Радиационная безопасность специальность. Радиационная безопасность человека и окружающей среды

Для обучения в ординатуре предстоит сначала окончить вуз по специальности «Медико-профилактическое дело».

Атомная энергия - великое открытие человечества, которое позволило решить многие насущные проблемы, но и принесшее немало несчастий. Речь идет, в первую очередь, о пагубном воздействии ионизирующего излучения. Пробуждая энергию, сокрытую в атоме, человек становится перед страшными угрозами. Это «невидимые лучи», для которых практически нет преград, а их разрушительное воздействие сказывается на всем организме.

Специальность 32.08.09 Радиационная гигиена - это ответ медицины на новый вызов, который встал перед ней. Эта отрасль занимается всесторонним изучением источников ионизирующих излучений. Она рассматривает разные виды таких воздействий, их последствия для организма. Изучение необходимо для того, чтобы предлагать человеку действенные меры радиационной безопасности. Они нужны как для защиты окружающей среды, так и для охраны здоровья населения.

Условия поступления

Это направление воспитывает всесторонне развитых специалистов, способных самостоятельно решать насущные задачи в сфере радиационной гигиены. Для обучения в ординатуре предстоит сначала окончить вуз по специальности «Медико-профилактическое дело».

Так как прием происходит на конкурсной основе, стоит узнать на кафедре, какие нужно сдавать предметы при поступлении.

Будущая профессия

Врач этого профиля занимается всеми вопросами, связанными с радиационной безопасностью. Он может выбрать направление, предполагающее изучение условий труда. Тогда ему предстоит работать на предприятиях и учреждениях, осуществляя контроль радиационной обстановки, предлагая действенные меры защиты от источников ионизирующих излучений. Как вариант, специалист трудится в сфере коммунальной радиационной гигиены. Тогда в его ведении все вопросы обеспечения безопасности населения.

Куда поступать

Ординатура доступная в таких вузах Москвы и других регионов России:

  • Северо-Западный гос. мед. университет имени Мечникова;
  • Южно-Уральский гос. мед. университет;
  • Кемеровская гос. мед. академия;
  • Российская мед. академия последипломного образования;
  • Кыргызская гос. мед. академия имени Ахунбаева.

Срок обучения

Основная профессиональная образовательная программа этого направления рассчитана на два года.

Дисциплины, входящие в курс обучения

Чтобы успешно закончить ординатуру, нужно освоить теорию по таким предметам:

  • общественное здоровье, организация здравоохранения;
  • госсанэпидемнадзор в сфере радиационной гигиены;
  • дозиметрия: физические основы;
  • радиохимический анализ;
  • здоровье человека и ионизирующее излучение;
  • санитарные и гигиенические нормы;
  • техногенные источники изучения: правила безопасности;
  • природные источники излучения;
  • рентгенологические процедуры в медицине;
  • радиационные аварии;
  • основы рентгенотехники;
  • рентгеновское оборудование;
  • оказание помощи при ДТП;
  • общая гигиена.

Приобретаемые навыки

Обучение в ординатуре позволит овладеть целым комплексом профессиональных компетенций:

Перспективы трудоустройства по профессии

Хотя человечество уже не единожды понесло серьезные удары со стороны атомной энергетики и хорошо знает на собственном опыте, какое пагубное воздействие имеет ионизирующее излучение, оно не готово отказываться от тех благ, которое дают такие технологии. Поэтому специалист этого профиля всегда нужен на рынке труда.

Он может работать в медицинских учреждениях, в надзорных органах и санитарно-эпидемиологической службе. Нужны профессионалы и на предприятиях разного рода деятельности.

В настоящее время уровень зарплаты начинающего специалиста составляет, в среднем, 20 тысяч рублей.

Перспективы профессионального совершенствования

Многие вопросы этого направления остаются весьма болезненными и требуют их решения учеными умами. Талантливый выпускник ординатуры, склонный к научной деятельности, найдет себя в аспирантуре. Можно посвятить всю свою жизнь исследованиям либо стать хорошим преподавателем в этой сфере.

ТЕХНИКУМ

Специальности 14.02.02 Радиационная безопасность

ОТЧЕТ по ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКе

(ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ)

студента Аннина Николая Сергеевича

группы № 361

Профессиональный модуль ПМ.02 Техническое обслуживание и метрологические испытания приборов радиационного контроля

Место прохождения практики АО «ГНЦ НИИАР», 433510, Россия, Ульяновская область, г. Димитровград.

полное наименование организации/предприятия – базы практики, адрес местонахождения

Сроки практики 18.05.17г.-14.06.17г. (4 недели)

даты начала и окончания практики (количество недель)

Отчет по производственной практике

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель практики от организации/предприятия-базы практики

__________________________________________________________________

должность и ФИО специалиста предприятия

___________________________________ ______________________________

подпись дата

Введение. 3

Раздел 1. Диагностика состояния и подготовка к работе приборов и оборудования радиационного контроля. 5

Тема 1.1.Инструктаж по технике безопасности (первичный и на рабочем мест), оформление текущей документации. 5

Тема 1.2. Изучение структуры инженерно-технической службы предприятия (по радиационной безопасности). 6

Тема 1.3. Изучение практической деятельности техника по радиационной безопасности предприятия. 8

Тема 1.3.1. Функциональные обязанности. 9

Тема 1.3.2. Обязанности работника. 10

Тема 1.4. Анализ технического оснащения предприятия приборами радиационного контроля. 11

Тема 1.5. Работа с оборудованием радиационного контроля: наладка и настройка средств радиационного контроля. 13

Тема 1.6. Работа с оборудованием радиационного контроля: регулировка и опытная проверка средств радиационного контроля. 14

Тема 1.7. Работа с оборудованием радиационного контроля: подготовка к работе приборов и оборудования радиационного контроля. 16

Тема 1.8 Составление отчета по производственной практике. 18

Раздел 2. Принцип работы и сфера применения СРК на СМ-3. 18

Индивидуальное задание на практику. 18

2.1.Описание реакторной установки СМ-3. 18

2.2. Система радиационного контроля на СМ-3 (АСКРО) 21

Заключение. 22

Библиографический список. 23


Введение

АО «ГНЦ НИИАР» является крупнейшим в России научно-исследовательским институтом, одним из градообразующих предприятий города Димитровграда.

В институте действуют 6 исследовательских ядерных реакторов, крупнейший в Европе комплекс для послереакторных исследований элементов активных зон атомных реакторов, комплекс установок для НИОКР в области ядерного топливного цикла, радиохимический комплекс и комплекс по обращению с радиоактивными отходами. Предприятие образовано 15 марта 1956 года, вначале имело статус опытной станции (п/я 30) по испытанию ядерных реакторов в городе Мелекесс, Филиал № 1 Института Атомной Энергии РАН СССР (Курчатовский институт Атомной Энергии, КИАЭ). В конце 1961 года – запуск первого исследовательского здания, объекта 106 (реактор СМ-2, объект переименован в Ядерно-Физический Отдел ЯФО, перед приездом делегации Комиссии по Атомной Энергии США, во главе с Председателем Комиссии Гленном Сиборгом, летом 1964 года). В конце 1962 года – запуск второго из важнейших исследовательских сооружений, объекта 118 (материаловедческий отдел – МВО, также переименованный перед приездом делегации США). В конце 1963 года – запуск третьего из наиважнейших зданий, объекта 120 (радиохимический отдел РХО, переименован так перед приездом делегации Гленна Сиборга).



Предприятие, созданное для инженерных и научных исследований по различным проблемам атомной энергетики, в настоящее время представляет собой крупный научный центр, который включает в себя:

Уникальную экспериментальную базу на основе семи исследовательских реакторов (СМ, МИР, РБТ-6, РБТ-10/1, РБТ-10/2, БОР-60, ВК-50), позволяющую проводить исследования по актуальным вопросам ядерно-энергетической отрасли;

Крупнейший комплекс для материаловедческих исследований элементов активных зон ядерных реакторов, образцов облученных материалов и ядерного топлива;

Комплекс стендов, установок и технологических линий для проведения исследовательских работ в области ядерного топливного цикла;

Радиохимический комплекс для исследования свойств трансурановых элементов, радионуклидов высокой удельной активности, для разработки и выпуска источников ионизирующих излучений;



Комплекс по переработке и захоронению радиоактивных отходов.

Актуальность прохождения данной производственной практики в НИИАРе заключается в закреплении и усовершенствовании навыков по специальности «Радиационная безопасность ».

Проведение практики по данной дисциплине соответствует работе по специальности. Условия для проведения учебной практики, оснащенность дозиметрическим и радиометрическим оборудованием соответствуют формированию практического опыта в проведении радиационного контроля.

Во время прохождения практики были расширены знания и закреплены умения по контролю за радиационной обстановки, мониторингу окружающей среды и дефектации оборудования радиационного контроля.


Раздел 1. Диагностика состояния и подготовка к работе приборов и оборудования радиационного контроля

Дата 18.05.2017г.

Тема 1.1.Инструктаж по технике безопасности (первичный и на рабочем мест), оформление текущей документации.

Место работы: АО «ГНЦ НИИАР»

Цель работы: Ознакомление с инструктажем по технике безопасности.

К выполнению измерений допускаются специалисты с квалификацией инженера-физика или техника (лаборанта). Наряду с инструктажем по работе с радиометрической и спектрометрической аппаратурой, действующими правилами работы на электроустановках и правилами работы на ПК специалисты должны пройти обязательное обучение практическому применению настоящей методики.

К работе на СКС допускаются лица, имеющие группу по электробезопасности не ниже второй, изучившие руководство по эксплуатации комплекса, правила безопасной работы с кислотами и щелочами, органическими соединениями, сдавшие экзамены по радиационной и противопожарной безопасности и допущенные к работе с источниками ионизирующих излучений, а также имеющие навыки работы с разработанной программой обработки и расшифровки энергетических спектров смесей радионуклидов.

Все работы должны проводиться в соответствии с требованиями “Норм радиационной безопасности – НРБ-99 и “Основных санитарных правил – ОСПОРБ-99” и инструкцией по охране труда и радиационной безопасности.

Все работы по подготовке проб должны проводиться в вытяжном шкафу, оборудованном принудительной вентиляцией. При подготовке к работе и в процессе эксплуатации необходимо также выполнять указания мер безопасности, изложенные в руководстве по эксплуатации комплекса .

Дата 22.05.2017г.

Дата: 26.05.2017г.

Дата: 1.06.2017г.

Дата: 5.06.2017г.

Дата: 9.06.2017г.

Внешний осмотр

При проведение внешнего прибора установить:

Соответствие комплексности проверяемого прибора;

Наличие четких маркировочных надписей на приборе;

Отсутствие загрязнений, механических повреждений, влияющих на работу прибора.

Опробование прибора включает подтверждение соответствия программного обеспечения и проверку самоконтроля.

1.6.2 Оформление результатов поверки:

Положительные результаты поверки оформляют:

а) при выпуске приборов из производства:

Записью даты проведение поверки, заверенной подписью поверителя и оттиском поверительного клейма;

б) при эксплуатации и после ремонта – нанесением клейма поверителя-наклейки поверителя на боковую поверхность корпуса приборов и выдачей свидетельства о поверке установленной формы.

При отрицательных результатах поверки эксплуатация приборов запрещается и выдается заключение о непригодности с указанием причин установленной формы. При этом поверительное клеймо подлежит погашению, а свидетельство о поверке аннулируется.

Дата: 12.06.2017г.

Тема 1.7. Работа с оборудованием радиационного контроля: подготовка к работе приборов и оборудования радиационного контроля.

Место работы: АО «ГНЦ НИИАР»

Цели работы: Изучить работу с оборудованием радиационного контроля: подготовку к работе приборов и оборудования радиационного контроля.

1. Перед началом работы с дозиметрами необходимо изучить все разделы руководства по эксплуатации.

2. После приобретения дозиметров или длительного их хранения следует проверить отсутствие видимых механических повреждений корпуса, четкость маркировочных надписей, прочности клипсы, чистоту окна оптического канала.

3. Провести проверку комплектности дозиметров.

4. Установить элементы питания в соответствие с требованием.

5. Проверить на работоспособность.

6. Дозиметр использовать по назначению.

Дата: 14.06.2017г.

Заключение

В ходе производственной практики, был пройден инструктаж по технике безопасности (первичный и на рабочем месте), было рассмотрено оформление текущей документации.

В проделанной работе была изучена структура инженерно-технической службы предприятия (по радиационной безопасности), рассмотрены должностные обязанности работников, график и порядок работы службы. В процессе прохождения практики, была проведена организация рабочего места техника по радиационной безопасности, изучена должностная инструкция техника по радиационной безопасности на предприятии.

Были изучены эксплуатационные документы на приборы и оборудование радиационного контроля. В процессе прохождения практики было рассмотрено, как производится наладка и настройка средств радиационного контроля в соответствии с требованиями эксплуатационных документов, также был рассмотрен алгоритм регулировки и опытной проверки средств радиационного контроля на предприятии.

Ознакомившись с РБТ-6, можно сказать, что данный реактор является морально устаревшим и требует принятия мер по его модернизации. Но, несмотря на это эффективно выполняет свои функции. Уникальные возможности реактора, огромный опыт его эксплуатации, в том числе и по совершенствованию различных технологических систем, результаты анализа нарушений позволяют уверенно говорить о возможности его дальнейшей надежной эксплуатации и расширении экспериментальных возможностей.


Библиографический список

1. ОСПОРБ 99/2010 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности» СП 2.6.1.2612-10. Режим доступа: http://radgig.ru/osporb.html (дата обращения: 11.05.2017).

2. СанПиН 2.6.1.2523 - 09 "Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)". Режим доступа: http://radgig.ru/nrb-99-2009.html (дата обращения: 11.05.2017).

3. СП 2.6.6.1168-02 "Санитарные правила обращения с радиоактивными отходами (СПОРО-2002)". Режим доступа: http://radgig.ru/sporo-2002.html (дата обращения: 11.05.2017).

Ядерная энергетика, радиационные технологии, радиационное приборостроение прочно вошли в практику народного хозяйства страны. Так, например, одна шестая всей электроэнергии в мире вырабатывается на атомных станциях (АЭС). Главной задачей при использовании источников ионизирующих излучений является обеспечение радиационной безопасности человека и окружающей среды. Ядерные установки представляют собой источники особого риска, поскольку каждая из них содержит большое количество радиоактивных продуктов, способных воздействовать как на человека, так и на окружающую среду. Радиационная безопасность имеет целью максимально возможное предохранение здоровья человека за счет поддержания доз облучения ниже пороговых значений и строгого ограничения возможности проявления стохастических эффектов, выходящих за приемлемые пределы. Радиационная безопасность не является застывшим и окончательным понятием. Она изменяется, благодаря углублению знаний, приобретаемых в результате научно-исследовательской работы новых предприятий, опыта эксплуатации ядерных установок, в том числе АЭС.

Работы в области радиоактивности, которые, к сожалению, чаще ассоциируются с бомбардировками Хиросимы и Нагасаки, катастрофой на Чернобыльской АЭС, невозможны без тесной международной кооперации, в том числе и в области подготовки специалистов. Специализация "Радиационная безопасность человека и окружающей среды" – единственная на факультете, где ведётся подготовка не только инженеров-физиков, но и магистров наук. При этом, часть своей преддипломной практики студенты проводят в научно-исследовательских центрах и на ядерных установках во Франции, благодаря научной и финансовой поддержки специализации со стороны французских и американских коллег.

Специалисты в области “Радиационной безопасности человека и окружающей среды” получают глубокую физико-математическую подготовку. На старших курсах они основательно изучают целый ряд специальных дисциплин, таких как: физические основы переноса вещества в природе, современные численные методы теории переноса ионизирующих излучений, биологическое действие излучений, радиоэкология, управление риском, радиационная защита ядерного топливного цикла и ядерно-технических установок, захоронение радиоактивных отходов и безопасность, методы дозиметрии инкорпорированных радионуклидов, дозиметрические и радиометрические приборы и системы, дозиметрия в радиационных испытаниях.

Окончивший эту специальность инженер-физик умеет решать широкий круг задач радиационной физики, безопасности и экологии, включающий: оптимальное применение фундаментальных знаний о взаимодействии излучений с веществом в радиационной физике; приложение законов биологического действия излучений на человека к задачам определения риска облучения и нормирования радиации; обеспечение радиационной безопасности при использовании источников излучения в различных областях деятельности человека, в том числе в ядерной энергетике, высоких ядерных технологиях и т.д.; разработку проблем экологической безопасности окружающей среды; применение методов математического моделирования распространения радионуклидов в окружающей среде; разработку концепций и систем радиоэкологического мониторинга; исследование проблем безопасного обращения, переработки и захоронения радиоактивных отходов; обеспечение радиационной и экологической безопасности при проектировании, эксплуатации и снятии с эксплуатации исчерпавших ресурс ядерных установок гражданского и военного назначения; разработку проблем нераспространения ядерного оружия и контроля за ядерными материалами; применение вычислительной техники для задач радиационной физики, безопасности и экологии.

Выпускники работают в Российском научном центре “Курчатовский институт”, Институте Безопасности атомной энергетики РАН, Институте Биофизики, в различных научно-исследовательских организациях Минатома, Госатомнадзора, Минздрава РАН и других министерств. Основой для научно-исследовательской работы выпускников служат также обширное сотрудничество с зарубежными университетами. В результате, выпускники работают на постоянной и временной основе в Техасском и Пенсильванском университетах США, Лондонском и Токийском университетах и др.



 

Возможно, будет полезно почитать: