Освобождение ответчика от судебных расходов. Понятие и виды судебных расходов в гражданском процессе

Административная правоспособность - это способность иметь права

и обязанности, закрепленные нормами административного права.

Частично она возникает с момента рождения (право на постановку в

очередь на получение жилой площади, на имя, на медицинскую помощь,

на бесплатное обеспечение лекарствами). Будучи в принципе равной,

административная правоспособность граждан не одинакова. Она зависит

от возраста, пола, состояния здоровья, образования, места

жительства, национальности и других демографических факторов. В

качестве примера можно назвать воинскую обязанность, способность

стать носителем которой зависит от пола, возраста, состояния

здоровья, гражданства и ряда иных факторов. О влиянии на

административную правоспособность даже такого признака, как

национальность лица, свидетельствуют нормы Федерального закона "О

гарантиях прав малочисленных народов в Российской Федерации",

принятого в апреле 1999 г. В частности, в нем закреплено право лиц,

относящихся к малочисленным народам, на замену военной службы

альтернативной гражданской службой. Влияет на правоспособность

также рост лица. Лица, рост которых менее 150 см, не призываются на

военную службу, им не предоставляются права на управление

автобусами и т. д.

Сейчас, когда субъекты Федерации в соответствии со ст. 72

Конституции России активно осуществляют административное

правотворче-ство, административная правоспособность жителей разных

регионов имеет определенные различия.

пенсии в размере 100% минимальной пенсии по старости лилипутам,

получающим пенсию (независимо от ее вида) в органах социальной

защиты населения.

Таким образом, главные особенности административной

правоспособности следующие: она регулируется нормами

административного права, ее содержание состоит в регламентации

правовых способностей индивидов в отношениях с субъектами

государственной исполнительной власти, у конкретных лиц она

возникает с момента рождения, для разных лиц она неодинакова по

Административная дееспособность

Административная дееспособность - это способность лица своими

действиями осуществлять права, выполнять обязанности,

предусмотренные административно-правовыми нормами, и нести

ответственность в соответствии с этими нормами.

Административная дееспособность граждан России возникает

позднее правоспособности, возраст ее наступления законом не

установлен. Хочется отметить, что раньше, чем какая-либо иная, у

гражданина возникает именно административная дееспособность. Ее

частичное появление и последующее увеличение связано с физическим и

интеллектуальным взрослением лица. Даже дошкольники могут

самостоятельно обратиться к врачу, реализовать право на жалобу, с

шести лет ребенок сам реализует право на образование. Комиссия по

делам несовершеннолетних вправе направить лицо, которому

исполнилось 11 лет, в специальную школу. С 16 лет наступает

административная деликтоспособность - способность нести

административную ответственность за свои действия.

В течение последнего десятилетия административная

правосубъектность индивидуальных субъектов непрерывно расширяется.

В ее регулировании повышается роль законов. За последние годы

федеральными законами гражданам предоставлено право на оружие, на

свободный выбор места жительства, выезда из России, учреждение

средств массовой информации и др. Значительно расширены права на

судебную защиту, на объединение, на свободу совести.

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции «права и свободы человека и

гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той

мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного

строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других

лиц, обороны страны и безопасности государства».

Федеральными законами предусмотрены четыре группы

обстоятельств, при наличии которых правовой статус, прежде всего

административно-правовой статус индивидуального субъекта, может

быть ограничен:

Чрезвычайные обстоятельства (массовые беспорядки, стихийные

бедствия и др.);

Если это несовместимо с его общественно полезной

деятельностью (запрещение совместной службы родственников,

совмещения государственной службы с предпринимательской

деятельностью и т. д.);

Если без этого невозможно обеспечить государственную

безопасность (режим секретности, пограничный режим и др.);

Совершение неправомерных действий (лишение правонарушителей

водительских прав, ограничения на приобретение ими оружия и т. д.).

В первых трех случаях ограничения непосредственно

устанавливаются нормативными актами и касаются неопределенного

числа граждан, являются групповыми. А ограничения административно-

правового статуса в связи с неравномерными действиями носят

индивидуальный характер, персонифицированы, являются мерами

принуждения, их содержание определяется правоприменительным.и

Нередки случаи, когда ограничение прав правонарушителя не

является мерой принуждения, а представляет собой неблагоприятные

последствия правонарушения. Так, правонарушителю может быть

отказано в выдаче лицензии на оружие, заграничного паспорта.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

В теории права юридическая ответственность понимается как реализация правовой санкции в случае правонарушения, применение к правонарушителю наказания. Признаки такого рода наказания имеются и в выговоре за нарушение трудовой дисциплины, и в лишении свободы, и в административном штрафе, и в гражданско-правовой неустойке. Соответственно и виды юридической ответственности бывают различными: уголовная, административная, гражданская, дисциплинарная и др.

Все эти виды ответственности устанавливаются государством путем издания правовых норм, определяющих основания ответ­ственности, меры, применяемые к правонарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнение этих мер.

Для всех видов юридической ответственности существуют общие признаки:

Юридическая ответственность представляет собой разновид­ность государственного, правового принуждения;

Влечет за собой наступление неблагоприятных последствий для правонарушителя, предусмотренных санкцией правовой нормы;

Является итоговой правовой оценкой деяния (и его совер­шившего лица) от имени государства;

Всегда рассматривается в качестве негативной ответственно­сти (в отличие от позитивной ответственности, которая по­нимается как ответственность за порученное дело, т.е. когда она совпадает с понятием правовой обязанности или долга);

Ее несут и субъекты, и объекты управления и т.д.

Нормы административного права предусматривают разнообразные виды административной ответственности:

· дисциплинарную ответственность;

· материальную ответственность;

· административную ответственность.

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО АДМИНИСТРАТИВНОМУ ПРАВУ, ОСНОВАНИЯ ЕЁ ПРИМЕНЕНИЯ

Дисциплинарная ответственность, являясь одним из видов юридической ответственности, обладает рядом особенностей, со­вокупность которых определяет ее качественное своеобразие как самостоятельной разновидности принудительной деятельности.

1. Дисциплинарная ответственность применяется чаще все­го в связи с дисциплинарными проступками, но может быть ис­пользована и для борьбы с другими правонарушениями и даже аморальными деяниями.

2. Дисциплинарная ответственность внесудебна, это разно­видность исполнительно-распорядительной деятельности.

3. Ее осуществляют и органы негосударственных организа­ций в отношении работающих в них граждан. Они осуществля­ют это на основании норм трудового права, в соответствии с теми полномочиями, которые закон предоставил нанимателю.

4. Дисциплинарная ответственность может применяться только в отношении членов устойчивых коллективов, субъектов постоянных организационных связей (рабочих, военнослужащих, студентов, заключенных и т.д.).

5. Для дисциплинарного взыскания характерно широкое использование морально-правовых санкций (например, выгово­ров).

6. Дисциплинарная ответственность применяется субъекта­ми дисциплинарной власти. Обычно ее имеют субъекты линей­ной власти, руководители коллективов. К конкретному

правонарушителю меру дисциплинарного воздействия может приме­нить только непосредственный или вышестоящий руководи­тель.

7. Дисциплинарная ответственность регламентирована мно­гими отраслями права: трудовым, административным, исправи­тельно-трудовым.

8. Меры дисциплинарного воздействия могут применяться только к конкретным лицам. Дисциплинарная ответственность не только персонифицирована, но и индивидуализирована. Это частично проявляется в том, что в ее рамках существует множе­ство санкций и процедур, рассчитанных только на определен­ную группу лиц. Так, можно выделить санкции, применяемые к солдатам и матросам, офицерам и генералам, студентам и аспи­рантам, руководящим работникам, прокурорам и следователям.

Таким образом, дисциплинарная ответственность - это на­ложение на основании административно-правовых норм дис­циплинарных взысканий субъектами дисциплинарной власти на подчиненных им членов устойчивых коллективов за дисцип­линарные проступки и иные правонарушения.

Виды дисциплинарной ответственности:

В соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка;

В порядке подчиненности;

В соответствии с дисциплинарными уставами и положениями, действующими в отдельных министерствах и органах.

Для каждого вида дисциплинарной ответственности зако­нодательством предусмотрены свои взыскания.

Так, применительно к рабочим и служащим действует тру­довое право, применительно к заключенным - исправительно-трудовое. Административное право закрепляет применение мер дисциплинарного воздействия в отношении трех групп субъек­тов (членов административных коллективов):

1) милитаризованных служащих (военнослужащих, военизированных служащих, аттестованных работников милиции);

2) обучающихся (учащихся, студентов, аспирантов);

3) лиц, свобода которых временно ограничена на основании норм административного права (помещение в лечебно-трудовые и иные профилактории, специальные приемники).

Кроме того, административное право выполняет различные функции в установлении и реализации дисциплинарной ответ­ственности. С его помощью определяется круг субъектов и пол­номочия органов управления (должностных лиц) в осуществле­нии дисциплинарной власти.

Нормами административного права определяется объем дис­циплинарной власти должностных лиц, реализующих дисцип­линарную ответственность. В целом в отношении большинства работников дисциплинарная ответственность регламентируется комплексом норм трудового и административного права.

Дисциплинарный проступок - это вредное, антиобществен­ное, виновное деяние, совершенное членом устойчивого коллек­тива и состоящее в нарушении обязанностей, связанных с пре­быванием лица в данном коллективе. Иногда основанием дис­циплинарной ответственности признается нарушение служеб­ной дисциплины, объем и содержание которой определяются различными способами. Например, в понятие дисциплинарного проступка военнослужащего включается, в частности, наруше­ние норм морали и воинской чести. За совершение дисципли­нарного проступка на виновного может быть наложено дисцип­линарное взыскание.

Дисциплинарное взыскание по административному праву есть мера воздействия, применяемая органом государства к под­чиненному ему служащему, совершившему должностной просту­пок, и выражающая от имени органа, его налагающего, офици­альное осуждение проступка и лица, его совершившего, в целях воспитания и предупреждения совершения новых поступков.

Поскольку дисциплинарные взыскания осуществляются в рамках устойчивых коллективов, среди них много морально-пра­вовых санкций (замечание, выговор), санкций, изменяющих, пре­кращающих связи лица с коллективом (понижение в должнос­ти, увольнение); действуют они, как правило, лишь пока гражда­нин находится в коллективе, служит. Набор дисциплинарных санкций различен для разных категорий субъектов постоян­ных организационных связей. Основные виды дисциплинарных взысканий, которые могут применяться за нарушения трудовой дисциплины, закреплены в ст. 198 Трудового кодекса Республи­ки Беларусь (замечание, выговор, увольнение), содержащей ого­ворку о том, что законодательством и уставами по дисциплине

могут быть предусмотрены для отдельных категорий рабочих и служащих также и другие взыскания. Так, для студентов, аспи­рантов - это замечание, выговор, строгий выговор, исключение, а для лиц рядового и младшего начальствующего состава МВД -это замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о не­полном служебном соответствии, понижение в должности, ли­шение нагрудного знака, понижение в специальном звании на одну ступень, увольнение из органов внутренних дел.

К работникам, совершившим дисциплинарный проступок, независимо от применения мер дисциплинарного взыскания, мо­гут применяться лишение премий, изменение времени предос­тавления трудового отпуска и другие меры. Виды и порядок их применения определяются правилами внутреннего трудового рас­порядка, коллективным договором, соглашением, иными локаль­ными нормативными актами. Общий порядок применения дис­циплинарных взысканий закреплен в ст. 199 Трудового кодек­са Республики Беларусь, а сроки применения дисциплинарных взысканий - в ст. 200 данного Кодекса.

К дисциплинарной ответственности военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава МВД могут привлекаться до истечения 10 суток с того дня, как командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке, а студенты, аспиранты -не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка (не считая времени болезни или нахождения виновного в отпуске, на каникулах), но не позднее шести месяцев со дня его соверше­ния. Налагается дисциплинарное взыскание приказом компе­тентного должностного лица или решением коллегии. В Воору­женных силах, органах МВД взыскания могут налагаться уст­но. До наложения взыскания должно быть проведено расследо­вание обстоятельств дела и члену коллектива обязательно дол­жна быть предоставлена возможность дать устное или письмен­ное объяснение.

Приказ о наложении дисциплинарного взыскания с указа­нием мотивов его применения объявляется виновному под рас­писку. Как акт управления он вступает в силу немедленно. Если начальник избрал взыскание организационного характера (по­нижение в должности, увольнение и т.д.), его нужно выполнить реально. В отношении военнослужащих, сотрудников милиции

взыскания должны быть исполнены не позднее месячного срока со дня издания приказа. По истечении месячного срока давнос­ти дисциплинарное взыскание не может быть приведено в ис­полнение, но оно подлежит учету.

Взыскания, налагаемые на милитаризованных служащих, заносятся в их служебные карточки.

Сотрудник органа внутренних дел вправе обжаловать нало­женное на него дисциплинарное взыскание последовательно вы­шестоящим начальникам вплоть до обращения в суд. Но по общему правилу лица, на которых дисциплинарные взыскания налагаются на основании норм административного права, обжа­луют их в административном порядке.

Дисциплинарное взыскание по общему правилу считается снятым при наличии двух условий: истек годичный срок дав­ности, лицо не было повторно привлечено к дисциплинарной ответственности. Устные взыскания автоматически утрачивают силу по истечении одного месяца.

Состояние наказанности может быть прекращено и досроч­но приказом того руководителя, который наложил взыскание.

13.3. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО АДМИНИСТРАТИВНОМУ ПРАВУ, ОСНО­ВАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ

Материальная ответственность - это применение восстано­вительных санкций за ущерб, причиненный предприятию, уч­реждению, организации рабочими и служащими при исполне­нии ими своих трудовых обязанностей.

Административная и дисциплинарная ответственность со­стоит в применении взысканий, т.е. карательных санкций с це­лью общей и частной превенции правонарушений, а материаль­ная - это применение восстановительных санкций для того, чтобы возместить причиненный имущественный ущерб. Мате­риальная ответственность наступает:

1) если государству действительно причинен прямой, реальный ущерб;

2) ущерб причинен при исполнении служебных обязанностей;

3) в результате противоправного деяния;

4) если установлена вина лица;

5) если между противоправным деянием и наступившим ущер­бом имеется причинная связь.

Административным правом регламентируется только мате­риальная ответственность военнослужащих и аттестованных работников МВД.

Установление и реализация мер материальной ответствен­ности не составляет специальную функцию административного права. Это сфера применения гражданского и трудового права.

Нормы административного права определяют полномочия органов (должностных лиц), связанных с возмещением матери­ального ущерба в административном порядке. При отказе, ук­лонении работника от добровольного возмещения ущерба, при­чиненного предприятию, он возмещается по распоряжению ад­министрации путем удержания из заработной платы, если сум­ма, подлежащая взысканию, не превышает его среднего месячно­го заработка. Взыскание сумм в административном порядке может быть произведено в случае их получения путем незакон­ного повышения цен на продукцию, т.е. нет судебного рассмот­рения и решения такого рода дел.

В соответствии со ст. 7.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях физическое лицо, совершив­шее административное правонарушение, или юридическое лицо, признанное виновным и подлежащее административной ответ­ственности, обязаны возместить вред, причиненный администра­тивным правонарушением.

Основанием для материальной ответственности, регла­ментируемой административным правом, является вред, причи­ненный некоторыми категориями граждан в ходе своей слу­жебной деятельности.

Материальная ответственность схожа с гражданско-право­вой ответственностью за причинение вреда. Оба вида ответствен­ности являются реализацией правовосстановительных санкций, но материальная ответственность реализуется в рамках коллек­тива, размеры взыскания связываются с размерами должностно­го оклада (заработной платы), дифференцируются в зависимости от степени вины, выполняемой работы. Материальная от­ветственность наступает тогда, когда причиненный ущерб свя­зан со служебной деятельностью. От дисциплинарной этот вид ответственности отличает то, что: 1) размер применяемых санк­ций нередко зависит не от степени вины, а от размера наступив­шего в результате виновных противоправных действий вреда; 2) виновный может добровольно возместить причиненный вред полностью или частично; 3) санкция не может быть заменена мерами общественного воздействия.

Карательные и правовосстановительные санкции дополня­ют друг друга, могут применяться одновременно к одному лицу.

Административным правом регулируется не только основа­ние, но и порядок привлечения указанных лиц к ответственнос­ти. Он существенно отличается от порядка взыскания ущерба с рабочих и служащих, закрепленного трудовым правом.

Меры материальной ответственности, установленные норма­ми административного права, применяются в административном процессе. На основании Положения о материальной ответствен­ности военнослужащих за ущерб, причиненный государству, иму­щественный ущерб может быть взыскан с военнослужащих (сол­дат, матросов, сержантов и старшин срочной службы, а также проходящих службу по контракту, курсантов военно-учебных заведений, прапорщиков, мичманов и офицеров), состоящих на военной службе в Вооруженных силах, органах государствен­ной безопасности, иных воинских формированиях, созданных в соответствии с действующим законодательством, а также при­званных на сборы военнообязанных, виновных в причинении ущерба государству при исполнении ими служебных обязаннос­тей, предусмотренных воинскими уставами, приказами и други­ми актами.

Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные за ущерб, причиненный вследствие небрежного исполнения ими служебных обязанностей, предусмотренных воинскими устава­ми, приказами и другими актами, несут материальную ответ­ственность в размере причиненного ущерба, но не свыше: пра­порщики, мичманы, офицеры, солдаты, матросы, сержанты, стар­шины, проходящие службу по контракту, - месячного оклада денежного содержания; военнослужащие срочной службы и кур­санты - базовой величины; призванные на сборы военнообязан­ные - трех базовых величин.

Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные несут материальную ответственность в полном размере ущерба, причиненного по их вине государству, в случаях:

Умышленного уничтожения, повреждения, порчи, хищения, незаконного расходования военного имущества или причине­ния ущерба другими умышленными действиями, независимо от того, содержат ли они признаки деяний, преследуемых в уголовном порядке;

Приписок фактически не выполненных работ, умышленного искажения отчетных данных, применения неправильных рас­ценок, повышающих коэффициентов и в других случаях за­вышения объемов и стоимости строительно-монтажных и ре­монтно-строительных работ;

Недостачи, а также уничтожения или порчи военного имуще­ства, переданного им под отчет для хранения, перевозки, вы­дачи, пользования или других целей;

Причинения ущерба лицом, находящимся в состоянии алко­гольного, наркотического или токсического опьянения;

Причинении ущерба действием (бездействием), содержащим признаки деяния, преследуемого в уголовном порядке.

Командиры (начальники) привлекаются к материальной ответственности в размере причиненного по их вине ущерба, но не свыше двух месячных окладов денежного содержания, если они своими неправильными распоряжениями нарушили уста­новленный порядок учета, хранения, списания, использования, расходования военного имущества, а также не приняли необхо­димых мер к предотвращению его хищения, уничтожения, по­вреждения и порчи, возмещению виновными лицами причинен­ного государству ущерба.

Командиры (начальники) воинских частей, учреждений, во­енно-учебных заведений, предприятий и организаций, виновные в незаконном увольнении, переводе, перемещении, изменении су­щественных условий труда, отстранении от работы рабочего или служащего, полностью возмещают ущерб, причиненный в связи с оплатой времени вынужденного прогула или времени выпол­нения нижеоплачиваемой работы. Такую ответственность ука­занные лица несут, если увольнение, перевод, перемещение, изме­нение существенных условий труда, отстранение от работы про­изведены с явным нарушением закона, а также при задержке ими исполнения решения суда или вышестоящего в порядке подчиненности командира (начальника) о восстановлении рабо­чего или служащего на работе, на прежнем рабочем месте.

Офицеры, прапорщики, мичманы и проходящие службу по контракту солдаты, матросы, сержанты и старшины несут мате­риальную ответственность за ущерб, причиненный государству по их вине простоями вагонов, судов, автомобилей, в размере причиненного ущерба, но не свыше двух месячных окладов де­нежного содержания.

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Контрольная работапо Административному праву Тема:Ответственность по административному праву План 1. Ответственность по административному праву: понятие, виды, основные черты2. Состав административного проступка3. ЗадачаЛитература1. Ответственность по административному праву : понятие, виды, основные черты Административная ответственность - это применение судей, уполномоченным органом или должностным лицом установленных государством мер административного наказания на основании закона и в порядке, определяемом законом к физическим и юридическим лицам за административные правонарушения, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законами субъектов РФ, а также осознанная готовность виновного лица понести это наказание.Для мер административной ответственности характерна наказательная функция (административная кара), что не исключает их общее и индивидуальное превентивное (предупредительное) значение.Осознанная готовность лица понести это наказание важна в том, что это формирует правосознание граждан и должностных лиц о справедливости наказания и его профилактического действия в отношении как совершивших административное правонарушение, так и не совершивших.Административная ответственность наступает в случае нарушения административно-правовых норм. Но это не исключает возможности привлечения к административной ответственности за нарушение норм трудового, финансового, земельного, и даже конституционного права. Вышесказанное означает, что административная ответственность имеет межотраслевое значение.Нормы административного права предусматривают различные виды юридической ответственности: уголовную, дисциплинарную, административную и материальную. Решения вопросов уголовной и частично материальной ответственности в компетенции судебной юрисдикции, остальные же виды юридической ответственности и в первую очередь административной, дисциплинарной и частично материальной находятся в компетенции административной юрисдикции.На основе норм административного права могут применяться меры общественного воздействия в том случае, когда к нарушителям норм административного права, по мнению уполномоченного должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении, целесообразно применить меры общественного воздействия.При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Ст. 2.9 КоАП РФТак же административным законодательством предусмотрено ряд смягчающих вину обстоятельств учитываемых при назначении административного наказания. Эти обстоятельства указаны в ст. 4.2 КоАП РФ. В части 2 этой же статьи сказано, что могут признаваться смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.Административная ответственность имеет общие черты с другими видами юридической ответственности - уголовной, дисциплинарной и материальной. Это обусловлено преследованием общей цели - по воспитанию правонарушителей и профилактике правонарушений, а иногда в принудительном характере мер воздействия на правонарушителей, публично отрицательной оценке их поведения.Имея общие черты с другими юридическими ответственностями, административная ответственность имеет и свои особенности.Так, административную ответственность за административные правонарушения могут устанавливать не только органы законодательной власти (Федеральные и субъектов РФ) в форме законов, но и органы исполнительной и их уполномоченные должностные лица в объеме своих полномочий могут устанавливать административную ответственность в форме подзаконных актов.Наложение административных наказаний осуществляется судьями, органами, уполномоченными должностными лицами. Между органом (должностным лицом), привлекающим виновных в совершении административного правонарушении, и виновной стороной отсутствуют отношения подчиненности по службе, работе или учебе.В административной ответственности есть отличие от других видов юридической ответственности и по субъектам административной ответственности. К административной ответственности привлекаются и юридические лица.К административной ответственности могут привлекаться лица, достигшие 16-летнего возраста к моменту совершения правонарушения. При этом к лицам в возрасте от 16 до 18 лет, применяются, как правило, иные меры предусмотренные комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав. Родители и лица их заменяющие, несут ответственность не за правонарушения несовершеннолетних детей, а в связи с ними, т.е. за то, что не контролировали их поведение.Должностные лица несут ответственность в случае совершения ими административного правонарушения связанного с неисполнением или исполнением своих служебных обязанностей. Это касается правонарушений связанных с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, охраны природной среды, здоровья населения, санитарно-эпидемиологических и других правил, обеспечение которых входит в их служебные обязанности.Существуют также специальные субъекты административной ответственности. Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативно-правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах. За нарушение законодательства о выборах и референдумах, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей природной среды, таможенных правил и правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, а также за административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнения законных требований прокурора, следователя, лица производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, несут ответственность на общих основаниях.Основанием административной ответственности является совершение административного правонарушения и наличие соответствующей нормы, предусматривающей административную ответственность, а также, если по своему характеру правонарушение не влечет за собой уголовную ответственность.От преступления административное правонарушение отличается лишь меньшей степенью общественной опасности, поэтому зачастую говорят о вредности, а не общественной опасности административного правонарушения. Это вероятно и послужило основанием формального упразднения такого признака административного правонарушения как общественная опасность.Некоторые составы административного правонарушения можно назвать лишь формальными, т.к. административная ответственность наступает независимо от того, наступили ли отрицательные последствия от данного правонарушения или нет, - достаточно самого факта нарушения правил, охраняемых нормами административно-правовых актов.За совершение административного проступка налагается административное наказание, за дисциплинарный проступок - дисциплинарное наказание, за преступление - уголовное наказание.К лицам, совершившим административные правонарушения, применяется специальные меры административного принуждения, имеющие государственно-властный характер.За одно и то же правонарушение к лицу, его совершившему, можно применять только одно административное наказание основное и дополнительное или только основное. Однако это не препятствует сочетанию в применении мер административной, дисциплинарной и материальной ответственности, если такое предусмотрено законодательством.Административное наказание, применяемое к юридическому лицу, не освобождает от юридической ответственности его руководителя или собственника и наоборот.При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение, за исключением случаев, если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом. В последнем случае наказание назначается в пределах только одной санкции.2. Сос тав административного проступка Административное правонарушение - посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.Под составом административного правонарушения понимается совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков, наличие которых может повлечь административную ответственность.Основными элементами юридического состава административного правонарушения являются объект, субъект, объективная и субъективная стороны.Содержанием объекта административного правонарушения являются специфические общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. То есть объектом административного правонарушения является то, на что оно посягает, какие общественные отношения оно нарушает. Общий перечень объектов определен в ст. 2.1 КоАП РФ, и включает в себя:ь защиту личности, охрану прав и свобод человека и гражданина;ь охрану здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения;ь защиту общественной нравственности, охрану окружающей среды;ь охрану установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности;ь защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.Следовательно, объектом административного правонарушения является любое общественное отношение, охраняемое мерами административной ответственности.

Есть и конкретные объекты административных правонарушений. О них можно узнать из содержания той или иной статьи Особенной части КоАП. Так, ст. 20.5 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение установленного порядка организации, либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.

Большинство административных правонарушений выражается в действиях. Примером административно наказуемого бездействия можно назвать неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы РФ Ст. 18.7 КоАП РФ.

Условия, как элемент объективной стороны, предполагают учет времени, способа совершения административного правонарушения. Так, ст. 8.37 КоАП говорит о нарушениях правил охоты, что предполагает охоту без надлежащего разрешения или в запрещенных местах, либо в запрещенные сроки, запрещенными орудиями или способами.

Субъектами административных правонарушений могут являться, как физические, так и юридические лица, совершившие административное правонарушение. Все субъекты административных правонарушений можно разделить на следующие категории: специальные субъекты; субъекты, с ограничением мер применения административной ответственности; субъекты, привлекаемые к административной ответственности на общих основаниях.

К специальным субъектам можно отнести должностных лиц, которые несут ответственность за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других случаях, но только когда обеспечение выполнения таких правил входит в их служебные обязанности.

Должностные лица указываются в соответствующих статьях КоАП. Для них предусмотрен большой перечень составов административных правонарушений. Сюда можно отнести такие, правонарушения, как: выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке, не прошедшего государственного технического осмотра, с заведомо подложными государственными регистрационными знаками или имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация; непринятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения и др.

При этом имеются в виду должностные лица органов власти, управления и хозяйствующих субъектов. Иногда в качестве таких субъектов указываются руководители учреждений, коммерческих организаций, главные бухгалтеры или иные уполномоченные лица, руководители банков, бирж и т.д. Индивидуальные предприниматели, совершившие административное правонарушение в связи с выполнением распорядительных или административно-хозяйственных функций, также могут рассматриваться в качестве должностных лиц.

К субъектам, с ограничением мер применения административной ответственности, можно отнести военнослужащих и призванных на военные сборы граждан, беременных женщин, женщин, имеющих малолетнего ребенка, инвалидов I и II группы, несовершеннолетних (не достигших 18 лет).

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются П. 4,5 ч.1 ст. 4.2 КоАП:

Совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

Совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах. За нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей природной среды, таможенных правил и правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, а также за административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, несут ответственность на общих основаниях. К указанным лицам не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа Ст. 2.5 КоАП.

Все остальные граждане относятся к субъектам, привлекаемым к административной ответственности на общих основаниях. Сюда можно отнести: граждане РФ (не относящиеся к вышеперечисленным категориям), иностранные граждане и лица без гражданства (кроме лиц обладающих дипломатическим иммунитетом).

Субъективная сторона правонарушения - это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Оно выражается в форме умысла или неосторожности. По отношении к физическим лицам - все понятно. Сложнее вопрос о вине применительно к юридическим лицам.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законодательством РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо Часть 3 ст. 2.1 КоАП РФ.

Из вышесказанного следует, что при совершении административного правонарушения, юридическое лицо, и физическое лицо непосредственно виновное в совершении данного деяния подлежат административной ответственности в полной мере.

3. Задача

Осуществляя торговлю с рук в неустановленном месте Т., не имеющая никаких документов на товар, была задержана сотрудниками милиции и доставлена в отдел внутренних дел, где при проверке было установлено, что она совершила повторно в течение 1 года аналогичное правонарушение.

Вопросы:

1. Как должны быть квалифицированы действия Т.?

2. Каков может быть максимальный срок административного задержания Т.?

3. Какой орган (должностное лицо) должны рассматривать дело о правонарушении Т.?

4. Что надлежит сделать с товаром, торговлю с рук которым, без документов, в неустановленном месте, осуществляла Т.?

Как должны быть квалифицированы действия Т.?

Действия гражданки Т. можно квалифицировать по статье 14.1 КоАП РФ, т.е. осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии). Согласно этой статьи на гражданку Т. Может быть наложен административный штраф в размере от пяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда. С учетом того, что повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 (1 год) КоАП РФ, Пункт 2 части 1 ст. 4.3 КоАП РФ является отягчающим. При назначении меры наказания, вышеуказанное отягчающее обстоятельство должно быть учтено, и наказание должно быть таким, чтобы предотвратить дальнейшее повторение административных проступков как со стороны Т., так и со стороны других субъектов.

Действия Т. Также можно квалифицировать как, продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей. Часть 2 ст. 14.4 КоАП РФ Данная статья предусматривает ответственность в виде административного штрафа налагаемого на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда. В качестве дополнительного наказания, по данной статье, может быть применена конфискация товаров.

Каков может быть максимальный срок административного задержания Т.?

Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. В данном случае срок административного задержания не должен превышать три часа.

Какой орган (должностное лицо) должны рассматривать дело о правонарушении Т.?

Что касается нарушения гражданкой Т. нормы закрепленной в ст. 14.1 КоАП РФ, то дела по данной статье, как правило, рассматриваются судьями арбитражных судов. Нарушения нормы закрепленной в части 2 статьи 14.4 могут рассматриваться мировыми судьями, органами государственной санитарно-эпидемиологической службы, а также органами государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей.

Что надлежит сделать с товаром, торговлю с рук которым, без документов, в неустановленном месте, осуществляла Т.?

На основании части 2 статьи 14.4, (за нарушение, соответственно, нормы данной статьи) товар гражданки Т., которым она осуществляла торговлю с рук, без документов в неустановленном месте, в качестве дополнительной меры может подлежать конфискации, а также в зависимости от конкретных обстоятельств дела товар может и не подлежать конфискации.

Литература

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. - 2-е изд., переработан и дополнен - М.: Юристъ, 2004.

Овсянко Д.М. А дминистративное право: Учебное пособие / Под редакцией профессора Туманова Г.А. - М.: Юристъ, 1997.

Четвериков В.С. Административное право. Серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.



 

Возможно, будет полезно почитать: