Чем ближе к богу, тем ближе к людям. Что значить быть

Цель проповеди: Показать церкви необходимость и возможность быть как можно ближе к Богу.

Кто к кому приближается?

Когда-то давным-давно, лет 7-8 тому назад, на одном из наших молитвенных служений, произошло следующее. Мы молились о Божьей защите и помощи.

И было видение: Горная страна, зелёное плоскогорье, стадо овец, пастырь посреди стада, (большая часть овец возле пастыря, но некоторые в отдалении), кружащие вокруг волки…

  • Пастырь – Господь.
  • Овцы – мы с вами.
  • Волки – враг-дьявол, проблемы, беды, болезни, заботы.

Как ответ на молитву и прямой совет, как выходить из трудных ситуаций, Господь сказал: «Держитесь поближе ко Мне и друг к другу!»

Правильное напоминание?! И размышлять мы сегодня будем именно об этом: как держаться как можно ближе к Богу?!

Бог вездесущий

Но возникает резонный вопрос, как можно приблизится к Тому, Кто и так везде?
Наш Бог – вездесущий?! (Он находится и здесь и здесь и вот там…) Об этом говорит и Писание:

Иеремия 23/23,24 «Разве Я - Бог [только] вблизи, говорит Господь, а не Бог и вдали?

Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь.

Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь».

Псалтырь 138/2-12 «Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали.

Иду ли я, отдыхаю ли - Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе. Еще нет слова на языке моем, - Ты, Господи, уже знаешь его совершенно.

Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою.

Дивно для меня ведение [Твое], - высоко, не могу постигнуть его!

Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо - Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, - и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя.

Скажу ли: `может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня [сделается] ночью"; но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет».

Господь вездесущ, как воздух на земле. Но тогда, простите, о каком приближении к Нему мы собираемся размышлять? Он и так рядом!
Да! Это и так, и не так.

Духовный мир координально отличается от материального:
Мы знаем, что там отсутствует время – это место, где обитает вечность.
Бог – вечен.
И мы когда-нибудь будем пребывать в вечности.

Но вот, видимо, и понятия о расстоянии там несколько иное… Что я имею в виду?:

Исаия 29/13 «…этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня…»

Два человека стоят рядом, и обоих видит, слышит и объемлет со всех сторон Бог.
Но один верит в Бога и в Спасителя – и тогда не только Бог слышит и видит его, но и он видит Бога в своей жизни и знает Бога. И Бог живёт внутри него Духом Своим Святым, и Бог говорит к нему и отвечает на молитвы его. И Бог к нему - близко!

А другой – не знает Бога и не верит в Него – и от такого Бог на неизмеримо огромном расстоянии:
И хотя, конечно, Бог видит и слышит такого человека – за каждый свой поступок и слово тот ответит на суде.
Но, в то же время (вот парадокс духовного мира) Бог не видит и не слышит его, потому что их разделяют грехи этого человека.

Помните у...

Исаия 1/15 «…И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови.

Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите…»

Ага! Значит есть нечто, что увеличивает расстояние между нами и Богом, и есть то, что уменьшает это расстояние!

Да! Бог – вездесущ, как воздух над землёй. Но для того, чтобы им дышать надо что сделать? - Вдохнуть! Сейчас я попрошу всех сделать выдох! Теперь постарайтесь не вдыхать как можно дольше! Сколько мы смогли обойтись без воздуха? Что вы почувствовали?! Захотелось вдохнуть? Закружилась голова? Стало плохо?
Вот бы так людям было без Бога!!!

И что интересно, большинству людей действительно плохо без Бога!
А они прибегают к наркотикам, к спиртному, к гадалкам, к экстрасенсам, к врачам, к помощи друг друга, а не обращаются к Тому, от кого исходит всё добро на земле.

И ещё одно замечание, мы потом вспомним его в конце нашего рассуждения о приближении к Богу:

Мы уже обсуждали возможность того, что, не смотря на Свою вездесущность, Бог может оказаться от человека очень-очень далеко…

Наступит время (и никто не знает, когда оно наступит, кроме Отца), когда уже нельзя будет приблизиться к Нему для покаяния, но все приблизятся к Нему для суда. То есть, время для того, чтобы приблизится к Богу – ограничено, и никто не знает, когда оно закончится:

1-е Фессалоникийцам 5/2,3 «…ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью.

Ибо, когда будут говорить: `мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами [постигает] имеющую во чреве, и не избегнут…»

Но об этом мы поговорим в конце проповеди…

Так что же мы получаем, приближаясь к Богу?

Первое: Покой и мир.

Псалтырь 90/1 «Живущий под кровом Всевышнего…

(то есть, совсем близко, под одной крышей, в одном доме с Ним, а применяя современный сленг, можно сказать: «…если Господь крыша моя!»)

«...под сенью Всемогущего покоится…»

(то есть в тени Его – это значит совсем рядом…).

Псалтырь 22/2 «…Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим…»

Если Господь – пастырь мой, то есть, если я нахожусь, как одна из овец его стада – в стаде... А если мы ещё стараемся держаться поближе к Нему, то никакие волки нам не страшны…

Второе, плавно отсюда вытекающее: Приближаясь к Богу мы получаем от Него защиту.

Псалтырь 90/2-7 «…прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!" Он избавит тебя от сети ловца...»

(от ловушек поставленных сатаной или злым человеком),

«...от гибельной язвы...»

(от болезней, грозящих смертью…),

«...перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен...»

(как наседка оберегает цыплят, так Господь оберегает детей своих);

«...щит и ограждение - истина Его...»

(Главный наш щит и наша крепкая стена, защищающая от бед – истина Его – Слово Божье – Иисус Христос).

«...Не убоишься ужасов в ночи...»

(Господь защитит от страхов невидимых, мнимых…),

«...стрелы, летящей днем...»

(защитит от опасностей реальных…),

«...язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень...»

(защитит от болезней и эпидемий, как скрытых, неизвестных, так и известных).

«...Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится...»

(и даже если тысячи людей вокруг тебя будут уничтожены, ты останешься цел)

Поразительно, какая многосторонняя защита.

Третье, что мы получаем приближаясь к Богу: Бог вкладывает в сердце человека приближающегося к Нему – бесстрашие.

Псалтырь 90/13 «…на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона…»

Некоторые говорят, что здесь имеется в виду помощь в противоборстве с сатаной – да, конечно. Но кроме духовных хищников, мы видим в Писании и хищников реальных, от которых хранит нас Господь:
Я напомню вам пророка Даниила в львином рву и ехидну, брошенную в костёр апостолом Павлом…

Четвёртое: Господь даёт тем, кто близок к Нему полное материальное обеспечение.

Псалтырь 22/1 «Господь - Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться. Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим,
Мар.10:29,30 Иисус сказал: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель…».
Втор.28:3-6 «Благословен ты в городе и благословен на поле. Благословен плод чрева твоего, и плод земли твоей, и плод скота твоего, и плод твоих волов, и плод овец твоих.

Благословенны житницы твои и кладовые твои.

Благословен ты при входе твоем и благословен ты при выходе твоем…».
Прит.10:22 Благословение Господне - оно обогащает и печали с собою не приносит.

Пятое: Это – и духовные благословения!

От Луки 11/13 «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него».

Шестое: Господь даёт, стремящимся жить под его сенью, долголетие.

Псалтырь 90/16 «…долготою дней насыщу его…»

Седьмое: Если мы близко к Богу, и Он наш пастырь, то мы получаем Его поддержку в преодолении искушений и испытаний.

Псалтырь 22/4 «…Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох - они успокаивают меня».

Восьмое: Если мы находимся рядом с ним, Он предохраняет нас от ошибок.

Псалтырь 90/11-12 «…ибо Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею…»

И наконец, кто близок к Богу, будет иметь успех в делах своих.

Псалтырь 1/3 «И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет».

Почему я утверждаю, что это относится именно к тем, кто приближается к Богу, мы увидим дальше.

Итак, приближение к Богу даёт:

  1. Покой и мир;
  2. Защиту;
  3. Бесстрашие;
  4. Духовное и материальное обеспечение;
  5. Исцеление;
  6. Долголетие;
  7. Поддержку в преодолении искушений и испытаний;
  8. Предохраняет нас от ошибок;
  9. Даёт успех в делах.

Я перечислил вам этот список и увидел, что многого я не имею.

Как же так? Я хочу иметь долголетие, всегда успех в делах, всегда поддержку в искушениях, всегда защиту, при каждой болезни – исцеление, всегда бесстрашие, всегда покой и мир.

Почему же в моей жизни зачастую некоторых вещей из этого списка нет???

Давайте сейчас поспрашиваем себя:

А всегда ли Господь пастырь мой?
….или я всё-таки иногда убегаю из стада Божьего:
Ну, там поругаться с кем-нибудь (хочется в некоторых обстоятельствах быть не овечкой, а волком!)
Или нырнуть в какой-нибудь из своих старых грешков
(так, для разнообразия, попить не из вод чистых и тихих, а из какого-нибудь зловонного болотца).

И всегда ли я нахожусь под кровом Всевышнего?
Или иногда выбегаю под ливень мерзкой информации по «ящику».
Или на мороз зависти к ближнему или обиды на ближнего.

Вот и выходит, что претензии по поводу отсутствия некоторых пунктов этого благословенного списка я могу предъявить исключительно стоя перед зеркалом.

Ну хорошо! А где же выход! Как же иметь всё это полностью?! Ответ один! Прилагать максимум усилий, чтобы приближаться к Нему всё больше и больше!

Но как же приближаться к Богу всё больше и больше?

Ну конечно, началом приближения к Богу является покаяние.

Совершив покаяние, мы попадаем на территорию Царства Божьего.
Это о нас сказано в послании… К Ефесянам 2/13 «А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою».
Получив спасение, как дар, по милости Божьей, мы попадаем под защиту Божьей благодати.

Но, тот, кто уже достаточно долго пребывает в Господе, не даст мне соврать – это только начало приближения к Богу. Не так ли?

Второе: Водное крещение – как обещание Богу доброй совести.

Это предполагает, что все наши поступки в будущем мы обещаем совершать так, чтобы не огорчать Бога…
А это, в свою очередь гарантирует близость к Нему…

Несколько слов в связи с этим о значении ритуалов в христианстве.

Сначала, что такое ритуал: Установленный порядок обрядовых действий при совершении какого-л. религиозного акта.
То есть, мы что-то или кого-то перемещаем с места на место, что-то по определённым правилам едим или о чём-то определёнными словами говорим.

Под определение ритуала (частично) ближе всего попадают три действия в христианстве:

  1. Водное крещение;
  2. Омовение ног;
  3. И причастие.

Во всех религиях ритуалы всегда носили самодостаточный характер. Что я имею в виду?

Вы принёсли определённую жертву, станцевали положенный танец, съели определённый кусок жертвенного животного или растения – значит вы полностью рассчитался со своим идолом. Вы квиты!

В христианстве – не так!
Если ты совершаешь водное крещение, но совесть твоя в результате не меняется – ты солгал Богу!
Если ты принимаешь Хлеб и Вино в Причастии, но не размышляешь о смерти Христа – ты лжёшь Богу!
Если ты омыл ноги брату во Христе, но в сердце твоём нет кротости – ты лжёшь Богу!
Участь лжецов – озеро огненное!

Нужно ли совершать эти три служения? Или это пустые ритуалы? Ответ на это даёт сам Христос:

Матф.3:13-15 «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него.

Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?

Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду.

Тогда [Иоанн] допускает Его».

Нуждался ли Иисус в крещении? Нет, конечно!
Так почему Он его совершил? Ответ мы получим в описании ритуала омовения ног:

Иоан.13:14,15 «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.

Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам».

Пример для нас: эти действия приближают нас к Богу:
Водное крещение делает из халдеев - верующих:
Как я полностью погрузился в воду, так Ты, Господь, полностью очисть меня от моих грехов!

Причастие - подтверждение духовного единства со Спасителем:
Как я принял крошку хлеба внутрь своего тела, так Ты Господь соедини меня в духе со Своей церковью.

Омовение ног - воспитание кротости и смирения:
Как я омыл ноги моему брату, так пусть в сердце моём всегда будет готовность помочь в очищении своему ближнему и способность послужить ему.

А теперь вернёмся к способам приближения к Богу. Мы уже назвали покаяние и водное крещение.

Ещё один из вернейших способов приближения к Богу – прославлять Его.

Псалтырь 21/4 «Но Ты, Святый, живешь среди славословий Израиля».

В прославлении мы приближаемся к Богу потому, что Он приближается к нам.
Хочу напомнить одно место из...

2-я Паралипоменон 5/13, 14 «…и были, как один, трубящие и поющие, издавая один голос к восхвалению и славословию Господа; и когда загремел звук труб и кимвалов и музыкальных орудий, и восхваляли Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его; тогда дом, дом Господень, наполнило облако, и не могли священники стоять на служении по причине облака, потому что слава Господня наполнила дом Божий».

Не пренебрегайте прославлением! Пусть не кажется вам, что оно в служении менее важно, чем проповедь!
Если Слово Божье наставляет в вере ваш разум, то прославление наставляет в вере ваше сердце!
Бога особенно заботит, чтобы мы именно сердцем были близки к Нему!

Молитва - приближение к Богу

Псалтырь 144/18 «Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине».

Иеремия рассказывает о молитвенном опыте своей жизни:

Плач Иеремии 3/57 «Ты приближался, когда я взывал к Тебе, и говорил: `не бойся"».
Псалтырь 114/1,2 «Я радуюсь, что Господь услышал голос мой, моление мое; приклонил ко мне ухо Свое, и потому буду призывать Его во [все] дни мои».

В этом псалме Давид даёт обет молится всю жизнь, потому что он убедился на своём личном опыте, что в ответ на молитву Господь «…приклоняет (к молящемуся) ухо Своё)», то есть приближается к молящемуся.

Ещё раз хочу вернуться к иллюстрации с воздухом при дыхании: сам воздух в лёгкие не попадает. Для того, чтобы дышать – именно нам надо произвести усилие и сделать вдох!

Кротость сердца - гарантия приближения к Богу

Бог с радостью даёт приблизиться к себе смирённым и кротким (здесь уместно вспомнить в том числе и служение омовения ног).

Псалтырь 33/19 «Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет».

Об этом же говорит…

Исаия 57/15 «Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, - Святый имя Его: Я живу на высоте [небес] и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных».

Когда захочется нам показать свой характер, свою независимость, свой гонор – вспомним 33-тий псалом, и посмотрим, что сулит близость к Богу – и смиримся.

Освящение - приближение к Богу

Наш Бог свят! И приблизится к нему можно только освятившись:

Исход 19/22 «…священники же, приближающиеся к Господу, должны освятить себя, чтобы не поразил их Господь».
1-е Петра 2/9 «Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет…»

Это уже о нас.

Что же освящает нас?

Конечно – кровь Иисуса Христа.

К Евреям 9/13,14 «Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!»

А это ещё раз по поводу ритуала Причастия.

Слушать и исполнять Слово Божье – также путь освящения для нас. Иисус в своей молитве просил Отца:

От Иоанна 17/17 «Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина».

И ещё сказано:

Иакова 1/22 «Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя».

Таким образом, нет нам освящения, а следовательно, и беспрепятственного приближения к Господу без слушанья и исполнения Слова.

А теперь я хочу обратить ваше внимание на одну опасность, которая создаёт иллюзию приближения к Богу.

Исаия 58/2-11 «Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу: `Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?"
- Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте.
Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?
Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.
Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.
Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: `вот Я!"
Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой [будет] как полдень; и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают».

О чём здесь говорится применительно к нашему времени? Ты ходишь в церковь, молишься, читаешь Библию, служишь Богу – всё это великолепно! Но если в своей повседневной жизни ты не руководствуешься тем, что слышишь, о чём говоришь, что читаешь – твоё приближение к Богу – только видимость!!!

Итак, ещё раз: Вот что приближает нас к Богу:

  • Покаяние;
  • Прославление;
  • Молитва;
  • Кротость и смирение;
  • Освящение через Кровь Иисуса Христа;
  • Через слушание Слова Божьего;
  • Через исполнение Слова Божьего.

Что же может помешать приблизиться к Богу?

Я хочу напомнить церкви одно видение, которое было много лет тому назад:

Бескрайнее озеро с тихой, чистой и прозрачной водой, над поверхностью воды выступали края как бы небольших кратеров или воронок (одни из них пустые, другие наполнены водой в большей или меньшей степени), вода может поступать воронку только через её края.

И тогда же было дано толкование этого видения:
Бескрайнее озеро – Господь, заполняющий всё собой.
Каждая воронка – эта душа человека, края которой выложены комьями грязи прегрешений, камнями плотских дел и мирской суеты.

Мы сами не даём Господу проникнуть в нашу душу поднимая края своих душ суетой и грехом, наращивая барьер, и не позволяя Духу Святому заполнить наши души Собой.

Заключение.

Итак, Господь сегодня призывает приблизиться к Нему, и получить те прекрасные обетования, которые он в этом случае обещает
И Он подсказывает, как это сделать
А теперь вспомним начало нашего размышления и слова пророка Исаии:

Исаия 55/6 «Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко».

Я хочу обратиться к тем, кто ещё не ступил на дорогу к храму. Я обращаюсь к людям, которые ещё не сделали шаг к Богу, не покаялись в своих грехах, и не признали Иисуса Христа своим Господом и Спасителем.
Дни лукавы, человек не знает мгновения, когда жизнь его оборвётся, и он предстанет перед Создателем.
И для того, кто не примирился с Богом, эта встреча не сулит ничего хорошего!
Сегодня у вас есть, быть может, ваш последний шанс сделать этот шаг навстречу Богу! Сделайте его и Господь сделает вам навстречу десять шагов!

Аминь

Проповедник: брат А.

Игумения Екатерина (Чайникова)

В новейшей истории Русской Православной Церкви наблюдается такое явление: вслед за детьми монашество принимает кто-то из их родителей, увидевших благодатность монашеской жизни и стремящихся на склоне лет быть как можно ближе к Богу. С этого мы и начали наш разговор с настоятельницей Кресто-Воздвиженского Иерусалимского ставропигиального женского монастыря игуменией Екатериной (Чайниковой), чья мама незадолго до кончины была пострижена в схиму с именем Иоанна – в честь Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Батюшка сказал: «В этой книге ты найдешь все ответы»

На память приходят примеры: мама настоятельницы Зачатьевского ставропигиального женского монастыря в Москве игумении Иулиании (Каледы) незадолго до кончины приняла монашеский сан с именем Георгия. Монахиня Варвара – мама настоятельницы Свято-Введенской Островной пустыни на Владимирской земле игумении Февронии (Мараткановой) – до последнего своего вздоха подвизалась вместе с дочерью в возрождающейся обители. Список можно продолжить, и он, кстати, немаленький. А кого-то Господь сподобил подняться на высшую ступень православного монашества – принять великую схиму, как, например, схимонахиню Зосиму, маму приснопамятной схиигумении Фамари (Горлановой), на протяжении 25 лет восстанавливавшей Свято-Троицкий женский монастырь в Муроме. Матушка Екатерина, что Вы можете рассказать о Вашей маме?

Знаете, она помышляла о монашестве давно. И когда мне, самой младшей из детей, исполнилось 16 лет, мама написала прошение на имя Председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополита Филарета (Вахромеева) с просьбой направить ее в Горненский женский монастырь в Иерусалиме. Там подвизалась моя сестра – монахиня Савва. Мы много знали о Иерусалиме, и у нас, что называется, была прямая связь с ним. Владыка официально ответил, что в настоящее время это невозможно, поскольку на руках у нее несовершеннолетний ребенок, которого надо воспитать, дать ему нужное направление в жизни. Мама это приняла. Но вскоре она приняла и тайный монашеский постриг. В советское время это практиковалось. Она продолжала ходить на работу, однако ее внутренняя жизнь изменилась. Хотя, чтобы понять, как с годами усиливалась ее любовь к Богу и росло доверие к Спасителю, становясь поистине безграничным, надо проследить весь ее жизненный путь...

Родом она была из Удмуртии. Ее отец отказался идти в колхоз, и поэтому (я хорошо помню рассказы моей бабушки) у семьи отобрали имущество – весь их нехитрый скарб. В начале 30-х годов прошлого века, согласно постановлению, за которым стояла зловещая фигура Сталина, началось по стране «движение спецпереселенцев». Кого-то отправляли в казахские степи, кого-то – на Урал или на Дальний Восток, а мамину семью вывезли в тайгу в Красноярском крае. Причем, рассказывала бабушка, все дни до отъезда – в напряженном ожидании «черного воронка» – дети ложились спать одетыми, обутыми, закутанными, а дедушка держал наготове хозяйственный инструмент, чтобы захватить хоть что-то с собой в неизвестные дали. И «воронок» приехал. Загрузили большую семью за какие-то пять минут – прощай, родная земля! В тайге дедушка успел вырыть землянку, накрыть ее тесом, застелить дерном, соорудил печку, и тут его забрали в тюрьму, где он заболел чахоткой и ранней весной умер. А забрали его потому, что ходил в храм...

Бабушка, чтобы прокормить детей (из семерых выжили четверо), пошла работать в шахту. Что говорить: такая трагическая судьба ждала великое множество советских людей, попавших в жернова «кулацкой ссылки». Моя мама, младшая в семье, не смогла получить образование. Три класса закончила и дальше учиться возможности не было. Шла война. И хотя военные действия не дошли до их края, но есть было нечего, писать было не на чем – в общем ей пришлось перенести многие тяготы военного времени. Но ум с детства у нее был пытливый. Особенно волновали вопросы мироздания: почему всё так? Ведь этим кто-то управляет? Спросила у моей бабушки: «А Бог есть?» Та ответила: «Я молюсь, как умею, а тебе объяснить ничего не могу». Взрослея, Мария (так звали маму) стала задавать этот вопрос другим, а люди в ответ только смеялись и говорили, что всем управляет природа. Крестилась мама в Абакане – это за 180 верст от того места, где жила и куда добираться без транспорта было крайне трудно. В Абакане она спросила батюшку о Боге, о мироздании. Батюшка сказал: «В этой книге ты найдешь все ответы». И дал ей Библию. Только представьте: Библия в то время была в нашей стране редкостью, а для человека верующего или ищущего веры – настоящим сокровищем. И это сокровище сибирский священник вручил моей маме! Читая Евангелие от Матфея, Марка, Луки, Иоанна, она больше и больше прилеплялась к Церкви в отличие от ее братьев и сестер, которые говорили, что Мария сошла с ума – стала ездить к попам! А уж когда мы перебрались в Краснодар, то в Свято-Екатерининском кафедральном соборе мама нашла такую отдушину для своих духовных чаяний, духовных нужд! Я по сути дела с пеленок была в том храме. В детстве мы постоянно встречали там странников. Много тогда было гонимых людей, скрывавшихся под видом юродивых, дурачков. Когда мы с ними выезжали на кладбище, какие духовные канты они пели! И получалось у них красиво, умилительно. Почему, спросите, на кладбище ездили? Эти странники старались поддерживать в порядке могилки невинно убиенных, пострадавших за Христа. Со всей любовью ухаживали они за их захоронениями.

Под одной крышей с людьми Божьими прошло мое детство и в Печорах, куда мы впоследствии переехали. Комнатка у нас была 12 квадратных метров – три на четыре. Вдоль стен стояли кровати, в проходе лежали матрацы, одеяла. Там, на полу, нередко спали странники Михаил и Николай. Умещались в этой комнатке и верующие из Белоруссии, приезжавшие (бывало, человек восемь сразу!) помолиться святыням Псково-Печерского монастыря. Вспоминается: людей битком набито, а никаких распрей не было. Жили мы единой семьей, помогали друг другу и не замечали бытовых неудобств. Помню, мама иногда спрашивала: «Может, пойдете к кому-нибудь другому? Вам у нас тесно». Ей отвечали: «Мария, нам так хорошо здесь! Мы никуда отсюда не пойдем».

Вера простая, детская, порой даже наивная...

Удивительный рассказ, матушка Екатерина! В дневнике неизвестного священника «День за днем», впервые опубликованном в 1908 году, говорится, что дух Божий даром получить нельзя. Его получает только тот, кто томится, жаждет Бога, как измученный зноем путник жаждет воды в пустыне. Ваша мама припадала к такому живительному источнику в Сибири, Краснодаре, Печорах. Чувствуется, что слова Христа: «Любить Бога и ближнего – больше сих заповедей нет» стали сокровенным смыслом ее жизни.

Вера у нее была простая, детская, порой даже наивная... Церковь и Бога она любила больше, чем нас. Некоторые, возможно, осудят ее или с недоумением спросят: как такое может быть? Однажды мама сказала мне: «Я очень сильно любила своих детей и всегда боялась, что если с вами что-то случится, я этого не переживу. Боялась до того момента, пока не осознала, что детей мне дал Бог. Выходит, они не мои, а Божии?! Значит, и воспитать их нужно так, чтобы привести к Богу. Вернуть их Богу». Представляете, какой духовной мудростью обладала простая полуграмотная женщина, которая и читала-то с трудом? Запомнились ее слова: «И тогда я вас по-другому увидела – своих детей. Вы для меня стали просто как дар Божий». Бог был ей настолько близок, что она рассказывала Ему обо всем, как родной матери, полностью открывала свое сердце. И Господь ее слышал. Мне думается, именно за это ее безграничное доверие Господь дал ей «отсрочку» на двадцать с небольшим лет, когда мама тяжело заболела и надежда на выздоровление угасла. Дело было так: Святейший Патриарх Алексий II написал письмо Министру здравоохранения РФ с просьбой положить ее в хорошую больницу, чтобы как-то скрасить последние дни страдалицы. Поставив диагноз «рак поджелудочной железы с метастазами», врачи сказали мне: «Крепитесь, Матушка! Ваша мама проживет недели две, максимум три». Она уже не могла ни есть, ни пить, но вдруг говорит мне: «Вези меня к Сергию Радонежскому» (причем ударение делает на третьем слоге). Я, конечно, готова была везти ее куда угодно – хоть на край света, с болью осознавая, что дни ее сочтены. Мы поехали к преподобному Сергию, и он ее исцелил... Маме тогда было чуть за 60, а отошла она ко Господу менее полугода назад в 83-летнем возрасте. Через двадцать лет болезнь к ней вернулась с теми же симптомами, но мы уже по-другому стали смотреть на смерть.

То есть Вы, матушка Екатерина, и Ваша мама, принявшая великую схиму с именем Иоанна, морально уже были готовы к ее переходу в жизнь вечную?

Да. И относились к этому спокойно, по-христиански.

Но все же хочется узнать о той поездке к преподобному Сергию...

Мы приехали в Троице-Сергиеву лавру в пятницу. Мама сразу же пошла в храм к мощам Преподобного, а я, изо всех сил сдерживая душившие меня рыдания, отправилась со своими сумками в Патриаршие покои, где Святейший Патриарх Алексий разрешил нам остановиться. Там я разговорилась с келейницей, монахиней Сергией. Как разговорилась? Я плачу, она меня утешает. Тут зазвонили к вечерне, и я отправилась на службу. Но народу набилось столько, что пришлось всю службу стоять у дверей храма. Маму я увидела позже, – когда в цепочке других богомольцев я шла к раке с мощами Преподобного. Смотрю: мама стоит недалеко от раки и сильно плачет. Я испугалась: «Что случилось?» Она в ответ: «Меня кто-то во время службы словно бы всю разобрал внутри, переложил всё, и от этой жуткой боли, я думала, умру на месте. Так страшно стало: я умираю, а тебя рядом нет!» Приложились мы к мощам преподобного Сергия и пошли в Патриаршие покои. А там мать Сергия, наша добрая мать Сергия, спрашивает у моей мамы: «Кушать хочешь?» – «Хочу!» – отвечает та, хотя до этого даже глотка воды не могла сделать и по причине своей страшной болезни давно уже голодала. «О, у нас сегодня такой наваристый фасолевый суп, – продолжает мать Сергия. – Братия приготовила». Я вскидываюсь: «Ей нельзя!» Мама: «А я хочу!» Берет ложку, кушает, а я с каждой ложкой умираю: «Мама, не надо! Мама, нельзя!» В голове крутится: «Господи, она сейчас умрет, а что я-то буду делать? Мне как быть с этим?» На второе мать Сергия предложила жареную картошку с грибами. И картошку с грибами мама съела, закончив трапезу клюквенным киселем. До сих пор я помню ту пятницу и тот стол, за которым она с таким аппетитом ела! Отправились мы спать. Мама заснула, а я сижу над ней и панический страх не дает покоя: «Вот приступ начнется, и она умрет!» Она же всю ночь спокойненько проспала, утром мы пошли причащаться. В воскресенье мама второй раз причастилась, а в понедельник – по письму Патриарха Алексия, на которое была наложена резолюция Министра здравоохранения, – мы отвезли ее в 1-ю Градскую больницу в Москве. После обследования врачи сказали: «Да у нее нет ничего! В поджелудочной железе совсем маленькая киста, которая не требует хирургического вмешательства!» Выйдя из больницы, мама долгое время жила, трудилась, молилась, не уставая благодарить Господа за такой дар. А мне Господь отчетливо в тот момент показал, что мои безутешные рыдания, отчаянный страх, рвущееся из уст слово «нельзя!» во время трапезы были ни чем иным, как проявлением маловерия.

Митрополит Арсений: «У меня такого пострига не было!»

Много в нашей жизни свидетельств того, что милость Божия безмерна. И принятие Вашей мамой великого ангельского образа – это тоже ведь Его милость к человеку, который прожил очень нелегкую жизнь, воспитал детей, порадовался рождению внуков и правнуков, но, любя Бога всем сердцем, захотел на склоне лет полностью отрешиться от всего мирского, усилить молитвенный подвиг, чтобы достойно подготовиться к встрече со Спасителем в Горнем мире.

Должна сказать, что мама давно меня просила постричь ее в великую схиму. Я много лет ей отказывала. Как говорится, нет пророка в своем отечестве. Потом я все же обратилась с этим вопросом к архиепископу Сергиево-Посадскому Феогносту, председателю Синодального отдела по монастырям и монашеству. Между нами состоялся примечательный диалог: «Владыка, я не знаю, как поступить, потому что с одной стороны – мама, с другой –­ просит о постриге в схиму. Кого-то постригаем, ей я отказываю». – «А какое ты имеешь право отказывать? Ты вообще кто?» – «Я дочь». – «Дочь и не более! Пиши прошение». Я написала прошение Святейшему Патриарху Кириллу, приложив к нему соответствующие документы, необходимые для пострига. И Патриарх дал благословение, а чин пострижения в великую схиму благословил совершить своему первому викарию – митрополиту Истринскому Арсению. Мы зачислили маму в насельницы нашего монастыря, так что постриг совершался здесь. Это была особая история, и Владыка даже сказал мне такую вещь: «Вот запиши всё, чтобы ее потомки знали!»


Мама очень хотела, чтобы в великой схиме ее нарекли Иоанной – в честь Пророка и Крестителя Господня Иоанна, которому она всегда молилась и который исцелил ее от тяжелых головных болей, долгое время ее мучивших. Мама была убеждена, что будет Иоанной. Только Иоанной! Меня, конечно, это заставило поволноваться. Встретились мы с митрополитом Арсением в Москве, он поинтересовался, когда будем совершать постриг и какое имя дадим. Я ответила, что к постригу мы готовы, но мама хочет получить в великой схиме имя Иоанны. «Ничего себе – Иоанна! – воскликнул Владыка. – Иоанн Предтеча – пустынник, постник, а у нее дети, внуки, правнуки!» И высказал мысль, что ей больше подойдет имя в честь преподобномученика Корнилия Псково-Печерского. Мама жила в Печорах, где подвизался святой игумен, при котором обитель расцвела... Приезжает владыка Арсений на день пострига. Мы с ним стоим в алтаре и обсуждаем: как назовем? Он рассказывает, что именно сегодня прочитал повествование, суть которого сводится к следующему: когда монашествующему дают имя, которое он хочет, этот святой помогает человеку нести тяжелый монашеский крест, потому что монах с теплой молитвой обращается к своему небесному покровителю. Затем Владыка прерывает рассказ и решительно произносит: «Но всё равно Иоанна – нет!» И предлагает тянуть жребий. Дальше он берет ручку, бумагу, пишет: преподобномученик Корнилий. Говорит: «Так, завтра у нас день памяти блаженной Матроны Московской, напишем и ее». Спрашивает у меня: «Ты бы какое имя хотела?» – «Не знаю, Владыка, – отвечаю я. – В миру она была крещена в честь преподобной Марии Египетской, так что внукам и правнукам удобнее было бы называть ее Марией». На третьем листочке он пишет это имя. А на четвертом... святого Иоанна Крестителя. Открывает Евангелие. Видит: Евангелие от Луки, глава седьмая... об Иоанне Крестителе. Говорит: «Всё равно пусть выбирает!» Вкладывает записочки в Евангелие, кладет его на аналой. Начинается чин пострига. Все обеты мама ответила, настало время услышать ей свое новое имя. Владыка открывает Евангелие с записочками. Мама смотрит на меня: «Что это?» – «Это жребий. Какое имя выберешь, такое и будет твоим», – отвечаю я. Она – такая старенькая, маленькая, в белой власянице – стоит и молится. Затем берет одну из записочек, подает Владыке. Владыка читает и улыбается. Комкает записочку, кладет ее на аналой. Снова берет. Говорит: «Ну, мать, ты нас победила! Сестра наша Иоанна!» Не буду подробно описывать яркую эмоциональную реакцию мамы. Скажу только: чувствовалось, что в те минуты ее охватила небесная радость. Я вот думаю: может, по нашим человеческим меркам она такого имени и не заслуживала, потому что какое-то время жила семейной жизнью. Но это мерки земные и стоит ли нам с ними подходить к необъяснимой тайне замысла Господня? Митрополит Арсений сказал тогда: «У меня такого пострига не было!», засвидетельствовав этим признанием, что произошло нечто необычное.


Матушка, судя по всему, Ваша мама – женщина с трехклассным образованием, великая труженица, тайная монахиня и в конце жизни схимонахиня – дала Вам предельно много?

Да всё, наверное. Потому что сама от всяких житейских благ отказалась ради того, чтобы приобрести благодать Божию, и многое в нас заложила, увидев, как я говорила, в каждом своем ребенке дитя Божие, которое надо было воспитать в любви к Богу, привести к Нему. На этом пути ее личный пример был особенно важен.

Беседовала Нина Ставицкая

Представлены архивные снимки из Кресто-Воздвиженского Иерусалимского

ставропигиального женского монастыря

Здраствуйте меня зовут Зарина.Я верую в бога и люблю,хотя мой стиль всё для меня делает наоборот,мне 19 лет я студентка,работаю,мне бывает тижило часто обманывают,раньше когда я была поменьше я постояна прибигала к богу,не пропускала ни одной молитвы,читала искрени,до слёз,ну щас я уже ни так оброшаюсь к богу,что та меня держит я как будто отдоляюсь,наверное меня искушает нечистый,скажите пожелусто как с этим побороться,я очень добрый человек и даже не много наивный как ребёнок,скажите пожалусто как побороться с искушениями и со злом, с людьми что окружают меня,я вродиб не кому не чево плохово не зделала а меня иногда хотят унизить,не поняв меня из нутри.Мне бывает иногда обидно.что люди бывают такие злые)))

Здравствуйте Зарина! Цель нашей жизни – возвращение в объятия к своему Отцу Небесному. Что такое человеческая жизнь? Да ничего! Она настолько кратка, что невозможно себе представить. Человек в молодые годы этого не замечает. Поскольку мы дети падших родителей, нам намного легче сбиться с правого пути, нежели отступиться от многих порочных привычек, которые укоренились в нас еще в кругу семьи. Мы - повторение наших родителей, которые были несовершенны, не смогли подать нам достойный пример. С детства мы пережили много сердечных потрясений и несправедливости, поэтому мы стремимся к совершенству, хотим понять, в чем цель этой жизни. Нам это открывается постепенно, как говорят святые отцы, по мере возрастания нашей веры. Один отец говорил так: «Моя вера сейчас, когда я уже в годах, говорит мне, что в юности было просто неверие». Наша вера постепенно возрастает и, когда утвердится в Господе, становится сильной и крепкой. Пока мы обращаем внимание на отрицательные свойства других людей, которые к нам обращаются, мы не можем обрести мира. Почему Господь дает заповедь любить своих недругов? Не ради них, но ради нас самих. До тех пор, пока мы думаем об обиде, которую нам причинили недруги, друзья, родные, близкие, у нас нет мира и спокойствия, мы живем в состоянии ада. Необходимо освободиться от этого зла, забыть о нем как будто его совсем не было, простить все. Все возможно с Божьей помощью, когда обращаемся к Господу от всего сердца. Это невероятная, непостижимая сила, которая помогает перенести все, может остановить Солнце, может творить чудеса, потому что Бог везде пребывает. И когда человек черпает из источника жизни, исполняется все, чего он не пожелает. Жизнь зависит от наших мыслей, от наших желаний. Мы создаем вокруг себя гармонию или дисгармонию. Смиренные, неозлобленные, простые души светятся добротой, невероятно сильно излучают доброту. Если хотите быть долголетними и благополучными на земле, не торопитесь жить плотским образом, пресыщаться, упиваться, курить, блудодействовать, роскошествовать, нежиться: в плотском образе жизни заключается смерть, потому плоть наша и называется в Священном Писании мертвенным или ветхим человеком, тлеющим в похотех прелестных (Еф. 4, 22). Если хотите жить долго, живите духом: в духе заключается жизнь; "аще ли духом деяния плотская умерщвляете, живи будете" (Рим. 8, 13) - и здесь, и там, на небесах. Наблюдайте умеренность и простоту в пище и питии, храните целомудрие, не растрачивайте безумно бальзам своей жизни, не гонитесь за богатством, за роскошью, старайтесь быть довольными и немногим, храните мир со всеми и никому не завидуйте, всех почитайте и любите, особенно же старайтесь всегда носить Христа в сердце - и вы в мире и благополучии проживете многие лета. Не забывайте, о своей цели. Посмотрите на небо, на ту красоту, которая ожидает нас. Что такое настоящее? Разве не прах, пыль и сон? Разве то, что мы видим, не подлежит тлению? Небесное же вечно. Царство Божие нескончаемо, и блажен тот, кто вселится в нем, потому что будет видеть славу лица Божия! Храни Вас Господь!

Кто такой Бог?

Почему нужно поклоняться Богу?

Истинный Бог - это Создатель, тот, кто все сотворил. У него не было начала и никогда не будет конца (Псалом 90:2). Именно он сообщил нам добрую весть, записанную в Библии (1 Тимофею 1:11). Поскольку Бог подарил нам жизнь, мы должны поклоняться только ему. (Прочитайте Откровение 4:11 .)

Что известно о Боге?

Никто из людей никогда не видел Бога, потому что он Дух. Дух - это форма жизни, которая намного выше нашей (Иоанна 1:18;4:24). Хотя Бога невозможно увидеть, о нем можно узнать, рассматривая его творения. Например, разнообразие фруктов и цветов говорит о его любви и мудрости. А необъятная Вселенная свидетельствует о его силе. (Прочитайте Римлянам 1:20 .)

Еще больше о Боге можно узнать, читая Библию. В ней говорится о том, что́ Бог любит, а что́ нет, как он обращается с людьми и как поступает в разных ситуациях. (Прочитайте Псалом 103:7-10 .)

Есть ли у Бога имя?

Иисус сказал: «Наш Отец на небесах, пусть святится твоеимя » (Матфея 6:9). У Бога много титулов, но имя у него только одно. На разных языках оно звучит по-разному. По-русски оно обычно произносится как «Иегова». (Прочитайте Псалом 83:18 .)

Из многих переводов Библии имя Бога удалили и заменили его титулами Господь и Бог. Однако в оригинале Библии имя Бога встречалось около 7 000 раз. Когда Иисус учил людей о Боге, он всегда использовал Божье имя.(Прочитайте Иоанна 17:26 .)

Любит ли нас Иегова?

Сегодня в мире очень много горя и несчастий. Означает ли это, что Бог нас не любит и что ему нет до нас никакого дела? Некоторые говорят, что Бог посылает нам страдания, чтобы испытать нас. Но это неправда. (ПрочитайтеИакова 1:13

.)

Иегова наделил человека свободой воли. Он не создал нас роботами, и мы благодарны ему за это. Мы можем воспользоваться этой свободой, чтобы служить ему (Иисус Навин 24:15). Но многие выбирают иной путь. Они делают зло другим. Вот почему в мире так много страданий. Иегове больно смотреть на эту несправедливость. (Прочитайте Бытие 6:5, 6 .)

Иегова любит нас. Он хочет, чтобы мы радовались жизни. Скоро он устранит зло и тех, кто творит злые дела. Хотя сейчас Иегова допускает страдания, это только временно и для этого у него есть веская причина. Какая? Об этом мы узнаем из 8-го урока.(Прочитайте 2 Петра 2:9; 3:7, 13 .)

Как стать ближе к Богу?

Иегова хочет, чтобы мы приближались к нему. И в этом нам поможет молитва, нам нужно разговаривать с Богом. Он интересуется каждым человеком (Псалом 65:2; 145:18). Иегова готов прощать. Он замечает наши старания радовать его, даже если иногда у нас что-то не получается. Все это показывает, что, несмотря на свое несовершенство, мы можем иметь близкие отношения с Богом. (Прочитайте Псалом 103:12-14; Иакова

После того как они обретали веру во Христа, они кардинально изменяли свою жизнь. Продолжали жить среди мира, но уже не были рабами мирского. Их существование приобретало новое (небесное) измерение.

Достичь более тесной связи с Богом нам мешает мирское мудрование. Освободившись от него - мы обретем Божественную благодать и будем (как первые христиане) уже в этой жизни чувствовать радость Рая. Об этом говорит Сам Спаситель: «Царствие Божие внутрь вас есть». То есть всякий, кто приносит истинное покаяние, имеет уже в своей земной жизни ощущение Царствия Небесного. Ведь в Таинстве Исповеди Бог подобно огню уничтожает грех, и наполняет человека светом Своей Благодати.

После того как человек покается и придет в себя - он становится сосудом благоговения и благочестия. Ему не обязательно что-то говорить или делать, чтобы свидетельствовать окружающим о Боге.

Только очистившийся человек может быть богословом . В противном случае, чем он сможет свидетельствовать о Боге? Словами? От этого не будет никакого толка.

Увы христианину, пытающегося принести пользу через изложение своих мыслей, знаний, взглядов, теорий. Толку от этого не будет.

Без смирения не может быть настоящего богословия. Если у человека нет смиренного сердца, в нем не будет обитать Бог.

- В чем значение монашества?

- Монах - это человек живущий в покаянии, а монашество - это средоточие христианства. Иноки - это передовой отряд Церкви. Монахи призваны последовать Евангелию в полной мере. Не рассуждать о заповедях, а стараться их исполнять.

Если монах, оставив мир, начинает размышлять о преимуществах мирской жизни - он сам разоряет свои духовные достижения. Более того, он искажает саму суть монашества.

Через каждого человека совершается спасение всего мира . И когда он начинает очищать себя - это имеет благоприятные последствия для всей Церкви.

- Почему человек может утерять Божественную благодать?

- «Без мене не можете творити ничесоже» . Бог попускает наше падение, чтобы мы видели, что всё, чего мы достигли в духовной жизни, не могли обрести без Его помощи. Мы смиряемся, приходим в себя и вновь вступаем на путь духовного возрождения.

Через покаяние мы вновь обретаем себя, восстанавливаем нашу разрушенную связь с Богом.

- Что еще может отдалить нас от Бога?

Неправильное отношение к вещам. Когда человек свою любовь от Бога переносит на вещи - он становится ненасытным. Страсть сребролюбия фактически становится формой язычества, ведь человек поклоняется уже не Творцу, а твари.

Любовь к вещам и деньгам приводит к тому, что они становятся не средством, а начинают господствовать над человеком, порабощают его. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» , - говорит Господь. В чем же заключается это отвержение? В отказе от всего противоестественного, чуждого нашей природе (то есть греха) и возращении к нашему естественного состоянию.

- А что представляет собой человек вернувшийся в свое естественное состояние?

Он становится живой иконой Бога.

Чтобы драгоценные камни засверкали, они должны пройти определенную огранку. Так же и человек. Образ Божий был искажен в нас грехом и Бог подобно мастерам, обрабатывающим алмазы, отсекает от нас лишнее, придавая нам первозданную красоту.

Мы смотрим на ограненный алмаз и он сверкает со всех сторон, то же самое происходит и с вернувшимся в свое естественное состояние человеком. Этот свет и красота уже были у него внутри, но если бы Бог не отсек все наносное, они бы так и остались замурованы и не реализованы.

- Что такое свобода?

Внешне человек может быть гоним, борим, скован, но внутри оставаться свободным. «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» .

На первый взгляд христиане, уходя от злых дел мира, теряют связь и с самим миром. Но это не так: обретая связь с Богом, человек выстраивает правильные отношения и со всем миром. И наоборот: по мере потери связи с Творцом, мы словно оказываемся в тумане, а наши взаимоотношения с миром утрачивают гармонию.

Каждый христианин - икона Христа, которая становится видимой и изобразимой по мере того, как он очищается от греха. Но если мы будем ориентироваться не на Христа, а на этот мир - загубим данные нам Богом таланты и возможности.

Каждый человек сотворен для того, чтобы сделать что-то прекрасное и достойное Бога, а мы растрачиваем себя на пустые и никчемные вещи. Во время Таинства Крещения мы обещались Богу и отрицались Сатаны и всех дел его. Так почему же теперь хотим хоть краешком захватить и вкусить греховных «наслаждений»?

Что нам может дать мир? Бесконечно бедный и убогий в сравнении с Богом.

Какому Господину мы служим, от того и получим награду. Будем творить добро - нас вознаградит Господь. Но что значит «творить добро»? Значит преобразить себя и стать достойным Бога.



 

Возможно, будет полезно почитать: