Организационная структура гражданской обороны на промышленном объекте. Организационная структура гражданской обороны республики, города Виды гражданской обороны структуры гражданской обороны

Структура гражданской обороны на объектах экономики

Гражданская оборона на промышленных объектах (далее - на объекте) организуется с целью защиты персонала объекта и населения, проживающего вблизи него, от опасностей, возникающих в результате военных действий.

Основные задачи гражданской обороны на объекте:

планирование и организация проведения мероприятий по гражданской обороне;

проведение мероприятий по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;

осуществление обучения своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию локальных систем оповещения;

создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

повышение устойчивости функционирования объекта в условиях чрезвычайных ситуаций;

проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах катастрофического затопления.

Начальник гражданской обороны (НГО) объекта подчиняется НГО вышестоящего ведомства (министерства, отрасли), а в оперативном отношении - начальнику гражданской обороны города (района, префектуры), на территории которого расположен объект.

На крупных промышленных объектах, как правило, предусматривается штатный заместитель начальника гражданской обороны, который в мирное время является начальником отдела ГОЧС и основным организатором всех подготовительных мероприятий по гражданской обороне. Ему предоставляется право от имени начальника ГО отдавать приказы и распоряжения по вопросам гражданской обороны объекта.

Кроме штатного заместителя, приказом начальника гражданской обороны назначаются заместители: по рассредоточению и эвакуации работающего персонала и членов их семей; по инженерно-технической части и материально-техническому снабжению. В отличие от штатного заместителя они не освобождаются от выполнения своих обязанностей.

Заместителем начальника гражданской обороны по рассредоточению и эвакуации обычно назначается заместитель руководителя объекта по общим вопросам. Являясь, как правило, председателем эвакуационной комиссии, он разрабатывает план рассредоточения, организует подготовку мест в загородной зоне, перевозку туда людей и доставку рабочей силы к месту работы, руководит службой охраны общественного порядка.

Заместителем начальника ГО по инженерно-технической части назначается главный инженер предприятия. Он руководит разработкой перевода предприятия на особый режим работы, осуществляет мероприятия по повышению устойчивости работы предприятия в мирное время, при угрозе нападения и в военное время непосредственно руководит службами аварийно-технической, противопожарной, убежищ и укрытий, а также осуществляет техническое руководство аварийно-спасательными и другими неотложными работами.



Заместителем начальника ГО по материально-техническому снабжению назначается заместитель (помощник) руководителя объекта по этим вопросам. Он обеспечивает накопление и хранение специального имущества, техники, инструмента, средств защиты и транспорта. На него возлагается материально-техническое обеспечение работ по строительству укрытий, мероприятий по рассредоточению и эвакуации, проведению спасательных и других неотложных работ. При угрозе нападения противника он организует рассредоточение запасов сырья, продовольствия и уникального оборудования.

Структурное подразделение по ГО (отдел, сектор, группа, специально выделенный работник, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны) создается (назначается) при начальнике ГО, является его органом управления и выполняет функции штаба гражданской обороны объекта.

Работа структурного подразделения организуется на основании приказов, распоряжений и указаний начальника ГО объекта, вышестоящего штаба и решений органов управления по делам ГОЧС.

Структурное подразделение ГО осуществляет мероприятия по защите рабочих, служащих и населения подведомственных рабочих поселков от оружия массового поражения и обеспечивает своевременное оповещение об угрозе чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; разрабатывает план ГО объекта, периодически корректирует его и организует его выполнение; организует и контролирует обучение рабочих и служащих по гражданской обороне и подготовку гражданских организаций гражданской обороны.

В независимости от характера производственной деятельности на объекте создаются службы ГО: оповещения и связи, медицинская, радиационной, химической и биологической защиты, охраны общественного порядка, противопожарная, энергоснабжения и светомаскировки, аварийно-техническая, убежищ и укрытий, транспортная, материально-технического снабжения и др. На них возлагается выполнение специальных мероприятий и обеспечение действий формирований при проведении АСДНР.

Руководство службами осуществляют их начальники, которые назначаются приказом начальника ГО объекта из руководителей отделов, цехов, на базе которых созданы эти службы.

Начальники служб обязаны поддерживать в постоянной готовности силы и средства служб. Они участвуют в разработке плана ГО объекта и самостоятельно разрабатывают необходимые документы служб. На них возлагается своевременное обеспечение подчиненных формирований специальным имуществом и техникой.

Служба оповещения и связи . Создается на базе узла связи объекта. На нее возлагается: организация своевременного оповещения руководящего состава, рабочих, служащих и населения рабочих поселков объекта об угрозе чрезвычайной ситуации; организация связи и поддержание ее в состоянии постоянной готовности к работе. Кроме того, служба устраняет аварии в сетях связи, находящихся в очаге поражения.

Медицинская служба организуется на базе медсанчасти (здравпункта, поликлиники). Начальник службы - главный врач. Служба обеспечивает комплектование, обучение и поддержание в готовности медицинских формирований, накопление запасов медицинского имущества и медицинских средств индивидуальной защиты; осуществляет медицинскую разведку и санитарно-эпидемиологическое наблюдение; оказывает медицинскую помощь пораженным и эвакуирует их в лечебные учреждения, осуществляет медицинское обеспечение рабочих, служащих и членов их семей в местах рассредоточения и эвакуации.

Служба радиационной, химической и биологической защиты разрабатывает и осуществляет мероприятия по защите людей, столовых, складов продовольствия от воздействия радиоактивных, химических и биологических веществ; организует и подготавливает формирования и учреждения; осуществляет контроль за состоянием средств индивидуальной защиты и специальной техники. Ведет радиационную и химическую разведку, осуществляет контроль за облучением и заражением личного состава, проводит мероприятия по ликвидации очагов радиоактивного и химического заражения.

Служба охраны общественного порядка создается на базе подразделений ведомственной охраны и народных дружин. Она обеспечивает охрану объекта, поддержание общественного порядка во время проведения аварийно-спасательных и других работ, содействует своевременному укрытию работающих по сигналам оповещения, наблюдает за режимом светомаскировки.

Служба энергоснабжения и светомаскировки создается на базе отдела главного энергетика. Служба разрабатывает мероприятия, обеспечивающие бесперебойную подачу газа, топлива, электроэнергии на объект. Проводит оснащение уязвимых участков энергетических сетей средствами защиты. Планирует проведение мероприятий по светомаскировке и подготовительные работы первоочередных восстановительных работ на энергосетях.

Аварийно-техническая служба организуется на базе производственного, технического отделов или отдела главного механика. Разрабатывает и проводит мероприятия по защите уникального оборудования, повышению устойчивости основных сооружений, специальных инженерных сетей и коммуникаций; проводит неотложные работы по локализации и ликвидации аварий на коммуникациях и сооружениях объекта.

Служба убежищ и укрытий организуется на базе отдела капитального строительства, жилищно-коммунального отдела, строительных цехов. Служба осуществляет: разработку расчетов для укрытия рабочих, служащих и членов их семей в рабочих поселках; обеспечение готовности убежищ и укрытий и контроль за правильностью их эксплуатации; организацию строительства защитных сооружений. Участвует в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при вскрытии заваленных убежищ и укрытий.

Транспортная служба создается на базе транспортного отдела (гаража). Она разрабатывает и осуществляет мероприятия по обеспечению перевозок, связанных с рассредоточением рабочих и служащих и доставкой их к месту работы; организует подвоз сил и средств к очагу поражения; осуществляет перевозку пораженных; проводит работы по обеззараживанию транспорта.

Служба материально-технического обеспечения организуется на базе отдела материально-технического снабжения объекта. Она своевременно снабжает формирования ГО всеми видами специальной техники, имущества и продовольствия; организует ремонт техники и имущества, подвоз его к участкам работ, хранение и учет; обеспечивает предметами первой необходимости рабочих и служащих как на самом предприятии, так и в местах рассредоточения.

На небольших предприятиях службы ГО обычно не создаются, а их функции выполняют структурные органы управления этих объектов.

Структура ГО соответствует принятой в РФ системе организации хозяйственного и военного управления.

В организационной структуре ГО выделяют следующие элементы:

1. органы управления ГО : начальники ГО, структурные подразделения ГО;

2. службы ГО ;

3. эвакуационные органы .

4. силы и средства ГО: федеральных ОИВ, ОИВ субъектов РФ, местных органов самоуправления, организаций;

1 .Органы управления . Общее руководство ГО РФ осуществляет Правительство РФ . Руководство гражданской обороной в ОИВ субъектов РФ, муниципальных образованиях и организациях осуществляют их руководители, являющиеся по должности начальниками ГО указанных органов управления и организаций . (Например, в ЯГМА начальником ГО академии является ректор, который подчиняется начальнику ГО Кировского района г. Ярославля и начальнику ГО ФОИВ, т.е. министру здравоохранения).

Для повседневного управления ГО при начальниках ГО всех уровней создаются штабы ГО . Штаб является структурным подразделением ГО, создается приказом руководителя и является основным рабочим органом управления. Общее управление ГО осуществляет МЧС России .

2. Службы ГО. В мирное время функционирует 5 федеральных служб ГО :

Федеральная медицинская служба ГО. Организует и проводит мероприятия по медико-санитарному обеспечению населения;

Федеральная противопожарная служба ГО. Организует и проводит мероприятия, направленные на противопожарное обеспечение населенных пунктов и организаций, локализацию и тушение пожаров;

Федеральная служба ГО охраны общественного порядка . Организует и проводит мероприятия, направленные на поддержание общественного порядка в городах и населенных пунктах, на маршрутах эвакуации населения, а также обеспечение охраны материальных и культурных ценностей;

Федеральная служба ГО защиты животных и растений . Организует и проводит мероприятия, направленные на обеспечение устойчивой работы организаций сельскохозяйственного производства, а также мероприятия по защите сельскохозяйственных животных и растений;

Федеральная служба ГО защиты культурных ценностей . Организует и проводит мероприятия, направленные на защиту культурных ценностей, памятников истории и культуры.

В военное время может организовываться до 20 служб , например такие, как: служба связи, инженерная, коммунально-техническая, транспортная, материально-технического снабжения, продовольственного и вещевого снабжения и т.д.

3. Эвакуационные органы , включающие:

- эвакуационные комиссии . Они создаются на объектах, в учреждениях и при администрациях. Возглавляют их один из зам. руководителя учреждения, объекта, главы администрации.

- сборные эвакуационные пункты (СЭП)

- приемные эвакуационные комиссии (ПЭК)

- приемные эвакуационные пункты (ПЭП)

Администрации пунктов посадки и высадки и некоторые другие.

5.Силы и средства ГО , включающие:

5.1. Спасательные воинские формирования постоянной готовности . Они организационно сведены в спасательные центры, спасательные и учебные бригады, отдельные механизированные полки, вертолетные отряды и другие виды частей и подразделений. Управление этими формированиями осуществляет министр МЧС России .

5.2. Нештатные аварийно-спасательные формирования. Это самая массовая часть сил гражданской обороны. Формирования создаются по территориально-производственному принципу . В них зачисляются граждане, не имеющие мобилизационных предписаний: мужчины в возрасте 18-60 лет и женщины 18-55 лет, кроме инвалидов 1 и 2 группы, беременных и женщин, имеющих детей до 8-летнего возраста (женщин со средним и высшим мед образованием – имеющих детей до 3-летнего возраста), а также техника, оборудование и имущество, не подлежащие поставке в военное время в Вооруженные Силы .

Формирования создаются на базе организаций, владеющих специальной техникой, имуществом и подготовленных для защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Они предназначаются для выполнения основного объема аварийно-спасательных работ, первоочередного жизнеобеспечения населения в военное время и других мероприятий гражданской обороны (участие в борьбе с пожарами, обнаружение и обозначение районов заражения и т.д.).

Организациями могут создаваться спасательные, медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно-технические, автомобильные формирования, формирования разведки, радиационного и химического наблюдения, радиационной и химической защиты, связи, механизации работ, охраны общественного порядка, питания, торговли и другие виды формирований.

По подчиненности

- объектовые – создаются на базе организаций и предназначены для проведения АС и ДНР в тех организациях, на базе которых они созданы.

- территориальные – используются для выполнения мероприятий ГО в интересах области, города, наращивания группировки сил ГО при проведении АС и ДНР.

По предназначению формирования подразделяются на:

- формирования общего назначения , которые самостоятельно ведут АС и ДНР в очагах поражения. К ним относятся: сводные и спасательные отряды, команды и группы, команды механизации работ и т.д.

- формирования служб ГО , которые создаются службами ГО и предназначеныдля выполнения специальных работ в очаге поражения и усиления формирований общего назначения. К ним относятся: команды, группы, звенья разведки, связи; санитарные посты, санитарные дружины, медицинские отряды, подвижные госпитали; аварийно-технические команды и группы; автомобильные и автосанитарные колонны; команды и группы охраны общественного порядка и др.

5.3. Учебные учреждения ГО: городские учебные центры ГО, районные курсы ГО.

5.4. Для решения задач в области ГО в соответствии с законодательством РФ могут привлекаться ВС РФ, др. войска и воинские формирования, а также аварийно-спасательные службы и формирования .

Система гражданской обороны представлена в виде комплекса особых мероприятий. Они направлены на обеспечение подготовки и защиты населения, культурных и материальных ценностей на территории государства от разного рода опасностей, которые возникают при ведении или вследствие военных действий. Деятельность органов, осуществляющих данные мероприятия, регулирует Закон "О гражданской обороне". Он был принят 12 февраля 1998 года. Далее рассмотрим подробнее, что такое гражданская оборона.

Характеристика

Гражданская оборона Российской Федерации выступает в качестве составного элемента общего комплекса защитных мероприятий, проводимых государством. Деятельность выполняется как в мирное, так и в Гражданская оборона страны обеспечивает защиту от современных средств, которые использует противник при нападении. В задачи структуры входят также неотложные и спасательные аварийно-восстановительные работы в очагах поражения при возникновении чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.

Основные элементы

Управление гражданской обороны - служба, контролирующая проведение комплекса защитных мероприятий. Подразделения не только реализуют поставленные задачи в ходе чрезвычайных ситуаций в военное или мирное время. Закон "О гражданской обороне" предписывает также осуществление подготовки средств и сил, а также обеспечение действий организаций при выполнении аварийно-спасательных и иных неотложных работ. Организации ГО представляют собой особые формирования. Они создаются на базе подразделений по территориально-производственному принципу. Эти организации не включены в состав Вооруженных Сил. Однако в их распоряжении находится специальная техника, имущество. Эти организации подготовлены особым образом, что позволяет им обеспечивать защиту населения от опасностей, которые могут возникнуть во время военных действий либо вследствие таковых. Территория ГО - местность, на которой располагаются объекты гражданской обороны. В частности, это населенные пункты, имеющие особое стратегическое либо экономическое государственное значение. Объекты гражданской обороны характеризуются высокой степенью опасности возникновения ЧС в военный и мирный период.

Руководящий аппарат

Говоря о том, что такое гражданская оборона, необходимо отметить, что данный комплекс находится в ведении государства. Руководство ГО осуществляет Правительство. Государственная политика в области ГО проводится Федеральным Он уполномочен на решение задач непосредственно Президентом. Руководство ГО в Федеральных осуществляется их начальниками. Деятельность подразделений на территориях субъектов и муниципальных образований координируют их главы и административный аппарат. Руководители исполнительных органов местного и федерального значения, подразделений и организаций ГО несут личную ответственность за организацию и реализацию мероприятий по защите населения.

Структура

Вопрос "что такое гражданская оборона" можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, как выше было сказано, ГО представляет собой комплекс мероприятий. А с другой стороны, что такое гражданская особая структура, которая включает в себя различные органы и подразделения. В частности, к ним относят:


Задачи

Гражданская оборона (безопасность населения во многом зависит от деятельности рассматриваемой нами структуры) предполагает проведение определенных мероприятий, направленных на защиту и подготовку людей. Эти мероприятия входят в круг задач ГО. В частности, гражданская оборона России включает в себя:


Службы

Гражданская оборона России обеспечивается подразделениями:

  • Областей.
  • Краев.
  • Республик.
  • Субъектов.
  • Автономных округов и областей.
  • Городов.
  • Районов.

Решения о формировании служб ГО принимают Правительство, руководители организаций согласно их полномочиям. Положения утверждаются соответствующими должностными лицами.

Средства и силы ГО

Гражданская оборона РФ осуществляется воинскими формированиями, которые специально созданы для выполнения поставленных задач. Вооруженные Силы и прочие военные подразделения осуществляют свою деятельность в соответствии с нормативными положениями о ГО. Привлечение частей и формирований к реализации поставленных задач осуществляется в порядке, утвержденном Президентом. Деятельность регулируется соответствующими нормативными актами. Все указанные формирования представляют собой средства и силы ГО.

Основы деятельности

Гражданская оборона РФ обеспечивается военными формированиями, в распоряжении которых находится специальная техника, а также холодное и огнестрельное оружие. Военнослужащим выдаются соответствующие удостоверения установленного образца. Документы подтверждают их статус. Также на форме присутствуют международные знаки отличия ГО. Сотрудники могут проходить службу в соответствующем Федеральном исполнительном подразделении, имеющем специальные полномочия на решение вопросов по обеспечению защиты населения. Деятельность войск ГО осуществляется с момента объявления военного положения, фактического начала боевых действий, объявления Президентом состояния войны, а также в мирный период во время стихийного бедствия, эпизоотии, эпидемии, при катастрофе, крупной аварии, угрожающих здоровью населения и требующих выполнения аварийно-спасательных и прочих работ неотложного характера.

Организации ГО

Порядок их образования устанавливается Правительством. В состав организаций ГО могут зачисляться граждане России: женщины 18-55 лет, мужчины 18-60 лет. Исключение составляют следующие категории:


Невоенизированные формирования

Они представляют собой особые группы гражданских лиц. Их численность определяется руководящими документами. Невоенизированные формирования оснащаются имуществом и техникой, которые положены в соответствии с табелем. Данные группы именуются как "Спасательные (сводные) команды". Невоенизированные формирования классифицируются по:

  • Подчиненности - территориальные и объектовые.
  • Назначению - общего, специализированного и специального типа.
  • Степени готовности - повышенной и повседневной.

В каждой области функционирует отдельный батальон гражданской обороны. В зависимости от МО выделяет те или иные средства и силы, МВД - пожарные отряды или команды, Минздрав - бригады, комплектующиеся больничным и поликлиническим персоналом.

Сигналы

Они различаются в зависимости от ситуации. В мирное время сигнал один: "Внимание всем!" Далее следует текст, который разрабатывается в штабе ГО. В военный период используются сигналы; "Радиационная опасность", "Химическая тревога", "Отбой воздушной тревоги", "Воздушная тревога". В последнем случае личный состав невоенизированных формирований в рабочее время осуществляет деятельность в соответствии с приказаниями командиров. В нерабочее время служащие занимают укрытия - специальные сооружения гражданской обороны.

Права населения при защите от ЧС и в области ГО

Граждане России, согласно ФЗ и прочим нормативно-правовым актам, регулирующим сферу ГО, могут и должны:

  • Проходить обучение методам защиты от опасностей, которые возникают при боевых действиях или в их результате.
  • Содействовать органам госвласти и уполномоченным подразделениям в решении задач по обеспечению гражданской обороны.

Население имеет право:


Обязанности населения

Граждане России должны:

  • Соблюдать законы и прочие нормативно-правовые акты федерального, субъектного значения в области обороны территорий и населения.
  • Изучать приемы оказания неотложной помощи, правила использования индивидуальных и коллективных средств защиты.
  • Соблюдать правила безопасности в процессе повседневной рабочей деятельности и в быту, не допускать нарушений технологической и производственной дисциплины, а также экологических требований, способных привести к ЧС.
  • Выполнять все установленные правила при риске или возникновении чрезвычайной ситуации.

Перспективы развития ГО

В достаточно обозримом будущем структура будет выстраиваться в соответствии с принципом мобильности. Это значит, что органы управления, сельское хозяйство, промышленность и прочие экономические отрасли должны быть готовы к быстрому переходу на деятельность в соответствии с планами военного периода. Предположительно, гражданская оборона примет в большей степени территориальный, нежели ведомственный характер. Это означает, что каждый регион будет более самостоятельным и станет решать задачи преимущественно своими силами.

В заключение

Чтобы соответствовать уровню современных требований, следует непрерывно совершенствовать структуру пунктов и органов управления, добиваться оснащения новым техническим оборудованием. Кроме того, необходимо постоянно улучшать методы и организацию деятельности всех сотрудников, обобщать и развивать теоретический и практический опыт, повышать подготовку руководящего аппарата.

Структура построения гражданской обороны основана на территори-ально-производственном принципе. Органы управления, силы и средства ГО функционируют на всех уровнях административного устройства Рос-сийской Федерации: федеральный центр, субъект РФ, город, район, объект экономики . Наряду с этим органы управления, силы и средства ГО имеют-ся в каждом министерстве и ведомстве, в их региональных организациях.

Организационная структура ГО на всех уровнях состоит из пяти звеньев: руководство ГО, постоянно действующие органы управления, службы ГО, эвакуационные органы, силы гражданской обороны.

Руководство гражданской обороной возложено:

В стране - на Правительство Российской Федерации; начальником ГО страны является Председатель Правительства РФ;

В субъекте РФ, городе, районе - на главу администрации, являюще-гося начальником ГО территориального образования;

В министерстве, ведомстве - на министра, руководителя ведомства, являющихся начальниками ГО отрасли;

На объекте экономики - на руководителя объекта. Начальником гра-жданской обороны, например, ж.-д. станции является начальник станции, высшего учебного заведения МПС - ректор университета (академии).

Начальник гражданской обороны (любого уровня) не в состоянии самостоятельно обеспечить детальное и повседневное решение вопросов ГО. Принимая принципиальные решения и обеспечивая общее руково-дство, начальник гражданской обороны опирается в своей работе на соз-данные при нем органы, специально уполномоченные на решение задач в области ГО.

Постоянно действующими органами управления являются:

На федеральном уровне - министерство по делам гражданской обо-роны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; министр РФ по делам ГОЧС является заместителем начальника ГО России;

В субъектах Российской Федерации - министерства (в автономных республиках), главные управления (в субъектах РФ) ГОЧС;

В городах и районах - управления (отделы) ГОЧС;

В министерствах и их региональных организациях - отделы (управ-ления) ГОЧС;

На объектах экономики - отделы, секторы (штабы) ГОЧС; начальник штаба ГОЧС является заместителем начальника ГО объекта.

Перечисленные постоянно действующие органы не в состоянии предметно решать чрезвычайно многообразные задачи ГО. Ведь каждая задача имеет свою специфику и требует высоко профессионального под-хода и специально подготовленных сил и средств. Так, борьба с пожарами, эксплуатация защитных сооружений, оказание медицинской помощи по-раженным, светомаскировка и т.д. не могут квалифицированно осуществ-ляться одними и теми же должностными лицами. Поэтому с целью реше-ния разнообразных задач при начальниках гражданской обороны всех уровней созданы специальные службы ГО.


Службы гражданской обороны представляют собой особый вид организационно-технического объединения сил ГО, подготовленных для проведения специальных мероприятий, требующих высокой технической оснащенности формирований и высокопрофессиональной подготовки лич-ного состава.

Различают федеральные службы ГО, службы ГО субъектов РФ, го-родские, районные и объектовые службы гражданской обороны. В мини-стерствах и ведомствах созданы отраслевые службы ГО.

Для создания службы гражданской обороны любого уровня необхо-димо наличие соответствующей материально-технической базы.

Постановлением Правительства Российской Федерации в 1999 г. сформированы пять федеральных служб ГО: противопожарная, охраны общественного порядка, защиты животных и растений, медицинская и за-щиты культурных ценностей . Эти службы созданы на базе соответствую-щих министерств и ведомств РФ. Кроме них, в субъектах Российской Фе-дерации, городах и районах созданы также и другие службы: убежищ и ук-рытий, коммунально-технические, горюче-смазочных материалов, инже-нерные и др. В среднем количество служб ГО на территориях колеблется от 13 до 20.

На объектах железнодорожного транспорта в соответствии с Указа-нием МПС № 154пр-у от 6 мая 1998 года создаются следующие службы:

Медицинская;

Радиационной и химической защиты;

Связи и оповещения;

Светомаскировки и электроснабжения;

Эвакуации населения, материальных и культурных ценностей;

Аварийно-спасательных и других неотложных работ;

Инженерной защиты;

Технической разведки;

Пожаротушения;

Охра-ны общественного порядка;

Материально-технического обеспечения.

Все 11 служб ГО создаются на тех объектах ж.-д. транспорта, на которых для каждой службы имеется достаточная материально-техническая база. На других объектах создается меньшее количество служб.

Эвакуационные органы предназначены для планирования эвакуа-ции населения, материальных и культурных ценностей из городов - веро-ятных целей ядерных ударов - и руководства эвакуацией в исполнитель-ный период. Состав и задачи эвакоорганов рассмотрены в главе 8.

Силы гражданской обороны. Если четыре рассмотренных выше звена обеспечивают планирование, организацию и руководство мероприя-тиями ГО, то силы гражданской обороны предназначены для непосредст-венного ведения работ в очагах массового поражения.

В соответствии с федеральным законом "О гражданской обороне" силами ГО являются войска гражданской обороны и гражданские органи-зации ГО.

Войска гражданской обороны организационно сведены в спаса-тельные центры, спасательные и учебные бригады, отдельные механизиро-ванные полки, вертолетные отряды и другие виды частей и подразделений. Управление войсками осуществляет министр МЧС России. В войсках гра-жданской обороны проходят службу кадровые офицеры, срочную службу -солдаты и сержанты. Хотя эти войска не входят в состав вооруженных сил, подчиненных Министерству обороны РФ, личный состав соединений, час-тей и подразделений войск ГО живет по уставам Российской армии.

Войска ГО оснащены дорожно-строительными машинами для расчи-стки завалов, техникой для пожаротушения, техническими средствами обеззараживания, другими машинами и механизмами, необходимыми для ведения спасательных и других неотложных работ.

Самая массовая часть сил гражданской обороны - гражданские орга-низации гражданской обороны.

Гражданская оборона в современных условиях.

История создания ГО.

В октябре 1932 г. Совет Народных Комиссаров СССР утвердил Положение о противовоздушной обороне страны. Согласно этому документу, местная противовоздушная оборона (МПВО) была выделена в самостоятельную организацию, призванную защищать население и объекты народного хозяйства при бомбардировках авиацией противника. Она с честью оправдала свое предназначение в годы Великой Отечественной войны.

В июле 1961 г. МПВО была преобразована в Гражданскую оборону (ГО) СССР, которая стала составной частью системы общегосударственных оборонных мер, проводимых в мирное и военное время.

Во второй половине 80-х гг. угроза глобальной войны стала ослабевать. В то же время в силу ряда причин силы гражданской обороны не успевали эффективно реагировать и своевременно устранять последствия чрезвычайных ситуаций мирного времени. Поэтому в июле 1987 г. руководство страны издало документ о коренной перестройке системы гражданской обороны. Руководителям государственных органов управления всех уровней была поставлена задача обеспечить высокую готовность органов и сил ГО к действиям по предназначению. При этом было подчеркнуто, что они должны быть готовы к ликвидации последствий возможных аварий, катастроф и стихийных бедствий, проведению спасательных и других неотложных работ.

В ноябре 1991 г. на базе Госкомитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям и Штаба ГО РСФСР был образован Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, который 10 января 1994 г. был преобразован в министерство (МЧС России).

Гражданская оборона - система мер, направленных на подготовку к защите и защиту населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Основные задачи в области гражданской обороны:

Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

Предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

Принятие мер по световой маскировке и другим видам маскировки;

Проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание (включая оказание первой медицинской помощи), срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

Борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

Обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и принятие других необходимых мер;

Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

Срочное захоронение трупов в военное время;

Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Организация и ведение гражданской обороны - важнейшие функции государства, составные части оборонного строительства и обеспечения безопасности страны.

Гражданская оборона на объекте экономики - есть система мероприятий по подготовке к защите и защите рабочих и служащих, а также членов их семей, материальных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий и вследствии этих действий.

Организация и ведение ГО на объекте является одним из важнейших элементов обеспечения безопасности объекта.

ГО на объекте экономики организуется и ведётся в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом «О гражданской обороне», другими федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ, а также приказами и распоряжениями руководителя объекта экономики.

Организационную основу ГО составляют органы управления, силы и средства объекта, в компетенцию которых входят вопросы защиты производственного персонала и членов их семей, а также материальных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Руководство гражданской обороной на объекте (независимо от его организационно-правовой формы) осуществляет руководитель объекта, который по должно-сти является начальником гражданской обороны объекта.

2.4. Начальник гражданской обороны несёт персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий гражданской обороны на объекте. Ему предоставляется право в пределах своей компетенции издавать приказы по вопросам гражданской обороны.

Приказы начальника гражданской обороны объекта обязательны для исполнения всеми должностными лицами и производственным персоналом объекта.

2.5. С переводом страны и объекта с мирного на военное положение приказы начальников гражданской обороны субъектов Российской Федерации, городов и районов по вопросам гражданской обороны, отнесённым к их компетенции, обязательны для исполнения должностными лицами объекта, расположенного на соответствующей территории, независимо от ведомственной подчинённости и организационно-прававой формы.

2.6. Для управления и контроля за выполнением мероприятий по гражданской обороне, предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовностью к действиям при их возникновении, а также для организации ликвидации последствий применения современных средств поражения и чрезвычайных ситуаций при начальнике гражданской обороны объекта создается орган управления гражданской обороны - штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (штаб ГО и ЧС) объекта.

2.7. Штаб ГО и ЧС комплектуется штатными работниками гражданской обороны и должностными лицами не освобожденными от своих основных обязанностей.

Возглавляет штаб ГО и ЧС - начальник штаба, являющийся по должности заместителем начальника гражданской обороны и который имеет право отдавать от его имени распоряжения по вопросам гражданской обороны, обязательные для исполнения подчиненными начальнику гражданской обороны должностными лицами, формированиями, а также производственным персоналом. О наиболее важных распоряжениях, отданных по своей инициативе, но не противоречащих распоряжениям начальника ГО, начальник штаба ГО и ЧС докладывает начальнику гражданской обороны.

Невоенизированные формирования гражданской обороны - это группы людей, сформированные согласно штату (в отряды, команды, группы, бригады, дружины, звенья, посты, расчеты, колонны), оснащенные специальной техникой и имуществом, обученные ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения.

Невоенизированные формирования делятся на группы:

по подчиненности:

территориальные - создаются на территории области, города, района и подчиняются соответствующим начальникам гражданской обороны. Предназначаются для ведения работ на наиболее важных объектах самостоятельно или совместно с объектовыми формированиями.

объектовые - создаются на объектах экономики и подчиняются их руководителям. Предназначаются для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на своих объектах.

по предназначению

формирования общего назначения - представляют собой отряды (команды, группы и т. п.), предназначенные для ведения спасательных работ в очагах поражения, районах стихийных бедствий, аварий и катастроф.

специальные формирования - предназначены для выполнения конкретных мероприятий при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ (ведение разведки, оказание медицинской помощи, локализация и тушение пожаров, проведение противорадиационных и противохимических мероприятий и т. д.), а также для усиления, в случае необходимости, формирований общего назначения и всестороннего обеспечения их действий при выполнении задач в очагах поражения и в зонах катастрофического затопления. Специальными являются формирования разведки, связи, медицинское, противопожарное, инженерное, аварийно-техническое, материального обеспечения, технического обеспечения, защиты сельскохозяйственных растений, защиты сельскохозяйственных животных, автомобильное и т. д.

по срокам готовности

формирования повышенной готовности - должны быть готовы к работе не позднее, чем через 6 часов после наступления чрезвычайной ситуации.

формирования повседневной готовности должны быть готовы к работе не позднее, чем через 24 часа после наступления чрезвычайной ситуации.

Организационная структура ГО.

Руководит организацией и ведением ГО всегда первый руководитель на соответствующей территории или объекте - начальник ГО.

Начальники ГО на всех уровнях осуществляют руководство ГО через органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области ГО

На федеральном уровне - МЧС;

На региональном уровне - региональные центры по делам ГОЧС МЧС;

В субъектах РФ (республики, края, области)- министерства, комитеты, главные управления по делам ГОЧС;

В городах, районах - управления по делам ГОЧС;

На объектах - штабы (отделы, секторы) по делам ГОЧС.

Службы ГО организуются на всех уровнях, в том числе и на объектах, и служат для выполнения мероприятий ГО, включая подготовку необходимых сил и средств, и обеспечения действий ГОГО в ходе проведения АСДНР в соответствии с профилем данной службы.

По предназначению службы ГО классифицируются на:

медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно- технические, автотранспортные, радиационной и химико-биологической защиты, связи и оповещения, охраны общественного порядка, коммунально-энергетические, питания, торговли, содержания убежищ и укрытий, снабжения и т. д.

Непосредственное руководство службами ГО осуществляют начальники этих служб, а исполнительными органами, предназначенными для выполнения возложенных задач являются формирования сил ГО и РСЧС (ГОГО).

Количество служб ГО, их возможности обычно пропорциональны масштабу объекта или территории, на которой они создаются.

На объектах с численностью персонала 100 человек и менее службы могут и не создаваться. Соответственно и формирования служб ГО могут отсутствовать.

Эвакуационная комиссия объекта создается для планирования, подготовки, руководства и проведения эвакуации сотрудников объекта, членов их семей, а также вывоза оборудования и имущества.

На объекте с численностью персонала 100 человек и менее создается эвакогруппа. Все сотрудники эвакогруппы работают по совместительству. Примерный состав эвакогруппы:

Заместитель начальника ГО объекта по эвакомероприятиям - начальник эвакуационной группы;

Заместитель начальника группы;

Один- два технических работника.



 

Возможно, будет полезно почитать: