Выполнение каких обязательств предусматривает международное гуманитарное право. Современное международное гуманитарное право

Международное гуманитарное право и сфера его применения

Термин "международное гуманитарное право" является сравнительно новым. Он появился в 50-е годы 20 века. Первым его использовал Жак Пикте и определяется дословно как право войны.

В настоящее время существует несколько подходов к определению понятия:

Расширенный;

Ограниченный.

Расширенный основывается на включение в международное гуманитарное право не только право вооруженных конфликтов, но и право прав человека.

Международное гуманитарное право по этому подходу - это совокупность принципов, регулирующих международное сотрудничество по гуманитарным вопросам.

Ограниченный подход является традиционным и более распространенным.

Согласно этому подходу, международное гуманитарное право определяется как совокупность юридических норм и принципов, применяемых в период международных вооруженных и невооруженных конфликтов, регулирующих правила ведения вооруженных конфликтов, устанавливающих ответственность за нарушение законов и обычаев войны, ограничивающих или запрещающих применение средств ведения военных действий и защищающих права индивидов в ходе вооруженного конфликта.

Основная цель, которую преследует международное гуманитарное право- гуманизация вооруженных конфликтов. Этой цели соответствуют следующие функции международного гуманитарного права:

1. Организационная- заключается в упорядочение отношений между воюющими сторонами;

2. Предупредительная- заключается в предупреждении применения определенных средств и методов ведения войны. Это осуществляется путем ограничения суверенитета государств (участников вооруженных конфликтов);

3. Защитная- заключается в предоставлении покровительства различным категориям лиц.

Объектом регулирования международного гуманитарного права выступают отношения, складывающиеся между сторонами в ходе вооруженного конфликта(государство, повстанческие отряды).

Предмет регулирования международного гуманитарного права составляет вопросы, проблемы, возникшие в ходе вооруженного конфликта(права и обязанности воюющих сторон- права и обязанности оккупационной администрации, участников).

Субъектами международного гуманитарного права выступают государства, борющиеся за свободу и независимость народов и наций, а также международные межправительственные организации(участник- государство).

Основными источниками норм международного гуманитарного права являются международные договоры, письменно фиксированные соглашения. Обычай как источник норм международного гуманитарного права сохраняет свое значение.

Для международного гуманитарного права характерна универсальная кодификация- упорядочение, фиксация обычных норм осуществляется на универсальном уровне (уровне отношений между всеми государствами мира).

1. Гаагское право, основывающееся на Гаагских конвенциях (19-20 вв), Конвенции о культурных ценностях 1954 г."Правило ведения военных действий";

2. Право Женевы. Это право более древнее (вторая половина 19 в.). В 1949 году подписывается первая Женевская конвенция и два протокола;

3. Нью- Йоркское право, которое включает нормы, правила, устанавливающие защиту наиболее уязвимых категорий населения (женщин, стариков, детей), а также ограничивающих и запрещенных применение средств ведения военных действий. Здесь прослеживается слияние двух других направлений, в котором заключены нормы, регулирующие защиту прав человека в мирное время, так называемое право прав человека.

Принципы международного гуманитарного права- составляющие основы, на которых базируются нормы международного гуманитарного права- это общеобязательные правила поведения, которые обладают высшей силой, и нарушение их недопустимо.

Принципы международного гуманитарного права делятся на несколько групп в зависимости от их характера:

1. Общие принципы международного гуманитарного права, обладающие всеобщим действием, распространяющиеся на все без исключения ситуации, возникшие в ходе вооруженного конфликта.

К ним относят:

Базовый принцип, который ограничивает, либо запрещает неоправданное насилие;

Принцип не дискриминации (недопустимости), который заключается в равном обращении с индивидами, пользующихся покровительством международного гуманитарного права, где полностью исключается дискриминация нации, религии и т.п.;

Принцип ответственности. Это важнейший принцип, за нарушение норм и принципов международного гуманитарного права предполагается ответственность государств, устанавливается уголовная ответственность физических лиц, нарушивших эти нормы (руководители, исполнители). Они обязаны возместить ущерб, нанесенный противоправным поведением; государство может нести политическую и материальную ответственность. Государство также может быть подвергнуто ограничению(например, разрыву дипломатических отношений);

2. Принципы, ограничивающие воюющих в выборе средств и методов ведения военных действий:

Принцип ограничения воюющих в выборе средств в ведении войны (19 в.);

Принцип защиты окружающей среды (20 в.)- запрет на причинение средств и методов ведения войны, наносящих ущерб окружающей среде (экологическое оружие);

3. Принципы, обеспечивающие защиту участников вооруженных конфликтов:

Принцип защиты прав участников вооруженных конфликтов предполагает обязанность государства обеспечить защиту лиц, оказавшихся в его власти (защита военнопленных);

Принцип защиты некомбатантов (непосредственный участник военных действий, не принимающий участия- медицинский персонал, духовный персонал), предполагающий защиту от нападения (неприкосновенность).

Принцип неприкосновенности лиц, прекративших принимать непосредственное участие в военных действиях, устанавливается запрет убийства лиц, прекративших участие(раненных, больных военных);

4. Принципы защиты гражданского населения:

Принцип ненападения, - гражданские и отдельные лица, не являющиеся объектом нападения неприкосновенны;

Принцип ограничения по объектам- запрет на ненападение на гражданские объекты, не использующиеся в военных действиях;

Международное гуманитарное право и право прав человека это две отдельные отрасли, не взаимосвязаны.

Общие черты международного гуманитарного права и права прав человека:

1. Имеют общий объект защиты- человек;

2. Общее происхождение- общие философские и юридические основания истоков международного гуманитарного права и права прав человека;



3. Единая направленность проявляется в том, что они призваны оградить человека от угрожающей опасности (произвола государства или воюющих сторон);

4. Наличие общих стержневых норм: право на жизнь, право на недопустимость дискриминации, право на уважительное отношение, право на юридические гарантии;

5. Возможность применения прав человека в условиях вооруженного конфликта. Существует оговорка Мартенса (российский юрист- 19-20вв.), который предложил формулировку, предполагающую, что в случае проблем в гуманитарном праве, воюющие остаются под защитой и действием принципов международного права, проистекающих из требований гуманности общественного сознания.

Различия международного гуманитарного права и права прав человека:

1. По сфере применения.

2. Целями: Международное гуманитарное право преследует цель ограничить негативные последствия в конфликтах, чтобы обеспечить выживание человека в таких экстремальных условиях.

Право прав человека- обеспечить отдельным лицам возможность развития личности и гарантию защиты от произвола государства;

3. По субъектной сфере: Международное гуманитарное право регулирует отношения одного государства с другими и с его гражданами(граждане находятся в зоне вооруженного конфликта или в зоне оккупации), при этом не допускаются ограничения прав, предусмотренных международным правом- насильственные действия). Запрещается захват заложников.

Право прав человека регулирует отношения между государством и всеми лицами, которые находятся под его юрисдикцией(иностранные и собственные граждане). Ограничение прав и свобод допускается в чрезвычайных ситуациях (свобода передвижения). Допускается возможность репрессий в отношении иностранных граждан(насильственные действия и ответные действия, которые не предполагают убийство, жестокость по отношению к иностранным гражданам).

4. Различаются регламентацией отдельных прав(право на жизнь). Право прав человека предполагает абсолютный характер права на жизнь- человек не может быть лишен жизни ни при каких условиях.

В международном гуманитарном праве напротив. Право на жизнь имеют только покровительственные лица, которые находятся под покровительством международного гуманитарного права. Этим правом не наделены участники военных действий;

5. Имплементацией норм международного гуманитарного права- фактическая реализация норм международного гуманитарного права.

Формы фактической реализации имплементации:

1. соблюдение нормы предполагает реализацию норм запретов(используется норма, запрещающая причинение химического оружия);

2. исполнение нормы предусматривает определенные обязанности воюющих сторон и их активное действие по исполнению этих обязанностей (обращение с военнослужащими);

3. использование нормы не предполагает жесткого предписания определенного поведения (воюющие стороны принимают решения об использовании той или иной нормы(поощрение интеллектуального творчества военнослужащих);

4. причинение нормы главными субъектами международного гуманитарного права, государства предполагают определенные действия для выполнения предписаний. Также действия осуществляются путем принятия органами государственной власти этих предписаний, их охрану и защиту от нарушения. Эти нормы содержаться в международных соглашениях.

Механизмы, обеспечивающие имплементацию:

1. Международные механизмы- процедура расследования, установления фактов, меры принудительного характера, назначение державы- покровительницы и ее субинститутов (лицо завещает державу). Эти механизмы выполняют контрольные функции;

Процедура рассмотрения- возможность расследования определенной ситуации по просьбе заинтересованных лиц;

Постановление фактов, которое должна осуществлять международная комиссия, созданная для этого по инициативе ООН. Эта комиссия может расследовать ситуации, при этом устанавливать факт нарушения. Предположительные меры принуждения- санкции мер политического, экономического и иного характера (разрыв дипломатических отношений с государством, которым направляют соглашения);

Державы- покровительницы- государства, которое поручает другому государству охранять его интересы и интересы его граждан перед законом и государством. Держава-покровительница получает право контролировать соблюдение воюющего государства правил ведения вооруженной войны и получает право оказывать помощь покровительства гражданам государства, обратившихся к ним с данной просьбой;

Субинституты- его функции выполняют гуманитарные организации(например, международный комитет Красного Креста)

2. Национальные механизмы- закрепление во внутригосударственной правовой системе норм международного гуманитарного права, создание системы органов, обеспечивающих имплементацию норм международного гуманитарного права (органы исполнительной власти). На государство возлагается обязанность просвещения населения.

Международное гуманитарное право применяется непосредственно в двух ситуациях:

1. Ситуация международного вооруженного конфликта, т.е. вооруженное столкновение между государствами, национально- освободительные войны(вооруженное столкновение с метрополией);

2. Ситуация не международного вооруженного конфликта, т.е. столкновение антиправительственных организованных отрядов с вооруженными силами правительства. Эти конфликты являются внутренними, поскольку происходят на территории одного государства, так называемая гражданская война.

Пространственная сфера применения означает ограничительные пространственные пределы ведения войны:

Театр войны- все виды территорий, на которых воюющие вправе вести военные действия;

Театр военных действий- территория, на которой военные действия фактически ведутся.

Ряд территорий, которые не могут быть театром войны и военных действий:

1. территории нейтральных государств;

2. международные территории (Антарктида);

3. международные каналы и проливы (Панамский канал);

4. космическое пространство- запретов нет, кроме применения массового оружия уничтожения. Его можно использовать в оборонительных целях;

5. санитарные зоны;

6. открытые города (не защищаемые местности, в которых не присутствуют средства оборонительной защиты);

7. исторические памятники и религиозные объекты.

Нормы международного гуманитарного права начинают действовать после начала вооруженного конфликта.

Начало вооруженного конфликта влечет правовые последствия для воюющих сторон, которые регламентируются нормами международного права:

Разрыв дипломатических отношений;

Разрыв торговых отношений;

Прекращение действия договоров, рассчитанных на мирное время (например, договор о сотрудничестве);

Установление особого режима для граждан неприятельского государства (интернирование)- особый правовой режим, который предполагает временное принудительное задержание граждан неприятельского государства и ограничение свободы их передвижения- условия содержания военнопленных, не находящихся в более благоприятном положении.

Прекращение вооруженного конфликта влечет также правовые последствия:

Восстановление дипломатических и иных отношений;

Восстановление по желанию прежние договора, соглашения;

Урегулирование спорных вопросов, связанных с причинением имущественного ущерба захваченной территории и обмен военнопленными.

Состояние войны может быть фактическим и юридическим.

По нормам международного гуманитарного права война может быть прекращена несколькими способами:

1) временное прекращение военных действий (перемирие);

2) капитуляция- фактически задача одного государства другому(отказ одного государства о ведении войны).

Основными формами прекращения вооруженного конфликта, который означает прекращение войны являются:

Подписание декларации об окончании войны;

Подписание мирного договора.

В международном гуманитарном праве различают максимальную и минимальную защиту.

Максимальная защита распространяется на наиболее уязвимые категории населения (несовершеннолетних, на инвалидов, беженцев, на лиц, оказывающих помощь- медицинскую и духовную.

Минимальная защита распространяется на незаконных комбатантов, деятельность которых осуществляется с нарушением норм международного гуманитарного права(военные шпионы, наемники). Законными же комбатантами являются разведчики, добровольцы.

Военный шпион- лицо, которое собирает информацию в районе действия противника под тайным предлогом, скрывая свое истинное положение.

Военный разведчик- лицо, которое собирает информацию, но при этом носит форму своей армии.

Доброволец- лицо, которое добровольно, ради защиты принципов, идеалов, целей принимает участие в боевых действиях.

Наемник- лицо, которое не является гражданином данного государства на стороне которого он выступает и получает вознаграждение за свои действия.

Если незаконные комбатанты будут захвачены, они получат минимальную защиту (право на неприкосновенность, на судебные гарантии).

Войны, вооруженные конфликты до сих пор присутствуют. Международное гуманитарное право не ставит перед собой цели предупреждать войны- это цель другой отрасли- права международной безопасности, которая ориентирована на их урегулировании (право против войны).

Цель международного гуманитарного права- вырабатывать определенные правила ликвидации насилия, гуманизация вооруженных конфликтов, устранение насилия, которое несправедливо.

В настоящее пособие включены краткие ответы на вопросы по международному гуманитарному праву. Пособие составлено на основе новейшего международного законодательства и полностью соответствует программе курса «Международное гуманитарное право». Целью настоящего пособия является оказание помощи в изучении международного гуманитарного права, подготовке к сдаче курсовых экзаменов. Книга предназначена для студентов всех форм обучения высших и средних специальных учебных заведений юридического профиля.

3. Нормы и функции международного гуманитарного права

Значительное количество норм международного гуманитарного права применяется исключительно во время военных действий. Это объясняется тем, что они регулируют отношения между воюющими сторонами, которые находятся в конфликте.

Формирование норм международного гуманитарного права происходит преимущественно не на основе полученного опыта государств в период вооруженных конфликтов, а на основании заключаемых договоров между ними, а также на основе резолюций международных организаций.

Процесс формирования норм начинается с момента принятия конвенции, в редких случаях – с момента принятия резолюций международной организацией. Следующий этап – это признание государствами и международными организациями соответствующих правил нормами международного публичного права.

Действие норм международного гуманитарного права распространяется и на международные вооруженные конфликты – это вооруженные столкновения конфликтующих государств, и на вооруженные конфликты немеждународного характера – это противоборство между правительственными силами, с одной стороны, и антиправительственными вооруженными формированиями – с другой. Как правило, вооруженные конфликты немеждународного характера происходят внутри самого государства и не выходят за его пределы.

Основные нормы международного гуманитарного права содержатся в международных соглашениях, к которым относятся:

1) Женевская конвенция 1949 г. об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях;

2) Женевская конвенция 1949 г. об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море;

3) Женевская конвенция от 1949 г. об обращении с военнопленными;

4) Женевская конвенция от 1949 г. о защите гражданского населения во время войны;

5) Дополнительный протокол от 1977 г. к Женевским конвенциям, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов;

6) Дополнительный протокол от 1977 г. к Женевским конвенциям, касающимся жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера;

7) Гаагская конвенция от 1954 г. о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта;

8) Конвенция от 1976 г. о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду;

9) Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия.

Функция международного гуманитарного права – это внешнее проявление своих свойств. Выделяют:

1) организационно-управленческую функцию. Международное гуманитарное право, применяемое в период вооруженного конфликта, основывается на интересах, согласованных между государствами, для достижения цели, связанной с защитой от последствий войны, помимо этого, в условиях неэффективности внутренней правовой системы для решения этой задачи. Отсюда следует вывод, что в указанных условиях эта отрасль выполняет организационно-управленческую функцию;

2) превентивную функцию. Содержание данной функции состоит в ограничении суверенитета государств – участников вооруженных конфликтов в отношении применения ими определенных средств, способов и методов ведения военных действий;

3) правовую функцию. Роль данной функция заключается в регулировании международных гуманитарных отношений, в разработке новых норм, в толковании положений, которые действуют;

4) защитную функцию.

Иными словами, это функция безопасности, которая обязана предоставлять покровительство различным категориям людей и объектов. Кроме этого, защитная функция помогает международному гуманитарному праву претендовать на то, чтобы стать первым сводом международно-правовых норм, которые предназначены для защиты человека в период вооруженного конфликта.

Основные принципы международного гуманитарного права можно разделить на три основные группы:

1. Основные принципы обеспечения мира и мирного существо­вания:

Ненападение;

Мирное разрешение споров;

Разоружение;

Нерушимость границ;

Уважение территориальной целостности государств;

Принцип ответственности.

2. Основные принципы обеспечения сотрудничества между го­сударствами:

Уважение государственного суверенитета;

Невмешательство во внутренние дела государств;

Добросовестное выполнение обязательств по международным договорам;

Сотрудничество между государствами.

3. Основные принципы обеспечения международной защиты прав народов (наций) и человека:

Уважение прав народов и наций на самоопределение;

Уважение основных прав человека.

В условиях современного боя командиру, а тем более солдату порой тяжело разобраться в хитросплетениях права и, тем не менее, следует уяснить и запомнить основные принципы ведения боевых действий:

Законность - предусматривающий ведение боевых действий в строгом соответствии с нормами права;

Ограничения - определяющий, что право сторон применять методы и средства ведения боевых действий не является неограничен­ным (например, приказ не брать пленных является незаконным);

Различия - требующий при любых обстоятельствах проводить различия между гражданским населением и воюющими (комбатанта­ми), между военными и гражданскими объектами, на законных осно­ваниях сила может быть применена только против последних;

Соразмерности - предусматривающий нанесение противобор­ствующей стороне ущерба только в том объеме, который необходим для поражения противника. Чрезмерное насилие и разрушение воюю­щими не должно наносить ущерба гражданским объектам и вызывать потери гражданского населения несоразмерные с результатами, кото­рые необходимо получить в ходе операции. Это бессмысленно с воен­ной точки зрения, поскольку отвлекает войска от выполнения главной задачи - разгрома противника;

Гуманности - обязывает воюющих оказывать помощь и по­кровительство лицам, выведенным из строя или не участвующим в боевых действиях;

Военной необходимости - не может быть освобождено от от­ветственности лицо, совершившее преступное с точки зрения между­народного права деяние, если это деяние было совершено во исполне­ние отданного ему вышестоящим начальником приказа. Этот вопрос нашел конкретное решение в статье 8 Устава Международного Воен­ного Трибунала, которая гласит: «Тот факт, что подсудимый действо­вал по распоряжению правительства или приказу начальника, не осво­бождает его от ответственности, но может рассматриваться как довод для смягчения наказания, если Трибунал признает, что этого требуют интересы правосудия».

Основными источниками международного гуманитарного права являются следующие:

1. Петербургская декларация об отмене употребления взрывча­тых и зажигательных пуль 1868 года.

2. Гаагские конвенции:

О законах и обычаях сухопутной войны;

О положении неприятельских торговых судов при начале во­енных действий;

Об обращении торговых судов в суда военные;

О постановке подводных, автоматически взрывающихся мин;

О бомбардировании морскими силами во время войны;

О правах и обязанностях нейтральных держав в случае мор­ской и сухопутной войн и другие 1907 года;

3. Женевский протокол о запрещении на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств 1926 года.

Кроме того, важно назвать Женевские конвенции 1949 года о защите жертв войны:

Об улучшении участи раненых и больных в действующих ар­миях;

Об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море;

Об обращении с военнопленными;

О защите гражданского населения во время войны, а также Дополнительные протоколы к ним 1977 года, о которых мы уже гово­рили в первом вопросе лекции.

Приказом Министра обороны РФ Женевские конвенции и до­полнительные протоколы к ним объявлены для руководства в Воору­женных Силах, также приказ МО РФ определяет и меры по соблюде­нию норм международного гуманитарного права в ВС РФ.

Рассмотрим некоторые понятия, связанные с реализацией норм международного гуманитарного права.

Лица, входящие в состав вооруженных сил сторон, принимаю­щих участие в международном вооруженном конфликте (за исключе­нием медицинского и духовного персонала), признаются законно воюющими и называются комбатантами. Комбатанты вправе приме­нять боевые средства, выводить из строя комбатантов противника, а также любое его движимое и недвижимое имущество, используемое в военных целях. За эти действия они не могут быть привлечены к от­ветственности. Оказавшись во власти противника по причине ранения, болезни, кораблекрушения или пленения, они получают статус воен­нопленных и пользуются правовой защитой. Комбатанты обязаны со­блюдать нормы МГП и отличаться от гражданского населения при участии как в боевых действиях, так и в мероприятиях, связанных с подготовкой к бою. Как правило, военнослужащие регулярных воору­женных сил государства отличают себя ношением военной формы и знаков различия установленного образца. МГП запрещает использо­вать флаги, военные эмблемы, воинские знаки различия и форменную одежду противника в ходе боя для прикрытия военных действий и защиты своих войск. Кроме того, запрещается использовать военную форму и национальную атрибутику нейтральных государств или дру­гих государств, не участвующих в конфликте, а также отличительную эмблему ООН без разрешения этой организации.

Статус военнопленного в случае захвата противником могут также получить лица, прикомандированные к вооруженным силам, но не входящие в их штатный состав (например, гражданские члены эки­пажей военных летательных аппаратов, корреспонденты, поставщики и т.д.). Однако они должны быть обеспечены удостоверениями лично­сти, подтверждающими их положение. Статус военнопленного может быть также предоставлен проживающим на неоккупированной терри­тории, если при приближении неприятеля они стихийно берутся за оружие для оказания вооруженного сопротивления. Эти лица обязаны открыто носить оружие и соблюдать нормы МГП.

Военный плен не является ни местью, ни наказанием, а приме­няется сторонами, находящимися в международном вооруженном конфликте, как вынужденная мера, предпринимаемая для того, чтобы не допустить возвращения военнопленных в боевые порядки своих войск. Исторически в России, как и в других государствах мира, доб­ровольная сдача в плен из-за трусости или малодушия расценивалась как поступок, порочащий честь русского воина. В то же время в плену можно оказаться по различным, не зависящим от самого военнослу­жащего причинам. Устав внутренней службы ВС РФ допускает воз­можность захвата военнослужащего в плен, если он оказывается в от­рыве от своих войск и исчерпывает все средства и способы сопротив­ления или же находится в беспомощном состоянии вследствие тяже­лого ранения или контузии. Военнослужащие должны знать свои пра­ва и обязанности при нахождении в плену, которые определены Же­невской конвенцией от 12 августа 1949 года об обращении с военно­пленными.

Ранеными и больными в целях предоставления защиты, пре­дусмотренной нормами международного гуманитарного права, счита­ются гражданские лица и военнослужащие, находящиеся в районе вооруженного конфликта, которые вследствие травмы, болезни, дру­гого физического расстройства или инвалидности нуждаются в меди­цинской помощи или уходе и которые воздерживаются от любых вра­ждебных действий. К этой категории относятся также роженицы, но­ворожденные, немощные, беременные женщины. Гражданские лица и военнослужащие, которые подвергаются опасности на море или в дру­гих водах в результате несчастного случая с перевозившим их судном или летательным аппаратом и которые воздерживаются от любых враждебных действий, считаются потерпевшими кораблекрушение.

Независимо от того, к какой воюющей стороне они принадле­жат, эти лица пользуются покровительством и защитой и имеют право на гуманное обращение; им предоставляется в максимально возмож­ной степени и в кратчайшие сроки медицинская помощь.

Во всякое время, и в особенности после боя, стороны должны принять все возможные меры к тому, чтобы разыскать и подобрать раненых и больных и оградить их от ограбления и дурного обращения. Не допускается ограбление мертвых (мародерство).

Во время вооруженного конфликта запрещается:

Добивать или истреблять раненых, больных, потерпевших ко­раблекрушение;

Преднамеренно оставлять их без медицинской помощи или

Предумышленно создавать условия для их заражения;

Подвергать этих лиц, даже с их согласия, физическим увечьям, медицинским или научным экспериментам, удалению тканей или ор­ганов для пересадки, кроме случаев, когда это оправдано состоянием здоровья лица и соответствует общепринятым медицинским нормам. Упомянутые лица имеют право отказаться от любой хирургической операции.

Сторона, принужденная оставить неприятелю раненых или больных, обязана оставить вместе с ними, насколько это позволят во­енные условия, часть своего санитарного персонала и снаряжения для содействия уходу за ними.

Когда это позволяют обстоятельства, должны заключаться со­глашения о перемирии или прекращении огня, чтобы подобрать ране­ных, оставшихся на поле боя, и произвести обмен ими.

Основным международно-правовым документом, определяю­щим режим военного плена, является Женевская конвенция об обра­щении с военнопленными 1949 года, согласно которой военноплен­ными являются следующие категории лиц, попавшие во власть непри­ятельской стороны во время войны или вооруженного конфликта:

Личный состав вооруженных сил воюющей стороны;

Партизаны, личный состав ополчений и добровольческих от­рядов;

Личный состав организованных движений сопротивления;

Некомбатанты, то есть лица из состава вооруженных сил, не принимающие непосредственного участия в военных операциях, на­пример, врачи, юристы, корреспонденты, различный обслуживающий персонал;

Члены экипажей судов торгового флота и гражданской авиа­ции;

Стихийно восставшее население, если оно открыто носит ору­жие и соблюдает законы и обычаи войны.

Военнопленные находятся во власти неприятельской державы, а не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен. С ними следует всегда обращаться гуманно. Ни один военнопленный не мо­жет быть подвергнут физическому калечению либо научному или ме­дицинскому экспериментам. Запрещается дискриминация по признаку расы, цвета кожи, религии, социального происхождения. Эти положе­ния действуют и в отношении участников гражданских и националь­но-освободительных войн.

Военнопленные должны размещаться в лагерях и в условиях не менее благоприятных, чем условия, которыми пользуется армия про­тивника, расположенная в этой местности. Лагерь военнопленных на­ходится под ответственностью офицера регулярных вооруженных сил держащей в плену державы.

Военнопленных (за исключением офицеров) можно привлекать к работам, не связанным с военными действиями: сельское хозяйство, торговая деятельность, работы по домашнему хозяйству, погрузочно­разгрузочные работы на транспорте. Их нельзя лишать права перепис­ки с семьей. Они имеют право получать посылки с продуктами пита­ния, одеждой и т.д. Военнопленные могут обращаться с просьбами к военным властям, под контролем которых они находятся, направлять жалобы представителям державы-покровительницы. Военнопленные избирают из своей среды доверенных лиц, которые представляют их перед военными властями, представителями державы- покровительницы, Общества Красного Креста.

Военнопленные подчиняются законам, уставам и приказам, действующим в вооруженных силах держащей в плену державы. За совершенные проступки военнопленного может судить только воен­ный суд. Запрещаются всякие коллективные наказания за индивиду­альные проступки.

Если военнопленный предпринял неудавшуюся попытку к по­бегу, то он несет только дисциплинарное взыскание, равно как и те военнопленные, которые оказывали ему помощь. Военнопленный, совершивший удачный побег и вновь попавший в плен, может быть наказан за свой побег только в дисциплинарном порядке. Однако к нему могут быть применены более строгие меры охраны.

Военнопленные освобождаются или репатриируются тотчас же после окончания военных действий. Однако это положение не распро­страняется на военнопленных, против которых возбуждено уголовное дело, а также на тех военнопленных, которые осуждены по законам держащей в плену державы.

Конвенция предусматривает организацию справочных бюро и обществ помощи военнопленным. Для концентрации всех сведений о военнопленных предусматривается создание центрального справочно­го бюро в нейтральной стране.

Парламентер - это лицо, которое получает полномочия от сво­его военного командования для ведения переговоров с военным ко­мандованием противника. Отличительным знаком парламентера явля­ется белый флаг. Парламентер, а также сопровождающие его лица (трубач, горнист или барабанщик, лицо, несущее флаг, и переводчик) пользуются правом на неприкосновенность. Парламентер может быть принят противником или отослан обратно, но в любом случае ему сле­дует обеспечить безопасное возвращение в расположение своих войск. Белый флаг свидетельствует о намерении поднявших его лиц вступить в переговоры с противной стороной и отнюдь не означает немедлен­ную капитуляцию.

Медицинский и духовный персонал - это лица из состава во­енно-медицинской и духовной службы вооруженных сил, которые отвечают за оказание помощи жертвам вооруженного конфликта и не принимают непосредственного участия в боевых действиях. Поэтому они не считаются комбатантами. Эти лица могут быть задержаны только в том случае, когда того требуют медицинское состояние, ду­ховные потребности военнопленных. В этом случае им должна быть предоставлена такая же правовая защита, как и военнопленным. Напа­дение на персонал медицинской и духовной служб запрещается, если только их действия не противоречат их правовому положению. Воен­но-медицинский персонал имеет право на самозащиту, а также на за­щиту лиц, находящихся под их покровительством, от незаконного, с точки зрения МГП, нападения. С этой целью им разрешено носить и при необходимости применять личное оружие. Для опознания меди­цинский и духовный персонал должен носить на левой руке нарукав­ную повязку с изображением красного креста или красного полумеся­ца на белом фоне (см. рис. 13.1), а также иметь удостоверение, под­тверждающее их статус. Использование не по назначению отличи­тельной эмблемы медицинской или духовной службы запрещается. Персонал военных и гражданских медицинских служб пользуется рав­ноценной правовой защитой.

Рис. 13.1. Отличительные эмблемы «Красного креста» и «Красного полумесяца»

Персонал гражданской обороны занимается решением гума­нитарных задач по защите гражданского населения от опасностей во­енных действий, оказывает помощь в ликвидации последствий таких действий и обеспечивает выживание гражданского населения. Нево­енные организации гражданской обороны пользуются уважением и защитой. Международным отличительным знаком гражданской обо­роны является равносторонний треугольник синего цвета на оранже­вом фоне (см. рис. 13.2). На оккупированной территории и в районах боевых действий невоенный персонал гражданской обороны должен иметь специальное удостоверение.

Рис. 13.2. Отличительная эмблема персонала гражданской обороны

Уважением и международно-правовой защитой пользуется так­же персонал, деятельность которого связана с защитой и охраной культурных ценностей в период вооруженного конфликта. К культур­ным ценностям относятся движимые и недвижимые предметы и объ­екты, являющиеся культурным наследием каждого народа (например, музеи, церкви, мечети, произведения искусства, коллекции книг и т.п.). Такому персоналу, оказавшемуся во власти противника, должна быть предоставлена возможность продолжать выполнение своих функций, если культурные ценности, которые ему поручено охранять, также попадают в руки противника. Чтобы обозначить персонал, отве­чающий за защиту культурных ценностей, используются международ­но-признанные знаки, представляющие собой щит бело-голубого цве­та (см. рис. 13.3).

Рис. 13.3. Отличительные эмблемы культурных ценностей и персонала, отвечающего за их защиту

Незаконными участниками вооруженных конфликтов считают­ся шпионы и наемники.

Шпионами признаются лица, которые, действуя тайно или об­манным путем, собирают или пытаются собирать сведения на терри­тории, контролируемой одной из сторон в конфликте, для последую­щей передачи их противной стороне. Лица из состава вооруженных сил, занимающиеся сбором информации на территории, контролируе­мой противной стороной (например, войсковые разведчики), не будут считаться шпионами, если в случае захвата противником будут одеты в военную форму своих вооруженных сил.

Наемниками считаются лица, принимающие непосредственное участие в боевых действиях с целью извлечения личной выгоды. При этом они не являются ни гражданами одной из сторон в конфликте, ни лицами, постоянно проживающими на территории, находящейся под ее контролем. Не считаются наемниками военные инструкторы и со­ветники, которые официально направляются одним государством для оказания помощи в строительстве вооруженных сил в другое государ­ство, если только они не принимают непосредственное участие в бое­вых действиях.

Не являясь комбатантами, шпионы и наемники, оказавшись во власти противной стороны, не имеют права на статус военнопленного и могут быть наказаны за свои действия. Однако наказание может быть назначено им только по приговору компетентного судебного ор­гана, при этом обвиняемым должны быть предоставлены общепри­знанные гарантии судебной защиты. В Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрено наказание за шпионаж в пользу иностран­ного государства и наемничество.

Лица, не принимающие непосредственного участия в воору­женном конфликте, считаются гражданскими лицами. Все вместе взятые гражданские лица составляют гражданское население, при­надлежность к которому определяется не столько ношением граждан­ской (невоенной) одежды и признаками пола или возраста, сколько конкретными действиями конкретного лица (например, женщина в гражданской одежде, применяющая оружие, теряет право на защиту). Право вооруженных конфликтов содержит целую систему норм меж­дународно-правовой защиты гражданского населения от опасностей, связанных с боевыми действиями.

Миротворец - воин особого рода: он использует свои профес­сиональные навыки и в случае необходимости силу в интересах мира.

Воин-миротворец должен неукоснительно следовать установ­ленным нормам поведения, в том числе международно-правовым. Это позволит ему успешно выполнить почетную миссию и заслужить до­верие и уважение всех сторон, вовлеченных в конфликт, тем самым достойно представлять государство, гражданином которого он являет­ся. Русская армия всегда была известна своими гуманными традиция­ми, что подтверждается многочисленными примерами из ее истории. Так, великий русский полководец М.И. Кутузов призывал войска, на­правляющиеся под его командованием за пределы Отечества, «заслу­жить благодарность иноземных народов и заставить Европу с чувст­вом удивления воскликнуть: «Непобедимо русское воинство в боях, и неподражаемо в великодушии и добродетели мирных. Вот благород­ная цель, достойная Героев»».

Продолжая разговор о международном гуманитарном праве, рассмотрим запрещенные средства и методы ведения военных дейст­вий.

Международное гуманитарное право – это совокупность правовых принципов и норм, имеющих своей целью урегулирование отношении между конфликтующими сторонами, а также защиту основных прав и свобод граждан как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов.

Объект международного гуманитарного права – это общественные отношения, возникающие между сторонами, которые находятся в вооруженном конфликте.

Под предметом международного гуманитарного права понимаются отношения, складывающиеся по поводу ограждения жертв, пострадавших от военных действий, и правил ведения вооруженной борьбы.

Международное гуманитарное право является одной из развитых отраслей современного международного публичного права и состоит из таких двух разделов, как:

1) Гаагское право, иными словами, право войны, устанавливающее права и обязанности сторон, находящихся в вооруженном конфликте, при проведении военных действий;

2) Женевское право, или гуманитарное право, включающее в себя права и интересы раненых, больных, гражданского населения и военнопленных во время вооруженного конфликта.

Сущность рассматриваемой отрасли права заключается в:

1) защите лиц, которые прекратили принимать участие в вооруженном конфликте, к ним относятся:

а) раненые;

б) больные;

в) потерпевшие кораблекрушение;

г) военнопленные;

2) предоставлении защиты лицам, которые непосредственно не являлись участниками военных действий, а именно:

а) гражданскому населению;

б) медицинскому и духовному персоналу;

3) предоставлении защиты объектам, которые не используются в военных целях, – жилым домам, школам, местам отправления культа;

4) запрещении применения средств и методов ведения военных действий, при использовании которых не проводится различия между комбатантами и некомбатантами и которые причиняют значительные повреждения или страдания гражданскому населению и военным лицам.

Жертвы войны – это конкретные категории людей, на которых распространяется правовая защита в условиях вооруженного конфликта:

1) раненые;

2) больные;

3) потерпевшие кораблекрушение;

4) военнопленные;

5) гражданское население.

Из вышеперечисленного видно, что международное гуманитарное право устанавливает конкретные правила поведения сторон, являющихся участниками военных действий, кроме этого, старается сократить насилие, а также предоставляет защиту жертвам вооруженных конфликтов.

Основные источники международного гуманитарного права:

1) обычай;

2) нормы, которые были сформированы в обычном порядке и получили свое отображение в Гаагских конвенциях;

а) об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях;

б) об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море;

в) об обращении с военнопленными;

г) о защите гражданского населения во время войны;

Гимназия №524 Московского района

Творческая работа

Международное гуманитарное

право

Выполнил ученик 10 «А» класса

Меркоев Дмитрий

Руководитель:

Преподаватель-организатор ОБЖ

Кузьмин Дмитрий Александрович

Санкт-Петербург

2003 год

Введение (стр. 3)

1.Международное гуманитарное право - основа международной безопасности, (стр.5)

2.Право вооруженных конфликтов, (стр.12)

3.Ответственность в международном гуманитарном праве, (стр.18)

Выводы (стр.22)

Список литературы (стр.23)


Введение.

За последние пять веков по Земле пронеслось около 15 тысяч войн, которые унесли почти 4 миллиарда жизней - это соответствует 2/3 нынешнего населения Земли. Смерть и разрушения всегда были и остаются спутниками войны. Печальная история Карфагена, стертого с лица земли, на протяжении веков неоднократно повторялась.

Современное международное гуманитарное право сформировалось в основном в середине 20 века и в концентрированном виде отражено в уставе Организаций Объединенных Наций, который открыл новую эпоху в правовом регулировании международных отношений и нормативно закрепил важнейшие принципы международного права. Эти принципы не только регулируют межгосударственные отношения, но и стимулируют формирование новых. Неукоснительное уважение международной законности – это единственно возможный сегодня образ действия для каждого субъекта международного права.

В настоящее время актуальны многие проблемы международной безопасности, включая противодействие распространению оружия массового поражения, предотвращение и урегулирование региональных конфликтов, борьбу с терроризмом и наркобизнесом, обеспечение ядерной и радиационной безопасности.

Во многих странах мира, в том числе России и Соединенных Штатов Америки обострилась проблема терроризма, имеющая транснациональный характер и угрожающая стабильностью в мире.

В международных отношениях существенным является значение военно-силовых аспектов. Ряд государств, например Ирак, КНДР стремятся усилить своё влияние на мировую политику путём создания оружия массового уничтожения. Существует негативная тенденция создания структуры международных отношений, основанной на доминировании в международном сообществе развитых западных стран, при лидерстве Соединенных Штатов Америки и рассчитанной на односторонние, прежде всего военно-силовые, решения ключевых проблем мировой политики в обход основополагающих норм международного права. (по 6).

В тоже время мировое сообщество преисполнено решимостью: укреплять уважение к принципу верховенства права в международных делах; обеспечить соблюдение норм международного гуманитарного права (МГП) в областях контроля над вооружениями и разоружением; предпринимать согласованные действия по борьбе против международного терроризма.(5).

Целью данной работы является изучение некоторых военных аспектов международного гуманитарного права.

Задачи :

1.выяснить значение МГП

2.изучить следующие аспекты МГП: право вооруженных конфликтов, ответственность МГП, право международной безопасности.

1.Международное гуманитарное право - основа международной безопасности.

Международное гуманитарное право - совокупность юридических принципов и норм, которые регулируют отношения между государствами, и другими участниками (субъектами) международного общения. Система международных отношений основана на соблюдении всеми государствами общепринятых принципов международного права, исключая решения спорных вопросов и разногласий между ними и угрозы силой. Принципы международной безопасности предусматривают: обеспечение равноправной безопасности для всех государств, создание действенных гарантий в военной, политической, экономической и гуманитарной областях; безусловное уважение суверенных прав каждого народа, справедливой политики урегулирования международных кризисов и региональных конфликтов; укрепление доверия между государствами; выработка эффективных методов предотвращения международного терроризма, исключение геноцида, апартеида, фашизма, исключая из международной практики всех форм дискриминации, отказ от экономических блокад и санкций без рекомендации мирового сообщества.

Оно зародилось во время распада родоплеменных отношений и становления первых государств. В ту эпоху у древних лю­дей уже накопился опыт межродовых и межплеменных отношений. Сложились определенные правила, регламентировавшие эти отношения, которые получили закрепление в обычаях. Свод этих правил, существовавший в первобытно - общинном обществе и регулировавший отношения между родами и племенами, с определенной натяжкой можно назвать догосударственным межплеменным «правом». Затем в ходе своего разви­тия оно превратилось в международное право.

Такое догосударственное межплеменное «право» первобытного строя было слабо развито, в нем не было стройной системы, хотя уже в то время роды и племена вели между собой войны, отправляли друг к другу своих представителей, осуществляли натуральный обмен, пытались за­ключать соглашения, а это прямо говорит о зарождении норм права вой­ны и мира, посольского права, права договоров и др.

С образованием государств возникают и отношения между ними. По­является потребность урегулирования межгосударственных отношений. Здесь и рождаются первые нормы международного права, в основе кото­рых лежат уже существовавшие межплеменные правила. Так, в Древнем Риме возникает «право народов». Оно представляло собой совокупность правил, которые регулировали отношения по поводу веде­ния войн, основания царств, разделения имущества, установления границ полей, построения зданий, торговли, купли-продажи и др. «Право наро­дов» регулировало как внутригосударственные, так и частично межгосу­дарственные отношения, поскольку на начальном этапе становления ме­ждународного права не было четкого различия между внутриго­сударственным и международным правом.

В основе зарождения международного права лежит государственное разделение общества и необходимость связей между государствами. В свою очередь, межгосударственные связи обусловливаются такими при­чинами, как международное разделение труда, объединение усилий госу­дарств для решения общих проблем экономического, политического, поенного и иного характера, демографическая ситуация в тех или иных регионах планеты, время становления, формирования и развития госу­дарств, уровень знаний, степень развития коммуникационных связей, ремесел, промышленности, сельского хозяйства, религии, идеологии, культуры, военного потенциала и т.д.

Ни одно государство ни в какую эпоху не могло существовать дли­тельное время абсолютно изолированным от других государств. Тысяча­ми нитей (политическими, экономическими, военными, культурными, научными и т.д.) оно было связано с другими. Научно-технический прогресс, возникновение глобальных проблем, упрощение коммуникацион­ных связей лишь увеличивали взаимозависимость субъектов государственно-разделенного общества. Тем самым усиливалась роль норм права, регулировавших отношения между государствами. Таким образом, меж­дународное право является естественным продуктом исторического раз­вития, существует объективно и реально, и, возникнув однажды на определенной стадии человеческого общества, оно будет развиваться и далее по законам диалектики.

История международного права - неотъемлемая часть истории общества. Периодизацию развития международного права можно представить в виде четырех периодов, которые неразрывно связаны с общественно - экономическими формациями и переходными этапами от одной формации к другой. В основе каждой формации лежит определенный способ производства, а производственные отношения образуют ее сущность. Также общественно-экономическая формация охватывает и соответст­вующую надстройку (государство, право, международное право, мораль сознание, правосознание, науку, тип семьи, быт и др.)

1) 4 тыс. лет до н. э. - 476 г. н. э. - международное право Древнего мира.
Этот период соответствует рабовладельческой общественно – экономической­
формации;

2) 476 - 1648 гг. - международное право средних веков. Этот период
соответствует феодальной общественно-экономической формации;

3) 1648 - 1917 гг. - классическое международное право. Этот период
соответствует становлению капиталистического способа производства

4) международное право XX в. Этот период включает промежуток времени с 1917 г. до конца XX столетия.

Наиболее значительные даты в истории общества отмечены и в пе­риодизации истории международного права. Так, период с 4 тыс. до н.э. по 476 г. н.э. - время распада родоплеменных отношений и образования ранних рабовладельческих государств, где и зарождаются первые нормы международного права.

476 г. н.э. является годом падения Западной Римской империи, с ко­торым отмечено бурное развитие феодальных отношений. Этот новый этап (476 - 1648 гг.) в истории общества приводит к развитию и норм феодального международного права.

Центральным событием XVII в. стала Английская буржуазная рево­люция (1642 - 1649 гг.). Она дала простор установлению буржуаз­ных отношений. А в историю международного права 1648 г. вошел как год подписания Вестфальского мира после 30-летней войны (1618 -1648 гг.) и начала нового периода (с 1648 по 1917 г.) международного права. XVIII в. дал миру Декларацию независимости США (1776 г.) и Декларацию прав человека и гражданина (Франция, 1789 г.), заложившие основы права наций и народов на самоопределение, вплоть до образова­ния нового самостоятельного государства, а также основы прав и свобод человека.

Конец XIX - начало XX в. ознаменовался существенными достиже­ниями в области международно-правового регулирования. Важными ве­хами в этом направлении явились Гаагские мирные конференции 1899 и 1907 гг., созванные по инициативе России. Принятые на них документы кодифицировали правила ведения войны и мирного разрешения споров, явились значительной вехой в формировании международного гумани­тарного права. Этот период завершается окончанием первой мировой войны и созданием Лиги Наций.

В развитии общества наступает период социалистических преобразо­ваний, начало которому дала Октябрьская революция 1917 г., а 1919 г. вошел в историю международного права как год подписания Вер­сальского договора, юридически оформившего результаты первой миро­вой войны. На промежутке времени с 1917 по 1991 г. наряду с дейст­вующими нормами международного права возникли нормы, позволившие регулировать отношения между капиталистическим и социалистическим мирами.

Середина XX в. отмечена сосуществованием так называемых трех
миров, т.е. стран, ставших на путь социалистических преобразований,
стран с уже сложившимися капиталистическими отношениями и развивающихся
стран, еще до конца не определивших свое место в мировом
сообществе. В это время совершенствуются институты международного
права, а также заметен процесс объединения государств в различные организации, свидетельствующий о стремлении людей к мирному сосу­ществованию на планете Земля. Так, появился Совет Экономической Взаимопомощи (1949 г.), Организация Североатлантического договора (1949 г.), Организация африканского единства (1963 г.), и, конечно же, достижением истории человечества явился 1945 г., в котором была за­вершена вторая мировая война и основана Организация Объединенных Наций, созданная в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и развития сотрудничества между государствами.

В связи с научно-технической революцией, ростом обобществления капиталистического производства в 50-х гг. XX в. возникла так называе­мая теория конвергенции, которая свидетельствовала о происходящем постепенном сглаживании экономических, политических, идеологиче­ских и иных различий между капиталистическими и социалистиче­скими общественными системами. Рубеж 80-х - 90-х гг. XX в. показал бурный переходный период к конвергенции, связанный, по всей видимо­сти, с крушением мировой социалистической системы и распадом СССР. Сейчас трудно даже предположить, когда закончится конверген­ция. Очевидно, человечество наконец осознает, что оно принадлежит «Общему Дому» - планете Земля. Это повлечет за собой постепенное стирание границ и установление более тесных связей между государст­вами. Здесь немаловажную роль будут играть и нормы международного права.

Государства постепенно станут однородными в политическом, эконо­мическом, идеологическом смысле, где будет господствовать фактор права, сотрудничества, а не соперничества. Вследствие этого возникнет иной качественный характер международных отношений, что приведет к трансформации международного права и переходу к новому историче­скому типу общества. Каким оно будет, вопрос будущего.

Древнейшим из известных на сегодняшний день международно-правовым актом считается договор около 3100 г. до н. э., заключенный между правителями месопотамских городов Лагаш и Умма. Он подтвер­ждал государственную границу и говорил о ее неприкосновенности. По этому договору, споры сторон должны были решаться мирным путем на основе арбитража. Обязательство по исполнению договора гарантирова­лось клятвами с обращением к богам.

К первым древним договорам следовало бы отнести и договор хетт­ского царя Хаттушиля III с египетским фараоном Рамзесом II (начало XIII в. до н.э.). Это был договор, отражавший в своем тексте мир и братство двух народов, взаимную поддержку друг друга в войне против захватчиков, выдачу беглых рабов.

Международное гуманитарное право служит основой обеспечения международной безопасности и является важнейшим гарантом поддержания стабильности в мире. Международная безопасность – система международных отношений, основанная на соблюдении всеми государствами общепризнанных принципов международного права, исключая решения спорных вопросов и разногласий между ними с помощью силы или угрозы силой. Она имеет всеобъемлющий характер; включает в себя экономические, политические, военные, экологические, гуманитарные, информационные и другие аспекты. Традиционно существовавшая ранее военно-политическая безопасность государств дополнилась ныне экономической, экологической, продовольственной, информационной безопасностью. Перед человеком во весь рост встали проблемы, которые для своего решения требуют объединения усилий всех государств. Всё это позволяет говорить о возникновении и становлении всеобъемлющей системы международной безопасности.

Международная безопасность неделима. Нельзя строить безопасность одного государства (группы государств) за счёт безопасности другого государства (группы государств). Стремление к достижению военного превосходства - движущая сила гонки вооружений, антипод снижению уровня военного противостояния, а также политической, экономической и социальной стабильности. Гонку вооружений, как и ядерную войну, выиграть нельзя. Военные доктрины всех государств должны быть строго оборонительными. Ядерные и обычные вооружения и вооружённые силы государств должны быть сокращены в количественном и качественном отношениях вместе с бюджетными расходами на них и находиться на уровне разумной достаточности для обороны под эффективным международным контролем.

Международная безопасность не может строиться на основе существования и односторонних действий НАТО в обход Совета Безопасности ООН, без учёта мнений ОБСЕ и России, Индии и Китая.

Международная безопасность включает в себя и такой аспект, как универсальная система коллективной безопасности. Организацией универсальной системы коллективной безопасности является Организация Объединённых Наций, главной целью которой является поддержание международного мира и безопасности, для чего она уполномочена «принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира» (п.1 ст. 1 Устава ООН).

Устав ООН подробно регламентирует меры и способы подержания международного мира и безопасности, выдвигая на первое место их мирный, предупредительный характер: мирное разрешение международных споров (п.3 ст. 2, гл.4); запрещение применения силы или угрозы силой (п.4 ст.2); осуществление широкого сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера (п. 3 ст. 1, гл. 4, 9); ограничение вооружения и разоружения) ст. 11, 26, 47).

И только если эти предупредительные меры не принесут положительных результатов, принимаются меры принудительного характера: временные меры по пресечению нарушений мира, которые Совет Безопасности найдёт необходимым или желательным (ст. 40); меры, не связанные с применением вооружённых сил по ст.41 (полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио и других средств сообщения, разрыв дипломатических отношений); меры, связанные с использованием вооружённых сил для подавления агрессора и восстановления международного мира и безопасности (ст. 42). При этом только Совет Безопасности «определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает о том, какие меры следует предпринять в соответствии со статьями 41 или 42 для поддержания или восстановления мира и безопасности» (ст. 39). Государства всего мира обязаны подчиняться решениям Совета Безопасности (ст. 25, п.6 ст.). Таким образом, международное гуманитарное право служит основой обеспечения международной безопасности и является важнейшим гарантом поддержания стабильности в мире.

2.Право вооружённых конфликтов.

В XX в. мир пережил две мировые войны, которые были беспрецедентны по человеческим потерям и нанесенному ущербу. Развитие технологий, изобретение и совершенствование новых видов вооружения привели к тому, что на земле накоплен арсенал, кото­рого хватило бы для полного уничтожения несколь­ких таких планет, как наша. На вооружение день за днем поступает новое оружие, изобретаемое в каби­нетах ученых. Так, в ходе корейской войны начала 50-х гг. XX в. было применено 9 ранее неизвестных видов оружия, во Вьетнаме (1964-1975) - 25, в че­тырех арабо-израильских вооруженных конфликтах (60-80-е гг.) - 30, а в войне в зоне Персидского за­лива (1991) - около 100.

Наиболее смертоносное из всех изобретенных ви­дов оружия - ядерное. Усилиями многих государств
сегодня угроза глобальной ядерной войны существен­но уменьшена.

Уже со второй половины XIX в. начался процесс закрепления норм международного права, направлен­ных на защиту людей, страдающих от бедствий, вы­званных вооруженными конфликтами. Эти нормы провозглашены международными документами, со­ставившими в совокупности основу современного международного гуманитарного права.

Процесс выработки конвенций занял длительный исторический период. В 1964 – 1906 – 1929 годах были приняты краснокрестные Женевские конвенции «для улучшения участи раненых и больных в действующих армиях». В 1899 и 1907 были приняты Гаагские конвенции.

После Второй мировой войны были приняты четыре основных документа международного гу­манитарного права, существенно усилившие за­щиту жертв вооруженных конфликтов:

· Женевская конвенция об улучшении участи
раненых и больных в действующих армиях от
12 августа 1949 г.;

· II Женевская конвенция об улучшении участи
раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекру­шение из состава вооруженных сил на море от
12 августа 1949 г.;

IV Женевская конвенция о защите гражданского
населения во время войны от 12 августа 1949 г.

В 1977 г. положения этих конвенций были рас­ ширены двумя дополнительными протоколами:


жертв международных вооруженных конфликтов
(Протокол I) от 8 июня 1977 г.;

· Дополнительный протокол к Женевским конвен­циям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты
жертв вооруженных конфликтов немеждународного
характера (Протокол II) от 8 июня 1977 г.

Кроме Женевских существуют ещё и Гаагские международные конвенции, принятые на1-й(3 конвенции) и 2-й(13 конвенций) мирных конференциях в Гааге в 1899 и 1907 годах. Гаагские конвенции содержат положения о мирном разрешении международных споров, об открытии военных действий, нейтралитета, защиты мирных жителей, режиме военнопленных. Но я считаю, что название «мирная» не совсем подходящее, т.к. центром внимания обеих конференций был вопрос не о том, как устранить войны, а о том, по каким правилам их вести.

Впоследствии Гаагские и Женевские конвенции не раз нарушались в ходе войн, поэтому я считаю необходимым создание механизма правоприменительной политики, сводящей к минимуму нарушения международного гуманитарного права.

Общая защита гражданского населения от опас­ностей, возникающих в связи с военными операция­ми, возможна только при условии, что воюющие сто­роны могут отличить гражданское население от тех, кто непосредственно участвует в боевых действиях (комбатантов).

Согласно нормам международного гуманитарного права, конфликтующие стороны обязаны всегда про­водить различие между гражданским населением и комбатантами и принимать все возможные меры предосторожности, чтобы щадить гражданское насе­ление. В то же время, если гражданскому населению создают условия защиты от насилия и нападений со стороны противника, то это предполагает, что оно не участвует в конфликте.

Во время Второй мировой войны нередки были случаи, когда гражданские лица становились жертва­ми репрессий. Такие факты зафиксированы, напри­мер, в ноте Молотова германскому правительству от 27 апреля 1942 г.: «...в деревнях Лотошинского райо­на Московской области гитлеровцы замучили и по­весили 153 человека, 13 семей заживо сожгли... Толь­ко за январь 1942 г. из Харькова поступили сведе­ния о казни 370 заложников в качестве репрессий за действия партизан».

Современное международное гуманитарное право запрещает акты насилия или угрозы насилием, имею­щие основной целью терроризировать гражданское население.

Международным гуманитарным правом преду­смотрены ограничения ведения военных действий.


Схема 1. Ограничения по объектам нападения представле­ны на схеме 1.


Международным гуманитарным правом установле­ны также ограничения по средствам и методам веде­ния военных действий.

Главный принцип ведения военных действий гласит: право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы или средства ведения войны не является неограниченным.

Прогресс в сфере создания новых средств ведения войны требует постоянного усовершенствования пра­вовой базы их использования. Так, например, приме­нение удушающих газов во время Первой мировой войны привело к осознанию особой опасности этого вида оружия и его запрещению в 1925 г.

Принятые в конце XIX - начале XX в. докумен­ты, касающиеся ограничения средств и методов веде­ния военных действий, по мере возникновения новых типов вооружения были дополнены положениями конвенций, преимущественно направленных на за­прещение бактериологического и химического ору­жия или средств воздействия на окружающую среду.

Ограничение методов и средств ведения боевых действий предусматривает:

· Запрещение нападений неизбирательного характера­

Цель этого ограничения - исключить использова­ние тех методов и видов вооружений, которые не об­ладают достаточной точностью для проведения необ­ходимого различия между военными объектами и гражданскими населением и объектами, а также тех, чье воздействие не может быть ограничено во времени и пространстве.

· Запрещение нападений, которые, как можно
ожидать, вызовут потери среди гражданского на­
селения или нанесут ущерб гражданским объектам

Женевский Протокол о запрещении применения во время войны удушающих, токсических или им подобных газов и бактериологического оружия от 17 июня 1925 г. там, которые были бы чрезмерны по отношению к тому конкретному и прямому военному пре­имуществу, которое нападающие предполагают получить.

Это положение касается в том числе и наземных мин. Мины сегодня - самое смертоносное оружие. Они наносят удар вслепую и причиняют своим жерт­вам жестокие страдания и раны. В радиусе 30 м они убивают, в радиусе 100м - калечат. Большинство жертв мин - мирные жители. Многие мины сконст­руированы таким образом, что их практически невоз­можно обезвредить, у большинства отсутствует меха­низм самоликвидации. Их крайне трудно обнаружить. Часто их устанавливают в количествах, не соответст­вующих военной необходимости. Мины по-настояще­му начинают свою смертоносную работу именно тог­да, когда конфликты заканчиваются. Специалисты подсчитали, что в среднем на 20 детей в мире прихо­дится одна мина.

Противопехотные мины, установленные во время Второй мировой войны, продолжают убивать и кале­чить людей и сейчас, через 55 лет после ее окончания. Одно из главных препятствий в деле организации разминирования - его стоимость. Обезвреживание мины, на производство которой было затрачено 3 доллара США, может обойтись в 1000 долларов.

· Проявление при ведении военных действий за­боты о защите природной среды.

Современная концепция охраны окружающей сре­ды предполагает, что при ведении военных действий должна проявляться забота о защите природной сре­ды от обширного, долговременного и серьезного Ущерба в целях сохранения здоровья или выживания населения. Так, в 1976 г. была принята Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду. Она запретила применение боевых зажигательных средств против лесов и других зеленых насажде­ний.

Кстати, в России, согласно статье 358 Уголовного кодекса РФ массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способ­ных вызвать экологическую катастрофу, наказывают лишением свободы на срок от 12 до 20 лет.

· Запрещение использовать в качестве метода ведения войны голод среди гражданского населения. Нельзя подвергать нападению, разрушать, выво­зить или приводить в негодность объекты, необходи­мые для выживания гражданского населения (напри­мер, запасы продуктов питания, посевы, скот, соору­жения для снабжения питьевой водой и запасы питьевой воды, ирригационные сооружения и т. д.).

· Запрещение военных действий, основанных на вероломстве. Актами вероломства считают дейст­вия, направленные на то, чтобы с целью обмана выз­вать доверие противника и заставить его поверить, что он имеет право на защиту или обязан предоста­вить такую защиту, согласно нормам международно­го гуманитарного права.

Поэтому преднамеренное злоупотребление обще­признанными эмблемами (красного креста и красного полумесяца, белым флагом, защитной эмблемой куль­турных ценностей и другими общепринятыми защит­ными знаками) запрещено. Также запрещено во вре­мя нападения или защиты или для прикрытия воен­ных действий использование национальных символов (флагов, военных эмблем, форменной одежды и т. п.) стороны противника, а также национальных симво­лов и эмблем государств, не являющихся сторонами в конфликте.


Международное гуманитарное право, основные до­кументы которого ратифицированы почти всеми госу­дарствами мира, ограничивает право сторон исполь­зовать определенные методы и средства ведения военных действий и обязует каждого, кто принимает участие в военных действиях, следовать правилам, позволяющим регулировать отношения между сторо­нами в вооруженном конфликте, и обеспечить защиту тем, кто не принимает в нем участия.

· Не принята конвенция «о запрещении ведения воздушной войны», потому что многие военные объекты маскируются под гражданские и часто сконцентрированы у гражданских объектов. При воздушной бомбардировке или воздушном обстреле практически невозможно попасть только в военный объект, не задев гражданский.

3.Ответственность в международном гуманитарном праве.

Международное право предусматривает ответствен­ность государств и отдельных лиц, нарушивших пра­вила ведения войны. Физические лица за совершение преступлений, про­тив мира, военные преступления и преступления против человечности подлежат уголовному наказанию.

К преступлениям против мира относятся: планирова­ние, подготовка, развязывание или ведение агрес­сивной войны и пр.

Военные преступления - убийства, истязания, увод в рабство или
для других целей гражданского населения оккупированных территорий;
убийства или истязания раненых, больных, военнопленных, заложников,
бессмысленное разрушение городов и строений, ограбление или уничто­жение общественной или частной собственности и др.


Формы международно-правовой ответственности.

политическая

Материальная

Индивидуальные и коллективные принудительные меры, применяемые для предупреждения или в качестве ответной меры на совершенное международно-правовое деяние

Репарации

Возмещение причиненного материального ущерба государством-агрессором натурой или деньгами

Сатисфакция

Предоставление удовлетворения пострадавшему государству (выраже­ние сожаления, публичное извинение, наказание виновных, оказание особых почестей пострадавшему государству)

Реституции

Возврат в натуре иму­щества, неправомерно изъятого и вывезенного воюющим государст­вом с территории про­тивника


Таблица 1.


Преступления против человечности - убийства, истребление, пора­бощение, ссылки и другие жестокости, совершенные в отношении граж­данского населения до или во время войны, или преследование по поли­тическим, расовым или религиозным мотивам с целью осуществления
преступлений или в связи с любыми преступлениями, подлежащими
юрисдикции Трибунала, независимо от того, являлись ли эти действия
нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или
нет (ст. 6 Устава МВТ).

Военные преступники подвергаются наказанию по законам страны, на территории которой они совер­шили свои деяния. В некоторых случаях для этого создаются международные суды. Согласно нормам международного права государства обязаны ввести в действие национальные законы, необходимые для обеспечения эффективного преследования военных преступников. Это обязательство возложено как на воюющие, так и на невоюющие государства. Наказа­ние должно применяться ко всем виновным: собст­венным гражданам и иностранцам, независимо от места и времени совершения ими преступлений. Международно-правовыми актами предусмотрена возможность выдачи преступников. Московской декларацией от 30 октября 1943г. опреде­лено, что военные преступники должны быть «отосла­ны в страны, в которых были совершены их отврати­тельные действия, для того чтобы они могли быть су­димы и наказаны». Нормами международного права установлен и круг лиц, на которых не распространяются сроки давности за совершение преступления против мира, военные преступления и преступления против человечности. К таким лицам относятся: исполнители и участники преступлений; те, кто непосредственно подстрекает к совершению; представители государственной власти, допустившие их совершение.

На военных преступников не распространяются нормы, регулирующие право убежища. Декларация о территориальном убежище от 14 декабря 1967 года закрепила норму, согласно которой на право искать убежище и пользоваться им «не может ссылаться никакое лицо, в отношении которого существуют серьёзные основания полагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечности».

Вот яркий пример преступления политических деятелей против мира. США и другие члены НАТО, развязав агрессию против Югославии, совершили преступление против мира (планирование, подготовку, раз­вязывание и ведение агрессивной войны или войны в нарушение между­народных договоров: Пакта


Бриана - Келлога 1928 г., Устава ООН, Се­вероатлантического договора 1949 г.), а также военные преступления (нападение и уничтожение гражданских объектов, домов мирных жите­лей, средств и объектов жизнеобеспечения населения, объектов, содер­жащих угрозу массового уничтожения населения (гидроэлектростанции, химические предприятия, нефтехранилища и др.), поездов и автобусов).

Президент США Б. Клинтон, государственный секретарь М. Ол­брайт, министр обороны США У. Коэн, Генеральный секретарь НАТО X. Солана, Верховный главнокомандующий вооруженными силами НАТО в Европе У. Кларк совершили преступления, предусмотренные Уставом Международного военного трибунала, за которые главные воен­ные преступники Германии и Японии были осуждены и повешены. Все эти лица должны предстать перед Международным трибуналом по Юго­славии с учетом положений Конвенции о неприменимости срока давно­сти к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г. независимо "от виновности или невиновности Президента Юго­славии С. Милошевича. Другие руководители стран НАТО являются со­участниками коллективной агрессии против Югославии.

Я считаю, что жестокие меры ответственности, закрепленные в международном гуманитарном праве являются хорошим превентивным фактором военных преступлений.

Как показала международная практика государств и многочисленные локальные войны и межэтнические конфликты, международное право в период вооруженных конфликтов и поныне сохраняет свою актуаль­ность и нуждается в постоянной корректировке и развитии.

Выводы.

1.Международное гуманитарное право- совокупность юридических принципов и норм, которые регулируют отношения между государствами, и другими участниками (субъектами) международного общения.


2.Международное гуманитарное право служит основой обеспечения международной безопасности и является важнейшим гарантом поддержания стабильности в мире.


3.Наиболее актуальной проблемой в сфере международной безопасности является соблюдение всеми субъектами международного общения принципов и норм международного гуманитарного права.

Литература.

1.Большая Советская энциклопедия, том 14.:М. : «Советская энциклопедия»,1929г. с.:151-152, 154-156.

2.Большая Советская энциклопедия - Том 25. Москва. : советская энциклопедия 1932г.-с.130-132.

3.Большой энциклопедический словарь. 2-е издание- М.: «Большая российская энциклопедия»; СПб.: «Норинт»,2000г.-1456с.

4.Всемирная история войн. Книга 1. Полигон – АСТ, СПб - Москва, 1997.

6.Концепция национальной безопасности Российской Федерации \\Методические материалы и документы по курсу ОБЖ: книга для учителя \ под общей редакцией А. Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2001г. с.105-114

7.Международное публичное право. Учебник. Издание второе \ Под редакцией К. А. Бекяшева. - М.:ПБОЮЛ Грачёв С. М., 2001. – 640с.

8.Основы безопасности жизнедеятельности.11кл.: Учебник В. В. Марков, В.Н.

Латчук, С. Н. Миронов, С. Н. Вангородский-2-е издание.:М: Дрофа, 2001-288с.

9.Права человека. Основные международные документы: Сб. документов. – М.: Междунар. Отношения, 1989. – 160 с.



 

Возможно, будет полезно почитать: