпораций, пушек и имплантов… а, ну и ещё эльфы с орками пробудились в добавок.

А теперь про игру

После небольшого такого вступления сделаем предположение: допустим, вы не играли ни в Deus Ex (2000 г.), ни в сравнительно недавний Deus Ex: Human Revolution, и вот с учётом этого мы будем вести повествование.

Mankind Divided - смесь шутера, стэлса, симулятора хакера и приключения, в котором надо реально думать над своими словами и их последствиями (что называется, “отвечать за базар”). Причём реализация всех компонентов - на высоте: ничего из этого не добавляли просто так, для галочки, лишь бы отвязаться.

Начнём со стэлса, ибо именно так игру должны проходить перфекционисты, признающие только хардкорные уровни сложности и идеальные концовки. Почему именно так? Приведём один пример (чтоб совсем уж всё не заспойлерить). Есть в игре эпизод, в котором пражская полиция вытесняет с места преступления Интерпол и организацию TF29, на которую работает Адам Дженсен. Коррумпированные копы хотят уничтожить доказательства.

Дженсену нужно проникнуть на разбомбленный вокзал и незаметно выкрасть улику. Ключевое слово - “незаметно”. А мы просто перебили всех копов и забрали, что нужно. По возвращении начальник TF29 ругался жутчайшим образом, а СМИ написали о том, что бессердечные киборги-террористы ударили во второй раз в том же месте. Конечно, у этого будут последствия.

Идеальные стэлсеры всегда смогут избежать ненужного кровопролития - благо, инструментов у Дженсена для этого предостаточно, вплоть до практически полной невидимости (которая, правда, жутко жрёт батарейку). Для почувствовавших неладное супостатов есть самонаводящийся электрошокер TESLA; для турелей, лазерных барьеров, мин и камер - дистанционный взлом.

Кстати, стэлс ощутимо упрощается динамическим видом от 3-го лица: точка обзора отъезжает при прилипании к стенам и перебежкам между укрытиями. Кто играл в The Division сразу поймёт о чём мы. Огромный плюс в том, что Deus Ex насильно не навязывает вам скрытное прохождение. Например, в одной из побочных миссий можно перебить всех полицейских в участке, и они не будут бесконечно респавниться, как в GTA. В ещё одном сайд-квесте нужно похитить человека из логова бандитов. Вместо похищения можно - вы правильно догадались: перестрелять всех бандитов и просто вынести отключенное тело.

Даже если началась пальба, у Адама есть ещё шанс сохранить жизнь нападающим (это нужно, например, если вы чувствуете к собратьям-киборгам особую душевную теплоту, а они бегут на вас с дробовиками и автоматами). Для этого в игре предусмотрены нелетальные виды оружия - например, винтовка, стреляющая зарядами транквилизатора.

Ну а если вы привыкли шагать по горам трупов, и оставлять в живых очередного бандита, сказавшего вам uebok (c ударением на последний слог, как Колобок) не хочется - к вашим услугам классический арсенал из штурмовой винтовки, пистолета, дробовика, ну и так далее. Всё это можно модифицировать - прикрутить глушитель, снизить отдачу, разблокировать новый режим огня. Функциональность оружия меняется прямо на ходу: допустим, к штурмовой винтовке можно приделать 4-х кратный прицел и глушитель, чуть-чуть прокачать урон, по максимуму - стабильность, и активировать стрельбу по одной пуле. Тогда ваш верный автомат станет достойным заменителем громоздкой снайперки, занимающей чуть ли не половину инвентаря.

И, конечно, самое страшное оружие, мощнее любой винтовки или гранаты - сам Дженсен. Про шокер TESLA мы уже говорили, но агент может так же выстрелить “Тайфуном” по площади вокруг себя, или пригвоздить несчастных врагов к стене скоростными графитовыми стержнями, синтезирующимся прямо внутри аугментированных рук. Которые, кстати, можно проапгрейдить, дабы швыряться холодильниками и ломать стены, аки заправский Халк. Ну а модуль безболезненного приземления “Икарус” позволяет Дженсену вырубить врага, зазевавшегося где-то внизу.

Но не все импланты предназначены для боя. Многие - для стэлса и хакерства. Например, радар можно прокачать настолько, что он будет показывать даже звук ваших собственных шагов. Важный момент: все импланты одновременно включить нельзя, так как экспериментальные вызывают перегрев системы (то есть самого Дженсена, а расплавляться нашему герою неохота). Концепция не напрягает: например, в местности без особых высот можно отключить “Икарус”, и напрочь забыть про него.

Хакерство - увлекательная мини-игра. Выходя из центра захвата, надо оккупировать точки данных, чтобы добраться до ключевого узла, который разблокирует компьютер, откроет дверь и т.д. Сначала всё кажется простым, но затем наличие файерволлов, антивирусных программ и мощных вирусов превращает взлом электронных систем в интересный тест рефлексов и интеллекта.

Со взломами, стрельбой и стэлсом всё понятно. Но есть и и ещё один тип имплантов - социальный. Обычный разговор при наличии такой аугментации головного мозга преображается: у вас появляется визуальный интерфейс, анализирующий личность собеседника и его психотип. То есть в вашей голове как-бы консилиум из Фрейда, Юнга, а заодно и всех остальных именитых психологов, и эта когорта даёт вам советы, как вести дальнейшую беседу.

А помощь психолога вам точно понадобится, потому что персонажи в Mankind Divided встречаются весьма и весьма колоритные. Крупногабаритный эмигрант из бывшего СССР, борющийся за права киборгов, глава секретного агентства, которому приходится вести двойную игру и с коллегами, и с высшим начальством, босс грузинской мафии, пророк церкви Машинного Бога, желающий во что бы то ни стало загрузить сознания последователей в глобальную сеть… И хотелось бы рассказать обо всём сюжетном великолепии побольше, но это уже будут откровенные спойлеры.

Пара слов о графике

Если вы не хотите присоединиться к толпе людей, орущих на форумах: “Плохая оптимизация! Верните бабло!”, послушайте совета - нашего и разработчиков. Например, карточка Nvidia GTX 970 до сих пор считается достойной. Но Eidos Montreal чёрным по белому пишут - сглаживание MSAA и графические пресеты Very High и Ultra только для карт, у которых больше 4 Гб памяти! Так что не вздумайте на посредственном компе врубать ультру и MSAA 4x, и потом жаловаться, что вас не предупреждали.

Автор, наигравший в Deus Ex Human Revolution не один десяток часов, со всей ответственностью заявляет: графика в Mankind Divided по сравнению с предыдущей частью скакнула на тысячи миль вперёд, и смотрится вполне достойно даже на детализации High (и без этой набившей оскомину MSAA).

Ну а чтобы избежать всех этих метаний, есть опция консольного VIP-коммунизма. Почему коммунизма? А потому, что графика у всех одинаковая. Ну и с VIP всё понятно: на PS4 новый Deus Ex стоит чуть ли не в 3 раза дороже, чем в Steam.

Каменные мешки и неусыпная бдительность

Пора бы уже и к критике перейти. А она вполне ожидаемая: ну сложно, сложно даже при современном развитии технологий сделать в игре нормальный мегаполис (если это, конечно, не клон GTA). Прага будущего осталась совершенно такой же, как и Детройт 2027 г. Это не город, а, скорее, лабиринт. Конечно, “каменный мешок” - это уж преувеличение. Встречаются и красивые маленькие площади, и достопримечательности, и достойная архитектура… но людей слишком мало, самые большие улицы напоминают переулки в реальной жизни, нет магистралей и движения транспорта.

В каком-нибудь Thief такой городской хаб воспринимается совершенно нормально: понятно, что в средневековье особого города не нагородишь - что-то влезло в крепостные стены, крыша над головой не течёт и ладно. Но ведь в лоре Deus Ex делается особый акцент на небывалом размахе строительства, да и как ещё может быть, если два гастарбайтера теперь способны поднять стальной контейнер? Однако мы по прежнему заключены в бетонном лабиринте, и о свободе Watch Dogs в комбинации с крутейшеми квестами самой Deus Ex остаётся лишь только мечтать.

Второй момент - чрезмерно реалистичный стэлс, иногда вредящий игре. Враги в Mankind Divided видят вас издалека, полукруг бдительности и тревоги (как в Far Cry) заполняется очень быстро. Единожды психанув, супостаты уже не хотят терять вас из виду, а если скрыться вам всё же удалось, то возвращаются к стандартным маршрутам патрулирования крайне неохотно.

В пятиэтажном здании на один-единственный выстрел сбегается охрана с 4-х этажей. Вы медленно и верно, отлечиваясь и используя импланты, выкашиваете целую толпу врагов, перебегая между двумя-тремя укрытиями. А потом идёте 4 пустых этажа, взламывая двери и собирая предметы. Это, прямо скажем, немного скучное занятие. Единственная отрада - на 5-м этаже голыми руками придушить одинокого охранника, замешкавшегося в момент общей тревоги.

Полёт Икара

Как в греческом мифе, Deus Ex Mankind Divided иногда пытается взлететь слишком высоко - к самому Солнцу. Тогда восковые крылья оплавляются, перья опадают и зрелище получается не самое красивое. Но разработчикам - честь и хвала за сами попытки прикоснуться к ускользающей звезде. Как мы уже не раз говорили, киберпанк - дефицитный жанр: на безрыбье сойдут даже 16-ти битные инди проекты вроде Dex. А тут - игра класса ААА, да к тому ж ещё и сделанная, что называется, с душою. Аугментировать среднюю продолжительность жизни специалисты по кибернетике и био-инженерии пока не научились, технологий загрузки сознания в глобальную сеть на данный момент тоже нет. Так что если вы считаете себя поклонником киберпанка и не собираетесь ждать Идеальную Игру года эдак до 2077-го, ни в коем случае не пропустите Deus Ex: Mankind Divided.

+ Отличный киберпанковский сеттинг

+ Разнообразие геймплея

+ Суровый моральный выбор, Филипп К. Дик одобряет!

- Неправдоподобный город-лабиринт

- Слишком реалистичный стэлс

- Долгие загрузки районов города

Если же говорить об однопользовательском режиме в целом, то он удался. Играть не скучно, и это самое главное. Прошли одну миссию, начали вторую и так 12-15 часов, динамика и темп почти не пропадают, особенно если вы не заморачиваетесь на сюжете и не любите искать всякие секреты.

Особенно приятно смотреть CGI-видеовставки, качество которых не уступает роликам от Blizzard. Их много, разработчики постарались над плавным переходом между игрой и видео, а озвучка и аудиоряд отлично их дополняют.

Спору нет, когда все элементы объединяются, то уровень выглядят здорово, но и только. Говорить о погружении в мир игры благодаря графике не приходится. Разница между пресетами призрачна, по крайней мере, между «Высокими» и «Ультра» изменяются лишь мелочи и добавляются косметические эффекты, так что не видно, где именно Dawn Engine использует самые передовые технологии, как утверждали Eidos Montreal.

Так что если вас интересует графика, то Mankind Divided не смогла догнать такие визуальные шедевры, как Crysis 3 или Battlefield 4 , будучи при этом крайне ресурсоемкой игрой. Впрочем, это тенденция последних лет, когда «новый движок»©™ делается ради нового движка - аналогичную ситуацию мы наблюдали с Fallout 4 , Doom и Hitman .

Даже у Педалика анимация лучше

Отдельно стоит пройтись по системе анимации, которая качественно деградировала со времен Human Revolution . В Deus Ex: Mankind Divided нормально работает только анимация передвижения и перемещения, все остальное не отлажено и не доработано.

Допустим, вы наносите нокаутирующий удар по пригнувшемуся противнику. Чтобы этот самый удар прошел, за долю секунды игра намеренно выставит врага по стойке смирно и расправит его плечи, а затем нам покажут старую анимацию оглушения. Почему Eidos Montreal не сделали новую анимацию, когда враг стоит пригнувшись? Почему нет анимации разоружения, когда Дженсен выскакивает на вооруженного врага из-за угла?

Но самые большие косяки вылезают, когда вы пытаетесь нокаутировать стреляющего по вам врага. Он тоже встает по стойке смирно, вдобавок у него пропадает оружие, равно как звук и визуализация стрельбы. И это лишь два самых характерных примера, на самом деле костыли вылезают постоянно.

Также Eidos не смогла просто взять и перенести анимации из Human Revolution . Там все выглядело плавно и естественно, а в Mankind Divided Дженсен все время дергается, то ускоряется, то внезапно замедляется, из-за чего удары, которые он наносит, выглядят нереалистично, а порой не синхронизировано. То лицо врага уже отошло, хотя кулак Дженсена его еще не коснулся, то кулак ударил, а враг продолжает стоять.

Если вы играли в Batman: Arkham Knight или Shadow of Mordor , то будете полностью шокированы подобным подходом к анимации.

Добро пожаловать в Брешь

В рамках обзора нельзя не поговорить и о таком режиме, как Breach. Это что-то вроде асинхронного мультиплеера, где разные игроки соревнуются между собой на скорость и количество очков. Игровой площадкой выступает вымышленный сервер, с которого нужно украсть ценные данные, а игроку придан аватар хакера вот в таком виде:

Тут есть все те же способности и оружие, что в основной игре, но динамика заметно выше, причем взлом - дело очень простое, намного важнее подготовка. И речь не только о патронах или энергетических батончиках, перед началом миссии может потребоваться обмануть сервер при помощи различных чит-кодов - мы можем увеличить время операции взлома, наносимый аватаром урон, скорость скачивания данных или ослабить врагов-сторожей.

Каждый уровень имеет замысловатый дизайн, так что приветствуется скорость реакции и умение ориентироваться на местности и метко стрелять. После извлечения данных нужно быстро убежать, а время прохождения и количество украденных данных определяет количество очков.

Последние дают уровни, а каждый уровень дает деньги на покупку расходников, усилителей, бонусов и праксис-комплектов. Вложив в Mankind Divided реальные деньги, можно получить существенное ускорение в развитии персонажа.

В целом, Breach является отличным режимом, чем-то похожим на недавнюю Superhot . В итоге, когда Deus Ex и Superhot объединяются, происходит магия. Мы рекомендуем вам потратить несколько часов на то, чтобы разобраться в этом режиме, и тогда по завершении основной игры вы наверняка зависните в нём надолго.

Новое слово в жадности

Deus Ex: Mankind Divided нельзя назвать игрой, разработка которой велась четыре года. Она сделана максимум за три, о чем говорит скомканный сюжет и скоротечность прохождения, укладывающаяся в 20 часов. За технические недостатки и другие недоработки полную ответственность несет студия Nixxes, которая не сумела обеспечить должного качества.

От этого, конечно, игра не становится плохой, но мы-то с вами ожидали большего. Ожидали, что сиквел переплюнет оригинал, а этого не произошло - ему не хватило лоска и отполированности в большинстве аспектов, но это было у Human Revolution на момент релиза. Deus Ex: Mankind Divided не плоха, но не более того, хотя фанаты, в отличие от рядового игрока, найдут в ней много интересного.

В завершение стоит поговорить об этой ситуации с микротранзакциями и бонусами за предзаказ. Раньше за предзаказ давали хорошие сюжетные дополнения, потом второстепенные дополнения похуже, недавно планка опустилась до просто «дополнительного контента» - раскрасок для вещей, вторичных предметов, может быть, одного нового оружия. Но дойти до одноразового дополнительного контента, это надо уметь. Такие «бонусы» можно воспринимать только как плевок в лицо.

Микротранзакции идут туда же. Платить реальные деньги за прокачку и патроны в чисто однопользовательской, чисто сюжетной игре? Это что ли будущее видеоигр? Я никогда не просил об этом.

С того момента, когда мы купались в человеческих имплантах Детройта, прошло пять лет. В мире Deus Ex время протекает гораздо медленнее: Адам Дженсен разгребает последствия своих решений спустя два года после событий . Скажем сразу: Square Enix в этот раз не прыгнула выше головы, но, тем не менее, выпустила максимально качественный продукт, сильно приближенный к предыдущей игре.

Очень многие ругали Human Revolution за концовку, на которую нельзя было повлиять в ходе прохождения. Все сводилось к тому, что в финальной сцене мы просто выбирали один из нескольких видеороликов, и все. Mankind Divided решила выйти из положения довольно изощренным способом. Концовку предыдущей части она попросту игнорирует, вместо этого цепляясь за события, произошедшие незадолго до неудачного финала. Получилось органично: Дженсен пытается разгрести те вещи, которые хоть и произошли при его непосредственном участии, но в которых от него мало что зависело. Для тех, кто по каким-то причинам пропустил Deus Ex версии 2011 года, Square Enix подготовила 12-минутный ролик, в котором «скомкала» все события предыдущей части. Вспомнить некоторые вещи это поможет, а вот неподготовленному человеку будет сложновато: все-таки лучше предварительно пройти Human Revolution.

В этот раз Адам Дженсен почти всегда будет находиться в Праге, лишь изредка отправляясь в дальние командировки. Соответственно, открытая для побочных заданий локация здесь всего одна, и в какой-то момент начинаешь скучать по былому разнообразию Детройта и Хэнша. Разработчики очень старались показать город под разными ракурсами, каждый раз меняя время суток и погодные эффекты, но ближе к концу прохождения чувствуешь себя будто взаперти.

Локация сама по себе небольшая, да еще и зачем-то разделена надвое загрузочным экраном.

Зато детализация города впечатляет. Прага будущего очень напоминает знаменитый Сити 17: здесь сочетаются восточноевропейские постройки, милитократия и беготня по крышам и подоконникам. Небольшие кофейни, пивнушки и славянский мат - Deus Ex стала гораздо проще для восприятия отечественным игроком. В игре немного основных путей перемещения, зато полно неочевидных. Mankind Divided постоянно подталкивает вас к тому, чтобы включать смекалку, в результате чего вы конструируете баррикады из мусорных контейнеров, чтобы допрыгнуть до пожарной лестницы.

В целом геометрия уровней ни капли не изменилась: есть количество путей проникновения в нужную локацию, а выбор ограничен лишь числом ваших умений. Можно искать вентиляционные решетки, пробираться через окно (если умеешь прыгать высоко), взламывать дверные замки или просто вырубать незадачливых охранников.

Mankind Divided рассчитана на несколько прохождений. Как минимум потому, что вы можете идти по сюжету в стиле Бэтмена и вообще никого не убивать, а можете бежать напролом под звуки сигнализации и автоматных очередей. Вариативность можно найти везде: и в возможностях перемещения, и в диалогах, и в последствиях принятия решений по ходу выполнения основных миссий.

Кстати, разработчики сдержали слово - боссов действительно можно победить в режиме стелса, не используя при этом смертельные приемы.

Сама история очень похожа на Human Revolution - разве что концовка здесь более линейная и с явным намеком на продолжение. Никаких откровений ждать не стоит: это типичный боевик о трансгуманизме и его этических проблемах, а еще о масонских заговорах. Углубляться в философию никто не собирался, так что вся мораль лежит на поверхности. Тем не менее, повествование очень крепкое, и недоумения по ходу игры у вас возникнуть не должно.

Mankind Divided от начала и до конца воспринимается как работа над ошибками Human Revolution. Качество в новой игре важнее количества. Например, побочных заданий стало еще меньше (а ведь их и так было немного), но сами по себе они не отстают от основной линии, а иногда даже пересекаются с ней. Город стал меньше, но гораздо атмосфернее. К тому же, он максимально детализирован - за пару часов беготни по Праге все основные объекты запоминаются сами собой. Стелс минимально доработали: теперь вы не просто выбираете направление для переката, а указываете конкретную позицию курсором. Наконец, транквилизаторный пистолет действительно похож на пистолет, а не на детскую игрушку, с которой было стыдно ходить. Впрочем, в новую Deus Ex перекочевали и ошибки. Тела противников иногда невозможно тащить в дверях или по лестнице - у них начинается приступ эпилепсии или столбняка, а маркеры заданий иногда застревают на месте.

На фоне настолько качественной работы над ошибками новый контент воспринимается немного странно. Большинство новых аугментаций выглядят как дешевые понты для Дженсена - на них просто нет смысла тратить энергию. Но есть и полезные вещи, здорово облегчающие жизнь: например, удаленный взлом, позволяющий вывести из строя надоедливых дронов или отключить лазерную сетку. Square Enix очень искусно обыграла появление дополнительных умений в прошивке Адама, создав из этого целую историю. Так или иначе, новая Deus Ex получилась отличной и без всех этих фишек - чтобы ползать по вентиляции, ломать секьюрити-терминалы и черепа этих самых секьюрити из-за угла, новый контент не нужен. Мы получили то, о чем просили последнюю пятилетку - больше Deus Ex.

Долгие годы зарабатывая на жизнь критикой, со временем черствеешь. Десятки громогласных хитов, анонсов и релизов смешиваются, обращаясь в скучную рутину. Ощущение не из приятных. Думаешь, всё потеряно: любимое хобби более не трогает… А потом в руки попадёт удивительное произведение, и на ближайшие несколько дней вселенная идёт вспять. Одолевают забытые эмоции, и внезапно в голове проясняется - видеоигры так же прекрасны, как пять, десять, двадцать лет назад! Не все, само собой, но порой достаточно одного шедевра, чтобы восстановить веру в целую индустрию. Например, Deus Ex: Mankind Divided.

Новичкам везёт?

Пять лет назад студия Eidos Montreal выпустила Deus Ex: Human Revolution - удивительно качественный приквел культового киберпанк-боевика Deus Ex. Mankind Divided - новая часть, в которую влили куда больше денег, ресурсов и времени, чем в оригинал. Что могло пойти не так? Всё могло. Ни один разработчик не застрахован от дурных решений, да и уворачиваться от старых граблей дано не каждому.

И всё же Mankind Divided с блеском избежала традиционного проклятия сиквела. Если Human Revolution ещё можно было упрекать в некоторой нескладности, то новинка смотрится как умудрённый опытом суперсолдат вроде главного героя Адама Дженсена. Всё при нём: движения отточены, в голове есть чёткое понимание того, что надо делать, арсеналу приёмов можно только позавидовать, а вредные привычки ушли в прошлое. Просто глядя со стороны на подобную игру, так и тянет присвистнуть: авторы впахивали за десятерых, выводя формулу идеального продолжения. Всегда бы так!

Кривое зеркало рода людского

Как и у Дженсена, у Mankind Divided по-настоящему железная хватка: достаточно претерпеть относительно сумбурный пролог и впервые оказаться в раздираемой ксенофобией Праге, как всё становится на свои места. Заранее суммируя: с этого момента оторваться от игры не получится вплоть до финальных титров, поскольку свобода поистине опьяняет. Никаких рамок, никаких серьёзных ограничений - убивай, нейтрализуй, крадись, ищи побочные миссии, взламывай замки, читай чужую электронную переписку, ломай стены, скачи по крышам, словно супергерой в стильном плаще. Или хочется кидаться в людей холодильниками да торговыми автоматами? Не вопрос! В Deus Ex дизайнеры и сценаристы намечают цель, предоставляют большую локацию, а всё остальное зависит исключительно от игрока и его предпочтений.

Потратив несколько часов на беглое ознакомление с окружением, тайниками и разношёрстными заданиями, так и тянет прослезиться от восторга. Будто оказался в самом настоящем геймерском раю - совершенно не тянет показывать пальцем на недоделки и говорить: "Это не работает, это плохо, чем они только думали ". Просто потому, что серьёзных огрехов тут нет - каждая деталь и каждая же механика подогнаны друг к другу идеально.

История даже толком не успевает начаться, вкуснятина только впереди, а от происходящего уже приходишь в экстаз. Просто гулять по улицам, смотреть по сторонам и исследовать всё вокруг здесь куда интереснее, чем ввязываться в долгие перестрелки в большинстве высокобюджетных блокбастеров. Пускай мир находится на краю очередной пропасти, а вездесущие иллюминаты строят козни где-то за кадром, - пражские будни невероятным образом умиротворяют. А ведь чем глубже в игру, тем лучше она становится.

В новом Deus Ex всё так и пышет атмосферой. Каждый пыльный закуток, каждая типовая квартира, несмотря на некоторые повторяющиеся элементы, сделаны с такой любовью и тщанием, что невозможно не проникнуться уважением к труду канадцев. Побочные истории, в свою очередь, извилисты, не всегда очевидны геймплейно и, что особенно важно, никогда не кажутся лишними. Иные даже припоминаются в ключевых сюжетных заданиях, подчёркивая тем самым, что окружающий Адама мир не пустая несуразная декорация, а принятые решения действительно влияют на происходящее. Вокруг нас вполне правдоподобное, почти осязаемое будущее - как вам поворот?

И это другая сильная сторона Mankind Divided: благодаря невероятной проработке вселенной и её предыстории мир игры не просто цепляет - он регулярно наводит на размышления. Как встарь, Deus Ex мастерски прикидывается разудалым мочиловом без задних мыслей, но это лишь хитрый фасад для привлечения внимания публики. На самом деле Eidos Montreal выпустила огромное сочинение-размышление, в котором есть всё: и лихой мордобой с роботами, и конспирологические теории, и длинные диалоги на тему принятия обществом новых технологий, которые, к чести сценаристов, не кажутся однобокими или слишком очевидными.

Пускай конфликт людей и киборгов бесконечно далёк от нашей действительности (к 2029 году по улицам точно не будут шагать люди-танки), сама по себе история о сегрегации, о страхе человечества перед прогрессом понятна каждому, кто хотя бы раз заходил в Интернет, и актуальна для XXI века. Разработчики лишь предложили свой взгляд на подобные проблемы, обернув его в максимально притягательную для массового зрителя упаковку. Обложку высокобюджетного научно-фантастического блокбастера, который так и тянет заполучить себе в коллекцию хотя бы ради зрелищного экшена, сильных визуальных решений и крутого киберсолдата на коробке.

Незаметные пятна на солнце

Однако вопреки всему вышесказанному Deus Ex: Mankind Divided не получится назвать идеальным представителем жанра. Финал ставит всё на свои места - и резко смазывает впечатление от почти безупречной истории, снимая целый балл от итоговой оценки.

Дело не в том, что он плох - напротив, заключительный эпизод ошеломителен с самых разных точек зрения. Ещё бы - до судорог напряжённый и изобретательный последний уровень вызывает спазмический прилив адреналина в крови и венчается отличной схваткой не на жизнь, а на смерть с харизматичным мерзавцем, донимавшим Дженсена большую часть кампании! Однако заключению не достаёт главного: оно абсолютно не ощущается как финал. Словно блестящий сериал, который заканчивается на пару серий раньше положенного, Mankind Divided вместо полноценной концовки огорошивает зрителя даже не намёком - конкретным обещанием продолжения.

Именно так: у истории противостояния Адама и иллюминатов, увы, нет адекватной развязки. Вместо него тут подбрасывают невнятное To be continued... - как говорится, сделали они, а краснеть приходится нам. И это раздражает, печалит, расстраивает, ведь новая Deus Ex была так близка к идеалу, заслуживала высшей оценки, той самой 10 из 10, которой любят разбрасываться критики по поводу и без. Но в настоящий момент игра кажется незавершённой, будто авторы вырезали из неё последние главы и планируют распространять их в качестве дополнительного платного контента. Что вполне вероятно, учитывая красующийся в главном меню пункт "Истории Дженсена".

Но забудем на минуту о невразумительном финале. Deus Ex: Mankind Divided В-Е-Л-И-К-О-Л-Е-П-Н-А. Это редкий блокбастер, в который нужно играть всем, вне зависимости от предпочтений - в нём найдётся что-нибудь для каждого из вас. Через пять лет после своего первого триумфа Eidos Montreal доказала, что душевная Human Revolution не была простой случайностью, потом и кровью породив аутентичное 40-часовое приключение, каждая минута которого намертво отпечатывается в памяти.

До идеала осталось полшага, и, как знать, может, с третьей попытки канадцы сумеют сотворить настоящего Бога из Машины. После неоднократного личного общения с авторами сомневаться в этом, признаться, не приходится: именно на плечах таких умелых и смелых людей стоит та игровая индустрия, ради которой ещё стоит заходить в Steam и PlayStation Network вне распродаж.

Достоинства:

  • отменная история, затрагивающая и грамотно раскрывающая сложные темы;
  • бодрый экшен и по-настоящему напряжённый стелс;
  • беспрецедентно органичное сочетание стольких жанров в одной игре;
  • отличные сюжетные миссии, разнообразные побочные задания и множество способов их прохождения;
  • идеальное аудиовизуальное воплощение;
  • верность традициям крайне сложного и многогранного франчайза;
  • эта игра заставит вас задуматься.

Недостатки:

  • не самая бодрая начальная глава;
  • разочаровывающий финал;
  • очевидная ставка на платные скачиваемые эпизоды.

В недалеком будущем, следующим почти сразу за событиями Deus Ex: Human Revolution (2011), агент Интерпола Адам Дженсен участвует в операциях по нейтрализации террористов, контрабандистов и наркомагнатов - как вдруг выясняет, что его оперативной группой кто-то манипулирует. Чтобы докопаться до правды, Дженсен начинает вести двойную игру, особо не опасаясь за свою жизнь: все его тело - одна прямоходящая машина для убийства, напичканная фантастической электроникой, оружием и тактическими устройствами. Текст ниже в первую очередь адресован тем, кто, как и мы, искренне за новый Deus Ex. Если вы вообще не в курсе новеллы, советуем обратить внимание на нашу рестроспективу:

Спойлеров в рецензии - нет.

Deus Ex не просто вернулся, а ворвался в нашу действительность, как старый друг, который пропадал где-то лет пять, и, внезапно появившись на пороге, ведет себя так, будто ничего не происходило: а помнишь, как мы лихо время проводили, а?! Ты сначала недоумеваешь, где-то сопротивляешься, ссылаешься на то, что времена изменились, и вообще-то сейчас ты немного занят. Он смотрит на тебя с укоризной, и этим же вечером, бросив все дела, вы укатываете вместе в Прагу проводить время так, как привыкли.

Deus Ex: Mankind Divided действительно встречает игрока так, будто вы расстались только вчера. На вас обрушивается поток информации, имен, тонкостей интерфейса, а игра все время подгоняет: ну чего ты копаешься, погнали, нам еще мировой заговор раскрывать. К этому надо быть готовым. Deus Ex: Mankind Divided - прямое как палка продолжение Deus Ex: Human Revolution, и без новичкам может быть неуютно. Перед началом игры показывают краткое содержание предыдущей части, но это как пересказать в двух словах «Войну и мир». К тому же, в Mankind Divided на первый план выходят такие персонажи, как Джозеф Мандерли и Боб Пейдж (лишь вскользь упомянутые в HR) - а это, друзья, такой первый Deus Ex, что просто держись.

Первая же миссия не столько учит, сколько проверяет игрока. Можно биться об заклад, что вы пройдете ее несколько раз - тут так задумано, не будем портить интригу. Финальная схватка в первой миссии - это краткая схема всего Mankind Divided. Вы можете закончить задание на отлично, средненько или вообще провалить все к чертям. И что самое главное, какого бы результата вы ни достигли, никто вас за него не накажет. Даже с полностью проваленным заданием Дженсен отправляется дальше - вместе с отличниками боевой подготовки: просто у него будет своя игра, у них своя. В этом весь новый Deus Ex - можно все и даже больше.

Прага встречает роскошной квартирой в центре города с потрясающим видом и несколькими тайниками. Первая же прогулка по улице приносит самое важное откровение: мужики, мы точно не в Human Revolution. Трудно сказать, где мы конкретно - это попытаемся сформулировать ниже по тексту - но ощущения необычные. Перед нами небольшой, но насыщенный интересными закоулками город (как и реальная Прага), в котором можно делать все что угодно (как и в реальной Праге). От такого воздуха свободы поначалу пьянеешь и теряешься. Странное ощущение усиливает тот факт, что это первый Deus Ex, события которого разворачиваются при дневном свете. Вместе с Дженсеном мы плотнее закутываемся в пальто, щуримся, как вампиры, и еще сильнее вдавливаем в переносицу солнцезащитные хайтек-очки. Хочется сказать «I never asked for this», но это будет неправдой. Фанаты Deus Ex мечтали вернуться в старорежимную RPG, где им предоставят на разграбление целый город, и никто ни в чем их не ограничит. Как говорится, бойтесь своих желаний.

Human Revolution приучил нас следовать сюжету, лишь изредка отвлекаясь на побочные задания. Mankind Divided сразу спускает игрока с поводка - это и главное достижение, и главная проблема игры: она хочет впустить в себя всех сразу. И тех, кто пришел в мир Deus Ex после Human Revolution, и тех, кто помнит славные деньки за игрой 2000-го года. Прага примет любого: важно понять, чего вы сами хотите. Любители сюжетных приключений смогут пробежать игру за 15-20 часов и тут же вызвать гнев хардкорной аудитории, засоряя твиттер спойлерами для тех, кто играет медленно, изучая каждую локацию с лупой.

Улочки Праги таят немало сюрпризов и тайн; здесь можно часами бродить вокруг здания, пытаясь придумать, как забраться на вон тот балкон на восьмом этаже, потому что даже с земли видно, что там открыта форточка. Любители подглядывать, подслушивать и читать чужие переписки тоже останутся довольны. Да что там говорить, если уже в доме, где живет Дженсен можно обнаружить с десяток запертых дверей. Другое дело - и это тоже важно - далеко не всегда имеет смысл их открывать.

Здесь возникает другая проблема: после заточения в строгой сюжетной кампании Human Revolution у вас может случиться приступ своеобразного ролевого обжорства (в забытые времена также называемое манчкинизмом) - всех монстров убить, все сундучки собрать. Таким образом можно застрять в подъезде своего дома часа на три, взламывая все подряд, но в итоге с разочарованием обнаружить, что, например, сосед Тарас – не «иллюминат», а обычный житель Праги с простыми бытовыми проблемами, а самый ценный лут за все это время - аптечка и бутылка чешского пива. А вы что хотели? Найти в соседней квартире скрытый проход в тайное подземелье с сокровищами и легендарными доспехами?

Mankind Divided, как типичный immersive sim, в первую очередь предлагает вам окошко в другой мир, и лишь затем - игровую площадку. Не старайтесь собрать все предметы и залезть во все щели при первом прохождении, не портите себе историю механической зачисткой уровня. Большинство закрытых дверей и тайных троп - это всего лишь альтернативные пути. Если вы раздобыли ключ, то зачем лезть в это же помещение через канализацию? Здесь легко можно притворяться серьезным и усатым агентом Интерпола и без дурацких заигрываний с местным населением и решением их проблем. «Нужна помощь? Нахер пошел!» - в русской версии персонажи активно используют табуированную лексику.

Игра ни разу не попрекнет вас ни в чем. Не хотите - не делайте, сюжет пройдете в любом случае. К этому всему трудно привыкнуть, особенно после Human Revolution, где обнаруженный вход в шахту вентиляции однозначно давал понять: ты молодец, хитрый черт, сейчас зайдешь врагам в тыл или найдешь секрет. В Deus Ex: Mankind Divided вентиляция может вести: в другую сторону, в тупик, в ловушку или к странному рычагу, повернув который не произойдет ничего. Сам ищи теперь, где дверь открылась, раз такой умный.

Прекрасная новость для любителей стелса: боссов в игре нет. Официально. Даже финального противника можно закидать электромагнитными грантами и вырубить кулаком. В Human Revolution игроки часто страдали из-за того, что вложились в стелс, а потом столкнулись с серьезными обязательными врагами, которых нужно было непременно убить. С этим покончено - игру можно пройти без единого выстрела и вообще кровопролития.

При этом не стоит забывать, что Deus Ex - это все-таки шутер. Проигнорируем свист, крики и топот ног поклонников тотального стелса и повторим еще раз: Mankind Divided позволяет играть в себя как угодно. Если вам нравится стрелять из дробовика бандитам в лица, делайте это. Не нужно оглядываться на других игроков, которые любят рассказывать, как классно ползали на карачках по трубам три часа, просто попробуйте дать волю агрессии. Уровни напичканы всякой огнеопасной фигней, которая взрывается так, что Far Cry позавидует. Любую канистру можно поднять, швырнуть в сторону врагов, замедлив полет аугментацией «Фокус», и прицельным выстрелом взорвать ее под носом у очередного киборга. Если вас беспокоит моральная сторона вопроса, а ведь мы играем в immersive sim, где все персонажи «живые» (как бы странно это ни звучало), то вы зря беспокоитесь. Это Deus Ex, здесь нет хороших людей. И даже пражская полиция, которая всего лишь выполняет приказы, слишком усердствует в притеснении аугментированных - ваших собратьев, на минуточку. Захотите сорваться на копах - пожалуйста, мир от этого не перевернется. Вы немного усложните себе жизнь, но зато обогатите свое прохождение парой-тройкой новых приключений. За тем и играем. Эталонного прохождения Mankind Divided просто не существует в природе.

Праздник олдскула вышел неполным, и 2016 год не прошел для игры бесследно. Продюсеры коршунами кружили вокруг разработчиков в попытке осовременить происходящее и нашли-таки пару слабых мест. В сюжет вставлены загадки, связанные с Deus Ex Go - мобильной игры, с помощью которой можно достать себе немного очков праксис (но вполне можно обойтись и без них). Долго думая, куда же вставить микротранзакции, авторы решили не трогать сюжет (святое!) и остановились на отдельных режимах. Так появился Deus Ex: Breach - отдельная игра про кул-хацкеров, которые бегают по виртуальной реальности и взламывают серверы злобных корпораций. Здесь царит 2016 год во все поля: встроенный магазин, покупка премиум-снаряжения, вскрытие карточек, как в Hearthstone и так далее.

Отдельно выделили опцию для будущих DLC. Режим «Истории Дженсена» - это самостоятельные сюжетные миссии, проливающие свет на события основной игры. Первая и пока единственная миссия «Крайние меры» не слишком впечатлила: Дженсена фактически запирают в здании с кучей наемников и отнимают привычную аугментацию, выделив ограниченное количество очков праксис. В этом есть некий вызов: ваш прокачанный агент остается в сюжетной кампании, а в «Историях» нужно выруливать со скромным набором умений, оружия и амуниции. Ждем новых миссий и надеемся, что они будут чем-то большим, чем просто упражнения в поле.

Многих волнует вопрос: а в финале Mankind Divided мы также тупо выбираем себе концовку, как в прошлой игре? Конечно, нет. Игрок строит собственную историю на протяжении всего повествования, выполняя или проваливая тот или иной сюжетный квест, что в конечном счете повлияет на финал. В игре точно есть условно «хорошая» и «плохая» концовки, но, очевидно, есть и «идеальная» и, возможно, «секретная». Другое дело, что рассчитывать на совершенно разные завершения приключений Дженсена не стоит. В зависимости от ваших деяний, вы получите чуть больше или меньше интригующей информации, но на общую канву повествования радикально повлиять не удастся. Иллюминатов вы не разоблачите и Джозефа Мандерли за жопу не схватите - им всем еще в событиях первого Deus Ex участвовать, который, как известно, хронологически идет сильно позже событий Mankind Divided. Возможно, это кого-то разочарует, и концовку назовут «промежуточной» и «неполной», но что делать! Если вам непременно нужны все ответы, ищите их в игре 2000 года.

Mankind Divided не назовут ни прорывом, ни революцией - все это было еще в первом Deus Ex. Но, с другой стороны, ничего этого не было в Human Revolution. Совместив наработки старого мира и нового, Eidos Montreal выдали некий гибрид. Тот, кто умеет и знает, как играть в Deus Ex, почувствует себя дома. Кто привык к срежиссированным приключениям - возможно, заскучает и начнет обращать внимание на шероховатости, а их здесь немало. Мы еще прочитаем в твиттере, что графика устаревшая, что сюжет запутан и сильно завязан на прошлые игры, что концовка «вообще непонятная!!11».

Вместо какого-то вывода приведем выдержку из нашей переписки: «В Mankind Divided - как в настоящей чешской пивной: тесно, столы липкие, вокруг хмурые рожи, но пиво - офигенно вкусное».

Deus Ex: Mankind Divided в продаже с 23 августа для PC, PlayStation 4 и Xbox One. Версия для рецензии предоставлена российским издателем. Рецензировалась версия для Xbox One.



 

Возможно, будет полезно почитать: