Государственные экспертные учреждения россии. Система судебно-экспертных учреждений россии Развитие системы экспертных учреждений

Статья 11. Государственные судебно-экспертные учреждения

Государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения уполномоченных федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для организации и производства судебной экспертизы.

Организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться экспертными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены функции по организации и (или) производству экспертизы в целях осуществления судопроизводства в Российской Федерации. В течение переходного периода, установленного Федеральным законом от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться экспертными подразделениями федерального государственного органа, осуществляющего в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства. В случае, если производство судебной экспертизы поручается указанным экспертным подразделениям, они осуществляют функции, исполняют обязанности, имеют права и несут ответственность, которые предусмотрены для государственных судебно-экспертных учреждений.

Государственные судебно-экспертные учреждения создаются и ликвидируются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений по организации и производству судебной экспертизы регулируется настоящим Федеральным законом, процессуальным законодательством Российской Федерации и осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона.

Организация и производство судебной экспертизы в медицинских организациях или их подразделениях, не относящихся к ведению федерального органа исполнительной власти в сфере здравоохранения, осуществляются на основании нормативных правовых актов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены функции по организации и (или) производству экспертизы в целях осуществления судопроизводства в Российской Федерации, принимаемых совместно с федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения. В указанных организациях и подразделениях не может организовываться и производиться судебно-психиатрическая экспертиза.

Государственные судебно-экспертные учреждения одного и того же профиля осуществляют деятельность по организации и производству судебной экспертизы на основе единого научно-методического подхода к экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации экспертов.

Государственные судебно-экспертные учреждения производят судебную экспертизу в соответствии с профилем, определенным для них соответствующими уполномоченными федеральными государственными органами.

Государственные судебно-экспертные учреждения в обязательном порядке производят судебную экспертизу для органов дознания, органов предварительного следствия и судов, расположенных на территории, которая определяется соответствующими уполномоченными федеральными государственными органами. В случае невозможности производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении, обслуживающем указанную территорию, в связи с отсутствием эксперта конкретной специальности, необходимой материально-технической базы либо специальных условий для проведения исследований судебная экспертиза для органов дознания, органов предварительного следствия и судов может быть произведена государственными судебно-экспертными учреждениями, обслуживающими другие территории.

В состав системы государственных судебно-экспертных учреждений Минюста России (далее СЭУ) входят 42 судебно-экспертные лаборатории (далее – ЛСЭ), 9 региональных центров судебной экспертизы (далее – РЦСЭ) и один федеральный центр судебной экспертизы – федеральное бюджетное учреждение Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации (далее – РФЦСЭ).

Все перечисленные учреждения созданы соответствующими постановлениями Правительства СССР и России. Единственным учредителем этих учреждений является Минюст России (см. ), которому они подчиняются непосредственно во всех вопросах уставной деятельности, за исключением отдельных вопросов финансовой и хозяйственной деятельности, определенных действующим законодательством.

Все СЭУ являются федеральными бюджетными учреждениями. В своей деятельности СЭУ руководствуются Федеральным законом от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также свом Уставом.

Руководители СЭУ назначаются и освобождаются от должности приказом министра юстиции России. Работники СЭУ назначаются и освобождаются от должности приказами руководителя соответствующего СЭУ.

Основная уставная цель всех СЭУ – защита прав и свобод всех граждан и интересов государства посредством проведения объективных научно-обоснованных судебных экспертиз.

Основной задачей СЭУ является оказание содействия органам или лицам, имеющим право назначать судебную экспертизу, в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, а также при проверке сообщения о преступлении посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла, путем организации и производства судебных экспертиз и экспертных исследований.

Региональные центры судебной экспертизы помимо собственной экспертной работы призваны также осуществлять научно-методическое обеспечение и координацию научно-методической работы курируемых ЛСЭ. Территории экспертного обслуживания РЦСЭ, а также курируемые ими ЛСЭ утверждаются приказами Минюста России. В настоящее время в системе СЭУ Минюста России действуют следующие региональные центры:

  • ФБУ Воронежский РЦСЭ (г. Воронеж),
  • ФБУ Дальневосточный РЦСЭ (г. Хабаровск),
  • ФБУ Приволжский РЦСЭ (г. Нижний Новгород),
  • ФБУ Северо-Западный РЦСЭ (г. Санкт-Петербург),
  • ФБУ Сибирский РЦСЭ (г. Новосибирск),
  • ФБУ Средне-Волжский РЦСЭ (г. Казань),
  • ФБУ Уральский РЦСЭ (г. Екатеринбург),
  • ФБУ Северо-Кавказский РЦСЭ (г. Ставрополь),
  • ФБУ Южный РЦСЭ (г. Ростов-на-Дону).

Перечень родов и видов судебной экспертизы, выполняемых РЦСЭ, включает в себя большую часть общего перечня экспертиз, выполняемых в СЭУ Минюста России. Здесь работают аттестованные по широкому перечню экспертных специальностей эксперты, способные решать экспертные задачи с привлечением сложного аналитического оборудования и приборной базы, которыми оснащены РЦСЭ.

Зональные ЛСЭ Минюста России осуществляют свою экспертную деятельность на основании Уставов в рамках перечня видов экспертиз, утвержденных для каждой из лабораторий. С РЦСЭ лаборатории взаимодействуют по вопросам научно-методической работы, подготовки и повышения квалификации работников, подготовке статистических данных.

В малочисленных ЛСЭ и их иногородних подразделениях (отделах, группах) проводятся в основном традиционные криминалистические экспертизы: почерковедческие, технические экспертизы документов, трасологические и баллистические, а также автотехнические (в т.ч. оценка транспортных средств), судебные строительно-технические и экономические экспертизы (в первую очередь, бухгалтерские экспертизы).

Более крупные и развитые ЛСЭ, располагающие необходимыми специалистами и соответствующей приборной базой, выполняют свыше 10 родов и видов экспертиз. В их числе, кроме указанных выше, криминалистические экспертизы материалов, веществ и изделий (КЭМВИ), почвоведческие и биологические, инженерно-технические, товароведческие, пожарно-технические, психологические и др.

Важной организационной структурой СЭУ Минюста России является РФЦСЭ при Минюсте России. Согласно Постановлению Правительства РФ от 6 октября 1994 г. № 1133 "О судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации" (с изменениями от 19 апреля 1999 г.) РФЦСЭ при Минюсте России осуществляет научно-методическое обеспечение проведения исследований в СЭУ Минюста России на современном научном уровне.

Экспертное производство в РФЦСЭ в основном сосредоточено на выполнении наиболее сложных первичных и повторных судебных экспертизах, которые не могут быть выполнены в других СЭУ Минюста России. Помимо этого основными задачами РФЦСЭ являются выполнение роли головного судебно-экспертного учреждения по научно-методическому обеспечению производства судебных экспертиз в СЭУ Минюста России, а также обеспечение подготовки и повышения квалификации работников СЭУ Минюста России по экспертным специальностям в области судебной экспертизы.

С этой целью в РФЦСЭ при Минюсте России создан и эффективно функционирует . Также действует Ученый совет , основной задачей которого является рассмотрение новых родов и видов судебной экспертизы, а также перспективных научных разработок в области судебной экспертизы и возможностей их дальнейшего внедрения в практику СЭУ Минюста России.

Полный перечень СЭУ Минюста России, территориальные сферы экспертного обслуживания и перечень курируемых ФБУ лабораторий судебной экспертизы приведены ниже.

В Пособии кратко изложены история развития судебной экспертизы, основные теоретические понятия судебной экспертизы, система государственных экспертных учреждений, правовые основы судебно-экспертной деятельности. В соответствии с процессуальным законодательством рассмотрены основные виды экспертиз, назначаемых в уголовном и гражданском судопроизводстве. Предназначено для обучающихся по специальности «Судебная экспертиза», может быть полезно следователям и судьям. Информационная поддержка СПС «КонсультантПлюс».

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Судебная экспертиза. Введение в специальность (Т. Ф. Моисеева, 2017) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Система государственных экспертных учреждений и субъекты судебно-экспертной деятельности

4.1. Система судебно-экспертных учреждений

Судебные экспертизы проводятся, главным образом, в судебно-экспертных учреждениях, которые могут быть государственными или негосударственными.

Государственные судебно-экспертные учреждения – специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей посредством организации и производства судебной экспертизы (ст. 11 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ»).

Понятие негосударственных судебно-экспертных учреждений четко определено в Постановлении Пленума Верховного Суда от 21 декабря 2010 г. № 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам».

Негосударственные судебно-экспертные учреждения – некоммерческие организации (некоммерческие партнерства, частные учреждения или автономные некоммерческие организации), созданные в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «О некоммерческих организациях», осуществляющие судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами (п. 2. Постановления Пленума Верховного Суда № 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам»).

В настоящее время система государственных судебно-экспертных учреждений включает экспертные учреждения Министерства юстиции РФ, МВД России, Министерства здравоохранения, ФСБ России, а также экспертные учреждения Министерства обороны РФ, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной противопожарной службы МЧС России (см. табл. 3).

Каждая система имеет свою специфику Основная масса проводимых экспертиз осуществляется в системе МВД и МЮ России.

Экспертно-криминалистические подразделения органов внутренних дел организованы во всех республиканских, краевых, областных центрах, городах областного значения, в городах, населенных пунктах районного значения, а также в управлениях (отделах) внутренних дел на железнодорожном, водном, воздушном транспорте, в закрытых административно-территориальных образованиях.

Экспертно-криминалистические подразделения выполняют судебные экспертизы по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, подследственных органам внутренних дел: дактилоскопические, трасологические, баллистические, почерковедческие, технические исследования документов, видеофоноскопические, портретные, холодного оружия, материалов, веществ и изделий, биологические, пищевых продуктов, почвенно-ботанических объектов, автотранспортные, пожарно-технические и взрывотехнические.

В отличие от экспертных учреждений Министерства юстиции, в органах МВД дактилоскопическая экспертиза выделена в самостоятельную. В Минюсте России она проводится в рамках трасологической экспертизы.

Кроме производства судебных экспертиз сотрудники экспертно-криминалистических подразделений выступают в качестве специалистов в уголовном процессе, принимая участие в проведении следственных действий и, прежде всего, в осмотрах мест происшествий. В установленном порядке они проводят экспертные исследования по заданиям подразделений органов внутренних дел, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; ведут экспертно-криминалистические картотеки и коллекции, разрабатывают совместно с другими подразделениями мероприятия по повышению эффективности их использования в выявлении, предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений.

Важной функцией, входящей в деятельность экспертно-криминалистических подразделений, является оказание практической и методической помощи следственным, оперативным подразделениям, органам дознания в организации и использовании криминалистических средств и методов, обеспечении их сотрудников информацией о возможностях экспертно-криминалистических подразделений в борьбе с преступностью.

В соответствии с ведомственными нормативными актами в органах внутренних дел функционируют три параллельных системы: экспертно-криминалистические подразделения (ЭКП), которые организованы во всех республиканских, краевых, областных центрах, городах, а также в управлениях (отделах) внутренних дел на транспорте и в режимных населенных пунктах. Системы связаны между собой отношениями взаимодействия. Структура ЭКП соответствует структурам органов внутренних дел, в которые они входят.

Головное экспертное учреждение по территориальному принципу экспертно-криминалистической службы – ФГУ Экспертно-криминалистический центр (ЭКЦ) МВД России. Средним уровнем территориальных подразделений является экспертно-криминалистическое управление или отдел в самостоятельном субъекте Российской Федерации – области или республике, к первичному или низшему звену относятся отделы, отделения, группы в районных (городских) отделах внутренних дел.

Деятельность службы в целом основана на российском законодательстве, ведомственных нормативных актах МВД России.

Приказы МВД Российской Федерации, приложенные к ним Наставление, Инструкция и другие нормативные акты, которые регулируют деятельность сотрудников экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел, имеют ведомственный характер и направлены на полное обеспечение обязательного исполнения требований уголовно-процессуального законодательства с учетом особенностей профессионально-служебных функций сотрудников ЭКП.

Следователь, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, и другие полномочные лица имеют право обращаться к сведущему лицу любого ведомства при необходимости участия специалиста или эксперта в расследовании уголовного дела. Обязанность и право участвовать в уголовном процессе специально закреплены за сотрудниками полиции, которыми являются сотрудники ЭКП, в Законе о полиции. В частности, они обязаны проводить экспертизы и исследования по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, а также в качестве специалистов применять экспертно-криминалистические методы и средства по заданиям оперативных подразделений (ст. 12).

Судебно-экспертные учреждения Минюста России. Формирование судебно-экспертных учреждений (СЭУ) Министерства юстиции России началось в 20-х гг. прошлого столетия. Система СЭУ была создана для обслуживания судов и органов прокуратуры.

В 70-е гг. система экспертных учреждений имела достаточно разветвленную сеть, в настоящее время она включает региональные центры судебной экспертизы (в том числе Северо-Западный региональный центр (г. Санкт-Петербург) и Южный региональный центр (г. Ростов на Дону); Воронежский, Средневолжский, Сибирский и ряд лабораторий судебных экспертиз (41 ЛСЭ), а также отделения экспертных групп.

Основное направление деятельности всех экспертных учреждений Минюста России – проведение судебных экспертиз и экспертных исследований по заданиям судов, органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности, таможенных органов, налоговых инспекций, нотариата, органов социальной защиты.

В экспертных учреждениях Минюста России, наряду с проведением большого количества экспертиз, осуществляется научно-исследовательская работа, разработка новых методов и методик экспертного исследования, подготовка научных и экспертных кадров.

Учреждение в системе СЭУ МЮ. В нем проводятся все первичные экспертизы для судебно-следственных органов Москвы, Московской, Брянской, Владимирской, Ивановской, Калужской, Рязанской, Тамбовской, Тульской, Ярославской областей, если в их территориальных лабораториях судебной экспертизы (ЛСЭ) отсутствуют соответствующие специалисты; наиболее сложные и повторные экспертизы выполняются им по заданию любого следственного органа или суда Российской Федерации.

Центр обеспечивает экспертные учреждения всех ведомств, а также правоохранительные органы, суды, юридические вузы методическими и информационными изданиями. Для каждого экспертного учреждения МЮ России установлена зона обслуживания следственных органов и судов. В основном это одна или более (2–4) областей, краев, республик в составе Российской Федерации. В целях производства экспертиз для судебно-следственных органов экспертной службы к судебно-следственным органамудалить в некоторых крупных городах образованы отделы либо экспертные группы, которые по мере развития преобразуются в самостоятельные ЛСЭ. Каждому экспертному учреждению определен перечень родов и видов судебных экспертиз, обязательных для производства.

Система судебно-медицинских учреждений России. Судебно-медицинская экспертиза в России является государственной и входит в систему органов здравоохранения. В соответствии с законодательством и ведомственными нормативными актами в ее рамках проводятся: экспертиза трупов в случаях насильственной смерти; судебно-медицинское исследование трупов при подозрении на применение насилия или других обстоятельств, обусловливающих необходимость исследования трупа в судебно-медицинском порядке; экспертиза потерпевших, подозреваемых, обвиняемых и других лиц, а также судебно-медицинское освидетельствование граждан для определения характера и тяжести телесных повреждений, возраста и разрешения иных вопросов, требующих познаний в области судебной медицины; экспертиза вещественных доказательств; экспертиза по материалам уголовных и гражданских дел.

Для осуществления судебно-медицинских экспертиз (СМЭ) созданы бюро судебно-медицинской экспертизы (областные, краевые и республиканские) и отделения (районные, межрайонные и городские).

Российский центр судебной медицины экспертизы (РЦСМЭ) – головное судебно-медицинское учреждение Минздрава России. Начальник РЦСМЭ является одновременно Главным судебно-медицинским экспертом министерства.

В бюро СМЭ имеются штатные дежурные группы, сотрудники которых в составе оперативно-следственных групп правоохранительных органов проводят осмотр трупов на месте их обнаружения. В подразделениях СМЭ, где такие группы отсутствуют, работу по первоначальному осмотру трупа выполняют штатные судебно-медицинские эксперты по специальному графику. Дежурные эксперты, помимо того, проводят освидетельствование живых лиц, преимущественно в целях экспресс-диагностики алкогольного опьянения и отбор тканей и выделений для последующего судебно-медицинского освидетельствования.

Профессиональная подготовка судебно-медицинских экспертов осуществляется Российской медицинской академией последипломного образования в Москве, Государственным институтом усовершенствования врачей (ГИДУВ) в Санкт-Петербурге и факультетами усовершенствования врачей при некоторых медицинских вузах страны.

Наряду с судебно-медицинскими экспертизами, в России функционирует государственная система судебно-психиатрической экспертизы. Для проведения их созданы судебно-психиатрические экспертные комиссии (СПЭК). Они организуются на правах структурных подразделений психиатрических учреждений общего профиля – психоневрологических диспансеров и психиатрических (психоневрологических) больниц. СПЭК проводят судебно-психиатрические экспертизы на регулярной основе по правилам производства судебных экспертиз в экспертном учреждении. Работа этих комиссий осуществляется амбулаторно и стационарно. В ряде случаев создаются «смешанные» судебно-психиатрические экспертные учреждения, правомочные проводить как амбулаторные, так и стационарные исследования. Работа СПЭК организована по зональному принципу: каждая комиссия обслуживает органы предварительного расследования и суды определенной территории. Большинство составляют так называемые областные комиссии, обслуживающие лишь одну область. Межобластные комиссии проводят экспертизы по поручению правоохранительных органов не только своей, но также близлежащих областей. По принципу межобластной комиссии могут функционировать, кроме собственных областных, также республиканские, краевые и городские экспертные учреждения.

Наряду со СПЭК в системе государственных судебно-психиатрических экспертных учреждений сформированы региональные центры судебной психиатрии. Они являются не только экспертными, но также научно-методическими учреждениями для региона. В центре обязательно имеется экспертное отделение для лиц, содержащихся под стражей, амбулаторная экспертная комиссия и отделение для принудительного лечения психических больных, совершивших общественно опасные преступления. В задачи регионального центра помимо практической экспертной работы входит также научно-исследовательская деятельность, подготовка экспертных кадров, координация деятельности всех экспертных учреждений на обслуживаемой центром территории, консультативно-методическая помощь другим учреждениям.

Головным экспертным учреждением в системе государственных судебно-психиатрических учреждений является Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского Минздрава России. В нем проводятся первичные судебно-психиатрические экспертизы (для г. Москвы), а также наиболее сложные и повторные исследования для остальных регионов России. Кроме того, он играет роль общероссийского научно-методического центра по судебной психиатрии, в частности, осуществляет принудительное лечение психических больных, которые совершили общественно опасные преступления, организует психиатрическую помощь в местах лишения свободы.

Судебно-экспертные учреждения Минобороны России также проводят судебно-медицинские и некоторые виды криминалистических экспертиз.

Центр судебно-медицинской и криминалистической экспертизы Минобороны России – головное учреждение в этой системе.

В регионах функционируют судебно-медицинские центры и судебно-медицинские лаборатории видов Вооруженных Сил РФ, округов, групп войск, флотов, армий, флотилий. В этой системе проводятся судебно-медицинские экспертизы и криминалистические (баллистические, трасологические, почерковедческие, технико-криминалистическое исследование документов, исследование уничтоженных маркировочных обозначений).

Судебно-экспертные учреждения Федеральной таможенной службы. Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление – головное учреждение для региональных таможенных лабораторий, отделов и филиалов лабораторий при таможнях. Эта экспертная служба проводит экспертизы и исследования различных объектов, товаров, проводит их сертификацию, в том числе конфискованных и бесхозных товаров; формирует банк данных эталонных образцов товаров и т. п.

Экспертно-криминалистическая служба ФСБ России. Подразделения проводят в основном криминалистические экспертизы, осуществляют методическую работу, совершенствуют имеющиеся и разрабатывают новые методики экспертных исследований.

Экспертные учреждения Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСНК). Головное учреждение – Экспертно-криминалистическое управление Департамента специального и криминалистического обеспечения ФСНК.

Судебно-экспертные учреждения и их подразделения в Федеральной противопожарной службе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ФПС МЧС России).


Таблица 4. Система государственных судебно-экспертных учреждений

4.2. Субъекты судебно-экспертной деятельности

Субъектами судебно-экспертной деятельности, обладающими определенным процессуальным положением при ее осуществлении, являются лица и органы, назначающие судебную экспертизу (табл. 5); лица, осуществляющие организацию и производство судебной экспертизы (табл. 6).


Таблица 5. Субъекты, которые имеют право назначать экспертизу


Данные субъекты решают вопрос о назначении экспертизы, за исключением случаев ее обязательного назначения, определяют объем задания эксперту, определяют, в какое конкретно экспертное учреждение или какому конкретно эксперту поручить производство экспертизы, а после завершения экспертизы вправе провести допрос эксперта и назначить дополнительную или повторную экспертизы.

Наиболее полно процессуальные права и обязанности при производстве судебной экспертизы регламентированы в УПК РФ применительно к следователю (ст. 195, 196, 197). Следователь вправе присутствовать при всех проводимых экспертом исследовательских действиях.

Субъектами, осуществляющими производство судебной экспертизы, являются судебный эксперт и руководитель судебно-экспертного учреждения. Собственно субъектом производства судебной экспертизы является судебный эксперт, а руководитель экспертного учреждения осуществляет функцию организации судебной экспертизы. Он поручает экспертизу конкретному эксперту или экспертам, обеспечивает условия для ее проведения, осуществляет координацию действий между экспертом и субъектом назначения экспертизы.

Судебный эксперт – сведущее в определенной области науки, техники, искусства или ремесла лицо, привлекаемое в установленном законе порядке для решения вопросов следствия и суда.

Экспертом может быть любое компетентное и незаинтересованное в ходе дела лицо.


Таблица 6. Субъекты производства судебной экспертизы


Во всех видах судопроизводства эксперт в качестве процессуальной фигуры рассматривается как участник процесса, наделенный определенными правами и обязанностями.

Права и обязанности эксперта определены наиболее полно в ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (ст. 16, 17) и УПК РФ (ст. 57), но содержатся также и в ГПК РФ (ст. 85), АПК РФ (ст. 55), КоАП РФ (ст. 25.9) (табл. 7).


Таблица 7. Права судебного эксперта

Основная обязанность судебного эксперта – провести полное исследование представленных ему объектов, на основании которого дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам.

За дачу заведомо ложного заключения эксперт может быть привлечен к уголовной ответственности в соответствии со ст. 307 УК РФ.

Предыдущее участие эксперта в деле в качестве специалиста не является основанием его отвода в уголовном и гражданском процессах. В то же время в арбитражном процессе проведение экспертом предварительных исследований (ревизия, проверка), в которых он выступает в качестве специалиста (хотя такой процессуальной фигуры АПК не предусматривает), является основанием к его отводу.

Статья 57 УПК РФ обязывает эксперта соблюдать конфиденциальность проводимых им исследований; не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с производством экспертизы и которые могут нанести ущерб правам граждан, ограничить их конституционные права, а также сведения, составляющие государственную или иную тайну охраняемую законом.

Эксперту следует воздерживаться от неофициальных встреч и бесед с заинтересованными в исходе дела лицами; не вступать с ними в какие-либо контакты; находясь в служебной командировке, не принимать от них каких-либо услуг (например, по предоставлению транспорта, приобретению билетов и т. п.).

Эксперт обязан соблюдать установленные сроки производства порученной ему экспертизы; должен стремиться к полному сохранению исследуемых объектов.

Эксперт не имеет права самостоятельно привлекать других специалистов к порученной ему экспертизе, передавать объекты исследования другим, не включенным в состав комиссии экспертам.

При этом эксперт свободен в выборе методики исследования, он может проводить научные и экспертные эксперименты для обеспечения объективности, всесторонности и полноты решения поставленных перед ним задач. Он может делать подлежащие занесению в протокол следственного действия или судебного заседания заявления по поводу неправильного истолкования участниками процесса его заключения или показаний.


Схема 2. Обязанности судебного эксперта


Схема 3. Основания для отвода эксперта (ст. 16 ФЗ ГСЭД; ст. 70 УПК РФ; ст. 18 ГПК РФ; ст. 23 АПК РФ; ст. 25.12 КоАП РФ)


Эксперт должен отказаться от дачи заключения, если поставленный вопрос выходит за пределы его специальных знаний или представленные материалы недостаточны для дачи заключения, и в письменной форме сообщить об этом лицу или органу, назначившему экспертизу.

Руководитель экспертного учреждения – процессуальное лицо, обладающее процессуальными и организационными функциями (табл. 8, схема 4).

Организационные обязанности и полномочия руководителя экспертного учреждения заключаются, главным образом, в обеспечении необходимых условий для проведения судебной экспертизы (необходимых материалов и оборудования, обеспечение безопасности экспертов при проведении исследований), а также обеспечении качества заключений экспертов. Права и обязанности руководителя экспертного учреждения кратко определены в ст. 199 УПК РФ и дополнены ст. 14 и 15 ФЗ о ГСЭД.

При организации производства экспертизы руководитель устанавливает срок ее проведения в зависимости от сложности исследования. В случае если экспертиза не может быть выполнена по объективным причинам в установленные сроки, руководитель учреждения сообщает об этом органу (лицу), назначившему экспертизу, и по согласованию с ним устанавливает дополнительный срок. Руководитель учреждения не нарушая принцип независимости эксперта, осуществляет контроль качества и полноты экспертных исследований. Если он обнаружит неполноту исследования, нарушение методики производства экспертизы, которое могло привести к неправильной оценке полученных результатов и соответственно к ошибочным выводам, он вправе вернуть заключение эксперту для устранения недостатков. На практике часто возникают разногласия с экспертом по поводу содержания, оформления и сделанных им выводов. В таких случаях руководитель вместе с заключением эксперта может направить свое особое мнение или создать комиссию экспертов, включив в нее и эксперта, давшего заключение.


Схема 4. Обязанности руководителя экспертного учреждения


В обязанности руководителя входит создание необходимых условий для производства экспертизы: обеспечение соответствующим оборудованием и техническими средствами, химическими и вспомогательными материалами; создание условий для хранения вещественных доказательств, в частности, наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ, огнестрельного оружия, драгоценностей и т. п. (схема 4).

Важной является и обязанность руководителя, связанная с соблюдением правил техники безопасности и производственной санитарии. В соответствии с этой нормой руководитель обязан обеспечить структурные подразделения противопожарными средствами, спецодеждой, проведением инструктажей и т. п.

Руководитель не может давать эксперту указания, предрешающие содержание выводов по конкретной судебной экспертизе.

Федеральный закон закрепил ряд прав руководителя государственного экспертного учреждения. Так, например, он может передать часть своих полномочий другим должностным лицам, т. е. может поручить организацию производства экспертизы и назначение конкретного эксперта (комиссии) своему заместителю или руководителю структурного подразделения того учреждения, которое он возглавляет (ст. 15 ФЗ о ГСЭД).

Не менее важным является и право руководителя требовать от органа или лица, назначивших экспертизу, возмещения расходов, если транспортная организация выставила счет экспертному учреждению за хранение габаритных объектов; если перевозка после исследования осуществлялась за счет экспертного учреждения; если объекты после окончания производства экспертизы длительное время хранятся в учреждении и др. (ст. 15 ФЗ о ГСЭД).


Таблица 8. Права руководителя экспертного учреждения

Отводы руководителя и эксперта осуществляются на общих основаниях, предусмотренных ст. 61, 62 УПК РФ и ст. 18 ФЗ о ГСЭД. Кроме того, в ст. 18 ФЗ о ГСЭД впервые говорится об основании отвода государственного экспертного учреждения – если выявлены обстоятельства, подтверждающие заинтересованность в исходе дела руководителя данного учреждения. Эта норма направлена на развитие принципа объективности и независимости.

Согласно нормам уголовно-процессуального закона производство судебных экспертиз осуществляется как сотрудниками экспертных учреждений, так и другими лицами, обладающими специальными познаниями. Тем не менее, большая часть судебных экспертиз проводится в государственных экспертных учреждениях, система которых включает судебно-экспертные учреждения: Министерства юстиции, Министерства внутренних дел, Министерства здравоохранения.

Судебно-экспертные учреждения Министерства юстиции РФ возглавляет Российский федеральный центр судебной экспертизы (РФЦСЭ). В нем проводится научно-исследовательская работа и создаются новые методики исследования различных объектов, а также производятся все наиболее распространенные роды и виды судебных экспертиз. В РФЦСЭ, как правило, проводятся повторные либо сложные экспертизы для судебных и следственных органов Москвы, Московской, Брянской, Тверской и Смоленской областей.

Периферийными судебно-экспертными учреждениями этой системы являются центральные межобластные и областные научно-исследовательские лаборатории судебных экспертиз (ЦНИЛСЭ И НИЛСЭ). ЦНИЛСЭ выполняют все роды и виды судебных экспертиз, а НИЛСЭ - традиционные криминалистические, автотехнические, бухгалтерские и некоторые экспертизы веществ и материалов. Московская НИЛСЭ занимается производством только судебно-бухгалтерских, планово-экономических, пожарно-технических и строительно-технических экспертиз. Остальные виды экспертиз для правоохранительных органов Москвы и Московской области выполняются в РФЦСЭ.

Экспертно-криминалистические подразделения Министерства внутренних дел РФ производят экспертизы и предварительные исследования объектов только по уголовным делам.

Централизованное руководство экспертными подразделениями осуществляет Экспертно-криминалистический центр (ЭКЦ) МВД РФ, в котором производятся наиболее сложные, комплексные и повторные судебные экспертизы, а также экспертизы и исследования по многоэпизодным уголовным делам, когда преступления совершены в различных регионах страны и расследованием занимается Следственный комитет МВД России. Кроме того, в научно-исследовательской лаборатории ЭКЦ осуществляются научные разработки по совершенствованию имеющихся и созданию новых методик исследования объектов.

Нижестоящими экспертными подразделениями системы МВД РФ являются:

- экспертно-криминалистические управления (ЭКУ) республик, краев, областей и крупных городов, в которых производятся, как и в ЭКЦ РФ, все роды и виды судебных экспертиз;

- экспертно-криминалистические отделы (ЭКО) областей, районов, городов, в которых производятся основные виды традиционной криминалистической экспертизы, а также пищевые экспертизы и экспертизы веществ и материалов.

Система судебно-экспертных учреждений Министерства здравоохранения РФ включает:

Судебно-медицинские учреждения - бюро судебно-медицинской экспертизы;

Судебно-психиатрические учреждения.

Бюро судебно-медицинской экспертизы имеются в крупных городах, областях, краях и республиках России. Научно-практическое и организационно-методическое руководство ими осуществляет Главный судебно-медицинский эксперт Министерства здравоохранения России, а также Республиканский центр судебно-медицинской экспертизы, в котором проводятся соответствующие научные исследования и наиболее сложные или повторные и дополнительные экспертизы.

В бюро судебно-медицинской экспертизы производятся:

Судебно-медицинские экспертизы и исследования трупов;

Судебно-медицинские экспертизы и освидетельствования потерпевших, обвиняемых и других лиц;

Судебно-медицинские экспертизы вещественных доказательств (крови, костных останков и др.).

Судебно-психиатрические экспертизы производятся:

- в судебно-психиатрических отделениях или палатах психиатрических (психоневрологических) стационаров (стационарные судебно-психиатрические экспертизы обвиняемых и подсудимых);

В общих отделениях психиатрических больниц (стационарные судебно-медицинские экспертизы потерпевших, свидетелей);

Судебно-психиатрическими экспертными комиссиями, создаваемыми при психиатрических и неврологических учреждениях (амбулаторные судебно-психиатрические экспертизы, в том числе заочные и посмертные).

Научно-методическое руководство деятельностью судебных экспертов-психиатров в масштабе России возложено на Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, в котором производятся наиболее сложные судебно-психиатрические экспертизы. Организационно-методическое руководство психиатрическими и психоневрологическими учреждениями, судебно-психиатрическими экспертными комиссиями осуществляет Главный психиатр Медицинского управления (органа здравоохранения) того или иного региона России.

Экспертизы могут проводиться любым лицом, которое имеет все необходимые знания, или же специальными экспертными учреждениями. Основные учреждения экспертного характера России находятся в определенной системе органов внутренних дел, здравоохранения, а также юстиции.

Центральное руководство подразделений экспертной направленности органов внутренних дел осуществляет ЭКЦ МВД России.

В структуру ЭКЦ входят:

  • организационно-методическое управление, которое включает в себя специальные отдел организации деятельности экспертно-криминалистических подразделений;
  • технико-криминалистического, методического, информационного, технической автоматизации и обеспечения деятельности эксперта, а также технико-криминалистического обеспечения;
  • пулегильзотека федерального характера МВД России;
  • отделы экспертиз криминалистической направленности, а также исследований;
  • лаборатория научно-исследовательского характера.
Замечание 1

Помимо этого, подразделения экспертного уровня на местах входят в определенную структуру управлений регионального характера или отделов внутренних дел. Структуру экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел на местах составляют ЭКЦ субъектов Российской Федерации и городов с достаточно большим населением.

Судебно-экспертные учреждения

Судебно-экспертные учреждения Минюста России возглавляет федеральный центр России занимающися судебной экспертизой (РФЦСЭ). Периферийными судебно-экпертными учреждениям данной системы являются: определенные региональные центры судебной экспертизы (РЦСЭ), центральные лаборатории судебной экспертизы (ЦЛСЭ) и лаборатории судебной экспертизы (ЛСЭ). Определенные лаборатории судебной экспертизой в городах своей зоны обслуживания имеют какие-либо филиалы или же специальные группы экспертного характера.

Судебно-экспертные учреждения Минздравсоцразвития России состоят из судебно-психиатрических, а также судебно-медицинских подразделений. Бюро экспертизы судебно-медицинского характера есть в определенных крупных городах, краях, областях и республиках России. Качество судебно-медицинских экспертиз должны контролироваться, а такие обязанности возложены на главных межрайонных, районных и городских судебно-медицинских экспертов. В организационно-методическом, а также научно-практическом отношении бюро экспертизы судебно-медицинского характера подчиняется Главному судебно-медицинскому эксперту. Главным учреждением, которое осуществляет методическое и научное руководство судебно-медицинскими экспертными учреждениями, является Федеральный центр судебно-медицинской экспертизы.

Замечание 2

Система органов

Что касается системы органов, то тут здравоохранение Российской Федерации тоже занимается осуществлением судебно-психиатрических экспертиз (амбулаторно и стационарно). Судебно-психиатрические экспертизы стационарного характера проводятся в определенных судебно-психиатрических палатах, а также отделениях психиатрических стационаров или же общих отделениях больниц психиатрической направленности. А амбулаторные судебно-психиатрические экспертизы (включая посмертные и заочные) проводятся специально создаваемыми для этих целей психиатрическими экспертными комиссиями, которые осуществляют свои функции при психоневрологических или психиатрических учреждениях. Состав персонального типа комиссии (который состоит не менее чем из трех человек, а именно специалистов своего дела) каждый год утверждается здравоохранительным органом (края, республики, области, крупного города).

Руководство научно-методической деятельностью судебных экспертов-психиатров в масштабе всероссийского характера возложено на Государственный научныйы центр судебной и социальной психиатрии имени В. П. Сербского.

Руководство организационно-методического характера психиатрическими, а также психоневрологическими учреждениями, включая судебно-психиатрические экспертные комиссии возложено на главного психиатра управления медициной региона.

Замечание 3

Существуют специальные государственные судебно-экспертные учреждения, помимо этого, в Минобороне, ФСБ, ФТС, ФСКН России.

В последние годы в России была создана определенная сеть коммерческих экспертно-криминалистических учреждений, экспертных центров, а также лабораторий.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter



 

Возможно, будет полезно почитать: