Сертификат или свидетельство об обучении. Сертификат об окончании ступени обучения

Часто, для обозначения этого удостоверения, используется аббревиатура УПК. Документы о повышении квалификации юридически закрепляют как присвоение, так и повышение квалификации после успешного прохождения курсов послевузовского профобразования. Получение этого документа официально закрепляет за лицом статус специалиста, уровень профессиональной компетенции которого повышен.

Какие перспективы открывает наличие этого удостоверения

Виды и описание

Лица, прошедшие курс обучения длительностью до ста часов, получают удостоверение о повышении квалификации. Тот, кто прошел квалификационный курс длительностью более ста часов, получает свидетельство о повышении квалификации.

Бланки этих документов следует составлять так, чтобы текст, который вносится в них, легко можно было выполнить тушью, эстетически привлекательным, каллиграфическим почерком. Прописные названия оценок вносятся целиком, любые записи в данных документах не должны содержать сокращений. Бланки следует изготавливать из такого вида бумаги, который может обеспечить мощный уровень защиты от подделывания.

  1. Удостоверение о краткосрочном квалификационном повышении изготавливают из гербовой бумаги. Готовый документ представляет собой две складывающиеся половины из бумаги уплотненного типа, но без обложки. Размеры - 21х15 см;
  2. Свидетельство делается в ледериновой обложке, структура которой содержит поролоновую прослойку. Параметры сторон - 21х15 см.

Оба вида документов обязательно должны соответствовать стандартам форм, регламентируемым соответствующим приказом минобранауки.

Печать и срок действия

Квалификационный документ составляется на бланке и является полиграфической продукцией, защищенной от подделок. Бланки создаются в полном соответствии с техническими требованиями, которые утверждены приказом N 14н (вышел 7. 02. 2003, изменен 11.07.2005) Минфина РФ. Приобретение, а также печать таких бланков, относится к сфере компетенции образовательного учреждения, осуществляющего деятельность по организации квалификационных курсов.

Информация о предприятиях, допущенных к изготовлению защищенных бланков, находится в общем доступе, на сайте ФНС РФ (www.nalog.ru). Образовательное учреждение должно самостоятельно избрать полиграфическое предприятие, которое осуществит для него печать бланков.

Срок действия документа о повышении квалификации - не более 5 лет. Как правило, этот срок указывается на самом документе. При желании, специалист может проходить программы повышения квалификации ежегодно, по собственной инициативе. В этом случае, он будет получать по итогам каждого курса новое свидетельство (удостоверение). При этом, старое у него не отберут и недействительным оно считаться не будет. Удостоверение или свидетельство - персональные, именные документы, которые могут использоваться лишь лицом, их получившим.

Как только массовые открытые онлайн-курсы (МООК) стали действительно популярными благодаря появлению глобальных площадок, перед мировым образовательным сообществом встал новый вопрос: как сделать так, чтобы онлайн-курсы отвечали целям не только самообразования, но и служили подспорьем в карьерном росте или помогали при обучении в «офлайн»-вузе?

Главное, чего не хватало слушателям МООК начала 2000-х годов, - это того самого ощущения «корочки». Люди присваивают большую ценность пройденному курсу, если после его окончания получили какое-либо подтверждение полученных знаний. Поэтому практически сразу мировые МООК-провайдеры начали предлагать бесплатные сертификаты о прохождении (Certificate of Completion, Certificate of Accomplishment). Особой ценности такие сертификаты не представляли, скорее играя роль приятного бонуса к завершению обучения, который можно заключить в рамку и повесить на стену.

В 2014-2016 годах «Открытое образование» , Coursera и edX отказались от бесплатных сертификатов, запустив вместо них систему подтверждённых сертификатов. Такие документы заверяются вузом, предоставляющим онлайн-курс, и для их получения необходимо пройти экзамен с идентификацией личности.

Давайте для начала разберёмся: зачем нужны сертификаты на платформах открытых онлайн-курсов?

У доступных сегодня форм онлайн-сертификации есть заметные преимущества: во-первых, они позволяют развиваться межвузовской системе признания сертификатов по онлайн-курсам (условно говоря, студент вуза может пройти курс от другого вуза по конкретной дисциплине, и его «родной» вуз зачтёт полученные результаты); во-вторых, такие сертификаты постепенно признаются и работодателями.

На платформе «Открытое образование» электронные сертификаты решают сразу несколько задач для разных категорий слушателей:

  • для студентов - возможность пройти курс по специальности онлайн даже от другого университета и получить зачётные баллы в своём вузе;
  • для работающих людей - возможность дополнить своё профессиональное портфолио и получить рекомендации;
  • для абитуриентов - возможность пройти профориентацию и погрузиться в будущую профессию. Кроме того, полученный сертификат также можно перезачесть в вузе после поступления.

Мы составили небольшую шпаргалку для тех, кто планирует получать электронное подтверждение своих знаний:

Сколько стоит сертификат?

Платным является не сертификат, а процедура сдачи контрольных испытаний с идентификацией личности для его получения. Стоимость такого экзамена составляет 1 000 рублей для всех онлайн-курсов на Открытом образовании. Оплата производится с помощью банковской карты или сервиса Яндекс.Деньги.

Является ли сертификат документом об образовании?

Да, сертификат - это документ о дополнительном образовании, и его выдаёт университет, заверив собственной печатью и подписью ответственного лица.

Что указано в сертификате?

В сертификате указывается вся необходимая информация: название вуза, выдавшего сертификат, ФИО обучающегося, наименование курса, период обучения и результаты обучения (количество зачетных единиц).

Как происходит идентификация личности на экзамене?

Слушатель устанавливает на свой компьютер, имеющий веб-камеру, специальное приложение и использует его для прохождения экзамена. Во время экзамена проктор внимательно следит за движением глаз экзаменуемого и за рабочим столом компьютера. Таким образом, достоверность результатов такого экзамена достигает 98% (в отличие от очного аналога).

Я получу сертификат сразу после окончания курса?

Нет. Сертификат формируется в течение 2 недель – 1 месяца.

Может ли быть выдан сертификат не студентам, а уже работающим людям?

Сертификат может быть выдан любому желающему.

Есть ли срок годности у сертификата?

Срок действия сертификата зависит от организации, которая планирует перезачесть результаты онлайн-обучения студента.

Как я могу перезачесть сертификат?

Процедура перезачёта может отличаться в разных вузах. Поэтому мы рекомендуем слушателям в начале семестра обращаться на кафедру или в учебный отдел с заявлением о желании изучать курс онлайн. Многие университеты публикуют на сайтах списки онлайн-курсов, сертификаты по которым они принимают результаты обучения.

Считается ли сертификат документом о повышении квалификации?

Нет, сертификат не является свидетельством о повышении квалификации, даже если вы сдавали тест с подтверждением личности.

Если я сдал экзамен, нужно ли ещё раз платить деньги за пересдачу?

Если экзамен не был сдан по объективным причинам, например, из-за технического сбоя, то будет предоставлена следующая попытка. Если результаты прохождения экзамена не позволяют получить сертификат, то следующую попытку необходимо будет оплатить.

Можно получить бумажный сертификат?

Сертификат вы получаете в электронном виде. Запрос на получение бумажного сертификата можно отправить в тот университет, онлайн-курс которого вы проходили.

Профессиональное обучениеработников организаций сроком до 72 часов, осуществляемое специалистами и высококвалифицированными рабочими этих организаций в целях углубления и поддержания уровня квалификации работников организации, их очередной аттестации, адаптации вновь принятых работников к специфике производства, условиям труда, традициям трудового коллектива, с отражением сведений о прохождении обучения в квалификационной характеристике без выдачи документов об образовании или квалификации лицензированию на право ведения образовательной деятельности не подлежит.

Данная деятельность попадает под дейтствие не закона «Об образовании», а Трудового кодекса, а конкретно главы 32 ТК «Ученический договор». Во время ученичества не работник оплачивает работодателю свое обучение, а работодатель оплачивает работнику указанное обучение, выплачивая стипендию не менее МРОТ (сейчас 5205 рублей)

Это не обучение в чистом виде, а скорее профессиональная подготовка.

Ученический договор может содержать условие о необходимости проработать у данного работодателя определенное время. При этом

Статья 207. Права и обязанности учеников по окончании ученичества
Лицам, успешно завершившим ученичество, при заключении трудового договора с работодателем, по договору с которым они проходили обучение, испытательный срок не устанавливает ся.

В случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.

При этом согласно

Постановлению Правительства РФ от 31.03.2009 N 277
(ред. от 24.09.2010)
«Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности»

2. Не подлежат лицензированию:

а) образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации;

б) индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, в том числе в области профессиональной подготовки.

Таким образом, вы можете либо заключать с данными лицами трудовой договор с заключением ученического договора, и тогда можете осущестлять как юридическое лицо (безусловно, прежде придется зарегистрировать это юридическое лицо, например, в форме ООО) профессиональное обучение своих работников, предоставляя им все гарантии, предусмотренные ТК.

Либо, как индивидуальный предприниматель, можете осуществлять разовые лекции, стажировки, семинары, не сопровождающиеся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании (обратите внимание, что они разовые, а не систематические), либо осуществлять индивидуальную трудовую педагогическую деятельность в области проф. подготовки.

Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность осуществляется в соответствии с

Статьей 48 Закона Об образовании

Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность

1. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, сопровождающаяся получением доходов, рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не лицензируется.(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 169-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)

3. Незарегистрированная индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не допускается. Физические лица, занимающиеся такой деятельностью с нарушением законодательства Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Все доходы, полученные от такой деятельности, подлежат взысканию в доход соответствующего местного бюджета в установленном порядке.

​Здравствуйте!
Я решил сменить сферу деятельности, но в никуда уходить не хочу, поэтому пока не найдется подходящий вариант остаюсь на старой работе. Я начал просматривать вакансии, которые могли бы меня заинтересовать, и на многих из них требуется знание специальных программ и опыт работы в данной сфере, которых у меня нет. В некоторых случаях компании готовы обучать этому, но на время обучения трудовой договор не предоставляется, а подписывается уже после. Я увольняться ради стажировки без договора не готов, а то не известно подпишут его потом или нет. И я нашел курсы при МГТУ им. Баумана, которые обучают данным программам и выдают сертификат.
Отсюда у меня возникает несколько вопросов:
1) Есть ли какой-то толк от сертификата об окончании таких курсов или это просто дорогостоящая бесполезная бумажка?
2) Если у меня будет такой сертификат, будет ли это плюсом на собеседовании, если все равно не будет опыта в данной сфере, но будет знание необходимых программ?
3) Имеет ли значение при каком именно институте окончены курсы? Цены ведь везде разные, стоит ли переплачивать за более престижный вуз?

Отмечено как решение

Эксперт по трудовому праву

Доброго дня! Давайте подойдем к вашему вопросу юридически. Ведь вы спрашиваете про юридическую силу документов?
Так вот, действующее сейчас законодательство об образовании предполагает несколько вариантов документов о послевузовском образовании.
Первое - это просто сертификат. Выдается, если курсы менее 16 академ часов, а также, если у образовательной организации нет лицензии на серьезные документы. Или такой сертификат получают те, у кого за плечами изначально только школа. Нет ни среднего, ни высшего образования. Юридическую силу документ имеет, но не очень ценится.
Второй вариант - удостоверение о повышении квалификации. Курсы - от 16 ак/ч. Есть базовое среднее или высшее образование. Предполагается, что вы на базе этого имеющегося образования повысили свою квалификацию. Т.е., не сильно ушли от той сферы, в которой у вас есть диплом. Удостоверение - это уже серьезный документ.
Третий вариант - диплом о профессиональной переподготовке. Это если вы проходили обучение от 250 ак/ч. И у вас есть базовое среднее или высшее образование. Тогда такой диплом будет приравниваться к диплому о втором высшем образовании.
Ну, и ваш вопрос о том, будет ли это просто бумажка - это зависит от того, в каком учебном заведении вы будете проходить обучение. Посмотрите рейтинги и отзывы.

Если вам интересно узнать про ваши права, добро пожаловать

1 сентября 2013 г. в России вступает в силу новый закон «Об образовании» . До этого момента мы ориентируемся на действующий сейчас Федеральный закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.

Зачем нужен новый закон?

Сегодня в стране идет реформа системы образования, меняются подходы к обучению, возникают новые формы и технологии. Как и любой законопроект, он вводит новые понятия, меняет правовые статусы участников и заставляет нас жить по-новому. Отметим, что вступление нового закона, прежде всего, обусловлено новыми реалиями жизни россиян. Действующий в данный момент закон устарел и не отражает многих особенностей современного учебного процесса, старая трактовка понятия «образование» уже слишком узка для нашего общества. И новый закон должен обеспечить всем этим изменениям юридический фундамент.

Кого касается новый закон об образовании?

Новый закон касается всех организаций, в которых происходит передача знаний от преподавателя к ученикам (студентам, слушателям). А значит, он важен для учебных и тренинговых центров, а также школ и курсов всех направлений.

Новый закон и учебные центры

В момент принятия старого закона к образованию относились как к некому обязательному процессу, который необходимо пройти всем в принудительном порядке от детского сада до института, а затем временно забыть о нем до рождения детей, которые также должны будут пройти этот путь. Сегодня отношение к образованию значительно изменилось, изменилось и само устройство образовательной системы. Быстрый темп жизни и развития общества требуют от россиян постоянного пополнения своей базы знаний и развития приобретенных навыков. Во многих компаниях уже считается неприличным в течение длительного периода времени не посещать какие-либо тренинги. Да и сами сотрудники понимают, что останавливаться в профессиональном развитии опасно – так можно быстро потерять ценность на рынке труда. Спрос рождает предложение и вот уже на рынке множество тренинговых компаний разных форм собственности предлагают курсы и тренинги на любой вкус.


Самообразование уже давно стало модным, и многие расценивают получение новых знаний, как интересный способ проведения досуга. Курсы мыловарения, макраме и вязания, гончарные мастерские, уроки рисования и плетения кос, занятия по фэн-шую и женским практикам – за последние годы не просто вырос, а сформировался почти с нуля огромный рынок. Ведь раньше, в советское и постсоветское время, подобный сегмент образования был представлен лишь кружками для школьников по художественной гимнастике и шитью мягких игрушек. Теперь почти все взрослое население обязательно посещает какие-нибудь курсы.

Появился и новый сегмент «образование как развлечение», в котором представлены лекции, проводимые в кафе, мастер-классы как шоу или концерт и т. д. Рынок дополнительного краткосрочного образования для детей и взрослых растет с каждым днем, а значит, его надо как-то регулировать законодательно, что, собственно, и отражено в новом законе.

Сертификаты и дипломы

Многие после посещения курсов желают получить сертификаты и дипломы, подтверждающие их знания. В прошлом законе и постановлении №174 «Об утверждении положения о лицензировании образовательной деятельности» от 16.03.2011 г. о выдаче подобных бумаг было написано весьма туманно: «Образовательная деятельность, осуществляемая путем проведения разовых занятий различных видов (в том числе лекций, стажировок, семинаров) и не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании , деятельность по содержанию и воспитанию обучающихся и воспитанников, осуществляемая без реализации образовательных программ, а также индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не подлежат лицензированию ». Так, не совсем понятно, может ли организация, не имеющая образовательной лицензии выдать сертификат о прохождении тренинга, если тренинг был меньше 72 часов и не был проведен экзамен. Это путанное положение рождало много споров.

В новом законе все расставлено по своим местам: организации, занимающиеся общим, профессиональным и дополнительным профессиональным образованием (курсы повышения квалификации) обязаны иметь лицензию, а некоторые должны пройти государственную аттестацию и аккредитацию. Соответственно, выдают сертификаты установленного государством образца. В этой части законодательство не изменилось. А вот касательно дополнительного образования возможности выдачи разных документов существенно расширены. Во-первых, разделены понятия «документ об образовании» (дипломы, аттестаты и прочие обязательные «корочки») и «документ об обучении». Посмотрим в закон, п. 1, ст. 60: «в Российской Федерации выдаются:

  1. документы об образовании и (или) о квалификации, к которым относятся документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации;
  2. документы об обучении, к которым относятся свидетельство об обучении, свидетельство об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, иные документы, выдаваемые в соответствии с настоящей статьей организациями, осуществляющими образовательную деятельность.»

Фраза «иные документы» теперь дает нам огромный простор. Также п. 15 статьи 60 прямо говорит, что теперь мы имеем право выдавать любые документы, которые только можно выдумать: хоть грамоты, сертификаты или справки, хоть медали или шоколадки: «организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе выдавать лицам, освоившим образовательные программы, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации, документы об обучении по образцу и в порядке, которые установлены этими организациями самостоятельно» .

Лицензирование

Что же касается лицензирования, теперь лицензированию образовательной деятельности подлежат все (п. 18-19): «Образовательная организация – некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;

организация, осуществляющая обучение, – юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности».

Также расширен спектр видов образования, по которым проводится лицензирование: «Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования».

Насколько применимо такое положение закона покажет лишь опыт и практика.

Организационно-правовые формы

В старой версии допускалось только две организационно-правовых формы собственности образовательных организаций: образовательное учреждение и автономная некоммерческая организация, теперь же этот список расширен. В новый закон введены понятия «образовательная организация» (которой, может являться только некоммерческая организация) и организация, осуществляющая образовательную деятельность. Об этих организация в п. 5 ст. 31 говориться следующее: «Иные юридические лица вправе осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального обучения, образовательным программам дошкольного образования и дополнительным образовательным программам» .

Осуществлять образовательную деятельность может и индивидуальный предприниматель, при этом если процесс обучения осуществляется предпринимателем собственнолично – то лицензии не требуется. А вот если ИП нанимает педагогов – то его деятельность уже подлежит обязательному лицензированию, вне зависимости от вида образовательной деятельности.

При этом согласно п. ст. 108: «Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность с привлечением педагогических работников, должны получить лицензию на осуществление образовательной деятельности до 1 января 2014 г. В случае неполучения до истечения указанного срока индивидуальными предпринимателями лицензий они обязаны прекратить осуществление образовательной деятельности с привлечением педагогических работников» .

Электронные и дистанционные формы обучения


Не остался незамеченным в законе и технический прогресс. Отдельная статья посвящена электронным и дистанционным формам обучения п. 1, ст. 16: «Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» .

Электронное и дистанционное обучение приравнено к традиционным очным формам.

РЕЗЮМЕ

  • С 1 сентября 2013 г. в силу вступает
  • В основном он коснется сферы государственного образования: большое место в нем отводится ВУЗам, школам, ЕГЭ и т. п.
  • Однако само понятие «образование» существенно расширено, т. к. новые реалии требуют новой законодательной базы: в России появилось множество курсов и мастер-классов для самообразования взрослых и детей.
  • Также затронут вопрос о дистанционном и электронном обучении.
  • По новому закону организации, занимающиеся общим и профессиональным образованием, а также курсы повышения квалификации обязаны иметь лицензию и могут выдавать сертификаты государственного образца. А организации, занимающиеся дополнительным образованием, могут выдавать «документы об обучении»: грамоты, сертификаты, справки и др.
  • Один из важнейших пунктов нового закона – о , которому теперь подлежат все курсы без исключения.
  • Расширен перечень форм собственности образовательных организаций. В старой версии допускалось только две формы: образовательное учреждение и автономная некоммерческая организация. Теперь образовательную деятельность могут осуществлять и другие организации, в том числе ИП.
  • Если ИП осуществляет образовательную деятельность с привлечением педагогических работников, он обязан получить лицензию до 1 января 2014 г.


 

Возможно, будет полезно почитать: