Дополнительные дни поста.

Архимандрит Никифор (Хоря) - настоятель Ясского монастыря во имя трех святителей и административный экзарх монастырей Ясской архиепископии (Румынская Православная Церковь).

- Отец архимандрит, зачем нужно поститься? Какую пользу приносят нам эти труды?

Святой апостол и евангелист Лука говорил, передавая слова Спасителя: «Смотрите за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими» (Лк. 21: 34). Таким образом, увещание поститься исходит от Самого Спасителя, а слово Спасителя для нас, христиан, - высший ориентир. Мы, жаждущие жизни вечной и истины в мире сем, должны делать слово Господа нормой своей жизни.

С одной стороны, пост для нас - это аскетический подвиг, совершаемый для того, чтобы плоть не властвовала над душой, не замутняла проницательность ума, духовное внимание, а с другой стороны, пост - это естественное состояние человека, когда он сочувствует страданию другого или скорбит. Когда учеников Господа нашего Иисуса Христа фарисеи укоряли за то, что не постились, они услышали от Спасителя это слово: «Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Мк. 2: 19-20). Сам царь Давид, когда заболел его ребенок, долго постился, желая этими лишениями выразить свое раскаяние пред Богом .

Православный пост можно назвать самым строгим во всем христианском мире. Как объяснить тот факт, что в Православии, в отличие от других вероисповеданий, не произошло приспособления к духу времени, заметного ослабления тех подвигов, которые требуются от верующих?

Не только в том, что касается поста, но и во всем богослужебном цикле Православная Церковь не проводила аджорнаменто ; она не стала приспосабливаться к изменениям, произошедшим с человеком, не последовала за модой времени - но сохранила унаследованные ею истинные ориентиры как сокровище. На подобный вопрос отец Галериу отвечал, что и пшеница, этот основной продукт питания, уже так стара, но, тем не менее, никогда не обесценится, ибо всегда будет хлебом насущным для человека. Все наследие, принятое нами от святых отцов, вся наша традиция - это сокровище, и мы его, надеемся, не лишимся.

Человеческая немощь может послужить причиной для индивидуальных послаблений в посте при известных условиях - например, в случае болезни, беременности, но ее ни в коем случае нельзя возводить в норму, потому что человек, в какое бы время он ни жил, нуждается в строгом исполнении всех тех подвигов, о которых Церковь учит, что они и есть та самая жизнь, полная смысла, взыскуемая нами. А Церковь не делала послаблений в посте потому, что в этом не было необходимости. Если бы, например, в каких-нибудь краях или при определенных жизненных условиях не было другой еды, кроме яиц и брынзы, то Церковь непременно разрешила бы употреблять их в пост.

Пост, который соблюдается в нашей Церкви, не вредит, но, напротив, оживляет душу и прибавляет здоровья телу.

С одной особенностью все чаще сталкиваешься в последние годы, и вас, ваше преподобие, уже, вероятно, спрашивали об этом: не теряет ли пост своего истинного смысла, если мы употребляем специальные так называемые «постные продукты», продающиеся в магазинах? Например, постный паштет, постную колбасу…

Сегодня у нас много всяких «помощников», но при этом перед нами встают все новые и новые проблемы, и мы оказываемся более занятыми, чем люди минувших времен. Деревенская хозяйка, у которой нередко было еще и по семь-восемь детей, все же успевала заготовить все необходимое для поста. Это была часть ее домашних обязанностей, и так она выражала свою любовь и к семье, и к христианскому учению. Сегодня же, особенно в городах, очень часто и муж, и жена заняты сверх всякой меры и совершенно измотаны этой ежедневной сутолокой дел.

Возвращаясь к заданному вопросу: если мы, например, едим соевый паштет, приготовленный без всяких искусственных добавок и специй, или соевое молоко, чтобы восполнить количество белков в период поста, то это не значит, что мы не почитаем и не ценим поста. Ведь можно, в конце концов, и картофелем или капустой объедаться и есть их с такой жадностью, что тут не будет ничего общего с идеей поста, а можно съесть немного соевого паштета на завтрак, и это более здоровая альтернатива куску хлеба с маргарином, к примеру.

Некоторые говорят: «Я не пощусь, потому что боюсь заболеть от этого» - или: «Я не смогу работать весь день, если стану поститься».

Есть в «Добротолюбии» одно место - у аввы Иоанна Карпафского, - где говорится следующее: «Слышал я некоторых братий, постоянно болящих телом и не могущих поститься, обратившихся ко мне с вопросом: как можем мы без пощения избавиться от диавола и страстей? Таковым надобно отвечать, что не одним воздержанием от пиши, но и сердечным сокрушением можете победить и изгнать злые помыслы и врагов, внушающих их» .

Отношение к посту зависит от духовного состояния и веры каждого. По мере того как человек углубляет в себе молитву и веру в Бога, он получает силу, неведомую ему ранее, он обретает утешение и дерзновение к Богу. Спаситель говорил, что «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4: 4).

Если я пощусь, но не погружаюсь в слово Божие, если я мало молюсь, то, конечно, я ослабею, ведь у меня не будет достаточной веры, и в какой-то момент я почувствую себя беспомощным и испугаюсь. Сегодня многие из нас, исполненные немощей и жалости к себе, были бы готовы отступиться от поста, если бы можно было. У меня самого однажды был случай, когда дорогие мне люди, придя на исповедь, попросили: «Батюшка, благословите поститься только на первой и последней седмице, мы так постились всю жизнь». Я ответил им: «Очень хорошо, но если вы так постились всю жизнь, значит, вы не знаете, сможете ли вы выдержать весь пост. Так попробуйте же выдержать его, посмотрим, получится у вас или нет. Зачем исполнять заповедь о посте наполовину?»

Между делом объяснил им, что значит пост, зачем мы постимся и каковы плоды нашего пощения. Усвоив всё хорошенько, эти люди стали убежденными постниками и потом признавались мне, что не только выдержали весь пост, но даже старались, по возможности, добавить себе строгости. Так что лишь поняв смысл тех усилий, которые мы призваны приложить ради себя самих, а не ради кого-нибудь другого, мы обретем силу устоять перед искушениями нарушить пост.

Я знаю людей, у которых очень тяжелая физическая работа, и живут они в крайней нужде, но посты соблюдают строго, как монахи. Это нам пример того, что ищущим Бог подает силу, намного большую, чем мы можем представить себе. Люди, которые молятся, исповедуются, причащаются, обретают крепость в Теле и Крови Господней - этих истинной пище и истинном питье .

Если члены одной семьи пост воспринимают по-разному, особенно когда один из супругов постится, а другой нет, то как сделать, чтобы это не сказалось на отношениях между супругами, например?

Мужу, жене и вообще любому постящемуся, прежде всего, следует проводить пост в кротости, в душевной красоте, не изводя ворчанием другого и не ограничивая его. Рано или поздно тот увидит подвиг постящегося, и, может, наступит такой момент, когда он сам захочет поститься. А первый будет молиться о нем, и так исполнится слово, сказанное святым апостолом Павлом, что «неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор. 7: 14). То же самое относится и к любому другому члену семьи. <…>

Некоторые спрашивают: как вынести насмешки и презрение коллег в ситуациях, когда на рабочем месте устраивают какие-нибудь мероприятия в постные дни?

Такому человеку следовало бы понять, что в подобных ситуациях преимущество на его стороне. Люди привыкли «солидаризироваться», когда дело касается шуток, иронии и всего того, что способно ранить душу. Но наша твердость, в которой мы будем стоять непреклонно, покажет другим, что мы - люди, верящие в то, что делаем, и делающие то, во что верим. А если немного поскрести тех, кто смеется над тобой, то увидишь, что у них тоже есть какая-то вера, только они не следуют ей. Так кто же больше достоин иронии и жалости? Верящий до конца или верящий только когда гром грянет?

Очень важно исповедовать свою веру твердо, потому что наш пост - это не просто наше частное дело: в посте я сопряжен со всеми чадами Церкви, которые постятся. Я пребываю в послушании Церкви, в исповедании своей веры, а отходить от своей веры, совершая такой, казалось бы, малый поступок , - это уже отречение.

Даже если я куда-нибудь пойду, к коллегам по работе или друзьям, к примеру, и там на меня будут смотреть как на чудака, потому что я пощусь, все-таки обязательно наступит такой момент, когда, попав в какую-нибудь кризисную ситуацию, те же самые коллеги или друзья скажут обо мне: «Вот он - человек действительно верующий, он последователен в своей вере до конца. С ним надо посоветоваться, надо попросить его помощи».

Ведь люди не могут до бесконечности стоять на лжи. С одной стороны, они могут отвергать то, что ставит перед ними ограничения, но с другой - ценят твердо стоящих за свою веру в Бога, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Итак, мы не можем быть теплохладными . Ситуации, когда на нас смотрят с насмешкой и презрением, - это проверка того, способны мы или не способны исповедовать свою веру.

Как правильно поститься? Как нужно питаться в Великий пост? Для чего это нужно? На все эти вопросы Вам ответит редакция портала “Православие и мир”!

В древнеанглийском языке Великий Пост называется словом Lecnten – весна. Весна не только по времени года. Весна души, когда наконец-то надо убрать весь грязный снег грехов, растопить лед в сердцах, когда душа должна расцвести, омытая Таинством покаяния. Великий пост – самый продолжительный и строгий пост Православной Церкви.

Церковный устав выделяет пять степеней строгости поста:

1) полное воздержание от пищи;

2) сухоядение;

3) горячая пища без масла;

4) горячая пища с маслом (растительным);

5) вкушение рыбы.

Согласно церковному уставу два дня первой недели поста и Великая Пятница (пятница Страстной недели) – дни строгого поста – воздержания от пищи.

В остальные дни Великого поста, кроме субботних и воскресных дней, Церковь установила вторую степень воздержания – растительная пища принимается один раз, без масла, в вечернее время. В субботние и воскресные дни разрешается третья степень поста, то есть употребление сваренной растительной пищи, с маслом, причем дважды в день.

Мясо, яйца, молочные продукты, животные жиры исключаются полностью. Рыба разрешается на Благовещение и в Вербное воскресение. Рыбная икра допустима в Лазареву субботу.

Необходимо помнить, что указанные в уставе правила были составлены в древних монастырях и представляют собой идеал поста. В современных условиях пост может ослабляться: так, например, в Московской Духовной семинарии учащимся благословляется рыба чаще, чем 2 раза в пост. Поэтому обычно православные испрашивают благословения священника и определяют с ним меру своего поста.

Для больных, находящихся в пути, детей до 14 лет, для беременных и кормящих женщин, существует ослабленный пост. Церковь советует определить меру поста со священником. Так, святой 19 века Феофан Затворник советовал: «Кушайте рыбу, когда немощны. Бог благословит. Тут нет греха, когда делается по необходимости, а не по прихоти. А когда станете говеть, тогда воздержитесь, если будете крепки. А если нет, то воздержитесь день-другой перед самым причастием; даже и без этого можно, когда немощь». «Никаких нет законов убивать себя, коль скоро известно, что постное расстраивает здоровье. И святой Пахомий в уставе написал монахам больным есть мясо, если то нужно для здоровья.

Относительно поста, когда нет здоровья, –говорит святитель Феофан Затворник, – терпение болезни и благодушие во время ее, заменяют пост. Потому извольте употреблять пищу, какая требуется по свойству лечения, хотя она и не постная». Но при этом надо обязательно посоветоваться с духовником и, даже если он благословит ослабить пост, каяться пред Богом в своей немощи»

Церковь напоминает, что основной смысл поста заключается в более глубокой духовной жизни, в чистосердечном покаянии в грехах, в более частом посещении Богослужений, причастии Святых Христовых Таин и молитве.

«Главное – надо поститься духовно, не обременять себя новыми грехами, когда мы будем каяться», – сказал Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II накануне поста.

По слову святых отцов: “Если увидишь нищего, подай ему милостыню; если увидишь врага, примирись; если увидишь своего друга счастливым, не завидуй; если увидишь красивую женщину, пройди мимо. Пусть постятся не одни уста, но и зрение, и слух, и ноги, и руки, и все члены нашего тела. Пусть постятся руки, пребывая чистыми от хищений и любостяжания. Пусть постятся ноги, перестав ходить на противозаконные зрелища. Пусть постятся глаза, приучаясь не устремляться на благообразные лица и не засматриваться на чужую красоту. …Пусть постится и слух; а пост слуха в том, чтобы не принимать злословия и клеветы. Пусть и язык постится от сквернословия и ругательства. Что за польза, когда мы воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев угрызаем и снедаем?” Недаром апостол Павел предупреждал нас: “Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом”.

«В отличие от того, что считают и чувствуют многие, период духовного напряжения (скажем, во время Великого поста или говения) это время радости, потому что это время возвращения домой, время, когда мы можем ожить. Это должно быть время, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить, – жить со всем простором, со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны. Пока нам недоступен, непонятен этот момент радости, у нас будет получаться чудовищная и кощунственная пародия; мы, будто бы во имя Божие, превратим жизнь в сплошное мучение для самих себя и для тех, кому придется расплачиваться за наши бесплодные потуги стать святыми.

Это понятие радости может показаться странным рядом с предельным напряжением, подвигом воздержания, с настоящей борьбой, и тем не менее радость проходит через всю нашу духовную жизнь, жизнь церковную и жизнь евангельскую, потому что Царствие Божие усилием берется. Оно не дается просто тем, кто беспечно, лениво ждет его прихода. Для тех, кто ждет его таким образом, оно, разумеется, придет: придет в глухую полночь, при дет, как Суд Божий, как вор, которого никто не ждет, как жених, который грядет, пока неразумные девы предаются сну. Не так должны мы ожидать Царствие и Суд.

Мы должны вернуться к такому состоянию, которого обычно не можем вызвать даже из своих глубин, настолько оно нам чуждо, – состоянию радостного ожидания Дня Господня, хотя мы знаем, что этот День будет днем Суда. Поразительно слышать в церкви, что мы провозглашаем Евангелие, благовестие о Суде, и провозглашаем, что День Господень – не страх, а надежда, и вместе с Духом Святым Церковь можем сказать: Гряди, Господи, и гряди скоро!.. Пока мы неспособны говорить в таких категориях, нашему христианскому сознанию не хватает чего-то очень важного. Что бы мы ни говорили, в таком случае мы все еще язычники, вырядившиеся в евангельские одежды. Бог для нас еще Бог вдали, и приход Его – мрак и ужас для нас; и суд Его – не искупление, но осуждение наше; и встреча лицом к лицу с Ним – страшное событие, а не час, к которому мы устремлены и ради которого живем»

Великий Пост является самым главным и длительным постом в православии, католицизме и некоторых других конфессиях. Его основной целью можно назвать подготовку к празднованию Пасхи.

Пост был создан для того, чтобы верующие не забывали о том, как Спаситель постился в пустыне на протяжении сорока дней.

Если считать вместе со Страстной седмицей, то продолжительность Великого поста составляет 48 дней. В 2013 году Великий пост начнется 18 марта, а закончится 5 мая. Традиционно он начинается за 7 недель до праздника Пасхи.

Все верующие нашей страны 18 марта будут отмечать один из самых важных церковных праздников - Начало Великого поста.

Считается, что пост был установлен апостолами, однако современные историки опровергают это мнение. Это связано с наличием большого количества свидетельств о том, что различные практики поста существовали уже в первых веках, а потом получили дальнейшее развитие.

Великий пост носит и другое название - «Святая Четыредесятница», которое связано с его продолжительностью. Его соблюдение позволяет верующим выражать искреннюю любовь к Иисусу Христу и подразумевает строгое телесное и духовное воздержание.

Великий Пост состоит из Четыредесятницы и Страстной седмицы. Страстная седмица (неделя) предваряет праздник Воскресения Христова (Пасху). Она призвана служить нам напоминанием о семи последних земных днях Иисуса Христа.

Нужно отметить, что соблюдение поста предполагает отказ не только от определенной пищи, необходимо отказаться на это время от греховных мыслей, всех вредных привычек и увеселений. Этот период времени предназначен для усердных молитв, искреннего покаяния и раздумий. Верующим следует воздерживаться от употребления в пищу таких скоромных (не постных) продуктов, как мясо, яйца, рыба, молоко. Рыбу разрешено есть только в праздники Благовещения и Входа Господня в Иерусалим.

Духовная практика поста заключается в молитвах, духовном чтении и удалении от всего греховного и отвлекающего от мыслей о божественном. Она не менее важна, чем телесная подготовка.

Правила Великого поста. Как питаться и что можно есть в Великий пост
Церковный Устав велит верующим во время поста соблюдать определенные правила в отношении трапезы.

Особо строгий пост должен соблюдаться в первую и последнюю его недели. Весь день следует голодать, а есть можно только один раз в день - вечером. По выходным допускаются две трапезы – днем и вечером.

По понедельникам, средам и пятницам разрешается есть только холодные блюда без добавления масла. По вторникам и четвергам можно есть горячую пищу, но также без масла.

В выходные дни можно сдабривать еду растительным маслом и запивать трапезу виноградным вином. Исключение составляет только суббота Страстной седмицы.

В Великую пятницу вообще не положено употреблять пищу. Многие верующие также ничего не едят и в Великую субботу до самого наступления Пасхи.

Рыбу разрешено есть только в праздник Благовещения и в Вербное воскресенье. Но это разрешение отменяется, когда Благовещение выпадает на Страстную седмицу. В Лазареву субботу в пищу можно употреблять рыбную икру.

В понедельник, вторник и четверг также разрешается принимать горячую пищу, сдобренную растительным маслом, если дни памяти самых почитаемых святых выпадают на Великий пост. А в среду и пятницу разрешены горячие блюда без масла и вино.

Время Великого поста выпадает на весну, по этой причине главными продуктами этого поста можно назвать разнообразные соления и варения из овощей и фруктов, консервированные и свежие капусту, бобовые, свеклу, морковь, лук, сухофрукты и орехи, яблоки и апельсины. На первый взгляд кажется, что набор продуктов достаточно ограничен, однако из него можно приготовить большое количество разных блюд.

Церковь строго осуждает тех, кто нарушает Великий пост. Однако исключения делаются для детей, беременных женщин, больных, немощных и престарелых людей. Всем им позволено не соблюдать такой строгий пост, однако они, также, как и все остальные, в это время обязаны творить добрые дела и соблюдать духовный пост от грехов.

Пост считается временем духовного возрождения, духовного подвига и умерщвления греховных желаний.

Подготовка к Великому посту

Подготовку к Великому посту принято начинать за три недели до его начала. Это делается с целью подготовки человека к главному смыслу поста - покаянию. Каждая из этих недель имеет свое название.

Первая из этих недель называется «сплошной» или «всеядной», т.к. в среду и пятницу можно есть все, что хочется.

Вторая неделя называется «мясопустной», т.к. в это время еще можно есть мясо. Исключение составляют только среда и пятница. Другое название этой седьмицы - «пёстрая». Суббота на этой неделе называется родительской, т.к. в этот день принято навещать могилы родных.

Следующая неделя называется сырной, но гораздо больше она известна нам как Масленица. На всем ее протяжении можно есть рыбу, яйца, сыр, молочные продукты, принято также печь блины и угощать ими гостей. В среду и пятницу разрешена только одна трапеза в день - вечером. Богослужение в эти два дня сходно с теми, которые проводятся во время поста.

Последнее воскресенье пред началом поста известно как «Прощёное воскресенье». В этот день принято прощать друг друга, забывая все обиды.

Затем начинается сам Великий Пост. Иногда к подготовительным дням относят также и неделю перед этими тремя седьмицами - Неделю о Закхее.

Нужно отметить, что богослужения, проводимые в церквях в это время, отличаются от обычных.

Первый день первой недели Великого поста называют «Чистым понедельником». Он получил такое название, т.к. в этот день верующие традиционно прибирают в доме, как бы очищая его от веселья масленицы, моются в бане, надевают на себя всё чистое, т.е. встречают начала поста в чистоте.

Воскресенье шестой недели мы знаем как Вербное воскресенье, которое напоминает о Входе Господа в Иерусалим.

О постах

Посты известны во всех древних религиях, и всюду они способствуют очищению тела и души от скверны. Но Православная Церковь придала постам особых, духовный смысл.

Великий пост - это подготовка к Светлому Христову Воскресению путем покаяния, углубления во внутреннюю духовную жизнь, отрешения от ее материальной стороны. Один из отцов Церкви, Иоанн Златоуст, так писал о Великом посте: "… Если мы постимся, воздерживаясь только от пищи, то, по прошествии сорока дней, проходит и Пост. А если воздерживаемся от грехов, то и по прошествии этого Поста он еще продолжается, и будет с нами постоянная от него польза..."

Ошибается тот, кто считает Пост - лишь в воздержании от пищи. «Истинный Пост есть удаление зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение лжи, клеветы, клятвопреступления.

Пост - уничтожение смерти и освобождение от гнева. Пост и тело сохраняет здоровым: не отягощаясь пищей, оно не принимает болезней, но, становясь легким, укрепляется для принятия даров.

Постящиеся знают, как Пост укрощает желания. А те, кому случалось испытать это на деле, подтвердят, что он смягчает нрав, подавляет гнев, сдерживает порывы сердца, бодрит ум, приносит спокойствие душе...
Пусть постятся не одни уста, но и зрение, и слух, и ноги, и руки, и все члены нашего тела...

Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и Пост твой, и в изобилии даровал плоды покаяния».

Пост телесный и духовный

Многодневных постов в году четыре. Самым главным и строгим является Великий пост, который продолжается в течении семи недель перед Пасхой.

В первые два дня первой постной недели установлена высшая степень поста - в эти дни предписывается полное воздержание от пищи. В остальные дни, кроме субботних и воскресных, установлена вторая степень воздержания - пища принимается один раз, без масла, в вечернее время. В субботние и воскресные дни разрешается третья степень поста, то есть употребление сваренной пищи, с маслом, дважды в день.

Последняя степень воздержания - употребление в пищу рыбы. Рыба разрешается только в праздники Благовещения и Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье). В Лазареву субботу разрешается употреблять рыбную икру. В эти дни можно есть и горячую пищу с растительным маслом.

В дни памяти самых почитаемых святых также разрешается вкушать растительное масло.

В Страстную седмицу (последнюю неделю перед Пасхой) предписывается пост второй степени - сухоядие, а в пятницу и субботу - полное воздержание от пищи.

Итак, пост состоит в воздержании не только от мяса, но даже от рыбы и от масла, а первые и последние дни поста предписывается проводить вообще без пищи.

В пост необходимо входить постепенно, и каждый человек должен сам определить, сколько ему требуется в сутки пищи и питья. Пожилые, больные люди, дети и беременные женщины могут освобождаться от строго поста.

Пост должен быть не только телесным, но и духовным. Великий пост - время особенного покаяния и усиленной молитвы. Без молитвы и покаяния он становится всего лишь диетой.

Правила Великого поста сейчас знают не все. Это один из самых строгих православных постов. Камертоном для него становится Прощёное воскресенье, когда принято просить у близких прощения за обиды, нанесённые за год. Так, сняв с души груз, верующие начинают путь длиной в семь недель. Именно столько традиционно длится Великий пост. Тем православным, кто постится уже не первый год, все правила давно известны. Наша сегодняшняя инструкция — для «новичков», встающих на этот путь впервые. Что и когда можно есть? Что нельзя есть в Великий пост? Что смотреть и читать в эти дни? «Диалог» расставляет по полочкам все правила Великого поста.

Начнём с того, что Великий пост, как уже упоминалось, длится семь недель или седмиц — их название на церковный лад. А вот дата его начала и окончания (а значит и Светлой Христовой Пасхи) меняется. В 2017 году Великий пост продлится с 27 февраля по 15 апреля.

Что можно есть в Великий пост?

Пожалуй, самый популярный вопрос среди «новичков», конкурирующий только с вопросом «что нельзя есть в пост?». Главное правило Великого поста, говоря широко – в пост нельзя есть пищу животного происхождения: мясо, птицу, яйца, молочные продукты, рыбу. Есть дни с более строгим предписанием, а есть с относительно мягким. Всего существует четыре вида предписаний , отличающихся степенью строгости:

  • «Сухоядение» — в эти дни можно есть только «сухую» пищу: хлеб и орехи, а также свежие, сушёные или квашенные овощи и фрукты. Добавлять в еду масло, варить или жарить пищу нельзя;
  • «Варение без елея» — допустимо всё то же, что и при сухоядении, кроме того, можно варить или тушить пищу, однако без масла;
  • «Разрешение на вино и елей» — даётся для укрепления сил постящихся: в некоторые дни (все субботы и воскресенья, кроме последней субботы перед Пасхой) можно употреблять растительное масло и вино, но в меру;
  • «Разрешение на рыбу» — даётся в Великий пост дважды: в праздник Благовещения (7 апреля) и в Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим). Кроме того, в Лазареву субботу (накануне Вербного воскресенья) разрешается есть рыбную икру.

На православных сайтах можно без труда найти календари питания, созданные для постящихся. Наиболее приглянувшийся (например, этот) для удобства можно распечатать и использовать в качестве подсказки на все дни Великого поста. Правда, следует помнить, что создан этот календарь для монахов, а не для мирян. Для мирян особого календаря нет, и строгость поста для каждого верующего определяет его духовник. Календарь питания в таком случае нужен для того, чтобы миряне понимали строгость того или иного дня поста, а также знали, что нельзя есть в Великий пост.


Православный священник, настоятель храма Вознесения Господня в городе Кинешма Роман Посыпкин, который стал нашим «духовным экспертом» при подготовке этого материала, рекомендует начать соблюдать пост с малого – не вкушать мясную и молочную пищу, а также яйца по средам и пятницам. Эти дни, к слову, считаются постными и во все остальные дни года, независимо от того, идёт церковный пост или нет.

Можно ли есть постные блюда в кафе и ресторанах во время поста?

Этот вопрос вызывает среди мирян ожесточённые споры. Так, одни не видят в этом ничего противоречащего правилам, другие, наоборот, считают, что постная пища должна приносить насыщение, но не удовольствие

— Современный ритм жизни таков, что у некоторых горожан просто нет выхода, — поясняет отец Роман, — Либо ты ешь в кафе, либо на весь день остаёшься голодным. В наше время много рецептов постных и в то же время вкусных блюд. Не может простой человек есть совсем без удовольствия. Священноисповедник Афанасий (Сахаров) говорил: «Ешьте хоть вкусную, но постную пищу». Но если ты идешь в кафе намеренно, чтобы вдоволь наесться блюдами более причудливыми, чем непостная еда, тогда стоит задуматься: а пост ли это?

В чём ещё, кроме пищи, нужно себя ограничивать?

Правила Великого поста основываются на более сложной базе, на ответе на более сложный вопрос: «Зачем нужен Великий пост?». Для ответа обратимся к истокам. Великий пост «вырос» из поста, который соблюдали первые христиане, желавшие креститься в Светлый праздник Воскресения Христова, то есть в Пасху. Ограничивая себя в пище и практикуя духовную дисциплину, они готовили себя, чтобы достойно встретить этот день. Также это дань сорокадневному посту Иисуса Христа в пустыне и его жертве во имя людей. И, конечно, смысл, Великого поста много шире и глубже, чем простое соблюдение диеты.


— Суть поста не в том, чтобы отказаться от некоторых видов пищи или развлечений – объясняет Роман Посыпкин, — а в том, чтобы отказаться от того, что всецело поглощает нас и удаляет от Бога. Пост – это время служения Богу молитвой и покаянием.

Это значит, что человек, который соблюдает пост, должен постараться отказаться от своих пагубных привычек, быть добрым и сострадательным к людям, заботиться о своей малой церкви – семье. Важно помнить и о том, что в Великий пост обязательно посещать храм, ходить на службы, исповедоваться и причащаться.

Молитва в Великий пост — первое, что должно быть на устах верующих в эти семь недель. Можно читать и некоторую светскую литературу — например, произведения русских классиков. На сайте православного журнала «Фома» есть подборка душеспасительной литературы , которую полезно читать в дни поста.

Можно ли в пост смотреть телевизор?

Ещё одно правило Великого поста: от просмотра телевизора в пост, конечно, лучше отказаться, а если не выходит, то хотя бы сократить время пребывания перед ним. Особенно важно это в том случае, если знаете за собой такую привычку. Но если поддались искушению и включили заветную кнопку — желательно смотреть программы, которые несут хоть какую-то смысловую нагрузку и благотворно на вас влияют. Большого греха не будет, если, например, посмотреть на ютубе проповедь протоиерея Владимира Головина или передачу на канале «Культура», а вот бежать к телевизору, переживая за судьбы участников модного реалити-шоу, всё-таки не стоит.

Личный опыт

Виктор Андронов, почётный донор книги рекордов России, руководитель общественного движения «Энергия Жизни»:

— Соблюдаю пост больше десяти лет. И поначалу, конечно, многое вызывало вопросы. Например, разрешение на вино. Но со временем пришло понимание. Здесь можно провести параллель с моряками, которые тоже употребляли алкоголь. Им это было жизненно необходимо, чтобы не получить расстройство психики из-за нахождения в замкнутом пространстве. Монахи в пост больше молились и почти всё свое время проводили в кельях, и вино им также было нужно.


фото: Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Главное заблуждение состоит в том, что люди думают, будто ограничения в пище – это главное, что необходимо соблюдать в пост. Но это не так. Самое главное – пища духовная. Можно есть мясо, но делать хорошие дела – и быть ближе к самой сути Великого поста, чем тот, кто голодает, но ничего не меняет в своей духовной жизни. От поста, на мой взгляд, не должны страдать. Чем ближе к Пасхе, тем большая легкость должна появляться на душе. Если первый раз собираешься поститься, то надо обязательно сходить к священнику — он подскажет от чего лучше отказаться, может быть, это будет что-то одно. Мой духовник делает мне послабления, так как я – донор и должен заботиться о своем здоровье, думать о другом человеке. А чтобы не сбиться с пути и пройти все семь недель поста силу нужно искать в молитве.

Постные рецепты, собранные корреспондентами «Диалога» можно увидеть .

Подготовила Александра Заспа / ИА «Даилог»

В церковных канонах корреспонденту «Диалога» помогал разбираться православный священник, настоятель храма Вознесения Господня в городе Кинешма Роман Посыпкин.

Дни, в которые нельзя держать Пост:

  1. В день праздника Фит р – праздника прекращения Поста – первый день Шауу аля, месяца, следующего за Рамаданом.
  2. В день праздника К урбан-Байрам – десятого числа месяца З уль-Х иджа.

Имам Муслим передал от ‘Аиши, да будет ей еще больше милости Аллаhа, что Пророк Мух аммад, мир Ему, запретил соблюдение Поста в дни двух праздников Аль-Фитр и Курбан-Байрама.

  1. В три последующих дня после К урбан-Байрама (дни Ат-Ташрик ). Пророк, мир Ему, об этом сказал:

«أَيَّامُ التَّشْرِيقِ أَيَّامُ أَكْلٍ وَشُرْبٍ»

Это означает: «Дни Ат-Ташрик – дни, когда едят и пьют».

Передал имам Муслим.

  1. В день сомнения, то есть в день, следующий за двадцать девятым Ша‘бана, если о том, что видели новолуние Рамадана сообщили те люди, высказывание которых не является достаточным для определения начала месяца, например, это люди, совершающие большие грехи, а также дети, женщины и тому подобное.

Такой день называется днем сомнения и в этот день нельзя поститься. Об этом Пророк Мух аммад, мир Ему, сказал:

«لا تَقَدَّمُوا رَمَضَانَ بِيَوْمٍ أَوْ يَوْمَيْنِ صُومُوا لِرُؤْيَتِهِ وَأَفْطِرُوا لِرُؤْيَتِهِ
فَإِنْ غُمَّ عَلَيْكُمْ فأَكْمِلُوا عِدَّةَ شَعْبَانَ ثَلاثِينَ يَوْماً»

Это означает: «Нельзя опережать Рамадан ни на один или больше дней ни в коем случае. Начинать соблюдение Поста и прекращать его следует по наблюдению новолуния. Если же новолуния не было видно, то следует дополнить Ша‘бан тридцатым днем» . Передал имам Аль-Бухарий.

Пророк Мух аммад, мир Ему, призывал соблюдать шесть дней Поста в месяце Шауу аль – это является Сунной. Лучше поститься шесть дней подряд сразу же после дня Праздника Разговения. Если же поститься после праздника не все шесть дней подряд, а отдельными днями, то это также учитывается как Сунна .

Абу Айюб Аль-Анс арий передал такие слова Пророка Мух аммада, мир Ему:

«مَنْ صَامَ رَمَضَانَ ثُمَّ أَتْبَعَهُ سِتًّا مِنْ شَوَّالٍ كَانَ كَصِيَامِ الدَّهْرِ»

Это означает: «Кто постился в месяц Рамадан и после него соблюдал Пост шести дней месяца Шауу аль, как будто постился целый год» . Передал имам Муслим.

Кто приступил к соблюдению обязательного Поста (фард ), например в месяце Рамадан, или к соблюдению долга (кад а) а также, если приступил к соблюдению Поста-назр (Пост-обет), тот не может его прерывать, это запрещено (х арам). А если кто-либо соблюдает Пост-нафль (Сунну), то по школе имама Аш-Шафи‘ый не запрещается его прервать.

________________________________

То есть до 15 числа месяца Ша‘бан включительно. Например, если человек до середины Ша‘бана постился по понедельникам и четвергам или соблюдал Пост через день, тогда он может продолжать этот Пост и во второй половине Ша‘бана.

Действия и слова Пророка Мух аммада, мир Ему.

Вам может понравится

Что такое Пост

Кто такой достоверный свидетель-мусульманин, увидевший начало месяца Поста

Когда начинается и заканчивается Пост месяца Рамадан

НЕЛЬЗЯ ОПРЕДЕЛЯТЬ НАЧАЛО МЕСЯЦА РАМАДАН МЕТОДОМ РАСЧЁТА

Кто обязан и кто не обязан держать Пост месяца Рамадан

При каких условиях и кому разрешено не держать Пост месяца Рамадан

Как выполняется намерение для соблюдения Поста месяца Рамадан

Что нарушает Пост месяца Рамадан

В какие дни запрещено держать Пост

Что делать тому, кто нарушил Пост месяца Рамадан без рухса (разрешения)

К сожалению, в наше время среди мусульман распространены некоторые неверные мнения относительно месяца Рамад ан. В этой статье будет дано опровержение некоторых из этих мнений.

Они не имеют подтверждений в К ур`ане или изречениях Пророка Мух аммада, мир Ему.

Сказано в Священном К ур`ане (Сура «Ан-Нах ль», Аят 116), что означает: «Не говорите, ложно измышляя от себя, это разрешено, а это запрещено».

  1. Некоторые неверно утверждают, что ночью после совершения намерения о соблюдении Поста запрещено кушать.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что пить, кушать, иметь половые отношения разрешается ночью, после намерения о соблюдении Поста.

  1. Некоторые неверно утверждают, что не принимается Пост у человека, который проспал весь день.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что Пост того, кто сделал намерение соблюдать Пост, уснул до рассвета и проснулся после захода солнца, принимается, и он не совершает грех. А, что касается совершения Намаза, то если человек не проснулся или его не разбудили, то он совершает его в качестве долга и также не совершает грех. Пророк Мух «Не отвечает за свои действия: спящий, пока не проснется».

  1. Некоторые неверно утверждают, что нельзя (нежелательно) жениться в месяц Рамад ан.

Опровержение: Исламские ученые сказали, что разрешено жениться в месяц Рамад ан и это не является нежелательным (макруhом). Разрешено посвататься и прочитать никях. А, что касается половых отношений в дневное время, то это нарушает Пост, а сознательное нарушение обязательного Поста является грехом. Половые отношения супругов после захода солнца разрешены. Если же человек боится, что не сможет удержаться от половых отношений днем, то может перенести свадьбу на более позднее время.

  1. Некоторые неверно утверждают, что заключение бракосочетание между праздниками х арам или нежелательно.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что тот, кто утверждает подобное противоречит Шари‘ату так как передал имам Муслим, что ‘Аиша сказала, женился на мне Пророк Мух аммад, мир Ему в Шауу аль (следующий месяц после Рамадана) и наша свадебная ночь тоже была в Шауу аль.

  1. Некоторые неверно утверждают, что начало и конец месяца Рамад ана можно узнать путем расчетов у астрологов.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что месяц начинается с появления молодой луны. За этим нужно вести визуальное наблюдение. Если не удастся увидеть молодой месяц, то месяц Ша‘бан считаем 30 днем.

Пророк Мух аммад, мир Ему, сказал, что означает: «Держите Пост, когда увидите молодой месяц (Рамад ан), а если не смогли его увидеть, то высчитайте завершение месяца Ша‘бан тридцатым днем, и прекращайте его (Пост), когда увидите молодой месяц Шауу аль» .

Передали имамы Аль-Бухарий, Муслим и другие.

Также Пророк Мух аммад, мир Ему, говорил, что означает: «Мы община, которая не занимается расчетами дней месяца. Месяц будет так или так то есть 29 дней или 30».

  1. Некоторые неверно утверждают, что злословие нарушает Пост.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что злословие в адрес мусульманина без сомнения грех, но злословие не нарушает Пост. Сказал имам Ах мад ибн Х анбаль: «Если бы злословие нарушало Пост, то тогда не был бы принят наш Пост» то есть многие люди, даже соблюдая Пост, злословят.

  1. Некоторые неверно утверждают, что Закят оплачивается только в месяц Рамад ан.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что Закят необходимо выплачивать за имущество, которое будет в распоряжении человека в течение лунного года. Например, если имущество было в течение года от Рамад ана до Рамад ана, то в Рамад ан, если от Шауу аля то в Шауу аль и т.д. Если человек опаздывает с оплатой Закята по истечении срока без религиозного оправдания, то совершает грех.

  1. Некоторые неверно утверждают, что не принимается Пост у тех, кто не совершает Намаз.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что принимается Пост у постящегося мусульманина, пока не нарушил свой Пост (принятием пищи, питья, совершением полового акта, отступлением от Веры). Мусульманин, который соблюдает Пост и не соблюдает Намаз, совершает каждый день 5 больших грехов из-за того, что не совершает Молитву, но его Пост действителен.

  1. Некоторые неверно утверждают, что если человек нюхает цветы, то его Пост нарушается.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что если нюхать цветы, благовония и любые запахи, это не нарушает Пост, так как ничего имеющего объем не попадает вовнутрь через открытые отверстия в теле.

  1. Некоторые неправильно поступают, делая сах ур (принимая пищу и питье) в первую половину ночи.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что время сах ур наступает во второй половине ночи. Поэтому тот, кто хочет получить благословение от этого времени сах ур необходимо сделать в это время. Можно выпить хотя бы глоток воды.

  1. Некоторые неверно утверждают, что проглатывание слюны нарушает Пост.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что проглатывание чистой слюны из полости рта, не нарушает Пост. А кто полагает, что проглатывание чистой слюны (ни с чем не смешанной) нарушает Пост, попадает в неверие (куфр) . Потому что в этом мнении, не соответствующем религии, есть осложнения для мусульман. Поэтому некоторые несведущие люди постоянно плюются, боясь проглотить свою чистую слюну.

  1. Некоторые неверно утверждают, что удаление зубов нарушает Пост.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что удаление зубов не нарушает Пост, если человек сознательно не проглатывает кровь, даже если малое количество. А кто проглотил кровь случайно, то это не нарушает Пост.

  1. Некоторые поступают неправильно, прекращая Пост, основываясь на календаре.

Опровержение : Исламские теологи сказали, что время «аль-фаджр» (время начала Поста) имеет свои признаки, а время захода солнца (время окончания Поста) свои. Если человек руководствуется на Аз ане, то нужно руководствоваться Аз аном богобоязненного человека. Поэтому, кто хочет соблюдать религиозные обязанности правильно должен удостовериться во времени, чтобы его не терзали сомнения.

  1. Некоторые неверно утверждают, что нельзя поститься джунубу.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что если человек был в состоянии джунуб в течение месяца Рамад ан и при этом держал Пост, то его Пост принимается, но совершил много больших грехов, потому что он не совершал Намазы-Фард . ‘Аиша – жена Пророка Мух аммада, мир Ему, рассказывала, что когда наступал рассвет и Пророк, мир Ему, был в состоянии джунуб, после совершения полового акта с женой, Он купался и держал Пост (Аль-Бухарий).

  1. Некоторые неверно утверждают, что пять действий нарушают Пост: запретный взгляд, ложь, злословие, сплетни и поцелуй и говорят, что, якобы, это Х адис Пророка Мух аммада, мир Ему.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что эти слова не являются Х адис ом и являются ложью в адрес Пророка Мух аммада, мир Ему, но некоторые из этих действий аннулируют вознаграждение за Пост, например, сплетни – это передача разговоров с целью навредить мусульманам.

Дорогие братья-единоверцы призываем Вас изучать и обучать знаниям по религии, потому что благодаря этому люди могут узнать, что разрешено и что запрещено, а тот, кто не изучает религиозные знания, то он похож на человека, который блуждает во тьме.

Имам Абу Дау д передал по достоверной цепочке от Анаса, да будет ему больше милости Аллаhа, что Пророк Мух аммад, мир Ему, пришел к Са‘д ибн ‘Убада, да будет ему больше милости Аллаhа. Пророку, мир Ему, принесли хлеб и оливковое масло, Он поел, а затем сказал:

«أَفْطَرَ عِنْدَكُمُ الصَّائِمُونَ وَأَكَلَ طَعَامَكُمُ الْأَبْرَارُ وَصَلَّتْ عَلَيْكُمُ الْمَلَائِكَةُ»

Это означает: «У вас завершили свой Пост постившиеся, пусть вашу пищу едят благочестивые люди и пусть Ангелы читают для вас Ду‘а!»

Имам Абу Дау д передал от Му‘аз а ибн Зуhра, что тот слышал, как Пророк Мух аммад, мир Ему, говорил во время ифтара:

«اللَّهُمَّ لَكَ صُمْتُ وَعَلَى رِزْقِكَ أَفْطَرْتُ»

Это означает: «О, Аллаh! Ради Тебя я постился и принял пищу, которую Ты даровал мне»

Абу Дау д передал от Ибн ‘Умара, что Посланник Аллаhа, мир Ему, говорил завершив Пост на ифтаре:

«ذَهَبَ الظَّمَأُ وَابْتَلَّتِ الْعُرُوقُ وَثَبَتَ الْأَجْرُ إِنْ شَاءَ اللَّهُ»

Это означает: «Утолена жажда и тело наполнилось силой, и надеюсь на получение вознаграждения, если даст Аллаh».

Имамы Аль-Бухарий и Муслим передали от Абу hурайры, да будет ему милость Аллаhа, что Посланник Аллаhа, мир Ему, сказал:

«إِذَا جَاءَ رَمَضَانُ فُتِّحَتْ أَبْوَابُ الْجَنَّةِ وَغُلِّقَتْ أَبْوَابُ النَّارِ وَصُفِّدَتْ الشَّيَاطِينُ»

Это означает: «Когда приходит месяц Рамадан, открываются врата Рая и закрываются врата ада, а также главных шайтанов заковывают в цепи» .

Т альх а ибн ‘Убайдилляh, да будет ему милость Аллаhа, сказал, что когда Пророк Мух аммад, мир Ему, видел новолуние, то говорил:

«اللَّـهُمَّ أَهِلَّهُ عَلَيْنَا بِالأَمْنِ وَالإِيمَانِ وَالسَّلاَمَةِ وَالإِسْلامِ»

Это означает: «О, Аллаh! Пусть этот новый месяц будет для нас наполнен спокойствием, безопасностью, здоровьем, чтобы мы смогли сохранить и укрепить нашу Веру и чтобы лучше соблюдали требования нашей Религии».

Этот Х адис передал имам Ат-Тирмиз ий и дал ему степень «х асан» (хорошую).

Имам Муслим передал от Абу К х аммада, мир Ему, спросили о Посте в день ‘Арафат (9 З уль-Х иджа), Он ответил:

«يُكَفِّرُ السَّنَةَ الْمَاضِيَةَ وَالْبَاقِيَةَ»

Это означает: «Это становится причиной прощения грехов за год прошлый и следующий».

Имам Муслим передал от Абу К атады, да будет ему милость Аллаhа, сказал, что когда Пророка Мух аммада, мир Ему, спросили о Посте в день ‘А шу ра ’ (10 Мух аррам), Он ответил:

«يُكَفِّرُ السَّنَةَ الْمَاضِيَةَ»

Это означает: «Это становится причиной прощения грехов за прошлый год».

Имамы Аль-Бухарий и Муслим передали от Абу hурайры, да будет ему милость Аллаhа, что Посланник Аллаhа, мир Ему, сказал:

«مَنْ صَامَ رَمَضَانَ إيِمَانًا وَاحْتِسَابًا غُفِرَ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِهِ»

Это означает: «Тот, кто соблюдал Пост месяца Рамадан с Верой, искренне (с надеждой получить вознаграждение от Аллаhа) и правильно, тому прощаются прошлые грехи».

Имамы Аль-Бухарий и Муслим передали от ‘Аиши, да будет ей милость Аллаhа, что Пророк Мух аммад, мир Ему, делал и‘тикяф в последние десять дней месяца Рамадан, и так Он поступал до самой смерти. После Его смерти Его жены также делали и‘тикяф.

‘Аиша, да будет ей милость Аллаhа, сказала, что обратилась к Пророку Мух аммаду, мир Ему: «О, Посланник Аллаhа! Если я пойму, что настала ночь Аль-К адр, что мне тогда читать?», на что Он ответил: «Скажи:

«اللَّهُمَّ إِنَّكَ عُفُوٌّ كَرِيمٌ تُحِبُّ الْعَفْوَ فَاعْفُ عَنِّي»

Это означает: «О, Аллаh! Воистину, Ты Прощающий и Милостивый, любишь прощать, даруй мне прощение!» .

Этот Х адис передал имам Ат-Тирмиз ий и дал ему степень «х асан» и «с ах их » (хорошую и достоверную).

____________________________________

И‘тикяф для мужчин – это неотлучное нахождение в мечети с намерением ради Аллаhа, а для женщин и‘тикяф выполняется дома там, где выделено место для Намаза.



 

Возможно, будет полезно почитать: