Статья 138 ч 1. Технари из ФСБ

Незаконные производство, приобретение и (или) сбыт специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, -
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

(Статья дополнительно включена с 8 декабря 2011 года Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 420-ФЗ)

Комментарий к статье 138.1 УК РФ

1. Предметом преступления являются специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации, например видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства (Перечень таких средств утвержден Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1996 г. N 770).

2. Объективная сторона характеризуется альтернативными действиями: 1) производство специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации; 2) их сбыт; 3) приобретение.

Под производством следует понимать изготовление указанных средств; под сбытом - их отчуждение иным лицам (например, продажа, дарение, обмен); под приобретением - их покупку, получение в дар или в уплату долга, в обмен на товары и вещи, временное завладение.

Указанные действия признаются незаконными, если совершаются лицами, не имеющими лицензии на производство и оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

3. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

4. Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет.

Другой комментарий к статье 138.1 Уголовного Кодекса РФ

1. В комментируемой статье речь идет об ответственности за неправомерные действия со специальными техническими средствами, предназначенными для негласного получения информации. Данная норма направлена на пресечение незаконного оборота специальных технических средств, которые вправе изготавливать и использовать только уполномоченные на то предприятия и организации, а также для наказания тех, кто незаконно приобретает или сбывает подобные предметы.

2. Объектом преступления следует признать установленный законом порядок оборота данной продукции. Важное значение для квалификации по данной статье имеет предмет преступления - специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации. В этой части диспозиция носит бланкетный характер. Необходимо опираться на нормы Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (ред. от 28.07.2012), Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (ред. от 10.07.2012) и на статьи Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 N 287 (URL: //www.consultant.ru/popular/license/). В утвержденном Положении определен порядок лицензирования деятельности по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, и, как представляется, исчерпывающий перечень подобных предметов. Данный вид лицензирования осуществляется Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

3. Объективная сторона преступления заключается в совершении любого из указанных в диспозиции статьи действий. Преступление имеет формальный состав, т.е. оно считается оконченным с момента производства или приобретения или сбыта. При этом важно установить, были ли на самом деле производимые (сбываемые, приобретаемые) технические средства предназначены для негласного получения информации. Для ответа на данный вопрос необходимо проведение специальной технической экспертизы. Производство предполагает изготовление любым способом указанных специальных технических средств. Сбыт подразумевает их продажу, дарение или иные способы реализации. Приобретение означает их возмездное или безвозмездное получение.

4. Субъективная сторона этого преступления характеризуется прямым умыслом, а при приобретении специальных технических средств еще и целью их дальнейшего сбыта.

5. Субъектом преступления является лицо вменяемое, достигшее возраста 16 лет.

«Статья 138.1. Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации

Незаконные производство, приобретение и (или) сбыт специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, -

наказываются штрафом в размере до 200 000 рублей…, либо лишением свободы на срок до 4 лет…»

В вышеуказанном мною случае, ситуация развивается по следующим сценариям :

1. Сотрудники правоохранительных органов предлагают человеку признать вину, и согласить на особый порядок судопроизводства в обмен на мягкое наказание. Суд скорее всего назначит наказание в виде штрафа.

2. Если человек не согласился признать виду, то после завершения следствия, в суде назначается экспертиза, которая признает авторучку с видеокамерой специальным техническим средством, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.07.1996 N 770 . И суд назначает несчастному более суровое наказание, чем в первом случае, либо равнозначное (на усмотрение суда).

Представляется, что законодатель, включая статью 138.1 в Уголовный кодекс РФ, имел ввиду действительно серьезные шпионские устройства, которые могут причинить вред безопасности России. Вряд ли имелись ввиду дешевые китайские гаджеты. Но разделять китайские гаджеты и серьезное шпионское оборудование ни законодатель, ни исполнительные органы не стали. А непосредственные правоприменители подошли к процессу формально и применяют статью так как она написана, привлекая и простых потребителей, и агентов-шпионов.

Что же делать, если человек купил авторучку с видеокамерой просто из-за любопытства, желая удивить друзей, почувствовать себя «агентом 007» или по подобным достаточно безобидным причинам, не помышляя о скрытой видеосъемке соседей и не зная при этом ни об уголовной ответственности.

Думаю, что первоначально не стоит признавать вину по предложению правоохранительных органов, если вы считаете себя невиновным. Признавая совершение преступления, вы отказываетесь от защиты и полностью отдаете себя в руки сотрудников правоохранительных органов.

практика:

У меня тоже скоро суд за часы! и никому ничего не докажешь сказали что верблюд и ты должен согласится я не согласился так мне угрожали и что закрою и что меня вынесут оттуда вперед ногами и то что у меня есть дети и было две левых экпертизы с которыми я не согласился но суд все равно будет потомучто я покушался на чьи то права а у меня как у человека никаких прав нет и быть не может вот так и живем

19 декабря Басманный суд в Москве вынесет приговор по делу Алексея Соколова - 38-летнего отца троих детей, который на свою беду купил китайский брелок с видеорегистратором, а потом попытался его продать. И за это уже полгода сидит в тюрьме. О том, как появилось это абсурдное дело, - рассказывает Мария Эйсмонт.

Вам знаком подсудимый? - спрашивает судья Басманного суда Елена Ленская.

Примерно, да, - отвечает девушка, бросив быстрый взгляд на человека в клетке. Дело было год назад, объясняет она, Было холодно, у станции метро к ней подошел человек…

К вам подошел сотрудник полиции, - уточняет судья.

Да. Сказал, что им надо совершить закупку. Что человек, - опять быстрый взгляд на мужчину в клетке, - продает средство, которое нельзя продавать.

Оперативно-розыскное мероприятие «контрольная закупка», в котором девушка выступила в качестве понятого, прошло в декабре 2015 года у метро «Красные ворота». Оперативники контрольно закупили через сайт Avito.ru китайский брелок с функцией видеорегистратора за 1500 рублей. По букве закона и сложившейся в последнее время практике это не просто брелок, а «специальное техническое средство, предназначенное для негласного сбора информации». Его незаконный оборот - то есть приобретение, хранение и продажа без соответствующей лицензии, - образует состав уголовного преступления, описанного статьей 138.1 УК РФ. Если перевести все это на совсем понятный человеческий язык, то приобретая через интернет брелок или авторучку с функцией записи видео, покупатель рискует получить судимость по уголовной статье, а также штраф, или даже срок - до четырех лет лишения свободы.

Видеорегистратор, смартфон с камерой, диктофон случайно не попадают под эту статью??

Домохозяйка из Калининграда Светлана Юшина после рождения второго сына создала «ВКонтакте» группу для совместных закупок товаров из Китая: одежда и обувь для детей и взрослых, детские игрушки, гаджеты. В конце января 2012 года к ней обратился некий Николай и попросил заказать ему часы с множеством функций: с подсветкой, водонепроницаемые, с видеокамерой и фотоаппаратом. Через месяц получил и заказал еще одни - мол, те были в подарок, а эти для себя. За третьими Николай явился с коллегами, оперативниками отдела «К». Юшиной предъявили обвинение по статье 138.1 УК (незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации). Максимальный срок - четыре года.

Следствие длилось полгода, но адвокату Юшиной Николаю Дудареву удалось добиться его прекращения до суда по статье УК - суд признал, что впервые обвиненная в уголовном преступлении небольшой тяжести женщина, которая в тот момент ждала третьего ребенка, не представляет общественной опасности.

Пенсионеру из Чувашии Николаю Смирнову повезло меньше: был и суд и приговор - штраф в размере 10 тысяч рублей за приобретение в китайском интернет-магазине очков со встроенной камерой, с помощью которых 66-летний житель Новочебоксарска собирался снимать внуков. Причем посылку с очками Смирнов даже не получил: ее задержали на таможне. Получил сразу повестку к следователю - и обвинение по статье 138.1 через статью 30 УК: покушение на приобретение специального технического средства.

«Это называется контролируемая поставка: посылку “ведут” с момента ее прихода на таможню, человек приходит на почту и его там задерживают», - поясняет адвокат Дмитрий Динзе.

32-летнего фотографа из Новочеркасска Евгения Матвиенко приговорили к году условно за попытку приобретения ручки со встроенной видеокамерой. Товар до адресата не дошел, Матвиенко успел даже получить обратно свои деньги и забыть про заказ. Но через пять месяцев его вызвали на почту, где в присутствии оперативников продемонстрировали ту самую ручку, и фотограф стал фигурантом уголовного дела. Матвиенко согласился признать вину, дело рассмотрели в особом порядке.

Технари из ФСБ

Закон, выделивший «незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации» в отдельную статью, был принят в декабре 2011 года. Впрочем, новостью для правоприменителя норма не стала: до этого в Уголовном кодексе действовала часть 3 статьи 138, которая предусматривала ответственность за те же самые действия. Выделив незаконный оборот специальных техсредств в отдельную статью, законодатели ужесточили максимальное наказание с 3 лет до 4 лет лишения свободы и добавили возможность назначать обязательные и принудительные работы.

Главный вопрос, который стоит при применении статьи 138.1 УК, - что считать «специальным техническим средством, предназначенным для негласного получения информации» (СТС для НПИ). Перечня таких устройств, закрепленного отдельным законодательным актом, не существует. На практике эксперты (экспертизы по таким делам проводят институты ФСБ), а также следователи и суды опираются на два документа: Постановление правительства от 10 марта 2002 года № 214 - оно регламентирует ввоз и вывоз таких устройств в страну и из страны, а также Постановление правительства от 12 апреля 2012 № 287 - в нем идет речь о лицензировании деятельности по разработке, приобретению и продаже таких средств.

Если руководствоваться постановлением 2012 года, то под запрет к свободной покупке и продаже попадают вообще все средства, позволяющие вести запись или просто наблюдать «негласно» - чтобы продавать или пользоваться такими устройствами законно, необходимо сначала получить лицензию в органах ФСБ. В постановлении 2002 года перечислены признаки устройств, позволяющие хотя бы немного сузить этот круг: под запрет попадают любые камеры, «закамуфлированные под бытовые предметы», камеры с вынесенным значком входа типа Pin-hole, работающие при низкой освещенности или работающие от пульта дистанционного управления. Причем достаточно того, чтобы устройство обладало хотя бы одним из этих признаков.

«Конкретного списка, который бы все покрыл, быть не может, потому что постоянно появляются какие-то технические новинки, все в список не включишь. А те признаки, которые есть в документах - устарели. Под них что угодно попадает, включая телефоны с камерами. Хорошо что до программного обеспечения еще не добрались, ведь на телефонах с системой Android есть полно программ, позволяющих незаметно, одновременно с использованием других функций, и видео снимать и аудио записывать», - говорит адвокат Динзе.

Будет ли признан тот или иной гаджет спецсредством, зависит от эксперта ФСБ. «Это обычные технари, которые работают в специальных подразделениях ФСБ как раз с такой техникой. То есть по сути - случайные люди, не какие-то специально подготовленные эксперты. И качество экспертизы может очень сильно отличаться и зависеть от личности человека, который ее пишет: какой у него опыт, насколько допотопной техникой пользуются в его службе, в каких он отношениях с теми сотрудниками правоохранительных органов, для которых ее делает», - перечисляет юрист.

Запретить ножи и топоры

Еще до выделения незаконного оборота специальных технических средств в отдельную статью конституционность части 3 статьи 138 УК обжаловали шесть человек, осужденных за сбыт и изготовление таких приборов. Среди них был житель Архангельска Алексей Трубин, который получил 1,5 года условно за то, что собрал по схеме из журнала «Радио» микрофон, который вмонтировал в футляр от губной помады и использовал дома, в том числе как радионяню для сына.

Конституционный суд признал норму соответствующей основному закону, сославшись на неприкосновенность частной жизни, которую может нарушить использование подобных приборов. Заявители и их адвокат указывали на то, что приобретение или продажа специальных технических средств еще не говорит о том, что они будут использоваться для совершения противоправных деяний: не пытается же законодатель запретить кухонные ножи и топоры, несмотря на статистику бытовых убийств. КС в постановлении от 31 марта 2011 года напомнил , что, разумеется, в суде должен быть доказан преступный умысел, но избыточной эту норму не посчитал.

Что касается неопределенности в той части, что считать специальным техническим средством, КС попытался внести ясность, сославшись на закон «Об оперативно-розыскной деятельности» и то самое постановление № 214 2002 года. «В частности, это могут быть технические средства, которые закамуфлированы под предметы (приборы) другого функционального назначения, в том числе бытовые; обнаружение которых в силу малогабаритности, закамуфлированности или технических параметров возможно только при помощи специальных устройств; которые обладают техническими характеристиками, параметрами или свойствами, прямо обозначенными в соответствующих нормативных правовых актах; которые функционально предназначены для использования специальными субъектами», - говорится в документе. Теперь защитники обвиняемых по статье 138.1 УК в ходе процесса апеллируют к тому, что устройство должно обладать всеми признаками, перечисленными Конституционным судом, совокупно, а не по отдельности.

В том же определении КС говорится и о недопустимости заводить дела за бытовые фотоаппараты, видеокамеры и радионяни: «Что касается технических средств (предметов, устройств), которые по своим техническим характеристикам, параметрам, свойствам или прямому функциональному предназначению рассчитаны лишь на бытовое использование массовым потребителем, то они не могут быть отнесены к специальным техническим средствам для негласного получения информации, если только им намеренно не приданы нужные качества и свойства, в том числе путем специальной технической доработки, программирования именно для неочевидного, скрытного их применения».

Рынок контрольных закупок

Жителю Ямало-Ненецкого автономного округа Юрию Метельскому, которого в январе 2013 года приговорили к 120 тысячам рублей штрафа за покупку ручки с видеокамерой, удалось добиться отмены приговора. Суд апелляционной инстанции сослался как раз на постановление КС и определил ручку Метельского как «многофункциональный прибор», а не спецсредство: «Предмет преступления по данному делу - это авторучка с видеорегистратором. Фактически, речь идет о многофункциональном приборе, специально не предназначенным для негласного получения информации, а для фиксации информации разными способами. Так, изъятый комплект технического изделия помещен в корпус действующей авторучки. Таким образом, в данном случае речь идет о бытовом приборе, который может быть использован для письменной, акустической и визуальной регистрации информации, то есть речь следует вести не о закамуфлированном устройстве, а об устройстве целевого назначения».

На ручке, которую Метельский заказал в интернете и получил на почте уже в присутствии оперативников, объектив видно невооруженным глазом, а при записи горит значок индикатора, указал суд ЯНАО. Покупателя ручки, который собирался с ее помощью «разыгрывать приятелей», оправдали и признали за ним право на реабилитацию.

Метельского оправдали в 2013 году и его случай не вошел в статистику обвинительных приговоров, которых в том году было вынесено 152. Все осужденные были приговорены к штрафам: от 5 тысяч до 500 тысяч рублей.

Согласно статистике судебного департамента, в 2014 году по статье 138.1 УК было осуждено 212 человек. Трое из них были приговорены к лишению свободы на сроки до года, четверо - к штрафам более 100 тысяч рублей. Более ста человек оштрафовали на суммы от 5 тысяч до 100 тысяч рублей.

В 2015 году число обвиняемых по статье 138.1 УК идет на десятки: предприниматель из Чувашии продавал «шпионские часы» с фотоаппаратом, 20-летний житель Георгиевска Ставропольского края обвиняется в продаже флешек, ревнивого мужа из города Канаш (тоже Чувашия) будут судить за купленную для слежки за женой ручку с камерой, жителя Уссурийска - за брелок автосигнализации с возможностью записи. Во многих из этих дел, как и в случае с калиниградской домохозяйкой Юшиной, обвинение строится на результатах так называемой проверочной закупки - покупателем выступает оперативник.

«Это обычная практика: прийти на радиорынок, поинтересоваться новинками, купить гаджет - и дело готово. Для возбуждения достаточно одного эпизода покупки одной единицы товара», - рассказал адвокат Динзе. По его словам, статью 138.1 УК не используют в борьбе со шпионажем и раскрытием государственных секретов: «Не припомню, чтобы кому-то из обвиняемых в шпионаже дополнительно вменяли эту статью, она скорее для обычных людей. Честно говоря, это очередной дурацкий запрет, который мог якобы защитить от промышленного шпионажа, а по факту превратился в поимку торговцев китайскими ручками».

Юрист отмечает, что на практике к уголовной ответственности чаще привлекают продавцов и покупателей именно фиксирующих устройств - записывающих аудио и видео: очков, борсеток и рюкзаков с камерами внутри, ручек. «При этом я ни разу не слышал, чтобы привлекали за глушилки, подавители сигнала сотовой связи, устройства, блокирующие запись и выдающие вместо нее шум при попытке записать телефонные переговоры. Почему - не знаю».

(введена Федеральным законом от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

Незаконные производство, приобретение и (или) сбыт специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, —
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к статье 138.1 УК РФ

1. Комментируемой статьей установлена ответственность за незаконное производство, приобретение, сбыт специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.
2. Объект данного преступного посягательства, как и иных преступлений, предусмотренных нормами гл. 19 УК, составляют общественные отношения, возникающие в связи с реализацией права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений.
Непосредственным же его объектом выступает установленный законом и иными нормативными правовыми актами порядок производства, приобретения, сбыта специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.
3. Под специальными техническими средствами, предназначенными для негласного получения информации, понимаются аппаратура, техническое оборудование и (или) инструменты, разработанные, приспособленные или запрограммированные для негласного получения и регистрации акустической информации; прослушивания телефонных переговоров; перехвата и регистрации информации с технических каналов связи; контроля почтовых сообщений и отправлений; исследования предметов и документов; получения (изменения, уничтожения) информации с технических средств ее хранения, обработки и передачи <1>.
———————————
<1> См.: Постановление Правительства РФ от 01.07.1996 N 770 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности физических и юридических лиц, не уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, связанной с разработкой, производством, реализацией, приобретением в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, и Перечня видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности» (в ред. от 15.07.2002) // СЗ РФ. 1996. N 28. Ст. 3382; 2002. N 29. Ст. 2965.

К таким средствам относятся, например, специальные технические средства для негласного получения и регистрации акустической информации, для негласного визуального наблюдения и документирования, для негласного прослушивания телефонных переговоров, для негласного перехвата и регистрации информации с технических каналов связи, для негласного контроля почтовых сообщений и отправлений, для негласного исследования предметов и документов, для негласного проникновения и обследования помещений, транспортных средств и других объектов и иные.
4. Незаконность совершения действий, указанных в диспозиции комментируемой статьи, означает их совершение в нарушение установленного порядка.
Так, например, в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 28.07.2012) <1> лицензированию подлежат разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации. В развитие положений данного Федерального закона принято Постановление Правительства РФ от 15.07.2002 N 526 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность» (в ред. от 24.09.2010) <2>. Постановлением Правительства РФ от 10.03.2000 N 214 утверждено Положение о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, и списка видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых подлежат лицензированию (в ред. от 08.12.2010) <3>.
———————————
<1> СЗ РФ. 2011. N 19. Ст. 2716; 2011. N 30 (ч. 1). Ст. 4590; N 43. Ст. 5971; N 48. Ст. 6728; 2012. N 26. Ст. 3446; N 31. Ст. 4322.
<2> СЗ РФ. 2002. N 29. Ст. 2965; 2005. N 25. Ст. 2511; 2007. N 6. Ст. 760; 2008. N 17. Ст. 1889; 2010. N 19. Ст. 2316; N 40. Ст. 5076.
<3> СЗ РФ. 2000. N 12. Ст. 1292; N 43. Ст. 4250; 2006. N 50. Ст. 5341; 2009. N 9. Ст. 1101; 2010. N 52 (ч. 1). Ст. 7080.

5. Объективную сторону состава преступления, предусмотренного комментируемой статьей, образует совершение указанных в законе действий в нарушение приведенных и иных нормативных правовых актов.
6. Под производством технических средств следует понимать их промышленное или кустарное изготовление, приспособление бытовой аппаратуры под специальные цели, ее модернизацию для негласного получения информации и др. Сбыт предусматривает передачу предмета другому лицу (хотя бы одному), обмен, дарение и т.п. В качестве приобретения может рассматриваться любая форма завладения ими. Если способ завладения предметом содержит признаки самостоятельного состава преступления (например, кража), деяние следует квалифицировать по совокупности составов преступлений.
7. Состав рассматриваемого преступления формальный. Преступление окончено с момента выполнения действий по производству, сбыту или приобретению специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.
8. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что оно незаконно производит, сбывает или приобретает специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации, и желает выполнить эти действия.
9. Субъект преступления общий. Им является вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.

Задайте вопрос адвокату и получите быстрый ответ

Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации

Комментарий к статье 138.1 УК РФ:

1. В комментируемой статье речь идет об ответственности за неправомерные действия со специальными техническими средствами, предназначенными для негласного получения информации. Данная норма направлена на пресечение незаконного оборота специальных технических средств, которые вправе изготавливать и использовать только уполномоченные на то предприятия и организации, а также для наказания тех, кто незаконно приобретает или сбывает подобные предметы.

2. Объектом преступления следует признать установленный законом порядок оборота данной продукции. Важное значение для квалификации по данной статье имеет предмет преступления - специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации. В этой части диспозиция носит бланкетный характер. Необходимо опираться на нормы Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (ред. от 28.07.2012), Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (ред. от 10.07.2012) и на статьи Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 N 287. В утвержденном Положении определен порядок лицензирования деятельности по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, и, как представляется, исчерпывающий перечень подобных предметов. Данный вид лицензирования осуществляется Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

3. Объективная сторона преступления заключается в совершении любого из указанных в диспозиции статьи действий. Преступление имеет формальный состав, т.е. оно считается оконченным с момента производства или приобретения или сбыта. При этом важно установить, были ли на самом деле производимые (сбываемые, приобретаемые) технические средства предназначены для негласного получения информации. Для ответа на данный вопрос необходимо проведение специальной технической экспертизы. Производство предполагает изготовление любым способом указанных специальных технических средств. Сбыт подразумевает их продажу, дарение или иные способы реализации. Приобретение означает их возмездное или безвозмездное получение.

4. Субъективная сторона этого преступления характеризуется прямым умыслом, а при приобретении специальных технических средств еще и целью их дальнейшего сбыта.

5. Субъектом преступления является лицо вменяемое, достигшее возраста 16 лет.



 

Возможно, будет полезно почитать: