Самое интересное направление в психологии. Основные направления в психологии

В этой статье я решила кратко описать основные направления в психологии XX века, а также основные открытия психологов-представителей различных направлений. Это такая своеобразная статья-шпаргалка, которая поможет вам разложить материал по полочкам и усвоить его. На сайте вы сможете найти и более подробные лекции по данным направлениям, если будет такая необходимость.

Бихевиоризм — это наука о поведении и способах влияния на него.

Такое направление психологической науки как бихевиоризм появилось в 1913 году после публикации статьи психолога Джона Уотсона в известном психологическом журнале. Он высказал немыслимую для того времени идею, которая породила совершенно новое направление в изучении человека, а также новые методы исследования, и последователей, среди которых были Беррес Скиннер, Эдвард Торндайк, Эдвард Толмен.

Бихевиористы считали, что сознания не существует , а разнообразные психические явления невозможно изучить, т.е. подвергнуть объективным методам исследования, так как либо нельзя доказать, что данные явления действительно есть, либо данные явления просто не доступны для изучения.

Представители данного направления считали, что поведения возникает из-за каких-либо факторов окружающей среды, а не из-за внутренних факторов. Они вывели формулу, которая называется «стимул-реакция»(S →R) . Она означает, что любая реакция (R) организма человека или животного была вызвана определенным стимулом (S). Бихевиористы также считали, что поведение можно контролировать. Для этого нужно правильно подбирать стимулы, чтобы вызвать определенное, соответствующее данному стимулу, поведение.

Бихевиористы проводили много интересных, но иногда не совсем этичных, экспериментов и исследований.
Например, Дж. Уотсон провел эксперимент с маленьким Альбертом , в ходе которого прививал мальчику реакцию страха, чтобы доказать состоятельность своей теории.

Э. Торндайк ставил опыты над животными. Для этого он специально изобрел «проблемные ящики» , в которые и помещались животные для преодолевания различных препятствий. С помощью своих исследований, Торндайк определил, что животные обучаются по методу «проб и ошибок» , и вывел законы научения .
Необихевиорист Б. Скиннер разработал концепцию оперантного научения, которая включает в себя систему поощрений и наказаний.


Э. Толмен (тоже необихевиорист) предложил когнитивную теорию научения, поставил несколько опытов над крысами, в результате чего сформулировал гипотезу «когнитивных карт» . Также он дополнил формулу S →R дополнительной промежуточной переменной (О — организм). В результате, его формула выглядит так: S-O-R.

Рефлексологическое направление

Рефлексология (рефлексологическое направление в психологии) – это естественнонаучное направление в психологии, рассматривающее психическую деятельность, как совокупность рефлексов, образовавшихся в результате воздействия внешней среды на животных или человека. Данное направление является частью отечественной психологии.

Данное направление возникло в начале XX века. И.М. Сеченов считается основоположником рефлексологии. Он обосновал рефлекторную природу психики, открыл рефлексы головного мозга и центральное торможение . Вся теория Сеченова была построена на понятии «рефлекса».


И.П. Павлов создал учение об условных рефлексах . Они возникают в течение жизни, могут изменяться и исчезать. Условные рефлексы индивидуальны, они также способствуют адаптации.
Павлов ввел понятие «первая сигнальная система» , которая составляет основу ВНД (высшей нервной деятельности) и сводится к совокупности разных условных и безусловных рефлексов на непосредственные раздражители или их следы. Второй сигнальной системой, по его мнению, является речь.

В.М. Бехтеревым было предложено учение о сочетательных рефлексах . Согласно его взглядам, воздействие двух стимулов должно протекать смежно во времени для формирования сочетательного рефлекса. По его мнению, психика человека строится по принципу сочетания нового опыта со следами старого. Бехтерев также изучал и вопросы личности и коллектива .

Узнать подробнее о рефлексологии и ее представителях можно нажав на !

Гештальтпсихология

Гештальтпсихология — это направление западной психологии ХХ века, которое изучало психику с точки зрения целостных структур (гештальтов).

Среди основоположников данного направления выделяют Макса Вертгеймера, Вольфганга Келлера и Курта Коффка . Значительный вклад в развитие гештальт-теории внес и Курт Левин.
На основе гештальт-психологии Фридрих Перлз создал новое направление психотерапии — гештальт-терапия .

Представители данного направления считали, что принципы разделения сознания неверны, так же как и восприятие не является простой совокупностью чувств. Гештальт-психологи акцентировали свое внимание не на отдельных частях явлений, а на их целостности. Таким образом, они пришли к мнению, что сознание соединяет все компоненты в единое целое, образуя гештальт .


Гештальт — это основное понятие гештальтпсихологии, в переводе с немецкого означает «структура», «целостная конфигурация», т.е. некое организованное целое, свойства которого не сводятся к свойствам его частей.

Исследования гештальт-психологов позволили открыть , а также и принципы гештальта : близости, непрерывности, сходства, простоты, фигура-фон и др.

Гештальтпсихология берет свое начало с открытия М. Вертгеймером фи-феномена ( перемещения двух поочередно включающихся источников света), который доказал, что восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений.

Далее свой вклад внес К. Коффка , который изучал развитие восприятия у детей и восприятие цвета детьми. Он пришел к выводу, что в развитии восприятия большую роль играет сочетание фигуры и фона, на котором демонстрируется предмет. Так же он сформулировал закон «трансдукции» , который доказывал, что дети воспринимают не сами цвета, а их отношения.


В. Келлер открыл феномен инсайта (внутреннего озарения), доказав, что он присущ не только животным, но и людям. Также он ввел принцип изоморфизма .

К. Левин создал теорию психологического поля . Он считал, что причиной активности человека является намерение, т.е. потребность. Предметы, которые нас окружают, создают психологическое поле, в котором находится и развивается человек. Воздействуя на человека, предметы, имеющие определенные заряды, вызывают в нем потребности, а они, в свою очередь, вызывают напряжение. Это напряжение Левин назвал квази-потребностью . В такой ситуации человек стремится к разрядке, т.е. удовлетворению данной потребности.

Психоаналитическое направление

Психоанализ

Ни одно психологическое направление не приобрело столь широкую известность за пределами этой науки, как фрейдизм.
3. Фрейд назвал свое учение психоанализом — по имени метода, разработанного им для диагностики и лечения неврозов.
Второе название — глубинная психология — это направление получило название по своему предмету исследования, т.к. концентрировало свое внимание на изучении глубинных структур психики.


Фрейд выдвигал на передний план жизненные вопросы, которые никогда не перестанут волновать людей, например, о сложности внутреннего мира человека, об испытываемых им душевных конфликтах, о последствиях неудовлетворенных влечений, о противоречиях между «желаемым» и «должным».

Опыты с гипнозом показали, что чувства и стремления могут направлять поведение субъекта, даже когда они не осознаются им. Далее, Фрейд отказался от гипноза как метода психотерапии в пользу метода «свободных ассоциаций» . Он использовал «свободные ассоциации» для того, чтобы проследить ход мысли своих пациентов, скрытый не только от врача, но и от них самих.

Таким образом, Зигмунд Фрейд пришел к некоторым выводам.
Со структурной точки зрения психика содержит, по Фрейду, три образования: «Я», «Сверх-Я» и «Оно» . «Я» — это вторичный, поверхностный слой душевного аппарата, именуемый обычно сознанием.

Две последние системы локализованы в слое первичного психического процесса — в бессознательном . «Оно» — это место сосредоточения двух групп влечений:
а) влечения к жизни , или эроса, куда входят сексуальные влечения и влечение к самосохранению «Я»;
б) влечение к смерти , к разрушению — танатоса.

Аналитическая психология Юнга

З.Фрейд оказал решающее влияние на научные взгляды К.Юнга . Юнг в отличие от Фрейда утверждал, что «не только самое низкое, но и самое высокое в личности может быть бессознательным «. Не соглашаясь с Фрейдом, Юнг считал либидо обобщенной психической энергией, которая может принимать различные формы.

Не менее значимым были и разногласия в толковании сновидений и ассоциаций . Фрейд считал, что символы являются заместителями других, вытесненных предметов и влечений. В противовес ему Юнг был уверен, что только знак, осознанно употребляемый человеком, замещает что-то другое, а символ является самостоятельной, живой, динамической единицей. Символ ничего не замещает, но отражает психологическое состояние, которое испытывает человек в данный момент.

Поэтому Юнг был против символической интерпретации снов или ассоциаций, разрабатываемой Фрейдом, считая, что необходимо идти вслед за символикой человека вглубь его бессознательного. Короче говоря, разногласий было много.


Юнг расширил модель психики Фрейда. Наряду с индивидуальным бессознательным он постулирует наличие коллективного бессознательного . В коллективном бессознательном в форме архетипов фиксируется весь опыт человечества. Архетипы наследуются и являются универсальными для всех представителей человеческого рода.

Юнг выделил два вида психологической направленности личности: интровертивную (на внутренний мир) и э кстравертивную (на внешний мир) и создал учение о восьми психологических типах.

Узнать подробнее об аналитической психологии можно нажав !

Индивидуальная психология Адлера

Альфред Адлер стал основателем нового, социально-психологического направления. Именно в развитии этих своих новых идей он и разошелся с Фрейдом. Его теория очень мало связана с классическим психоанализом и представляет целостную систему развития личности.

Адлер отрицал положения Фрейда и Юнга о доминировании индивидуальных бессознательных инстинктов в личности и поведении человека, инстинктов, которые противопоставляют человека обществу и отделяют от него. Не врожденные инстинкты, не врожденные архетипы, а чувство общности с людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей, — вот та главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека, считал Адлер.

А. Адлер , в целом принимая структурную модель психики, разработанную 3. Фрейдом, заменяет крайне абстрактные движущие силы личности Эрос и Танатос на более конкретные. Он предположил, что жизнь человека определяется борьбой : п отребности во власти и превосходстве и потребностью в привязанности и принадлежности к социальной группе . Центральным для концепции Адлера стало понятие « » .

Узнать подробнее о психоаналитическом направлении можно нажав !

Гуманистическая психология

Гуманистическая психология — это направлении в психологии, возникшее в XX веке, предметом исследования которого стала здоровая творческая личность, цель которой самоосуществление, самоактуализация и рост.
Основателями гуманистической психологии считаются А. Маслоу и К. Роджерс.


С точки зрения Абрахама Маслоу , каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации . Причем подобное активное стремление к раскрытию своих способностей и задатков, развитию личности и скрытого в человеке потенциала является наивысшей человеческой потребностью.

Правда, для того, чтобы эта потребность проявилась, человек должен удовлетворить всю иерархию нижележащих потребностей. Прежде, чем начинает «работать» потребность каждого вышележащего уровня, потребности нижележащих уровней уже должны быть удовлетворены.

Иерархия потребностей по Маслоу:
1) физиологические потребности (потребность в еде, питье, дыхании и т.д.);
2) потребность в безопасности (чувства стабильности, порядка, защищенности, отсутствие страха и тревоги);
3) потребность в любви и чувстве общности, принадлежности к определенной группе;
4) потребность в уважении со стороны окружающих и в самоуваже­нии;
5) потребность в самоактуализации.

Карл Роджерс известен прежде всего благодаря своему популярному в психотерапии методу под названием личностно-ориентированная терапия (психотерапия, центрированная на клиенте).

У Роджерса был свой особый подход к психокоррекции . Он исходил из того, что психотерапевт должен не навязывать свое мнение пациенту, а подводить его к правильному решению, которое последний принимает самостоятельно. В процессе терапии пациент учится больше доверять себе, своей интуиции, своим ощущениям и побуждениям, начнет лучше понимать себя, а значит и окружающих.

Возлагая основную от­ветственность за происходящие во время лечения перемены не на тера­певта, а на клиента, Рождерс указывает на то, что человек, благодаря своему разуму, в состоянии самостоятельно менять характер своего поведения, заменяя нежелательные действия и поступки на более желательные.

По его мнению, мы вовсе не обречены вечно находиться под властью бессознательного или собственных детских переживаний. Личность человека определяется настоящим , она формируется под влиянием наших сознательных оценок происходящего.

Роджерс также разделял позицию Маслоу о присущей каждому потребности в самоактуализации , считая, что основной причиной неврозов является расхождение между тем, кем себя считает человек, и тем, каким он хочет быть.
Стремление к самоактуализации, по Роджерсу, является г лавным мотивом деятельности человека. Хотя это стремление носит врожденный характер, его развитию могут способствовать (или, напротив, препятствовать) детские переживания и научение.


Другим ярким представителем гуманистической психологии является Гордон Олпорт .
К важнейшим заслугам Олпорта относится то, что он одним из первых заговорил об уникальности каждого человека . Он утверждал, что каждый человек неповторим и индивидуален, так как является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей, которые Олпорт называл черта .

Эти потребности, или черты личности, он разделял на основные и инструментальные. Основные черты стимулируют поведение и представляют собой врожденные, генотипические образования, а инструментальные оформляют поведение и формируются в процессе жизни человека, т. е. являются фенотипическими образованиями. Набор этих черт и составляет ядро личности, придает ей уникальность и неповторимость.

Одним из главных постулатов теории Олпорта было положение о том, что личность является открытой и саморазвивающейся системой. Он исходил из того, что человек прежде всего социальное, а не биологическое существо и потому не может развиваться без контактов с окружающими людьми, с обществом.

Он доказывал, что в основе развития человеческой личности лежит как раз потребность взорвать равновесие, достичь новых вершин, т.е. потребность в постоянном развитии и совершенствовании.

Экзистенциальная психология

Экзистенциальная психология — это направление в психологии, возникшее в XX веке и изучающее проблемы жизни и смерти, свободы и ответственности, общения и одиночества , а также проблему смысла жизни .

Экзистенциалисты считали, что эти проблемы выполняют динамическую функцию по отношению к человеку - побуждают развитие его личности. Но столкновение с ними болезненно, поэтому люди склонны защищаться от них, что зачастую приводит к иллюзорному решению проблемы.

Представители экзистеализма утверждали, что люди должны начать переоценивать ценности, стараться не совершать тривиальных, типичных, лишенных оригинальности, бессмысленных поступков, глубже понимать смысл жизни в настоящем, стать свободными от внешних и внутренних обстоятельств.

Экзистенциальная психология придерживается точки зрения, согласно которой люди несут значительную долю ответственности за то, какие они есть. Существованию отдается предпочтение перед сущностью, рост и перемены считаются более важными, чем устойчивые и неподвижные характеристики, процесс имеет преимущество перед результатом.


Яркий представитель данного направления - Виктор Франкл , автор логотерапии и экзистенциального анализа, объединенных общим названием Третья венская школа психотерапии.

Франкл считает основной движущей силой личности не потребность раскрыть себя (самоактуализироваться), а потребность выйти за пределы своей ограниченности, «самотрансцендироваться». Это стремление человека может быть названо волей к смыслу . Франкл уделяет особое внимание ситуации смыслоутраты («экзистенциального вакуума» ) и поиску смысла в безнадежных ситуациях.

Еще одним из ярких представителей экзистенциальной терапии является Джеймс Бьюдженталь , который назвал свою терапию жизнеизменяющей .

Центральную позицию Бьюдженталя можно сформулировать следующим образом: при определенных условиях почти любое действие может вести клиента к усилению работы с субъективностью; искусство терапевта как раз и состоит в способности адекватно применять весь богатый арсенал, не переходя при этом к манипулированию.

Именно для становления этого искусства психотерапевта Бьюдженталь описал 13 основных параметров терапевтической работы и разработал методику развития каждого из них.


Теоретическим и идейным лидером экзистенциальной психотерапии принято считать выдающегося американского психолога и психотерапевта Ролло Мэя . Вслед за К. Роджерсом он внес решающий теоретический и практический вклад в становление психологического консультирования как полноправной специальности.

Мэй уделял особое внимание изучению феноменов страха и тревоги, первым указав, что высокая тревожность не обязательно является признаком невроза. Он разделял тревожность на нормальную и невротическую.

Причем нормальная тревожность нужна человеку, так как держит его в состоянии бдительности и ответственности. Мэй считает, что осознание человеком свободы выбора повышает у него чувство ответственности, которое, в свою очередь, неизбежно вызывает тревожность - озабоченность за эту ответственность выбора.

Невротическая тревога - это неадекватная реакция на объективную угрозу; такая тревога подразумевает подавление и является скорее разрушительной, чем конструктивной. Если нормальная тревога ощущается всегда, когда ценности подвергаются угрозе, то невротическая тревога посещает нас в том случае, если поставленные под сомнение ценности на деле являются догмами, отказ от которых лишит наше существование смысла.


Мэй выделяет три типа онтологической вины , соответствующих ипостасям бытия-в-мире.
1. Umwelt, или «окружающей среде», соответствует вина из-за разделения, преобладающая в «развитых» обществах, вызванная разделением человека и природы.
2. Второй тип вины происходит из нашей неспособности правильно понимать мир других людей (Mitwelt).
3. Третий тип основан на отношениях с собственным «я» (Eigenwelt) и связан с отрицанием нами своих возможностей, а также с неудачами на пути их реализации.

Таким образом, Мэй считал, что задача психотерапевта состоит в помощи человеку при осознании причин его тревоги, зависимостей, мешающих свободному развитию и самосовершенствованию. Свобода связана с гибкостью, открытостью, готовностью к изменениям, что помогает человеку осознать себя и выстроить адекватный своей индивидуальности образ жизни.

Когнитивная психология

В середине 1960-х гг. в США возникло еще одно направление, получившее название «когнитивная психология». Оно появилось как альтернатива . У истоков когнитивной психологии стояли Д. Миллер, Дж. Брунер, Г. Саймон, П. Линдсей, Д. Норман и др.

Когнитивное направление в психологии — это течение, в центре внимания которого оказывается познание и активность сознания. В когнитивизме человек рассматривается прежде всего как существо сознательное. Таким образом, когнитивная психология восстановила роль сознания и на уровне человека, и на уровне животных.


Джордж Миллер занимался проблемами речевой коммуника­ции. Он полностью погрузился в изучение проблем психолингвистики и в 1951 году опубликовал книгу под названием «Язык и общение» . Далее его интересы стали смещаться в сторону более когнитивно ориентированной психологии.

Вместе со своим коллегой он создает при Гарвардском университете исследовательский центр по изучению процессов мышления. Миллер и Брунер выбрали для обозначения предмета своих исследований термин «когнитивная». Именно так они и назвали новый исследовательский центр - Центр когнитивных исследований.

В новом Центре когнитивных исследований занимались разработкой широкого круга разнообразных тем: язык, процессы и образования понятий, мышление и , - большинство из которых уже полностью исчезло из словаря .

Ульрик Найссер прослушал курс по психологии общения у Миллера и ознакомился с основами теории информации. На его развитие также оказала влияние книга Коффки «Принципы гештальт-психологии».

В 1967 году Найссер опубликовал книгу под названием «Когнитивная психология» . Этой книге суждено было «открыть новое поле исследования». Это значит, что когнитивная психология имеет дело с , воображением, мышлением и всеми остальными видами психической активности. Создал


Наиболее значительный вклад в формирование подхода внес швейцарский психолог Жан Пиаже , исследовавший детскую психологию, ориентируясь на стадии когнитивного развития.

Развитие интеллекта Ж. Пиаже рассматривает как форму адаптации к среде путем уравновешивания ассимиляции и аккомодации , усвоения информации и совершенствования схем, способов ее переработки. Это позволяет человеку выжить как биологическому виду.

Развитие интеллекта , по Ж. Пиаже, проходит четыре стадии.

I. Сенсомоторный интеллект (от 0 до 2 лет) проявляется в действиях: усваиваются схемы рассматривания, хватания, круговые реакции, когда младенец повторяет действие, ожидая, что повторится и его эффект (бросает игрушку и ждет звук);

II. Дооперациональная стадия (2-7 лет) — дети усваивают речь, но словом объединяют и существенные, и внешние признаки предметов. Поэтому их аналогии и суждения кажутся неожиданными и нелогичными: ветер дует потому, что деревья качаются; лодка плавает потому, что маленькая и легкая, а корабль плавает потому, что большой и сильный;

III. Стадия конкретных операций (7-11 лет) — дети начинают рассуждать логически, могут классифицировать понятия и давать определения, но все это на конкретных понятиях и наглядных примерах;

IV. Стадия формальных операций (от 12 лет) — дети оперируют абстрактными понятиями, категориями «а что будет, если…», понимают метафоры, могут принимать в расчет мысли других людей, их роли и идеалы. Это — интеллект взрослого.

Для иллюстрации когнитивной теории развития Ж. Пиаже предложил знаменитый эксперимент на понимание феномена сохранения . Только дети 7-8 лет замечали одинаковый объем в стаканах разной формы. И это повторялось в разных странах и культурах.


Леон Фестингер в 1957 году выдвинул теорию когнитивного диссонанса .
Когнитивный диссонанс — это несовпадение когниций, несогласованность сознательных структур.
Когниции — это любые содержательные элементы сознания (темы, идеи, факты, образы и т.п.).

Люди стремятся к внутренней согласованности как к желаемому внутреннему состоянию. В случае возникновения противоречия между тем, что человек знает, или между тем, что он знает и тем, что он делает, у человека возникает состояние когнитивного диссонанса , субъективно переживаемое как дискомфорт. Оно вызывает поведение, направленное на его изменение – человек стремится вновь достичь внутреннего непротиворечия.

Диссонанс может возникать :

    • из логической непоследовательности;
    • из несоответствия когнитивных элементов культурным образцам;
    • из несоответствия данного когнитивного элемента какой-то более широкой системе представлений (коммунист голосует за Путина);
  • из несоответствия данного когнитивного элемента прошлому опыту (всегда нарушал ПДД – и ничего; сейчас оштрафовали).

Выход из состояния когнитивного диссонанса возможен следующим образом:

    • через изменение поведенческих элементов когнитивной структуры;
    • через изменение когнитивных элементов, относящихся к среде;
  • через расширение когнитивной структуры таким образом, чтобы в нее вошли ранее исключавшиеся элементы.

Человек, исследуя поведение окружающих, пытаясь вникнуть в его суть и дать ему прогнозы, выстраивает собственную систему личностных конструктов. Понятие «конструкт» является основным в теории Келли. Конструкт состоит из особенностей , мышления и речи и является классификатором того, как человек воспринимает самого себя и мир вокруг.

Человек трактовался Келли как исследователь, постоянно строящий свой образ реальности посредством личностных конструктов и выдвигающий, исходя из этого образа, гипотезы о будущих событиях. Неподтверждение этих гипотез ведет к большей или меньшей перестройке системы конструктов, позволяющей повысить адекватность последующих предсказаний.

Келли разработал методический принцип “репертуарных решеток” , с помощью которого были созданы методики диагностики особенностей индивидуального конструирования реальности.

С Дж. Келли связывают начало когнитивной терапии. Как психотерапевт, Келли работал в русле когнитивной терапии , являясь ее по сути основателем. В общих чертах терапию можно обозначить, как сравнительный анализ особенностей восприятия и интерпретации людьми внешней информации.

Отечественная психология

Значительный вклад в развитие отечественной психологии XX в. внесли Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн и П.Я. Гальперин. Важными также являются все открытия, сделанные в рамках рефлексологического направления (Сеченов, Бехтерев, Павлов) , но о них было рассказано еще в начале этой статьи.


Культурно-историческая концепция развития психики человека:
Л.С. Выготский, У. Бронфенбреннер

Лев Семенович Выготский — один из основоположников советской психологии. Он создал культурно-историческую концепцию общественно-исторического развития психики человека , получившую дальнейшее развитие в общепсихологической теории деятельности.

Выготский стремился определить качественную специфику психического мира человека, разрешить проблему генезиса человеческого сознания и механизмов его формирования.

Он различает два уровня психики человека : низшие натуральные и высшие социальные психические функции.
Натуральные функции даны человеку как природному существу, носят психофизиологический характер — это сенсорная, моторная, пневмоническая (непроизвольное запоминание) функции.


Выготский также ввел понятие о высших психических функциях (мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание и т.п.) как специфически человеческой форме психики и разработал учение о развитии высших психических функций . ВПФ носят социальный характер и составляют второй уровень психики человека.

Ури Бронфенбреннер - американский психолог, специалист в области детской психологии. Автор теории экологических систем (теория социализации и развития ребенка).

По Бронфенбреннеру, экологическая среда развития ребенка состоит из четырех словно вложенных одна в другую систем, которые обычно графически изображают в виде концентрических колец:

    • микросистема — семья ребенка;
    • мезосистема — детский сад, школа, двор, квартал проживания;
    • экзосистема — взрослые социальные организации;
  • макросистема — культурные обычаи страны, ценности, обычаи и ресурсы.

Психологическая теория деятельности: С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев

Теория деятельности или деятельностный подход - это школа советской психологии, основанная А.Н. Леонтьевым и С.Л. Рубинштейном на культурно-историческом подходе Л.С. Выготского.

Алексей Николаевич Леонтьев подчеркивал, что деятельность — это особая целостность. Она включает различные компоненты: мотивы, цели, действия . Их нельзя рассматривать отдельно друг от друга, они образуют систему.

Фундаментальным вкладом Леонтьева в стала разработка проблемы ведущей деятельности . Этот выдающийся ученый не только охарактеризовал в процессе развития ребенка смену ведущих деятельностей, но и положил начало для изучения механизмов превращения одной ведущей деятельности в другую.

А.Н. Леонтьев предложил свою классификацию стадий развития психики в филогенезе (элементарная сенсорная психика, перцептивная психика и стадия интеллекта). Также особый вклад А.Н. Леонтьев внес в теорию личности.


Сергей Леонидович Рубинштейн обосновал принцип единства сознания и деятельности , который позволил дать новаторскую трактовку сознания не как внутреннего мира, познаваемого субъектом только посредством самонаблюдения, а как высшего уровня организации психической деятельности, предполагающего включенность личности в контекст ее жизненных связей с объективным миром.

На основе принципа единства сознания и деятельности Рубинштейном был проведен большой цикл экспериментальных исследований ключевых проблем психологии, прежде всего касающихся когнитивных процессов (восприятия и памяти, речи и мышления).

Борис Герасимович Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность.

Индивид – это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens (акцент на биологической сущности человека).
Личность — это индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Субъект деятельности, по своему содержанию, занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность». Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека.

Индивидуальность - это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости.


Концепция А.Р. Лурии об основных структурно-функциональных блоках мозга

Александр Романович Лурия - известный советский психолог, основатель отечественной нейропсихологии, ученик Л. С. Выготского. Лурия особое внимание уделял проблемам мозговой локализации высших психических функций и их нарушений.

Модель функционального строения мозга, предложенная А.Р. Лурией, характеризует наиболее общие закономерности работы мозга как единого целого и является основой для объяснения его интегративной деятельности. Согласно данной модели, весь мозг может быть подразделен на 3 основных структурно-функциональных блока.

    • I-й блок – энергетический, или блок регуляции уровня активности мозга;
    • II-й блок – приема, переработки и хранения экстероцептивной (т.е. исходящей извне) информации;
  • III-й блок – программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности.

Вклад в психологию П.Я. Гальперина

Петр Яковлевич Гальперин рассматривал психические процессы (от восприятия до мышления включительно) как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях. Сама психика в историческом плане возникает лишь в ситуации подвижной жизни для ориентировки на основе образа и осуществляется с помощью действий в плане этого образа.

В настоящее время происходит расширение знаний о предмете психологии, в качестве которого в разное время принимались душа, явление, сознание, поведение, бессознательное, процессы переработки информации и результаты этих процессов, личный опыт человека.

Все эти предметные области нашли отражение в достижениях различных традиционных и новых школ, научных направлений, теорий и концепций.

Важнейшие из них следующие.

Бихевиоризм (англ. behaviour – поведение) – одно из ведущих направлений психологии. Родоначальники бихевиоризма – Э. Торндайк, Д. Уотсон.

В этом направлении психологии изучение предмета сводится к анализу поведения, при этом часто из предмета исследования исключается сама психика сознания. По мнению бихевиористов, зная силу действующих раздражителей и учитывая опыт человека, можно исследовать процессы научения, образования новых форм поведения. При этом сознание не играет никакой роли в научении, а новые формы поведения следует рассматривать как условные рефлексы.

Психоанализ и фрейдизм – общее обозначение различных школ и учений, возникших на базе психологического учения З. Фрейда. Психоанализ (разложение) – учение, исследующее бессознательное и его взаимосвязи с сознательным в психике человека. Для фрейдизма характерно объяснение психических явлений через бессознательное. Ядром его является представление об извечном конфликте между сознательным и бессознательным в психике человека. Основой психоаналитического метода является анализ свободных ассоциаций, сновидений, описок, оговорок и т. д. Корни поведения человека – в его детстве. Основная роль в процессе формирования и развития человека ототводится к сексуальным инстинктам и влечениям.

В рамках этого направления имеют место и другие точки зрения. Так, ученик Фрейда Адлер полагал, что в основе поведения личности лежат не сексуальные влечения, а чувство неполноценности, возникшее в детстве. К. Юнг считал, что личность формируется не только под влиянием конфликтов раннего детства, но наследует образ предков, пришедший из глубин веков. К. Хорни утверждал, что поведение определяется внутренне присущим каждому человеку основным беспокойством, лежащим в основе внутриличностных конфликтов.

Гештальтпсихология (нем. Gestalt – форма, целостная форма, образ, структура) – одно из крупнейших направлений в зарубежной психологии, возникшее в Германии в первой половине ХХ в., свидетельствующее о необходимости целостного подхода к анализу сложных психологических ситуаций.

Основное внимание гештальтпсихология уделяла исследованию высших психических функций человека (восприятию, мышлению, памяти и др.) как целостных структур.


Гуманистическая психология – направление, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную структуру, которая представляет собой «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. В рамках этой теории заметное место занимает теория личности, разработанная американским психологом А. Маслоу. Фундаментальными потребностями человека, согласно данной теории, являются физиологические (пища, вода, сон и др.); потребность в безопасности, стабильности, самоутверждении, чувстве принадлежности к общности, потребность в самоактуализации.

Генетическая психология – учение Пиаже и его последователей. Её психологическая концепция: развитие интеллекта происходит в процессе перехода от эгоцентризма к объективной позиции путём экстерио-, интериоризации.

Индивидуальная психология – одно из направлений глубинной психологии, разработанное А. Адлером, исходящее из концепции о наличии у индивида комплекса неполноценности и стремления к избавлению от этого комплекса как главного источника мотивации поведения личности.

Концепция трансактного анализа – совокупность научных взглядов американского психолога Э. Берна о том, что судьба человека предопределена особенностями его бессознательного, которое как бы влечёт его к определённым событиям – успеху, трагедии и т. п.

Дифференциальная психология – отрасль психологии, изучающая психические различия между индивидами и группами людей, причины и последствия этих различий.

Критическая психология – направление в психологии, исходящее из теории деятельности (А.Н. Леонтьев, П. Кайлер и др.).

Парапсихология – область гипотез, представлений, пытающихся объяснить формы чувствительности и воздействия живого существа на физические явления, проходящие без посредства мышечных усилий (гипноз, предчувствия, телекинез, телепатия).

Феноменалистическая психология рассматривает поведение личности через восприятие ею ситуации.

Акмеология – наука, возникшая на стыке особенностей развития и функционирования психики человека. Важно помнить, что психика в своём развитии проходит онтогенез (рождение, происхождение) – процесс развития индивидуального организма – и филогенез (род, вид, племя). Психика в онтогенезе повторяет достижения её развития в филогенезе.

Вопросы для самоконтроля

1. Почему появилась потребность общества в овладении психолого-педагогическими знаниями?

2. Дайте определение общих задач психологии.

3. Назовите основополагающие принципы психологии.

4. Выделите предмет психологии и дайте его характеристику.

После выделения психологии в середине XIX в. в самостоятельную научную дисциплину произошла ее дифференциация на несколько направлений (или течений). Основные направления развития психологии в XX в.:

Бихевиоризм;
психоанализ, или фрейдизм;
гештальтпсихология;
гуманистическая психология;
генетическая психология;
индивидуальная психология;
и другие.

Бихевиоризм – одно из ведущих направлений, получившее широкое распространение в разных странах и в первую очередь в США. Родоначальники бихевиоризма – Э. Торндайк (1874–1949) и Дж. Уотсен (1878–1958). В данном направлении психологии изучение предмета сводится, прежде всего, к анализу поведения, которое широко трактуется как все виды реакций организма на стимулы внешней среды. При этом из предмета исследования исключается сама психика, сознание. Основное положение бихевиоризма: психология должна изучать поведение, а не сознание и психику, которые невозможно наблюдать непосредственно. В качестве основных задач ставились следующие: научиться по ситуации (стимулу) предсказать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по характеру реакции определить или описать вызвавший ее стимул. Согласно бихевиоризму человеку присуще относительно небольшое число врожденных поведенческих феноменов (дыхание, глотание и т.п.), над которыми надстраиваются более сложные реакции, вплоть до сложнейших «сценариев» поведения. Выработка новых приспособительных реакций происходит с помощью проб, осуществляемых до тех пор, пока одна их них не даст положительный результат (принцип «проб и ошибок»). Удачный вариант закрепляется и в дальнейшем воспроизводится.

Психоанализ, или фрейдизм – общее обозначение различных школ, возникших на базе психологического учения З. Фрейда (1856–1939). Для фрейдизма характерно объяснение психических явлений через бессознательное. Его ядром является представление об извечном конфликте между сознательным и бессознательным в психике человека. По мнению З. Фрейда, действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от сознания. Он создал метод психоанализа, основой которого является анализ ассоциаций, сновидений, описок и оговорок и т.д. С точки зрения З. Фрейда, корни поведения человека находятся в его детстве. Основополагающая роль в процессе формирования человека отводится его сексуальным инстинктам и влечениям.

Гештальтпсихология – одно из крупнейших направлений зарубежной психологии, возникшее в Германии в первой половине XX в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения ее организации и динамики в виде особых неделимых образов – «гештальтов». Предметом изучения стали закономерности формирования, структурирования и трансформации психического образа. Первые экспериментальные исследования гештальтпсихологии были посвящены анализу восприятия и позволили в дальнейшем выделить ряд феноменов в этой области (например, соотношение фигуры и фона. Главные представители этого направления – М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Коффка.

Гуманистическая психология – направление зарубежной психологии, в последнее время бурно развивающееся и в России. Главным предметом гуманистической психологии является личность как уникальная целостная система, которая представляет собой не нечто заранее заданное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. В рамках гуманистической психологии заметное место занимает теория личности, разработанная американским психологом А. Маслоу (1908–1970). Согласно его теории все потребности выстраиваются в своеобразную «пирамиду», в основании которой лежат низшие, а на вершине – высшие потребности человека (рис. 11. Ведущие представители этого направления: Г. Олпорт, К. Роджерс, Ф. Бэррон, Р. Мэй.

Генетическая психология – учение, разработанное Женевской психологической школой Ж. Пиаже (1896–1980) и его последователями. Предмет изучения – происхождение и развитие интеллекта у ребенка, главная задача – исследование механизмов познавательной деятельности ребенка. Интеллект исследуется как показатель индивидуального развития и как предмет действия, на основе которого возникает мыслительная деятельность.

Индивидуальная психология – одно из направлений психологии, разработанное А. Адлером (1870–1937) и исходящее из концепции наличия у индивида комплекса неполноценности и стремления к его преодолению как главного источника мотивации поведения личности.

Психология прошла длинный путь становления. На протяжении всего развития психологической науки в ней параллельно развивались разные направления. Учения, основанные на материалистических взглядах, прежде всего, способствовали развитию естественнонаучного понимания природы психических явлений и становлению экспериментальной психологии. В свою очередь, благодаря идеалистическим философским воззрениям в современной психологии рассматриваются такие проблемы, как нравственность, идеалы, личностные ценности и др.

Направления современной психологии.

В этом очень кратком обзоре, мы обозначим основные направления современной психологии, что бы внести ясность в общепринятые и всем известные термины – и психология . Клиент приходит на консультацию к , подчас не подозревая, что сегодня в мире не существует единой науки - психологии и единой системы психологического знания, а есть различные направления с отличными стандартами и методами работы. Дело не в том хороши или плохи различные школы психологии , скорее, каждая школ позволяет добиться хороших результатов у тех клиентов, которые соответствуют ей по своей психологической организации, особенностям индивидуального развития, темпо-ритму своего сознания. Наверное, было бы идеальным, если бы каждый психолог интегрировал в себе знания всех школ и владел многими методами практической психологии , чтобы достичь успеха с каждым клиентом.

ПСИХОАНАЛИЗ.

Направление в современной психологии , основанное З. Фрейдом в начале XX века. Акцент данного направления направлен на исследование динамики либидо (Зачастую либидо сводят только к сфере сексуального. Это не так. Либидо по Фрейду является универсальной формой психической энергии, несущей в себе потенциал возможностей для любых действий несущих наслаждение – это может быть творчество, эстетика, работа, спорт, секс). Наиболее важен детский период жизни во время которого закладываются стереотипы сексуального поведения, являющиеся областью наиболее цензурируемых отношений. Именно в детском периоде сознание каждого человека сталкивается с неразрешимыми противоречиями между нормами морали и инстинктивными побуждениями в результате чего «запретное» вытесняется, отдавая предпочтение социальной, семейной, религиозной морали, то есть, уступая свое природное естество авторитету взрослых. Подобно айсбергу большая часть психической деятельности скрыта под поверхностью сознания и подвержена воздействию неконтролируемых сил – это было известно до Фрейда, также как существовал и термин бессознательное. Фрейд детально исследовал структуру осознаваемого и бессознательного и описал механизмы протекающих в них процессов. То, что существовало в дофрейдовской психологии в качестве наметок или проектов приобрело вид законченной теории человеческой личности. Психоанализ исследует такие процессы психики, как вытеснение, реактивные формации, сублимация, замещение, проекции, инстинкты, агрессия – все то, что скрыто в глубинах бессознательного, в той подводной части «айсберга», которая не подлежит контролю разума, но при этом является подлинным правителем человека. Осознание «скрытой информации» позволяет добиваться выраженного терапевтического эффекта в борьбе с неврозами, депрессиями, психотическими состояниями, болезнями.

Одной из фундаментальных работ З. Фрейда является «Толкование сновидений». Сновидения в психоанализе рассматриваются, как свидетельства нереализованных желаний и страхов.

Психоанализ обычно проводиться в форме одночасовых сессий. Это длительный процесс, состоящий из десятков или даже сотен сессий, которые проводятся в течение многих месяцев или даже лет.

Несмотря на то, что сегодня по прошествии века психология пересматривает некоторые позиции учения Фрейда, без его концепций не обходится ни одна современная школа.

Самый известный из последователей Фрейда, швейцарский психиатр, психолог и философ К. Г. Юнг расширил концепцию бессознательного и основал, по сути, новую школу, которая сегодня известна, как

ЮНГИАНСКИЙ АНАЛИЗ . Кроме индивидуального бессознательного - продукта личной истории, К. Юнг ввел понятие «коллективного бессознательного», то есть субстанции разума, которая принадлежит всему человечеству в целом. В таком «коллективном», или «социальном», бессознательном действуют особые мотивационные факторы, названные «архетипами» - изначальными образами. Не стоит считать, что коллективное бессознательное представляет собой, лишь некую негативную сферу, от которой необходимо отстроится. На самом деле коллективное бессознательное скорее выступает, как общая информационная база, которую можно и нужно использовать во благо себе. Негативное влияние проявляется лишь там, где присутствует слепое следование системе. Все знания, таланты и способности, все лучшее, что накоплено человечеством за его долгую историю, предназначены для того, чтобы реально помогать каждому человеку. Задача юнгианского аналитика - уметь синтезировать все это в своей практике, непрестанно совершенствуя и творчески видоизменяя для каждого конкретного случая и в соответствии с требованиями времени. В отличие от психоанализа Фрейда, стремящегося к точным научно обоснованным интерпретациям, которые, к сожалению могут порой носить разоблачительный характер и вызвать у клиента отторжение, юнгианские аналитики проводят сессии исходя из того, что верно лишь то, что верно для самого клиента. Они будут стараться не только обсудить проблему со всех возможных точек зрения, но и способствовать пробуждению любых творческих начинаний у клиента, которые могут проявиться в любви к рисованию, лепке из глины, в сочинении сказок, ведении дневника и т.п.

ПСИХОДРАМА

Направление психологии начало свою историю в 20-х XX столетия благодаря таланту выдающегося врача, и философа Я. Л. Морено. История свидетельствует о встрече Я. Морено и З. Фрейда, во время которой, молодой Морено заявил – «Вы разрешили людям говорить, я разрешу им действовать». Впервые психотерапевтические сеансы из индивидуальных трансформировались в групповые, переносясь из замкнутого психоаналитического кабинета в реальную людскую среду. Таким образом, Я. Морено решил задачу проявления внутренней реальности человека непосредственно в ситуации социального окружения, собственно того окружения, в столкновении с которым и продуцируется психологический конфликт.

Психодраматическая сессия начинается с разогрева, - это может быть двигательное или медитативное упражнение, призванное поднять уровень энергии в группе и настроить участников на определенные темы. Затем происходит выбор протагониста (актер, играющий главную роль), то есть того участника, на которого в течение данной сессии будет работать вся группа. Выбор происходит так - ведущий и участники, желающие разобраться со своей темой, выдвигаются из общего круга вперед и рассказывают, с чем они хотел бы поработать, а люди, сидящие во внешнем круге, внимательно слушают. Когда темы понятны всем, представители внешнего круга делают свой выбор по критерию «какая тема для меня сейчас наиболее актуальна». Выбирается именно тема, а не человек, который ее представляет, поскольку только в этом случае выбранная для работы тема будет групповой.

После того, как выбор сделан, начинается этап действия. Сцену за сценой протагонист, с помощью участников группы, драматически проигрывает волнующую его ситуацию. Сначала протагонист выбирает из участников группы того, кто будет играть его самого в тех случаях, когда он сам будет в другой роли. Затем выбираются участники на роли важных для его жизненной ситуации персонажей (это могут быть как реальные люди, так и его фантазии, мысли и чувства и даже сновидения). Формы разыгрывания варьируются от буквального воспроизведения реальных событий до постановки символических сцен, никогда не имевших места в реальности. Психодраматическая сцена заканчивается, когда протогонист находит решение проблемной ситуации или почувствует, что получил достаточно информации о ситуации. После этапа действия проходит шеринг – обмен впечатлениями между «участниками действия» и «зрителями». Сначала участники, игравшие роли, делятся своими переживаниями «из роли», то есть рассказывают о том, какого им было быть, например, мамой протагониста. Затем уже вся группа делится чувствами «из жизни», то есть участники рассказывают о похожих ситуациях, происходивших в их жизни, о чувствах, которые у них были во время действия или наблюдения за ним. На шеринге категорически запрещено все, что может ранить протагониста или участников группы – мысли, оценки, советы по поводу ситуаций. Говорить можно только о своих чувствах и о событиях своей жизни.

Психодрама сегодня в оригинальном виде распространена мало, однако, ее элементы широко используются во всех направлениях психологии.

ЛОГОТЕРАПИЯ

Психотерапевтическая стратегия, разработанная В. Франклом в 40-х годах XX столетия, основанная на убеждении, что развитие личности невозможно без поиска и реализации смысла жизни. Если у человека нет смысла жизни или он таков, что реально недостижим, то возникает экзистенциальная фрустрация (жизненный застой), приводящая к неврозам и психическим заболеваниям. В процессе логотерапии ставится задача помощи клиенту в обретении смысла его жизни, который не может быть просто заимствован у других, каким бы привлекательным он не был. Для ее решения был разработан метод сократического диалога, в котором происходит обсуждение личного опыта, касающегося прежде всего трех сфер, в которых может быть найден индивидуальный смысл жизни. Это: творчество, переживания и осознанное отношение к обстоятельствам, на которые нельзя повлиять. Одной из основных областей, в которой индивид может получить поддержку в поисках смысла, является религиозная вера. Логотерапия имеет собственные уникальные терапевтические методики, такие как метод парадоксальной интенции, дерефлексия и др.

Логотерапия эффективна для помощи в различных ситуациях: неврозы, фобии, страхи, сложности во взаимоотношениях, депрессии, проблемы в области сексуальности, преодоление психологических травм и насилия и др.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

о формилась, как самостоятельное течение в 50-60-х годах и представляет собой скорее совокупность сходных философских воззрений на человека, что дает практическим возможность строить обоснованный терапевтический процесс. Основу гуманистической психологии заложили такие всемирно известные мыслители, как Э. Фромм, А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт. и др. Согласно представлениям гуманистической психологии , человек наделен врожденным и неодолимым стремлением к самореализации и самоактуализации, причем важен, как внутренний сокровенный уровень сознания так и уровень самосознания в пространстве социума. В определенной степени, самоактуализация не может протекать бесконфликтно: свобода и социальность, творчество и ответственность, любовь и долг – коллизии, которые нуждаются в глубоком философском осмыслении для каждого человека. Особое внимание придается тому, что реальность, воспринимаемая человеком согласно стереотипных представлений большинства, имеет условный характер, в то время, как истинной реальностью являются только внутренние переживания самого человека.

Одно из базовых убеждений гуманистически-ориентированных заключается в том, что каждый человек содержит в себе потенциал «выздоровления», относительно всех явлений человеческой жизни. При наличии определенных условий человек может самостоятельно и в полной мере реализовать этот свой потенциал. Поэтому работа гуманистического психолога направлена, прежде всего, на создание благоприятных условий для восстановления личности в процессе психологических консультаций. Гуманистического психолога отличает особая степень безусловного принятия клиента, поддержки, эмпатии (сопереживание), внимания к индивидуальности, стимулирования осуществления выбора и принятия решений, подлинности. Однако, при кажущейся простоте, гуманистическая психотерапия основана на серьезной феноменологической научной базе и использует широкий набор терапевтических технологий и методов. Гуманистическая терапия помогает: найти себя, разрешить внутренние и межличностные конфликты, принять трудные решения, справиться с зависимостями , выйти из , преодолеть одиночество, научиться получать удовольствие от жизни, вернуть интуицию и спонтанность, восстановить здоровье, преодолеть конфликты в отношениях с близкими, восстановиться после перенесенных психологических травм и насилия, повысить качество жизни.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

– (лат. existentia – существование) сформировалось на основе трудов таких исследователей, как Л.Бинсвангер, М.Босс, Е.Минковски, Р.Мэй и др.. Психологическое направление, изучает: 1). Проблемы времени, бытия и небытия; 2) Высшие ценности. Проблемы свободы, ответственности и выбора; 3) Личная миссия. Проблемы общения, любви и одиночества; 4) Сущность Бога. Экзистенциальная психология исходит из первичности бытия человека, с которым органически связаны его базовые жизненные потребности забвение которых приводит к состоянию стресса, тревоги или депрессии.

Целью экзистенциальной психологии является решение задачи восстановления аутентичности конкретной личности - соответствия ее бытия в мире ее внутренней природе.

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ

(нем. gestalt - целостная форма или структура)начала развиваться в Германии в начале XX столетия. Данное направление основывается на том постулате, что первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Однако, имея ряд потребностей, причем конкурирующих потребностей, человек склонен к «упрощению» картины окружающего мира, выделяя лишь отдельные доминирующие потребности для их реализации. В таком случае человек видит только то, что хочет видеть и не замечает окружающего. Потребность становиться фиксированной, навязчивой и поэтому принципиально неразрешимой. Неудовлетворение потребностей приводит к дефицитарному образу жизни. Задача гештальт-терапевта добиться того, чтобы клиент опознал свою потребность и научился с ней взаимодействовать. Невозможность почувствовать потребность делает поведение человека дезорганизованным и неэффективным, сопровождается тревогой или депрессией и выражается противоречием между осознаваемыми аспектами и неосознаваемыми феноменами поведения. В этом случае задача терапевта – помочь клиенту с прояснением его потребности, исследуя феноменологию и показывая клиенту, как она в нем проявляется, чем замещается потребность и где прерывается. Гештальт-терапия , основные идеи и методы которого разработал Ф.Перлз, основывается на способности психики к саморегуляции, на творческом приспособлении организма к окружающей среде и на принципе ответственности человека за все свои действия, намерения и ожидания. Основная роль терапевта заключается в том, чтобы фокусировать внимание клиента на осознавании происходящего «здесь и сейчас», ограничении попыток интерпретировать события, внимании к чувствам-индикаторам потребностей, собственной ответственности клиента, как за реализацию, так и за запреты на реализацию потребностей. Многие гештальт - психологи считают, что при правильной постановке гештальт-терапия в отличие от психоанализа не вызывает сопротивления клиента.

Основные приемы работы и техники гештальт-терапии - осознавание, фокусировка внимания, принятие ответственности, работа с полярностями, монодрама.

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

- направление в психологии , изучающее процессы познания (лат. cognitio – познание), работу памяти и роль познания в мотивации и поведении. В своей практической части, построена на принципах терапии разработанной А. Беком. В качестве основы данного метода принят, доказанный многочисленными экспериментами факт, что познание (имеется в виду построение картины мира) является главной детерминантой возникновения тех или иных эмоций, которые в свою очередь определяют смысл целостного поведения. При этом возникновение психических нарушений (неврозы, депрессии, конфликты и др. негативные состояния) объясняется прежде всего за счет неправильно построенного описания своей личности. Ответы на вопросы - Каким я вижу себя?, Какое будущее меня ожидает?, Каков окружающий мир?, безусловно, не имеющие стандартных решений, тем не менее, могут быть, как адекватными, так и неадекватными реальности. Неадекватные ответы приводят человека к ошибочным действиям и соответственно к «катастрофе». В соответствии с этим в рамках когнитивной психотерапии перед клиентом ставится цель понять, что именно используемые им обычно суждения („автоматические мысли“) определяют его болезненное состояние, и научиться правильным способам познания, отработав их на практике. Процедура данного метода включает в себя три этапа. На первом этапе (логического анализа) пациент вырабатывает критерии обнаружения ошибок собственных суждений, возникающих в критических ситуациях; на втором этапе (эмпирического анализа) отрабатывает приемы соотнесения суждений объективной ситуации; на третьем этапе (прагматического анализа) строит оптимальное осознание себя самого и своих действий.

ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

сформировалась в 60-е годы XX столетия на основе исследований многих известных психологов и психиатров, но несомненным лидером данного направления является С. Грофф. Трансперсональная психология , впервые, открыто проводит масштабные исследования психологии человека, учитывая доперсональный период жизни, то есть внутриутробный и предшествующий ему цикл духовного существования вне телесной формы. Все три периода представляются, как единый цикл бытия данного индивида, что позволяет рассматривать позитивные или негативные коллизии земного человека с гораздо более высокой точки, чем это было прежде. Трансперсональная психология изучает сознание в более широком спектре его проявлений: множественность состояний сознания в многомерном бытии, высшие состояния сознания, парапсихологические феномены, метапотребности и метаценности. Соответственно, в качестве терапевтических методов используются, ранее неприемлемые с точки зрения науки: медитация, холотропное дыхание, активное воображение, религиозный и мистический опыт, измененные состояния сознания. Особую актуальность приобретает трансперсональный подход в тренингах личностного роста, лечении наркомании, алкоголизма, суицидальных тенденций, психозов и неврозов, как разновидностей духовного кризиса.

– направление психологии , оформившееся в 70-х годах XX века в Соединенных Штатах Америки. Основателями НЛП являются две харизматические личности - лингвист Д. Гриндер и Р. Бэндлер. Школа НЛП представляет собой скорее набор многочисленных техник, чем концепцию о человеке и его психологической реальности. Основой для разработки техники явилось изучение ряда высокоуспешных исторических личностей и выявление моделей их поведения коммуникации с окружающими. На основе этих моделей были разработаны техники, позволяющие клиенту быстро и эффективно изменить мысли, поведение и убеждения, которые мешают развитию, достижению целей и пониманию окружающего мира. Ряд техник направлен на достижение нужного результата при взаимодействии с другими людьми и успешную коммуникацию. НЛП - исключительно практическое направление, которое ставит основным критерием результат. Техник НЛП существует множество: шестишаговый рефрейминг, генератор нового поведения, модельный взмах, музей новых убеждений, якорение ресурсных состояний и многие другие, все они весьма эффективны в определенных случаях и работают по принципу «Делаешь так, получаешь результат». Слабостью НЛП, по мнению многих специалистов (мы к этому мнению присоединяемся), является отсутствие осмысления «картины мира» и построения адекватных моделей поведения, способных эффективно работать в самом широком диапазоне задач, в изменяющихся условиях реальности.

КОУЧИНГ

сформировался в 90-е годы XX столетия (тренинговая концепция на стыке психологии , философии, спорта и менеджмента) (Изначально коучинг был ориентирован только на пространство бизнеса, однако сейчас с успехом применяется практически для всех социальных групп). причисляется к тренинговым направлениям, однако в действительности является неформальным обучением. Мероприятия проходят в формате собеседования и позиционируются, как по подразделениям бизнеса: менеджмент, маркетинг, финансы и других сфер, например, спорт, так и по личностным параметрам: лидерство, креативность, коммуникабельность и др. заканчивая категориями - life , то есть, здоровье, душевная гармония, искусство быть счастливым. Методология коучинга строится на разблокировке изначально существующего внутреннего потенциала человека в результате (до конца не изученного) взаимодействия коуча и клиента-игрока.

Коучинг – это высокоэффективный тренинг, в результате которого клиент приобретает способность к эффективному действию в меняющихся условиях. Однако следует учитывать, что разблокировка сознания клиента-игрока происходит в достаточно ограниченной зоне из всей сложной и многомерной структуры мышления и принятия решений.

Коучинг, обычно, проводится в формате сессий от получасовых до часовых, возможно по телефону, что может быть в ряде случаев очень удобным.

Классика психологии, сохраняющая актуальность и сейчас. Работает с нашим бессознательным - загнанными в подсознание желаниями и страстями, с механизмами защиты, которые создает наша психика, охраняя нас от монстров, сидящих в нашей собственной голове. Как правило, психоаналитик анализирует события,травмировавшие нас в детстве и вытесненные из сознания, и помогает освободиться от их влияния и отрицательных последствий психического сопротивления себе внутри себя.

Позитивная психотерапия

Название метода происходит от лат. positum - имеющий место, данный, фактический. Он ориентирован на способности человека, изначальный набор которых дается всем от рождения, но развивается у каждого в разной степени под влиянием жизненных обстоятельств. Анализ конфликтной ситуации при помощи специалиста позволяет нам увидеть все ее стороны, как отрицательные, так и положительные, а также определить, какие из способностей необходимо задействовать, чтобы найти оптимальный выход. Три кита позитивной психотерапии: надежда, баланс, самопомощь.

Этот метод разработал в 1968 году немецкий профессор иранского происхождения Н. Пезешкиан (в 2009 году номинирован на Нобелевскую премию).

«Наш собственный гнев или досада делают нам более вреда, чем то, что заставляет нас гневаться» (Д. Леббок)

Телесно-ориентированная терапия

Психотерапевтическая методика, в которой используется телесный контакт для выявления и избавления от подавленных эмоций. Авторы данной теории полагают, что подавленные эмоции вызывают в теле человека мышечные зажимы. Каждый такой «панцирь» соответствует определенной черте характера. Комплексы упражнений и массаж не только избавляют от мышечного напряжения, но и открывают дорогу здоровому выражению эмоций, а это восстанавливает гармоничное душевное состояние человека.

Системно-семейные расстановки

Изобретатель метода семейных расстановок Берт Хеллингер родился в 1925 году в Германии, получил католическое воспитание. Воевал, попал в плен. В 1952 году принял сан священника, 16 лет был миссионером и учителем в Южной Африке, где проникся культурой зулусов. Увлекшись феноменологией, сложил с себя сан. С 1970-х живет в США. Путешествует по миру с лекциями и семинарами

Феноменологический метод системной семейной терапии. В его основе лежит постулат о том, что человек - часть семейной системы, куда включены не только кровные родственники, живые или уже умершие, но и все люди, которые сумели значительно повлиять на жизнь и смерть членов семьи. Методика групповая, работа идет под руководством терапевта. С помощью системных расстановок мы можем выявить негативную динамику внутри семьи, неправильное распределение ролей, влияние давних семейных событий на жизнь человека в настоящем. Восстановив правильный порядок в семейной системе, мы изменяем и исправляем негативную ситуацию здесь и сейчас.

Гештальттерапия

Основоположник гештальттерапии Фредерик Перлз (1893–1970) родился в Берлине. Получил степень доктора медицины, занимался психоанализом. В 1930-х узнал о гештальт- психологии. Из нацистской Германии переехал в Южную Африку. С 1946 года - в США. В начале 1960-х изучал дзен в японском монастыре. В 1969 года основал гештальт-общину

Данное направление психотерапии ставит во главу угла полноту осознания и осознание целостности. Чем лучше мы понимаем, что с нами происходит, чем полнее воспринимаем свою личность, тем легче переживаем эмоции, сопоставляем факты, принимаем решение, осознаём и берем на себя ответственность за содеянное. Гештальттерапия помогает человеку развить осознанность процессов, которые с ним происходят, ощутить ответственность за свою жизнь, принять всю полноту собственной личности.

Генетическая психология (школа Пиаже)

Люди часто влюбляются в тех, кто похож на их родителей. И не только потому, что на определенном этапе развития образ отца для девочки, а матери для мальчика становится подсознательным идеалом. Зачастую таким образом мы пытаемся решить проблемы, имеющие корни в нашем детстве

Швейцарский биолог и философ Жан Пиаже изучал мышление ребенка от рождения до взросления. Как полагал ученый, наш интеллект проходит несколько стадий развития, и от того, как мы проходим эти стадии, зависит склад нашего мышления во взрослой части жизни. Это направление помогло сформулировать множество понятий в области психологии развития. В отличие от нативистских теорий (врожденного и постепенно раскрывающегося знания) или эмпирических (о приобретении знаний путем опыта), генетическая психология полагает, что наши познавательные способности формируются нами же, нашим взаимодействием с внешней средой.

«Каждый человек, подобно Луне, имеет свою неосвещенную сторону, которую он никому не показывает» (М. Твен)

Когнитивная психология

Как современное направление, когнитивная психология включает в себя много разделов: восприятие, память, воображение, речь, мышление, принятие решений и т.д. Познавательная активность человека связана с приобретением, систематизацией и использованием знаний. Наработанная база экспериментальных исследований включает в себя и сознательные, и бессознательные процессы психики, которые оцениваются как разные способы переработки информации. Зачастую в настоящее время когнитивисты проводят аналогии между познавательным процессом у человека и преобразованием информации в компьютере.

Привычка мечтать - не самая бесполезная. Все люди мечтают - кто больше, кто меньше. Согласно исследованиям, в среднем мы отдаем этому увлекательному занятию примерно 30% времени. С одной стороны, это кажется непродуктивным, ведь мечты редко воплощаются в реальность. Но с другой - мечтатели, как правило, более изобретательны и легче находят нетривиальные решения

Психолингвистика

Родилась на стыке психологии и лингвистики, предмет изучения - взаимоотношение языка, мышления и сознания. Языковеды всегда считали, что язык отражает культуру народа, это не только физический, но и психический процесс. С одной стороны, речь универсальна, она объединяет мир и позволяет общаться. С другой - у нас нет языка, который включал бы в себя наименования всех предметов, существующих во Вселенной, и названия всех существующих процессов, а значит, язык ограничивает познание и делает невозможным полное понимание другого человека. В настоящее время психолингвистика занимается изучением речи, ее возникновения, развития как явления и средства коммуникации в обществе, а также языковым развитием как отражением развития личности.

«Для человека, который любит толь- ко себя, самое нетерпимое - оставаться наедине с собой» (Б. Паскаль)

Психологическое консультирование

Практическое направление в психологии, наряду с психотерапией, психокоррекцией и тренингами. Здесь работа ведется с людьми психически здоровыми, но нуждающимися в психологической помощи, попавшим в трудную жизненную ситуацию, будь она связана с личной жизнью, бытом или профессиональной сферой. Целью является помощь человеку в решении определенной проблемы: осознание самой проблемы, изменение неэффективных моделей поведения, достижение гармонии с самим собой и миром вокруг.

5 этических принципов психологического консультирования

  • Относиться к клиенту доброжелательно, не оценивать его
  • Принимать во внимание ценности и взгляды клиента
  • Не советовать
  • Соблюдать анонимность
  • Не смешивать профессиональные отношения с личными

Бихевиоризм

Наука о поведении (от англ. behaviour - поведение). Основными понятиями бихевиоризма являются стимул, реакция и подкрепление.

Стимул - это любое внешнее воздействие, любая ситуация в нашей жизни. Отследить и осознать реакцию на стимул, найти ту, что будет правильной, самой разумной и эффективной, и закрепить ее положительным подкреплением - в этом, и заключена суть данной методики. В настоящее время основные принципы бихевиоризма перекочевали в более современную поведенческую терапию.

Не ждите слишком многого. Чем выше ожидания, тем выше вероятность сильного разочарования. И напротив, при заниженных ожиданиях человек получает куда больше, чем думал. Это не закон подлости, это закон психологии


 

Возможно, будет полезно почитать: