Публикация судебных решений. Хотят обязать опубликовать решение суда в сми, правомерно ли это? Организация размещения текстов судебных актов

Закон № 262 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», предписывающий всем судам страны размещать на своих официальных сайтах информацию о расписании назначенных к слушанию дел, тексты решений, постановлений и приговоров, начал действовать в четверг, 1 июля. Он был принят еще в декабре 2008 года, но за считанные недели до вступления в силу парламентарии внесли изменения в ст. 15 закона. В первоначальной редакции судам предписывалось исключать из текстов решений и приговоров фамилии и другие персональные данные всех участников процесса, кроме судьи. Однако после майского выступления председателя Верховного суда (ВС) Вячеслава Лебедева, который заявил «о недопустимости купирования судебных решений», были внесены поправки. В новой редакции закона № 262 говорится, что открыто должны публиковаться фамилии всех участников процесса, кроме свидетелей: адвоката, прокурора, подсудимого, потерпевшего, ответчика, истца, третьих лиц в гражданском процессе. Но, как пояснил «Газете.Ru» в четверг пресс-секретарь ВС Павел Одинцов, эти поправки вступят в силу только после их официального опубликования — соответственно, пока суды не обязаны раскрывать данные всех участников процесса.

К 1 июля большинство судов успело только выложить расписание дел, назначенных к слушанию. Что касается самих решений, их можно найти далеко не на всех судебных сайтах.

Так, на официальном сайте Московского областного суда пока нет ни одного решения — ни по уголовным, ни по гражданским делам первой инстанции, а из кассационных определений опубликованы только те, что были вынесены в феврале, марте и апреле, то есть как минимум два месяца назад. Между тем в тексте «Временного регламента организации размещения сведений о находящихся в суде общей юрисдикции делах и текстов судебных актов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте суда», который был принят Советом судей в мае 2010 года, говорится, что тексты судебных актов должны размещаться «после их принятия в разумный срок, но не позднее месяца со дня вынесения». Приговоры публикуются после их вступления в законную силу.

«Вступление закона в силу с 1 июля не означает, что документы появятся в тот же день, — объясняет пресс-секретарь Мособлсуда Елена Поварова. — Как минимум решение нужно отписать. На это судье по уголовно-процессуальному законодательству дается 5 дней». Таким образом, обещает пресс-секретарь, уже через неделю Мособлсуд опубликует первые решения. «Что касается списков дел, назначенных к слушанию, списков движения дел, они велись у нас и раньше, до принятия закона», — добавила Поварова. Действительно, на сайте размещен список дел, назначенных к слушанию. Правда найти в нем уголовного дела в отношении Владимира Квачкова, которого в пятницу будут допрашивать в Мособлсуде, «Газете.Ru» не удалось.

«Конечно, сейчас могут быть проблемы, но они связаны с технической составляющей. Что касается регламентов, документации, в этой части все подготовлено», — уверяет пресс-секретарь Верховного суда Одинцов.

По словам руководителя пресс-службы Мосгорсуда Анны Усачевой, в столичных судах технические неполадки и ошибки, допущенные сотрудниками, устранят в течение ближайших двух недель. «С момента вступления закона в силу началась проверка, в ходе которой руководство Мосгорсуда будет выявлять нарушения, и в случае уклонения судьями от исполнения новых обязанностей будут приняты меры», — сказала Усачева «Газете.Ru». Пока на сайтах районных судов столицы размещены далеко не все решения: в разделе «Судебные акты» на каждом из сайтов всего по несколько постановлений за последние две недели. На сайтах Санкт-Петербургского городского суда и Тверского областного суда соответствующий раздел и вовсе недоступен. Руководство объясняет это «временными техническими трудностями».

Обязанность размещать решения на сайте лежит на судьях, их помощниках и сотрудниках канцелярии. Штат расширять не стали, только районным судьям пришлось обзавестись консультантами по информатизации — сисадминами. В городских и областных судах системные администраторы работали и раньше, у большинства судов такого уровня официальные сайты есть уже по нескольку лет. Теперь на рабочих компьютерах судей и сотрудников аппарата установлено программное обеспечение ГАС «Правосудие». С помощью этой системы сначала создается регистрационная карточка на каждое дело, потом в ней делаются соответствующие пометки о том, что дело принято к рассмотрению, о назначениях очередных заседаний и, наконец, добавляется текст приговора.

Работает ГАС «Правосудие» с очень серьезными проблемами, говорят сотрудники московских судов.

«При заполнении карточек система дает сбои, которые приходится обходить, как-то ее обманывать. Мы постоянно вызываем разработчиков, специалистов, но все равно отладить пока не получается», — рассказал «Газете.Ru» сотрудник аппарата одного из судов столицы на условиях анонимности. Называть свои имена недовольные системой ГАС «Правосудие» сотрудники отказываются, объясняя: «Сейчас, если что-то где-то не опубликовано, докладывают в Верховный суд: к этому повышенное внимание. А мы в любом случае остаемся крайними: в технические детали никто не вдается».

«Не исключено, что так дело и обстоит, что ГАС «Правосудие» действительно плохо работает. Но, пока сотрудники судов будут бояться и не скажут об этом открыто, нести ответственность придется им. В том числе и материальную», — прокомментировал ситуацию эксперт международной правозащитной организации Transparency International Иван Ниненко. Вместе с коллегами он занимается мониторингом реализации программы «Электронная Россия», в рамках которой и был принят ФЗ № 262.

Одновременно со вступлением в силу 262-го закона, напоминает эксперт, в четверг начали действовать поправки в КоАП. Теперь за нарушение порядка и сроков размещения информации о своей деятельности госчиновников, в том числе судей, будут штрафовать.

Новые нормы административного права содержатся в ст. 13.25 — 13.27 главы 13 Кодекса об административных правонарушениях. За неисполнение федеральных законов о доступе к информации чиновникам будут назначать штрафы в сумме от 3 до 5 тыс. рублей. «Сумма небольшая, но сам факт, что теперь госструктуры несут хоть какую-то ответственность за бездействие, радует», — отмечает Ниненко. Он также рассказал «Газете.Ru», что Transparency International начинает мониторинг всех без исключения российских судов. Эксперты будут проверять, исполняется ли закон № 262, и, если нет, писать заявления в прокуратуру. По результатам Transparency International подготовит отчет, но выйдет он не раньше осени, говорит Ниненко. «В Москве дело обстоит еще неплохо, если сравнивать с регионами. У многих судов вообще нет сайтов», — добавил собеседник. Он напомнил, что на реализацию программы «Электронная Россия» в общей сложности было потрачено около 15 млрд рублей.

Петербургское информационное агентство «Судебные Решения РФ» получило предупреждение от Роскомнадзора за публикацию решений российских судов. Если агентство продолжит публиковать у себя на сайте открытую информацию с сайтов российских судов, то Роскомнадзор грозит внести сайт судебныерешения.рф в «чёрный список» ресурсов с информацией, которая запрещена к распространению на территории Российской Федерации.

История звучит как бред из параллельной реальности: впервые в истории российское СМИ получило предупреждение за дословное воспроизведение судебного приговора .

К сожалению, это действительная практика российского законодательства. В данном случае Роскомнадзор ссылается на статью 4 Закона РФ « ».

Статья «Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации » запрещает использование средств массовой информации для разглашения специально охраняемой законом тайны.

Статья 4. Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации

Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

Понятие «тайны» довольно многогранно: см. «Перечень нормативных актов, относящихся к категории ограниченного доступа ». Туда входят государственная тайна, коммерческая тайна, налоговая тайна, банковская тайна, врачебная тайна, нотариальная тайна и так далее. И среди прочего - персональные данные (любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных)) .
Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судя по всему, на основании этого определения Роскомандзор вынес своё предупреждение.

Повод кажется довольно надуманным. Администраторы сайта «Судебные Решения РФ» уверены, что Роскомнадзор пользуется предлогом, чтобы намеренно воспрепятствовать журналистам и СМИ распространять информацию об участниках судебных процессов.

Юристы агентства «Судебные Решения РФ» считают, что некоторые персональные данные - сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность, - в соответствии с Указом Президента РФ относятся к сведениям конфиденциального характера , но не являются тайной в правовом значении этого слова. Другими словами, Роскомнадзор просто использует юридические уловки, чтобы прекратить распространение информации о судебных решениях, которые с неприглядной стороны показывают работу судебной системы РФ.

Самое смешное, что у Роскомнадзора нет претензий к самим сайтам судов, которые публикуют судебные решения в открытом доступе (действительно, это малопосещаемые сайты), но есть претензии к СМИ, которые репостят эти сообщения из официальных источников !

Нужно заметить, что в соответствии со статьёй 38 того же Закона РФ «О средствах массовой информации », граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц.

Более того, в соответствии со статьёй 38 , редакция не несёт ответственности за распространение сведений, представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации в случае, если эти сведения присутствуют в обязательных сообщениях (к которым относятся решения судов в адрес редакции) или они содержатся в материалах пресс-служб государственных органов, организаций, учреждений, предприятий, органов общественных объединений .

Удивительно, но теперь органы власти (Роскомнадзор) вынуждены защищать интересы бывших мошенников и преступников, в том числе и тех, которые совершили преступления против органов власти и государства. Такой выходит юридический казус.

Если же Роскомнадзор после нескольких вынесенных предупреждений заблокирует сайт «Судебные решения» за публикацию судебных решений, то этот казус грозит превратиться в настоящий маразм.

«Принципы гласности судопроизводства и необходимость публикации текстов судебных решений с данными об участниках процессов поддерживаются всеми - и самими служителями Фемиды, и правозащитниками, - сказал главный редактор ИА «Судебные Решения РФ» Павел Нетупский. - Только сотрудники Роскомнадзора категорически не приемлют принцип свободы слова. Причём действуют в интересах сомнительных личностей и создают различные „подлянки” журналистам».

Может быть насчёт «подлянок» главный редактор слегка преувеличивает, но действия Роскомнадзора действительно выглядят очень странно.

«Созданный для удобства граждан сайт, благодаря которому им не придётся прочёсывать весь Рунет в поисках интересующего их судебного решения, регулятор почему-то решил подвергнуть малообоснованному давлению. Считаем это очередным проявлением запрещённой Конституцией РФ цензуры и надеемся, что факт вынесения предупреждения сайту „Судебные решения” - всего лишь ошибка в работе Роскомнадзора», - пишут правозащитники из Центра защиты и цифровых прав и движения «РосКомСвобода».

Агентство «Судебные Решения РФ» считает претензии Роскомнадзора незаконными и заявило о том, что не собирается удалять никакие сведения из опубликованных документов. Претензии Роскомнадзора будут оспорены в судебном порядке.

Ждём также комментария Роскомнадзора в связи с этой ситуацией.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГЛАМЕНТА


СЕТИ "ИНТЕРНЕТ"

Заслушав и обсудив доклад заместителя начальника Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Мичуриной Л.В. об утверждении Регламента организации размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сайте суда общей юрисдикции (далее - Регламент) и признании утратившим силу Временного регламента организации размещения сведений о находящихся в суде делах и текстов судебных актов на официальном сайте суда (далее - Временный регламент), Президиум Совета судей Российской Федерации отмечает, что в ходе практического использования в судах положений Временного регламента, разработанного в целях реализации Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), возникли спорные (проблемные) вопросы, требующие дополнительного нормативного урегулирования.

Для решения данных вопросов Судебным департаментом проведено обобщение информации о практике применения Временного регламента, поступившей из субъектов Российской Федерации, и подготовлена новая редакция Регламента, позволяющая в полной мере реализовать гарантии граждан Российской Федерации в информационной доступности судов.

В частности, Регламент дополнен понятиями отдельных терминов и в отличие от ранее действовавшего Временного регламента распространяет свое действие на организацию размещения сведений о находящихся в суде (у мировых судей) делах и текстов судебных актов, вынесенных как федеральными судьями, так и мировыми судьями.

Учитывая предложения субъектов Российской Федерации, в Регламенте уточнены основные правила отбора и размещения текстов судебных актов на сайте суда, позволяющие принять решение о необходимости и целесообразности размещения на официальном сайте суда соответствующей информации.

Одновременно усовершенствован алгоритм деперсонификации текстов судебных актов и примерный перечень сведений, подлежащих деперсонификации.

Кроме того, положения Регламента приведены в соответствие с действующими техническими и программными возможностями подсистем "Судебное делопроизводство и статистика" и "Банк судебных решений (судебная практика)" ГАС "Правосудие".

Регламент дополнен приложением 2, содержащим перечень сведений конфиденциального характера и нормативных правовых актов, на основании которых сведения отнесены к государственной или иной охраняемой федеральным законом тайне.

Учитывая, что принятие новой редакции Регламента направлено на реализацию правового регулирования внутренней организации деятельности судов, обеспечивающего оптимальную организацию работы их аппаратов в условиях использования информационных технологий, а также обеспечение права граждан на доступ к информации о деятельности судов, Президиум Совета судей Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить Регламент организации размещения сведений о находящихся в суде делах и текстов судебных актов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте суда общей юрисдикции.

2. Рекомендовать председателям верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судов, районных судов и гарнизонных военных судов при размещении сведений о находящихся в суде делах и текстов судебных актов на официальном сайте суда руководствоваться настоящим Регламентом.

3. Признать утратившими силу Временный регламент организации размещения сведений о находящихся в суде общей юрисдикции делах и текстов судебных актов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте суда, утвержденный Постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 17.05.2010 N 225 (в редакции Постановления Президиума Совета судей Российской Федерации от 05.08.2010 N 234), и Методические рекомендации по формированию и размещению информации о деятельности судов общей юрисдикции в глобальной информационной системе общего пользования "Интернет" на официальном интернет-сайте суда, утвержденные Постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 13.08.2008 N 162.

4. Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации привести в соответствие с настоящим Регламентом нормативные правовые акты, регулирующие данное направление деятельности.

Председатель Совета

Ю.И.СИДОРЕНКО

РЕГЛАМЕНТ
ОРГАНИЗАЦИИ РАЗМЕЩЕНИЯ СВЕДЕНИЙ
О НАХОДЯЩИХСЯ В СУДЕ ДЕЛАХ И ТЕКСТОВ СУДЕБНЫХ АКТОВ
В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ"
НА ОФИЦИАЛЬНОМ САЙТЕ СУДА ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

(в ред. Постановления Президиума Совета судей РФ от 24.03.2011 N 259)

I. Общие положения

1.1. Регламент организации размещения сведений о находящихся в суде делах и текстов судебных актов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте суда общей юрисдикции (далее - Регламент) разработан в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), положениями российского и международного законодательства, с учетом нормативных правовых актов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Судебный департамент) по данному направлению деятельности (приложение 1).

1.2. Регламент определяет порядок и критерии отбора, формирования и размещения информации о находящихся в производстве суда дел и текстов вынесенных судебных актов в сети "Интернет" на официальном сайте суда (далее - сайт суда).

1.3. В Регламенте используются следующие термины и понятия:

"суд" - суд общей юрисдикции (в том числе окружной (флотский) военный суд и гарнизонный военный суд, мировые судьи), кроме Верховного Суда Российской Федерации;

"сеть "Интернет" - информационно-телекоммуникационная сеть общего пользования "Интернет";

"официальный сайт суда общей юрисдикции" - разработанная в рамках Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие" (далее - ГАС "Правосудие") информационная структура, размещенная в сети "Интернет" и содержащая связанные между собой страницы с информацией о деятельности суда, доступной неограниченному кругу лиц на бесплатной основе;

"информация о деятельности суда" - информация, подготовленная в пределах своих полномочий судом, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества либо поступившая в суд, органы Судебного департамента, органы судейского сообщества и относящаяся к деятельности суда (законодательство Российской Федерации, устанавливающее порядок судопроизводства, полномочия и порядок деятельности суда, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества, судебные акты по конкретным делам и иные акты, регулирующие вопросы деятельности суда и др.);

"пользователь информацией" - гражданин (физическое лицо), организация (юридическое лицо), общественное объединение, орган государственной власти или орган местного самоуправления, осуществляющие поиск информации о деятельности судов;

"судебный акт" - решение, вынесенное в установленной соответствующим законом форме по существу дела, рассмотренного в порядке осуществления гражданского, административного или уголовного судопроизводства в первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях;

"деперсонификация судебного акта" - исключение из текста судебного акта персональных данных, кроме фамилий и инициалов истца, ответчика, третьего лица, гражданского истца, гражданского ответчика, осужденного, оправданного, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, секретаря судебного заседания, рассматривавших (рассматривавшего) дело судей (судьи), а также прокурора, адвоката и представителя, если они участвовали в судебном разбирательстве (вместо исключенных персональных данных используются инициалы, псевдонимы или другие обозначения, не позволяющие идентифицировать участников судебного процесса);

"сведения, подлежащие исключению" - персональные данные, а также сведения, доступ к которым ограничен федеральным законом (приложение 2);

"персональные данные" - любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации участнику судебного процесса (кроме лиц, перечисленных в пункте 3 статьи 15 Федерального закона), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация;

"извлечение" - выдержка из текста судебного акта, содержащая краткое изложение обстоятельств дела с правовым обоснованием;

"лицо, ответственное за (подготовку) и (или) размещение информации" - судья, работник аппарата суда, назначенный приказом председателя суда ответственным за подготовку и (или) размещение на сайте суда сведений о находящихся в суде делах и (или) текстов судебных актов;

"ГАС "Правосудие" - Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Правосудие".

1.4. Председатель суда определяет лиц, ответственных:

за подготовку сведений о находящихся в суде делах;

за отбор текстов судебных актов для размещения на сайте суда;

за деперсонификацию текстов судебных актов и исключение из них положений, содержащих сведения ограниченного доступа;

за непосредственное размещение информации о деятельности суда в разделах и подразделах сайта суда;

за обновление информации о деятельности суда на сайте суда.

1.5. Контроль за своевременностью и достоверностью размещения на официальном сайте суда сведений о находящихся в суде делах и текстов судебных актов осуществляет председатель суда.

II. Требования для отбора и размещения сведений

о находящихся в суде делах и текстов судебных актов

на сайте суда

2.1. Для отбора, деперсонификации и последующего размещения текстов судебных актов на сайте суда используются средства подсистем "Судебное делопроизводство и статистика" и "Банк судебных решений (судебная практика)" ГАС "Правосудие".

Отбор, выгрузка и размещение сведений о находящихся в суде делах осуществляются в автоматическом режиме с использованием соответствующего модуля сопряжения подсистемы "Интернет-портал" с базой данных подсистемы "Судебное делопроизводство и статистика" ГАС "Правосудие".

Отбор, деперсонификация, выгрузка и размещение текстов судебных актов, подлежащих размещению на сайте суда, осуществляются ответственными лицами в автоматизированном режиме с использованием соответствующего модуля сопряжения подсистемы "Интернет-портал" с базой данных подсистемы "Банк судебных решений (судебная практика)" ГАС "Правосудие".

При этом один модуль сопряжения размещается в ведомственном контуре и используется для отбора из баз данных подсистем "Судебное делопроизводство и статистика" и "Банк судебных решений (судебная практика)" информации (судебных актов), подлежащей размещению на сайте суда, и ее выгрузки для размещения. Отобранная информация на внешнем носителе переносится на второй модуль, установленный на сервере (компьютере), доступном из сети "Интернет".

Учитывая, что Web-модули сопряжения к подсистемам "Банк судебных решений (судебная практика)" и "Судебное делопроизводство и статистика" имеют разные настройки для внешних и внутренних контуров, настройки осуществляются по согласованию с председателем суда и системным администратором суда (лицом, выполняющим его функции).

2.2. При отсутствии технической возможности размещения сведений о находящихся в суде делах в соответствии с пунктом 2.1 настоящего раздела такая информация формируется в текстовом редакторе и размещается в разделе "Слушание дел" модуля "Справочная информация".

При отсутствии соответствующего модуля деперсонификация текстов судебных актов и исключение из них сведений ограниченного доступа осуществляются в текстовом редакторе, размещение - на сайте суда в разделе "Документы суда".

2.3. Внедрение, настройка, контроль работы автоматизированных подсистем ГАС "Правосудие", обучение работников аппарата суда работе с данными подсистемами возлагаются на соответствующие межрегиональные центры поддержки, управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации либо лицо, наделенное соответствующими полномочиями в силу должностного регламента/приказа председателя суда.

2.4. Общий контроль соблюдения сроков и этапов размещения сведений о находящихся в суде делах и обработки текстов судебных актов для размещения на сайте суда осуществляется председателем суда (его заместителем) либо лицом, им уполномоченным.

III. Правила отбора сведений о находящихся

в суде делах и текстов судебных актов, подлежащих

размещению на сайте суда

3.1. Основными принципами размещения сведений о находящихся в суде делах и текстов судебных актов являются:

безопасность участников судебного разбирательства;

соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации;

соблюдение прав и законных интересов участников судебного процесса при предоставлении информации о деятельности судов;

достоверность текстов судебных актов.

3.2. На сайте суда размещаются следующие сведения о находящихся в суде делах:

регистрационные номера дел, их наименования или предмет спора, информация о прохождении дел в суде, а также сведения о вынесении судебных актов по результатам рассмотрения дел (назначено к рассмотрению с указанием даты, времени и места проведения судебного заседания; рассмотрено, отложено, приостановлено, прекращено, заключено мировое соглашение, заявление оставлено без рассмотрения, иное с учетом особенностей соответствующего судопроизводства).

3.3. На сайте суда размещаются тексты судебных актов, вынесенные по существу рассматриваемого дела.

Промежуточные судебные акты (постановления о назначении судебных заседаний, о проведении предварительных слушаний, о приостановлении производства по делу, об отказе в удовлетворении надзорных жалоб (представлений) и т.д.), направленные на вынесение судом итогового судебного акта, не размещаются или могут размещаться по усмотрению суда.

3.4. На сайте суда размещаются в полном объеме тексты судебных актов, подлежащих в соответствии с законом опубликованию, в том числе:

тексты судебных актов, вынесенных по гражданским делам, возникающим из публичных правоотношений, в частности по делам об оспаривании нормативных правовых актов и защите избирательных прав;

тексты вступивших в законную силу судебных актов, вынесенных по делам, рассмотренным в порядке части 3 статьи 136 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;

тексты вступивших в законную силу судебных актов, содержащих требование об их опубликовании через конкретное средство массовой информации в соответствии со статьей 35 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации".

3.5. Не подлежат размещению на сайте суда тексты судебных актов, вынесенных по делам:

затрагивающим безопасность государства;

возникающим из семейно-правовых отношений, в том числе по делам об усыновлении (удочерении) ребенка, другим делам, затрагивающим права и законные интересы несовершеннолетних;

о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности;

об ограничении дееспособности гражданина или о признании его недееспособным;

о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании;

о внесении исправлений или изменений в запись актов гражданского состояния;

об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

разрешаемых в порядке статьи 126 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

3.6. Исключен. - Постановление Президиума Совета судей РФ от 24.03.2011 N 259.

3.7. Размещение текстов частных определений суда остается на усмотрение судьи, вынесшего конкретное частное определение.

3.8. Председатель суда или его заместитель самостоятельно принимает решение о размещении на сайте суда сведений о нерассмотренных делах, включая сведения о судье, в чьем производстве находится данное дело, при условии, что размещение такой информации не повлияет на безопасность судьи и других участников процесса.

3.9 - 3.10. Исключены. - Постановление Президиума Совета судей РФ от 24.03.2011 N 259.

(см. текст в предыдущей редакции)

IV. Выгрузка текстов судебных актов для деперсонификации

и последующего размещения на сайте суда

4.1. Предварительное решение о размещении (неразмещении) на официальном сайте суда текста судебного акта или извлечения из него принимает судья, рассмотревший дело.

4.2. Для подготовки размещения текста судебного акта на сайте суда судья - председательствующий по делу (судья - докладчик по делу) загружает текст судебного акта в подсистему "Судебное делопроизводство и статистика" (с помощью программных средств: электронная картотека, вкладка "Документы") для выгрузки в "Банк судебных решений (судебная практика)" или загружает в банк непосредственно из текстового редактора Microsoft Office.

4.3. С помощью Web-модуля подсистемы "Банк судебных решений (судебная практика)" ответственный работник суда осуществляет загрузку разрешенных к публикации судебных актов на сайт суда.

4.4. Наличие текстового документа в базе "Судебное делопроизводство и статистика" не является обязательным условием для импорта дел в базу данных "Банк судебных решений (судебная практика)". Текст подготовленного итогового решения может быть загружен в базу данных подсистемы "Банк судебных решений (судебная практика)" с помощью функций, предоставляемых данной подсистемой или из текстового редактора.

4.5. Судья извещает лицо, ответственное за деперсонификацию судебных актов, о реквизитах нового документа в подсистеме "Банк судебных решений (судебная практика)" для последующей обработки.

4.6. Ответственность за принятие решения о передаче текста конкретного судебного акта для деперсонификации возлагается на судью - председательствующего по делу (в случае коллегиального рассмотрения - докладчика по делу).

V. Порядок деперсонификации судебных актов

и сведений о находящихся в суде делах. Подготовка

к размещению на сайте суда

5.1. Решение об отнесении положений текста судебного акта к персональным данным и (или) сведениям ограниченного доступа принимает судья или лицо, ответственное за деперсонификацию судебного акта, с учетом действующего законодательства и информации, указанной в приложении 2 к настоящему Регламенту.

5.2. Решение об исключении из объема сведений о находящихся в суде делах положений, которые содержат персональные данные и (или) сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну (согласно приложению 2 к настоящему Регламенту) принимает руководитель структурного подразделения суда или ответственный работник аппарата суда (по согласованию с судьей).

5.3. Примерный перечень персональных данных участников судебного процесса, подлежащих исключению из объема сведений о находящихся в суде делах и текстов судебных актов, размещаемых на сайте суда:

любые фамилии (псевдонимы), имена, отчества, персональные данные, кроме фамилий и инициалов истца, ответчика, третьего лица, гражданского истца, гражданского ответчика, осужденного, оправданного, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, секретаря судебного заседания, рассматривавших (рассматривавшего) дело судей (судьи), а также прокурора, адвоката и представителя, если они участвовали в судебном разбирательстве;

фамилии (псевдонимы), имена, отчества, персональные данные гражданского истца, который одновременно проходит в качестве потерпевшего по одному и тому же делу; обвиняемого, который одновременно является потерпевшим;

дата и место рождения, место жительства или пребывания, номера телефонов, реквизиты паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, идентификационный номер налогоплательщика, государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, сведения о транспортных средствах (государственные регистрационные номера и др.);

все адреса, включая адрес места совершения преступления (если адрес является местом жительства или пребывания участников процесса);

сведения о физическом и психическом здоровье;

сведения о гражданстве, семейном, социальном, имущественном положении (доходах) участников процесса (финансовое положение, владение собственностью, обязательства имущественного характера, если эти сведения не относятся к существу дела);

место нахождения недвижимости: земельного участка, здания (сооружения), жилого дома (квартиры), иная информация об имуществе участников процесса или иных лиц, упомянутых в судебном акте (о наличии в собственности квартир, жилых домов, земельных участков и т.д.), в случае если эти сведения не относятся к существу дела;

другие сведения.

5.4. Перед текстом судебного акта не размещаются реквизиты "Копия", "Версия для печати".

5.5. Для деперсонификации судебных актов и исключения из них сведений ограниченного доступа используется следующий алгоритм действий:

5.5.1. После появления текста судебного акта в базе данных подсистемы "Банк судебных решений (судебная практика)" ответственный работник аппарата суда в соответствии с требованиями законодательства и существующей компьютерной технологией проводит деперсонификацию текстов судебных актов и (или) исключение из них сведений ограниченного доступа согласно приложению 2 к настоящему Регламенту.

5.5.2. Перед размещением на сайте суда текста судебного акта уполномоченное лицо осуществляет следующие действия по его деперсонификации:

формирует список замены подлежащих деперсонификации персональных данных, позволяющих отличить одного участника судебного процесса от другого, с помощью определенных символов/обозначений (например, Потерпевший 1, 2, 3..., Свидетель 1, 2, 3... или инициалы участника судебного процесса);

указывает фразу анонимизации для адреса, даты, а также для иных сведений;

проводит первоначальную автоматическую обработку текста судебного акта, при которой выделяются персональные данные, предусмотренные в пункте 5.3 настоящего Регламента;

с помощью специального программного редактора в подсистеме "Банк судебных решений (судебная практика)" проводит ручную повторную корректировку текста судебного акта, в ходе которой выделяются персональные данные, пропущенные при автоматической деперсонификации;

с помощью программного функционала сохраняет все предварительно выделенные данные для их автоматической замены при размещении текста судебного акта;

устанавливает в системе предварительное разрешение на размещение обезличенного текста судебного акта и извещает об этом судью, принявшего данный судебный акт;

выводит предварительно обработанный текст судебного акта на бумажный носитель для передачи на контроль за полнотой и правильностью его деперсонификации;

передает для проверки судье, вынесшему соответствующий судебный акт.

5.5.3. Судья, получивший текст судебного акта, осуществляет его проверку на правильность сокрытия персональный данных и сведений ограниченного доступа и в случае отсутствия ошибок вносит краткое описание по документу (номер дела) и разрешает выгрузку документа на официальный сайт суда.

5.5.4. В случае выявления сведений, подлежащих исключению, судья делает соответствующие правки и возвращает текст на этап деперсонификации текста судебного акта.

5.5.5. После проверки текста судебного акта на бумажном носителе (если никаких замечаний по тексту не выявлено) судья проставляет слева в конце текста (после последнего слова последнего абзаца) реквизит "СОГЛАСОВАНО", визу (с указанием должности, фамилии и инициалов) и передает документ лицу, ответственному за размещение текстов судебных актов на сайте суда.

Абзац исключен. - Постановление Президиума Совета судей РФ от 24.03.2011 N 259.

(см. текст в предыдущей редакции)

5.5.6. Все тексты судебных актов, разрешенные для размещения на сайте суда, передаются лицу, ответственному за размещение информации.

VI. Требования к технологическим, программным средствам

обеспечения пользования сайтом суда

6.1. Технологическое и программное обеспечение пользования сайтом суда осуществляется головным исполнителем в соответствии с государственным контрактом, заключаемым Судебным департаментом.

6.2. Сведения о находящихся в производстве суда делах и тексты судебных актов, размещаемые на официальном сайте суда, должны быть доступны пользователям круглосуточно без каких-либо ограничений.

размещать информацию, для ознакомления с которой пользователь должен установить на свои технические средства программное обеспечение, предоставляемое его правообладателем на платной основе;

устанавливать такие условия для получения доступа к информации, как регистрация пользователей, предоставление ими персональных данных, заключение пользователями лицензионных или иных соглашений.

6.4. Программное обеспечение и технологические средства обеспечения пользования сайтом, а также форматы размещенной на нем информации должны отвечать требованиям удобства пользователей, включая обеспечение возможности поиска размещенных на сайте документов по их реквизитам, содержанию и фрагментам (ключевым словам), а также возможности определения даты и времени размещения информации.

VII. Контроль за размещением текстов судебных актов

на сайте суда

7.1. Принятие окончательного решения о размещении текстов судебных актов или извлечений из них на сайте суда возлагается на председателя (заместителя) суда/председателя соответствующего судебного состава (судей, назначенных приказом председателя суда).

7.2. Председатель (лицо, им уполномоченное) и (или) судья, принявший судебный акт, не менее двух раз в неделю с применением соответствующего программного средства просматривают подготовленные к размещению тексты, осуществляют выборочную проверку полноты закрытия персональных данных и, в случае одобрения, ставят в подсистеме "Банк судебных решений (судебная практика)" признак о разрешении к размещению, после чего обработанные тексты судебных актов будут размещены лицом, ответственным за размещение информации на официальном сайте суда.

В случае выявления неверно обезличенных судебных актов документ возвращается на этап деперсонификации текста судебного акта для его повторной обработки.

7.3. В случае ошибочности размещения текста судебного акта на сайте суда председатель суда/председатель соответствующего судебного состава (судья, назначенный приказом председателя суда) дает указание лицу, ответственному за размещение информации на сайте суда, при помощи автоматизированной системы отменить публикацию, после чего данный судебный акт перестает отображаться на сайте суда.

VIII. Сроки размещения и обновления на сайте суда сведений

о находящихся в суде делах и текстов судебных актов

8.1. Сведения о находящихся в суде делах, информация о прохождении дел, а также сведения о вынесении судебных актов по результатам их рассмотрения размещаются в разделах "Судопроизводство" и "Рассмотрение дел" в автоматическом режиме - в течение 1 рабочего дня, в ручном режиме - 1 раз в неделю.

8.2. Тексты судебных актов, сведения об их обжаловании и результатах обжалования, а при опубликовании судебных актов - сведения об источниках их опубликования размещаются в разделах "Судопроизводство", "Принятые судебные акты" после их принятия в разумный срок, но не позднее месяца со дня вступления в законную силу.

8.3. Сведения о находящихся в суде делах подлежат размещению непосредственно лицом, ответственным за размещение информации на сайте суда, посредством формирования соответствующей выборки из базы данных "Судебное делопроизводство".

8.4. Достоверность информации о движении дел и текстов вынесенных судебных актов (извлечений из них), размещаемых на сайте суда, и своевременное ее обновление обеспечивается руководителем соответствующего структурного подразделения.

IX. Порядок оформления и учета информации

9.1. Вся информация, подлежащая размещению на сайте суда, создается в формате DOC или RTF текстового редактора Microsoft Word (версия выпуска после 2000 года) и предоставляется лицу, осуществляющему подготовку материалов к размещению на сайте, в электронном виде и на бумажном носителе.

Графические документы представляются в электронном виде формата JPG или TIFF (PDF) с разрешением не более 200 точек на дюйм (DPI), размер одной страницы не более 1240 x 1754 точек.

9.2. Учет информационных материалов, переданных для размещения на сайте суда (в том числе в электронном виде), осуществляется лицом, ответственным за подготовку материалов к размещению на сайте суда.
Приложение 1

К Регламенту организации

размещения сведений

о находящихся в суде делах

и текстов судебных актов

в информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет" на официальном

сайте суда общей юрисдикции

При разработке настоящего Регламента учитывались следующие положения российского и международного законодательства и нормативные правовые акты:

Конституция Российской Федерации;

Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации";

Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации";

Федеральный закон от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации";

Федеральный закон от 01.06.2005 N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации";

Федеральный закон от 27.06.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации";

Федеральный закон от 27.06.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных";

Федеральный закон от 05.03.1992 N 2446-1 "О безопасности";

Федеральный закон от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации";

Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления";

Закон Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (статьи 38, 40, 58);

Закон Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне";

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ;

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ;

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ;

Указ Президента Российской Федерации от 06.03.1997 N 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера";

Кодекс судейской этики, утвержденный 02.12.2004 VI Всероссийским съездом судей;

Всеобщая декларация прав человека 1948 года (статьи 10, 11, 19);

Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим) от 04.11.1950 (с изменениями от 11.05.1994);

Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк) от 19.12.1966;

Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних ("Пекинские правила"), принятые резолюцией Генеральной ассамблеи ООН 40/33 от 10.12.1985;

Конвенция о правах ребенка (ст. 13);

Документ Копенгагенского совещания-конференции по человеческому измерению СБСЕ (п. П (28.9));

Документ Московского совещания-конференции по человеческому измерению СБСЕ;

Конвенция о защите личности в связи с автоматизированной обработкой персональных данных, открытая для подписания государствами - членами Совета Европы 21.01.1981 и вступившая в юридическую силу с 01.10.1985;

Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и свободах человека 1995 года;

Парижская хартия для Новой Европы;

Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 11.09.1995 N R (95)11 "Комитет Министров - государствам - членам Совета Министров относительно отбора, обработки, предоставления и архивации судебных решений в правовых информационно-поисковых системах" (п. 1 (5.16), П (9.1) и (10.1));

Постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 1991 г. N 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну";

Постановление Совета судей Российской Федерации от 16.11.2001 N 60 "О Концепции информационной политики судебной системы";

Положение по созданию и сопровождению официальных интернет-сайтов судов общей юрисдикции Российской Федерации (утверждено Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 24.11.2004);

Постановление Правительства Российской Федерации от 21.11.2006 N 583 "О Федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2011 годы";

Регламент размещения информации о деятельности судов общей юрисдикции, органов судейского сообщества, системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в сети "Интернет", утвержденный Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 20.04.2009 N 71.

Приложение 2

к Регламенту организации

размещения сведений

о находящихся в суде делах

и текстов судебных актов

в информационно-телекоммуникационной

сети "Интернет" на официальном

сайте суда общей юрисдикции

Перечень сведений которых сведения отнесены к государственной и иной охраняемой государством тайне, доступ к которым ограничен:

I. Сведения конфиденциального характера, установленные Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. N 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера":

сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;

служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна);

сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее);

сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна);

сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

II. Перечень нормативных правовых актов, на основании которых сведения отнесены к государственной и иной охраняемой государством тайне, доступ к которым ограничен:

государственная тайна (статья 5 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне", Указ Президента Российской Федерации от 30.11.1995 N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне");

конфиденциальные персональные данные (статья 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных";

налоговая тайна (статьи 102 и 313 Налогового кодекса Российской Федерации);

коммерческая тайна (Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне", статья 1465 Гражданского кодекса Российской Федерации;

банковская тайна (статья 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", статья 857 Гражданского кодекса Российской Федерации;

врачебная тайна (статья 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1);

нотариальная тайна (статья 16 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1);

адвокатская тайна (статья 8 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации";

аудиторская тайна (статья 9 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности");

тайна страхования (статья 946 Гражданского кодекса Российской Федерации);

тайна ломбарда (статья 3 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах");

тайна связи (статья 63 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", статья 15 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи");

конфиденциальная информация, предоставляемая организациям (гражданам), осуществляющим производство и выпуск средств массовой информации (статья 41 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации");

тайна завещания (статья 1123 Гражданского кодекса Российской Федерации);

тайна усыновления (статья 139 Семейного кодекса Российской Федерации);

тайна следствия (статья 161 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации);

тайна судопроизводства (статьи 298 и 341 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации);

тайна сведений о защищаемых лицах (статья 9 Федерального закона от 20.08.2004 N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства");

конфиденциальность информации, ставшей известной работникам учреждений социального обслуживания при оказании социальных услуг (статья 11 Федерального закона от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов");

тайна исповеди (статья 3 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях");

конфиденциальность сведений о населении, содержащихся в переписных листах (статья 8 Федерального закона от 25.01.2002 N 8-ФЗ "О Всероссийской переписи населения";

другие сведения, отнесенные к информации ограниченного доступа.

5 июля 2016 в 14:36

Роскомнадзор предупредил портал «Судебные решения» за публикацию судебного решения

  • Законодательство в IT

Петербургское информационное агентство «Судебные Решения РФ» получило предупреждение от Роскомнадзора за публикацию решений российских судов. Если агентство продолжит публиковать у себя на сайте открытую информацию с сайтов российских судов, то Роскомнадзор грозит внести сайт судебныерешения.рф в «чёрный список» ресурсов с информацией, которая запрещена к распространению на территории Российской Федерации.

История звучит как бред из параллельной реальности: впервые в истории российское СМИ получило предупреждение за дословное воспроизведение судебного приговора .

К сожалению, это действительная практика российского законодательства. В данном случае Роскомнадзор ссылается на статью 4 Закона РФ « ».

Статья «Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации » запрещает использование средств массовой информации для разглашения специально охраняемой законом тайны.

Статья 4. Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации

Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

Понятие «тайны» довольно многогранно: см. «Перечень нормативных актов, относящихся к категории ограниченного доступа ». Туда входят государственная тайна, коммерческая тайна, налоговая тайна, банковская тайна, врачебная тайна, нотариальная тайна и так далее. И среди прочего - персональные данные (любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных)) .
Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судя по всему, на основании этого определения Роскомандзор вынес своё предупреждение.

Повод кажется довольно надуманным. Администраторы сайта «Судебные Решения РФ» уверены, что Роскомнадзор пользуется предлогом, чтобы намеренно воспрепятствовать журналистам и СМИ распространять информацию об участниках судебных процессов.

Юристы агентства «Судебные Решения РФ» считают, что некоторые персональные данные - сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность, - в соответствии с Указом Президента РФ относятся к сведениям конфиденциального характера , но не являются тайной в правовом значении этого слова. Другими словами, Роскомнадзор просто использует юридические уловки, чтобы прекратить распространение информации о судебных решениях, которые с неприглядной стороны показывают работу судебной системы РФ.

Самое смешное, что у Роскомнадзора нет претензий к самим сайтам судов, которые публикуют судебные решения в открытом доступе (действительно, это малопосещаемые сайты), но есть претензии к СМИ, которые репостят эти сообщения из официальных источников !

Нужно заметить, что в соответствии со статьёй 38 того же Закона РФ «О средствах массовой информации », граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц.

Более того, в соответствии со статьёй 38 , редакция не несёт ответственности за распространение сведений, представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации в случае, если эти сведения присутствуют в обязательных сообщениях (к которым относятся решения судов в адрес редакции) или они содержатся в материалах пресс-служб государственных органов, организаций, учреждений, предприятий, органов общественных объединений .

Удивительно, но теперь органы власти (Роскомнадзор) вынуждены защищать интересы бывших мошенников и преступников, в том числе и тех, которые совершили преступления против органов власти и государства. Такой выходит юридический казус.

Если же Роскомнадзор после нескольких вынесенных предупреждений заблокирует сайт «Судебные решения» за публикацию судебных решений, то этот казус грозит превратиться в настоящий маразм.

«Принципы гласности судопроизводства и необходимость публикации текстов судебных решений с данными об участниках процессов поддерживаются всеми - и самими служителями Фемиды, и правозащитниками, - сказал главный редактор ИА «Судебные Решения РФ» Павел Нетупский. - Только сотрудники Роскомнадзора категорически не приемлют принцип свободы слова. Причём действуют в интересах сомнительных личностей и создают различные „подлянки” журналистам».

Может быть насчёт «подлянок» главный редактор слегка преувеличивает, но действия Роскомнадзора действительно выглядят очень странно.

«Созданный для удобства граждан сайт, благодаря которому им не придётся прочёсывать весь Рунет в поисках интересующего их судебного решения, регулятор почему-то решил подвергнуть малообоснованному давлению. Считаем это очередным проявлением запрещённой Конституцией РФ цензуры и надеемся, что факт вынесения предупреждения сайту „Судебные решения” - всего лишь ошибка в работе Роскомнадзора», - пишут правозащитники из Центра защиты и цифровых прав и движения «РосКомСвобода».

Агентство «Судебные Решения РФ» считает претензии Роскомнадзора незаконными и заявило о том, что не собирается удалять никакие сведения из опубликованных документов. Претензии Роскомнадзора будут оспорены в судебном порядке.

Ждём также комментария Роскомнадзора в связи с этой ситуацией.

Ищите ответ? Задайте вопрос юристам!

Опишите ситуацию подробнее

Вопрос должен быть на русском языке

Выберите Ваш регион Москва Московская область Санкт-Петербург Ленинградская область Алтайский край Амурская область Архангельская область Астраханская область Белгородская область Брянская область Владимирская область Волгоградская область Вологодская область Воронежская область Еврейская автономная область Забайкальский край Ивановская область Иркутская область Калининградская область Калужская область Камчатский край Кемеровская область Кировская область Костромская область Краснодарский край Красноярский край Курганская область Курская область Липецкая область Магаданская область Мурманская область Ненецкий автономный округ Нижегородская область Новгородская область Новосибирская область Омская область Оренбургская область Орловская область Пензенская область Пермский край Приморский край Псковская область Республика Адыгея Республика Алтай Республика Башкортостан Республика Бурятия Республика Дагестан Республика Ингушетия Республика Кабардино-Балкария Республика Калмыкия Республика Карачаево-Черкессия Республика Карелия Республика Коми Республика Крым Республика Марий Эл Республика Мордовия Республика Саха (Якутия) Республика Северная Осетия (Алания) Республика Татарстан Республика Тыва (Тува) Республика Удмуртия Республика Хакасия Республика Чечня Республика Чувашия Ростовская область Рязанская область Самарская область Саратовская область Сахалинская область Свердловская область Смоленская область Ставропольский край Тамбовская область Тверская область Томская область Тульская область Тюменская область Ульяновская область Хабаровский край Ханты-Мансийский автономный округ Челябинская область Чукотский автономный округ Ямало-Ненецкий автономный округ Ярославская область Другой регион

Задать вопрос

Убрать информацию с сайта суда

В Петербурга завершен судебный процесс по гражданскому делу. По ходатайству истца было закрытым в связи с озвучиванием диагнозов истца, которые составляют врачебную тайну.

Ответы юристов

Лучший ответ

Салмин Владимир Сергеевич (20.06.2017 в 20:26:03)

Здравствуйте! В соответствии п. 3.4. Временного регламента организации размещения сведений о находящихся в суде делах и текстов судебных актов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте суда общей юрисдикции (Постановление Президиума Совета судей РФ от 17 мая 2010 г. N 225), не допускается размещение на сайте суда сведений, содержащих государственную, коммерческую, банковскую, налоговую, служебную, профессиональную или иную охраняемую государством тайну.

Пп. 9 ст. 4 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" введено понятие врачебной тайны. Таким образом, размещать на сайтах судов сведения, составляющие врачебную тайну, нельзя.

Согласно п. 9.1. Временного регламента в случае необходимости снятия размещенного текста судебного акта с сайта суда председатель (заместитель председателя) суда/председатель соответствующего судебного состава (судья, назначенный приказом председателя суда) дает указание лицу, ответственному за размещение информации на сайте суда, при помощи автоматизированной системы снять признак разрешения размещения, после чего на странице сайта суда вместо текста судебного акта автоматически появляется сообщение «Текст судебного акта снят с публичного доступа».

Поэтому вам необходимо направить на имя председателя суда заявление об удалении ваших персональных данных с сайта суда

Анна Валентиновна (20.06.2017 в 20:37:00)

Добрый день. В соответствии с от 22.12.2008г. №262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" суды должны размещать в интернете тексты судебных актов, сведения об их обжаловании и о результатах обжалования. Таким образом суды обеспечивают прозрачность правосудия. В соответствии с ч.4 ст.15 №262-ФЗ не публикуются сведения, составляющие государственную и иную тайну, в частности, врачебную. Судья вправе вместо полнотекстовой редакции судебного акта принять решение о размещении на сайте краткого сообщения о рассмотренном деле. Вы вправе написать заявление на имя судьи, рассматривавшего дело или председательствующего судьи убрать полную информацию и разместить краткую информацию о рассмотренном деле.

Слизникова Надежда (20.06.2017 в 20:53:43)

Здравствуйте!

В соответствии с ч. 4 ст. 15 № 262-ФЗ, не публикуются сведения, содержащие государственную или иную тайну. Например, данные, являющиеся гостайной (ст. 5 закона «О государственной тайне»), тайной усыновления (удочерения) (ст. 139 Семейного кодекса Российской Федерации), врачебной тайной (ст. 13 закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). Есть и другие сведения, которые также исключают из актов. Их полный список можно увидеть в Постановлении Пленума РФ от 13 декабря 2012 г. № 35 «Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов». при публикации из текстов судебных актов исключают персональные данные (см. ч. 3 ст. 15 закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»). Вместо них ставят инициалы, псевдонимы или другие обозначения. Главное - чтобы нельзя было идентифицировать участников судебного процесса.

Anatoly K. (20.06.2017 в 20:56:50)

Здравствуйте, по существу заданного Вами вопроса могу пояснить следующее: Вам необходимо обратиться в техническую сайта сославшись на конкретный документ, объяснив причину Вашей просьбы. В ч.3 ст. 15 ФЗ-262 указано, что при размещении в сети "Интернет" текстов судебных актов, подлежащих в соответствии с законом опубликованию, в целях обеспечения безопасности участников судебного процесса из указанных актов исключаются персональные данные, кроме фамилий и инициалов. Вместо исключенных персональных данных используются инициалы, псевдонимы или другие обозначения, не позволяющие идентифицировать участников судебного процесса. Для ускорения процесса Вы так же можете Вы в праве обратится с соответствующим заявлением в произвольной форме на имя председателя суда о принятии мер по защите персональных данных истца. Суды обязаны выкладывать решения в свободный доступ, но они так же обязаны в Соответствии в ФЗ "О персональных данных" обезличивать персональные данные, Ваше заявление с просьбой в суд решит данную проблему, Всех Вам благ.

Марина Николаевна (20.06.2017 в 22:03:11)

Федеральный закон от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" с татья 15 устанавливает.

Особенности размещения в сети "Интернет" текстов судебных актов

1. Тексты судебных актов, за исключением приговоров, размещаются в сети "Интернет" после их принятия. Тексты приговоров размещаются после их вступления в силу.

..3. При размещении в сети "Интернет" текстов судебных актов, вынесенных судами общей юрисдикции, за исключением текстов судебных актов, подлежащих в соответствии с законом опубликованию, в целях обеспечения безопасности участников судебного процесса из указанных актов исключаются персональные данные, кроме фамилий и инициалов истца, ответчика, третьего лица, гражданского истца, гражданского ответчика, осужденного, оправданного, лица, в отношении которого ведется производство по делу об , секретаря судебного заседания, рассматривавших (рассматривавшего) дело судей (судьи), а также прокурора, адвоката и представителя, если они участвовали в судебном разбирательстве. Вместо исключенных персональных данных используются инициалы, псевдонимы или другие обозначения, не позволяющие идентифицировать участников судебного процесса.

4. При размещении в сети "Интернет" текстов судебных актов, предусматривающих положения, которые содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, эти положения исключаются из текстов судебных актов...

В публикуемых на сайтах судов решениях ни в коем случае не должны быть выложены персональные данные, присуждаемые суммы и, уж тем более, диагнозы, участвующих в деле лиц, которые составляют врачебную тайну.

В соответствии с пп. 11 пункта 1 статьи 6 Федерального закона «О персональных данных», без согласия субъекта персональных данных допускается осуществлять обработку персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.

Сведения о сторонах судебных дел подлежат обязательному опубликованию в соответствии с федеральным законом и могут распространяться в дальнейшем без согласия субъекта персональных данных. То есть на сайтах судов публикуются фамилии и инициалы сторон судебного разбирательства. На данное опубликование не требуется согласия сторон, участвующих в деле.

Данное утверждение подтверждается пп. 5 пункта 2 статьи 1 Федерального закона «О персональных данных», его действие не распространяется на отношения, возникающие при предоставлении уполномоченными органами информации о деятельности судов в соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ». А также часть 3 статьи 15 Закона № 262-ФЗ устанавливает, что при размещении на сайте текстов судебных актов, вынесенных судами общей юрисдикции, в целях обеспечения безопасности участников судебного процесса из них исключаются персональные данные, кроме фамилий и инициалов истца, ответчика.

Временный регламент организации размещения сведений о находящихся в суде делах и текстов судебных актов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте суда общей юрисдикции п. 5.1.устанавливает: Все тексты судебных актов, разрешенные для размещения на сайте суда, передаются лицу, ответственному за размещение информации. Лица, ответственные за деперсонификацию текстов судебных актов, подлежащих размещению на сайте суда, в течение одного рабочего дня с момента появления текста судебного акта в разделе разрешенных к опубликованию в программном изделии «Банк » в соответствии с требованиями законодательства и существующей компьютерной технологией проводят обезличивание судебных актов. Вам необходимо с прошением в судебный участок на имя его председателя об обезличивании персональных данных по вашему делу. А также о применении мер дисциплинарного взыскания к человеку, который выставил в открытый доступ информацию, которую он не имел никакого права выставлять, тем самым нарушил действующее законодательство, регламентирующее порядок опубликования судебных решений.

Багалова Татьяна Константиновна (20.06.2017 в 22:59:05)

Добрый вечер!

2. Разбирательство в закрытых судебных заседаниях осуществляется по делам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, тайну усыновления (удочерения) ребенка, а также по другим делам, если это предусмотрено федеральным законом. Разбирательство в закрытых судебных заседаниях допускается и при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой или иной охраняемой законом тайны, неприкосновенность частной жизни граждан или иные обстоятельства, гласное обсуждение которых способно помешать правильному разбирательству дела либо повлечь за собой разглашение указанных тайн или нарушение прав и законных интересов гражданина.

3. Лица, участвующие в деле, иные лица, присутствующие при совершении процессуального действия, в ходе которого могут быть выявлены сведения, указанные в части второй настоящей статьи, предупреждаются судом об ответственности за их разглашение.

4. О разбирательстве дела в закрытом судебном заседании в отношении всего или части судебного разбирательства суд выносит мотивированное определение.

5. При рассмотрении дела в закрытом судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, их представители, а в необходимых случаях также свидетели, эксперты, специалисты, переводчики.

6. Дело в закрытом судебном заседании рассматривается и разрешается с соблюдением всех правил гражданского судопроизводства. Использование систем видеоконференц-связи в закрытом судебном заседании не допускается.

(в ред. Федерального закона от 26.04.2013 N 66-ФЗ)

8. Решения судов объявляются публично, за исключением случаев, если такое объявление решений затрагивает права и законные интересы несовершеннолетних.

ст. 10, "Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 19.12.2016) {КонсультантПлюс}

ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ,

ОТНОСЯЩИХ СВЕДЕНИЯ К КАТЕГОРИИ ОГРАНИЧЕННОГО ДОСТУПА

Врачебная тайна

Статьи 13, 92 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

Статья 15 Семейного кодекса РФ

Статья 9 от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"

Статья 14 Закона РФ от 22.12.1992 N 4180-1 "О трансплантации органов и (или) тканей человека"

Статья 13 Закона РФ от 20.07.2012 N 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов"

{Справочная информация: "Перечень нормативных актов, относящих сведения к категории ограниченного доступа" (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс) {КонсультантПлюс}}

Удачи Вам! С уважением, Татьяна!

Дегтярева А.Г. (20.06.2017 в 23:08:59)

~~Доброго времени суток! К сожалению, защита прав , в том числе, персональных данных производится не надлежащем уровне, и действующие законы принимаются с таким содержанием, которое не дает никаких гарантий обычному гражданину, а доказывать обратное себе дороже! И Вы в этом сейчас убедитесь.
Так, Конституция России гарантирует принцип гласности судопроизводства и принцип свободы средств массовой информации. Статьей 10 Гражданского процессуального кодекса РФ установлено, что решения судов объявляются публично. Схожий порядок установлен Уголовно-процессуальным и Арбитражным процессуальным кодексами РФ.

В ч.3 ст. 15 ФЗ-262 указано, что при размещении в сети "Интернет" текстов судебных актов, подлежащих в соответствии с законом опубликованию, в целях обеспечения безопасности участников судебного процесса из указанных актов исключаются персональные данные, кроме фамилий и инициалов. Вместо исключенных персональных данных используются инициалы, псевдонимы или другие обозначения, не позволяющие идентифицировать участников судебного процесса.

Следовательно, фамилия и инициалы участников процесса должны сохраняться в текстах судебных решений. Исключение каких-либо данных из распространяемой иным образом информации о деятельности судов Законом № 262-ФЗ не предусмотрено.
Именно этими законодательными положениями суды и судебные чиновники оправдывают свои действия, прикрываясь прозрачностью правосудия, и зачастую нарушая эти же законы, если так им угодно.

Вместе с тем, суды обязаны соблюдать гарантированные Конституцией РФ права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и деловой репутации граждан и компаний. И снова к сожалению, если даже имеются доказательства нарушения этих прав, гражданин ограничен в праве выбора суда: в какой суд обращаться по вопросу защиты права? Ответ однозначен: по месту жительства. Тут возникает другой вопрос: какой суд пойдет на то, чтобы вынести решение в пользу рядового гражданина, несмотря на то, что пробелы в законодательстве и его несовершенство налицо?

Пунктом 1 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 13 декабря 2012 г. № 35 «Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов» предусмотрено:
«Обеспечение открытости и гласности судопроизводства, доступа граждан, организаций, общественных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, представителей редакций средств массовой информации (журналистов) к информации о деятельности судов осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статьи 19, 23, часть 4 статьи 29, статья 33, часть 3 статьи 41, статьи 42, 45, 46, 123), Конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 года, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Федеральным конституционным законом от 7 февраля 2011 года № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - ГПК РФ), Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - УПК РФ),
Федеральным законом от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» (далее - Закон об обеспечении доступа к информации), Федеральным законом от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации», иными нормативными правовыми актами».

Более того, в соответствии с ч. 4 ст. 15 № 262-ФЗ, не публикуются сведения, являющиеся гостайной, тайной усыновления (удочерения) (ст. 139 Семейного кодекса РФ), врачебной тайной - ст. 13 Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Есть и другие сведения, которые также исключают из актов.
Ч. 5 ст. 15 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» устанавливает, что не подлежат размещению в интернете тексты судебных актов, вынесенных по делам:
- затрагивающим безопасность государства;
- возникающим из семейно-правовых отношений, в том числе по делам об усыновлении (удочерении) ребенка, другим делам, затрагивающим права и законные интересы несовершеннолетних;
- о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности;
- об ограничении дееспособности гражданина или о признании его недееспособным;
- о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании;
- о внесении исправлений или изменений в запись актов гражданского состояния;
- об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваемых судами общей юрисдикции;
- разрешаемым в порядке статьи 126 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В вышеуказанном Постановлении Пленума Верховного Суда РФ указано:
- «Судам следует учитывать, что информация о разбирательстве дела в закрытом судебном заседании должна быть общедоступной».
- «Обратить внимание судов на то, что из текстов судебных постановлений подлежат исключению сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, а также персональные данные, кроме фамилий и инициалов истца, ответчика, третьего лица, гражданского истца, гражданского ответчика, осужденного, оправданного, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, секретаря судебного заседания, судей, прокурора, адвоката и представителя. При этом тексты судебных постановлений, подлежащих в силу закона опубликованию (например, текст решения суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими), размещаются на официальных интернет-сайтах судов в полном объеме».

Однако порядок ограничения доступа к информации, обрабатываемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных, предусмотрен ст. 15.5 ФЗ от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»,

Согласно ст.8 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных»
1. В целях информационного обеспечения могут создаваться общедоступные источники персональных данных (в том числе справочники, адресные книги). В общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта персональных данных могут включаться его фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии и иные персональные данные, сообщаемые субъектом персональных данных.
2. Сведения о субъекте персональных данных должны быть в любое время исключены из общедоступных источников персональных данных по требованию субъекта персональных данных либо по решению суда или иных уполномоченных государственных органов.
Также поясняю:
Председатель суда или его заместитель самостоятельно принимает решение о размещении на сайте сведений о нерассмотренных делах, включая сведения о судье, в чьем производстве находится данное дело, при условии, что размещение такой информации не повлияет на безопасность судьи и других участников процесса.
В соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, Совета судей Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации судья вправе вместо полнотекстовой редакции судебного акта принять решение о размещении на сайте краткого сообщения о рассмотренном деле, если оно носит исключительно частный характер.
Если судебный акт содержит большое количество сведений, подлежащих исключению, председатель суда или лицо, им уполномоченное, судья, принявший судебный акт, вправе принять решение о размещении на сайте суда извлечения вместо текста судебного акта.

Сергей Зубков (21.06.2017 в 16:46:54)

Здравствуйте. Ваше негодования понятно, т.к. на всеобщее обозрение выставлены ваши персональные данные. Но не нужно вступать в конфликт с судом, потому что судейские девушки могли посто не обратить внимание на это. Хотя были обязаны внимательнее отнестись перед "заброской" на сайт решения суда. Обратитесь в канцелярию и попросите убрать его или отредактировать как обезличенное. По ходу разговора вы поймёте, надо ли будет на них жаловаться и требовать удаления или нет. Ссылайтесь на ФЗ от 22.12.2008г. №262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации". Вам его привели мои коллеги. Этот ФЗ в суде знают и без проблем устранят свою оплошность, которая привела к нарушению ваших прав. Хочу также отметить, что никакой компенсации вы с них не получите, даже если захотите.

Оставьте, пожалуйста, отзыв.



 

Возможно, будет полезно почитать: