Теории происхождения права. Естественная правовая теория теория происхождения государства и права

Естественно-правовая теория предполагает сосуществование двух систем права: естественного и позитивного. Позитивное – это такое право, которое официально признано и действует в том или ином государстве в виде законов, других правовых актов.

В теории происхождения государства и права эта теория получила название договорной, а также ее называют теорией договорного происхождения государства и права.

Основные положения естественно-правовой теории:

1) против идеи божественного происхождения государства и права;

2) рассматривает государство как результат объединения людей на добровольной основе (договора);

3) народ обладает естественным неотчуждаемым правом не только на создание государства на основе общественного договора, но и на сопротивление тиранам, на его защиту.

Некоторые положения этой теории были выдвинуты в Древней Греции в V–IV вв. до н. э. софистами. В частности, Гиппий так высказывался о законах, правах человека и государства: «Я считаю, что вы все тут родственники, свойственники и сограждане по природе, а не по закону: ведь подобное родственно подобному по природе, закон же, властвуя над людьми, принуждает ко многому, что противно природе». В XVII–XVIII вв. эту теорию взяли на вооружение мыслители, активные борцы с крепостничеством и феодальной монархией. Данную концепцию поддерживали и развивали голландские просветители Г. Гроций и Б. Спиноза, английские – Т. Гоббс и Д. Локк, французские – Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбах и др.

П. Гольбах резко критиковал идеи божественного происхождения власти, государства и права, считал, что они приводят к губительным социальным последствиям. Гольбах и другие сторонники теории признавали вместо божественной воли волю наций, народов, отдельного человека. Только воля народов, наций, по их мнению, могла предоставлять кому-либо высшую власть.

Ж-Ж. Руссо освещал вопросы о том, что такое общественный договор, каким должны быть его содержание и назначение и др. Очень знаменит его труд «Об общественном договоре». Главная задача, которую должен решать общественный договор, считал Руссо, – это найти такую форму ассоциации, которая защищает своей силой личность и имущество каждого члена ассоциации и с помощью которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется лишь самому себе, остается таким же свободным, как и прежде. Государство, по его мнению, является продуктом общественного договора, следствием разумной воли народа, человеческим учреждением или изобретением, при этом, создавая государство, каждый человек отдает, ставит под верховное руководство общей воли свою личность, свои силы. Государство, считал Руссо, – «условная личность», жизнь которой заключена в союзе ее членов. Одной их главных ее задач является забота об общем благе, о благе общества, народа.

И в дальнейшем сторонники естественно-правовой теории происхождения государства и права последовательно защищали тезис о том, что народ страны обладает естественным и неотчуждаемым правом не только на формирование государства на базе общественного договора, но и на отпор тиранам, несправедливым правителям.

Естественное право (ЕП) – это комплекс всех правил и прав, которые исходят из природы человека. Они не зависят от объективизма людского мышления. Это явление носит обобщенный характер. Его используют в юриспруденции и философии. Несмотря на это, естественное право – это некий антипод положительному праву, ведь оно является предельно идеализированным для социума.

История становления

Неписанное право, представленное в качестве научного течения, обладает продолжительной историей. Главнее положения этой теории были сформированы еще в древности. Его авторами были такие великие люди:Локка, Руссо, Монтескье, Гольбаха, Радищев.

Все они выражали свою идею, каждая из которых была занесена в их работы. Неписанным правом стал обладать человек, который получил конституционное подтверждение во всех современных правовых странах.

Еще в Древнем Риме юристы, используя гражданское право народов, рассматривали (ЕП), как комплекс законов природы и природного порядка вещей. Еще Цицерон утверждал, что закон определенной страны, выступающий в разрез (ЕП), не стоит рассматривать, как закон.

Позитивный правовой процесс предполагает сбой правовое явление, которое исходит из норм, принятых страной, а еще в источниках правового процесса. Вне закона, вне правовых обычаев, прецедентов положительное право отсутствует.

Рассматривая цивилизованный социум с точки зрения (ЕП) теории, отсутствуют основания для противопоставления неописанного и положительного права. Причина в том, что последнее защищает права гражданина. В результате создается одна общечеловеческая система правого регулирования сотрудничества в социуме.Теория (ЕП) стала известной в 17-18 вв. Последователями теории стали:Густав Гуго, Карл Савиньи, Фридрих Пухта.

(ЕП) лучше всего рассматривать на примере жизнь. Как только человек родился, он уже обладает этим правом и живет, реализуя его. В таком случае право на жизнь носит естественно-биологический характер.

Суть теории

В основе рассматриваемой теории положено не только положительное права. Имеет место общее для всех граждан (ЕП), которое устанавливается над позитивным. Сюда стоит отнести право на жизнь, справедливость, безопасность. Все они находятся в полном распоряжении у человека.

Они приобретаются от момента его рождения и должны быть обязательно реализованы. Источник расположен не в законе, а в самой природе человека.
Процесс формирования неписанного права очень длительный.

В ходе его становления были определены конкретные положения, которые и определяют суть теории:

  1. Право и закон – это не идентичные понятия.
  2. Законы создают люди, а принимают государственные органы.
  3. Право – это явление, которое может реализовано отдельно от закона, обладает природным характером. Представляет собой комплекс высших моральных ценностей. К ним можно отнести свободу, равенство, честность.
  4. Право и мораль – это идентичные понятия, в основе права лежат моральные ценности.
  5. Не во всех случаях законы тождественны (ЕП).
  6. Права гражданина обладают природным характером, принадлежат ему с самого рождения и не находятся в зависимости от воли законодателя.

К достоинствам рассматриваемой теории стоит отнести:

  • прогрессивность;
  • признание за гражданином его гарантированных прав и свобод;
  • официально принятые законопроекты не во всех случаях соответствуют (ЕП);
  • допускает необходимость приведения всех законопроектов согласно с нравственными ценностями: свобода и справедливость.

Больше информации о сущности естественно правовой теории права далее на видео.

К минусам теории стоит отнести следующее: важно знать всё про регулятивную функцию права.

Раньше (ЕП) не имело такой широкой популярности, как сейчас. Поэтому у него такой длительный путь становления. Сегодня используют этот вид права в философии, ведь под этим термином понимается комплекс прав и свобод, которые были образованы из природы человека и не пересекаются с правовыми законами, прецедентами и обычаями.

Естественное право - это совокупность всех прав и правил, которые вытекают из природы человека и не зависят от объективизма человеческого мышления. Это обобщенное понятие, которое используется в юриспруденции и философии. При этом естественное право является своеобразным противовесом позитивному праву, поскольку оно максимально идеализировано для современного общества. Теория естественного права предопределяет все те общественные нормы, которые считают наиболее оптимальными, но часть из них на практике практически не встречается. Кроме того, основные положения естественного права приобретаются каждым человеком с момента рождения, потому понятие естественного права и считают неотъемлемым и не зависящим от изменения норм общественного права.

По сути, теория естественного права находится на раздорожье. С одной стороны, ее догмы обосновываются практическими требованиями совершенного права, а с другой - на теоретических рассуждениях о необходимости общепринятых правоположений. По идее, эти две стороны должны активно взаимодействовать между собою, но на практике они только добавляют сумятицу в общее определение естественного права. Основываясь на первом принципе, право получает статус положительного, а во втором случае естественное право становится частью положительного, при этом все догмы которого уже доказаны и имеют под собой существенное обоснование. Таким образом, с одной стороны, естественное право рассматривается как часть положительного, а с другой - как самостоятельное учение.

Развитие естественного права в античном мире

Суть теории естественного права начала разрабатываться еще в античном мире. В этот период начали разделять естественное и положительное право. Впервые появились суждения, что все законы, правила и общественные нормы (справедливость, честь, достоинство и т. д.) обязаны своим появлением установлению человека. Постоянно развиваясь и усовершенствуясь, человек начал изменять правовые принципы, неуклонно создавая для себя идеальную среду, в которой были бы прописаны основные концептуальные теории прав и обязанностей. С давнего времени человечество начало создавать модель идеального общества, в котором все люди были бы равны между собой, между ними отсутствовали бы конфликты и споры. Неудивительно, что подобная модель напрямую затронула и область юриспруденции. Основываясь на равноправии всех категорий граждан, древние греки и римляне впервые обосновали необходимость создания единой базы законов, по которым бы и жило общество.

Наиболее ясно теория естественного права описана у Сократа. Он говорил, что в мировом обществе присутствуют некие неписаные законы, установленные Богом, по которым человечество живет испокон веков и с которыми должны сочетаться все новые правила и постулаты. В дальнейшем отголоски этой теории находят свое место в учениях Аристотеля и Платона. При этом стоит отметить, что уже в то время философы начали отделять естественное право от идеального. То есть права идеализированные начали отделять от естественных, от тех, которые каждый человек имеет с самого рождения.

Естественное право во времена средневековья

Взгляд средневекового общества на естественное право был сформирован на основе учений Сократа и Платона, но с внесением некоторых изменений. В эту эпоху особое влияние на догмы и постулаты естественного права оказало Священное Писание. Человечество начало отходить от язычества в пользу христианства, и с изменением религии, естественно, естественно-правовая теория права приобрела большой вес в обществе.

Особое место в этот период естественное право получило в произведениях Фомы Аквинского, который, в свою очередь, взял за основу работы Аристотеля. Фома Аквинский определял естественное право как нечто божественное, то есть то, что не поддается научному обоснованию. В то же время его теория была довольно запутанной. Он рассматривал общие принципы права, разделяя его на естественные и человеческие права. Таким образом, можно сказать, что в эпоху средневековья естественное право рассматривалось как свод правил и принципов, которые существуют на протяжении многих лет, но не поддаются научному обоснованию. При этом Фома Аквинский говорил, что человеческие законы имеют силу только потому, что опираются на Божьи правила. А все те законы, которые подданные считают неправильными, они не обязаны исполнять, хотя в некоторых случаях и продолжают делать обратное.

В эпоху средневековья считалось, что закон Божий стоит над человеческими правилами, поэтому в первую очередь необходимо следовать именно ему. Основные работы Аквинского и его постулаты в дальнейшем нашли применение у теократов. Кстати, именно благодаря учениям Аквинского естественное право перешло из разряда концептуального учения в целостную систему и стало известно как естественно-позитивная теория права.

Естественное право в теократическом обществе

Вопрос об отношении положительного и естественного прав особое практическое применение нашел в учениях теократов. Как известно, теократия выступала как противовес светскому обществу. Представители теократической школы пропагандировали постепенный отход общества от монархов, князей и прочей аристократии, которые наделялись церковью божественными правами. Во времена распространения теократического учения его последователи пытались найти оптимальную грань между тем, стоит ли слепо повиноваться всем государственным правилам и законам или же необходимо в первую очередь чтить Святое Писание и следовать ему.

Но сам ответ крылся во взглядах теократов на монархию и аристократию. По сути, светское общество правит по настоянию церкви, и над ними есть высший судья - Бог, который и будет судить всех в конце жизненного пути. При этом аристократы частенько преступали моральные устои обществ или нарушали библейские заповеди. А вот их подданные должны были все терпеть и надеяться на лучшую загробную жизнь. Но именно в этих взглядах и проступило основное противоречие теократического учения. Теократы учили следовать Божьим Писаниям, но при этом призывали низшие касты населения не покоряться кабальным правилам аристократов, которые, по их же теории, выступали как ставленники Бога на Земле.

Теократия как основа демократии

Многие историки считают, что именно учение теократической школы стало прообразом демократии, появившейся значительно позже. Причем некоторые принципы можно проследить еще в учениях писателя Иоанна Солсберийского. Потом они мельком рассматриваются в учениях Фомы Аквинского. Начиная с этих двух деятелей, принципы демократии продолжают постепенно развиваться. На протяжении нескольких веков происходило формирование общей базы, а принципы и догмы демократии были разрозненны. Но со временем все они были оформлены в единую систему, которая в дальнейшем и приобрела широчайшее распространение как основная политическая, социальная и экономическая система общества. Таким образом, можно смело утверждать, что именно теократия стала неким прародителем демократии, сформулировав и проанализировав основные ее постулаты, нормы и правила. В дальнейшем демократия стала отдельным учением, развиваясь параллельно с теократией. Но основы у этих двух теорий одни.

Современные теории естественного права

После того как в средневековье сформировалось противоречивое понимание естественного права, современной исторической эпохе понадобилось новое видение всех теорий. Поэтому, после того как философы начали подробно изучать основы естественного права и его влияние в современном обществе, появились новые взгляды и домыслы. Таким образом, стало распространяться мнение, что естественное право - это все права человека, которые он фактически приобретает с момента появления на свет. К ним можно отнести право на жизнь, счастье и прочее. При этом подобные права являются неотъемлемыми, и их невозможно оспорить, отменить или ограничить. И именно эти прирожденные права являются обязательными, и их выполнение является первоочередным. По сути, это означает, что человеческие законы должны выполняться только после врожденных, и только в том случае, когда они не нарушают и не ограничивают личностные свободы человека.

Развитие естественного права в учениях протестантов

Протестантскому движению свойственно стремление к утверждению полной свободы человека и свободному мышлению. Подобный подход дал новый толчок в развитии естественного права. Протестанты сформулировали практический подход к требованию неотчужденных прав и свобод личности. Как только государство начинало отодвигать права человека на второй план, протестанты немедленно начинали бороться за признание прав и свобод. Они разработали специфическую естественно-правовую доктрину, которая и занималась регулированием и разработкой мероприятий и процедур, призванных защитить человека от влияния государства, если он в этом нуждается. Кстати, многие эксперты и исследователи утверждают, что подобная доктрина стала прародителем либерализма. Именно это политико-социальное течение подхватило эстафету в правовой защите человека.

Естественно-правовая теория права: зарождение

Учитывая широкое распространение догм естественного права, неудивительно, что в конце концов они сформировались в единую теорию. Ее пик пришелся на 17-й век, и практически мгновенно теория распространилась по всей территории Европы.

Теория естественного права (ТЕП) стала антиподом феодальной общественной теории, объявив равные права всех людей. Было принято, что основополагающей инстанцией стоит признавать законы природы, которые предписывали равенство между всеми людьми. Естественная теория происхождения права сформировалась благодаря мнению, что человек от рождения приобретает права на жизнь, счастье, самоопределение и т. д., причем все они природного происхождения. Кроме того, природа наделяла каждого человека естественными стремлениями, страстями, разумом и т. д. Возникновение новой общественно-правовой теории привело к смене общественного порядка и постепенному изменению мировоззрения. Человечество начало проявлять зачатки самодостаточности и научилось в первую очередь размышлять и осмысливать, а не слепо следовать установленным постулатам. Таким образом, ТЕП стала тем ключиком, который открыл человечеству новую дверь на пути к построению идеального общества. В настоящее время существует несколько основных теорий, каждая из которых имеет своих приверженцев и характеризуется своими специфическими принципами.

Космологическое естественное право - божественный миропорядок

Естественно-правовая теория происхождения права с точки зрения духовенства начала развиваться с момента упадка языческой религии. Космологическая концепция естественного права основывается на божественном миропорядке. Эта концепция подразделяется, согласно религиозным ценностям, на христианскую, мусульманскую, иудаистскую, католическую и т. д. Рассмотрим эту теорию с точки зрения христианства. Естественное право с уклоном в христианство - система религиозных предпосылок, которые взяты из Нового Завета и сформированы в единую цельную систему. Основными предпосылками этой концепции можно назвать следующие:

  • Правосудие с христианской точки зрения предполагает не только ощутимые наказания, а и пожизненные. То есть наказание за серьезный поступок может настичь человека и после смерти.
  • Для христианского сознания характерны теократические черты, церковь признает верховенство государства, но определяет себя как отдельный социально-правовой институт, стоящий выше государства.
  • Нормы и законы исходят из предпосылок Божественных Законов.

Антропологическое естественное право - человеческая природа

Для этой концепции характерно то, что все ее последователи стремятся вывести позитивное право из самой сути человеческой природы. Одним из приверженцев этой теории считают Аристотеля, который считал человека «политическим существом». Антропологи утверждают, что природа человека носит общественный характер, поэтому можно говорить о существовании неких естественных норм, которые признаются цивилизованным обществом. Как показывает статистика, большинство активных разработчиков теории естественного права опирались на антропологические характеристики. Среди таких деятелей можно выделить Руссо, Локка, Гоббса, Спинозу, Гроция и Монтескье. Из общего списка их разработок отдельно выделяется теория естественного права Гоббса. Она считается основополагающей в антропологической концепции.

В настоящее время самым заметным антропологом считают Маргарет Мид. Она основывает свои исследования на самом понятии «теория естественного права». Локк проводил похожие исследования, и именно его разработку и начала развивать Маргарет. Она занимается исследованиями соответствия естественных прав с нормами общественной морали. В качестве недопустимых вещей она выделяет кровосмешение, инцест и убийство. А в качестве основной идеи - готовность ко взаимопомощи.

Рациональное естественное право - разум в действии

Развитие теорий естественного права привело к тому, что человечество начало воспринимать свой разум как основу неотъемлемого природного права. Главным инструментом рациональной теории естественного права считают разум. Именно поэтому она зачастую сопрягается с космосом, точнее, его разумным устройством, в котором все части единой системы идеально точно взаимодействуют между собой. А закон выступает неким синонимом универсального и вечного разума. Впервые эту концепцию начали рассматривать древнегреческие философы, с тех давних пор концепция преобразилась, и из отдельных постулатов и догм сформировала единую систему, в которой центральное место отводится разуму, что по своей сути и является естественным правом. Принято считать, что каждый человек от рождения наделяется зачатками разума, и это его естественное (природное) право. И чем больше он будет развивать эти зачатки, тем большую мудрость и познание самого себя он обретет. Тем более что теория естественных прав человека это дозволяет.

1.Право - это совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.

Становление права есть процесс и результат целенаправленной деятельности человека. Многообразие теорий правопонимания обусловелена различными национальными и религиозными традициями, философскими и идеологическими воззрениями, историческими и психологическими особенностями.
Основные теории права : Естественно-правовая, историческая, нормативистская, материалистическая, психологическая, социологическая.
Естественно-правовая теория права зародился еще в античности. В средние века естественное право выводилось из Божественной воли, логическую форму данная теория получила позже в трудах Гоббса, Локка, Радищева.
Естесственно – правовая теория
1. Разделение права и закона, естественного и позитивного права.
2. Источник прав человек усматривался не в гос.ве и не в законе, а в самой человеческой природе (разум, мораль,воля)
Достоинства е-п теории:
1. Указывается, что законы могут быть неправовыми, поэтому их нужно приводить в соответсвие с правом, как выражением справедливости, свободы, равенства, разума.
2. Провозглашение прав человека естественными являлось препятствием для административного произвола.
Недостатки е-п теории:
1.Провозглашая дуализм права, происходит путаница между ценностью и реальностью, идеальным и фактическим.
2.Ссылки на естественный закон освобождают человека от ответственности от принятия этических решений.
3.Усилия человека напрасны перед действием естественного права.
4.Провозглашение ценностей естеств. права абсолютными, что ведет к игнорированию культурного плюрализма человечества.
Историческая теория (школа права) сформировалась в конце 18 века, представители Гуго, Пухта, Савиньи
Основные положения исторической теории:
1.право-историческое явление, не вводится по указанию, а возникает и развивается постепенно.
2.право-это правовые обычаи, исторически сложившиеся правила поведения, влекущие юрид. последствия.
Достоинства исторической школы:
- было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворчестве.
- подчеркивается естественность развития права, т.е. тот факт, что законодатель на может творить нормы права по своему усмотрению
- значение правовых обычаев, как проверенных временем и стабильных правил поведения
Недостатки:
- данная теория переоценивает роль правовых обычаев, т.к. многие из них соблюдаются из удобства или по подражанию
- отрицаются за юристом творческие роли, в то время как создание законов является творческим процессом
- рассмотрение права как духа конкретного народа, отрицание возможности заимствований из права других народов.
Нормативистская теория права полно сформулирована в ХХ веке, представители Кельзен, Новгородцев, Штаммлер.
Основные положения по Гансу Кельзену:
1. право это система норм, как пирамида, где на самом верху находится основная норма принятая законодателем, каждая низшая норма черпает свою законность в норме большей юр. силы
2. право-сфера должного, а не сущего.
3. в основании пирамиды норма находятся индивидуальные акты - решения судов, договоры, предписания, которые также включаются в понятие права.
Достоинства:
- подчеркивается нормативность, иерархия правовых норм по степени их юр. силы
-нормативность органически связана с формальной определенностью права
-признаются широкие возможности государства влиять на общественное развитие
Недостатки:
-увлеченность формальной стороной права, что влечет игнорирование прав личности, нравственных начал юр. норм и т.п., недооценивается связь права с эконом., полит., духовными факторами.
-преувеличивается роль государства
Материалистическая теория права Маркс, Энгельс, Ленин, Плеханов
Основные положения:
1. право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса
2. содержание выраженной в праве классовой воли определяется характером производственных отношений, носителями котор. явл. собственники, держащие в руках гос.ую власть.
3. право - социальное явления, в кот. классовая воля получает гос.-нормативное выражение.
Достоинства:
- право это закон, выделены критерии правомерного и противоправного
- показали обусловленность права соц-экон. факторами, влияющими на него
-обратили внимание на связь права с гос.вом, которое устанавливает и обеспечивает реализацию правовых норм.
Недостатки:
-преувеличена роль классовых начал в ущерб общечеловеческим принципам
-излишне связывали право с материальными факторами
Психологическая теория права : Петражицкий, Росс, Рейснер
Основные положения:
1. Психика людей - фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, гос.во
2. Понятие и сущность права выводятся не из деятельности законодателя, а из психологических закономерностей (эмоций).
3. Все правовые переживания делятся на позитивные (исходящие от государства), и интуитивные (личные)
Достоинства:
-обращено внимание на психологические моменты и их роль в процессе функционирования права наряду с экономическими и политическими
-акцентирует внимание на роли правосознания в правовой системе общества
Недостатки:
-преувеличена роль в правовой сфере психологических факторов в ущерб другим (эконом, полит, культурным)
-отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного.
Социологическая теория права: представители Эрлих, Жени, Муромцев, Паунд
Основные положения:
1. разделяют право и закон, но не как в естественном праве (право воплощается в реализации законов)
2. право это юр.действия, практика, правопорядок, применение законов. Право это реальное поведение субъектов правоотношений (живое право)
3.формулируют живое право прежде всего судьи в процессе деятельности, выступая субъектами правотворчества.
Достоинства:
- оно обращает внимание на реализацию права
- фиксирует приоритет общественных отношений, как содержания права
- согласуется с ограничением гос.ого вмешательства в экономику
Недостатки:
- если под правом понимать реализацию законов, тот теряются четкие границы между правомерным и неправомерным
- в силу переноса правотворческой деятельности на судей, увеличивается опасность некомпетентного применения права, произвол

Естественно-правовая теория предполагает сосуществование двух систем права : естественного и позитивного. Позитивное – это такое право , которое официально признано и действует в том или ином государстве в виде законов , других правовых актов.

Основные положения естественно-правовой теории:

  1. против идеи божественного происхождения государства и права;
  2. рассматривает государство как результат объединения людей на добровольной основе (договора);
  3. народ обладает естественным неотчуждаемым правом не только на создание государства на основе общественного договора, но и на сопротивление тиранам, на его защиту.

Некоторые положения этой теории были выдвинуты в Древней Греции в V–IV вв. до н. э. софистами. В частности, Гиппий так высказывался о законах, правах человека и государства: «Я считаю, что вы все тут родственники, свойственники и сограждане по природе, а не по закону: ведь подобное родственно подобному по природе, закон же, властвуя над людьми, принуждает ко многому, что противно природе». В XVII–XVIII вв. эту теорию взяли на вооружение мыслители, активные борцы с крепостничеством и феодальной монархией . Данную концепцию поддерживали и развивали голландские просветители Г. Гроций и Б. Спиноза, английские – Т. Гоббс и Д. Локк, французские – Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбах и др.

П. Гольбах резко критиковал идеи божественного происхождения власти , государства и права, считал, что они приводят к губительным социальным последствиям. Гольбах и другие сторонники теории признавали вместо божественной воли волю наций, народов, отдельного человека . Только воля народов, наций, по их мнению, могла предоставлять кому-либо высшую власть.

Ж-Ж. Руссо освещал вопросы о том, что такое общественный договор, каким должны быть его содержание и назначение и др. Очень знаменит его труд «Об общественном договоре». Главная задача, которую должен решать общественный договор, считал Руссо, – это найти такую форму ассоциации, которая защищает своей силой личность и имущество каждого члена ассоциации и с помощью которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется лишь самому себе, остается таким же свободным, как и прежде. Государство, по его мнению, является продуктом общественного договора, следствием разумной воли народа, человеческим учреждением или изобретением, при этом, создавая государство, каждый человек отдает, ставит под верховное руководство общей воли свою личность, свои силы. Государство, считал Руссо, – «условная личность», жизнь которой заключена в союзе ее членов. Одной их главных ее задач является забота об общем благе, о благе общества , народа.

И в дальнейшем сторонники естественно-правовой теории происхождения государства и права последовательно защищали тезис о том, что народ страны обладает естественным и неотчуждаемым правом не только на формирование государства на базе общественного договора, но и на отпор тиранам, несправедливым правителям.



 

Возможно, будет полезно почитать: