Служебная тайна законодательство. Конфиденциальная информация в трудовых отношениях

Служебная тайна — категория, вызывающая множество вопросов, поскольку практически не имеет точного определения. Тем не менее законодательство содержит нормы, устанавливающие ответственность за ее разглашение и распространение. Как определить информацию, относящуюся к служебной тайне, и каковы последствия ее нарушения, изложено в настоящей статье.

Служебная тайна с точки зрения закона

До 01.01.2008 понятие служебной тайны было отражено в ч. 1 ст. 139 Гражданского кодекса РФ и означало информацию, имеющую как действительную, так и потенциальную ценность, находящуюся в ограниченном доступе и требующую сохранения конфиденциальности. Причем этим же условиям, согласно норме, отвечала и коммерческая тайна.

Сегодня относительно точное определение служебной тайны присутствует в п. 3 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента РФ от 06.03.1997 № 188: сведения, составляющие служебную информацию, доступ к которой ограничен органами государственной власти в соответствии с федеральным законодательством.

Более узко понятие «служебная тайна» нигде не раскрывается. Однако множество законов, а также подзаконных и ведомственных нормативно-правовых актов содержат нормы о недопустимости ее распространения.

Например, ст. 17 закона «О кредитных историях» от 30.12.2004 № 218-ФЗ запрещает должностным лицам Банка России подвергать огласке или каким-либо иным образом распространять сведения, составляющие коммерческую, банковскую, налоговую и служебную тайну.

Служебная тайна: понятие и признаки

Исходя из существующих в действующем законодательстве формулировок, косвенно определяющих понятие служебной тайны, составляющие ее сведения не имеют коммерческой ценности, не удовлетворяют частным интересам и охраняются государственными органами.

Таким образом, служебная тайна — самостоятельный вид защищенной законом информации, доступной ограниченному кругу лиц в силу исполнения ими своих должностных функций в государственных или муниципальных органах.

Не знаете свои права?

ВАЖНО! Должностные лица Банка России не отнесены к категории госслужащих, однако, в соответствии со ст. 3 закона «О Центробанке РФ (Банке России)» от 10.07.2002 № 86-ФЗ, одной из основных функций ЦБ РФ является разработка и проведение единой государственной кредитно-денежной политики. То есть ЦБ РФ принимает непосредственное участие в деятельности государственных органов, а значит, может являться субъектом служебной тайны.

Какие сведения составляют служебную тайну (примеры)

Информацию, отнесенную к категории служебной тайны, можно условно разделить на 2 блока:

  1. Информация с грифом «Для служебного пользования» о деятельности государственных или муниципальных органов. Например:
  • тайна следствия (данные предварительного расследования);
  • военная тайна;
  • тайна совещания судей и прочие виды судебной тайны и т. д.
  1. Сведения, ставшие известными госслужащим в ходе исполнения непосредственных обязанностей. Например:
  • информация о частной жизни гражданина (данные об имущественном положении, вероисповедании, добытые в процессе расследования уголовного дела);
  • тайна усыновления;
  • сведения о секретах производства или антиконкурентной политике предприятия и т. д.

Отличие служебной тайны от профессиональной

Понятия профессиональной и служебной тайны далеко не идентичны, хотя в силу родственности наименований очень распространено противоположное мнение. В соответствии с пунктом 4 Перечня конфиденциальных сведений к первой категории относится информация, доступ к которой защищен, в первую очередь, Конституцией России. Например:

  • тайна исповеди, переписки, телефонных переговоров;
  • врачебная, адвокатская, нотариальная тайны и т. д.

ВАЖНО! Любой из перечисленных видов сведений может стать объектом служебной тайны в случае, если доступ к нему будет получен в связи с исполнением государственным служащим или сотрудником следственных (судебных) органов своих должностных обязанностей. Например, истребование следователем истории болезни потерпевшего, детализации телефонных переговоров и т. д.

Безусловная конфиденциальность гарантирована только в отношении адвокатской тайны и тайны исповеди, поскольку, согласно пп. 3 и 4 ч. 3 ст. 56 УПК России, адвокат и священнослужитель не могут быть допрошены в качестве свидетелей по обстоятельствам, которые стали им известны в ходе оказания правовой помощи или из исповеди соответственно. Это же положение закреплено в ст. 69 ГПК РФ.

Последствия разглашения служебной тайны

За разглашение информации, составляющей служебную тайну, должностное лицо может быть привлечено к административной или уголовной ответственности — в зависимости от обстоятельств нарушения режима конфиденциальности.

Административная ответственность

К административной ответственности могут быть привлечены должностные лица, обладающие инсайдерской информацией (защищенные сведения о положении дел юридического лица, разглашение которых способно привести к падению стоимости ценных бумаг и снижению активов), а также организаторы публичных торгов (должностные лица предприятия-госзаказчика).

В первом случае наказание последует по ст. 15.21 КоАП РФ, в соответствии с которой нарушитель заплатит штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб. или будет лишен должности на срок от 1 года до 2 лет. Во втором — по ст. 14.24 КоАП РФ с аналогичной санкцией.

Уголовная ответственность

Уголовный кодекс РФ содержит сразу несколько норм, предусматривающих ответственность за распространение служебной тайны:

  • разглашение тайны усыновления (ст. 155 УК РФ) — от штрафа в сумме до 80 000 руб. до ареста на срок до 4 месяцев;
  • разглашение данных о мерах безопасности, принимаемых в отношении судьи или участников уголовного процесса (ст. 311 УК РФ), — от штрафа в сумме до 200 000 руб. до 4 месяцев ареста;
  • разглашение о мерах безопасности, принимаемых в отношении сотрудника правоохранительных органов (ст. 320 УК РФ), — санкция аналогична наказанию по ст. 311 УК РФ.

ВАЖНО! Должность государственного служащего или сотрудника правоохранительных органов предполагает недопустимость ее замещения лицом, имеющим судимость. Таким образом, уголовная ответственность за разглашение служебной тайны автоматически означает для должностного лица увольнение по отрицательным основаниям.

В законодательстве однозначно не определено понятие служебной тайны. Вместе с тем анализ нормативных актов позволяет выявить содержание и основные признаки отнесения информации к служебной тайне.

Попросту говоря, служебная тайна - это информация, доступ к которой ограничен органами государственной власти и федеральными законами (сведения об усыновлении, вкладах граждан в различного рода банки, характере заболеваний пациентов и т. д.). Служебная тайна не подлежит разглашению, кроме случаев, когда те или иные сведения запрашиваются правоохранительными органами.

Согласно Указу Президента РФ от 06.03.97 № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» разница между служебной и коммерческой тайной состоит в том, что коммерческая тайна - это сведения, связанные с коммерческой деятельностью, а служебная тайна - служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти. Для того чтобы разобраться в существе служебной тайны, обратимся к утвержденному Правительством РФ от 03.11.94 (постановление № 1233) Положению о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти.

Положение направлено на урегулирование вопросов, связанных с обращением информации в федеральных органах исполнительной власти, а также в подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях. Определен гриф конфиденциальности информации - «для служебного пользования». В соответствии с Положением к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничение на распространение которой диктуется служебной необходимостью.

Положение предписывает руководителям федеральных органов исполнительной власти в пределах своей компетенции определять категорию должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения, обеспечивать ее защиту и т. д.

Таким образом, можно утверждать, что потенциальными носителями служебной тайны являются, как минимум, все служащие, которые работают в государственных органах, органах законодательной, исполнительной и судебной власти, а также в подведомственных им предприятиях, учреждениях и организациях.

В государственных и негосударственных структурах установлен определенный порядок реализации целей и задач, своя система планирования, отчетности, контроля, своя технология документооборота и т. д. Информацию такого рода можно отнести к служебной тайне. Перечень данной информации устанавливает руководитель организации.

Некоторые примеры служебной тайны.

Налоговая тайна. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налоговую тайну составляют любые сведения о налогоплательщике, полученные налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом. Данные о налогоплательщике, если он является физическим лицом, также одновременно являются его личной тайной - персональными данными.

К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей. В данном случае налоговую тайну можно отнести к коммерческой тайне.

Поступившая в налоговые органы информация, составляющая налоговую тайну, имеет специальный режим хранения и доступа и соответственно организационно-документационные технологии ее защиты. Доступ к информации, составляющей налоговую тайну, имеют должностные лица по перечням, определяемым Федеральной налоговой службой России, что законодательно закреплено постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе».

Тайна записи актов гражданского состояния (ЗАГС). В соответствии с Федеральным законом «Об актах гражданского состояния» от 15.11.97 № 143-ФЗ (с изм. от 25.10.01) сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния, являются персональными данными, относятся к категории конфиденциальной информации, имеют ограниченный доступ и разглашению не подлежат. Акты гражданского состояния (далее - акты) - это действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей.

В соответствии с Законом, ст. 3, государственной регистрации подлежат: рождение, усыновление, установление факта отцовства, перемена имени, заключение (расторжение) брака, смерть. Государственная регистрация актов граждан России, проживающих за ее пределами, производится консульскими учреждениями Российской Федерации. Также признаются действительными акты, зарегистрированные до революции в церковных книгах, и акты, зарегистрированные во время войны оккупационными властями.

Работники ЗАГСа не имеют права без согласия усыновителей сообщать какую-либо информацию об усыновлении и выдавать документы, из содержания которых понятно, что усыновители не являются родителями данного ребенка. Не вправе разглашать информацию о перемене имени (фамилии). В заявлении о перемене имени (фамилии) гражданин должен указать причины, побудившие его просить об этом. Причины могут быть строго конфиденциальными - нежелание носить фамилию бывшего супруга, неблагозвучное имя (фамилия).

Руководитель ЗАГСа обязан представить информацию по актам только по запросу суда, органов прокуратуры, органов дознания или следствия, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Как мы видим, тайну записи актов гражданского состояния также можно отнести и к служебной тайне, и к личной тайне - персональным данным.

Понятие «служебная тайна» должно распространяться на всю конфиденциальную информацию, циркулирующую в органах государственной власти и управления. Это положение, по нашему мнению, должно распространяться и на негосударственные структуры. Однако для этого необходим закон «О служебной тайне».

В этом смысле несекретная информация, составляющая служебную тайну, - это конфиденциальная информация предприятия, организации. Соответственно, служебная тайна может быть и у коммерческих структур и иметь соответствующий гриф «для служебного пользования». Для этого необходимо составить перечень такой информации, который бы входил как раздел Сводного перечня конфиденциальной информации предприятия, организации. Примерный сводный перечень приведен в конце статьи.

Гриф конфиденциальности служебной тайны «для служебного пользования» широко используется во многих странах. Так, в Германии факты, сведения, нуждающиеся в сохранении секретности, независимо от формы их оформления (решением государственных учреждений или по их распоряжению) могут иметь гриф секретности «VS nur fur den dienstgebrauch » («для служебного пользования»).

В США под режим служебной тайны подпадают и сведения, составляющие коммерческую тайну, а также информация о различных ноу-хау, получаемая должностным лицом в ходе осуществления своих должностных полномочий, исследований или расследований, из доклада или отчета и т. п.

К служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью 1 .

Положением определен перечень информации, которая не может иметь статус ограниченного распространения:

    акты законодательства, устанавливающие правовой статус государственных органов, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

    сведения о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях и процессах, экологическая, гидрометеорологическая, гидрогеологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и другая информация, необходимая для обеспечения безопасного существования населенных пунктов, граждан и населения в целом, а также производственных объектов;

    описание структуры органа исполнительной власти, его функций, направлений и форм деятельности, а также его адрес;

    порядок рассмотрения и разрешения заявлений, а также обращений граждан и юридических лиц;

    решения по заявлениям и обращениям граждан и юридических лиц, рассмотренным в установленном порядке;

    сведения об исполнении бюджета и использовании других государственных ресурсов, о состоянии экономики и потребностей населения;

    документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах организаций, необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Некоторые специалисты выражают озабоченность по поводу того, что среди информации, на которую не могут распространяться ограничения по доступу, не указана информация о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами. Подобное «упущение» позволяет должностным лицам существенно ограничивать доступ к материалам служебных расследований негативной деятельности государственного аппарата и прочим недоработкам. Между тем максимально возможная открытость в данном вопросе является одним из основополагающих моментов оздоровления деятельности органов государственной власти.

В соответствии с Положением руководители федеральных органов исполнительной власти в пределах своей компетенции определяют категорию должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения, обеспечивают организацию ее защиты и т. д.

Перечень информации, составляющей служебную тайну, может, в частности, включать:

    информацию о руководителях организации, других работниках (судимость, опыт работы, профессиональные знания, навыки и умения, деловые связи);

    информацию о структуре управления производством, методику обучения персонала;

    информацию об участии в капиталах других организаций, о вложении средств в ценные бумаги, на депозитные счета банков;

    информацию об источниках финансирования; сведения о заключенных сделках, применяемых ценах; кредитоспособность данной организации; сведения о системе организации охраны на предприятии; состояние материально-технической базы данной организации и др.

Сведения, относящиеся к служебной информации, не являются обычно предметом самостоятельных сделок, однако их разглашение может причинить имущественный ущерб организации и вред ее деловой репутации.

Как видно из примеров, служебная тайна относится к негосударственной тайне (ввиду того, что служебная тайна не является государственной тайной), однако ее правовой режим устанавливается государственными и негосударственными структурами - владельцами и обладателями информации.

Таким образом, к служебной тайне, за исключением информации, составляющей государственную тайну, относится информация о деятельности государственных органов и их служащих, представляющая не коммерческий, а государственный интерес, а также иная конфиденциальная информация, составляющая частную, коммерческую тайну субъекта, полученная государственным органом в пределах своей компетенции для выполнения возложенных на него функций.

Следовательно, информация может быть отнесена к служебной тайне, если она отвечает следующим требованиям:

    Отнесена федеральным законом (пока такого закона нет) к служебной информации о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен по закону или в силу служебной необходимости.

    Является конфиденциальной информацией другого лица (коммерческая тайна, банковская тайна, тайна частной жизни).

    Не является государственной тайной и не попадает под перечень информации, составляющей государственную тайну.

    Получена представителем государственного органа или органа местного самоуправления только в силу исполнения обязанностей по службе в случаях и в порядке, установленных федеральным законодательством, и имеет действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности ее третьим лицам.

Сопоставление и анализ норм права, закрепленных в ст. 139 ГК РФ, в Указе Президента РФ от 06.03.97 № 188, постановлениях Правительства РФ 1994 г. № 1233, 1998 г. № 936 и 1999 г. № 1016, позволяют сделать обобщающее определение служебной тайны.

Служебная тайна - это охраняемая законом конфиденциальная информация о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен в силу служебной необходимости, а также ставшая известной в государственных органах и органах местного самоуправления только на законном основании.

Возможны другие варианты: служебная тайна - несекретные сведения, ограничение в распространении которых диктуется служебной необходимостью в органах государственной власти, в подведомственных им предприятиях.

С позиций документоведения служебная тайна - это документированная информация, составляющая негосударственную тайну (т. е. то, что не относится к государственной тайне) ограниченного распространения, доступ к которой ограничен владельцем или обладателем документированной информации, не связанной с предпринимательской (коммерческой) деятельностью.

Как видим, институт служебной тайны практически совпадает со многими видами тайны, например с профессиональной тайной, о которой пойдет речь в следующем номере.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к служебной тайне, их защитой и снятием ограничений на доступ к указанным сведениям в целях обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, осуществления установленных законодательством Российской Федерации полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Вносится депутатами
Государственной Думы

В.В.Бобыревым, А.Н.Волковым,
М.И.Гришанковым, В.В.Дятленко,
В.И.Илюхиным, Н.С.Леоновым,
В.В.Маргеловым, А.М.Розуваном

Проект № 124871-4

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О служебной тайне

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к служебной тайне, их защитой и снятием ограничений на доступ к указанным сведениям в целях обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, осуществления установленных законодательством Российской Федерации полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее – органов государственной власти).

2. Положения настоящего Федерального закона обязательных для исполнения органами государственной власти, их должностными лицами, распоряжающимися сведениями, составляющими служебную тайну на основании настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов, должностными лицами органов местного самоуправления и гражданами Российской Федерации, у которых такая обязанность возникает в силу должностного положения либо трудовых обязательств, а также иными лицами, получившими доступ к сведениям, составляющим служебную тайну, в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, и их определения

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

конфиденциальные сведения - сведения, для которых установлен специальный режим сбора, хранения, обработки, распространения и использования, доступ к которым ограничен в соответствии с федеральным законом (за исключением сведений, составляющих государственную тайну);

носители сведений, составляющих служебную тайну - материальные объекты, в том числе физические поля, в которых соответствующие сведения находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов;

отнесение сведений к служебной тайне – введение в предусмотренном настоящим Федеральным законом порядке ограничений на распространение сведений, составляющих служебную тайну, и на доступ к ним;

режим служебной тайны – совокупность правовых, организационных, технических и иных мер, принимаемых уполномоченными должностными лицами органов государственной власти и организаций,обеспечивающих ограничения на распространение сведений, составляющих служебную тайну, и на доступ к этим сведениям;

сведения, составляющие служебную тайну (служебная тайна) - конфиденциальные сведения, образующиеся в процессе управленческой деятельности органа или организации, распространение которых препятствует реализации органом или организацией предоставленных ему полномочий, либо иным образом отрицательно сказывается на их реализации, а также конфиденциальные сведения, полученные органом или организацией в соответствии с их компетенцией в установленном законодательством порядке;

снятие ограничений на распространение сведений, составляющих служебную тайну – обеспечение уполномоченными должностными лицами возможности доступа заинтересованных субъектов к сведениям, составляющим служебную тайну.

Статья 3.Законодательство Российской Федерации о служебной тайне

Законодательство Российской Федерации о служебной тайне состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, законодательства Российской Федерации о государственной службе, законодательства Российской Федерации о труде, конституций, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих требования по защите сведений, составляющих служебную или иную охраняемую законом тайну, или ограничения по распространению указанных сведений.

Статья 4. Полномочия органов государственной власти в сфере служебной тайны

1. Органы государственной власти в пределах своих полномочий, определенных настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации:

разрабатывают перечни сведений, отнесенных к служебной тайне;

определяют полномочия должностных лиц по отнесению сведений к служебной тайне, установлению и снятию режима служебной тайны по отношению к этим сведениям;

публикуют в средствах массовой информации перечни сведений, отнесенных к служебной тайне;

обеспечивают защиту сведений, составляющих служебную тайну;

обеспечивают в случаях, определенных настоящим Федеральным законом, доступ органов, организаций и физических лиц к сведениям, составляющим служебную тайну.

2. Государственные служащие и иные работники органов государственной власти не вправе разглашать либо использовать в личных и корыстных целях ставшие им известными в силу должностного положения либо трудовых обязательств сведения, для которых правомерно установлен режим служебной тайны.

3. Представители органа или организации вправе получать сведения, составляющие служебную тайну других органов или организаций, только в пределах исполнения ими своих служебных обязанностей и в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

ГЛАВА II. ОТНЕСЕНИЕ СВЕДЕНИЙ К СЛУЖЕБНОЙ ТАЙНЕ
И СНЯТИЕ ОГРАНИЧЕНИЙ НА ИХ РАСПРОСТРАНЕНИЕ

Статья 5. Принципы отнесения сведений к служебной тайне

Отнесение сведений к служебной тайне осуществляется в соответствии с принципами законности, обоснованности, разумной достаточности и своевременности.

Законность отнесения сведений к служебной тайне заключается в установлении ограничений на распространение соответствующих сведений, исходя из положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, а также в официальном опубликовании для всеобщего сведения перечней сведений, отнесенных к служебной тайне.

Обоснованность отнесения сведений к служебной тайне заключается во введении ограничений на доступ к сведениях и их распространение, исходя из необходимости обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан и реализации органом государственной власти предоставленных ему полномочий.

Разумная достаточность в отнесении сведений к служебной тайне заключается во введении ограничений на распространение сведений в объемах и на срок, определяемых конкретной целью в пределах полномочий органа государственной власти, для обеспечения исполнения которых введено такое ограничение.

Своевременность отнесения сведений к служебной тайне заключается в установлении ограничений на распространение этих сведений с момента их получения на срок, определяемый необходимостью защиты прав, свобод и законных интересов граждан, а также реализации полномочий органов государственной власти, для обеспечения исполнения которых введено такое ограничение.

Статья 6. Отнесение сведений к служебной тайне

1. Орган государственной власти вправе относить к служебной тайне сведения, полученные им в процессе управленческой деятельности, если их распространение может воспрепятствовать либо иным образом отрицательно сказаться на реализации полномочий, предоставленных ему федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами, при соблюдении принципов, установленных статьей 5 настоящего Федерального закона.

2. К сведениям, которые органы государственной власти и их организации обязаны защищать в режиме служебной тайны, относятся поступившие от физических и юридических лиц, других органов государственной власти и организаций сведения, доступ к которым ограничен в соответствии с федеральными законами, при наличии на документах, содержащих эти сведения или сопроводительных документах, соответствующих пометок, указывающих на их конфиденциальный характер,

3. Не подлежат отнесению к служебной тайне сведения:

о чрезвычайных ситуациях, происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

в области экологии, метеорологии, демографии, эпидемиологии и санитарии, культуры, сельского хозяйства, о состоянии преступности и другие сведения, необходимые для обеспечения безопасности граждан и населения в целом;

о привилегиях, компенсациях и льготах,. предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, организациям и учреждениям;

о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, нарушении законности должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и учреждений;

об использовании органами государственной власти, органами местного самоуправления бюджетных средств, иных государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, если иное не предусмотрено федеральным законом;

о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;

о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, накапливаемые в информационных системах органов и организаций и представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан, а также содержащиеся в официальных изданиях, поступающих в фонды библиотек и архивов;

о состоянии здоровья лиц, занимающих государственные должности категории "А",

сведения о деятельности органов государственной власти, обязательные для размещения в информационных системах общего пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Руководители органов государственной власти несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неправомерное отнесение сведений к служебной тайне, а также за не отнесение сведений к служебной тайне в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Порядок отнесения сведений к служебной тайне

1. Отнесение сведений к служебной тайне осуществляется на основании перечней сведений, разрабатываемых органами государственной власти и утверждаемых их руководителями, в соответствии с принципами, установленными в статье 5 настоящего Федерального закона, и с учетом ограничений, налагаемых статьей 6 настоящего Федерального закона. Действие указанных перечней распространяется также на организации и учреждения, созданные данными органами.

2. Отнесение сведений к служебной тайне осуществляется путем установления соответствия содержащихся в документе сведений перечню сведений, отнесенных к служебной тайне, действующего в данном органе государственной власти.

Решение об отнесении сведений, содержащихся в документе, к служебной тайне принимает должностное лицо, уполномоченное на подписание данного документа.

3. Если сведения, содержащиеся в документе, не соответствуют перечню сведений, составляющих служебную тайну, но уполномоченное должностное лицо, подписывающее данный документ, имеет основания для установления для них режима служебной тайны, ему предоставляется право вводить ограничения на их распространение сроком до одного месяца. За этот период либо принимается решение о дополнении соответствующего перечня новой категорией, либо по его истечении ограничения на распространение сведений снимаются.

4. Подготовку перечня сведений, отнесенных к служебной тайне, осуществляют комиссии, образуемые в органах государственной власти с привлечением представителей научных организаций, отдельных специалистов.

5. Перечни сведений, отнесенных органами государственной власти к служебной тайне, подлежат государственной регистрации и официальному опубликованию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для государственной регистрации и официального опубликования соответствующих нормативных правовых актов.

6. Перечни сведений, отнесенных к служебной тайне, подлежат не реже, чем один раз в пять лет обязательному пересмотру в целях проверки соответствия их содержания действительной потребности органов государственной власти в введении ограничений на доступ к отдельным категориям сведений.

Статья 8. Реквизиты документов, содержащих сведения, составляющие служебную тайну

1. Документы, содержащие сведения, составляющие служебную тайну, независимо от формы представления этих документов, должны включать помимо обязательных реквизитов, следующие:

ограничительную пометку "для служебного пользования";

наименование органа государственной власти, установившего ограничения на распространение сведений;

регистрационный номер документа в системе делопроизводства;

дату снятия ограничений на распространение сведений, либо событие, при наступлении которого ограничения подлежат отмене (в случае, если срок сохранения режима служебной тайны составляет менее 5 лет);

наименование должности лица, подписавшего документа, его собственноручную подпись или электронную цифровую подпись, используемую в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. При невозможности внесения указанных реквизитов непосредственно в документ, они проставляются в сопроводительной документации к нему.

3. Не допускается использование иных ограничительных пометок, кроме указанной в части 1 настоящей статьи, для указания на наличие в документе сведений, отнесенных к служебной тайне.

Статья 9. Снятие ограничений на распространение сведений, составляющих служебную тайну

1. Основаниями для снятия ограничений на распространение сведений, составляющих служебную тайну, являются:

взятие на себя Российской Федерацией международных обязательств по открытому обмену сведениями, которые к моменту принятия таких обязательств отнесены к служебной тайне;

наличие вступившего в законную силу судебного решения, содержащего предписание о снятии ограничений на распространение сведений;

принятие уполномоченным должностным лицом решения о нецелесообразности дальнейшего ограничения распространения сведений в соответствии с принципами, определенными в статье 4 настоящего Федерального закона.

Решение о снятии ограничений на распространение сведений, составляющих служебную тайну, влечет исключение соответствующей категории сведений из перечня сведений, отнесенных к служебной тайне, и(или) снятие ограничительных пометок с документов, содержащих такие сведения.

2. Срок действия режима служебной тайны не должен превышать 10 лет, если иной срок сохранения ограничений на распространение конкретной категории сведений не установлен федеральным законом. Указанный срок исчисляется с даты подписания должностным лицом документа, содержащего указанные сведения и имеющего ограничительную пометку, установленную в части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона.

В случае, если режим служебной тайны установлен для конфиденциальных сведений, полученных органом или организацией в соответствии с их компетенцией в установленном законодательством порядке, решение о снятии ограничений на их распространение принимается по истечению срока, установленного предоставившим лицом, либо по истечению предельного срока в отсутствие мотивированного ходатайства лица, предоставившего эти сведения.

3. Лицо вправе обратиться в орган государственной власти, принявший перечень сведений, отнесенных к служебной тайне, с запросом о снятии ограничений на распространение сведений, если, по его мнению, эти ограничения нарушают его права и законные интересы.

4. Орган государственной власти, получивший такой запрос, обязан в течение одного месяца рассмотреть его и дать мотивированный ответ по существу запроса.

Подготовка решения об исключении сведений из перечней сведений, отнесенных к служебной тайне, поручается комиссиям, образуемым в соответствии с частью 4 статьи 7 настоящего Федерального закона.

Уклонение должностных лиц от рассмотрения указанного запроса по существу влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Решение об отнесении сведений к служебной тайне может быть обжаловано в судебном или административном порядке. В случае признания судом факта необоснованного установления ограничений на распространение сведений либо необоснованного не установления ограничений, снятие либо установление ограничений на распространение производится незамедлительно после вступления судебного решения в законную силу.

ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РЕЖИМА
СЛУЖЕБНОЙ ТАЙНЫ

Статья 10. Основные положения по организации системы защиты служебной тайны

1. В органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях (далее органы и организации), осуществляющих работы со сведениями, составляющими служебную тайну, устанавливается режим служебной тайны. Порядок установления режима служебной тайны, обязательный для исполнения всеми органами и организациями, осуществляющими работы со сведениями, составляющими служебную тайну, определяется Правительством Российской Федерации.

2. Обеспечение режима служебной тайны в органах и организациях осуществляется структурными подразделениями по защите служебной тайны. По решению руководителей органов и организаций допускается возложение задач по защите сведений, составляющих служебную тайну, на подразделения по защите государственной тайны или подразделения делопроизводства при условии реализации ими всего комплекса мероприятий по защите служебной тайны, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации или субъектов Российской Федерации.

3. Для защиты сведений, составляющих служебную тайну, должны использоваться средства защиты информации, прошедшие сертификацию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Документы, содержащие сведения, составляющие служебную тайну, не должны включаться в электронные информационные системы, имеющие подключение к сети связи общего пользования.

4. Финансирование мероприятий по защите служебной тайны в органах и организациях осуществляются из средств соответствующих бюджетов. Юридические лица, которым данные сведения переданы для использования в соответствии с гражданско-правовым договором, осуществляют их защиту за счет собственных средств. При определении налогооблагаемой базы юридического лица мероприятия по защите сведений, составляющих служебную тайну, относятся к себестоимости производимых юридическим лицом товаров, работ, услуг.

Статья 11.Защита сведений, составляющих служебную тайну, в условиях трудовых отношений

1. Обязательства государственных служащих и иных работников органа или организации по неразглашению сведений, составляющих служебную тайну, и обеспечению режима служебной тайны закрепляются в заключенном с ними трудовом договоре. Данные обязательства могут оформляться отдельным соглашением, заключаемым в письменной форме.

2. Обязательства государственных служащих категории "А" по неразглашению сведений, составляющих служебную тайну, возникают в силу избрания (назначения) их на должность.

3. Обязательства работника по неразглашению сведений, составляющих служебную тайну, могут по инициативе работодателя сохраняться после прекращения трудовых отношений на срок, определенный в трудовом договоре либо отдельном соглашении, но не свыше пяти лет.

4. Руководители органов и организаций обязаны создать условия, при которых государственные служащие и иные работники органа или организации, а также лица, получающие доступ к сведениям, составляющим служебную тайну, в соответствии с положениями статей 11-14 настоящего Федерального закона, получают доступ к указанным сведениям только в пределах, необходимых для выполнения своих должностных обязанностей либо в объемах, вызванных необходимостью.

Статья 12. Порядок доступа органов государственной власти к сведениям, составляющим служебную тайну

Федеральные органы государственной власти в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, имеют право доступа к сведениям, отнесенным к служебной тайне органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 13. Взаимная передача сведений, составляющих служебную тайну

1. Взаимная передача сведений, составляющих служебную тайну, между органами государственной власти, а также между организациями органов государственной власти осуществляется по решению их руководителей в объемах, необходимых для исполнения указанными субъектами своих функций либо в объемах, определенных договором на проведение совместных работ.

2. Органы и организации, запрашивающие либо получающие сведения, составляющие служебную тайну, обязаны обеспечить их защиту в режиме служебной тайны в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

3. Решение о передаче сведений, составляющих служебную тайну, другим государствам принимается руководителем органа государственной власти, утвердившим перечень сведений, относимых к служебной тайне, в который включена данная категория сведений.

Обязательства принимающей стороны по защите передаваемых ей сведений предусматриваются в заключаемом с ней договоре (соглашении).

Статья 14. Распоряжение сведениями, составляющими служебную тайну, при реорганизации или ликвидации субъектов, ими располагающих

1. Органы и организации, располагающие сведениями, составляющими служебную тайну, в случаях реорганизации или ликвидации обязаны принять меры по обеспечению защиты данных сведений и их носителей. При этом сведения и (или) носители сведений, составляющих служебную тайну, в установленном порядке уничтожаются, либо сдаются на архивное хранение, либо передаются:

правопреемнику органа или организации;

органу, разработавшему перечень сведений, относимых к служебной тайне, под категории которых подпадают данные сведения.

Решение о распоряжении сведениями, составляющими служебную тайну, после реорганизации или ликвидации принимает руководитель органа или организации, принявший решение о реорганизации или ликвидации.

2. При приватизации организации, имущество которой находится в государственной собственности, орган государственной власти, осуществивший отнесение к служебной тайне находящихся в распоряжении этой организации сведений, принимает решение об изъятии носителей этих сведений либо об их оставлении в данной организации для дальнейшего использования при условии обеспечения сохранности данного государственного информационного ресурса в режиме служебной тайны. В последнем случае полномочия организации по распоряжению указанными сведениями и обязательства по их сохранению в режиме служебной тайны устанавливаются на основании гражданско-правового договора с органом государственной власти, осуществившим отнесение данных сведений к служебной тайне.

Статья 15. Доступ граждан и организаций к сведениям, составляющим служебную тайну

1. Граждане Российской Федерации допускаются в целях обеспечения их прав, свобод и законных интересов к сведениям, составляющим служебную тайну, по решению руководителя органа или организации, в распоряжении которых они находятся, в объемах, вызванных необходимостью. Каждый факт ознакомления гражданина с конкретными сведениями, составляющими служебную тайну, подлежит учету.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть допущены к сведениям, составляющим служебную тайну, по решению руководителя соответствующего федерального органа государственной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в объемах, необходимых для выполнения международных соглашений. Каждый факт ознакомления иностранного гражданина или лица без гражданства с конкретными сведениями, составляющими служебную тайну, подлежит учету.

3. Негосударственные организации получают доступ к сведениям, составляющим служебную тайну, только в рамках гражданско-правовых отношений с заказчиком, которым является орган государственной власти или государственная организация. Договор на выполнение работ или предоставление услуг между органом или организацией-заказчиком и негосударственной организацией-исполнителем должен включать положения, регламентирующие порядок обращения со сведениями, составляющими служебную тайну, и гражданско-правовую ответственность за разглашение указанных сведений. Соответствующие обязательства организации-исполнителя должны быть закреплены в трудовых договорах (контрактах) в соответствии с положениями статьи 10 настоящего Федерального закона.

ГЛАВА IV. КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ЗАЩИТЫ
СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ СЛУЖЕБНУЮ ТАЙНУ

Статья 16. Контроль за обеспечением защиты сведений, составляющих служебную тайну

1. Органы государственной власти, принявшие перечни сведений, составляющих служебную тайну, осуществляют контроль за обеспечением их защиты в органах и организациях, руководство которыми либо координация деятельности которых на них возложены.

2. Координация деятельности органов государственной власти в области отнесения сведений к служебной тайне и обеспечения их защиты осуществляется федеральным органом исполнительной власти, определяемым Правительством Российской Федерации.

Статья 17. Прокурорский надзор

Надзор за соблюдением законодательства при обеспечении защиты служебной тайны и законность принимаемых при этом решений осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

ГЛАВА V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 18. Ответственность за несоблюдение положений настоящего Федерального закона

Несоблюдение положений настоящего Федерального закона влечет наступление юридической ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 19. Переходные положения

1. Федеральные органы государственной власти, которые на основании полномочий, предоставленных нормативными правовыми актами, осуществляют распоряжение сведениями, составляющими служебную тайну, в течение пяти лет с момента вступления в силу настоящего Федерального закона должны решить вопрос об отнесении к служебной тайне, оставлении в режиме государственной тайны либо снятии всех ограничений на распространение по отношению к сведениям, имевшим гриф "секретно" и составлявшим служебную тайну до вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. № 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне", в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

2. Государственным библиотекам совместно с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в течение трех лет с момента вступления в силу настоящего Федерального закона решить вопрос о снятии режима ограничения доступа к документам, имеющим пометку "для служебного пользования", проставленную до вступления в силу настоящего Федерального закона.

Президент
Российской Федерации

В нашей статье мы хотели бы поговорить о служебной тайне. Очень часто мы слышим об этом понятии, а вот что именно оно означает, не совсем ясно. Давайте разберемся более детально в этой теме.

Виды тайн

Все тайны можно разделить на такие виды:

Естественно, наиболее охраняемой и защищенной является первый вид – государственная тайна, поскольку ее несоблюдение может привести к нарушению национальной безопасности. Согласно определению Российского законодательства, сюда можно отнести информацию о внешнеполитической, экономической, разведывательной, военной, розыскной деятельности государства.

Что такое служебная тайна?

Законом однозначно не определено это понятие. Однако, анализируя нормативные акты, можно выявить суть и признаки отнесения данных к служебной тайне.

Итак, служебная тайна – это та информация, к которой доступ ограничен специальными органами, а также федеральными законами (о вкладах населения, сведениях об усыновлении, заболеваниях людей). Она категорически не подлежит разглашению за исключением тех случаев, когда данные запрашиваются компетентными органами.

А теперь давайте поговорим о том, что такое служебная и коммерческая тайна. Есть ли между ними разница и в чем она заключается?

Существует указ президента России от 06.03.97 года № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера». Так вот, в этом документе сказано, что разница между этими понятиями состоит в том, что коммерческая тайна – это та информация, которая связана непосредственно с коммерческой деятельностью, а вот служебная тайна - это те сведения, доступ к которым ограничивается государственными органами власти.

Чтобы понять сущность последнего понятия, необходимо обратиться к постановлению № 1233, утвержденному 03.11.94 г. В нем разъяснен порядок обращения со служебными данными. Этот документ направлен на урегулирование всех вопросов, которые возникают по поводу информации. В нем дается разъяснение относительно грифа конфиденциальности данных "Для служебных нужд".

Положение говорит о том, что данные ограниченного пользования относят к несекретной информации, однако данные относительно деятельности предприятия вполне могут не разглашаться при служебной необходимости. Такой документ дает предписание главам федеральных служб исполнительной власти в пределах своих возможностей определить должностные лица, которые, в свою очередь относят служебные данные к категории ограниченного распространения, заниматься их защитой.

А значит, можно говорить о том, что обладателями служебной тайны могут быть все служащие, которые являются работниками государственных органов исполнительной, законодательной, судебной власти, а также все подчиненные им структуры.

В любой организации определен порядок реализации задач и целей, есть своя система ведения отчетности, контроля документооборота и т. д. Информацию такого плана можно назвать служебной тайной. Объемы этой информации определяются руководителями.

Примеры служебной тайны

Налоговая тайна. Согласно налогового кодекса РФ, налоговая тайна – это любая информация о налогоплательщиках, которая получена налоговыми органами. Данные о человеке, если он является предпринимателем, тоже являются тайной (персональные данные).

Разглашением данных в этом случае является передача или использование коммерческой информации о налогоплательщике, которая стала известна работнику налоговой службы. В этом случае налоговая тайна - это коммерческая тайна.

Данные, поступившие в государственные структуры, имеют определенный режим хранения и специальные технологии защиты. Доступом к ним обладают лишь определенные должностные лица.

Служебная тайна актов ЗАГСа

Информация, ставшая известной работнику ЗАГСа, также является конфиденциальной. К сведениям должен быть ограниченный доступ только тех лиц, которые имеют на это право. Данные гражданского состояния не подлежат разглашению. К ним можно отнести рождение, усыновление, смену имени и фамилии, заключение или расторжение брака.

Руководство ЗАГСа может предоставлять сведения по актам только по запросам суда, прокуратуры, органов следствия или дознания. Как видите, тайна записи тоже может быть отнесена к служебной тайне. Вообще практически всю информацию и документацию можно отнести к этому понятию. Ведь ни одна бумага абсолютно любой организации не предназначена для посторонних глаз.

Защита служебной тайны

Надо сказать, что служебная информация и служебная тайна - где-то очень близкие понятия. Сюда могут быть отнесены все конфиденциальные данные, которые циркулируют в органах государственных структур. Однако это должно касаться и коммерческих организаций. В их обороте тоже находится масса документов. Эта информация, составляющая служебную тайну, также не подлежит разглашению. Негосударственные структуры должны разрабатывать свои положения относительно этого понятия.

Для этого можно разработать документ, в котором будет указан перечень бумаг, имеющих гриф «Только для служебного использования». Более того, каждое подразделение может иметь такое собственное положение, ведь не секрет, что даже разные отделы имеют доступ к совершенной разным документам и информации. Все это затем можно свести в единый перечень для всей организации. Таким образом может быть организована защита служебной тайны.

Надо сказать, что грифом конфиденциальности пользуются во многих странах. Например, в США тайной считается любая коммерческая информация, которая попадает к человеку в ходе его рабочей деятельности.

Информация ограниченного распространения


Вообще специалисты озабочены тем, что под понятие "государственная и служебная тайна" попадает та информация, по которой можно судить о фактах нарушения закона государственными структурами, а также их должностными лицами. А такие упущения позволяют чиновникам полностью ограничить доступ к сведениям служебных расследований работы государственного аппарата и многим другим недоработкам. Хотя максимальная открытость в данной области могла бы стать основным стимулом здорового функционирования властных структур.

Согласно Положению, руководство федеральных организаций исполнительной власти в разрезе своей компетенции устанавливает ту категорию, должностных лиц, которые уполномочены относить документы или служебную информацию к группе ограниченного распространения, обеспечивая тем самым ее защиту.

Информация, являющаяся служебной тайной

Сведения, составляющие служебную тайну:

  1. Данные о руководстве организаций и их работниках (профессиональные качества, судимости, анкетные данные, адреса проживания, опыт работы).
  2. Документация о структуре предприятия, методах его управления и обучения персонала.
  3. Информация о вложениях капиталов, ценных бумаг, счетах в банках.
  4. Сведения об источниках финансирования, сделках и контрактах.
  5. Кредитоспособность предприятия, состояние его материально-технической базы.

Разглашение служебной тайны может принести огромный материальный и финансовый урон организации и даже навредить ее репутации. А потому ее сохранение является непременным условием работы предприятия.

Понятно, что служебная тайна – это не государственная тайна, однако все-равно ее правовой режим устанавливают государственные и негосударственные органы.

Какую информацию следует относить к категории служебной тайны?

Информацию можно отнести к служебной тайне в том случае, если она отвечает следующим критериям:

  1. По ФЗ относится к служебной информации о функционировании государственных структур, доступ к которой сильно ограничен в силу служебных нужд (пока такой закон не разработан).
  2. Является сугубо конфиденциальной информацией других лиц (банковская тайна, коммерческая тайна, тайна личной жизни).
  3. Не относится к государственной тайне.
  4. Получена работником государственной структуры в силу служебного пользования.

Проанализировав правовые нормы ст. 139 ГК РФ, а также постановления правительства от 1994 года, можно определить служебную тайну, как конфиденциальную информацию о работе государственных структур, охраняемую законом, и ограниченную в доступе из-за служебной необходимости.

Возможны и иные варианты.

Например, служебная тайна – несекретные данные, которые ограничиваются в распространении в силу служебной необходимости в органах государственного аппарата и подведомственных подразделениях.

Закон о служебной тайне

Ранее категорию «служебная тайна» применяли для определения информации, связанной с грифом «Секретно», а за ее разглашение была предусмотрена уголовная ответственность. Сейчас эта статья изъята из Уголовного кодекса, и прежнее ее толкование не используется в правовом поле в связи с тем, что в июле 1993 года был принят «Закон о государственной тайне».

В настоящее время данные с грифом «Секретно» входят в государственную тайну. Хочется заметить, что применение такого грифа недопустимо для документов иных категорий, кроме государственных. Это указано статьей 8 Закона.

Однако Гражданский кодекс России, вступивший в силу в 1995 году, предусматривает понятие «служебная тайна», даже выделена категория «коммерческая тайна». И это очень важный момент, который ранее рассматривался совершенно в ином свете.

Статья 139 Кодекса гласит о том, что служебная и коммерческая тайна имеет место при наличии информации, которая представляет финансовый интерес для третьих лиц. К таким данным нет свободного доступа и законный их владелец принимает необходимые меры по сохранению конфиденциальности.

Кроме того, такая информация защищается Кодексом и другими законами.

Существует также проект ФЗ «О коммерческой тайне», в котором планируют предусмотреть при передаче документов с грифом «коммерческая тайна» в государственные структуры обеспечить сохранность в качестве служебной тайны (ст. 18, проект Закона).

За ее разглашение предусматривается уголовная ответственность УК РФ, в отличие от коммерческой (ст. 183).

Если ранее служебную тайну можно было разделить на два вида, одна из которых имела гриф «Секретно», а вторая представляла коммерческую тайну, то сейчас такое подразделение не имеет смысла. Вообще в законодательстве можно отыскать до шестидесяти пяти видов тайн. Но дело в том, что многие из них обозначают практически одно и тоже, либо их значения так плотно переплетаются, что сложно из разделить, или же являются частными случаями более общих понятий.

Чем грозит разглашение служебных данных?

Разглашение информации, которая представляет собой служебную тайну, ведет к административной или уголовной ответственности. Все зависит от обстоятельств нарушения.

Административное наказание

Служебная тайна - сведения, которые не подлежат разглашению. За ее нарушение к административной ответственности могут привлекаться должностные лица, которые нарушили конфиденциальность информации.

Статья 15.21 КоАП РФ предусматривает в таких случаях штраф в размере от тридцати тысяч рублей до пятидесяти, а также лишение занимаемой должности сроком от года до двух лет.

Уголовная ответственность

В УК РФ есть сразу несколько норм относительно ответственности за несоблюдение служебной тайны:

  1. Раскрытие информации об усыновлении (ст. 155 УК России). Предусматривается штраф до восьмидесяти тысяч рублей либо лишение свободы до четырех месяцев.
  2. Разглашение данных о мероприятиях, предпринимаемых относительно судей или же участника уголовного дела (ст. 311 УК РФ). Могут применяться штрафные санкции до двухсот тысяч рублей или же лишение свободы до пяти лет.
  3. Раскрытие информации о мерах безопасности в отношении сотрудников правоохранительных органов (ст. 320 УК России). Санкции такие же, что и в статье 311.

Важным моментом является то, что должность госслужащего или же сотрудника структур правоохранительных органов предполагает невозможность ее занимания человеком, который имеет судимость. А это означает, что лицо, нарушившее служебную тайну, автоматически увольняется по отрицательным основаниям.

До сих пор идут споры что же такое служебная тайна, у некоторых служебная тайна ассоциируется с понятием под грифом «секретно», однако новый закон говорит об этом так: служебная тайна – это та информация, доступ к которой ограничен государственной властью, служебными лицами и федеральными законами. Служебная тайна не разглашается, исключением являются моменты в которых необходимо предоставит ту или иную информацию правоохранительным органам.

Примеры служебной тайны

Рассмотрим пару примеров служебной тайны, чтобы понять с чем мы все-таки имеем дело.Налоговая тайна – это тайна о налогоплательщике, в Налоговом кодексе Российской Федерации такая тайна означает, что любые сведения полученные налоговым, государственным и таможенным органом являются служебной тайной. Также персональные данные физического лица и его личная тайна.

Информация считавшаяся служебной тайной в налоговых органах хранится в специальном режиме и ограниченном доступе. К такой информации доступ имеют лишь малый список должностных лиц, который определяется Федеральной налоговой службой России.

К разглашению относится передача и использование любых данных или сведений о налогоплательщике.

Служебная тайна ЗАГСа

Акты гражданского состояния ставшие известными работнику органа являются исключительно конфиденциальной информацией, доступ к ней ограничен и разглашение запрещено. Гражданские акты состояния – это те или иные события, которые влияют на изменения или прекращения прав и обязанностей.

Работники ЗАГСа также не могут разглашать информацию об усыновлении и выдачи документов, которые говорят о том, что усыновители не являются родителями ребенка. Не разглашается и информация связанная со сменой имени или фамилии. Перед заявлением на смену имени причина должна быть строго засекречена.

Исключением разглашения информации является просьба органов следствия, прокураторы, суда и прочих лиц, которые уполномоченные по правам человека. Такие тайны можно отнести как к служебным, так и к личным.

https://сайт/personal/metody-ocenki-personala.html Какие существуют и для чего они нужны? Читайте в нашей статье.

Для эффективной работы предприятия не обойтись без правильно построенной системы управления персоналом. вы узнаете, что для этого понадобится.

Вы найдете всю информацию по аттестации персонала и узнаете, как ее проводить.

Какая существует защита и угроза служебной тайне?

Угрозы по отношению к информации

Угрозу служебной тайне могут нанести хакеры. Да, интернет злоумышленники которые взламывают сети вполне могут добраться до конфиденциальной информации. Но так ли это значимо? Сейчас значимость хакеров немного преувеличена. Обычно это школьники или подростки, которые ради забавы заходят в интернет под чужим логином и особой угрозы они не несут. Также организация может быть хорошо защищена от взлома, например хранить разные сегменты на различных серверах, тогда информацию будет труднее поймать. К тому же информация может вовсе не хранится на локальной сети, не всегда бывает, что все данные хранятся в интернете.

Более реальную угрозу представляют внутренние злоумышленники, но даже так информация будет отлично защищена, так как персонал в подобных заведениях регулярно проходят инструктажи как обращаться с подобной информацией.

Защита информации

К защите служебной тайны относится лишь доступ людей, которые могут ей руководить. Этого вполне хватает, что бы уберечь вашу информацию. На компьютере классифицируется информация и то что попадает в раздел «секретная;личная;конфиденциальная» и является барьером от злоумышленников или простых рабочих. Только уполномоченные люди могут распоряжаться ею и конечно же, не разглашать её.

Что еще относится к служебной тайне?

К служебной тайне относится также и несекретные данные, которые так или иначе качаются деятельности каких-либо организаций. Нельзя разглашать такую информацию: Личные данные об организации(опыт рабочих, работодателей, судимости, знания, умения и навыки, связи), особенности производства, способ обучения персонала, вложения в другие организации, депозиты. Также нельзя разглашать о сделках организации, системе охраны, технической составляющей. Такие сведения могут нанести ущерб, испортить репутацию или вовсе разорить организацию.

Получается так, что кроме служебной тайны бывают исключения, в виде информации частной тайны. Также нельзя разглашать государственные тайны, это уже личный государственный интерес.

Ответственность за разглашение конфиденциальной информации

Существует множество различных видов ответственности за разглашение неподлежащей информации.

Дисциплинарная ответственность

Если вина об утечке информации доказана, работника ждет наказание в исключительно трудовых рамках, таким может быть: Выговор, увольнение, замечание. Какое именно будет наказание решает руководитель учреждения/организации.

Административная ответственность

К административной ответственности привлекается виновное лицо за: разглашение сведений о личной жизни, разглашение государственных тайн или погрешность в защите информации, нарушение. В случае распространения информации о личной жизни виновному лицу выпишут штраф до 10 тысяч.

Уголовная ответственность

Наступает в случае нарушения неприкосновенности, нарушения тайны телефонных звонков или же переписок. Необоснованный отказ государственному лицу в предоставлении информации. За это могут лишить свободы в зависимости от нарушения. Свои интересы в данной проблеме разрешить будет сложно, так как допускается множество ошибок в разрешении таких дел. Все нуждаются в информационной защите, если кто-то нарушает это, необходимо подать заявления в правоохранительные органы или суд.

Профессиональная и служебная тайна

Профессиональная тайна – это та информация, которую получает работодатель или предприниматель в связи с исполнением рабочих обязанностей. Объекты профессиональной тайны:

  • Врачебная тайна

Тайна которая содержит:

  1. Результаты различных обследований.
  2. Любые сведения связанные со здоровьем, диагнозом или заболеванием гражданина. Это и его личная тайна.
  3. Любые сведения о доноре или реципиенте
  4. Психологические расстройства, их лечение или обращение за помощью.

Все сведения о состоянии здоровья гражданина можно считать профессиональной тайной.

  • Тайна связи: переписки, телефонные звонки, сообщения, почтовые переговоры.
  • Сведения о доверенности документов у нотариуса.
  • Информация полученная адвокатом при юридической помощи.
  • Сведения об усыновлении.
  • Сведения о страховании лиц, их финансовое и имущественно положение полученное страховщиком в ходе работы.
  • Сведения доверенные священнику на исповеди.

Отличия между профессиональной и служебной тайны заключаются в порядке формирования.

Профессиональная тайна прежде всего наказуема на основе закона или прямым законом, а служебная, чаще всего не противоречива закону и наказание выносится руководителем. Также при профессиональной тайне в Российской Федерации будет представлена судебная защита и возмещение нанесенного ущерба, а ответственность виновного может быть и уголовной. В то время как служебная тайна решается в основном локальными правовыми актами. Но работник может не считаться с руководством и оспорить его решение в суде.

Информация не являющаяся служебной тайной:

  • Информация об экологической ситуации, опасных явлениях природы, смещения плит и чрезвычайных ситуаций.
  • Функции, структура, форма деятельности и направление исполнительного органа власти
  • Государственные сведения о бюджете, ресурсах и экономического состояния, а также потребностей населения.
  • Различные документы в открытых архивах библиотек или фондах, которые необходимы для выполнения обязанностей граждан, прав и их свободы.

Основные объекты служебной информации Засекречена деятельность государственных федеральных органов, к такой информации доступ ограничен законом исключительно в целях защиты интересов государства. Тайна следствия, военная, судебная – является служебной тайной. Внутренний суд Конституции Российской Федерации, любые материалы закрытого суда, порядок принятия решения и вся организационная внутренняя работа является служебной тайной.

Также конфиденциальная информация, которая разглашается в силу исполнения рабочих обязанностей государственным лицам. К таким относится: Коммерческая, профессиональная, конфиденциальная и банковская тайна. И разглашения о частной гражданина.

Вконтакте



 

Возможно, будет полезно почитать: