Какую деятельность ведет личное подсобное хозяйство лпх. Можно ли строить жилой дом на землях ЛПХ

Многих интересует вопрос, в чем разница ИЖС и ЛПХ. Какие у них есть плюсы, минусы, особенности - во всем этом необходимо разобраться, прежде чем регистрировать форму владения земельным участком. Пожалуй, каждый хотел бы иметь свой собственный дом. Однако приобрести уже готовое подходящее жилое строение не всегда имеется возможность в силу разных причин - финансовых, территориальных и т. д. Когда человек приобретает участок земли в собственность, он сталкивается с такими понятиями как ЛПХ, СНТ, ИЖС и ДНП. Все эти формы владения землей определяют цель этого владения. Разберемся, в чем разница ИЖС и ЛПХ.

Классификация земельных участков

На территории Российской Федерации земельные участки собственников подразделяются на различные типы по статусу отчуждения, целевому предназначению и ведомственному принципу. Основная часть их - это те, на которых возведены жилые объекты индивидуального пользования, т.е. ИЖС, а также те, что используются для сельскохозяйственных целей (выращивание сельхозкультур, содержание скота, угодья), т.е. ЛПХ.

Выявить разницу между ИЖС и ЛПХ бывает непросто.

ЛПХ

Земли, классифицируемые как ЛПХ, приобретаются либо выдаются гражданам для того, чтобы те имели возможность обустроить производство сельхозпродукции. Их деятельность не должна направляться на получение выгоды в виде дивидендов, произведенная же данными гражданами продукция должна использоваться лишь для собственных нужд. Это своеобразное наследие времен СССР, во времена которого все, что выращено на огороде, а также скот, нельзя было продавать или иначе использовать для обогащения.

ИЖС

Наделы под индивидуальное строительство жилья предназначены для осуществления права на жилье, которое имеет каждый гражданин. Это право гарантирует ему Конституция РФ. Жилье строится на финансовые средства владельца, у данного строения имеется ряд ограничений. К примеру, оно может использоваться лишь одной семьей и быть не выше трех этажей. На сегодня в России имеется ряд программ, по которым лицам, осуществляющих индивидуальное строительство, предоставляются льготные кредиты в качестве господдержки.

В чем разница ИЖС и ЛПХ по закону?

Законодательное обоснование

Данные сокращения означают различия в форме собственности с точки зрения права. Когда участки оформляются владельцем, он получает документацию, в которой должна быть зафиксирована информация о той форме владения, которую он выберет.

В чем разница статусов ЛПХ и ИЖС, знают не все.

В основной части регионов России каждый из граждан имеет право на разовое получение земельного участка в собственное пользование. Например, он может оформить его в собственность, если строит на нем свой дом. При этом не допускается использовать этот участок для того, чтобы получать с него выгоду.

Документация, в которой подтверждена собственность, составляется с опорой на ряд документов, и прежде всего - на кадастровый паспорт. А если индивидуальное жилье строится на земельном наделе, предназначенном для сада или дачи, то тогда его необходимо будет внести в декларацию. Регистрация осуществляется на основании ФЗ № 122, а именно - 25-й его статьи.

В чем разница ЛПХ и ИЖС?

Назначение земельного участка определяется указанным в документе о праве на собственность типом его эксплуатации. Необходимо понимать, что использовать земельный участок для строительства частного жилья возможно в обоих случаях. Но все же определенные ограничения, которые надо брать в расчет, есть.

Так, ИЖС рассчитан на возведение частного жилого строения либо одним гражданином, либо одной семьей. А это означает, что в дальнейшем не будет препятствий для оформления необходимых документов и передачи данного объекта в пользование. А участки под ЛПХ выделяются непосредственно из земельного фонда. В первую очередь они предназначены для того, чтобы на них граждане развивали свои подсобные хозяйства, обеспечивающие потребность в сельскохозяйственных продуктах нужды данной семьи.

И строительство к этому виду деятельности никакого отношения не имеет, если только речь не идет о помещениях подсобного хозяйства. Но на сегодня способ изменить тип предназначения земельного надела упрощен, он отличается своей декларативностью. Поэтому те граждане, которые уже имеют жилое строение на территории ЛПХ, в силу "дачной амнистии" и путем подачи соответствующего заявления о постройке имеют возможность оформить в свою собственность данный жилой объект. Имеется ряд ограничений для использования ЛПХ с целью строительства. Прежде всего это связано с расположением надела и его площадью.

Еще в чем разница земель ЛПХ и ИЖС?

Расположение

Личное подсобное хозяйство может располагаться как в пределах населенного пункта, так и вне их. Это влияет на возможности его использования. В случае его нахождения на территории населенного пункта на нем будет разрешено строить как хозяйственные строения, так и индивидуальное жилье. Если же он находится вне населенных пунктов, то все это запрещено.

Участки для ИЖС имеют лишь одно назначение - строительство дома для индивидуального пользования. Статус ИЖС дает гарантию того, что дом будет подключен ко всем необходимым коммуникациям, а вокруг него будет создана инфраструктура, подразумевающая наличие школ, библиотек, магазинов и прочих объектов социального назначения. Более детально это рассчитывается в зависимости от плотности населения данной территории.

Налоги

Есть разница ИЖС и ЛПХ в налогах.

Также форма владения жильем влияет на получение права на налоговый вычет, предусмотренный Налоговым кодексом для граждан РФ, в чьей собственности находятся объекты жилой недвижимости. Важно знать, что, помимо этой привилегии, законодательство подразумевает и учетную ставку двойного размера, которую будут обязаны заплатить те, кто в течение 10 лет не построил жилое строение на наделе, предназначенном под ИЖС. Так что в этом случае у ЛПХ есть преимущество.

В целом для всех участков некоммерческого пользования установлены одинаковые правила, но при этом ЛПХ облагается более низкими налогами в сравнении с ИЖС. Ниже будут и расходы на проведение электричества, воды, газа. Однако подвод данных коммуникаций для ЛПХ государством или муниципальными властями не гарантируется.

Важное отличие заключается и в возможности прописки. Невозможно прописаться в жилье, возведенном на территории ЛПХ. Регистрация в таком объекте недвижимости возможна лишь в случае сдачи его в эксплуатацию и оформления в госреестре.

В чем разница ЛПХ и ИЖС, теперь известно.

Что лучше выбрать? Плюсы и минусы

Самое важное отличие между этими формами владения земельным наделом - это существующие обязательства со стороны государства либо муниципалитетов, касающиеся обеспечения участка энергоносителями и социальной инфраструктурой. Если ИЖС подпадают под данную гарантию, то ЛПХ - нет. Поэтому строительство жилья на наделах второго типа осуществляется гражданами на свой страх и риск. Правда, практика уже показала, что ожидание осуществления вышеупомянутых гарантий приходится порой ждать весьма долго даже тем, кто возвел жилье на участке под индивидуальное строительство.

В чем разница земель ЛПХ и ИЖС в отношении цены?

Участки земли со статусом ЛПХ, находящиеся на территориях населенных пунктов, стоят несколько дешевле земель под ИЖС. А вот вне этих границ разница в стоимости увеличивается. Это объясняется тем, что за пределами городов и сел строить жилье на личном подсобном хозяйстве запрещено.

Изменение целевого статуса земли возможно - с помощью судебных процессов либо определенных манипуляций с нормами законов. Но это может вызвать несогласие у прокуратуры и других госструктур, в результате чего акт о переводе будет аннулирован, а постройки - снесены. При этом, если жилье построено в рамках закона, то это будет гарантией на введение объекта недвижимости в эксплуатацию со всеми вытекающими преимуществами и правами собственника.

Мы рассмотрели, в чем разница ЛПХ и ИЖС.

Закон «О личном подсобном хозяйстве» был принят для урегулирования отношений, возникающих при ведении сельского подсобного хозяйства. Такой вид деятельности не считается предпринимательским и органы местного самоуправления не в праве вмешиваться в сферу деятельности граждан, которые занимаются подсобным хозяйством. Максимальный размер участка должен составлять 5 га. Далее в статье вы найдете подробную информацию о видах разрешенных участках и как государство способствует жителям, занимающимся ЛПХ.

Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» был принят 21 июня 2003 года Госдумой РФ. Одобрен законодательный акт был 26 июня того же года. Вступил в силу ФЗ-112 7 июля 2003 года. Последние изменения в закон вносились 1 мая 2016 года.

ФЗ-112 регулирует отношения, которые возникают в процессе ведения людьми личного подсобного хозяйства. Кстати именно данную категорию граждан чаще всего интересует вопрос энергосбережения (подробности в ).

Правовое регулирование ведения населением личного подсобного хозяйства осуществляется в соответствии с:

  • Конституцией РФ;
  • ФЗ-112;
  • другими Федеральными законами;
  • нормативно-правовыми актами субъектов РФ.

В ФЗ-112 прописано понятие личного подсобного хозяйства. В соответствии со статьями закона ЛПХ — вид непредпринимательской деятельности по переработке и производству сельскохозяйственной продукции. ЛПХ ведется гражданами и членами их семьи в целях удовлетворения потребностей личного характера на предоставленном им земельном участке.

Согласно Закону о личном подсобном хозяйстве вся продукция, которая была произведена и переработана гражданами, ведущими подсобное хозяйство, остается их собственностью. Ее продажа не считается предпринимательской деятельностью.

Закон о личном подсобном хозяйстве РФ дает право дееспособным гражданам, обладающим собственной территорией, на осуществление такого рода деятельности. Это право появляется у них в момент государственной регистрации земельного участка. ЛПХ регистрировать не нужно.

Важно! Согласно положениям ФЗ-112 органам гос власти и местного самоуправления запрещено вмешиваться в деятельность граждан, ведущих ЛПХ.

Скачать закон 112 ФЗ о личном подсобном хозяйстве

Федеральный закон №112 содержит 11 статей. Каждая из них содержит информацию о ЛПХ, о правилах его ведения и вмешательства государственных органов в его деятельность. Контроль над гражданами, занимающимися подсобным хозяйством, ведут Федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и субъектов РФ.

Скачать Закон о личном подсобном хозяйстве можно .

Изменения, внесенные в закон о лпх

Как уже было сказано выше последние поправки в закон вносились 1 мая 2016 года. В ходе последних изменений 3 и 4 часть 3 статьи утратили свою силу. Также был дополнен 5 пункт 4 статьи.

Статья 4

В ст 4 обозначены виды участков, которые пригодны для ведения личного подсобного хозяйства. Для ведения такого вида деятельности пригодны 2 вида земельных участка:

  • приусадебный — используется для производства сельскохозяйственной продукции. На нем разрешено возведение домов и сооружений. При возведении зданий необходимо соблюдать градостроительный регламент и строительно-экологические нормы;
  • полевой — используется только для ведения домашнего подсобного хозяйства. На нем запрещено возводить дома и какие-либо сооружения.

Согласно ФЗ-112 приусадебный земельный участок находится в границах населенного пункта, а полевой за его пределами.

Пункт 5 статьи 4 был дополнен информацией о максимально-разрешенном размере земельного участка. Его общая площадь должна быть 0,5 га. Согласно п 5 ст 4 ФЗ №112 максимальный размер может быть увеличен, но это не распространяется на участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и которые были сданы в аренду или переданы в безвозмездное пользование.

Ниже будут рассмотрены статьи в которые при последней редакции не были внесены изменения, но они важны для рассмотрения.

Статья 6

В ст 6 перечислено имущество , которое используется при ведении ЛПХ:

  • земельный участок;
  • жилой дом;
  • произведенные и бытовые здания, сооружения, в том числе и теплицы;
  • сельскохозяйственные животные;
  • сельскохозяйственная техника, инвентарь;
  • транспортные средства и имущество.

Согласно ФЗ-112 имущество может быть личного характера или приобретенное.

Статья 7

В ст 7 прописаны направления, по которым государство осуществляет поддержку гражданам, ведущим ЛПХ:

  • содействие в формировании инфраструктур обслуживания и в создании потребительских сельхоз кооперативов;
  • создание экологических и социальных условий, что стимулирует развитие подсобного хозяйства;
  • предоставление финансовой помощи на возвратной основе и научно-технических открытий;
  • проведение мероприятий по организации искусственного осеменения у животных;
  • предоставление бесплатного ежегодного ветеринарного осмотра домашнего скота;
  • помощь в борьбе с животными инфекциями.

Государственная поддержка в области ЛПХ осуществляется за счет федерального бюджета РФ и местных бюджетов. Органы государственной власти и местного самоуправления обладают полномочиями для принятия решения о размерах, объемах и видах помощи гражданам, занимающимся сельским хозяйством.

Статья 8

Согласно ст 8 ФЗ-112 в каждом городе или поселении должен вестись учет ЛПХ. Учет ведется в похозяйственных книгах органами самоуправления поселка или городского округа. Таким образом учетные сведения предоставляются гражданами на добровольной основе.

В ст 8 перечислены сведения , которые должна содержать похозяйственная книга :

  • ФИО гражданина, который приобрел земельный участок для ведения подсобного хозяйства и ФИО всех проживающих с ним;
  • площадь территории, которая усеяна семенами, плодами и ягодами;
  • количество птиц и животных, находящихся на участке;
  • перечень всей техники, оборудования и транспортных средств, принадлежащие собственнику земли.

Федеральный орган исполнительной власти устанавливает форму и порядок ведения похозяйственной книги.

Статья 10

Согласно положениям ст 10 ведение ЛПХ заканчивается вместе с прекращением права обладания земельным участком.

Если хотите более подробно изучить последнюю редакцию Федерального закона №112, скачайте его .

Федеральный закон "О личном подсобном хозяйстве" с поправками на начало 2017 года (обновляется).

Статья 1. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства.

2. Правовое регулирование ведения гражданами личного подсобного хозяйства осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 2. Понятие личного подсобного хозяйства

1. Личное подсобное хозяйство - форма не предпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

2. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

3. Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.

4. Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.

Статья 3. Право граждан на ведение личного подсобного хозяйства

1. Право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства.

2. Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. Регистрация личного подсобного хозяйства не требуется.

3. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях.

4. Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков.

5. При включении земель сельских поселений в черту городских поселений граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, сохраняют право на ведение личного подсобного хозяйства на земельных участках, которые были им предоставлены и (или) приобретены ими для этих целей.

Статья 4. Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства

1. Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в черте поселений (приусадебный земельный участок) и земельный участок за чертой поселений (полевой земельный участок).

2. Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

3. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

4. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством.

5. Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Часть земельных участков, площадь которых превышает указанный максимальный размер, должна быть отчуждена гражданами, у которых находятся эти земельные участки, в течение года со дня возникновения прав на эти земельные участки, либо в этот срок должна быть осуществлена государственная регистрация указанных граждан в качестве индивидуальных предпринимателей или государственная регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства.

6. Оборот земельных участков, предоставленных гражданам и (или) приобретенных ими для ведения личного подсобного хозяйства, осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.

Статья 5. Взаимоотношения граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, с органами государственной власти и органами местного самоуправления

1. Вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления в деятельность граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют контроль за соблюдением гражданами требований законодательства.

Статья 6. Имущество, используемое для ведения личного подсобного хозяйства

Для ведения личного подсобного хозяйства используются предоставленный и (или) приобретенный для этих целей земельный участок, жилой дом, производственные, бытовые и иные здания, строения и сооружения, в том числе теплицы, а также сельскохозяйственные животные, пчелы и птица, сельскохозяйственная техника, инвентарь, оборудование, транспортные средства и иное имущество, принадлежащее на праве собственности или ином праве гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.

Статья 7. Государственная и иная поддержка личных подсобных хозяйств

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления определяют меры поддержки граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

2. Государственная поддержка граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, может осуществляться по следующим направлениям:

  • формирование инфраструктуры обслуживания (подъездные пути, средства связи, водо- и энергоснабжение и другое) и обеспечения деятельности личных подсобных хозяйств, содействие созданию сбытовых (торговых), перерабатывающих, обслуживающих и иных сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
  • стимулирование развития личных подсобных хозяйств путем создания организационно-правовых, экологических и социальных условий, в том числе предоставление личным подсобным хозяйствам и (или) обслуживающим их сельскохозяйственным кооперативам и иным организациям государственных финансовых и материально-технических ресурсов на возвратной основе, а также научно-технических разработок и технологий;
  • проведение мероприятий по повышению качества продуктивных и племенных сельскохозяйственных животных, организации искусственного осеменения сельскохозяйственных животных;
  • ежегодное бесплатное проведение ветеринарного осмотра скота, организация его ветеринарного обслуживания, борьба с заразными болезнями животных.

3. На личные подсобные хозяйства распространяются меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации для сельскохозяйственных товаропроизводителей и осуществляемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

4. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий разрабатывают и осуществляют меры по развитию личных подсобных хозяйств и социально-экономическому развитию сельских поселений, в рамках соответствующих программ определяют форму, размеры и порядок поддержки личных подсобных хозяйств и обслуживающих их сельскохозяйственных кооперативов и иных организаций.

Статья 8. Учет личных подсобных хозяйств

Учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах. Порядок ведения похозяйственных книг определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 9. Вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию

Граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, имеют право добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 10. Прекращение ведения личного подсобного хозяйства

Ведение личного подсобного хозяйства прекращается в случае прекращения прав на земельный участок, на котором ведется личное подсобное хозяйство.

Статья 11. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 3 статьи 7 настоящего Федерального закона.

Президент
Российской Федерации

Редактор портала сайт следит за возможными поправками и дополнениями к закону о Личном подсобном хозяйстве (ЛПХ). Если правительством Российской федерации в закон будут внесены изменения, текст закона будет незамедлительно обновлен на сайте.

ЛПХ или личное подсобное хозяйство – это форма деятельности, не относящаяся по определению закона к предпринимательской, суть которой заключается в переработке и производстве с/х продукции на участке земли, расположенном в сельской местности (иногда и в черте города), приобретенном или же арендованном под подсобное хозяйство.

Деятельность ЛПХ регулируется ФЗ №112, датированным 07.07.2003 г. В статье 2 означенного закона указано, что личное хозяйство может вестись гражданином и членами его семьи, а продукция, произведенная в результате их деятельности, является их собственностью и может использоваться для собственных нужд или подлежать реализации. Подсобное хозяйство возникает с момента получения земли для ведения ЛПХ.

ВАЖНО: Если с/х продукция, произведенная или переработанная на личном хозяйстве, реализуется и таким образом его члены получают определенный доход, то такая деятельность не признается предпринимательской, об этом свидетельствует подпункт 4 статьи 2 ФЗ №112, датированного 07.07.2003 г.

Земли, приобретаемые или арендуемые под ЛПХ

Законом об ЛПХ определено, что приобретаться или арендоваться под его цели может участок, не превышающий по своей площади 0,5 Га, если это ограничение не изменено законом субъекта РФ, где земельный участок располагается. А субъектам РФ разрешено увеличивать данное ограничение не более чем в пять раз (пункт 5 статьи 4 ФЗ №112). Существует два вида участков под цели личного подсобного хозяйства: приусадебные и полевые.

Приусадебными считаются земельные участки, которые располагаются в границах населенного пункта. Законом разрешено на приусадебных участках возводить жилое строение.

Полевой участок располагается вне границ населенного пункта и под него могут быть предоставлены земли сельскохозяйственного назначения. Никаких построек возводить на полевых участках не разрешается законом. У граждан, приобретающих или арендующих земельные участки для личных хозяйств, может быть, как приусадебный так и полевой участок одновременно или же по отдельности один из означенных.

Производство и переработка с/х продукции в ЛПХ с целью реализации

Если вы решили приобрести или же арендовать земельный участок под ЛПХ с той целью, чтобы производить или перерабатывать на нем с/х продукцию с последующей ее реализацией, то имеете на то все законные права. При этом у вас нет никакой необходимости в регистрации ИП или же ЮЛ.

При наличии справки, выданной органом местного самоуправления, есть возможность поучать в ветеринарии документы на продукцию своего подсобного хозяйства, а соответственно, и реализовать, если это продукты питания с/х производства.

Теперь возникает резонный вопрос: а как быть с вопросом налогообложения выручки, полученной в результате реализации продукции? А вот здесь вас ожидает приятный сюрприз. Дело в том, что уплата налогов для реализации такой продукции законом не предусмотрена. В определении личного подсобного хозяйства указано, что предпринимательской эта деятельность законом не признается, а соответственно ни под какие формы налогообложения не подпадает.

Еще остается открытым вопрос в таком случае о необходимости уплаты подоходного налога, который должны уплачивать граждане со своих доходов. определяет, что с доходов ЛПХ НДФЛ не уплачивается. При этом в обязательном порядке должны быть соблюдены два условия одновременно:

  1. Земельный участок, используемый для подсобного хозяйства, не должен превышать максимальный размер, оговоренный в ФЗ №112, а это 0,5 Га.
  2. Для производства и переработки продукции в личном хозяйстве не могут привлекаться наемные работники, а только лишь члены семьи.

ВАЖНО: Местными органами самоуправления ведется учет ЛПХ, расположенных в их местности, и при регистрации и дальнейшей деятельности хозяйства в учетные данные вносятся виды деятельности и переработки, осуществляемые этой структурой. Это значит, что не будет облагаться налогом реализация продукция, которая является результатом деятельности подсобного хозяйства, фактически осуществляемая и занесенная в учетные данные. Для этих целей необходимо иметь справку из местного органа территориального управления, в которой будут указаны сведения об ЛПХ, размере используемого земельного участка и видах осуществляемой переработки или производства с/х продукции.

Отличный вариант получения дохода по средствам личного подсобного хозяйства, имеющий ряд неоспоримых преимуществ.

Вопросы и ответы по теме

Деятельность личных подсобных хозяйств (Голубева В.Н.)

Дата размещения статьи: 01.09.2012

В последнее время государство много сил и средств тратит на снятие напряженности на рынке труда, стимулируя самозанятость населения. Одним из способов увеличения самозанятости населения является развитие личных подсобных хозяйств (далее — ЛПХ). Излишки продукции, произведенной в ЛПХ, неизбежно попадают на рынок, и в итоге возникает вопрос о налогообложении доходов, которые получают граждане от продажи произведенной ими сельскохозяйственной продукции.

Законодательные нормы

Следует учитывать, что довольно большое количество граждан ведут ЛПХ, что называется, на профессиональной основе. Производительность таких ЛПХ, как правило, специализирующихся на выпуске определенных видов сельхозпродукции, можно сравнить с производительностью небольших сельскохозяйственных предприятий. Возникает вопрос, не является ли такая деятельность предпринимательской, тем более что подавляющее большинство владельцев «профессиональных» ЛПХ зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей. Дело в том, что в последние несколько лет вопрос получения различных субсидий из федерального и региональных бюджетов обычно увязывался с наличием статуса индивидуального предпринимателя.
По мнению автора, для ответа на поставленный вопрос в первую очередь следует определиться, что из себя представляют ЛПХ. Для этого необходимо обратиться к положениям Федерального закона N 112-ФЗ <1>.
———————————
<1> Федеральный закон от 07.07.2003 N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве».

В соответствии со ст. 2 данного Закона ЛПХ — это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином и лицами, совместно проживающими с ним, в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения ЛПХ. В п. 4 ст. 2 Федерального закона N 112-ФЗ особо оговаривается, что реализация гражданами, ведущими ЛПХ, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.
Из содержания ст. 3 Федерального закона N 112-ФЗ следует, что вести ЛПХ могут как жители сельской местности, так и горожане. Для ведения ЛПХ могут использоваться земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов (приусадебные земельные участки), и земельные участки, расположенные за пределами населенных пунктов (полевые земельные участки) (п. 1 ст. 4 Федерального закона N 112-ФЗ).
Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих ЛПХ, установлен в размере 0,5 га. При этом субъекты РФ имеют право увеличивать этот максимальный размер, но не более чем в пять раз (п. 5 ст. 4 Федерального закона N 112-ФЗ).
Налоговый кодекс также предусматривает освобождение от налогообложения доходов, получаемых гражданами от реализации продукции, выращенной в ЛПХ. Так, в соответствии с п. 13 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы налогоплательщиков, получаемые от продажи выращенной в ЛПХ продукции животноводства (как в живом виде, так и продуктов убоя в сыром или переработанном виде), продукции растениеводства (как в натуральном, так и в переработанном виде). При этом такие доходы освобождаются от обложения НДФЛ при одновременном соблюдении трех условий:
— общая площадь земельного участка (участков), который (которые) находится (одновременно находятся) на праве собственности и (или) ином праве у физических лиц, не превышает максимального размера, установленного в соответствии с п. 5 ст. 4 Федерального закона N 112-ФЗ;
— ведение налогоплательщиком ЛПХ должно осуществляться без привлечения наемных работников;
— налогоплательщик должен представить в налоговый орган документ, выданный соответствующим органом местного самоуправления (правлением садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан), подтверждающий, что реализуемая продукция произведена в его ЛПХ.
Таким образом, из приведенных выше норм следует, что обязанность по представлению документов, свидетельствующих о наличии доходов, не подлежащих налогообложению при исчислении НДФЛ, возложена на налогоплательщиков — физических лиц, получающих доходы от реализации продуктов животноводства, растениеводства и т.д.
К сожалению, форма документа, который подтверждает наличие и качественные характеристики ЛПХ, не утверждена. По мнению автора, этот документ, выдаваемый органом местного самоуправления (правлением садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан), должен представлять собой своего рода выписку из похозяйственной книги. Необходимость ведения этих книг предусмотрена ст. 8 Федерального закона N 112-ФЗ, а их форма и Порядок заполнения утверждены Приказом Минсельхоза России N 345 <2>.
———————————
<2> Приказ Минсельхоза России от 11.10.2010 N 345 «Об утверждении формы и Порядка ведения похозяйственных книг органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов».

Казалось бы, все просто: налогоплательщику необходимо представить в налоговую инспекцию документ, подтверждающий наличие ЛПХ, и о налогах в отношении доходов, получаемых от продажи продукции собственного производства, можно забыть.
Однако практика показывает, что налоговые органы все чаще оспаривают право граждан на освобождение от налогообложения доходов, получаемых от реализации продукции, выращенной в ЛПХ. В таких ситуациях налоговые инспекторы стараются классифицировать ведение ЛПХ как осуществление предпринимательской деятельности.
Действительно, в соответствии с п. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Аналогичные требования в сфере налоговых правоотношений установлены в ст. 11 НК РФ, согласно которой индивидуальными предпринимателями признаются лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
При этом физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями (п. 4 ст. 23 ГК РФ, ст. 11 НК РФ).
Следовательно, в ситуации, когда большая часть или вся выращенная в ЛПХ продукция продается, сделки купли-продажи заключаются систематически, а в качестве покупателей выступают индивидуальные предприниматели или организации, инспекторы вполне могут посчитать деятельность предпринимательской. Если же гражданин — владелец ЛПХ еще и зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, то налоговые инспекторы практически всегда стараются доходы от продажи выращенной в ЛПХ сельхозпродукции включить в его доходы от предпринимательской деятельности.
В связи с этим большой интерес представляет арбитражная практика, которая имеется в настоящее время по данному вопросу.

Арбитражная практика

В Постановлении ФАС СЗО от 20.04.2009 по делу N А56-10081/2008 арбитры признали неправомерным применение предпринимателем льготы, предусмотренной п. 13 ст. 217 НК РФ, в отношении производства (выращивания) и реализации дерновой земли и почвенных смесей. Этот вывод был основан на том, что производимые предпринимателем почвенные смеси и дерновая земля не были указаны в Общероссийском классификаторе продукции <3> в качестве продукции растениеводства либо животноводства, а согласно ОКВЭД <4> деятельность по производству почвы и почвенных смесей относится не к подразделу «Растениеводство» разд. A «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство», а к подразделу DG «Химическое производство» разд. D «Обрабатывающие производства». Кроме того, арбитры особо указали, что положения п. 13 ст. 217 НК РФ применимы к налогоплательщикам, реализующим излишки сельскохозяйственной продукции, произведенной для удовлетворения личных целей, не связанных с получением дохода, производство (выращивание) же и реализация предпринимателем дерновой земли и почвенных смесей осуществлялись не в личных целях и были направлены на систематическое получение прибыли (дохода).
———————————
<3> Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, утв. Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301.
<4> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утв. Постановлением Госкомстата России от 06.11.2001 N 454-ст.

Аналогичный вывод содержится в Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 08.12.2006 по делу N А28-6361/06-206/21. Деятельность индивидуального предпринимателя по реализации выращенных и засоленных огурцов была признана предпринимательской. При этом суд учел объемы реализованных солений, а также тот факт, что в качестве контрагентов-покупателей выступали юридические лица.
В Постановлениях Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2011 по делу N А42-10224/2009 и ФАС ВСО от 28.04.2007 N А78-4246/06-С2-8/240-Ф02-2192/07 арбитры констатировали, что обязанность по представлению документов, свидетельствующих о наличии доходов, не подлежащих в соответствии с п. 13 ст. 217 НК РФ налогообложению при исчислении НДФЛ, возложена на налогоплательщиков — физических лиц, получающих доходы от реализации продуктов животноводства, растениеводства, выращенных в ЛПХ. Документы, не содержащие необходимой информации о ЛПХ, равно как и документы, выданные неуполномоченным органом, не могут рассматриваться в качестве надлежащих доказательств.
Вместе с тем существует ряд судебных решений, в которых арбитры не поддерживали позицию налоговых органов (Постановление ФАС ДВО от 21.04.2010 N Ф03-2236/2010).

Отдельно о пчеловодстве

Практика показывает, что налоговые инспекторы уделяют большое внимание объемам и виду производимой сельхозпродукции. Например, продажа значительных объемов меда, выращенного в «специализированных» ЛПХ, практически всегда рассматривается ими как доказательство предпринимательской деятельности.
Вообще ситуация с налогообложением доходов пчеловодов заслуживает отдельного рассмотрения.
Однако позицию контролеров по вопросу налогообложения доходов пчеловодов нельзя назвать последовательной. Так, в Письме Минфина России от 26.12.2008 N 03-04-05-01/475 четко сказано, что деятельность физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, по разведению пчел и производству пчелиного меда и пчелиного воска не может быть отнесена к деятельности по ведению ЛПХ. Если такую же деятельность будет осуществлять гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, то он без всяких оговорок будет освобожден от обложения НДФЛ на основании п. 13 ст. 217 НК РФ при соблюдении условий, установленных данным пунктом (Письмо Минфина России от 20.01.2012 N 03-04-06/6-12).
В качестве иллюстрации нестыковок в вопросе налогообложения доходов пчеловодов можно привести Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2011 N 17АП-12156/2011-АК. В этом противоречивом Постановлении арбитры признали правомерными доводы налогового органа об отсутствии доказательств осуществления деятельности в ЛПХ с целью удовлетворения личных потребностей, так как в ходе проверки были установлены факты использования (наличия) большого количества ульев, регулярной реализации значительного количества продукции, заключения договоров поставки и выставления счетов-фактур. Кроме того, арбитры указали, что заключение гражданско-правовых договоров без указания статуса индивидуального предпринимателя не влечет автоматического отнесения совершаемых им хозяйственных операций к совершенным им в качестве физического лица, то есть к целям, не поименованным в ст. 2 ГК РФ. Однако, поддержав в общем и целом позицию налогового органа, в конечном итоге, рассмотрев документы, представленные индивидуальным предпринимателем, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о подтвержденности факта осуществления деятельности по производству продукции пчеловодства на ЛПХ и правомерности его освобождения от налогообложения в целях исчисления НДФЛ.

Личное подсобное хозяйство — действия людей на их собственных (купленых), заполученных в аренду, перешедших в наследство земельных наделах. Любая активность строго регламентируется Федеральным Законом №112.Чем же отличается ЛПХ от прочих видов хозяйствования на земле. Хозяйство ведётся, как одним человеком, так и группой лиц, которые живут вместе, или просто хотят вести общее хозяйство.

Плоды их труда на земле, как правило, используются на нужды их же семей, но так же разрешена продажа продукции на рынке (п.4 ст.2 ФЗ №112). Организовывается ЛПХ очень просто и не облагается налогами, требуется только налог на землю. Поэтому, большинство крестьянских фермерских хозяйств начинают свои первые шаги в аграрном бизнесе именно с ЛПХ. Но если проще ищите подвох, скажете вы и будете абсолютно правы. Ограничивается деятельность, для которой нужны сертификаты.

Далее уточним правовое понятие ЛПХ более подробно. При выращивании и обработке своих продуктов ЛПХ не является объектом предпринимательства ст. 2 ФЗ №112. Создать ЛПХ доступно каждому признанному вменяемым человеку с пропиской, имеющий арендованный, а возможно и персональный надел, оформленный для ведения частного хозяйства. Учёт созданных ЛПХ согласно Федеральному закону №112 ведется в похозяйственных книгах.

Горожане и селяне могут начинать работать в своём хозяйстве со времен государственной регистрации своих прав на полученный надел. Похозяйственные книги ведутся благодаря информации, лично переданной людьми, имеющими ЛПХ. Такой учёт проводится самоуправлением той территории, где находится надел.

Согласно ст.3 ФЗ №112 такое занятие является доступным не только сельским жителям, но и приехавшим из города. Для этого выделяются, согласно п.1 ст.4 ФЗ №112 наделы за чертой населённого пункта (полевые земельные участки), а также в пределах (приусадебные земельные участки).

Виды деятельности ЛПХ

Вследствие, напряжённости на бирже труда государство прикладывает большие усилия, подталкивая свой народ к самозанятости. Самым простым решением проблемы самозанятости и есть личное подсобное хозяйство.

Выгоду имеют обе стороны:

  • государству — насыщение рынка качественными продуктами питания;
  • людям — возможность заработка, а заодно и обеспечение своей семьи запасами продовольствия.

На ЛПХ допускается:

  • Выращивание любых видов культур, используемых в сельском хозяйстве.
  • Использовать неограниченной площади теплицы.
  • Содержать в необходимых количествах все виды сельскохозяйственных животных.
  • Разводить птицу и пчёл.

Выполнение экологических и санитарно-гигиенических правил в ЛПХ является острой необходимостью в наше время.

Земли, приобретаемые или арендуемые под ЛПХ

Когда в фонде перераспределения имеются вольные наделы, никем не занятые, не сданные в аренду, и не переданные во владение, только тогда вам есть возможность выделить под ЛПХ участок, который предоставляется из поселенческих земель или сельскохозяйственного назначения.

Чтобы получить надел под ЛПХ необходимо:

  • Обратиться в администрацию поселения выбранного вами.
  • Подать заявление в сельский исполком с указанием личных данных, приблизительной площади участка, вида вещного права, по которому получается надел.
  • Подать достоверную информацию о землях, находящихся у заявителя во владении.

Если получен положительный ответ, и вам выделяют надел нужно:

  • Определить рубежи надела (этим займутся специальные проектные организации, результатом их работы будет паспорт надела).
  • Получить в исполнительном комитете , согласно паспорта надела, распоряжение об утверждении рубежей и передаче надела в собственность.
  • Подать в кадастровую земельную палату пакет документов (постановление, паспорт земельного надела, распоряжение об утверждении границ и передаче участков земли в собственность).

Вашему наделу присвоят кадастровый номер и кадастровый план, после этого несете все имеющиеся документы в исполком селения и оформляете документы, доказывающие вид вещного права. Полученный документ регистрируете в областной регистрационной палате.

Бумаги, дающие повод, госрегистрации права собственности на надел:

  1. Свидетельство на землю.
  2. Акт, выданный исполнительным комитетом данного поселения.
  3. Выдержка из похозяйственной книги.

Как купить нужный вам участок?

Понравился определенный надел земли, для начала необходимо выяснить кто его владелец в данное время. Чтобы не попасть на удочку к аферистам дайте письменно запрос в кадастровую палату (услуга платная) и получите самые точные данные о человеке, владеющем нужным вам наделе. В Земельной кадастровой палате регистрируется все оборудование с землёй.

Или же можете обратиться в учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории области (филиал вашего района). Данное учреждение регистрирует всех владельцев, имеющих законное правовладение землёй. Далее разыскиваете владельца и договариваетесь об условиях продажи земли. Договор о купле продаже составляется в юридической фирме.

Документы для регистрации приобретённого земельного надела:

  • Паспорт.
  • Оригинал и копия квитанции об оплате регистрации.
  • Заявление о фиксации сделки и права собственности.
  • В 4 экземплярах договор купли-продажи.
  • Акт, свидетельствующий о приёме-передаче надела.
  • Бумага, подтверждающая право собственности продавца на отчуждаемый объект.
  • Оригинал и копия плана надела.
  • Нормативная цена надела (акт).

Кто имеет право на получение земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства?

Согласно ст.3 Федерального Закона право на надел для подсобного производства есть у всех людей в нашей стране признанных соответствующими органами дееспособными.

Земляные наделы выделяются в первую очередь жителям, зарегистрированным по постоянному месту проживания в деревнях.

Горожане получают участки под ЛПХ при наличии вольных земель, для этого необходимо написать обращение с просьбой о выделении вам надела в администрацию поселения. С мгновения регистрации прав на выделенный надел можно начинать сельскохозяйственную деятельность, в регистрации ЛПХ необходимости нет.

Если хотите получить землю под ЛПХ, определитесь, что конкретно собираетесь делать.

Участки сельхоз употребления распределяются:

  • Для сельскохозяйственного использования (животноводство, многолетние насаждения, птицеводство).
  • Для сада и огорода.
  • Строительства дачи.

В свою очередь земли населённых пунктов подразделяются по их предназначению:

  • Возведение индивидуальной жилой застройки.
  • Многоэтажное (но не более трёх этажей) строительство.
  • В составе огороднических, садоводческих или дачных объединений.

Важно. На наделе с предназначением огородничество нельзя строить жилое помещение (капитальное возведение). Для садоводства — строить можно, но регистрация по месту проживания остаётся недоступной. Дачный участок разрешает постройку полноценного дома для проживания.

Надел с постройками получают статус под ЛПХ если:

  • Земля арендная или купленная.
  • Величина участка до 0,5 гектара.
  • Полученный товар употребляется для собственной семьи.

Хозяйствовать на своём земляном наделе человеку доступно в одиночку, семьёй или с группой людей, решившихся вместе вести ЛПХ.

Производство и переработка сельскохозяйственной продукции в ЛПХ с целью реализации

Всеми товарами, получаемыми с ЛПХ, собственноручно распоряжается лицо, которому принадлежит надел. Их продажа, согласно Федеральному Закону №112 не попадает под налогообложение, изымается только аренда земли, да и тот намного меньше, чем при других видах хозяйствования.

Продавать полученный продукт имеет смысл не только на базарах, но и в рестораны, магазины, кафе, столовые. Можно отдать на реализацию торговцам с рынка, когда нет времени или охоты продавать самостоятельно. Только в этих случаях во избежание разногласий необходимо составлять договора купли – продажи с людьми, берущими вашу продукцию, а налоговой захотят доказать, что ведется предпринимательская деятельность.

Для реализации продуктов на рынке нужна справка из поселкового совета о ведении ЛПХ.

Если продаётся мясная или молочная продукция, необходима справка от ветеринарного доктора

Чтобы без проблем с налоговой реализовать продукцию нужно:

  1. Бумага с поселковой администрации, утверждающая, что вы владеете ЛПХ и товар для продажи произведен на вашем наделе с вычитанием необходимых налогов.
  2. Поставить ЛПХ на учёт (внести запись в похозяйственных книгах) , там содержится информация обо всем вашем хозяйстве (виды и количество птицы, животных, пчёл, о засеянных территориях, о посадках кустарников, садов, наличие транспорта, оборудования, техники).
  3. Ветврачи комиссией составляют Акт осмотра и заключают договор, для прикрепления вашего хозяйства к личному ветеринарному доктору. В дальнейшем от этого доктора будете получать необходимые справки для завозов продукции в магазин, о графике и необходимых пробах указывают в договоре или устно. Для продажи выращенного и произведённого товара сертификат о качестве не нужен, согласно Закону для магазинов на последующую партию достаточно новой справки от ветеринара.
  4. Согласно выше перечисленных бумаг, в Ветслужбе областного центра получите Ветеринарное удостоверение.
  5. Ветеринарное удостоверение служит разрешением к выдаче справки форма №2, имея которую (у каждого завоза товара своя отдельная справка) можно привозить продукты питания для реализации торговые сети.

Отличие ЛПХ от фермерского хозяйства

Земли, выделяемые под крестьянско-фермерские хозяйства, намного больше, чем при ЛПХ, где присутствуют ограничения до 0,5 га, такие участки наиболее удобны для строительства усадьбы. При КФХ необходимо подтверждать свою работу сдачей отчётов в налоговую инспекцию, а при ЛПХ отчётность не требуется.

Из-за больших площадей нужны наёмные работники, техника, опытный бухгалтер, а с 0,5 га ЛПХ можно справиться и собственноручно (лопатой, мотыгой, граблями). КФК подлежат большему налогообложению, чем ЛПХ.

Отличие ЛПХ от ИЖС

Индивидуальное жилищное строительство – это земляные участки, где разрешается построить настоящий дом для одной дружной семьи, желающей постоянного места жительства и регистрации.

Земля под ИЖС стоит дороже, чем под ЛПХ. Проект жилого дома выполняет только компания проектировщик с лицензией, полученной от государства.

Обязательное согласование проекта в государственных контролирующих инстанциях. А на участке под ЛПХ можно построить временное жилье без проектов и регистрации.



 

Возможно, будет полезно почитать: