Что делает совет федерации с законами. Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации: председатель, состав, полномочия

Вопросы ведения Совета Федерации перечислены в ч. 1 ст. 102 Конституции, и составляют предмет исключительного ведения Совета Федерации. Никакой другой орган, кроме Совета Федерации, не вправе принять по ним решение.

    Совет Федерации утверждает решение об изменении границ между субъектами Российской Федерации. Это решение, согласно ст. 67, ч. 3 Конституции, должно быть принято с согласия субъектов Российской Федерации, которых затрагивает это изменение.

    Совет Федерации утверждает указы Президента Российской Федерации о введении военного положения и введении чрезвычайного положения на всей территории РФ или в отдельных ее местностях в случае агрессии или угрозы агрессии.

    Совет Федерации решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, что допустимо в том случае, если это соответствует Конституции Российской Федерации, международным договорам Российской Федерации и федеральным законам.

    Совет Федерации производит назначение выборов Президента Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О выборах Президента Российской Федерации " от 17 мая 1995 г. и выносит решение об отрешении Президента Российской Федерации от должности согласно порядку, установленному ст. 93 Конституции.

    Совет Федерации по представлению Президента Российской Федерации назначает на должность судей федеральных судов: Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации, а также заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Счетная палата образуется Советом Федерации и Государственной Думой для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета на основании принципов законности, объективности, независимости и гласности (ст. 101 Конституции и ст. 3 Федерального Закона «О Счетной палате Российской Федерации »). Формирование состава Счетной палаты осуществляется палатами парламента на паритетных началах. Согласно ст. 1 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации » от 11 января 1995 г. Счетная палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием и подотчетным ему. Согласно ст. 5 указанного Закона, Заместитель Председателя Счетной палаты назначается на должность Советом Федерации сроком на шесть лет. При формировании Счетной палаты Совет Федерации и Государственная Дума назначают по шесть аудиторов сроком на шесть лет (ст. 6 Закона).

Состав и порядок формирования Государственной Думы рф.

Согласно ст. 95 Конституции РФ Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Ст. 96 Конституции РФ устанавливает срок полномочий депутатов Государственной Думы в 4 года. Такой период работы позволяет парламенту реализовать долгосрочные законодательные проекты, а обществу и самим депутатам – увидеть практические результаты своей деятельности. Вместе с тем данный срок обеспечивает регулярную обновляемость парламента, периодический «отчет» депутатов перед избирателями, без чего демократически организованная представительная власть также невозможна.

Согласно Федеральному Закону «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации », депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации избираются гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

225 депутатов Государственной Думы избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат), образуемым на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ, за исключением избирательных округов, образуемых в субъектах РФ, в которых число избирателей меньше единой нормы представительства. Единая норма представительства избирателей на одномандатный избирательный округ устанавливается путем деления общего числа избирателей, проживающих и зарегистрированных на территории РФ в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", на общее число (225) одномандатных избирательных округов.

225 депутатов Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками. Причем к распределению мандатов допускаются только списки кандидатов, за которые было отдано не менее 5% голосов избирателей, участвовавших в выборах.

Такая избирательная система называется смешанной, так как она соединяет два принципа избрания депутатов: принцип большинства (мажоритарности) для кандидатов, баллотирующихся по одномандатным избирательным округам, и принцип пропорциональности, применяющийся для кандидатов, входящих в федеральные списки кандидатов.

Согласно Федеральному Закону «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации », срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня избрания его депутатом Государственной Думы и прекращается со дня начала работы Государственной Думы нового созыва.

В соответствии с ч. 4 ст. 111 , в случае, когда Государственная Дума трижды отклоняет представленную Президентом РФ кандидатуру Председателя Правительства РФ, Президент РФ назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Согласно ст. 117 Конституции РФ Государственная Дума может быть распущена также в случае, когда она отказывает в доверии Правительству РФ.

Порядок формирования Совета Федерации РФ определен соответствующим ФЗ. Основополагающие принципы создания данного органа установлены и в Конституции. Рассмотрим далее, кто входит в Совет Федерации. Порядок формирования, полномочия этого органа также будут описаны в статье.

Общие сведения

Федеральное Собрание, в соответствии со ст. 95 Конституции, состоит из Госдумы и Совета Федерации. Первая палата выступает в качестве представительного органа всего населения страны. Порядок формирования Совета Федерации таков, что в него входят высшие должностные лица от каждого субъекта. СФ призван выражать региональные, местные мнения. Вместе с этим, он является и государственным органом всей страны (это подтверждает его порядок формирования). Компетенция Совета Федерации распространяется не отдельно на тот или иной субъект. Его волеизъявления и решения адресуются всей России, всему государству в целом.

Как выше было сказано, в СФ входят представители каждого субъекта. От региона назначается два уполномоченных лица: от органов законодательной и исполнительной госвласти по одному. Таким образом создается структура. Совет Федерации, порядок формирования которого предусматривает определенную схему избрания представителей, вместе с Госдумой создает Счетную палату. Членом СФ может стать гражданин страны, возраст которого не меньше 30-ти лет. Кандидат, кроме этого, должен обладать избирательным правом.

Назначение членов СФ

Представитель законодательного органа госвласти от субъекта выбирается этим же органом на срок его полномочий. Кандидатура вносится председателем. Группой депутатов, численность которой не меньше 1/3 общего количества членов законодательного органа, может быть внесено предложение о рассмотрении альтернативных кандидатур. Представитель исполнительной ветви власти региона назначается лицом, занимающим высшую должность в субъекте. Согласно Закону, регламентирующему порядок формирования Совета Федерации, решение законодательного органа об избрании члена СФ принимается путем тайного голосования.

Результаты оформляются соответствующим постановлением. При выдвижении от двухпалатного законодательного органа принимается соответствующий нормативный акт от обеих палат. Решение, принятое высшим должностным лицом о назначении члена СФ, оформляется Указом. Как гласит закон, устанавливающий порядок формирования Совета Федерации, документ вступает в действие, если на внеочередном либо плановом заседании законодательного органа 2/3 от общего количества депутатов не проголосует против кандидата. Принятый указ исполнительной власти должен быть направлен на рассмотрение в течение трех дней. По закону, определяющему порядок формирования Совета Федерации, решения о назначениях членов направляются в СФ в течение 5-ти дней со вступления их в действие.

Задачи СФ

В компетенцию Совета Федерации входит рассмотрение вопросов, касающихся:

  • утверждения изменений границ между регионами России;
  • назначения выборов Президента страны;
  • утверждения указа главы государства о введении военного времени или чрезвычайного положения;
  • отрешения Президента страны от своей должности;
  • назначения судей Верховного и Конституционного, Арбитражного (Высшего) судов;
  • утверждения кандидатуры и снятия с поста Генпрокурора;
  • назначения и освобождения от должности зампредседателя Счетной палаты и 50 % ее аудиторов.

Дополнительные полномочия

СФ назначает уполномоченных лиц Экономического Суда СНГ. Принятие кандидатур осуществляется в порядке, предусмотренном для формирования судейского состава ВАС. Согласно ст. 12 ФЗ, устанавливающего для граждан России основные гарантии избирательного права и возможностей участвовать в референдуме, СФ может рассматривать предложения Президента и готовить заключения об отзыве либо назначении дип. представителей страны в международных организациях и других государствах.

Деятельность СФ

Порядок функционирования Совета Федерации установлен Конституцией, соответствующими Федеральными Законами, Регламентом и решениями, принятыми СФ. В органе высшим лицом выступает Председатель. Он избирается из состава Совета Федерации. В ведении заместителей Председателя находится внутренний распорядок палаты. Они также проводят заседания СФ. Советом Федерации создаются комиссии и комитеты, проводятся слушания, касающиеся вопросов его деятельности. В СФ запрещено образование парламентских объединений и фракций. Заседания СФ проводятся в Москве. С целью обеспечения коллегиального и оперативного рассмотрения неотложных вопросов, связанных с деятельностью Совета Федерации, его функционированием, создается Совет палаты. Он выступает в качестве постоянного коллегиального органа. В его составе присутствуют Председатель СФ, заместители, главы комиссий, в числе которых отдел по парламентским процедурам и регламенту, и комитетов.

Особенности заседаний СФ

Слушания проводятся с 16-го сентября по 15-е июля. Заседание признается правомочным, если явилось больше половины общего кол-ва членов, которое составляет 178 человек. Первоочередными вопросами для рассмотрения являются:

Обязательные вопросы

Их перечень установлен ст. 106 Конституции. К вопросам, которые обязательно рассматриваются, относят ФЗ, принятые Госдумой относительно:

  1. Федеральных сборов и налогов.
  2. Таможенного, кредитного, валютного, финансового регулирования и денежной эмиссии.
  3. Федерального бюджета.
  4. Защиты и статуса госграницы России.
  5. Мира и войны.

На практике на заседаниях СФ рассматривается большинство принимаемых Госдумой законов. Согласно ст. 105, ч. 4 Конституции, ФЗ считается одобренным, если за него отдало голос больше половины общего количества членов или он не был рассмотрен в течение 14-ти дней. При отклонении закона палаты вправе образовать согласительную комиссию с целью преодоления разногласий, возникших в ходе обсуждения. После этого ФЗ повторно рассматривается Госдумой. Принятые ФЗ направляются Президентом в течение 5-ти дней для подписания и последующего обнародования.

Законодательная инициатива

Совет Федерации обладает достаточно широкими возможностями. Так, орган обладает правом вносить в Госдуму проекты ФЗ или конституционных положений, предложений о пересмотре и внесения поправок в последние. В данном случае стоит также учесть, что аналогичная возможность имеется и у представительных органов регионов. Из 723 субъектов, наделенных правом законодательной инициативы, больше 1/3 представляют интересы территориальных единиц России на федеральном уровне. Такое представительство в мировой практике отмечается крайне редко. Еще одним проявлением законодательной инициативы выступает возможность вносить поправки в текст проекта ФЗ в процессе его рассмотрения Госдумой.

Советом Федерации называют верхнюю палату Федерального собрания . Все субъекты Российской Федерации имеют в нем двоих представителей: представлен как исполнительный, так и представительный орган.

Совет Федерации обладает исключительными полномочиями, определенными в сто второй статье Конституции. Совет Федерации утверждает изменение границ субъектов; утверждает президентские приказы, касающиеся введения военных и чрезвычайных положений; решает вопросы о том, стоит ли использовать Вооруженные силы за пределом российской территории; назначает президентские выборы; отстраняет с должности Президента; назначает на должности судей в Конституционный и другие суды; назначает Генеральных прокуроров и Председателей Счетной палаты, а также назначает пятьдесят процентов ее аудиторов. Счетную палату образуют для контролирования исполнения федерального бюджета их людей, входящих в Совет Федерации, а также депутатов, представленных в Государственной Думе.

Другими полномочиями, которыми обладает Совет Федерации, являются законодательные. Они состоят в том, что Совет Федерации вправе рассматривать и одобрять или отклонять законы принятые Госдумой. Стоит также отметить, что в случае если Совет Федерации вообще не рассматривает закон, то он считается одобренным.

Третьей группой полномочий являются полномочия по самоорганизации. Совет принимает регламенты, которыми регулируются процедуры и вопросы организации Совета Федерации. Однако, они все - равно не предусматривают весь спектр вопросов и процедур.

В структуре Совета есть Председатель, его заместители (три), сформированные комитеты, аппарат Совета, а также возможно создание временных комиссий.

В основе деятельности Совета Федерации лежит принцип коллективности. Рассматриваемые вопросы свободно и открыто обсуждаются, также принимаются решения. Также у Совета есть право проводить закрытые заседания. На заседание могут приглашать представителей госорганов, общественные объединения, научные учреждения, независимых экспертов, ученых и прочих экспертов. Представителям СМИ и депутатам Госдумы также разрешено быть на заседаниях.

Также имеют право присутствия, как на открытых заседаниях, так и на закрытых заседаниях Совета представители Судов, Президент, представители Правительства.

Заседания являются правомочными, если на них было не менее двух третей от всего количества членов Совета. Руководство заседанием осуществляется Председателем Совета, стоит отметить, что у него нет полномочий по высказыванию собственного мнения по обсуждаемым вопросам, по комментированию выступлений, по даче характеристики выступающим.

Рабочим языком Совета Федерации был и остается русский язык. Выступления имеют следующий вид: они могу проходить как в виде докладов, содокладов, заключительных слов по обсуждаемым вопросам, выступлениях в прениях, так и в виде справок, информации, заявлений, обращений.

Совет Федерации принимает решения с помощью либо открытого, либо тайного голосования, для которого используют электронную систему подсчета голосов, либо используя бюллетени. Принятие решения происходит, если в его пользу больше половины голосов всех членов Совета.

Таким образом, Совет Федерации – это орган власти, имеющий широкий круг полномочий, который имеет сложную структуру и свой индивидуальный порядок работы. Он является палатой Федерального собрания и включает в свой состав представителей всех субъектов РФ.

В Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации - по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации.

Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания устанавливается в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 96) федеральным законом. Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 5 декабря 1995 года определил, что в эту палату Российского парламента входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти по должности. В случае, если законодательный (представительный) орган какого-либо субъекта Российской Федерации состоит из двух палат, то его представитель в Совете Федерации определяется совместным решением обеих палат.

Выборы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации проводятся в соответствии с республиканскими законами о формировании высших органов власти республик, а также нормативно-правовыми актами, принимаемыми представительными органами власти края, области, города федерального значения, автономной области и автономного округа.

Что касается процесса подготовки и проведения выборов в представительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, то он также складывается из семи основных стадий. Каждая из них соответствует в целом аналогичным стадиям организации выборов в Федеральное Собрание России.

Закрепляя полномочия палат Российского парламента, Конституция (ст. ст. 102, 103) исходит из того, что Совет Федерации призван представлять интересы всех регионов страны, а Государственная Дума - политических партий, иных избирательных объединений, а также различных групп населения.

В связи с этим к полномочиям Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами РФ. Следует иметь в виду, что такие изменения могут осуществляться только с взаимного согласия субъектов Федерации (ст. 67 п. 3 Конституции);

б) утверждение указа Президента России о введении военного положения, принятого им в соответствии со ст. 87 Конституции;

в) утверждение указа Президента России о введении им чрезвычайного положения в случаях, указанных в ст. 88 Конституции;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами России;

д) назначение выборов Президента России как в связи с истечением срока полномочий, так и в случаях их досрочного прекращения;

е) отрешение Президента России от должности в порядке предусмотренном Конституцией (ст. 93);

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда. Это полномочие верхняя палата парламента Российской Федерации осуществляет по представлению Президента России (ст. 83 п. “е” Конституции);

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора России (также по представлению Президента России).

По всем перечисленным вопросам Совет Федерации большинством голосов от общего числа членов палаты принимает постановления. При этом постановления Совета Федерации по целому ряду вопросов (утверждению изменения границ между субъектами Российской Федерации, принятии решения о введении военного или чрезвычайного положения и др.) носят нормативный характер.

Решения Совета Федерации принимаются простым большинством голосов (кроме случаев, предусмотренных Конституцией) открытым или тайным голосованием. Открытое голосование может проводиться с использованием электронной системы подсчета голосов либо без нее: бюллетенями или путем опроса. Для тайного голосования могут также использоваться бюллетени или электронная система.

Важно отметить, что Совет Федерации не может быть распущен ни по какому поводу никаким государственным органом, поэтому нет оснований говорить о возможности роспуска парламента Российской Федерации в целом. Это еще раз подтверждает постоянно действующий характер деятельности Федерального Собрания.

Палаты парламента образуют комитеты.

Комитеты Совета Федерации и Государственной Думы образуются на срок полномочий каждой палаты. Сущность и порядок деятельности каждого комитета определяется содержанием полномочий соответствующей палаты. Численный и персональный состав комитетов утверждается большинством голосов депутатов палаты. При этом соблюдается следующее правило: комитет Совета Федерации не может состоять менее чем из 10 депутатов; численность комитета Государственной Думы может устанавливаться в пределах от 12 до 35 депутатов этой палаты.

Кроме того, каждая из палат Федерального Собрания вправе создавать комиссии, деятельность которых может быть ограничена определенным сроком или какой-либо конкретной задачей.

На заседаниях комитетов, комиссий палат Российского парламента рассматривают две группы вопросов:

а) связанные с выполнением поручений, даваемых палатой комитету, комиссии;

б) влиянием комитета, комиссии на организацию и характер принимаемых палатой решений.

Каждая из палат парламента вправе проводить парламентские слушания. Такие слушания проводятся по инициативе руководящих органов палат, их комитетов; в Совете Федерации, кроме того, группы членов этой палаты (не менее 10 человек), а в Государственной Думе - депутатских объединений. Организуются слушания комитетами (комиссиями) палаты по вопросам своего ведения.

Тема 5

Парламент Российской Федерации – Федеральное собрание Российской Федерации: структура и функции

Важнейшим демократическим институтом, без которого немыслима демократия, является парламент . Суверенитет народа воплощается в государственном суверенитете именно через представительный орган власти, выражающий коллективную волю избирателей. Характерными особенностями парламента являются выборность и коллегиальность при принятии решений. Предполагается, что депутаты, избранные в состав законодательного органа власти, являются представителями народа и руководствуются, в первую очередь, общественными и госу-дарственными интересами.

Среди основных функций парламента следует выделить следующие:

    законодательная, суть которой заключается в том, что только парламент принимает законы, являющиеся всеобщими и верхо-венствующими над всеми другими правовыми актами;

    контроль за правительством, который может выражаться в раз-личных формах - утверждение членов правительства, заслуши-вание отчетов о работе правительства, принятие вотума недове-рия правительству и т. д.

Полномочия и функции парламента различаются в зависимости от национальных особенностей государства, формы правления и террито-риального устройства. В парламентских республиках правительство формирует победившая на выборах в парламент политическая партия или коалиция партий и по существу (формально это делает глава государства) утверждает председателя правительства. В президентских республиках президент формирует правительство и возглавляет его. В данном случае в конституции закреплена система сдержек и про-тивовесов, препятствующих узурпации власти какой-либо ее ветвью. В смешанных республиках президент формирует правительство с уче-том расклада политических сил по результатам выборов в парламент.

Парламенты бывают однопалатные и двухпалатные. В федератив-ных государствах верхняя палата реализует интересы субъектов фе-дерации, в унитарных государствах вторая палата рассматривается как дань традициям и выражает интересы административно-террито-риальных образований. Основной смысл парламентской деятельнос-ти заключается в максимальном представительстве не только интере-сов отдельных граждан, но и интересов общества как единого целого (интересов субъектов федерации, территорий, социальных групп).

Принцип формирования верхней палаты парламента также разли-чен: она может избираться или формироваться иным способом. В боль-шинстве стран, где существует двухпалатный парламент, значимость нижней палаты больше, чем верхней. В частности, прослеживается следующая тенденция: сильные, обладающие реальной властью па-латы избираются всеобщим прямым голосованием, поэтому чем «бли-же» палата к населению, тем шире и полнее ее компетенция, и на-оборот, чем «дальше» палата от избирателей, тем менее значима она в практических делах.

Двухпалатный парламент выполняет еще одну важную задачу: он демонополизирует законодательную власть, сводит к минимуму опас-ность возникновения парламентского диктата. Если не ограничивать власть парламента, он может стать деструктивной силой, так как приня-тие решений на основе мнения большинства - это не гарантия конст-руктивности и демократичности принимаемого решения.

В Российской Федерации законодательную власть осуществляет федеральное собрание . Так, в ст. 94 Конституции России говорится: «Федеральное собрание - парламент Российской Федерации - яв-ляется представительным и законодательным органом Российской федерации». Данное определение характеризует сущность, юри-дическую природу и функции этого органа государственной власти.

Из определения Федерального собрания как парламента следует, что этот орган должен выступать в качестве коллективного выразителя интересов и воли российского народа, который является носителем суверенитета и единственным источником власти в стране. Исходя из принципа разделения властей, российский парламент представля-ет законодательную ветвь государственной власти в России.

Федеральное собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы . В Совет Федерации входят по два предста-вителя от каждого субъекта России: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. В Государствен-ную Думу входят 450 депутатов, избираемых на основе пропорцио-нальной избирательной системы. Каждая из палат обладает своими Полномочиями, которые в основном соответствуют компетенции за-рубежных парламентов.

Представление о функциях Совета Федерации и Государственной Думы дает Таблица 2.

Таблица 2. Функции Совета Федерации и Государственной Думы

Функции Совета Федерации

Функции Государственной Думы

Изменение границ между субъектами Федерации

Решение вопроса о доверии Правительству

Утверждение военного положения и чрезвычайного положения

Дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства

Использование Вооруженных сил за границей

Объявление амнистии

Назначение выборов Президента и отрешение его от должности

Выдвижение обвинений против Президента при отрешении его от должности

Назначение судей Конституционного суда

Назначение на должность председателя Центрального банка, председателя Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека

(Источник: Конституция Российской Федерации. М, 1993. С. 42-44. С. 102–103.)

Кроме функций, присущих каждой палате Федерального собрания в отдельности, в Конституции РФ оговорены совместные функции, выполняемые обеими палатами.

К совместным функциям Совета Федерации и Государственной Думы относятся:

    обсуждение и принятие законов;

    обсуждение и принятие бюджета;

    установление налогов и сборов;

    финансовое регулирование;

    ратификация международных договоров;

    вопросы войны и мира;

    статуса и защиты государственных границ.

Очень важной с политической точки зрения является дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации, связанная с некоторыми ус-ловиями. В частности, решение Государственной Думы должно быть принято не позднее недельного срока со дня внесения Президентом предложения о кандидатуре Председателя Правительства. Помимо этого устанавливается, что после трехкратного отклонения представ-ленных кандидатур Председателя Правительства Российской Феде-рации Президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Государственная Дума может быть распущена Президентом также в случае повторного в течение трех месяцев выражения недоверия Правительству и в случае отрицательного ответа на вопрос о доверии Правительству.

Очевидно, что некоторые функции и полномочия, связанные с вза-имоотношением Федерального собрания с Президентом и Прави-тельством, требуют уточнения. Так, роспуск парламента может быть спровоцирован рядом обстоятельств: может быть выдвинута заведо-мо неподходящая кандидатура на пост Председателя Правительства Российской Федерации, а в Конституции не оговорено, что каждый раз Президентом должна предлагаться новая кандидатура Председа-теля Правительства. В связи с такими неопределенностями парла-мент превращается в зависимый орган, над которым нависает угроза его досрочного роспуска. Это влияет на поведение и правосознание депутатов, подталкивает их к популистской деятельности. В ситуа-ции политической нестабильности данная парламентская модель

Даже при усиленных полномочиях Президента может сопровождать-ся частыми государственными кризисами, что позволяет говорить об усилении тенденций авторитаризма в государственном управлении.

ТЕМА 6

Конституционная система органов государственной власти Российской Федерации. Администрация Президента. Совет безопасности Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации

С истема государственных органов Российской Федерации

Государственные органы - это один из каналов, через который на-род, согласно Конституции Российской Федерации, осуществляет свою власть.

Органы государственной власти характеризуются следующими чертами:

    они наделены государственно-властными полномочиями;

    образуются и действуют в установленном государством порядке;

    уполномочены государством осуществлять его задачи и функции;

    являются составной частью единой системы органов государ-ственной власти Российской Федерации.

В своей совокупности государственные органы Российской Феде-рации образуют единую систему. Согласно Конституции (ст. 11), в нее входят органы государственной власти Российской Федерации и орга-ны государственной власти ее субъектов. Единство системы государ-ственных органов Российской Федерации обусловлено тем, что эта система основывается на государственной целостности России, на единстве системы государственной власти. Единство системы про-является в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органа-ми государственной власти ее субъектов. В соответствии со ст. 11 Кон-ституции государственную власть в Российской Федерации осуще-ствляют Президент Российской Федерации, Федеральное собрание, Правительство и суды Российской Федерации. Каждый из этих видов органов власти представляет собой фактически подсистему единой системы государственных органов Российской Федерации.

Особую группу государственных органов, не относящуюся ни к од-ному из ранее названных видов органов государственной власти, образуют органы прокуратуры. Прокуратура Российской Федерации , согласно Конституции (ст. 129), составляет единую централизован-ную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Основной ви-довой особенностью органов прокуратуры является осуществление ими надзора за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполни-тельными органами субъектов Федерации, органами местного само-управления, органами военного управления, органами контроля за должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.

Кроме названных, в систему государственных органов Российской Федерации входят также ряд других органов, осуществляющих вспомо-гательные, совещательные и иного рода функции, которые опреде-ляются органами государственной власти. К числу этих органов отно-сятся, например, Администрация Президента Российской Федерации, Совет безопасности Российской Федерации.

Администрация Президента

Многогранность работы Президента, широчайший спектр его деятель-ности, необходимость постоянного контроля исполнения решений главы государства - эти и другие факторы предполагают существо-вание специального органа, создающего условия для реализации Пре-зидентом его конституционных полномочий. Таким органом являет-ся Администрация Президента .

Администрация Президента обеспечивает деятельность главы го-сударства, создает условия для реализации Президентом его консти-туционных полномочий. Это выражается, в частности, в подготовке законопроектов для внесения их Президентом в Госдуму в порядке законодательной инициативы. Администрация готовит проекты ука-зов, распоряжений, поручений, обращений Президента, иных доку-ментов, в том числе проектов ежегодных посланий Президента Феде-ральному собранию.

Администрация контролирует и проверяет исполнение федераль-ных законов, указов, распоряжений и поручений Президента и представляет ему соответствующие доклады; обеспечивает взаимодействие Президента с политическими партиями, общественными объединени-ями, профессиональными и творческими союзами в России, а также с государственными органами и должностными лицами иностранных государств, российскими и зарубежными политическими и обществен-ными деятелями, международными организациями. В Администрации анализируются: информация о социально-эко-номических, политических и правовых процессах в стране и мире; обращения граждан; предложения общественных объединений и ор-ганов местного самоуправления. На основе обрабатываемых матери-алов готовятся доклады Президенту.

За время существования структура и состав Администрации Пре-зидента многократно менялись. Общее руководство Администраци-ей осуществляет Президент. Непосредственно управляет работой Администрации ее глава - Руководитель Администрации. С 14 но-ября 2005 г. Руководителем Администрации Президента является С. С. Собянин. Нынешняя структура Администрации Президента утверждена Указом «Об Администрации Президента Российской Федерации» от 25 марта 2004 г.

В соответствии с этим указом у Руководителя Администрации есть два заместителя. Высокопоставленными должностными лицами Администрации являются также: пресс-секретарь Президента, руководитель протокола Президента, помощники и советники главы государства, полномочные представители Президента в органах государственной власти, уполномоченный Российской Федерации при Европейском суде по правам человека, руководители самостоятельных подразделе-ний Администрации. Полномочные представители Президента в фе-деральных округах также входят в состав Администрации и подчинены ее Руководителю. Администрация обеспечивает работу президент-ских полпредов во всех семи федеральных округах.

К числу самостоятельных подразделений Администрации относят-ся управления, Референтура Президента, Канцелярия Президента.

В состав Администрации входит также аппарат Совета безопас-ности. Администрация обеспечивает деятельность Государственного совета, иных советов и комиссий при Президенте. В президентской Администрации насчитывается около двух тысяч государственных служащих.

Администрация Президента - государственный орган, но при этом органом власти не является. Материально-техническим и финан-совым обеспечением деятельности Президента и его Администрации занимается Управление делами Президента - самостоятельный фе-деральный орган исполнительной власти. Управление делами не вхо-дит в состав Администрации.

Совет безопасности Российской Федерации (СБ) является конститу-ционным органом, осуществляющим подготовку решений Президен-та Российской Федерации по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной по-литики в области обеспечения безопасности.

Он действует на основе Конституции Российской Федерации, За-кона Российской Федерации «О безопасности» от 1992 г. и других нормативно-правовых актов и состоит из постоянных и сменяемых членов СБ, назначаемых указом президента. В ст. 83, п. «ж» Консти-туции Российской Федерации говорится о том, что Президент фор-мирует и возглавляет Совет безопасности Российской Федерации, ста-тус которого определяется федеральным законом. Текущей работой СБ руководит секретарь Совета безопасности.

В число постоянных членов Совета безопасности по должности входят Председатель Правительства и Секретарь Совета безопаснос-ти. Постоянными членами Совета безопасности, как правило, назна-чаются Министр обороны Российской Федерации, Министр иност-ранных дел Российской Федерации, директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Основными задачами Совета безопасности являются:

    определение жизненно важных интересов общества и государства, выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности;

    разработка основных направлений стратегии обеспечения без-опасности Российской Федерации и организация подготовки федеральных целевых программ ее обеспечения;

    подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвы-чайных ситуаций, которые могут привести к существенным соци-ально-политическим, экономическим, военным, экологическим и иным последствиям, и по организации их ликвидации;

    подготовка предложений Президенту Российской Федерации о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения;

    разработка предложений по координации деятельности феде-ральных органов исполнительной власти и органов исполнитель-ной власти субъектов Российской Федерации в процессе реали-зации принятых решений в области обеспечения безопасности и оценка их эффективности;

    совершенствование системы обеспечения безопасности путем разработки предложений по реформированию существующих либо созданию новых органов, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации

Организация регионального управления в России и характер ис-пользования местными властями социальных технологий регули-рования общественно-экономических процессов сегодня в значи-тельной мере предопределены нормативными отношениями между Центром и субъектами Федерации.

Согласно Конституции, Российская Федерация состоит из респуб-лик, краев, областей, городов федерального значения, автономной об-ласти, автономных округов как равноправных субъектов в их отно-шениях с федеральными органами государственной власти.

В России существует единая система государственной власти , то есть федеральная власть распространяется на всю ее территорию. Кроме того, на территорию каждого субъекта Российской Федерации распространяется государственная власть этого субъекта, носящая ре-гиональный характер.

Конституция создает правовую основу для разграничения полно-мочий и предметов ведения государства и регионов, которые конкре-тизируются в индивидуальных договорах между Российской Феде-рацией и ее субъектами. Поэтому отдельным субъектам Российской Федерации могут быть предоставлены такие права, которыми не располагают другие субъекты.

Конституция не устанавливает систему органов государственной власти субъектов Федерации . Она предоставляет возможность субъек-там самостоятельно определять их, требуя лишь соответствия систе-мы региональных органов государственной власти основам консти-туционного строя и общим принципам организации государственной власти в стране.

Представительными (законодательными) органами государствен-ной власти в субъектах Федерации являются думы, собрания и т. п. Органами исполнительной власти выступают администрации (пра-вительства). Деятельностью администрации руководит глава адми-нистрации (губернатор), а его первый заместитель иногда является главой правительства. В систему исполнительной власти области, края входят отраслевые и территориальные органы управления и иные органы, создаваемые главой администрации, который самостоятель-но определяет их компетенцию и утверждает Положение о них.

Региональные органы власти разделяются также на законодатель-ную, исполнительную и судебную ветви.

Общим для всех субъектов Российской Федерации является то, что их законодательные органы государственной власти состоят из депу-татов, избираемых населением на основе всеобщего равного и прямо-го избирательного права при тайном голосовании на срок не более четырех лет.

Главы исполнительной власти субъектов Федерации избираются органами законодательной власти субъекта по представлению Пре-зидента России.

Конституция определяет предметы совместного ведения Россий-ской Федерации и ее субъектов (ст. 72), а также устанавливает (ст. 73), что «вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Рос-сийской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Россий-ской Федерации обладают всей полнотой государственной власти».

Например, в соответствии с уставами субъектов Федерации, в ис-ключительное их ведение входят: принятие, изменение и дополнение устава, региональных законов и иных правовых актов, контроль за их соблюдением; установление системы органов законодательной и ис-полнительной власти в регионе, определение порядка формирования, организации и деятельности этих органов, исходя из общих принципов, закрепленных законодательством Российской Федерации; разработ-ка и исполнение региональных социально-экономических, научно-технических, экологических программ; распоряжение природными ресурсами, имуществом и финансовыми ресурсами региона; решение вопросов административно-территориального деления региона, орга-низация и развитие местного самоуправления; учреждение и присво-ение почетных региональных званий и премий; иные полномочия.

Взаимоотношения между федеральным центром и субъектами Фе-дерации в России носят амбивалентный (двойственный) характер, свойственный всем институтам переходного общества. С одной сто-роны, многие аналитики отмечают слабость центральной власти и от-сутствие продуманной стратегии, в том числе в сфере регионального управления. С другой стороны, государство, представляя собой глав-ную общественную силу, зачастую пытается регламентировать те области региональной жизни, которые и с точки зрения конституци-онного права, и из соображений целесообразности должны были бы находиться исключительно в компетенции региональных властей.

Это ведет к дроблению объектов социально-экономического управ-ления, их двойному подчинению - региональной администрации и федеральному центру, что усложняет структуру управления и про-цесс принятия решений. С одной стороны, необходимость решения вопросов региональной жизни в центре сдерживает инициативу и са-мостоятельность региональных властей. С другой стороны, стремле-ние центра к всеохватывающему контролю приводит к чрезмерной загрузке федерального правительства текущими вопросами вместо сосредоточения его на проблемах стратегического управления.



 

Возможно, будет полезно почитать: