Статья для публичного выступления для студентов. Тело медуз из воды и небольшого количества белка – коллагена

Лекция 8

Вопросы:

  1. Поведение в ходе выступления.
  2. Композиционное построение речи.
  3. Подготовка к программному выступлению.
  4. Выступление экспромтом.
  5. Как отвечать на вопросы.

Деловому человеку часто приходится сталкиваться с необходимостью публичного выступления. Многие люди от природы имеют дар устных выступлений. Одни могут произносить речи экспромтом, без видимых усилий, легко говорят в любой момент, доставляя удовольствие себе и слушателям.

Другая крайность. Это пренебрежение подготовкой к выступлению излишне самоуверенных людей, которые полагаются на свой опыт или ссылаются на чрезмерную занятость другими вопросами.

Следует помнить, что хорошо подготовленное публичное выступление – это, с одной стороны, знак уважения к аудитории, а, с другой – возможность заявить о себе как о хорошем специалисте и интересном человеке.

Настройтесь на аудиторию. Установите, отвечает ли содержание вашей речи ее интересами.

Держитесь во время выступления уверенно, демонстрируя твердую убежденность в своих словах.

Начинайте говорить только после того, как установится тишина.

Начинайте речь с краткого обращения к аудитории, после чего должна последовать короткая пауза.

Вступительные слова не должны быть громкими. Следите за четкостью речи. Не следует произносить ее быстро и монотонно.

Во время выступления взгляд направляйте на слушателей (не смотреть в одну точку!). Наблюдайте за реакцией аудитории.

Переходите к изложению главного вопроса после того, как удастся добиться положительной реакции слушателей.

Сохраняйте самоконтроль на всем протяжении выступления. Не подавайте виду, что речь дается вам с трудом, что вы устали или неуверенно чувствуете себя.

Не вступайте в дискуссию, даже если с места раздаются провоцирующие выкрики. Они не должны выводить из равновесия.

В критические моменты выступления необходимо говорить особенно убежденно, уверенно. Полезно бывает сгладить остроту несколькими комплиментами слушателям.

Если аудитория устала, начните говорить тише, потом повысьте голос.

Заканчивая выступление, поблагодарите присутствующих за внимание.

2. Композиционное построение речи

1. Вступление.

2. Основная часть.

3. Заключение.

Основные задачи каждой части:

1. Вступление

задачи

Вызвать интерес к теме

Установить контакт с аудиторией

Подготовить слушателей к восприятию речи.

Приемы привлечения внимания:

Обращение

Изложение цели выступления, обзор главных моментов, о которых предстоит говорить

Прием соучастия

Обращение к событиям, неизвестным аудитории



Обращение к речи предыдущего оратора

Обращение к известным аудитории источникам информации

Юмористическое замечание

Вопросы к аудитории и др.

2. Основная часть

Суммировать сказанное

Повысить интерес к предмету речи

Подчеркнуть значение сказанного

Поставить задачи

Призвать к непосредственным действиям.

Методы

Краткое повторение основных проблем

Обобщение сказанного

Указание перспектив

Иллюстративная концовка

3. Подготовка к программному выступлению

Пишите так, как говорите, а не как пишите.

В скобки заключите фразы, которые при необходимости можно опустить.

Включайте в каждый абзац 3-5 предложений.

Используйте в основном глаголы в активной, а не пассивной форме.

Например, избегать: «Нами были открыты пять новых филиалов».

Лучше: «Мы открыли 5 новых филиалов».

Ограничивайте количество слов в предложении.

Выступление следует отпечатать через два интервала читаемым шрифтом. Между абзацами – 3 интервала.

Подчеркните слова или фразы, которым вы придаете особое значение.

Имена численные (все цифры) написать словами.

Наличие конспекта обязательно, но надо стараться говорить не только по конспекту.

Точно фиксировать время (регламент).

Читая без подготовки, можно потерять контакт со слушателями;

2. Подготовка к чтению с места

Это важно и при переходе к новому пункту, абзацу.

Абзац не переносят на другую страницу так же, как и предложение. Не стоит переворачивать страницу не середине мысли.

Используйте только одну сторону листа: толстая стопка бумаги еще не означает длинную речь.

Нумеруйте страницы (лучше в правом углу листа).

Перед выступлением снимите скрепки, не скрепляйте страницы.

Не употребляйте жаргонных слов и терминов.

Исключите неясные и ничего не значащие определения и наречия:

заметно обоснованно

чрезмерный относительно

совершенно значительный

приблизительно отчасти

незначительный существенный

лучше достаточный

Избавьтесь от словесных штампов и лишних слов:

в текущий момент лучше:

в настоящий момент «сейчас».

Уберите из текста выражения типа:

по сути дела

честно говоря

я должен добавить

интересно отметить

на это необходимо обратить внимание

это следует запомнить

стоит сказать

могу ли привлечь ваше внимание

позвольте сказать и др.

Упрощайте времена глаголов: «мы идем, мы шли, мы пойдем» вместо : «мы бы пошли, мы собираемся пойти».

Используя цитату из книги, употребляйте настоящее время: Лев Толстой напоминает нам. Чехов говорит об этом и т.д.

4. Выступление экспромтом (сразу, без подготовки)

Сузьте тему до того, о чем вы можете говорить. Примите во внимание аудиторию.

Обдумайте основную мысль или пункты, о которых вы хотели бы сказать.

Решите, каким будет заключение.

Опасность выступления экспромтом заключается в том, что вы не знаете, когда закончите. «Несколько слов» могут превратиться в бессвязную риторику, если у вас в голове нет четкого заключения. До того, как вы начнете говорить.

Начинайте с главного утверждения, которое позволит слушателям узнать, о чем вы собираетесь говорить.

Подготовка и вступительное утверждение должны занимать не более 15 секунд (после соответствующей практики можно снизить его до 5 секунд).

При анализе выступления ответьте на вопросы:

Вы придерживались темы?

Вы осветили те пункты, которые наметили?

Было ли сильным заключение?

5. Как отвечать на вопросы

Типы вопросов:

- нейтральные, обычно требующие информации или пояснения;

- дружеские , изменяющие отношение к сказанному (например, «Я согласен с тем, что вы сказали, но что мы можем сделать?»);

- антагонистические (враждебные). Обычно бывают прологом к спору или несогласию с тем, что вы сказали (например, «Вы имеете в виду, что …).

При ответах на вопросы учитывайте следующее:

Не делайте высокомерного вида. Отвечайте на вопросы спокойно и точно.

Покажите задающим враждебные вопросы, что понимаете, почему они так ко всему относятся, дайте им понять, что не имеете ничего против них лично и хотели бы найти с ними общий язык.

Внимательно слушайте вопрос. Повторите или перефразируйте его, чтобы убедиться, что вы его поняли и чтобы каждый слушатель его услышал.

Если нужно, разделите вопрос на несколько частей и отвечайте на каждую по отдельности.

Отвечайте кратко и по существу.

Если спрашивающий вас перебивает, сделайте паузу и дайте ему закончить, затем продолжайте свой ответ, но не позволяйте ему отвлечь вас от сути ответа. Если человек продолжает перебивать, не завязывайте спор.

Связывайте ответы со своей речью («Как я уже сказал …»).

Не позволяйте одному или двум слушателям монополизировать время, отведенное на вопросы.

Очень важно, чтобы каждый человек творчески подходил к подготовке и произнесению ораторской речи, полнее и шире использовал свои природные данные, индивидуальные возможности, умело применял приобретенные умения и навыки.

История мира повстречала уже десятки специалистов ораторского искусства, речи которых мы помним до сих пор. Самыми недавними гениями этого искусства были Гитлер, Хрущев и другие политики, проводившие агитационное выступление. Чаще именно политики дают пример как правильно обыкновенную речь превратить в нечто большее, элемент истории. Следует знать, что написание текстов для выступлений приносит деньги, ведь тема выступления бывает любой, в том числе и о заработке.

Но это не всегда так. Например, последнюю «сильную» речь произнес Стив Джобс в 2005 году, и это была не презентация нового продукта. С помощью ораторского искусства он призвал учащихся Стэндфордского университета стремиться к мечтам и о пользе искать в жизненных провалах возможности. Используя приемы речи, Джобс затронул жизненные темы, расположив к себе публику, и речь вошла в историю.

Для некоторых это хобби, а кто-то изучает красноречие, чтобы презентация получила высшие оценки и принесла пользу.

Отрывок из главной части речи Стива Джобса

«Иногда жизнь бьёт вас по башке кирпичом. Не теряйте веры. Я убеждён, что единственной вещью, которая помогла мне продолжать дело, было то, что я любил его. Вам надо найти то, что вы любите. И это так же верно для работы, как и для отношений. Ваша работа заполнит большую часть жизни и единственный способ быть полностью довольным – делать то, что, по-вашему, является великим делом. И единственный способ делать великие дела – любить то, что вы делаете. Если вы ещё не нашли своего дела, ищите. Не останавливайтесь. Как это бывает со всеми сердечными делами, вы узнаете, когда найдёте. И, как любые хорошие отношения, они становятся лучше и лучше с годами. Поэтому ищите, пока не найдёте. Не останавливайтесь».

«Ваше время ограничено, поэтому не тратьте его на жизнь чьей-то чужой жизнью. Не попадайте в ловушку догмы, которая говорит жить мыслями других людей. Не позволяйте шуму чужих мнений перебить ваш внутренний голос. И самое главное: имейте храбрость следовать своему сердцу и интуиции. Они каким-то образом уже знают то, кем вы хотите стать на самом деле. Всё остальное вторично». «Оставайтесь голодными. Оставайтесь безрассудными».

Если разбирать любую речь Стива Джобса можно заметить, что она напоминает разговор – она очень понятная, естественная и непринужденная. Постоянные паузы, которые являются неотъемлемой частью речи, придают эмоциональности тексту.

Несмотря на то что эта речь считается одной из лучших произнесенных в современности, некоторые специалисты считают, что Джобсу не хватает правильной жестикуляции и телодвижений и выступление не предел ораторского искусства. Но не стоит забывать, что для этого человека это не являлось видом деятельности, скорее это было хобби и обязанности, как владельца компании. Кстати, презентация новой техники, всегда, выглядела очень захватывающе.

Где можно встретить это искусство?

Да практически везде, в повседневной жизни нас постоянно окружают такие моменты. Спорт, дружба или другая часть вашей жизни наполнена ими. Может, вы не всегда помните это, но если для вас спорт является составляющей вашей жизни, тогда где вы ищите мотивацию? Правильно, в словах спортсменов, когда они рассказывают на публике о своих результатах. Спорт, как и бизнес или война требует мотивации.

Из чего состоит ораторское искусство

Если тема красноречия для вас является хобби, тогда можно сильно не углубляться в тонкости, но основные составляющие хорошего выступления вам следует знать.

  • Подготовка. Залог успешного выступления напрямую зависит от вашей подготовки к нему. Одежда, в которой будет проходить выступление, требует тщательного подбора.

Для девушки важно не наносить много косметики и иметь скромный внешний вид. Это расположит зрителей, и не будет отвлекать внимание.

Для мужчин важно выглядеть опрятным и выглаженным. Показывать видом успех и уверенность, иначе слушатель может просто не придавать словам должного значения.

Нужно уделить внимание элементами в зависимости от вашей аудитории. Ведь для бизнесменов важным элементом будут деньги и дороговизна стиля. Для школьников или студентов подойдет более простой и непринужденный вид.

  • Вступление. Начинать можно с истории из жизни или необычной фразы, которая должна зацепить слушателя. Этот прием называется «крючок». В речи Стива Джобса, о которой мы говорили выше, был задействован «крючок» в виде шутки.

Всегда используйте паузы между основными частями речи. Это помогает переварить сказанное и в то же время можно видеть реакцию людей.

В основе ораторского искусства лежит умение рисовать образы, но только правильные образы. Это должно быть, что конкретно можно представить, а если это касается чисел, тогда надо использовать слайды или переводить в то, что можно визуально измерить.

  • Основная часть. Конечно, для главной части нет каких-то конкретных правил, но пару советов можно дать. Разбейте речь на блоки логическим путем, чтобы было ясно, где вы переходите в другую часть выступления.

Не делайте из речи монолог, иначе слушатели просто заскучают, и будут чувствовать себя гостями. Задавайте риторические или прямые вопросы, втяните кого-то из зрителей в разговор, можете позвать на сцену. Просите выполнить какое-нибудь задание. Говорите энергично.

  • Заключение. Выступление можно закончить красивой фразой или сделать шаг назад. Не надо растягивать заключение и рассказывать что-то еще.

Можно подчеркнуть главное из речи и в конце начать понижать тон. Тогда все поймут, что выступление закончено. Искусство кратко и четко закончить выступление требует обязательной практики.

  • Личные примеры и истории. Сейчас трудно удивить какими-то фактами или вставить в текст главной части что-то совсем новое для целевой аудитории.

Поэтому личные истории стоят в одном ряду с паузами и образами в основах искусства успешного выступления. Допустим, если вы бизнесмен, то хорошо было бы рассказать, как вы заработали первые деньги. Рассказывая историю из жизни, вы приближаете к себе зрителя, даете возможность представить себя на вашем месте. И если правильно написать речь, тогда можно интегрировать ключевые моменты в рассказ и донести до зрителя нужную информацию.

Жанр речи

Ораторское искусство делится на виды и человек может углубиться в любой жанр. Вот основные направления этого искусства:

  • научный жанр;
  • политический;
  • судебная речь;
  • церковный жанр;
  • другие виды красноречия.

Деньги, как цель ораторского искусства

В настоящее время тренинги и семинары, где обсуждается тема, как заработать деньги захлестнула интернет. Собственно и интернет этому способствовал. Он открыл возможности заработка, а значит и обучению. Ведь раньше главным источником самостоятельного обучения была книга.

Пример выступлений миллионеров в университетах или онлайн-семинары в интернет-пространстве – это все относится к тематике бизнеса, где основная задача заработать деньги. Целью этих выступления является мотивация слушателя, заряд эмоциями и желанием что-то делать. Движет всем этим стремление иметь много денег и быть независимым. Хорошим способом преобразовать знание ораторского искусства в деньги, это открыть школу по практике и изучению красноречия.

Судебная речь

Судебная речь как жанр, пришла к нам еще из древней Греции. В связи с ростом населения политики изучали ораторское искусство, и судебная речь в то время имела большое значение. Судьбу политику могло решить умение говорить на публике. В Греции проходило обучение этому мастерству и за это платили большие деньги.

Так как в судах в то время каждый должен был защищать себя сам, граждане, которые имели деньги, платили за текст логографам, и судебная речь позволяла избежать наказания.

Судебная речь, как и любая другая состояла из вступления, основной части и заключения. Человек, таким образом, пытался разжалобить судей и заставить поверить, что его судебная речь не вымышленная.

Судебная практика в древности была достоянием народа, и на суд собиралось много людей, поэтому без должной подготовки выступить было проблематично.

Судебная речь, как жанр имеет место быть и развиваться в современности и может приносить деньги профессионалам. Все прокуроры и адвокаты подготавливают текст речи заранее, именно это отличает хорошего юриста. Чтобы судебная речь произвела впечатление на судью и присяжных используются приемы в риторике.

Пример выступления Линкольна

В 1863 году, через несколько месяцев после кровавой битвы Линкольн произнес знаменитую Геттисберскую речь. Про ораторское искусство и отношение к профессиональной риторике тут можно не говорить, для приемов в ней просто не хватило бы места. Но текст, написанный Линкольном, заставлял лить слезы и цеплял за душу

Публичная речь длилась всего около двух минут, но эти две минуты история не забудет. В итоге эту речь высекли на памятнике в мемориале Линкольна.

«Минуло восемьдесят семь лет, как отцы наши основали на этом континенте новую нацию, своим рождением обязанную свободе и посвятившую себя доказательству того, что все люди рождены равными».

«Сейчас мы проходим великое испытание гражданской войной, которая решит, способна ли устоять эта нация или любая нация, подобная ей по рождению или по призванию. Мы сошлись на поле, где гремела великая битва этой войны. Мы пришли, чтобы освятить часть этой земли – последнее пристанище тех, кто отдал свою жизнь ради жизни этой нации. И это само по себе вполне уместно и достойно».

«Но все же не в нашей власти освятить это поле, сделать священной, одухотворить эту землю. Деяниями храбрецов, павших и живых, которые сражались здесь, земля эта уже священна, и не в наших скромных силах что-либо прибавить или убавить. То, что мы говорим здесь, будет лишь вскользь замечено и вскоре забыто, но то, что они здесь сделали, не будет забыто никогда. Давайте же мы, живые, посвятим себя тому неоконченному делу, которые вершили здесь эти воины. Давайте посвятим себя здесь великой работе, которая нам предстоит, и преисполнимся еще большей решимости отдать себя той цели, которой павшие здесь отдали себя всецело и до конца. Давайте торжественно поклянемся, что смерть их не окажется напрасной, что эта Богом хранимая нация обретет возрожденную свободу и что власть народа, волей народа и для народа не исчезнет с лица земли».

Историки говорят, что текст для выступления Линкольн решил писать сам, взяв за основу принцип равенства из Декларации независимости и опиравшись на великих деятелей прошлого. По словам очевидцев, выступление было такое сильное, что заставило народ поверить, что все жертвы были не напрасны, и они воюют не против других штатов, а воюют за свободу народа и будущее родного государства. Всего лишь один текст позволил объединиться людям, как семья, чтобы противостоять врагу.

Пример текста Чаплина

Тест речи Чарли Чаплина называется в переводе на русский «Как я полюбил себя» и стал нашей историей и главной речью человека. Сказал он ее на свое семидесятилетие.

Правда ходят слухи, что на самом деле пример текста могли написать фанаты из Бразилии. Четких доказательств, что это дело рук Чарли Чаплина нет, как и точного доказательства подлога.

Несмотря на это, речь на тему любви к себе получилась великолепной и заслуживает внимания это пример, который можно использовать для своих целей.

«Когда я полюбил себя, я понял, что тоска и страдания – это только предупредительные сигналы о том, что я живу против своей собственной истины. Сегодня я знаю, что это называется «БЫТЬ САМИМ СОБОЙ».

Когда я полюбил себя, я понял, как сильно можно обидеть кого-то, если навязывать ему исполнение моих же собственных желаний, когда время еще не подошло, и человек еще не готов, и этот человек – я сам. Сегодня я называю это – «САМОУВАЖЕНИЕМ».

Когда я полюбил себя, я перестал желать другой жизни, и вдруг увидел, что жизнь, которая меня окружает сейчас, предоставляет мне все возможности для роста. Сегодня я называю это «ЗРЕЛОСТЬ».

Когда я полюбил себя, я понял, что при любых обстоятельствах я нахожусь в правильном месте в правильное время, и все происходит исключительно в правильный момент. Я могу быть спокоен всегда. Теперь я называю это «УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ».

Когда я полюбил себя, я перестал красть свое собственное время и мечтать о больших будущих проектах. Сегодня я делаю только то, что доставляет мне радость и делает меня счастливым, что я люблю и что заставляет мое сердце улыбаться. Я делаю это так, как хочу и в своем собственном ритме. Сегодня я называю это «ПРОСТОТА».

Когда я полюбил себя, я освободился от всего, что приносит вред моему здоровью – пищи, людей, вещей, ситуаций. Всего, что вело меня вниз и уводило с моего собственного пути. Сегодня я называю это «ЛЮБОВЬЮ К САМОМУ СЕБЕ».

Когда я полюбил себя, я перестал всегда быть правым. И именно тогда я стал все меньше и меньше ошибаться. Сегодня я понял, что это «СКРОМНОСТЬ».

Когда я полюбил себя я прекратил жить прошлым и беспокоиться о будущем. Сегодня я живу только настоящим моментом и зову это «УДОВЛЕТВОРЕНИЕМ».

Когда я полюбил себя, я осознал, что ум мой может мне мешать, что от него можно даже заболеть. Но когда я смог связать его с моим сердцем, он сразу стал моим ценным союзником. Сегодня я зову эту связь «МУДРОСТЬ СЕРДЦА».

Нам больше не нужно бояться споров, конфронтаций, проблем с самими собой и с другими людьми. Даже звезды сталкиваются, и из их столкновений рождаются новые миры. Сегодня я знаю, что это – «ЖИЗНЬ».

Публичная речь Черчилля (часть)

Черчилль мастер на составление текста для речей. Выступление на военную тему в 1940 году не оставило равнодушным никого и дает пример для подражания.

«Я не могу предложить ничего, кроме крови, тяжёлого труда, слёз и пота. Нам предстоит суровое испытание. Перед нами много долгих месяцев борьбы и страданий. Вы спросите, какова наша политика? Я отвечу: вести войну на море, суше и в воздухе, со всей нашей мощью и со всей той силой, которую Бог может даровать нам; вести войну против чудовищной тирании, равной которой никогда не было в мрачном и скорбном перечне человеческих преступлений.

Такова наша политика. Вы спрашиваете, какова наша цель? Я могу ответить одним словом: победа – победа любой ценой, победа, несмотря на все ужасы; победа, независимо от того, насколько долог и тернист может оказаться к ней путь; без победы мы не выживем. Необходимо понять: не сможет выжить Британская империя – погибнет всё то, ради чего она существовала, погибнет всё то, что веками отстаивало человечество, к чему оно веками стремилось, и к чему будет стремиться. Однако я принимаю свои обязанности с энергией и надеждой. Я уверен, что люди не дадут погибнуть нашему делу.

Сейчас я чувствую себя вправе потребовать помощи от каждого, и я говорю: «Пойдёмте же вперёд вместе, объединив наши силы».

Написать этот текст позволили Черчиллю приемы искусства красноречия. Историческим этот текст сделали прямота и честность высказываний.

Через месяц после выступления союзника Англии победили и захватили немцы, на эту тему он написал еще один текст и выступил с ним. Части его речи следует найти и ознакомиться, это хороший пример, если вы хотите написать речь или ваша цель сделать классную презентацию.

Спорт, дружба, семья, хобби - это темы, на которые можно писать профессиональные тексты и применять ораторское искусство. Примеры или части ораторских текстов можно найти в интернете или увидеть по телевидению. Это следует сделать обязательно, если вы хотите написать хороший для чтения и выступления текст. Книга об ораторском искусстве также поспособствует обучению, чтение специальной литературы сделало мое умение правильно вести диалог, благодаря чему дружба с людьми стала более крепкой, а недавнее хобби стало приносить дивиденды.

Что является главной причиной страха при публичном выступлении перед большой аудиторией? Как научиться произносить пламенные речи и перестать бояться выступать публично?

Здравствуйте, друзья! На связи Александр Бережнов и я рад видеть вас на страницах нашего блога!

Знаю, что уже заинтриговал вас таким заголовком и все это действительно будет в статье.

А как это относиться к публичным выступлениям ? – спросите вы.

Уверяю вас, все эти фишки имеют прямое отношение к преодолению страха публичных выступлений! Проверено моей 7-летней практикой.

Публичные выступления – интереснейшая тема! Заметьте, что статья называется не «Как научиться выступать публично за час (день, неделю)?», так как в действительности это невозможно, все это кропотливый и постепенный процесс. Кто в теме – подтвердит мои слова.

Если вы читали предыдущие статьи, то наверняка заметили, что все они имеют практическую направленность. Здесь я и мои друзья делимся своим опытом и обобщаем накопленные знания. Они получены в результате упорной и регулярной работы. И это не просто слова.

1. Мой опыт публичных выступлений

В 2010 году в городе Ставрополе мы с единомышленниками создали клуб «Харизматичный оратор» , в котором регулярно проводили занятия, приглашали интересных гостей (политиков, бизнесменов, актеров, телеведущих), выходили в «поля» и тренировались выступать публично, преодолевая свои страхи и комплексы.

Сегодня наш клуб перешел в новый формат и с коллегами мы также проводим тренинги по публичным выступлениям в молодежных учреждениях города Ставрополя и Ставропольского края. Все это делается на безвозмездной основе. Таким образом, каждый желающий может улучшить свои навыки ораторского мастерства.

Тема публичных выступлений мне очень близка. Со второго класса я стал выступать на сцене, занимался вокалом и хоровым пением, сольно выступал в городе Ставрополе и за его пределами в качестве исполнителя классических и патриотических песен.

Поэтому сегодня я не только не боюсь выступать, но и очень люблю это делать, обучаю этим навыкам других. Сам не раз выступал перед несколькими тысячами людей на городских и краевых мероприятиях, проводил массовые акции в качестве ведущего, был спикером на круглых столах различного уровня, проводил презентации проектов в разных городах, давал интервью на телевидении и радио.

Многие мои знакомые и друзья говорят:

«Его «хлебом не корми»» дай только выступить!»

Действительно, публичные выступления – это моя страсть! Я занимаюсь этим осознанно и регулярно уже 7 лет.

Эксперимент

Перед написанием статьи, я провел большой опрос среди своих друзей и знакомых (опросил около 50 человек). Среди опрошенных были люди как публичных, так и не публичных профессий.

Я задал им всего два вопроса:

  1. «Любите ли вы публично выступать? (да/нет) и почему?»
  2. «Чего боитесь, выступая публично?»

Выяснилось, что большинство людей действительно бояться выступать. Среди главных страхов мои знакомые выделили:

  • страх показаться нелепым перед аудиторией;
  • страх потери логики повествования;
  • боязнь подвести свой коллектив (в случае, если вы являетесь доверенным представителем такого коллектива);
  • страх «наговорить лишнего» от волнения.

В результате опроса я выяснил, что прослеживается прямая зависимость между размером аудитории, уровнем мероприятия и статусом присутствующих слушателей.

То есть, чем больше аудитория, солиднее мероприятие и выше статус гостей, тем сложнее выступать перед такой аудиторией.

Публичные выступления – это такое же искусство, как написание музыки, сочинение стихов, вырезание из дерева и т.д. Я бы даже сказал, что это сложнее приведенных примеров, так как в публичных выступлениях огромную роль играет психология, внутренний настрой и личность самого оратора.

Тема публичных выступлений очень обширна, она включает огромную теоретическую базу, посвященную позе оратора, внешнему виду, стилю подачи материала, искусству владения речью, мимике, жестам, умению удерживать внимание аудитории и так далее.

Я убежден, что всему этому можно научиться только в процессе регулярной практики.

А в статье речь пойдет именно о психологии публичных выступлений, а в частности о страхе, который возникает у многих людей в этот момент и о том, как его преодолеть.

2. Почему большинство людей испытывают непреодолимый страх при публичном выступлении? Главная причина

Итак, друзья, прежде чем заняться каким-либо делом, нужно обратиться к теории этого дела.

Для того, чтобы преодолеть страх при публичных выступлениях необходимо знать почему он возникает.

Страх – это защитная реакция организма, которая помогает нам избежать фатальных ошибок и угроз для жизни. Умеренный страх, а точнее легкое волнение – это полезная и нужная эмоция в момент нашего выступления. Он помогает нам лучше концентрироваться и не потерять ход мысли. Но чрезмерный страх до дрожи в коленях – это главный противник любого оратора!

2.1. Так что же является главной причиной страха при публичном выступлении?

Все дело в наших древних инстинктах.

Издревле люди все делали вместе, именно так было проще выживать. Вместе охотились и спасались от диких зверей. Вместе защищались от набегов других племен. То есть, отделяться от коллектива было не принято и даже опасно.

А любое публичное выступление – это в первую очередь выражение своей индивидуальности, чаще всего собственной точки зрения. Здесь просто необходимо выделяться из толпы и быть «не таким как все».

Большинству людей это очень трудно сделать.

3. Общественная установка «Будь как все! Не выделяйся!»

Еще с раннего детства нас учили быть послушными и смиренными, выполняя волю взрослых: родителей, воспитателей, педагогов.

Вспомните себя в детском садике… Это такое же режимное заведение, как школа, институт, армия и даже тюрьма. Здесь мы строем ходили на прогулку, на обед, посещали другие коллективные мероприятия. Еще бы, ведь человек – стадное животное и в одиночку чувствует себя некомфортно. А самое главное, что он может развиваться только в обществе.

Наверняка вы помните известную сказку про мальчика «Маугли», выросшего среди зверей. Но немногие знают, что таких примеров современное человечество знает десятки. Особенно это характерно для Индии. Там дети терялись в джунглях и воспитывались в звериных стаях. Волки и другие животные заменяли им родителей.

Даже после того, как их находили цивилизованные люди, такие дети уже никогда не могли стать людьми в современном понимании. Они не разговаривали, при этом выли на луну и бегали на четырех конечностях. Поэтому, многим из нас психологически очень сложно принять саму сущность публичных выступлений, особенно если мы воспитывались в среде «непубличных» людей.

Еще один интересный факт.

Ученые доказали, что в момент публичных выступлений у многих людей выделяется такое же количество адреналина, как и при прыжках с парашютом.

Было установлено, что страх публичных выступлений является вторым страхом после главного - страха смерти, а у некоторых даже стоит на первом месте!

3.1. Как же нам преодолеть этот древний инстинкт?

Друзья, проще всего это сделать, просто осознав, что современный мир изменился, появились новые «правила игры». Публичные выступления и само по себе лидерство как таковое, стало очень важным элементом современных людей. Особенно ярко эти качества проявляются у тех, кто имеет большие амбиции и хочет многого добиться в жизни.

Друзья, запомните!

Люди бояться выступать публично из-за страха критики, т.е. если вы боитесь публично выступать – это сигнал, эдакий маленький звоночек к тому, что вы сильно зависите от чужого мнения и у вас присутствует неуверенность в себе.

Это очень важно знать. Так как если мы хотим решить проблему, нам четко нужно понимать причину ее возникновения. Как врач, перед тем, как лечить пациента, направляет его на анализы или проводит соответствующие обследования, чтобы точно поставить диагноз.

Итак, мы установили, что страх публичных выступлений свойственен многим людям. Это факт!

А задумывались ли вы, что выступать публично очень полезно? Это тренирует вашу коммуникабельность, эрудицию, позволяет развить умение правильно формулировать мысли и делать их более последовательными.

Вы замечали, что многие профессиональные ораторы далеко не бедные люди и это тоже не случайно. Помните, мы провели параллель между страхом публичных выступлений и неуверенностью в себе. Я думаю, все понимают, для того, чтобы зарабатывать деньги нужно быть уверенным в себе человеком. Иначе ваш успех будет очень нестабилен.

Итак, дорогие читатели, мы подошли к самому главному!

4. Практические приемы и упражнения по преодолению страха публичных выступлений. «Быстрый» и «медленный» способы

Существует по большому счету всего два способа решения этой проблемы:

  1. Медленный;
  2. Относительно быстрый (стрессовый).

Пример

Научиться плавать можно медленно, то есть ходить в бассейн, заниматься с инструктором, надев специальный плавательный жилет. Тогда вы постепенно, за несколько недель научитесь плавать, и это не скажется на вашем эмоциональном состоянии.

Второй способ - быстрый, но довольно «стрессовый». Я думаю, вы уже догадались, что он предполагает.

Не умеющего плавать человека вывозят в лодке на середину озера и выбрасывают из нее. В данной ситуации «учителя» предполагают, что инстинкт самосохранения сразу же заставит беднягу действовать, и он научится плавать за пару минут.

Конечно, крайности не всегда хороши, но дозированное их использование явно помогает в жизни.

Как же такой пример можно спроецировать на преодоление страха публичных выступлений? – спросите вы. А вот это уже интересно.

Итак, переходим к практической части:

4.1. «Медленный способ»

Изложу его в трех основных принципах:

Принцип № 1. Знакомая аудитория и интересная тема

Предлагаю начать с малого. Именно так начинается все великое. Соберите у себя дома несколько своих друзей – единомышленников. Наверняка вы чем-либо увлекаетесь вместе. Будь то спорт, компьютерные игры или работа.

Договоритесь с ними, что в день встречи вы презентуете им очень интересную информацию. Подготовьтесь и сделайте это, как будто вы находитесь перед большим залом и на вас смотрят сотни людей. Выложитесь полностью, не давайте себе поблажек!

Я так тоже периодически тренируюсь. Это позволяет не терять форму. Когда на вас смотрят ваши друзья, знакомые или родственники, то бояться нечего, тем более, если вы выступаете на интересную для себя тему. В таком случае ваше выступление наверняка будет очень достойным.

Принцип №2. Не сравнивайте себя с другими, выработайте свою индивидуальность

Уверен, вы замечали, что каждый хороший оратор обладает собственной манерой выступления. Вспомните хотя бы наших российских артистов-комиков: Евгений Петросян, Владимир Винокур, Максим Галкин, Виктор Коклюшкин, Елена Воробей. Политиков: Владимир Путин, Владимир Жириновский. Телеведущих и актеров: Владимир Соловьев, Тина Канделаки, Владимир Познер.

Все они любимы зрителями, но у каждого свой неповторимый образ, который присущ только им, благодаря их харизме.

Найдите себя, свой неповторимый образ. В этом вам поможет взгляд ваших друзей со стороны. Спросите у них, в каком стиле у вас получается выступать лучше всего? Как они вас воспринимают? А на основе этого анализа и собственного ощущения выработайте свой стиль подачи публичной речи.

Принцип №3. Практикуйтесь!

Участвуйте в спектаклях, дискуссиях, проявляйте инициативу везде, где есть возможность выступить публично. Если есть время и желание – найдите единомышленников и создайте дискуссионный клуб. На первых порах его можно разместить у себя дома, а позднее перенести на базу вашей работы, учебы или общественной организации.

А теперь будем избавляться от страха стрессовыми методами…

4.2. «Быстрый способ»

Как я уже писал, есть определенные технологии, которые позволяют быстро избавиться от главной проблемы – критического восприятия окружающих. Для этого нужно поднять свою стрессоустойчивость через определенные упражнения.

Логика здесь очень проста: если вы сможете выдерживать сильную критическую оценку людей (обязательно незнакомых!), то уж публично выступать и не переживать по этому поводу сможете точно!

Поехали!

Упражнение №1. «Чистота – залог здоровья»

Вы одеваетесь в костюм уборщика (уборщицы), берете ведро с водой, тряпку и швабру, идете на ближайшую остановку общественного транспорта, желательно в выходной, чтобы в автобусах было меньше народа.

Затем заходите в автобус, и приговаривая: «Чистота – залог здоровья» , начинаете мыть его вашими принадлежностями. =) При этом беседуете с озадаченными пассажирами и водителем. Проехав 5-6 остановок, вы выходите, заплатив за проезд, и повторяете это упражнение еще 5 раз. Советую начинать такое упражнение не в одиночку, так как вам будет довольно неловко делать это одному.

Упражнение №2.

Наверняка летом на улицах вашего города можно найти точки по продаже мороженого. Обычно это холодильник, рядом с ним стоит зонтик от солнца и девушка (редко парень) продает мороженое. Ваша задача – подойти к девушке и предложить свою помощь в продаже ее мороженого. Расскажите немного о себе, скажите, что проходите тренинг и это часть вашего задания.

Сочините четверостишие о компании, которой принадлежит торговая точка, после этого начните зазывать с помощью него проходящий мимо народ.

Ваша главная задача – поднять продажи в момент ваших активных действий! Делайте это в течение 20 минут. Упражнение повторите за день 3 раза на разных точках.

Упражнение №3. «С соской в торговом центре»

Купите обычную соску для детей, возьмите ее в рот и пойдите на экскурсию в ближайший торговый центр. Также это может быть рынок или подобное людное место. Подходите к разным торговым точкам с видом интересующегося покупателя. Лучше всего, если при этом рядом будет еще несколько человек-прохожих. Постойте с соской во рту в очереди за продуктами. Когда настанет время покупать, посмотрите на продавца, не вынимая соску изо рта, сделайте заказ.

Сложите продукты в сумку и как ни в чем ни бывало отправьтесь дальше. Понаблюдайте за реакцией окружающих…

Упражнение №4.

Возьмите коробку из-под стирального порошка и пересыпьте его в другую емкость. Коробку тщательно очистите. После этого насыпьте в коробку сахарную пудру (измельченный сахарный песок), возьмите ложку и направьтесь в кафе. Лучше всего, если там будет много посетителей. Прямо при них достаньте коробку из-под стирального порошка с сахарной пудрой и начните его есть ложкой прямо на глазах у людей и персонала кафе.

Пройдитесь по заведению с демонстративным видом. Если вам будут задавать вопросы, отвечайте на них, а в конце ответа предлагайте попробовать ваш вкуснейший порошок.

Первые два упражнения я сам лично проходил, проходил и более жесткие, о которых писать не буду. Думаю, что смысл вы уловили.

На основе этих упражнений можно придумать еще очень многое. Все зависит от вашей фантазии и моральной готовности.

Скажу, что лучше всего чередовать эти способы.

То есть вы сначала устраиваете себе встряску, а затем несколько раз подряд выступаете публично, но уже обладая большей стрессоустойчивостью. Ваш уровень растет и как в компьютерных играх, начиная с первого уровня, в процессе получения опыта он увеличивается.

Я знаю, что многие скажут, а где же взять смелость для таких упражнений. Друзья, но вы же хотели быстро, а за все быстрое нужно чем-то платить, в данном случае стрессом. Но уверяю вас, что при этом с вами ничего плохого не произойдет, а панический страх при публичном выступлении превратится лишь в легкое волнение, которое только поможет вам.

Пожалуйста, примите участие в опросе:

5. Видео самого провального публичного выступления...

Напоследок представляю вашему вниманию видео с самым провальным публичным выступлением перед камерой. Я уверен, что вам понравится:)

Встречайте! Петр Полячкин - оратор 21 века! (4:34)

Правила, позволяющие сделать публичное выступление
доступным для слушателей

Как начинать выступление?

Начало выступления представляет наибольшую трудность. В то же время оно является исключительно важным, ибо в этот момент ум слушателей свеж и на него сравнительно легко произвести впечатление. Если полагаться на случайность, то это может привести к слишком серьезным последствиям. Начало выступления следует тщательно готовить заранее.

Вступление должно быть кратким и состоять не более чем из одного или двух предложений. Часто можно вообще обойтись без него.

Приступайте прямо к сути вашего выступления , затратив на это минимальное количество слов. Никто не станет возражать против этого.

Не начинайте выступление с юмористического рассказа . Это не всегда бывает удачным, особенно у новичков. Лишь очень немногие люди могут с успехом рассказать смешной анекдот . Чаще всего такая попытка приводит аудиторию в замешательство, вместо того чтобы доставить ей удовольствие. Рассказ должен быть к месту, юмор должен быть глазурью на торте, но не самим тортом.

Никогда не извиняйтесь , так как обычно это раздражает слушателей. Говорите именно то, что вы собираетесь сказать, скажите это четко, быстро и сядьте на свое место.

Не начинайте ваше выступление слишком формально . Не показывайте, что вы тщательно его готовили. Оно должно выглядеть свободным, непреднамеренным, естественным. Этого можно достичь, заговорив о том, что только что произошло, или о том, о чем только что говорилось.

Чтобы завоевать внимание аудитории в начале своего выступления можно использовать следующие приёмы:

– вызвать любопытство слушателей;

– поведать интересную историю;

– начать с конкретной иллюстрации;

– задать вопрос;

– начать с какой-нибудь «потрясающей» цитаты или фактов;

– показать, что тема выступления связана с жизненно важными интересами слушателей.

Как сделать ясным смысл вашего выступления?

1. Делайте незнакомое понятным, связывая его со знакомыми предметами и явлениями.

2. Избегайте специальных терминов в своем выступлении. Излагайте свои мысли простым и понятным языком.

3. Будьте уверены в том, что предмет, о котором вы собираетесь говорить, так же ясен для вас, как солнечный свет в полдень.

4. Используйте зрительное восприятие слушателей. Когда возможно, используйте экспонаты, картинки, иллюстрации. Говорите конкретно (не говорите слово «собака», если вы имеете в виду «белого фокстерьера с черным пятном над правым глазом»).

5. Повторяйте ваши главные мысли, но не повторяйте и не употребляйте дважды или трижды одни и те же фразы.

6. Сделайте ваши абстрактные утверждения понятными, сопроводив общие категории конкретными примерами и случаями.

7. Не пытайтесь затронуть слишком много вопросов. В небольшом выступлении невозможно должным образом рассмотреть больше, чем один или два раздела большой темы.

8. Заключайте свое выступление кратким резюме высказанных вами положений.

9. Если возможно, используйте сбалансированные предложения и контрастирующие идеи.

10. Интерес заразителен. Аудитория наверняка будет им охвачена, если сам выступающий им проникнется.

Как заканчивать выступление?

Концовка речи действительно является ее самым стратегически важным элементом. То, что сказано в конце, слушатели, скорее всего, будут дольше помнить.

Не заключайте свое выступление словами: «Вот приблизительно все, что я хотел сказать по этому поводу. Так что, пожалуй, я на этом закончу». Заканчивайте, но не говорите о том, что вы заканчиваете.

Тщательно подготовьте концовку вашей речи, заранее прорепетируйте ее. Знайте почти слово в слово, как вы собираетесь закончить выступление. Заканчивайте свою речь плавно. Не оставляйте ее незавершенной и разбитой, подобно зазубренному булыжнику. Помните: хорошая импровизация – это хорошо подготовленная импровизация.

– резюмировать – вновь повторить и кратко изложить основные положения, которые вы затрагивали в своем выступлении;

– призвать к действию;

– сделать слушателям подходящий комплимент;

– вызвать смех;

– процитировать подходящие поэтические строки;

– использовать яркую цитату;

– создать эмоциональный подъем.

Подготавливая начало и конец выступления, всегда связывайте их между собой. Прекращайте выступление прежде, чем этого захотят слушатели. Помните: после пика популярности очень скоро наступает пресыщение.

Примеры публичных выступлений.

В каждом из приведенных отрывков выделены те особенности текста, которые отмечаются как имеющие положительное воздействие на аудиторию. Все выступления посвящены проблеме стимулирования педагогов к ведению методической самообразовательной работы.

1. «Уважаемые коллеги ! (обращение ). Мы не первый раз собираемся в этом году по вопросу активизации работы методических объединений (подчеркивание общности дела ). Я выражаю благодарность (называются имена, кому она адресована), поддержавшим эту линию работы школы (указание на положительные примеры ). Да, действительно, «еще одна модернизация» (кивает в сторону самого недовольного слушателя) выпала на нашем профессиональном пути (признание права аудитории на собственное мнение ). Методическая работа – составная часть всего образования, именно через нее модернизация и возможна (подчеркивание значимости ).

Я не раз говорила об итогах анализа посещенных уроков (обращение к прошлому опыту взаимодействия ). Строгая их экспертиза дает все основания считать, что они у всех нас без исключения (разделение ответственности ) построены однообразно. Только для открытого урока мы стараемся покопаться в методической литературе (открытое признание неприглядного факта ). Да, действительно, у нас маленькая зарплата, мы перегружены совместительством и подработками, наши семьи дома хотят нас видеть не только сидящими за книжками и тетрадками (предупреждение возражений ).

Свои предложения по развитию методической работы в школе я высказала на прошлом методическом Совете. Основные направления ее активизации я написала на доске (наглядное представление ). Их пять. Я прошу вас высказаться относительно их или внести свои (готовность к диалогу со слушателями )».

2. «Мы сегодня будем говорить о методической работе. Но мне хотелось бы сначала рассказать притчу про лошадь (смех) (интригующее начало ). Расхваливает мужик на базаре покупателю свою лошадь, упирая на то, что она быстро бегает. А тот ему говорит: «Тогда нужно продавать ее дешевле». «Это почему же?» – спрашивает мужик. «А вдруг она побежит быстро, да не в ту сторону?» (смех ).

К чему я это? Была я позавчера на семинаре в одной школе. Там выступает учительница с сообщением «применение НЛП на уроках математики в начальной школе». Выступает с энтузиазмом, директорам всем нравится. А я простодушно спрашиваю: «Какое лингвистическое – на математике? Какое программирование, если всегда на математике развивали мышление? Какие научные основания у этого новшества? Как это отразится на детях – сейчас и в дальнейшем?». Понимаете, куда без методического догляду эта бойкая учительница может забежать? (риторические вопросы ).

Другой пример. Стал мой сын готовиться по истории к сессии в институте, перебирает свои старые тетради. Мне тоже стало интересно вспомнить, как раньше давали материал. Открываю: на всю страницу в тетради под запись дана учителем биография Черномырдина (смех ). Конечно, нет хороших учебников по истории и все такое. А учителя хорошие есть?.. Как побежала лошадь по идеологической дороге, так ее и не остановить (проблематизация через метафору, опора на примеры из собственной жизни и работы ).

Уважаемые мои коллеги! Дорогие единомышленники! (пафосное обращение ). Мы с вами прошли не одну полосу препятствий, пройдем и эту (подчеркивание общности со слушателями, выражение уверенности в их дееспособности ). Подскажите мне слова, которыми я смогу объяснить каждому из вас, что сегодня так работать нам никто не позволит. Методическая работа – это наше лицо, это уровень нашего профессионализма. Методическая работа для учителя – это обращение к новому знанию. Без этого наша работа теряет смысл. Я – за осмысленную работу. А вы?.. (публицистичность, призыв к слушателям )».

3. «Я солидарна с предыдущими докладчиками в том, что методическая работа имеет большое значение в работе учителя (ссылка на предыдущих ораторов ). Даже тогда, когда она не оплачивается, и даже тогда, когда она проводится за свой счет, – я имею в виду курсы и методическую литературу (открытое, возможно оппозиционное, отношение к проблеме ). Представьте себе детского врача с маленькой зарплатой, который лечит, используя знания своей студенческой юности, закончившейся тридцать лет назад. Станете вы спорить с тем, что мы в такой же степени ответственны за растущего человека (сравнение )?

В своем выступлении я акцентирую внимание на том, что делает методическую работу жизненно необходимой для учителя (аннотация содержания выступления ).

Первое, о чем следует помнить (нумерация выдвигаемых аргументов ). Ребенок, которого мы учим, меняется на глазах. Пятиклассника этого года нельзя учить так, как мы учили в пятом классе нынешних выпускников. Нужно искать другие методики, даже другими словами объяснять учебный материал (приведение очевидных аргументов ).

Второе. Педагог, занимающийся методической работой, – это уважаемый нами, родителями и учениками учитель. В ситуации падения престижа нашей профессии мы обязаны (я подчеркиваю – обязаны) обеспечить уважительное отношение к нашему труду (обращение к ценностям ).

И третье. Мы – то, что оставим после себя. Что останется после нас, когда нас самих не станет? Стопка выглаженных пододеяльников?.. Если память – то пусть мы запомнимся как блестящие профессионалы своего дела. А еще лучше – как авторы «методичек», учебников и статей в наших профессиональных журналах, как делегаты съездов и конференций, как лучшие представители нашей страны (обращение к высшим смыслам ).

Спасибо за возможность обо всём этом сказать (благодарность слушателям )».

Результативность делового совещания, проводимого в форме публичных выступлений , повышается, если имеются следующие характеристики:

Ø точность приводимой информации, проверяемость фактического материала;

Ø проявление доверия слушателям, включение их профессиональной и жизненной ситуации в контекст выступления говорящего;

Ø примеры из собственного опыта и из опыта слушателей;

Ø подчеркивание значимости, престижности того, о чем говорится в выступлении;

Ø подчеркивание общих со слушателями интересов и целей;

Ø продуманная структура текста, его эмоционально-образная выразительность;

Ø чуткое реагирование на настроение аудитории;

Ø доброжелательность, непринужденность общения;

Ø предоставление возможности слушателям выбора отношения к воспринимаемому материалу, отсутствие принуждения и категоричности;

Ø налаженная обратная связь с аудиторий (подробно об этом будет сказано ниже).

Ситуация публичного выступления позволяет определить, какого типа говорения, монологического (доминантного, авторитарного) или диалогического, в большей степени придерживается оратор. Два этих типа сравниваются по нескольким показателям, приведенным в таблице.

Не всегда тема выступления дается нам кем-то заранее. Часто

приходится ораторствовать на свободную тему, и тут возни-

кает вопрос: а какую же тему для публичного выступления выбрать?

О чем поведать аудитории? При выборе темы очень важно баланси-

ровать между интересом предмета обсуждения для вас и для ауди-

Во-первых, безусловно, тема должна быть интересна и значима

для вас. Знаете, почему обычно первое выступление бывает самым

удачным и эмоциональным? Потому что оратор заряжает аудиторию

своим восторгом, азартом и интересом к теме, в которой он толь-

ко недавно разобрался. Потому что оратор передает свой восторг

от новизны материала, который он только что изучил.

Искренний интерес к теме нельзя имитировать, изобразить

или подделать. Любая аудитория без труда почувствует, насколько

вам близко и интересно то, о чем вы сами повествуете. Поэтому ин-

терес к теме выступления - ключевой фактор успеха.

тельно интересны. При этом я понимаю, что тренинги по менеджмен-

ту или построению дистрибуции могут быть более востребованными,

но не возьмусь за них. Не потому, что мне лень или не нужны деньги.

Я должен гореть темой тренинга, это должно быть мое на 100%, это

должно быть мне близко. В противном случае эффекта не будет, вы-

ступление ярким и запоминающимся не получится и, как следствие,

результата от обучения не будет.

Как-то от одного из специалистов и тренеров по публичным высту-

плениям я услышал, что слушатели - это сосуд, который надо запол-

нить. Если уж и пользоваться метафоричными описаниями, то, на мой

взгляд, публика - это не сосуд, а скорее факел, который нужно за-

жечь. И вовлеченность в тему, искренний интерес к ней, обширные знания по теме и являются тем самым огнем, которым можно раз-

жечь чувства аудитории. Не заполняйте, лучше разжигайте».

«Что делать, если тема заранее установлена, но она явного ин-

тереса не вызывает?». Друзья, ответ на-

прашивается сам собой. Единственный способ - заинтересовать

себя, найти что-то новое и необычное в теме выступления. Вам дали

тему «Контроль производства дюкер-гвоздей и распорочных дю-

белей в условиях плохой видимости на предприятии»? Хм, сочув-

ствую. Постарайтесь подойти к этому вопросу чуть шире, чем обычно.

Посмотрите историю этого вопроса, изучите инновационные техно-

логии в данной сфере, найдите забавные истории, приключившие-

ся на производстве. В любой теме можно найти интересные и увле-

кающие аспекты.

Если же приходится выступать с одной и той же темой, как «Ла-

сковый май» с «Белыми розами», то постоянно вносите что-то новое

в выступление. Новые факты и примеры, свежую статистику, актуаль-

ные образы. Даже известные музыканты, выступая с одним и тем же

хитом много лет подряд, из концерта в концерт меняют аранжировку

своего шлягера. Иначе можно сойти с ума.

Во-вторых, конечно же, тема должна быть интересной и для ауди-

тории. Мы выступаем для аудитории, поэтому ее интересы первичны.

Именно прогнозирование слушателей поможет определить, какую

тему выбрать для конкретной публики.

При этом помните, что любую тему можно повернуть таким об-

разом, чтобы удовлетворить интересы самой разной аудитории.

Вопросы отмены моратория на смертную казнь будут интересны

юристам, судьям и правозащитникам в первую очередь. Однако

если повернуть тему в русло того, что каждый из нас может стать

жертвой судебной ошибки, интерес и внимание к теме проснутся

у любого человека.

В-третьих, необходимо подумать над формулировкой темы.

Название выступления должно быть кратким, емким, ярким, образ-

ным, привлекающим внимание и, конечно же, интригующим.



 

Возможно, будет полезно почитать: