Штраф по выделенной полосе для автобусов. Движение по полосе общественного транспорта - правила и нюансы

Большое количество персонального автотранспорта по сравнению с Советским Союзом привело к необходимости создания автобусных полос. Такое нововведение особенно актуально в больших городах, где многокилометровые пробки и часы стояния в них - ежедневная норма. Но если хозяева автомобилей еще могут провести это время с относительным комфортом, то это же самое время, проведенное в общественном транспорте может стать роковым, в особенности для людей со слабым здоровьем. По этой причине российские власти решили перенять опыт западных коллег и ввести выделенные дорожные полосы для городского транспорта.

Какой штраф за выделенную полосу для общественного транспорта

Автобусной полосой называют одну или несколько полос на дороге, обозначенных специальной разметкой 1.23.1 с заглавной буквой А. С помощью таких разметок водители общественного транспорта получили больше возможностей дли быстрой и безопасной езды. В некоторой степени отрицательно данный факт сказался на автолюбителях, поскольку их пространство для проезда уменьшилось, а простаивание в пробках занимает немного больше времени, чем обычно.

Штраф за выезд на автобусную полосу регламентируется п. 18.2 ПДД. Нарушение делится на три категории:

  • Выезд на полосу общественного транспорта, предназначенную для встречного движения. Штрафы регулируются статьей 12.15 КоАП РФ и составляют от 1000 до 1500 рублей, если полоса использовалась для объезда препятствия. Сумма может увеличиться до 5000 рублей, если выезд был совершен без необходимости объезда препятствия. В случае рецидива водитель либо лишается удостоверения на срок до года, либо получает повторный штраф, если нарушение было зафиксировано на видеокамеры.
  • Езда по выделенной полосе, штраф за передвижение в попутном направлении, остановок и выездов составляет в размере от 1500 до 3000 рублей. Максимальная сумма грозит в городах федерального значения. Величина штрафа диктуется статьей 12.17 КоАП.
  • Создание препятствий для движение по выделенной полосе. Штраф за автобусную полосу регулируется той же статьей, что и в предыдущем пункте, но составляет не более 500 рублей.

Когда можно ездить по выделенной полосе

В качестве ответа на вопрос водителей «Можно ли выезжать на полосу общественного транспорта при наличии пробок на пути основного движения?» можно сказать, что юридически пробка на дороге не является препятствием для движения транспортных средств. Даже если фактически ее можно отнести к данной категории. Маневры с использованием выделенной полосы будут караться штрафом.

Но имеются некоторые исключения, благодаря которым разрешена езда по выделенной полосе. Как указано в ПДД, проезд по такой полосе разрешен, если разделение с основными потоками движения произведено не сплошной линией, а пунктирной. Такую разметку можно встретить в районе перекрестков, чтобы машины могли осуществить поворот.

Нарушением будет считаться ситуация, когда водитель ТС не перестроился на выделенную полосу перед осуществлением правого поворота. Это случай, когда необходимо воспользоваться автобусной полосой, чтобы не создавать препятствий и аварийных ситуаций.

Правилами также разрешено использование полосы общественного транспорта в следующих случаях:

  • Необходимость высадить или посадить пассажиров с правой стороны
  • Выезд на дорогу (например, из дворов)

При возникновении помех движению транспорта на водителя налагается штраф в размере от 2000 до 3000 рублей (ст. 12.19 КоАП РФ), максимальные цифры предусмотрены в Санкт-Петербурге и Москве.

В какие дни можно ездить по выделенной полосе? Можно ездить по выделенной полосе в субботу? На дороге разрешен проезд обычного транспорта по выходным на выделенных полосах при помощи специальных знаков. Очень редки случаи, когда разрешение распространяется на будни.

Правила движение по выделенной полосе для легкового такси, маршруток, школьных автобусов и велосипедов

Все эти транспортные средства имеют право проезда на выделенной полосе. Для такси предусмотрены требования:

  • наличие подтверждающих документов
  • специальной окраски
  • фонаря с «шашечками» на крыше
  • наличие таксометров
  • только для Москвы, наличие желтых номерных знаков

Велосипедисты могут ездить на автобусных полосах, которые расположены справа с краю.

Автобусные полосы внедрены сравнительно недавно, что влечет за собой некоторые казусы в работе местных властей. Например, если видеокамеры установлены на дороге так, что в их обзор не попадает разрывная линия, то будут необоснованно выписываться штрафы за «нарушения». Таких ситуаций не стоит бояться, поскольку подобные штрафы легко опровергнуть в суде даже самостоятельно.

По каким дням можно выезжать на выделенные полосы для общественного транспорта? Практически любой московский автомобилист уверенно ответит: полосы работают по будням, а в выходные и праздники по ним могут ездить все. И будет не прав.

Да, таблички с «молоточками» давно примелькались, и многие не обращают на них внимания, выучив особенности организации движения. На этом и решили сыграть в столице. На участке проспекта Мира таблички «по рабочим дням» заменили на «понедельник-суббота». Таким образом, вместо любого выходного дня теперь выезжать на автобусную полосу можно только по воскресеньям. Не заметили? Получите «письмо счастья» на 3000 рублей!

С формальной точки зрения оправдаться автомобилистам нечем: знак есть, и его требования нужно соблюдать . Но как назвать ход властей, которые сначала приучили водителей к стандартной схеме, а потом «без объявления войны» сменили ее на другую? Видимо, масштаб поступлений от поборов с автовладельцев стал иссякать, и в Москве перешли на «мелкие пакости».

В ЦОДД прокомментировать ситуацию пообещали в ближайшее время. Только вдумайтесь: на протяжении как минимум недели на одной из основных вылетных магистралей столицы висят знаки с непонятной аргументацией, а ведомство только начало думать, как это объяснить.

За освобождение «выделенок» по субботам выступает Мосгортранс. Якобы в эти дни трафик в мегаполисе настолько большой, что мешает автобусам и троллейбусам. Однако об экспериментальном статусе знаков автомобилистов никак не информируют. Придут ли «нарушителям» штрафы? Когда вступят в законную силу? Кто ответственен за эксперимент без предупреждения? Все эти вопросы, увы, остаются без ответа. В роли подопытных кроликов по принятой у властей традиции, как обычно, выступают рядовые водители.

Мы собрали для вас всю информацию о движении по полосе для общественного транспорта в 2018 году. Поговорим о том, что такое автобусная полоса и кому разрешено ей пользоваться. Разрешено ли передвигаться по этой полосе в выходные и праздничные дни. Особенности движения по полосе для общественного транспорта автомашин такси. Рассмотрим все штрафы, которые можно получить за "выделенку". Также ответим на самые частые вопросы по обжалованию штрафов.

Что такое полоса для общественного транспорта

Согласно правилам дорожного движения по полосе для маршрутных транспортных средств могут двигаться автобусы, троллейбусы, велосипедисты, а также школьные автобусы и легковые такси.

На наличие полосы для общественного транспорта указывает знак 5.14:

Действие знака распространяется на ту полосу дороги, над которой он размещен. Знак действует до ближайшего перекрестка или до отмены (знак 5.14.1). Если выделенная полоса продолжается после перекрестка, знак ставят повторно.

Если полоса отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки, то при поворотах автомобили должны перестраиваться на нее. В таких местах также разрешается заезжать на эту полосу для посадки и высадки пассажиров у правого тротуара. Обязательное условие в этом случае - отсутствие помех с вашей стороны маршрутным транспортным средствам.

Дополнительно "выделенку" обозначают буквой "А" на дорожном полотне. Места для остановок маршрутных ТС выделяют желтым зигзагом.

На наличие автобусной полосы также указывают следующие знаки.

Знак 5.11.1 - Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств. По такой полосе маршрутные транспортные средства движутся навстречу общему потоку автомобилей.

Знаки 5.13.1 и 5.13.2 - Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств.

Кто может ездить по «автобусной» полосе

Согласно закону, передвигаться по выделенной полосе могут:

  • рейсовые автобусы,
  • троллейбусы,
  • маршрутные такси,
  • легковые такси.

Водителю обычного автомобиля разрешается временное движение по выделенной полосе в случае:

  • поворота, перед которым нужно перестроиться в правый ряд. Если вы забудете это сделать, получите штраф в размере 500 рублей за создание угрозы для других участников дорожного движения (ст. 12.14 КоАП РФ).
  • выезда на автобусную полосу со второстепенной дороги или прилегающей территории.
  • посадки и высадки пассажиров у края проезжей части.

Общие требования при таких маневрах:

  • наличие прерывистой линии разметки;
  • отсутствие помех для общественного транспорта с вашей стороны.

Езда по выделенной полосе в выходные дни

Среди водителей бытует миф, что в выходные в Москве и Санкт-Петербурге разрешено ездить по «выделенке» всем без исключения. потом становятся сюрпризом и тяжелым грузом для семейного бюджета.

По правилам по автобусной полосе может передвигаться только . Исключения составляют случаи когда действие знака “Полоса общественного транспорта” ограничивается по времени дополнительными информационными табличками.

Информационная указывает на то, что знак “автобусная полоса” действует только в рабочие дни. В выходные «выделенка» доступна всем водителям.

8.5.3. “Дни недели”. Указывает дни недели, в течение которых действует знак. По автобусной полосе по указанным дням разрешается ездить только общественному транспорту. В остальное время полоса доступна всем.

8.5.4 “Время действия” . Указывает время суток, в течение которого действует знак.

Кроме перечисленных, со знаком “автобусная полоса” применяются таблички 8.5.5-8.5.7 “Время действия” . Указывают дни недели и время суток, в течение которых действует знак.

Размер штрафа за полосу общественного транспорта

Нарушение при выезде на автобусную полосу может зафиксировать инспектор или камера. Сотрудники ГИБДД выписывают штраф на месте. Если нарушение зафиксировала камера, постановление придет по почте.

За движение по полосе для маршрутных транспортных средств или остановку на указанной полосе вам грозит штраф в размере 1500 рублей.

Если такое нарушение допущено в Москве или Санкт-Петербурге - штраф составит 3000 рублей (статья 12.17 КоАП РФ).

При выезде на автобусную полосу, по которой транспортные средства движутся во встречном направлении, согласно п. 4 ст. 12.15 КоАП, грозит наказание в виде штрафа 5 000 рублей или лишение права управления от 4 до 6 месяцев.

При повторном выезде на встречную полосу права отберут на 12 месяцев. Однако, если нарушение зафиксировала камера, отделаетесь штрафом 5 000 рублей.

Если вы остановились на "выделенке" и оставили машину, она может оказаться на штрафстоянке.

Штраф за “автобусную полосу” не отменят, даже если:

  • вы объезжали "пробку",
  • пропускали другой автомобиль,
  • стояли на "аварийке" на автобусной полосе вместо своей.

Обойтись без штрафа или обжаловать его можно лишь в двух случаях:

  1. Выезд на "выделенку", обусловленный крайней необходимостью (ст. 2.7 КоАП РФ). Например, вы выехали на автобусную полосу во избежание ДТП, когда из-за поворота на вас вылетела машина.
  2. Вы ехали по автобусной полосе в разрешенное обычным водителям время.

Можно ли такси ездить по выделенной полосе

Хотя с 2012 года легковым такси разрешили передвигаться по автобусной полосе (п. 5.14 ПДД), некоторые таксисты боятся выезжать на нее. Причина этому - штрафы. Давайте разберемся.

Право пользоваться автобусной полосой распространяется на такси при условии, что оно работает легально. Для этого нужно получить лицензию (разрешение на таксомоторные перевозки) и оборудовать машину в соответствии с законом.

Вы можете передвигаться по автобусной полосе в Москве с подмосковной лицензией — это полностью законно.

Такси от обычной машины на дороге отличают:

  • фонарь оранжевого цвета на крыше,
  • лента в виде черных квадратов в шахматном порядке по бокам кузова (в народе "шашечный пояс"),
  • таксометр.

С 1 июля 2018 года в Москве лицензии будут выдавать только на автомобили с кузовом желтого цвета (согласно Закону Москвы "О легковых такси"; последние лицензии, выданные до вступления статьи 2.1 в силу, на тот момент закончатся). Для водителей из Подмосковья этот закон не действует, машина может быть любого цвета и легально передвигаться по выделенной полосе.

Если вы работаете нелегально или автомобиль не отвечает всем требованиям, за выезд на "выделенку" вам грозит штраф.

Бывают случаи, когда штраф получает такси, оборудованное по всем правилам. Причина может скрываться в реестре. Если вашу лицензию туда не внесли, вы вне закона.

С этим часто сталкиваются таксисты с подмосковной лицензией. Чтобы не попадать в такие ситуации сразу после оформления разрешения проверьте, есть ли оно в реестре.

Сделать это просто:

  • зайдите на сайт мэра Москвы ;
  • введите в форму поиска: номер ТС или номер лицензии, наименование перевозчика или несколько параметров сразу.

Результаты можно распечатать и положить к дорожным документам на всякий случай.

Вывод. Если вы таксист с лицензией и ваш автомобиль соответствует требованиям, перечисленным в законе, перемещаться по полосе обществественного транспорта вам можно. Если при этом вы схлопотали штраф - обжалуйте его.

В любом спорном случае обращайтесь в ГИБДД по месту нарушения для обжалования. В Москве это ЦАФАП ОДД ГИБДД ГУ МВД России по г. Москве, находится по адресу ул. Садовая-Самотечная, д.1. Вопросы .

Есть дополнительные вопросы по ПДД или обжалованию штрафа за автобусную полосу? Задайте их автоюристу. Это бесплатно.

85831 8

В крупных мегаполисах, для целей беспрепятственного проезда маршрутных ТС, существуют отдельные полосы для движения.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Водители легковых автомобилей могут выезжать на данные полосы с определенными ограничениями, установленными ПДД. Рассмотрим, какой же штраф ожидает автолюбителей за нарушение требований законодательства.

Законодательство

ПДД регламентируют особые преимущества маршрутных ТС перед другими машинами. Нормативная регламентация содержится в Разделе 18 ПДД.

Так, запрещает движение и остановку машин на полосе, предназначенной для движения автобусов.

Правила гласят, что такая полоса обозначается:

  • знаком 5.11.1.;
  • разметкой 1.23.1.

При этом маршрутные ТС могут двигаться по спецполосе как навстречу общему потоку машин (знак 5.11.1.), так и в попутном направлении (обозначается знаком 5.14.).

Обратите внимание! Разметка может быть как сплошной, так и прерывистой. Об особенностях ее пересечения поговорим чуть ниже.

Классификация нарушений

Итак, если водитель увидел знак, обозначающий наличие на проезжей части специально выделенной полосы, или же заметил разметку с большой буквой А, необходимо соблюдать некоторые правила, чтобы не заработать штраф.

Нарушения классифицируются на следующие разновидности:

  • выезд или движение по спецполосе, расположенной на встречке;
  • выезд или движение по спецполосе попутного направления движения;
  • непредоставление приоритета маршрутному ТС в случаях, предусмотренных ч. 18.3. ПДД.

Штрафные санкции за движение по автобусной полосе

Сначала рассмотрим штрафы, которые грозят автолюбителям, выехавшим или движущимся по спецполосе, расположенной на встречке.

Важно! Специальный знак 5.11.1. подскажет, находится ли на данной автодороге спецполоса для автобусов, предназначенная для движения по встречному направлению. Если этого знака нет, значит полосы для маршрутных ТС на встречке нет.

Основное наказание за движение по спецполосе предусматривается . Однако в данной статье сделана отсылка к ч. 3 – ч. 5 на случай, если произошел выезд на встречную специальную полосу.

Наказание водителю за это нарушение будет таким же, как за объезд препятствия или обгон по встречке (без автобусных полос). То есть закон не выделяет отдельно – было ли движение по встречке именно на автобусной полосе, или же предназначенной для движения всех ТС.

Таблица штрафов:

Теперь рассмотрим основной случай – за движение по автобусной полосе попутного направления.

Если нарушение произошло не в Москве или Спб, последует штраф в фиксированной сумме – 1500 р. Данная сумма штрафа указана в ч. 1.1. ст. 12.17.

Если же правонарушение было совершено в городе федеральной значимости, меры ответственности будут регулироваться ч. 1.2. указанной статьи. Административный штраф составит вдвое больше, чем в остальных субъектах РФ – 3000 р.

Последний случай – это непредоставление приоритета в движении автобусу в случаях, когда Правилами установлен такой приоритет.

В частности, ч. 18.3. ПДД регламентирует обязанность автолюбителей уступать дорогу маршрутным машинам в пределах населенных пунктов, если такое ТС начинает движение от остановки.

На водителей маршрутных автотранспортных средств накладывается обязанность начинать движение от остановки только при полной уверенности в том, что другие машины уступают дорогу.

Важно! О том, что значит понятие “уступить дорогу”, сказано в ч. 1.2. Правил. Так, требование “уступить дорогу” и “не создавать помех” – одно и то же.

Ответственность за непредоставление приоритета регулируется ч. 1 ст. 12.17.:

  • предупреждение в письменном виде;
  • или 500 рублей.

Отдельно следует сказать про ответственность за остановку на автобусной полосе:

За указанные выше правонарушения, совершенные в городе федеральной значимости, предусмотрены повышенные размеры штрафов – 3000 рублей.

Кто имеет право ездить

Из буквального смысла норм закона, по выделенной полосе разрешается ездить только маршрутным ТС.

В раскрывается понятие “маршрутное транспортное средство”. Согласно положениям, это ТС общего пользования, которое предназначено для централизованной перевозки граждан и движется по заранее запланированному маршруту с обозначенными местами остановок для посадки и высадки.

Правила относят к категории маршрутных ТС следующие:

  • автобус;
  • троллейбус;
  • трамвай.

Помимо этого, в ч. 18.2. ПДД установлены исключения.

Кроме указанных (автобусы, трамваи и троллейбусы), разрешается движение и остановка на спецполосах еще и:

  • школьным автобусам;
  • легковым такси, имеющим специальные отличительные знаки;
  • велосипедистам (только в случае, если автобусная полоса – крайняя справа).

Такси имеют право ездить по спецполосам только в случае соблюдения следующих требований:

  • наличествуют документы, подтверждающие использование машины в качестве легкового такси;
  • на внешние поверхности ТС нанесена специальная окраска;
  • на крыше авто расположен специальный световой фонарь легкового такси;
  • есть таксометр;
  • дополнительное требование для Москвы – наличие “желтых регистрационных знаков”.

Когда разрешено выехать

Правила регламентируют наличие 3-х случаев, при которых водитель легкового автомобиля может выехать на специальную маршрутную полосу:

  1. В аб. 2 ч. 18.2. ПДД установлена обязанность автомобилистов перестраиваться на автобусную полосу при необходимости совершить маневр, в частности, поворот направо. Перестроиться можно только, если спецполоса отделена от остальных полос прерывистой линией разметки. Зачастую, прерывистая разметка начинается за 100 метров от перекрестка.
  2. Правила разрешают заезжать на спецполосу при выезде на дорогу (к примеру, с придомовой территории или с другого перекрестка), чтобы впоследствии занять свою полосу для движения.
  3. Наконец, 3-й случай, когда разрешается выезд на маршрутную полосу – это посадка или высадка пассажиров. Напомним, что водители могут также останавливаться для этих целей непосредственно в местах остановки маршрутных ТС. Основное требование – указанные действия не должны создать помех автобусам, трамваям или троллейбусам.

Такое движение по выделенной полосе может быть разрешено по определенным дням. Если нет специального знака, предписывающего возможность движения по спецполосе только в выходные, автолюбителя ожидает штраф за автобусную полосу в выходные дни.

Пробелы в законодательстве

Несмотря на тот факт, что в действующей редакции законодательства содержатся все необходимые нюансы для нормативного регулирования вопросов движения по специальным полосам, все же существуют определенные пробелы.

Так, в Казани был зафиксирован ряд случаев, когда муниципальные власти халатно относились к своим обязанностям касаемо обеспечения безопасности дорожного движения.

Случай № 1. На одной из улиц Казани было установлено средство автоматической фиксации дорожных правонарушений. Однако место установки было выбрано ненадлежащим образом.

В частности, поле зрения камеры не могло фиксировать участок автодороги там, где сплошная линия разметки, отделяющая автобусную полосу от остальных, переходила в прерывистую.

Таким образом, автолюбители получали на адреса своей регистрации “письма счастья” с требованиями оплаты штрафа 1500 р. в силу ч. 1.1. ст. 12.17.

Случай № 2. После того, как указанный выше недостаток был устранен, выявилось еще одно, куда более серьезное нарушение.

Муниципальные власти подписали нормативный акт, в котором содержался перечень наименований улиц с наличием специальных полос для маршрутных ТС.

Однако документ так и не был надлежащим образом опубликован. В связи с этим, в городе фактически не было маршрутных полос, несмотря на наличие разметки и знаков.

При наличии таких упущений со стороны государственных или муниципальных властей, штраф можно с легкостью обжаловать, сделав это как самостоятельно, так и с привлечением квалифицированного автоюриста.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!



 

Возможно, будет полезно почитать: