Единоличного и коллегиального рассмотрения гражданских дел. Единоличное и коллегиальное рассмотрение дел

1. Гражданские дела в судах первой инстанции рассматриваются судьями этих судов единолично или в предусмотренных федеральным законом случаях коллегиально.

2. В случае, если настоящим Кодексом судье предоставлено право единолично рассматривать гражданские дела и совершать отдельные процессуальные действия, судья действует от имени суда.

3. Дела по жалобам на судебные постановления мировых судей, не вступившие в законную силу, рассматриваются в апелляционном порядке единолично судьями соответствующих районных судов.

4. Гражданские дела в судах апелляционной инстанции, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи и частью первой статьи 335.1 настоящего Кодекса, рассматриваются коллегиально.

Гражданские дела в судах кассационной и надзорной инстанций рассматриваются коллегиально.

По общему правилу, закрепленному в статье 7 ГПК РФ, рассмотрение гражданских дел в судах первой инстанции осуществляется судьей единолично. Единоличное рассмотрение дел означает, что судья осуществляет правосудие от имени суда один, без участия других судей или заседателей.

К первой инстанции относятся суды, рассматривающие первоначально поступившие исковые и другие заявления, относящиеся к их подсудности. Единолично рассматриваются гражданские дела:

  • всеми мировыми судьями;
  • районными (городскими) судами — по первой и апелляционной инстанции;
  • судами субъектов Российской Федерации (республиканскими, краевыми, областными и др.) — по первой инстанции;
  • Верховным Судом РФ — по первой инстанции.

В случаях, прямо указанных в законе, рассмотрение гражданских дел производится коллегиально. То есть суд состоит из нескольких судей (3 и более), один из которых является председательствующим в деле, а остальные обладают правом совещательного голоса. В качестве очевидного примера рассмотрения дела в коллегиальном составе по первой инстанции можно привести статью 260.1 ГПК РФ.

В коллегиальном составе рассматриваются гражданские дела во второй и последующих инстанциях. При этом закреплено, что рассматривается единолично в районном суде при обжаловании решений мировых судей . В остальных случаях рассмотрение дела производится коллегиально, в составе трех судей.

При подаче ее рассмотрение производится коллегиально, в составе трех профессиональных судей. При подаче надзорной жалобы по гражданскому делу ее рассмотрение производится коллегиально, президиумом соответствующего суда в составе нескольких судей.

Требование о составе суда, установленное статьей 7 ГПК РФ, имеет важное процессуальное значение. Согласно рассмотрение дела в незаконном составе является безусловным основанием для отмены судебного постановления.

  • 10. Участие присяжных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия.
  • 12.Гласность в деятельности судов.
  • 13.Язык судопроизводства и делопроизводства в судах рф.
  • 14.Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту. Презумпция невиновности.
  • 15.Осуществление правосудия на началах состязательности и равноправия сторон
  • 16. Понятие судебной системы Российской Федерации. Ее характерные черты
  • 17.Действующая судебная система рф, ее структура. Порядок образования и упразднения судов в рф.
  • 18. Звено судебной системы. Судебные инстанции.
  • 19.Мировые судьи, их место в судебной системе. Компетенция мирового судьи.
  • 20.Требования, предъявляемые к мировым судьям. Порядок наделения их полномочиями.
  • 21.Районный (городской) суд. Его место в судебной системе рф и полномочия
  • 22.Состав и порядок наделения полномочиями судей районного (городского) суда
  • 23.Председатель районного (городского) суда. Его права и обязанности.
  • 24.Организация работы районного (городского) суда.
  • 25.Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа. Их место в судебной системе рф, полномочия
  • 26. Состав и порядок назначения судей областных и соответствующих судов.
  • 27. Президиум областного и соответствующих судов. Порядок образования, состав, полномочия.
  • 28. Судебные коллегии областного и соответствующих судов. Порядок формирования, полномочия
  • 29. Военные суды, их место в судебной системе рф. Полномочия.
  • 30. Гарнизонный военный суд. Его состав, компетенция.
  • 31. Окружной (флотский) военный суд. Его состав, структура, компетенция
  • 32. Военная коллегия Верховного Суда рф. Ее состав, компетенция.
  • 33. Верховный суд рф, его место в судебной системе рф. Состав и порядок формирования
  • 34. Структура и полномочия Верховного Суда рф.
  • 35. Судебные коллегии Верховного Суда рф, порядок их формирования и полномочия
  • 36. Кассационная палата Верховного Суда, порядок формирования и полномочия
  • 38. Президиум Верховного Суда рф, порядок формирования и полномочия
  • 39. Пленум Верховного Суда рф, его состав и полномочия
  • 40. Судебный департамент при Верховном Суде рф, его задачи и система
  • 41. Конституционный Суд рф. Его место в судебной системе рф. Полномочия
  • 42. Порядок формирования Конституционного Суда рф. Требования, предъявляемые к судьям Конституционного Суда рф
  • 43. Высший Арбитражный Суд рф, его место в судебной системе рф. Состав и порядок его формирования
  • 44.Арбитражные суды округов. Состав, структура, полномочия.
  • 45. Арбитражные апелляционные суды, состав, структура, полномочия.
  • 46. Арбитражные суды субъектов рф. Состав, структура, компетенция
  • 47. Органы судейского сообщества.
  • 48. Особенности привлечения судей к уголовной, административной и дисциплинарной ответственности
  • 49. Министерство юстиции и его органы. Их задачи, функции.
  • 50. Судебный пристав. Порядок назначения и полномочия.
  • 52 Принципы организации и деятельности прокуратуры
  • 54 Система органов прокуратуры рф
  • 55 Генеральный прокурор рф и его основные полномочия
  • 58 Требования, предъявляемые к кандидатам на должности прокуроров и следователей
  • 59 Положение
  • 61 Председатель следственного комитета при прокуратуре рф
  • 63 Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных, гражданских и арбитражных де
  • 67 Органы предварительного следствия рф: задачи и компетенция
  • 68 Следователь, руководитель следственного органа как участники уголовного процесса
  • 69 Организация взаимодействия следователей прокуратуры и органа дознания
  • 70Система таможенных органов, их основные функции
  • 71 Понятие и задачи адвокатуры и адвокатской деятельности
  • 73Правовой статус адвоката
  • 74 Формы адвокатских образований
  • 9.Единоличное и коллегиальное рассмотрение дел во всех судах.

    В соответствии со ст. 7 Гражданского процессуального кодекса рассматриваются судьей единолично :

      гражданские дела в судах первой инстанции ;

      в апелляционном порядке дела по жалобам на судебные постановления мировых судей, не вступившие в законную силу (судьями соответствующих районных судов).

    Рассматриваются коллегиально гражданские дела:

      в судах апелляционной инстанции (за исключением случаев, предусмотренных для единоличного рассмотрения);

      в судах кассационной и надзорной инстанций;

      в предусмотренных федеральным законом случаях.

    В случае, если настоящим Кодексом судье предоставлено право единолично рассматривать гражданские дела и совершать отдельные процессуальные действия, судья действует от имени суда.

    В соответствии со ст. 17 Арбитражного процессуального кодекса рассматриваются судьей единолично : дела в первой инстанции арбитражного суда, если коллегиальное рассмотрение дела не предусмотрено настоящей статьей.

    Коллегиальное рассмотрение дел в арбитражном суде: первой инстанции осуществляется в составе трех судей или судьи и двух арбитражных заседателей.

    В первой инстанции арбитражного суда коллегиальным составом судей рассматриваются:

      дела, относящиеся к подсудности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

      дела об оспаривании нормативных правовых актов ;

      дела, направленные в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на коллегиальное рассмотрение;

      дела, решения о коллегиальном рассмотрении которых приняты председателем судебного состава в связи с их особой сложностью на основании мотивированного заявления судьи;

      дела, относящиеся к подсудности Суда по интеллектуальным правам.

    Арбитражный суд первой инстанции в составе судьи и двух арбитражных заседателей рассматривает экономическиеспоры и иные дела, возникающие из гражданских и иных правоотношений, если какая-либо из сторон заявит ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей.

    Не подлежат рассмотрению с участием арбитражных заседателей дела, предусмотренные для рассмотрения коллегиальным составом судей, а также дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, и дела особого производства.

    Дела в арбитражном суде апелляционной и кассационной инстанций, а также в порядке надзора рассматриваются коллегиально в составе трех или иного нечетного количества судей, если иное не установлено АПК. При коллегиальном рассмотрении дела один из судей председательствует в судебном заседании. В случае, если АПК судье предоставлено право единолично рассматривать дела и разрешать отдельные процессуальные вопросы, судья действует от имени арбитражного су

    10. Участие присяжных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия.

    Данный принцип закреплен в ч. 5 ст. 32 Конституции РФ, которая гласит:

    "Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия". Закон "О судебной системе РФ" указал, что правосудие осуществляется наряду с судьями народными, арбитражными и присяжными заседателями (ст. 1).

    Народные заседатели участвуют в рассмотрении уголовных и гражданских дел в суде первой инстанции как в судах общей юрисдикции, так и в военных судах. При осуществлении правосудия они пользуются всеми правами судьи так же, как и профессиональный судья, независимы и подчиняются только закону. Приговоры по уголовным делам и решения по гражданским делам принимаются совместно судьей и народными заседателями большинством голосов, причем народный заседатель, не согласный с принятым решением, имеет право выразить письменно свое особое мнение, которое прилагается к приговору или решению. Чтобы не оказывать давление на решение народных заседателей судья - председательствующий должен подать свой голос последним. Избираются народные заседатели по месту работы или жительства и призываются к исполнению своих обязанностей не более чем на две недели в году. В настоящее время в соответствии с Указом Президента РФ "О продлении полномочий народных заседателей районных (городских) судов" избранные ранее народные заседатели осуществляют свои полномочия вплоть до принятия соответствующего федерального закона. Народными заседателями в военных судах являются лица, состоящие на военной службе в рядах Вооруженных Сил РФ.

    Присяжные заседатели осуществляют правосудие только по уголовным делам, подсудным областному, краевому суду. Они, в отличие от народных заседателей, не имеют одинаковых прав с судьей при осуществлении правосудия. Народные заседатели должны активно участвовать в процессе, а роль присяжных заседателей заключается в вынесении вердикта - решения по вопросам, поставленным перед ними судьей. Причем судья в обсуждении решения участия не принимает. Вердикт может быть как обвинительным, так и оправдательным. Обвинительный вердикт принимается простым большинством голосов, а оправдательный - хотя бы при равенстве голосов. На его основе судья выносит обвинительный или оправдательный приговор и, если приговор обвинительный, назначает наказание. Коллегия присяжных заседателей образуется путем жеребьевки в составе двенадцати комплектных присяжных заседателей и двух запасных. В соответствии с законом присяжные заседатели независимы и подчиняются только закону. На них распространяются в полном объеме гарантии неприкосновенности судьи. Присяжный заседатель, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства.

    Арбитражные заседатели привлекаются к рассмотрению дел при необходимости применения конкретных знаний в сфере предпринимательской или экономической деятельности. Поэтому арбитражными заседателями могут быть лица, имеющие высшее образование и опыт работы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. При рассмотрении дела арбитражные заседатели (как и народные, в количестве двух человек) имеют равные права с председательствующим арбитражным судьей. Перечень категорий дел, в рассмотрении которых могут участвовать арбитражные заседатели, определяется председателем арбитражного суда.

    11.Независимость судей, присяжных и арбитражных заседателей

    Самостоятельность судов, независимость судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей провозглашаются во многих законодательных актах: в Конституции РФ (ст. 120), Законе о судебной системе (ст. 5), Законе о статусе судей (ч. 4 ст. 1), Законе о Конституционном Суде (ст. 5, 13 и 29), Законе об арбитражных судах (ст.6), Законе о военных судах (ст. 5), Законе о мировых судьях (ст. 1), Законе о судоустройстве (ст. 12), УПК (ст. 16), ГПК (ст. 7), АПК (ст. 5) и др.

    Суть данного принципа правосудия состоит в стремлении обеспечить такие условия, в которых суд и работающие в нем судьи могли бы иметь реальную возможность принимать ответственные решения без постороннего вмешательства, без какого бы то ни было давления или иного воздействия, на прочной основе предписаний закона и только закона.

    Опыт многих десятилетий и даже столетий говорит о том, что суд относится к числу таких государственных учреждений, решения которых находятся в поле зрения других государственных органов, должностных лиц различного уровня и просто отдельных лиц, так или иначе заинтересованных в результатах разбирательства конкретных дел. Отсюда и то многообразие способов и методов, используемых для оказания влияния на суды, которые выработаны долголетней практикой. Вплоть до наших дней ктакого рода способам и методам относится многое: от посулов и подкупов до угроз и физической расправы с судьями. Чем дальше, тем более изощренными становятся эти способы и методы.

    В связи с этим существенное внимание уделяется разработке и внедрению гарантий независимости судей, народных, арбитражных и присяжных заседателей. Усилия в этом направлении предпринимаются давно. Весьма заметный шаг был сделан 26 июня 1992 г., когда Верховный Совет РФ принял Закон о статусе судей. В ст. 9 этого Закона установлено, в частности, что независимость судей обеспечивается:

    § предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

    § установленным порядком приостановления или прекращения полномочий судьи;

    § правом судьи на отставку;

    § неприкосновенностью судьи;

    § системой органов судейского сообщества;

    § предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

    "Судья, - говорится в ч. 2 названной статьи, - члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление"".

    Эти положения существенным образом развиты и дополнены Федеральным законом "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" от 20 апреля 1995 г., в котором достаточно детально определяются не только круг лиц, пользующихся правом особой государственной защиты, но и подлежащие применению конкретные меры защиты, условия и порядок их реализации. Набор таких мер довольно разнообразен: от обеспечения личной охраны, охраны имущества и жилища, выдачи оружия, специальных средств индивидуальной защиты вплоть до переселения на другое место жительства, замены документов и изменения внешности.

    Закон о статусе судей и другие законодательные акты тщательно регламентируют перечисленные гарантии независимости судей. Подробный анализ многих таких гарантий - предмет, которому уделяется значительное внимание в рамках XII и других глав учебника. Здесь уместно ограничиться указанием на то, что любые проявления неуважения к суду, попытки оказывать на него давление с целью воспрепятствования всестороннему, полному и объективному рассмотрению конкретного дела, а равно добиваться вынесения незаконного судебного решения расцениваются как административные правонарушения либо даже как преступления. Например, в соответствии со ст. 294 УК вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования отправлению правосудия, если такое вмешательство осуществляется должностным лицом с использованием своего служебного положения, наказывается "штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда" или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо лишением свободы на срок от четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового". Действия, свидетельствующие о явном пренебрежении к суду или установленному в суде порядку, считаются административным проступком. Этот проступок на основании ст. 165 1 КоАП может повлечь за собой штраф в размере до одной минимальной месячной оплаты труда или административный арест до 15 суток.

    Коллегиальное и единоличное рассмотрение дел суда. Судебное разбирательство должно быть основано на оптимальном сочетание единоличных и коллегиальных началах, что является важнейшим средством обеспечения законности, компетентности и беспристрастности правосудия. Этот принцип закреплен прежде всего в отраслевом законодательстве. (ст. 30 УФК, ст. 7 ГПК, ст.17 АПК). Данный принцип означает, что рассмотрение дел суда осуществляется одним судьей т.е. единолично или коллегиально – несколькими судьями или одним судьей с участием присяжных или арбитражных заседателей.

    В судах общей юрисдикции данный принцип может быть рассмотрен применительно уголовному и гражданскому судопроизводству.

    Соответствие со ст. 30 УПК РФ суд первой инстанции рассматривает уголовные дела в след составе: суд первой инстанции означает что суд рассматривает дело впервые и по существу. 1) Судья федерального суда т.е. единолично. 2) судья федерального суда и коллегия из 12 присяжных заседателей. 3) коллегия из 3 судей федерального суда общей юрисдикции. Мировые судьи являющиеся судьями общей юрисдикции рассматривают уголовные дела единолично. Рассмотрение уголовных дел в кассационном порядке осуществляется единолично. В суде касационной инстанции рассмотрение дел осуществляется коллегиально (3 судьи федерального суда общей юрисдикции. В порядке надзора пересмотр решений вступивших в законную силу осуществляется коллегиально.

    Действие этого принципа в гражданском судопроизводстве. Гражданские дела в судах первой инстанции рассматриваются единолично или в предусмотренных федеральным законом случаях коллегиально (ст. 7 ГПК РФ). В аппеляционной инстанции рассмотрение дела в гражданском судопроизводстве осуществляется единолично.

    Гражданские дела в судах кассационной и надзорной инстанции рассматриваются коллегиально. (Здесь нет участия граждан в отправления правосудия).

    Ст. 30 УПК

    1. Рассмотрение уголовных дел осуществляется судом коллегиально или судьей единолично.

    2. Суд первой инстанции рассматривает уголовные дела в следующем составе:

    1) судья федерального суда общей юрисдикции - уголовные дела о всех преступлениях, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 2-4 настоящей части;

    2) судья федерального суда общей юрисдикции и коллегия из двенадцати присяжных заседателей - по ходатайству обвиняемого уголовные дела о преступлениях, указанных в части третьей статьи 31 настоящего Кодекса, за исключением уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 205, 206 частями второй - четвертой, 208 частью первой, 212 частью первой, 275, 276, 278, 279 и 281 Уголовного кодекса Российской Федерации;

    3) коллегия из трех судей федерального суда общей юрисдикции - уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 205, 206 частями второй - четвертой, 208 частью первой, 212 частью первой, 275, 276, 278, 279 и 281 Уголовного кодекса Российской Федерации, а при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания в соответствии со статьей 231 настоящего Кодекса, - уголовные дела об иных тяжких и особо тяжких преступлениях;

    4) мировой судья - уголовные дела, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 настоящего Кодекса.

    3. Рассмотрение уголовных дел в апелляционном порядке осуществляется судьей районного суда единолично.

    4. Рассмотрение уголовных дел в кассационном порядке осуществляется судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции, а в порядке надзора - в составе не менее трех судей федерального суда общей юрисдикции.

    5. При рассмотрении уголовного дела судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции один из них председательствует в судебном заседании.

    6. Уголовные дела, подсудные мировому судье, совершенные лицами, указанными в части пятой статьи 31 настоящего Кодекса, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов единолично в порядке, установленном главой 41 настоящего Кодекса. В этих случаях приговор и постановление могут быть обжалованы в кассационном порядке.

    Ст. 7 ГПК

    Единоличное и коллегиальное рассмотрение гражданских дел

    1. Гражданские дела в судах первой инстанции рассматриваются судьями этих судов единолично или в предусмотренных федеральным законом случаях коллегиально.

    2. В случае, если настоящим Кодексом судье предоставлено право единолично рассматривать гражданские дела и совершать отдельные процессуальные действия, судья действует от имени суда.

    3. Дела по жалобам на судебные постановления мировых судей, не вступившие в законную силу, рассматриваются в апелляционном порядке единолично судьями соответствующих районных судов.

    4. Гражданские дела в судах кассационной и надзорной инстанций суды рассматривают коллегиально.

    Ст. 17 АПК

    Единоличное и коллегиальное рассмотрение дел

    1. Дела в первой инстанции арбитражного суда рассматриваются судьей единолично, если коллегиальное рассмотрение дела не предусмотрено настоящей статьей. Коллегиальное рассмотрение дел в арбитражном суде первой инстанции осуществляется в составе трех судей или судьи и двух арбитражных заседателей.

    2. В первой инстанции арбитражного суда коллегиальным составом судей рассматриваются:

    1) дела, относящиеся к подсудности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

    2) дела об оспаривании нормативных правовых актов;

    3) дела о несостоятельности (банкротстве), если иное не установлено федеральным законом;

    4) дела, направленные в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на коллегиальное рассмотрение;

    5) дела, решения о коллегиальном рассмотрении которых приняты председателем судебного состава в связи с их особой сложностью на основании мотивированного заявления судьи.

    3. Арбитражный суд первой инстанции в составе судьи и двух арбитражных заседателей рассматривает экономические споры и иные дела, возникающие из гражданских и иных правоотношений, если какая-либо из сторон заявит ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей.

    Не подлежат рассмотрению с участием арбитражных заседателей дела, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, а также дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, и дела особого производства.

    4. Дела в арбитражном суде апелляционной и кассационной инстанций, а также в порядке надзора рассматриваются коллегиально в составе трех или иного нечетного количества судей, если иное не установлено настоящим Кодексом.

    При коллегиальном рассмотрении дела один из судей председательствует в судебном заседании.

    5. В случае, если настоящим Кодексом судье предоставлено право единолично рассматривать дела и разрешать отдельные процессуальные вопросы, судья действует от имени арбитражного суда.



     

    Возможно, будет полезно почитать: